Почему комедия называется горе от ума сочинение кратко

Тема пьесы горе от ума пьеса горе от ума одно из лучших произведений классической литературы. произведение грибоедова изучается в

Герой произведения «Горе от ума» Чацкий

Тема пьесы «Горе от ума»

Пьеса «Горе от ума» — одно из лучших произведений классической литературы. Произведение Грибоедова изучается в 8 классе. Пьеса легкая, сатирическая. Ее тема — противопоставление силы разума одного безумию многих. Причем побеждает не разум, а глупость.

Комедия Грибоедова «Горе от ума»

А. Грибоедов умело противопоставляет разные категории в саркастической истории: острый ум — глупости, настоящая любовь — цинизму, старый общественный порядок — новым гуманистическим идеям. Многие поколения пишут сочинения-рассуждения по этому произведению. Но вывод всегда один и тот же: главный герой — не жертва, а борец.

Рассуждал о роли Чацкого и Гончаров. Его тоже интересовала суть замысла Грибоедова и является ли Чацкий победителем или побежденным в этом произведении. По мнению Гончарова, герой произведения уезжает из Москвы все же победителем.

На то есть несколько причин:

Грибоедов «Горе от ума»

  1. Он проиграл в словопрениях, был высмеян и изгнан, но его идеи и идеалы все же остались в умах дворян.
  2. Ему удалось поставить под сомнение идеалы меркантильных людей. Значит, нельзя его считать проигравшим.
  3. Он один из тех, кому суждено преобразить московское общество лицедеев тех времен, и так он начал свой путь.

Нет оснований называть Чацкого побежденным или сломленным. Он уезжает сильным духом, готовым к трудной борьбе. Персонаж не сломлен нападками.

Он должен искать новое для себя общество, поддерживающее его взгляды на мир. Поражение героя не абсолютное; проиграть ему суждено лишь несколько локальных битв. В конечном итоге движение либерально настроенных дворян приведет к декабризму, массовым протестам и отмене крепостнического права.

И все-таки так произойдет в далеком будущем. Пока на либералов общество Фамусова смотрит как на сумасшедших.

Идеалы Чацкого

Чацкий — представитель нового поколения дворянства. Он не будет лгать, не будет подхалимствовать и пресмыкаться. В своем монологе он ясно показывает собственные взгляды на устои общества и тем самым обрекает себя на изгнание из Московского бомонда.

Его высшие ценности:

  • честность;
  • открытость;
  • искренность.

Тема пьесы «Горе от ума»

Человек с высокоразвитым сознанием возмущен порядками, царящими в Москве. Никто не хочет заниматься своими прямыми обязанностями. Все только и ждут повышения по службе и наград. Однако усилия никто не прикладывает.

Павел Фамусов хвалится успехами своего дяди, который получил награды и чин за клоунские выходки при дворе Екатерины. На такую тираду молодой дворянин отвечает довольно язвительно:

Теперь, чтобы смешить народ, отважно жертвовать затылком?

Александр Чацкий смел и прям. Он открыто заявляет о своем неприятии службы. По крайней мере, такой службы, какую подразумевает отец Софьи. Фамусов слишком много заботится о социальном положении и слишком мало — о счастье дочери.

Фамусовское общество

Высшие общество для Александра Андреевича становится невыносимым. Павел Фамусов и его гости на балу — представители мрачного, узко мыслящего дворянского сословия. Эти люди не в силах признать взгляды молодого поколения.

Цитаты Фамусова

Либеральные идеи угрожают сломать их устоявшийся жизненный уклад, перевернуть полностью общественный строй. Главный герой пьесы — умный молодой человек с прогрессивными взглядами. Он готов защищать свою культуру, свои философские взгляды.

Видя в его речах угрозу, общество отвергает молодого человека, нацепив на него ярлык «сумасшедшего». Александр Чацкий — явный духовный борец за справедливость. Но он одинок в своих стремлениях. А воевать одному против всех невозможно.

