Вода в народных представлениях тесно связана с землёй. Об этом свидетельствует выражение мать сыра земля.
А. Л. Топорков писал: «Выражение “Мать сыра земля” подразумевает связь со стихией воды: земля оплодотворена дождём и готова родить урожай» (Славянская мифология. Под ред. В. Я. Петрухина, Т. А. Агапкиной и др. М., 1995. С. 193).
В указанном словаре читаем: «ВОДА – в народных представлениях одна из основных стихий мироздания (наряду с землей, воздухом и огнём): опора, на которой держится земля; источник жизни и средство магического очищения. Вместе с тем водное пространство – граница между “этим” и “тем” светом, путь в загробное царство, место обитания душ умерших и нечистой силы» (там же. С. 96).
Представление о воде как границе между этим и тем светом в какой-то мере проникло из мифа в сказку. Так, в сказке «Девушка в колодце» по приказу мачехи падчерица бросается в колодец, чтобы достать веретенце, которое она в него уронила. Происходит чудо: девушка в нём не тонет, а попадает через него в потусторонний мир. Он похож на посюсторонний. На лугу она встречает овец, коров, жеребцов, а в избушке – старика со старушкой. После странствий по подземному миру героиня сказки со своим веретенцем и множеством драгоценных подарков от его обитателей возвращается через колодец на землю.
Духа воды восточные славяне называли водяным. Его называли также водяным дедушкой, водяным шутом, водяным чёртом, омутником и т. д. Злых качеств ему приписывали больше, чем добрых, поскольку он, по поверьям, топит людей в воде, чтобы сделать из них своих рабов. Водяной – владыка всех утопленников.
О внешности водяного у Э. В. Померанцевой читаем: «Чаще всего водяной в поверьях восточных славян изображался безобразным голым стариком – косматым, одутловатым, покрытым тиной, с большой бородой и длинными волосами. В некоторых местах портрет водяного уточнялся деталями: лапы вместо рук, хвост, рога на голове, гусиные лапы и т. д.» (Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975: www.e-puzzle.ru).
В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» водяной эволюционировал в морского владыку. Он утратил зооморфные черты своего мифологического предшественника, но сохранил его злой дух. Только изверг рода человеческого может вести себя со своею дочерью Василисой и её мужем Иваном-царевичем так, как морской царь. Перед Иваном-царевичем он ставит такие задачи, выполнение которых в реальной жизни заведомо обречено на провал. Но в сказке чудесным образом побеждают добро и справедливость. Вот почему морской царь проигрывает в его борьбе с положительными героями. Об этом свидетельствует такой эпизод из обсуждаемой сказки:
«Оборотила Василиса Премудрая коней озером, Ивана-царевича – селезнем, а сама сделалась уткою. Прискакал царь морской к озеру, тотчас догадался, кто таковы утка и селезень; ударился о сыру землю и обернулся орлом. Хочет орёл убить их до смерти, да не тут-то было: что не разлетится сверху… вот-вот ударит селезня, а селезень в воду нырнёт; вот-вот ударит утку, а утка в воду нырнёт! Бился, бился, так ничего не смог сделать. Поскакал царь морской в своё подводное царство, а Василиса Премудрая с Иваном-царевичем выждали доброе время и поехали на святую Русь» (РНС. С. 29–30).
Морской царь – сказочное олицетворение разрушительной силы, имеющейся у водяной стихии, но вода изображается в сказках и как созидательная сила.
В сказке «Марья Моревна» вода возвращает силу Кощею Бессмертному, которого Марья Моревна приковала в чулане двенадцатью цепями, а Иван-царевич его пожалел:
«Просит Кощей у Ивана-царевича:
– Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил – совсем в горле пересохло!
Царевич подал ему ведро воды, он выпил и ещё запросил:
– Мне одним ведром не залить жажды, дай ещё!
Царевич подал другое ведро; Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро – взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал» (РНС. С. 151–152).
Сказочная вода может служить убежищем для людей. Они могут находиться в такой воде долгое время и оставаться живыми. В сказке «Семь Симеонов» люди скрывались под водой несколько дней:
«Как увидали семь Симеонов, что погоня уж близко – вот-вот догонит! – нырнули и с царевной, и с кораблем. Долго плыли под водой и поднялись наверх тогда, как близко стало до родной земли. А царская погоня плавала три дня, три ночи; ничего не нашла, с тем и возвратилась» (РНС. С. 326).
Сказочная вода способна творить чудеса. Она может быть сильной и слабой, мёртвой и живой. Сильная даёт человеку неимоверную мощь, а слабая делает его бессильным. Мёртвая заживляет раны, а живая воскрешает из мёртвых.
В сказке «Медное, серебряное и золотое царства» рассказывается о том, как злой Вихрь, напившись сильной воды, похитил царицу Настасью и унёс её по воздуху в свой дворец, расположенный на высокой стеклянной горе. Чтобы спасти её, в этот дворец проник её младший сын Иван-царевич. Настасья попросила поменять местами в погребе кадки с сильной водой и слабой. Это позволило Ивану-царевичу одержать победу над Вихрем, поскольку вместо сильной воды он напился слабой. Вот как описывается эта победа в сказке:
«Рванулся Вихрь в окно – да в поднебесье. Уж он носил, носил Ивана-царевича… И над горами, и над морями, и над глубокими пропастями. Не выпускает царевич из рук палицы. Весь свет Вихрь облетел. Умаялся, из сил выбился. Спустился – и прямо в погреб. Подбежал к кадке, что по правой руке стояла, и давай воду пить. А Иван-царевич налево кинулся, тоже к кадке припал. Пьёт Вихрь – с каждым глотком силы теряет. Пьёт Иван-царевич – с каждой каплей силушка в нём прибывает. Сделался могучим богатырем. Выхватил острый меч и разом отсёк Вихрю голову» (РНС. С. 130).
В сказке «Королевич и его дядька» леший даёт королевичу такую воду, которая наполняет его фантастической силой:
«Привёл в свою избу, зачерпнул ему ковш воды. Королевич выпил.
– Много ль в себе силы чувствуешь? – спрашивает леший.
– Да если б была палица в пятьдесят пудов, я б её вверх подбросил да свою голову подставил, а удара и не почуял бы.
Дал ему другой ковш выпить:
А теперь много ли силы?
– Да если бы была палица во сто пудов, я б её выше облаков подбросил!
Зачерпнул ему третий ковш:
– А теперь какова твоя сила?
Да если бы утвердить столб от земли до неба, я бы всю вселенную повернул!» (РНС. С. 242).
Такая силища показалась лешему опасной. Он дал королевичу слабой воды: «Леший зачерпнул воды из другого чана и подал королевичу; королевич выпил – и поубавилось у него силы кабы на седьмую часть» (там же).
Вот как описана ситуация с мёртвой и живой водой в сказке «Иван-царевич и серый волк»:
«Лежит Иван-царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком.
– Ты лети-ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу твоего воронёнка.
Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану-царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван-царевич ожил.
– Ох, крепко же я спал!..
