Почему история о царевне и семи богатырях называется сказкой

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 90-91. укм школа россии1. почему история о

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 90-91. 

УКМ «Школа России»

1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

В этом произведении действуют сказочные персонажи — колдунья-царица, солнце, месяц, ветер. В ней есть волшебные предметы — зеркальце. Действие происходит в вымышленном, сказочном мире.

Всё это приметы волшебной сказки, поэтому эта история и названа сказкой. Её события не могли произойти в реальности.

2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная? Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Главные героини сказки: царица и царевна.

Про царицу можно сказать, что она жадная и равнодушная. Ведь она думала только о себе, и считала себя лучше других. Я бы добавила ещё слова Жестокая и Безжалостная, потому что она стремилась погубить царевну.

Про царевну можно сказать, что она добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая. Её все любили и жалели, она никому не делала зла. Я бы добавила к этому описанию слова Прекрасная и Доверчивая. Она была очень красивой, поэтому её все любили, и она доверилась незнакомке, из-за чего чуть не погибла.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Пушкин любит царевну и поэтому рисует очень привлекательный её облик. И он не позволяет ей умереть, а дарит счастье.

Пушкин не любит царицу за её злость и жестокость, поэтому сурово наказывает её в конце.

4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?

Представить солнышко помогают слова: «Свет наш, солнышко» и «Всех нас видишь под собою».

Представить месяц помогают слова: «Дружочек», «Позолоченный рожок» «Круглолицый, светлоокий».

Представить ветер помогают слова «Ты могуч», «Гоняешь стаи туч», «Волнуешь, веешь», «Не боишься никого».

Елисей обращается к Солнцу с уважением, оно дарит жизнь и тепло. К Месяцу он обращается как к равному, как к весёлому другу. К Ветру Елисей обращается с трепетом, он признаёт его могущество и силу.

Ответы Солнца и Месяца я бы прочитала с жалостью, сожалением. Они бы рады помочь герою, но не могут. Ответ Ветра я бы прочитала с состраданием, он видел гроб и не может обнадёжить героя.

5. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Подумай, о чём важном хотел сказать автор в каждой части, что именно нужно изобразить и почему.

Разделение сказки «О мёртвой царевне на части» и заголовки к ним

  1. Смерть старой царицы, женитьба на новой. «Злая царица».
  2. Царица узнаёт о красоте царевны. «Соперница».
  3. Чернавка отпускает царевну в лесу. «Жалость Чернавки».
  4. Царевна живёт у семи богатырей. «Семь богатырей».
  5. Царица даёт царевне отравленное яблоко. «Отравленное яблоко».
  6. Богатыри хоронят царевну. «Хрустальный гроб».
  7. Елисей ищет невесту. «Поиски Елисея».
  8. Царевна оживает. «Свадьба».

Устные иллюстрации к частям сказки «О мёртвой царевне»

  1. Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
  2. Царица перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
  3. Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
  4. Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
  5. Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
  6. Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
  7. Елисей на коне на вершине горы. Слева — солнце, справа — месяц, в середине — ветер.
  8. Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.

6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в рабочую тетрадь. Выдели слова писателя, которые используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.

Пересказ сказки «О мёртвой царевне» по частям с авторскими словами.

Злая царица.

Когда царь-отец отправился в поход, царица долго ждала его. Прошло девять месяцев, царица родила дочь. Тут вернулся царь и царица умерла.

Через год царь женится на другой. Новая царица была красивой, но она же была горда и ломлива.

Царица постоянно спрашивала у зеркальца, кто красивей всех на свете, И зеркальце отвечало, что она всех румяней и белее.

Соперница.

Между тем подросла молодая царевна. Она стала очень красивой, чернобровой и белолицей. У неё появился жених — королевич Елисей.

И однажды зеркальце назвало царевну красивей царицы. Царица вышла из себя, бросила зеркальце и топнула по нему ногой. Но зеркальце знай твердило своё.

Жалость Чернавки.

Царица позвала Чернавку и велела отвести царевну в глушь лесную, где оставить на съедение волкам.

В лесу царевна стала умолять Чернавку отпустить её. Чернавка пожалела царевну и отпустила. Царице она сказала, что выполнила её приказ, и молва стала твердить, что царская дочь пропала.

