Почему люди путешествуют итоговое сочинение аргументы

Автор: самый зелный 30.08.2021 многомудрый литрекон наконец-то дождался чудного мгновения, и к нему явились направления итогового сочинения 2021-2022 года.

Автор:
Самый Зелёный
·

Многомудрый Литрекон наконец-то дождался чудного мгновения, и к нему явились направления итогового сочинения 2021-2022 года. Темы, которые будут на экзамене, пока не знает никто, но Литрекон опытен в таких делах: каждый год он угадывает минимум 35% реальных тем. По другим меняются формулировки, но аргументы попадают в цель. Поэтому давайте готовиться дружно и сообща, чтобы наши усилия увенчались всеобщим триумфом и допуском к ЕГЭ. Перед Вами список тем для наиболее эффективной подготовки к экзамену. Все эти формулировки повторяют закономерности прошлых лет, которые не меняются год от года. По ним и сочиняются темы. Приятного просвещения!

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Какие темы будут по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»? Скорее всего, Вы увидите именно эти:

  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Что человек ищет на своем жизненном пути?
  • Куда ведет жизненный путь человека?
  • Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
  • Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
  • Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
  • Дорога к счастью — какая она?
  • Можно ли идти к цели «по головам»?
  • Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
  • Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
  • Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
  • Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
  • Как не сбиться с жизненного курса?
  • Что означает фраза «сбился с пути»?
  • Что направляет человека на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
  • Какие качества необходимы для первооткрывателя?
  • Какие качества необходимы для путешественника?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как определить свой путь в жизни?
  • Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
  • Как не потерять свою дорогу в жизни?
  • Для чего люди путешествуют?
  • Как путешествовать, не выходя из дома?
  • Что мешает человеку двигаться вперед?

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

А теперь подумаем, какие темы будут по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»? Вот наиболее вероятные варианты:

  • Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
  • Что такое технический прогресс?
  • Как развитие технологий влияет на общество?
  • Как развитие технологий влияет на человека?
  • Как развитие технологий влияет на экологию?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
  • Почему люди отстают от цивилизации?
  • Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
  • Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
  • В чем заключается опасность технократии?
  • Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
  • Для чего необходим прогресс?
  • В чем заключается личностное развитие?
  • Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
  • Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
  • Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
  • Почему обществу необходим прогресс?
  • Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
  • Какие люди способны стать двигателями прогресса?

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Разумеется, каждому выпускнику хочется знать, какие темы будут на итоговом сочинении 2021-2022? Вот наиболее вероятные формулировки:

  • Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
  • Может ли преступление иметь законное основание?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Какое преступление никак нельзя оправдать?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
  • Месть — это преступление или восстановление справедливости?
  • Может ли преступление быть справедливым?
  • Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
  • Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
  • Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
  • Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
  • Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Почему люди становятся преступниками?
  • Что мешает человеку преступить закон?
  • Какое наказание для преступника является самым страшным?
  • Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
  • Можно ли оправдать убийство человека?
  • Жестокость по отношению к животным — это преступление?
  • Может ли преступник исправиться?
  • Как бороться с преступностью в обществе?
  • Какие преступления нельзя прощать?
  • Может ли справедливость быть жестокой?
  • Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
  • Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Чувство вины — это хорошо или плохо?
  • Что толкает людей на преступления?

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Самое таинственное и непонятное направление года — это «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Посмотрим, какие темы итогового сочинения 2021-2022 нас ждут (скорее всего):

  • С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Способно ли искусство врачевать душевные раны?
  • Магия классической музыки — в чем она заключается?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Что лучше: книга или фильм?
  • В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Может ли кино заменить литературу?
  • Может ли кино заменить театр?
  • В чем разница между спектаклем и фильмом?
  • Может ли творчество помочь человеку найти себя?
  • Чему учит читателя классическая литература?
  • Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
  • Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
  • Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Может ли чтение быть опасным?
  • Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
  • Какие качества помогает воспитать в себе литература?
  • Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
  • Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
  • Верно ли, что музыка — это язык чувств?
  • Почему люди в 21 веке не перестают читать?
  • Могут ли новые технологии заменить искусство?
  • Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Зачем человек читает книги?

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Напоследок подумаем о том, какие темы итогового сочинения 2021-2022 года ждут нас по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»?

  • Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
  • Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
  • Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
  • Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
  • Кому на Руси жить плохо и почему?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
  • Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
  • Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
  • Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
  • Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
  • Как научиться ценить свою Родину?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Чего не хватает на Руси для полного счастья?
  • Кто виноват в бедах русского человека?
  • Почему люди на Руси страдают?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает нам найти счастье на Руси?
  • Какого человека можно назвать патриотом?
  • Что объединяет нас в одну страну?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • В чем польза и опасность патриотизма? 
  • В чем польза и опасность критики России?
  • Какими качествами обладает русский человек?

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениенаправлениятемы ИС

Читайте также:

Путь и дорога – это то, с чем сталкиваются все люди, поскольку человек, рождаясь, начинает свой жизненный путь, который неизбежно завершается со смертью. То, какой путь выбирает человек, говорит о его внутреннем мире. Кто-то выбирает служение обществу, кто-то – удовлетворение собственных корыстных потребностей. У каждого человека собственная дорога. Однако под путем можно понимать и путешествия, которые помогают человеку в познании окружающему мира и собственного «я». Под дорогой может пониматься и этапы научных исследований или творческие поиски.

Мотив дороги отражается во многих художественных и публицистических произведениях отечественных и зарубежных писателей, драматургов, поэтов и публицистов. Часто путь, который совершает герой, говорит о произошедших внутренних изменениях.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» особое внимание уделяется судьбе Григория Мелехова, который то уходит из дома, чтобы жить с Аксиньей Астаховой, то возвращается домой к жене Наталье Коршуновой, который принимает участие в военных действиях, выбирая то одну, то другую сторону.

Григорий Мелехов постоянно находится в движении. Он не может окончательно определиться с объектом любви: по-своему он любит и Аксинью, и Наталью. В гражданских делах Григорий Мелехов также неоднозначен: сначала он является большевиком, потом переходит на другую сторону, затем вновь оказывается на стороне Красной Армии, после опять воюет против них. Центральный персонаж «мечется» и в выборе спутницы жизни, и в выборе стороны во время Гражданской войны по той причине, что он постоянно обращен вглубь себя. Главный герой стремится познать жизнь, найти собственное «я», поэтому то, что раньше считалось им правильным, порой приобретает обратный характер. Григорий Мелехов не может понять, на чьей стороне находится правда, за кого воевать правильно и верно. «Метания» – это и есть жизненный путь Григория Мелехова, который признается: «Я говорю, что ничего я не понимаю… Мне трудно в этом разобраться». Григорий Мелехов, рассуждая о том, что у таких людей, как Листницкий и Кошевой, «прямые дороги», утверждает: «А я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь… От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как навоз в проруби».

