Почему люди не понимают друг друга сочинение гроза

Проблематика пьесы гроза островского поначалу кажется простой, построенной на любви. но за житейским и бытовым сюжетом скрываются более масштабные проблемы.

Проблематика пьесы «Гроза» Островского поначалу кажется простой, построенной на любви. Но за житейским и бытовым сюжетом скрываются более масштабные проблемы. В тексте прописана атмосфера лжи и предательства. Жители города Калинов настолько привыкли к вранью, что их безмолвное согласие приводит к печальным последствиям. И после детального разбора становится понятна ширина проблем в произведении.

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Проблема самореализации

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Реализация собственных амбиций

Еще одной проблемой, какую способна поднимать «Гроза», является проблема самореализации. Примером здесь выступает Кулигин. Он мечтает создать что-то нужное для жителей города. Среди его изобретений есть громоотвод и способы получения электричества.

Однако, жителям не нужно ничего из просвещения и науки. Дикой открыто смеется над изобретателем и его желанием поиска честного заработка. А Борис видит после разговора с Кулигиным, что тот ничего не изобретет. Возможно, он и сам согласен с этим.

Кулигина можно называть наивным с учетом понимания тех нравов, которые творятся в Калинове за дверями и в чьих руках сосредотачивается власть. Он обучен жить в таком мире, не потеряв себя.

Но и не может ощутить конфликт с реальностью настолько же остро, как способна Катерина.

Проблема власти

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — так отвечает Дикой Кулигину.

Проблема любви

В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина — Тихон и Катерина — Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

Сочинение на тему нравственные проблемы в пьесе островского гроза

Не случайно Толстой подробно описывает домашний быт Болконских. У них есть настоящий, родной Дом, семейный очаг, определенные традиции. 2. Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова.(на примере 2-3 стихотворений) Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося). Лирика М. Ю. Лермонтова — творчество поэта-романтика. Не случайно одним из основных мотивов его лирики, вырастающим в целую тему, является мотив одиночества, который звучит во многих стихотворениях: «Листок», «Утес», «Стансы», «Дума», «И скучно и грустно», «Тучи», «Пророк», «Парус». При этом нужно отметить, что это не только своеобразная романтическая «маска» лирического героя, но и личное мировоззрение поэта. Предельное выражение мироощущения поэта нашло отражение в стихотворении «Парус» ( 1832 год) Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном
?..
Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит

Увы! он счастия не ищет, И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой

А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! (Наизусть) Стихотворение «Парус» описывает морскую бурю и плывущий по неспокойному морю одинокий парус. Тема одиночества проносится через все раннюю лирику юного поэта. Именно с одиночеством Лермонтов связывает свою свободу, которая так для него дорога. Лермонтовский «Парус» ассоциируется у каждого из нас и у самого поэта не только с видом паруса, но и с конкретным человеком, на долю которого выпало множество тяжелых испытаний. Читая произведение, мы наблюдаем и морской пейзаж, и белеющий одинокий парус, и самого поэта, так как он сам одинок в бушующем мире людей. «Парус» Лермонтова тематически приближен к переживаниям поэта, оставившего свою мечту и свои родные места. Стихотворение насыщено яркими образами бушующего моря и паруса на его фоне. Прослеживается и поэтическая красота в подобранных словах, характеризующих не только море и одинокий парус, но и внутреннее состояние самого поэта. Четкой линией проведена вся глубина переживаний, с которыми борется Лермонтов. Влюблённость, оставленная в Москве, не оставляет автора в покое. В то же время, читая произведение, мы чувствуем удивительную зрелость, присущую мыслям юного поэта. Второе четверостишие начинается с набежавшего ветра, который поднял волны и парус. Казалось бы, с попутным ветром можно преодолеть любые препятствия и отправиться на большие расстояния. Но «увы», появляется внезапно возникшее чувство разочарования и тоски. С этим чувством поэт связывает утраченное счастье и мечту. В третьем четверостишии описывается наступившая природная гармония и морская тишина. Проглядывает солнце, светлее становится лазурь. Но юного поэта это совсем не радует, он чувствует страдание от разлада в душе и неустроенности в жизни. В композиции стихотворения можно почувствовать внутренние переживания поэта, которому хочется вырваться из настигшего его океана переживаний, как парусу найти свою тихую гавань.
В стихотворении «Утёс» («Ночевала тучка золотая / / На груди утёса-великана…) противопоставляется ветреная душа тучки и одинокая душа утёса, жаждущая любви и нежности.В основе произведения лежит параллелизм между человеческой жизнью и природой: человеческие переживания и действия переносятся на старый утес и золотую тучку. Композиция «Утеса» построена наконтрасте главных героев – тучки и утеса, создаваемом с помощью различных средств: грамматических категорий (герои обозначены существительными мужского и женского рода), использованием антитезы (тучка весело играет – утес плачет, тучка молодая – старый утес). Тучка символизирует легкое и беззаботное отношение к жизни, а утес – более основательное отношение к жизни. Стихотворение «Утес», раскрывая внутренний мир поэта, призывает человека стремиться к достижению внутренней гармонии, умению жить в ладу с самим собой и окружающим миром.
Билет № 3 1.Любовная линия в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Роль женщины в судьбах Базарова, Павла Петровича, Николая Петровича. Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека. Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок. Потерпев поражение в любви, Базаров не сломлен. Может даже показаться, что он забыл Одинцову. Но, находясь перед лицом смерти, настигшей его по странной и нелепой случайности, Базаров хочет проститься с Анной Сергеевной. Их последняя встреча раскрывает всю глубину его чувства. «Великодушная!.. и какая молодая, свежая, чистая… в этой гадкой комнате!» – так говорит Базаров о любимой женщине. Еще одним персонажем романа, способным испытывать глубокое и страстное чувство, оказывается антипод (хотя во многом и двойник) Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Но его любовь сильно отличается от того, что испытывает Базаров. Базаров никогда не станет рабом любимой женщины, что во многом и отталкивает от него Одинцову. Павел Петрович же ради любви к некоей княгине Р. перечеркнул всю свою жизнь, бросил карьеру, подвергался унижениям… В результате, безответная мучительная страсть иссушила душу героя, превратив его в живого мертвеца. Тем не менее в любви Базарова и Павла Петровича есть нечто общее. Недаром, пережив драму отвергнутой любви, они оба тянутся к простой девушке Фенечке. Но внимание Павла Петровича, увидевшего в ее облике сходство с княгиней Р., лишь пугает Фенечку, а бесцеремонность Базарова оскорбляет ее. Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они заканчиваются картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора. 2. «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» Философский характер лирики Ф.И. Тютчева.( на примере 2-3 стихотворений) Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося). Ф. И. Тютчев — знаменитый русский поэт XIX века. Его творчество необыкновенно эмоционально и разнообразно. В нем можно найти и шум весенних вод, и первый гром, и страдания от безответной любви, и глубокие размышления. Большинству людей Тютчев известен, прежде всего, как вдохновенный певец природы, создавший ей настоящие гимны. Однако не менее важное место в его литературном наследии занимает и философская лирика. В стихотворениях этого направления поэт размышляет о мире и человеке, о хаосе и о тайнах природы, о космосе и об извечных проблемах бытия. Тютчев не писал для публики, в основном, он писал для себя, излагая свои мысли на бумаге. В каждом стихотворении он ищет истину, правду. Стихотворение Тютчева «Silentium!» было написано в 1830 году. Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты свои- Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи,- Любуйся ими – и молчи. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи,- Питайся ими – и молчи. Лишь жить в себе самом умей- Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи,- Внимай их пенью – и молчи!.. (Наизусть) Неправильное ударение некоторых слов в стихотворении объясняется тем, что для Тютчева было важнее показать правдивые чувства, а не ложь. Он обращается к вопросам жизни, ищет ответы на них, сомневается или, наоборот, убеждается в правильности своих мыслей. Тютчев рассуждает о том, что даже сердцу порой сложно признаться в своих мыслях и предположениях, а поймет ли тебя другой человек – это вечный вопрос, потому что представления о жизни, мысли и чувства у всех людей различны и противоречивы. Тютчев советует: Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты свои. Будто в человеке рождается страх: «А поймут ли меня? Что скажут в ответ?». Но Тютчев верил в то, что будет понят человечеством.Но так же Тютчев призывает слушать чужие мнения, Взрывая, возмутишь ключи, – Питайся ими – и молчи. …тем самым углублять свои знания и представления о мире. Каждую свою мысль нельзя показывать свету, надо лишь самому наслаждаться ей, а также скрывать свои чувства и сдерживать эмоции, переполняющие душу. Человек должен жить своим миром, своей душой, чтобы для всех это было тайной, потому что, открыв ее, он, возможно, будет не понят другими людьми и чужд тем, кто не считает его мнение и предположение верным. В стихотворении «Певучесть есть в морских волнах» поэт-философ говорит о том, что в природе все созвучно, так как в ней есть всегда порядок, но и тут же лирик жалуется на то, что свое разобщение с природой человек начинает ощущать и понимать только тогда, когда он начинает хоть немного ощущать природу. Он говорит, что разлад с миром природы проявляется в том, что человеческая душа и море поют не вместе, а по – разному. Философская лирика находит отражение во всех тютчевских стихотворениях, ив любви тоже. Эти мысли о философии рождают в его душе лишь только прекрасные и сильные чувства. Так, в любовной лирике поэта – философа основной мотив – это признание, который длится и за пределами тютчевской лирики. Его знаменитое творение «О, как убийственно мы любим…»любовь и космос переходит то в состояние покоя, то это вечная борьба.

