Почему люди слагали сказки про ивана дурака выберите тот ответ с которым вы согласны

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страницы 94-95. раздел волшебная сказкаукм перспективамаленькие и большие

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 94-95. 

Раздел «Волшебная сказка»

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Прочитайте ещё раз начало и конец каждой сказки. Запишите их в творческую тетрадь.

«Иван-царевич и серый волк»: «Жил-был царь Берендей… …стали жить-поживать, да горя не знать».

«Летучий корабль»: «Жили-были старик и старуха… …стал он в том царстве жить, всякие дела вершить».

«Морозко»: «Живало-бывало, жил дед да с другой женой… …заголосила старуха да поздно».

«Белая уточка»: «Один князь женился… …стали все жить-поживать, добра наживать».

«По щучьему веленью»: «Жил-был старик. Было у него три сына… …тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».

2. Подумайте, есть ли какой-то смысл в том, что волшебные сказки начинаются и заканчиваются определёнными словами. Зачем в сказке нужна концовка?

В зачине сказки обычно даётся представление о героях, например, живут старик и три сына.

Концовка нужна чтобы показать, что дальше у героев всё будет хорошо. Они живут, горя не знают, добра наживают. Это убеждает нас в окончательной победе добра.

3. Вспомните, что такое присказка.

Присказка — это короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.

4. Выберите присказки из перечисленных предложений. Запишите их в творческую тетрадь.

Согласно определению, присказка является коротким рассказом. Из перечисленных примеров только один отвечает этом условию:

На море-окияне, на острове Буяне стоит дерево — золотые маковки…

5. Обсудите с друзьями, чтобы вы делали, если бы у вас появились волшебные предметы: волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы. Составьте совместно небольшой рассказ о том, что могло бы случиться, если бы вы однажды нашли волшебную палочку.

Если бы я нашла скатерть-самобранку, я бы накормила всех голодных, никто бы больше не стал страдать от голода.

Если бы я нашла сапоги-скороходы, я бы никуда и никогда не опаздывала. Я бы посетила все страны мира, увидела бы все чудеса планеты.

Рассказ «Как мы нашли волшебную палочку» для 3 класса.

Однажды мы с Игорем нашли волшебную палочку.

Она просто лежала в траве, небольшая, очень красивая, со звездой на наконечнике.

Игорь сказал, что это просто игрушка, а я взмахнула палочкой и появилось мороженое. Тогда Игорь выхватил у меня палочку и стал размахивать ею, крича разные желания. Но у него палочка не работала.

Я сказала, что это потому, что он не верил в волшебство, и забрала палочку. Игорь стал просить загадать электросамокат или смартфон, но я вспомнила сказку «Цветик-семицветик». Я подумала о том, что нельзя использовать волшебную палочку на разные глупости или игрушки. Она нужна для добрых дел.

Я пожелала, чтобы люди стали добрыми и перестали завидовать друг другу, чтобы прекратились войны, чтобы учёные победили болезни, чтобы прилетели инопланетяне.

Теперь остаётся только ждать, что из этого получилось. Ну и играть с Шеном, он прилетел к нам из созвездия Гончих псов сразу, как я этого пожелала.

6. Подумайте, что общего в характерах и поступках главных героев сказок «Летучий корабль», «Иван Царевич и серый волк» и «По щучьему веленью».

Они все проявляют доброту и любовь к людям и окружающему живому миру.

7. Почему люди слагали сказки про Ивана-дурака? Выберите тот ответ, с которым вы согласны.

Чтобы показать, что тот человек умный, который живёт по совести, добр, честен, простодушен, любит родителей и окружающий мир.

8. Поразмышляйте над словами известного учёного Д. Лихачёва.

Учёный подтверждает сделанный мной вывод о том, что любят в народе не просто дураков, а людей добрых, немного наивных, которые никому не делают зла, любят родителей и животных. Только таким достаются награды в сказках, уважение и почёт.

9. Попробуйте провести исследование на тему «Добро побеждает зло». Побеседуйте об этом с родителями и друзьями. Совместно составьте небольшой текст. Подтвердите свои мысли примерами из прочитанных сказок.

Текст-исследование на тему «Добро побеждает зло» для 3 класса

Главным принципом, который всегда соблюдается в волшебных сказках, оказывается принцип торжества добра.

Как бы тяжело не приходилось доброму герою в начале, в конце он обязательно получает награду и повергает злого. В этом народ видит высшую справедливость.

Любая сказка подводит нас к убеждению в том, что добро должно победить, что оно сильнее зла. Это искренняя мечта народа, которую он воплотил в своих сказках.

Победа добра происходит во всех случаях, даже если доброму герою приходится погибнуть.

Возьмём Ивана-царевича, который искал жар-птицу и которому помогал серый волк. Он погиб, убитый братьями, но волшебная сказка не допускает победы зла. И волк оживляет Ивана, а братьев уничтожает.

Похоже развиваются события в сказке «Белая уточка». Добрая героиня не гибнет, но превращается колдовством в уточку. Её сыновья убиты злой ведьмой. Но добро побеждает и тут. Уточка становится человеком, сыновья оживают, а ведьму убивают.

И так происходит в каждой сказке. Ведь не зря народная мудрость говорит о том, что добро вечно в памяти живёт. Живёт оно и в сказках, за что мы их так любим.

1

Сарья заметена снегом. В этой крошечной деревне на границе с Латвией официально значатся полтысячи человек, но многие давно уехали. И все же в любом туристическом гайде по Беларуси вы обязательно найдете сарьянский старинный костел из красного кирпича — спасибо шляхтичу Игнатию Лопатинскому и прусскому архитектору Густаву Шахту. Денис Козлов, 27-летний учитель истории, почти каждый день заводит свой старенький дребезжащий Ford и проезжает 21 километр из Верхнедвинска в Сарью. Зачем он это делает? Неужели отправился сюда, на «край света» ради тридцати мальчишек и девчонок?.. В темное декабрьское время мы приехали в деревню в поисках хорошей истории, но нашли, кажется, нечто куда более ценное — тишину и покой.

«Никогда не стеснялся того, что я из „вёскі“»

Денис родился в поселке Лиозно («Пожалуйста, напишите Лёзно, у нас только так говорят»), на родине Марка Шагала, и называет себя сельским парнем. «От одной границы переехал к другой», — шутит он. В учительской квартире в Верхнедвинске топится камин, каменную часть которого Денис собрал своими руками, и мы говорим, говорим, говорим…

— Мой отец был бульдозеристом. И я хотел стать бульдозеристом, причем уже в четвертом поколении. Отец ездил в Москву, работал на импортной технике, строил дороги и зарабатывал больше тысячи евро — по тем временам безбедное существование. Но классу к седьмому папа сказал мне: «Денис, мне кажется, у тебя есть бóльшие способности». Историю я знал, ездил на всякие конкурсы, «Что? Где? Когда?». Но чтобы стать учителем — таких мыслей не было. Отец решил действовать от обратного — показать мне изнанку. Брал с собой на работу. Представьте, зимой нужно натаскать 80 литров горячей воды, прогреть паяльной лампой все трубки, а в конце дня почистить ходовую. Летом не легче: жара 30 градусов, кондера нет, двигатель нагревается до 120, из кустов, которые ты корчуешь, в кабину залетают здоровенные оводни… Тогда я окончательно понял: если мне дано больше, почему бы этим не воспользоваться?

Моя первая учительница истории была очень строгой, всегда требовала, чтобы даты и понятия мы знали досконально. Потому у меня было негативное отношение к предмету. Но на экзамене в девятом классе, когда я скромно протянул руку к стопке билетов на 6—7 баллов, она подняла бровь: «Денис, мне кажется, вы можете больше», — и недвусмысленно указала на стопку с билетами на 8—10 баллов.

Старшие классы Денис провел, зазубривая наизусть тома энциклопедий. Новая учительница, Алла Евгеньевна, смотрела на мир иначе: «История, вообще-то, простая. Она движется по спирали. Все повторяется, лишь сменяются декорации. Но не меняются люди». Почти интуитивно, лишь раз побывав там на экскурсии, Денис выбрал Полоцк — государственный университет, историко-филологический факультет.