Григорий Мелехов является участником как Первой мировой войны, так и Гражданской войны. Главный герой воплощает в себе лучшие народные качества: смелость, мужественность, справедливость, отзывчивость, любовь к людям. Через его судьбу описывается судьба казачества и даже судьба всего народа в те времена. Смятения в душе были не только у Григория Мелехова, они сопровождали многих людей, на жизнь которых повлияла Гражданская война. С помощью собирательного образа Григория Мелехова, который в финале произведения стоит с сыном на руках, потеряв почти всех своих родных и близких, автор показывает те трудности и несчастья, с которыми пришлось столкнуться всему народу. М. А. Шолохов, правдоподобно описывая события тех времен и не отдавая предпочтения ни «белым», ни «красным», показывает путь, по которому шла Россия в начале XX века.

А.С. Пушкин «Телега жизни»

Название стихотворения А.С. Пушкина «Телега жизни» метафорично, оно является символичным, так как речь больше идет не о поездке на телеге, а о жизненном пути человека. Мотив дороги, по которой едет телега, связан с проблемой жизненного пути.

Через изменения внутреннего состояния лирического героя автор показывает, как идет жизнь и как человек относится к ней в разные периоды жизни. Утро, при котором «телега на ходу легка», когда человек, «презирая лень и негу», просит ямщика ехать быстрее, символизирует молодость человека, когда он радуется жизни. Полдень, при котором «нет уж той отваги», когда человеку уже становится «страшней», когда он просит ямщика ехать «полегче», символизирует середину человеческой жизни, когда происходит рациональное оценивание окружающей действительности и собственного существования. Вечер, когда человек уже привыкает к тому, что телега по-прежнему катится, символизирует старость человека, когда наблюдается равнодушное отношение к собственному существованию, когда человек находится в ожидании смерти. В стихотворении показано, что лирический герой на протяжении всего повествования находится в пути, а телега не останавливается, следовательно, жизнь человека постоянно идет, ее нельзя остановить. Время гонит не только лошадей, как это отмечается в стихотворении, но и человека, направляя его к смерти.

Образ ночлега, в направление к которому идет телега, является символом смерти. А.С. Пушкин подчеркивает мысль о неотвратимости и неизбежности смерти, о том, что к такому финалу придет абсолютно каждый человек, о том, что человек не может не встретиться со смертью, что она является неотъемлемой частью человеческого существования. Жизнь человека также краткосрочна, мимолетна, недолговечна, быстротечна, как поездка на телеге. Человек как начинает свой жизненный путь, так и завершает его, и такая замкнутость жизненной дороги неизбежна.

В.А. Каверин «Два капитана»

В одних из первых глав романа В.А. Каверина «Два капитана» показано, как центральный персонаж Саня Григорьев и его друг Петька Сковородников, сбегая из Энска в Туркестан, дают друг другу «кровавую клятву дружбы», последняя фраза которой становится жизненным девизом Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

В юном возрасте Сане Григорьеву пришлось столкнуться со многими жизненными трудностями: немота из-за какой-то болезни в детстве, нахождение отца в тюрьме и его смерть, сложные взаимоотношения с отчимом Гаером Кулием, смерть матери, возможность оказаться в детском доме, работа у спекулянтов в Москве, разъединение с другом Петькой Сковородниковым, довольно сложная жизнь в школе-коммуне. Однако ни одна трудность не заставляет Саню Григорьева опустить руки, в любых ситуациях он руководствуется честью, правдой и справедливостью.

Учитель Кораблев утверждал, что у Сани Григорьева нет силы воли, однако главный герой решил доказать обратное: чтобы поступить в летную школу и стать летчиком, Саня Григорьев долго и упорно трудится, изучая нужные книги, улучшая собственное физическое состояние и развивая необходимую силу воли. В итоге Саня Григорьев успешно выиграл борьбу за собственное будущее, поступив в летную школу и став в дальнейшем полярным летчиком. В.А. Каверин демонстрирует, что сила характера Сани Григорьева помогает ему идти строго по выбранному жизненному пути.

На это указывает и то, что центральный персонаж, поставив перед собой цель найти пропавшую экспедицию капитана Татаринова и доказать, что причастным к гибели экспедиции является Николай Антонович, действительно находит останки пропавшей экспедиции и доказывает причастность к гибели экспедиции Николая Антоновича, которому долгое время удавалось «перекладывать» собственную вину на другого человека. С момента, когда Саня Григорьев поставил перед собой цели, до момента, когда он их реализовал, прошло много времени, однако Саня Григорьев никогда не опускал руки, всегда стремясь сделать то, что было для него важным. Это говорит о том, что главный герой был верен самостоятельно выбранному жизненному пути, даже если для этого ему приходилось жертвовать силами, временем, собственным честным именем и взаимоотношениями с дочерью капитана Татаринова Катей, на которой он впоследствии женился.

А.П. Чехов «Студент»

Центральный персонаж рассказа А.П. Чехова «Студент» Иван Великопольский на протяжении повествования находится в дороге. В страстную пятницу он возвращается после охоты домой, по пути оказываясь во дворе двух вдов Василисы и Лукерьи, где горит костер. Автор демонстрирует, как «встреча» Ивана Великопольского с костром отражается на его внутреннем мире. В рассказе мотив дороги тесно соприкасается с проблемой жизненного пути, поскольку Иван Великопольский находит свой истинный жизненный путь по пути домой.

Будучи сыном дьячка и студентом духовной академии, Иван Великопольский находился на охоте в страстную пятницу, что было запрещено по религиозным традициям и считалось настоящим грехом. Подсознательно главный герой понимает свою греховность, однако пытается оправдать себя, обвинив окружающую действительность в несправедливостях.

Нахождение Ивана Великопольского в холодный вечер у костра напомнило ему евангельскую историю о том, как холодным вечером, когда допрашивали его арестованного учителя Иисуса, апостол Петр грел руки у костра, а затем трижды бессознательно отрекся от Иисуса. Сравнение себя, стоящего у костра, со стоящим у костра Петром помогает Ивану Великопольскому признать собственную греховность, выраженную в том, что он пошел на тягу в неположенный для этого день. Осознание греха становится первым шагом к перерождению главного героя.

