Почему кладовая солнца это сказка быль

Урок литературы в 6 классе картины природы в сказке-были м.м. пришвина кладовая солнца смысл названия произведения чем богаче внутренний

Урок литературы в 6 классе

Картины природы в сказке-были М.М. Пришвина « Кладовая
солнца»

Смысл названия произведения

Чем богаче внутренний мир человека,

 тем больше он видит в природе,

тем ярче для него жизнь, мир.

М.М. Пришвин

Ход урока

I.      
Вступление

Учитель: Ребята, на том уроке мы с вами анализировали
эпизоды из жизни Насти и Митраши, раскрыли их характер. Также говорили, что все
это из реальной жизни, то, что принято называть былью.

II.   
Основная часть урока

1. Беседа по
вопросам

Учитель: Сегодня мы побеседуем о том, что напоминает сказку. Скажите, какие
признаки сказки есть в этом произведении?

( ворон, деревья, елочки-старушки, серый волк Помещик, Лежачий
камень, говорящие и мыслящие лесные жители и т.д.
)

Учитель: Как называется средство изобразительности речи, когда предметы и
животные очеловечены?

(Олицетворение)

 Учитель:  « Кладовая солнца» — одно из таких произведений, где
огромное количество эпизодов, посвященных природе. За умение слушать и понимать
природу современники звали Пришвина кудесником, волшебником.

        Сегодняшний наш разговор я бы хотела начать со чтения
стихотворения Аполлона Майкова.  И так хочется, чтоб вы поняли, что природа –
это и есть поэзия.

( чтение стихотворения « Пусть говорят: поэзия – мечта…»)

        Хорошо. Давайте отправимся в лес по следам детей. Вот они
добрели до Лежачего камня — это имя камня, написано с заглавной буквы. Кстати,
если сравнить с русскими народными сказками, какое сходство есть?

(направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь —
сам пропадешь)

        Таким образом, дети оказались на точке, где нужно выбрать путь:
протоптанный, по которой все ходили, но в обход; или короткий, как казалось
Митраше, более легкий.

        В какое время суток дети пришли к Лежачему камню? 

( читается отрывок «Сюда, к Лежачему камню, пришли
дети…»  до «…как зажженные свечи великого храма природы…» )

         Обратите внимание: лес — великий храм природы, в котором все живое
тянется к солнцу. Солнце — символический образ. Это олицетворение вечности. А
вечность – это связь прошлого, настоящего и будущего; связь с общечеловеческими
ценностями, с жизненным опытом отцов.

          Вечность – это еще и природа. Она бессмертна, всесильна. Мир природы
полон голосов, движения, радости, тревоги. Писатель считал: чем богаче внутренний
мир человека, тем больше он видит в природе, тем ярче для него жизнь, мир.
Пришвин назвал это «родственным вниманием».

          Обладают ли Настя с Митрашей  «родственным вниманием»?

(Учащиеся  выделяют существование встречающего восход
солнца тетерева Косача, наблюдают за «проснувшимися» елью и сосной, их
«взаимоотношениями»)

        2. Конкурс знатоков леса

Учитель: Сейчас посмотрим, насколько вы внимательны.

        К доске приглашаем знатоков леса. Они должны были приготовить
информацию о лесе, куда пришли Настя и Митраша.

— Какие деревья селятся в «приболотице» — на краю болота? Какие — на
сухих островах в болотном «море»? Почему эти острова называются «боринами»?

— Какие ягоды и цветы растут на лесной просеке?

— Где и как растут клюква, черника, брусника, голубика, костяника?

— Как цветет волчье лыко?

— Каких зверей и птиц мы встречаем в сказке-были? Какие у них повадки,
крики, стоны?

— Почему болото называется Блудово?

— А что такое елань? И почему она Слепая?

Учитель: Как видим, лес живет своей жизнью. Это целое государство. Здесь так
же, как и у людей есть разрешенное, есть запреты. Нарушивший запрет
подвергается испытаниям. О каком запрете идет речь? Как природа предупреждает
об опасности?

( После ссоры детей со слов «Тогда серая хмарь плотно
надвинулась…» до «…завыли, застонали.»)

         3. Значение эпизода о сосне и ели, растущих вместе

Учитель: Кроме Лежачего камня, всех путешественников в самом начале пути
встречают сосна и ель, растущие вместе.

( Выразительное чтение отрывка «Лет двести тому
назад…» до «…а волк выл от неизбывной злобы к нему». При чтении необходимо
обратить внимание на ритмичность этого фрагмента. Детям предложено было дома
записать его в стихотворной форме.)

Учитель: Какие слова определяют взаимоотношения ели и сосны? Они дружны?
Счастливы?

( Деревья боролись между собой корнями за питание.  Их
стон близок был всем живым существам. Они несчастны.)

Учитель: В чем несчастье деревьев?

( Причина несчастий деревьев — в эгоистическом
стремлении самоутвердиться за счет другого, в их разобщенности.)

Учитель: Как вы считаете, зачем автор вставляет в свое повествование этот
рассказ? Почему он помещен в самом начале пути героя?

( Возможно, он дает понять, что обычная история закончилась,
начинается сказка. В сказке ведь тоже есть добро и зло; разобщенность и лад. И
всегда перед героями есть выбор. С этого момента начинается выбор человеком
собственного пути. Здесь проявляются самые главные качества человеческой
личности. А какие — мы об этом уже говорили на прошлых уроках.)

         4. Смысл названия произведения

Учитель: Дальше дети оказываются непосредственно на том самом месте, которое
называется Блудово болото. Мы уже знаем, откуда такое название. А как возникает
оно?  Что значит это болото — кладовая солнца? Как это понять?   

( В простой и ясной форме автор рассказывает о
серьезных естественнонаучных открытиях. Солнце отдает свое тепло растениям,
растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой
торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но
целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — тоже кладовая
природы.)

Учитель: Как мы видели, в данном произведении жизнь людей и жизнь природы
перекликаются. В чем их сходство?

( Есть борьба за жизнь. Добро побеждает зло.)

Учитель: Первоначальное произведение Пришвина имело совсем другое название —
«Друг человека». Почему, по-вашему, автор отказался от такого названия?

( Главная идея рассказа в том, что природа — огромная
кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами
разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «
Кладовая солнца» соответствует этой идее.)

Учитель: Какой смысл вложил писатель в выражение «сказка-быль»?    

( Сказка-быль — это жанровое определение произведения.
В произведении сказочное переплетается с реальностью. Сказка и быль у Пришвина
вместе. Нельзя их рассмотреть поотдельности. Здесь все можно назвать и сказкой,
и былью. Быль – это то, что бывает. А сказка – это то, о чем люди мечтают. У
писателя все мечтают. Митраша – стать охотником, как отец. Настя – стать
хозяйкой, как мать. Еще Настя и Митраша хотят найти в лесу палестинку, про
которую говорил отец. Антипыч мечтает, чтобы люди знали правду. Травка мечтает
найти своего Антипыча. Разведчики болотных богатств хотят, чтобы всем досталось
солнечное тепло, — оно есть в торфе. Пришвин написал сказку- быль, чтобы мечты
исполнились и стали правдой. Возможно, автор хотел, чтобы читатели воспринимали
это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились, но и
в более широком смысле.)