— Когда я поступал, было только пять бюджетных мест, и мне не хватило ровно одного балла, чтобы пройти на бесплатное. Обидно. Но в итоге те, кто эти баллы «забрал» и поступил на бюджет, работают официанткой в пиццерии и продавцом-консультантом в магазине бытовой техники. Я стал «Учителем для Беларуси», а мой друг, который тоже учился на платном, сейчас директор школы в Полоцке. Такие дела.

Полоцкий университет очень сильный. У нас было много экспедиций, археологических раскопок. Что такое этнографическая экспедиция? Приезжаешь в деревню, условно, Бочейково Бешенковичского района и месяц ходишь пешком, по двадцать километров за день, раз за разом увеличивая кольцо опрошенных бабуль и дедуль. «Тук-тук-тук, есть ли здесь старые жители? Расскажите, как жили в старину, как свадьбы гуляли…» — «Да, зайдите к Митрофановне». И ты слушаешь — час, два, пять. Песни, сказки, рассказы…

Я никогда не стеснялся того, что я из «вёскі». Все курсовые и диплом писал про Лиозненщину. У меня был высокий средний балл, и поэтому универ сделал мне скидку на обучение— 60%. На последнем курсе подрабатывал экскурсоводом в туристической фирме, получал неплохие деньги и много где побывал. После университета я поступил в магистратуру и вернулся домой. Мне предлагали частную школу в Минске и зарплату в тысячу рублей. Но что делать в Минске без жилья? Я отказался. Еще были варианты в Москве и Латвии… В тот момент я познакомился с Женей. Видел ее всего четыре раза, прежде чем понять, что это мой человек, и спросить: «А что, если нам пожениться?» Представляете, она согласилась! (Смеется. — Прим. Onlíner.) 14 августа 2016-го была наша свадьба. Через год с лишним родилась Амелия, еще через два — Аверьян. Помню, дедушка всегда говорил: «Жена — это подруга жизни». И я тоже так хочу. Хочу рассказывать детям о нас с Женей.

«Какой еще дурак поедет историком в Сарью?»

— Незадолго до свадьбы мне позвонил знакомый и предложил пожить в пустующей квартире в Верхнедвинске. А я вообще такой человек — люблю экспериментировать со своей жизнью. Говорю: «Почему бы и нет?» Так мы с Женей оказались в Верхнедвинске. Квартира была в разбомбленном состоянии, мы целый год приводили ее в порядок.

Прихожу в райисполком, открываю дверь в отдел образования: «Есть ли у вас работа?» Мне говорят: «Конечно! Замечательная школа в Сарье — новая, чистая, светлая. Всего пару километров от Верхнедвинска. Автобусов куча идет, попуток». Приезжаю первый раз в Сарью — 21 километр в одну сторону… Зато какой вид — храм прямо под окнами школы!

Мы едем из Верхнедвинска в Сарью, наблюдая, как Дрисса впадает в Западную Двину. Уже через двадцать километров она станет латышской Даугавой… Этот путь — туда и обратно — Денис Козлов проделывает уже пять с лишним лет.

Нетронутость хвой, пухлый белый снег. Отличное место, чтобы подумать: для чего я вообще живу?

В XIX веке помещик Лопатинский отвечал на этот вопрос своеобразным способом: на том месте, где в 1971 году будет стоять сарьянская школа, он построил оранжереи. Еще одно его творение — величественный костел из красного кирпича (пламенная неоготика, жест любви к умершей жене) после революции пережил судьбу большинства святынь: здесь был склад. В 1990 году храм вернули верующим. Теперь это Свято-Успенская церковь.

— В Сарье мне сразу досталось 36 часов — это максимальная ставка. Веду всемирную историю, историю Беларуси, обществоведение, искусство, географию, кружок по краеведению. Плюс я педагог-организатор. Зарплата у меня 1100—1200 рублей. Работаю с 08:00 до 15:00. Для учителя это много: дети забирают тонны энергии. Но я не жалуюсь.

Дети искренние и не такие глупые, как думают взрослые. Почему я все-таки стал учителем? Да это просто эгоистическая задумка — остаться в памяти детей как можно дольше. (Улыбается. — Прим. Onlíner.)

Так Денис стал Денисом Ивановичем — не просто историком в деревенской школе, а человеком, который основал клуб «Вандроўкі аматараў гісторыі», что-то такое затронул в душах своих учеников, что те стали ходить с ним в походы — и в дождь, и в снег, и за двадцать, и за сорок километров…

— Я считаю, отметки — это вообще не главное. Как и ЦТ. Олимпиады ненавижу. «Назовите номер вагона, в котором Ленин приехал из ссылки» — бесполезно, бессмысленно. Я считаю, главная задача учителя сегодня — научить детей находить достоверную информацию в лавине соцсетей и мессенджеров. Я не надел на себя корону, которая говорит: «Нынешние дети тупые, потому что сидят в TikTok, мы были умнее!» Конечно, те, кто вырос под Кобзона и Магомаева, считают, что «Кар-мэн» — это отстой. Как мой дед считал, что The Beatles — это отстой. И как отец входил ко мне в комнату и морщился, услышав «Сплин»: «Что это за песни вообще?» Но правда заключается в том, что каждое поколение глубокое и думающее по-своему.

Я учу примерно 27 учеников, из них 15 всегда со мной в походах. Вот вы уедете, а мы через пару дней пойдем в экспедицию в деревню — на лыжах, 15 километров в одну сторону. Дети вряд ли будут вспоминать самый лучший, методически правильный урок, но точно на всю жизнь запомнят поход с палатками в конце четверти… Я не герой. Я живу для себя и работаю в удовольствие, кайфую от походов, дети это чувствуют — и тоже со мной кайфуют. Ну скажите, какой еще дурак поедет историком в Сарью? (Смеется. — Прим. Onlíner.)

«Никто не хочет оставаться здесь»

— Скажу как есть: деревня умирает. В 2015 году в нашей школе было 100 учеников, сейчас — 52. Интеллигенции становится все меньше. Из тридцати сотрудников школы только четыре молодых учителя. Все уезжают в город — в Питер, Витебск, Минск. «Если ты остался в Сарье или Верхнедвинске, тебе не повезло», — так здесь рассуждают. А вот я не согласен. Нашел в архивах письма сарьянцев восьмидесятых годов: «Когда я вырасту, мечтаю стать свинаркой-передовиком, как моя бабушка. Или трактористом, как мой дед. Космонавтом». А нынешнее поколение пишет: «Минск, заграница, Россия, Москва». Никто не хочет оставаться здесь!

Ютубер Антон Птушкин снимает замечательные видео. Вот я смотрел недавний выпуск про Норвегию. Да, все уехали из деревень в Осло и другие крупные города, но домик прабабушки у леса сохраняют и вылизывают, проводят там каждые выходные. А что мы?.. Здесь, на Сарьянщине, был геноцид. Все как в фильме «Иди и смотри». Каратели СС охотились на партизан, согнали и сожгли сотни человек в Росице, других угнали в лагерь в Саласпилс. Цинично назвали это операцией «Зимнее волшебство». Я сумел найти бабушку, которой повезло сбежать в лес, и дедушку, который пережил Саласпилс. Выложил интервью с ними на YouTube. Дедушку (тогда еще мальчишку) забрали к себе латышские фермеры, приняли как своего. Есть фото, где он стоит рядом с велосипедом — это все равно как Maybach по тем временам. Но он вернулся обратно в Беларусь, в Сарью, на спаленную землю! Это очень трепетная история.

Мы с детьми путешествуем, и в наших походах я рассказываю им такие истории. Вот эту рубашку, в которой сейчас даю вам интервью, я нашел в шкафу заброшенного дома с ценником «1986 год». Там во-о-от такие кипы фотографий! Если их смотреть, слезы наворачиваются. Живая история! Но никому это не нужно. По программе благоустройства села заброшенные дома просто сжигают.

Похоже, в одном Денис все-таки не прав. История Сарьи нужна — как минимум ему самому.