– Крепко ты спал, – говорит серый волк. – Кабы не я, совсем бы не проснулся. Родные братья тебя убили и всю добычу твою увезли. Садись на меня скорей!» (РНС. С. 69).
С подобной ситуацией мы встречаемся в сказке «Марья Моревна». Кощей изрубил Ивана-царевича на куски. Его оживили зятья Ворон и Сокол:
«Ворон брызнул мёртвою водою – тело срослось, соединилося; сокол брызнул живой водою – Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:
– Ах, как я долго спал!
– Ещё бы дольше проспал, если б не мы! – отвечали зятья. – Пойдем теперь к нам в гости» (РНС. С. 156).
Почему в наших сказках воду, которая позволяет телу срастись, называют мёртвой? Она же не делает, как смертельный яд, живое существо мёртвым. Вот какой ответ на поставленный вопрос дала И. П. Черноусова: «Мёртвая вода называется целю-щею, потому что она заживляет нанесённые раны, сращивает рассеченное тело, делает тело целым (целит его), но ещё не оживляет, оставляет бездыханным, мёртвым. Живая вода – то же, что “бессмертный напиток”» (Черноусова И. П. Язык фольклора как отражение этнической ментальности (на материале фольклорной концептосферы русской волшебной сказки и былины). Липецк, 2013. С. 114).
Во избежание недоразумений в сказке «Белая уточка» мёртвая вода названа живящей, а живая – говорящей. С их помощью князь и княгиня оживляют своих деток, загубленных ведьмою:
«Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой – говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою – они встрепенулись, сбрызнули говорящею – они заговорили» (РНС. С. 224).
В сказке «Два Ивана – солдатских сына» мёртвая (живящая) вода названа целящей:
«Тут Иван – солдатский сын вынул из седла два пузырька с водою целящей и живой; взбрызнул брата целящей водою – плоть-мясо срастается; взбрызнул живой водой – царевич встал и говорит:
– Ах, как же долго я спал!
Отвечает Иван – солдатский сын:
– Век бы тебе спать, если б не я!» (РНС. С. 320).
В приведённых сказках мёртвая вода позволяет разрубленному телу срастись, а живая его оживляет. Иная ситуация в сказке «Поющее дерево и птица-говорунья». Царица в ней с помощью мёртвой и живой воды оживляет окаменевших людей:
«Добралась до сказанного колодезя благополучно, почерпнула живой и мёртвой воды, взяла говорящую птицу и пошла назад. На возвратном пути все стоячие камни обрызгала; из тех камней поделались люди. Дальше она нашла ещё два такие же камня, побрызгала живой водой – из них сделались её братья. “Ах, милая сестрица! Как ты сюда и зачем зашла?” Она им сказала, что за живой и мёртвой водой и говорящей птицей, а больше того хотела их, милых братьев, отыскать. Воротились они домой и жили благополучно» (Аф. С. 318–319).
О чудесной силе воды речь идёт в сказке «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды». Царевич в ней исцеляет глаза матери, которые ей выкололи злые люди, с помощью тёплой воды в бане: «…из земли выросла баня: двери сами растворились, печи затопились, и вода закипела. Вошли они, взял он веничек и стал тёплою водою промывать больные глаза матери.
– По моему прошенью, когда б моя матушка проглянула!
– Сынок! Я вижу, вижу, глаза открылись!» (РНС. С. 261).
Сказки занимает промежуточное положение между мифами
и пословицами. В последних вода обрисовывается во вполне реалистическом виде. В русских пословицах к ней выражено двойственное отношение.
С одной стороны, вода – благодатная сила:
Вода всему госпожа: воды и огонь боится; Хлеб – батюшка, водица – матушка; Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться; Вода – сама себе царь; Вода сама себя кроет, а землю, знай, роет; Вода себе путь найдет; С водой и огнём не поспоришь; И тихая вода крутые берега подмывает.
С другой стороны, вода – губительная сила. Вот почему с водой надо быть осторожным:
Где вода, там и беда; От воды всегда жди беды; Жди большой беды от лихой воды; Пришла беда, разозлилась вода; Хороша вода с берегу; Упадёшь в воду – сухим не выйдешь; Не узнавши броду, не суйся в воду; Огню не верь и воде не верь.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
- Категория: Подготовка к ГИА
Время написания
Сказка «Марья Моревна», как и все волшебные сказки, слагалась народом в период архаического периода его истории.
Тема и сюжет
Сюжет сказки «Марья Моревна» типичен для волшебной сказки. В сказке рассказывается о нескольких «этапах» жизни Ивана-царевича: в первой части сказки повествуется о том, как после смерти родителей, оставшись старшим в семье, Иван-царевич выдает замуж сестер за Сокола, Орла и Ворона. Следующий сюжет — женитьба Ивана-царевича на деве-воительнице Марье Моревне, прекрасной королевне. После нарушения ее запрета Иван-царевич утрачивает возлюбленную, которую похищает освобожденный им Кощей Бессмертный. В поисках и попытках освобождения Марьи Моревны герой проходит испытания, в том числе и смертью. Шурины оживляют его с помощью волшебных атрибутов — мертвой и живой воды. Пройдя испытания, предложенные Бабой Ягой, воспользовавшись «помощниками», Иван-царевич побеждает своего противника и освобождает возлюбленную.
Главная мысль (идея)
Герой сказки, совершив опрометчивый поступок — нарушив запрет, проходит сложные испытания и побеждает своего противника. Он проявляет доброту и благородство, силу и упорство, именно это и помогает ему преодолеть враждебные силы и одержать победу над ними. Добро в сказке побеждает зло.
Поэтика
Жанр — народная волшебная сказка.
В основе сюжета волшебной сказки, как правило, находится повествование о преодолении препятствий при помощи чудесных средств или волшебных помощников. Таким образом, структура сказки имеет характер инициации — это исследуется в работе академика В. Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки».
Волшебная сказка «Марья Моревна» имеет сложную композицию, в которой есть экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.
Развитие сюжета сказки строится на поиске героем потерянной возлюбленной. В экспозиции сказки присутствуют традиционно два поколения: старшее (царь с царицей) и младшее — Иван-царевич с сестрами. В этой части волшебной сказки часто присутствует мотив «ухода» старшего поколения. В сказке «Марья Моревна» этот мотив имеет усиленную форму — смерть родителей. В этой же части рассказывается, как герой отдает сестер замуж. Женихами оказываются Сокол, Орел и Ворон — в этом проявляются глубокие исторические истоки сказки (упоминание об эпохе тотемизма).
Встреча героя с Марьей Моревной — девой-воительницей (в образе которой слышны отголоски эпохи матриархата) — является «проходным» эпизодом в этой сказке, толчком для дальнейшего развития событий.
Завязка сказки состоит в том, что Иван-царевич нарушает запрет жены (открывает тайную дверь, за которой находится Кощей Бессмертный). За этим, как обычно в волшебной сказке, следует беда: похищение Кощеем Марьи Моревны. В этот момент начинается противодействие. Иван-царевич совершает несколько попыток похищения жены, погибает от рук Кощея, его оживляют шурины, пришедшие на помощь, увидев, что волшебные предметы, оставленные им героем (серебряные ложка, вилка, табакерка), потускнели. В этом эпизоде присутствует магия по смежности.