Учитель: Чему нас учит данное произведение?

(Утверждается добро над злом. Добро – это дружба и
любовь, вера и согласие. Дети победили жадность, упрямство, страх перед
жизненными трудностями. Еще дети узнали, что такое правда. Правда – это
взаимопонимание и любовь, правда – это приносить пользу другим, правда – это
единство человека и природы, родственное и мудрое отношение человека к природе.
Правда – это сила, красота человека, его могущество и огромные возможности,
направленные на созидание.)

Учитель: Давайте найдем сходство между русскими народными сказками и данной
сказкой- былью по композиции, т.е. по строению произведения.

В волшебных сказках: зачин – мотив запрета – переход границы в «чужой
мир» (нарушение запрета) – испытание – возвращение домой – концовка. То же
самое и в сказке-были М. Пришвина: экспозиция – завязка – развитие действия –
кульминация – развязка – концовка. 

III.
 Домашнее задание. Прочитать рассказы М.М.
Пришвина из книги «Лесная капель». Постараться понять главную мысль этих
рассказов.

УМК:
Учебник
для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.1/Авт.-сост. Г.С.Меркин. — М.:ООО
«Русское слово – учебник», 2019.-336с.

Тема
урока:
 Смысл
названия сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

     
1.Деятельностная:
формирование у обучающихся способностей к обобщению,
структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

     
2.Предметно-дидактическая:
глубокое
освоение школьниками содержания конкретной учебной дисциплины в соответствии с
программными требованиями

Образовательные:
выработать умение самостоятельно применять знания
в комплексе, в новых условиях, обеспечение положительных результатов в
самостоятельной познавательной деятельности.
закрепление основных понятий, цитатная работа с текстом и
ключевыми понятиями.

Развивающие:
формирование/ развитие функциональной грамотности
(найти и извлечь информацию из текста, интегрировать и интерпретировать
содержательные элементы текста, осмысливать и оценивать информацию текста),
развивать навыки самостоятельной работы, творческой познавательной активности
учащихся.

Воспитательные:
воспитывать любовь к природе,
чувство взаимопомощи и поддержки.

1.     
Личностные: формирование мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, диалог с природой, уважение ее
законов, бережное отношение к ее богатствам, стремление к воссозданию ее
ресурсов, воспитание любви к литературе посредством обращения к художественному
тексту, уважение и перенятие ценностей народного жизненного опыта и
нравственных основ.

2.     
Метапредметные: умение организовать свою деятельность,
определить ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ. Отбор
информации, умение взаимодействовать с людьми, высказывать суждения, подтверждая
их фактами.

3.     
Предметные:
умение анализировать литературное прозаическое
произведение, определять его принадлежность к определенному жанру (сказка, быль),владение
на базовом уровне литературоведческими понятиями(тема, проблема, идея,
композиция литературного произведения, внесюжетные элементы), владение
понятиями о средствах художественной выразительности(олицетворение, сравнение,
метафора, гипербола).Умение вести диалог и полилог, формулировать и доказывать
свою точку зрения.

Тип
урока:
Комбинированный урок.

2.    По способу
организации:

сочетание различных форм занятий.

Методы
обучения:
словесные, наглядные, практические,
поисковые.

Средства
обучения:
аудио
и видео материалы, проектор, компьютер, учебное пособие.

Этапы

урока

Методы обучения

УПЗ урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы оценки, самооценки.

1

2

3

4

5

6

Организационный
момент

Приветствие
и демонстрация видеоролика

Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Григорьевна! 
Сегодня я буду проводить у вас урок литературы. Надеюсь, вы мне в этом
поможете.

Презентация с видами башкирской природы

Приветствуют
учителя.

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками.

Наблюдение
учителя.

Актуализация
учебных знаний и
постановка цели урока

беседа

Ребята, вы посмотрели
видеоролик , а теперь подумайте, исходя из того, что вы увидели и услышали

— О чем мы сегодня
будем говорить?

А как все это связано с
произведением, с которым вы знакомились на прошлом уроке.

Все это (природа, люди
и полезные ископаемые — наше с вами богатство) из покон веков богатство на
Руси называли кладезем, а что такое кладезь? кто-то из вас знает? Кладезь-это
источник, сокровищница

Сегодня на уроке мы с
вами вместе попытаемся разгадать тайну названия произведения.

На какие вопросы мы
должны будем найти ответы?

— О природе, о красоте,
о нашей Республике, о людях

Кладезь-это
богатство…

-Что такое кладовая?
Почему произведение так называется?

Регулятивные

УУД: Целеполагание.

Познавательные УУД: 

самостоятельное формулирование темы урока.

Наблюдение
учителя;

индивидуальные
ответы учеников;

мотивационная самооценка.

Творческая
практическая деятельность

по
реализации поставленных целей.

Работа с
текстом

Где мы впервые
сталкиваемся с фразой «кладовая солнца»? (Чтение фрагмента стр. 189-190)

-Что, по мнению автора,
есть «кладовая солнца»? Что именно Пришвин вкладывает в это понятие? А для
того. Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю составить небольшой кластер
по работе с эпизодом и записать  Ключевые понятия из эпизода.

Кладовая-это солнце, болото
с торфом, мать, жизнь, смерть, добро, наследство, человек, век, запас.

Посмотрите, какое емкое понятие у Пришвина.

Все мы любим солнце. Что дает солнце человеку?

А
теперь обратимся к тексту.

Какова
же роль солнца в жизни природы?

Но и для человека солнечное тепло очень важно. Недостаток витамина
D-плохое настроение и самочувствие, действительно,
солнце-жизнь. Но вот ведь в чем парадокс, солнце дает жизнь, а в болоте
становится причиной гибели многих растений, которые, в свою очередь,
превращаются в торф

-Что такое торф и для
чего нужен человеку?

Торф — это природное богатство, которое жизнь на
Земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы
этого болота — это тоже кладовая природы».

Кладовая-это солнце, болото
с торфом, мать, жизнь, смерть, добро, наследство, человек, век, запас.

-Солнце дает тепло

-«…горячее
солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного
кустика и ягодки. Всем солнце отдавало тепло.

— Полезное ископаемое

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками, умение адекватно реагировать на оценку результатов учебной
деятельности другими учащимися и учителем.

Познавательные УУД: развитие умения осуществлять поиск необходимой
информации. Развитие умения строить простые суждения.

Наблюдение
учителя

Индивидуальные
и групповые ответы учеников;

мотивационная самооценка.

Физкультминутка

Просмотр
видеоролика

Торф действительно
очень важен в жизни людей, предлагаю в этом убедиться, немного отдохнуть и посмотреть
видеофрагмент.

Просмотр видеоролика

Регулятивные УУД: восприятие, осмысление, запоминание учебного материала.

Наблюдение
учителя.

Подведение
итогов урока

Беседа

Торф дает огонь, огонь
– это жизнь, жизнь-это семья и люди, которые нас окружают.

Важно ли чтоб вокруг
нас были люди, которые нас любят и заботятся. Кладезь ли это для человека?
Кладезь не только природа, но и люди, которые нас окружают.

Давайте  вспомним, кто
является главными героями произведения? Каждому из них природа преподнесла свой
урок.