— Я не говорю, что всем нужно вернуться в деревню и там жить. Хотя что мешает провести оптоволокно и отлично устроиться, удаленно зарабатывая в IT?.. Но сохранить память о родном доме в любом случае нужно. Хотя бы забрать старые фотографии. Иначе как ответить себе на вопросы «Откуда я?», «Кто я есть?». В Сарье, увы, не рассуждают такими категориями. Мужики днями и ночами работают на комбайне, чтобы в посевную заработать свою тысячу или тысячи и купить… огромную плазму. Красивая картинка на экране — это способ сбежать от реальности. Многие уходят в алкоголь. Деревня живет небогато. Вот мы идем в поход с ребятами на 20—40 километров, а родители дают им обувь на два размера меньше, потому что другой нет. Натирают ноги до кровавых мозолей.

Я хочу сказать, что не все так плохо. Но проблем хватает.

Главное, нет развития. «Я хочу переехать в город!» — «Почему?» — «Смогу ходить на танцы. Ведь в деревне ни одного кружка, который мне подходит». Как-то приехали на экскурсию в Витебск, дети увидели прилизанный город, KFC, ролики и велосипеды на набережной — идут и озираются. В итоге у них остается ощущение, что город — это вечный праздник. Они же не понимают, что будут работать с восьми до восьми в «Евроопте», приходить домой и вытягивать уставшие ноги у телевизора, забыв о своих мечтах… Поехали однажды с учеником в Минск на конференцию. Едем в метро, а он такой: «Сегодня какой-то праздник? Чего они все так чисто и красиво одеты?» Заняли призовое место на конкурсе, я его на радостях решил сводить в кино — первый раз в его жизни, в 3D. Сидим в кинотеатре в специальных очках, смотрим «Мстителей», на экране в зрителей летит молот Тора — и я вижу, как у моего ученика течет слеза… Уверен, в письме в будущее он напишет, что хочет жить в Минске, «в вечном празднике».

«Физрук подсел на Armani»

Душевность деревни и метафизические вопросы прошлого, будущего и самоидентификации не отменяют реальности, в которой Денис Козлов хочет зарабатывать приличные деньги. Конфликт между внутренним историком и предпринимателем он решил по-своему.

— Когда родилась моя старшая дочь, Амелия, я понял, что учительской зарплаты не хватает. Тогда я взял деньги, которые государство дает за рождение первого ребенка, и вложил в парфюмерный магазин — продавал на разлив реплики известных брендов, сделанные в Болгарии. Оформил ИП, открыл точку, посадил продавца, узнал, как работает белорусская экономика, налогообложение, бюрократизм… До пандемии приезжало много латышей. Они выигрывали на разнице курсов валют. Дома могли купить в дьюти-фри одну баночку духов за €50, а у меня за эти деньги — чуть ли не пять ароматов. До трех я работал в школе, а потом мчался в магазин. Научился неплохо разбираться в запахах. Мой любимый аромат был Invictus от Paco Rabanne. Физрук подсел на Acqua di Gio от Armani. Учительницы всегда почему-то выбирали «Императрицу» Dolche & Gabbana. Я уже мог определять характер человека по тому, какой аромат ему нравится. (Улыбается. — Прим. Onlíner.) Это был поток денег, которые постоянно нужно куда-то вкладывать, как в «Монополии». Уже начали и маникюры делать, и педикюры при магазине… Я все изучил. В голове вместе с историческими датами вертелись виды лаков, базы, топы, стразы…

Но случилась пандемия, граница закрылась, латыши приезжать перестали. Я потерял клиентов. Этот эксперимент провалился, хотя и послужил важным опытом. Пришлось закрыть магазин. Кроме того, я делил свою жизнь надвое — и не мог стать настоящим профессионалом ни там, ни там. Передо мной встал выбор: бросить школу и быть предпринимателем, который откроет несколько точек в округе, или остаться учителем? Непростой момент.

Именно тогда, выступая на очень крутой площадке EdCamp, я узнал о проекте «Учитель для Беларуси». Решил: если пройду, останусь в школе, а нет — стану водителем фуры. Пусть это будет знаком. Да, мои дети могут есть сыр и мясо, но строить дом или обновить машину — об этом невозможно думать с учительской зарплатой… Каково же было мое удивление, когда я узнал, что прошел отбор!

В итоге мне доплачивают 250 рублей в месяц плюс 150 рублей компенсации за жилье. Мало того, для моего проекта о походах нашли трех спонсоров, которые дали 5150 рублей на снаряжение и мебель для музея, где мы храним все ценное, что находим в экспедициях. А ведь мы начинали со старых истрепанных палаток!

Проект дал мне колоссальную поддержку. Даже морально — чувствуешь, что за тобой есть некая учительская сила. Ребята подглядывают, как работают в западных школах и хороших российских частных школах, щедро делятся опытом. Прямо сейчас у них стартует четвертый набор — пусть придут хорошие люди. Для участия не обязательно быть педагогом по образованию, достаточно желания стать учителем в школе, вести тот предмет, который знаете и любите.

Мы стоим на веревочном мосту, переброшенном через Сарьянку. Здесь проходят боевое крещение байдарочники перед тем, как решиться на опасный сплав в Карелии. Мост, как и положено, шатается. Но Денис уверенно ведет нас на тот берег: единственная в Беларуси канадская сосна веймутова стоит того, чтобы быть увиденной.

Наверное, он знает, куда идет.

— Каждый раз, когда я собирался бросить учительство, что-то останавливало меня. Происходили чудеса. Сломался двигатель в машине, не могу добраться до школы — нашелся человек, который бесплатно его заменил. Понадобился музей для находок из экспедиций — пожалуйста, вот спонсоры. Пока мои ученики здесь, я остаюсь здесь. И кто знает, возможно, они вырастут и поедут в Минск, будут делать бизнес или учить ваших детей. Мне важно оставить что-то светлое.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 79-80. 

УКМ «Перспектива»

1. Разделите сказку на смысловые части. Придумайте заголовок к каждой части. Сравните его с данным планом: Мачехина дочь и падчерица; Падчерица в лесу у Морозко; Старикова дочь возвращается домой; Старухина дочь под елью, Старуха встречает дочь.

Разделим текст сказки на смысловые части и дадим им заголовки:

  1. Жизнь падчерицы с мачехой и её дочкой. Злая мачеха.
  2. Падчерица в лесу встречает Морозко. Волшебный старик.
  3. Падчерица возвращается из лесу с богатыми дарами. Награда Морозко.
  4. Старуха отправляет дочь в лес, она встречает Морозко. Грубиянка.
  5. Старухина дочь возвращается из леса. Наказание.

Заголовок каждой части отражает тему смысловой части или плана учебника.

2. Перечитайте первую часть. Выделите слова, которые характеризуют падчерицу и мачехину дочь.

Падчерицу характеризуют слова: скотину поила-кормила, дрова и воду носила, печь топила, избу мела.

Старухину дочь характеризуют слова: что ни сделает — за всё гладят по головке.

3. Перечитайте вторую часть. Обсудите с другом, каким был Морозко. Что он хотел: заморозить, напугать, испытать?

Морозко был волшебником. Он был могучим и суровым, но у него было доброе сердце. Он никого бы не стал морозить просто так.

Морозко хотел испытать падчерицу.

4. Как падчерица разговаривала с Морозко? Выделите в диалоге Падчерицы и Морозко слова с ласкательными суффиксами.

Падчерица разговаривала с Морозко вежливо и приветливо.

Слова с ласкательными суффиксами:

Девица, Морозушко, батюшка, лапушка, голубчик.

5. Почему Морозко решил одарить падчерицу? Чем она ему понравилась? Выберите ответ.

Выбираем ответ: падчерица была добрая, приветливая.

6. Перечитайте третью часть. Почему Морозко не дал подарков старухиной дочке? Подумайте в чём особенность её поведения. Какая она?

Старухина дочка оказалась грубой, невежливой, себялюбивой. Она грубо разговаривала с Морозко и рассердила волшебника. 

Поэтому он не дал ей подарков и вообще заморозил до смерти.

7. В сказке есть ещё один необычный герой. Он сообщает нам о неизвестных никому событиях. Кто это? Зачем он нужен? Мог ли это быть старик?

Этот герой — собака под столом.

Собака предсказывает то, что должно случиться. Она нужна, чтобы показать какие надежды питала мачеха, и как они рассыпались прахом. Разговор собаки и мачехи показывает отношение мачехи к падчерице и к своей дочери.

Этим героем не мог быть старик, ведь он не является волшебным персонажем. Он слова не может сказать против мачехи и не умеет видеть будущее.

