Автор Лариса Зотова На чтение 6 мин Просмотров 11.2к.
Обновлено
Уважаемые выпускники! Предлагаем вам познакомиться с вариантами итогового сочинения по теме «Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?», в которых автор раскрывает тему на материале художественных произведений русской и зарубежной литературы.
Вариант 1
Ученые стремятся привнести в этот мир что-то новое. Они исследуют природные явления, возможности человеческого организма. Их целью зачастую становится воплощение в жизнь мечты. А мечтают люди о многом: о покорении океана, вселенной, о бессмертии, вечной молодости, больших деньгах и большой власти. Стремясь к открытиям, ученые не всегда хорошо продумывают, что принесет их изобретение человечеству. Более того, есть мнение, что наука лишена нравственности. Для многих ученых важно подтвердить свои догадки, заставить работать изобретенное им устройство. Что с их изобретениями будут делать люди дальше, их мало волнует. А так не должно быть. Ученый не должен забывать о своей ответственности за совершенные им открытия.
О гениальном исследователе, хирурге идет речь в романе М. Булгакова «Собачье сердце». Профессор Преображенский проводит медицинские исследования и эксперименты. Он многого достиг в области омоложения человеческого организма. У него большая практика, много пациентов. Профессор проводит уникальные операции. Пересадка гипофиза от человека к собаке – одна из них. Результат операции был ошеломительным: милый пес Шарик превратился в грубого, наглого, неотесанного Полиграфа Полиграфовича. Создатель ужаснулся своему творению и провел операцию, вернувшую жизнь Шарику. Профессор правильно оценил ситуацию, проведенная им операция не вошла в научные труды, никто не смог воспользоваться открытием, преследуя неблаговидные цели. Было уничтожено все, что напоминало об этом неудавшемся эксперименте. А ведь могло бы случиться, что Шариков стал бы плодить себе подобных. Это не украсило бы общество.
Человек любой профессии несет ответственность за результат своего труда. Ученые не являются исключением, даже наоборот, их ответственность очень высока. Их действия оказывают влияние на судьбу человечества, планеты, от них зависит, каким будет окружающий мир.
А. Беляев в романе «Человек-амфибия» рассказывает удивительную историю, связанную с работой доктора Сальватера. Операции, проводимые ученым, спасали жизнь многим людям. Часто он делал их совершенно бесплатно, за что был почитаем индейцами. Однажды он спас жизнь ребенку, пересадив ему жабры акулы. Став взрослым, юноша, чувствующий себя в океане своим, совершенно не был знаком с человеческой жизнью. Это доставляло ему страдания. К тому же он стал жертвой алчных людей, которые хотели превратить его в раба, достающего со дна океана жемчуг и сокровища затонувших кораблей. Доктор Сальватор очень переживал за судьбу Ихтиандра, которого считал своим сыном. Он держал в тайне информацию о проводимых экспериментах, чтобы они не стали достоянием корыстолюбивых людей, которые в своих делах не руководствуются нравственными ориентирами. Он вел тщательный отбор сотрудников, которые служили ему верой и правдой, ни с кем не разговаривали о том, что видели в доме доктора. В этом проявлялась его ответственность как ученого за свои научные открытия.
Приведенные примеры перекликаются друг с другом. Героями произведений являются гениальные врачи, которые, используя опыт предшественников, идут дальше. Они проводят собственные успешные исследования. Их деятельность несет людям добро. Не все свои открытия они торопятся обнародовать. Понимание ответственности перед человечеством помогает снизить риски.
Достижениями ученых могут воспользоваться совсем не так, как они предполагают. Всегда находятся предприимчивые люди, которые не гнушаются ничем, лишь бы получить выгоду. Ученые должны предвидеть такие последствия, поэтому не всегда нужно торопиться дарить людям результаты своих трудов.
Вариант 2
Воланд в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» сказал: «Будьте осторожны со своими желаниями…» В реальной жизни то, что рисует фантазия, может иметь нежелательные последствия. Работа ученого требует больших знаний, терпения и, конечно, ответственности. Многие открытия и изобретения можно употребить как во благо, так и во зло. Это зависит от того, в чьи руки попадет изобретение. Как правило, люди алчные, властолюбивые, не заботятся о благе окружающих. Для них главным является собственное благосостояние. Иногда ученый должен пожертвовать своим тщеславием и сохранить открытие в тайне, чтобы оно не оказалось в руках жестоких и беспринципных рвачей. Страшно, когда сам ученый оказывается циничным и жестоким человеком.
В произведении Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой» главным героем является умный, благородный человек капитан Немо. Познав на Земле человеческую жестокость, горечь утрат, он большую часть жизни проводит под водой. Вместе с единомышленниками он построил подводную лодку «Наутилус», которая стала его домом. Судно было оборудовано по последнему слову техники. Немо использовал дары природы для всех нужд. Электричество, пищу, одежду капитану и его команде давал океан. Наученный горьким опытом Немо не торопился делиться своими открытиями и изобретениями с людьми. Его можно понять: страшно представить, на что еще способны люди, убивающие ни в чем не повинных женщин и детей. Если в их руки попадет аппарат, повышающий человеческие возможности, то они употребят его только на удовлетворение своих непомерных амбиций, наживы, порабощения других людей.
Эту мысль подтверждает и произведение А. Беляева «Голова профессора Доуэля». Ученик профессора воспользовался ситуацией для достижения мировой славы и богатства. В свое время Доуэль завещал свое тело после смерти науке. Приступ астмы, случившийся у профессора, позволил Керну провести научный эксперимент, воспользовавшись беспомощностью Доуэля. Он позволил профессору умереть, после чего отделил гениальную голову от тела и присоединил к аппарату, поддерживающему жизнедеятельность головы. После этого он заставляет бывшего руководителя продолжать эксперименты, которые намерен выдать за свои. Ведь для всех Доуэль мертв. Поступок Керна говорит о полном отсутствии у него моральных принципов. Он жесток, беспощаден, тщеславен. Желание присвоить себе открытия и знания своего руководителя толкают его на преступление. Профессор Доуэль также виноват в том, что с ним произошло. Увлекшись научными изысканиями, он перестал контролировать ситуацию, он не понял, что за человек находится рядом с ним. Это стоило ему жизни, а его открытие попало в руки нравственно нечистоплотного человека.
В наше время медицина достигла высоких результатов в области трансплантации человеческих органов. Идет настоящая борьба за доноров. Находятся люди, которые идут на преступления, чтобы продать требующиеся органы. Стремление к богатству становится движущей силой и целью жизни этих людей. Ради материального благополучия они способны даже на убийство.
Данные примеры подтверждают мысль о том, что ученый, совершивший открытие, должен отвечать за его последствия. Андрей Сахаров, создавший страшное по своей разрушительной силе оружие, оставшуюся часть жизни боролся за прекращение гонки вооружений, желая оградить человечество от смертоносного изобретения.
С аргументами по направлению «Цивилизации и технологии – спасение, вызов или трагедия?» можно познакомиться, пройдя по ссылке https://literoved.ru/bank-argumentov
Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация для подготовки к итоговому сочинению по направлению «Я и другие»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
«Я
и другие»
Итоговое сочинение 2020 -
2 слайд
-
3 слайд
-
4 слайд
-
5 слайд
-
6 слайд
-
7 слайд
-
8 слайд
-
9 слайд
-
10 слайд
-
11 слайд
-
12 слайд
Описание слайда:
Я
и другие… -
13 слайд
Описание слайда:
Комментарий от ФИПИ к направлению итогового сочинения: «Я и другие»
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему
-
14 слайд
Описание слайда:
1. Сходства и различиями между мной и «другими».
