Почему менделеева можно назвать ученым энциклопедистом сочинение

Урок 7 тема. понятие о периодической системе химических элементов д. и. менделеева цели урока: ознакомить учащихся со строением периодической системы

Урок 7

Тема.
Понятие о периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева

Цели
урока: ознакомить учащихся со строением периодической системы химических
элементов Д. И. Менделеева; сформировать начальные навыки определения положения
химического элемента в периодической системе; продолжить знакомство с символами
и названиями элементов по современной украинской номенклатуре.

Тип урока:
комбинированный.

Формы
работы: фронтальная беседа, химический диктант, рассказ, самостоятельная работа.

Оборудование:
периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

ХОД УРОКА

И.
организация класса

ИИ.
Проверка домашнего задания, повторение изученного материала

1.
Химический диктант по названиям и химическими символами элементов

2. Работа
у доски

Проверяем
строение атома.

image11

III.
Изучение нового материала

1.
Актуализация опорных знаний

— Какие
сведения можно найти о химическом элементе в периодической системе?


Химический символ;

название;


порядковый номер;

атомную
массу;

строение
атома.

2.
Знакомство со строением периодической системы Д. И. Менделеева

В таком
виде, как мы пользуемся сегодня, периодическая система химических элементов
была предложена в 1861 году Д. И. Менделеевым — русским ученым-химиком.  Тогда
было известно лишь 62 элемента, но всем вновь открытым элементам в ней нашлось
место.

В первой
половине XIX века открытие новых химических элементов поставило перед химией
проблему классификации химических элементов, поскольку разделение на
металлические и неметаллические был явно неполным.

В поисках
основных свойств для классификации химических элементов многие ученые пришли к
выводу, что это может быть атомная масса.

Немецкий
ученый Й. Деберейнер (1829) предложил классифицировать элементы на триады (по
три элемента) по признаку, когда атомная масса среднего элемента в триаде равна
среднему арифметическому атомных масс крайних элементов. Но далеко не все атомы
можно было описать такими триадами. Английский химик Дж. Ньюлендс (1869)
разместил элементы в ряд по мере увеличения их атомных масс и пришел к выводу,
что каждый восьмой элемент повторяет свойства первого. Но ученый не смог научно
обосновать такое положение. Русский ученый Д. И. Менделеев заметил
периодическую смену элементов и сумел объяснить зависимость между величиной
атомной массы и свойствами простых и сложных веществ. Эта закономерность была
положена в основу структуры таблицы классификации химических элементов,
известной как периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Эта
система химических элементов сегодня известна во всем мире и используется
учеными всех стран. В ней положение каждого химического элемента описывается
точным адресом: порядковым номером, номером группы и периода, на пересечениях
которых он находится.

Распространены
два варианта таблицы: короткий и длинный. Рассмотрим эти варианты. Элементы
располагаются в порядке возрастания атомных масс и имеют порядковый номер.
Составленный ряд элементов Д. И. Менделеев разделил на короткие ряды, которые
начинались характерными металлами (щелочные металлы: Li, Na, K, Rb, Cs, Fr) и
заканчивались типичными неметаллами (галогены: F, Cl, Br, I, At). Позже были
открыты инертные элементы (благородные газы: He, Ne, Ar, Kr, Xe, Rn),
завершающие каждый ряд. Так сформировались горизонтальные ряды-периоды.

Периоды-это
горизонтальные ряды химических элементов. На сегодня известно семь периодов.

I, II, III
— малые периоды состоят из одного ряда элементов.

IV, V, VI,
VII — большие периоды, состоят из двух рядов элементов и могут иметь даже более
чем в два ряда.

После
расположения периодов друг под другом образовалось восемь групп.

Группа-вертикальный
столбец элементов. В них собраны элементы имеют сходные химические свойства,
хотя они могут отличаться по физическим свойствам.

Внутри
группы элементы подразделяются на главную и побочную группу.

Например,
He находится в I периоде, VIII группе, главной подгруппе.

O-II
период, VI группа, главная подгруппа.

S-III
период, VI группа, главная подгруппа.

Особое
строение имеет VIII группа. ее главная подгруппа-инертные газы, а побочная
состоит из трех триад, объединяющихся в естественные семьи:

Ферум Fe,
Кобальт Co, Никель Ni;

Рутений
Ru, Родий Rh, Палладий Pd;

Осмий Os,
Иридий Ir, Платина Pt.

В нижней
части системы вынесено два ряда по 14 элементов. Они объединяются в
естественные семьи «лантаноиды» и «актиноиды». Размещение элементов по группам
и семьям облегчает их изучение. Зная строение и свойства одного из них, можно
предсказать строение и свойства других входящих в эту группу.

IV.
Закрепление нового материала

1.
Назовите период и группу, в которой находятся атомы:

C-II
период, IV группа, главная подгруппа;

Al-III
период, III группа, главная подгруппа;

F-II
период, VII группа, главная подгруппа;

Fe-IV
период, VIII группа, побочная подгруппа;

Cu-IV
период, I группа, побочная подгруппа;

2. Теперь
выполним задание наоборот: вы по цепочке называете имя ученика и положения
атома в периодической системе, а ученик, чье имя вы назвали, дает название
атома и составляет новую задачу.

Например:

II
период, IV группа, главная подгруппа — Si Кремний;

II
период, V группа, главная подгруппа-N нитроген.

3. Мы уже
знаем, что порядковый номер равен заряду ядра атома, количество электронов в
атоме равно порядковому номеру. По номеру периода определяется количество
энергетических уровней.

Вспомним,
как мы записывали строение атома на примере:

image12

Порядковый
номер-7;

заряд ядра
— +7;

электронов
— 7.

II период,
два энергетических уровня.

image13

Порядковый
номер-8;

заряд
ядра- + 8,

электронов
— 8.

Прокомментируйте
схему строения атома Кислорода.

II период,
два энергетических уровня, на Первом два электрона, на втором — шесть
электронов.

4. В
дополнение к изученных элементов запишем названия еще десяти элементов, которые
необходимо выучить к следующему уроку.

5.
Заполните пропущенные ячейки в таблице.

V.
Подведение итогов

Периодическая
система химических элементов Д. И. Менделеева — уникальный справочник химика,
содержит ответы на многие вопросы о строении атомов, свойства химических
элементов и их соединений.

VI.
Домашнее задание

Прочитать
параграф и ответить на вопросы.

Творческое
задание. Подготовить сообщение об истории возникновения названий химических
элементов (одну-две на выбор).

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 1.

Напиши сочинение из 7–8 предложений. Сочинение пиши чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

23 июня отмечается Международный олимпийский день. Что символизируют олимпийские кольца? Почему для человечества важно развитие олимпийского движения?

Ответ:

 Международный Олимпийский день традиционно отмечается 23 июня. Ежегодный праздник относится к прославлению спорта и здорового образа жизни. Олимпийский день празднуется не только в России, но и во многих странах мира, потому по праву называется международным. Пять колец, украшающих олимпийский флаг, служат символом пяти обитаемых континентов земного шара. А это значит, что в играх могут участвовать спортсмены всех стран. Голубое кольцо эмблемы символизирует Европу, черное — Африку, желтое — Азию, красное — Америку и зеленое — Австралию с Океанией.
Цель Олимпийского движения во всём мире — правильное воспитание молодежи, развитие всех видов спорта, популяризация правильного отношения людей к своей жизни и своему здоровью. Именно эти благородные цели и ценности лежат в основе праздника в честь Олимпийского движения, Олимпиады и спорта.

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 2.

8 февраля в нашей стране отмечают День российской науки. Почему для России важно развитие науки?

