Почему люди убегают от реальности сочинение обломов

Истоки всеохватывающего эскапизма обломова, его непреодолимого желания сбежать от реальности, лежат в обломовском воспитании героя, о котором читатель узнает из

Истоки всеохватывающего эскапизма Обломова, его непреодолимого желания сбежать от реальности, лежат в «обломовском» воспитании героя, о котором читатель узнает из описания сна Ильи Ильича. Родное поместье персонажа, Обломовка, находилось далеко от центральной части России, расположившись в живописной, умиротворяющей местности, где никогда не было сильных бурь или ураганов, а климат отличался спокойствием и мягкостью. Жизнь в деревне текла размеренно, а время измерялось не секундами и минутами, а праздниками и обрядами – рождениями, свадьбами или похоронами. Однообразная тихая природа отразилась и на характере жителей Обломовки – самой важной ценностью для них были отдых, леность и возможность досыта поесть. Труд же рассматривался как наказание и люди всячески старались его избегать, оттягивать момент работы либо заставлять ее делать кого-то другого.
Примечательно, что характеристика героя Обломова в детстве значительно отличается от образа, который предстает перед читателями в начале романа. Маленький Илья был активным, многим интересующимся и открытым к миру ребенком с прекрасным воображением. Ему нравилось гулять и познавать окружающую природу, однако правила «обломовской» жизни не предполагали его свободы, поэтому постепенно родители перевоспитали его по своему образу и подобию, растя его как «тепличное растение», охраняя от невзгод внешнего мира, необходимости трудиться и познавать новое. Даже то, что они отдали Илью учиться, скорее было дань моде, чем реально необходимостью, ведь по любому малейшему поводу они сами оставляли сына дома. В итоге герой рос, словно закрытым от общества, не желающим работать и во всем полагающийся на то, что с возникновением любых трудностей можно будет крикнуть «Захар» и слуга придет и все сделает за него.

Причины стремления Обломова уйти от действительности

Описание Обломова, героя романа Гончарова, дает яркое представление об Ильи Ильиче, как человеке, прочно отгородившемся от реального мира и внутренне не желающем меняться. Причины этого кроются в детстве Обломова. Маленький Илья очень любил слушать сказки и легенды о великих богатырях и героях, которые рассказывала ему няня, а затем представлять себя одним из таких персонажей – личностью, в жизни которой в один момент произойдет чудо, которое изменит текущее положение вещей и сделает героя на голову выше других. Однако сказки существенно отличаются от жизни, где чудеса не происходят сами по себе, а для достижения успеха в обществе и карьере необходимо постоянно трудиться, переступать через падения и настойчиво двигаться вперед.
Тепличное воспитание, где Обломова приучали, что все дела за него будет делать кто-то другой, совместившись с мечтательной, чувственной натурой героя, привело к невозможности Ильи Ильича бороться с трудностями. Эта особенность Обломова проявилась еще в момент первой неудачи на службе – герой, опасаясь наказания (хотя, возможно, его бы никто и не наказывал, а дело решилось бы банальным предупреждением), сам увольняется с работы и не хочет больше сталкиваться с миром, где каждый сам за себя. Альтернативой жесткой реальности для героя становится мир его грез, где он представляет прекрасное будущее в Обломовке, жену и детей, умиротворяющее спокойствие, напоминающее ему его собственное детство. Однако все эти мечты остаются только мечтами, в реальности Илья Ильич всячески откладывает вопросы обустройства родной деревни, которая без участия разумного владельца постепенно разрушается.

Почему Обломов не нашел себя в реальной жизни?

