Почему мертвые души называется мертвые души сочинение

Тема: смысл названия поэмы н. в. гоголя мертвые души в названии поэмы н. в. гоголя мертвые души отражается главная

Тема: – Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»

В названии поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” отражается главная идея произведения. Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть аферы Чичикова: Чичиков покупал души умерших крестьян.
Но на самом деле в названии заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома “Мертвых душ”. Существует мнение, что Гоголь задумал создать “Мертвые души” по аналогии с “Божественной комедией” Данте, которая состоит из трех частей: “Ада”, “Чистилища”, “Рая”. Им должны были соответствовать задуманные Н. В. Гоголем три тома. В первом томе Н. В. Гоголь хотел показать страшную российскую действительность, воссоздать “ад” современной жизни, во втором и третьем томах — духовный подъем России.
В себе самом Н. В. Гоголь видел писателя-проповедника, который, рисуя картину возрождения России, выводит ее из кризиса. При издании “Мертвых душ” Н. В. Гоголь сам рисовал титульный лист. Он нарисовал коляску, которая символизирует движение России вперед, а вокруг — черепа, которые символизируют мертвые души живых людей. Для Гоголя было очень важно, чтобы книга вышла именно с этим титульным листом.
Мир “Мертвых душ” разделяется на два мира: мир реальный, где главное действующее лицо — Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, в котором главный герой — сам Н. В. Гоголь.
Манилов, Собакевич, Ноздрев, прокурор — вот типичные представители реального мира. На протяжении всей поэмы характер их не меняется: например, “Ноздрев в тридцать пять лет был такой же, как в осьмнадцать и двадцать”. Автор все время подчеркивает черствость и бездушие своих героев. У Собакевича “совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного Кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне, не произвело решительно никакого потрясения на поверхности”. У всех чиновников в городе такие же застывшие души без малейшего развития. Н. В. Гоголь описывает чиновников со злой иронией.
Сначала мы видим, что жизнь в городе кипит, но на самом деле это просто бессмысленная суета. В реальном мире поэмы мертвая душа — это обычное явление. Для этих людей душа — это лишь то, что отличает живого человека от мертвого. После смерти прокурора все догадались о том, что у него “была точно душа”, лишь когда от него осталось “одно только бездушное тело”.
Название поэмы является символом жизни уездного города N. а уездный город К, в свою очередь, символизирует всю Россию. Н. В. Гоголь хочет показать, что Россия находится в кризисе, что души людей окаменели, умерли.
В идеальном же мире существует живая душа повествователя, и поэтому именно Н. В. Гоголь может заметить всю низость жизни опустившегося города. В одном из лирических отступлений оживают души крестьян, когда Чичиков, читая список умерших, воскрешает их в своем воображении. Эти живые души крестьян-богатырей из идеального мира Н. В. Гоголь противопоставляет реальным крестьянам, совершенно глупым и слабым, как, например, дядя Митяй и дядя Миняй.
В реальном мире “Мертвых душ” есть только два героя, у которых по-настоящему живая душа, это — Чичиков и Плюшкин.
Образ Плюшкина отличается от образов остальных жителей города. В поэме Гоголь выделяет главу с Плюшкиным, она расположена ровно посередине. Глава начинается и оканчивается лирическими отступлениями, чего ни разу не было при описании других помещиков. Это и показывает, что глава действительно важна. Можно сказать, эта глава совершенно выбивается из общего плана. Когда Чичиков приезжал к другим чиновникам для покупки мертвых душ, все было однотипным: Чичиков смотрел дом, потом покупал крестьян, обедал и уезжал. Но глава с Плюшкиным как бы прерывает эту однообразную цепочку. Только у одного жителя города, у Плюшкина, показана история его жизни, т. е. перед нами не просто человек с застывшей душой, а мы видим, как он дошел до такого состояния. История Плюшкина — это трагедия его жизни. Постепенно, от каждого удара судьбы его душа затвердевала. Но умерла ли его душа до конца? При упоминании имени его товарища на лице Плюшкина “скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства”. Это значит, что в Плюшкине осталось что-то живое, что душа его не застыла, не окостенела совсем. Живыми у Плюшкина были и глаза. В шестой главе содержится подробное описание сада Плюшкина, заросшего, запущенного, но все-таки живого. Сад — это своеобразная метафора души Плюшкина. Только у Плюшкина в имении находятся две церкви. Из всех помещиков только Плюшкин произносит обличительный монолог после отъезда Чичикова. Все это позволяет нам сделать вывод, что душа Плюшкина не совсем закаменела.
Вторым героем реального мира, имеющим живую душу, является Чичиков. Его зовут Павел, а это имя апостола, который пережил душевный переворот. Так и Чичиков во втором томе должен был стать апостолом, возрождать души людей, наставлять их на путь истинный. И уже в первом томе на это есть намек. Гоголь доверяет Чичикову рассказать о былых богатырях и этим как бы воскресить крестьян.
Идеальный мир “Мертвых душ”, который предстает перед читателями в лирических отступлениях, является полной противоположностью реального мира. В идеальном мире нет и не может быть мертвых душ, так как там нет маниловых, собакевичей, прокуроров. Для мира лирических отступлений душа бессмертна, так как она является воплощением божественного начала человека.
Таким образом, в первом томе “Мертвых душ” Н. В. Гоголь изображает все отрицательные стороны русской действительности. Писатель открывает людям, что их души стали мертвыми, и, указывая на пороки людей, тем самым возвращает к жизни их души.

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»