Продолжив свой путь домой, студент больше не думал о тех несправедливостях, которые сопровождают русского человека во все время его существования, он почувствовал совершенно другие эмоции: « невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». А.П. Чехов демонстрирует, что Иван Великопольский, в начале повествования имеющий больше отрицательных характеристик за счет того, что он отошел от Бога, после «встречи» с костром возвращается к Богу, в большей степени демонстрируя положительные характеристики. «Встреча» с костром становится кульминационным моментом в жизни центрального персонажа. У Ивана Великопольского происходит озарение, он переходит от материальной жизни к жизни духовной, начиная путь перерождения и духовного восхождения, на что указывает то, что Иван Великопольский по пути домой поднимается в гору.

М. Горький «Старуха Изергиль»

Тема пути находит яркое отражение в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».

Данная тема в первую очередь связана с образом Данко, который ведет свой народ по дороге сквозь тьму к свету. Мотив пути является сюжетообразующим в легенде о Данко. Физический путь, который проделывает Данко, взявший ответственность за проведение народа в безопасное место, связан с его жизненным путем: Данко отодвигает собственное существование на второй план, заботясь о благе всего народа. Когда уставшие люди начали роптать на Данко, он не остановился, наоборот, он сделал все возможное, чтобы довести дело до конца и выполнить данные народу обещания: Данко вырвал собственное сердце, чтобы осветить им путь. М. Горький показывает: альтруизм – таков путь Данко. Его дорога – освещать дорогу другим людям.

Свой путь проходит и герой другой легенды – легенды о Ларре. Сын девушки и орла, всю жизнь воспитываясь орлом, не был частью общества. Ларра считал себя лучше всех людей, он был уверен в том, что может делать абсолютно все, что ему захочется. Ларра отказался подчиняться правилам племени матери, ярким выражением протеста против людей стало убийство девушки за то, что та не согласилась быть с ним. М. Горький демонстрирует, что путем Ларры является эгоизм, из-за которого он и получил наказание в виде вечной жизни.

С образом самой старухи Изергиль, которая повествует легенды о Ларре и Данко и рассказывает о собственной жизни, также связана тема пути. До сорока лет родившаяся на берегу Бырлата героиня провела свою жизнь в движении, посещая различные страны и города: Букурешти, Скурати, Болгария, Польша, Бохния, Галиция, Добруджу. Такое большое количество мест взаимосвязано с большим жизненным путем старухи Изергиль. За свое существование она встречалась с различными приключениями и препятствиями, у нее было много объектов любви.

Проблема жизненного пути связана и со словами старухи Изергиль о том, что молодое поколение не умеет жить по-настоящему, поскольку оно всю жизнь «примеряется», а уже под конец жизни, когда все упущено, начинает роптать на судьбу, не понимая, что каждый человек является вершителем собственной жизни.

Жизненные пути Данко, Ларры и старухи Изергиль заставляют читателей задуматься над тем, что у каждого человека собственный жизненный путь. Если Данко выбрал жизнь ради общества, а Ларра – жизнь ради себя одного, то старуха Изергиль жила для себя, но в рамках общества. Каждый из них выбирает собственный путь, исходя из своих целей, интересов и приоритетов. Старуха Изергиль, Данко и Ларра выбирают ту дорогу, которая была близка именно им.

Н.Г. Чернышевский «Что делать?»

В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» изображение судеб «новых людей» Веры Павловны Розальской, Дмитрия Лопухова, Александра Кирсанова тесно связано с проблемой путей развития России.

В четвертом сне Веры Павловны показано то будущее, к которому стремились демократы-революционеры: «светлый и прекрасный» мир, в котором царят свобода, мир и гармония, любовь и дружба, где все люди являются друг другу семьей, где существует равноправие, где каждый человек трудолюбив, получая от труда удовольствие. Н.Г. Чернышевский, вводя в повествование образы «новых людей», выражает уверенность, что именно такие люди могут вести Россию к тому беззаботному и счастливому будущему из сна Веры Розальской. Автор призывает читателей стремиться к «прекрасному и светлому» будущему: «Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести…». Н.Г. Чернышевский показывает, что ради общественного блага «новые люди» выступают против предрассудков прошлого, против семейного гнета, против брака по расчету. Они борются за возможность быть творцами собственной судьбы. Автор показывает, что «новые люди» решают пойти сложным путем, поскольку тяжело стремиться к равенству и свободе и думать о благе всего общества, находясь среди «старых людей», которые, заботясь лишь о собственном благе, готовы пойти на все. Характерной чертой «новых людей» было то, что они самостоятельно «пробивали себе дорогу» в жизнь.

Главная героиня Вера Павловна Розальская как представительница «новых людей» выбирает себе сложный жизненный путь. Воспитываясь типичной представительницей «старых людей», героиня сохранила в себе искренность и доброту. Семейный гнет не сломил характер Веры Розальской, она не стала похожей на свою мать, наоборот, она всячески стремилась к свободе. С образом Веры Павловны связана проблема борьбы за женские права. Героиня стала ярким выразителем неожиданной для того времени идеи о равенстве людей по гендерному признаку. И мысли Веры Розальской о том, чтобы женщины тоже имели право на работу, не были просто мечтой, героиня совершала конкретные действия. Создав свою первую мастерскую, Вера Павловна Розальская боролась не только за собственные права, но и за права всех женщин. Открытие собственной мастерской не было связано с эгоизмом и стремлением Веры Павловны считаться лучше мужчин, героиня хотела, чтобы женщины получили право быть не прислугой, а работать на полноценной работе.

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

В двадцать девятом письме «Путешествуйте!» («Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева) утверждается, что поездки по собственной стране и по чужим странам являются одной из самых больших жизненных ценностей.

Д.С. Лихачев демонстрирует, как влияют на человека путешествия: воспитывают любовь к родному, наводят на размышления, многое открывают, заставляют мечтать, воспитывают «нравственную оседлость».

Автор призывает читателей не делить поездки на интересные и неинтересные, а посещенные места – на значительные и незначительные, не устанавливать степень значимости посещенных мест. Он допускает деление поездок лишь на те, к которым осуществлялась подготовка, и те, к которым подготовки не было или она была плохой. Последние воспринимаются людьми как скучные и неинтересные поездки, в то время как первые – «становятся в десять раз интереснее» благодаря знанию истории места. Д.С. Лихачев утверждает, что неинтересных мест не существует, есть только люди, которые не умеют находить интересное, что «для внутренне богатого человека весь окружающий мир неисчерпаемо богат». Автор призывает «погружаться в атмосферу», находить интересное в том, что человеку кажется неинтересным, «всюду уметь находить свое, собственное, характерное».