Потому и получилось, что большое количество глупцов потешаются над одной личностью — умным и образованным Чацким. Герой покидает бал, раздавленный напором общественного негодования. Он побежден в глазах насмешников. В собственных глазах и в мыслях грядущих поколений Чацкий — победитель.

Терзания персонажа

Молодой человек по приезде в Москву бросается в дом любимой и остается отвержен. Чацкий разочарован и в любимой, и в российском дворянстве. Но это только начало. Герой осознал, что с людьми, имеющими на него влияние в юности, теперь ему не по пути.

Александр Андреевич страдает по 2 причинам: от неразделенной любви и от неприятия его обществом. Любовная линия в пьесе выстроена очень интересно.

Цитаты Чацкого

Из размышлений героя и его терзаний ясно, что он давно лелеет надежду жениться на этой девушке. Однако Софье не нравятся его прогрессивные идеи и язвительные шутки по отношению к ее кругу. Ей не понятно и то, против чего протестует друг детства.

Софья влюблена в другого — более покладистого и кроткого Молчалина. Хотя Алексей нисколько не любит девушку: он встречается с ней лишь из-за её положения в обществе. Когда все выясняется, Софья понимает свою ошибку. А Чацкий удивляется, как вообще можно полюбить такого глупца и обманщика.

Трагедия в комедии

Нет смысла впадать в иллюзию и сомневаться — Чацкий победитель или побежденный. Сочинение-рассуждение на любовную тему имело бы обратный ответ. В любви Чацкий проиграл. Софья не собирается поддерживать отношения с умным человеком. Но в исторической перспективе побежденными окажутся гости Фамусова, Молчалин, Скалозуб и другие.

Дочь Фамусова избирает тихого, почти незаметного Молчалина. В этом и трагедия. Бесхребетность, услужливость и меркантильность Алексея Молчалина для девушки дороже настоящей любви главного героя.

Конфликт в произведении

Стоит вспомнить, против чего протестует Чацкий, каковы его идеалы. Он мыслит широко. Молодой человек думает не только о себе и своем чине, но и о судьбах миллионов соотечественников. Герой протестует против устоев старого поколения. Он хочет свободы, отмены крепостного права, развития собственной культуры в России.

Конфликт в пьесе возникает на почве различий во взглядах разных поколений. Фамусов — старая гвардия, Александр Андреич — человек нового времени. Между старыми устоями и свежими веяниями мысли всегда разгорается битва.

Психологический портрет Чацкого

Герой готов терпеть все нападки до тех пор, пока надеется на возобновление отношений с Софьей Фамусовой. Когда же он ясно понимает тщетность всех ожиданий, то больше не намеревается кого-то переубедить. Продолжение общения будет являться унижением.

Уехать как можно быстрее из дома Фамусова — это самый правильный вариант развития событий. На то есть 2 причины:

Идеалы Чацкого

  1. Объявить его сумасшедшим — это все, что могли сделать глупые, чтобы доказать свою низость и бестолковость.
  2. Собрание нашло для себя ответ для успокоения совести — молодой путешественник безумен, его надо лечить. Но в действительности лечить необходимо все общество. Комедия положений у Грибоедова безупречна.

Александр понимает, что на его стороне правда, но вступать в словопрения с людьми низкого ума нет никакого резона. Он уходит с победой, держа достоинство и честь. Его нельзя назвать проигравшим. Хотя краткий визит в столицу был неудачным, персонаж Грибоедова не потерял своего достоинства.

Неизвестно, таков ли был замысел и план автора. Но уже многие поколения рассуждают о горе Чацкого. Возможно, он был бы счастливее, если б меньше знал и понимал.

Отбытие из города

Уезжать Чацкому из Москвы приходится до глубины души истерзанным. В нем умерли все надежды. О конце его страданий говорится в цитате:

Ну вот и день прошёл, и с ним Все призраки, весь чад и дым Надежд, которые мне душу наполняли.

Горе от ума

Чацкий, конечно, расстроен. Но не чувствует себя побежденным. Поэтому рассуждение на тему, Чацкий борец или жертва, даже неуместно. Конечно, он боец. Монолог Чацкого «А судьи кто…» не зря превратился в укор всем лицедеям. Победит действительно умнейший, пусть и в далекой перспективе.