8. Определите основную мысль сказки. Выделите в тексте опорные слова. Составьте план.

Основная мысль сказки: как вы к людям относитесь, так и люди относятся к вам.

Опорные слова для пересказа:

Живало-бывало, перевернёшься — бита, ничем не угодишь, чтоб мои глаза не видали, старик затужил, озноб, потрескивает, пощёлкивает, девица, батюшка, окостеневать, поминки справляет, старый хрыч, вся в золоте и серебре, не так тявкаешь, руки врозь, руки-ноги отмёрзли, сгинь проклятый, в мешке косточки, в санях мёртвая, заголосила.

План пересказа сказки «Морозко»

  1. Жизнь с мачехой.
  2. Требование мачехи.
  3. Падчерица под елью.
  4. Разговор с Морозко.
  5. Старик находит дочь.
  6. Предсказание собаки.
  7. Возвращение падчерицы.
  8. Старухина дочь и Морозко.
  9. Второе предсказание собаки.
  10. Мертвая старухина дочь.

9. Перескажите сказку близко к тексту. Старайтесь при рассказе употреблять сказочные слова и выражения.

Пересказ сказки «Морозко» для 3 класса

Живало-бывало в одной деревне старик с женою. Но умерла жена и женился старик на другой.

Злой была мачеха. Падчерицу не любила, во всём она виновата была. Перевернёшься — бита будешь, не перевернёшься — тоже. Ничем падчерица угодить старухе не могла. Хотя и в избе убирала, и дрова носила, и печь топила.

А старухина дочь, что ни сделает, всё равно умница.

Вот стала старуха на старика ругаться и требовать отвезти падчерицу в лес, старым хрычом величала. Затужил старик, но делать нечего, повез дочь в лес, вывалил под деревом и уехал.

Сидит падчерица под елью, озноб её пробирает. А тут Морозко по елочкам потрескивает, да пощёлкивает. Увидел девушку, спустился к ней и давай морозить. А сам спрашивает, тепло ли девице.

А падчерица вежливо отвечает, что тепло, и Морозушкой величает. 

Сжалился Морозко над девушкой.

А старуха старика вновь в лес гонит, косточки от падчерицы собрать. Поехал старик в лес, а там дочь его в злате и серебре сидит, да с богатыми дарами.

А мачеха уже поминки справляет, блины печёт. Только собака под лавкой лает, что падчерица в серебре и золоте вернётся. И как мачеха её не ругала, собака от своих слов не отступала.

Привёз тут старик падчерицу в богатых одеждах и с дарами. Зависть взяла мачеху. Велит она старику родную дочь в лес увезти.

Отвёз старик мачехину дочь в лес, посадил под елью. Пришёл Морозко и давай её морозить, и про тепло спрашивать. А старухина дочь ругается, гонит Морозко, проклятым называет.

Обиделся Морозко и заморозил девушку до окостенения.

Старуха гонит старика в лес за дочкой, а собака тявкает, что косточки привезут.

Так и случилось. Привёз старик косточки, бросилась старуха к саням, а там дочь её мёртвая лежит.

Заголосила старуха, да только поздно.

10. Выберите слова, которые характеризуют падчерицу, мачеху, мачехину дочку, старика. Выпишите эти слова в творческую тетрадь.

Падчерица: добрая, вежливая, приветливая, трудолюбивая.

Мачеха: злая, несправедливая, завистливая.

Мачехина дочь: ленивая, грубая, невежливая, себялюбивая.

Старик: робкий, послушный, тихий, слабый.

1

Как хорошо вы знаете русские народные сказки?

Все мы с детства знаем и любим русские народные сказки. Но так ли хорошо мы узнали истории трёх богатырей, Ивана-Царевича и Иванушки-дурачка?

Так ли уж хорошо мы познали мудрость нашего народа?

Начало теста:

  • <
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

2910127872

Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

Варианты ответов:

  • Без труда не вытянешь и рыбки из пруда
  • Не садись не в свои сани
  • Рыбак рыбака видит издалека

2162400133

Кого из этих героинь русских сказок можно считать аналогом скандинавской девы-воительницы Брюнхильды, которая могла потягаться даже с мужчинами?

Варианты ответов:

  • Елена Премудрая
  • Василиса Прекрасная
  • Настасья Микулишна

59354365

Кому удалось заставить Кота-Баюна служить себе?

Варианты ответов:

  • Садко
  • Ивану-Царевичу
  • Микуле Селяниновичу

906142418

Как в русском фольклоре называется птица Феникс?

Варианты ответов:

  • Алконост
  • Жар-птица
  • Финист

25696459

Кто такой леший?

Варианты ответов:

  • Нечисть, обитающая в лесу
  • Дух-хозяин леса
  • Одичавший человек, который живёт в лесу и пугает людей

2506596897

Какой из трёх знаменитых богатырей уступает по силе остальным?

Варианты ответов:

  • Добрыня Никитич
  • Алёша Попович
  • Илья Муромец

2620739128

Что было такого в сумке богатыря Микулы Селяниновича, что Святогор не смог её поднять?

Варианты ответов:

  • Зерно
  • Вся тягость земная
  • Земля русская

1707726195

Почему младший сын в русских сказках всегда дурак?

Варианты ответов:

  • Потому что он недалёкий
  • Потому что он отличается складом характера от старших братьев
  • Потому что он последний ребёнок в семье

2063693570

Какая из перечисленных сказок является народной?

Варианты ответов:

  • Сказка о царе Салтане
  • Сивка-Бурка
  • Сказка о рыбаке и рыбке

2293340300

Кому удалось пленить Кощея Бессмертного?

Варианты ответов:

  • Ивану-Царевичу
  • Марье Моревне
  • Святогору

Идет подсчет результатов

11

От команды разработчиков Конструктора Тестов: Посмотрите и пользуйтесь нашим новым проектом:

Сборник всех промокодов

Покупайте в известных магазинах с хорошими скидками!

Сообщить о нарушение
Ваше сообщение отправлено, мы постараемся разобраться в ближайшее время.

Отправить сообщение

1 447 просмотров
Верно 17  /  С ошибками 515

  • 1
  • 0

Новые тесты от Андрей

  • img

    А вы знаете, кто автор этих известных литературных афоризмов?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 269
    572 просмотров — 07 января 2022
    Пройти тест

  • img

    8 разнообразных вопросов по советским новогодним фильмам

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 234
    568 просмотров — 06 января 2022
    Пройти тест

  • img

    Выбранная карта души раскроет лучшие ваши качества

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 304
    593 просмотров — 06 января 2022
    Пройти тест

  • img

    Узнайте, можно ли вас назвать романтичным человеком?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 216
    498 просмотров — 06 января 2022
    Пройти тест

  • img

    10 интересных вопросов на эрудицию для разминки

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 292
    622 просмотров — 06 января 2022
    Пройти тест

  • img

    Финансовый гороскоп на 2022 год для всех знаков

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 227
    377 просмотров — 06 января 2022
    Пройти тест

  • img

    7 сложных вопросов с логическими задачками развивающие мышление

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 189
    505 просмотров — 06 января 2022
    Пройти тест

  • img

    Вспомним жизнь в СССР? 7 вопросов о советском прошлом. Ответите на все без ошибок?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 318
    588 просмотров — 05 января 2022
    Пройти тест

  • img

    То, что вы заметите первым, расскажет о вашей личности

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 308
    554 просмотров — 05 января 2022
    Пройти тест

  • img

    «Правда или ложь»? Достоверные факты и липовые утверждения на разные темы

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 206
    472 просмотров — 05 января 2022
    Пройти тест

  • img

    Знаете ли вы произведения русских классиков и их известные работы

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 327
    686 просмотров — 05 января 2022
    Пройти тест

  • img

    Хорошо помните фильм «Бриллиантовая рука»? Попробуйте ответить без ошибок на 7 вопросов на знание деталей комедии

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 326
    668 просмотров — 04 января 2022
    Пройти тест

Популярные тесты от Андрей

  • img

    Если в этом тесте вы наберете 13/13, то вам пора поступать в Гарвард

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 417 175
    646 906 просмотров — 03 марта 2019
    Пройти тест

  • img

    Тест на интеллект: Если наберете 9/9, то уровень вашего IQ точно выше среднего

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 693 871
    1 397 669 просмотров — 16 ноября 2019
    Пройти тест

