Портрет Деда Мороза в юности, самая веселая азбука и сказки Астрид Линдгрен: если ваши дети любят читать, то эти новые книги они будут рады найти под елкой.
«Звездная пыль. Языки и знаки»
Можно ли научить Маугли говорить? Как мы понимаем другого? Умеет ли горилла шутить? Как общаются между собой клетки? Мы не имитируем поведение очень бодрого человека лет четырех, а рассказываем о книге, где можно найти ответы на все эти вопросы.
Пусть небольшой размер альманаха вас не смущает: это полноценная книга, которая благодаря сочетанию научных фактов, комиксов и загадок будет интересна даже самым непоседливым читателям.
Юная героиня этой книги просыпается в первый день нового года, еще не зная, сколько всего с ней произойдет за эти 365 дней, которые — несмотря на сложности в виде потерянных зонтов и ссор с братом — окажутся чудесными.
Небольшая книга станет отличным подарком для начинающей читательницы, особенно если у нее есть вредный старший брат. Дополнительно стоит отметить иллюстрации, очень теплые и местами ужасно смешные.
«Когда я вырасту, я стану Дедом Морозом» Грегуара Золотареффа
Маленький мальчик Ноэль Мороз, обожающий красный цвет, находит в лесу загадочный мешок и записку, а потом и вовсе знакомится с гномами, шепчущими ему какой‑то большой секрет. Теперь Ноэлю нужно преодолеть страх и отправиться ночью в лес, чтобы помочь гномам в их загадочных делах.
Книга французского художника Грегуара Золотареффа отлично подойдет для предновогоднего вечера, когда малышам непременно хочется узнать, откуда же взялся этот загадочный старик, развозящий подарки в новогоднюю ночь.
Издательство
«Самокат», перевод Ирины Балахоновой
Хитрый голодный лис отлично знает, что в праздничную ночь никто не помешает ему полакомиться свежей курятинкой, поскольку люди сидят по домам. Но кое‑кто охраняет хутор и пристально следит, чтобы никаких неприятных событий на хуторе не произошло.
Книга Астрид Линдгрен (советую обратить внимание, что переизданы две книги, «Гном и лис» и «Не спит лишь гном») — отличный вариант книжного подарка на Новый год. Во-первых, это классика, во-вторых, герои добрые и потешные, а в-третьих, смотреть, как лис ест кашу, сидя рядом с гномом, — удовольствие, которого не стоит себя лишать.
Подробности по теме
Дети начинают и выигрывают: детские писатели и переводчики об Астрид Линдгрен
Дети начинают и выигрывают: детские писатели и переводчики об Астрид Линдгрен
«Чай в зимнем лесу» Акико Миякоси
Маленькая Кикко решительно надевает красную шапочку и отправляется к бабушке, потому что папа забыл взять с собой пирог. В лесу не очень уютно, Кикко торопится и оказывается у незнакомого дома в чаще, где звери собрались для праздничного чаепития.
Классическая история про Красную Шапочку звучит по-новому. Сдержанная черно-белая графика добавляет очарования, а портреты зверей завораживают. Единственный минус: после прочтения очень сильно захочется пирога.
Издательство
«МИФ», перевод Елены Байбиковой
Ежик встречает единорога, эму лопают эскимо, а загадочная балерина на барабане превращается в бабушку! А еще здесь вам попадутся рыцарь-рыба и замаскировавшийся под зайца жираф.
Если у вас потихоньку подрастает будущий ученик (или ученица), то «Азбука» станет отличным подарком на Новый год. Вроде как очень полезный подарок, но главное, что это время чистого удовольствия от чтения и иллюстраций, прячущихся в окошках.
На ковчеге стоит шум и гам, потому что звери не только радуются спасению, но и всегда хотят есть. Ной с семьей постоянно заняты, но сталкиваются с неожиданной проблемой: во фруктах завелись черви, и скоро всех нечем будет кормить. Только маленький хамелеон может помочь.
Переосмысленная история ковчега, который и служит местом для спасения, и становится метафорой мирного сосуществования самых разных зверей и птиц. Эта захватывающая книга заставляет переживать и за маленьких хамелеонов, и за остальных обитателей огромного корабля.
Издательство
«Книжники», перевод Ксении Церковской
Таня вместе с родителями переезжает в новый дом. Но двигать мебель ей скучно, поэтому девочка уходит гулять в парк и рисовать все интересное, что встретится на пути, — например, выдру. Героиня готовится к наброску и неожиданно обнаруживает, что зверек умеет разговаривать.
Сказочная повесть Дарьи Варденбург — отличный пример детской книги, которую открываешь, чтобы почитать пару глав между делами, а потом не можешь оторваться. Рекомендуется юным фантазерам и их родителям.
Забавный бело-рыжий котенок зарабатывает себе сосиску на пропитание, танцуя на столиках в придорожном кафе и показывая удивительные представления. Только вот жизнь маленького артиста вовсе не такая легкая и радостная, как кажется посетителям.
Повесть Ольги Артамоновой о бездомном котенке понравится и тем, кто уверенно читает сам, и тем, кто еще предпочитает читать вместе с родителями. Вместе с героями нам предстоит понять, как важно заботиться о живом существе, не бояться неизбежных трудностей и помнить, что для важных вещей нужно время.
Дедушка и мама Миры в ссоре, поэтому девочка тайком ходит навещать старика в интернат, пока не узнает, что он никогда не был на море. Теперь для Миры нет задачи важнее, чем организовать поездку. К тому же вдруг удастся помирить маму и дедушку? Но все идет не по плану.
Повесть Алены Кашуры рассказывает о сложных семейных отношениях, которые смогут исправить дети: они иногда лучше взрослых знают о важности любви.
Молли Мун живет в приюте, и каждый ее день плох из‑за мисс Гадкинс, издевающейся над сиротами. Однако героиня не может предположить, как найденная ею книга про гинотизм изменит мир вокруг, заставив опасных и неприятных взрослых слушаться бедную сироту.
