ПОДЕЛИТЬСЯ
Официальные реальные темы итогового сочинения для каждого часового пояса допуск 11 класса к ЕГЭ 2021, официальная дата проведения сочинения 15.04.2021 (15 апреля 2021 года).
Ссылка скачивания для списка тем МСК-1: скачать темы
Ссылка скачивания для списка тем МСК: скачать темы
Ссылка скачивания для списка тем МСК+1: скачать темы
Ссылка скачивания для списка тем МСК+2: скачать темы
Ссылка скачивания для списка тем МСК+3: скачать темы
Ссылка скачивания для списка тем МСК+4: скачать темы
Ссылка скачивания для списка тем МСК+5: скачать темы
Ссылка скачивания для списка тем МСК+6: скачать темы
Ссылка скачивания для списка тем МСК+7: скачать темы
Ссылка скачивания для списка тем МСК+8: скачать темы
Ссылка скачивания для списка тем МСК+9: скачать темы
Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему.
Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».
Реальные темы итогового сочинения 2021 часового пояса МСК-1 (разница с Московским временем — 1 час):
-
105.Согласны ли Вы с утверждением А.И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?
-
212.Что мешает доверию между людьми?
-
307.Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?
-
401.Почему люди обманывают себя?
-
502.Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
Реальные темы итогового сочинения 2021 часового пояса МСК (Московское время):
-
101.Какого человека можно по праву назвать героем?
-
207.Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «человека создаёт его сопротивление окружающей среде»?
-
308.Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
-
412.Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
-
511.Какие черты моего поколения я считаю положительными?
Реальные темы итогового сочинения 2021 часового пояса МСК +1 (разница с Московским временем +1 часов):
-
102.Какими деяниями предков мы вправе гордиться?
-
210.Может ли отдельная личность изменить общество?
-
309.Согласны ли Вы с утверждением китайского философа Конфуция: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»?
-
405.Что значит быть совестливым человеком?
-
503.Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
Реальные темы итогового сочинения 2021 часового пояса МСК +2 (разница с Московским временем +2 часов):
-
112.Какие деяния заслуживают благодарной памяти потомков?
-
201.Как найти своё место в обществе?
-
304.Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
-
413.Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе?
-
506.Что связывает сегодняшних людей с предыдущим поколением?
Реальные темы итогового сочинения 2021 часового пояса МСК +3 (разница с Московским временем +3 часов):
-
107.Событие русской истории, запечатлённое в литературе.
-
202.Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
-
306.Согласны ли Вы утверждением Н.М. Карамзина: «Лёгкие умы думают, что всё легко; мудрые знают опасность всякой перемены и живут тихо»?
-
411.Чем опасна завышенная самооценка?
-
508.Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
Реальные темы итогового сочинения 2021 часового пояса МСК +4 (разница с Московским временем +4 часов):
-
104.Только ли добрые дела не подлежат забвению?
-
206.Что труднее: подчиняться или подчинять?
-
303.Какие жизненные принципы и правила Вы бы постарались сохранить неизменными при любых обстоятельствах?
-
409.Чему мешают и чему помогают сомнения?
-
510.Кого можно считать героем нашего времени?
Реальные темы итогового сочинения 2021 часового пояса МСК +5 (разница с Московским временем +5 часов):
-
106.Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
-
204.В чём польза и опасность компромисса?
-
302.Всегда ли необходимо идти «в ногу со временем»?
-
407.Как нужно относиться к своим ошибкам и промахам?
-
513.Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
Реальные темы итогового сочинения 2021 часового пояса МСК +6 (разница с Московским временем +6 часов):
-
113.Этот день изменил судьбу России…
-
203.Какой человек обречён на непонимание и конфликт с обществом?
-
311.Почему многие люди боятся перемен в жизни?
-
406.Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
-
507.Можно ли судить о поколении по его кумирам?
-
103.В чём Вы видите ценность традиций для человека и общества в целом?
-
205.Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «для меня не существует авторитетов»?
-
313.Какие вызовы несёт в себе эпоха перемен?
-
408.Можно ли требовать от других того, на что не способен сам?
-
509.Каково отношение современного человека к природе?
-
111.Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
-
208.Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
-
310.Почему вечные ценности нужны быстро меняющемуся современному миру?
-
402.Трудно ли всегда оставаться самим собой?
-
505.Что для Вас является жизненным успехом?
Реальные темы итогового сочинения 2021 часового пояса МСК +7 (разница с Московским временем +7 часов):
-
103.В чём Вы видите ценность традиций для человека и общества в целом?
-
205.Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «для меня не существует авторитетов»?
-
313.Какие вызовы несёт в себе эпоха перемен?
-
408.Можно ли требовать от других того, на что не способен сам?
-
509.Каково отношение современного человека к природе?
Реальные темы итогового сочинения 2021 часового пояса МСК +8 (разница с Московским временем +8 часов):
-
111.Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
-
208.Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
-
310.Почему вечные ценности нужны быстро меняющемуся современному миру?
-
402.Трудно ли всегда оставаться самим собой?
-
505.Что для Вас является жизненным успехом?
Реальные темы итогового сочинения 2021 часового пояса МСК +9 (разница с Московским временем +9 часов):
-
108.Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
-
213.Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека?
-
301.Что должно оставаться неизменным в любое время?
-
410.Помогает ли разговор с собой понять других людей?
-
512.С какими вызовами сталкивается современная молодёжь?