Единственным человеком, который мог вытащить Обломова из его постоянного полусонного безделья, являлся друг детства героя – Андрей Иванович Штольц. Он представлял собой полную противоположность Ильи Ильича как по внешнему описанию, так и по характеру. Всегда деятельный, стремящийся вперед, умеющий достигать любых целей, Андрей Иванович все же дорожил дружбой с Обломовым, так как в общении с ним находил то душевное тепло и понимание, которого ему очень не хватало в окружении.
Штольц наиболее полно осознавал разрушительное влияние «обломовщины» на Илью Ильича, поэтому до последнего момента, всеми силами пытался вытащить его в реальную жизнь. Один раз Андрею Ивановичу это почти удалось, когда он познакомил Обломова с Ильинской. Но Ольгой в ее желании изменить личность Ильи Ильича двигал исключительно собственный эгоизм, а не альтруистическое желание помочь любимому человеку. В момент расставания, девушка говорит Обломову, что не могла бы вернуть его к жизни, потому что он уже был мертв. С одной стороны это так, герой слишком прочно погряз в «обломовщине», и чтобы изменить его отношение к жизни, требовалось нечеловеческих усилий и терпения. С другой же стороны, активная, целеустремленная по натуре Ильинская не понимала, что для преображения Илье Ильичу нужно время, и он не может одним рывком изменить себя и свою жизнь. Разрыв с Ольгой стал для Обломова еще большей неудачей, чем ошибка на службе, поэтому он окончательно погружается в сети «обломовщины», уходит от реального мира, не желая больше переживать душевную боль.

Заключение

Авторская характеристика Ильи Ильича Обломова, несмотря на то, что герой является центральным персонажем, неоднозначна. Гончаров обнажает как положительные его черты (доброту, нежность, чувственность, умение переживать и сочувствовать), так и отрицательные (лень, апатию, нежелание что-либо решать самостоятельно, отказ от саморазвития), изображая перед читателем многогранную личность, которая может вызывать как симпатию, так и отвращение. При этом Илья Ильич, несомненно, является одним из наиболее точных изображений истинно русского человека, его натуры и черт характера. Именная эта неоднозначность и многогранность образа Обломова позволяют даже современным читателям открывать в романе что-то важное для себя, ставя и перед собой те вечные вопросы, которые затронул в романе Гончаров.

На чтение 6 мин Просмотров 1.7к.
Обновлено

Жизнь Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов» вызывает особый интерес современного читателя. Ведь проблемы, затронутые в произведении, актуальны и сегодня, а главный вопрос — действительно ли герой не умел жить, как считал Н.А. Добролюбов, — очень спорный.

С самого начала романа заглавный герой Илья Ильич предстаёт перед нами на первый взгляд в абсолютно абсурдной ситуации: ежедневно он лежит на диване в своей комнате. Причём назвать это необходимостью нельзя, ведь он не болеет. Один день полностью повторяет другой: никаких впечатлений, устремлений, смысла. Это «растительное существование»: Обломов просто безмятежно лежит, а о нём заботится верный Захар.

Жить так герою удобно, никакие обстоятельства и события не нарушают уравновешенный быт. Своим бездействием Илья Ильич не тяготится, его всё устраивает. А вопросы о смысле жизни, о цели существования, которые, так или иначе, волнуют людей, совсем не относятся к Обломову.

Понять характер заглавного героя помогает описание его жилища на Гороховой улице. Это большая квартира, обставленная довольно шикарно. Но на картинах висит фестонами паутина, зеркала зачастую используются вместо бумаги, на столе расположились объедки и неубранная посуда, повсюду валяются вещи, ковры в пятнах. В общем, неуютно и грязно. Однако Илья Ильич и не тяготится такой обстановкой, точнее — он попросту не замечает отсутствия чистоты. Иногда барин упрекает своего слугу за неряшливость. Но Захар на всё отвечает, что убираться не стоит, ведь пыль соберётся опять. Он как бы «отзеркаливает» лень своего хозяина. Обломов не может управиться с собственной жизнью, а уж с жизнью других и подавно.

А ведь у героя есть имение. Обломовка. Однако делами он не занимается, лишь собирается что-то сделать, строит планы, мечтает. Но всё это опять-таки — лёжа на диване. Да и прожекты такие, что не имеют ничего общего с реальностью. Кстати, родители его также ничего не меняли в деревенском укладе: «…Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну…»

То есть живёт Илья Ильич в особом мире, куда кто-то постоянно вторгается: светский повеса Волков, скучный чиновник Судьбинский, пройдоха и негодяй Тарантьев. Всех привлекает тепло души хозяина, ведь Обломов готов выслушать каждого (только вот когда он пытается рассказать о своих делах, все тут же убегают). Как человек, в духовном плане Илья Ильич выше их всех. Но апатия не даёт герою стать ни дельцом, ни чиновником, ни прожигателем жизни.