Билет № 4 1.Положение русской женщины ХIХ в. (на примере 1-2 пьес А.Н.Островского) Две драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданица» посвящены одной и той же проблеме — положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Кате­рины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы. Катерина отличается по складу характера от всех дей­ствующих лиц драмы “Гроза». Честная, искренняя и прин­ципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изво­ротливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи — это борьба светло­го, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал герои­не “Грозы» имя Екатерина, что в переводе с греческого оз­начает “вечно чистая». Катерина — натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. “Встану я, бывало, рано утром; ле­том, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», — рассказывает она о своем детстве. Сны были наполнены чудеса­ми, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она ле­тает как птица. О желании летать она заговаривает не­сколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговари­вать, — ангелы ведь это». Какой любящей женой и мате­рью была бы она в других условиях! Неволя — главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи», — говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюби­вой душой героини. “А горька неволя, ох, как горька», — говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли под­талкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины сформировался характер, который выдержит, но не изменит себе. Варвара — полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из “темного царства». На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: “Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится. И я не обманщица была, да выучи­лась, когда нужно стало». Варвара презирает бесхарактер­ность брата и возмущается бессердечностью матери, но Ка­терины ей не понять. Ее интересует и волнует только вне­шняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира. Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает “Чайка». Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует Ларисе. У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные ха­рактеры, разный возраст, но объединяет их желание лю­бить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодоле­вая препятствия, созданные устоями общества. Катеринане может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти. У Ларисы положение более сложное. Она разочарова­лась в любимом человеке и перестала верить в существова­ние любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и об­ман, Лариса видит два выхода из сложившегося положе­ния: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но ав­тору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщи­ну, и она уходит из жизни. 2. «Люблю отчизну я, но странною любовью!» В чем «странность» любви к Родине М.Ю. Лермонтова (на примере 2-3 стихотворений). Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося). Почему же поэт называет странной свою любовь к отчизне? Надежда Лермонтова на счастливое будущее России была связана с народной Русью. В русском народе поэт видел потенциальные силы для возрождения России. И конечно, такая любовь казалась необычной, «странной» в те годы, когда был провозглашен казенный патриотизм с его требованием любви к самодержавию, когда большая часть дворянства была далека от народа. Любовь поэта к России ничего общего не имеет ни с казенным монархизмом, ни со славой империи, купленной кровью народа. Она искренняя, душевная, народная. Не могут оставить равнодушным строки стихотворений: «Прощай, немытая Россия», «Родина»(1841). «Прощай, немытая Россия…» – самое резкое политическое стихотворение поэта. Идея заключается в неприятии всех сторон действительности: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Но «страна рабов и господ» – это не вся Россия. Родина – это ещё и простые русские люди. В его стихотворениях она предстает и в своем героическом прошлом, и в величии своих необозримых просторов, и в горьких раздумьях поэта о бесправии и духовном рабстве. Стихотворение «Родина» родилось под впечатлением путешествия через Россию после неурожая 1839 года, когда в русских деревнях ели даже кровельную солому. Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья, Но я люблю — за что, не знаю сам — Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень. Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков. (Наизусть) Россия в стихотворении Лермонтова – огромная, необъятная. Образ степи сразу вызывает представление о чем-то привольном, широком. Второй образ – лес… Трудно представить себе Россию-матушку без лесов, зеленых дубрав, белоствольных берез. Как и степь, лес напоминает о богатстве русской земли, ее необъятных просторах. Третий замечательный образ – образ реки. Много их в России. Это, прежде всего, великие и могучие Волга и Дон. Автор прибегнул к сравнению – разливы рек ее подобны морям. Он признается, что радуется, видя «полное гумно, избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно». А во время деревенского праздника, когда уставшие от работы крестьяне отдыхают, лирический герой любит смотреть «на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков». Примечательно, что все это – атрибуты не помещичьей, обеспеченной, сытой России, а Руси крестьянской, народной. «С отрадой, многим незнакомой», – говорит поэт. Что же он имеет в виду? Не каждому помещику свойственно радоваться, глядя на следы достатка крестьянского быта: «полное гумно», «нарядное, резное окно». Поэт называет свою любовь к родине странной любовью. По всему видно, что поэт отрицает «славу, купленную кровью». Дело в том, что после победы русского народа над Наполеоном, слава о России прогремела по всему миру, но все лавры достались царю, правительству, генералам, командирам. Эта слава была куплена кровью солдат, рядовых участников войны, а о них-то было забыто. Билет № 5 1.В чем трагедия Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? Человеку всегда будет интересен другой человек. Его жизнь, его история. Мы читаем литературу ,в первую очередь, для того, чтобы с помощью, пусть даже и вымышленных персонажей, больше постичь себя, свою жизнь. Тем лучше будет, если мы возьмем не самого однозначного персонажа. Обратимся к образу Родиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Уместны будут и Григорий Печорин (М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”), и Евгений Онегин (А.С. Пушкин “Евгений Онегин”), и Лука (М.А. Горький “На дне”), и Воланд (М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”).