Важную роль в волшебной сказке играет обращение героя к Бабе Яге, выполнение ее задач с помощью животных-«помощников», к которым герой проявляет доброту, и обретение магического атрибута (в этой сказке — волшебного коня), помогающего герою победить врага.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее.
Развязка — это обретение потери. Герой в конце «воцаряется» — приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале. В сказке «Марья Моревна» Иван-царевич становится владыкой двух царств — своего и жены.
Твкжб герои волшебной сказки имеют свои закрепленные роли (наборы функций).
Функции распределяются среди персонажей:
- антагониста (вредителя) — Кощей Бессмертный,
- дарителя — Баба Яга,
- помощника — львица, пчелиная матка, птица,
- царевны — Марья Моревна,
- героя — Иван-царевич.
Волшебная сказка имеет свою специфическую поэтику. Тексты строятся с помощью традиционных клише:
1. Сказочные формулы (ритмизованные прозаические куски типа):
- «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;
- «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;
- «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал.
2. «Общие места» (кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды):
- приход Ивана-царевича к Бабе Яге,
- клишированное описание портрета — «Баба Яга, костяная нога»;
- клишированные формульные вопросы-ответы — «куда путь дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом» и т. д.;
- постоянные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец» и др.
В сказке «Марья Моревна», как во всех волшебных сказках, присутствуют также волшебные предметы, обязательна троичность (действий, поступков, персонажей), ретардация (замедление действия путем введения дополнительных героев, повторов) и другие черты, присущие народной волшебной сказке.
Содержание статьи
Сочинение на тему Почему я люблю сказки? 3, 5 класс
Волшебные сказки собственного сочинения на любую тему
Написать сочинение расуждения зачем нужны сказки
Сочинение на тему моя любимая сказка андерсена —
Ответы Сочинение рассуждение на тему зачем нужны
Моя любимая сказка сочинение 5 класс по плану
Деревья укутались в белоснежные наряды, земля устлана серебристым ковром из снега. Пенькам она подарила пуховые шапки, деревьям – белые платья, куда не посмотри – везде побывала волшебная палочка Снежной королевы. Выпало много снега и город превратился в зимнюю сказку.Красивые снежинки, кружась в медленном танце, падают на землю. На крышах домов появились снежные шапки и они стали похожи на сказочное королевство.А когда приходит время новогодних праздников, вокруг всё загорается яркими огоньками, кругом пускают фейерверки, в темноте это выглядит невероятно красиво.
Когда видишь всё это волшебство, начинаешь любить зиму ещё больше, несмотря на её суровые морозы и злые метели. Они искренне радуются каждой упавшей с неба снежинке.Когда выпадает первый снег, они бегут на улицу и уже пытаются что-то слепить из тающих в руках снежинок. В эту сказочную пору и взрослым хочется верить в чудеса.Когда вокруг стоит невероятная красота, всё искрится и переливается серебром, невольно начинаешь верить в волшебство.
Мне всегда нравилось читать сказки: веселые и грустные, страшные и добрые, серьезные и забавные.Сейчас они живут в книгах, а раньше народ передавал их из уст в уста, рассказывая о своей жизни, о своих мечтах я надеждах.
Член коллегии адвокатов
Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. ” Цапля заплакала, но даже ее слезы не тронули сердитого Журавля.Поэтому они делают нас лучше и добрее: “Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок”. Однажды Журавль пришел свататься к Цапле, а она решила, что он ей не пара. Но через некоторое время, оставшись совсем одна, Цапля подумала и поняла, что зря отказала Журавлю, и решила согласиться с его предложением. Но гордый Журавль не мог простить обиду: “Нет, Цапля, мне тебя не надо! Тогда, сгорая от стыда, обиженная Цапля решила никогда больше не мириться с ним.
Видео на тему: Сочинение на тему сказка
Вчера я прочитала русскую народную сказку “Журавль и Цапля” и подумала, как важно быть добрым, не высокомерным, не обидчивым. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. “Нет, Журавль, нейду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел еще раз, чтобы попросить прощения и предложить ей выйти за него замуж. Вот так они ходят друг к другу свататься, но никак не женятся. Люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. И единственное, что требуется от него, – измениться самому.Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее.Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир, и счастье и удача улыбнутся ему. Басня является одним из наиболее древних литературных жанров. В своих баснях Крылов высмеивает человеческие пороки и недостатки.Героями басни могут быть я животные, и растения, и неодушевленные предметы, и люди. Так, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука” великий баснописец безжалостно критикует глупость, отсутствие элементарных умений, профессионализма и согласия, без которых хороший результат невозможен.
Самым известным русским баснописцем был Иван Андреевич Крылов. К чему это может привести, прекрасно показано в басне “Квартет”. Они достали ноты, взялись за инструменты “и сели на лужок под липки пленять своим искусством свет. “Музыканты” принялись искать причину плохой игры и решили, что все из-за того, что они неправильно сидят.Несколько раз они менялись местами, усаживались “чинно в ряд”, но это не дало желаемого результата.Ведь дело не в том, как рассядутся артисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения.
Только профессионал-соловей, прилетевший на шум, открыл глаза горе-музыкантам: “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понеж-ней…А вы, друз;ья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь”.В общем деле нужны не только профессионализм и умение, очень важно иметь согласие. Животные собрались везти воз, но каждый тянул в свою сторону, поэтому он не сдвинулся с места.
Сочинение на тему Почему я люблю сказки? 3, 5 класс
Отсутствие согласия может привести к весьма плачевному результату, описанному И. Познакомившись с маленькими смешными историями баснописца, мы поняли, что для решения дела мало только желания собравшихся, необходимо еще единомыслие и мастерство.Если Вам понравилось сочинение на тему: Сочинение на тему сказки. Для пятого класса, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Мой любимый герой русской народной сказки – Иван-Царевич.
Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным.Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым.
Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным.Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым.Нередко в начале сказки Иван-Царевич беден, его преследуют враги и он ничего не подозревает о своём царском происхождении.В подобных сказках Иван-Царевич совершает героические поступки и, в конце концов, он находит своих царственных родителей, получает царство и трон.Но даже если он изначально был царевичем, то в конце сказки за его добрые заслуги ему достаётся своеобразная награда в виде чужого полцарства, королевской дочери, волшебного или дорогого коня, ценных предметов или волшебных умений.
В детстве мамы читали нам сказки, и мы слышали такие слова: «мёртвая вода и живая вода». Мы были ещё очень маленькими и не задумывались, почему воду в сказках называют «мёртвой» или «живой». Вода — самое распространённое вещество на Земле и самое загадочное. Каждый человек знает, что жизнь без воды невозможна.
Цель работы: Выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды, и как оно проявляется.
Задачи:
- Прочитать сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Установить ее действие.
- Сравнить сказки разных народов.