По замыслу Н. В. Гоголя, темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом первого тома “Мертвых душ” писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществу первой половины XIX века: между мнимой содержательностью и действительной ничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа и его закабалителями. Действительно, “Мертвые души” можно назвать энциклопедическим исследованием всех насущных проблем того времени: состояния помещичьих хозяйств, морального облика помещичьего и чиновничьего дворянства, их взаимоотношений с народом, судеб народа и родины. “…Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”, — писал Гоголь Жуковскому о своей поэме. Естественно, что такой многоплановый сюжет определил своеобразную композицию. Прежде всего построение поэмы отличается ясностью и четкостью: все части связаны между собой сюжетно-образующим героем Чичиковым, путешествующим с целью добыть “миллион”. Это энергичней делец, ищущий выгодные связи, вступающий в многочисленные знакомства, что позволяет писателю изобразить действительность во всех ее гранях, запечатлеть социально-экономические, семейно-бытовые, морально-правовые и культурно-нравственные отношения в крепостнической России. В первой главе, экспозиционной, вводной, автор дает общую характеристику провинциального губернского города и знакомит читателей с основными действующими лицами поэмы. Следующие пять глав посвящены изображению помещиков в их собствщной семейно-бытовой жизни в своих усадьбах. Гоголь мастерски отразил в композиции замкнутость помещиков, их оторванность от общественной жизни (Коробочка даже слыхом не слыхивала о Собакевиче и Манилове). Содержание всех этих пяти глав строится по одному общему принципу: внешний вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и Сатирически направленность поэмы проявляется в самой последовательней представления помещиков, начиная с Манилова и завышая Плюшкиным, который уже “обратился в прореху на человечестве”. Гоголь показал страшную деградацию человечекой души, духовное и нравственное падение крепостника-корыстолюбца. Но наиболее ярко реалистическая манера и сатирический пафос писателя проявились в создании образов русских помещиков. Гоголь надвигает на первый план морально-психологическую сущность героя, его отрицательные черты и типические признак: как, например, прекраснодушную мечтательность и полое непонимание жизни у Манилова; наглое вранье и распоясанность у Ноздрева; кулачество и человеконенавистничеств у Собакевича и пр. Широта обобщения образов органически сочетается с их явно обозначений индивидуальностью, жизненной осязаемостью, которая достигается путем преувеличенной конкретизации их типерских особенностей, резкая обрисовка моральных черт и их индивидуализация приемами заострения подкрепляется обрисовкой внешности действующих лиц. За портретами помещиков, выписанных крупным планом, в поэме следует сатирическое изображение жизни губернского чиновничества, представляющего собой социально-политическую власть дворянства. Замечательно, что Гоголь избирает предметом своего изображения весь губернский город, создает собирательный образ провинциального бюрократа. В процессе изображения помещиков и чиновничества перед читателями постепенно развертывается образ главного героя повествования — Чичикова. Лишь в заключительной, одиннадцатой главе Гоголь раскрывает его жизнь во всех деталях и окончательно разоблачает своего героя как ловкого буржуазного хищника, мошенника, цивилизованного подлеца. Такой подход обусловлен стремлением автора полнее изобличить Чичикова как общественно-политический тип, выражающий новое, еще только зреющее, но уже вполне жизнеспособное и достаточно сильное явление — капитал. Именно поэтому его характер показан в развитии, в столкновениях со множеством самых различных препятствий, возникающих на его пути. Замечательно, что все другие персонажи “Мертвых душ” предстают перед читателем психологически уже сложившимися, то есть вне развития и внутренних противоречий (исключение в какой-то мере составляет Плюшкин, которому дана описательная предыстория). Такая статичность характеров подчеркивает застойность быта и всего образа жизни помещиков и способствует концентрации внимания на особенностях их характеров. Через всю поэму Гоголь параллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичикова непрерывно проводит еще одну — связанную с образом народа. Композицией поэмы писатель все время настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения между простым народом и правящими сословиями. На протяжении всей поэмы утверждение народа как положительного героя сливается с прославлением родины, с выражением/автором своих патриотических и гражданских суждений. Эти суждения рассеяны по всему произведению в форме проникновенных лирических отступлений. Так, в 5-й главе Гоголь славит “живой и бойкий русский ум”, его необыкновенную способность к словесной выразительности. В 6-й главе он обращается со страстным призывом к читателю сохранить в себе до конца жизни истинно человеческие чувства. В 7-й главе идет речь о роли писателей, о разных их “уделах”. В 8-й показана разъединенность губернского дворянства и народа. Последняя, 11-я, глава завершается восторженным гимном Родине, ее прекрасному будущему. Как видно, от главы к главе темы лирических отступлений приобретают все большую социальную значимость, а трудовой народ предстает перед читателем в неуклонно повышающейся прогрессии его достоинств (упоминания об умерших и беглых мужиках Собакевича и Плюшкина). Таким образом, Гоголь достигает в композиции поэмы той непрерывно увеличивающейся напряженности, которая в совокупности с усиливающейся драматичностью действия сообщает “Мертвым душам” исключительную занимательность. В композиции поэмы следует особо подчеркнуть проходящий через все произведение образ дороги, с помощью которого писатель выражает ненависть к застою и устремленность вперед, горячую любовь к родной природе. Этот образ способствует усилению эмоциональности и динамичности всей поэмы. Изумительное искусство Гоголя в компоновке сюжета сказалось в том, что множество самых различных вводных эпизодов и авторских отступлений, вызванных стремлением шире и глубже воссоздать тогдашнюю действительность, строго подчинено воплощению определенных идей писателя. Такие авторские отступления, как о толстых и тонких, о “страсти русского человека знаться с тем, кто хотя бы одним чином был его повыше”, о “господах большой руки и господах средней руки”, о широкой типичности образов Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина, составляют необходимый социальный фон для раскрытия основных идей поэмы. Во многих авторских отступлениях Гоголь так или иначе касался столичной темы, но в предельной сатирической обнаженности эта “опасная” тема прозвучала во включенной в композицию поэмы “Повести о капитане Копейкине”, рассказанной губернским почтмейстером. По своему внутреннему смыслу, по своей идее эта вставная новелла является важным элементом в идейном и художественном смысле гоголевской поэмы. Она давала автору возможность включить в поэму тему героического 1812 года и тем самым еще резче оттенить бессердечие и произвол верховной власти, трусость и ничтожество губернской знати. “Повесть о капитане Копейкине” на короткое время отвлекает читателя от затхлого мира Плюшкиных и чиновников губернского города, но эта смена впечатлений создает определенный художественный эффект и помогает отчетливее понять замысел произведения, его сатирическую направленность.
Композиция поэмы не только великолепно развертывает сюжет, в основе которого лежит фантастическая авантюра Чичикова, но и позволяет Гоголю с помощью внесюжетных эпизодов воссоздать всю действительность николаевской Руси. Все вышесказанное убедительно доказывает, что композиция поэмы отличается высокой степенью художественного мастерства.
.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

(937 слов) Поэма «Мёртвые души» — одно из самых значительных произведений Николая Васильевича Гоголя. Характеры и поведение главных героев произведения отражают быт и нравы сословий в России 19 века. В книге писатель высмеивает ничтожность и продажность русского чиновничества, духовное опустошение и деградацию помещиков, холопскую покорность и невежество крестьян. Как известно, в свет вышел лишь первый том знаменитого произведения Гоголя. Второй том писатель уничтожил. И лишь немного глав сохранилось в черновиках. Чтобы понять замысел поэмы Николая Васильевича, рассмотрим поподробнее характеристику его главных героев.

Павла Ивановича Чичикова можно назвать уникальным образом в отечественной литературе. Автор мастерски объединил в образе главного героя позитивные и негативные качества. Главный герой отличается аккуратностью и чистоплотностью. Он модно одевается, у героя всегда опрятный внешний вид. Но внешне приятный человек на деле оказывается беспринципным, аморальным и эгоистичным человеком. Чичикову свойственна двойственность натуры, герой легко подстраивается под обстоятельства. Благодаря своей изворотливости и хитрости, Чичиков смог получить титул коллежского советника, но государственная служба для него — лишь возможность нажиться за счет коррупции. Поэтому после разоблачения на службе Чичиков выдумывает новую аферу: покупку крестьян, которые существуют лишь на бумаге с целью дальнейшего заклада в опекунский совет. Проявляя лицемерие, расчетливость, умение верно оценить человека и обстановку, герой реализовал свой план, но не полностью. 

В ходе путешествия Чичикова автор описывает помещиков по мере их испорченности, переходя от самых легких пороков к самым ужасным.

Для Манилова, первого чиновника на пути Чичикова, характерны бездеятельность, пустая болтовня и сентиментальность. Герой, стремящийся всеми силами понравиться окружающим, не делает зла, но и добра тоже, ведь он погряз в лености и иллюзиях, далеких от реальности. Также персонажу  свойственны доверчивость и задумчивость. В то же время он хочет произвести выгодное впечатление на людей, поэтому всегда держит на виду книгу, всегда открытую на одной и той же странице. Но для Манилова лучше строить иллюзии, чем вести хозяйство или заниматься науками. Герой всячески пытается из своей жизни сделать сентиментальный роман, где не будет жестокой реальности.

В образе Настасьи Петровны Коробочки представлена одинокая вдова, которая проживает в маленькой деревушке. Коробочка — прекрасная хозяйка, которая следит за порядком в своём поместье. Только ведение хозяйства по-настоящему интересует героиню. Погрузившись полностью в заботу о своём поместье, Настасья Петровна не развивается духовно и интеллектуально. Даже обходительный Чичиков теряет терпение в разговоре с ней, потому что она «дубиноголовая», то есть очень глупая женщина. Каждый человек для героини представляет собой лишь покупателя, который способен принести ей прибыль. Коробочка часто жалуется на жизнь в разговорах, несмотря на то, что ее материальное положение стабильно. Она ограничена лишь материальными заботами и интересами.