Елисей собрался на поиски невесты.

Семь богатырей.

Царевна добралась до лесного домика. Она увидела, что в нём живут добрые люди и навела порядок.

Когда вернулись богатыри, они стали звать царевну сестрой.

Долго она жила у них в покое, а богатыри уважали её, зная, что у царевны есть жених.

В это время царица снова обратилась к зеркальцу, и то опять назвало красивой царевну. Царица поняла, что её обманули и решила сама исправить дело.

Отравленное яблоко.

Царица нарядилась нищей старухой и отправилась к царевне. Собака лаяла и не хотела её подпускать, но царевна отогнала собаку. 

Царица бросила её яблоко и царевна поднесла его к алым губам. Она откусила кусочек и упала замертво.

Хрустальный гроб.

Богатырей встретил пёс, который куснул яблоко и умер. Богатыри увидели мёртвую царевну и решили похоронить её, чтобы она никому не досталась.

Они сделали хрустальный гроб, положили в гроб царевну и отнесли его в пустую гору, где подвесили на столбах.

Поиски Елисея.

Елисей повсюду искал невесту. Он спрашивал дорогу у солнца и месяца, но они ничего не знали о царевне. Только ветер рассказал Елисею про хрустальный гроб.

Елисей нашёл гору и гроб. В горе он ударился о гроб лбом, и гроб разбился. И в тот же миг царевна ожила.

Свадьба.

Царица снова беседовала с зеркальцем и узнала, что царевна ожила. Её взяла тоска и она тут же умерла.

А Елисей женился на царевне, и никто с начала мира не видал такого пира.

7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?

С народными сказками произведение Пушкина роднит:

  1. Сказочный сюжет с мёртвой царицей. Такое встречается и в народных сказках.
  2. Борьба добра со злом, победа добра.
  3. Наличие волшебных предметов — зеркальца.
  4. Зачин в котором мы знакомимся с главными героями.
  5. Концовка: «я там был, мёд, пиво пил».
  6. Троекратные повторы: вопросы Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
  7. Народный язык, который использовал Пушкин.

Отличие сказки Пушкина от народных:

  1. Неизменяемый сюжет, ведь это авторская сказка.
  2. Стихотворная форма.
  3. Использование авторских эпитетов и других средств художественной выразительности.

8. Что хотел поэт сказать читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?

Пушкин хотел сказать о том, что зависть очень плохое качество человека, которое губит его самого. Он хотел сказать, что как бы не было подло и сильно зло, хороших людей больше, чем злых, и они обязательно победят.

1

Слайд 1

Урок внеклассного Чтения по прочитанным Летом произведениям Подготовила : Дьякова Юлия Викторовна

Слайд 2

Список литературы для чтения на лето после второго класса перед третьим ( список выдается в мае) 1 Былина « Болезнь и исцеление Ильи Муромца» 2 А.И.Куприн « Слон» 3 К.Г.Паустовский « Растрепанный воробей»; « Теплый хлеб» 4 М.М. Зощенко « Великие путешественники» 5 В.В. Бианки « Как муравьишка домой спешил» 6 Г.Х Андерсен « Дикие лебеди» 7 П.Ершов « Конек – Горбунок» 8 А.Гайдар « Горячий камень» 9 В.Губарев « Королевство кривых зеркал» 10 А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» 11 К.Паустовский « Стальное колечко» 12 В. Драгунский « Девочка на шаре» 13 Н. Носов « Витя Малеев в школе и дома»; «Веселая семейка»; « Дневник Коли Синицина » 14 М. Пришвин « Кладовая солнца» 15 Е. Шварц « Сказка о потерянном времени» 16 Л.Гераскина « В стране невыученных уроков» 17 Р. Киплинг « Рикки-Тикки-Тави », « Путешествие голубой стрелы» 18 П.Бажов « Огневушка-поскакушка », « Голубая змейка»

Слайд 3

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 4

Вопросы по произведению « Болезнь и исцеление Ильи Муромца» .Былина В честь какого города Илье Муромцу дали прозвище ? Как звали мать Ильи? Как звали отца Ильи? Какая болезнь настигла Илью Муромца? Сколько Илья Муромец провел в избе? Что попросили путники у Ильи? После чего в Илье появилась сила несусветная? Что путники велели Илье купить на торжище? Какую работу ночью проделал Илья Муромец? Какой город поехал оборонять Илья Муромец?