- Провести анкетирование среди учащихся параллели 5 класса «Что я знаю о «живой» и «мертвой» воде?»
- Придумать свою сказку, в которой присутствуют «живая» и «мертвая» вода. Снять по этой сказке пластилиновый мультфильм.
Именно в сказках мы впервые встречаем понятия о «живой» и «мёртвой воде. «Живая» вода (сильная или богатырская) в народных и авторских сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие «мёртвой» и «живой» воды есть только в славянских сказках и не повторяется нигде. «Мёртвая» вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
Прочитав эти сказки, мы поняли, какую роль играет «живая» и «мёртвая» вода, какими волшебными действиями она обладает. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.
Таким образом, можно сказать, что «живая» и «мертвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами и встречается как в русских народных сказках, так и в сказках других народов, а также в авторских сказках.
«Мёртвая» и «живая» вода встречается только в славянских сказках и не повторяется больше нигде. В сказках других народов можно встретить только одну из них.
* * *
В рамках школьной научно-практической конференции «Путь к успеху» нам, ученикам 5 Г класса школы № 57 г. Иркутска Перебоевой Анне, Коробовой Софье, Горбуновой Валерии выпала возможность под руководством учителя русского языка и литературы Ольги Анатольевны Орловой участвовать в проекте «Живая» и «мертвая» вода в сказках.
Перед нами была поставлена цель: выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды, и как оно проявляется. А также прочитать сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Установить ее действие. Сравнить сказки разных народов. Главной задачей являлось написать свою сказку, в которой присутствуют «живая» и «мертвая» вода. Снять по этой сказке пластилиновый мультфильм.
Начали мы свою работу с того, что подобрали сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода и установили ее действие.
Так вода в сказках часто выполняет главную роль и встречается в самых разных образах: реки, дождя, моря, океана. В сказках точно определены представления людей о связях природы и жизни человека. Вода в сказках чаще всего помогает людям. У А.С. Пушкина в «Сказке о Царе Салтане» мать и ребёнок помещены в бочку и брошены в море, но море пожалело их и выбросило бочку на берег. А из сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок» мы узнаём, что вода может омолодить и сделать красивым героя — Ивана.
Именно в сказках мы впервые встречаем понятия о «живой» и «мёртвой» воде. «Живая» вода (сильная или богатырская) в народных и авторских сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие «мёртвой» и «живой» воды есть только в славянских сказках и не повторяется нигде. «Мёртвая» вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
Мы составили список сказок, в которых встречаются волшебные свойства воды:
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»,
- «Сказка о Василисе, Золотой косе, Непокрытой красе, и об Иване Горохе»,
- «Марья Моревна»,
- «Медное, серебряное и золотое царство»,
- «Иван — мужицкий сын»,
- «Иван-царевич и Серый волк»,
- «Живая вода» Братья Гримм,
- «Летучий корабль»,
- «Черноволосый принц».
Прочитав эти сказки, мы поняли, какую роль играет «живая» и «мёртвая» вода, какими волшебными действиями она обладает. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
«Иван-царевич и Серый волк» (русская народная сказка)
«Лежит Иван — царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком:
— Ты лети — ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка. Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану — царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил» [4].
«Иван — мужицкий сын» (русская народная сказка)
В сказке «Иван — мужицкий сын» убегает Иван с полюбившейся ему девицей-красавицей от погони, посланной злым колдуном. «Слышит красавица девица, что нагоняют. Сделала она Ивана конем, а сама обернулась репьем. Возвращается погоня ни с чем. Колдун спрашивает:
— Что же, никого не видали?
— Нет, никого. Только конь ходит, а на хвосте у него репей.
— Ах, это они самые!
Побежал колдун сам. Бежит — земля дрожит. Слышит красавица девица — нагоняют. Обернулась она морем, а Ивана селезнем сделала. Стал колдун воду пить, чтобы море осушить. А селезень крякает:
— Чтоб ты лопнул! Чтоб ты лопнул!
Так оно и случилось: лопнул колдун и издох. Прибежал Иван — мужицкий сын со своей невестой домой, к отцу — матери. Свадьбу сыграли.
Стали жить — поживать, добро наживать» [4].
«Живая вода» Братья Гримм
Как-то у трех братьев заболел отец, и они решили найти живую воду для его спасения. Два старших брата встретили по дороге карлика, смеялись над ним, за что он их заколдовал. Младшему доброму брату карлик помог добраться до замка с волшебной водой.
Затем мы приступили к практической части нашей работы. Нами было проведено анкетирование среди учащихся параллели 5 класса «Что я знаю о «живой» и «мертвой» воде?»
На вопросы анкеты отвечали 136 человек.
Ребята перечислили сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Среди них были: «Иван- мужицкий сын» (3 чел.), «Царевна-лягушка» (6 чел.), «Иван — царевич и серый волк» (23 чел.). Встречались ответы «Не знаю». Свою задачу мы видим в том, чтобы напомнить учащимся параллели 5 класса уже известные сказки и познакомить с другими сказками.
Действие «живой» воды — исцеление — указали 36 человек.
Действие «мертвой» воды:
- убивает — 44 человека,
- заживляет раны- 7 человек.
На вопрос «Существует ли сейчас «живая» и «мертвая» вода?» положительно ответили 87 человек, отрицательно — 45 человек.
Рецепты использования «живой» и «мертвой» воды указали всего несколько человек. Вот некоторые из них:
Алина: «Сначала надо помыться, потом перекреститься, облиться сначала «мертвой» водой, а потом «живой»».
Дарья: «Живой» водой можно напоить больного или промыть рану».
Михаил: «Двадцать капель «живой» воды и человеку станет лучше».
В ходе проведенных исследований мы получили следующие результаты:
«Живая» и «мертвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами и встречается как в русских народных сказках, так и в сказках других народов.
«Мёртвая» и «живая» вода встречается только в славянских сказках и не повторяется больше нигде. В сказках других народов можно встретить только одну из них.
«Мёртвая» вода называется иногда целительной или целющей, живущей: она заживляет нанесенные раны, сращивает части мёртвого тела, но не воскрешает его. Только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
Продуктом нашей работы является сказка, которую мы сочинили «Живая и мертвая вода» и сняли по ней пластилиновый мультфильм. Этот мультфильм мы предлагаем Вашему вниманию.
Литература
- Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Художественная литература, 1984.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и Ефрона. М.: 2007, с. 207.
- Русские народные сказки. М.: 2005г.
- 4.Сборник сказок «Любимые сказки». М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2002.
- Фольклор народов России. В 2 т. Т.1: М.: Дрофа, 2002.
Валерий ДАНИЛЕНКО
ЧУДЕСА В РУССКОЙ СКАЗОЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА
Часть 1.
В мироздании всего-навсего четыре этажа – физическая природа, живая природа, психика и культура. Каждый его этаж наполнен в сказочной картине мира множеством чудес – таких событий, которые происходят не по естественным причинам, а сверхъестественным.
Физическая природа
Четыре физических стихии воспринимаются в сказочном сознании как основные – земля, вода, воздух и огонь.