Роман Джорджии Бинг выходил в России много лет назад. История о девочке, научившейся преодолевать трудности благодаря смекалке, с юмором описывает мир, где дружба и любовь могут сделать больше, чем гипнотизм.
«И охотник вернулся с холмов» Марии Пастернак
Главный герой Уолден МакГрегор — студент, волей судьбы покинувший родной Эдинбург и оказавшийся в Оксфорде. Не то что Оксфорд так плох, но сложная семейная история тяготит Уолдена, и он старается разобраться в своих чувствах и в запутанных событиях прошлого.
Мария Пастернак, знакомая читателям по книге «Золото Хравна», написала роман, который кажется посвященным современности, но лишь на первый взгляд. Ведь причины всего лежат в прошлом, и именно оно становится одним из главных участников событий. Стоит купить на каникулы, чтобы дать отдохнуть за чтением истерзанным выпускникам.
Подробности по теме
8 новых книг для детей и родителей
8 новых книг для детей и родителей
Приближаются первые зимние выходные. «Вечерняя Москва» подготовила обзор событий, которые пройдут в столице 4 и 5 декабря и станут безусловным стимулом выйти из дома.
Открывает обзор День воинской славы, который 5 декабря приурочен к началу контрнаступления советских войск в битве под Москвой. Праздничные мероприятия пройдут во многих музеях столицы. Так, в воскресенье на тематическую программу гостей ждет Музей Героев Советского Союза и России.
День начнется с мемориально-патронатной акции у памятника рабочим Черемушкинского кирпичного завода, погибшим в Великой Отечественной войне. Участникам мероприятия расскажут о заводе и о судьбах погибших, чьи имена увековечены на памятнике.
В музее открыты две выставки: «Бери шинель, пошли домой!» и «Они отстояли Москву». На экскурсии «Москва — Город-герой, Москва — город Героев» гостям поведают о том, как в тяжелых боях 1941 года рождались боевое мастерство и готовность к подвигу. А завершит программу лекция «Портреты Героев рассказывают».
В день 80-летия начала контрнаступления Красной армии Музей обороны Москвы приглашает горожан присоединиться к праздничной программе «Заря Победы». Старт мероприятиям даст экскурсия «Великий подвиг защитников Москвы: контрнаступление под Москвой», где гостям расскажут о том, почему Москва была главной целью нацистской Германии, и покажут подлинные экспонаты с интересными историями.
Юные посетители приглашаются на мастер-класс, где создадут работу на тему «Контрнаступление под Москвой», а также на одноименную квест-викторину. Завершит программу кинопоказ документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой».
Музей-панорама «Бородинская битва» 5 декабря также зовет москвичей на специальную программу, приуроченную к 80-летней годовщине Битвы под Москвой. Событию посвящена открытая в панораме выставка «Мир хочет знать, кто мы такие».
Кульминацией мероприятия станет концерт «Нам родная Москва дорога!», где зрители услышат музыкальные произведения советских композиторов-фронтовиков.
Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва
Международная выставка мишек Тедди Hello Teddy 4 и 5 декабря зовет горожан в ТЦ «Тишинка». Тысячи медведей устроят в настоящем рождественском городе предновогодний праздник. Кого здесь только не встретят гости выставки! На катке, кроме мишек, можно заметить зайцев, выдр, лис, барсуков. Шуточный проект «Фрутомонстры» объединит мишек Тедди с полезными фруктами и овощами.
Самых маленьких мишек, которых представит Мастерская миниатюрной игрушки, можно рассмотреть только под микроскопом. Среди миниатюрных мишек — клоуны и костюмированные герои, рост которых не превышает двух сантиметров.
Фото: Пресс-служба выставки
Большой фестиваль мультфильмов 4 и 5 декабря ждет взрослых и детей в московских кинотеатрах. Зрители увидят лучшую мировую анимацию и конкурсные показы, смогут принять участие в мастер-классах и бесплатных программах, открытом фестивальном клубе и «Ночи анимации». Фестиваль покажет детские программы современной российской анимации и девять полнометражных фильмов.
В российской конкурсной программе «6+» дети смогут увидеть мультфильмы о брекетах, о дружбе девочки и Тигра, о барашке Уолтере, который хотел стать облаком, а в программе «12+» — мультфильм-зарисовку о настоящем романтике.
Фестиваль представит ретроспективу режиссера-аниматора Марии Муат, авторству которой принадлежат циклы сказок о дядюшке АУ, «КОАПП», фильм «Влюбчивая ворона».
Специальным событием фестиваля 4 и 5 декабря в киноцентре «Октябрь» станет Уикенд Хаяо Миядзаки.
Кадр из фильма «Ежик в тумане»
В Музее Москвы первые зимние выходные будет работать фестиваль новогодних программ «Елочный базар», стартовавший в первый день декабря. Юные гости и их родители смогут посетить четыре елки, шесть праздничных спектаклей и выставку «Рождество».
Самые юные посетители приглашаются на программу «Теплая елка». Их ждет сказка с оригинальным сюжетом, открывающая тайну появления на свет Деда Мороза. Участники праздничной программы «Чудная елка» устроят распаковку подарков, спрятанных в старинном сундуке. «Щелкунчик и Мышиный король» познакомят с писателем Эрнстом Гофманом и его сказкой. А «Рождественские истории о Москве и москвичах» расскажут участникам программы о столице времен Гиляровского.
В субботу, 4 декабря, театр «Ученый медведь» покажет необычную постановку «Музыка из всего», а на следующий день Театр из пластилина представит спектакль «Человеткин».
Фото: Андрей Никеричев / АГН Москва
На Главной выставке страны продолжается Международный фестиваль искусств «Вдохновение», впервые представляющий проект «Вдохновение. Зима». На форум приедут творческие коллективы из разных городов и стран. А основными темами их выступлений станут дружба народов и семья.
