Почему история о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой

Урок: 19 класс: 5 предмет: литература тема: сказочный мир, созданный а.с. пушкиным. сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Урок: № 
19

Класс: 5

Предмет: литература

Тема: Сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
.

Вид
урока:
 урок- импровизация.

Тип
урока: 
изучение нового
материала.

Цель: знакомство с биографией А.С.Пушкина, литературной
сказкой «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Задачи:


обучающие:
 формировать умения
разграничивать народную и литературную сказки, привить навыки выразительного
чтения;


развивающие:
 развивать
познавательные способности детей: образное мышление, воображение, память, внимание;


воспитывающие:
 расширить
кругозор детей, воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Методы
работы: 
объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый.

Формы
работы: 
индивидуальная,
коллективная.

Средства
обеспечения:
 слайдовая
презентация, видеозапись мультфильма, аудиозапись «Сказка о мертвой царевне
и семи богатырях»
, костюмы, царский трон.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация базовых знаний.

III. Изучение нового материала.

IY. Закрепление изученного материала.

Y. Подведение итогов урока.

YI. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент

А) приветствие;

Б) эмоциональный настрой учащихся к уроку

На фоне тихой мелодии учитель выразительно читает
высказывание Алексея Николаевича Толстого о сказке: «Сказка – великая
духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается
перед нами тысячелетняя история народа». 
(Алексей Николаевич Толстой)

В) сообщение цели и задач урока.

— А великий русский поэт А.С.Пушкин говорил о сказках: «Что
за прелесть эти сказки!» Сегодня урок литературного чтения посвящен сказке А.С.
Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Мы с вами вместе
поближе познакомимся с литературными героями «Сказки…», научимся различать
народную сказку от литературной, посмотрим отрывок из мультфильма

II. Актуализация базовых знаний

А) Литературная разминка

1.Что такое сказка? (Интересные рассказы о необыкновенных,
вымышленных событиях.)

2. Какие сказки называются волшебными? (Рассказывается о
необыкновенных подвигах героев, которым надо защитить от врага родную землю,
победить злых и коварных врагов)

3.Какие сказки называются бытовыми? (Рассказывается о
повседневной жизни людей, об их находчивости и смекалке, трудолюбии,
высмеиваются недостатки людей)

4.Какие сказки относятся к сказкам о животных? (Главные
герои сказок – животные, знакомые всем звери: лиса – хитрая обманщица, волк –
хищник, заяц — трусишка )

5.Какие произведения относятся к устному народному
творчеству? (Сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки)

6.Чему учат нас сказки? (Сказки учат нас прощать друг
друга, быть терпимыми, не завидовать, делать добрые дела).

7.Почему вы любите сказки? (В сказках добро всегда
побеждает зло, у сказки всегда хороший конец).

Б) Ролевая игра «Если бы я был волшебником, то …»

– Ребята, вы находитесь сейчас на «острове детской мечты»,
где проходит интересная смена, которая называется «Язык – душа народа». На
нашем острове исполняются все мечты. Я предлагаю вам помечтать и представить
себя на мгновение волшебниками. Итак, вы – волшебники! Продолжите мысль: «Если
бы я был волшебником, то …» А для этого я по очереди приглашаю вас на волшебный
трон.(Ребята по очереди выходят, садятся на трон и говорят)

III. Изучение нового материала

А) Вступительное слово учителя (слайдовая презентация):

— Великий русский поэт А.С. Пушкин родился в Москве два
века назад. С раннего детства он был окружён заботой и вниманием родителей. Но
особенно заботилась о нём его няня – простая крестьянка, мастерица петь песни,
рассказывать сказки. Говор у неё был особый певучий. Маленький Саша очень любил
свою няню и называл её ласково матушкой.

— Ребята! А кто из вас знает, как звали няню поэта? (Арина
Родионовна)

Когда Александр Сергеевич был совсем ещё маленьким
ребёнком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу
к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. А всё же Александр
Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнёт она сказки
рассказывать, так он и не шелохнётся, боится слово пропустить. На основе этих
рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете.

— Назовите их. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и
о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке»)

Б) Работа по таблице.

— Сегодня мы должны научиться различать народные сказки и
литературные сказки.

4. Речевая разминка. Задача: чётко проговаривать слова.

В) Знакомство с фольклорным вариантом сказки (народным).
Арина Родионовна рассказывает маленькому Саше «Сказку о мертвой царевне и
семи богатырях».
Выразительное чтение текста.

Г) Прослушивание аудиозаписи «Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях»

— Ребята, понравилась вам музыка? Замечательно!

Д) Выразительное чтение с комментированием частей сказки,
словарная работа.

— А сейчас, ребята, мы познакомимся с литературной сказкой
А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Е) Ролевое чтение

Инсценировка отрывка (первая встреча царевны с
богатырями 
)

IY. Закрепление изученного материала

А) Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях»

— Ребята, что вы больше любите: читать сказки, слушать или
смотреть? Хорошо! Давайте сейчас посмотрим отрывок из мультфильма «Сказка о
мертвой царевне и семи богатырях»

Б) Игра «Назови  сказку» 

«В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут,

Туча по небу идет,

Бочка по мору плывет.

Словно горькая вдовица

Плачет, бьется в ней царица …»  «Сказка 
о  царе  Салтане…»

 «Старичок к старухе воротился,

Что ж? пред ним царские палаты,

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она пряником печатным…»  «Сказка  о 
рыбаке  и  рыбке»

Y. Подведение итогов урока.

YI. Рефлексия.

— Ребята! Сейчас каждый из вас сможет высказать свое
отношение к уроку.

Сегодня на уроке

Я УЗНАЛ …         МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО…   МНЕ БЫЛО ТРУДНО…

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 90-91. 

УКМ «Школа России»

1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

В этом произведении действуют сказочные персонажи — колдунья-царица, солнце, месяц, ветер. В ней есть волшебные предметы — зеркальце. Действие происходит в вымышленном, сказочном мире.

Всё это приметы волшебной сказки, поэтому эта история и названа сказкой. Её события не могли произойти в реальности.

2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная? Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Главные героини сказки: царица и царевна.

Про царицу можно сказать, что она жадная и равнодушная. Ведь она думала только о себе, и считала себя лучше других. Я бы добавила ещё слова Жестокая и Безжалостная, потому что она стремилась погубить царевну.

Про царевну можно сказать, что она добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая. Её все любили и жалели, она никому не делала зла. Я бы добавила к этому описанию слова Прекрасная и Доверчивая. Она была очень красивой, поэтому её все любили, и она доверилась незнакомке, из-за чего чуть не погибла.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Пушкин любит царевну и поэтому рисует очень привлекательный её облик. И он не позволяет ей умереть, а дарит счастье.