  • img

    У вас должно быть как минимум два образования, чтобы пройти этот тест хотя бы на 9/12

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 464 666
    889 292 просмотров — 12 февраля 2019
    Пройти тест

  • img

    Тест на грамотность: Технарь вы или гуманитарий?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 457 727
    686 134 просмотров — 15 января 2019
    Пройти тест

  • img

    Не заглядывая в Гугл, сможете ответить хотя бы на половину вопросов этого теста?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 419 512
    683 380 просмотров — 22 августа 2019
    Пройти тест

  • img

    Непростой тест на общие знания: Пройдете его хотя бы на 7/10?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 707 243
    1 193 859 просмотров — 31 января 2019
    Пройти тест

  • img

    Угадайте воинские звания России по погонам

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 601 592
    976 883 просмотров — 11 марта 2019
    Пройти тест

  • img

    Тест на смекалку, в котором вы вряд ли наберете 8 правильных ответов, если ваш IQ ниже среднего

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 366 718
    653 067 просмотров — 17 июля 2019
    Пройти тест

  • img

    Что вас ждет в старости?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 395 257
    658 086 просмотров — 09 сентября 2018
    Пройти тест

  • img

    Тест на широкий кругозор: сможете ли вы ответить хотя бы на половину вопросов?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 525 345
    1 033 698 просмотров — 28 февраля 2019
    Пройти тест

  • img

    Сколько ты можешь выиграть в «Кто хочет стать миллионером?»

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 695 333
    1 226 732 просмотров — 21 августа 2018
    Пройти тест

  • img

    Блесните своей эрудицией, ответив на 70% вопросов верно

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 550 977
    1 465 102 просмотров — 26 февраля 2019
    Пройти тест

Популярные тесты

  • img

    Угадайте воинские звания России по погонам

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 601 592
    976 883 просмотров — 11 марта 2019
    Пройти тест

  • img

    Насколько хорошо вы знаете географию России?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 323 610
    500 447 просмотров — 28 января 2019
    Пройти тест

  • img

    Вы очень интересный собеседник, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/10 — ТЕСТ

    HTML-код
    Анна

    Количество прохождений: 425 777
    629 126 просмотров — 15 марта 2020
    Пройти тест

  • img

    Насколько чиста ваша карма?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 340 816
    609 194 просмотров — 29 ноября 2018
    Пройти тест

  • img

    На какое животное вы похожи, когда злитесь?

    HTML-код
    Никитин Константин

    Количество прохождений: 668 444
    1 052 832 просмотров — 22 декабря 2016
    Пройти тест

  • img

    Сможете ли вы набрать 10/10 баллов в нашем тесте на общие знания?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 560 720
    845 534 просмотров — 06 марта 2019
    Пройти тест

  • img

    Из какой страны вы душой?

    HTML-код
    Коклягина Полина

    Количество прохождений: 733 647
    1 083 504 просмотров — 05 января 2017
    Пройти тест

  • img

    Тест по советским фильмам: Кто из актеров сказал эти известные всем слова?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 405 235
    645 196 просмотров — 06 февраля 2019
    Пройти тест

  • img

    Каков Ваш психологический возраст?

    HTML-код
    Никитин Константин

    Количество прохождений: 786 400
    1 171 759 просмотров — 21 декабря 2016
    Пройти тест

  • img

    Сможете ответить на вопросы на общие знания, в которых стыдно сделать ошибку?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 297 875
    487 345 просмотров — 24 декабря 2018
    Пройти тест

  • img

    Cколько лет вашей душе?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 552 074
    893 616 просмотров — 26 сентября 2018
    Пройти тест

  • img

    Всего 2% людей могут назвать ВСЕ столицы этих европейских стран. Часть 2

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 314 981
    490 701 просмотров — 30 января 2019
    Пройти тест

  • img

    Цветовой тест на возраст

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 374 726
    587 410 просмотров — 27 августа 2018
    Пройти тест

  • img

    Тест на знание всего на свете: Осилите его на все 100%?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 385 940
    596 731 просмотров — 15 марта 2019
    Пройти тест

  • img

    Вас можно назвать ходячей энциклопедией, если сможете набрать восемь правильных ответов

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 463 943
    745 610 просмотров — 22 ноября 2018
    Пройти тест

  • img

    Пройдете ли вы тест на психопата?

    HTML-код
    Никитин Константин

    Количество прохождений: 298 734
    445 489 просмотров — 11 января 2017
    Пройти тест

  • img

    Если сможете закончить 13 крылатых фраз, то вы настоящий интеллигент

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 616 982
    982 049 просмотров — 18 августа 2019
    Пройти тест

  • img

    Тест на общие знания, который по зубам не каждому

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 456 121
    726 151 просмотров — 22 февраля 2019
    Пройти тест

  • img

    Тест на общие знания, который на 11/11 осилит лишь настоящий эрудит

    HTML-код
    Анна

    Количество прохождений: 430 950
    710 693 просмотров — 30 марта 2020
    Пройти тест

  • img

    Насколько уникальна ваша личность?

    HTML-код
    Никитин Константин

    Количество прохождений: 437 094
    663 953 просмотров — 26 декабря 2016
    Пройти тест

    HTML-код для вставки на сайт




    Теперь тесты из блоков новинок и популярных отображаются внутри вашего сайта, что увеличивает просмотры ваших страниц в 5 раз!
    Все комментарии после публикации проходят строгую модерацию!

    OK

    3. Сценарий игры-викторины «Путешествие в страну сказок»

     Литературная викторина для детей 6-7 лет

    Воспитатель:
    Ребята, а вы любите сказки? Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. Сегодня мы с вами проведем литературную викторину «Путешествие в страну сказок». Но для начала давайте разделимся на две команды и пусть каждая команда придумает себе название.

    Дети делятся поровну на две команды, придумывают названия и рассаживаются справа и слева от воспитателя напротив друг друга.

    Воспитатель:
    Итак, начинаем наше путешествие в мир сказок! Слушайте внимательно, отвечайте быстро и правильно — за правильные ответы каждая команда получит вот такие красивые жетоны (показывает), а в конце игры мы посчитаем, какая команда окажется лучшим знатоком сказок. Победившая команда получат награду!

    Тур 1. «Узнай сказку»

    Воспитатель читает сказочные загадки, а команды чередуясь, отвечают. Если команда не ответила — право ответа переходит соперникам. За каждый правильный ответ — 1 жетон.

    Воспитатель:
    Сказки просят:
    Поведем мы наш рассказ,
    А вы, друзья, узнайте нас!

    1.А дорога — далека,
    а корзина — нелегка.
    Сесть ему бы на пенек,
    съесть ему бы пирожок.
    (Маша и медведь)

    2. Ах ты, Петя-простота,
    Сплоховал немножко:
    не послушался кота,
    Выглянул в окошко
    (петушок-золотой гребешок)

    3. В гости к бабушке пошла,
    пироги ей понесла.
    Серый волк за ней следил,
    обманул и проглотил.
    (Красная шапочка)

    4. Красна девица грустна,
    Ей не нравится весна,
    Ей на солнце тяжко!
    Слёзы льёт бедняжка!
    (Снегурочка)

    5. Мышка дом себе нашла,
    Мышка добрая была.
    В доме том в конце концов,
    стало множество жильцов.
    (Теремок)

    6. Нет ни речки ни пруда —
    Где воды напиться?
    Очень вкусная вода
    В ямке от копытца.
    (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

    7. Отворили дверь козлята
    и пропали все куда-то?
    (Волк и семеро козлят)

    8. По тропе шагая бодро,
    сами воду тащат вёдра!
    (по щучьему веленью)

    9. Угадайте что такое?
    Мы лохматые все трое,
    Мы у леса на опушке
    все втроем живем в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    три кровати, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    кто герои этой сказки?
    (Три медведя)

    10. Эта девочка-малышка
    в белой лилии спала.
    Ее ночью злая жаба
    к себе в болото унесла.
    (Дюймовочка)

    Тур 2. «Дорисуй картинку!»

    Каждая команда получает мольберт с заготовкой рисунка и комплект фломастеров. Дети по очереди подходят к мольберту и добавляют по 1 детали, пытаясь завершить рисунок.