Ответ:

Наука развивается благодаря новым открытиям. Наука- это множество знаний. Все достижения науки служат на благо обществу. Человек постоянно развивается, ему требуются все больше новых технологий и приспособлений для комфортной жизни. Поэтому научный прогресс не должен стоять на месте. Наука должна обладать своеобразным предвидением. То есть на шаг или на несколько шагов должна опережать развитие потребностей у общества.

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 3.

27 марта отмечают Международный день театра. Чем для людей и общества в целом важна деятельность театров? Расскажи о заинтересовавшем тебя театральном спектакле.

Ответ: 1. Театр важен для общества, ведь в нём мы культурно развиваемся и при этом отдыхаем: узнаем различные сказки, по которым создан спектакль; Переживаем эмоции вместе с актерами; И радуемся от хорошего конца. Детям так интересней познавать литературу, ведь вся сказка у них перед глазами. Лично мне нравится спектакль «Снежная Королева». В ответственные моменты, я сидела затаив дыхание. Как же я переживала за Герду и Кая! Так завораживает игра актёров! 27марта — величайший праздник, для любителей этих чудесных спектаклей!

2. Международный день театра — это особенный интернациональный праздник великих мастеров сцены и всех, кто тем или иным образом, связан с театром. А также это праздник для всех нас — любителей и поклонников театральных представлений, оперетт, опер, спектаклей, это праздник миллионов зрителей, которые любят театр и неравнодушны к нему. Театр является единственным видом свободного обмена чувств и идей. Благодаря своим прекрасным свойствам и огромным возможностям театр служит раскрытию глубокой духовной связи между людьми.

Я недавно побывала на спектакле с родителями. Он назывался «Волшебный сон Золушки». Нам всё очень-очень понравилось! Было много музыки, песен и танцев, это был просто настоящий мюзикл! Пели актеры вживую, не под фонограмму, что особенно радовало нас. Сказка обыграна на современный лад, но очень красиво и трогательно, и не было никаких пошлостей. Взрослые и дети там были разных возрастов и все внимательно смотрели и слушали. Это было очень красиво и талантливо. Я люблю театр.

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 4.

12 декабря в нашей стране отмечают День Конституции Российской Федерации. Какому событию посвящён этот праздник? Чем важна Конституция РФ для граждан нашей страны?

Ответ:__ День конституции Российской Федерации посвящен дню принятия конституции. Это событие произошло 12 декабря 1993 года во время проведения референдума. Праздник посвященный Дню Конституции является олицетворением торжества закона в стране, а сама Конституция объединяет всех людей в единый народ.
    Этот день широко отмечается в культурных и образовательных учреждениях. В школах проводятся различные мероприятия. Кроме того повсюду проводятся митинги и акции, молодёжь часто организует флешмобы.

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 5.

22 марта отмечается Всемирный день воды. В нашей стране он проходит под девизом «Вода – это жизнь!». Каков смысл этого девиза?

Ответ

  1. В воде зародилась жизнь на нашей планете. Сначала это были простейшие микроорганизмы, а потом, в процессе эволюции, появились животные, растения и венец природы-человек. Ничто живое не может существовать без воды. Поэтому воду надо беречь, не загрязнять водоемы, чтобы вода была чистой. И дома не надо без меры и надобности лить воду из крана. Бережное отношение к воде продлит и нашу жизнь на цветущей планете среди прекраснейшей природы.
  2. Вода – это главный элемент в биосфере, без которого вся органическая природа не может существовать. А значит везде, где есть что-нибудь живое, есть и вода. Кровь и лимфа тоже являются водными растворами в сложном химическом соединении. Все клетки организма не обходятся без водной среды. Вода нужна для растворения питательных веществ, а также участвует в процессах резорбции, ассимиляции, диссимиляции и других. Между прочим, вода через дыхательные органы и при испарении с поверхности кожных покровов участвует в терморегуляции нашего организма. При обмене веществ в организме образуются вредные вещества. Вода помогает выводить их из наших организмов. Огромное значение вода играет в бытовой гигиене человека.

 Задание 3.1. Сочинение. Вариант 6.

18 мая отмечают Международный день музеев. Чем для общества важна деятельность музеев? Расскажи о заинтересовавшем тебя музее.

Ответ: Мне всегда нравилось посещать культурно-познавательные учреждения и удивляться чему-то новому, прекрасному. Я часто бывал в музеях раньше, когда отдыхал в других городах, путешествовал. В них собрано много интересного и полезного, всегда черпаешь что-то новое и получаешь массу впечатлений. Например, музей Стекла и стеклянных изделий. Это было замечательно и красиво, разглядывать сверкающие статуэтки, вазы, картины, рамки, фигурки. А удивительный музей Восковых фигур. Да это просто потрясающее зрелище! Видеть как будто настоящих видных деятелей, героев, актеров, как живых. Я был в восторге. Деятельность музеев очень важна, они развивают нашу культуру, дают положительные эмоции, чувство удовольствия и наслаждения от прекрасного увиденного в них. Музеи помогают человеку справиться с плохим настроением, дают заряд энергии и бодрости духа, прививают культурные и нравственные ценности. 

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 7.

1 июня отмечается Международный день защиты детей. От чего, по твоему мнению, надо защищать детей? Почему для человечества важно защищать детей?

Ответ.

1 июня отмечается Международный день защиты детей. И все таки, от чего же надо защищать детей?

В России много насилия, а от насилия надо защищать детей. Если дети познают счастливое детство, то в будущем они могут много чего добиться, а ведь их мечты рушат взрослые люди, ведь дети намного мягче старших и они не должны познать жестокой реальности. В будущем они могут изменить мир, или в лучшую или же в худшую сторону, все зависит от их детства. В мире из-за большого количества людей, есть тот ребенок, который может стать великим ученым или кем -то другим, но его может не быть из-за насилия. Этот праздник показывает то, что дети достойны опеки и защиты.

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 8.

5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. Что называют окружающей средой? Почему для человечества важна охрана окружающей среды?

Ответ.

Окружающая среда-это воздух, вода, леса, почвы. Это всё что окружает нас. Сейчас человечество не задумываясь загрязняет воздух выбросами от автомобилей, заводов, фабрик. Необдуманно использует пестициды и удобрения в сельском хозяйстве, загрязнения ими воду и почву. Выбрасывает неочищенные воды в реки и озера, от этого погибают растения, рыбы, водные животные. А ведь мы дышим грязным воздухом, едим овощи с нитратами, пьем загрязнённую воду. Всё это отражается на нашем здоровье, у людей укорачивается продолжительность жизни, рождаются больные дети. Нам всем нужно задуматься о своей жизни и продолжении человеческого рода на Земле, а для этого нужно полюбить, что нас окружает и позаботиться о сохранности и чистоте вод, рек, озер, почв, воздуха, для нашего же блага.

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 9.

21 ноября отмечают Всемирный день телевидения. Какую роль телевидение играет в жизни современного человека? Расскажи о своей любимой телепередаче.

Ответ.

Телевидение — замечательнейшее изобретение, которое Бог дал изобрести человечеству.
Оно было дано, чтобы люди могли услышать добрую весть о Боге.
Но, как обычно, человечество любое хорошее начинание опошлило и извратило.
Это, как нож, которым можно резать хлеб, чистить картошку, вырезать фигурки и делать различные изделия, а можно и сделать орудием убийства. Все зависит от того, как его применить.

И вместо инструмента способного поднимать внутренний мир человека к высшему и способствовать прогрессу человечества, способствовать просвещению людей и поднятию их культуры и нравственного уровня, телевидение превратилось в аппарат зомбирования человека, навязывания ему растленного образа мыслей и формированию агрессивного поведения.
Если лет 25 назад криминальные фильмы были большая редкость, да и то, зло находило достойное наказание в них, то сейчас, какой канал ни включи, то убийства, то шоу. Передачи о серьезных вещах, которые бы способствовали духовному росту человека, редко можно встретить.