Должны выделить те
места поведения детей в лесу.

1 группа-184-185 со
слов: «Вот еще!»-рассердился Митраша.

Обратите внимание на
деталь в описании природы, как она предупреждает о наступлении беды.

2 группа «Поведение Насти
после расставания с братом»

 – стр. 195 со слов:
Бывало раньше…

Ссора привела к тому,
что и Настя сошла со своей тропы. И только, когда поняла, что потерялась,
вспомнила о брате. Природа как будто напомнила, что есть Митраша, которому,
возможно, нужна ее помощь.

Как себя ведет Настя
после расставания с братом.

3 группа «Поведение Митраши
после расставания с сестрой» – стр. 193 со слов: «Митраша по елани шел…и до
конца главы»

Сороки нагнетают
состояние страха и безысходности положения,

осознание своей
неправоты  пришло только после того, как природа преподнесла урок.

Вот мы и вспомнили
эпизоды, которые помогают главным героям переоценить и осознать ценности
жизни. Мы увидели, что в какие-то  моменты природа помогала, уберегала, а в
какие-то, наоборот, научила ценить друг друга и жизнь в целом.

-Да, важно, чтобы были
рядом люди, которые тебя любят и ценят.

Работа
с текстом

Ответы
детей

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками, умение адекватно реагировать на оценку результатов учебной
деятельности другими учащимися и учителем.

Познавательные УУД: развитие умения осуществлять поиск необходимой
информации. Развитие умения строить простые суждения.

Наблюдение
учителя;

Индивидуальные
и групповые ответы учеников;

мотивационная самооценка.

Рефлексия

Заключительная
беседа.

Вначале мы говорили о
том, что кладезь-это сокровища, богатства. Так только ли о природных
богатствах идет речь?

соединяя жизнь людей и
природы, Пришвин выражает свою главную мысль: человек должен быть разумным в
своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять . Пришвин писал в
своем дневнике: «…лес-великий храм природы и чем богаче внутренний мир
человека, тем ему больше дано видеть в мире природы». Настя и Митраша не
сразу прислушались к голосу природы и чуть было не попали в беду, но, как и
всякая сказка, сказка- быль М.М. Пришвина имеет счастливый конец. Им суждено
было встретиться вновь и продолжить свой путь вместе, но не борясь друг с
другом, а жить дружно в единении с великой матушкой-природой.

Как вы думаете, смогли ли мы найти ответы на те
вопросы, которые поставили в начале урока?

Ведь первоначально
«Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему,
М.М. Пришвин отказался от этого названия?

(М.М. Пришвин отказался от этого названия,
потому что главная идея автора- показать единство человека и природы,
необходимость заботливого отношения к природе.)

Человек и природа едины.
Человек-часть природы.

Да, человек всегда 
должен прислушиваться к природе

Личностные

УУД: передача личностного эмоциональное восприятия,
самоопределение, осознание ценности опыта других людей для собственной жизни.

Наблюдение
учителя;

мотивационная самооценка.

Домашнее
задание

Подумайте и запишите в нескольких фразах:

— Что я могу назвать «Кладовой солнца» в своей
жизни? Какая она, моя «Кладовая солнца»?

Через несколько уроков вы будете знакомиться с
замечательной поэтессой Анной Ахматовой, поэтому я предлагаю в качестве
дополнительного задания на оценку, заполнить социальную карту по ее
творчеству и биографии.

Запись
домашнего задания

Личностные

УУД: передача личностного эмоционального восприятия, осознание
ценности литературы как учебника жизни, формирование навыков самоорганизации.

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954)Великая любовь Пришвина к природе родил...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954)Великая любовь Пришвина к природе родил

    Описание слайда:

    Михаил Михайлович Пришвин
    (1873-1954)
    Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку.
    К.Паустовский
    Сказка-быль
    «Кладовая солнца»
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое
    с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
    Литература. 6 класс
    Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Н.В.

  • 2 слайд

    Цели урока:Работа над идейно-художественным своеобразием произведения; Развит

    Описание слайда:

    Цели урока:
    Работа над идейно-художественным своеобразием произведения;
    Развитие у учащихся навыков исследовательской работы, навыков сотрудничества.

  • 3 слайд

    Миша Пришвин 8 летУчился в сельской школе, потом в Елецкой гимназии Липецкой

    Описание слайда:

    Миша Пришвин 8 лет
    Учился в сельской школе, потом в Елецкой гимназии Липецкой губернии.
    В 12 лет с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию» (первое устремление к мечте)
    Учителем географии у Пришвина был Василий Васильевич Розанов, который теперь известен как великий русский философ.

  • 4 слайд

    Под Костромой. 1931 г.Кабардино-Балкария. 1936г.Закончил агрономи-ческое отде

    Описание слайда:

    Под Костромой. 1931 г.
    Кабардино-Балкария. 1936г.
    Закончил агрономи-ческое отделение химического факультета Рижского политехникума, затем агрономическое отделение Лейпцигского университета в Германии.

    Учительствовал в селе, работал агрономом, в 20-30е годы сотрудничал в печати, много путешествовал.

  • 5 слайд

    М.М.Пришвин автор книг: «В краю непуганых птиц», «Женьшень», «Лесная капель

    Описание слайда:

    М.М.Пришвин автор книг:
    «В краю непуганых птиц»,
    «Женьшень»,
    «Лесная капель»,
    «Осударева дорога»,
    «Кладовая солнца»,
    «Корабельная чаща»,
    «Кащеева цепь» и др.

  • 6 слайд

    Сказка-быль «Кладовая солнца»Написана Пришвиным в 1945 году, сразу после окон

    Описание слайда:

    Сказка-быль «Кладовая солнца»
    Написана Пришвиным в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны.

    «Кладовая солнца» – одно из лучших произведений русской литературы для детей.

  • 7 слайд

    Настя и Митраша Где и когда происходит действие? Как жили дети после смерти р

    Описание слайда:

    Настя и Митраша
    Где и когда происходит действие?
    Как жили дети после смерти родителей?
    Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять отно-шение автора к Насте и Митраше?
    Какие ещё выразительные средства использует автор, чтобы передать свои чувства к детям?

  • 8 слайд

    НастяНастя – «золотая курочка на высоких ножках», веснушки, «как золотые моне

    Описание слайда:

    Настя
    Настя – «золотая курочка на высоких ножках», веснушки, «как золотые монетки», носик «чистенький», «волосы …
    отливали золотом»

  • 9 слайд

    МитрашаМитраша – «мужичок в мешочке», в «золотых веснушках», носик «чистеньки

    Описание слайда:

    Митраша
    Митраша – «мужичок в мешочке», в «золотых веснушках», носик «чистенький, как у сестры».
    «Умненькие дружные ребята».

    В каком значении в данных словосочетаниях употреблено слово «золотой»(см.словарь).

  • 10 слайд

    Толковый словарь.Золотой – сделанный из золота. перен. Блестяще-жёлтый, цвета

    Описание слайда:

    Толковый словарь.
    Золотой –
    сделанный из золота.
    перен. Блестяще-жёлтый, цвета золота.
    перен. Замечательный по своим достоинствам, прекрасный, очень хороший.