Развязка сюжета вполне ожидаема. Безупречный бал стал местом скандала. После его окончания все разъезжаются и бурно обсуждают умопомрачение главного персонажа. Сломить мнение вельмож с огрубевшим сердцем и недалеким умом невозможно.

Страдательный визит в приют детства окончился. Герой понял, что он лишний здесь, и лучше больше не приезжать в этот дом. Возможно, Чацкий поедет дальше путешествовать или вступит в какой-либо клуб единомышленников, начнет развивать и продвигать свои идеи. Но время юности и воздыханий о Софье ушло от него безвозвратно.

Чацкий

Не за горами время победы именно либеральных взглядов. Новое поколение более разумно, образовано. И образ Александра Чацкого — проекция человека нового поколения, каким был и сам А. Грибоедов.

Статьи по теме 

Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 

Образ Софьи Фамусовой в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума 

Бал в доме Фамусова — анализ и роль эпизода в комедии «Горе от ума» 

«Мильон терзаний» — краткий конспект статьи И.А. Гончарова по комедии «Горе от ума» 

Тема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Лиза — характеристики героини в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

«Горе от ума» — краткое содержание пьесы А. С. Грибоедова

(671 слово) Пьеса Александра Грибоедова «Горе от ума» — выдающееся творение в литературе начала XIX века. Свое произведение автор относит к комедии, в нем имеются все признаки этого жанра.  В пьесе писатель затрагивает серьезные проблемы и поднимает философские вопросы, которые волновали общество той эпохи. Но эти проблемы существуют и в современном обществе, поэтому ставшее знаменитым грибоедовское творение не теряет актуальности и интереса и в наши дни. Грибоедов показал противостояние между представителями «века нынешнего» и «века минувшего», неприятие уходящим обществом новых, прогрессивных людей. Таковым в пьесе является центральный герой – Александр Чацкий. В произведении также писатель раскрывает и тему несчастной главного героя к дочери Фамусова Софье. И большинство читателей не понимают, почему девушка отдает предпочтение в выборе именно Молчалину, а не Чацкому.  В этом вопросе мы и попытаемся разобраться поподробнее.

В образе Софьи автор воплотил множество различных качеств – как положительных, так и отрицательных, которые находятся в противоречии меж собой. С одной стороны, Софья имеет острый ум и независимый характер, а с другой – она дочь своего отца и, воспитанная в фамусовском доме и обществе, научилась притворяться, лгать. Хоть она еще могла бы любить искренне, по-настоящему, но из-за чтения французских романов она стремилась к ложным ценностям и их она старалась отыскать в будущем спутнике жизни. Она считала, что он должен обладать такими качествами как  скромность, почтительность, чувственность, томность, ранимость, и что между влюбленными должно быть препятствие, чтобы можно было проявлять возвышенные чувства. Чацкие же никоим образом не подходит под эту характеристику.

Из текста становится известно, что Чацкий и Софья вместе росли и были не просто друзьями, а их связывало нечто большее – взаимное чувство первой влюбленности. Но они расстаются, так как Александр неожиданно уезжает. А когда возвращается, то замечает, что чувства девушки к нему охладели, и теперь она увлечена Алексеем Молчалиным, секретарем отца, человеком тихим и даже робким.  Конечно, многим кажется странным выбор Софьи.  Постараемся охарактеризовать главного героя. Он остроумен, прекрасно образован и воспитан, да и внешне Чацкий  — довольно обаятельный молодой человек, не лишенный харизмы.  С ним интересно, кроме того Александр чувственный, искренний, эмоциональный мужчина. Но в литературные воздыхатели он не годится, и комедию из высокого чувства он не будет разыгрывать. Мы видим в нем проявление неуемной энергии, наличие пытливого ума и достаточного самоуважения.  Когда-то он плакал,  покидая возлюбленную. Но, оказавшись в разлуке, Софья довольно быстро охладела к главному герою, переключилась на Молчалина, и сейчас девушка не разглядела в Чацком свой идеал.