Ноздрев — мужчина в самом расцвете сил, любящий поесть, покутить и выпить. Будучи очень деятельной личностью, герой не может усидеть на одном месте больше одного дня. Но вся активность Ноздрева направлена на удовлетворение собственных прихотей. Весь жизненный путь персонажа заключается в поиске новых источников удовольствия. Ноздрев — вдовец, который абсолютно не занимается воспитанием детей. Зато у него находится время для похождений в самых злачных местах. Он постоянно с кем-то дерется, играет в азартные игры, пьет или спорит. Но чаще все эти виды деятельности смешиваются в один. Ноздрева называют «бретером», потому что он часто создает поводы для драк и сплетничает. Он врет даже не из выгоды для себя, а просто по зову сердца. Герой не интересуется поместьем и жизнью крестьян. Персонаж без проблем проигрывает в карты большие суммы денег, не думая о том, на что будет жить в дальнейшем. 

Михаил Собакевич — богатый помещик преклонного возраста. Герой обладает крепким здоровьем и сильным телосложением. В образе Собакевича автор воплотил неуклюжего и грубого помещика, зацикленного на деньгах и озлобленного на весь мир. Внешность этого героя сопоставима с внешностью дикого зверя, как и его повадки. Как и дикому животному, персонажу присущи неповоротливость, неуклюжесть, сила и скрытая угроза. Собакевичу абсолютно не интересна внешняя красота и привлекательность вещей. Так,  для героя важнее всего практичность и надёжность. Однако для Собакевича характерны хитрость и изворотливость. Он один понимает истинный смысл действий Чичикова и откровенно торгуется с ним, а позже и вовсе надувает гостя, подсунув среди крестьян мужского пола женщину.

Плюшкин — последний помещик на пути Чичикова. Это самый богатый, но самый несчастный и порочный персонаж, который отличается чрезвычайно скупой натурой. Прежде всего, герой жаден по отношению к себе, к детям, а не только к крестьянам. Он недоедает, ходит в потрёпанной одежде и хранит даже самые обветшавшие вещи. Однако болезненная экономия Плюшкина не позволяет ему обрести счастье и сохранить семью. От него отвернулись дети, ведь он мог допустить позор сына, лишь бы не оплачивать его карточный долг. Жадность и алчность довели барина до того, что он воровал вещи даже у крепостных! Плюшкин готов был к любому унижению, лишь бы не отдавать лишнюю копейку или даже совсем не нужную ветошь. Почти все его товары гнили на складе, ведь он так завышал цены, что купцы не хотели покупать их. Автор называет этого героя «прорехой» на человечестве. 

Не менее интересны и второстепенные персонажи в романе «Мёртвые души».

Петрушка — молодой человек тридцати лет, который работает лакеем у Чичикова. Это весьма необщительный человек, однако нередко любит похвастаться своими путешествиями. Петрушка всегда не против выпить и посидеть в кабаке в компании добрых людей. Герой не отличается чистоплотностью. Из-за своей неприязни к бане он крайне редко моется. 

Селифан работает кучером у Чичикова. Он невероятно предан своему барину. Это человек, который отличается простодушием и безответственностью. Он всегда не против выпить.

Капитан Копейкин — отважный русский офицер, который лишился правой руки и ноги во время боевых действий с Наполеоном. Государство не оказывает помощь бедному инвалиду, несмотря на то, что он героически сражался за Родину. Устав от равнодушия чиновников и бесцельного хождения по инстанциям, Копейкин становится бандитом. Именно с ним жители города сравнивают Чичикова.

Николай Васильевич Гоголь мастерски описал в своём известном произведении яркие образы, олицетворяющие чиновничье, крестьянское и помещичье сословия в нашей стране. Раскрывая характеры главных и второстепенных героев, автор показал Россию того времени в миниатюре. 

Автор: Виктория Комарова

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация к уроку литературы в 9 классе «Смысл названия и своеобразие жанра поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»»

Смысл названия и своеобразие жанра поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»Выполнил:...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Смысл названия и своеобразие жанра поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»Выполнил:

    Описание слайда:

    Смысл названия и своеобразие жанра поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

    Выполнил: учитель русского языка и литературы Калайтанова Н.В.

    2020 г.
    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательная школа»
    с.п.п.Звёздный Чегемского района КБР

  • 2 слайд

    Введение«Мертвые души» - гениальное произведение Николая Васильевича Гоголя.

    Описание слайда:

    Введение

    «Мертвые души» — гениальное произведение Николая Васильевича Гоголя. Именно на него Гоголь возлагал главные свои надежды.
    «Мертвые души» — поэма. История её создания охватывает почти всю творческую жизнь писателя. Первый том создавался в 1835 – 1841 годах и был опубликован в 1842 году. Над вторым томом писатель работал с 1840 – 1852 годы. В 1845-м он впервые сжег готовый текст. К 1851 году закончил новый вариант тома – и сжег его 11 февраля 1852 года, незадолго до смерти.
    «Мертвые души» тесно связаны с именем Пушкина и создавались под его влиянием. Пушкин дал Гоголю сюжет «Мертвых душ». Гоголь рассказал об этом в «Авторской исповеди»: «Пушкин отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что–то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет «Мертвых душ».

  • 3 слайд

    Гоголь в «Мертвых душах» искал такое сочетание тьмы и света, чтобы созданные

    Описание слайда:

    Гоголь в «Мертвых душах» искал такое сочетание тьмы и света, чтобы созданные им картины не ужасали человека, а давали надежду.
    Но где же свет в его картинах? Кажется, если он и есть, то лишь в лирических отступлениях – о целительной бесконечной дороге, о быстрой езде, о Руси, что несется, как «бойкая необгонимая тройка». Так-то так, но давно замечено, что по этим дорогам странствует не кто иной, как Чичиков, и чуть ли не в его голове рождается проникнутое лирическим пафосом рассуждение…
    Мир поэмы «Мертвые души» — это мир, где события, пейзажи, интерьеры, люди столь же достоверны, сколь и фантастичны; сдвинуть в своём сознании эти образы к одному или другому полюсу – значит, их обеднить; напряжение между полюсами и выражает гоголевское отношение к России, к её прошлому, настоящему и будущему.
    Так в чем же смысл названия поэмы? Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой? Как это понять?

  • 4 слайд

    Цель данного исследования – выяснить, в чем смысл названия поэмы «Мертвые душ

    Описание слайда:

    Цель данного исследования – выяснить, в чем смысл названия поэмы «Мертвые души» и объяснить особенности жанра этого произведения.
    Для этого необходимо решить следующие задачи:
    1. Творчески изучить поэму «Мертвые души».
    2. Проследить мнение Н. В. Гоголя о поэме.
    3. Рассмотреть критические материалы о поэме «Мертвые души».

  • 5 слайд

    Смысл названия поэмы «Мертвые души»Название «Мертвые души» столь многозначно,

    Описание слайда:

    Смысл названия поэмы «Мертвые души»
    Название «Мертвые души» столь многозначно, что породило тьму читательских догадок, научных споров и специальных исследований.
    Словосочетание «мертвые души» звучало в 1840-х годах странно, казалось непонятным. Ф. И. Буслаев рассказал в своих воспоминаниях, что, когда он «в первый раз услышал загадочное название книги, то сначала вообразил себе, что это какой-нибудь фантастический роман или повесть вроде «Вия». Действительно, название было необычно: душа человека считалась бессмертной, и вдруг мертвые души!
    «Мертвые души», — писал А. И. Герцен, — это заглавие носит в себе что-то наводящее ужас». Впечатление от названия усиливалось тем, что само это выражение не употреблялось до Гоголя в литературе и вообще было мало известно. Даже знатоки русского языка, например профессор Московского университета М. П. Погодин, не знали его. Он с негодованием писал Гоголю: «Мертвых душ в русском языке нет. Есть души ревизские, приписанные, убылые, прибылые». Погодин, собиратель старинных рукописей, знаток исторических документов и русского языка, писал Гоголю с полным знанием дела. Действительно, это выражение не встречалось ни в правительственных актах, ни в законах и других официальных документах, ни в научной, справочной, мемуарной, художественной литературе.

  • 6 слайд

    Есть прямой и очевидный смысл названия, вытекающий из истории самого произвед

    Описание слайда:

    Есть прямой и очевидный смысл названия, вытекающий из истории самого произведения. Сюжет «Мертвых душ», как и сюжет «Ревизора», дал ему, по признанию Гоголя, Пушкин: он рассказал историю о том, как хитрый делец скупал у помещиков мертвые души, т. е. умерших крестьян. Дело в том, что с Петровского времени в России каждые 12 – 18 лет проводились ревизии (проверки) численности крепостных крестьян, поскольку за крестьянина мужского пола помещик обязан был платить правительству «подушную» подать. По итогам ревизии составлялись «ревизские сказки» (списки). Если в период от ревизии до ревизии крестьянин умирал, в списках он все равно числился и за него помещик платил подать – до составления новых списков.
    Вот этих-то умерших, но числящихся живыми пройдоха-делец и задумал скупить по дешевке. Какая же тут была выгода? Оказывается, крестьян можно было заложить в Опекунском совете, т. е. получить за каждую «мертвую душу» деньги.
    Самая высокая цена, которую пришлось уплатить Чичикову за «мертвую душу» Собакевичу, — два с полтиной. А в Опекунском совете он мог получить за каждую «душу» 200 рублей, т. е. в 80 раз больше. Затея Чичикова обычна и фантастична одновременно. Обычна потому, что покупка крестьян была повседневным делом, а фантастична, поскольку продаются и покупаются те, от кого, по словам Чичикова, «остался лишь один неосязаемый чувствами звук».

  • 7 слайд

    Наиболее очевидный смысл названия: «мертвая душа» - это умерший, но существую

    Описание слайда:

    Наиболее очевидный смысл названия: «мертвая душа» — это умерший, но существующий в бумажном, бюрократическом «обличье» крестьянин, ставший предметом спекуляции. Часть из этих «душ» имеет в поэме свои имена, характеры, о них рассказываются разные истории, так что они, если даже и сообщается, как приключилась с ними смерть, оживают на наших глазах и выглядят, пожалуй, живее иных «действующих лиц».
    «Милушкин, кирпичник! Мог поставить печь в каком угодно доме.
    Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного…
    Каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные…А Пробка Степан, плотник? Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом!»
    Во-вторых, Гоголь подразумевал под «мертвыми душами» помещиков-
    крепостников, угнетавших крестьян и мешавших экономическому и культурному развитию страны.
    Но «мертвые души» — не только помещики и чиновники: это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». В Манилова и Собакевича может превратиться любой человек, если «ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому» разрастется в нем, заставляя его «позабыть великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое».

  • 8 слайд

    Неслучайно портрет каждого помещика сопровождается психологическим комментари

    Описание слайда:

    Неслучайно портрет каждого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий смысл. В одиннадцатой главе Гоголь предлагает читателю не просто посмеяться над Чичиковым и другими персонажами, а «углубить вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?» Таким образом, название поэмы оказывается очень емким и многоплановым.
    Художественную ткань поэмы составляют два мира, которые условно можно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». Реальный мир автор показывает, воссоздавая современную ему действительность. Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она – воплощение божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что для обывателей душа только то, что отличает живого человека от покойника.
    Заглавие, данное Гоголем своей поэме, было «Мертвые души», но на первом листе рукописи, представленном в цензуру, цензор А.В. Никитенко приписал: «Похождения Чичикова, или… Мертвые души». Так и называлась около ста лет поэма Гоголя.

  • 9 слайд

    Определение Н.В. Гоголем жанра «Мертвых душ»Гоголь, автор критических статей

    Описание слайда:

    Определение Н.В. Гоголем жанра «Мертвых душ»
    Гоголь, автор критических статей и рецензий в «Современнике» Пушкина, видел появление множества повестей и романов и их успех у читателей, поэтому и задумал «Мертвые души» как «предлинный роман, который, кажется, будет сильно смешен». Автор предназначал «Мертвые души» «для черни», а не для дворянского читателя, для буржуазии в ее различных прослойках, городского мещанства, недовольного помещичьим строем, привилегированным положением дворянства, произволом бюрократического правления. Они, «все почти люди бедные», как отмечал Гоголь социальные особенности своих читателей, требовали обличения, критического отношения к налаженному господствующим классом быту. Такой роман, удовлетворяющий «всемирной… общей потребности» критического отношения к действительности, дающий широкие картины жизни, излагающий и жизнь и правила нравственности, и хотел создать Гоголь в своем «предлинном романе».

  • 10 слайд

    Но работа над «Мертвыми душами», захватывая новые стороны жизни, новых героев

    Описание слайда:

    Но работа над «Мертвыми душами», захватывая новые стороны жизни, новых героев, заставляла предчувствовать возможности все более широкого развития произведения, и уже в 1836 году Гоголь называет «Мертвые души» поэмой. «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, — писал Гоголь Погодину из Парижа,- и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похоже ни на повесть, ни на роман , длинное, длинное, в несколько томов, название ей «Мертвые души». Если Бог поможет выполнить мне мою поэму, то это будет первое мое порядочное творение. Вся Русь отзовется в нем».
    Толковый словарь литературоведческих терминов дает такие определения:
    Роман – это жанр эпоса. Его особенности: большой объем произведения, разветвленный сюжет, широкая тематика и проблематика, большое количество персонажей, сложность композиции, наличие нескольких конфликтов.
    Повесть – жанр эпоса, в древнерусской литературе – повествование о реальном историческом событии. Позднее повесть выступила как рассказ об одной человеческой судьбе.
    Поэма – лиро-эпический жанр, стихотворное произведение большого объема на сюжетной основе, обладающее лирическими чертами.

  • 11 слайд

    Вероятнее всего, что Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, желая подчеркнуть в

    Описание слайда:

    Вероятнее всего, что Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, желая подчеркнуть важность и значительность своего произведения.
    Эпические поэмы и эпопеи рассматривались, как «венец и предел высоким произведениям разума человеческого…»1 ; это понимание поэмы продолжалось и во времена учения Гоголя, в школьных догматических пиитиках и риториках, например в «Словаре древней и новой поэзии» Н. Остолопова, вышедшем в 1821 году. Многие писатели прославились своими поэмами – Гомер, Вергилий, Мильтон, Вольф и другие. В России славились поэмы Тредиаковского, Ломоносова, Петрова и комические – Богдановича, В. Майкова. Название «Мертвых душ» поэмой возвышало Гоголя в глазах его друзей.

  • 12 слайд

    Некоторые черты «малой эпопеи» (выбор в герои «частного и невидного лица», сю

    Описание слайда:

    Некоторые черты «малой эпопеи» (выбор в герои «частного и невидного лица», сюжет как «цепь приключений и перемен», стремление «представить… верную картину… времени», утверждение, что «малая эпопея» может быть написана в прозе) могут быть применимы и к «Мертвым душам». Но нельзя не отметить, что Гоголь относит содержание эпопеи к прошлому , к автору, «ищущему
    в былом , прошедшем живых уроков для настоящего». В этом Гоголь следовал основному признаку поэм и эпопей: все они изображают далекое прошлое. А содержание «Мертвых душ» — современность, картина России 30-х годов, и служит она «живым уроком для настоящего» именно своей современностью. Кроме того, «Учебная книга словесности» писалась с 1843 – по 1844 годы, когда Гоголь задумался над художественными видами русской литературы, неясными ему до этого времени.
    Неопределенность понимания основных вопросов жанров была распространенным явлением в обществе и в критических статьях, обусловленным переходным моментом в развитии русской литературы.

  • 13 слайд

    Вторая половина 30-х годов, время работы Гоголя над «Мертвыми душами», была э

    Описание слайда:

    Вторая половина 30-х годов, время работы Гоголя над «Мертвыми душами», была эпохой закономерной победы русского реализма над литературным романтизмом и эпигонами сентиментализма и классицизма. Реализм, неся новое содержание и новый художественный метод изображения действительности, требовал и новых художественных форм его воплощения, появления новых видов литературных произведений. Эта недостаточность старых форм сказалась в 1840-х годах на появлении новых жанров, например, «физиологических очерков», отмеченных Белинским. Неуверенность в понимании жанра объяснялась, по словам Белинского, еще и тем, что «в XVIII веке роман не получил никакого определенного значения. Каждый писатель понимал его по-своему» .
    Появление в XIX веке романов разнообразных направлений – романтических, исторических, дидактических и т. п. – только усилило непонимание сущности и особенностей романа.

  • 14 слайд

    Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души»Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой,

    Описание слайда:

    Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души»
    Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, но известный критик Виссарион Григорьевич Белинский определил их жанр как роман. В истории русской литературы утвердилось это определение Белинского, и «Мертвые души», сохранив в подзаголовке слово «поэма», признаны гениальным романом из русской жизни.
    В русской литературе в 30-40-х годах происходило быстрое развитие романа и повести. Начиная с пушкинских «Повестей Белкина» (1830) идет непрерывное появление произведений этого жанра. Об этом множестве романов и повестей, наводнивших литературу, писал Белинский еще в 1835 году: «Теперь вся наша литература превратилась в роман и повесть. Ода, эпическая поэма, даже так называемая романтическая поэма , поэма пушкинская , бывало, наводнявшая и потоплявшая нашу литературу, — все это теперь не больше, как воспоминание о каком-то веселом, но давно минувшем времени. Роман все убил, все поглотил. А повесть, пришедшая вместе с ним, изгладила даже и следы всего этого, и сам роман с почтением посторонился и дал ей дорогу впереди себя… Но это еще не все: в каких книгах излагается и жизнь человеческая, и правила нравственности, философическая сторона, и, словом, все науки? В романах и повестях».

  • 15 слайд

    Определение Белинским жанра «Мертвых душ», развитое в его статьях (1835-1847)

    Описание слайда:

    Определение Белинским жанра «Мертвых душ», развитое в его статьях (1835-1847), основывалось на опыте изучения эволюции русского реализма в 30-40-х годах, произведений зарубежных, французских, английских, американских, произведений романистов, оно выковывалось в полемике с критиками разных направлений, особенно реакционных и славянофильских, и изменялось на протяжении ряда лет, когда Белинский писал о «Мертвых душах». В гоголеведческой литературе, в тех случаях, когда рассматривается жанр «Мертвых душ», не принимаются во внимание и не анализируются взгляды Белинского и их эволюция в решении вопроса, романом или поэмой надо признать «Мертвые души». Между тем именно учение Белинского о романе до настоящего времени является основополагающей теорией этого жанра.

  • 16 слайд

    В первой же статье, написанной по выходе поэмы в 1842 году, Белинский, отмеча

    Описание слайда:

    В первой же статье, написанной по выходе поэмы в 1842 году, Белинский, отмечая юмористический характер дарования Гоголя, писал: «Комическое» и «юмор» большинство понимает у нас как шутовское, как карикатуру, – и мы уверены, что, многие не шутя, с лукавою и довольною улыбкою от своей проницательности, будут говорить и писать, что Гоголь в шутку назвал свой роман поэмою. Именно так! Ведь Гоголь большой остряк и шутник, и что за веселый человек, боже мой! Сам беспрестанно хохочет и других смешит! Именно так, вы угадали умные люди…». Это был ответ Н. Полевому, писавшему в «Русском вестнике»: «Мы совсем не думали осуждать Гоголя за то, что он назвал «Мертвые души» поэмою . Разумеется, что такое название шутка». Далее Белинский раскрывает свое понимание «поэмы»: «Что касается нас… мы скажем только, что не в шутку назвал Гоголь свой роман «поэмою»и что не комическую поэму он разумеет он под нею. Это нам сказал не автор, а его книга… Не забудьте, что книга эта есть только экспозиция, введение в поэму, что автор обещает еще две такие же большие книги, в которых мы снова встретимся с Чичиковым и увидим новые лица, в которых Русь выразится с другой своей стороны…»

  • 17 слайд

    Приведя ряд лирических отступлений из одиннадцатой главы о дороге, быстрой ез

    Описание слайда:

    Приведя ряд лирических отступлений из одиннадцатой главы о дороге, быстрой езде, птице-тройке, Белинский заканчивает статью словами: «Грустно думать, что этот высокий лирический пафос, эти гремящие, поющие дифирамб блаженствующего в себе национального самосознания, достойные великого русского поэта, будут далеко не для всех доступны, что добродушное невежество от души станет хохотать от того, от чего у другого волосы встанут на голове при священном трепете… А между тем это так, и иначе быть не может. Высокая вдохновенная поэма пойдет для большинства за «преуморительную шутку…»
    Так, в 1842 году Белинский принимал жанр «Мертвых душ», как поэму, основываясь на высоком, патетическом лиризме Гоголя, на обещании автора показать во второй и третьей части «Россию с другой стороны» и вывести новые лица, новых героев.

  • 18 слайд

    Жанр произведения Гоголя еще не был ясен ему самому. В промежутке между двумя

    Описание слайда:

    Жанр произведения Гоголя еще не был ясен ему самому. В промежутке между двумя статьями Белинского появилась рецензия на «Мертвые души» О. Сенковского, где тот насмехается над словом «поэма» в приложении к «Мертвым душам». Белинский объясняет эти насмешки тем, что Сенковский «не понимает значения слова «поэма». Как видно из его намеков, поэма непременно должна воспевать народ в лице его героев. Может быть, «Мертвые души» и названы поэмою в этом значении; но произвести какой-нибудь суд над ними в этом отношении можно тогда, когда выйдут две остальные части поэмы».
    В этих словах видно раздумье Белинского о причинах выбора Гоголем для «Мертвых душ» жанра поэмы. Он все еще не отказывается называть «Мертвые души» поэмой, но теперь уже в совсем особом понимании этого определения, почти равном отказу. Он писал, что «пока готов принять слово поэма в отношении к «Мертвым душам» за равносильное слову «творение».