Смотрите также на нашем сайте для итогового сочинения 2021:
Итоговое сочинение 2021 разговор с собой все готовые сочинения
Итоговое сочинение 2021 я и другие все готовые сочинения
Примерные темы итогового сочинения 2022 и литература к каждому тематическому направлению.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
- Каким
путём человек идёт к самому себе? - Какие
цели важно ставить на жизненном пути? - Что
значит «жизнь прожить – не поле перейти»? - Возможен
ли жизненный путь без ошибок? - Как
путешествия меняют человека? - Зачем
люди отправляются в путешествие? - Почему
говорят: «дорогу осилит идущий»? - Путешествие
— способ познания себя и мира. - Какие
ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? - Могут
ли мечты быть помощью на жизненном пути? - Согласны
ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор? - Что
значит «идти в ногу со временем»? - Как
прожить жизнь счастливо?
Литература:
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
И.А. Бунин «Человек из Сан-Франциско»
А.П. Чехов «Крыжовник» и др.рассказы
М. Горький «На дне»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
М. Шолохов «Судьба человека»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить
хорошо»
Цивилизация и технологии – спасение, вызов
или трагедия?
- Можно
ли обойтись без науки в современном мире? - Должен
ли ученый нести ответственность за научное открытие? - Меняются
ли люди в условиях технического прогресса? - Как
на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? - Каким
должен быть технический прогресс? - К
чему могут привести научные открытия? - Меняются
ли люди в условиях технического прогресса? - Кому
в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и
риски цивилизации? - Какие
вызовы несут в себе достижения цивилизации? - Как
повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение? - Какие
опасности таит в себе технический прогресс? - Что
значит «разумное использование технологий»? - Что
в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса? - Что
важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое
общение? - Почему
многие люди боятся достижений цивилизаций? - Что
значит быть современным? - Как
в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
Литература:
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
Е. Замятин «Мы»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Дж. Оруэлл «1984»
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
А.П. Чехов «Крыжовник»
Преступление и Наказание – вечная тема
- Что
значит быть совестливым человеком? - Нужно
ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль? - Что
можно считать преступлением? - Война
— преступление или подвиг? - В
чём различие между ошибкой и преступлением? - В
чем опасность преступлений? - Должен
ли человек нести ответственность за свои поступки? - Как
совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? - Следует
ли хранить веру в доброе начало каждого человека? - Почему
важны оправдательные приговоры? - Может
ли преступление быть оправдано? - Совместимы
ли гений и преступление? - Нужно
ли быть милосердным к преступникам? - Зачем
анализировать поступки, которые уже нельзя исправить? - Что
помогает человеку искоренять зло в себе? - Как
могут добро и зло сочетаться в одном человеке? - Каковы
могут быть причины преступлений? - Почему
за преступлением следует наказание? - Сила
или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок? - Свобода
и ответственность в жизни человека. - Как
может совершенное зло повлиять на жизнь человека? - Можно
ли искупить свою вину?
Литература
Ф.М. Достоевский «Преступление и
наказание», «Идиот»
Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
Л.Н. Толстой «Воскресение»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
А.Н. Островский «Гроза»
Книга (музыка, спектакль, фильм) – про
меня
- Какая
книга помогла Вам лучше понять себя? - Какую
книгу я считаю величайшим достижением культуры? - Как
Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить,
что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)? - «Где
не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких
произведениях можно найти подтверждение этой мысли? - Какую
роль чтение художественной литературы играет в становлении личности? - Кумиры
моего поколения: какие они? - Что
добавляет читательский опыт жизненному опыту? - Чтение
какой книги потребовало от Вас душевной работы? - В
какой книге изображён портрет современного поколения? - Какие
вопросы волнуют человека в любую эпоху? - Как
повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение? - Какие
добрые чувства пробуждает в человеке литература? - Какие
произведения искусства делают вас счастливым? - Какие
вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением
времени? - Похожи
ли мои ровесники на молодёжь былых времён? - Какие
черты ваших сверстников Вы считаете типичными? - Что
мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
Литература:
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
А.Н. Островский «Бесприданница»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
Рассказы
Ваша любимая книга (книги)
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос
гражданина
- Всегда
ли общество ценит достойных людей? - Нужны
ли перемены современному обществу? - Что
такое общественная справедливость? - Бывает
ли общественное мнение ошибочным? - Как
связаны человек и государство? - Какие
перемены опасны в обществе и государстве? - Что
важнее: личное счастье или благополучие Родины? - Что
значит быть авторитетным человеком в обществе? - Когда
человек может чувствовать себя хорошо в обществе? - Какого
человека можно назвать гражданином? - В
чем и когда проявляется патриотизм? - Какими
качествами должен обладать счастливый человек? - Что
такое репутация человека в обществе? - Что
значит «быть в ладу с самим собой»? - Почему
человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него? - Может
ли один человек изменить общество? - Как
не потерять себя, добиваясь успеха в обществе? - Всегда
ли нужно прислушиваться к общественному мнению? - Что
лучше: быть как все или выделяться из толпы? - Как
человек может сделать мир вокруг себя лучше?
Литература:
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Поэзия Маяковского, Ахматовой и др.
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить
хорошо»
Н.В. Гоголь «Ревизор», «Тарас Бульба»
Военная проза
Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация «Итоговое сочинение по литературе. Направление 4»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Направления итогового сочинения
4. Время переменГриценко Элеонора Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ г. Астрахани «Гимназия № 1»
2021 год -
2 слайд
Описание слайда:
ТЕЗИСЫ
Как современные технологии влияют на жизнь общества?
Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
Сложно ли жить в эпоху перемен?
Почему люди боятся перемен?
Почему многие люди боятся перемен?
Выбор, который меняет человека.
Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?
Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
Что способно изменить человека?
К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?
Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?
Всегда ли перемены бывают к лучшему?
Все ли открытия, совершённые человеком, приводят к благополучному исходу?