Подготовка к поездкам, по мнению Д.С. Лихачева, заключается в изучении истории места и его планировки, в чтении записок и воспоминаний известных личностей, в планировании тех мест, которые стоит посетить, в определении примерных маршрутов, чтобы не терять времени на месте. Однако мнение других людей, в том числе и известных, не должно в полной мере воздействовать на человека, поскольку оно может помешать индивидуальному впечатлению. Собственное впечатление о месте намного искреннее чужого мнения. Д.С. Лихачев призывает: «Когда доведется бывать в новом городе, смотреть знаменитые произведения искусства или знаменитые пейзажи, не поддавайтесь тому, что о них слышали, читали, о чем вам «прожужжали уши»». Автор утверждает необходимость самостоятельно оценивать посещаемые места, составляя о них мнение, исходя из собственных впечатлений.

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» начинается с информации о том, что главный герой вместе с женой и дочерью отправляются в двухлетнее путешествие в Старый Свет. Местом действия всего повествования является корабль «Атлантида», на котором отправляются в путешествие семья господина из Сан-Франциско и другие знатные, богатые и влиятельные люди.

В рассказе продемонстрирован жизненный путь господина из Сан-Франциско, если его можно так назвать. Отмечается, что герой в свои 58 лет только «приступал к жизни», возлагая большие надежды на будущее. И.А. Бунин подчеркивает, что господин из Сан-Франциско внутренне уже был мертв, что за свои 58 лет он не жил по-настоящему. Копя деньги и мечтая о жизни, господин из Сан-Франциско не задумывался о том, что он потратил отведенное ему время, что времени на жизнь больше не останется. Существование господина из Сан-Франциско нельзя назвать истинной жизнью. Автор показывает, что главный герой закончил свой жизненный путь, так его и не начав. В рассказе показано, что завершение жизненного пути никак не влияет на жизнь всего общества: люди, путешествующие на корабле, продолжали веселиться и получать удовольствия о жизни, сразу же забыв о господине из Сан-Франциско. Жизнь одного человека завершается, но жизнь всего общества идет дальше, она не останавливается.

Путешествие ведет господина из Сан-Франциско к смерти, о чем говорят многообразные детали. Пока главный герой находится в пути, корабль сопровождают постоянные дожди, на улице наблюдаются серые и черные оттенки. Главный герой отправляет в Рим, чтобы услышать католическую молитву покаяния, которая в свою очередь читается перед смертью.

Однако образ господина из Сан-Франциско собирателен, к такому же исходу жизни придут и другие богатые и влиятельные люди, путешествующие на корабле с говорящим названием «Атлантида». Равнодушное отношение окружающих к покойному господину из Сан-Франциско подчеркивает, что находящиеся на корабле внутренне мертвы. Символичными становятся образ «наследного принца», усы которого «сквозили как у мертвого», и образ принца, на которого обратила внимание дочь главного героя: его кожа была будто слегка лакирована. В рассказе выражается мысль о том, что за внешним богатством жизни на самом деле скрывается пустота и никчемность существования, которое даже нельзя назвать жизнью. И.А. Бунин показывает, что люди, растрачивающие свое существование на никчемные удовольствия, так и не начнут свой жизненный путь, в то время как придет время его уже заканчивать.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»

В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» демонстрируется судьба пискаря, который почти всю свою жизнь провел в норе. Из-за того что премудрый пискарь боялся абсолютно всего на свете, он постоянно находился в своей норе, в которой мог уместиться только он. Из норы пискарь выбирался лишь для того, чтобы поесть, и то делал это только ночью. Такой образ жизни не мог позволить пискарю завести семью и друзей. В повествовании премудрому пискарю дается следующая характеристика: «Жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется». На протяжении целых 100 лет пискарь «сидел и дрожал», пытаясь тем самым убежать от реальной действительности, которую он считал исключительно опасной и жестокой, смотря на нее лишь с одной стороны. Также «дрожа», премудрый пискарь и умирает.

Отсутствие движения в существовании премудрого пискаря тесно связано с его жизненным путем. Путь вечного страха и отсутствия радости жизни – этот тот путь, который выбрал премудрый пискарь. Существование героя нельзя назвать полноценной жизнью, оно пусто, скучно и бессмысленно. Премудрому пискарю удалось прожить целых 100 лет, но имеет ли цену такое существование? Физически герой был жив, но внутренне он был мертв. Премудрый пискарь умер, так и не начав жить. Автор приводит читателей к мысли о том, что недолгая, но радостная и счастливая жизнь лучше долгого, но бессмысленного и несчастного существования. Внутренняя смерть, по мнению М.Е. Салтыкова-Щедрина, намного страшнее смерти внешней, физической. В сказке выражена мысль о том, что затворничество и боязнь перемен – самостоятельное лишение себя полноценной жизни.

Только перед своей смертью премудрый пискарь осознал бесполезность собственного существования. Пискарь сам себе задает вопросы: какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит? Герой понял, что никто о нем не вспомнит, что он ничего не оставит после себя. М. Е. Салтыков-Щедрин, демонстрируя бессмысленность обывательского существования, наполненного вечным страхом, показывает, насколько важно найти правильный жизненный путь, без которого невозможно обрести счастье. Сказка заставляет задуматься над тем, что хозяином человеческой жизни должен быть сам человек, а не страх за существование.

Б.Л. Пастернак «Снег идет»

Уже в названии стихотворения Б.Л. Пастернака «Снег идет», в котором жизнь человека метафорично сравнивается со снегом, прослеживается мотив движения. Путь, который «проходит» снег, символизирует жизненный путь человека. Строки «Может быть, за годом год // Следуют, как снег идет ?»; «В ногу с ним, стопами теми, // В том же темпе, с ленью той // Или с той же быстротой, // Может быть, проходит время?» выражают мысль о том, что человеческая жизнь идет также, как и снег. «Повтор сочетания «снег идет» в стихотворении неслучаен, автору было важно подчеркнуть быстротечность времени. Падение снега не зависит от человека, поэтому его нельзя остановить, нет возможности остановить и время, которое подталкивает человека к смерти. Время в стихотворении также сравнивается со «словами в поэме»: «Может быть, за годом год // Следуют, как снег идет, // Или как слова в поэме?». Строки «Потому что жизнь не ждет. // Не оглянешься – святки. // Только промежуток краткий, // Смотришь, там и новый год» выражают мысль о том, что время идет настолько быстро, что человек этого не замечает.

Б.Л. Пастернак выражает мысль о невечном характере жизни человека. Время никогда не стоит на месте, оно находится в постоянном движении, сокращая количество лет и дней, которые есть у человека. Автор утверждает, что время приближает человека к смерти, которая в свою очередь имеет неотвратимый характер. Смерть – это итог жизни любого человека, ее невозможно избежать, так как она является неотъемлемой частью человеческого существования.