    Конкурс проводится под музыку (песенку из какой-либо сказки). Побеждает либо самая быстрая команда, либо самая талантливая (в зависимости от того, какую цель вы поставите детям).

    Тур 3. «Исправь ошибку»

    Дети исправляют ошибки в названии сказок. За каждый быстрый правильный ответ — 1 жетон.

    Воспитатель:
    Один папа решил заказать своим детям в подарок книжки. Он позвонил в магазин и перечислил сказки, однако ему ответили, что таких сказок нет. Он ужасно расстроился, и не мог взять в толк — куда же подевались эти старые добрые истории?
    Давайте узнаем, в чем же ошибся папа и узнаем, какие сказки он хотел почитать своим малышам.

    Названия сказок:

    1. «Волк и семеро ягнят»
    2. «Даша и медведь»
    3. «Жаворонок — разбойник»
    4. «Заюшкин дом»
    5. «Кот в шапке»
    6. «Лисичка с кастрюлькой»
    7. «Мальчик с кулачок»
    8. «Петушок Ряба»
    9. «Три пингвиненка»
    10. «Утки – лебеди»
    11. «Царевна Индюшка»

    Тур 4. «Назови сказку по картинке»

    Дети определяют название сказок по иллюстрациям из книг.

    Тур 5. «Вспомни сказки»

    Командам по очереди называют сказки, героями которых являются заданные каждой команде персонажи (заяц, волк, лиса, Баба-Яга и т.д. — у каждой команды свой персонаж)
    Побеждает команда, вспомнившая наибольшее число сказок.

    6. Игра «Добавь слово»

    Воспитатель играет с детьми в игру «Добавь слово»: говорит начало, дети завершают.
    Игра проводится на скорость, команды отвечают по очереди.
    Побеждает команда, ответы которой были дружными и быстрыми.

    Слова:

    • Братец — (Иванушка)
    • Василиса — (премудрая)
    • Дикие — (лебеди)
    • Доктор — (Айболит)
    • Елена (прекрасная)
    • Жар — (птица)
    • Зайчик — (побегайчик)
    • Иван (царевич /дурак)
    • Изумрудный — (город)
    • Илья — (Муромец)
    • Рыба — (кит)
    • Ковер — (самолет)
    • Конёк — (горбунок)
    • Королевич — (Елисей)
    • Кощей — (бессмертный)
    • Лисичк — (сестричка)
    • Лихо (одноглазое)
    • Лягушка — (квакушка)
    • Марья (искусница)
    • Меч — (кладенец)
    • уха — (цокотуха)
    • Мышка — (норушка)
    • Оле — (Лукойе)
    • Остров — (Буян)
    • Серая — (шейка)
    • Серый — (волк)
    • Сестрица — (Аленушка)
    • Скатерть — (самобранка)
    • Тридевятое — (Царство)
    • Хроменькая — (уточка)
    • Царевна — (лягушка)
    • Шапка — (невидимка)

    Завершение игры

    Дети садятся на места и смотрят мультик (по вашему выбору), пока жюри подводят итоги.
    Далее жюри объявляет команду победителей, всем вручаются призы за участие. Победители получают дополнительную награду.

    "Путешествие в страну сказок" - игра-викторина для детей 6-7 лет

    2. Сценарий литературной викторины «По дорогам зимних сказок»

    Зимняя викторина для подготовительной группы детского сада и младших школьников

    Вам понадобится

    • Книги со сказками — согласно сценарию.
    • Набор для аппликации  «Снегурочка» — 2 шт. больших. Фигурки можно обирать на магнитных досках — тогда конкурс можно провести несколько раз.
    • Пазлы по сказкам — для награждения всех участников.

    Начало мероприятия

    Зал или класс украшен иллюстрациями из зимних сказок, снежинками, сосульками и т.п. На столе разложены книги сказок и прочий реквизит, который будет использован в ходе праздника. Играет зимняя музыка (по вашему выбору), дети занимают свои места. Входит ведущая в образе Сказочницы, приветствует детей (можно использовать приветственные стихи, куплет подходящей песни или обычное приветствие).

    Сказочница:
    Ребята, сегодня мы с вами отправимся в занимательное и интересное путешествие по зимним сказкам. А вы много знаете зимних сказок? (Дети отвечают) Вот это мы сейчас и проверим! Итак, вы готовы к путешествию? Тогда отправляемся!

    Звучит короткий фрагмент зимней песни (по вашему выбору).

    Тур 1. «Отгадай название сказки».

    Реквизит:

    • Книжки с указанными в загадках сказками — по 2 шт. каждого названия (можно разных издательств) + сказки, не участвующие в викторине (чтобы запутать детей).

    Дети выходят парами — по одному из каждой команды, слушают загадку, затем каждый выбирает книжку с нужной сказкой. За правильный выбор команда получает 1 балл. Далее выходит следующая пара участников, звучит следующая загадка, и т.д.

    Сказочница:
    Прибываем на первую остановку! Называется она «Отгадай название сказки». Я буду читать сказочные загадки, а вам нужно угадывать, о каких они сказках. Но выкрикивать название не нужно — выберите и покажите книгу -отгадку.

    Загадки:

    1. Дед и баба вместе жили,
    Дочку из снежка слепили,
    Но костра горячий жар
    Превратил девчурку в пар.
    Дед и бабушка в печали.
    Как же их дочурку звали?
    (Снегурочка)

    2. На первую ступеньку
    Встал парень молодой,
    К двенадцатой ступеньке
    Пришел старик седой.
    К двенадцатой ступеньке
    Пришел старик седой.
    На первую ступеньку
    Встал парень молодой.
    (Двенадцать месяцев)

    3. При честном при всем народе
    Едет печка по дороге.
    Кто на печке той сидит,
    Что нам сказка говорит?
    И в какой же это сказке
    Печка едет, как салазки?
    (По щучьему велению)

    3. Свой дом зимою, в холода
    Она слепила изо льда.
    Но дом стоял прекрасно в стужу,
    Весной же превратился в лужу.
    Дом лубяной построил Зайка.
    Теперь, читатель, вспоминай-ка,
    В какой же это сказке
    (Заюшкина избушка)

    4. Снег валил, клубились тучи,
    Гнулись сосны до земли.
    Злые люди в лес дремучий
    Сиротинку завезли.
    Замолчать заставили,
    Замерзать оставили.
    (Морозко)

    5. Снег теперь уже не тот,
    Потемнел он в поле.
    На озерах треснул лед,
    Будто раскололи.
    Разбегайтесь, ручьи,
    Растекайтесь, лужи.
    Вылезайте, муравьи,
    После зимней стужи.
    (С. Маршак «12 месяцев»)

    6. Шла морозная зима.
    В проруби у озера
    Серый хвост лиса-кума
    Волку отморозила.
    (Лиса и волк)

    7. Удивляется народ:
    Едет печка, дым идёт,
    А Емеля на печи.
    Ест большие калачи!
    Чай сам наливается.
    По его хотенью.
    А сказка называется
    (По щучьему велению)

    8. Уплетая калачи,
    Ехал парень на печи.
    Прокатился по деревне
    И женился на царевне.
    (Емеля)

    9. Я – королева из страны,
    Где нет ни лета, ни весны,
    Где круглый год метель метет,
    Где всюду только снег и лед.
    Безмолвие, покой люблю,
    Шум и веселье не терплю.
    (Снежная королева)

    Тур 2 «Сказочные ошибки»

    Сказочница:
    Молодцы ребята, справились с заданием. Пора нам отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит исправить ошибки в названии сказок.