Наиболее ярко видна лень Ильи Ильича при сопоставлении с другим персонажем. Это Андрей Иванович Штольц — старинный приятель. Герой просто наполнен энергией, всё ему удаётся. Да и трудится Штольц с удовольствием. Он всегда чем-то занят, у него большой круг общения. И хотя Андрей Иванович постоянно в разъездах, не забывает он и про своего друга. Он пытается расшевелить Обломова и ему удаётся это сделать. Штольц знакомит Илью Ильича с Ольгой Ильинской, справедливо полагая, что красивая женщина сможет пробудить интерес к жизни.

Так и происходит. Заглавный герой слышит арию, которую исполняет Ольга, и переполненный восторга, почти признаётся ей в любви. Молодая женщина даёт надежду на ответные чувства. Как меняется Обломов! Теперь он рано встаёт, всегда аккуратен и опрятен, много читает, даже напевает (так много в нём энергии).

Однако долгое лежание на диване не прошло бесследно. Постепенно Илья Ильич начинает тяготиться такой жизнью: «Разве это не жизнь? Разве любовь не служба?» Да, он делает Ольге предложение, но сомнения в правильности такого поступка постепенно одолевают героев. Обломов считает, что Ольга не может любить его: «Нет, этого быть не может!.. Любить меня, смешного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками… Она всё смеётся надо мной…» Ильинская же отчаивается переделать апатичного мужчину, признаётся себе, что любила придуманный образ «будущего Обломова».

Разрыв отношений потрясает героев. Для Ильи Ильича эта любовь навсегда остаётся самым светлым воспоминанием в жизни. Но где-то в глубине души он даже рад: теперь ничто не отвлекает его от дивана и халата.

Конечно, невольно возникает вопрос, почему же Обломов такой ленивый. Ответы кроются в детстве маленького Илюши. Именно тогда заложился его характер, который и определил дальнейшую жизнь: «Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые. Да и как иначе прикажете решить ему?» Родители героя — беспечные помещики, которые больше всего переживают о еде. Обсуждение того, что приготовить, становится самым волнующим событием для всех обитателей барского дома. Воспитанием мальчика особо не занимаются. Он растёт в любви, но абсолютно несамостоятельным. Да и зачем, если слуги делают всё за него, «стоит только мигнуть». В пансионе у Штольца Илюша учится без интереса, университет тоже считает «наказанием». Лишённый проблем, обязанности заботиться о себе и окружающих, Обломов вырастает безвольным, апатичным, слабым, не приспособленным к жизни.

Не нужна кипучая энергия и взрослому Илье Ильичу. Его единственное желание — это покой. Его он и находит в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Она вдова с двумя детьми и хозяйка дома, куда переезжает Обломов после того, как лишается денег. Это простая, спокойная и застенчивая женщина. Пусть она не очень умная и образованная, но добрая и кроткая. Именно Пшеницына окружает героя такой заботой и вниманием, какие он видел только в Обломовке. Причём она не пытается изменить Илью Ильича, а принимает его таким, какой он есть. С ней Обломов и находит своё счастье: он женится на Агафье Матвеевне и у них рождается сын Андрюша. Теперь герою не надо покидать свой диван, о чём-либо беспокоиться. Илья Ильич как бы «впадает в спячку» и тихо умирает от удара (инсульта).

Так проходит жизнь человека. Заметим, что герой не является отрицательным в полном смысле этого слова. Обломов от природы любознательный, добрый, мягкий. Он гостеприимный хозяин, галантный и обходительный с Ольгой, образованный и любящий искусство. Конечно, он понимает никчёмность, пустоту и однообразие своего существования (ведь запретил же он Штольцу пускать Ильинскую, чтобы она не видела угасания Обломова — физического и морального). Ему «грустно и больно». Но лень… Именно лень не даёт изменить жизнь, сделать её яркой и разнообразной. Однако надежда есть: Пшеницына отдаёт Андрюшу на воспитание в семью Штольца, поэтому мы верим, что мальчик не повторит судьбу своего отца.

  • Почему люди становятся злыми сочинение 4 класс
  • Почему люди становятся жертвами потребительства сочинение
  • Почему люди совершают преступления сочинение примеры
  • Почему люди становятся преступниками аргументы для итогового сочинения
  • Почему люди становятся волонтерами сочинение