2. Формы человеческих взаимоотношений. Взаимопонимание (дружба, любовь), конкуренция, конфликт. Поиск взаимопонимания, согласия. Причины конфликтов, пути их разрешения. Диалог людей, культур.
3. Отношение человека к «другому»: зависть, милосердие, ненависть, любовь и др.
4. Личность (человек) и общество. Противостояние толпе (бунтарство), приспособление (компромисс, конформизм). Проблема самоопределения человека в социальной среде. Толерантность. Эгоизм.
5. Маленький человек, лишний человек в обществе
Аспекты направления «Забвению не подлежит» -
15 слайд
Описание слайда:
Я — употребляется для обозначения себя самого в окружающей среде как личности.
Другой — это любой, кто не является мной, отличается от меня, не тождественен мне и даже противостоит мне, кого я не могу до конца понять, но в то же время этот «другой» относится, как и я, к человеческому роду, что сближает нас -
16 слайд
-
17 слайд
-
18 слайд
-
19 слайд
Описание слайда:
Афоризмы и цитаты «Я и другие»
Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека… (В.Г. Белинский)
Мы не любим людей не потому, что они злы, но мы считаем их злыми потому, что не любим их. (Л.Н. Толстой)
Любовь есть невероятное по мощи влечение душ друг к другу. (Б. Васильев)
Никто не смеет соваться в чужую жизнь. Пусть человек решает сам за себя. Помочь ему — можно, а указывать — нет. (Д. Стейнбек)
Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других. (Вольтер)
Людской коллектив, если он насчитывает хотя бы три человека, имеет тенденцию делиться — судя по всему спонтанно — на два враждующих лагеря. (М. Уэльбек) -
20 слайд
Описание слайда:
Афоризмы и цитаты «Я и другие»
Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя. (Гегель)
Люди не сходны: те любят одно, а другие — другое. (Гомер)
Когда я начал любить себя, я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в правильном месте в правильное время, и все происходит исключительно в нужный момент, поэтому я могу быть спокоен. Теперь я называю это «Уверенность в себе». (Ч. Чаплин)
Все наши взаимоотношения с окружающим миром отражают наше отношение к самому себе. (Луиза Хей)
Дружба с самим собой — очень важная вещь. Потому что не подружившись с собой, ты не сможешь дружить больше ни с кем. (Э. Рузвельт)
Нет худшего наказания для человека, чем остаться одному. (А. Нортон) -
21 слайд
Описание слайда:
Афоризмы и цитаты «Я и другие»
Каждый человек для одного бывает хорош, а для другого – плох. (Э. М. Ремарк)
Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента. (К. Г. Юнг)
Осознание и знание того, что на Земле еще есть человек, с которым у тебя есть взаимопонимание, даже несмотря на разную форму обрамления мыслей, способно превратить жизнь на Земле в Рай. (Гете)
Мы не ищем никого, кроме человека. Нам не нужны другие миры. Нам нужно наше отражение. Мы не знаем, что делать с другими мирами. (С. Лем) -
22 слайд
Описание слайда:
Темы сочинений «Я и другие»
Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?
Какова роль любви в жизни человека?
Как понять другого человека?
Какова роль дружбы в жизни человека?
Как вы понимаете выражение «быть самим собой»? Почему важно быть толерантным?
Всегда ли нужно избегать конфликтов?
Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»
Может ли человек жить вне общества? -
23 слайд
Описание слайда:
Темы сочинений «Я и другие»
Может ли человек выжить без общения? Чем опасны конфликты?
Почему люди не понимают друг друга?
Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе?
Что такое толерантность?
Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
Личность и общество: возможна ли гармония?
Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других? -
24 слайд
Описание слайда:
Темы сочинений «Я и другие»
Какие люди остаются в истории?
Как произведения искусства становятся бессмертными?
Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
Согласны ли вы с тем, что культура – это память человечества?
В чём заключается ценность исторического опыта?
Почему важно помнить прошлое?
Кого можно назвать великим учителем человечества? -
25 слайд
Описание слайда:
Темы сочинений «Я и другие»
Почему многие люди зависят от мнения окружающих?
Может ли человек жить вне общества?
Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?
Что сближает людей?
Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности?
Почему общество не принимает некоторых людей? -
26 слайд
Описание слайда:
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Влияет ли общество на человека? Да, его воздействие отражается на формировании ценностей, особенностей поведения и черт характера. Этот процесс четко проиллюстрирован в данном романе. Онегин был вхож в высшие круги общества, он воспитывался как дворянин, поэтому с людьми обращался специфично, и понимание морали у героя сформировалось извращенным. Презрение к мнению других, отрицание дружбы, гордыня ярко проявлялись у Евгения. Герой отказывался признать свою неправоту и вместо извинений перед Ленским предпочел дуэль. У Онегина были порывы признать свою вину во избежание схватки, но мысли о том, что его посчитают трусом, не позволили молодому человеку сделать этого. В дуэли Евгений одержал победу, но убийство сделало его изгнанником и принесло лишь страдания. Под влиянием общества Онегин стал марионеткой. Он не обладал индивидуальностью, а поступал так, как требовало того окружение
-
27 слайд
Описание слайда:
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Кто такой лидер? Это человек, способный увлечь людей своими идеями, повести их за собой. Именно таким и был герой романа Евгений Базаров. Он смело заявлял о том, что является нигилистом, и делился с окружающими своими оригинальными взглядами. У героя появились сторонники и даже фанаты. Один из таких – Аркадий Кирсанов, который соглашался со всем, что говорил Базаров, даже если это было для него чуждо. Поклонники героя Ситников и Кукшина, стремились повторять за Евгением не только его идеи, но и манеры. Даже на убеждения старшего поколения Базаров смог повлиять благодаря своему ораторскому мастерству. Лидер он таков – целеустремленный, убедительный, смелый и умеет управлять обществом
-
28 слайд
Описание слайда:
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Зачастую талантливые люди остаются непонятыми в коллективе. Почему так? Скорее всего из-за того, что общество привыкло к общепринятым нормам и не желает менять свои убеждения. Наглядно это показано в данной пьесе. Чацкий со своими новаторскими идеями и высказываниями о существующих пороках остался непринятым фамусовским обществом. Причина этому то, что московские дворяне хотели избежать ежедневных убеждений о своей ничтожности на фоне «живого» ума и независимых высказываний Александра. Обществу пришлось бы перестраивать систему уже сложившихся взаимоотношений, чего никто не желал. Для них было вполне приемлемым крепостное право, социальная несправедливость, кумовство. Также общество привыкло приклоняться перед иностранной культурой. Потенциал Чацкого не оценили по достоинству лишь потому, что его принятие в общество привело бы к вынужденным переменам и нежелательным разоблачениям
-
29 слайд
Описание слайда:
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Под силу ли одному человеку повлиять на общество, изменить его? Многие считают, что вряд ли. Доказывает это и данный роман. Даже выдающаяся личность Наполеон, который был возвышен народом и имел большое влияние, не смог справиться с прогрессирующим моральным разложением французской армии. Придя в Москву, солдаты набросились на оставленные богатства и попросту превратились в мародеров. Не зависимо от указаний «сверху», армия Бонапарта продолжала пьянствовать и развращаться, и в итоге стала жертвой собственной жадности. После поражения солдаты не отступали вместе – каждый хотел увезти с собой награбленное
-
30 слайд
Описание слайда:
М.Горький «Детство»