В субботу, 4 декабря, зрителям покажут спектакль Архангельского театра драмы «Сказка об Одиссее» в постановке Андрея Гогуна. Непростой сюжет эпоса адаптирован для самых маленьких, а показ проходит в нарочито бытовом повествовании. В то же время добрый юмор для взрослых не оставит скучать родителей в роли простых сопровождающих.
Юные гости фестиваля смогут посетить две творческие лаборатории: «От алеутов до эскимосов через театр», где расскажут о культуре, обычаях и верованиях народов Севера России, и «Кухня мира», где в процессе приготовления блюд разных стран ребята создадут свой мультфильм.
В выходные дни пройдет ряд интересных познавательных мероприятий. Так, Исторический музей к выставке «Шедевры Русского музея. «Смолянки» Дмитрия Левицкого» приурочил специальные образовательные мероприятия. 4 и 5 декабря выставку можно посетить с обзорной экскурсией, на которой расскажут интересные факты из жизни воспитанниц и истории Смольного института.
Кроме того, в субботу состоится лекция «Парфюмерия и гигиена смолянок» об изобретениях XVIII века, призванных сделать людей чище, ухоженнее и опрятнее.
Фото: Александр Авилов / АГН Москва
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени приглашает жителей и гостей столицы в лекторий. В рамках цикла авторских лекций Елены Архиповой, приуроченного к выставке «Мода на Nature. Пейзаж и натюрморт из собрания Музея Тропинина», в субботу, 4 декабря, слушателям расскажут о «Русском натюрморте. Что искали художники в «мертвой природе?»
Юные горожане в субботу, 4 декабря, приглашаются в Центр Гиляровского на курс по москвоведению «Место действия — Москва», приуроченный к 125-летию Музея Москвы.
Главными инструментами для изучения Москвы станут персонажи, которых в процессе занятия создадут дети и которые примут участие в важнейших исторических событиях. Ребята познакомятся с особенностями жизни людей в разные эпохи, увидят повседневный быт и разнообразную архитектуру.
Фото: Алексей Орлов / Вечерняя Москва
Музей-заповедник «Царицыно» 4 декабря зовет москвичей на экскурсию «Ночное Царицыно». С наступлением сумерек уникальные архитектурные сооружения увеселительной императорской усадьбы освещаются огнями и предстают в ином облике.
Во время экскурсии участники поймут, с чего начинается архитектурный стиль Царицына, для каких целей построены дворцы и павильоны, мосты и ворота, что скрывается за их образами.
В первые выходные зимы горожан в Гостином дворе ждет Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction. В ярмарке примут участие представители восемнадцати стран. Германия выступит в качестве специального гостя ярмарки под лозунгом German Stories.
Для посетителей подготовлена масштабная программа, знакомящая с литературными новинками, презентующая уникальные авторские книги. На ярмарке будут работать специальные разделы: «Комиксы», «Антикварная книга и букинистика», «ДНК книги» и «Бизнес-зона».
Детская программа «Территории Познания» темой текущего года выбрала «Потому что я такой». Здесь каждому ребенку и взрослому предстоит ответить на вопрос: «Интересно, я какой?». В рамках программы состоятся более 50 мероприятий: дискуссии, обсуждения книг, лекции, спектакли.
Фото: Наталия Нечаева / Вечерняя Москва
Традиционно музеи и галереи города предлагают вниманию гостей несколько интересных выставок. Так, Исторический музей представляет выставочный проект «Российская империя», приуроченный к 150-летию музея.
Посетители увидят более 400 экспонатов, демонстрирующих историю развития Российской империи. Экспозиция условно поделена на несколько разделов, один из которых посвящен становлению Российской империи в петровское время и расширению ее территории на протяжении последующих правлений. Символическим экспонатом выставки является реплика одной из главных императорских регалий — Большой Императорской короны, предоставленной Гохраном России.
Выставка New Elements, организованная проектом Laboratoria Art&Science Foundation, открыта в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Экспозиция предлагает зрителю взглянуть на мир как на аналоговый компьютер. Произведения художников из разных стран возвращают цифровые данные в реальность и показывают, как все вокруг взаимосвязано.
Выставка состоит из трех разделов: «Аутографические измерения», «Вычисляя с природой» и «Цифровая материальность». Посетителям предстоит оценить несколько работ: «Естественную историю сетей / SoftMachine» Ральфа Беккера, интерактивную аудиовизуальную инсталляцию «Пещера» Терезы Шуберт, инсталляцию Exo-ark Ильи Федотова-Федорова, которая исследует отношения между человеком и природой, биохимическую инсталляцию Poem Томаса Фойерштайна.
Фото: Артем Соболев / Вечерняя Москва
Музей архитектуры имени А. В. Щусева, Итальянский институт культуры в Москве и Фонд Кверини-Стампалья (Венеция) зовут москвичей на выставку «Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта».
Посетители увидят уникальные панорамы Венеции XV–XVIII веков. С помощью современных технологий будет воссоздана «Панорама Венеции» Джованни Бьязина. Эта панорама была создана в качестве художественного аттракциона для Национальной художественной выставки 1887 года в Венеции. Впервые на суд публики будут представлены фрагменты копии этой диорамы.
Гостям музея расскажут, как старинные гравюры повлияли на иллюстрации туристических путеводителей, на появление панорамных литографий с видами Венеции, иллюстрированных карт города XVIII–XIX веков.
Государственный Дарвиновский музей представляет выставку «Гориллы в тумане», посвященную работе женщины-этолога Дайан Фоссии, изучавшей поведение животных в дикой природе.
Посетители смогут почувствовать себя в мире джунглей. Здесь, на документальных фотографиях и видео, демонстрируются главные открытия этолога о жизни горилл. Экспозицию дополняют предметы из коллекции млекопитающих. А выразительные портреты этих животных представлены графикой из фондов музея, иллюстрациями из фонда редкой книги и фотографиями зоолога Сергея Волкова.