Важен в стихотворении образ «перекрестка поворота», который встречается в повествовании дважды. Б.Л. Пастернак намекает на то, что жизнь человека коротка и невечна, однако на своем жизненном пути человек часто оказывается перед перекрестками, когда ему нужно сделать тот или иной выбор, от которого будет зависеть его дальнейшая жизнь. Жизненный путь – это передвижение человека от одного перекрестка к другому.

Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

Сюжетной завязкой сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» является похищение Снежной Королевой мальчика Кая. Основой сюжета является путь девочки Герды, решившей спасти своего друга от злых чар Снежной Королевы. По пути в королевство Снежной Королевы Герде помогают все встречные: река и роза убеждают Герду, что Кай жив; ворон и ворона помогают Герде найти дворец принцессы; принцесса и принц делятся с Гердой одеждой и дают ей карету; Северный олень сопровождает Герду в пути; маленькая разбойница помогает Герде уйти от смерти; лапланка и финка помогают Герде найти замок.

Читатель видит, какие приключения дало Герде путешествие и с какими трудностями ей пришлось столкнуться по дороге. Однако Герду не путают препятствия, она готова преодолевать их ради спасения друга. Героиня справляется с вьюгой и сугробами, не отказываясь от идеи найти Кая и помочь ему. Герда рисковала собственной жизнью, отправляясь бороться со Снежной Королевой, обладающей злыми силами. Ничто на пути не смогло сломить силу характера Герды, благодаря которой девочке удалось добраться до места, где находился Кай, победить чары Снежной Королевы и растопить ледяное сердце Кая.

Г.Х. Андерсен показывает, что жизненный путь Герды основывается на таких качествах, как сила характера, смелость, отвага, стойкость, доброта, любовь к людям, бескорыстность, милосердие, сострадание, самопожертвование. Именно жизненный путь, основанный на этих качествах, способен, по мнению автора, привести человека к счастью, поскольку Герде удалось добиться того, ради чего она отправлялась в путешествие: спасти Кая. В это же время Снежная Королева, путь которой основывался на злости и жестокости, потерпела поражение, следовательно, такой жизненный путь не может дать человеку счастье.

Отправляясь в путешествие ради спасения своего друга Кая, Герда оказалась и в путешествии в переносном смысле этого слова: те трудности, с которыми она встретилась по дороге, способствовали ее взрослению, обретению целостности жизни.

С проблемой жизненного пути связан и образ Кая. Герде удалось вернуть Кая к прежней жизни, которой он лишился из-за того, что он поддался чужому влиянию. Сказка заставляет задуматься над тем, что то, каким будет жизненный путь, должен решать сам человек, а не быть под влиянием мнения других людей.

У. Голдинг «Повелитель мух»

В романе У. Голдинга «Повелитель мух» особое внимание уделяется жизненным путям Ральфа и Джека, двух мальчиков, которые первоначально имели общую цель. Оставшись без взрослых на необитаемом острове, ребята создают правила для всеобщего существования. Ральф и Джек сначала поддерживали друг друга, всячески помогали и шли на компромиссы ради решения проблем, затрагивающих всех детей, находившихся на необитаемом острове.

Однако вскоре Джек выбирает совершенно другой путь. Желая получить всю власть в свои руки, мальчик фактически делит всех детей на две противоборствующие группы. У. Голдинг показывает, что жизненный путь одного человека влияет на путь всего общества: злость и жестокость Джека, рожденная стремлением к власти, приводит к тому, что дети, которые и так оказались в сложной ситуации, попав на необитаемый остров без взрослых, сталкиваются с еще большими проблемами. Решение Джека воздействует на дальнейшую жизнь других детей, из-за эгоизма Джека даже погибают некоторые дети. В итоге Ральф теряет всю свою поддержку, поскольку находящиеся на его стороне ребята либо погибают, либо переходят на сторону Джека. В финале романа показано, что жизнь Ральфа, который на протяжении всей этой «борьбы» старался сохранить командный дух, вновь объединить всех ребят для благополучного проживания на необитаемом острове, находится в опасности, поскольку Джек и подчиненные ему встали на животный путь, истребляя всех, кто против них. Зло почти торжествует, и неизвестно, что было бы, если бы Джек ликвидировал мешающего ему Ральфа, возможно, в следующий раз ему помешали бы другие люди, уничтожение которых стало бы причиной вымирания общества. Роман заставляет задуматься над тем, что эгоизм людей, рождающий жестокость, не может принести обществу счастья и благополучия, что их можно получить только тогда, когда каждый человек идет по такому жизненному пути, который основан на понятиях нравственности.

Открытый финал романа (когда загнанный в угол Ральф находится на гране жизни и смерти, на необитаемом острове появляется офицер) неслучаен, автор показывает: выбор пути, по которому пойдет общество, остается за человеком. Читатель вправе сам определить для себя, продолжится ли та жестокость, которая царствовала при Джеке, или общество вернется к добру и всеобщему благополучию.

Таким образом, под дорогой может пониматься движение человека из одного места в другое, такой внешний сюжет в художественных произведениях нередко символизирует жизненный путь человека, его внутренние изменения.


Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

22.09.2021 22:01:47

Автор: Ольга Ломовцева


Зачем люди отправляются в путешествие?
   Путешествия сопровождают человека на всех этапах его развития – от переселений в поисках пищи и географических открытий до простого отдыха и отвода души. Каждый человек хоть однажды путешествовал, даже если он не посещал чужих стран и городов, но просто выезжал на природу полюбоваться красотами непримечательных полей, лесов и опушек. Если тысячи лет назад путешествия были неотъемлимой и необходимой для выживания частью жизни человека, то для чего люди отправляются в путешествие в наши дни? Причины могут быть совершенно разными: многие отдыхают, путешествуя, многие познают мир и себя, некоторые в путешествиях работают, а кто-то ими живёт.
   Исключительно для отдыха от вечной рутины отправился в путешествие господин из Сан-Франциско, герой одноимённого рассказа Ивана Алексеевича Бунина. Всю свою жизнь до описываемых автором событий оный господин работал «не покладая рук». И.А. Бунин показал в своем произведении человека, уставшего от рутины и решившего наконец позволить себе отдых – и мы можем увидеть, что его отдых в целом принёс ему и его семье массу положительных эмоций. И многие люди, как и господин из Сан-Франциско, нуждаются в путешествиях именно потому как в путешествиях и поездках они могут отдохнуть и отвлечься от рутины.
   Совершенно иное значение в жизни имели путешествия для ведьмака Геральта, героя фэнтезийной серии романов «Сага о ведьмаке» польского писателя Анджея Сапковского. Путешествия для Геральта, наёмного убийцы чудовищ, были постоянной и неотъемлимой, чуть ли не главной частью жизни. Ведьмак, по долгу профессии, должен быть всегда «на Пути» — всегда в дороге, вплоть до самой гибели. Сапковский рассказывает о Геральте, показывая его человеком, смирившимся со своей судьбой и не помышляющем о её изменении. Но даже для него путешествия сохранили свой шарм и смысл – он всё так же любовался окружающими его видами и с удовольствием, порой, отправлялся в дорогу.
   Так или иначе, путешествия человеку необходимы, и без них он не существует. Каждый путешествует по своим причинам: кто-то отдыхает, кто-то наоборот – работает. Некоторые не оседают нигде и кочуют с места на место. Всё же путешествия позволяют отвлечься, сменить обстановку, увидеть что-то новое. В путешествиях каждый не только познаёт мир, но и получает возможность значительно лучше понять себя. Так зачем же люди путешествуют? Уверенно отвечая на этот вопрос, можно сказать: люди путешествуют, потому что иногда им нужно сменить обстановку и потому что им это нравится.