Влияет ли происхождение человека на формирование его мировоззрения? Да, и кроме того, оно зачастую определяет также его социальный статус и отражается на судьбе. Это явно показано в повести Горького «Детство». Главный герой Алеша из крестьянской семьи, которая всегда была нищей. После смерти отца он с матерью переезжает к деду Василию. У них в семье все строго, каждая копейка на счету. Дед Василий рос без отца и ему пришлось с малых лет работать. Много своего здоровья потратил, надрываясь за гроши. По меркам своей среды он достиг успеха, но постоянная нехватка денег сделала деда Василия жадным и даже жестоким. Его сыновья выросли такими же: для них наследство было важнее отца. Большая вероятность, что именно происхождение формирует взгляды человека на окружающий мир и становится ориентиром на его жизненном пути
-
31 слайд
Описание слайда:
В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Из-за чего общество может не принять человека? Из-за непонимания, из-за отличия. В романе описана история Квазимодо, мальчика, родившегося горбуном. Родители оставили малыша на произвол судьбы, поскольку испугались его искаженных черт лица. В то время внешность играла важную роль, а ее изъяны считались отметинами сатаны. Покинутого на площади дитя горожане желали убить только потому, что он имел уродства, а значит был посланным дьяволом. Спас Квазимодо священник. Он выучил его, и парень стал работать звонарем в соборе. Квазимодо практически не выходил из дому, не доверял людям и даже боялся их. Общество отказалось от главного героя только потому, что его обличие вызывало страх, а загадку происхождения его увечий никто разгадать не мог из-за своего невежества
-
32 слайд
Описание слайда:
В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Из-за чего общество может не принять человека? Из-за непонимания, из-за отличия. В романе описана история Квазимодо, мальчика, родившегося горбуном. Родители оставили малыша на произвол судьбы, поскольку испугались его искаженных черт лица. В то время внешность играла важную роль, а ее изъяны считались отметинами сатаны. Покинутого на площади дитя горожане желали убить только потому, что он имел уродства, а значит был посланным дьяволом. Спас Квазимодо священник. Он выучил его, и парень стал работать звонарем в соборе. Квазимодо практически не выходил из дому, не доверял людям и даже боялся их. Общество отказалось от главного героя только потому, что его обличие вызывало страх, а загадку происхождения его увечий никто разгадать не мог из-за своего невежества
-
33 слайд
-
34 слайд
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Самое лучшее стихотворение Д.Улзытуева
-
«Познание мира через звуки в произведении В.Г.Короленко»Слепой музыкант»
-
Литературно-музыкальное мероприятие для уч-ся 7-11 кл. «Память — неподвластна бегу времени…»
-
Презентация к литературной гостиной, посвященной поэзии В.Хлебникова
-
Урок-викторина в 7 классе «Русские поэты о родной природе»
-
Статья «Методика организации и проведения отдельных видов литературных игр»
-
Презентация по литературе «Знатоки сказок» (5 класс)
-
Презентация по литературе на тему «Джанни Родари. Биография.»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5436815 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
Нашу огромную планету населяет большое количество людей, и они все очень разные по характеру, по темпераменту, по возрасту, по национальности, по половой принадлежности. Бывают такие моменты, когда люди совсем не понимают друг друга. Когда же возникают такие ситуации?
Во-первых, взрослые и дети часто конфликтуют. Это борьба поколений, где взрослые были воспитаны по старым традициям и устоям наших бабушек и дедушек. Современное поколение отказывается понимать старые способы воспитания и культуру в целом.
В прошлом конфликт поколений не была столь явной и ощутимой, так как шло медленное развитие общества. Взрослого человека принимали как «мудрого человека», и он был источником знания, уважения и мудрости.
В нашем мире дети могут получать знание и опыт из интернета, телевизора, и только в последнюю очередь они обращаются к старшим. Развитие идет быстрое и уважение к старшим теряется. Только, по моему мнению, воспитание человека зависит от родителей.
И.С. Тургенев ярко показал конфликт поколений в своем замечательном произведении «Отцы и дети». Павел Петрович Кирсанов, который является поколением «отцов», и Евгений Базаров, относящийся к ряду «детей», вступают друг с другом в спор, они обсуждают политику, социальную и культурную сторону жизни и у героев, разного поколения, наблюдаются совершенно противоположные взгляды. И.С. Тургенев показывает, что герои не понимают друг друга, потому что просто не хотят понимать друг друга. Они видят мир разными глазами, и каждый прав сам за себя и за свое поколение.
Во-вторых, непонимание между людьми зависит от характера и темперамента человека, есть люди спокойные, мечтательные и тихие, а некоторые очень вспыльчивые и активные. Такие собеседники имеют разные мнения. В литературе это можно проследить в произведении А.Н. Островского «Гроза», где две героини Екатерина и Варя отличаются разными взглядами на многие вещи.
Хочется отметить такое произведение как «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Разные сословия никогда не понимали друг друга и это третья причина, почему люди не могут прийти к единому мнению. Разный уровень жизни, разный уровень комфорта и удобств, разные судьбы и мировоззрения приводят к непониманию помещика жизни крестьян. Даже взгляды на то, как нужно проживать каждый день можно проследить в данном произведении. Крестьянин готов работать и посвятить свою жизнь работе, чтобы прокормить семью, детей, а дворянин стремится посещать светские мероприятия, отдохнуть на природе, поехать на охоту или праздно провести время.
В заключении хочется сказать, что мир огромен, сколько людей, столько и мнений. В данном сочинении рассмотрены еще не все конфликты, возникающие в современном мире. Писатели точно описали все проблемы общества в своих произведениях. Благодаря им мы узнаем и обсуждаем, а также находим решения всех непониманий в человеческом обществе.
Поделиться
Аргументы по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» для итогового сочинения 2020-2021.
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Спор «века нынешнего» и «века минувшего» вечен, потому что каждое новое поколение отличается от предыдущего привычками, нравами, ценностями и некоторыми особенностями культуры.
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» как раз показан такой конфликт. Александр Андреевич Чацкий, главный герой пьесы, человек «века нынешнего»: он целеустремлён, патриотичен, желает принести пользу, не готов мириться с дворянской вседозволенностью.
Во многом Чацкий напоминает человека моего поколения: молодые люди двадцать первого века, как и главный герой комедии, хотят быть услышанными, им досадно, когда их не понимают или не слушают.
С одной стороны, это можно посчитать юношеским максимализмом, который проявляется у любого человека в молодом возрасте, но с другой, – именно сейчас «век нынешний» становится более смелым, независимым от мнений и указаний от людей, которые старше, богаче или влиятельнее их.
Александр Чацкий прекрасно чувствовал бы себя среди людей двадцать первого века. Он не терпит унижений и непонимания, готов бороться с произволом столько, сколько понадобится.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» вышел в эпоху перемен, когда многое зависело от молодого поколения, потому что именно этим людям предстояло развивать страну, совершенствовать её и двигать вперёд.
Во все времена важны такие люди, как Евгений Базаров, главный герой романа: он посвящал свою жизнь науке во благо общества, искренне хотел помочь России. Был патриотом, его волновала судьба Родины.
Однако, у Базарова допустил огромную ошибку: он не верил ни во что, кроме науки, ему казалось, что вера в Бога, искусство, любовь – это вовсе не серьёзно, они не приносят никакой пользы.
Когда Евгений Базаров встречает Одинцову, он влюбляется в неё. Любовь делает его мягче, чувствительнее, к тому же ему становится понятно, что жизнь сложнее схемы. Однако главный герой до конца жизни сохраняет своё мировоззрение, и это достойно уважения.