    • Заюшкин домик
      (избушка)
    • Снежная принцесса
      (королева)
    • 15 месяцев
      (12- месяцев)
    • По щучьему разговору
      (веленью)
    • Три мороза
      (Два мороза)
    • Девочка метелица
      (госпожа)
    • Заморозко
      (морозко)
    • Белка и волк
      (лиса)
    • По заячьему велению
      (По щучьему)
    • Зимовье зайцев
      (Зимовье – зверей)

    Тур 3. «Угадать сказку по отрывку»

    Сказочница:
    Молодцы! Пора нам отправляться на следующую сказочную станцию. На этой станции  вам предстоит угадать сказку по отрывку. Справитесь? (Дети отвечают)

    Отрывки из сказок:

    • А как свечерело, набрали они хворосту, разожгли костер  и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. (Снегурочка)
    • В лесу останусь, — говорит девочка. — Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.( 12 месяцев)
    • Вдруг Падчерица замечает костер среди деревьев. А у волшебного костра сидят братья-месяцы. (12 месяцев).
    • Вези, вези ее, старик,- говорит мужу, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. (Морозко).
    • Вот они вылепили носик, сделали две ямочки для глаз, и только старик прочертил ротик, как из него вдруг повеяло теплым воздухом. («Снегурочка»)
    • Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе  детей у них не было. (Снегурочка)
    • И стала она день ото дня все печальнее, все молчаливее. От солнца прячется. Все бы ей тень, да холодок, а еще лучше- дождичек.(Снегурочка)
    • Идут ведра по деревне, народ дивится, а он идет сзади, посмеивается… («По щучьему велению»)
    • Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке? Под ногами у нее — мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит. Почки на деревьях надулись, и уже выглядывают из-под темной кожуры первые зеленые листочки. («Двенадцать месяцев»)
    • Однажды запачкала девушка кровью веретено, наклонилась к воде, собираясь его обмыть, а веретено у нее из рук выскользнуло и упало в колодец. («Госпожа Метелица»)
    • Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела еще до свету… ничем старухе не угодишь  все не так, все худо. (Морозко)
    • Проглотил волк рыбку и стал пуще прежнего Лису просить, чтобы она научила его, как ему самому такой рыбы наловить. («Лисичка-сестричка и волк»)
    • Смотрит: перед ней сидит старик седой-седой на ледяной скамеечке да снежные комочки ест; тряхнет головой — от волос иней сыплется; духом дохнет — валит пар густой. («Мороз Иванович»)
    • Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. (12 месяцев).
    • Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу узнал ее. («Снежная королева»)

    Тур.4 Физкультминутка «Заюшкина избушка»

    Сказочница:
    Отправляемся дальше. И теперь нас ждет самая веселая станция «Заюшкина избушка». Почему самая веселая? Потому что это физкультминутка! Вам не придется зарабатывать баллы, зато можно вволю поразмяться. Давайте, вставайте все и становитесь в круг.

    Дети встают вкруг, Сказочниц в в центре. Играет негромкая веселая музыка, Сказочница читает текст, дети выполняют разные движения.

    Сказочница:
    В лубяной избушке
    Жил заяц на опушке.
    (прыжки)

    А в ледяной избушке —
    Лисица на горушке.
    (повертели «хвостиком»)

    Растаяла весною
    Избушка на горушке
    (показать руками крышу)

    Лисица побежала
    К зайцу на опушку.
    (бег с повиливанием «хвостом»)

    Выгнала зайчишку
    Из лубяной избушки
    (кулачок об кулачок)

    Да сама жить стала
    В избушке на опушке
    (хлопки в ладоши)

    И ни волк
    (руками показали «пасть»)
    И ни медведь
    (топтание с ноги на ногу).

    Не смогли помочь.
    Петушок отважный
    Прогнал лису прочь
    (топать ногами)

    Так остался петушок
    У заюшки в избушке.
    (прыжки)

    В лубяной избушке,
    Избушке на опушке.
    (показать руками крышу)

    Дети заканчивают игру и возвращаются на свои места.

    Тур 5. «Кто много читает, тот точно отгадает!»

    Сказочница:
    Отлично! Порезвились, отдохнули, пора отправляться на следующую станцию. На этой станции  вам предстоит ответить на вопросы, ведь станция называется  «Кто много читает, тот точно отгадает!»

    1. Что делала Рукодельница, когда у нее замерзали руки?

    • а) Надевала варежки;
    • б) терла их снегом;
    • в) хлопала в ладоши.

    2. Что было под периной у Мороза Ивановича?

    • а) Жемчуга да каменья самоцветные;
    • б) травка зеленая;
    • в) снег, который зимой на землю людям падает.

    3. Чем играл Кай во дворце Снежной королевы?

    • а) Кубиками;
    • б) снежками;
    • в) льдинками.

    4. Куда девалась Снегурочка?

    • а) Лютый зверь умчал ее в дремучий лес;
    • б) хищная птица унесла к синему морю;
    • в) прыгнула через огонь и растаяла.

    5. Что делал мужик, которого не смог заморозить Мороз Синий Нос?

    • а) Рубил дрова;
    • б) разводил костер;
    • в) бегал.

    6. Какой из месяцев подарил девочке подснежники в сказке «Двенадцать месяцев»?

    • а) Март;
    • б) Апрель;
    • в) Май.

    Тур 6. «Угадай, кто говорил»

    Сказочница:
    Молодцы, и с этим заданием отлично справились! Отправляться на следующую станцию. На этой станции вам предстоит услышать высказывания разных героев и угадать, кто же это говорил.

    • 1. Чего испугалась, красавица-девица? Оставайся у меня, и если всю работу в доме хорошо справлять станешь, то и тебе хорошо будет. Смотри только, постель мне хорошенько стели да перину мою взбивай постарательнее, так, чтобы перья во все стороны летели: когда от нее перья летят, тогда на белом свете снег идет. (госпожа Метелица).
    • 2. Битый небитого везёт. (Лисичка-сестричка и серый волк)
    • 3. По щучьему велению, по моему хотению… (Емеля. «По щучьему веленью»)
    • 4. Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная? (Морозко)
    • 5. Я очень стосковалась по дому. Как мне у вас ни хорошо, а все-таки не могу я здесь больше оставаться. Мне очень хочется родных увидеть. (падчерица из Госпожи Метелицы).
    • 6. Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. Избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала. (Заяц из «Заюшкиной избушки»).
    • 7. Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно. (Звери из «Рукавички»).
    • 8. Если бы Снежная Королева появилась у них, то он посадил бы ее на горячую печь. Она и растаяла бы. (Кай из «Снежной королевы»).
    • 9. Кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет! (Пирожок из «Мороза Ивановича»).
    • 10. Они ругают друг друга, что не просили собольих (Мачеха с дочерью из «Двенадцати месяцев»).
    • 11. Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу! (Бык из «Зимовья зверей»).

    Тур 7. «Собери Снегурочку»

    Сказочница:
    Молодцы и с этим заданием вы справились! Скорее, нас ждет следующая станция, а вернее — герои, которые там живут. Им нужна помощь! А проживают там старики, у которых была снежная девочка. Однажды подул сильный ветер, и разлетелась она на отдельные части. Что же теперь делать?

    Детям раздают наборы для аппликаций. Задача — правильно собрать и скрепить аппликацию на доске (с помощью кнопок, магнитов или клея — по вашему выбору).

    Участие принимают желающие (по 1-3 человека на картинку), либо дети выходят по одному и каждый последовательно прикрепляет 1 деталь.

    Конкурс можно проводить на время и под музыку. Баллы присуждаются и за скорости и за качество работы.

    Завершение игры

    Сказочница:
    Ой, ребята, мы с вами даже не заметили, как закончилась наша викторина по зимним сказкам. Вам понравилось наше путешествие? (Дети отвечают)
    Да, мы хорошо провели время, поиграли и вспомнили много зимних сказок. Любите сказки и рассказывайте их друг другу, своим младшим братикам и сестричкам. А у меня для вас сюрприз!

    Детям вручаются призы — пазлы по разным сказкам в качестве награды за участие в викторине.

    Сказочница:
    Занимайте скорее места, пора отправляться на самую лучшую станцию – «Детский сад»!

    Пусть герои сказок
    Дарят нам тепло.
    Пусть добро навеки
    Побеждает зло!

    Сценарий литературной викторины "По дорогам зимних сказок"

    1. Литературная игра «Любимые зимние сказки»

    Внеурочное занятие по литературному чтению в начальной школе

    Учитель
    Вы любите сказки? (Дети отвечают). Все дети любят сказки. Есть множество сказок, в которых царствует зима — волшебная, чарующая, задорная. Сегодня в нашей литературной игре вы встретитесь со старыми знакомыми — героями популярных зимних сказок.

    Вопрос 1.Что увидела Рукодельница в колодце у Мороза Ивановича, когда взбивала ему перину ( сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»)? (Зеленую травку — озимые хлеба)

    Дети отвечают.