Слайд 5

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 6

А.И . Куприн « Слон» Как звали главную героиню рассказа? Сколько лет было Наде? Чем , по словам доктора, болела Надя? Каким способом можно было вылечить Надю? Что однажды попросила у отца девочка? Где отец достает живого слона для дочери? Как зовут слона, которого директор зверинца отпускает с отцом Нади, чтобы помочь ей поправиться? Как отец заманивает слона на второй этаж их дома? Как Надя и Томми проводят время? Через сколько дней после встречи со слоном Надя полностью выздоравливает?

Слайд 7

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 8

К.Г. Паустовского « Растрепанный воробей» Кого можно увидеть на старых стенных часах? Как звали девочку, которая стояла у окна? Что случится, если проснётся нянюшка Петровна? Кем была мама девочки? Кого впервые должна была танцевать мама девочки? Что подарил маме Машин отец? В какое время года происходит действие? Кто воровал предметы из комнаты? Как зовут воробья? Что украла ворона, когда Маша решила за ней понаблюдать? Что организовали Пашка и Чичкин, чтобы помочь девочке и её маме вернуть украденное? Куда принёс растрёпанный воробей отнятый у вороны стеклянный букет?

Слайд 9

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 10

К.Г Паустовского « Теплый хлеб» Как звали главного героя произведения? Какое прозвище было у Фильки? Откуда в деревне, в которой жил Филька, взялся конь ? Кто выходил коня? Почему коня кормили всей деревней ? Как Филька обидел коня ?. Что случилось после того, как мальчик плохо обошелся с конем ?. Как Филька спас деревню? Как конь отреагировал на извинения мальчика? Что Фильке было труднее всего сделать ?

Слайд 11

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 12

Зощенко «Великие путешественники» В каком возрасте главный герой рассказа Зощенко «Великие путешественники» Минька вознамерился совершить кругосветное путешествие? Кто , кроме Стёпки и Миньки, намеревался отправиться в кругосветное путешествие? Где состоялось общее собрание путешественников? В какой наибольший срок должны были уложиться путешественники? На что должны были пойти денежные средства путешественников? Как называлась деревня, из которой стартовали «великие путешественники»? Кто был владельцем собаки по имени Тузик? По какой причине посуда и глиняный рукомойник оказались раздавленными? Кто из путешественников пострадал от укуса осы? Что предпринял перед сном Степка, чтобы наутро не сбиться с пути? По какой причине Минька и Лёля приняли решение возвратиться домой? Знал ли Степка о том, что во время сна Лёля и Минька повернули его ноги в сторону дома? До какого пункта довёз детей на телеге добродушный дяденька? Почему мама считала, что её дети не готовы к кругосветному путешествию? Почему папа был уверен, что его дети не готовы к кругосветному путешествию?

Слайд 13

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 14

К сказке Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил« С какого дерева Муравьишку унёс сухой листик далеко от муравейника? Почему герой ушиб ножки и не мог сам вернуться домой? Какое насекомое стало первым помощником муравья?. Кто помог герою перебраться через луг со скошеннной травой ?. На какое насекомое предложил пересесть Муравьишке Паук ?. Какую преграду помог преодолеть герою Жучок- Блошачек ?. Кто перенёс героя через забор ? Какое насекомое помогло муравью преодолеть водную преграду ?. Куда принёс Хрущ героя ?. Какое насекомое стало последним помощником Муравьишки

Слайд 15

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 16

Г.Х . Андерсена « Дикие лебеди» Сколько было братьев у Элизы ? На ком женился отец Элизы ? Как королева отнеслась к детям? Когда братья превращались в лебедей, а когда становились людьми? Каким образом Элиза смогла улететь со своими братьями? Где остановились Элиза с братьями, оказавшись над сушей? Как Элиза узнала о том, как можно снять чары с братьев? Что необходимо было сделать девушке, чтобы спасти братьев от чар? Каким было главное условие, которое должна была исполнить Элиза , чтобы снять заклятие с братьев ?

Слайд 17

Как называется произведение и кто автор? Почему так изменился главный герой?