  • 11 слайд

    ВыводПосле смерти родителей брат и сестра жили трудно, но дружно, вместе хозя

    Описание слайда:

    Вывод
    После смерти родителей брат и сестра жили трудно, но дружно, вместе хозяйствовали, заботились друг о друге и «о живых существах» (домашних животных)
    Особенно дороги автору такие черты детей, как трудолюбие, неравнодушие к людям и общественным делам.

  • 12 слайд

    Жанр произведения – сказка-быльБыль- рассказ о происшествии, случае, имевшем

    Описание слайда:

    Жанр произведения – сказка-быль

    Быль- рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности.
    Сказка-фольклорная (народная) — занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. (Зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты, олицетворение, победа добра над злом).
    Сказка- литературная (авторская) тесно связана с народной сказкой , но имеет автора, выражает его взгляд на мир.

  • 13 слайд

    Сказка и быльРассказ о жизни Насти и Митраши – это сказка или быль? Где сказк

    Описание слайда:

    Сказка и быль
    Рассказ о жизни Насти и Митраши – это сказка или быль?
    Где сказка входит в их жизнь?

  • 14 слайд

    Сосна и ель, растущие вместеЗачем писатель вставляет повествование о сосне и

    Описание слайда:

    Сосна и ель, растущие вместе
    Зачем писатель вставляет повествование о сосне и ели?
    Докажите, что это не просто рассказ, а сказка?
    Запишите несколько предложений как стихотворение.

  • 15 слайд

    С тех пор лет, может быть двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с ма

    Описание слайда:

    С тех пор лет, может быть двести эти ель и сосна вместе растут.
    Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга.
    Деревья разных пород боро-лись между собой корнями за питанье, сучьями – за воздух и свет.
    Есть ритм и одинаково построенные предложения
    Сосна и ель

  • 16 слайд

    ВыводВставив в повествование рассказ о сосне и ели, автор даёт понять, что об

    Описание слайда:

    Вывод
    Вставив в повествование рассказ о сосне и ели, автор даёт понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказах и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес превращается в заколдованный, сказочный лес, где стонут и плачут деревья, где разговаривают звери и птицы.
    В этом лесу проявляются самые главные качества человеческой личности.

  • 17 слайд

    Главная проблема произведения –проблема выбора своего пути.О чём спорят Настя

    Описание слайда:

    Главная проблема произведения –проблема выбора своего пути.
    О чём спорят Настя и Митраша у Лежачего камня?
    Можно ли сказать, на чьей стороне автор?
    Как изменилась природа после ссоры детей?
    Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе?
    Почему он попал в беду?
    Как вела себя Настя, оставшись одна?
    Почему Настя забыла о брате?
    Как автор относится к происходящему?

  • 18 слайд

    Вывод.Автору нравится желание Митраши быть самостоятельным в выборе пути, но

    Описание слайда:

    Вывод.
    Автору нравится желание Митраши быть самостоятельным в выборе пути, но Митраше не хватило жизненного опыта.
    Пришвин был агрономом, биохимиком, естествоиспытателем, и для него пойти по неизведанной тропе означало совершить исследовательскую работу, стать открывателем нового, проложить путь будущим поколениям.
    Короткий путь исследователя не является лёгким, он требует учитывать опыт, накопленный людьми.
    В этом глубокий философский смысл «Кладовой солнца».

  • 19 слайд

    Блудово болото – кладов

    Описание слайда:

    Блудово болото –
    кладовая солнца
    Какой смысл вкладывает Пришвин в слова «кладовая солнца»?

    Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам?

  • 20 слайд

    Травка и Антипыч.Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека».

    Описание слайда:

    Травка и Антипыч.
    Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему Пришвин отказался от этого названия?
    Расскажите о жизни Травки.
    Почему Травка пришла на помощь человеку?
    Как вы понимаете выражение « Маленький человек остановил в себе большое сердце»?

  • 21 слайд

    Правда Антипыча – правда жизни.Как вы понимаете выраж

    Описание слайда:

    Правда Антипыча –
    правда жизни.

    Как вы понимаете выражение
    «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь»?

  • 22 слайд

    Вывод.Себялюбие (эгоизм), жадность, лень, злоба.Любовьк Родине к людям к пр

    Описание слайда:

    Вывод.
    Себялюбие (эгоизм),
    жадность,
    лень, злоба.
    Любовь
    к Родине
    к людям
    к природе
    к труду
    к познанию неизведанного

  • 23 слайд

    Дома: прочитай рассказы М.М.Пришвина: «Таинственный ящик», «Синий лапоть»,

    Описание слайда:

    Дома: прочитай рассказы М.М.Пришвина: «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Золотой луг».
    Подготовь выразительное чтение рассказа «Столбы».
    «Чему меня научила
    эта книга?»

  • 24 слайд

    Литература. Литература. 6 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных

    Описание слайда:

    Литература.
    Литература. 6 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2010.
    Свободная энциклопедия ВИКИПЕДИЯ – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%B2%D0%B8%D0%BD,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
    Иллюстрации к сказке М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

Похожие материалы

  • Презентация по сказке Андерсена «Снежная королева»

  • Открытый урок по сказке Андерсена «Снежная королева»

  • Презентация по сказке Андерсена «Снежная королева»

  • «Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека»

  • Методические рекомендации к курсу «Родная (русская литература «. Часть 1.

  • Рабочая программа по литературе 9 класс

  • Рабочая программа по литературе 8 класс

  • Рабочая программа по литературе 7 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5436815 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

Конспект  урока по  литературе.   6  класс.

Тема: Сравнительная характеристика Насти  и  Митраши

в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».

Учитель: Ранюк Ж.С.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Цель: понять поступки героев сказки-были в дальнейшем через раскрытие особенностей их характера и литературные портреты.

Задачи:

1) образовательные:

Учить работать с текстом, на основе прочитанного выделять черты характера главных героев; анализировать поступки детей, их поведение для понимания идеи сказки-были М.Пришвина. Повторить теорию литературы (портрет, изобразительно-выразительные средства).

3) развивающие:

Развивать образное и критическое мышление, устную речь, творческий потенциал обучающихся. Совершенствовать технику выразительного чтения. Пополнять словарный запас школьников.

2) воспитательные: 

Воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев произведения (чувство красоты, доброты, уважение друг к другу, бережное отношение к природе). Задуматься об ответственности человека за судьбу природы и за близких людей.

Методы: метод сравнительного анализа, метод аналитической беседы, метод работы с текстом, метод самостоятельной работы.

Формы работы: общеклассная, дифференцированная, групповая.

Педагогические технологии: элементы проблемного обучения, исследование, информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии.

Оборудование:  раздаточные материалы для учащихся; рисунки.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

  1. Организационный этап. (Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.)

— Здравствуйте ребята. Поприветствуйте, пожалуйста, наших уважаемых гостей. Я надеюсь, вы с удовольствием поделитесь своими знаниями с гостями, а вместе мы с вами сделаем важные выводы на сегодняшнем уроке.

  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению материала. (Организовать познавательную деятельность учащихся, обеспечить готовность к усвоению.)

Актуализация знаний

— На прошлом уроке мы начали знакомство с творчеством замечательного русского писателя М.М.Пришвина.