Пушкин не любит царицу за её злость и жестокость, поэтому сурово наказывает её в конце.

4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?

Представить солнышко помогают слова: «Свет наш, солнышко» и «Всех нас видишь под собою».

Представить месяц помогают слова: «Дружочек», «Позолоченный рожок» «Круглолицый, светлоокий».

Представить ветер помогают слова «Ты могуч», «Гоняешь стаи туч», «Волнуешь, веешь», «Не боишься никого».

Елисей обращается к Солнцу с уважением, оно дарит жизнь и тепло. К Месяцу он обращается как к равному, как к весёлому другу. К Ветру Елисей обращается с трепетом, он признаёт его могущество и силу.

Ответы Солнца и Месяца я бы прочитала с жалостью, сожалением. Они бы рады помочь герою, но не могут. Ответ Ветра я бы прочитала с состраданием, он видел гроб и не может обнадёжить героя.

5. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Подумай, о чём важном хотел сказать автор в каждой части, что именно нужно изобразить и почему.

Разделение сказки «О мёртвой царевне на части» и заголовки к ним

  1. Смерть старой царицы, женитьба на новой. «Злая царица».
  2. Царица узнаёт о красоте царевны. «Соперница».
  3. Чернавка отпускает царевну в лесу. «Жалость Чернавки».
  4. Царевна живёт у семи богатырей. «Семь богатырей».
  5. Царица даёт царевне отравленное яблоко. «Отравленное яблоко».
  6. Богатыри хоронят царевну. «Хрустальный гроб».
  7. Елисей ищет невесту. «Поиски Елисея».
  8. Царевна оживает. «Свадьба».

Устные иллюстрации к частям сказки «О мёртвой царевне»

  1. Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
  2. Царица перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
  3. Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
  4. Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
  5. Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
  6. Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
  7. Елисей на коне на вершине горы. Слева — солнце, справа — месяц, в середине — ветер.
  8. Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.

6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в рабочую тетрадь. Выдели слова писателя, которые используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.

Пересказ сказки «О мёртвой царевне» по частям с авторскими словами.

Злая царица.

Когда царь-отец отправился в поход, царица долго ждала его. Прошло девять месяцев, царица родила дочь. Тут вернулся царь и царица умерла.

Через год царь женится на другой. Новая царица была красивой, но она же была горда и ломлива.

Царица постоянно спрашивала у зеркальца, кто красивей всех на свете, И зеркальце отвечало, что она всех румяней и белее.

Соперница.

Между тем подросла молодая царевна. Она стала очень красивой, чернобровой и белолицей. У неё появился жених — королевич Елисей.

И однажды зеркальце назвало царевну красивей царицы. Царица вышла из себя, бросила зеркальце и топнула по нему ногой. Но зеркальце знай твердило своё.

Жалость Чернавки.

Царица позвала Чернавку и велела отвести царевну в глушь лесную, где оставить на съедение волкам.

В лесу царевна стала умолять Чернавку отпустить её. Чернавка пожалела царевну и отпустила. Царице она сказала, что выполнила её приказ, и молва стала твердить, что царская дочь пропала.

Елисей собрался на поиски невесты.

Семь богатырей.

Царевна добралась до лесного домика. Она увидела, что в нём живут добрые люди и навела порядок.

Когда вернулись богатыри, они стали звать царевну сестрой.

Долго она жила у них в покое, а богатыри уважали её, зная, что у царевны есть жених.

В это время царица снова обратилась к зеркальцу, и то опять назвало красивой царевну. Царица поняла, что её обманули и решила сама исправить дело.

Отравленное яблоко.

Царица нарядилась нищей старухой и отправилась к царевне. Собака лаяла и не хотела её подпускать, но царевна отогнала собаку. 

Царица бросила её яблоко и царевна поднесла его к алым губам. Она откусила кусочек и упала замертво.

Хрустальный гроб.

Богатырей встретил пёс, который куснул яблоко и умер. Богатыри увидели мёртвую царевну и решили похоронить её, чтобы она никому не досталась.

Они сделали хрустальный гроб, положили в гроб царевну и отнесли его в пустую гору, где подвесили на столбах.

Поиски Елисея.

Елисей повсюду искал невесту. Он спрашивал дорогу у солнца и месяца, но они ничего не знали о царевне. Только ветер рассказал Елисею про хрустальный гроб.

Елисей нашёл гору и гроб. В горе он ударился о гроб лбом, и гроб разбился. И в тот же миг царевна ожила.

Свадьба.

Царица снова беседовала с зеркальцем и узнала, что царевна ожила. Её взяла тоска и она тут же умерла.

А Елисей женился на царевне, и никто с начала мира не видал такого пира.

7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?

С народными сказками произведение Пушкина роднит:

  1. Сказочный сюжет с мёртвой царицей. Такое встречается и в народных сказках.
  2. Борьба добра со злом, победа добра.
  3. Наличие волшебных предметов — зеркальца.
  4. Зачин в котором мы знакомимся с главными героями.
  5. Концовка: «я там был, мёд, пиво пил».
  6. Троекратные повторы: вопросы Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
  7. Народный язык, который использовал Пушкин.

Отличие сказки Пушкина от народных:

  1. Неизменяемый сюжет, ведь это авторская сказка.
  2. Стихотворная форма.
  3. Использование авторских эпитетов и других средств художественной выразительности.

8. Что хотел поэт сказать читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?

Пушкин хотел сказать о том, что зависть очень плохое качество человека, которое губит его самого. Он хотел сказать, что как бы не было подло и сильно зло, хороших людей больше, чем злых, и они обязательно победят.

1

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • По Сказке о мертвой царевне

Сказка о мертвой царевне Пушкина написана по народным мотивам. Эту сказку он слышал, когда был маленький от своей няни Арины Родионовны. А когда он вырос, то положил эту сказку на стихотворный лад.

В сказке говориться о борьбе добра и зла. Ещё в сказке рассказывается о тщеславии, завести и любви. Добро изображено в виде молодой царевны, которая потеряла свою маму, когда была маленькая, а зло в образе её мачехи.

Мачеха была красивой молодой женщиной, но имела отвратительный характер.

Она высокомерная и самолюбивая дама. Она была красавицей, в том, что она самая красивая, постоянно говорило волшебное зеркальце. Но шло время, падчерица подрастала, с каждым днем становится все красивее.

Помимо красоты она обладала покладистым характером, была доброй и милой девушкой. У неё появляется жених королевич Елисей. Они любили друг другу и готовились к свадьбе, но их планы рухнули.

Когда мачеха в очередной раз обратилась к зеркалу с вопросом для подтверждения своей красоты, получила неприятный ответ, оказалось что её падчерица красивее её.