Здравствуйте, Ольга!

В своем сочинении вы рассуждаете о смысле путешествий и приводите литературные аргументы в поддержку своего мнения. У вас достаточно грамотная работа с небольшим количеством ошибок. Вместе с тем вы слишком пространно формулируете тезис, так что не совсем понятно, где главная мысль и как она интерпретируется в выбранных художественных произведениях.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл

К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл

В таком ключе нельзя интерпретировать «Господина из Сан-Франциско» И. А. Бунина, вы не поняли произведения.

и мы можем увидеть, что его отдых в целом принёс ему и его семье массу положительных эмоций.

Вы серьезно?.. В целом положительные эмоции?.. Если бы это был единственный аргумент, был бы риск получения незачета по этому критерию.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Если тысячи лет назад путешествия были неотъемлимой и необходимой для выживания частью жизни человека, то для чего люди отправляются в путешествие в наши дни?

А что вы имеете в виду? Тысячи лет назад — видимо, ДО нашей эры. О каких путешествиях идет речь?

Так или иначе, путешествия человеку необходимы, и без них он не существует. Каждый путешествует по своим причинам: кто-то отдыхает, кто-то наоборот – работает.

Масса людей ни разу не путешествовали и не чувствуют в этом необходимости.

Всё же путешествия позволяют отвлечься, сменить обстановку, увидеть что-то новое.

Так зачем же люди путешествуют? Уверенно отвечая на этот вопрос, можно сказать: люди путешествуют, потому что иногда им нужно сменить обстановку и потому что им это нравится.

Почему все же? Это намекает, что ранее вы говорили что-то иное.

Вы повторяете снова один и тот же вопрос и одну и ту же мысль.

К4 (речь) + 1 балл

Путешествия сопровождают человека на всех этапах его развития – от переселений в поисках пищи и географических открытий до простого отдыха и отвода души.

Нет такого сочетания, есть «отвести душу», но нельзя так его изменять.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 7

Орфография

Если тысячи лет назад путешествия были неотъемлимой и необходимой для выживания частью жизни человека, то для чего люди отправляются в путешествие в наши дни?

НеотъемлЕмой

Сапковский рассказывает о Геральте, показывая его человеком, смирившимся со своей судьбой и не помышляющем о её изменении.

помышляющИм

Пунктуация

И многие люди, как и господин из Сан-Франциско, нуждаются в путешествиях именно потому ЗПТ как в путешествиях и поездках они могут отдохнуть и отвлечься от рутины.

Нет запятой в сложноподчиненном предложении.

Но даже для него путешествия сохранили свой шарм и смысл – он всё так же любовался окружающими его видами и с удовольствием, порой, отправлялся в дорогу.

Это обстоятельство не обособляется.

Но даже для него путешествия сохранили свой шарм и смысл он всё так же любовался окружающими его видами и с удовольствием, порой, отправлялся в дорогу.

Уместнее по правилам поставить двоеточие.

Грамматика

Каждый человек хоть однажды путешествовал, даже если он не посещал чужих стран и городов, но просто выезжал на природу полюбоваться красотами непримечательных полей, лесов и опушек.

Здесь уместен союз А.

И многие люди, как и господин из Сан-Франциско, нуждаются в путешествиях именно потому как в путешествиях и поездках они могут отдохнуть и отвлечься от рутины.

Союз потому как с частицей именно не сочетается.

Общий вывод по работе

Итак, Ольга, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако советую вам брать для анализа произведения, в которых вы хорошо разбираетесь, следить за логикой рассуждения, более четко обозначать тезис и связывать с ними все ваши аргументы.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 5 Зачёт

Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

(дорога реальная, воображаемая, книжная).

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Любимые герои Л.Н. Толстого проходят путь духовных исканий. Например, Пьер Безухов в романе-эпопее «Война и мир» идёт тернистой дорогой к счастью. Вначале он проводит время в компании легкомысленных молодых людей и предаётся развлечениям, женится на весьма посредственной Элен Курагиной, которую интересуют только материальные ценности. В какой-то момент герой понимает, что выбрал неправильное направление и, продолжая поиски себя и своего места в жизни, оказывается в тайном обществе масонов. Пьеру даже кажется, что он способен на преступление: собирается убить Наполеона, чтобы освободить Отечество от главного врага. Однако и выполнение этой миссии не смогло бы сделать героя счастливым. Попав в плен, Безухов чувствует, что именно здесь начинается его духовное перерождение. Любовь и внутренняя свобода выходят на первый план в его системе ценностей, и в итоге Пьер Безухов обретает счастье и душевное равновесие рядом с Наташей Ростовой.

Е. Водолазкин «Лавр»

Каждый человек так или иначе ищет свой жизненный путь. Под влиянием конкретных событий меняется его характер и мировоззрение. Так, главный герой произведения Е. Водолазкина «Лавр» Арсений идёт по стопам своего деда и становится травником. Но жизнь преподносит ему тяжёлое испытание, и герою приходится отправиться в долгий путь на поиски своего предназначения. Арсений не смог спасти возлюбленную Устину и ребёнка, разочаровывается в своих силах, обвиняет себя. Он понимает, что должен кардинальным образом изменить свою жизнь и решает посвятить её самопожертвованию и служению людям. Под именем Устина герой пытается искупить свои грехи, совершает паломничество в Иерусалим, а затем становится монахом. Странствие героя – это путь святого: он учится исцелять даже самые тяжёлые недуги и творит настоящие чудеса. Так происходит превращение травника Арсения в схимника Лавра, целителя и чудотворца.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Человек, который ищет себя, находится в постоянном движении. Путешествие становится для путника способом познания своего внутреннего мира, но не всегда человек способен к нравственному воскресению. Например, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чувствует себя «топором в руках судьбы», лишним человеком, способным только разрушать чужие жизни и причинять людям страдания. Печорин со своей склонностью к перемене мест действительно лучше познаёт себя и судит самым страшным судом. Он понимает, что не использовал данные от природы способности по назначению и многое упустил. Такие люди, как Печорин, не могут найти своё место и вечно странствуют, пока не умирают где-нибудь в дороге, как это и случилось с главным героем.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Е. Замятин «Мы»

Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это приведёт к деградации и разрушению общества.