— Что вы о нем запомнили?

— Сын писателя Петр Михайлович Пришвин вспоминал об отце: «После охотничьего броска по торфяным болотам, немного передохнув, он энергично забрасывает ногу на ногу, вынимает из бокового кармана записную книжку, кладет её на коленку, берет карандаш и начинает что-то записывать, изредка прерывая запись, смотрит в бездонное небо, шевелит губами и опять спешно что-то записывает».

— А как вы думаете, что он мог записывать?

— У Пришвина много растений, повадок животных, их мест обитания. Писатель любил природу, был наблюдательным, внимательным. Он был путешественником, много ездил и ходил по стране, искал уединение в природе. Мы сегодня с вами подобно М.М. Пришвину тоже отправимся в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей, посмотрим, какие трудности пришлось испытать им в дороге, как они с ними справились, чему научились.

Формулирование темы и цели урока, выявление проблемы.

— Главные герои сказки-были – Настя и Митраша. Они схожи? А разница между ними есть? Сформулируйте тему урока.

— Тема сегодняшнего урока: Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Запишите число, тему урока.

— Поставьте перед собой цели на урок.

    Сегодня мы поработаем с текстом сказки-были, исследуем черты характера главных героев, поговорим об их поступках, поведении, попробуем посмотреть на одну и ту же ситуацию выбора Насти и Митраши с разных сторон.

— А что значит слово «сравнивать»? (Находить общее и различное.)

 Эпиграфом к уроку служат слова Михаила Михайловича Пришвина: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю”.

— Как вы их понимаете?

— Через отношение к природе, к миру, к другим людям познается человек. Природа и люди являются главными героями замечательной сказки-были.

— Хочется подчеркнуть тот факт, что Михаил Михайлович Пришвин никогда не считал себя детским писателем, но многие его произведения о детях. Вот и сегодня мы продолжим  знакомиться с удивительным произведением о детях, сказкой – былью “Кладовая солнца, и его героями – Настей и Митрашей. Попробуем создать их литературные портреты по предложенным отрывкам.

– Ребята, скажите, а что такое портрет литературного героя?

— Литературный портрет – описание внешнего и внутреннего мира героя. Запишите определение в тетрадь.

— Ответьте на вопросы:

1. Где и когда происходит действие в произведении?

2. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Какие отношения сложились между ними?

3. Какое у ребят было хозяйство? (Корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры и поросенок Хрен).

4. За счет чего жили дети? (Хозяйство, бондарное дело Митраши, помогали соседям).

5. Как соседи относились к детям? (Любили и уважали их). За что? (Они всем помогали, справлялись со своим хозяйством, были дружны.)

6. Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?

— В тексте встречается много сложных слов. Посмотрим, как вы в них разбираетесь.

Словарная (лингвистическая) работа

— Продолжите фразы:

ПАЛЕСТИНКА –это…

ЕЛАНЬ – это…

СУХОДОЛ – это…

МАНОК – это…

ЗАГНЕТКА – это…

— Выполните взаимопроверку, взаимооценивание:

ПАЛЕСТИНКА – ОТМЕННОЕ МЕСТО В ЛЕСУ

ЕЛАНЬ – ТОПЬ В БОЛОТЕ

СУХОДОЛ – ДОЛИНА БЕЗ ВОДЫ

МАНОК – СВИСТОК ДЛЯ ЗАМАНИВАНИЯ ПТИЦ, ЗАГНЕТКА – УГЛУБЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПЕЧИ ДЛЯ ГОРЯЩИХ УГЛЕЙ

  1. Этап усвоения новых знаний.

(портреты Насти и Митраши)

— Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их внешности?

— А вы слышали такую пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают?»

— О чем она говорит? (Внешность бывает обманчива.)

— Перед нами только внешние портреты. А нам предстоит создать ещё и внутренние портреты детей.

— То такое, по-вашему, внутренний портрет человека? (Описание характера, поведения и т.д.)

— Помогут нам словесные описания героев.

— Найдите их в тексте.

— Самостоятельно перечитайте описание Насти и заполните таблицу, лежащую у вас на столе. (Инструктаж по заполнению таблиц. Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой).

(словесный портрет Насти)

— Таким же образом исследуйте портрет Митраши.

 (словесный портрет Митраши)

— Сделаем выводы: что общего вы нашли в литературных портретах Насти и Митраши?

Общее

  1. Внешние сходства
  2. Внутренние
  3. Отношение жителей
  4. Отношение автора

Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
Старались помочь им; наши любимцы.
Они были очень милые.

Различие внутреннее

Настя – уступчивая и благоразумная.

Митраша – строптивый (упрямый).

– Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные портреты героев?
(Чтобы понять их характеры и почему они поссорились.)

  — Какова завязка сюжета? С чего все начинается? (Дети собираются пойти на болото за клюквой.)

 (Сообщение учащегося о пользе клюквы.)

— Прежде чем пойти в лес, нужно что сделать? (Собраться)

— Отберите те  предметы, которые взял с собой Митраша? (Ружье, манки, компас, топор, сумка)

— А что взяла Настя? (Полотенце, корзина, молоко, хлеб, картошка)

— Какие черты характера детей проявляются в них во время сборов?

-Добавьте еще 3 предмета, которые взяли бы вы, объясните почему?

Физминутка.

— Продолжим беседу. Собравшись, Настя и Митраша отправляются в путь.

— Что первым встретилось на их пути? (Переплетенные ель и сосна)

— Прослушайте притчу о них (чтение учителя)

— Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Какой прием использует автор? (Олицетворение). Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого.

— Кого напоминаю нам эти деревья? Почему? (Настю и Митрашу)

— Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.

— На какое болото пришли Настя и Митраша? (На Блудово)

— Почему оно так называется?

— Настя и Митраша пошли разными тропами.

— Как это произошло? Докажем строчками из текста. Прочитаем по ролям ссору детей.

— Что происходило в это время с Настей? (Она пошла по своей тропе.)

— Когда Настя вспомнила про брата?

— Кто и почему спас Митрашу? (Травка)

— Как вы думаете: Настя осознала свою вину?

— В чем ее вина? (В том, что она старшая.)

— A прав ли был Митраша, когда пошел по своему пути? Почему? (Чуть не лишился жизни.)

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

— Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Вернемся к ней.

— Зачем мы сравнивали героев? (Чтобы понять смысл их поступков.)

— Что нам хотел показать М.Пришвин на примере Насти и Митраши?

6. Подведение итога урока.

— У М.Пришвина есть замечательный завет: дружба помогает выжить в суровых условиях жизни.

— А вы знаете, что о дружбе гласит народная мудрость? (Пословицы детей). Запишите наиболее понравившиеся в тетрадь.

Домашнее задание:

  1. Написать мини – сочинение «Дружба в моей жизни» («4», «5»).
  2. Составить план («3»).

Рефлексия

— Какое настроение вы унесете с собой с урока?

Оценки за урок.

Урок литературы в 6 классе по теме:

«Сказка и быль в «Кладовой солнца» М.Пришвина»

Обучающие цели: 1) научить определять жанр сказки — были «Кладовая солнца»; 2 )уметь понять и объяснить смысл произведения.