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 10.

9 декабря в нашей стране отмечают День героев Отечества. Какого человека, по твоему мнению, можно назвать героем Отечества? Объясни своё мнение.

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 11.

4 октября отмечается Всемирный день защиты животных. От чего (кого), по твоему мнению, надо защищать животных? Почему для человечества важно защищать животных?

Ответ:

 Животные очень важная часть живой природы. Животные могут делиться на много групп. Например: насекомые, рептилии, млекопитающие и т. д.
Так почему же нужно все-таки охранять животных? Ответ очень прост.
Животных надо охранять ведь животные могут защищать, также давать нам разные продукты, шерсть и т. д. Но не только ради своей пользы, но и ради самой природы ведь природа состоит в основном из животных. Если б не было животных, то растения чахли бы, океаны были б пустыми и т. д. В мире есть много животных, но люди их не берегут и многие находится на грани исчезновения.
Люди берегите животных!

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 12.

9 мая в нашей стране отмечают День Победы. Какому событию посвящён этот праздник? В чём важность этого праздника для граждан нашей страны?

Ответ: Праздник посвящен Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945года, русские войска освободили свою Родину и многие страны от порабощения немцами, во главе с Гитлером.  Важность в том, что наши прадедушки и прабабушки они защищали нашу родину от врага, и одержали победу. Если бы не они, то нас бы сейчас не могло  бы и быть.

Этот праздник посвящён Великой Отечественной Войне. Она продолжалась с 1941 года, по 1945 год. 

Важность этого праздника в том , что мы одержали победу над фашистами, хотя они были очень упорны. Граждане России гордятся тем, что наши деды и прадеды не сдавались, и бились до последнего. И в конце концов мы победили!

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 13.

Какого человека называют вежливым? Какие правила вежливости ты знаешь? Почему каждый человек должен быть вежливым?

Ответ:

 Вежливость-это одна из главных вещей, которые должен соблюдать человек. Это особенно важно в отношении, в разговоре. Вежливым должен быть каждый человек, ведь это влияет на то, как к тебе будут относиться. К примеру, ты нагрубишь старшему, и старший не будет к тебе относиться хорошо, а если же ты обратишься с вежливостью, то он будет хорошо к тебе относиться. Если не быть вежливым, то ничего не сможешь добиться. Всегда очень важно вести себя достойно среди людей. Не оскорблять его личность. Нужно помогать людям, тем самым вы проявите свою вежливость. И этот человек будет относиться к вам так же вежливо, как и вы. Вежливость нужна везде. Она необходима всем. И каждый из нас обязан соблюдать вежливость. Вежливость украшает человека. Важно быть вежливым не только ради общества. Но и ради себя.

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 14.

«Спасибо» нередко называют «волшебным» словом. Какие «волшебные» возможности оно даёт каждому человеку?

Ответ

В нашем мире вежливость всегда высоко ценится. Вежливый человек становится настоящим волшебником. Скажите, что нам стоит сказать кому-то «спасибо»? Мы тратим какие-то секунды, но только взгляните на человека, которого только что поблагодарили! Он расцветает на глазах! Это же настоящее волшебство! Конечно, ведь каждый человек, пожалуй, счастлив быть полезным. Поблагодари кого-то за помощь, за поддержку или просто за то, что он есть. И добро пойдет по цепочке. Оно пойдет от человека к человеку. Значит, мир станет чуточку лучше. А если каждый начнет творить такое волшебство? Представьте себе общество, где все приятно вежливы! Именно потому и существует такое слово, как «спасибо».

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 15.

Какого человека можно назвать общительным? Чем, по твоему мнению, может привлечь окружающих общительный человек?

Ответ

  1. Общительный человек — это человек разносторонне развитый. Любит общаться и побеседовать на разные темы. В обществе такой человек всегда на виду, на нём всегда держится атмосфера компании. Он зажигалочка на всех вечеринках. Чаще всего он весёлый, умный, начитанный. С таким человеком всегда весело.
  2. Я считаю, что общительный человек-это такой человек, который много времени проводит с людьми. Он очень много разговаривает с людьми. И больше всего  он нравится людям потому что им с ним весело. Если с вами рядом будет такой человек, вам всегда будет весело. Вы с таким типом никогда не соскучитесь.

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 16.

Какого человека можно назвать весёлым? Почему у весёлого человека обычно много друзей и приятелей?

Ответ:

Человека можно назвать весёлым по его шуткам, характеру и так далее. Если на душе грусть, то такой человек может рассмешить и порадовать. Обычно такой человек всегда весёлый и никогда не унывает. Он никогда не останется равнодушным с людьми. Он хочет развеселить всех. С такими людьми интересно дружить.

У весёлого человека обычно больше друзей, потому что с таким приятелем никогда не соскучишься. Ты получишь заряд положительных эмоций и позитива, что вполне сближает многих людей. Весёлым можно назвать человека, который может поднять всем настроение, поддержать беседу, при этом не оставаясь клоуном. Если ты весёлый, ты всегда можешь развеселить самого грустного человека. Все любит весёлых и дружелюбных людей. Потому что с весёлым человеком приятно общаться и есть о чём поговорить. Он всегда поддержит и развеселит. Весёлый человек поможет. 

 Задание 3.1. Сочинение. Вариант 17.

Какого человека можно назвать культурным? В чём проявляется культура человека?

Ответ

Человека можно назвать культурным, если он опрятно одет, приятен окружающим. Так же этот человек не разбрасывает мусор, не употребляет ненармотивную лексику. Культурные люди вежливо разговаривают с окружающими. Этот человек уважает чужое мнение. Чаще всего культурным можно назвать образованного человека, интелегента. Он не будет показывать пальцем на что-либо, он тактичен, толерантен.

Сейчас культурный человек – не редкость, не смотря на то, что это понятие включает в себя довольно внушительный список человеческих качеств и требований, которым нужно соответствовать. Чтобы разобраться какого человека можно назвать культурным обратимся, прежде всего, к понятию «культура».

Определение культура (в переводе с латинского означает образование, воспитание) – является характеристикой человеческого мира, его жизненных ценностей, норм, знаний и умений, обычаев и традиций и т.д. Культурный человек – это не врождённое качество человека, культуре обучают нас с детства родители, школа и т.д.

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 18.

Какого человека можно назвать весёлым? 2. Какую роль смех, юмор играют в жизни людей?

Ответ:1. Веселый человек, прежде всего добрый, жизнерадостный и душа любой компании. Весёлый человек, никогда не станет поднимать на смех кого — либо. Весельчак всегда умеет поднять настроение, с ним никогда не бывает скучно, даже когда на душе грусть и печаль он может поднять настроение своей доброй шуткой.

2.Смех и юмор играют важную роль в жизни людей. Без нее мир был бы скучным, невзрачным и серым. Исчезло бы все счастье. И мир утонул бы во мраке.

Доказано что смех для человека это хорошо. Продлевает жизнь, в жизни человека можно считать приносит не большую, но пользу. А юмор это шутки и анекдоты от которых проявляется смех. Значит в жизни человека смех и юмор играет роль того будет ли человек позитивны, а как правильно когда мы смеемся или рассказываем смешные шутки, появляется позитивное настроение!

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 19.

Какого человека можно назвать честным? Почему важно, чтобы люди были честными?