Не все люди, которых мы встречаем в своей жизни, бывают нам интересны, не всех мы принимаем. Точно также не принимаем мы и некоторых героев литературных произведений, нам бывают понятны причины их поступков, но часто существует что-то такое, что отталкивает. Родион Романович Раскольников, молодой человек, мещанин по происхождению, бросил учебу в университете, будучи не в состоянии ее оплачивать. Именно на ужасающей бедности, в которой живут все герои роман, с первых страниц акцентирует внимание автор. Раскольников живет в каморке, которая «походила больше на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже был не в состоянии заплатить. Его положение было настолько тяжелым, что нормально питаться Родион не мог, поскольку студент находился на пансионе у владелицы дома. Раскольников выдвигает интереснейшую теорию, по которой общество делится на две категории людей: люди-правители, которым для достижения своей цели позволительно совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих “великих” людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство дряхлой, мелочной старушонки – ростовщицы, которой, по мнению Раскольникова, уже нечего делать на этом свете. “Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости”, – думает Раскольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слышит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо скажут. Но в ответ на вопрос: “Убьешь ты сам старуху или нет?” другой говорящий отвечает: “Разумеется, нет”. Трусость ли это? Для Раскольникова видимо – да, но на самом деле… Мне кажется, что это элементарные человеческие, нравственные и моральные нормы. “Не убий”, – гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует его наказание. Что мы можем принять в человеке, который совершил тяжелейший из всех грехов людских – убийство другого человека? Родион Раскольников в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” убивает старуху-процентщицу для того, чтобы проверить свою теорию, суть которой заключается в том, что все люди делятся на два разряда: твари дрожащие, и те, кто право имеют. Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу “все дозволено”, но, в то же время, в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий “хозяев жизни”, сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные личности считают, что человеку, обладающему силой и злостью, “все дозволено.” “Мы одного поля ягоды,” – говорит Свидригайлов Раскольникову. Родион понимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, “перешагнули через кровь”. Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отторженность от мира и людей. Он не может находиться рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе… Он, словно ножницами, отрезал себя от всех. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, “вошь”, сознание бессмысленности совершенного злодеяния – все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Родион понимает несостоятельность своей теории “сильного человека”, она не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. И в этом тоже трагедия Раскольникова. Именно внутренняя борьба оказывается для него трагедией. Из душевного и мировоззренческого кризиса выход для него возможен лишь при полном осмыслении собственной ошибки и пересмотра всех своих жизненных позиций. Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести сильнее наказания каторгой. Не от хорошей жизни Раскольников пошёл на такой шаг, он действительно избавил многих, таких же, как и он сам, от необходимости возвращать долги. Мы сколько угодно можем осуждать тот образ жизни, который вела старуха-процентщица, но каждый из нас должен учиться решать, как ему жить, чтоб не быть в конфликте со своим внутренним миром. Можно понять Раскольникова, но право на убийство ни одно нормальное общество, ни один нормальный человек – принимать не должен.
2. Пейзажная лирика А.А. Фета. (на примере 2-3 стихотворений) Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося) В своих стихах Афанасий Афанасиевич Фет писал о самом простом – о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность. В основе фетовской поэтики — особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»).Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным. В его пейзажной лирике природа предстаёт перед читателем в самых ярких красках: Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Новизна изображения явлений природы у Фета связана с уклоном к импрессионизму, который именно появился у Фета. Признак этого стиля – «стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое движение штрихах». Поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, производимое предметом. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замершая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от внимательного взгляда ( «Я пришел к тебе с приветом…»,«На заре ты ее не буди», «Шепот, робкое дыханье…») В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…»(1850 год). Фет превосходно передает и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет ловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами: Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. (наизусть) Фет в своих стихах играет на каждой струнке души. Изменения «милого лица» и изменения в природе – подобный параллелизм типичен для фетовских стихов. Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в стихах. Поэт вводит эту связь между природой и любовью потому, что выразить чувства и впечатления можно только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа – две самые прекрасные вещи на земле, и нет ничего более вечного, чем природа и любовь. В этом стихотворении любовная и пейзажная лирика сливаются в одно. Герои стихотворения – он и она. Они не имеют ни имен, ни возраста. Читатель просто чувствует их присутствие в стихотворении. Любимая пора влюбленных – ночь: «…Свет ночной, ночные тени…» Стихотворение начинается с появления самих героев: «…Шепот, робкое дыханье…». И не случайно со слова «шепот», ведь ночью нельзя кричать, тем более на свидании. Отсюда и дыхание – робкое. Это говорит и о том, что герои все- таки юны. Со второй строчки в ткань произведения «вплетен» и еще один герой – соловей. Он не просто созерцает мир и влюбленных, он еще и поет: «…Трели соловья…», – дополняя прекрасную картину любви, царящей «во вселенной». Третья и четвертая строка знакомят нас с ручьем. Но у Фета это не просто географическое понятие, это еще и фон, и следующий герой этого стихотворения. У поэта он олицетворен. Ручей спит («…сонного…»). И в то же время движется («…колыхание…»). И вода в ручье похожа под лунным светом на серебро, поэтому Фет использует метафору: «…Серебро и колыханье сонного ручья…». Эпитет «дымные» подчеркивает легкость туч, невесомость, чистоту Автор использует цветную символику: «…пурпур розы, отблеск янтаря…». И перед нами одно прекрасное мгновение, может быть поэтому в конце стихотворения появляется слово – «…слезы…» говорящее о том, что наступает миг расставания.
Билет № 6 1.Какие черты русского национального характера в образе И.Флягина раскрываются во время его странствий? (по повести «Очарованный странник» Н. Лескова). В сегодняшнем мире с его разгулом насилия, вражды, непонимания друг друга произведения Николая Семеновича Лескова особенно актуальны, потому что его герои несут свет добра, справедливости, чистоты. Реальная жизнь и реальный человек для писателя являлись первостепенными. Но Лескова всегда увлекала жизнь, не укладывающаяся в схемы, удивительные человеческие характеры. Ему, много повидавшему за время бесконечных путешествий по России, в этом смысле было что рассказать. Он знал о русской жизни и в особенности о русском человеке такое, о чем, возможно, мало кто из писателей ведал. Поэтому не случайно существует понятие «лесковский человек», как знак особой, отдельной, цельной человеческой личности. “Очарованный странник” – повесть Лескова, созданная во 2-й половине 19 столетия. В центре произведения – изображение жизни простого русского мужика по имени Флягин Иван Северьянович. Исследователи сходятся на том, что образ Ивана Флягина вобрал в себя основные черты русского народного характера. В повести Лескова представлен абсолютно новый тип героя, несопоставимый ни с каким другим в русской литературе. Он настолько органично слился со стихией жизни, что не боится запутаться в ней. В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» (1873) рассказывается история главного героя – Ивана Северьяновича Флягина, жизнь которого – цепь невероятных приключений. Тема повести Лескова – изображение простого русского человека, в образе которого автор увидел характерные черты русской нации. Идея повести – представить положительного героя- «праведника», как называет его сам писатель. В образе Флягина автор показал формирование человека с новым национальным самосознанием. Главный герой живёт как бы в двух эпохах. В юности он был крепостным графа К., и в нём воспитывали черты, важные для крепостных: трудолюбие, преданность господам. После Манифеста 17 февраля 1861 г. Иван Северьянович становится свободным человеком и должен искать новые жизненные ориентиры. В результате своего «хождения по мукам» он приходит к мысли: главное не преданность хозяину, а служение народу. Иван Северьянович не идеальный герой. В начале жизненного пути он не различает добро и зло (не чувствует вины за смерт

Конфликт старого и нового

Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861. Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.