Развивающие цели: 1 ) уметь найти в тексте элементы сказки и были;2) уметь инсценировать эпизод из произведения;3) уметь описать иллюстрацию к произведению.

Воспитывающие цели:1) воспитать в детях любовь к родной природе и бережное отношение к животным;2 )воспитать внимательность к близким людям и готовность помочь в трудной ситуации.

Оборудование: 1) иллюстрации учеников к «Кладовой солнца»; 2) определения слов «сказка» и «быль» из словаря С.Ожегова (на доске); 3) эпиграф к теме урока.

Никакой правды не бывает без выдумки!

Выдумка спасает правду, для правды только и существует

Выдумка. (М.М.Пришвин).

1.Проверка домашнего задания.

вопросы:

1)Почему произведение называется «Кладовая солнца»? Что вы понимаете под словом «Кладовая»? (Зачитайте строчки в тексте-с.

«Все Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего ,торфа ,есть кладовая солнца

,как торф, достается человеку в наследство»).

Вывод: Кладовая — потому что хранит запасы торфа, запасы горючего, которые «достаются человеку в наследство», а солнца- потому что рождены эти запасы солнцем.

2) Только ли торфом богаты эти места?

( Нет, здесь прекрасная и богатая на дары природа (богатая палестинка тоже кладовая).Природа здесь очень добрая, она сочувствует, помогает людям, переживает за них .Вспоминаем ель и сосну. Происшествие с Настей на палестинке, Травку и т.п.)

Вывод: Природа- тоже кладовая, а так как она рождена солнцем и живет благодаря его теплу

Беседа по вопросам

,то природа- кладовая солнца.

3) О ком еще с такой теплотой рассказывает автор?

( О людях- Насте ,Митраше, их соседях, родителях, Антипыче. Все они щедры на добро ,трудолюбивы, мудры .А разве это не богатство земли? Вспоминаем ,как помогали соседи осиротевшим детям и беспокоились о невернувшихся домой к утру брате и сестре; о родителях, научивших детей своих заботиться друг о друге и любить трудиться, о самих детях; об Антипыче., мудрые советы которого помогают всем в жизни).

Вывод: Кладовая солнца- это и богатство земли(торф),и добрая и мудрая природа, и сами люди.

2.Вступительное слово учителя (слова Пришвина о сказках).

-Пришвин в предисловии к книге «Весна света» писал: «Содержание нашей любой сказки это борьба человека-героя с представителем зла (Ивана-царевича со Змеем Горынычем). И в заключение должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. Я всегда стремился писать современные сказки без традиционных Иванов-царевичей, но с тем же оптимистическим сказочным содержанием…»

Беседа по вопросам:

— Почему же «Кладовая солнца» — сказка-быль? Прочитайте , пожалуйста, определение «сказки» и «были» на доске.

Сказка- 1.Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

2. Выдумка, неправда, ложь.

Быль- То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.(Из словаря С.Ожегова).

— Что относится к были?

Рассказ о жизни детей, оставшихся в войну без родителей; об отношении к ним соседей, об их трудолюбии, поход детей за клюквой, история Травки и Антипыча.

Все это могло быть в действительности, значит , это быль.

А теперь обратимся к сказке и сказочным мотивам в «Кладовой солнца».

-Ребята, из каких элементов состоит обычно любая сказка? (Зачин, нонцовка, препятствия, мотив запрета, действие волшебных сил).

Сейчас мы с вами попробуем найти все эти элементы и в сказке Пришвина.

Зачин- начало повести (зачитать).

«Жили-были», «В одном селе , возле Блудова болота.»

Испытания, препятствия- болото, Слепая елань.

Мотив запрета- ссора Насти с Митрашей.

Концовка- победа добрых сил над злыми. (Возвращение детей домой, спасение Митраши.)

Волшебные, фантастические силы- природа.

Вы знаете, что в сказках животные, растения помогают или вредят героям. А в «Кладовой солнца»?

Разбор эпизодов (желательно чтение и анализ).

1) Сосна и ель- с.

Помогают эти деревья или вредят Митраше и Насте? С.

Когда Настя и Митраша поссорились, как повели себя эти деревья? (зарычали, завыли, застонали.) Вспомните, каким приемом пользуется писатель .(олицетворением).

То есть они как бы подсказывали детям неверность их решения, сочувствовали им. Конечно. Это помощь.

2) Елочки- старушки. С.

Проследите , как они ведут себя на тропе, по которой направляется Митраша.

Чтение отрывка.

Вывод: тоже препятствуют ему, предупреждают об опасности.

3)А кто из животных, наоборот ,радуется тому, что Митраша заблудился?

Черный ворон, сороки.

Чтение отрывка на с.

4) «Настя на палестинке».

Вспомните , что происходит на этом месте с Настей.(Пересказ)

Вывод: Настя ползала и собирала клюкву, забыла о еде, о брате, о себе. Она потеряла человеческий облик. И лось не принял ее за человека. Лишь столкнувшись со змеей, Настя опомнилась и приняла свой прежний вид. То есть и лось, и змея помогли Насте вспомнить, что она человек.

Вывод: Природа тоже является главным действующим лицом в сказке и помогает человеку преодолеть препятствия, которые возникают на пути Насти и Митраши. Все это вполне реально, но то, как эта помощь описывается, напоминает сказку.

Слово учителя:

В «Кладовой солнца» все можно назвать сказкой и одновременно былью. Поэтому, когда говорится о чем-то волшебном , Пришвин осторожно заметит «кажется», « как будто», «похоже» , а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркнет волшебные свойства доброты и трудолюбия. Сказка для Пришвина- это путь в небывалое, в страну, где в трудностях и испытаниях реальной жизни добро всегда побеждает зло. Мир полон чудес, которые надо научиться видеть.

Прочитайте эпиграф на доске к теме урока. Как вы понимаете его смысл? Объясните, как «выдумка спасает правду» в этом произведении М.Пришвина.

Вывод: ученики, помогает учитель.

3. Демонстрация иллюстраций к сказке- были «Кладовая солнца» и защита их учениками по плану:

1) что я пытался изобразить; 2) какие цвета использовал; 3) с какой целью.

4. Инсценирование эпизода «Ссора Насти с Митрашей» .(герои- рассказчик, Настя, Митраша, ворона).

5.Домашнее задание: сочинение на одну из тем:

1) «Смысл названия сказки-были Пришвина «Кладовая солнца».

2) «Почему «Кладовая солнца»- это сказка-быль?»

Кладовая солнца

«Кладова́я со́лнца» — повесть (по определению автора, «сказка-быль») русского писателя Михаила Пришвина, написанная и опубликованная в 1945 году. В повести рассказывается об опасном походе брата и сестры в лес за клюквой, в результате которого мальчик чуть не тонет в болоте, но спасается благодаря охотничьей собаке. Это последнее крупное произведение писателя, опубликованное при его жизни[2].

Повесть стала одним из наиболее известных произведений Пришвина и долгие годы входила в обязательную школьную программу для чтения[3]. Как продолжение повести было задумано самое последнее произведение писателя, повесть-сказка «Корабельная чаща» (1953), в которой действуют некоторые из персонажей «Кладовой солнца» (Настя, Митраша, Антипыч)[4].