Какие люди не боятся перемен?
Какими качествами должен быть наделён человек, способный пожертвовать собой ради науки?
Должен ли человек нести ответственность за свои действия?
Стоит ли бояться перемен? -
3 слайд
Описание слайда:
Произведения для подготовки к сочинению по направлению «Время перемен»
Антон Павлович Чехов «Вишневый сад», «Попрыгунья»
Александр Александрович Блок «Двенадцать»
Валентин Григорьевич Распутин «Прощание с Матёрой»
Лев Николаевич Толстой «Война и мир»
Леонид Максимович Леонов «Русский лес»
Светлана Александровна Алексиевич «Чернобыльская молитва»
Борис Львович Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
Иван Сергеевич Тургеневаа «Отцы и дети» — о смене поколений и смене взглядов.
Евгений Иванович Замятин «Мы»
Николай Алексеевич Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Михаил Афанасьевич Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца»
Гузель Шамилевна Яхина «Зулейха открывает глаза» -
4 слайд
Описание слайда:
Зарубежная литература
Виктор Мари Гюго «Отверженные»
Джером Дэвид Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Уильям Сомерсет Моэм «Узорный покров (Разрисованная вуаль)»
Рэй Брэдбери «Улыбка»
Рэй Брэдбери «И грянул гром»
О́лдос Ле́онард Хаксли «О дивный новый мир»
Сьюзен Коллинз «Голодные игры»
Джоан Роулинг «Гарри Поттер» -
5 слайд
Описание слайда:
ЦИТАТЫ
«Жить по-новому очень трудно. Жить прошедшим еще трудней». Михаил Афанасьевич Булгаков
«Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечеств, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли». Лев Николаевич Толстой
«Если вы заметили, что вы на стороне большинства — это верный признак того, что пора меняться». Марк Твен
«К большим переменам легче привыкнуть чем к малым». Английский философ, политик и историк Фрэнсис Бэкон
«В каждой перемене, даже в самой желанной, есть своя грусть, ибо то, с чем мы расстаёмся, есть часть нас самих. Нужно умереть для одной жизни, чтобы войти в другую». Французский писатель Анатоль Франс
«Человек не в силах противостоять изменениям, которые приносит время». Немецкий писатель Иоганн В. Гёте
«В мире нет ничего постоянного, кроме непостоянства». Английский писатель и философ Джонатан Свифт
«Все, что неожиданно изменяет нашу жизнь, — не случайность. Оно — в нас самих и ждет лишь внешнего повода для выражения действием». Русский писатель и поэт Александр Грин -
6 слайд
Описание слайда:
«Время перемен»
Перемена(ы) – это:
1. изменение в ком-либо, чем-либо, поворот к чему-н. новому, появление чего л. нового.
2. Замена одного другим. Например, перемена профессии, обстановки, места жительства …Синонимы к слову «перемена»: изменение, видоизменение, смена, чередование, переворот, ломка, перелом, перерождение, превращение, метаморфоза; переделка, преобразование, модификация, реорганизация, реформа, нововведение, превратность судьбы.
Эпитеты к слову «перемена»: резкая, внезапная, неожиданная, существенная, важная, значительная, удивительная, всякая, любая. -
7 слайд
Описание слайда:
Тезисы и аргументы
Человек может изменить мир, если он готов приложить к этому значительные усилия.
Может ли человек изменить мир? Разумеется, да, если он готов приложить к этому значительные усилия. Это доказывает пример из рассказа Платонова «Юшка». Главный герой жил в небольшом городе, где каждый житель норовил выместить на бессловесном и кротком помощнике кузнеца всю ненависть и злость. Даже дети бросали в Юшку камни и смеялись над ним. Так проходили годы, и люди не стеснялись говорить своей жертве, что она пришла в этот мир напрасно. Они считали Юшку ничтожеством, потому что он мало зарабатывал, не имел семьи и всегда болел. Однако после его кончины обитатели города поняли, что потеряли нечто очень важное. Всю злость, которую они срывали на Юшке, люди теперь несли домой, и жизнь их стала гораздо хуже. Именно поэтому все они пришли проводить «ненужного человека» в последний путь, чтобы отдать запоздавшую дань уважения тому, кто действительно смог изменить мир, хоть и ненадолго. Последним подарком Юшки своим соседям стала его приемная дочь, которая стала лечить людей только потому, что когда-то помощник плотника оплатил ее образование. Так, герой смог поменять атмосферу в городе, где жил, и вложил свою лепту в его счастливое будущее. -
8 слайд
Описание слайда:
Тезисы и аргументы
Может ли человек изменить свою судьбу?
Ответ на этот вопрос зависит от готовности личности в переменам. Например, главный герой романа Виктора Гюго «Отверженные», Жан Вальжан, твердо решил исправить свои ошибки и искупить грехи после того, как встретил доброту и понимание в мире, который ненавидел. Жана приговорили к длительному тюремному сроку только за то, что он украл еду для своей умирающей от голода семьи. В заключении он поклялся себе отомстить людям за унижение. Но когда он вернулся с каторги, то встретил священника, который спас его от повторного приговора. Когда Жана привели к нему с украденными у него же вещами, епископ выдал из за подарки и велел жандармам отпустить Жана. С тех пор каторжник изменил свое отношение к миру, что стало ключом к другим переменам: герой стал всеми уважаемым дядюшкой Мадленом, который помогал беднякам и способствовал развитию своего региона. Благодаря его промышленным открытиям сотни людей получили работу и достойные условия для жизни. Жан Вальжан смог направить свою судьбу так, как захотел, потому что был готов трудиться для этого. -
9 слайд
Описание слайда:
Тезисы и аргументы
Нравственные и социальные проблемы не решаются с помощью гаджетов и других инноваций.