Сильней всего это противоречие отразилось на главной героине пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в той атмосфере, которая создавалась жителями Калинова долгое время. Она честна и чиста, поэтому единственное её желание было так мало и так велико одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как её воспитали. Катерина видит, что всё совсем не так, как она представляла себе до замужества. Она даже не может позволить себе искренний порыв — обнять мужа — Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может её понять. Катерина остаётся одна в этом мире обмана и грязи. Девушка не смогла вынести такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая её душу в нечто лёгкое, способное улететь из «тёмного царства».

Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

Столкновение нового и старого

Нравственные итоги «Грозы» А. Н. Островского, сочинение по которой часто пишут в старших классах, ярко показаны на примере Катерины. Ее судьба показала, к чему приводит отсутствие реформ в обществе. Социальные противоречия достигли своего апогея, никто не понимает, как жить дальше.

Именно это противоречие отражается на Катерине. Она не понимает, как можно спокойно существовать в атмосфере. Для нее неприемлемы ложь и смирение. Девушка на протяжении пьесы желает того, что не может исполниться:

  1. Хочет жить самостоятельно, как ее воспитали.
  2. Она видит совершенно иную картину, нежели она представляла ранее.
  3. Не находит поддержки у близких и знакомых.
  4. В результате остается одна в мире лжи и пороков. Единственным выходом для нее видится смерть.

Проблемы, которые затрагивает Островский, остаются актуальными и значительными. Это неразрешимые трудности человеческого существования, способные волновать людей во все времена. Потому пьесу «Гроза» можно смело называть произведением вне времени.

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ итогового сочинения 2020 « Я и другие»

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

АСПЕКТЫ

  1. Семейные отношения

  2. Дружеские отношения

  3. Любовные отношения

  4. Отношения родителей и детей

  5. Конфликты между людьми, пути их разрешения

  6. Вражда, ненависть

  7. Одиночество человека

  8. Самоопределение человека

  9. «Быть», а «не казаться»

  10. Место человека в обществе

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

1) Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?

2) Почему важно быть толерантным?

3) Всегда ли нужно избегать конфликтов?

4) Может ли человек выжить без общения?

5) Почему люди не понимают друг друга?

6) Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?

7) Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?

8) Почему многие люди зависят от мнения окружающих?

9) Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?

10) Почему общество не принимает некоторых людей?

Список литературы к направлению «Я и другие»: итоговое сочинение 2020-2021

Список произведений русской и зарубежной литературы для подготовки к итоговому сочинению по направлению «Я и другие».

↑ Список книг к направлению «Я и другие». Русская литература.

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»

  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский» «Повести Белкина»

  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад»

  • Н.В. Гоголь «Шинель», «Мертвые души», «Тарас Бульба»

  • А.Н. Островский «Свои люди – сочтемся», «Гроза»

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Записки охотника»,  «Дневник лишнего человека»

  • Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Кавказский пленник»

  • И.А. Гончаров «Обломов»

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бедные люди»

  • В.Г. Короленко «В дурном обществе»

  • А.П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Размазня», «В аптеке», «Беззащитное существо», «Человек в футляре», «Ионыч»

  • К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Телеграмма»

  • Е.И. Замятин «Мы»

  • А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Тапер», «Чудесный доктор» («Добрый доктор»)

  • М. Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев»

  • А.П. Платонов «Юшка», «Котлован»

  • А.Грин «Зеленая лампа», «Алые паруса»

  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия»

  • Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»

  • Ч.Т. Айтматов «Плаха», «И дольше века длится день»

  • В.В. Быков «Обелиск»

  • В.Г. Распутин «Уроки французского»

  • Е.И. Носов «Кукла»

  • Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

  • А.И. Солженицын «Матренин двор»

  • П.Ф. Нилин «Жестокость»

  • Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»

 Список произведений к направлению «Я и другие». Зарубежная литература.

  • Х. Ли «Убить пересмешника» 

  • Д. Киз «Цветы для Элджернона» 

  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

  • Дж. Остин «Гордость и предубеждение»

  • В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется», «Отверженные»

  • У. Голдинг «Повелитель мух»

  • Дж. Оруэлл «1984»

  • О. Хаксли «О дивный новый мир»

  • Т. Драйзер «Американская трагедия»

  • А. Азимов «Позитронный человек»

  • У. Грум «Форрест Гамп»

  • С. Коллинз «Голодный игры»

  • У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

  • Д. Дефо «Робинзон Крузо»

  • Ф. Кафка «Процесс»

  • А. Камю «Постороний»

  • К. Кизи «Над кукушкиным гнездом»

  • Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

  • Д. Лондон «Мартин Иден»

  • У. Шекспир «Отелло» «Ромео Джульетта»

  • Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

  • Р. Хайнлайн «Чужак в чужой стране»

  • Ф. Бакман «Вторая жизнь Уве»

  • И. Шоу «Богач, бедняк»

  • К. Воннегут «Колыбель для кошки» 

  • Дж.С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко

Аргументы к направлению Я И ДРУГИЕ

↑ И.А. Гончаров «Обломов»

Обломов. Любовь к людям

В романе И. Гончарова «Обломов», с социальной точки зрения, главный герой – отрицательный тип, лишенный всякого духа инициативы, неспособный к какой-либо активности. Однако несмотря на это, автором он показан как человек, признающий высшей ценностью человеческую жизнь. И. Гончаров, описывая персонажа, вкладывает в его уста следующие слова: «Человека, человека давайте мне! … любите его». Описывая разговор Обломова с Пенкиным, писатель подчеркивает, что глаза Ильи Ильича стали «пылающими», когда он объяснял литератору свое морально-эстетическое верование, когда говорил о назначении искусства будить любовь к человеку. Обломов возражал против грубого смеха злости, он требовал гуманности и сочувствия к герою «невидимых слез» автора.  К сожалению, любовь Ильи Ильича к людям не спасла его. Рассматривая судьбу Обломова сквозь сочувственную грусть Штольца, а не сквозь горе оброчных трехсот Захаров, Гончаров тем не менее казнил обломовщину как порождение крепостнической системы, уродующей, калечащей человека.