Базаров побеждён; побеждён не случайностями жизни, а самой идеей жизни. Он бунтует, отрицает красоту, чувства, всё то, чем живёт человеческая душа, и это отталкивает от героя, но его сила духа, страстное желание быть полезным, наоборот, привлекает и завораживает.
В двадцать первом веке многие люди похожи на Базарова стремлением быть полезным, нужным для общества. Пытаюсь принести пользу этому миру, важно помнить, что духовный мир так же важен, как наука и развитие.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
В романе-эпопее великого писателя Л.Н. Толстого «Война и мир» множество интересных героев, один из таких – Пьер Безухов. С самого начала мы понимаем, что он отличается от общества, в котором находится: в салоне Анны Павловны Шерер все поражаются его смелым высказываниям о том, что Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил её злоупотребления, удержав всё хорошее.
Однако, главный герой против войны. он считает, что любой конфликт можно решить, не применяя насилия. И в этом Пьер Безухов похож на самого Толстого: писатель упоминает в романе, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
Пьер Безухов похож и на человека двадцать первого века, в котором во многих странах человек и его жизнь первичны. Чем больше будет людей с убеждениями Безухова, тем чище и светлее будет наш мир, потому что ни один политический ил религиозный конфликт не стоит разрушений, голода и человеческих жизней.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Само название романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» указывает на то, что главный герой – типичный представитель своей эпохи. И, конечно, такие герои встречаются всегда. Лермонтову удалось создать типичного представителя любого времени. Некоторые характера главного героя встречаются в каждом из нас.
Григорий Печорин – противоречивый герой.
С одной стороны, он холоден, безразличен, обо всём рассуждает трезво, без особых проявлений эмоций, но с другой стороны, из его разговоров становится понятно, что это лишь маска, он боится показать свои чувства: раньше он был настоящим, искренним, но люди подавили эту кристальность души. Герой говорит: «Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». Печорин силён, стоек, но бывают ситуации, когда он становится похож на беззащитного ребёнка, которому нужна помощь и поддержка.
Главный герой любил лишь одну женщину, Веру, однако их союз оказался невозможным, потому что героиня уже была замужем. Он пытался быть вместе с ней, но не смог. Когда он пытается добраться до неё, его конь умирает от усталости. Григорий Печорин несчастен в любви.
Печорин – дворянин, однако ему вовсе не понятно «водяное общество», в котором все лицемерят, ему скучно среди этих людей.
И.А. Гончаров «Обломов»
В нашем мире важны не только целеустремлённые, трудолюбивые люди, но и спокойные, размеренные, но зато добрые и открытые.
Главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» ленив, пассивен, большую часть жизни он проводит на диване. Когда он влюбляется, то на какое-то время у него появляется желание что-то делать, однако даже любовь не смогла заставить Обломова трудиться постоянно.
Настоящий писатель всегда наделяет героя как положительными, так и отрицательными качествами, он никогда никого не очерняет и не идеализирует.
Да, Обломов ленив, медлителен, он не стремится быть образованным и в обществе чувствует себя некомфортно. Но зато Илья Ильич добрый, у него хрустальная, прозрачная душа.
Это видел Штольц, лучший друг главного героя, подчёркивая, что «таких людей мало, они редки».
«Сон Обломова» помогает лучше понять характер главного героя. В этой главе жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на жизнь. В детстве Обломов видел, что никто ни о чём не волнуется, всё спокойно и умиротворённо. Обломовка – это идиллия для Ильи Ильича, он стремится к этой жизни.
Когда Илья Ильич встретил Ольгу Ильинскую, он на какое-то время ожил: стал читать, гулять в саду, старался привести его в порядок. Но через какое-то время духовный подъём сменился сомнением, сожалением, грустью обоих, осознанием невозможности счастья, потому что всё-таки Обломовка была мечтой главного героя.
Ильинская старалась изменить его, пробудить, но Илье Ильичу это было не особо нужно. Ему было хорошо, когда он спал до полудня, ничем не занимался. Обломов отказался от активной жизни, но при этом он сохранил самое главное в себе: доброту, прозрачность души, а эти качества не менее трудолюбия важны в человеке.
Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
К сожалению, не все люди двадцать первого века честны. Можно сказать, что в какой-то степени общество раскололось на таких, как Александр Чацкий из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», которые хотят служить «делу, а не лицам», и на героев поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Писатель иронизирует над вороватыми, циничными чиновниками, для которых главное в жизни – это деньги и выгода. . Многие из них служат не людям и государству, а себе, неспроста в канцелярских комнатах часто пишут «какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком». Кроме того, они пользуются своей властью в личных корыстных целях.
Например, Коробочка была накопительницей. Она не особо охотно тратила свои сбережения, всё бережно хранила у себя как главную ценность. Когда она продала мёртвых душ Чичикову, она не думала о том, насколько это гуманно, она боялась лишь о том, не продешевила ли она.
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Главные герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», мужики-правдоискатели, путешествуют, чтобы понять, «кому живётся весело, вольготно на Руси». По дороге они встречают совершенно разных людей, узнают их судьбы, переживания, проблемы. Так Некрасов создаёт портрет людей того времени.
В дороге они встречают попа, крестьянку, балаганного Петрушку, нищих, надорвавшегося работника и разбитого параличом бывшего дворового, честного человека Ермилу Гирина, помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева, выжившего из ума Последыша-Утятина и его семейство, холопа Якова верного, божьего странника Иону Ляпушкина, но никто из них не был счастливым человеком. С каждым из них связана полная неподдельного трагизма история страданий и злоключений. Цель путешествия достигается лишь тогда, когда странники наткнулись на семинариста Гришу Добросклонова, который счастлив своим самозабвенным служением родине. Добрыми песнями он вселяет в народ надежду.
Джоан Роулинг «Гарри Поттер»
Эпопея двадцать первого века Джоан Роулинг «Гарри Поттер» поразила мир. Через волшебный мир знаменитая английская писательница отразила современную реальность.
Гарри Поттер – настоящий герой нашего времени: он смел, бесстрашен, стремится к справедливости и правде, никогда не предаёт близких людей. Более того, он именно тот, кто способен победить зло, и именно этого от него все ждут, в том числе и само зло, которое изображено в книге через абсолютно реального персонажа, Лорда Волан-де-Морта.
Однако, эпопея отражает современное поколение не только через главного героя, а через весь мир поттерианы в целом. В «Гарри Поттере» мир разделён на маглов и магов.
Это метафора: в реальной жизни роли поделились также.
Маги – люди, которые созидают, двигаются вперёд, развиваются, совершенствуют свои умения и применяют их, а маглы – это те, которые не верят в возможность лучшей жизни, а поэтому не хотят меняться.
Смотри также:
- Цитаты
- Темы
- Литература
- 5 направлений итогового сочинения 2020-2021 от ФИПИ
- Как писать итоговое сочинение?
- План (структура)
- Алгоритм написания
- Клише для итогового сочинения
- Критерии оценивания от ФИПИ
Итоговое сочинение
(436 слов) Каждому поколению свойственен процесс самопознания. Хочется дать оценку своим современникам и их отличительным характеристикам. Мои сверстники — не исключение. Вместе с современными авторами мы попробуем нарисовать портрет героя нашего времени.
В качестве примера разберем образ главной героини из книги Е. Пастернак и А. Жвалевского «Пока я на краю». Перед нами современная десятиклассница семнадцати лет, которая ходит в школу, сидит в социальных сетях и, как и многие подростки, пишет стихи. Алла вобрала в себя основные характеристики юных девушек нашей эпохи.