Могут ли новые технологии сделать людей лучше? К сожалению, многие нравственные и социальные проблемы не решаются с помощью гаджетов и других инноваций. Это доказывает М.А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Гениальный хирург научился лечить многие болезни и даже сделал открытие, работая над проблемой омоложения человека, создал нового человека, пересадив органы человека псу. Однако его выдающееся открытие не смогло зайти дальше физиологических изменений в природе. Нравственные, интеллектуальные, моральные и этические сферы, определяющие мировоззрение индивида, остались неподвластными Преображенскому. Шариков стал человеком только внешне, но не внутренне. Он перенял все самые плохие черты у нового окружения и своего донора органов — вора и рецидивиста. Сам он не смог развиваться полноценно и стать самодостаточной личностью, имеющей не только права, но и обязанности. Поняв это, доктор Борменталь убедил профессора вернуть Шарикова в его прежний образ и закончить эксперимент. Филипп Филиппович признал бессилие технологий изменить человека к лучшему. -
10 слайд
Описание слайда:
Тезисы и аргументы
Люди боятся перемен, потому что не хотят принимать связанную с ними ответственность.
Почему люди боятся перемен? Причина вполне ясна: они не хотят принимать связанную с ними ответственность. Так и герои пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» не желают слушать мения Чацкого и менять свой устаревший уклад жизни. Многие из них понимают, что обвинения приехавшего из-за границы соотечественника справедливы, но не принимают необходимость изменений к лучшему. Почему? Потому что им самим придется потерять нечестное нажитые привилегии и потрудиться, чтобы получить новые. Отмена того же крепостного права разорила бы их, ведь сами они привыкли, что всё за них выполняют крестьяне. Повальное невежество тоже невозможно заменить на высокий уровень образования без труда и лишений. Придется отказаться от многих часов праздности и заставить себя учиться. Герои пьесы, может, и рады бы измениться, но не хотят брать на себя ответственность за перемены, ведь она влечет за собой титанические усилия, без которых нет прогресса. -
11 слайд
Описание слайда:
Пример сочинения
Можно ли заставить человека измениться к лучшему?
Можно ли заставить человека измениться к лучшему? Вопрос достаточно сложный и интересный. Мне кажется, что принудить кого-либо к радикальным переменам, да еще и в лучшую сторону, невозможно. Нельзя насильно изменить мировоззрение человека, поменять что-либо он способен только сам, и часто бывает, что подобные трансформации члену общества вообще не нужны, потому что он вполне комфортно живет в своем обычном состоянии.
Именно таким предстает перед нами Шариков, герой повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Из милейшего пса, по признанию профессора Преображенского, вышел отменнейший негодяй, которого вполне устраивает, что ему постоянно кто-то что-то должен. Шариков груб, ленив и сладострастен, и влияние интеллигентейшего окружения ему нипочем, потому что герой не стремится к переменам.
В этом случае становится понятно, что нельзя сделать человека лучше, если он сам того не хочет.
Подобного же мнения придерживается и И.А.Гончаров в романе «Обломов». Главный герой произведения, Илья Ильич, проводил дни на диване, закутавшись в любимый засаленный восточный халат. Казалось, ничто не могло вытянуть персонажа из трясины лени. Но в жизни героя появилась Ольга Ильинская, которая, восхищаясь «голубиной» душой Обломова, дабы потешить собственное самолюбие, решила во что бы то ни стало вытащить Илью Ильича из трясины, губившей его. И поначалу девушке это как будто удалось: Обломов начал рано вставать и сел за книги, но этот порыв быстро иссяк. Как только он стал задумываться о том, что будет дальше, забрав оброненное в избытке чувств слово – «любовь», испугавшись ответственности и новых перемен — Обломов снова вернулся в прежнее привычное царство безмятежной лени. И в этом случае чужое желание никак не смогло сделать лучше того, кто не желал прикладывать для собственного развития никаких усилий.
Таким образом, ничто и никто не может изменить человека в положительную сторону, если он сам того не захочет.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Данный материал поможет как учителям литературы, так и выпускникам достойно подготовиться к итоговому сочинению и получить допуск к ЕГЭ. В презентации можно увидеть интересный материал к 4 направлению: «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литература (базовый уровень) (в 2 частях)», Зинин С.А., Чалмаев В.А.
Похожие материалы
-
Презентация «Итоговое сочинение по литературе. Направление 3»
-
Презентация «Итоговое сочинение по литературе. Направление 2»
-
Исследовательская работа ««Воплощение поэтического языка романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина в переводе на английский язык» в секции «Переводы произведений Пушкина»
-
Презентация «Итоговое сочинение по литературе. Направление 1»
-
Конспект урока И.С. Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских детей.
-
Интерактивная игра по сказкам
-
«Сочетание традиционных и инновационных технологий обучения в системе профессионального образования»
-
Презентация по русской литературе, 6 класс «Снегурочка». А.Н.Островский»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5436695 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
Тезисы
- Людям свойственен страх перемен, потому что они не хотят покидать зону комфорта.
- Мы все боимся изменений, потому что нам мучительно сложно им соответствовать.
- Любая перемена чревата неизвестными последствиями, именно неизвестность нас и пугает больше всего.
- Страх перемен обусловлен неподготовленностью человека к резким и кардинальным метаморфозам.
- Далеко не все изменения приводят к лучшему, поэтому мы боимся даже не их, а возможного печального исхода.
- Мы боимся перемен, ведь они могут совсем не соответствовать нашим ожиданиям.