ЗЕМЛЯ. Сказочники стали наделять землю чудесными свойствами. О таких свойствах говорит её способность обращать людей в животных и наоборот. Чтобы превратиться в сокола, в сказке «Хрустальная гора» Ивану-царевичу понадобилось удариться о землю:
«Иван-царевич ударился о сырую землю, сделался ясным соколом, взвился и полетел в тридесятое государство» (Сказки народов мира в десяти томах. Т.1. Русские народные сказки. Сост., вступит. ст. и примеч. В.П. Аникина. М., 1987 (в дальнейшем – РНС). С.141).
В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» земля творит новое чудо: за одну ночь она выращивает рожь, в которой галка может схорониться.
Земля помогает Ивану-царевичу и Василисе Премудрой в этой же сказке и как предвестник царской погони:
«Доложили царю, что молодые убежали; озлобился он и послал за ними погоню великую.
А Василиса Премудрая с Иваном-царевичем уже далеко-далеко! Скачут на борзых конях без остановки, без роздыху.
Ну-ка, Иван-царевич, припади к сырой земле да послушай, нет ли погони от морского царя?
Иван-царевич соскочил с коня, припал ухом к сырой земле и говорит:
– Слышу я людскую молвь и конский топ!
– Это за нами гонят! – сказала Василиса Премудрая и тотчас обратила коней зелёным лугом, Ивана-царевича – старым пастухом, а сама сделалась смирною овечкою» (там же. С.28).
Не распознала погоня Василисы Премудрой и Ивана-царевича. Пришлось ей возвратиться к царю несолоно хлебавши.
В землю хоронят мёртвых. Но в сказках она может на некоторое время возвращать им жизнь. В сказке «Сивка-бурка» она расступается над могилой, где похоронен отец Ивана, чтобы он, превратившись на время в живого, выбрался из неё. Вот как этот эпизод описан в сказке:
«В полночь земля расступается, отец поднялся из могилы:
– Кто тут? Ты ли, мой младший сын Ваня? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо моё плачет?
Иван отвечает:
– Здесь твой сын Ваня. А на Руси всё спокойно» (там же. С.137).
ВОДА. Сказочная вода может служить убежищем для людей. Они могут находиться в такой воде долгое время и оставаться живыми. В сказке «Семь Симеонов» люди скрывались под водой несколько дней:
«Как увидали семь Симеонов, что погоня уж близко – вот-вот догонит! – нырнули и с царевной, и с кораблем. Долго плыли под водой и поднялись наверх тогда, как близко стало до родной земли. А царская погоня плавала три дня, три ночи; ничего не нашла, с тем и возвратилась» (РНС. С.326).
Сказочная вода может быть сильной и слабой, мёртвой и живой. Сильная даёт человеку неимоверную мощь, а слабая делает его бессильным. Мёртвая заживляет раны, а живая воскрешает из мёртвых.
В сказке «Медное, серебряное и золотое царства» рассказывается о том, как злой Вихрь, напившись сильной воды, похитил царицу Настасью и унёс её по воздуху в свой дворец, расположенный на высокой стеклянной горе. Чтобы спасти её, в этот дворец проник её младший сын Иван-царевич. Настасья попросила поменять местами в погребе кадки с сильной водой и слабой. Это позволило Ивану-царевичу одержать победу над Вихрем, поскольку вместо сильной воды он напился слабой. Вот как описывается эта победа в сказке:
«Рванулся Вихрь в окно – да в поднебесье. Уж он носил, носил Ивана-царевича… И над горами, и над морями, и над глубокими пропастями. Не выпускает царевич из рук палицы. Весь свет Вихрь облетел. Умаялся, из сил выбился. Спустился – и прямо в погреб. Подбежал к кадке, что по правой руке стояла, и давай воду пить. А Иван-царевич налево кинулся, тоже к кадке припал. Пьёт Вихрь – с каждым глотком силы теряет. Пьёт Иван-царевич – с каждой каплей силушка в нём прибывает. Сделался могучим богатырем. Выхватил острый меч и разом отсёк Вихрю голову» (РНС. С.130).
В сказке «Королевич и его дядька» леший даёт королевичу такую воду, которая наполняет его фантастической силой:
«Привёл в свою избу, зачерпнул ему ковш воды. Королевич выпил.
– Много ль в себе силы чувствуешь? – спрашивает леший.
– Да если б была палица в пятьдесят пудов, я б её вверх подбросил да свою голову подставил, а удара и не почуял бы.
Дал ему другой ковш выпить:
А теперь много ли силы?
– Да если бы была палица во сто пудов, я б её выше облаков подбросил!
Зачерпнул ему третий ковш:
– А теперь какова твоя сила?
Да если бы утвердить столб от земли до неба, я бы всю вселенную повернул!» (РНС. С.242).
Такая силища показалась лешему опасной. Он дал королевичу слабой воды: «Леший зачерпнул воды из другого чана и подал королевичу; королевич выпил – и поубавилось у него силы кабы на седьмую часть» (там же).
Вот как описана ситуация с мёртвой и живой водой в сказке «Марья Моревна». Кощей изрубил Ивана-царевича на куски. Его оживили зятья Ворон и Сокол:
«Ворон брызнул мёртвою водою – тело срослось, соединилося; сокол брызнул живой водою – Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:
– Ах, как я долго спал!
– Ещё бы дольше проспал, если б не мы! – отвечали зятья. – Пойдем теперь к нам в гости» (РНС. С.156).
ВОЗДУХ. Воздух приобретает в сказках чудодейственную силу. Эта сила заявляет о себе в яркой форме, когда он превращается в ветер. Никакой природный ветер не может сравниться по своей мощи со сказочным ветром. В сказке он может перенести человека за тридевять земель в тридесятое царство с умопомрачительной скоростью. Таков ветер в сказке «Волшебное кольцо». Он уносит в ней в мышье государство королевну – нечаянную жену простого мужика Мартынки. Украв у него волшебное кольцо, она приказывает чудесным помощникам:
«Слушайте, ребята! Чтоб к утру не было здесь ни дворца, ни собора, ни моста хрустального, а стояла бы по-прежнему старая избушка. Пусть мой муж в бедности остаётся, а меня унесите за тридевять земель, в тридесятое царство, в мышье государство. От одного стыда не хочу здесь жить!» (РНС. С.176).
Сказано – сделано: «В ту же минуту подхватило её ветром и унесло в тридесятое царство, в мышье государство» (там же).
ОГОНЬ. Неконтролируемый огонь – страшная разрушительная стихия. В сказке «Марья Моревна» она превращена в огненную реку, за которой живёт баба-яга. Чтобы через неё перебраться, Ивану-царевичу приходиться воспользоваться чудесным средством – платком. Он «доехал до той реки, махнул три раза платком в правую сторону – и вдруг, откуда ни взялся, повис через реку высокий, славный мост» (РНС. С.159).
Живая природа
РАСТЕНИЯ: лес и сад.