  • 19 слайд

    Недолго признавал Белинский «Мертвые души» поэмой. В рецензии на второе издан

    Описание слайда:

    Недолго признавал Белинский «Мертвые души» поэмой. В рецензии на второе издание «Мертвых душ» (1846) Белинский, как всегда, высоко ставит их, но уже определенно называет их не поэмою, а романом. В приведенных словах Белинского видно признание глубины живой общественной идеи, значительности пафоса «Мертвых душ». Но теперь признание важности основной идеи дает возможность Белинскому определенно назвать их романом.
    Белинский окончательно признал «Мертвые души» Гоголя социальным романом, и этого признания не изменял в дальнейших высказываниях о «Мертвых душах». Сообразно с этим исторически правильным определением жанра, данным Белинским, надо признать, что название Гоголем «Мертвых душ» поэмой должно приниматься только в условном значении, потому что автор назвал поэмой произведение, необладающее основными признаками этого жанра.

  • 20 слайд

    Выводы по жанровому своеобразию поэмы «Мертвые души»В литературе есть нетради

    Описание слайда:

    Выводы по жанровому своеобразию поэмы «Мертвые души»
    В литературе есть нетрадиционные и смешанные жанры, к которым относят те произведения, которые по форме и содержанию не укладываются в рамки традиционного толкования того или иного рода или жанра литературы. Иначе говоря, по разным признакам их можно отнести к разным родам литературы.
    Подобным произведением и является прозаическая поэма Гоголя «Мертвые души». С одной стороны, произведение написано прозаической речью и имеет все необходимые компоненты – наличие главного героя, сюжета, который ведется главным героем, и пространственно-временной организации текста. Кроме того, как и любое прозаическое произведение, «Мертвые души» разделены на главы, содержат множественные описания других действующих лиц. Иначе говоря, гоголевский текст полностью отвечает требованиям эпического рода, за исключением одного. Гоголь не просто назвал свой текст поэмой.

  • 21 слайд

    Сюжет «Мертвых душ» строится таким образом, что мы сначала наблюдаем коллежск

    Описание слайда:

    Сюжет «Мертвых душ» строится таким образом, что мы сначала наблюдаем коллежского советника Чичикова в общении с людьми разных сословий, но больше всего – с чиновниками губернского города NN и помещиками, владельцами ближайших к городу имений. И только когда читатель вгляделся в героя и других персонажей, осознал смысл происходящего, он знакомится с биографией героя.
    Если бы сюжет сводился к истории Чичикова, «Мертвые души» можно было бы назвать романом. Но автор не только рисует людей и их взаимоотношения – он сам вторгается в повествование: мечтает, печалится, шутит, обращается к читателю, вспоминает свою юность, говорит о тяжелом писательском труде… Все это создает особую тональность повествования.

  • 22 слайд

    Заключение«Мертвые души» - гениальное литературное произведение XIX века. Ни

    Описание слайда:

    Заключение

    «Мертвые души» — гениальное литературное произведение XIX века.
    Николай Васильевич Гоголь хотел показать в нем «с одного боку всю Русь».
    Смысл названия поэмы связан с сюжетом произведения: аферист Чичиков скупает «души» умерших крестьян с целью выгоды. Еще один смысл названия поэмы: «мертвые души» — это помещики, ведущие однообразный, скучный образ жизни и стремящиеся только обогатиться.
    Н.В. Гоголь не сразу определил жанр «Мертвых душ». В письмах к Погодину, Пушкину, Плетневу он несколько раз называет «Мертвые души» романом. Одновременно проскальзывает и другое слово – «поэма».
    В набросках к «Учебной книге словесности для русского юношества» Гоголь определяет жанр «Мертвых душ» как «малая эпопея».

  • 23 слайд

    Признание «Мертвых душ» поэмой или романом было крупным вопросом в классовой

    Описание слайда:

    Признание «Мертвых душ» поэмой или романом было крупным вопросом в классовой и литературной борьбе 1840-х годов.
    Самый большой вклад в это внес критик В.Г. Белинский, который, благодаря своим исследованиям, определил жанр этого произведения как роман.
    Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, а не романом, так как сюжет произведения сводится не только к истории Чичикова. Чичиков общается с людьми разных сословий. Автор не просто ведет повествование, а сам вторгается в него – рассуждает, шутит, обращается к читателю.
    «Мертвые души» вместе с «Евгением Онегиным» Пушкина и «Героем нашего времени» Лермонтова положили начало развитию в великой русской литературе новой линии романов.

  • 24 слайд

    Библиография1. Белинский В.Г. «Избранное». – М., 1954 г. 2. Гоголь Н.В. «Мер

    Описание слайда:

    Библиография

    1. Белинский В.Г. «Избранное». – М., 1954 г.
    2. Гоголь Н.В. «Мертвые души»: Анализ текста. Основное содержание.
    Сочинения». – «Дрофа», М., 2003 г.
    3. Гоголь Н.В. «Мертвые души». Подготовка к урокам литературы:
    произведение, анализ, сочинения». – «Стрекоза-пресс», 2004 г.
    4. Смирнова-Чикина Е.С. «Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души».
    Литературный комментарий». – «Просвещение», М., 1964 г.
    5. «Справочник школьника нового типа», ИД «Весь» — С-Пб, 2003 г.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.

Тема:
Н. В. Гоголь

Похожие материалы

  • Презентация к уроку литературы в 9 классе по теме «Система образов в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»»

  • Разработка урока: Уильям Шекспир «Гамлет» или «Трагическая история о Гамлете, принце датском»

  • Открытый урок «А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия и художественные особенности рассказа.»

  • Открытый урок «Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети»»

  • Стихотворение Сергея Есенина «Береза»

  • Конспект урока «Чичиков — новый герой эпохи?!.»(9 класс)

  • Рабочая программа элективного курса по литературе в 10 классе по ИУП /ус«Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения»

  • Технологическая карта «В.А. Жуковский как поэт-романтик»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5436695 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

Почему мертвые души называется мертвые души сочинение

Конец прошлого учебного года в 9 классе пришёлся на дистанционное обучение. По плану «Мёртвые души» Н.В. Гоголя.

Безусловно, уроки в очном формате совсем не то, что в дистанционном. Если на платформе ZOOM с ограничением по времени, то и вовсе пустяк: от 5 до 10 минут перекличка всех, кто вышел на связь, 30 минут собственно на тему урока.

Были составлены текстовые краткие конспекты уроков для тех, кто вовремя не пришёл или болел.

УРОК 1

Биография Николая Васильевича Гоголя. История создания поэмы «Мёртвые души»

1. Материал для наблюдения (факты из жизни и творчества писателя).

У классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя польско-украинские корни. Его родиной была Полтавская губерния. Родился знаменитый писатель в селе Великие Сорочинцы 20 марта 1879 года.

Детство его прошло в родительском имении Васильевка, которое прозвали Яновщиной по фамилии владельцев. Васильевка принадлежала роду Яновских. Украинскую фамилию Гоголь добавил к польской фамилии Яновский дед писателя. Афанасий Демьянович хотел подчеркнуть родство с легендарным украинским гетманом Остапом Гоголем, чтобы получить дворянскую грамоту.

Доказательства родства были очень шаткими, но дед Гоголя всё-таки стал дворянином. До этого Яновские были потомственными священниками.

Позже Николай Васильевич Гоголь отказался от двойной фамилии. Исследователи связывают этот отказ с Польским восстанием 1830 года. Польская фамилия могла помешать карьере.

Мать Гоголя Марья Ивановна Косяровская считалась первой красавицей Полтавщины.

Отец писателя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский был прирождённым рассказчиком. Он писал пьесы и ставил спектакли в домашнем театре своего дальнего родственника Дмитрия Трощинского.

Николай Васильевич Гоголь унаследовал отцовский талант. Первые стихи он начал писать ещё в 5 лет. Но настоящая страсть к сочинительству у него проснулась в Нежинской гимназии. Туда Гоголь поступил в 1821 году после 2 лет обучения в Полтавской уездной гимназии.