- Любая перемена требует от человека силы воли, чтобы адаптироваться к ней, но далеко не все люди в состоянии проявить это качество.
- Некоторые перемены таят в себе негативный контекст, поэтому заведомо пугают людей.
Аргументы
А.П. Чехов, «Вишневый сад». Люди боятся перемен, когда не могут им соответствовать. Такую ситуацию мы видим в пьесе «Вишневый сад». Раневская и Гаев — обедневшие дворяне, родовая усадьба которых была выставлена на торги за долги. Спасти имущество помогло бы только изменение подхода к распределению и использованию финансов, но герои не могут переделать себя, так как не готовы морально и физически. Поэтому любое предложение Лопахина, способствующее спасению имения, воспринимается хозяевами недвижимости в штыки. Сад можно было разделить на участки и сдавать в аренду под дачи, но дворяне отметают эту идею и продолжают сорить оставшимися частями былого материального благосостояния. Они ведут себя так, как будто ничего не изменилось: дают беднякам золотые монеты, организуют балы, покупают дорогие деликатесы и ничего не предпринимают ради сохранения родового гнезда. Раневская и Гаев предпочитают бежать от проблем в мир иллюзий и громких слов, потому что в глубине души понимают: они не в состоянии соответствовать требованиям новой эпохи, когда деньги приходится считать и экономить. Реалии современного мира вынуждали их заново научиться жить, а зрелые люди уже не могли адаптироваться в таких условиях. Это и является главной причиной их страха перед будущим.
И.А. Гончаров, «Обломов». Перемены требуют от нас усилий и отказа от вредных, но приятных привычек. Многие люди боятся трудностей, поэтому не хотят меняться. Такого героя мы встречаем на страницах романа «Обломов». Илья Ильич не любит преодолевать себя и стремится удовлетворять все свои прихоти, главной из которых является праздность. День барина начинается, продолжается и заканчивается на диване. Он не вылезает из старого поношенного халата и не выходит на улицу, не читает и не пишет, не работает и не интересуется искусством или наукой. Каждая перемена этого застойного образа жизни вызывает у Ильи Ильича страх и неприятие. Когда хозяйка квартиры велела ему съезжать, он воспринял эту новость так, будто это трагедия, достойная пера Шекспира. Необходимость сдвинуться с насиженного места страшит его, ведь вынуждает Обломова потрудиться и перебороть свою лень. Каждое напряжение силы пугает человека, нравственно слабого и изнеженного праздностью. Поэтому изменения вызывали у Ильи Ильича такой страх.
А.Н. Островский, «Гроза». Любое изменение начинается с признания собственного заблуждения, а многим людям невыносимо отказаться от того, что они однажды возвели в ранг аксиомы. Подобный пример мы встречаем в произведении «Гроза». Жители Калинова привыкли доверять суевериям больше, чем науке, поэтому даже семейную жизнь они пытаются подстроить под требования, изложенные в средневековых книгах вроде «Домостроя». Все сведения о мире они черпают из рассказов безграмотных странниц, которые выдумывают жуткие истории, чтобы вынудить публику дать пожертвования. Особенно показательным является эпизод, когда Кулигин, местный просветитель и прогрессивный гражданин, предлагает поставить громоотвод, чтобы избежать пожаров от молний. В ответ на его речь влиятельный купец Дикой стал всерьез доказывать, что гром — это следствие того, что Илья Пророк скачет на колеснице по небу, а потому никакие громоотводы городу не нужны. Каждая перемена воспринимается обитателями Калинова со страхом и омерзением, так как самые влиятельные из них не могут признать свою неправоту. Они, как Дикой, будут стоять на своем до последнего, не исправляя ошибку и не принимая необходимость изменений. Консервативные люди боятся уронить свой авторитет и сдвинуться с мертвой точки своих иллюзий.
М. Горький, «На дне». Любая перемена к лучшему требует усилий с нашей стороны и готовности переделать себя. Поэтому люди боятся не столько изменений, сколько сопутствующих трудностей. Так, Васька Пепел, герой пьесы «На дне», искренне хотел начать новую жизнь с Наташей и отказаться от воровства, но тянул время и не решался закончить преступный путь, так как страшился честного труда. Он был не приучен к работе, всегда обеспечивал себя воровством и не знал, чего ждать от Сибири с ее тяжелыми условиями и суровым климатом. Лука советовал ему переехать туда, чтобы вырваться из порочной среды большого города и не возвращаться к старым привычкам. Там его уже не могли найти ни представители власти, ни подельники. Но Василий тяготился ответственностью, ведь хотел ехать не один, а с Наташей. За ее судьбу он тоже был в ответе. Все эти страхи и колебания привели к тому, что Пепел так и не стал честным человеком, так и не женился на Наташе, так и не уехал в Сибирь. Боязнь изменений, источником которой была неприспособленность героя к труду, погубила Василия и не позволила ему вовремя сбежать.
И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Иногда перемены перечеркивают всю нашу жизнь и вынуждают нас отказаться о своих идеалов. В этом случае мы боимся изменений, видя в них разрушительную стихию, опрокидывающую наше мировоззрение и обесценивающую наш опыт. Такой пример мы видим в романе «Отцы и дети». Павел Петрович Кирсанов агрессивно настроен по отношению к тому, что выходит за рамки его «принсипов». Он осуждает Базарова и его взгляды, даже не вникнув в их смысл. Когда Аркадий впервые говорит ему о нигилизме, он, в отличие от Николая Петровича, который стал переводить термин: «Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который… который ничего не признает?» — , сразу поставил клеймо: «Скажи: который ничего не уважает». Павел Петрович не дает племяннику объяснить суть философии, ведь знает наперед, что все новое — дурно. Он острит, иронизирует, хотя осознает, что остроты получаются вымученными и неудачными. Его упорное и жалкое стремление принизить новую идеологию, очевидно, происходит из страха. Герой боится идей, противоречащих его собственным убеждениям и опровергающих его мировоззренческие позиции. Если Базаров смог бы доказать оппоненту свою правоту, Павел Петрович вынужден был бы признать ничтожество и тщетность собственной жизни. Эта перспектива напугает кого-угодно.