Слайд 18

Вопросы к произведению Ершова « Конек- Горбунок» Сколько сыновей было у отца ? По словам хитрого старшего брата, всю ночь… Что взял с собой в дозор Иван-дурак ? Каков был рост Конька -горбунка? Материал, из которого состояла гора на поляне Жар-птиц ? Во что посадил Иван Жар-птицу, которую поймал ? Кто главный помощник Ивана в сказке?

Слайд 19

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 20

К какому жанру относится произведение Аркадия Петровича Гайдара » Горячий камень ? Кто жил на селе? Чем старик зарабатывал свой хлеб? Когда старик пришёл в село, что поняли люди ? Кто полез в колхозный сад ? Зацепившись за ограду, куда упал Ивашка? Как поступил сторож с Ивашкой ? Когда Ивашка заблудился, куда он попал ? Что Ивашка обнаружил на болоте ? Сколько лет было Ивашке? По своей натуре, каким был Ивашка ? Что Ивашка захотел вернуть старику ? Зачем Ивашка взял холщевые рукавицы, когда пошёл на болото? Почему старик не стал разбивать камень? Прошло много лет, что произошло с камнем?

Слайд 21

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 22

В.Губарев «Королевство кривых зеркал» Как Оля и Яло попали в сказочный город? 2 . Назовите особенность стеклянного города. 3 . Как девочки попали во дворец? 4 . Зачем Оля и Яло хотели непременно попасть к королю? 5 . Как тетушке Аксал удалось устроить встречу девочек с королем? 6 . В чем заключалось «одно важное государственное дело» короля? 7 . Как Оле удалось сбежать от Нушрока ? 8 . Как погиб Нушрок ?

Слайд 23

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 24

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях А.С. Пушкин Через какое время царь опять женился Какое приданое дал царь царевне ?-. По чему богатыри узнали, что перед ними царевна Кому мачеха приказала погубить царевну. Имя пса, спасшего царевну Что царевна дала нищенке Герои-помощники королевичу Елисею ? Как Елисей разбудил царевну Что стало с мачехой

Слайд 25

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 26

Вопросы по тексту К.Д. Паустовский « Стальное колечко» Что нужно было купить Варюше в соседнем селе для деда? Кого встретила Варюша на железнодорожной платформе? Что получила Варя в подарок от солдата? Что стало со стальным колечком? Что оставила Варя в том месте, где потеряла колечко? Кто такой Сидор? На какой палец надела колечко Варя, когда нашла его? Какие цветы увидела Варюша на заре в лесу?

Слайд 27

И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У нее были синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у нее были длинные руки; она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот Как называется произведение и кто автор?

Слайд 28

В.Драгунский « Девочка на шаре»

Слайд 29

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 30

Н.Носова « Витя Малеев в школе и дома» По какому предмету нужно было заниматься Вите летом? В каком классе учился и как звали учителя Вити? Какие животные жили у кости дома? Какое обещание дали все ребята класса после собрания? Что не хватало в характере Вити Малеева, чтобы вовремя начать учить уроки? Чему стал учить Костя собаку? Что помогло всем ребятам в классе добиться успехов? С какими оценками перешли в 5 класс Витя и Костя? Какие поступки героев ты осуждаешь, а какие одобряешь?

Слайд 31

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 32

Вопросы по тексту Н.Носова « Веселая семейка » Какую интересную(научную) книгу читал Коля Кого захотели завести ребята Какое приспособление для выведения цыплят решили сделать ребята Чем нагревали инкубатор Чем измеряли температуру в инкубаторе Какие яйца необходимы для выведения цыплят Кто дал ребятам яйца О чём здесь говорится «Яйца — это живые существа. Только жизнь не заметна в них. Она как будто дремлет внутри яйца….» Что нужно делать с яйцами в инкубаторе Что ребята придумали, чтобы легче было запомнить какие яйца они переворачивали Какую траву ребята посадили для цыплят Сколько дней выводятся цыплята в инкубаторе

Слайд 33

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 34

Н. Носова « Дневник Коли Синицина » -Какую работу вел мальчик летом? — Какое интересное занятие он себе нашел? — Каким был результат работы?