    Учитель:
    Правильно. Озимые культуры — это однолетние растения (озимые пшеница, рожь, ячмень, рапс, рыжик, вика и др.), высевают на полях осенью; дают они урожай на следующий год. Более урожайны, чем культуры, посеянные весной.

    Вопрос 2. В какой сказке лишь храброму Петушку удалось выгнать Лису из домика Зайки? (Заюшкина избушка)

    Вопрос 3. Каким образом волк из русской народной сказки «Лиса и волк» ловил рыбу в проруби? (Хвостом )

    Вопрос 4. Какое транспортное средство в русской народной сказке «По щучьему велению» отправилось домой само по желанию Емели? (Сани :«Ступайте, сани, домой сами…»)

    Вопрос 5. Как называется сказка Э.Успенского, в которой мальчик, пес и кот наряжали елку игрушками, сделанными из серебряной фольги, конфетами и блестящими банками? (Зима в Простоквашино)

    Вопрос 6. Профессор учит своенравную девочку — Королеву. Когда речь заходит о Новом годе, она желает, чтобы завтра на праздничном столе были подснежники, чтобы она могла посмотреть, что же это за цветы. Профессор уверяет её, что это невозможно, однако Королева издаёт указ — тот, кто принесёт во дворец корзину этих цветов, получит такую же корзину золота. Кто автор и как называется эта сказка, в которой зимой чудесным образом появились подснежники? (С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»)

    Вопрос 7. Какой волшебный предмет разбился вдребезги в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»? (Зеркало)

    Вопрос 8.  Какое слово нужно было собрать Каю из осколков льда в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева», чтобы стать «самому себе господином», и чтобы получить от королевы «весь свет и пару новых коньков»? (Вечность)

    Вопрос 9. Как звали главную героиню австрийской сказки «Госпожа Метелица»? (Мария)

    Вопрос 10. Какой вопрос задавал Морозко из сказки «Морозко» стариковой дочери, когда та сидела в лесу под елью?(«Тепло ли тебе, девица?»)

    Вопрос 11. Сколько детей было у Деда Мороза в русской народной сказке «Дети Деда Мороза»? Назовите их имена:(Ветер, Лед, Иней, Снежинка)

    Учитель:
    «Дети Деда Мороза» — русская народная сказка. У Деда Мороза было три сына и одна дочка. Звали их Ветер, Лёд, Иней и Снежинка.
    Позвал Дед Мороз своих детей и говорит:
    — Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет?
    Дети пошли к людям. Долго ждал их Дед Мороз. Вот пришли они домой и рассказывают.
    Начал рассказывать Ветер:
    — Я нагнал холода. Пусть люди знают, что идёт зима. Пусть топят печки.
    Лёд сказал:
    — Я на реках мосты построил.
    Иней говорит:
    — Я лес украсил. Он теперь белый. Как это красиво!
    Снежинка рассказала:
    — Мне стало землю жалко. Я покрыла её белым снегом.
    — Хорошо, дети, — сказал Дед Мороз. — Вы все помогли людям. А ты, Снежинка, помогла больше всех.
    Дети Деда Мороза» — русская народная сказка. У Деда Мороза было три сына и одна дочка. Звали их Ветер, Лёд, Иней и Снежинка.
    Позвал Дед Мороз своих детей и говорит:
    — Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет?
    Дети пошли к людям. Долго ждал их Дед Мороз. Вот пришли они домой и рассказывают.
    Начал рассказывать Ветер:
    — Я нагнал холода. Пусть люди знают, что идёт зима. Пусть топят печки.
    Лёд сказал:
    — Я на реках мосты построил.
    Иней говорит:
    — Я лес украсил. Он теперь белый. Как это красиво!
    Снежинка рассказала:
    — Мне стало землю жалко. Я покрыла её белым снегом.
    — Хорошо, дети, — сказал Дед Мороз. — Вы все помогли людям. А ты, Снежинка, помогла больше всех.

    Вопрос 12. В сказке К. Д. Ушинского задумала Старуза-зима «всякое дыхание со света сжить». Что она делала? (Добралась сначала до птиц,а они улетели в теплые страны. Запорошила зима снегом поля, завалила снегом леса. Посылает мороз за морозом,а звери не испугались зимы. Захотела Зима людей заморозить, а люди затопили печки, пекут блины, смеются. Даже дети ее не боятся:ребятишки катаются на санках, на коньках,, лепят снежную бабу, играют в снежки.И заплакала Зима от злости).

    Вопрос 13. Какого цвета были носы у двух Морозов из русской народной сказки «Два Мороза»? (Мороз Красный нос и Мороз Синий нос)

    Вопрос 14. Какие животные сбежали в лес от старика и старухи в сказке «Зимовье зверей»? (У старика со старухой были бык, баран, свинья, гусь да петух).

    Вопрос 15. Какое чудо увидела девочка Даренка в сказке П.Бажова «Серебряное копытце»? (Она увидела, как Серебряное Копытце ножкой постукивал, и как драгоценные камни-хризолиты сыпались вокруг).

    Вопрос 16. В какой сказке и почему уточка осенью не смогла улететь на юг? (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», у уточки было сломано крыло )

    Вопрос 17. Эта грустная сказка Г.Х.Андерсена всем известна. Мечты маленькой ёлочки о прекрасном будущем сбылись, её забрали из леса и нарядили, но вот что будет с ней потом? Как называется эта сказка? Придумайте свое продолжение этой истории.(Г.Х.Андерсен — «Ель»)

    Учитель:
    «Мне хотелось бы закончить эту сказку немного по-другому. Закончились новогодние праздники и елочку вынесли на улицу. Теперь здесь ее место. Елочку поставили рядом с беседкой во дворе. На ней остались одни лишь шишки. Чтобы елочка была нарядней, ребятишки повесили на елочку птичек, сделанных из бумаги и картона, небольшие кормушки из бросового материала. В кормушки детвора насыпала разного корма для зимующих птичек. Для елочки наступила теперь новая жизнь. Будет она радовать детей во время прогулок, на ее ветках станут щебетать птички, находить себе корм и укрытие от холода. Скоро рядом с елкой детвора вылепит снеговика – он будет охранять елочку.
    Теперь елочка наслаждалась каждой минутой, радовалась каждому мгновению. «Я живу, я буду радовать детей каждый день, — обрадовалась ёлка. До лета еще далеко. Я верю, что и летом я буду полезна!» (Жиляева Елизавета, 3 класс)

    Вопрос 18. За что звери и птицы устроили суд над декабрем в сказке Н.Сладкова «Суд на Декабрем»? (Декабрь день сократил)

    Вопрос 19. Самый известный новогодний балет был написан П.И. Чайковским по мотивам сказки Т.А. Гофмана. О каком балете идёт речь? (Щелкунчик)

    Вопрос 20. Вспомните сказку В.И. Даля «Девочка Снегурочка». Из чего была скатана Снегурочка, чем пригрета?( «Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена»).

    Вопрос 21. «Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать… Разбежалась Снегурочка и прыгнула…» Что случилось со Снегурочкой в этой сказке? (Снегурочка растаяла)

    Учитель:
    Сказка — это зернышко, из которого прорастают наши знания о мире. Многие сказки пришли к нам из тех далеких-далеких времен, когда люди не знали еще ни о фабриках и заводах, ни о машинах, ни о компьютерах. Все то, что нам сегодня привычно и знакомо, им показалось бы самой волшебной сказкой! А вот древние сказки жили и в те далекие времена, и сегодня остаются для нас таким же волшебством. Мир меняется, многое устаревает и уходит в прошлое, а сказки продолжают нас радовать и удивлять. Поэтому читайте больше сказок, рассказывайте их своего братикам и сестричкам, придумывайте собственные сюжеты и варианты развития знакомых сказок. Кто знает, может когда-нибудь и вы станете настоящими сказочниками!

    Литературная игра «Любимые зимние сказки»

    Хотите ещё?

    • Стихи о домашних животных: Кошка в доме
    • Цитаты разных авторов про котов и кошек
    • Стихи о домашних питомцах: Кот в доме

    7 просмотров

  • Посмеяться как пишется правильно
  • Посмотреть сказку кощей бессмертный
  • Послушать сказку лиса и журавль
  • Понесла значение слова в толковом словаре сказка о царе салтане
  • Поребрик или паребрик как правильно пишется