Она самостоятельна и своенравна, хочет реализовать себя в карьере, но выбор родителей ее не устраивает, и она находит в себе силы отстаивать свою позицию. Алла хочет поскорее стать независимой и приносить доход в семью.
Она добра и отзывчива, но эти чувства спят в глубине ее души и выходят наружу только тогда, когда есть необходимость в помощи и участии со стороны героини. В повседневности она производит впечатление хмурого и необщительного подростка. Она не навязывает своего великодушия каждому встречному, но не может пройти мимо чужой беды.
Как и все девочки ее возраста, она хочет самоутвердиться и получить социальное одобрение, ради которого иногда совершает ошибки и глупые поступки. Например, чтобы доказать однокласснику свое превосходство на дороге она выбегает на проезжую часть и провоцирует аварию.
Тем не менее, Алла много времени и сил уделяет своему развитию и имеет интеллектуальный потенциал. Таков портрет современного поколения людей, которым свойственны самостоятельность, доброта, желание реализоваться в профессии и поиск общественного одобрения.
Рассмотрим аналогичный пример из произведения Виктора Пелевина «Empire V». Рома Шторкин — юноша 20 лет, мечтающий найти свое призвание в мире и ответы на вечные вопросы. У него философский склад ума, он находится в поиске истины и ведет записки, которые помогают ему фиксировать результаты.
В книге Роман примыкает к особой касте высших существ, которые контролируют человечество и впитывают энергию, выделяемую им. Но даже среди них герой не может удовлетворить свою жажду открытий и прозрений.
Он изучает мир, используя новые знания, и все также отличается от представителей других поколений своим желанием разобраться во вселенной и все разложить по полочкам. Пытливость, любознательность, духовные запросы, развитый ум, стремление к истине — все это основные качества современного человека, воплощенного в образе Романа.
Он не удовлетворен положением, создавшимся в мире, хочет поменять его к лучшему и готов приложить усилия к этому. Эти желания и цели характеризуют напористого и интеллектуально развитого героя нашего времени.
Таким образом, портрет современного человека воплощает в себе такие качества и свойства, как пытливый ум, стремление к открытиям и переменам, поиск истины и своего предназначения, самостоятельность и желание самореализоваться. В то же время герои нашего времени находятся в постоянной гонке за соответствием общественным эталонам. Им важно получить социальное одобрение и уважение. Именно такими мы видим себя через призму новой литературы.
Итоговое сочинение по литературе» Портрет моего современника»
Что представляет собой портрет моего поколения?
Моё поколение –
это те, кто родился в XXI веке. Нас часто называют «поколением Z».
О себе мы можем
прочитать следующее: « цифровой человек», подростки,
которые отдают предпочтение престижным занятиям, для которых чаще всего
необходим высокий уровень подготовки и высшее образование (предпринимательство,
программирование, юриспруденция, маркетинг, массмедиа).
Если доверять тому, что
о нас пишут, то может сложиться неверное представление о современном молодом
человеке, потому что, кроме IT-технологий, нас волнуют духовно-нравственные
проблемы, проблемы одиночества и неустроенности в жизни, самопознание и поиск
своего места в жизни.
Чтобы доказать своё мнение, приведу пример из рассказа-миниатюры Ирины
Крамшиной « Сыновний долг». Нелёгкой оказалась жизнь Максима. При живой
матери он скитался по интернатам, месяцами не видел мать, которая легко прыгала
по жизни, занимаясь собой, своей внешностью и благополучием.
«Безотцовщина»,
«беспризорные дети»- эти проблемы сейчас стоят особенно остро, хотя время
мирное и крупных катастроф мы как будто не наблюдаем. Но Макс, как называла
сына Рэна, не знал материнской ласки, не видел отца и потому не мог
рассчитывать на его поддержку. Он очень рано стал самостоятельным, но никогда
не чувствовал себя счастливым.
К сожалению, отсутствие взаимопонимания в
семье, пренебрежительное отношение родителей к своим обязанностям – это то, с
чем сталкивается мой современник, что его волнует и часто не лучшим образом
меняет судьбу.
Но и зумеры, как о нас говорят, в первую очередь, люди,
поэтому боль матери, её переживания, подавленное настроение чувствуют очень
тонко. И Максим, который, казалось бы, как думала Рэна, должен был её возненавидеть,
принял важное решение – согласился на операцию, пожертвовав своим
здоровьем ради спасения матери.
Ирина Крамшина убеждает нас, что во все
времена настоящие сыновья были готовы исполнить сыновний долг во имя
жизни матери. Таким образом, мы видим, что и для нынешнего поколения
характерны человечность, привязанность к семье и матери.
В зарубежной литературе также немало произведений, в которых главный
герой – представитель « века нынешнего». Обратимся к роману американской
писательницы Донны Тартт « Щегол», завоевавшему престижные литературные
награды. И вновь мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и в отечественной
литературе.
Тео Декер – подросток 13-ти лет, оказавшийся в Метрополитен -музее Нью-Йорка в момент взрыва. Мальчик остался без
матери, она погибла. Раннее взросление, столкновение с чужим миром, в котором
роскошь и богатство убивают искренность, открытость, душевность, – через всё
это прошёл главный персонаж романа.
Но вот на пороге появляется отец со своей
подругой Ксандрой и увозит сына в Лас-Вегас. Однако и здесь Тео ожидает
одиночество, он ощущает ненужность, равнодушие со стороны отца и мачехи.
Проблема беспризорности, неприкаянности наших сверстников отчётливо видна и в
романе американской писательницы. Подросток борется за себя, ищет спасение
от одиночества и находит его: наркотики.
К несчастью, именно они заменяют
родительское тепло, заботу и внимание. Вместе с Борисом, таким же
брошенным, как и он сам, Тео употребляет наркотики и катится в пропасть. Донна
Тартт чётко обозначила проблему нашего современника за рубежом, в благополучной
Америке,- забытые дети при живых родителях, неспособность взрослых выполнять
свои родительские обязанности.
Всё это приводит к трагедии, потому что дети
ищут то, что может облегчить их страдания, избавить от одиночества,
почувствовать опору и поддержку. Мы уже поняли, что подростки обращаются к
наркотикам. Но моего современника отличает и неуёмное желание жить, испытывать
радость от жизни. Именно поэтому Тео пытается бороться с наркотической
зависимостью, депрессией.
«Как жить дальше, если твой мир рухнул уже
давным-давно?»- вот центральный вопрос, на который пытается найти ответ главный
герой. Прочитав роман Донны Тартт, я понял, что время, прошедшее или
настоящее, ничего не значит, потому что всегда нужно бороться за себя,
учиться сопротивляться обстоятельства, чтобы жить.
Подводя итог
вышесказанному, можно сделать вывод, что моё поколение немногим отличается от
предыдущего поколения, ведь проблемы « отцов и детей» никуда не ушли, IT- технологии не избавили моих современников от пороков общества,
детского горя, беспризорности.
В заключение хочу сказать, что нельзя
предаваться унынию, депрессии. Несмотря ни на какие трудности, нужно идти
вперёд, добиваться успехов в жизни, в профессии.
В какой книге изображён портрет современного поколения? — сочинение
Итоговое сочинение на тему: «В какой книге изображён портрет современного поколения?»
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, в какой же книге мы можем увидеть портрет современного нам человека? Какой он, этот герой, и какими качествами он обладает? Именно на эти вопросы мы постараемся найти ответы.