И, конечно, москвичей и гостей столицы ждут в кинотеатрах. В четверг, 2 декабря, очередная порция фантастических, лирических, драматических и просто хороших фильмов и мультфильмов вновь порадовала большой экран. В афише несколько лент национального производства: «На близком расстоянии», «БУМЕРанг» и «День мертвых», чудесные семейные фильмы «Ледяная история», «Восточный ветер. Великий ураган» и «Щенячий патруль: Улетная помощь», фантастическая картина «Охотники за привидениями: Наследники», документалка «Сбой в матрице», драмы «Превратности разума», «Половинка меня» и «Дом Gucci».
Фото: Охотники за привидениями: Наследники, 2021 год
Тематические мероприятия и показы, приуроченные к 80-летию Битвы под Москвой, пройдут в сети кинотеатров «Москино». 5 декабря кинотеатр «Художественный» представит рабочие материалы фильма «Первый «Оскар» Сергея Мокрицкого, в основе сюжета которого — история съемок фильма «Разгром немецких войск под Москвой». А в кинотеатрах «Сатурн» и «Полет» в воскресенье можно посмотреть фильм «Москва 1941–1945. Хроники будней» Маргариты Захаровой и Алисы Насртдиновой.
Редакция «Вечерней Москвы» желает вам провести эти выходные интересно и с пользой.
Якутские загадки:
v
Четыре наряда у этой
красавицы, И в каждом наряде – любому понравится. (Земля)
v
Без семян, а растут.
(Волосы)
v
У старухи одеяло
разорвалось. (Разлом
льда)
v
Есть трава, что
никогда не увядает. (Мох)
v
Над избой лежит
щербатая поварешка. (Луна)
v
Эти двое при народе,
век не изменяются,
Весело всегда уходят, с плачем возвращаются.
(Вёдра)
Эвенские загадки:
v
Старик на огне сидит, поднимает шапку и поет. (Чайник)
v
Белый олень приходит, когда черный олень уходит. (День и ночь)
v
На гладком льду рыбу покрошили.
(На небе звезды)
v
Собака туда-сюда бегает, визжит и белую строганину
выплевывает. (Рубанок и стружка)
v
Красную лису в красной норе привязали, и она никак убежать не
может. (Язык во рту)
v
Две собачки в беге соревнуются и визжат, а перегнать одна
другую не могут. (Полозья санок)
v
Вокруг озера девушки «Ёхорьё» танцуют. (Ресницы)
Эвенкийская Легенда о медведе.
Издавна считалось, что медведь – хозяин тайги, сильное и
мудрое животное.
Но однажды злой охотник убил маленького медвежонка.
Мама медведица от горя, что потеряла малыша, не сделав себе
берлоги, стала бродить по лесу в поисках того охотника.
Она пришла в стойбище, от горя и обиды на человека она стала
мстить, давить оленей, разорять лабаз, нападать на людей.
И оленеводы были вынуждены застрелить медведицу, чтобы
прекратить несчастья в стаде.
С тех пор, убивая медведей, охотник всегда извиняется за
совершенный грех.
Юкагирские загадки:
В лесу родилась, на воде живу.(Лодка)
Кто на своей голове лес носит?(Олень)
Кто без ног, но быстрее всех?(Рыба)
Рук много, нога одна.(Деревья)
Голова с шапкой, нога без сапога.(Гриб)
Юкагирская сказка
«Почему лиса красная «.
Старик и старуха жили, лису как дочку воспитывали. Старик
рыбу ловил, на охоту ходил. Старуха юколу делала, мясо сушила. Юколу и мясо
в амбаре хранили.
Лиса из того амбара еду таскала, очень жирной от этого стала. Однажды еда в
доме кончилась, старуха старика в амбар послала:
– Старик, юколу, сушёное мясо принеси.
Старик пришёл в амбар – там ничего нет. Только следы лисы заметил. Старик
домой прибежал, лису из-под лавки вытащил, за кончик хвоста схватил, бить
стал. Так бил, что у лисы кровь везде выступила. Шкура её поэтому красной
стала. Только кончик хвоста белым остался, его старик в руке держал.
Долганские загадки:
v В ямке из-под ягеля лежит и кормится, по пастбищу прыгает. (Заяц)
v
Продолговатой формы с длинным носом, под кроватью имеет
тропы, под землей имеет дом. (Мышка)
v
Стадо оленей кругом озерка кормится, говорят. (Зубы)
v Грамотный пишет, но не может догнать.
(Следы оленьего стада)
v
Меньше цветка, но сильнее быка.
(Пуговица от упряжи оленя)
Чукотский миф «Лиса и горностай».
Жили-были лиса с горностаем. Говорит лиса горностаю:
— У нас нет еды, идём на реку ловить рыбу!
— Нет, я иду в стойбище по делу, а ты иди на рыбалку.
Спрятался горностай за полог и лёг спать. Пришла лиса домой усталая, села в
полог, стала раздеваться и думает:
«Хорошо было бы попить горячего чайку с мороза. Жаль, что горностая
нет!»
В это время горностай выскочил из-за полога. Лиса спросила:
— Ты уже пришёл из стойбища? — Нет, я там не был.
— Почему?
— Я уснул.
— Почему?
— У меня болел живот.
— Ах ты, лгун!
Обиделся горностай на лису, собрал свои вещи и ушёл от лисы в тундру.
Эвенкийские загадки:
v
Сколько бы я ни ел, не могу наесться. А боюсь я только того,
кто мокрее всех на свете. (Огонь)
v
Дышит? (Туман)
v
Плачет? (Дождь)
v
Всех умнее! (Человек)
v
Не огонь, а греет. (Солнце)
v
Сколько ни старайся на крюк не подвесишь. (Яйцо)
v
Когда олень идёт, он всё пьёт да пьёт. (Колокольчик)
v
Два лося по обе стороны бугра лежат. (Уши)
Долганская сказка «Ворон и лебедь».