Мачеха была в ярости и решила устранить соперницу. Она отправляет молодую царевну в лес, что бы её растерзали хищники. Но планам её не суждено было сбыться. Служанка пожалела её, и оставила в лесу, не связав и не убив. Девушка долго ходила по лесу, и в конце концов вышла к дому. В нем жили семь богатырей, её они приняли, как свою сестру. Девушке хорошо у них в доме, только скучает по своему жениху.

Но царица узнала от зеркала, что царевна жива и, что живет она в лесу у богатырей. Мачеха решила сама убить девушку. Она переодевается в старуху, берет отравленное яблоко и идет в дом богатырей. Когда они встречаются с девушкой, та угощает её этим яблоком, откусив кусочек, девушка падает замертво. Когда братья вернулись домой, обнаружили тело девушки. Они не смогли её похоронить в землю, поэтому положили её в хрустальный гроб и поставили его в пещере.

Жених девушки не может принять исчезновение своей любимой, ищет её по всему миру. В итоге он находит её в хрустальном гробу в пещере, мертвой. Он не верит в то, что его любимая мертва, открывает крышку, касается её хладных губ. Происходит чудо, царевна оживает. Молодые счастливы, возвращаются в дом царевны.

Царица не может этого пережить и падает замертво. Королевич Елисей со своей любимой играют свадьбу. Все счастливы.

Пушкин этим произведением хочет показать, что главная красота человека – душа.

Вариант 3

Читать сказки — значит отдыхать душой. Добро и зло, предательство и верность идут рядом, но всегда побеждает доброта.

Есть сказки народные, а есть, которые написал писатель. К таким сказкам относится «Спящая царевна» А.С.Пушкина. Поэт в стихотворной форме рассказал о пороках людей, их отрицательных и положительных качествах. Эта сказка повествует о злой мачехе, доброй царевне, верном королевиче и богатырях. За основу взяты несколько народных сказок.

Сказка небольшая по объему и читается легко и не принужденно. Она нравится и взрослым, и детям. Для детей это просто рассказ о женихе и невесте, а взрослые понимают, что здесь не только сказочная любовь, а более сложные отношения людей и природы.

Во все времена жили люди, которые хотели быть лучше всех и шли к своей цели, несмотря ни на что. Так получилось и с прекрасной царевной кроткой и юной. Царица не смогла принять себя такой, какой стала. Ей хотелось быть молодой и красивой, но возраст берет свое. И тогда злая мачеха решила избавиться от своей падчерицы. Избавляться от детей в то время было достаточно просто, но тот, кто пошел исполнять указание, оказался достаточно добрым и не смог погубить царевну. Благодаря чернавке, которая хоть и завела в лес, но в последний момент сжалилась и отпустила, девушка оказалась у братьев в лесу. Интересен и тот факт, что царевну братья не обидели и не выгнали из дома. Своим кротким нравом она понравилась им. Это о многом говорит.

Царица не смогла успокоиться и, взявшись за дело сама, отравила царевну, успокоившись, вернулась домой. Она никак не ожидала, что доброта победит и не смогла этого перенести. Злоба и ненависть не украшает и не здоровья не добавляет.

Александр Сергеевич дальше показывает, что жених поехал за своей невестой и ему помогают не только люди, но и природа, ветер, месяц, солнышко оживают. Они разговаривают, и каждый старается помочь.

Сказка заканчивается тем, что царевна с женихом возвращаются домой. В этот момент от злости и безысходности умирает царица. Молодые женятся, все счастливы и только, наверное, отец царевны, оставшись опять один, будет грустить. Но самое главное, то, что добро победило!

Несколько интересных сочинений

  • Грибоедов А.С.
  • Сочинение Язык это путь цивилизации и культуры (Куприн)
    Первобытные люди не могли общаться между собой так, как можем мы.Они пользовались невербальным видом общения, используя вместо полноценного грамотного языка жесты, мимику, различные звуки
  • Сочинение Авторское отношение к Мцыри
    Талантливый писатель Лермонтов в произведении не указывает на своё отношение к главному герою поэмы. Если сравнивать это произведение с поэмой «Евгений Онегин» не менее выдающегося автора А. С. Пушкина,
  • Сочинение по поэме Василий Теркин 8 класс
    Александр Твардовский написал поэму «Василий Теркин» в 1941 году в марте. Поэма посвящена вечно теме, которая всегда остается актуальной. Это тема – война. И имеется в виду даже не только война на поле боя, но и война
  • Образ и характеристика Жени Комельковой в повести А зори здесь тихие Васильева сочинение
    Евгения Комелькова — одна из ключевых фигур повести «А зори здесь тихие…». История её жизни трагична. Зенитчица, поступившая со своим батальоном на попечение Федота Евграфыча, вместе с такими же молодыми девушками, как и она сама.

Сочинение по сказке

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях — это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.

История начинается с того, как царица всё время смотрит на снег, ожидая своего мужа царя. Царь где-то воюет. Пока царица ждала мужа, у неё родилась дочь. Скоро после рождения девочки царь возвращается. Царица испытывает огромную радость. И в результате сильного волнения умирает. «Восхищенья не снесла. В тот же вечер умерла»- описывает автор сцену ухода царицы.

Проходит время. Царь забывает о своём горе. Женится на другой. Новая царица была красивой и самолюбивой. Всё время крутилась перед волшебным зеркальцем. Зеркало подтверждало или опровергало её красоту.

Пока дочь царя была маленькой, царица не испытывала не зависти не злости на неё. Она была всех милее, румянее и белее. Но как только царевна выросла, она тут же затмила царицу своей красотой. Ведь она была моложе. А красота и молодость две неразлучные сестры.

Кроме красоты царевна обладала добротой и скромностью.

Царица, услышав от зеркальца, что первенство по красоте ей больше не принадлежит, очень сильно разозлилась. Она решила, во что бы то ни стало избавиться от падчерицы-соперницы. Она приказала чернавке,- служанке,- связать и отвести в тёмный лес царевну. Связанная она не смогла бы никуда убежать. Её съели бы дикие звери.

Однако чернавка не смогла до конца выполнить приказ. Она оставила царевну в лесу. Но не связала её. В доказательство гибели царевны, чернавка принесла мачехе сердце дикого зверя.

Тем временем, царевна набредает на терем. Прибирает его и укладывается спать. Вернувшись, хозяева удивились чистоте. Стали ласково просить гостя, чтобы он показался. Предлагали. старому человеку — быть отцом. старой женщине- быть матерью. Молодому человеку — быть братом. А девушке — сестрой. Царевна вышла. С тех пор семь богатырей, а именно они были хозяевами терема, и царевна стали жить вместе.