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Всегда ли научные открытия и эксперименты делаются во благо? Главный герой произведения Д. Киза «Цветы для Элджернона» — умственно отсталый молодой человек, который хотел бы получить хорошее образование, но не может это сделать в силу особенностей своей психики. Однако участие в научном эксперименте, позволяющем повысить уровень своего интеллекта, меняет его судьбу, и юноша через какое-то время становится гением. Казалось бы, мечта сбылась, и теперь перед Чарли открыты все двери, однако это не делает героя счастливым. Напротив, он чувствует себя неподготовленным к новой жизни и ощущает в глубине души пустоту и одиночество. Как оказалось, гении становятся объектами насмешек и издевательств чаще, чем умственно отсталые. Эксперимент не удался, и своими неосторожными действиями учёный разрушил жизнь человека.

3. Преступление и наказание – вечная тема

(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

За каждое преступление человек должен понести наказание, и, наверное, не может быть ничего хуже угрызений совести. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой решает проверить свою теорию, позволяющую делить людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что убийство может быть оправдано, если оно совершено с благой целью. Старуха-процентщица, которую убивает Раскольников, представляется ему «зловредной вошью», чьё существование не приносит никакой пользы. Однако герой совершил серьёзную ошибку: никто не вправе отнимать у другого жизнь, и никакие хорошие поступки не смогут оправдать преступника. Раскольников почувствовал себя слабым после совершения убийства, он тоже оказался той самой «тварью дрожащей». Герой не сразу раскаялся в своём поступке, это произошло только на каторге, но уже становится ясно, что больше он никогда не сможет переступить черту.

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает несколько преступлений, изначально не чувствуя раскаяния и мук совести. Она готова на всё ради любви к приказчику Сергею и с хладнокровием убивает своих родственников. Но найти счастье с другим человеком женщина всё-таки не может, даже известная пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Руководимая собственной страстью, она не замечает недостатков своего избранника, которого привлекал только статус Катерины Львовны и её материальное положение. В один момент судьба нанесла Измайловой серьёзный удар: она лишилась всего, что ей было дорого. Кроме того, возлюбленный, ради которого Катерина совершала преступления, оказался предателем. Жизнь утратила для неё всякую ценность, и это стало самым страшным наказанием для преступницы.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

М. Цветаева «Книги в красном переплёте»

Книги могут стать для человека лучшими друзьями и помогать в трудную минуту. Едва ли можно представить себе существование мира без искусства. Например, лирическая героиня стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплёте» говорит о том, какое влияние на неё оказали прочитанные в детстве художественные произведения. Девочка спешила домой после уроков, чтобы поскорее окунуться в вымышленный мир и узнать о судьбе любимых героев. Ей казалось, что Том Сойер и Гекк Финн – это её родственные души, поэтому героине так хотелось проводить с ними как можно больше времени. Она испытывала сильные эмоции, волнуясь и переживая за персонажей книг, получала наслаждение от чтения и в эти мгновения забывала о реальности.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

Настоящее искусство способно изменить как отдельного человека, так и весь мир. Талантливых людей достаточно много, однако не каждое имя остаётся в истории. В чём разница между истинным искусством и обычным ремеслом? В маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои – замечательные композиторы, но между тем полные противоположности. Моцарт творит по наитию и может создать что-то совершенное за короткий промежуток времени, Сальери же считает, что творчество – это неустанный труд. Почему Сальери завидует Моцарту? Ему не удаётся так же глубоко чувствовать музыку, во главу угла он ставит славу, мечтает стать известным. Моцарт же лишён тщеславия и корыстолюбия, он умеет получать удовольствие от того, что делает. Именно это и позволяет его музыке вызывать у слушателя столько эмоций.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.

Н.В. Гоголь «Ревизор»

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.

Направления итогового сочинения 2021-2022

В данной статье мы разберём направления итогового сочинения 2021-2022. Мы сделаем обзор, потому что никаких конкретных комментариев от ФИПИ еще нет, как только они появятся, мы разберем каждое направление отдельно и уже более подробно. Сегодня же мы просто знакомимся с этими направлениями. Их всего пять.

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Дорога реальная, воображаемая, книжная? Пока нет конкретных комментариев мы с вами просто порассуждаем, о чем здесь может идти речь. Ну конечно же о человеке, который покидает родной дом и куда-то уезжает, либо он уезжает для путешествия, либо он уезжает вынужденно. В связи с этим у нас может возникнуть вопрос: “Почему человек уезжает?”, “Какова причина?”. Далее: “Какова цель?”. Чего-то может быть он ищет или он от чего-то бежит или он конкретно покидает родной дом для того чтобы улучшить допустим свою жизнь или ее изменить. Когда он путешествует или, когда он едет куда то, он преодолевает долгий трудный путь. Что он видит вокруг?

Как это на него влияет, как влияет на его мировоззрение, как это влияет на его поведение? Очень часто вот эта тема дороги, она связана именно с темой родины. Во-первых, когда человек покидает родину и потом возвращается, что он при этом испытывает? Какие чувства? Что он делает?

Либо вот эта дорога связана именно со становлением личности человека, может быть и такое. Какие произведения можем взять. Ну на первый взгляд конечно это все пока примерно. Потом, когда уже мы увидим комментарии, увидим конкретику, то мы уже посмотрим и будем менять наш список. Какие произведения мы можем взять?

 1. Н.А.Некрасов. “Кому на руси жить хорошо” 

Налицо люди, которые путешествуют по стране для того чтобы узнать кому же живется весело и вольготно на Руси.

 2. А.С.Пушкин. “Евгений Онегин” 

Главный герой в один прекрасный момент уезжает из страны. Он уезжает за границу, он путешествует. Что с ним в это время происходит, почему он возвращается, каким человеком он возвращается, что его меняет. Вот об этом можем порассуждать.

 3. А.С. Пушкин. “Капитанская дочка” 

Здесь мы можем взять путь Гринёва, ведь он уезжает из родного дома и сталкивается с какими-то трудностями, совершает ошибки, преодолевает эти трудности, жалеет о чем-то или не жалеет наоборот. Что с ним вообще происходит, как это все на него влияет, то есть в принципе.

 4. Н.В.Гоголь “Мёртвые души” 

Здесь, конечно же, реальная дорога с и ухабами и кочками, и с другой стороны это исторический путь России.

 5. Л.Н.Толстой “Война и мир” 

Здесь мы говорим о пути Болконского. Здесь не столько дорога, сколько путь и путь в кавычках. Здесь не только то, что он преодолевает физически, то есть он идёт на войну, он находится вдали от дома и так далее, но еще и его становление как личности. Вспомним, когда он уходит на войну, какую цель он преследует: “Найти свой эталон”. Он хочет прославиться, но, когда он попадает в эти условия, понимает что все совершенно не так как он себе представлял и естественно он начинает ценить жизнь и понимать, что нет ничего дороже жизни, то есть меняется человек.

 6. А.Т.Твардовский “Василий Тёркин” 

Используйте это произведением в том случае, если у нас будет тема связана я вот именно с темой родиной, когда человек преодолевать трудный путь для того чтобы защищать свою родину и это путь не одного человека, а всего народа, путь советского солдата.

Подборка отличных аргументов по данному направлению ->«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

В этом направлении нужно говорить о научном прогрессе, о развитии новых технологий в обществе и порассуждать над этим вопросом. Что вообще они из себя представляют и как влияют на окружающий мир, как они влияю на природу, как они влияют на человека, на общество в целом и как они способны вообще в целом повлиять на всю нашу планету.

Об этом можно говорить бесконечно. Произведений, в которых рассказывается об этой проблеме и вообще о новых технологиях у нас мало, но все же есть.

 1.  М.А.Булгаков “Собачье сердце”. 

Здесь мы говорим о том, что главный герой профессор Преображенский задумывает такое некое своеобразное соревнование с самой природой, он создает нового человека путем пересадки собаки части человеческого мозга. В результате этой операции появляется примитивное существо, которое несет опасность обществу.

 2. В.Г.Распутин “Прощание с Матёрой”. 

Ради того, чтобы внедрять новые технологии в жизнь, люди прощаются со своим прошлым, со своей историей, то есть ради того, чтобы построить гидроэлектростанцию нужно было затопить маленькую деревеньку, маленький островок, маленький мир, который был самым главным для многих людей, такой малой родиной, отдельным миром. Да, естественно это конечно плохо и новые технологии, как бы они ни были хороши, они не должны позволять забывать о прошлом, позволять забывать свою историю, свои корни.

 3. Жюль Верн “Вверх дном”. 

Здесь герои хотят заменить старую землю на новую, но они не представляют какими могут быть последствия этого изобретения. Происходили бы землетрясения, часть территории ушла бы под воду вместе с людьми, но их это не волновало. Речь о том, что технологии технологиями, но вмешательство человека в устройство окружающего мира вообще недопустимо, это беда для всего человечества.

Также о влиянии новых технологий на общество, на человека говорится в произведениях Рея Брэдбери “451 градус по фаренгейту”, Жюля Верна “20 тысяч лье под водой”. Здесь также говорится о том, к чему может привести научное открытие, здесь мы также можем порассуждать. Эти произведения не входят школьную программу, но если вы их прочитаете, то конечно же мы о них подробно поговорим уже непосредственно тогда, когда будем изучать второе направление более подробно.

Примеры сочинений по направлению: «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Подборка отличных аргументов по данному направлению ->Аргументы по направлению  “Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?”

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Третье направление – очень хорошее направление, так как это направление очень конкретное и понятное и здесь также ясна тематика. Смотрите: преступление, наказание как явление социальное, нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние. Преступления совершались всегда, поэтому произведений, в которых об этом говорится очень много.

О чем мы будем говорить здесь?

Конечно же Достоевский “Преступление и наказание”, Островский “Гроза”, можно взять произведение Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”. Главная героиня Катерина Измайлова совершает преступления в принципе без зазрения совести и не раскаивается в этом, то есть очень хорошее произведение в школе не изучается, но рекомендуем к прочтению. Гоголь “Мертвые души”. Возьмем того же Чичикова, который по сути преступления не совершает, но такие вот у него деяния, не совсем законные. Тарас Бульба то же самое. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Здесь мы
будем брать в целом общество 30-х годов, которые живут не совсем по закону, совершают различные такие махинации и естественно Воланд появляется в Москве для, того чтобы их наказать не просто же так он появился вдруг. Тургенев “Муму”.

Примеры сочинений по направлению: «Преступление и Наказание — вечная тема»

Подборка отличных аргументов по данному направлению -> Аргументы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема»

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Четвертое направление хорошее направление в том плане, что она не совсем конкретизирована, то мы подождем комментарии ФИПИ, здесь мы должны будем писать о какой-то книге, каком-то спектакле, или в фильме, который произвел на вас впечатление.

Допустим какая-то книга, которую бы посоветовали потомкам, которая многому вас научила или фильм какой-то. В принципе хорошая тема , достаточно расплывчатая, абстрактная, все что угодно может быть, в тематике темы могут быть различными поэтому подождем примерных тем, примерно темы, когда выйдут мы уже сможем конкретизировать.

Примеры сочинений по направлению “Книга(музыка, спектакль, фильм) – про меня” 

Подборка отличных аргументов по данному направлению ->Аргументы по направлению  «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

По пятому направлению что мы можем сказать: “Социальные пороки”, “общественная справедливость, “поиск путей помощи тем кому трудно”, “путей совершенствования общества и государства”, но само направление говорит за себя, она очень конкретная, значит мы будем рассуждать здесь о понятии гражданина, общественной справедливости, о социальных пороках, об их причинах, допустим о каких-то путях совершенствования общественного и государственного устройства, то есть такие социально-философские вопросы мы будем раскрывать. Какие произведения можем использовать?

Во-первых, Н.В.Гоголь “Мертвые души”, “Ревизор”, Гончаров “Обломов”, Чехов “Человек футляре”, Салтыков-Щедрин “Истории одного города”, Островский “Гроза”, Грибоедов “Горе от ума”, Фонвизин “Недоросль”. Может быть мы в качестве аргументации сможем использовать роман Толстого “Война и мир”. В принципе вполне возможно.

В целом направления достаточно обширные.

Подборка отличных аргументов по данному направлению ->«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

  • Почему люди совершают преступления аргументы для итогового сочинения
  • Почему люди проявляют эгоизм сочинение аргументы
  • Почему люди оказываются на дне жизни сочинение
  • Почему люди обманывают себя сочинение аргументы
  • Почему люди обманывают себя итоговое сочинение