Молчалин же – полная противоположность Чацкому. Главный герой считает его «жалчайшим созданьем».  Достоинство Алексея Молчалина заключается в его умении вовремя обескуражить безмолвием своего начальника, а также в его услужливости в нужный момент. Стремясь быстрее подняться по карьерной лестнице, он ведет себя подобно героям французских романов, стараясь понравиться дочери начальника. А та не хочет видеть правду, слишком идеализируя возлюбленного. Софья ведет себя, как подобает чувствительной светской даме, которой нравятся произведения о чистых, высоких чувствах. А Молчалин тоже ведет себя как герой французского любовного романа. Он так и говорит, что в угоду дочери своего начальника он принимает вид любовника. Поэтому уже неудивительно, что  Софье Молчалин ближе и больше подходит, чем Александр Чацкий.  Они имеют много общего и придерживаются правил, установленных Фамусовым. Чацкий же никогда не станет их соблюдать и жить по ним. Софья не понимает, чего же не хватало Чацкому  у них дома.  Саму героиню вполне устраивает такая жизнь и светское общество, в котором она вращается.

Есть еще одна причина, по которой Софья остается с Молчалиным. Девушка была обижена на главного героя за то, что тот покинул ее, отправившись «ума искать».  Когда он начинал высмеивать пороки представителей фамусовского общества, Софья злилась на него, испытывая унижение от его слов. Особенно она возмущалась, когда Чацкий смеялся над Алексеем Молчалиным. Героиня не замечает, насколько порочны ее бой-френд и все ее окружение. Кроме того, она сама ведет себя под стать им, специально распуская слухи о сумасшествии главного героя, чем окончательно его разочаровывает в себе

То, что Софья выбрала Молчалина  — это неизбежная закономерность. В жизни зачастую так и бывает, что отношения, возникшие в детстве, в юности разрушаются.  Если один из влюбленных поднимается на более высокий уровень развития в результате получения  образования, а другой  остается  на прежнем, то пути этих людей рано или поздно разойдутся.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Краткое содержание статьи «Мильон терзаний», которую написала Иван Александрович Гончаров, значительно сокращает время на прочтение данного произведения. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, при помощи которого вы сможете узнать основные моменты и мысли статьи.

Краткое содержание

Данная статья посвящается такой прекрасной и актуальной во все времена пьесе «Горе от ума», написанной Грибоедовым. Так же она рассказывает об испорченном обществе, и Чацком – который является борцом за свободу. Он не терпит лжи в любом её проявлении, стараясь бороться с ней. Его образ будет присутствовать в любом обществе постоянно. Иван Александрович подчеркивает актуальность и молодость пьесы «Горе от ума».

Иван Александрович сравнивает данную пьесу со столетним стариком, рядом с которым все отживает свой век, умирает и разрушается. Старик же в свою очередь остается бодрым и свежим, наблюдая за старением и появлением нового.

Несмотря на всю гениальность Александра Сергеевича Пушкина, герои его произведений постепенно отходят на второй план. В то время, как пьеса «Горе от ума» появилась на свет раньше, но до сих пор не теряет своей актуальности – именно так считает Иван Александрович Гончаров. Данное произведение цитируется постоянно, что добавляет пьесе еще большего интереса.

Пьеса «Горе от ума» стала своего рода картиной нравов, где при помощи острой сатиры показываются различные типажи людей. Гончаров отметил так же и то, что данное произведение имеет художественную завершенность, что удавалось лишь Гоголю и Пушкину.

Все ситуации, которые происходили в московских гостиницах, собрались воедино в одной книге. Такие себе «Фамусовы» и «Молчалины» будут существовать до того времени, пока в обществе будет место сплетням, безделью и низкопоклонничеству.

Главная роль в произведении отводится Чацкому, который пожинает горе из-за своего ума. Пушкин же считает, что у него и вовсе ума не было.