↑ Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Раскольников и Мармеладова
В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский показал путь духовных исканий Раскольникова, его взаимоотношения с окружающими и влияние, которое может оказать на человека любовь и понимание. Высоко ценящий себя, ослепленный идеей о «сверхчеловеке», остро чувствующий несправедливость мира, Раскольников совершает преступление, считая, что он имеет право на правосудие, что он находится «за пределами добра и зла». Однако нарушение норм морали наносит рану его душе. Он не может оправдать свой поступок, и теория его рушится. Спасает героя Соня, наделенная даром бесконечного сострадания к людям. Раскольникова до глубины души потрясает судьба девушки, которая ради спасения семьи вынуждена была пойти по «желтому билету». Образ ее жизни, мысли, мировоззрение строятся по законам самопожертвования. Она является воплощением человеческого страдания, бесконечных нравственных мук. Соня помогает Раскольникову смириться и покаяться, ей он обязан своим духовным возрождением. Чистая душа девушки оказалась способна увидеть в потерявшемся человеке увидеть надежду на светлое будущее.

↑ Е.И. Замятин «Мы» 

Человек в тоталитарном обществе

Человек в тоталитарном обществе, как правило, лишен даже тех свобод, которые даны каждому от рождения. Так, например, герои романа Е.Замятина «Мы» — люди, лишенные индивидуальности. В мире, описанном автором, нет места свободе, любви, подлинному искусству, семье. Причины такого устройства кроются в том, что тоталитарное государство подразумевает беспрекословное подчинение, а для этого необходимо лишить людей всего. Такими людьми проще управлять, они не станут протестовать и подвергать сомнению то, что говорит им государство.

В тоталитарном мире человека растаптывает машина государства, перемалывает все его мечты и желания, подчиняет своим планам. Жизнь человека не стоит ничего. Но один из важных рычагов управления – это идеология. Все жители Единого государства служат одной главной миссии – послать космический корабль «Интеграл», чтобы рассказать об их идеальном устройстве. Механически выверенное искусство, свободная любовь лишают человека подлинных связей с ему подобными. Такой человек совершенно спокойно сможет предать любого, кто находится рядом с ним.

Главный герой романа Д-503 с ужасом обнаруживает страшную болезнь: у него образовалась душа. Он словно проснулся от долгого сна, полюбил женщину, захотел что-то изменить в несправедливом устройстве. После этого он стал опасным для тоталитарного государства, поскольку подрывал привычный порядок и нарушал планы главы государства, Благодетеля.

Это произведение показывает трагическую судьбу личности в тоталитарном обществе и предупреждает о том, что индивидуальность человека, его душа, семья – это самое важное в жизни каждого. Если человека лишить всего этого, то он превратится в бездушную машину, покорную, не знающую счастья, готовую умереть ради неприглядных целей государства.  

↑ К.Г. Паустовский «Телеграмма»

Равнодушное отношение к близким.

Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».

↑ А. Моруа «Фиалки по средам» 

Любовь, недопонимание

В рассказе «Фиалки по средам» А. Моруа показана история несчастной любви. Персонаж по имени Андре — студент Политехнической школы — тайно влюблен в актрису Женни. Та, в свою очередь, относится к своим воздыхателям несерьезно, поскольку профессия не позволяет отвлекаться на каждого поклонника.  Каждую среду он с завидным постоянством приносит ей букет фиалок, страсти бурлят в его душе, стены его комнаты увешаны портретами возлюбленной, но в реальной жизни он даже не может написать ей письмо, не решается с ней заговорить. Причина такого поведения кроется в его страхе быть отвергнутым, а также в неуверенности в себе. Красивые жесты Андре не могут оставить Женни равнодушной. Он пробуждает в ней интерес своими точными, как часы, жестами внимания. Со временем влюбленный студент исчезает из ее жизни: из произведения мы узнаем, что герой погибает на войне. Однако вскоре появляется отец Андре и рассказывает о том, что юноша любил Женни всю свою недолгую жизнь, он погиб, пытаясь подвигом на войне «заслужить» ее любовь. Этот поступок трогает строгую Женни. Она сокрушается о том, что так и не встретилась с Андре, а он так и не узнал, что для нее «скромность, постоянство и благородство лучше всякого подвига». Далее мы видим ее уже постаревшей, но неизменной в одном: каждую среду она носит своему преданному другу фиалки. Если бы герои были откровенными друг с другом, если бы Андре сделал решительный шаг, а Женни не была бы так недоверчива, их отношения могли бы сложиться счастливо.

↑ Х.К. Андерсен «Девочка со спичками»  

Жестокость и равнодушие

Безразличие может причинить человеку душевную боль, безразличие может даже убить. Равнодушие людей стало причиной смерти маленькой девочки, героини святочного рассказа Х.К. Андерсена. Босая и голодная, она бродила по улицам в надежде продать спички и принести деньги домой, однако на дворе был канун Нового года, и людям было совершенно не до покупки спичек и уж тем более не до нищей девочки, слоняющейся вдоль домов. Никто не спросил ее, почему она одна бродит по холоду, никто не предложил ей еду, прохожий мальчишка даже украл ее туфлю, которая была не по размеру и упала с ее маленькой ноги. Девочка мечтала только о теплом месте, где нет страха и боли, о домашней еде, ароматы который доносились из каждого окна. Она боялась вернуться домой, да и вряд ли чердак можно было назвать домом. В отчаянии она начала жечь спички, которые должна была продать. Каждая сожжённая спичка дарила ей чудесные образы, она даже увидела свою умершую бабушку. Мираж был настолько ясным, что девочка в него поверила, она попросила бабушку взять ее с собой. Они вознеслись высоко в небеса с радостью на лицах. Утром люди нашли маленькую мертвую девочку с улыбкой на губах и почти пустым коробком спичек в руках. Ее убили ни холод и нищета, а человеческой безразличие к бедам окружающих людей.

↑ О. Генри «Мишурный блеск»

Как общество влияет на человека?

Общество всегда диктовало свои правила и законы поведения. Иногда эти законы бывают просто дикими, как мы можем наблюдать в рассказе О. Генри «Мишурный блеск». «Дикарь наших дней, рождённый и воспитанный в вигвамах племени манхэттенцев» мистер Чендлер старался жить по законам общества, где главным критерием оценивания человека была «встреча по одежке». В таком обществе каждый пытался показать другим, что он достоин находиться в высшем свете, бедность считалась пороком, а богатство – достижением. Не имело значения, каким способом было достигнуто это богатство, главное было «пустить пыль в глаза» Притворство, тщеславие и лицемерие царили вокруг. Смехотворность таких законов общества и показывает О. Генри, показывая «провал» главного героя. Он упустил возможность стать любимым прекрасной девушкой только потому, что пытался показать себя тем, кем он не являлся.

Пример итогового сочинения 2020-2021 по направлению «Я и другие» на тему:
Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?

Зачастую ссоры и разногласия приводят к открытой вражде между людьми. В этом всегда виноваты оба участника конфликта.

Подтверждение этой мысли можно найти в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В основе сюжета лежит конфликт двух поколений, представителями которых являются Павел Петрович Кирсанов и Евгений Васильевич Базаров. Вражда между героями зарождается в первые же минуты их знакомства. Обратив внимание на небрежный внешний вид Базарова, Павел Петрович не подаёт ему руки. Такой жест по меркам XIXв. являлся самым настоящим оскорблением. Евгений также не пытается найти общий язык с Кирсановым. Так, во время одного из чаепитий, описанных в произведении, герой выражает своё презрение к дворянству, назвав соседа Кирсановых «дрянью» и «аристократишкой». Поведение Евгения в этой ситуации можно назвать сознательной провокацией. Разумеется, настолько разные люди, как Базаров и Кирсанов, вряд ли смогли бы быть в близких дружеских отношениях. Однако, они могли бы избежать вражды, относясь с уважением к взглядам и ценностям друг друга.

Также разногласия между героями описывал Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин». Владимир Ленский приглашает Онегина на именины Татьяны Лариной, обещая тихий семейный праздник. На деле же именины оказываются ненавистным Евгением шумным застольем, гости которого, к тому же, сплетничают о нём. Чтобы отомстить Владимиру, герой приглашает невесту обидчика на танец. Этот незначительный конфликт оказался поводом для дуэли, в результате которой Ленский был убит. Оба героя чувствовали себя оскорблёнными и не были готовы пойти на примирение, хотя каждый из них осознавал ничтожность и нелепость этой ссоры. Так, Пушкин показывает, что причиной вражды зачастую являются гордость и неспособность признать собственные ошибки.

Таким образом, за вражда между двумя людьми всегда ответственны оба. Ссоры и разногласия могут не привести к вражде, если люди относятся друг к другу с пониманием и уважением.

Сочинение по теме: В чем причины межличностных конфликтов?

Межличностные конфликты возникают по разным причинам. Это может быть различие взглядов и интересов, негативная информация о человеке, материальная заинтересованность, а иногда — элементарная зависть. Чаще всего, на мой взгляд, в конфликты вовлекаются личности бескультурные и психически неуравновешенные. Но и образованные люди при столкновении различных идеологий готовы переступить порог нравственности и интеллигентности.

Такую ситуацию описал в своём романе “Отцы и дети” И.С.Тургенев. Евгений Базаров, главный герой произведения, проповедует передовые для того времени взгляды. Они резко отличаются от жизненных представлений людей старшего поколения. Представители “отцов” и “детей” общаются друг с другом на различные темы, высказывают своё мнение, но эти рассуждения настолько противоположны, что оппоненты начинают испытывать взаимную неприязнь, а впоследствии даже ненависть. И если Николай Петрович Кирсанов только огорчается, что не находит понимания с собственным сыном и его товарищем, то его брат, Павел Петрович, выказывает откровенное недовольство присутствием Базарова в их доме. Оба противника сначала обмениваются колкостями, а затем атмосфера вокруг них настолько накаляется, что эти ссоры в конце концов заканчиваются дуэлью.

Ещё один конфликт, переросший в дуэль, мы встречаем на страницах повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. Пётр Гринёв и Алексей Швабрин любят одну девушку, Машу Миронову. Но дочь коменданта Белогорской крепости отдала предпочтение Петру. Швабрин давно добивался расположения девушки, надеялся на последующую женитьбу. Поэтому внезапно появившийся соперник стал для него объектом насмешек и издевательств. Крушение надежд и банальная человеческая зависть толкнули Алексея Ивановича на невероятные подлости. Он распространяет непристойные слухи, недостойно ведёт себя на дуэли, применяет насилие к осиротевшей Маше. Петр Гринёв, по натуре очень сдержанный и неагрессивный человек, становится невольным участником этого конфликта, ведь ему приходится защищать свою честь и честь невесты. Я думаю, что эта взаимная неприязнь двух офицеров стала одной из причин, которые привели Швабрина к предательству. Ведь зависть и ненависть разъедает не только разум, но и душу человека.

Несмотря на разнообразие причин конфликтов, возникающих между людьми, итог, как правило, всегда одинаков. Неоправданная вражда оппонентов, неумение вовремя остановиться, отсутствие выдержки и благоразумия приводят зачастую к большим трагедиям. К сожалению, полностью избежать конфликтных ситуаций невозможно, как невозможно и искоренить их причины. Поэтому надо научиться мудрости и терпению, чтобы погасить эту накалённую ситуацию в самом начале.

На чтение 14 мин Просмотров 2.1к.
Обновлено

В данной работе представлены аргументы из жизни и художественной литературы, необходимые для итогового сочинения по теме: «Важно ли понимание души другого человека?». Материал из этой подборки может быть использован выпускниками при подготовке к предстоящему испытанию.  

Проблема

Важно ли понимание души другого человека?

Отношение автора к проблеме

Способность понимать души других позволяет построить крепкие взаимоотношения. Душа может многое рассказать о человеке, показать его истинное лицо. Кроме того, человек счастлив, когда его понимают. Однако не каждый способен на это, есть люди, которые не хотят и не пытаются понять окружающих. Их волнует только собственное благополучие, поэтому о судьбе остальных они даже не задумываются.

Аргументы

  1. Важно понимать душу другого человека, чтобы обрести в нём искреннего друга.
  2. Человек не может построить гармоничные отношения с тем, чью душу он не понимает.
  3. Для того чтобы понять другого человека, необходимо наладить с ним контакт.
  4. Конфликтные ситуации становятся результатом непонимания между людьми.
  5. Личность и душа – главные реалии бытия.
  6. От человека, который не хочет открывать свою душу, веет холодом.
  7. Мы подсознательно ищем людей, которые смогут понять и принять нашу душу.
  8. Человеку свойственно искать родственные души.
  9. Каждый человек хочет достигнуть понимания.
  10.  Проблема понимания души другого человека поднимается во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных писателей.

Эпитеты к слову «душа»

Ангельская, безгрешная, безоблачная, бесхитростная, благородная, благочестивая, богатая, богатырская, большая, великая, верная, возвышенная, всеобъемлющая, высокая, глубокая, голубиная, девственная, добрая, доверчивая, живая, здоровая, золотая, крепкая, любвеобильная, любящая, милосердная, могучая, мягкая, надежная, незлобивая, неподкупная, непорочная, обширная, отзывчивая, открытая, правдивая, праведная, прекрасная, приветливая, простая, прямая, русская, рыцарская, самоотверженная, светлая, святая, сильная, складная, твердая, теплая, целомудренная, честная, чистая, чудесная, чудная, чуткая, шелковая, широкая, яркая, ясная, алчная, безнравственная, беспутная, бумажная, гнилая, греховная, грешная, жадная, загрубелая, зачерствелая, заячья, злая, змеиная, каменная, коварная, копеечная, легкая, легкомысленная, ленивая, мелкая, надменная, неверная, нечистая, низкая, низменная, ограниченная, озлобленная, опустелая, ослепшая, подлая, праздная, преступная, продажная, пустая, слабая, слепая, строптивая, сумеречная, сумрачная, сухая, темная, трусливая, тряпичная, убогая, угрюмая, хилая, хитрая, холодная, циничная, черная, черствая, юродивая,
азартная, артистическая, бездомная, безжизненная, беззаботная, безмятежная, безумная, беспокойная, бесхитростная, больная, буйная, бунтующая, вдохновенная, властная, влюбленная, воспламененная, восторженная, впечатлительная, гордая, горделивая, горестная, горячая, грустная, дерзкая, доверчивая, живая, жизнерадостная, задумчивая, закаленная, издерганная, изломанная, измученная, изнывшая, искалеченная, истерзанная, кипящая, кроткая, мечтательная, многострадальная, молодая, мрачная, мятежная, мятущаяся, невинная, незыблемая, неуемная, ноющая, обескрыленная, огненная, одичалая, опытная, остылая, очарованная, пламенная, покорная, поэтическая, пылающая, пылкая, разгульная, разочарованная, раненая, расколотая, робкая, свободная, смиренная, смирная, смущенная, смятенная, страстная, строптивая, стыдливая, суровая, сухая, счастливая, терпеливая, томная, тоскующая, тревожная, тщеславная, увечная, умиленная, унылая, усталая, чувствительная, светоносная, цветущая.

Синонимы к слову «душа»

Внутренний мир, дух, естество, сущность, суть, натура, склад, содержание, природа, нутро.

Примеры из художественной литературы

  1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» изображены приятельские отношения между главным героем и Владимиром Ленским, которые так и не стали настоящей дружбой из-за того, что никто из них не стремился понять душу другого. Они проводили много времени вместе, но лишь из-за скуки, ведь в деревне больше не было людей их круга.

Общение Ленского и Онегина ограничивалось светской вежливостью, в нём не было душевной близости и дружеской отзывчивости. Всё сводилось к обычному обсуждению последних новостей. Именно поэтому Онегин даже не понял, насколько сильно обидел своего приятеля. Ради того, чтобы отомстить Владимиру за приглашение на скучный вечер у Лариных, Евгений из скуки начал флиртовать с его возлюбленной. А Ольга, в свою очередь, поддалась на уловки опытного кавалера и совсем позабыла о своём женихе. Ленский не ожидал подобного удара от близких людей, он не мог спустить с рук своему приятелю такое оскорбление.

Глупая шутка привела к настоящей трагедии: Владимир вызвал обидчика на дуэль и Онегин, вместо того, чтобы извиниться, принял его вызов. Дуэль окончилась гибелью Ленского. Евгений плохо знал своего приятеля и не осознавал всю глубину его чувств к Ольге. Если бы он постарался понять его пылкую душу, всё могло бы сложиться иначе. 

  1. А.Н. Островский «Гроза».

Известный литературный критик Н.А. Добролюбов назвал главную героиню пьесы А.Н. Островского «Гроза» — «лучом света в тёмном царстве». Никто не мог понять душу Катерины, она отличалась от всех жителей города Калинова. Образ главной героини резко выделялся среди местных лжецов, лицемеров и деспотов.

Детство и юность Катерины были лучшими годами её жизни. Она была окружена родительской любовью и заботой. Никакие беды и невзгоды не нарушали её спокойствие, она даже представить себе не могла, что её может ожидать в будущем. Когда пришло время, девушка вышла замуж. Она не любила Тихона, но покорно подчинилась чужой воле. Попав в дом мужа, Катерина словно оказалась запертой в клетке. В этой семье всем заправляла её свекровь Кабаниха, которая не давала права голоса никому из своих детей. Деспотичный уклад их дома душил главную героиню, не давал ей жизни. Она всё время мечтала, словно птица вознестись в небо и свободно улететь. Катерина подчинялась порядкам Кабанихи, но не могла их принять. В её душе зрел протест, который в результате обернулся настоящей трагедией.

Никто не понимал нежную и ранимую натуру девушки, но когда в её судьбе появился Борис – всё изменилось. Он стал для неё глотком свежего воздуха, в жизни главной героини впервые появилась надежда на реальное счастье. Катерина долго не могла решиться, но всё же позволила себе любить и отдалась этому чувству без остатка. Она была готова на всё ради своего возлюбленного, но Борис оказался не таким смелым. Он беспрекословно подчинился воле своего дяди и уехал, оставив свою любимую.

Для Катерины это был слишком сильный удар, она не смогла забыть свой роман и вернуться к прежней жизни. Она понимала, что совершила тяжкий грех и нарушила супружескую верность, поэтому во всём призналась самому страшному судье – Кабанихе. Несчастной девушке было совершенно безразлично, что о ней подумают, она всё уже для себя решила. Познав настоящее чувство, Катерина предпочла смерть дальнейшей притворной жизни, где никто не понимал её, а она не могла стать такой, как все остальные. Она попрощалась с этим жестоким миром и бросилась в воды Волги.

Главная героиня действительно была лучом света в этом тёмном лживом царстве. Остаётся надежда, что её гибель была не напрасной. Тихон после смерти жены впервые дал отпор своей матери. Катерина ушла, но её протест продолжал жить в сердцах других людей.

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир».

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» образцом понимания и согласия была семья Ростовых. Глава семейства – граф Илья Андреевич Ростов был добрым, мягким, доверчивым и бескорыстным человеком. Он очень любил своих детей и жену, старался понять не только близких людей, но и всех окружающих. Поэтому в их доме любили гостей, часто устраивали званые вечера и балы. К тому же, граф Ростов был весьма щедрым человеком, он никогда не скупился на угощение, что делало его очень радушным хозяином, однако крайне непрактичным главой дома. Илья Андреевич привык жить на широкую ногу, но во время войны бросил всё своё имущество, даже отдал последние повозки для раненных солдат.

Жена графа Ростова Наталья жила душа в душу со своим супругом. Она также любила роскошные балы и светские развлечения, отличалась добротой и отзывчивостью. Как и Илье Андреевичу, ей были чужды расчёт, корысть и алчность. Графиня считала детей смыслом всей своей жизни, видела своё предназначение в создании уюта и гармонии в родном доме.

У таких родителей не могло быть плохих детей, все они имели правильные жизненные ценности, были достойными людьми, обладающими понятиями долга и чести, научились испытывать глубокие чувства: любить, сочувствовать, сострадать. Одна Вера, воспитанная в излишней строгости, отличалась своей холодностью и бесчувственностью. В основу воспитания остальных детей были положены откровенность, доверие и уважение. Именно это стало причиной того, что в доме Ростовых поселился звонкий смех, радость и счастье. Все члены семьи понимали друг друга, поэтому им нечего было делить, у них не было причин для обид и конфликтов.

Наивысшей ценностью для всех Ростовых являлось добро и справедливость. Они обладали светлыми душами и готовы были прийти на помощь каждому, кто в этом нуждался. Л.Н. Толстой не случайно выделил эту семью среди всех остальных, он вложил в каждого её представителя лучшие национальные черты.  

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» на примере семьи Мироновых продемонстрировано, насколько важно взаимопонимание между супругами.

Иван Кузьмич Миронов был комендантом Белогорской крепости. Он всю свою жизнь посвятил службе, был предан присяге, получил офицерское звание за проявленное мужество в сражениях против врагов Отечества. Капитан Миронов был простым человеком, никакого богатства у него не было, жил скромно, но на судьбу не жаловался. Отсутствие роскоши не мешало семье Мироновых жить в мире и согласии.

Василиса Егоровна очень любила своего мужа и помогала ему. Понимая его мягкую натуру, комендантша держала в своих руках крепость, так же как и собственный дом. Василиса Егоровна была умной, рассудительной и отзывчивой женщиной, которая всегда помогала окружающим, но в то же время обладала твёрдостью духа, необходимой для управления солдатами.  

Маша Миронова стала достойной дочерью своих родителей, переняла от них только лучшее. Она была скромной, доброй и порядочной девушкой, душа которой осталась чистой, несмотря на многочисленные жизненные испытания.

В семье Мироновых все отношения строились на доверии и понимании. Именно поэтому они стали настоящими людьми, способными на благородные поступки. Когда враг захватил крепость, Иван Кузьмич предпочёл смерть измене Родине. Василиса Егоровна, не раздумывая, последовала на тот свет за своим мужем. А Маша, оставшись круглой сиротой, не отчаялась и смогла не только выдержать плен и унижения Швабрина, но и спасла возлюбленного от верной гибели, отправившись к самой императрице.   

Примеры из жизни

В большинстве случаев браки у монархов заключались по политическим соображениям, ради выгоды для государства. Однако существуют и такие примеры, когда между августейшими супругами царило согласие и понимание. Причём подобные взаимоотношения способствовали укреплению их авторитета в народе, благоприятная обстановка в семье правителя укрепляла веру подданных в счастливое будущее всей страны.

К примеру, королева Виктория является одним из наиболее почитаемых монархов Великобритании. Её длительная эпоха правления получила название «викторианская» и считается золотым веком в истории государства. Целых 64 года королева Виктория достойно правила Великобританией, заслужив уважение и признание своего народа за значительные достижения в развитии страны. Она заняла трон, когда ей было всего лишь 18 лет, однако смогла проявить твёрдость характера и зарекомендовать себя как достойный правитель. Виктория умело решала государственные дела и строила отношения с известными политиками. Во всём ей помогал муж – принц Альберт, с которым она счастливо прожила 20 лет. Он понимал свою возлюбленную с полуслова и всегда был готов поддержать её и прийти на помощь.

Семейная жизнь королевы Виктории и принца Альберта стала настоящим примером для подражания. Народ видел образ идеального монарха: понимающая супруга, заботливая мать, талантливый политик. Во время её правления были сформированы новые нормы морали, изменены этические ценности. Англичане перестали быть жестокой и агрессивной нацией, став более сдержанными и законопослушными.

Народная мудрость

  1. «Чужая душа – потёмки». Смысл данной пословицы заключается в том, что нельзя предугадать, как незнакомый человек поступит в той или иной ситуации.
  2. «В недружной семье добра не бывает». В данной пословице говорится о том, что не будет добра в той семье, где нет взаимопонимания. Люди не смогут жить в согласии, если не понимают друг друга.
  3. «Великие души понимают друг друга». В этой пословице говорится о том, что все великие души способны понять друг друга.
  4. «Крови не одной, да души одной». Так принято говорить о людях, у которых родственные души. Они не имеют общего происхождения, зато похожи друг на друга характером.
  5. «Где любовь и совет, там и горя нет». Смысл данной пословицы заключается в том, что счастливо живут те, кто смог достичь взаимопонимания. Любовь и согласие в семье – залог счастливой жизни.
  6. «Глаза – зеркало души». Наши мудрые предки считали глаза – отражением души. Если глаза были добрые, то и душа у человека была светлая, если же взгляд был недобрым, значит и душа была злой.
  7. «Душу кашей не приманишь».
  8. «Человека тогда узнаешь, когда с ним ложкой пуд соли расхлебаешь». В данной пословице говорится о том, что понять душу человека можно только после того, как познаешь вместе с ним горе. В радости не все открывают своё истинное лицо.
  9. «Нет таких трав, чтоб узнать чужой нрав». В этой пословице говорится о том, что для того, чтобы узнать чью-то душу, необходимо приложить усилия. Нет никакого чудодейственного средства, которое позволит прочитать человека, как открытую книгу.
  10.  «Душа у него нараспашку». Так наши предки говорили о человеке, который был открыт для всех остальных. Понять его не составляло труда, нужно было просто захотеть этого.

Афоризмы

  1. «Хотите понять других — пристальнее смотрите в самого себя». Английский писатель Оскар Уайльд говорил о том, что необходимо понять самого себя, для того чтобы понимать других людей.
  2. «Слова только мешают понимать друг друга». Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери считал, что люди могут понять друг друга без слов. Нужно просто этого искренне захотеть.
  3. «Безумец – это, прежде всего, человек, которого не понимают». Великий русский писатель Л.Н. Толстой говорил, что безумцем люди называют того, кого не могут понять.
  4. «Дураков меньше, чем думают: люди просто не понимают друг друга». Французский философ, моралист и писатель Люк де Клапье считал, что глупых людей не так уж много, гораздо чаще люди просто не понимают друг друга.
  5. «Несчастные эгоистичны, злы, несправедливы, жестоки и менее, чем глупцы, способны понимать друг друга. Не соединяет, а разъединяет людей несчастье…». А.П. Чехов писал о том, что в несчастье люди неспособны понять друг друга. Горе овладевает их разумом и не даёт возможности анализировать происходящее.
  6. «Взаимная любовь не гарантирует взаимопонимания». Английская писательница Айрис Мердок считала, что взаимная любовь не является залогом взаимопонимания. Для того чтобы понять друг друга, людям необходимо работать над этим ежедневно. Чувства не имеют к этому никакого отношения.
  7. «Человек поймет другого, когда придет соответствующее время, а не потому, что этот другой захочет, чтобы его поняли». Японский писатель и переводчик Харуки Мураками говорил, что всему своё время. По его мнению, от самого человека не зависит то, когда его смогут понять.
  8. «Вовсе не обязательно соглашаться с собеседником, чтобы найти с ним общий язык». Первая женщина, занявшая пост премьер-министра Великобритании, Маргарет Тэтчер считала, что взаимопонимания с любым человеком можно достигнуть, придерживаясь собственной точки зрения. Вовсе не обязательно подстраиваться под чужое мнение, чтобы найти с кем-нибудь общий язык.
  9. «Невозможно понять всех, если не прислушаться к каждому». Премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер считала, что необходимо прислушаться к каждому человеку, для того чтобы понять весь народ. Нельзя обо всех судить одинаково.
  10. «Вглядитесь пристальнее в себя и поймете любого другого». Американский писатель-фантаст Айзек Азимов говорил о том, что необходимо разобраться в самом себе, для того чтобы научиться понимать окружающих.

  • Почему люди используют вводные слова в своей речи сочинение рассуждение
  • Почему люди изучают английский язык сочинение
  • Почему люди любят путешествовать декабрьское сочинение
  • Почему люди завидуют сочинение
  • Почему люди любят путешествовать сочинение господин из сан франциско