Сюжет[править | править код]

Действие происходит в конце Великой Отечественной войны в районе Переяславля-Залесского на протяжении одного дня. В одном селе жили сироты Весёлкины: сестра Настя двенадцати лет и брат Митраша десяти лет с хвостиком. Они остались сиротами — их отец погиб на войне, а мать умерла, — однако дети сами вели хозяйство. Весной, когда растаял снег, дети собрались за прошлогодней клюквой, которая бывает более сладкой, чем осенняя. Они вспомнили, как отец рассказывал им о полянке («палестинке») в лесу, которая бывает вся красная от клюквы, но идти туда опасно, потому что она находится возле Слепой елани, самого опасного места на болоте. Когда дети дошли до развилки, Митраша решил идти по тропинке на Слепую елань, и Настя не смогла его отговорить. Сама она с корзинкой, где лежала и взятая с собой в дорогу картошка и хлеб, пошла по другой, более протоптанной тропинке.

Параллельно рассказывается о двух жителях леса, гончей собаке Травке и волке по прозвищу Серый помещик. Травка была собакой лесника Антипыча, но после его смерти осталась жить там, где стояла его разрушившаяся избушка. Она выла по ночам и мечтала когда-нибудь снова найти человека-хозяина. Волчья стая много лет жила на Блудовом болоте у Сухой речки, убивая местный скот, пока жители не пригласили волчью команду, чтобы перестрелять волков. Из стаи остался только один старый волк, Серый помещик, который не побоялся охотничьих флажков, перепрыгнул их и убежал. В день, когда дети пошли за клюквой, Травка почуяла зайца и погналась за ним, однако затем услышала след человека и побежала в ту сторону, куда пошла Настя.

Митраша шёл по компасу на север, следя за тропинкой, которую можно было различить только по растущими кустикам белоуса, однако в одном месте он решил сократить путь через поляну (которая и оказалась Слепой еланью) и провалился в трясину. Он услышал крик Насти и ответил, но звук его крика ветер отнёс в другую строну. Настя же, идя по своей тропинке, нашла место, где было много клюквы, и собирала её ползком, набрав полную корзину. Вдруг она увидела собаку Травку, прибежавшую к ней, захотела дать ей еды из корзинки в этом момент вспомнила про Митрашу. Этот крик и услышал её брат, который погрузился в трясину уже по грудь.

Наступил вечер. Травка услышала тявканье лисицы и поняла, что та стала преследовать того самого зайца, которого она почуяла утром. Она тоже побежала за зайцем, который направился к Слепой елани. Услышав лай собаки, туда же побежал волк Серый помещик. В погоне за зайцем Травка наткнулась на тонущего Митрашу, приняв его за «маленького Антипыча». Митраша позвал собаку, и та подползла к нему, он схватил её за задние ноги и сумел выползти из трясины. Травка продолжила гнать зайца, а Митраша с ружьём сел ждать в кустах можжевельника. Туда же прибежал волк, который лицом к лицу столкнулся с мальчиком, и Митраша выстрелом в упор убил его. Настя услышала выстрел и прибежала к брату, а вскоре Травка принесла пойманного зайца. Дети развели костёр и стали готовить еду и ночлег.

Утром дети вернулись в деревню, и с тех пор Травка жила с ними. Настя отдала собранные ягоды в детдом эвакуированных ленинградских детей. В конце повести автор говорит о том, кого он представляет — это «разведчики болотных богатств», которые в годы войны занимались подготовкой болота к добыванию из него торфа и обнаружили, что торфа в этом болоте, «кладовой солнца», хватит для работы большой фабрики «лет на сто»[5].

Название[править | править код]

Понятие «кладовая солнца» поясняется автором в одной из глав повести. Рассказчик говорит о том, что «всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца»[6]:

(…) горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не даёт родителям-растениям передать все своё добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достаётся человеку от солнца в наследство.

Далее рассказчик отмечает, что «Блудово болото содержит огромные запасы горючего»[6], и в конце повести снова упоминает «кладовую солнца», говоря о готовящейся добыче торфа из этого болота.

Как писал сам Пришвин в предисловии к сборнику «Весна света» (1953), выражение «кладовая солнца» он встретил за много лет до написания повести в одной научной работе, автор которой использовал этот образ для описания торфяных болот, хранящих в себе огонь и тепло[1].

История создания[править | править код]

Повесть была написана в 1945 году в течение одного месяца (первого месяца Победы) для конкурса на лучшую книгу для детей, объявленного Министерством просвещения РСФСР[7]. 9 мая Пришвин отмечает в дневнике: «Пишу свой рассказ для детей», 17 мая — «Пишу во весь дух книгу для детей», 24 мая — «Через неделю закончу», 4 июня — «Закончил и выправил сказку»[1]. На конкурсе повесть получила первую премию и была напечатана в июльском выпуске журнала «Октябрь» (№ 7, с. 4-20). В 1946 году повесть вышла отдельным изданием в библиотеке «Огонька» (тираж 100 тыс.) и в Детгизе (тираж 150 тыс.)[1].

Несмотря не неоднократную публикацию уже в первые годы после написания, повесть не была опубликована в исходном виде, но подверглась редакционной правке. Так, например, во фразе «эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь» слово «любовь» заменили на «справедливость», в другом месте слово «поснут» заменили на «уснут», «неизбывной злобы» на «неизбежной», длинные предложения разбили на короткие, многоточия заменили точками и восклицательными знаками. В результате редакторской работы в двух издательствах («Детгиз» и «Правда») повесть вышла в 1946 году с разной правкой[8]. Текст произведения был восстановлен по автографу, хранящемуся в РГАЛИ, при работе над собранием сочинений 1982-86 годов[3].

По словам самого писателя, «в «Кладовой солнца» сюжет был: брат и сестра пошли в лес за клюквой, их тропа в лесу разделилась, дети заспорили, поссорились, разошлись. Вот и всё. Остальное навернулось на этот сюжет само собой, во время писания»[9][1]. При этом, как отмечают исследователи, замысел будущей повести возник ещё несколькими годами раньше с прямым отсылом к «Синей птице» М. Метерлинка (1908), ср. запись в дневнике от 28 июня 1938 года: «Мелькнул сюжетик для рассказа детям о лесе. Тиль-тиль и Митиль. В лесу. Тропинка расходится вилочкой. Поссорились в споре, по какой идти домой. <…> Рассказ начинается описанием этих тропинок. Вечный спор, и дети заспорили. И пошли. Одна глава: переживания Тиля, другая Митили. Конец: обе тропы сливаются в одну»[10].

В описании места, в котором происходит действие, нашли отражения впечатления М. М. Пришвина от жизни в деревне Усолье, где он два года жил в эвакуации. Прототипами главных героев, сирот Насти и Митраши, стали двое детей из Усолья, о которых в дневниках Пришвина есть такая запись (7 апреля 1943 г.)[3][11]:

Соне лет десять, Боре одиннадцать. Два года тому назад у них мать умерла, а вскоре затем и отец. Все крестьянское хозяйство — изба, огород, корова и мелкие домашние животные остались на детей. Поневоле они крепко взялись за дело и теперь живут двое — мальчик и девочка и справляются.

Персонаж по имени Антипыч являлся героем нескольких произведений Пришвина, а его прототипом был лесник Антипыч, живший недалеко от Усолья[3][12].