А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Новые веяния уничтожают и заменяют устаревшие тенденции, и людям приходится приспосабливаться к новым реалиям, теряя прежние опоры и отыскивая альтернативу. Тем, кто уже чего-то добился, не хочется повторять свой путь или отказываться от полученных привилегий, поэтому они боятся перемен. Подобный пример описал А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума». Главный герой приехал в Москву после длительного обучения за границей, поэтому сразу же обнаружил застой в высших сферах общества и выявил пороки окружающей социальной среды. Чацкий попытался открыть дворянам глаза на истинное положение дел, критиковал их устои и традиции, а также призывал изменить существующий порядок в стране. В частности, он высказывался против крепостного права, блата и кумовства на службе, невежества и преклонения перед зарубежной культурой. Однако дворяне страшились того, что пропагандировал Чацкий, и реформы были им совершенно ни к чему. Уничтожение погрешностей и уязвимостей в системе взаимоотношений с государством и обществом сулило помещикам прекращение сытой и беззаботной жизни. Многие из них ничего бы не добились, если бы все было честно и справедливо. Они боялись перемен, потому что не хотели трудиться, самосовершенствоваться и лишаться тех привилегий, которыми их одарила судьба.
Н.В. Гоголь, «Шинель». Порой перемены носят негативный характер, и нас пугают их вполне очевидные плохие последствия. Такой пример описал Н.В. Гоголь в повести «Шинель». Акакий Акакиевич недоедал и упорно экономил, чтобы купить себе новую шинель. В этой вещи он видел повышение статуса, которого ему так не хватало. В коллективе над ним издевались, его не уважали, потому что он был беден, безобиден и одинок. Никто не видел в нем человека без нарядной одежды и высокого ранга. Башмачкин надеялся, что сможет изменить мнение окружения о себе, соответствуя ему по внешнему виду. Надев обновку, он и сам почувствовал себя более значительным. Однако на темной улице его обокрали. Шинель приглянулась бродяге. Акакий Акакиевич не смог смириться с этой переменой, но поделать ничего не мог: «значительное лицо» ему не помогло, а сам он был не в силах купить новую верхнюю одежду. От огорчения Башмачкин умер, так и не приспособившись к новым реалиям. Его страх остаться без шинели вполне можно понять и оправдать, ведь он не мог ходить на службу без теплой и приличной на вид одежды, а приобрести ее вновь было не по силам. Далеко не каждый человек может справиться с отчаянием и бороться с судьбой, преодолевая вполне естественную боязнь холода, голода, общественного осуждения.
А.П. Чехов, «Три сестры». Человек боится перемен, потому что они ведут его в неизвестность. Никто не знает, к лучшему они или к худшему? Эту проблему затронул А.П.
А.П. Чехов в пьесе «Три сестры». Героини хотят переехать в Москву, потому что в глубинке они не могут реализовать свой потенциал и удовлетворить культурные потребности. Среди обывателей и мещан Прозоровым скучно, они чувствуют, что рождены для другой жизни. Каждая из сестер с удовольствием вспоминает далекое детство в большом городе, которое было обеспеченным и беспечным. Отец их был военным и баловал детей, но потом его перевели на службу в захолустье, а после его смерти дела семьи находились в упадке. Но Ирина, Мария и Ольга не оставляли надежды на переезд, который каким-то чудесным образом должен был все исправить. И все же ни одна из них не предприняла ровным счетом ничего, чтобы переехать. Девушки продолжали жаловаться на судьбу и вспоминать о Москве, но сидели в глубинке и чемоданы не собирали. Почему? Видимо, их все-таки страшила неизвестность, ведь перемена места жительства могла быть началом прекрасной жизни, равно как и ужасной. Поэтому сестры Прозоровы никуда не уехали, несмотря на свои желания и потребности.
А.П. Чехов, «Человек в футляре». Перемены таят в себе совсем не известные последствия, которых человек боится даже больше самих изменений. Вот и герой рассказа «Человек в футляре» страшится каждого нововведения и всегда повторяет: «Как бы чего не вышло». Беликов реагирует так на каждое непривычное явление из окружающей действительности, поэтому стремится отгородиться от нее физически и духовно. Несмотря на погодные условия, он всегда одет в пальто на вате, шляпу, галоши. Всегда при нем зонт и очки, а также чехольчики для каждой вещи. Беликов интересуется только событиями из далекого прошлого и преподает «мертвый» язык. Он одинок, ведь люди тоже таят в себе множество опасностей и рисков. Когда коллеги намекнули ему на необходимость женитьбы, он до того испугался, что «похудел, побледнел и, казалось, еще глубже ушел в свой футляр». Мысли о свадьбе страшили его неизвестностью и еще одним непременным условием — выходом из зоны комфорта. Поэтому Беликов так и не предпринял ни одного решительного шага навстречу любви. Он умер от нервного расстройства и обрел самый надежный футляр. Его свел в могилу страх перед неизвестностью — единственная эмоция, которую вызывал в нём окружающий мир.