Этим сказка не заканчивается. Злая мачеха ещё не знала, что падчерица осталась жива. Она долго не подходила к зеркалу. Была на него обижена. Но злость улеглась. И царица решила узнать она ли первая красавица на свете. Зеркало рассказало о том, что царица красива, но в лесу у богатырей живёт та, что всё же милее и красивее.

Ещё пуще царица рассердилась. Узнала у чернавки об обмане. И решила сама извести ненавистную царевну. Для этого она появилась перед теремом в обличие бедной старушки. Царевна угостила псевдо бедняжку хлебом. А та в ответ угостила её отравленным яблоком. Царевна и старушка вели разговор на расстоянии друг от друга. А гостинцами перебрасывались. Поскольку приблизиться друг к другу они не могли. Им мешал пёсик богатырей. Он почувствовал в бедной старушке опасность. Хотел уберечь царевну. Лаял. Когда старушка ушла, продолжал лаять и прыгать, пытаясь помешать царевне съесть яблоко.

Но царевна всё же откусила кусочек. И упала без памяти.

Позже вернулись с охоты богатыри. И пёсик на их глазах проглотил яблоко. И тут же умер. Поняли богатыри, что кто-то погубил их сестрицу.

Богатыри хотели похоронить царевну, но она была так свежа и прекрасна, будто не умерла, а просто уснула. Поэтому для неё соорудили хрустальный гробик и повесили на цепях в горе.

У царевны был жених. Когда царевна пропала, он стал её искать. Прошёл много путей и дорог. Совсем отчаялся. Решил обратиться к силам природы. Он спрашивал у солнышка, у месяца, у ветра. Только ветер смог ответить где невеста.

Елисей, так звали жениха, рыдая, помчался к этой горе. Разбил хрустальный гроб. И от этого царевна проснулась.

Они вернулись в царство. А царица от досады, злости и горя умерла.

На мой взгляд, царица могла бы вести себя по-другому. Ведь она была и так красива. Конечно, после того как царевна выросла она оказалась на втором месте. Ну и что. Ведь её красота совсем не ушла. Внешняя красота важно. Но ещё важнее качества души. Поэтому царевна, когда достигнет возраста мачехи, всё равно будет красивой. Ведь она обладает прекрасными качествами характера. Чего люди не смогут не заметить.

В сказке, как уже отмечалось, кроме добра и зла, зависти и тщеславия, были затронуты любовь и верность. Любовь Елисея и царевны смогла всё преодолеть. Верность возлюбленных сохранила их друг для друга. Ведь богатыри предлагали ей стать кому-нибудь из них женой. Но царевна объяснила, что она уже невеста.

А Елисей верно и преданно искал свою любимую. Такая любовь и преданность жениха стоит уважения.

5 класс

Мертвая царевна в сказке и жизни

Предметом моего исследования стала известная сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». У сказки, как и у любого произведения, есть много фокусов анализа. Я в своей статье рассмотрю лишь психологический ракурс и сфокусируюсь на особенностях отношений главных героев и их структуре личности. На мой взгляд, это одна из сказок, в которой описываются типичные отношения между матерью и дочкой. Эта тема довольно часто встречается и в других сказках. Схожие мотивы обнаруживаются в сказке «Белоснежка и семь гномов», «Десятое королевство» и др. Фокусом моего внимания в данной статье станут отношения мачехи (Царицы) и царской дочки (Царевны). Не буду повторять сюжет, он всем известен. События сказки происходят довольно быстро до того момента, когда в царской семье подросла Царевна. С этого момента начинается подробное описание жизни героев и их взаимодействие. Центральными фигурами становятся Царица и ее падчерица Царевна и отношения между ними.

Реклама Итак, девочка созрела:

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,Между тем росла, росла,Поднялась — и расцвела,Белолица, черноброва,Нраву кроткого такого.
Подросшая девушка нуждается в подтверждении своей формирующейся женственности от значимых объектов — матери и отца. У матери и отца на этом этапе отношений с дочерью есть свои родительские задачи.

Задача отца — заметить, восхититься и очароваться красотой дочки-девушки и при этом не соблазниться. Очень важно пробалансировать на этой грани и не скатиться либо к полюсу отчуждения, либо к полюсу чрезмерного сближения с нарушением границ. Второй полюс представляется более опасным. Психологическая незрелость отца может быть причиной инцеста (символического либо реального) и привести к серьезным последствиям в психическом и личностном развитии дочери.

Но это фабула не нашей сказки, следовательно, не нашей статьи. Царь-отец, по всей видимости, справился со своей отцовской функцией на этом этапе отношений со своей дочерью.

Задача матери — принять формирующуюся красоту и женственность своей дочери и признать, что она (дочь) «милее, румяней и белее…» матери.

Подарок подрастающей девушке от матери — признание ее женской идентичности. Однако, это может сделать только мать со сформировавшейся устойчивой идентичностью «Я-женщина».

Далеко не каждая мать является таковой в реальной жизни. Инфантильная, психологически незрелая мать с несформировавшейся женской идентичностью сама нуждается в подтверждении своей неустойчивой самооценки и вынуждена рассматривать любой появляющийся в ее поле объект как повод для сравнения и конкуренции. В том числе и подрастающую дочь. Таковой является и Царица в анализируемой сказке.

В сказке эта невозможность отражается через усиление — мать не родная, а мачеха. Замена матери на мачеху — достаточно частый прием, используемый во многих сказках. Этим подчеркивается «психологическая неполноценность», несостоятельность матери, ее неспособность исполнять полноценно свои материнские функции.

Этого не может сделать Царица в нашей анализируемой сказке — мачеха дочери-царевны. Она, в силу своих личностных особенностей, не в состоянии передать такой подарок подрастающей Царевне. И ее яблоки отравленные.

В мачехе-царице угадывается нарциссичесая структура личности. Несмотря на ее реальную красоту и ум

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:Высока, стройна, бела,И умом и всем взяла;
Царица не является самодостаточной и уверенной в себе женщиной

Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Она постоянно нуждается в поддтверждении своей неустойчивой самооценки

«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
В качестве подтверждения ее женской идентичности она регулярно обращается к Зеркальцу, как сэлф-объекту, значимому для Царицы

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;Свойство зеркальце имело:Говорить оно умело.С ним одним она былаДобродушна, весела,
Зеркальце не простое, а волшебное. В чем суть его волшебства? В сказке волшебство зеркальца проявляется в том, что оно может разговаривать. Думаю важнее здесь то, что зеркальце живое. Живое, то есть имеющее собственную волю, обладающее собственной активностью, а не пассивно отражающее все что в него попадает.