Но если сравнивать личность Чацкого с Онегиным или Печориным, то он является значительно умнее. В своих поступках он искренний и честный, чего не скажешь от тех, которые вели больше партизанскую деятельность. Более того, в отличие от Онегина и Печорина, которые были совершенно не приспособлены к жизни и не способны на великие дела, Чацкий провел серьезную самоподготовку. Он посвятил достаточно много времени обучению, чтению литературы, путешествиям. Он не смог смириться с министрами лишь по одной причине, которую отлично передает фраза: «Служить бы рад, — прислуживаться тошно».

Основную идею комедии можно проследить благодаря бесконечным спорам Чацкого с Фамусовым. Чацкий поддерживает новые идеи, а Фамусов же отстаивает право на жизнь прошлых устоев.

Из-за своих взглядов они разделяются на две противоречивых стороны. По одну сторону остается Фамусов, с такими же, как он сам единомышленниками. С другой же стороны находится Чацкий, который с пылом и напором пытается отстаивать свои взгляды на жизнь и новые идеи. Хоть он и один, но он не собирается сдаваться, а продолжает свою борьбу.

Так же в пьесе присутствуют и любовные интриги. Своим обмороком, после того как Молчалин упал с лошади, Софья выдает свои чувства. Чацкому становится все понятно. Он теряет разум, пытаясь выиграть у соперника. Поступок этот лишен смысла, поскольку Софья ещё ранее сказала ему, что есть люди, к которым она расположена намного больше, чем к нему. Чацкий пытается выпросить любовь, не понимая, насколько глупый и бесполезный этот поступок. Он пытается упрекнуть Софью, разжалобить её:

Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?

Чацкий в отчаянии, в его словах звучат слезы, но все же благодаря своему уму, он перестает унижаться, понимая всю бесполезность своих действий. Софья продолжает выдавать свои чувства, в тот момент, когда речь заходит о Молчалине. Она считает, что их встреча была задумана еще на небесах. Но от этих отношений девушку спасло то, что Молчалин оказался низким, ничтожным человеком. Она пытается описать Чацкому образ Молчалина, сама не понимая того, что портрет получается не самым прекрасным и пошлым:

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел;
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит…
…от старичков не ступит за порог…
…Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю.

Чацкий старается себя успокоить тем, что девушка относиться к Молчалину без уважения, не любит его и так далее.

Чацкому не остается ничего другого, как уехать в Москву. Московская жизнь обрушивается на героя с такой силой, что вытесняет его воспоминания о пережитых интригах. Начинают происходить сразу несколько комедий, в которых принимаю участие новые лица. Ярким примером становятся Горичевы, муж-барин, который обрюзг и опустился, и превратился в подкаблучника у своей жеманной жены. Князь Петр Ильич, который вместе со своей супругой становятся отображением прошлого. Загорецкий, который был настоящим мошенником.

Описание этих людей настолько ярко, что читатель забывает ещё о недавних интригах Чацкого.

Чацкий не сдерживает себя ни в репликах, ни в высказываниях, чем обретает большое количество недоброжелателей. Он рассчитывает, что его поддержит Софья, но сам даже не подозревает о том самом заговоре, который строится против него.

Единственный урок, который герой выносит из этого – это «мильон терзаний» и «горе от ума». До этого времени Чацкий постоянно одерживал победу, благодаря своему уму, с помощью которого он умел поразить больное место у своего врага.

Но он устал бороться, поэтому начал все чаще грустить, и ко всему придираться. Углубившись в свое состояние, Чацкий практически подтверждает слух, распущенный Софьей, о своем сумасшествии.

Скорее всего, Пушкин усомнился в умственных способностях Чацкого из-за заключительной сцены в четвертом акте. Ведь его герои Онегин и Печорин, ни в коем случае не стали бы вести себя так, как повел себя Чацкий. Из-за своей искренности и простоты, и нежеланием рисовки, ему изменяет здравый смысл и логическое мышление. Герой совершил очень много пустяков и глупостей. Став свидетелем свидания Софьи и Молчалина, Чацкий выступает в роли Отелло, на что не имел никакого права. Он даже пытается упрекнуть девушку в даче ложной надежды, но дело в том, что Софья только и делала, что всеми путями отталкивала молодого человека от себя.

Если так задуматься, то и Софью нельзя назвать безнравственной. Она грешна хотя бы тем, что позволила себе жить, как и все: в неведении, слепоте.

Гончаров передает основную мысль морали, используя строки Александра Сергеевича:

Свет не карает заблуждений,
Но тайны требует для них!

Он отмечает то, что Софья смогла смотреть на мир и вещи в нем трезво. Лишь благодаря Чацкому. Но из-за того, что благодаря Чацкому она, наконец-то, смогла увидеть истинное лицо своего возлюбленного Молчалина, Софья не может более относиться к нему уважительно. Для нее он стал постоянным напоминанием её незрячести.

Софья соединила в себе положительные качества вместе с ложью, ума и полное отсутствие идей и убеждений. Она была умна, но при этом совершенно слепа нравственно. Эти качества были заложены в ней благодаря её воспитанию. Сама по себе она была человеком нежным, горячим и мечтательным. Она умела мечтать, чувствовать, но совершенно не могла думать и анализировать происходящее.

Не зря гончаров сравнивает чувства Софьи к Молчалину. Которые были такими чистыми, наивными и искренними, с чувствами Татьяны Александра Сергеевича Пушкина. Софья подобно Татьяне так же находит  свое жизненное призвание в любви и чувствах, и не боится сделать первый шаг. Хотя у девушки есть внутренний стержень и натура, которая так покорила Чацкого. Но девушку привлекало больше милосердие. Ей нравилось помогать бедному, вытаскивать его на необходимый уровень, чтобы впоследствии он стал её марионеткой.

Чацкий сеял свои мысли и поступки, а вот их плоды пожинали уже другие. Главной его проблемой было то, что его дело было лишено успеха. Мильон терзаний – это наказание таких людей, как Чацкий. Они сами страдают от своего ума, а так же от оскорбленного самолюбия.

На его месте невозможно представить ни Онегина, ни Печорина. Убив Ленского, Онегин забирает с собой тот самый «гривенник» терзаний. Чацкий же в корне отличается от них. Он не соглашается с тем режимом. По которому привыкли жить остальные. Ему необходима свобода, независимость. Ему тошно прислуживать кому-то, поэтому он укоряет тех, кто занимается низкопоклонством.

Для него настоящая свобода – это свобода и независимость от всего того рабовладельческого строя, к которому так привыкло общество. Внутренне многие соглашаются с его суждением, но они не готовы изменить своим привычкам и взглядам.

Он не устает обличать ложь, доказывая всем, что даже один в поле воин. Но для этого нужно быть таким же Чацким, мнение которого сломить невозможно.

Гончаров считает, что образ Чацкого вряд ли когда-то потеряет свою актуальность. Ведь Грибоедов его наделил самой важной и глубокой ролью.

Такие Чацкие встречаются постоянно в нашей обыденной жизни. Это может быть и наш коллега, и сосед, который живет рядом с людьми, которые придерживаются старых принципов.

Данное произведение будто-бы включает в себя целых две комедии. Одна охватывает одну конкретную любовную интригу, вторая же описывает более масштабные события.

Гончаров рассказывает о постановке данного произведения на сцене. Он уверяет нас в том, что не нужно стараться повторить историческое время. Артист должен сам понять и прочувствовать пьесу Грибоедова, прежде чем сыграть её на сцене. Так же автор настаивает на художественном сохранении языка пьесы.

Актер, опять-таки, должен прочувствовать, подобно музыканту, сам звук голоса, тембр и интонацию, с которой он будет озвучивать данную роль. Это все у него получится, как только он поймет истинный смысл произведения.

  • Почему комедия называется горе от ума сочинение 9 класс
  • Почему князь приставил караул к домику белочки в сказке о царе салтане
  • Почему комедия горе от ума актуальна в наше время сочинение
  • Почему книги бессмертны итоговое сочинение
  • Почему книгу надо беречь сочинение рассуждение 5 класс