М. Горький, «Старуха Изергиль». Любое преобразование мира вокруг нас — это, прежде всего, лишения, трудности и жертвы, к которым мы часто не готовы. Они и вызывают страх перед нововведениями и реформами. Это доказывает пример из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Племя, которое вынуждено было покинуть свои земли и двинуться в неизвестном направлении через густой лес, оказалось лицом к лицу с испытаниями, ценой которых приобретается положительное изменение. Люди устали и сбились с пути, не знали, как выбраться из чащи. Только один из них, юноша по имени Данко, смог взять на себя ответственность за будущее соплеменников и повести их к выходу. Он и сам не знал, куда двигаться, но вселил в путников надежду на счастливый исход. Когда они вновь выбились из сил и стали упрекать лидера в том, что его обещания не сбылись, юноша пожертвовал собой и своим сердцем, вырванным из груди, осветил дорогу. Его соплеменники спаслись, их судьба изменилась к лучшему, но Данко отдал свою жизнь ради этих перемен. Люди боялись идти вперед, потому что не хотели приносить жертву и претерпевать лишения. Когда же эти заботы взял на себя один лидер, все общество смогло продвинуться вперед и выйти из полосы неудач.
А.И. Куприн, «Олеся». Люди боятся перемен, потому что они сулят множество испытаний и проблем. Человеку необходимо приспособиться к изменениям и даже чем-то пожертвовать ради них. Подобный пример мы встречаем в повести А.И. Куприна «Олеся». Главный герой полюбил девушку, которая жила в лесу и воспитывалась вне общества. Она была незаконнорожденной дочерью женщины из простонародья, а Иван — дворянином. Однако по уму, красоте, благородству и нравственности Олеся превосходила всех барышень, которых знал ее избранник. Отношения с возлюбленной стали серьезными, и Иван решил жениться на ней. Его работа в Полесье подошла к концу, и он отважился на откровенный разговор с Олесей об их будущем. Она не хотела обременять его женитьбой и согласна была жить с ним просто так, но Иван не мог нарушить правила своей среды открыто. При этом он не представлял себе, как Олеся адаптируется в дворянском обществе, полном предрассудков и высокомерия. Герой боялся сделать решительный шаг и бросить все к ногам возлюбленной, потому что последствия этого решения были бы страшными. Иван не готов был вынести осуждения и пренебрежения окружения. Именно этого он и опасался больше всего. Поэтому у них с Олесей не получилось создать семью: когда она заявила об отъезде, он не удержал ее, не проявил воли и инициативы. Таким образом, в переменах Ивана страшили испытания, с которыми он столкнулся бы в своем кругу. Он страшился его осуждения.
И.А. Бунин, «Визитные карточки». Перемены — это всегда вызов, брошенный судьбе. Человек, решивший что-то изменить, всегда рискует. Подтверждение этому мы находим в рассказе И.А. Бунина «Визитные карточки». Героиня столкнулась на пароходе с известным писателем и завязала с ним разговор. Ее жизнь сложилась совсем не счастливо: брак был ранним и принес разочарование, отношения с мужем тянулись однообразно и скучно. Она не успела оглянуться, как жизнь пролетела мимо. И вот она познакомилась с красивым и успешным мужчиной, который проявил к ней искренний интерес. До этого инцидента она не изменяла супругу и очень боялась переступить эту черту. Почему? Потому что адюльтер — это рискованный поступок, к тому же осуждаемый обществом. Такая перемена могла привести к очень негативным последствиям. Поэтому автор описал, как несчастная женщина храбрится, как выпивает лишнего, чтобы, наконец, решиться на согласие или отказ. Ее страх порожден риском и высокими ставками в любовной игре.
И.А. Бунин, «Кавказ». Некоторые перемены вполне однозначно можно назвать плохими. Их мы боимся из-за того, что они, как и любое негативное явление, скверно скажутся на нашей судьбе. Такой пример описал И.А. Бунин в рассказе «Кавказ». Главная героиня изменяла мужу с любовником и отправилась с ним на отдых. Супруг заподозрил обман и отправился вслед за ней. Он не хотел терять ее. Во-первых, он любил жену. Во-вторых, он видел в измене оскорбление его мужской чести. В-третьих, в ту пору развод был позором для семьи. В то же время офицер понимал, что супруга безнадежно отдалилась от него и больше не вернется. «Как раньше» уже не будет. Осознав это в полной мере, герой нашел лишь один выход — самоубийство. Он так и не принял перемены в отношениях с избранницей, потому что они разрушали все то, ради чего он жил.
Многомудрый Литрекон не боится перемен и Вам не советует! Об этом он рассказал в итоговом сочинении на тему: Почему люди боятся перемен? Аргументы он взял из книг «Человек в футляре», «Ионыч», «Ася», «О любви».
Вариант 1
(482 слова) Почему многие люди боятся перемен? Вопрос непростой… Я думаю, иногда человек предпочитает жить так, как привык, и ничего с этим не делать, он страшится всего неизведанного, так как просто-напросто не хочет выходить из зоны комфорта. Для аргументации своей точки зрения приведу примеры из читательского опыта.