Ответ:

Честным человека можно назвать, когда он никогда никого не обманывал. Если он что — то сделал, то он сознается и никогда не будет обвинять другого. Он доброжелателен ко всем окружающим и всегда поможет. Надо быть честным по отношению к родным, друзьям, знакомым, обществу. Если людей обманывать они перестанут тебе доверять, а без доверия человеку трудно.

Честность — одна из самых благородных качеств человека. 
Честного человека можно назвать того человека, который говорит правду, но, как известно. Правда не всегда бывает уместна. Поэтому человек, который называет себя честным, должен не забывать об этом. Правда может навредить человеку, но, безусловно, ее нужно рассказать, поэтому человек, считающий себя честным должен уметь подобрать слова, которые помогут не так ранить человека, если это правда горькая.

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 20.

Какого человека можно назвать любознательным? В чём, по твоему мнению, проявляется любознательность человека?

Ответ:__ Слово «любознательный » характеризует человека, которому всё интересно, который имеет интерес к чему -либо. Например, мой друг очень любознательный. 

Любознательным человеком можно назвать того, который хочет всё знать. Ему не лень решать уроки, читать, он хочет знать всё. Он хочет знать больше и больше. Продвигать свои знания. Не сидеть сложа руки, если ему интересно. Для того, чтобы стать любознательным, человек должен спрашивать ответы у взрослых, у учителей, или же для того чтобы найти какое-то слово можно поискать его в словаре. А в общем то, любознательность это хорошее качество человека.

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 21.

Расскажи о населённом пункте, в котором ты живёшь (например, какие в нём дома, достопримечательности, традиции, какая природа).

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 22.

Какого человека можно назвать смелым? Приведи пример смелого поступка.

Ответ:

 1) Человека, который готов, несмотря на опасность, помочь другому человеку, можно назвать смелым. 2) Существуют профессии, которые требуют от человека храбрости и отважности. 3) Например, пожарники и спасатели. 4) Они борются со стихиями, помогают людям, оказавшимся в беде. 4) Но и обычные люди, и даже школьники тоже совершают смелые поступки. 5) Смелых поступков огромное множество: защитить слабого, помочь человеку выбраться из огненной ловушки во время пожара, помочь человеку, который провалился под лед и т.д. 6) Сколько было случаев, про которые писали в газетах, когда школьники совершают такие храбрые подвиги. 7) Смелый человек всегда придет на помощь тем, кто попал в беду. 

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 23.

Какого человека называют воспитанным? Какие правила воспитанного человека ты соблюдаешь?

Ответ

Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя: он не теряется в незнакомом обществе, умеет поддержать беседу
Сейчас воспитанный человек — редкость в нашей повседневной жизни, особенно среди молодежи, которая стремится только к внешней привлекательности. И все-таки такие люди имеются, и они желанные члены любой компании.
И еще: воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы..

Задание 3.1. Сочинение. Вариант 24.

Расскажи о населённом пункте, в котором ты живёшь (например, какие в нём дома, достопримечательности, традиции, какая природа).

История Узбекистана насчитывает не одно тысячелетие. Территория между реками Амударья и Сырдарья была заселена древними людьми еще в раннем палеолите. Шли года, столетия, разрастались города и развивались цивилизации, которые по праву сегодня считаются самыми древними на Востоке. Испокон веков в народе появлялись герои и ученые, мыслители и поэты – люди, которые творили историю нашего края и прославляли его на весь мир.

  • Абу Али Ибн Сина

Почему менделеева можно назвать ученым энциклопедистом сочинениеАбу Али Ибн Сина во всем мире известен, как основоположник современной медицины. Его труды в этой области ценятся во всем мире по сей день. Весомый вклад он оставил и в науке и в философии.  За 57 лет своей жизни он написал более 450 трудов в 29 областях науки.
Ибн Сина или Авиценна, как его называли в Европе, родился в 980 г. в селении Афшана, вблизи Бухары.  Свою гениальность он стал проявлять еще в юном возрасте – в 10 лет наизусть знал Коран, а в 20 начал лечить людей.  Его необычная для того времени методика лечения позволяла поставить на ноги тяжелобольных,  за что его начали называть «князем врачей».    
Жизнь Абу Али Ибн Сина не была гладкой и спокойной — часто его благополучная жизнь сменялась скитаниями. Он был и придворным врачом и советником правителей, а иногда его заключали в тюрьму из-за смены власти.
Свои многочисленные научные труды Авиценна писал в любых условиях, уместно будет сказать, что он просто не мог не писать.  Знания, которые переполняли его, перетекали на страницы  тысячи листов.  Среди самых важных его произведений — «Книга знания», «Книга исцеления», «Лекарственные средства», «Канон врачебной науки» (в 5 книгах),  последнее считается одной из самых знаменитых книг в истории медицины. Наряду с этим перу Ибн Сина принадлежат поэтические сборники и теологические трактаты.
Умер Авиценна в 1037 году, оставив после себя огромное наследие, которым его потомки пользуются по сей день.

  • Абу Райхан Беруни

Почему менделеева можно назвать ученым энциклопедистом сочинениеБеруни называют ученым-энциклопедистом, и это совершенно верно. После себя он оставил сочинения по математике, астрономии, физике, ботанике, географии, общей геологии, минералогии, этнографии, истории, хронологии и др.
Историки нередко называют всю первую половину XI века «эпохой Беруни» в науке.  Говорят, что посмертный перечень его работ, составленный  учениками, занял 60 мелко исписанных страниц.  Среди основных работ можно назвать — «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам», «Фармакогнозия в медицине»,  «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых», «Наука звезд»  и др.
Абу Рейхан Махаммад Ахмад аль-Беруний родился в 973 в городе Кят (столица Хорезма).  Он был сиротой.  Уже будучи известным ученым работал при дворе Хорезмского Шаха, однако позже был вынужден переехать в Кабасу. Умер Беруни в городе Газни в 1048 г.
Сегодня в Узбекистане есть город Беруни, в Ташкенте университет имени Абу Райхана Беруни. Имя этого великого ученого, гения своего времени, чтят повсеместно, его труды изучают и используют в различных областях науки.

  • Алишер Навои

Почему менделеева можно назвать ученым энциклопедистом сочинение«Не могут люди вечно быть живыми, но счастлив тот, чьё будут помнить имя».
Автор этих строк – Алишер Навои – будто писал о себе, ведь память о нем будет жить вечно. Великий философ и поэт родился в 1441 году в Герате. Дом, в котором рос Низамаддин Мир Алишер, в последствие взявший себе псевдоним Навои (мелодичный),  посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени.
Его отец Гияседдин Кичкина был чиновником в государстве Тимуридов, от чего его сын Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей. Крепкая дружба связывала Навои с султаном Хусейном Байкарой, который впоследствии стал его покровителем и единомышленником.
Творческие способности у Алишера Навои проявились довольно рано. Уже в 15 лет он был известен как поэт. Свои стихи Навои писал одинаково хорошо, как на чагатайском языке, так и на фарси.
Образование Алишер Навои получил в Герате и Самарканде. В 1469 году он был назначен на должность хранителя печати у султана и своего друга Хусейна Байкары.  На фоне своей политический деятельности,  Навои уделял особое внимание творчеству. Наследие, которое он оставил своим потомкам, огромно и многозначно.   
Над одним из своих главных произведений «Хамса» («Пятерица») Навои работал в 1483-85 гг.  В произведение вошло пять эпических поэм — «Смятение праведных» (1483 г.),  «Лейли и Меджнун» (1484 г.), «Фархад и Ширин» (1484 г.), «Семь планет» (1484 г.), «Стена Искандера» (1485 г.).
Также после себя Алишер Навои оставил около 30 сборников стихов, крупных поэм, сочинений и научных трактатов. Его творчество включено в современную образовательную систему Узбекистана.  Ему подражали многие последователи, его творчество открыло целое поэтическое направление. Сегодня в Узбекистане именем Алишера Навои названа главная Национальная библиотека, а также Большой театр оперы и балета, расположенные в самом центре Ташкента. Одна из станций метро, носящая имя этого велико поэта,  украшена панно из сюжетов «Хамсы» и барельефом самого Навои. Гости столицы непременно стараются посетить эти места, являющиеся уникальными архитектурными памятниками.