Увидеть себя в живом зеркале значит посмотреть на себя глазами Другого. Потому что, когда мы смотрим на себя в обычное зеркало, мы не имеем избытка видения. М. Бахтин говорит, что человек испытывает перед зеркалом ложь и фальшь, потому что, находясь перед зеркалом, он хочет посмотреть на себя глазами Другого, но ничего, кроме удвоения своего собственного лица, в зеркале он не видит. Он не видит эмоционально-волевой реакции на себя со стороны другого человека, он видит только свои-чужие глаза, которые отражаются в этом зеркале.

Лишь глядя в глаза Другого (в данном случае живого зеркала) мы видим себя глазами Другого. Эти глаза могут быть дружелюбны, ласковы, приветливы или, наоборот, подозрительны, ненавидеть нас, смотреть на нас с плохо скрываемым презрением. Никакой подобной реакции в зеркале мы, естественно, увидеть не можем, и получается ситуация двойника.

Царица регулярно обращается к зеркальцу с целью подтверждения своей неустойчивой женской идентичности.

«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:Я ль на свете всех милее,Всех румяней и белее?»И ей зеркальце в ответ:«Ты, конечно, спору нет;Ты, царица, всех милее,Всех румяней и белее».
Получив очередную порцию признания собственной женской привлекательности от значимого объекта, царица впадает в грандиозный нарциссический полюс:

И царица хохотать,
И плечами пожимать,И подмигивать глазами,И прищелкивать перстами,И вертеться подбочась,Гордо в зеркальце глядясь.
Однако время неумолимо идет — царица начинает терять свою прежнюю красоту, а подрастающая Царевна становится краше с каждым днем. Красота и молодость падчерицы являются немым укором, символизирующим неумолимость времени и его последствий — красота и молодость Царицы не вечны. Это вызывает у нее чувства ревности и зависти и актуализирует конкуренцию с Царевной. И однажды привычно обратившись к зеркалу она не услышала от него слов подтверждения своей несравненной красоты.

На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясьПеред зеркальцем своим,Перемолвилася с ним:«Я ль, скажи мне, всех милее,Всех румяней и белее?»Что же зеркальце в ответ?«Ты прекрасна, спору нет;Но царевна всех милее,Всех румяней и белее».
Этот момент является сложным в жизни каждой женщины. Красота и молодость подрастающей дочери является свидетельством неизбежного увядания и старости ее матери. К дочери появляются противоречивые чувства любви-ненависти.

Не получив привычное подтверждение собственного превосходства, царица в ярости бросается на сэлф-объект.

Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?Признавайся: всех я краше.Обойди все царство наше,Хоть весь мир; мне ровной нет.
И впадает в нарциссическую ярость

Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,Да по зеркальцу как хлопнет,Каблучком-то как притопнет!
Не желая принимать реальность происходящего, Царица в качестве психологической защиты использует непринятие реальности и обесценивание. Она обвиняет зеркало во лжи:

«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Далее следует обесценивающий текст в отношении своей падчерицы:

Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.Вишь какая подросла!И не диво, что бела:Мать брюхатая сиделаДа на снег лишь и глядела!Но скажи: как можно ейБыть во всем меня милей?Признавайся: всех я краше.Обойди все царство наше,Хоть весь мир; мне ровной нет.
Не получив признания своей женственности от матери, девушки-дочери в сказках и в жизни вынуждены искать его у других объектов. И часто для этого им приходиться пройти через бесчисленное множество богатырей, гномов и пр. для того чтобы встретиться со своей женской идентичностью.

Получив отравленной яблоко в сказке (символически означая неполучение подтверждения своей женственности), царевна умирает. Но ее смерть, даже в сказке не является буквальной.

Она,
Как под крылышком у сна,Так тиха, свежа лежала,Что лишь только не дышала.
По сути, речь идет о психологической смерти — как неспособности полноценно жить и утверждаться в своей женственности.

Однако, ее жених — королевич Елисей — совершает ряд усилий для спасения своей невесты. И получив поцелуй от любимого, царевна оживает, просыпается от долгого сна.

И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.Гроб разбился. Дева вдругОжила. Глядит вокругИзумленными глазами,И, качаясь над цепями,Привздохнув, произнесла:«Как же долго я спала!»И встает она из гроба…Ах!.. и зарыдали оба.
В сказках с помощью этого (поцелуй любимого) часто удается вернуть к жизни «условно мертвых» девиц. До этого, ее избраннику приходится преодолевать многие препятствия и совершать бесчисленные подвиги.

В реальной же жизни далеко не каждый королевич Елисей (Иван-Царевич и т.д.) способен на такие подвиги с целью оживления мертвых царевен. Да и не их это дело, как мне кажется. В сказке царевичи, а в жизни мужья, поступая таким образом, выполняют несвойственные им функции, подчищая родительские ошибки. И далеко не всегда и не всем удается расколдовать свою мертвую суженную. Да и не мужское это дело. Ведь проклятье наложено другим (матерью).

Однако «колдовство» матери односторонне. Она может заколдовать дочь, но не в состоянии расколдовать ее. Думаю, что в том случае, когда мать не в состоянии отменить свое колдовство, это могут сделать другая значимая для девушки женщина (в сказках в этой роли часто фигурирует добрая фея-крестная), либо это может произойти посредством обряда женской инициации. К сожалению, в современном мире инициации (женские и мужские) чрезмерно упростились и формализовались и перестали выполнять свои изначально заложенные в них функции.

В реальной жизни такой феей крестной может стать психолог.

Вернемся к нашей истории. Не выдержав сравнения не свою пользу, царица получает нарциссическсую травму и впадает в противоположный полюс — ничтожности с нарциссической депрессией. В сказке этот факт преувеличивается до реальной смерти последней.

Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,В двери прямо побежалаИ царевну повстречала.Тут ее тоска взяла,И царица умерла.
А царицу, несмотря на ее мерзкий характер и неприглядные поступки жаль. Если смотреть глубже, то мы увидим, что в данном случае речь идет о женщинах-матерях, которые сами не получили от своих родителей необходимого принятия-признания-любви и не в состоянии передать ее «по наследству», так как сами являются психологически мертвыми и вынуждены постоянно искать их любой ценой для того, чтобы почувствовать себя живыми. Для этого они вынуждены использовать в качестве нарциссической подпитки близких людей, в том числе своих дочерей.

И теоретически им можно помочь. Но в реальности есть много препятствий — неосознавание своих проблем, как проблем психологических, непринятие своей ответственности в воздействии на близких, нежелание что-то менять в своей жизни.

