Почему комедия горе от ума актуальна в наше время сочинение

Сочинения 11 класс егэ почему человек деградирует? деградация это безостановочный процесс упадка как умственных, так и внутренних качеств людей.
  • Сочинения
  • 11 класс ЕГЭ
  • Почему человек деградирует?

Деградация – это безостановочный процесс упадка как умственных, так и внутренних качеств людей. Социум находит в непрерывном движении. Поведение человека зачастую зависит от внешних факторов, воспитания, окружения, что находятся под влиянием времени. Однако вместо духовного подъёма, мы часто эмоционально и нравственно деградируем. Эту тему в своих произведениях часто поднимали русские классики.

Так, в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» Очумелов – жандарм, сторож порядка. Казалось бы, он должен быть честным человеком, следовать букве закона, беречь покой граждан и быть на стороне закона. Однако именно он в произведении является хамелеоном. Он подстраивается под ситуацию, лебезит перед человеком, выше его по статусу и положению. Он готов перекладывать вину, нарушать общественный порядок в угоду вышестоящего человека.  Окружающая его толпа ведёт себя точно также. Они меняют свои мнения и показания в зависимости от ситуации. Данный образ показывает духовную нищету людей, их нравственную несостоятельность.

В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» нравственно несостоятелен Борис Друбецкой и его мать. Молодой человек, как и его родительница, готов пойти на всё, лишь бы достичь материального благополучия. Борис не понимает Николая Ростова, он пытается подстроиться и прогнуться, лишь бы получить уважаемую должность. Он даже жениться на состоятельной девушке, лишь бы добиться признания в обществе. Чувства молодого человека уходят на второй план, его душой управляет. Его мать готова была перед всеми унижаться и преклоняться, лишь бы выбить сыну место. Когда материальные блага человека становятся для него выше духовных, это говорит о его деградации.

Таким образом, мы видим, что нравственная деградация человека в большинстве случаев обуславливается его воспитанием и духовным уровнем окружающих. Человеку, которого с детства  окружают люди, для которых материальное благополучие стоит выше духовных, трудно вырасти высоконравственным.  В своих произведениях классики показывали комичность данного процесса, высмеивали это явление. Однако это до сих пор актуально в наше время, ведь люди всё чаще гонятся за внешними богатствами, забывая о своей душе, беспокоятся о своём положении на людях, когда в душе из себя ничего не представляют.

С примерами из литературы

Деградация вопрос, некоторый всегда тревожил людей. В наше время также отыскивают решение этого вопроса, дабы сберечь желание и стремление человека к развитию.

Некоторые люди считают, что деградация — это если личность перестаёт самосовершенствоваться.

Давайте попытаемся доказать, что люди правы в своём утверждение.

Это доказывают примеры из литературных произведений «Мертвые души» и «На дне».

В поэме Н. Гоголя мы лицезреем помещика Манилова, он абсолютно пустой, не занимательный человек.

Жил он без определенной цели, расходовал капитал, который унаследовал.

Манилов исключительно мыслил и говорил о своих планах, но по результату ничто не делал. вначале он сказал о том, что желает выкопать подземный туннель, но все окончилось разговорами, а следом он говорит:

Пора закончить читать книгу, в которой я оставил закладку где-то два года назад. Но все это также не ушло дальше разговоров. Манилов деградирует, потому что он очень празднив. Он не стремится к чему либо , следовательно, не развивается.

В пьесе М. ГОРЬКОГО «На дне» он поведал о том, что люди деградируют благодаря вредоносным привычкам. В произведении он показал людей невысокого общественного уровня, заметив то, что зачастую у них имелись таковые привычки, как игра в азартные игры и зависимость от алкоголя. В произведении нам встречается Сатин, былой актёр, который спился и спустился на общественное дно к лентяям и алкоголикам. Благодаря своему пристрастию к алкоголю артист утерял дар заучивать тексты и перестал выступать.

Сатин говорил:

-зачем надрываться ежели средства позволено заполучить и нечестным путем.

Сам Сатин нищенствовал и брал средства в долг. Так автор приводит нас к выводу, что все люди, которые находятся в компании лоботрясов в итоге спускаются до их уровня.

Так произошло и с Клещом, который продав аппарат абсолютно лишился расположения к работе и развитию.

Работа автора демонстрирует нам то, что вредные привычки, скверное общество и праздность содействуют деградации личности .

Если обращать внимание на оба произведения, то можно сделать вывод.

личность которая не трудится, не занимается собой и балбесничает с временем, лишается силы воли, а позже начинает деградировать и опускаться вниз.

Лично я считаю, что бездействие и недостаток влечения к саморазвитию приведут человека к деградации. А, следовательно, и к глубокому одиночеству, ведь в деградирующей компании никогда не найдёшь товарища.

Сочинение Почему люди деградируют?

Люди деградируют в современном обществе, потому что отвыкли что-либо делать. Они считают блага цивилизации неизменными, думают, что для этого не нужно ничему учиться. Рассмотрим это утверждение на примерах.

Современный человек живёт в городе или в сельской местности, в которой есть городские удобства. Сельское население становиться всё меньше, деревни умирают. Мельчают и районные центры, и небольшие городки. Люди уезжают под предлогом того, что нет работы. Возможно это и так, большинство молодых людей и жителей среднего возраста не хотят особо утруждаться. Им нравиться комфортные условия, пусть и в городе за жильё им придётся платить всю жизнь ипотеку, пусть они не будут дышать свежим воздухом, пусть и не будут есть свежие настоящие продукты. Откуда им взяться, если мало кто желает работать на селе, ведь это тяжёлый труд без выходных. Государство, конечно, оказывает поддержку бизнесу, но не малому. Между тем, если постараться и на селе можно найти работу. Важно, чтобы у тебя были единомышленники, односельчане, которые стремятся к этому же.

Городские жители, конечно, отличаются от сельских. Они не понимают и не знают разницы между настоящей жизнью и её видимостью. Если человеку важно только обогащение, то это не настоящая жизнь. Человек должен не только работать, но и отдыхать на природе. Дети должны учиться отличать одно животное от другого не в зоопарке, а в жизни, в естественной среде. Также важно уметь не потеряться в лесу, учиться плавать в реке или озере, уметь приготовить элементарные блюда и привести в порядок своё жилище. Всё это невозможно, без общения с естественной природной средой и обучения детей родителями. Между тем всё чаще можно наблюдать, что молодые родители не хотят заниматься и воспитывать собственных детей. Он готовы заплатить, чтобы ребёнок занимался любой деятельностью, только без них. Часто у маленького ребёнка видишь современный смартфон, из которого он узнаёт мир. Родители просто отстраняются от своих детей. Почему так происходит? Они просто не умеют воспитывать их и не хотят этого делать. После такого влияния гаджетов на детский организм многими учёными замечено, что у ребёнка ухудшается не только зрение, но и память, он не способен слышать и понимать то, что от него требуется на уроках. Чтобы решить свои учебные проблемы, ученик будет пользоваться решебниками. Это ведёт ещё к большей деградации. Так же учится большинство студентов. Кто же выйдет из стен учебных заведений? Люди с минимумом знаний, слабой памятью, косноязычной речью, но хорошим дипломом. Смогут ли они быть специалистами? Верится с трудом.

Таким образом, современная комфортная жизнь ведёт человека к деградации, потому что ничему не учит, кроме потребления.

Также читают:

Картинка к сочинению Почему человек деградирует?

Почему человек деградирует?

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Васи в Дурном обществе Короленко сочинение 5 класс

    Главного героя замечательной повести В. Г. Короленко зовут Васей. Все события в книги повествуется от имени этого ребенка. Вася всегда был одинок, потому что никто не одаривал его лаской и заботой

  • План рассказа Кукушка Бунина

    Старый солдат в отставке, по прозвищу Кукушка, приехал зимой в караулку сторожить лес от вырубания. Он был бедный, а прозвище у него такое потому, что в молодости он сторожил скот.

  • Сочинение по картине Свидание Маковского 4, 7 класс

    В далёком 1883, Владимиром Маковским была написана прекрасная картина под названием Свидание. Она вместила в себя тему обнищания и страданий бедного народа, а также заботу и силу материнской любви.

  • План рассказа Филиппок Толстого

    Филиппок был младший в семье, и когда брат Костя уходил в школу, ему становилось очень грустно и одиноко. Мальчик давно мечтал тоже быть учеником и ходить с братом в школу.

  • Интересные факты о Гоголе

    Творчество выдающегося русского писателя Н.В. Гоголя знакомо людям в разных уголках земного шара. Его произведения издаются многотысячными тиражами. На их основе снимаются кинофильмы, создаются компьютерные игры.

На чтение 27 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова принесла бессмертную славу своему создателю. Она посвящена назревшему в начале 19 века расколу в дворянском обществе, конфликту между «веком минувшим» и «веком нынешним», между старым и новым. В пьесе подвергаются высмеиванию устои светского общества того времени. Как и всякое обличительное произведение, «Горе от ума» имело сложные отношения с цензурой, а вследствие этого и непростую творческую судьбу. В истории создания «Горя от ума» есть несколько ключевых моментов, на которые следует обратить внимание.

Замысел создания пьесы «Горе от ума», вероятно, возник у Грибоедова в 1816 году. В это время он приехал в Петербург из-за границы и оказался на аристократическом приеме. Как и главного героя «Горя от ума», Грибоедова возмущала тяга русских людей ко всему иностранному. Поэтому, увидев на вечере, как все преклоняются перед одним иностранным гостем, Грибоедов высказал свое крайне негативное отношение к происходящему. Пока молодой человек разливался в гневном монологе, кто-то озвучил предположение о его возможном сумасшествии. Эту весть аристократы с радостью восприняли и быстро распространили. Тогда-то Грибоедову пришло в голову написать сатирическую комедию, где он мог бы безжалостно высмеять все пороки общества, так беспощадно к нему отнесшегося. Таким образом, одним из прототипов Чацкого, главного героя «Горя от ума», стал сам Грибоедов.

Чтобы более реалистично показать ту среду, о которой собирался писать, Грибоедов, находясь на балах и приемах, подмечал различные случаи, портреты, характеры. Впоследствии они нашли отражение в пьесе и стали частью творческой истории «Горя от ума».

Первые отрывки своей пьесы Грибоедов начал читать в Москве в 1823 году, а закончена комедия, носившая тогда название «Горе уму», в 1824 году в Тифлисе. Произведение многократно подвергалось изменениям по требованию цензуры. В 1825 году удалось опубликовать только отрывки комедии в альманахе «Русская Талия». Это не помешало читателям знакомиться с произведением целиком и искренне восхищаться им, ведь комедия ходила в рукописных списках, которых насчитывается несколько сотен. Грибоедов был поддерживал появление таких списков, ведь так его пьеса получала возможность дойти до читателя. В истории создания комедии «Горе от ума» Грибоедова известны даже случаи вставки инородных фрагментов в текст пьесы переписчиками.

А.С. Пушкин уже в январе 1825 года ознакомился с полным текстом комедии, когда Пущин привез «Горе от ума» другу-поэту, находившемуся в тот момент в ссылке в Михайловском.

Когда Грибоедов отправился на Кавказ, а затем в Персию, он передал рукопись своему другу Ф.В. Булгарину с надписью «Горе мое поручаю Булгарину…». Конечно, писатель надеялся, что его предприимчивый друг окажет содействие в публикации пьесы. В 1829 году Грибоедов погиб, а рукопись, оставшаяся у Булгарина, стала основным текстом комедии «Горе от ума». Только в 1833 году пьеса была напечатана на русском языке целиком. До этого публиковались лишь ее фрагменты, а театральные постановки комедии были значительно искажены цензурой. Без цензурного вмешательства Москва увидела «Горе от ума» лишь в 1875 году.

История создания пьесы «Горе от ума» имеет много общего с судьбой главного героя комедии. Чацкий оказался бессилен перед лицом устаревших взглядов общества, в котором он вынужден был находиться. Ему не удалось убедить дворян в необходимости перемен и изменения своего мировоззрения. Также и Грибоедов, бросив в лицо светского общества свою обличительную комедию, не смог добиться никаких существенных перемен во взглядах дворян того времени. Однако как Чацкий, так и Грибоедов посеяли семена Просвещения, разума и прогрессивного мышления в аристократическом обществе, которые позже дали богатый всход в новом поколении дворян.

Несмотря на все трудности при публикации, пьеса имеет счастливую творческую судьбу. Благодаря своему легкому слогу и афористичности она разошлась на цитаты. Звучание «Горе от ума» современно и в наши дни. Проблемы, затронутые Грибоедовым, до сих пор актуальны, потому что столкновение старого и нового неизбежно во все времена.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>

    • <label>В 17 веке;</label>
    • <label>В 18 веке;</label>
    • <label>В 19 веке;</label>
    • <label>В 20 веке.</label>

(новая вкладка)Содержание:

Сюжет произведения

Популярность рассказа о высшем обществе обусловлена живым и интересным сюжетом, в котором тесно переплетены судьбы главных героев. Чацкий, дворянин по происхождению, долгое время пробыл в провинции и спустя несколько лет возвращается в столицу. Он в первую очередь навещает свою возлюбленную Софью, но неожиданно для себя получил довольно холодный прием от невесты. Чацкий долгое время пытался понять причину такого холодного отношения. Оказалось, что девушка влюблена в секретаря Молчалина.

Главный герой постоянно посещал дом девушки, но поговорить с ней по душам у него долгое время не получалось. Раздосадованный таким отношением любимой, молодой дворянин произносит обличительные монологи в отношении многих действующих персонажей комедии. Софья, которую оскорбили язвительные колкости в сторону Молчалина, распустила слух, что Чацкий сошел с ума. Сплетни быстро распространились, после чего все общие знакомые стали считать главного героя сумасшедшим.

Тайна о связи Софии и Молчалина становится достоянием общественности. Отец девушки Фамусов переживал по поводу испорченной репутации его семьи. Софья вскоре узнает о предательстве возлюбленного и рвет с ним отношения.

Чацкий, которому стало известно о тайной связи своей невесты, решает уехать навсегда из Москвы. В итоге каждый персонаж этой комедии оказался вовлечён в неприятную историю. Судьба Чацкого неизвестна, а Софья осталась одна с испорченной репутацией.

История создания

Можно назвать интересной историю создания комедии «Горе от ума». Грибоедов задумал написать пьесу в 1816 году, у него появились замысел и тема, он коротко набросал отрывки произведения. Александр Сергеевич долгое время находился за границей. Вернувшись в Москву и придя на светский бал, он был удивлён преклонением перед всем иностранным.

Известный литератор произнес пламенную речь, обличающую возвеличивание всего западного, после чего многие заподозрили его в безумии. Писатель решил отомстить аристократическому обществу: он написал «Горе от ума» — произведение, которое обличало общество столицы. В последующем он часто бывал на светских вечерах и балах, собирая материал для комедии. Грибоедов написал ее, находясь под впечатлением от:

  • преклонения перед западным образом жизни;
  • невежества дворянства;
  • отличий в обществе столицы и глубинки.

Начало работы над «Горем от ума» относится к 1820 году. Грибоедов в это время служил в Тифлисе. В 1823 году автор перебирается в Москву. Будучи здесь в отпуске, он получил свежие впечатления от светских мероприятий, что позволило ему продолжить работу над пьесой, которая была уже наполовину написана в Грузии.

Работы по завершению комедии

Автор считал комедию незавершённой, поэтому в 1824 г. существенно изменил ее. В пьесе появились новые акты, отдельные монологи были полностью переписаны. Первоначально главного героя звали Чадским, однако затем его фамилия была изменена на Чацкий. Также комедия, которая изначально называлась «Горе уму», в середине 1824 г. получила своё окончательное название.

Дата завершения работы над произведением — 1824 год. После нескольких редакций и изменения монологов пьеса «Горе от ума» была завершена. Однако вскоре у нее появились проблемы с публикацией. В частности, цензоры не пропускали скандальное произведение, хотя автор и большинство литераторов не видели в нем каких-либо упреков действующему режиму. Вскоре появилось сразу несколько рукописных вариантов, которые несколько отличались друг от друга. Основные претензии цензоров касались:

  • смелых диалогов персонажей;
  • обличения столичного дворянского общества.

Лишь в конце 1824 года после нескольких изменений были напечатаны отрывки первой и третьей частей комедии. Публика и критики положительно отнеслись к произведению, но затем текст был смягчен и сокращён цензурой. Многие смелые высказывания главных героев были заменены на нейтральные и безвредные. Основные претензии, согласно Википедии, предъявлялись не к обличению действующей власти, а к критике устоявшихся традиций и норм поведения в обществе.

После появления полной версии в 1825 году комедия имела эффект разорвавшейся бомбы. По воспоминаниям Александра Сергеевича Пушкина, именно это произведение сделало Грибоедова ведущим поэтом того времени.

Через несколько десятков лет появились первоначальные авторские версии произведения, однако они не получили такого одобрения у читателей, как первоначально знакомый им ранний смягченный вариант.

Театральные постановки

«Горе от ума» — это злободневная и дерзкая пьеса, которая не единожды ставилась в театре. Известно, что впервые сыграли ее в 1827 году в Ереване. Исполняли пьесу актёры-любители кавказского корпуса, а на премьере присутствовал сам автор. Сообщение о нахождении в зале Грибоедова встретили громкими аплодисментами. Через несколько лет с многочисленными правками комедия была поставлена в Петербурге и Москве. Но без цензурных ограничений это сценическое произведение увидело свет лишь в 1860 году.

Даже по прошествии без малого двух веков это произведение всё так же интересно, актуально и популярно в театрах, как и раньше. Можно найти как классические постановки, так и авангардистские творческие решения, в которых главные герои переносятся в нынешнее время, а текст практически полностью переработан и адаптирован для современного зрителя.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Скачать:

Александр Грибоедов вошел в русскую классику как создатель комедий, драм, трагедий и опер. Все его тексты были нацелены на показ в театре.

История создания комедии «Горе от ума», произведения, знакомого со школы, удивительна и неповторима.

Замысел и начало работы

Задумки комедии появились в 1816 году. Это произошло после посещения Грибоедовым аристократического приема в Петербурге. Писатель увидел, как перед иностранным гостем теряла свой патриотизм русская молодежь. Он возмутился и попытался высказать свое мнение. Его гневный монолог был воспринят как сумасшествие. Весть разошлась легко, радости недоброжелателей не было предела. Грибоедову захотелось донести до людей, высмеявших его свои идеи, самому посмеяться над пороками общества. По мнению литературоведов, сам писатель стал прототипом главного героя комедии – Чацкого. В голове писателя возник замысел сатирической комедии, которая принесла писателю известность.

Начало написания теста проходило в Тифлисе в 1821-1822гг. Писатель изучал жизнь дворянского общества, он изучал среду, посещая балы и светские приемы. Делал записки о случаях на балах, создавал портреты, помечал главные черты характера. Записи помогли передать ситуацию так реалистично, что многие персонажи стали жить уже вне литературного текста.

Рукописные списки

Первое знакомство с текстом началось уже в Москве еще до ее завершения. Грибоедов читал отрывки друзьям. Завершилась работа над комедией в Тифлисе. Цензура неоднократно приложила свои руки к тексту. Но комедия уже ходила в списках по образованной части общества. Списков рукописи было несколько сотен. Уже это количество подтверждает интерес, который вызвала комедия. Писатель поддерживал распространение списков, он понимал, что так текст быстрее дойдет до читателя. Первое название рукописи – «Горе уму». Есть факты о том, что при переписывании рукописи переписчики добавляли свои мысли. Инородные (не Грибоедовские) фрагменты остались в рукописях.

Грибоедов знал об интересе к комедии. Он писал: « «Все просят у меня манускрипт и надоедают».

Рукопись была передана автором Ф.В. Булгарину с надписью: «Горе мое поручаю…». Писатель ждал помощи в опубликовании пьесы. Но комедия увидела свет только после смерти автора. Текст, который находился у Булгарина, стал основой первой напечатанной версии «Горе от ума». Другие списки до сих пор изучаются, ведется их поиск и передача литературоведам.

Особенности различных редакций

В Тифлисе в 1820 году были написаны 2 акта пьесы. Отличий от итогового текста немного. Суть замысла не претерпела изменений. Обличительная сатира и показ пороков общества. В имении С.Н.Бегичева Грибоедов написал 3 и 4 акты, но в то время он не считал, что работа над текстом завершена. Пьеса претерпела изменения:

Изменялся текст, все более насыщаясь фразами, ставшими крылатыми. Есть правки А.Пушкина, В.Булгарина.

Интересно, что некоторые диалоги оставались низменными сразу после первой редакции, например, монолог «А судьи кто?».

Рукописи менялись в зависимости от того, для какой публики они читались. Резкие суждения автора пытались смягчить, чем нарушали их смысл. Но изменить суть пьесы не удавалась. Ее сравнивали с бомбой, которая взорвала умы целого поколения.

Основные даты истории создания комедии

Театральная пьеса стала больше, чем произведение для сцены в обычном понимании. Текст стал манифестом, призывом. Он поднимал вопросы нравственности и политики. Это пьеса о любви и одиночестве, глупости и уме, превосходстве и низости. Длинная, интересная история написания, переписывания и восприятия текста дала жизнь всему произведению и его отдельным фразам, воспринимаемым как народные истины, уроки истории.

Другие материалы по комедии «Горе от ума»:

Краткое содержание

Образ и характеристика Чацкого

Образ и характеристика Молчалина

Образ и характеристика Фамусова

Образ и характеристика Софьи

Крылатые выражения

Добавить в избранное

История создания пьесы

Грибоедов писал пьесу два года (1822-1824). Поскольку Александр Сергеевич служил дипломатом и считался влиятельным человеком, он рассчитывал, что его творение легко пройдет цензуру вскоре станет полноценным спектаклем. Однако вскоре он понял: комедии «нет пропуску». Удалось опубликовать лишь фрагменты (в 1825 году в альманахе «Русская Талия»). Весь текст пьесы был издан много позже, в 1862 году. Первая театральная постановка состоялась в 1831 году. Однако в рукописных списках (самиздате того времени) книга распространилась стремительно и стала очень популярной среди читающей публики.

Особенность комедии

Театр – самый консервативный вид искусства, поэтому в то время, как в литературе развивались романтизм и реализм, на сцене все еще господствовал классицизм. Пьеса Грибоедова сочетает в себе черты всех трех направлений: «Горе от ума» по форме классицистическое произведение, но реалистичные диалоги и проблематика, относящаяся к реалиям России 19 века, сближают его с реализмом, а романтический герой (Чацкий) и конфликт этого героя с обществом – характерное противопоставление для романтизма. Как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность? Автору удалось гармонично сплести противоречивые компоненты воедино за счет того, что он был блестяще образован по меркам своего времени, часто путешествовал по миру и читал на других языках, поэтому впитал новые литературные веяния раньше других драматургов. Он не вращался среди писателей, служил в дипломатической миссии, а потому его сознание было свободно от многих стереотипов, которые мешали авторам экспериментировать.

Этапы работы

Некоторые современники указывают, что первые мысли о произведении Грибоедов высказывал уже в 1816 году. Общий план комедии составлен к 1818-1820 году.

Первые два действия были написаны в Тифлисе в 1822. Работа продолжилась в следующем год во время продолжительного отпуска драматурга в загородном имении Бегичевых в Тульской области. Грибоедов переписал начало и дописал 3 и 4 действия. Данная рукопись сохранилась и сейчас принадлежит фондам Исторического музея под именем «Музейный автограф».

Читайте также:  Урок на тему «Тема чести и милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

(«А вас, сударь, прошу я толком…» Иллюстрация к комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», Д.Н. Кардовский, 1912)

Первое название комедии – «Горе уму». Главная идея первоначального замысла – конфликт общества и просветительских идей, носителем которых является Чадский. Изменение заголовка свидетельствует о том, что автор расширил проблематику произведения и углубил образ главного героя. Чадский – не просто схема, воплощающая ум, а глубокий характер, разум – это только одна из черт его.

К 1824 году пьеса была готова к печати, ради этого автор отправился в Петербург. В дороге он изменил развязку: вставил сцену с разоблачением Молчалина Софьей. Напечатать или оставить пьесу не удалось. На помощь пришел друг Грибоедова А.А. Жандр. В его департаменте создали множество копий комедии, которые называли списками или «Жандровской рукописью».

Произведение еще до первых публикаций приобрело популярность и разошлось на цитаты. Как говорили современники, не было такой дворянской семьи в стране, в которой не имелся бы список комедии.

Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма?

Грибоедов считал, что «Горе от ума» — комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьеса никак не может быть отнесена исключительно к комедийному жанру. Прежде всего, надо обратить внимание на финал произведения: он трагический. Сегодня принято определять «Горе от ума», как драму, но в 19 веке такого разделения не было, поэтому ее называли «высокая комедия» по аналогии с высоким и низким штилем Ломоносова. В этой формулировке заключено противоречие: «высокой» может быть только трагедия, а комедия по умолчанию «низкий» штиль. Пьеса не была однозначной и типичной, она вырывалась из имеющихся театральных и литературных клише, поэтому ее так высоко оценили как современники, так и нынешнее поколение читателей.

Вариант 2

Произведение не является ни одним из классических литературных жанров, поскольку относится к новаторскому созданию писателя, который изначально определял пьесу в виде сценической поэмы, затем называл ее драматической картиной, а впоследствии отнес к комедийному произведению.

Автор сознательно отходит от традиционных принципов произведений классицизма, вводя в сюжетную линию пьесу несколько конфликтов, в которых помимо любовной линии присутствует острая социально-политическая направленность, определяющая основную тематику комедии в виде трагического противостояния разумной личности, разоблачающей взяточничество, карьеризм, лицемерие, недалекому окружающему ее обществу.

Для реализации своего творческого замысла писатель вносит существенную корректировку в классицистические каноны традиционного понимания комедийного литературного жанра.

В первую очередь, автор, используя принцип триединства, изменяет правило единства действия, введя в пьесу социальную основу и не заканчивая ее добродетельным финалом, в котором добро побеждает зло.

Во-вторых, автор, описывая характерные черты персонажей комедии, добавляет к ним реалистичные, достоверные качества, наделяя каждого из героев, как положительными, так и отрицательными чертами характера. Реалистичность пьесы подчеркивается раскрытием автором насущных проблем, волнующих прогрессивных представителей современного общества, которые писатель выражает через образ основного персонажа произведения.

Кроме того, в комедии присутствуют элементы драматического произведения, которые выражаются в душевных переживаниях главного героя, столкнувшегося с безответной любовью.

Применяя в повествовании острую сатиру, писатель представляет свое произведение в виде живой демонстрации существующей общественной жизни, погрязшей в ханжестве, чинопреклонении, лживости, лицемерии, жадности. Комическая речь героев пьесы пестрит использованием многочисленных живописных, ярких, выразительных афоризмов, которые автор вкладывает в уста практически всех персонажей комедии.

Отличительной особенностью пьесы является его стихотворная форма, заключенная в неизбежный ритм, не допускающих пауз, остановок, представляющей произведение в форме музыкальной драмы.

Все вышеперечисленное позволяет отнести грибоедовское произведение к разряду литературных творений, представляющих жанровое сочетание, при этом основным из них является общественно-социальная комедия. Использование комических обстоятельств в пьесе с применением разнообразных несоответствий, противоречий между трагедией и комедией позволяет автору продемонстрировать истинный смысл драматического конфликта века нынешнего и века минувшего, раскрывая жанровую суть произведения в форме трагикомедии, выражающейся в психологическом реализме описываемых событий.

Созданное писателем творение, изобилующее художественно-сатирическими элементами, является значительным вкладом в развитии русской литературы.

Читайте также:  Сочинение на тему: » Мои любимые стихотворения А.А. Фета.»

Другие сочинения: ← Анализ произведения Горе от ума↑ ГрибоедовЧерты реализма в комедии Горе от ума →

Конфликт. Композиция. Проблематика

В пьесе традиционно выделяют два типа конфликта: частный (любовная драма) и общественный (противопоставление старого и нового времени, «фамусовского общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, мы можем утверждать, что в пьесе имеет место быть романтический конфликт личности (Чацкого) и общества (Фамусовского общества).

Один из строгих канонов классицизма – единство действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов. В «Горе от ума» эта связь уже существенно ослаблена, зрителю и читателю кажется, что ничего значительного не происходит: герои ходят туда сюда, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразно. Однако динамика и драматизм заложены именно в диалогах героев, пьесу надо в первую очередь слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.

Особенность композиции состоит в том, что она выстроена по канонам классицизма, количество актов не совпадает с ней.

Если комедии писателей конца 18 – начала 19 века обличали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный уклад жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, солдафонство, жестокость и бюрократическая косность – все это реалии Российской Империи. Московское барство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в делах представляет Фамусов, тупой военный карьеризм и зашоренное сознание – Скалозуб, угодливость и лицемерие чиновничества – Молчалин. Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми типажами «фамусовского общества» и видят, что их сплоченность – результат солидарности порочных людей. Многоликая и пестрая клика вобрала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которым общество привыкло поклоняться и уступать. Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в репликах действующих лиц (законодательница нравов княгиня Марья Алексевна, сочинитель «глупостей образцовых» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).

Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»

В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещены наиболее актуальные проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат, невежество, проблема воспитания и т.д. Также Грибоедов включил, казалось бы, в развлекательное произведение насущные споры о пансионах, суде присяжных, цензуре и институтах.

Моральные аспекты, которые не менее важны для драматурга, порождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как под прессом «фамусовского общества» гибнут лучшие качества в человеке. К примеру, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе ему никогда не добиться успеха. Именно поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драматургии: в нем отражены реальные конфликты и невыдуманные жизненные обстоятельства.

Композиция драмы выдержана в классицистическом стиле: соблюдение трех единств, наличие больших монологов, говорящие фамилии действующих лиц и т.д. Содержание – реалистическое, поэтому спектакль до сих пор с аншлагом проходит во многих театрах России. Герои не олицетворяют один порок или одну добродетель, как было принято в классицизме, они разносторонне развиты автором, их характеры не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого глупцом или чересчур импульсивным героем. Софья не виновата в том, что за время его длительного отсутствия полюбила того, кто был рядом, а Чацкий сразу обижается, ревнует и истерически обличает все вокруг только потому, что его забыла любимая. Вспыльчивый и вздорный характер не красит главного героя.

Стоит отметить разговорный язык пьесы, где у каждого героя есть свойственные ему речевые обороты. Этот замысел был осложнен тем, что произведение написано в стихах (разностопным ямбом), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Уже в 1825 году писатель В.Ф. Одоевский утверждал: ««Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе, целые разговоры которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума»».

Стоит отметить говорящие фамилии в «Горе от ума»: например, «Молчалин» означает скрытую и лицемерную натуру героя, «Скалозуб» — перевернутое слово «зубоскальство», означающее хамское поведение в обществе.

Почему комедия Грибоедова «Горе от ума» сейчас читаема?

Чацкий

А вот в герое Чацком писатель воплотил качества вольнодумца, близкого к декабристам. Как передовой и разумный человек своей эпохи, он совершенно отрицательно относится к крепостному праву, чинопочитанию, невежеству и карьеризму. Он противостоит идеалам века минувшего. Чацкий — индивидуалист и гуманист, он уважает свободу мысли, простого человека, он служит делу, а не лицам, выступает за прогрессивные идеи современности, за уважение к языку и культуре, за просвещение и науку. Он вступает в спор со столичной фамусовской элитой. Он желает служить, а не прислуживаться.

Надо отметить, что Грибоедову удалось сделать свое произведение бессмертным за счет актуальности затронутой им темы. Гончаров в 1872 году об этом очень интересно написал в своей статье «Мильон терзаний», сказав, что эта пьеса так и будет продолжать жить своей нетленной жизнью, минуя еще много эпох, и никогда не утратит своей жизненности. Ведь и до сих пор фамусовы, скалозубы и молчалины заставляют наших современных чацких испытывать «горе от ума».

Горе от ума

Основная информация

Название

Горе от ума

Автор

Грибоедов, Александр Сергеевич

Годы написания

1820—1824 (1828)

Число глав

8

Жанр

Пьеса

Страна

Российская империя

Язык

русский

Первое издание

1833 (1862)

Го́ре от ума́ — хрестоматийная русская комедия в стихах, написанная разговорным языком и вольным ямбом. Неисчерпаемый источник пословиц и коллекция бессмертных русских типажей. Также «Горе от ума» стало первым произведением, массово тиражировавшимся в самиздате. Полностью и без купюр комедия была напечатана только в 1862 году.

Сюжет

В начале 1820-х годов, «спустя десять лет после войны 1812 года, то есть в 1822», Александр Чацкий — молодой остроумный дворянин и пылкий гражданин — после трёхлетнего отсутствия возвращается в Москву, где он вырос в доме крупного чиновника Фамусова, и спешит к любимой девушке — дочери Фамусова, Софье. Но культурная дистанция оказывается непреодолимой: Софья полюбила лицемера и карьериста Молчалина, а самого Чацкого за неуместные проповеди объявляют сумасшедшим.[1]

Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтобы ум у нас, грешных, был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека)— Александр Грибоедов

Чацкий же презирает Молчалина за старание угодить каждому, за чинопочитание. Узнав, что именно такой человек покорил сердце Софьи, Чацкий разочаровывается в своей возлюбленной.

Чацкий произносит красноречивые монологи, в которых обличает московское общество, выразителем мнений которого выступает отец Софьи Павел Фамусов. Однако в обществе проходят слухи о сумасшествии Чацкого, пущенные раздосадованной Софьей. В конце пьесы Чацкий решает покинуть Москву.

История создания

Написания

Публикации

Потеряв надежду издать комедию целиком, 15 декабря 1824 года драматург опубликовал фрагменты (явления 7–10 действия I и всё действие III) в альманахе «Русская Талия», где текст подвергся цензурной правке и сокращениям. Последовавшее за публикацией обсуждение в печати ещё стимулировало читательский интерес и тиражирование рукописных копий.

«Много ли отыщете примеров, чтобы сочинение листов в двенадцать печатных было переписываемо тысячи раз, ибо где и у кого нет рукописного «Горя от ума»? Бывал ли у нас пример ещё более разительный, чтобы рукописное сочинение сделалось достоянием словесности, чтобы о нём судили как о сочинении известном всякому, знали его наизусть, приводили в пример, ссылались на него и только в отношении к нему не имели надобности в изобретении Гуттенберговом?»— Ксенофонт Полевой

Отдельным изданием комедия впервые была напечатана уже после смерти автора, в 1833 году — полностью, но с цензурными купюрами. Ни это издание, ни последующее, 1839 года, не остановило изготовление списков.

Таким образом, «Горе от ума» стало первым произведением, массово тиражировавшимся в самиздате. Полностью и без купюр комедия была напечатана только в 1862 году.

Персонажи

  • Александр Андреевич Чацкий — главный герой
  • Павел Афанасьевич Фамусов, — управляющий в казенном месте
  • Софья Павловна Фамусова — его дочь, возлюбленная главного героя
  • Лизанька, — служанка дома Фамусовых
  • Алексей Степанович Молчалин, — секретарь Фамусова, живущий у него в доме
  • Скалозуб, Сергей Сергеевич — Полковник
  • Наталья Дмитриевна Горич, — молодая дама
  • Платон Михайлович Горич, — муж ее
  • Князь Тугоуховский
  • Графиня бабушка Хрюмина
  • Графиня внучка Хрюмина
  • Антон Антонович Загорецкий
  • Старуха Хлёстова, — свояченица Фамусова
  • Репетилов.

Говорящие фамилии

По традиции классицистической комедии драматург дал почти всем своим героям говорящие фамилии. Обычно в театре фамилии выделяли главное свойство персонажа, олицетворённый порок, добродетель или какое-то иное одномерное качество. В же «Горе от ума» всё менее прямолинейно: все говорящие фамилии так или иначе воплощают одну идею — идею вербальной коммуникации, преимущественно затруднённой.

  • фамилия Фамусова образована от латинского fama — «молва»
  • Фамилия Молчалина, «не смеющего своё суждение иметь», говорит сама за себя.
  • Репетилов (от французского répéter — «твердить наизусть», «повторять за кем-то») можно усмотреть Дlвоякое значение: с одной стороны этот персонаж, молча слушает важные разговоры, и после повторяет их другим, а с другой — выступает как комический двойник Чацкого, иллюстрирующий его душевные порывы собственными физическими неуклюжими движениями
  • Князь Тугоуховский — то есть глуховатый
  • полковник Скалозуб (Скалить зубы, улыбаться)— мастер казарменных острот.
  • Хлёстова — можно усмотреть намёк на хлёсткое словцо, в котором и ей не откажешь.
  • Фамилию самого Чацкого (в ранней редакции — Чадский) разные исследователи ассоциировали со словом «чад» на основании его общей пылкости и разбора его реплик («Ну вот и день прошёл, и с ним / Все призраки, весь чад и дым / Надежд, которые мне душу наполняли» или сентенции о сладком и приятном «дыме Отечества»). Но более прямая ассоциация, конечно, с Чаадаевым.

Прототипы героев

«Историку предоставляю объяснить, отчего в тогдашнем поколении развита была повсюду какая-то смесь пороков и любезности; извне рыцарство в нравах, а в сердцах отсутствие всякого чувства. <…> Объяснимся круглее: у всякого была в душе бесчестность и лживость на языке. Кажется, нынче этого нет, а может быть, и есть; но дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образ его поучений: «я, брат!..»

Приятель Грибоедова, Дмитрий Бегичев, в чьём имении писалась комедия, считался одним из прототипов Платона Михайловича Горича.

Художественные особенности

Из классицистической триады единств времени, места и действия драматург исключил последнюю: в его комедии два равноправных конфликта, любовный и общественный, что в классицистической пьесе было невозможным.

Пьеса была написана разговорным языком и вольным ямбом, что в русской комедии было абсолютным новшеством. До Грибоедова вольный ямб, то есть ямб с чередующимися стихами разной длины, использовался, как правило, в маленьких стихотворных формах, например в баснях Крылова, иногда в поэмах с «несерьёзным содержанием» — таких, как «Душенька» Богдановича . Такой размер позволяет наилучшим образом использовать и привлекательность стихотворных средств (метр, рифму), и интонационную свободу прозы. Строки разной длины делают стих более свободным, близким к естественной речи; язык «Горя от ума» со множеством неправильностей, архаизмов и просторечий воспроизводит московский выговор эпохи даже фонетически: например, не «Алексей Степанович», а «Алексей Степаноч». Благодаря афористичному слогу пьеса сразу после появления разошлась на пословицы.[2]

В советском литературоведении

В советском литературоведении Чацкий воспринимался как безусловно героическая фигура.

Политическую подоплёку «Горя от ума» по понятным цензурным соображениям, прямо не обсуждали до 1860-х годов, когда Чацкого всё чаще стали сближать с декабристами — сперва Николай Огарёв, за ним Аполлон Григорьев и, наконец, Герцен; именно эта трактовка образа Чацкого впоследствии воцарилась в советском литературоведении.

Мнение, что Чацкому, как написал его Грибоедов, прямая дорога лежала на Сенатскую площадь, было впервые высказано Огарёвым, обосновано Герценом, утверждавшим, что «Чацкий шёл прямой дорогой на каторжную работу», и впоследствии безраздельно утвердилось в советском литературоведении — особенно после того, как книга академика Милицы Нечкиной «А. С. Грибоедов и декабристы» получила в 1948 году Сталинскую премию. Сегодня, однако, вопрос о декабризме Чацкого уже не решается так однозначно.

Интересные факты

  • В комедии соблюдены только два классических единства: места и времени (действие происходит в доме Фамусова в течение суток); третье единство — действия — отсутствует.

Ссылки

Сноски

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/istoriya-sozdaniya-komedii.html
  • https://nauka.club/literatura/gore-ot-uma-istoriya-sozdaniya.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1180-istoriya-sozdaniya-gore-ot-uma.html
  • https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/istoriya-sozdaniya-komedii-gore-ot-uma.html
  • https://russianliterature.fandom.com/ru/wiki/горе_от_ума

  • Почему книги бессмертны итоговое сочинение
  • Почему книгу надо беречь сочинение рассуждение 5 класс
  • Почему классика не стареет сочинение
  • Почему кладовая солнца называется кладовая солнца рассказ
  • Почему классическая литература всегда актуальна итоговое сочинение