  • Аль-Фергани

Почему менделеева можно назвать ученым энциклопедистом сочинениеАль-Фергани — величайший среднеазиатский астроном VIII – IX вв. Точная дата его рождения не известна, ученые примерно называют 798 год.  Полное имя ученого Абу-л-Аббас Ахмад ибн Мухаммад ибн Катир ал-Фаргани. Уроженца Ферганской долины почтительно называли Хасиб, что означает «математический»,  а в Европе его знали, как Альфраганус.
Свой вклад в астрономию, математику и географию он внес, работая в «Доме Мудрости» или Академии Аль-Мамуна (Багдад).  Среди основных работ — «Книга астрономических движений, и Краткое изложение науки звезд»,  «Тридцать Элементов», «Теоретические вычисления на сфере», «Трактат о времени, когда Луна находится под Землёй и над ней»  и др.  Также Ахмад аль-Фергани написал комментарии к труду «Альмагесту» Птолемея.
Аль-Фергани один из первых среди ученых Средневековья доказал шарообразность Земли,  обнаружил наличие пятен на Солнце, определил 22 июня, как самый длинный день в году и 23 декабря, как самый короткий. В Европе несколько столетий работы Аль-Фергани применяли в качестве учебного пособия.
Работы Аль-Фергани ценятся в научном мире и по сей день.  Так, например, его изобретение нилометр — прибор, который измеряет уровень воды в Ниле —  используется и сегодня.

  • Аль-Хорезми

Почему менделеева можно назвать ученым энциклопедистом сочинениеОснователь классической алгебры Абу Абдулла Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми родился в Хиве в конце VIII в. Точная дата его рождения неизвестна, но условно называют 783 год. Также ничего неизвестно о его детстве.  В некоторых источниках его называют «аль-маджуси», т.е.  маг, из  чего следует, что он происходил из рода зороастрийских жрецов, позже принявших ислам.
Во всех источниках этого ученого называют отцом алгебры. Нельзя сказать, что до него ее не существовало.  Даже в глубокой древности люди решали простейшие алгебраические задачи, однако именно Аль-Хорезми представил алгебру, как самостоятельную науку об общих методах решения числовых линейных и квадратных уравнений.
Стоит отметить, что сам термин «алгебра» произошел от слова «ал-джебр», т. е. от названия трактата аль-Хорезми «Хисаб ал-джебр вал-мукабала» («Метод восстановления и противопоставления»).  А вот «алгоритм» (общее решение любой математической задачи) произошло от самого имени ученого, т.е. алгоритм это искаженное имя аль-Хорезми.
Как и многие среднеазиатские ученые Аль-Хорезми был приглашен в «Дом Мудрости» в Багдаде, где работали величайшие ученые тех лет.
Научное наследие аль-Хорезми составило почти двадцать книг, из которых сохранилось не более десяти.  Наибольшей известностью пользуются – «Книга восстановления и противопоставления» и «Астрономические таблицы».  Многие поколения ученых, как на Востоке, так и на Западе пользовались таблицами аль-Хорезми.

  • Амир Темур

Почему менделеева можно назвать ученым энциклопедистом сочинениеЗначение этой фигуры имеет особый статус  в Узбекистане. Амир Темур, который в Европе был известен, как Тамерлан, считается национальным героем и легендой.
Будущий освободитель Мавераннахра от иноземных захватчиков, родился в 1336 году в селение Ходжа-Ильгар (современный город  Шахрисабз). Тимур ибн Тарагай Барлас (Тимур сын Тарагая из Барласов) так звучит полное имя «железного» полководца. Его имя Темур происходит от тюркского языка и в переводе означает «железный».  Многие историки описывают его характер, как железный, волевой.  Амир Темур был отважным и смелым.  В одном из походов он получил ранение в ногу, отчего заметно хромал, но это лишь придавало ему устрашающий вид. Ведь известно, что Темур обладал богатырским телосложением, его рост составлял 172 см (это стало известно, после вскрытия его гробницы), он был силен намного больше любого из своих солдат и всегда лично участвовал во всех походах.
К началу XV века Темур создал одну из величайших империй в истории. Самарканд, который Темур сделал своей столицей, стал крупнейшим и богатейшим городом Востока.  Для защиты своих земель — от реки Волги и Кавказских горных хребтов на Западе и до Индии на Юго-Западе – он создал почти идеальную армию.  Во время правления Амиа Темура в Самарканде и других городах осуществлялась масштабная стройка, в ходе которой возводились монументальные здания, разрабатывались своды законов, развивалось искусство.

  • Захириддин Мухаммад Бабур

Почему менделеева можно назвать ученым энциклопедистом сочинение14 февраля в Узбекистане широко отмечается День рождения Бабура – государственного деятеля, полководца и писателя. Захириддин Мухаммад Бабур оставил глубокий след в политической и литературной жизни Мавераннахра XV- XVI вв.  Он родился в 1483 году в Андижане в семье эмира Ферганы Умар-Шейха-мирзы II, правнука тимуридского султана Миран-шаха, третьего сына Амира Темура.
Бабур рано пришел к власти, в возрасте 11 лет он был объявлен правителем Ферганы. Однако всего через 10 лет, в 1504 году, он вынужден был покинуть свои земли и перебраться в Кабул, где создал новое государство.  До 1526 года он неоднократно пытался вернуть себе свои земли, но безуспешно.  В этот период его внимание постепенно переключалось в сторону Индии, которую он и завоевал в 1526 году.  Это был его последний военный трофей. В Индии он основал империю Бабуридов или  Великих Моголов, которая просуществовала 300 лет.
Умер Бабур 26 декабря 1530 года в Агре, однако останки его были перевезены в Кабул.
Наряду с огромными государственными делами Бабур оставил после себя очень ценное литературное наследие. Главный труд его жизни — автобиография «Бабур-наме». В книге описаны быть, традиции и обычаи людей той эпохи.

  • Имам аль-Бухари

Почему менделеева можно назвать ученым энциклопедистом сочинениеПолное имя Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари — знаменитый ученый-хадисовед.  Эта фигура широко известна во всем мусульманском мире, он автор сборника хадисов «Аль-Джами ас-салих», или «Достоверный», который является второй Мусульманской книгой после Корана.  Место его рождения зашифровано в имени – будущий богослов родился в Бухаре в 810 году.
Историки утверждают, что Имам аль-Бухари обладал феноменальной памятью.  Стоило ему прочесть книгу, как он запоминал ее наизусть.  Считается, что богослов собрал и записал около 600 тысяч хадисов – преданий, основанных на случаях из жизни или каком-нибудь изречении Пророка.  Часть из хадисов, самых достоверных, вошла в его книгу «Ас-Салих».
Аль-Бухари является автором многих книг, которые до сих пор чтут во всем мусульманском мире.  Значение этой фигуры заметно и по сей день.  Мавзолей Имама аль-Бухари является одним из главных мест паломничества в Узбекистане. Похоронен богослов в селение Хартанг  под Самаркандом.  Посещение  мавзолея аль-Бухари, совместно с Шахи Зинда и Рухабад в течение одного дня, в Самарканде называют малым хаджем.