Что делать? Терапевтические размышления

Несомненно, что описанный в тексте период является кризисным для женщины-Царицы. С разной степенью осознанности ей приходится встречаться с переживаниями неумолимости времени и неизбежности собственных изменений под влиянием его непрерывного течения. У женщины, вступившей в этот период жизни, возникает несоответствие между образом Я (идентичностью) и теми телесными и социальные изменениями, с которыми она неизбежно сталкивается. Ее образ Я отстает от реальности, не успевает так быстро перестроиться. Такого рода кризисы в психологии называются кризисами идентичности.
И в этом нет ничего страшного и опасного, если не игнорировать «вызовы реальности», а встретиться с ними, осознать их, прожить и измениться. Кризисы идентичности всегда связаны с качественной и глубокой ревизией и перестройкой личности – ее ценностей, смыслов, корректировкой жизненных целей и задач. Безусловно, лучше это делать с помощью специалиста, но, тем не менее, обладая навыками самоанализа и определенным уровнем рефлексивности, а также при поддержке близких людей можно успешно преодолеть самому этот непростой период в жизни.

Вот некоторые советы для этого:

  • Не закрывайте глаза на происходящие изменения в своей жизни, принять их как данность, неизбежность и «нормальность»;
  • Примите с достоинством и мужеством факт созревания своей дочери и увядания собственной красоты как неизбежной данности жизни;
  • Не рассматривайте свою подрастающую дочь как объект для сравнения и конкуренции, не завидовать ей, радоваться ее расцветающей женственности и красоте;
  • Учитесь находить достоинства и прелести своего возраста. Телесная красота не единственное достоинство женщины;
  • Пересмотрите и осознайте систему ценностей и смыслов своей жизни;
  • Наметьте новые цели и жизненные задачи в соответствии с изменившимися ценностями и смыслами.

Важно помнить, что возрастные кризисы жизни – это точки роста для человека, не закрывающего глаза на реальность происходящих изменений. Осознание и принятие «вызовов» реальности позволят ему уточнить и скорректировать образ Я, найти в нем ресурсы и источники для радости.
P.S. Надеюсь, моя статья будет откровением не только для психологически «мертвых» царевен, но и для их матерей — «мертвых» Цариц.

Автор: Гавохина Людмила Сергеевна

Организация: ГКОУ «Казачий кадетский корпус»

Населенный пункт: Ставропольский край, г. Буденновск

Цели урока:

раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;

-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;

-формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

Эпиграф урока:

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.

Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.

Ход урока

1. Организационный момент. (Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих).

2. Слово учителя. ПРИТЧА. Слайд 1.

Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

(Ученики отвечают, что мы будем говорить о добре и зле).

— На примере какого литературного произведения мы будем говорить об этих понятиях?

(На примере сказки А.С. Пушкина, будем говорить о добрых и злых героях, о царевне и мачехе, будем сравнивать их).

  • Правильно, молодцы. (СЛАЙД 2)

Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина.

Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Работа с эпиграфом к уроку.

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели (грузинский поэт)

— Как вы думаете, так ли это? Можем ли мы согласиться с высказыванием поэта?

— Отвечают.

Учитель:

-Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С.Пушкина к народному творчеству.

— Кто знакомил Пушкина с русским народным творчеством?

(Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей).

3. Проверка домашнего задания.

Учитель:

-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”.

Так что же это такое – Добро и Зло?

(Обучающиеся формулируют определение добра и зла).

Учитель:

-Хорошо, ребята, молодцы.

СЛАЙД 3. (На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов):

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? Как в русском языке называются такие группы слов?

(Да, добро и зло – противоположные понятия, это антонимы).

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”.

4. Объяснение нового материала.

  • 4). А теперь давайте вспомним, чем отличается народная сказка от литературной?

(СЛАЙД 5). СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ НАРОДНОЙ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗОК.

1. Работа с текстом.

Беседа.

Учитель: (СЛАЙД 6)

— В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных.

— Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце).

— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями.

— Кого мы отнесём к отрицательным героям? (Царицу – мачеху).

(СЛАЙД 7).

— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

(СЛАЙД 8.) (В персонажах Царевны и царицы).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

Учитель:

— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся к устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).

Учитель:

(СЛАЙД 9).

-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у нас получилось.

(Учащиеся зачитывают определения в таблицу).

Царица

Царевна

Внешность

Высока

Стройна

Бела

Белолица

Черноброва

Поведение,

характер

Горда

Ломлива

Своенравна

Ревнива

Злая

Красавица-душа

Милая

Приветливая

Цветовая гамма

Черны

(зависть)

Белый

Красный

Румяный

Делаем вывод по таблице.

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий своё превосходство.

Ломлива – капризна.

Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.

Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

Учитель:

-Ребята, почему царица- мачеха решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

(Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

(Ненависть, зависть)

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

(Нет, эти чувства характерны для злых людей)

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

(Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).

Учитель:

-Ребята, и царица-мачеха, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

(Царица-мачеха красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).

Учитель:

— В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко. Так кто из героев встает на путь добра и совершает добрые поступки???

Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.

Даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Учитель:

— Что же в конце происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла”.

Учитель:

-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

(СЛАЙД 10.)

5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.

Учитель: (СЛАЙД 11.)

-А сейчас, ребята, давайте еще раз обратимся к эпиграфу урока.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

(Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.)

Учитель:

-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли? (Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло?)

(Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло.

ВЫВОД: В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

  • 12) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?

Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Отрывок из сказки выучите наизусть.

Литература.

  1. http://xn--h1admk1b.xn--p1ai/main/2803.html
  2. http://festival.1september.ru/articles/560119/
  3. Борисов, А.С. Занимательное пушкиноведение: Викторины, литературные игры, кроссворды.— М.: НТЦ «Университетский», 1999 .— 191 с.
  4. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989 – 159с.
  5. Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я. Коровина. – М.: РОСТ, Скрин, 1998
  6. Мищенко М.В. Фольклорно-мифологические мотивы в «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина // Литература в школе – 2014. — № 5. – с. 14 – 16
  7. Кармазина Ж.Б., Федорищева Т.Д. «Сказка о царе Салтане…» в литературе, музыке и живописи (5-й класс) // Начальная школа плюс до и после – 2003. — № 4 – с. 49 – 55
  8. Демиденко Е. В надежде славы и добра (разговор с пятиклассниками о Пушкине и его сказках) / Литература // Первое сентября. – 1995. — №7 – с. 4 – 5

Источники.

  1. Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин, В.П. Журавлев. – М.: Издательство «Просвещение», 2020. – 328с.
  2. http://pushkin.ellink.ru

Приложения:

  1. file0.doc.. 59,0 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 597,4 КБ

Опубликовано: 05.10.2021

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

4 класс «Школа 2100»Ломиворотова Дарина Игоревна, учитель начальных классов...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    4 класс «Школа 2100»Ломиворотова Дарина Игоревна, учитель начальных классов

    Описание слайда:

    4 класс
    «Школа 2100»
    Ломиворотова Дарина Игоревна,
    учитель начальных классов
    МБОУ «СОШ № 28» г. Кемерово
    А. С. Пушкин.
    «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ»

  • 2 слайд

    Какие картины осени рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору подчёрк

    Описание слайда:

    Какие картины осени рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору подчёркнутые строчки?