Вместе с однокашниками Гоголь выпускал сразу несколько литературных журналов. Там появлялись его первые элегии, повести и поэмы. В гимназии он написал и первую сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан».

В 1828 году Гоголь закончил гимназию.

Устроиться на службу не получалось. Стать актёром тоже не удалось. Деньги стремительно таяли, а холодный сырой климат сводил с ума. Романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен», которую Гоголь опубликовал под псевдонимом Алов, критики разгромили.

1830 год стал знаковым для Гоголя. Он познакомился с Жуковским, Дельвигом и Плетнёвым. Благодаря Жуковскому Гоголь оказался в обществе самых умных и талантливых людей России и стал своим в литературных кругах. Дельвиг начал печатать статьи Гоголя в «Литературной газете» и журнале «Северные цветы». А Плетнёв рекомендовал Гоголя в Патриотический институт и устроил встречу с Пушкиным. Пушкин и Гоголь не просто дружили. Пушкин подарил Гоголю идеи для пьесы «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души».

В этом же году в журнале «Отечественные записки» напечатали повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала».

«Вечера на хуторе близ Диканьки» принесли Гоголю настоящий успех. Первая часть вышла осенью 1831 года. В неё входили повести «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница» и «Пропавшая грамота». Вторая часть вышла через год. Она состояла из повестей «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место».

И снова Гоголь не указал авторство. Он поступает как Пушкин с «Повестями Белкина», придумывает себе литературную маску. В издании значилось: «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком». Говорили, что наборщики в типографии хохотали над текстом во время работы.

Гоголь рисует и сатирические образы. Он высмеивает местные власти, самодура голову, жадных дьячков, которые заводят шашни с ведьмами, «когда дьячихи нет дома». Но сатира эта пока ещё очень мягкая.

В сборнике «Миргород», который вышел в 1835 году, уже совершенно другое настроение. Хотя в подзаголовке Гоголь обозначил: «Повести, служащие продолжением „Вечеров на хуторе близ Диканьки“». Мистическая повесть здесь только одна — «Вий». Гоголевский язык ещё полон олицетворений и сказочных гипербол.

«Миргород» состоит из 4 повестей: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В сборнике 2 части. В каждой из частей первая повесть по содержанию и смыслу противопоставлена второй. От скучной истории пожилых помещиков мы переходим к героическому Тарасу Бульбе. От мистики «Вия» — к мелочной ссоре двух друзей. Смысл такой композиции можно объяснить словами самого Гоголя: «Бей в прошедшем настоящее, — и тройною силою облечётся твоё слово».

Вместе с «Миргородом» вышел сборник «Арабески». В нём главным местом действия становится Петербург. В 1836 году Гоголь закончил комедию «Ревизор». Комедия понравилась императору Николаю I, он даже наградил автора бриллиантовым перстнем. «Ревизора» поставили в театре, но Гоголь постановкой был недоволен. Он считал, что комедию неправильно поняли.

В 1836 году Гоголь надолго уехал в Европу. Удивительно, но первая часть поэмы «Мёртвые души» была написана за границей. В Россию писатель вернулся только через 5 лет. В Москве он начал работу над второй частью поэмы, а закончив, Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ». Писатель тяжело переживал духовный и творческий кризис. Всего через девять дней после сожжения рукописи Гоголь умер.

2. История создания поэмы «Мёртвые души».

Вот ссылка для просмотра.

3. Чтение и анализ 1-2 глав поэмы.

Анализ 1 главы. Писатель не даёт названия ни одной главе в своей поэме (исключение составляет вставная новелла «Повесть о капитане Копейкине»).

Но первую главу в композиционном плане можно назвать «Знакомство с городом N». Это экспозиция в поэме, из которой мы узнаём немного о Чичикове, его цели и, самое главное, о губернском городе и чиновниках.

Проведите воображаемую экскурсию по городу и начните, пожалуй, её с гостиницы, затем обратите внимание на улицы, здания, посетите городской сад и отыщите достопримечательности, которые есть с избытком в любом городе, как выглядит город N ночью?

Какое впечатление вначале произвел Чичиков на жителей губернского города?

И вот мы с Чичиковым зачем-то на балу у губернатора. Как характеризует Гоголь гостей на вечеринке? Почему он делит мужчин на толстых и тонких?

Анализ 2 главы. Эту главу можно назвать «Первый визит к помещику». И этот помещик — Манилов. Эта глава по своему строению будут похожа на следующие главы с описанием визитов Чичикова. Нужно понять её особенности и потом нам будет легче воспринимать отличия во встречах с помещиками.

Какое впечатление можно составить о Манилове по пейзажу, по описанию его дома, а потом внутри дома? 

К чему сводятся духовные  запросы и желания  Манилова?

Как  характеризует Манилова его речь, например: «майский день, именины сердца», «почтеннейший и прелюбезнейший», «наблюсти деликатность»?

Чем оборачивается «мягкость» и «любезность» Манилова в отношении к крестьянам?

Как воспринял Манилов предложение Чичикова продать «мёртвые души»?

Чем убедил Чичиков Манилова совершить сделку на покупку душ?

УРОК 2

Образы помещиков в поэме «Мёртвые души»: помещица Коробочка

1. Материал для наблюдения из 3 главы.

Когда я проверяла ваши ответы после прочтения главы о Манилове (кое-кто из учеников его назвал МАЛИНОВЫМ, ошибся, конечно, но смешно).

Однако не все обратили внимание на самый первый мой вопрос о пейзаже, о доме на юру, саде помещика, а ещё на интерьер дома. Поэтому видеоурок напомнит о самых важных моментах, на которые кое-кто не обратил никакого внимания, читая главу о Манилове. В этом же уроке будет дана характеристика помещицы. Будьте внимательны при чтении главы в этот раз!

2. Видеоурок «Образ Коробочки».

Вот ссылка на видеоурок.

3. Задания после чтения 3 главы поэмы.

Анализ 3 главы.

Вы заметили, что Манилова нет имени (жена – Лиза, сыновья Фемистоклюс и Алкид)? Он человек, у которого нет ни прошлого, ни будущего).

Теперь Чичиков попадает к помещице Настасье Петровне Коробочка (женские фамилии на гласную букву не склоняются!). Коробочка носит имя, будто медведица из сказки. Мы с вами понимаем, что имя героя – это способ создания образа героя.

В «Мертвых душах» все образы помещиков строятся по одному плану.

Если вы встречаетесь с новым человеком, что важно для вас, чтобы сложился образ?

Конечно, портрет, интерьер, пейзаж, отношение к окружающим, диалог, детали, имя и фамилия.

Таким образом, если мы рассмотрим эти положения, у нас получится полный образ героини:

  1. Имена и фамилии помещиков более или менее значимы (содержат важные ассоциации, говорящая фамилия, авторское прозвище).
  2. Портрет (как правило, их два: первый – беглый, второй – более подробный)
  3. Авторская характеристика (в неё обязательно входит рассуждение о типичности данного героя для русской жизни).
  4. Пейзаж усадьбы как своеобразная эмблема (или «зеркало») души героя.
  5. Интерьер помещения (с теми же функциями).
  6. Сопутствующие персонажи (члены семьи, прислуга, другие гости).
  7. Диалог с Чичиковым о мёртвых душах (здесь, как правило, открывается наиболее важный аспект характера помещика).

Гоголевские образы интересны. Символично, что провожает Чичикова из имения девчонка Пелагея (свободная, независимая, гордая), хотя о какой гордости может идти речь, если «черноногая» читать не умеет и за счастье почитает «посидеть на козлах»!