Слайд 35

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 36

М.Пришвин « Кладовая солнца» Где происходит действие в «Кладовой солнца»? От чьего лица ведётся повествование? Узнайте героя по описанию: «Волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые» Узнайте героя по описанию: «…коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий». Какое ремесло освоил Митраша в свои 10 лет? Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь? Что осуждает автор в Насте? Что сделала Настя с собранной клюквой?

Слайд 37

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 38

Е.Шварц . « Сказка о потерянном времени » Что обещал Петя Зубов каждый год? Как приходил Петя на уроки в школу каждое утро? Когда Петя обнаружил, что превратился в старичка? Куда побежал Петя, увидев своё отражение? Как отреагировала мама Пети? Куда убежал Петя, когда дома ему не нашлось места? Что сделал Петя, когда нашёл пустой домик? Как дети должны были вернуть своё время назад? Куда отправился Петя, когда узнал, как вернуть время? Что было в руках у первой старушки – девочки Маруси, которую нашёл Петя? Что делала Надя Соколова, когда дети встретили её? Что случилось с волшебниками, когда дети начали крутить стрелки часов ?

Слайд 39

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 40

Л . Гераскина « В стране невыученных уроков » Сколько землекопов получилось в результате решения Витей задачи? Куда отправили учебники Витю для исправления? Кто вместе с Витей отправился в Страну невыученных уроков? Какие слова нужно было написать Вите, чтобы открылся замок? Какой приговор был вынесен Виктору королем? Что искал большой белый медведь? В чем обвиняли Портного в арифметической задачке? Почему корова хотела съесть Витю и Кузю? Почему медведю было жарко, а обезьяне холодно? Кто помог Вите и Кузе вернуться домой?

Слайд 41

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 42

К.Киплинг « Рикки-Тикки-Тави » Каким животным был персонаж сказки Рики -Тики- Тави ? На какое животное похож Рики -Тики- Тави ? Кто жаловался Рики -Тики- Тави на то, что Наг съел их ребенка? Кто такой Наг? Кого хотел убить Наг? Как рождались дети Нагены ? Что сделал мангуст, убив последнюю змею в саду? Что заслуживает Рикки-Тикки-Тави ? Благодарны ли люди и звери мангусту?

Слайд 43

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 44

«Путешествие голубой стрелы» Р.Киплинг Кто разносил детям подарки в сказке «Путешествие Голубой Стрелы»? Что хотел получить в подарок мальчик Франческо? Что такое «Голубая Стрела»? Кто первым из игрушек сошел с поезда? С кем познакомился сидящий пилот? Каких морских обитателей вспоминал в своих ругательствах полубородый капитан? Кому подарили электропоезд «Голубая Стрела»? Какой подвиг совершил Роберто? Кем предложила работать Фея мальчику Франческо? Что случилось со щенком Кнопкой в конце сказки?

Слайд 45

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 46

Вопросы викторины к сказу П.Бажова « Огневушка-поскакушка » · 1. Кто является главным героем сказа: · 2. Какие волшебные персонажи есть в сказе? 3. Кто самым первым увидел Огневушку-Поскакушку ? · 4.Где появлялась Огневушка-Поскакушка ? · 5.Девчонка, которая пляшет, указывала на: · 6.Что происходило с девчоночкой, когда она плясала вокруг костра? · 7. Кто не раз хотел спугнуть счастье Федюньки ? · 8. Огневушку-Поскакушку видели все, а дорогу к золоту она показала только Федюне . Почему? 9. Сколько годков дед Ефим и Федюня пожили в достатке?

Слайд 47

Как называется произведение и кто автор?

Слайд 48

Вопросы по произведению П.Бажова « Голубая змейка» Почему мальчики зимой сидели дома? Что по девичьему обряду делают перед Новым годом? Как ребята отомстили Марьюшке за подзатыльники? Кто ребятам рассказал про голубую змейку? Что будет, если змейка покажется двоим или троим людям? Почему змейка показалась мальчишкам в первый раз? Что загадали Лейко и Ланко , когда голубая змейка дала им половинки черно-золотого камня?

Слайд 49

Молодцы!!!

Еще со школьной парты все знают, какое значение в жизни Александра Пушкина играла его няня Арина Родионовна, которая с самого раннего детства рассказывала будущему поэту и писателю сказки, привив ему любовь к языку, к миру литературы и к интересным историям. 6 июня будет отмечаться день рождения поэта, и это отличный повод узнать, как великий писатель создавал свои сказки и из каких историй черпал вдохновение.