    2. Какие чувства вызывают у тебя картины осени, нарисованные А. С. Пушкиным?

    3. Подумай, как удалось художникам передать своё отношение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением Пушкина? Объясни

    Повторение

  • 3 слайд

    Ответ:Какие картины осени рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору п

    Описание слайда:

    Ответ:
    Какие картины осени рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору подчёркнутые строчки?
    Унылая пора — природа готовится к зиме, облетают листья с деревьев.
    Очей очарованье — все вокруг окрасилось в яркие краски (багрец и золото).
    Пышное природы увяданье — природа готовится к зиме, но при этом вокруг стало очень красиво.
    2. Какие чувства вызывают у тебя картины осени, нарисованные А. С. Пушкиным?
    Чувство печали, потому что закончилось лето и скоро зима, и в тоже время радостное чувство от осенней красоты.
    3. Подумай, как удалось художникам передать своё отношение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением Пушкина? Объясни.
    Отношение Пушкина и художников к осенней поре совпадает. Каждый из них по-своему видит в ней красоту.

  • 4 слайд

    Почему история о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой

  • 5 слайд

    Девиз: « Наблюдать, слушать, находить, доказывать, запоминать»

    Описание слайда:

    Девиз:
    « Наблюдать, слушать, находить, доказывать, запоминать»

  • 6 слайд

    был первым русским писателем, который обратил вн

    Описание слайда:

    был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу… Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта…
    М.Горький

    Это имя –знакомое с детства –
    Вместе с грамотой впаяно в речь.
    Надо заново в имя вглядеться,
    Чтобы заново знать и беречь.

    Пушкин

  • 7 слайд

    Уже в детстве Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в московском

    Описание слайда:

    Уже в детстве Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в московском доме Пушкиных бывали известные литераторы разных поколений (Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков и другие известные поэты и писатели).
    Восторженным поэтом-любителем был дядя Александра Сергеевича — Василий Львович.

  • 8 слайд

    Все было мудро предназначеноСудьбой — и сказки, и былины.Его сама Россия ня

    Описание слайда:

    Все было мудро предназначено
    Судьбой — и сказки, и былины.
    Его сама Россия нянчила
    Руками крепостной Арины.

    В светелке теплота перинная,
    Свеча устало догорала,
    И песня русская старинная
    Его, младенца, пеленала…

    Водила в сутолоке рыночной
    На праздники народных зрелищ,
    В душе звала сынком, кровиночкой,
    А вслух — лишь Александр Сергеич.

    Хотя о нас она не грезила,
    Когда с хитринкой, по-крестьянски,
    То вдруг задумчиво, то весело
    Ему рассказывала сказки.
    Н.Доризо

  • 9 слайд

    ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА ?

    Описание слайда:

    ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА ?

  • 10 слайд

    ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА ?

    Описание слайда:

    ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА ?

  • 11 слайд

    Почему история о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой

  • 12 слайд

    Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет. Шота РуставелиДобро — это в

    Описание слайда:

    Лишь добро одно бессмертно.
    Зло подолгу не живет.
    Шота Руставели
    Добро — это всё хорошее, положительное, направленное на благо.
    Зло — нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок

  • 13 слайд

    А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

    Описание слайда:

    А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

  • 14 слайд

    А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

    Описание слайда:

    А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

  • 15 слайд

    Почему история о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой

  • 16 слайд

    Почему история о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой

  • 17 слайд

    Почему история о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой

  • 18 слайд

    Почему история о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой

  • 19 слайд

    Почему история о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой

  • 20 слайд

    Почему история о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой

  • 21 слайд

    Почему история о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой

  • 22 слайд

    Почему история о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой

  • 23 слайд

    Почему история о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой

  • 24 слайд

    Почему история о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой

  • 25 слайд

    Почему история о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой

  • 26 слайд

    Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет Шот

    Описание слайда:

    Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет
    Шота Руставели

  • 27 слайд

    Инструкция В игре будут участвовать 4 команды. Каждая из команд будет отвеч

    Описание слайда:

    Инструкция

    В игре будут участвовать 4 команды. Каждая из команд будет отвечать на вопрос. Если ответ верный, то на карточке будет написано «Верно + 1», и команда получит жетон. Если нет, то ход переходит к другой команде.
    Кто наберёт наибольшее количество баллов, тот будет победителем.

    Перейти к следующему вопросу можно при помощи

    Завершить игру можно при помощи кнопки

    ВЫХОД
    Начать игру

  • 28 слайд

    Переход ходаТриСколько теремов получил в приданое королевич Елисей?Переход х

    Описание слайда:

    Переход хода
    Три
    Сколько теремов получил в приданое
    королевич Елисей?
    Переход хода
    Семь
    Переход хода
    Сорок
    Верно + 1
    Сто сорок

  • 29 слайд

    Переход ходаУ трёхВ тереме у скольких богатырей гостила царевна?Верно + 1У

    Описание слайда:

    Переход хода
    У трёх
    В тереме у скольких богатырей гостила царевна?
    Верно + 1
    У семи
    Переход хода
    У двенадцати
    Переход хода
    У тридцати трёх

  • 30 слайд

    Переход ходаВетерК кому НЕ обращался королевич Елисей в поисках царевны?Перех

    Описание слайда:

    Переход хода
    Ветер
    К кому НЕ обращался королевич Елисей в поисках царевны?
    Переход хода
    Солнце
    Переход хода
    Месяц
    Верно + 1
    Ясень

  • 31 слайд

    Верно + 1ВетерКто помог Елисею найти невесту?Переход ходаСолнцеПереход хода

    Описание слайда:

    Верно + 1
    Ветер
    Кто помог Елисею найти невесту?
    Переход хода
    Солнце
    Переход хода
    Месяц
    Переход хода
    Звёзды

  • 32 слайд

    Переход ходаМилее Какое слово отсутствовало в обращении царицы к зеркальцу: «

    Описание слайда:

    Переход хода
    Милее
    Какое слово отсутствовало в обращении царицы к зеркальцу: «Я ль на свете всех…»?
    Верно + 1
    Стройнее
    Переход хода
    Белее
    Переход хода
    Румяней

  • 33 слайд

    Переход ходаОрликУ семи богатырей была собака. А какая у неё была кличка?Пер

    Описание слайда:

    Переход хода
    Орлик
    У семи богатырей была собака.
    А какая у неё была кличка?
    Переход хода
    Воронок
    Верно + 1
    Соколко
    Переход хода
    Журавка