Ответьте на вопросы:

Как Чичиков попал к Коробочке?

Какое впечатление можно составить о Коробочке по пейзажу, по описанию её дома, а потом внутри дома?

К чему сводятся жизненные интересы и добродетели Коробочки?

Как  характеризует Чичиков Коробочку?

Почему Гоголь дал помещице такую фамилию?

Как восприняла Коробочка предложение Чичикова продать «мёртвые души»?

Как уговорил Чичиков Коробочку совершить сделку на покупку душ?

УРОК 3

Образы помещиков в поэме «Мёртвые души»: Ноздрёв и Собакевич

1. Видеоурок посвящён трём героям.

Несмотря на то что видеоурок посвящён сразу 3 героям поэмы (Ноздрёву, Собакевичу и Плюшкину), мы его посмотрим по частям, с остановками, чтобы по тексту Гоголя проследить за поведением помещиков и Чичикова. Сегодня понаблюдаем за Ноздрёвым и Собакевичем. А вот Плюшкину уделим особое внимание в следующий раз!

Смотрим по этой ссылке.

2. Задания после чтения 4 и 5 главы поэмы.

Анализ 4 главы.

Читая главу о Ноздрёве, понаблюдайте за его портретом и речью — в них сущность героя. Помните и о том, что Гоголь вновь использует свой план знакомства с новым помещиком, подробно описывая поместье Ноздрёва, интерьер его кабинета, обеда (“обед, как видно, не составлял у Ноздрёва главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось”).

Чичиков в этой главе вроде бы ведёт себя как обычно: подстраивается под нового человека, психологически верно «считывая» правила подходящего поведения. Но с Ноздрёвым всё идёт не по плану, не так. Почему? Какие новые черты натуры Чичикова предстают перед читателем? Давайте поразмышляем над этим!

Ответьте на вопросы:

1) Как характеризуют Ноздрёва его портрет (как кровь с молоком, один бакенбард был не так уж густ, как второй) и речь («такая бестия», «свинтус ты за это», «скотовод эдакой», «жидомор», «фетюк», малознакомому человеку он говорит «ты»)?

2) Что имел в виду Гоголь, называя Ноздрёва «многосторонним» и «историческим» человеком?

3) Какие черты характера свойственны Ноздрёву?

4) Как Ноздрёв реагирует на предложение Чичикова о продаже мёртвых душ?Почему Чичикову пришлось удирать от Ноздрёва?

Анализ 5 главы.

Известно, что вещи несут отпечаток характера человека, которому они принадлежат. особенно это видно в доме Собакевича, всё так и кричит: «И я тоже Собакевич!» Сам помещик и вокруг него изображается в гротесковом виде — преувеличенно в тысячу раз! Неслучайно он сходен с медведем: «фрак…медвежьего цвета». Интерьер представлен в качестве выразительных деталей и характеризует социальный статус, сферу интересов героя (заметьте, какие картины висели на стенах).

Авторских характеристик Собакевича – две. Мы слышим их во внутренних монологах Чичикова: “совершенный медведь” и “человек – кулак”.

Собакевич любит поесть. У него чудовищный аппетит. Собакевич не только не стыдится своего болезненного обжорства, а гордится этим. Он даже считает, что умение поесть – главное достоинство русского человека.

Ответьте на вопросы:

1)Как дом и вещи в доме Собакевича подчёркивают его сущность и в чём она состоит?

2) Как характеризует этого героя то, что он ни об одном из городских чиновников не сказал доброго слова: председателя палаты назвал дураком; губернатора – разбойником; полицмейстера мошенником; прокурора — свиньёй?

3) Почему при продаже своих «мертвых душ» Собакевич вовсю расхваливает своих крепостных? 

4) Как отнёсся Собакевич к предложению Чичикова продать ему «мёртвых душ»? О какой цене договорились Чичиков с Собакевичем?

УРОК 4

Образы помещиков в поэме «Мёртвые души»: Плюшкин

1. Видеоурок посвящён одному герою — последнему помещику в «галерее» помещиков.

Итак, кто же такой Плюшкин? Как он оказался на «дне» жизни?

Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич…

Случайно ли автор знакомит нас с ними именно так? Почему? Такое знакомство с помещиками обусловлено замыслом автора: показать героев по мере «омертвения» их душ.

Н. В. Гоголь для создания образов помещиков использует описание усадьбы, господского дома, интерьер дома, портрет помещика, его речь, поступки. Не исключение и Плюшкин.

Смотрим видеоурок по ссылке (ту часть, что посвящена именно Плюшкину)

Читаем главу, посвященную Плюшкину, в книге «Мёртвые души» Гоголя.

2. Задания после чтения 6 главы поэмы.

1) Выдерживает ли Н. В. Гоголь основной принцип изображения помещиков?

2) Какое впечатление произвела на вас глава о Плюшкине? Какие мысли и чувства вызвала?

3) Какая самая живописная деталь портрета Плюшкина? Как называет Гоголь своего героя?

4) Какие поступки, характерные для Плюшкина, вы могли бы назвать?

5) Как ведёт себя Плюшкин после отъезда Чичикова?

6) Чем Плюшкин хуже всех остальных помещиков и есть ли в нём что-то человеческое?

УРОК 5

Образ Чичикова в поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголя

1. Видеоурок посвящён главному герою — Чичикову.

Образ Чичикова вызывает разные трактовки у критиков:

В.Кожинов: «Чичиков по-настоящему сильная личность…».

С.И.Машинский: «В эпопее с «мёртвыми душами» наиболее ярко раскрылась дьявольская энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца и изобретателя новой формации…».

В.Набоков: «Дурак…глупостью было торговать мёртвыми душами у старухи и Ноздрёва».

М. Б. Храпченко: «Одно из качеств Чичикова — способность к мимикрии, противоречие между стремлением казаться и внутренней сущностью характера».

А.И.Герцен: «Один деятельный человек — Чичиков, и тот ограниченный плут«.

И.П.Золотусский: «Ведь он плутует, а плут не может не рисковать. Из взлётов и падений состоит жизнь плута — таков уж закон. Но всё же, но всё же…».

В.Г.Маранцман: «Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже «мёртвая душа». Ему недоступна «блистающая радость жизни».

Итак, Чичиков в понимании критиков «плут», «синтетический характер», «заурядность», «дурак, способный к мимикрии», «делец», «приобретатель» — и совсем противоположная точка зрения: «сильная личность». Литературоведы не только разошлись во мнениях, но и высказывают совершенно противоположные точки зрения.

А что же скажем мы, современные читатели гоголевской поэмы?

Сначала смотрим видеоурок по ссылке (длится примерно 6 минут)

Затем читаем 11 главу, посвященную Чичикову, в поэме «Мёртвые души» Гоголя.

2. Задания после чтения 11 главы поэмы.

1) Что сближает Чичикова с 5 помещиками?

2) Чем именно Чичиков отличается от 5 помещиков?

3) Какие качества Чичикова способствовали его карьерному росту и обогащению (в детстве, юности и зрелости)?

4) Почему литературным предшественником Чичикова считается Молчалин (герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

5) Кто же такой Чичиков: подлец, приобретатель или..?

6) Есть ли надежда на возрождение Павла Ивановича Чичикова (обратите внимание на его имя)?

  • Почему мне нравится осень 2 класс рассказ на тему осень
  • Почему лягушки плачут когда идет дождь сказка
  • Почему мачеха не смогла погубить царевну сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Почему маша троекурова не приняла освобождение из рук дубровского план сочинения
  • Почему машу миронову можно считать нравственным идеалом пушкина сочинение 8 класс по литературе