Я считаю, что каждый человек может найти частичку себя как в отечественной литературе, так и в зарубежной, как в современной нам, так и в произведениях прошлых столетий. Времена меняются, но, на мой взгляд, существуют некоторые жизненные ориентиры и ценности, которые передаются из века в век, сохраняя свою важность.
Докажу свое мнение примерами из читательского опыта. В произведении Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», написанном в 19 века, мы можем наблюдать черты современного поколения в образе Александра Андреевича Чацкого, являющегося главным героем пьесы.
Его, как и многих людей 21 века, отличает целеустремленность, патриотичность и желание принести пользу человечеству, кроме того, он не желает мириться со вседозволенностью. Он, так же как и мы, хочет быть услышанным и понятым.
Но, к сожалению, суждения Александра Андреевича были негативно восприняты фамусовским обществом, к тому же, он был единственным, кто осмелился противостоять сложившейся системе взглядов и понятий старшего поколения.
Зачастую такое можно наблюдать и в наше время, ведь и сейчас многих людей не устраивают некоторые нормы, по которым общество живет многие десятилетия, но молодое поколение все равно стремится к изменению и совершенствованию мира, проходя через многие трудности.
Мы понимаем, что, действительно, герой во многом похож на наше поколение, ведь люди 21 века становятся более смелыми и решительными, независимыми от мнения окружающих, они стараются отстаивать свою точку зрения и уверенно идти к цели, сталкиваясь с непониманием со стороны.
Еще один пример мы можем найти в современной зарубежной литературе, которая тоже отражает портрет современного поколения. В произведении Стивена Кинга «Оно» мы видим группу подростков, которая сплачивается для того, чтобы спасти своих друзей от ужасного монстра, которой портит жизнь всему городку.
Ребятам знакомы такие понятия, как взаимовыручка, доброта и альтруизм. Герои поддерживают друг друга, рискуют собственными жизнями ради своих товарищей, но стремление к торжеству справедливости, дружба и сила духа помогают им выиграть в этой жуткой схватке. Они бескорыстно помогают друг другу, пользуясь своими нравственными идеалами.
Им не приходит на ум бросить это дело и своих друзей, они стремятся к тому, чтобы добро победило благодаря их слаженной работе по спасению.
Мы можем наблюдать, какие качества присущи современному человеку. Люди 21 века, особенно друзья, всегда придут на помощь, несмотря на опасность, они поддержат своих товарищей в трудную минуту, позаботятся друг о друге и обязательно окажут поддержку, которая порой очень необходима.
На основе проанализированной литературы мы понимаем, что черты современного человека мы можем увидеть в литературе разного времени. Во всех поколениях доброта, честность, сила духа и дружба были актуальны. Каждый из нас стремится самореализоваться и стать полезным этому миру, не забывая о взаимовыручке и решительности.
Итоговое сочинение на тему: «Каков он: портрет современного человека?»
Пример итогового сочинения 2020-2021 по направлению “Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”. “Каков он: портрет современного человека?”
Как описать современного человека? Какую характеристику ему дать? Я вижу много людей вокруг себя, и все они разные. Эти различия зависят от возраста, социального положения, воспитания.
Мне кажется, что термин “современный” больше всего относится к людям младшего возраста, к тем, кто родился не в СССР, а в России. Наши бабушки и дедушки воспитывались на совсем других принципах и идеалах.
Кроме того, в последние десятилетия научный прогресс прочно вошёл в нашу жизнь и сильно изменил не только бытовые условия, но и сам стиль жизни. Вместе с ним изменился и менталитет современного человека.
Когда я читаю роман Л.Н. Толстого “Война и мир”, я невольно сравниваю себя с его героями. Как много они размышляют и рассуждают на различные темы! Вот Андрей Болконский мечтает о подвиге, вспоминая биографию Наполеона, а позже выводит свою знаменитую формулу о том, что жить нужно, избегая двух зол: угрызения совести и болезни.
А вот Пьер Безухов возносит хвалебные оды французской революции, а после взятия “антихристом” Москвы, производит подсчёты, которые подталкивают его к покушению на императора Франции. Современному молодому человеку некогда заниматься подобными вещами. Наше время – это время информации и скоростей.
Моему современнику надо постоянно успевать переработать огромные потоки информации и уметь быстро принимать правильное решение. От этого часто зависит его будущее и благополучие семьи. А ещё он должен быть гибким, способным адаптироваться в быстро меняющемся мире.
Наш стиль жизни кардинально отличается от того, как жили люди не только сто, а даже двадцать лет назад. Представители старшего поколения часто называют моих современников ленивыми, избалованными и даже агрессивными. Я думаю, что это не так.
Найти своё место и прочно обосноваться в жизни нам гораздо труднее, чем представляется старшим, а за агрессию они, скорее всего, принимают коммуникабельность и раскрепощённость, которые не были свойственны предыдущим поколениям.
Несмотря на такое разительное отличие, людей всех возрастов объединяют общечеловеческие ценности. Мои современники так же, как и их предшественники, страдают от предательства и неразделённой любви, ненавидят подлость и жестокость, мечтают жить в мире и согласии с другими.
Они очень ранимы, часто одиноки и непоняты, но не могут позволить себе расслабляться и делиться своими проблемами с окружающими.
Скорее всего, современный человек спрячется в сетях глобальной паутины и наденет на себя маску счастливца, потому что слабый в нашем мире не выживет или просто будет влачить убогое существование.
Возможно, портрет моего современника получился не очень светлым, но ведь в жизни не всё так просто и однозначно. Рассуждать о современности и людях, живущих в этом бурно изменяющемся мире, довольно сложно.
Очень точно по этому поводу высказался, на мой взгляд, писатель А. Вяземка: “Величие можно найти лишь в прошлом и будущем, а искать величие в современности не стоит.
Современность нужно строить, а не восхищаться ею”.
Могут ли художественные произведения дать ответы на вопросы, волнующие современную молодёжь? Сочинение № 10122838
Пишите
- как раз,
- как будто,
- будто бы,
- как бы,
- всё равно,
- можно ли,
- вряд ли,
- едва ли,
- всё же,
- к тому же
Тематическое направление: Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
28.09.2020 21:28:23
Светлана Орлова
Для многих людей чтение является любимым времяпровождением. Зачастую, мы ищем в героях самих себя, анализируем их слова и поступки. Но иногда мы забываем о том, что художественные произведения могут помочь ответить на многие вопросы, волнующие современную молодежь. Именно поэтому читая нужно быть внимательным и обращать даже на незначительные, как нам кажется, детали и понимать все эпизоды. Многие писатели поднимали вопросы, которые не теряют актуальности даже в наше время. Так например проблему нравственного выбора раскрывает В.Кондратьев в повести «Сашка». В самом начале герой сталкивается с тем, что ему нужно решить, будет ли он рисковать жизнью и здоровьем, чтобы помочь товарищу, или останется в безопасности. Сашка увидел на мёртвом немце валенки, которые были нужны болеющему Ротному, и решил их снять. Он не побоялся быть убитым или раненым, ему было важнее самочувствие его товарища. В этом эпизоде вы видим, что главный герой повести совершает, с точки зрения морали, правильный поступок. Таким образом в книге «Сашка» мы можем найти ответ на вопрос, как правильнее поступать в спорных и трудных ситуациях. В качестве второго примера можно привести рассказ А.Чехова «Ионыч». Главной проблемой, на которой заостряет внимание писатель, является нравственная деградация личности. Полный энтузиазма и амбиций Старцев в самом начале мечтает добиться своей цели, считает смыслом жизни любовь, дружбу, помощь нуждающимся. Но обстоятельства меняются, отказ любимой девушки и давление общества приводят к тому, что главный герой меняется. Теперь его интересует помощь малообеспеченным людям и возвышенные чувства, а материальные блага. Старцев является примером духовного падения человека, он потерял себя и начал не жить, а существовать как и его окружение. А.П.Чехов показывает читателю, к чему приводит утрата моральных ценностей и что нужно делать, чтобы не допустить такого исхода. По мнению автора, чтобы оставаться высокодуховной личностью, необходимо уделять время своему развитию. Подводя итог, я бы хотела сказать, что практически во всех художественных произведениях поднимаются проблемы, актуальные для нашего поколения. Читая, мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы. Именно поэтому литература является кладезью знаний, которая может помочь нам справиться со многими трудностями Здравствуйте, Светлана!У вас получилось неплохое сочинение, но есть подозрения, что вы частично списали его из интернета. Это подозрение относится к абзацу про “Сашку”. Будьте осторожны: даже фрагментарное списывание приведет в обнулению всех балов на итоговом сочинении.По критериям вашу работу можно оценить следующим образом.
- К1: соответствие теме + 1 балл.
- К2: литературный пример + 1 балл.
- К3: логика + 1 балл.
Вы даете формальный ответ на вопрос темы, однако этот ответ не сопровождаете доводами. А доводы должны были показать, какие именно вопросы, волнующие современную молодежь, раскрываются в художественных произведениях. Ваш тезис получился скупым и неразвернутым. Поработайте над этим.Предпринята слабая попытка анализа произведений в аспекте заданной темы. Однако из-за неточного тезиса эти примеры кажутся неубедительными. Нет четкости в построении мысли: у современной молодежи есть вопрос – в литературе есть на него ответ. Так, в примере про “Сашку” неясно, почему именно поступок Сашки расценивается как правильный. А второй пример и вовсе не отсылает ни к какому вопросу, интересующему современную молодежь.Коммуникативный замысел прослеживается, но сочинение распадается на разрозненные куски: примеры слабо связаны с тезисом, а вывод дублирует уже прозвучавшие ранее мысли. Следует более тщательно продумывать структуру сочинения.
Теперь его интересует помощь малообеспеченным людям и возвышенные чувства, а материальные блага.
Видимо, вы хотели сказать, что теперь его НЕ интересует помощь… Такие ошибки могут оказаться фатальными: вы искажаете содержание произведения. На ЕГЭ за это лишают балла.
К4: речь + 1 балл.
Речь выразительная, синтаксические структуры разнообразны.
Именно поэтому читая нужно быть внимательным и обращать ВНИМАНИЕ даже на незначительные, как нам кажется, детали и понимать все эпизоды.
Пропущено слово, если его вставить, возникнет тавтология. Фразу необходимо перестроить.
Но обстоятельства меняются, отказ любимой девушки и давление общества приводят к тому, что главный герой меняется.
Повторы.К5: грамотность + 1 балл, всего допущено ошибок: 5Пунктуация
Зачастую, мы ищем в героях самих себя, анализируем их слова и поступки.
Лишняя запятая.
Так например проблему нравственного выбора раскрывает В.Кондратьев в повести «Сашка».
Вводное слово, нужны запятые.
Полный энтузиазма и амбиций ЗПТ Старцев в самом начале мечтает добиться своей цели, считает смыслом жизни любовь, дружбу, помощь нуждающимся.
Обособленное определение.
Старцев является примером духовного падения человека, он потерял себя и начал не жить, а существовать ЗПТ как и его окружение.
Пропущена запятая.
Грамматика
Именно поэтому литература является кладезью знаний, которая может помочь нам справиться со многими трудностями
Кладезь мужского рода, т.е. кладезем.Итак, Светлана, ваше сочинение оценивается на “зачет”, но оно нуждается в серьезной доработке в части логики и анализа произведений.Удачи!
Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;
Итоговый балл – 5 Зачёт
Возврат к списку
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения. Темы сочинений и аргументы по направлению
В х поясняется, что речь будет идти о нашем современнике.
И сразу возникает вопрос: насколько этот современник должен быть современен? Неужели от школьников и в самом деле ждут такого хорошего знакомства с литературой последнего десятилетия? Да еще ведь надо, чтобы писатель обратился к образу именно нашего современника, а не Максима Горького, например (как П. Басинский в романе “Страсти по Максиму”).
По этой причине подготовка к темам данного направления кажется довольно трудной и неоднозначной задачей.
Но при этом работа над таким сочинением может оказаться очень интересной для школьника. Да и произведение можно выбрать не столь современное, если построить работу с аргументами на сопоставлении особенностей героев нашего и не нашего времени.
Плюс этого направления еще и в том, что подготовиться к сочинению, скорее всего, будет не очень трудно: разнообразие тем, которые могут встретиться, скорее всего, невелико.
Нам думается, что это могут быть
- общие темы, предлагающие школьнику самому «нарисовать портрет» современника;
- темы, призывающие изобразить героического современника;
- темы, предполагающие критическое изображение.
Первую группу тем можно свести к одной из двух других, поэтому мы остановимся именно на аргументах из литературы, которые будет можно привлечь при работе над ними.
Герой? Антигерой?
Естественно, в любое время есть и герои, и антигерои. «Что ни век, то век железный», — писал А. Кушнер. А раз так, стоит подумать, какие черты отличают нашего современника от человека другого времени.
Сейчас мы живем в абсолютно другом информационном пространстве, в совершенно других технических реалиях. И это накладывает свой отпечаток на современного человека.
- Он знает много, но неточно.
- Он привык «гуглить», а не искать ответы в книгах и в собственной голове.
- Он интересуется много чем, но редко принимает эти интересы близко к сердцу.
- Он не приспособлен к жизни в экстремальных условиях, многого не умеет.
- Он индивидуалист, у него большое личное пространство, куда он не склонен кого-либо пускать.
- А еще это человек, который учится уважать себя и других, быть милосердным и свободным. Ведь неслучайно сейчас так много волонтеров, люди собирают деньги на чужих больных детей, открывают приюты для бездомных животных, пытаются заботиться о природе.
Наверняка ребята предложат еще больше характеристик современника. Вот только подходящих примеров литературных произведений немного.
Отражение современника в зеркале литературы
Все же рассмотрим несколько книг, которые можно рекомендовать школьникам.
В основном это фантастическая литература, которая рисует будущее, помещая в центр повествования героя с чертами нашего современника. Почему-то без этой составляющей трудно что-то найти.
Наверное, первое, что приходит в голову, это “Generation P” В. Пелевина. Фантаст рисует страшную картину будущего, где люди — лишь сырьевые придатки, отдающие свою энергию глобальному компьютеру. Правда, особенности содержания произведения создают сложности в разборе этой книги в классе: ряд эпизодов явно из разряда “18+”.
По сходной причине (обилие нецензурной лексики) с сожалением вычеркиваем “Рамку” К. Букши.
Можно порекомендовать ребятам ознакомиться с дилогией Я. Вагнер “Вонгозеро” и “Живые люди” (или даже только с первой частью). Перед нами несколько человек, пытающихся спастись от эпидемии на крошечном островке.
Писательница мастерски рисует характеры наших современников — слабовольных, неприспособленных к тяготам, неуживчивых, самовлюбленных, не готовых брать на себя ответственность, но всегда готовых обвинить тех, кто эту ответственность на себя взял.
Эти люди, балансирующие на грани человечности и озверения (или уже принявшие ту или иную сторону), такие же, как мы. У каждого из них своя правда.
Интересным может стать обсуждение рассказа С. Лукьяненко “Поезд в Теплый край”.
Это произведение подходит также для рассмотрения при работе над направлением “Ветер перемен”, так как главный герой значительно меняется на протяжении короткого рассказа: экстремальная ситуация, в которой он оказался, заставила его стать мужчиной.
Да, его сопротивление бессмысленно, но возможность встретить смерть с оружием в руках, пытаясь защитить чужих детей, — это и есть та честь, которая досталась немногим («Может, и не станешь победителем, но зато умрешь, как человек», как сказал Б. Окуджава).
Еще одно произведение, словно в шутку объединившее в себе все злободневные темы, — короткая пьеса Е. Водолазкина “Сестра четырех”, давшая название тетралогии.
Начавшись как комедия нравов, изображающая пациентов ковидной палаты (сразу вспоминается и «Палата №6», и «Вишневый сад»: в больничном саду все время стучит топор), пьеса перерастает в фантасмагорию, затем в мистическую драму — исповедь героев пришедшей за ними смерти. Затем пьеса внезапно теряет свою готическую окраску и снова становится реалистичной. Но герои пьесы уже никогда не будут прежними.
Если все же не современная литература…
Возможно ли раскрыть тему, вообще не обращаясь к литературе XXI века?
Наверное, да. Можно, например, сопоставить своего современника в целом или по каким-то конкретным чертам с героем классического произведения. Допустим, с Печориным, который был заявлен автором как герой того времени. А у нас тут другое время и другой герой. Чем он похож на Печорина, а чем отличается?
Удобно сравнивать современников с героями Толстого и Достоевского. Можно, например, рассмотреть какого-нибудь «школьного стрелка» с точки зрения права на убийство по совести и сопоставить с Раскольниковым.
Интересно посравнивать женские образы. Тут просто простор для наблюдений.
Можно, например, взять книгу Е. Чижовой «Крошки Цахес». Действие в ней происходит в советские времена, но видим мы эти события глазами повзрослевшей, сорокалетней героини-рассказчицы, взявшей на себя труд рассказать о своей учительнице Ф. Но она не хроникер в литературоведческом смысле, а еще одна героиня книги — в чем-то она слаба и зависима от Ф.
, в чем-то, напротив, сильнее и выше ее. Мы видим прошлое через призму настоящего, и таким образом перед нами возникает портрет человека нашей эпохи, но воспитанного тем, советским временем. Его учили покорности, а научили смирению. Казалось, свет ее — отраженный свет таланта Ф.
, а оказалось, что у нее свой талант и своя жизнь, очень странная, изломанная в детстве, но ставшая такой, которую выбрала она сама, а не кто-то за нее.
Интересно было бы, наверное, сравнить ее с кем-то из женщин-персонажей литературы XIX века: с Сонечкой Мармеладовой, например, которая тоже творит для себя свой собственный мир, принимает решение совершить самопожертвование, и в этом видит (и находит) свое счастье, любовь, смысл жизни.
Если выбран именно путь сравнения современного героя (по книге или «по жизни»), то в заключении обязательно надо сделать вывод о том, в чем сходство и различие героев разных времен, иначе будет не очень понятно, как все это связано с темой.
Разумеется, тема по направлению “Между прошлым и будущим” может быть раскрыта вообще без опоры на художественную литературу — на основании современной публицистики и интернет-новостей.
Такой вариант допустим и может понравиться школьникам, интересующимся современной политической и общественной жизнью.
Однако в этом случае наибольшая ответственность за подготовку ляжет на самого старшеклассника.
Примерные темы по направлению
Приведем небольшой список тем, которые, возможно, будут предложены в рамках данного направления.
- Мой современник — кто он?
- Портрет моего поколения.
- «Есть только миг…».
- «Что ни век, то век железный».
- «Век нынешний» и «век минувший».
- Согласны ли Вы с тем, что нынешнее поколение «потерянное»?
- Чем мы отличаемся от наших предков?
- Правда ли, что каждое следующее поколение говорит свое новое слово в истории человечества?
- Актуально ли в наши дни чтение художественной литературы?
- Как отражается на нашем поколении информационная революция?
- Изменилась ли мораль у людей XXI века?
- Изменяется ли язык в наше время?
Что почитать?
- Я. Вагнер «Вонгозеро», «Живые люди».
- Е. Водолазкин «Сестра четырех».
- Дж. Грин «Виноваты звезды».
- П. Дашкова «Приз».
- Исигуро Кадзуо «Не отпускай меня».
- Т. Крюкова «Гений поневоле», «Ведьма», «Призрак сети».
- С. Лукьяненко «Поезд в Теплый край», цикл «Прекрасное далеко».
- Е. Некрасова «Калечина-Малечина».
- Г. Служитель «Дни Савелия».
- Е. Чижова «Крошки Цахес».
- Е. Д. Шубина «Елизавета Глинка: Доктор Лиза Глинка: “Я всегда на стороне слабого”».
Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Я сам не понимаю, почему… Мне кажется, что это часто важней для старшего поколения. Мы особенно не привыкли размышлять о том, что подумают другие. Всем не угодить! И ты пытаешься угадать реакцию других, но можешь просто ошибаться!
Наверное, мнение коллектива было важней, когда сам коллектив был важен. В эпоху коммунизма! Сейчас, даже если работаешь в группе, то каждый чувствует себя самостоятельным элементом – частью группы, а не просто винтиком. Если что-то не нравится, то можно перейти на другую работу, а не работать сорок лет на одном месте.
Ладно, это важней взрослым. Но почему? Сказали уже – страх коллективной реакции. Как говорят: если ты плюнешь… Тут как раз страшно выделяться, так как ты привлекаешь к себе внимание. Нужно быть таким, как все – сливаться с толпой безопасней. И это ведь касается не только одежды!
Ещё я слышал, что людям нужно одобрение. То есть их в детстве мало хвалили родители, было обидно, поэтому они пытаются «добрать» похвалу у других людей. По-моему, это очень грустно. Ты ставишь себя ниже остальных, как ребенок, хотя тебе уже много лет. Ты в полной зависимости от этих других – от их настроения, например. Человек может тебя раскритиковать или не заметить твоих стараний, так как у него своими проблемами голова забита. И бегать за другими людьми, чтобы они тебя похвалили, это нормально, если тебе три года. А дальше – это уже глупо.
Понятно, что творцу часто важно, как его произведение оценят люди. Всё-таки он пишет для других… Но лучше всё-таки для себя создавать, не ждать признания или того, чтобы тебя оценили, похвалили. Просто создавать что-то, так как это тебе доставляет удовольствие и может быть полезно людям.
Если ты создаешь какие-то товары для окружающих, то тогда важно, чтобы их хорошо оценили. Вся эта система отзывов играет роль, но не думаю, что она всё решает. Все ведь читали разные отзывы по, например, отелям. Часто бывают просто противоположные! Люди ведь разные! С другой стороны, эти отзывы могли помочь исправить что-то (в товаре, в работе отеля).
Сейчас мы ставим оценки таксистам, ресторанам, но это ведь несправедливо, что процесс в одну сторону пока идёт. Знаю, что в Китае уже есть рейтинги клиентов. То есть ты таксисту отзыв, а он тебе в ответ. Так-то себя вел пассажир, не мусорил, не ругался… Или наоборот! И в другой раз тебя (с плохим рейтингом) ещё никто и не повезет! В общем, страшное дело с этими окружающими мнениями.
Поделиться