Сказочный период

Александр Пушкин писал сказки в начале 1830-х годов, тогда к фольклору были обращены взоры многих писателей. К примеру, именно в этот период Гоголь создал свои «Вечера на хуторе близ Диканьки», Ершов — «Конька-горбунка», а Владимир Даль — «Русские сказки». Правда, сборник последнего был позже запрещен, поскольку цензура увидела в пересказанных простым языком народных сказках жалобы на тяжелую долю солдат в Российской армии и насмешки над правительством. Кроме того, язык был признан слишком простым, предназначенным для низших классов.

Также в начале 1830-х годов создал одни из своих самых известных сказок Василий Жуковский — «Сказку о мертвой царевне» и «Сказку о царе Берендее». Стоит отметить, что Жуковский и Пушкин вели негласное состязание в написании сказок, а сам Александр Сергеевич позаимствовал у Василия Андреевича некоторые сюжетные ходы. Поэт вообще черпал вдохновение иногда из самых неожиданных мест. К примеру, сюжет своей первой сказки он услышал на ярмарке.

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Эту сказку Пушкин написал в 1830 году. Она имеет под собой народную основу, как было сказано ранее, поэт услышал ее на ярмарке, о чем свидетельствует запись в его тетрадях. Однако поначалу он опасался ее публиковать, поскольку еще были живы воспоминания о последствиях публикации «Русских сказок» Далем, ведь сказка о попе имеет достаточно смелый характер и в невыгодном свете представляет церковнослужителя. Первые строки сказки («Жил-был поп, толоконный лоб») уже звучат несколько оскорбительно. А главный герой сказки, выходец из простого народа — Балда — имеет огромную силу. Балдой во времена поэта называли дубину или кувалду, а глупых людей этим словом стали именовать гораздо позже.

Сама же сказка по своей структуре и морали больше напоминает даже басню, ведь жадный поп был наказан Балдой, а автор прямым текстом сказал: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Стоит отметить, что и впервые издававший сказку Жуковский побоялся публиковать ее в первоначальном виде и заменил попа другим героем — кузнецом. В авторском же виде она впервые появилась только в 1882 году.

«Сказка о царе Салтане»

Специалисты называют эту сказку итогом состязания поэта с Жуковским. Кратко изложенный сюжет этой сказки был найден в тетрадях, где поэт записывал пересказ сказок, которые ему рассказывала Арина Родионовна. Позже он значительно расширил сюжет, добавил множество героев, имена многих из которых позаимствовал из эпоса «Бова Королевич».

Почему история о царевне и семи богатырях называется сказкой

«Сказка о царе Салтане» написана в 1931 году в народной манере, по ходу действия она имеет массу повторяющихся действий и диалогов. В ней соединены две темы. Первая — о несчастной жене, которую оклеветали перед лицом мужа. Этот сюжет был широко распространен в фольклоре Западной Европы 16-го века. А вот сюжет об островном государстве, которое является практически идеальным, — это авторская выдумка Пушкина. В сказке он подробно описывает все чудеса, которые возникают по волшебству и которыми славится эта страна. Кроме того, от народного фольклора Пушкин взял идею оборотничества, введя в произведение персонаж, способный обращаться из лебедя в прекрасную царевну.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Ее Пушкин написал в 1933 году, позаимствовав сюжет у знаменитых сказочников — братьев Гримм. Рукопись сказки Александр Сергеевич вручил Далю с пометкой: «Твоя от твоих!», потому долгое время считалось, что именно Даль подсказал идею сказки поэту.