В творческом наследии А. П. Чехова имеется замечательное произведение «Человек в футляре». В нем автор изобразил учителя греческого языка Беликова, который всю жизнь прожил в страхе перед новым. Персонаж совсем не общителен, скрытен, пуглив и придирчив. Например, на школьных собраниях он предлагает исключать учеников за несоблюдение ими порядков. Все формуляры, которые что-либо запрещают, он приветствует, а те, которые, напротив, разрешают что-либо, он не одобряет, говоря фразу «Как бы чего не вышло». Он не женат и не водит дружбы, а от тех людей, кому хоть как-то интересен, он закрывается и отгораживается любыми возможными способами. Это проявляется во всем: по его дому расставлены ширмы, а большая часть гардероба напоминает самый настоящий футляр. Поэтому логичным становится тот факт, что, когда Беликов знакомится с Варенькой, несмотря на сильные чувства к девушке, он так и не может осмелиться на важный шаг – сделать ей предложение: «…решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, ещё глубже ушел в свой футляр». Писатель в рассказе хотел показать героя, боящегося изменений, и продемонстрировать, насколько трагическими, порой, бывают последствия подобного образа жизни. Причиной фобии Беликова является нежелание покидать зону комфорта и менять свои привычки. Он психологически зависим от стабильности.
В другом произведении А. П. Чехова под названием «Ионыч» представлен земский доктор, который в молодости был талантливым и инициативным, увлечённым своим делом, мечтавшем о большем. Но все грёзы врача развеваются вследствие одного судьбоносного случая. Так, когда Старцев знакомится с самой интеллигентной и образованной семьей Туркиных, ему очень симпатизирует молодая Екатерина. Главный герой становится излюбленным гостем в их доме, потому что желает как можно чаще видеть возлюбленную. Котик кажется ему не по летам умной и очень талантливой, поэтому Дмитрий Ионыч задумывается о женитьбе. Неожиданный отказ барышни оказывается для него ударом – он становится замкнутым и нелюдимым, перестает ходить на концерты, общаться с людьми, больше работает, но уже не во имя мечты, а только ради выгоды, «цветных бумажек». Чеховский Ионыч смирился со своей трагичной судьбой и начал в прямом смысле слова деградировать. На примере Старцева чётко видно, как страх перед переменами не только лишил человека счастливого будущего, но и перечеркнул его настоящее. Дмитрий стал бояться перемен из-за травмирующего опыта: отказ Екатерины сильно ранил его, и после этого он уже страшился вновь пережить разочарование из-за попыток преобразовать жизнь.
Почему большинство людей боится что-то менять? Одни являются замкнутыми с детства, не выходят за собственные «рамки» и проносят этот страх через года, другие при первой же неудаче сдаются и больше не предпринимают попыток улучшить собственную жизнь. Отчасти эти опасения оправданы: не всегда новое – это хорошо, легко или безопасно, однако только так — путем риска, проб и ошибок — можно добиться чего-то по-настоящему значимого.
Вариант 2
(501 слово) Люди по природе своей очень консервативны: мы боимся перемен и предпочитаем жить по-старому до последнего, пока новая реальность не вытеснит старую без возврата. Почему так сложилось? Причина в том, что любые изменения вынуждают нас соответствовать им и догонять век, в котором мы живем. Это трудно, ведь приходится избавляться от старых привычек и покинуть зону комфорта. Данную закономерность человеческого поведения подметили многие писатели.
Например, А.П. Чехов в рассказе «О любви» продемонстрировал причины того, что люди испугались менять свою жизнь, признавшись друг другу во взаимных чувствах. Алехин полюбил жену своего соседа, она отвечала ему взаимностью, и оба понимали, что необходимо узаконить это влечение. Анна фактически обманывала собственного мужа, оставаясь в его доме, но любя другого мужчину. Павел тоже был в ложном положении, пользуясь гостеприимством и расположением Дмитрия. Они идеально подходили друг к другу, но не имели решимости разорвать порочный круг сомнений. Он боялся проявить настойчивость в этом вопросе, потому что жил бедно, а Луганович — богато. Алехин также думал, что общество отвергнет его семью, ведь тогда разводы осуждались и были подобны преступлению против морали. Не менее напугана была сама Анна: она тревожилась за судьбы детей, которые могли пострадать от ее решения. Муж мог бы ограничить общение с ними, а они — отвергнуть ее за мнимое предательство. Кроме того, женщины того времени всегда ждали решительного шага от мужчины и были зависимы от них во всем: сама героиня не работала и стала бы обузой для Павла, который и так жил в нужде. Все эти колебания и мучительные переживания привели к тому, что влюбленные и любимые люди расстались навсегда, так и не сумев соединиться. Их страхи понятны: они не хотели ухудшать свое материальное положение, подвергать риску детей, ощущать осуждение общества, но главная причина состоит в том, что они привыкли к своей жизни и не готовы были измениться вслед за нею.
Перемены требуют от нас принятия решения и ответственности, а не всем эта ноша по плечу. Например, герой повести И.С. Тургенева «Ася» влюбился в девушку с непростым характером и происхождением, но так и не смог жениться на ней, потому что испугался трудностей, которые придется испытать именно ему. Героиня была дочерью крестьянки и барина, поэтому не смогла найти себе место в русском обществе, где ее родословная вызывала пренебрежение и насмешки. Н.Н. встретил ее за границей и понял, что его чувства взаимны. Ася сама призналась в любви и ждала такого же горячего, смелого и быстрого ответа от возлюбленного. Но вместо этого она услышала колебания и трусливые нотки в голосе. Кавалер был подавлен страхом перед ответственностью за Асю и ее будущее. Он предвидел недостаток финансов, ощущение несвободы и долга перед женой, неприятие со стороны общества. Поэтому Н.Н. так и не женился, хоть и любил Асю. Перемены грозили герою разрушением его личного пространства и уютного мира, где все было для него и по его прихоти.
Таким образом, люди боятся перемен, потому что они заставляют нас отказаться от комфортного и благоустроенного существования и бросить вызов судьбе. Не каждый на это способен, не всякому это нужно. А ведь все изменения начинаются с нас самих, и если не готовы мы, то отговоркой может стать любая причина.
Автор: Элина Николаева