Лес. В сказке «Заколдованная королевна» лес чудесным образом вырастает в одно мгновение из семян, которые королевна дала своему мужу-солдату:
«Прощается она с мужем, даёт ему мешочек – сполна семечком насыпан – и говорит:
– По какой дороге поедешь, по обеим сторонам кидай это семя: где оно упадёт, там в ту же минуту деревья повырастут; на деревьях станут дорогие плоды красоваться, разные птицы песни петь, а заморские коты сказки сказывать.
Сел добрый молодец на своего заслуженного коня и поехал в дорогу; где ни едет, по обеим сторонам семя бросает, и следом за ним леса подымаются, так и ползут из сырой земли!» (РНС. С.276).
В сказке «Баба-яга» лес вырастает за брошенным волшебным гребнем: «Достала девочка гребень и бросила через правое плечо. Вырос тут лес, дремучий да высокий: корни у деревьев на три сажени под землю уходят, вершины облака подпирают» (там же. С.90).
В сказочном лесу могут расти деревья, которые достают до облаков. Такую сосну срубил главный герой в сказке «Летучий корабль»: «Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну: верхушкой в облака эта сосна упирается, обхватить её впору только троим» (там же. С.115).
Сад. В сказочном саду могут расти деревья, обладающие чудесными особенностями. В сказке «Волшебное кольцо», например, речь идёт о саде, где растут деревья с золотыми и серебряными яблоками.
На сказочной яблоне могут расти молодильные яблоки. Поел – и помолодел лет на двадцать. О таких яблоках речь идёт в «Сказке о молодильных яблоках и живой воде». О молодильных яблоках в ней возмечтал царь:
«Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко – помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу – будет видеть» (там же. С.92).
Яблоня – любимое дерево у русских сказочников. В сказке «Хаврошечка» рассказывается о яблоне, выросшей из костей коровы, которая была единственной отрадой для девочки-сироты и которую загубил её отчим по приказу своей жены.
ЖИВОТНЫЕ. Степень антропоморфизации животных в сказках настолько велика, что при их чтении мы невольно забываем о том, что в них действуют животные, а не люди. Тем самым мы начинаем забывать о чуде, которое позволяют себе сказки. Это чудо состоит в том, что люди в них могут превращаться в животных.
Наиболее популярны в русских сказках лиса, волк, медведь, заяц и конь.
Лиса. Сказочная лиса – олицетворение хитрости, которая держится на беззастенчивом обмане. Следует, вместе с тем, заметить, что обманывает она глупцов. В сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» лиса обманывает волка. Поделом ему! Только глупец мог поверить, что рыба может ловиться на хвост, опущенный в прорубь.
В сказке «Медведь и лиса» лиса обманывает медведя. Поделом ему! Только глупый медведь мог засомневаться в том, что бочонок с мёдом на его чердаке опустошила лиса.
В сказке «Лиса и козёл» лиса обманывает козла. Поделом ему! Вот как выглядит окончание этой сказки:
«Идёт козёл – умная (иронично. – В.Д.) голова; идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:
– Что ты там, лисанька, поделываешь?
– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!
А козлу давно пить хочется.
– Хороша ли вода-то? – спрашивает козёл.
– Отличная, – отвечает лиса. – Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козёл, чуть лисы не задавил. А она ему:
– Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел – всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили» (РНС. С.390).
В некоторых сказках лису наказывают за её прегрешения её же оружием – хитростью. В сказках «Как лиса училась летать», «Лиса и тетерев» и «Лиса и рак» журавль, тетерев и рак оказываются хитрее лисы. Последняя сказка очень короткая:
«Лиса говорит раку:
– Давай перегоняться!
– Что же, лиса, давай.
Начали перегоняться.
Лиса побежала, а рак уцепился лисе за хвост.
Лиса до места добежала, обернулась посмотреть, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит:
– А я уж давно тут тебя жду» (там же. С.376).
Волк. Не во всех сказках волк неудачлив и глуп. Так, в сказке «Иван-царевич и серый волк» – он – никакой не неудачник и далеко не глупый. Он – чудесный помощник Ивана-царевича. Но он – не только его чудесный помощник, но одновременно и его властный руководитель. В сказке «Финист – ясный сокол» серый волк помогает Марьюшке добраться до Финиста, оказавшегося в тридевятом государстве.
Сказки о животных стали появляться позднее волшебных. Произошла метаморфоза: из мудрого помощника в волшебных сказках волк превращается в глупого неудачника в сказках о животных. Почему произошла такая метаморфоза? Изменилось отношение к волку. Если в волшебных сказках это отношение было почтительным, то в сказках о животных – сатирическим. Если в первом случае сказочники пытаются умилостивить страшного зверя, то во втором – издеваются над ним, чтобы отомстить ему за его злодеяния. Вот почему в сказках о животных он выставляется феноменальным глупцом и нередко приговаривается к смерти.
Если в волшебных сказках самый кровожадный зверь – многоголовый змей, то в сказках о животных – волк. О его кровожадности русский народ сочинил много сказок – «Старая хлеб-соль забывается», «Волк-дурень», «Волк и козлята», «Ненасытный волк» и др.
Сказок, в которых волку достаётся от людей или других животных, очень много. Сказочники наказывают волка за его кровожадность и глупость безжалостно. Сюда относятся, например, сказки «Старик и волк», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Как волк стал птичкой», «Овца, лиса и волк», «Как лиса шила волку шубу».
В первой из этих сказок старик охаживает волка кочергой, во второй его жестоко бьют бабы, в третьей он чуть было не сгорел, в четвёртой он попадает в капкан, в пятой его насмерть забивает своими копытами лошадь.
Медведь. По глупости медведя часто сравнивают с волком. Но медвежья глупость намного симпатичнее волчьей. Медвежья глупость – это глупость простофили, а не хищника. Она олицетворяет чрезмерную человеческую доверчивость. Доверчивых людей у нас любят. Их легко обмануть. Это вызывает к ним жалость.
Как простофиля медведь изображён в сказке «Мужик и медведь». Он хоть и угрожает мужику, но его угроз мужик не боится. Вот почему он легко надувает медведя. Сначала подсовывает ему вершки от репы, забрав себе её корешки, а потом – корешки от ржи, оставив себе её вершки.
Как простофиля медведь изображён и в сказке «Бабка и медведь», где его легко надувает бабка, посулив ему вместо кобылки что-то непонятное – крепушку, теплушку и потомбайку.
Как простофиля медведь выглядит и в известной сказке «Маша и медведь», где его обманывает девочка, которую он взял к себе в плен. Чтобы освободиться из него, она забралась в короб, прикрывшись пирожками. Обманутый медведь принёс дедушке да бабушке этот короб, где они нашли свою любимую внучку.
Не во всех сказках медведь выглядит как простофиля. В сказке «Медведь», например, он съедает старика со старухой за то, что старик отрубил ему лапу в лесу.
У этой сказки есть осложнённый вариант – «Медведь – липовая нога». В ней старик тоже отрубает лапу медведю. Однако финал у этой сказки иной: старик со старухой спроваживают его в подполье и убивают.
Заяц. Зайцу досталась в наших сказках жалкая роль – роль жертвы. Его главный враг – лиса. Мы помним, как немилосердно она обошлась с зайцем в сказке «Лиса и заяц». Она попросилась переночевать к зайцу в его лубяную избёнку, поскольку её ледяная избёнка весной растаяла. Заяц её пустил. Она взяла да и выгнала бедного зайчишку. Он горько жалуется на лису собаке, медведю и быку. Просит их помочь выгнать лису. Все они испугались лисьей угрозы: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!». Один петух с косой не испугался и выдворил лису из заячьей избёнки.
В роли жалкой жертвы заяц выступает и в сказке «Лиса-странница». Вместе с медведем и волком лиса в этой сказке отправила в яму и зайца. Вот как дело было:
«Лиса говорит зайцу:
– Ты, зайчик-боботунчик, иди. У тебя ножки тоненькие, сам лёгонький. Скорёхонько пробежишь по жёрдочке.
Заяц пошёл – и бух в яму, убился» (РНС. С.401).
Конь. Сказочный конь – богатырский конь. Он обладает неслыханной силой и может перемещаться с неслыханной скоростью. О том, с какой скоростью может перемещаться сказочный богатырский конь свидетельствует такой эпизод из «Сказки о молодильных яблоках и живой воде». Баба-яга подарила Ивану царевичу коня:
«Благодарит бабу-ягу за ночлег и поехал на её коне. Вдруг он и говорит коню:
– Стой! Перчатку обронил.
А конь отвечает:
– В кою пору ты говорил, я уже двести вёрст проскакал…» (там же. С.97).
Конь в сказках обладает чудесной способностью к оборотничеству. В сказке «Волшебный конь» он оборачивается то в сизокрылого орла, то в маленькую птичку, то в бедного старика. При этом один оборотень может превращаться сразу в другого:
«В тот же миг обернулся старик сизокрылым орлом, взвился с королевною и добрым молодцем высоко-высоко, перелетел через ограду, опустился на землю и сделался по-прежнему богатырским конём» (РС. С.57).
Мало того, что конь в сказках может быть оборотнем. Он может ещё и оборачивать других. Такой конь изображён в сказке «Сивка-бурка». Он превращает в ней Ивана-дурака в молодца невиданной красоты.
Психика
Чувства
В русских сказках мы встречаемся с чудесами, которые связаны со зрением и слухом. В сказке «Королевич и его дядька» средняя дочь лешего дарит Ивану-царевичу волшебное зеркальце. Оно показывает будущее. Это зеркальце у него украла царевна. Она попросила зеркальце показать её будущее и увидела себя невестой Ивана-царевича.
В сказке «Летучий корабль» рассказывается о третьем сыне старика со старухой, которого все считают дурачком. Но с помощью чудесного старика именно он сумел построить из сосны летучий корабль. На этот корабль он подсадил необыкновенного человека – Стреляло. Он видит цель для стрельбы, которая находится от него за тысячу вёрст.
В этой же сказке изображён и другой необыкновенный человек – Слухало. Вот как выглядит знакомство дурня с этим человеком:
«Летел-летел дурень и видит: лежит на дороге человек – ухом к сырой земле припал. Спустился он и говорит:
– Здорово, дядюшка!
– Здорово, молодец!
– Что это ты делаешь?
– Слушаю я, что на том конце земли делается.
– А что же там делается, дядюшка?
– Поют-заливаются там пташки голосистые, одна другой лучше!
– Экой ты, какой слухменный! Садись ко мне на корабль, полетим вместе» (там же. С.117).
Ум и глупость
Сказки об уме и глупости делятся на две полярные группы – об очень умных и очень глупых. Между ними располагаются сказки об умных дураках.
Очень умные. Семилетнюю девочку из сказки «Дочь-семилетка» мало назвать очень умной. Учитывая её возраст, точнее её следует назвать очень мудрой. Её мудрость – чудо, возможное только в сказке.
Царь задал её отцу четыре загадки:
«Что всего на свете сильнее и быстрее? Что всего на свете жирнее? Что всего мягче? И что всего милее?» (РНС. С.472-473).
Семилетка ответила:
«Ступай, батюшка, и скажи царю: сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего земля: что ни растёт, что ни живёт, земля питает! Мягче всего рука: на что человек ни ляжет, а всё руку под голову кладёт; а милее сна нет ничего на свете!» (там же. С.474).
Блещет умом и девица в сказке «Мудрая дева». В ней рассказывается о том, как дядя, чтобы проверить ум-разум у своего племянника, даёт ему такое задание:
«Вот тебе сотни баранов, гони их на ярмонку да продай с барышом, чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены» (там же. С.482).
Пригорюнился племянник. Мудрая дева помогла:
«Ну, это хитрость не великая! Найми-ка ты баб да остриги баранов, а шерсть отнеси на ярмонку и продай; вот у тебя и деньги, и бараны в целости!» (там же. С.483).
Очень глупые. Очень глупых людей наши сказочники чаще всего высмеивают с помощью юмора. Так, в сказке «Как Иван-дурак дверь стерёг» очень глупый изображён в комическом виде. В ней идёт речь о том, как старшие братья наказали своему младшему брату стеречь дверь в доме, пока они будут на работе. Но дальше произошло вот что:
«Остался дурак один дома. Поздно вечером снял он с петель дверь, взвалил её на спину и понёс.
Пришёл на пашню. Братья спрашивают:
– Зачем пришёл?
– Я есть захотел.
– Мы же тебе наказывали стеречь дверь.
– Да вот она!» (РНС. С.516).
В сказке «Набитый дурак» речь идёт о сыне старика со старухой, которого невозможно ничему научить. Мать ему говорит:
«Ты бы, сынок, пошёл, около людей потёрся да ума набрался» (Аф. С.406).
Сынок не понял метафорического смысла слова «потёрся» и стал тереться об мужиков, которые горох молотили, по-настоящему. Те попробовали его прогнать. Не вышло. Опять трётся. Пришлось надавать ему тумаков.
Мать утешает своего глупого ребёнка:
«Ах, сынок, куда ты глупёшенек! Ты бы сказал им: бог помочь, добрые люди! Носить бы вам – не переносить, возить бы – не перевозить! Они б тебе дали гороху; вот бы мы сварили да и поели» (там же).
Снова набитый дурак попал впросак: на другой день он сказал эти слова людям, которые несли покойника:
«На другой день идёт дурак по деревне; навстречу несут покойника. Увидал и давай кричать:
– Бог помочь! Носить бы вам – не переносить, возить бы – не перевозить!
Опять его избили» (там же).
Не перечесть всех глупостей, о которых наши сказочники рассказывали с юмором. То мы узнаём от них о мужике, принявшем кочергу за человека («Батюшка, отпусти!»), то о женихе, который говорил в доме невесты только одно слово – колесо, поскольку его научили говорить с невестой покруглее («Глупый жених»), то о мужике, который рубил сук, на котором сидел («Глупый мужик») и т.д.
Умные дураки. Очень умные герои в русских сказках вызывают у нас восхищение, а очень глупые – насмешку, а иногда и отвращение. Первые воспринимаются как герои бесспорно положительные, а другие – как бесспорно отрицательные. Но есть в наших сказках дураки, отношение к которым не выглядит столь однозначным. Такие дураки изображены во многих сказках – «Сивко-бурко», «Летучий корабль», «Емеля-дурак», «По щучьему веленью», «Волшебное кольцо», «Соль» и др. (см. мою статью «Умные дураки» в ДЛ за 4 июня 2017 г.).
Материальная культура
Пища
По пословице Не до жиру – быть бы живу жил в старые времена русский бедняк. Его ненасытные хозяева не могли его лишить, вместе с тем, способности к мечтам. Он мечтал о сытой жизни. Он мечтал, например, о тридесятом царстве, где реки текут молочные или медовые, берега у них – кисельные, а по небу жареные куропатки летают.
Чуть ли не весь мир голодный человек готов в своём воображении сделать съедобным. В сказке «Стоит река – вся из молока, берега – из киселя» читаем:
«Стоит река – вся из молока, берега – из киселя. Вот я, добрый молодец, киселя наелся, молока нахлебался…
Пошёл я по берегу, по берегу всё не нашему; стоит церковь – из пирогов складена, оладьями повершена, блином накрыта.
Вступил я на паперть, вижу двери – калачом двери заперты. Тут я, добрый молодец, догадался, калач переломил да съел. Вошёл я в церковь, в ней всё не по-нашему: паникадило-то репяное, свечи морковные, образа пряничные» (РНС. С.635).
Сказочное воображение додумалось до чудесного предмета – скатерти-самобранки. В сказке «Скатерть, баранчик и сума» такую скатерть подарил бедному старику журавль, которого он освободил из рыбной сети. Журавль его щедро отблагодарил:
«Вынес журавль полотняную скатерть и говорит:
Вот, старичок, тебе подарок. Как захочешь есть-пить, разверни эту скатёрочку и скажи:
– Напои-накорми, скатёрочка! – всё у тебя будет.
Поблагодарил старик журавля и пошёл домой.
Захотелось ему по дороге есть. Сел он под кусток, развернул скатерть и говорит:
– Напои-накорми, скатёрочка!
Только сказал – и сразу на скатерти всё появилось: и жареное и пареное, ешь – не хочу!» (РНС. С.343).
Одежда
В сказках у одежды есть особая функция – чудодейственная. Возьмём сказку «Чудесная рубашка». Её главный герой – Иван – купеческий сын. Побратался он с тремя молодцами, которые могут оборачиваться орлом, соколом и воробьём. Последний подарил Ивану чудесную рубашку:
«Возьми, – говорит, – эту рубашку пуля не берёт; коли наденешь её, никто тебя не осилит!» (там же. С.164).
Прознала об этой рубашке неверная и злобная жена Ивана – Елена Прекрасная. Она сошлась со Змеем Горынычем и решила отнять чудесную рубашку у простодушного Ивана. Ей это удалось:
«Елена Прекрасная напоила мужа крепким зельем и снова стала его выспрашивать:
– Скажи, милый, где твоя мудрость, где твоя сила?
Иван-купеческий сын и выдал ей тайну:
– Моя сила и мудрость вот в этой рубашке.
После того уснул.
Елена Прекрасная сняла с него рубашку, а самого изрубила в мелкие куски и приказала выбросить в чистое поле, а сама стала жить с Змеем Горынычем» (там же. С.165).
Ивана оживили мёртвой и живой водой его названые братья – орёл, сокол и воробей. Он сумел вернуть себе чудесную рубашку, расправился со Змеем Горынычем и прогнал из дворца Елену Прекрасную.
В некоторых сказках чудодейственной функцией наделяется платок. О таком платке рассказывается, например, в сказке «Марья Моревна». С его помощью над огненной рекой выстраивается высокий-высокий мост.
В сказке «Ведьма и Солнцева сестра» с помощью платка совершается другое чудо: махнёшь волшебным платочком – и появится целое озеро:
Очень удобны для выполнения роли чудесного предмета перстни, кольца и гребешки. В сказке «Чудесная рубашка» Иван, купеческий сын, надевает на палец волшебный перстень и в одно мгновение превращается в богатырского коня.
В сказке «Волшебное кольцо» у чудесного кольца намного больше возможностей, чем у перстня в упомянутой сказке:
«То кольцо не простое: если перекинуть его с руки на руку – тотчас двенадцать молодцев явятся, и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделают» (там же. С.171).
В сказке «Царь-медведь» бычок-дрючок дал Ивану-царевичу чудесный гребешок. Он помог ему вместе с сестрой убежать от царя-медведя.
Поразительное достижение сказочной фантазии – шапка-невидимка и сапоги-скороходы. Подробно о них рассказывается в сказке «Вещий сон». Главный герой этой сказки – Иван-купеческий сын. Он помогает царевичу жениться на хитроумной Елене Прекрасной. Чтобы отделаться от царевича, она даёт ему невыполнимые задания. Но эти задания оказываются посильными для Ивана, поскольку он использует шапку-невидимку и сапоги-скороходы.
Жилище
В русских сказках на первый план выдвинуто два рода жилищ – дворцы и избы.
Поистине фантастических высот в изображении дворцов достигла сказка «Медное, серебряное и золотое царства». Она поместила их на высокой горе, да не на обычной горе, а на стеклянной. Главный герой этой сказки, как водится, – Иван-царевич. Он разыскивает свою мать Настасью-царицу, которую унёс в своё царство злой Вихрь. В отличие от старших братьев Петра и Василия, Ивану удалось забраться на стеклянную гору. Вначале он добрался до медного дворца, потом до серебряного и золотого.
Избы в наших сказках выглядят вполне реалистически, но есть среди них одна – самая примечательная. Это избушка на курьих ножках. В ней обитает баба-яга.
Избушка на курьих ножках – вход в иной мир – подземный, загробный, тридесятое царство. Чтобы в неё войти, герою сказки надо произнести заветные слова. В сказке «Царевна-лягушка» читаем:
«Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Говорит Иван-царевич:
– Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!
Избушка по его слову повернулась к лесу задом, а к нему передом. Вошёл Иван-царевич в избушку и видит: лежит на печи баба-яга – костяная нога» (там же. С.85).
Техника
В сказке «Царевна-змея» изображён чудо-меч – меч-саморуб. Старик предложил казаку обменять его на бочонок:
«Вышли из дворца; казак покатил свой бочонок в левую сторону – и дворца как не бывало.
– Давай поменяемся, – говорит старик казаку, – я тебе меч отдам, а ты мне бочонок.
– А что толку в мече?
– Да ведь этот меч-саморуб; только стоит махнуть – хоть какая будь сила несметная, всю побьёт! Вон видишь – лес растёт; хочешь, пробу сделаю?
Тут старик вынул свой меч, махнул им и говорит:
– Ступай, меч-саморуб, поруби дремучий лес!
————————————————————-
(Продолжение следует)