Повесть быстро приобрела популярность, и уже в 1945-46 годах Пришвин получил предложение написать по её мотивам пьесу для детского кукольного театра, для «театра мультипликации», а также сценарий для фильма, который планировалось снять на «Мосфильме»[13].

Значение и художественные особенности[править | править код]

Как писал сам Пришвин в «характеристике писателя» для издания повести в «Библиотеке «Огонька»», «в этой сказке жизнь болота с его зверями и птицами описана с точностью естествоиспытателя и в то же время в совершенно сказочном преображении» (4 февраля 1946 года)[14]. По словам писателя, в «Кладовой солнца» «изображение природы, отталкиваясь от символизма Киплинга («Джунгли»), сходится со смелым реализмом Диснея. Мне остаётся только теперь более сознательно работать в эту сторону»[15]. Позже Пришвин отмечал, что «самая главная радость» от «Кладовой солнца» заключалась для него «в том, что этой сказкой, наконец-то, открылся мой выход от маленьких вещей к большому сказочному роману» (4 октября 1947 года) [16].

Пришвин придавал большое значению обозначению жанра произведения как сказки. При публикации в журнале «Октябрь» «Кладовая солнца» была обозначена как «рассказ». В письме в редакцию журнала Пришвин специально отметил «огромное расхождение (…) между намерением автора и действием журнала», упомянув, что получает письма от читатетей с вопросом, почему его произведение названо рассказом, а не сказкой. Он также обосновал выбор сказочного жанра[17]:

Меня увлекало при создании этой вещи создание правдивой сказки, народной в существе своем, но без традиционного народного мифа, и как фольклор, интересной для всех возрастов, стариков и молодых. Создавая эту сказку, я был даже несколько под влиянием идеи социального заказа, и в моем понимании сказка была как связь между поколениями. В молодости на севере на меня огромное влияние оказали сказки, которые я записывал там. И в старости, пописав более 40 лет, мне самому захотелось рискнуть попробовать выступить на конкурсе сказителем.

Работая над сценарием для фильма по повести, Пришвин в письме директору 1-й студии «Мосфильма» Д. И. Ерёмину подчёркивал её поэтический характер: «»Кладовая солнца» потому так и принята дружно всеми, что эта вещь является пионером огромного дела поэтического изображения края. Огромное достоинство этой вещи и в том, что она, почти как произведение фольклора, доступна всем возрастам и людям всякого образования» (22 марта 1947 года)[18]. Перечитав сказку после рецензии Льва Кассиля в «Литературной газете», Пришвин отмечает в дневнике (19 ноября 1945 года): «Под влиянием приятного чтения впервые со времени написания перечитал свою сказку. В ней хорошо сдержанная сила и тоже хорошо, что на немногих местах дано так много, и еще, что вещь советская, но без подхалимства»[19].

По мнению Я. З. Гришиной, «Кладовая солнца» не волшебная сказка, но «в ней имеется ряд реликтовых признаков этого жанра: росстань, развилка — выбор пути, один из которых ведет к погибели; поиск места, «где никто не бывал», путь к которому неизвестен; силы добра в образах растений (болотные ёлочки, трава белоус), наставляющих героя на путь истинный; силы зла в образах птиц (ворон, сороки), предрекающих и ожидающих смерти героя, его спасение и победа». Также «важную роль в сказке-были играют мифологемы солнца, ветра и воды, выполняющие структурообразующую функцию»[20].

Комментируя слова Пришвина о сочетании символизма Киплинга со «смелым реализмом» Диснея, Я. З. Гришина говорит о том, что единство художественного мира «Кладовой солнца» создается взаимодействием этих двух систем, реализма и символизма: «внутри «были» прорастает «сказка» и у писателя появляется произведение нового для него жанра — «сказка-быль», которая воспроизводит ту же и одновременно иную реальность, «символическую реальность», каждое мгновение которой полно смысла»[21].

Экранизация[править | править код]

В 1978 году по мотивам произведений «Кладовая солнца» и «Корабельная чаща» был снят художественный фильм «Ветер странствий» (режиссёр — Юрий Егоров).

См. также[править | править код]

  • Берендеево болото

Примечания[править | править код]

  1. ↑ 1 2 3 4 5 Круглеевская, 1983, с. 458.
  2. ↑ Гришина, 2012, с. 683.
  3. ↑ 1 2 3 4 Круглеевская, 1983, с. 459.
  4. ↑ Рязанова, Чуваков, 1984, с. 429.
  5. ↑ Пришвин, 1983, с. 252.
  6. ↑ 1 2 Пришвин, 1983, с. 235.
  7. ↑ Круглеевская, 1983, с. 457.
  8. ↑ Гришина, 2013, с. 870.
  9. ↑ Дневники. 1944-1945, 2013, с. 661.
  10. ↑ Гришина, 2013, с. 754.
  11. ↑ Дневники. 1942-1943, 2012, с. 473.
  12. ↑ Дневники. 1942-1943, 2012, с. 731.
  13. ↑ Дневники. 1946-1947, 2013, с. 436.
  14. ↑ Дневники. 1946-1947, 2013, с. 39.
  15. ↑ Дневники. 1944-1945, 2013, с. 543.
  16. ↑ Дневники. 1946-1947, 2013, с. 681.
  17. ↑ Дневники. 1944-1945, 2013, с. 663-664.
  18. ↑ Дневники. 1946-1947, 2013, с. 452-453.
  19. ↑ Дневники. 1944-1945, 2013, с. 692.
  20. ↑ Гришина, 2013, с. 754-755.
  21. ↑ Гришина, 2013, с. 870-871.

Литература[править | править код]

  • Гришина Я. З. Комментарии // Пришвин М. М. Дневники. 1942-1943. — М.: РОССПЭН, 2012. — С. 669-790.
  • Гришина Я. З. Комментарии // Пришвин М. М. Дневники. 1944-1945. — М.: Новый хронограф, 2013. — С. 767-897.
  • Круглеевская В. Комментарии // Пришвин М. М. Собрание сочинений в восьми томах. Том 5. — М.: Художественная литература, 1983. — С. 457-460.
  • Пришвин М. М. Кладовая солнца // Пришвин М. М. Собрание сочинений в восьми томах. Том 5. — М.: Художественная литература, 1983. — С. 215-252.
  • Пришвин М. М. Дневники. 1942-1943. — М.: РОССПЭН, 2012.
  • Пришвин М. М. Дневники. 1944-1945. — М.: Новый хронограф, 2013.
  • Пришвин М. М. Дневники. 1946-1947. — М.: Новый хронограф, 2013.
  • Рязанова Л., Чуваков В. Комментарии // Пришвин М. М. Собрание сочинений в восьми томах. Том 6. — М.: Художественная литература, 1984. — С. 429-437.

Ссылки[править | править код]

  • Текст повести в Библиотеке Алексея Комарова
  • Информация о повести на FantLab.ru

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Почему гринев не понял смысла этой сказки
  • Почему для россии важно развитие науки сочинение
  • Почему выбраны именно эти животные в сказке коняга
  • Почему важны оправдательные приговоры сочинение декабрьское
  • Почему володя рассказывал свои сказки шепотом ответ
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии