Почему кладовая солнца называется сказка быль

М. м. пришвинкладовая солнца изучение кладовой солнца следует рассматривать как продолжение и развитие темы родная природа. задача учителя в данном

М. М. ПРИШВИН$
«Кладовая солнца»

Изучение «Кладовой солнца» следует рассматривать как продолжение и развитие темы «Родная п$рирода». Задача учителя в данном случае осложняется тем, что сказка-быль «Кладовая солнца» не просто произведение о природе. В дневниковой записи М. Пришвин рассказывает: «В „Кладовой солнца“ я написал, что правда есть суровая борьба за любовь…» Пришвин создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе… Правда — не просто любовь к человеку. Она заключена в суровой борьбе за любовь и раскрывается в столкновении двух начал: зла и любви. «На одной стороне полукруга воет собака, на другой воет волк… Какой это жалобный вой. Но ты, прохожий человек, если ус$лышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака,$ вернейший друг человека, — это волк, злейший враг его, самой злобой своей обреченный на гибель. Ты, прохожий, побереги свою жалость не для того, кто о себе воет, как волк, а для того, кто, как собака, потерявшая хозяина, воет, не зная, кому же теперь, после него, ей послужить»9.

Зло, стремящееся удовлетворить хищные инстинкты, наталкивается на силу любви, на страстное желание выжить. Поэтому сказка Пришвина светится не только любовью — в ней борьба, в ней столкновение добра и зла.$

Автором использованы некоторые приемы традиционной сказки. Здесь есть стечения почти сказочных случайностей и совпадений. Активное участие в судьбе детей принимают животные. Ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый Помещик враждебны детям. Собака Травка — представитель «до$брой природы» — верно служит человеку. Интересно отметить, что первоначально сказка называлась «Друг человека». Все философские рассуждения автора о «правде истинной» помещены в главах, повествующих о Травке.

И вместе с тем события в произведении имеют реальную основу. «Кладовая солнца» была написана в 1945 году, после о$кончания Великой Отечественной войны. А «еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила»10 (по воспоминаниям В. Д. Пришвиной).

Прием слияния сказочн$ого и реального дал возможность писателю выразить свой идеал, мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на $земле. Сказка-быль пронизана оптимистической верой писателя в близость и возможность осуществления этой мечты, если искать ее воплощение в реальной жизни, среди обыкновенных на первый взгляд людей. Эту мысль писатель прежде всего выразил в главных героях произведения — Насте и Митраше.

Своеобразие$ произведения — раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

Возможное распределение материала по урокам

$Часть первого урока отводится знакомству с отдельными фактами биографии М. М. Пришвина, а также его произведениям. Это позволит пробудить интерес к творчеству писателя, с которым большинство шестиклассников познакомятся впервые. В этом случае можно было бы заранее предложить учащимся прочитать отдельные его произведения — рассказы в сборниках «Лесная капель», «Этажи леса», «Золотой луг», «Лесной доктор» и др., а затем в небольшой беседе в начале урока высказать свое мнение или прочесть отзыв о прочитанной книге.

М. М. Пришвин роди$лся в 1873 году неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежащем его отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда с «волчьим билетом» за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический институт. За участие в социал-демократической студенческой организации $был арестован и после годичного заключения выслан на родину под гласный надзор полиции. В 1899 году Пришвин едет в Германию, в Лейпциг, откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д. Н. Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу.

$С 1905 года Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом, очеркистом. Выпускает книги. Активно сотрудничает в газетах. Ездит и ходит пешком по стране. Такой образ жизни он сохранил до глубокой старости. Пришвин не раз признавался, что воплотил в нем мечты и сказки собственного детства…

В детской литер$атуре Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь бурундук», «Дедушкин валенок», «Рассказы егеря Михаила Михалыча» и др.), сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца Вэша Куоннэзина «Серая Сова»11.

$ Вместо рассказа о биографии можно прочесть отрывки из «Золотой розы» К. Г. Паустовского (глава «Михаил Пришвин»).

Вторая часть урока отводится чтению вслух (учителем или заранее подготовленным учеником) начала сказки-были «Кладовая солнца».

Дома шестиклассники дочитывают про$изведение М. Пришвина до конца.

Второй урок можно посвятить первоначальному знакомству с идейно-художественными особен$ностями сказки-были «Кладовая солнца», характерами ее главных героев — Насти и Митраши.

Цель этого урока — уяснить, почему «Кладовая солнца» называется «сказка-быль». Вопрос этот очень сложный, поэтому н$е следует на уроке добиваться исчерпывающих ответов. На данном этапе учащиеся лишь укажут, что здесь можно отнести к сказке, а что к были. С этой целью предлагаются следующие вопросы:

1. Где и когда происходит действие в произведении М. Пришвина «Кладовая солнца»?

2. Чем начало произведения напоминает сказку?

3. Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении.

$ $4. Что в «Кладовой солнца» является былью?

Выделяя сказочные и реалистические элементы, обратим внимание учащихся на то, что сказочные элементы в произведении Пришвина не более, но и не менее сказочны, чем все остальные образы произведения. Следовательно, здесь все можно назвать сказкой и одновременно былью. Здесь важно отметить и особенности стиля писателя: когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит «кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркнет волшебные свойства доброты и трудолюбия.

Таким образом, при анализе важно сосредоточить внимание учащих$ся на том, что в произведении «Кладовая солнца» «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования — суть пришвинской манеры как раз в том, что они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой$ детали текста»12.

Следующий этап урока — работа над характеристиками Насти и Митраши. Примерные вопросы для беседы:

1. Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего повество$вания? Какие чувства вкладывает он в слова «золотая курочка», «мужичок в мешочке»?

2. Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять авторское отношение к Насте и Митраше. Какие, по-вашему, свойства характеров этих детей особенно дороги автору?

3. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти матери. Какие отношения $сложились между ними? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?

Основное содержание следующего урока — осмысление конфликта между Настей и Митрашей, его причин и следствий; одухотворение прир$оды, ее участие в судьбе героев.

Для понимания конфликта$ между Настей и Митрашей некоторые методисты предлагают организовать дискуссию, которая помогает вызвать интерес к прочитанному, а также способствует осознанному пониманию произведения. Основные вопросы урока: кто прав — Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?

Возможен и другой путь — «вслед за автором». В этом случае мы предлагаем беседу с постоянным обращением к тексту. Примерные вопросы и задания:

1. Перескажите своими словами, а затем прочитайте сцену спора $Насти и Митраши. Обратите внимание, как «ведет» себя природа. Можно ли определить, на чьей стороне автор?

2. Что заставило$ Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как автор относится к Митраше в этой истории? Что помогло Митраше выйти победителем из всего случившегося? Ваши предположения подтвердите деталями текста.

3. Как вела себя Настя, оказавшись одна? Почему она забыла о брате? Что осуждает автор в поведении Насти? Найдите художественный образ, который помогает понять отношение автора к Насте.

4. За$чем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещен перед появлением детей в лесу?

5. Прочитайте описание природы после эпизода ссоры детей (со слов «Тогда серая хмарь плотно надвинулась…» до слов «завыли, застонали…»). Подумайте, как автор помогает понять значение того, что происходит. Каково отношение автора к этому?

$ 6. Почему Травка пришла на помощь человеку?

Уместно специально не только вспомнить, что такое олицетворение, но и провести работу, которая поможет расширить и закрепить э$то понятие. Учащиеся приводят примеры из «Кладовой солнца», когда неодушевленные предметы наделяются признаками живых существ, растения и животные словно бы приобретают человеческие свойства: тетерев-косач приветствует солнце, сторожевой ворон зовет на близкий бой, сосна и ель, растущие вместе старушки-елочки мешают Митраше и др. Важно дать понять учащимся, что во всем ходе повествования чувствуется стремление человека осмыслить и одушевить природу, сделать ее понятной, близкой и родной людям.

$Дома учащиеся должны письменно ответить на один из вопросов, предложенных для беседы на уроке.

На следующем уроке после проверки домашнего задания можно приступить к обобщению изученного. Главная цель урока — определить основную идею произведения. Системой вопр$осов учитель подведет шестиклассников к выводу — «правда» жизни, ее важнейший смысл заключаются в единстве человека и природы, в родственном мудром отношении человека к природе. На примере главных героев писатель стремится показать силу, красоту человека, его могущество и огромные возможности. Название произведения связано не только с залежами торфа. Автор имеет в виду духовные сокровища человека, который живет в природе, является ее другом.

$ Примерные вопросы для беседы

1. Почему писатель назвал свое произведение сказкой-былью? Какой смысл он вкладывал в эти слова?

$ После ответа на этот вопрос уместно будет прочитать посвящение писателя, помещенное в одном из первых изданий для детей «Кладовой солнца», которое поможет лучше понять смысл всего произведения:

$«Содержание обыкновенной сказки — это борьба человека-героя с каким-нибудь злодеем (Ивана-царевича со Змеем-Горынычем). И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. С этой верой я проходил свой долгий литературный путь, с этой верой надеюсь его закончить и передать ее по наследству вам, мои молодые друзья и товарищи»13.

2. Какое значение в произведении имеет история Травки?

$3. Какой смысл вкладывает писатель в слова «кладовая солнца»?

$ 4. Какое значение имеет в произведении спор Насти и Митраши? Как эта история связана со словами: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь»?

5. Каким вы представляете рассказчика?

$6. Прочитайте эпиграф к главе. Как он характеризует писателя?

В заключение можно рассказать о том, что после появления «Кладовой солнца» киностудия «Мосфильм» предложила Пришвину написать киносценарий по этому произведению. Филь$м так и не был создан, но киноповесть под названием «Серый Помещик» была опубликована в сборнике произведений М. М. Пришвина в 1957 году.

Для самостоятельного чтения можно рекомендовать учащимся произведение Пришвина «Корабельная чаща», где они вновь встретятся с Настей и Митрашей.

p17 knopka1 knopka4

Урок литературы в 6 классе Тема: « Родная природа в сказке-были «Кладовая солнца» М.М.Пришвина

находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их:

выразительное чтение наизусть прозаического текста;

воспитывать чувство любви к родной природе.

Эпиграф: Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина. ( К. Паустовский.)

Оборудование: портрет писателя М. Пришвина; иллюстрации к произведению“Кладовая солнца”,картины с изображением природы; презентация.

Теория литературы: пейзаж; эпитет; сравнение; олицетворение.

Организационный момент.

Сообщение темы.

1. Слово учителя.

Сказка-быль М. Пришвина “Кладовая солнца” прочитана. Мы познакомились с главными героями этого произведения. Пришвин – один из лучших детских писателей, который умел как никто другой чувствовать то, что интересно детям. В его произведениях огромную роль играет родная природа с ее лесами, болотами, реками, полями…
Героями творений Пришвина становятся птицы, животные, люди. Читая его рассказы, дивишься наблюдательности писателя, снова и снова выступает наружу его доброта, сила сердечного участия в мире живого. «Кладовую солнца» – сказку-быль М.Пришвина с удовольствием читают ребята разных возрастов.
Написана сказка-быль вскоре после победоносного окончания Великой Отечественной войны и вся пронизана чувством победы. В основу были положены впечатления, полученные писателем во время военных лет, когда он жил в Ярославской области. И природа края изображена точно, и сохранены имена брата и сестры – Митраши и Насти, сирот, которые жили неподалеку от Пришвиных .
Казалось бы, самая обычная «человеческая жизнь», однако у Пришвина она превращается в сказку. Дело в том, что автор не ставит перед собой цели очень реалистично показать мир, для него окружающее – чудесная, волшебная страна, в которой каждый кустик, каждая травинка, солнце, небо, лес – все живое и умеет сопереживать.
Ребята отправляются в лес за сладкой клюквой. Митраша помнит, где, по словам отца, заветная поляна, «вся красная как кровь, от одной клюквы». Мальчик «хорошо, по-отцовски, обернул вокруг ног портянки», взял двустволку и компас. Отправившись в трудное путешествие на Блудово болото, дети вспомнят, как отец учил их всматриваться в окружающую природу, понимать речь животных, ненавидеть исконного крестьянского врага – волка.
Из дома дети выйдут еще перед рассветом. Все отдельные картины природы напоминают нам о великой войне. Даже крик журавлей, встречающих солнце, похож на то, «как если бы все люди радостно в стройном согласии могли закричать: «Победа, победа!».
Но вот перед детьми две тропинки: по которой из них нужно идти? По той, где никто не ходит, или по которой следуют все? Митраша выбирает первое, а благоразумная Настя – второе. Писатель найдет слова, чтобы осудить мальчика за то, что он не подумал с благодарностью о тех людях, которые дали ему возможность в конце концов победить волка и найти верного друга – собаку Травку. Осуждает он и Настю за то, что она, увлекшись собиранием клюквы, не услышала Митрашкина зова.
Под пером Пришвина обыденная жизнь становится яркой, сказочной. Подмечая мелкие детали, он выводит их из тени, и тем самым придает даже самым обычным вещам неповторимость и таинственность. Лес – это живое существо, и дети оказываются под властью этой волшебной страны. Детей, которые в чем-то могут ослушаться или уклониться от устоявшихся лесных законов, ждет наказание, однако матушка природа благосклонна к своим питомцам.
Прочитав эту сказку, хочется пойти в лес и заметить в нем каждый причудливый сучок, каждую травинку.

2. Беседа по тексту.

– Назовите главных героев? (Настя, Митраша)

– А кто еще, назовите их? (Волк, тетерев, лось, ель, сосна и т.д.)

– А как все это мы назовем?

– Да, конечно, природа. Как называется изображение природы в художественном произведении? ( Пейзаж).

Дать понятие пейзажа.

– Значит, природа тоже является главным героем этого произведения. С Настей и Митрашей мы уже хорошо знакомы. Узнали, что сказка–быль – это жанр литературного произведения.

– Напомните , почему она и сказка, и быль?

Итак, все же перед нами особая сказка, где большое место занимает быль, повествование о двух осиротевших детях. Но не только они главные герои, но и природа, которая играет очень большое значение в жизни человека. И сегодня мы будем познавать природу, постигать ее тайную жизнь.

3. Работа с эпиграфом.

Эпиграфом к уроку я взяла слова К.Паустовского. (Читаем эпиграф).

Значительное место в “Кладовой солнца” занимает природа, т.к. в замысел писателя входило показать единство человека и природы. У нас в классе на стендах висят репродукции картин известных художников о природе, ваши иллюстрации. Мы читаем о природе, любуемся ее красотой. М. Пришвин был мастером пейзажа, он умел точно выразить сущность этого прекрасного мира.

4. Работа с текстом. Чтение и анализ эпизодов.

– Ну а теперь давайте отправимся вслед за Настей и Митрашей в лес, понаблюдаем за природой вместе с детьми и автором. Здесь живут разные животные, много растений, все они имеют свои особенности.

– Что описывает писатель сразу, как только мы вступаем в лес?

(Появлению детей в лесу предшествует описание “несчастной” жизни сосны и ели)

– Давайте послушаем этот отрывок.

5. Выразительное чтение отрывка “Ель и сосна”.

– Какое впечатление производят эти картины?

(В отрывке “Ель и сосна” все вокруг мрачно, деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер старается поссорить их)

– Рисуя эту картину, писатель тем самым выражает мысль о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе.

– Какими словами писатель характеризует эту борьбу? (Ель и сосна старались обогнать друг друга, впивались, прокалывали, стонали, выли.)

– Как они ведут себя? (Как живые существа)

– Давайте вспомним, как называется этот способ?

(Олицетворение). Работа с понятием.

– Давайте найдем слова, которые говорят, что здесь олицетворение? ( Дети называют)

Вывод: Значит, с помощью олицетворения писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни героев.

– Идем дальше. Встречаем лесного жителя. Кого?

6. Выразительное чтение отрывка “Тетерев-косач”.

– Пришвин здесь показал красоту природы. Под лучами солнца (которое тоже играет большую роль в тексте) “могучие стволы соснового бора стали, как зажженные свечи великого храма природы. “Тетерев – косач тоже” стал расцветать”.

– Кто повлиял на рождение природы! (Солнце)

– Красиво звучит, тонко описано. Какие художественные средства использует автор. (Сравнения, эпитеты). Работа с понятиями; их роль в художественном произведении.

– Как показана птица!

– Какие слова подобрал писатель?

– Какие еще птицы живут в лесу, как ведут себя? ( Можно зачитать).

– Мы подходим к Слепой Елани.

7. Чтение наизусть отрывка “ Слепая Елань”.

Опасное место – Блудово болото.

Здесь мы подходим к понятию “кладовая солнца”.

– Что же это такое – кладовая солнца?

(Кладовая – потому что хранит запасы торфа, запасы горючего, которые “достаются человеку в наследство”, а солнце – потому что рождены эти запасы солнцем)

– Только ли торфом богаты эти места? Назовите эти богатства.

Природа здесь добрая, она сочувствует, помогает людям, переживает за них.

– Но она не только дает, но и опасна.

8.Чтение наизусть отрывка “Елочки– старушки”.

– Как автор показывает ель?

(Подмечает каждую деталь)

– Какое художественное средство использует автор?

Дальше дети попадают на палестинку.

9. Выразительное чтение отрывка “ Ягода лесная» .

– Какие слова использует автор для описания ягоды?

(Использует ласковые слова ,уменьшительно-ласкательные суффиксы; она чудесна и богата; с любовью показано богатство лесного царства.) От этого изобилия Настя забывает обо всем, даже о себе.

Еще один лесной житель.

10. Выразительное чтение отрывка “Лось”

– Каким предстает перед нами это животное?

-Какими словами описывает автор?

(Как в сказке – большое, огромное, но обходится малым – корой деревьев.)

А что собирает пень?

11. Выразительное чтение отрывка“Пень”

– Что он делает? Ведь он не просто так стоит!

(Он собирает солнечное тепло).

– Для чего? ( Для других , отдает накопленное тепло, когда уйдет солнце)

Вот почему разные твари слетались и сползались сюда. (Мухи, бабочки, ящерицы)

– Каждый в природе имеет свое назначение – кто-то добро несет, кто-то недоброе предвещает. Всему светит солнце, благодаря которому все живет.

Найдем описание восхода и заката . Выразительное чтение эпизодов.

Нахождение художественных средств.

– Мы завершили свой поход по лесу. С каждым новым эпизодом все мы больше и больше узнали о природе, познали ее законы, убедились, что природа и человек едины. Но с природой надо быть еще и осторожными. Она сказочно красива, богата, не жадная, а щедрая. Она для человека, но она и опасна!

Работа с иллюстрациями.

Домашнее задание . -Написать сочинение “Природа в жизни человека”.

Цели:

  • учить выделять
    черты характера главных героев,
  • анализировать
    поступки детей, их поведение в природе;
  • закрепить изученные
    знания по теории литературы (портрет, эпитет, олицетворение);
  • развивать мышление,
    устную речь, пополнять словарный запас.

Оборудование: иллюстрации к произведению, портрет М.
Пришвина.

Тип урока: закрепление материала.

Ход урока.

Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать
её, любить и охранять.

М. Пришвин

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной
деятельности, объявление темы, цели урока.

III. Работа над содержанием
произведения.

1. Литературный диктант.

1. В каком году была написана
сказка-быль? (В 1945 году)
2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)
5. Топкое место в болоте ,всё равно,что прорубь на льду. (Елань)
6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка)
9. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных
богатств)
10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)

2. Проверка домашнего задания (Читают
составленный дома план)
.

3. Фронтальная беседа с элементами
выборочного чтения текста и пересказом.

  • С самого начала
    произведения мы знакомимся с главными героями Настей и Митрашей.
    Рассказчик рисует нам портреты детей. Что называется портретом в
    литературном произведении? (Описание внешности героя: его лица, фигуры,
    одежды
    ).
  • Найдите в тексте
    портрет Насти.
  • Прочитайте портрет
    Митраши.
  • Зная некоторые
    способы выражения авторского отношения, нужно прежде всего остановиться на
    тех эпитетах и сравнениях, с помощью которых характеризуются дети. Что
    такое эпитет? (Художественное определение предмета или явления,
    помогающее живо представить себе предмет, почувсвовать отношение автора к
    нему
    ).
  • Заметьте, автор
    Настю называет не «курицей», а «курочкой», этим выражает свою нежность к
    девочке. Помогает понять отношение автора к своим героям именно большое
    количество уменьшительно-ласкательных суффиксов. Веснушки сравнивает с
    золотыми монетками, волосы отливают золотом, не нос, а носик, вся она улыбчивая,
    похожая на весёлое солнышко. Не меньшей симпатией пользуется и брат. Что в
    его внешности больше всего подчёркивает писатель? (Силу, упорство,
    настойчивость
    ).
  • Нельзя не заметить
    «прямые» оценки рассказчика, в которых он высказывает своё сочувствие к детям,
    гордится ими, радуется их успехам.

«Они были очень милые…»
«…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»
«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»
«И какие это были умненькие детишки!»
«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»

Докажите словами из текста, что Настя
и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и
помнят своих родителей.

«Точно так же, как и покойная
мать…»
«Митраша выучился у отца…»
«Он (Митраша )хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянки…»
«- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.

-А как же?- ответила Настя. — Ты
разве не помнишь, как мама за грибами ходила?»

«- Ты это помнишь, — сказал
Митраша сестре, как отец нам говорил о клюкве…»

— Прочитайте начало отрывка «Ель и
сосна»…

— Писатель наделяет явления природы в
этом произведении признаками живых существ.

— Как называется такое изображение в
литературе? (Олицетворение).

— Как именно злые силы природы мешают
детям, стараются запугать, уйти из леса?

(Деревья зарычали, завыли,
застонали).

— И наоборот, как добрая природа
успокаивает детей, помогает им:

(Трава белоус показывала
направление обхода елани)

— Как же дети ведут себя в лесу?

« Было совсем тихо в природе и
дети, озябшие, до того были тихи…»
« Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут
первые лучи солнца».
«Неподвижные сидели на камне».

— Остановимся на эпизоде «Спор детей
о дороге», выясним, как себя ведёт каждый из них.
— Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой?
— Почему Митраша становится пленником болота?
— Давайте прочитаем «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча.

«…Ходите вы, ребята, одетые и
обутые…»

— Что не договаривал лесник?

« Не знавши броду не лезьте в
воду».

—  Как понимаете эти слова?
— Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими?

(Предупреждение Насти и трава
белоус).

— Увидев Травку и почувствовав
надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно,
обдуманно. Докажите это словами из текста.

«…И маленький человек остановил в
себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»

Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала
правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем
заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок
«Лесные ягоды», и нам станет понятно, что Пришвин подбирает «ласковые слова»,
чтобы передать ласковое отношение к при роде.

— Как же ведёт себя Настя среди
такого богатства?

(Её охватывает жадность)

— Такая жадность не нравится
писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине
хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника.

«Откуда же у человека при его
могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» — с упрёком спрашивает
Пришвин.

— Что же заставило девочку осознать
свой поступок? (Встреча со змеёй)

—  Что же Насте представилось?

…будто это она там, на пне…

— Девочка глубоко переживает
случившееся и дальнейшими действиями…(больным детям отдала всю целебную
ягоду
).

Пути открывателей и осваивателей
нужны и полезны людям, но сила и красота проявляется в полной мере только
тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу — быть полезным другим.
Отступление от этого делают несчастным прежде всего самого человека.

— Настя кричала, Митраша слышал её
крик и ответил ей, но почему же девочка ничего не услышала? (Порыв ветра
унёс крик в другую сторону
).

— Расскажите, что же случилось, когда
Митраша выбрался из Слепой елани. (Убил волка).

— Как же вели себя соседи,
когдау3слышали рёв голодной скотины?

— Чему удивились все?

— Как теперь стали называть «мужичка
в мешочке»? (Героем).

— Теперь осталось сказать, кто же
такие рассказчики. Прочитайте.

IV. Вывод.

— Так что же такое кладовая солнца? (Это
не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и
человек — «мудрый хозяин».)

Соединяя жизнь людей и природы,
Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих
отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.
(Это эпиграф к уроку, его записываем в
тетрадь
).

V. Домашнее задание:

1. Подумайте, почему «Кладовая
солнца» называется сказкой-былью?
2. Пересказать близко к тексту одно из описаний природы.

Данный урок поможет учителю
познакомить учащихся с произведением М. Пришвина «Кладовая солнца», сделать его
анализ, используя свои выводы и умозаключения на примерах героев произведения.

  • Почему книгу называют дорогой сочинение
  • Почему классическая литература актуальна и в наши дни сочинение
  • Почему катерина решила свести счеты с жизни сочинение гроза
  • Почему кит ест только мелких рыбок сказка
  • Почему катерину называют лучом света в темном царстве сочинение рассуждение