  • 34 слайд

    Верно + 1КроткийКакой был нрав у молодой царевны?Переход ходаЗадорныйПерехо

    Описание слайда:

    Верно + 1
    Кроткий
    Какой был нрав у молодой царевны?
    Переход хода
    Задорный
    Переход хода
    Отважный
    Переход хода
    Безрассудный

  • 35 слайд

    Переход ходаЦаревич АлексейКакой жених сыскался молодой царевне?Верно + 1Кор

    Описание слайда:

    Переход хода
    Царевич Алексей
    Какой жених сыскался молодой царевне?
    Верно + 1
    Королевич Елисей
    Переход хода
    Князь Гвидон
    Переход хода
    Принц Роланд

  • 36 слайд

    Верно + 1Прибралась и улегласьЧто сделала царевна в тереме, на который наб

    Описание слайда:

    Верно + 1
    Прибралась и улеглась
    Что сделала царевна в тереме,
    на который набрела в лесу?
    Переход хода
    Нашла еду, поела и легла
    Переход хода
    Попыталась войти внутрь, но не смогла
    Переход хода
    Приготовила еду, села на лавку и стала ждать

  • 37 слайд

    Переход ходаЗа плохую уборкуЗа что извинилась царевна перед хозяевами?Переход

    Описание слайда:

    Переход хода
    За плохую уборку
    За что извинилась царевна перед хозяевами?
    Переход хода
    За неумело приготовленную еду
    Верно + 1
    За то, что пришла без приглашения
    Переход хода
    За всё выше перечисленное

  • 38 слайд

    Переход ходаТренировались во двореЧто делали семь богатырей каждый день?Перех

    Описание слайда:

    Переход хода
    Тренировались во дворе
    Что делали семь богатырей каждый день?
    Переход хода
    Работали в поле
    Переход хода
    Занимались хозяйством
    Верно + 1
    Охотились и сражались

  • 39 слайд

    Верно + 1Нищая монахиняКто однажды пришёл к царевне?Переход ходаЧернавкаПер

    Описание слайда:

    Верно + 1
    Нищая монахиня
    Кто однажды пришёл к царевне?
    Переход хода
    Чернавка
    Переход хода
    Незнакомая девушка
    Переход хода
    Заблудившаяся женщина

  • 40 слайд

    Переход ходаБабу-ягу, лешего, водяногоКого расспрашивал Елисей о своей невест

    Описание слайда:

    Переход хода
    Бабу-ягу, лешего, водяного
    Кого расспрашивал Елисей о своей невесте?
    Верно + 1
    Солнце, месяц, ветер
    Переход хода
    Деревья, реки, горы
    Переход хода
    Цветы, траву, деревья

  • 41 слайд

    Переход ходаОкропил её живой водойКак жених оживил мёртвую царевну?Переход хо

    Описание слайда:

    Переход хода
    Окропил её живой водой
    Как жених оживил мёртвую царевну?
    Переход хода
    Произнёс заклинание
    Переход хода
    Поцеловал царевну
    Верно + 1
    Разбил гроб

  • 42 слайд

    Переход ходаЕё прогналиЧто произошло со злой царицей?Переход ходаЕё казнилиПе

    Описание слайда:

    Переход хода
    Её прогнали
    Что произошло со злой царицей?
    Переход хода
    Её казнили
    Переход хода
    Её посадили в тюрьму
    Верно + 1
    Она умерла

  • 43 слайд

    Верно + 1СвадьбойЧем закончилась сказка?Переход ходаСвадебным путешествием

    Описание слайда:

    Верно + 1
    Свадьбой
    Чем закончилась сказка?
    Переход хода
    Свадебным путешествием жениха и невесты
    Переход хода
    Приездом во дворец семи богатырей
    Переход хода
    Казнью царицы
    ВЫХОД

  • 44 слайд

    Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой? 2. Раздели сказк

    Описание слайда:

    Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

    2. Раздели сказку на части, озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Прежде чем приступить к работе, подумай:
    о чём важном хотел сказать автор в каждой части;
    какие слова помогают представить будущий рисунок;
    что именно нужно изобразить и почему.

    3. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.

  • 45 слайд

    Ответ:Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой? Как и в любо

    Описание слайда:

    Ответ:
    Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?
    Как и в любой сказке, здесь сказочный сюжет и присутствуют сказочные предметы.
    2. Раздели сказку на части, озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Прежде чем приступить к работе, подумай:
    о чём важном хотел сказать автор в каждой части;
    какие слова помогают представить будущий рисунок;
    что именно нужно изобразить и почему.
    1-я часть «Рождение дочери и смерть царицы»
    2-я часть «Новая царица»
    3-я часть «Черный умысел царицы убить подросшую падчерицу»
    4-я часть «Царевна остается одна в лесу»
    5-я часть «Королевич Елисей отправился на поиски царевны»
    6-я часть «Царевна набрела на дом семи богатырей»
    7-я часть «Жизнь царевны у семи богатырей»
    8-я часть «Злая царица узнает о том, что царевна жива»
    9-я часть «Отравленное яблоко»
    10-я часть «Хрустальный гроб для умершей царевны»
    11-я часть «Елисей в поисках царевны»
    12-я часть «Королевич и ожившая царевна»
    13-я часть «Смерть злой мачехи и свадебный пир»
    3. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.
    Пушкинскую сказку роднит с народными стиль повествования, сюжет, народная лексика, повторы, зачин, присказка, а отличает стихотворная форма, поэтические эпитеты, сложная композиция и своеобразие художественно-стилистических средств выразительности.

  • 46 слайд

    Домашнее задание: Уч: стр. 70-90, читать РТ: стр.27-30

    Описание слайда:

    Домашнее задание:

    Уч: стр. 70-90, читать
    РТ: стр.27-30

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Похожие материалы

  • Потешки, Прибаутки, Считалочки 2 класс презентация+конспект+наглядность

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «А. С. Пушкин. Унылая пора! Очей очарованье!..»

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «А. С. Пушкин. Туча»

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «А. С. Пушкин. Няне»

  • Конспект урока по литературному чтению «В.Бианки.Музыкант»

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «Пётр Павлович Ершов. Конек-Горбунок»

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» к уроку проверки знаний по разделу «Летописи. Былины. Жития»

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «Житие Сергия Радонежского»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5436315 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Почему именно молчалин становится избранником софьи сочинение с цитатами
  • Почему именно таким показан пейзаж в рассказе старуха изергиль
  • Почему имя фонвизинского митрофанушки стало нарицательным сочинение рассуждение
  • Почему историю рассказывает дедушка внуку из рассказа приключения шариковой ручки
  • Почему имя фонвизинского митрофана стало нарицательным сочинение