В старину ворон, летая, увидел лебедя и начал ему расхваливать
своих воронят:
— Почему ты, лебедь, не женишься на моей дочери — ведь она
краше солнца?
Как-то приходит лебедь к ворону, а там уже готовят свадебный
пир. Видит лебедь — а у ворона все дети черные как сажа.
И подумал лебедь: «Говорил ворон, что дочь у него очень
красивая, а она очень безобразная».
Но делать нечего — не отказываться же лебедю от данного
слова, и он решается жениться на дочери ворона. Несут ему
и свадебное угощение — кровяную похлебку. Стал лебедь есть. Только сунул
он клюв в похлебку, как клюв его почернел. Тогда он, испугавшись, побежал.
А убегая, опрокинул посудину с кровяной похлебкой себе
под ноги, и ноги его стали черными. С тех пор у ворона с лебедем не ведется
дружбы.
Эвенкская сказка «Медведь и бурундук».
Медведь всю зиму спал в своей берлоге. Когда же снег стал
таять от солнца и побежали первые ручьи, медведь проснулся. Вышел он из
берлоги голодный. Ведь всю зиму ничего не ел. Пошел медведь искать себе
пищу. Искал-искал, — ничего не нашел. Встретил он по дороге пень.
Рассердился, обхватил пень и стал его выворачивать. Но не смог выворотить,
потому что был голодный и слабый.
Из-под пня выскочил бурундук. Бурундук
тоже, как и медведь, всю зиму
спал в своей норе под пнем. — Дедушка,
почему ты такой
сердитый? — Очень
есть хочу. Нет ли чего-нибудь у тебя поесть? —
Сейчас принесу, — ответил бурундук. Забрался он в свою нору и вынес оттуда
много сладких корней и орехов — свой осенний запас. —
Ешь, дедушка, — говорит он медведю. Медведь съел и сказал: —
Хоть ты и маленький зверек, но
хороший. Медведь погладил
бурундука своей когтистой лапой. От этого у бурундука на спине появились
черные полоски. С тех пор у
всех бурундуков на спине черные полосы.
Чукотские загадки:
v
Кто три раза в год в новую одежду одевается?
(Нутэнут – земля)
v
Говорят, в воде не тонущий, в огне не горящий. (Тинтин – лед)
v
Белые комары летят, голоса не подающие, не кусающие. (Пин’этъулти – снежинки)
v
Без рук, без иглы, зато на стекле вышивает. Что это? (Чьэчен’ – мороз)
v
Воронище прилетел, плечи расправит — солнце спрячется. Что
это за ворон? (Иъиик’ – туча)
v
Без ног, а все время бегающая, спешащая, а куда она спешит? (Вээм – река)
Якутская сказка «Лошадь и олень».
Однажды лошадь паслась на большой зеленой поляне. Хорошая
попалась поляна. Было на ней просторно и сытно. Но как-то заявился туда
красавец олень. Осмотрелся и говорит:
– Места здесь достаточно, травы много – и лошади, и мне хватит. Останусь
здесь насовсем. Лошади это не понравилось, она хотела пастись на поляне одна,
но как прогнать оленя не знала. Тогда лошадь обратилась за советом к
человеку:
– Что мне делать? Как выгнать оленя с моей любимой поляны?
– Я не могу догнать оленя. Вот если бы я
надел на тебя уздечку да сел верхом – тогда бы я прогнал оленя. Лошадь
согласилась. Человек надел узду, сел верхом и поехал. Прогнать оленя
удалось, но сама лошадь с тех пор распрощалась с вольной жизнью и стала
служить человеку.
Якутские пословицы и поговорки:
v
Бывает в беде – недруг спасет.
v
Счастье и горе вместе с человеком ходят.
v
Доброе слово приносит счастье.
v
Счастье проглядывает и между облаками.
v
Правда и в воде не тонет и в огне не горит.
v
Доброе слово забывается, злое дело запоминается.
v
К честному человеку и соринка не пристанет.
Чукоткие пословицы и поговорки:
v
Не ворчи всё время, иногда помалкивай.
v
Не торопитесь осуждать молодых, а торопитесь дать совет.
v
Все твои старания только в языке. Так бы в
труде ты усердствовал!
v
Хоть лицом он не красавец, но сердцем (душой) он красив.
v
Не хвали самого себя, послушай, что другие говорят.
v
Сначала подумай, прежде чем что-то сказать.
Эвенские пословицы о поговорки:
v
На один палец много
колец не надевай.
v
Если у тебя нет
друга, ищи, а если найдешь — береги.
v
Чем быть обманщиком,
лучше быть немым.
v
Лягушка у себя в
болоте — богатырь.
v
Когда женщина с
ружьем — она вроде левши.
Эвенкийские пословицы и поговорки:
v
Плохую да недобрую речь одним ухом слушай, а через другое
выпускай.
v
Охотнику нужны олени, как глухарю крылья.
v
Работающий дрова рубит вечером, а лентяй – утром.
v
Кто утром поздно встаёт, к тому и грязь пристаёт.
v
Глубокая заводь и глубокая мысль одинаковы.
v
Речь ребёнка – это пение птички.
v
Люди разнолицые,
олени разношёрстные.
Долганские пословицы и поговорки:
v
Оленята бодаются — сил набираются.
v
Чай крепче, если он с добрым другом разделён.
v
Мужчина должен быть без страха, а женщина — умней, чем
росомаха.
v
Корми пса щенка, если хочешь иметь хорошего дружка.
v
Что сделал спешно, то очень трудно переделать.
v
Когда есть еда, то и метель и стужу можно в чуме сидеть и
сказку слушать.
ЗИМняя лестница
ЛИтературная тропа
«Фольклор народов Севера»
Пословицы и поговорки юкагиров:
v
Где полюбишь – глаза там, где больно – рука там.
v
Если хочешь далеко видеть, не останавливайся на склоне
холма, поднимись на его вершину.
v
Не надо поднимать много шума из–за пустяка, подобно чайке.
v
Если хочешь стать настоящим мужчиной, не будь слугой у своей
лени.
v
Лучше собака, чем плохой друг.
Конспект НОД
Образовательная область: «Речевое развитие»
Образовательная деятельность: чтение художественной литературы
Возраст детей: от 3 до 4 лет
Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса»».
Программное содержание.
Способствовать формированию у детей умение внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запомнить отдельные слова и песенки героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их, продолжать расширять словарный запас детей (кафтан, гусельки, совершенствовать умение внятно произносить в словах звук «ш» (пшено, окошко, горошек).
Способствовать развитию слухового восприятия, уточнять и закреплять артикуляцию звуков, развивать логическое мышление, внимание.
Способствовать воспитанию у детей интереса к художественной литературе, желание прийти на помощь друг к другу и сопереживать героям сказки.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: иллюстрации настольного театра сказки «Кот, Петух и Лиса».
Раздаточный материал: геометрические фигуры на каждого ребенка (квадрат, два треугольника, круг).
Индивидуальная работа: работа с символами и закрепление новых слов.
Активизация словаря: кафтан, гусельки.
Предварительная работа: чтение сказки, создание настольного театра к сказке, рассматривание иллюстраций к сказке, повторение песни Петушка, рассматривание предметных картинок (гусли, кафтан, знакомство с символами.
Ход занятия:
Воспитатель:
-Здравствуйте, дети! Давайте вместе поздороваемся, поиграем в пальчиковую игру «Здравствуй»:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, легкий ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую.
Воспитатель:
-А теперь покажем: «Заборчик» (Дети улыбаются, с напряжением обнажив сомкнутые зубы, и «Покрасим широким язычком потолок» (Дети широко открывают рот и языком проводят по небу).
Воспитатель:
-А теперь выполним дыхательное упражнение: бабочка села на ладошку, подуем на нее со звуком [ш]. (Дети набирают воздух через нос и выдыхают его через рот, произнося звук ш-ш-ш.)
Показываю детям иллюстрацию домика.
Воспитатель:
-Что это?
Дети:
-Домик.
Воспитатель:
-Как в сказках называется этот домик?
Дети:
-Избушка, теремок.
Воспитатель:
-Хотите узнать кто живет в этом домике? Сейчас я превращусь в сказочницу и расскажу вам сказку, которая называется «Кот,Петух и Лиса». Мне поможет рассказать сказку волшебный платок. (Звучит музыка, набрасываю на плечи платок).
Рассказываю сказку с показом иллюстраций настольного театра.
Воспитатель:
-Вот и сказочке конец. А вы молодцы, что внимательно слушали сказку.
(Убираю платок)
Воспитатель:
-Что наказывал Петушку Котик, когда уходил на охоту?
Дети:
— Не выглядывай в окошко (Предлагаю повторить слово, выделяя звук [ш])
Воспитатель:
-Расскажите, как Лисичка хотела забрать Петушка, что она говорила? Каким голосом?
Дети
— Хитрым, ласковым (Интонационное упражнение провожу 2-3 раза).
Воспитатель:
— Что она ему обещала?
Дети:
— Горошку,пшена. (Предлагаю повторить слова, выделяя звук [ш])
Воспитатель:
— Как звал Петушок Котика? Каким голосом?
Дети:
-Громким, он боялся. (Интонационное упражнение провожу 2-3 раза).
Воспитатель:
-Как Котик спас Петушка?
Дети:
-Догнал Лису, отнял Петушка, а в третий раз купил кафтан, шляпу с пером, гусли и обхитрил Лису.
Воспитатель:
-А что такое кафтан?
Дети:
-Одежда. (Уточняю, что кафтан, это верхняя одежда и спрашиваю нескольких детей).
Воспитатель:
-А что такое гусли?
Дети:
-Музыка (Уточняю, «музыкальный инструмент» и спрашиваю нескольких детей).
5.Физкультминутка: под русскую народнуюмелодию дети изображают движение Лисы: «подкрадываются», «приседают»; Петушка : «машут крыльями»; Котика «быстро двигаются по кругу».
Воспитатель:
-Что у вас на столах.
Дети:
-Геометрические фигуры.
Воспитатель:
-Пусть квадрат будет избушкой, в которой живут Кот и Лиса.
Воспитатель:
-А как вы думаете, какая фигура будет Петушком?
Дети:
-Красный треугольник.
Воспитатель:
-А почему Петушок красный треугольник?
Дети:
-Потому что Петушок красный.
Воспитатель:
-А где Котик?
Дети:
-Серый круг.
Воспитатель:
-Почему Котик-это серый круг?
Дети:
-Котик такого же цвета – серого.
Воспитатель:
-А большой оранжевый треугольник?
Дети:
-Это Лиса.
Воспитатель:
-Почему оранжевый треугольник- это Лиса?
Дети:
-Потому что Лиса большая, рыжая.
Воспитатель:
-Кот, Петух в домике: в квадрат положите серый круг и красный треугольник.
-А теперь Кот ушел: Кот — серый круг, поставьте в сторону.
-А Лиса подкралась к домику.
-Лиса уносит Петушка, а Кот догоняет их. (Дети выкладывают геометрические фигуры в заданной воспитателем последовательности).
Воспитатель:
-Как называется сказка, которую я вам рассказала?
Дети:
—«Кот, Петух и Лиса».
Воспитатель:
-Почему Лиса унесла Петушка?
Дети:
-Потому что он был непослушный.
Воспитатель:
-Да дети, надо всегда слушаться близких.
Воспитатель:
-А кто вам больше понравился?
Дети:
-Петушок.
Воспитатель:
-А почему он больше вам понравился?
Дети:
-Он выручил Котика.
Воспитатель:
-Друг всегда выручит и придёт на помощь.
Продолжаем робкие попытки не забыть буквы. В прошлый раз мы использовали для этого Пелевина и его роман «Омон Ра». Те, кто осилил, получают допуск на следующий уровень жести: к детским сказкам. Все в курсе — там расчленение, поедание, пытки… Иногда вообще оскорбление чувств. Но подается это добрым голосом и с милыми морщинками у глаз, поэтому все нормально. Добрым молодцам урок, лишь бы они не описялись от жути. Сегодня посмотрим, какими скрытыми смыслами специалисты снабжают известные сказки. Там вареная бабушка, и пожирающая дитя мать, и сексуальный подтекст, бог знает что. Крепитесь.
«Залажу в ракету — а там [censored]»
Сначала разберемся, какие глубины разворошил в душах пользователей Пелевин из прошлой серии. Тогда, исключительно из ехидства, мы настаивали на бумажной версии. Некоторые послушались — заново учились свайпать по бумаге, удивлялись, что текст не увеличивается раздвиганием пальцев (согласны, странный баг).
Пелевин щекочет безысходностью и сарказмом, читать его — как болтать ногами, сидя на крыше девятиэтажки. Довыделывался, свалился — уже не так щекотно.
В итоге в чате «Книжного клуба» сложилась неподражаемая составная рецензия в репликах умных людей. Она удобна еще тем, что позволяет угадывать возраст читателей.
«Пелевина? Перечитать? В седьмой раз?! Конечно!» — никогда не отказывается пуститься во все тяжкие Slava sssR.
«„Омон Ра“ — чудовищная (со знаком плюс) фантасмагория про советскую реальность, которую я успел застать. Особенно понравилась тема про „сильных духом“», — умело пользуется кавычками Евгений.
«Абсурд, — резюмирует Юлия. — Преувеличенный, но прям в точку. На эпизоде о егерях поймала себя на мысли, что мы живем в таком же абсурде».
«Классно зашло: „небольшое вранье во имя великой Правды“. Это нужно в школе давать, вместо Достоевского», — рекомендует Агата.
Читательница Y M застала удивительные времена, когда Пелевин входил в учебную программу: «Препод в универе говорил, что, когда вырастем, все равно все Донцову будем читать…»
До Донцовой (кстати, кто это?) Y M пока не доросла, но «Омон Ра», надеемся, осилит.
Малоизвестный факт от читательницы Анастасии: «Несколько лет назад „Омон Ра“ стоял в списке рекомендаций для внесклассного чтения 10—11-х классов. Очень меня это удивляло, а сейчас такое, наверное, и невозможно».
«Я застал пионерлагеря и угорал, как у Пелевина получается вернуть меня в ту атмосферу, — делится ощущениями Денис. — Такой сон про СССР, все как на самом деле, но пересобрано в параллельном мире… Потом я вообще читать бросил. А сейчас пару страничек на телефоне посмотрел — ощущения те же. Магия».
«Обожаю „Омон Ра“, — обожает читатель Степан. — Прочитал в подростковом возрасте. Главное — далеко не отсылки к советской классике, а нечто иное. Быть ребенком в СССР — совершенно потрясающее ощущение. Все детство я находился в предвкушении фантастического будущего с полетами к новым мирам и исследованием космоса. И тем больнее было взросление, которое деконструировало эти мечты подобно тому, как Пелевин деконструировал советскую прозу о подвигах. Наверное, с этой книги начинается сквозная тема многих его произведений: жертвоприношения во имя чего-либо. И в ней же показана бессмысленность этого действия, которым мы заняты с зари цивилизации».
«Пелевина не читал, не смог и не буду, — аргументированно опровергает сказанное Дмитрий. — Удовольствия от его трешовых образов не испытываю».
«Дался вам этот Пелевин. Я половину без расшифровок не понимаю», — согласен с предыдущим оратором Андрей. (Это он еще сказок не видел.)
Разумеется, в какой-то момент возникают вопросы об истоках вдохновения автора. Опасные рассуждения на этот счет пресекает Вероника: «Мне кажется, Пелевина уже давно прет без всякого компота».
Иван из 1999 года. Как раз это поколение начало утрачивать навыки чтения (и рукопашного письма). Пелевина принялся читать именно по нашей рекомендации. И у него есть конкретная претензия: «С момента, когда Омон проснулся в койке рядом с сокурсниками, читать было довольно интересно! Все мои перемещения по городу проходили с глазами, опущенными в телефон. Особенно зацепили последние страницы. Но! Именно на этих страницах я не получил того, чего хотел. Что дальше было???»
Тут согласимся: нужен второй сезон.
У Игоря случись прекрасные мрачные флешбэки: «„Омон Ра“ мне давно посоветовал коллега. Сказал, что это „о космической ракете на велосипедной тяге“. Я думал, будет что-то типа „Автостопом по галактике“. Оказалось — нет… Перечитав сейчас, не жалею времени, но советовать никому не стал бы.
Самое начало заставило окунуться в такое чувство безнадеги… Детство я провел в Минске в районе Тракторного. Около метро в торце дома был туалет, он там и сейчас. Но в моем детстве это был недосортир, который позволял сходить по маленькой нужде: мочишься на стенку, все стекает вниз, в желоб. И рядом во дворах, между улицами Грицевца, Долгобродской и бульваром Тракторостроителей, была здоровенная трехуровневая ракета. Ракетище! Помню, маленький иду с мамой и прошу: „Пошли поиграем на ракету, ну пожалуйста!“ Мама разрешает сбегать одному, „ведь ты уже взрослый“. И я радостный бегу, весь в предвкушении — сейчас космос будет наш! Залажу в ракету — а там [censored]».
Возможно, чтобы попасть в резонанс с этим автором, каждому из нас нужно однажды забраться в ракету между Грицевца и Долгобродской.
Пробиваем сказочное дно
Считается, что главный принцип сказок — Добро всегда побеждает. Это популярное заблуждение, напомним правильную формулу: кто победил, тот и Добро.
Теперь пойдем по нарастающей. Даже съевшему собаку в беспросветности Пелевину далеко до милого и простодушного садизма детских сказок. Не важно — славянских, западных, японских или африканских. Голова у сказочников варит примерно одинаково во всех частях света, многие сюжеты повторяются.
Логика вроде бы понятна: подготовка ребенка к основным опасностям. Но настоящих вдумчивых исследователей это не успокаивает. Они ищут второе дно, находят, стараются пробить и его.
Упреки в жестокости, которые принято предъявлять кинематографистам и создателям компьютерных игр, пока никто почему-то не догадался перенести на сказочников. А это потому, что морщинки у глаз — у режиссеров разве есть такие морщинки?.. Арина Родионовна плохому не научит. Полезай, Баба-яга, на лопату.
Но так продолжается до поры, пока кто-нибудь, обслушавшись «Курочки Рябы», не пойдет крушить яйца.
Судьба Колобка
Начнем с самого жуткого. Это, конечно, «Колобок». Тут готовый текст для какого-нибудь рэпкора:
«Я Колобок, Колобок!
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
И от медведя ушел,
А от тебя, лиса, и подавно уйду!»
Конец все помнят: Лиса с шутками-прибаутками съела Колобка.
Казалось бы — ну какие тут интерпретации? Все воспитательные рычаги на поверхности: уйдешь от бабушки и дедушки, будешь таскаться с незнакомцами — себя накормят сладкими речами и съедят.
Но нет. Писатель Михаил Елизаров — классный, модный, тоже знающий толк в беспросветности — видит финальную сцену так:
После этого анализа и возник анекдот про «доктор, а откуда у вас такие картинки?».
Василиса Прекрасная и огненный череп
Тут-то что не так? Добрая же сказка со счастливым концом. Наши вроде победили там…
Суть: Василису угнетает мачеха с дочками, но они обречены, а за героиню всю работу выполняет куколка. В конце девушка выходит замуж за царя, потому что — ну а за кого?
Расправа над злыми сводными сестрами и мачехой описана мимоходом, древнему коллективному автору уже лень разбираться с этими негодяйками. Напомним, как все организовано (не повторяйте, а впрочем, как хотите): Василиса приносит от Бабы-яги череп с горящими глазами, тот выжигает лишних персонажей (сценаристы «Игры престолов» и то дольше возятся).
«Внесли череп в горницу, а глаза из черепа так и глядят на мачеху и ее дочерей, так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся — глаза всюду за ними так и следят; к утру совсем сожгло их в уголь…»
Василиса закрывает избу и уходит жить дальше. Ура, добро победило.
Мораль
Некоторые современные борцы за права женщин любят осмысливать эту сказку с позиций женского раскрепощения. Явно же древние авторы имели в виду эмансипацию, пусть попробуют возразить. Жесткая, но мудрая Баба-яга, вручившая огненный череп, — символ главной феминистки, дающей ключ к освобождению.
В свою очередь, тема куколки, которая все делает за Василису, предсказуемо увлекает некоторых экспертов по морали. Потому что нехорошо приписывать себе результаты чужого труда. Выходит, сказка учит плохому.
«Красная шапочка» и глубины подсознания
Непричесанные сказки с похожим сюжетом ходили по средневековой Европе, Персии (там вместо девочки мальчик), Индокитаю (там вместо волка тигр). Наверное, не только. Впоследствии бесхитростная история была модернизирована Шарлем Перро и братьями Гримм и превратилась в мощное произведение, набитое настоящими или придуманными символами.
Убийства, каннибализм, надругательства над трупом — да ладно, это не такие уж вопиющие штуки на общем сказочном фоне. Как мы помним, «цивилизованные» версии Перро и Гримм отличаются от фольклорных. В исходных народных вариантах все проще и честнее. Фигурировал там обычно оборотень, поскольку эта проблема тогда была актуальной. Церемоний меньше: волк убивает бабушку, варит ее, из крови готовит напиток. Когда приходит девочка с пирожком, или рыбой, или сыром, волк угощает ее бабушкой. А потом тоже съедает.
Все, не ждите охотников. Там нет продолжения. И знаменитого ритуального разговора про большие зубы тоже нет.
Второе дно
В этой сказке — что в новых вариантах, что в исконных — куча корма для анализаторов, которые способны видеть знаки и смыслы.
У них одно на уме:
- бутылка с вином в корзине — символ девственности;
- цвет шапки — отсылка к взрослению, в момент которого появляется «порочный волк»;
- поедание — символ полового акта;
- вспарывание волка — символ женской победы.
Черт, мы думали, это детская сказка!
Это может продолжаться бесконечно. Трактуя любую сказку, в ней удобно находить красивые и глубокие смыслы. Но возможно, найденное говорит о том, что творится в голове у самого аналитика. Фрейду приписывают полезную фразу: «Иногда сигара — это просто сигара».
Сказки сочиняли простодушные и дремучие люди — без слишком мудрого подтекста, просто в качестве развлечения или прививки от страха. Потом украшали профессиональные сказочники. Потом корректировали моралисты, борцы за права детей, идеологи, ранимые люди и так далее.
Похожие прививки от страха мы ставили себе в детстве — Черная Рука, гроб на колесиках, желтое пятно… Тоже фольклор. Обширное поле для трактовок.
А теперь пожалуйте в наш чат. На этот раз просим вспомнить страшные истории из детства, которые необходимо рассказывать ночью в пионерском лагере. Сломанный телевизор, Пиковая дама, сбежавшая обезьяна и прочая Черная Рука приветствуются. Особо любопытно, как эти истории менялись в зависимости от поколения. Чем дети пугают друг друга сейчас?
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by