  • Мирзо Улугбек

Почему менделеева можно назвать ученым энциклопедистом сочинениеИсторики в один голос твердят, что в годы правления Мирзо Улугбека Самарканд стал одним из мировых центров науки Средневековья. И это неудивительно, ведь этот правитель сам остался в летописях, как великий ученый, математик и астроном. Наука в его жизни играла важнейшую роль, и в годы своего правления Мавераннахром он возвысил ее до невероятных высот.
Мирзо Улугбек родился в городе Султании 22 марта 1394 года. В возрасте 15 лет, в 1409 году, был назначен правителем Самарканда, а с 1447 года возглавил династию Тимуридов после смерти своего отца Шахруха, старшего сына Амира Тимура.
Благодаря своей родословной,  Улугбек с детства имел возможность посещать лучшие библиотеки, обсерватории того времени.  Его любовь к небесным светилам проявилась в довольно раннем возрасте.  В 1428 году он закончил строительство обсерватории, названной в его честь.  Аналогов этой обсерватории в мире не было. В ней могли работать выдающиеся астрономы, которые, как и сам Мирзо Улугбек, внесли огромный вклад в развитие этой науки.
Сохранившаяся подземная  часть обсерватории Улугбека является одним из самых популярных туристических объектов среди туристов.  Каждый желает увидеть, как люди в те далекие годы совершали открытия, которые ценятся до сих пор. Именно в этой обсерватории великий Улугбек составил каталог звёздного неба — Гурганский зидж — в котором были описаны 1018 звёзд. Здесь же была определена длина звёздного года: 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд (с погрешностью + 58 секунд).  

Сохранившаяся подземная часть обсерватории

Все свои астрономические наблюдения Улугбек записал в «Новые Гурагановы астрономические таблицы», которые считаются его главной научной работой.  До XVII в. точность этих таблиц превосходила все имеющиеся данные в этой области.
Также в 1417—1420 годах по приказу Улугбека в Самарканде было построено медресе, которое стало первым строением в будущем архитектурном ансамбле Регистан.
Улугбек был убит в октябре 1449 года.


Подборка по базе: Исследование лекарственных свойств на примере аспирина и его вли, Влияние громкого звука и шума на организм человека.docx, Демонстрируя способность к реализации базовых процедур анализа п, Экзамен Здоровый человек МДК 01.01. СД (4).doc, этикет делового человека.docx, Имунная система человека.docx, Жизнь человека Андреева в сравнении_Статья.pdf, Тема 2_Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека, Первоначально отнятие жизни у человека.docx, Проанализируйте и сравните, как меняется роль семьи для человека


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Северский технологический институт – филиал

федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(СТИ НИЯУ МИФИ)
Кафедра

Реферат по философии на тему:

Человек по Аристотелю

Выполнил:

студент гр. Д-439

__________ Д.О. Литвинов

«____»_________2021 г.

Проверил:

профессор кафедры ГиСН

____________ А.В. Луценко

«____»_________ 2021 г.

Северск 2021

Содержание

Северск 2021 1

ЖИЗНЬ И ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ 4

ЛОГИКА И МЕТФИЗИКА 5

УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

  1. ВВЕДЕНИЕ

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н. э), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится и в веках будет учиться у него философской культуре.

Вклад Аристотеля и его учеников в историю философии поистине неоценим. Имеются основания говорить об эллинистическо-римской философии как относительно единой философии, охватывающей значительный по времени период — с конца IV до н.э. и до VI в. н.э. Виднейшими философами того времени были Эпикур, Лукреций, Сенека, Эпиктет, Плотин, Порфирий, Секст Эмпирик и др.

Оценивая в целом историю античной философии, А.С. Богомолов писал: «Учения древних философов — милетцев и пифагорейцев, Гераклита и элеатов, атомистов и Платона, Аристотеля и стоиков, скептиков и неоплатоников — вошли в золотой фонд европейской и мировой культуры как памятники своего времени и как предвосхищения будущего… Развиваясь и видоизменяясь соответственно времени, учения древних философов воспринимаются в последующем философском движении, «переключаясь» на решение новых, еще неведомых самим древним задач. На каждом шагу освоения философии в ее историческом развитии мы обнаруживаем античные влияния…» [7, 54].

ЖИЗНЬ И ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Аристотель родился в г. Стагире во Фракии в 384 году до н.э. Его отец был придворным врачом македонского царя. Семнадцати лет Аристотель уезжает в Афины, поступает в платоновскую Академию, становится учеником Платона. В Академии пробыл двадцать лет (после ее окончания преподавал в ней). Смерть Платона заставила его покинуть Афины. Аристотель поселяется в Малой Азии и живет некоторое время на о. Лесбосе. Он принимает приглашение македонского царя и переезжает в Пеллу (столицу Македонии), где преподает в течение трех лет философские и политические науки юному Александру — будущему великому полководцу.

Вернувшись в Афины в 335 году до н.э., он основывает школу Ликей (или Лицей), имеющую такое название по находившемуся поблизости храму Аполлона Ликейского. В аллеях парка во время прогулок Аристотель обычно излагал слушателям свои философские взгляды по тем или иным проблемам. Сама школа стала известной как «перипатетическая», а ее ученики как «перипатетики» («прогуливающиеся философы»). Аристотель преподавал в Ликее двенадцать лет. После смерти Александра (в середине 323 г. до н. э) и антимакедонского восстания в Афинах Аристотель, имевший в политическом плане македонскую ориентацию, был обвинен в «безбожии» и вынужден был выехать в Халкиду на о. Эвбея, где у него было поместье. Здесь он продолжил разрабатывать философские проблемы. Умер в 322 году до н.э.

Он был одним из тех, кто, помимо философии, внес большой вклад в развитие физики, биологии и ряда других наук. До наших дней дошли многие его труды и учения, наиболее известные из которых — концепция причинности, теория первой материи, движения [11,25].

Аристотель был крупнейшим в Древней Греции ученым-энциклопедистом. История чудом сохранила его сочинения. Почти все они пролежали долгое время (до 1 в. н. э) в подземном книгохранилище, откуда были случайно извлечены, переданы в библиотеку в Афинах, затем — в Рим, где и были изданы главой аристотелевской школы Андроником Родосским. Среди них можно назвать такие известные труды, как: «Политика», «Никомахова этика», «Органон». Обширное литературное наследство Аристотеля дошло до нас далеко не полностью и не все в нем составляют тексты самого Аристотеля. До нас не дошли ранние произведения Аристотеля, написанные в форме диалога, но и дошедшие — и притом очень важные — трактаты вроде «Метафизики» представляют, по-видимому, своды различных по времени курсов Аристотеля. Весьма важны для понимания учения Аристотеля также такие его сочинения, как «О душе», «Физика», «Категории». Философское учение Аристотеля сложилось в тесной связи с естественнонаучными и социально-политическими исследованиями, которые велись самим Аристотелем и его учениками в Ликее. Исследуя различные проблемы, Аристотель ведет полемику с имеющимися в предшествующей и в современной ему литературе точками зрения. Он обсуждает и критикует отдельные положения Платона, атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Эти критические введения Аристотеля во многих случаях представляют ценнейший источник для пополнения наших сведений об этих философских учениях.

Обобщая вышесказанное, нужно отметить, что творчество Аристотеля, в области философии и науки считается вершиной античной мысли. Он подвел итог развитию целого периода в древнегреческой культуре — с ее начала вплоть до IV века до н.э.

ЛОГИКА И МЕТФИЗИКА

Аристотель явился систематизатором всех имевшихся в ту эпоху отраслей научного знания и основоположником целого ряда наук: логики, психологии, биологии, истории науки, истории философии, и этики, политэкономии, государствоведения и др.).

Философия у Аристотеля (как и у Демокрита, Платона) охватывала не только сумму внерелигиозных знаний, научное знание в целом, а также искусство и политику. Она подразделялась им на философию теоретическую (умозрительную), практическую, связанную с общением людей, и изобразительную.

Научная сфера знания подразделялась на отдельные науки не только по их предмету, но и по их ценности. Эта классификация наук (а она была первой в истории древнегреческой культуры) составляла философию в широком смысле слова. В собственном же своем значении философия была «первой философией». Начало систематическим исследованиям идей материи и формы положил Аристотель, причем в его философии они имеют фундаментальное, первостепенное значение. Он же заложил основу понимания их как логических категорий, хотя и не отрефлексировал этого обстоятельства.

Главная задача Аристотеля состояла в том, чтобы избавиться от мифологизирования, от неоднозначности терминов. Путь, на котором Аристотель пытался найти точное знание, — это путь перехода от эмпирического к доказательному знанию, т.е. ценность знания зависит от степени его обобщенности. В этом смысле он выделяет: первую философию и вторую философию, т.е. более конкретные науки.

В «первую философию» включалась логика («аналитика», являющаяся инструментом любого познания). «Первая философия» являлась основанием для наук практических и изобразительных; она выполняла по отношению к ним направляющую функцию. Термин «первая философия» пояснен как «метафизика». Этот термин не аристотелевский. Он выдвинут Андроником из Родоса, приводившим в порядок рукописи Аристотеля: сначала он сгруппировал сочинения, относящиеся к физике, т.е. к учению о природе (натурфилософии и физическому знанию), а вслед за ними поместил группу трактатов, посвященных общим проблемам бытия и познания, назвав их «метафизикой» (То, что идет после физики — ta meta ta physika). С тех пор «метафизикой» стали называть философское учение о началах (принципах) бытия вещей и о началах их познания, иначе говоря — учение об основных вопросах онтологии и гносеологии. И в наше время это широко распространенное употребление данного термина; еще два его значения в истории философии:

1) тождественное современному значению термина «философия» и 2) связанное с методологией, для обозначения всеобщего философского метода как противоположного диалектике.

«Первая философия», или метафизика, исследует то, что существует сверх созерцаемой и ощущаемой природы. Она изучает сущее как таковое; природа лишь один из родов Бытия, понятие «природа» уже, чем понятие «сущего». «Первая философия» — самая умозрительная из всех наук и более умозрительная, чем «вторая философия». Она включает в себя категориальный анализ сущего, каузальный анализ субстанции и учение о возможности и действительности [11,26].

Сам Аристотель пользовался термином «первая философия». Предмет первой философии (протофилософия) — чистое беспримесное бытие, сущее как таковое, в отвлеченности от отдельных материальных тел. Однако это чистое беспримесное бытие нигде не может существовать, кроме единичных тел. Это чистое бытие и есть идеи Платона, но Платон допускал наличие идей как парадигм. Чистота и беспримесность бытия состоит, по Аристотелю, в том, что «оно как общее находится в единичном, но не зависит от него» [5, 147].

Значит, общее является самодовлеющим, самозначащим. Такое неизменное основание вещей, в отличие от изменяющегося облика единичной вещи, Аристотель назвал первой сущностью.

Каждая единичная вещь рассматривается Аристотелем и со стороны формы, и со стороны материи. Будучи формой для низшей вещи, она является материей для высшей. Например, медная глыба — форма частиц меди, но материя для медного шара, медный же шар — материя для более сложной фигуры и т.д. Образуется как бы лестница, где внизу — первая материя, вверху — последняя форма.

Идя последовательно от формы к материи и найдя наконец материю, как нечто уже не содержащее формы, мы можем зафиксировать ее только как чистую возможность. Есть первоматерия мира, исходный материал, который и лежит в основе всех последующих формообразований. Этот исходный материал, эту первоматерию Аристотель характеризует как сочетание четырех не возникающих и не погибающих физических элементов: огня, воздуха, воды и земли.

Но так же, как внизу мы находим материю как чистую возможность, идя от формы к форме, мы встречаем высшую форму, форму форм, Бога. Бог рассматривается Аристотелем не в христианском смысле. Бог Аристотеля — это чистая нематериальность, разум («нус»). Этот разум имеет предметом самое себя, т.е. Бог Аристотеля — это мысль о мысли, мышление, делающее предметом самое себя, свое самопознание. В этом блаженном состоянии Бог пребывает вечно, он неподвижен. Но при этом Бог есть причина движения и оформления мира, он движет, оставаясь неподвижным.

Бог как начало вечное и бестелесное есть начало беспредпосылочное. Если мир — это нечто соединенное с формой и благодаря этому действительное, то Бог — это «чистая действительность». Аристотель предполагает (вслед за Платоном), что в качестве истинной причины для чувственного мира должно выступить нечто сверхчувственное. Практически все предикаты «идей» Платона (вечность, неизменность, совершенность и т.д.) Аристотель приписывает Богу. При этом Аристотель полагает, что Бог как сущность есть в отличие от «ойдосов» и то, что вызывает изменения в чувственном мире. Причем у Аристотеля говорится даже более определенно: сущность божества — это действительное движение мира. Бог, будучи бестелесным и неподвижным, есть причина (а не только возможность) движения мира.

При обосновании этого положения Аристотель исходит из следующего. В мире есть совершенство, движение (причем вечное — планет), невозможно предположить, что его когда-то не было, так же как и то, что оно когда-то кончится. Истинное бытие беспредпосылочно. Движение как истинное бытие мира предполагает в качество его основы перводвигатель. Чистой же действительностью Бог Аристотеля выступает в силу следующего. Весь мир — это нашедший свою реализацию в материи порядок, форма. Движение же и изменение вещей не может быть приобретено из каких-то новых, не имеющихся в природе как целом форм. Каждая вещь стремится к действительности. В мире остается как бы один и тот же порядок, но носителями его выступают то те, то другие вещи, то есть многообразие мира не исключают наличия в нем чего-то единого и устойчивого. Воплощением единства и устойчивости (чистой действительности) и выступает перводвигатель. По Аристотелю, «общей целью наук, в том числе философии, является установление истин, объективного знания о сущем и вещах природы; никакие субъективные цели, сколь бы значимы они ни были, не должны искажать «правды вещей». Логика мышления должна воспроизводить логику природы, а не наоборот» [5, 149].

Категориальный строй человеческого знания, считал он, должен соответствовать категориальному строю объективной действительности, родам бытия, его общим характеристикам. В соответствии с структурой реальности он и выделял категории сущего. Его историческая заслуга состояла в том, что он не просто выделил те или иные категории, но, отобрав наиболее значительные, общие понятия, пополнив их состав, представил категории впервые в виде системы. Аристотель указал на 10 таких категорий. Это-сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. В эти категории, как он считал, могут быть включены все возможные явления бытия и все мыслимые научные понятия. Сущность является реальной основой остальных категорий. От нее человек идет к категории качества, затем количества. Сущность постоянна в вещи и отражается в ее свойствах. Она есть также отношение, причем множество подобных вещей (их связь, отношение) ведет к установлению сущности более высокого порядка, к сущности вида и рода (конкретный индивид-человек-живое существо). Развертываясь во времени и пространстве, сущность обнаруживает себя деятельной и страдательной, переходя из одного состояния в другое. Помимо выделенных десяти категорий, в трудах Аристотеля имеются и некоторые другие наиболее общие понятия («материя», «форма», «движение», «необходимость», «привходящее», или «случайность», «возможность» и «действительность» — хотя некоторые из этих терминов он широко и не употреблял). Они, видимо, выходили за рамки принятого им критерия, характеризовали мир и вещи уже в иных аспектах. Четыре последние категории из этого списка им иногда подводились под одну — под категорию «движение». Возникновение или исчезновение чего-то есть движение, иначе говоря, процесс превращения потенциального в актуальное, обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей есть движение. Движением является, конечно, и пространственное перемещение. Помимо того и другого имеются еще две формы движения — изменение свойств и увеличение и уменьшение. Движение неотрывно от вещей. Аристотель утверждал: «Не существует движения помимо вещей» [5,152].

В трактовке формы и материи Аристотель уже касался вопроса о причинах вещей. Но он специально рассматривает причинность, выделяя четыре класса (или вида) причин:

1) материальную причину (это есть субстрат, материя, из которой образуются тела;

2) формальную причину (когда форма активно проявляет себя);

3) действующую, или производящую, причину (она раскрывает источник движения, источник превращения возможности в действительность);

4) целевую, или конечную, причину (цель движения).

Так, причинами статуи являются и ваятельное искусство, и мрамор: первое — как источник движения, вторая — как материя; но действуют и формальная причина, и целевая: скульптор имеет в голове осознанную цель, которая оказывается впоследствии формой, т.е. тем, что предстоит осуществить.

Цель у Аристотеля тесно связана с «энтелехией». Все процессы, имеющие смысл, обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной завершенностью. Яйцо является птенцом в возможности, но не энтелехиально. Ребенок же содержит в себе взрослого и потенциально, и энтелехиально (как тенденцию, движущую силу, способностью к изменению в направлении к цели, заложенной в исходном состоянии).

Свои наблюдения над отдельными вещами Аристотель переносит на мир в целом. Он полагает, что есть «причина причин», «форма форм». Это Космический Ум, или Нус, Бог. Он не творит природу и не вникает в частности. Этот Бог не существует за пределами нашего мира, как, к примеру, мир идей у Платона. Бог — в самом мире как план, проект Космоса, как Перводвигатель, хотя сам он и неподвижен. Он не материален, это духовный Абсолют. Это чистая энергия, чистая деятельность. Бог движет как «предмет любви». Мысля самого себя, он тем самым мыслит самое божественное и самое ценное. Любить Бога — значит любить других, любить космос, любить самого себя, достигать

энтелехии (нравственного совершенства) в своей деятельности. У Аристотеля «имя божества придается первому двигателю в качестве предиката: не Бог есть вечный двигатель, а вечный двигатель заслуживает названия Бога» [5, 156].

Таким образом, Аристотель положил начало систематическим исследованиям идей материи и формы, причем в его философии они имеют фундаментальное, первостепенное значение.

УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-философское учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов» [5, 164].

Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению. По Аристотелю, человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства).

Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества.

По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя» [5, 167]. Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни.

Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь, — совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида.

Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство. Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывает рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы — ему подчинены и одушевленные существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб.

Если экономический индивидуализм берет верх и ставит под угрозу интересы целого, государство должно вмешаться в эту область. Аристотель, анализируя проблемы экономики, показал роль денег в процессе обмена и вообще в коммерческой деятельности, что является гениальным вкладом в политическую экономию. Он выделял такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии — олигархию, от политии — демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают свое притязание на власть в государстве на том, что имущественное благосостояние — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов: общей же пользы ни одна из этих форм не имеет.

Аристотель подчеркивал, что отношение между бедными и богатыми — отношение не просто различия, а противоположности. Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (под средним элементом Аристотель имеет в виду «средний» между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами.

Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. И в демократиях, и в олигархиях, и в монархиях, и при всякого рода другом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

Все формы государственного устройства, считал он, подразделяются по количеству правящих (по имущественному признаку) и по цели (моральной значимости) правления. В соответствии с первым признаком имеются монархия, аристократия и политая (республика) — это «правильные» формы правления — и тирания, олигархия и демократия — «неправильные». По второму признаку Аристотель выделяет в качестве «правильных» такие государства, при которых власть имущие имеют в виду общую пользу, и «неправильные», где имеется в виду только собственная польза. Аристотель разработал концепцию «лучшего государства».

В отличие от платоновского «идеального государства» в проекте Аристотеля обосновывается положение о преимуществе частной собственности. Он отмечал, что отмена частной собственности ничего не даст, так как «общее дело все сваливают друг на друга» [5, 168] ; общность имущества, по Аристотелю, вызывает недовольство и ссоры, снижает заинтересованность в труде, лишает человека «естественного» наслаждения владением. Вместе с тем чрезмерное богатство развращает и разлагает государства. Нужно умеренное богатство. По Аристотелю, политика объединяет добродетель, умеренное богатство и свободу. Этот тип государства снимает поляризацию бедных и богатых; в ней преобладают зажиточные средние слои.

Аристотель считал естественным рабовладение; по его мнению, «одни по природе рабы, а другие по природе свободны»; людям, «призванным» к подчинению, «быть рабами и полезно, и справедливо» [5, 168].

В политическом устройстве Аристотель различал три части: законодательную, административную и судебную. Между ними не должно быть раздора. Требуется, по Аристотелю, наблюдать за официальными лицами, чтобы они не превращали административную должность в источник личного обогащения. Гражданин государства должен быть допущен к исполнению судейской и административной функции.

Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-философское учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению. По Аристотелю, человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства).

Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества.

По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя» [5, 168]. Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь, — совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вклад Аристотеля в историю поистине огромен. Его труды имели и имеют непреходящее значение для человечества. Он подвел итог развитию целого периода в древнегреческой культуре — с ее начала вплоть до IV века до н.э. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления. В годы своего пребывания в Ликее Аристотель много внимания уделял наряду с собственно философскими проблемами вопросам государственного устройства. Под его руководством были выполнены многие коллективные труды, в том числе дано описание 158 государственных устройств.

По словам Аристотеля, государство само по себе создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.

На мой взгляд, это совершенно верно, поскольку совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство. К сожалению, в настоящее время наше российское государство далеко от совершенства.

Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывает рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы — ему подчинены и одушевленные существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб.

По моему мнению, это все-таки спорное положение. Не всегда люди могут принадлежать сами себе, так как, живя в обществе, быть свободным от общества нельзя, поэтому подчиненность одних людей другим существует всегда, но это совсем не означает, что они «рабы» по своей природе.

После Аристотеля его философские идеи в течение следующего периода античной философии продолжили разрабатывать многочисленные его ученики. Параллельно с аристотелизмом (перипатетической школой) развертывали свою деятельность сократическая школа и представители неоплатонизма. Значительное место в истории философии этого периода занимали школы эпикуреизма, стоицизма и скептицизма. И хотя после распада империи Александра Македонского Греция была завоевана Римом, древнегреческая культура, в том числе философия, стала глубоко проникать в римскую культуру, «завоевывая» ее, создавая во многом общую культуру.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адо П. Что такое античная философия. — М., 1999.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. — М., 2004.
  3. Антология мировой философии: Античность. — М., 2001.
  4. История философии: Учебник для вузов / В. Ильин. — СПб., 2003.
  5. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. — 2-изд. М.: Гардарики, 2008.
  6. Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. Харьков, 1999.
  7. Хрестоматия по истории философии: В 3 ч. М., 2001.

  • Почему машу миронову можно считать нравственным идеалом пушкина сочинение 8 класс по плану
  • Почему между людьми возникают конфликты сочинение
  • Почему между мечтой и реальностью пролегает пропасть сочинение обломов
  • Почему между мечтой и реальностью пролегает пропасть итоговое сочинение
  • Почему маша троекурова отказалась от помощи владимира дубровского сочинение рассуждение