Почему история о царевне и семи богатырях называется сказкой

Однако сюжет сильно схож с померанской сказкой, записанной братьями Гримм, которая имеет название «О рыбаке и его жене». В этой сказке рыбак поймал рыбу-камбалу, которая оказалась заколдованным принцем. Получив дом, замок, став царицей, жена рыбака возжелала, чтобы рыбка обратила ее в римского папу. У Пушкина в записях был найден вариант, в котором и его старуха потребовала от рыбки возможности стать папой, но, конечно, поэт не стал развивать свой сюжет таким образом. Однако именно эта черновая запись натолкнула исследователя на мысль, что поэт позаимствовал сюжет в западных источниках, и позже он нашел сказку у братьев Гримм.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Практически любому человеку понятно, что эта сказка также имеет западные корни, а сюжет ее очень схож со сказкой о Белоснежке, написанной все теми же братьями Гримм. Сказка Пушкина полна деталей и поэтических образов, в его варианте не сама девушка просила помощи и защиты, а царевич Енисей. Гномы у Пушкина превратились в богатырей, а слова царевны, обращенные к ним в конце, очень напоминают будущее письмо Татьяны: «Всех я вас люблю сердечно, но другому я навечно отдана…»

«Сказка о золотом петушке»

Прототип этой сказки нашла поэтесса Анна Ахматова, найдя «Легенду об арабском звездочете» Вашингтона Ирвинга и явное ее сходство с сюжетом произведения Пушкина. Написана «Сказка о золотом петушке» в 1934 году, когда у Пушкина была ссора с Николаем I. Его строки «Но с царями плохо спорить» были заменены цензором на «Но с иными плохо спорить».

Сказка поэта имеет значительные отличия от первоисточника. У Ирвинга старый царь остается жив, а его талисман — медный всадник — просто превращается во флюгер, лишая царя волшебной силы. У Пушкина же в силу его личных обстоятельств на тот момент, связанных с Николаем I, Дадон оказывается и обманутым, и погибшим.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Предмет: Литературное
чтение.

Класс: 4.

Тема: А.С.Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Тип урока: урок
открытия нового знания.

Цель урока: создать
условия для знакомства учащихся со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях».

Образовательные:
создать условия для обогащения словарного запаса учащихся.

Воспитательные: создать
условия для воспитания любви к книге, к чтению; сформировать положительное
отношение к доброте и состраданию, умению отличать истинную красоту от мнимой.

Развивающие:
создать условия для развития познавательного и эмоционального интереса к работе
с текстом; для развития памяти, речи, внимания.

Личностные: уметь
отличать добро от зла; уметь ценить доброе отношение к ближнему.

Метапредметные:
уметь формулировать учебную задачу урока; анализировать художественный текст,
выделять в нем основную мысль, осуществлять поиск необходимой информации в
книге, уметь ориентироваться в учебной и художественной книге.

Предметные: уметь
читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп
чтения вслух, воспринимать на слух художественное произведение.

Дидактические
средства:
учебник, презентация.

Способ
промежуточного контроля:
самооценка.

Используемые ИКТ
на уроке:
компьютер, проектор, экран, презентация.

Этап
урока

Виды
работы, формы, методы, приемы (время проведения)

Содержание
педагогического взаимодействия

Формируемые
УУД

Планируемые
результаты

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

1. Мотивационный
этап.

Фронтальная
беседа.

Здравствуйте,
ребята. Я рада сегодня всех вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь,
пожелайте своей улыбкой успехов друг другу и хорошего настроения.

Проверьте
свою готовность к уроку, на партах должны лежать учебник, дневник и пенал.

Приветствуют
учителя, желают успехов друг другу. Проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме.

Метапредметные:
организовать свое рабочее место, настраиваться на познавательную
деятельность.

Организовать
детей. Проверить готовность к уроку.

2.
Актуализация знаний.

Фронтальная
беседа.

Давайте вспомним,
с творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?

Что вы
знаете об А.С.Пушкине?

Да,
верно. А еще А.С.Пушкин был не только поэтом, но и сказочником.

Какие
сказки Пушкина вы знаете?

Вспомните,
какие бывают сказки?

Почему
они так называются?

Ребята,
на доске вывешены иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Посмотрите на них.
Назовите названия сказок, ориентируясь на иллюстрации.

Пятую
сказку дети не называют.

С
творчеством А.С.Пушкина.

Пушкин
родился 6 июня 1799 в Москве, в семье офицера Гвардии. Учился в
Царскосельском лицее. Стихотворения Пушкин начал писать уже в 7 лет. Был в
ссылке в селе Михайловском и на Кавказе. Участвовал в дуэле с Дантесом, в
результате которого был тяжело ранен. Скончался в Петербурге в 1837 году.

«Сказка
о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе
Салтане».

Сказки
бывают авторскими и народными.

У
авторских есть автор, а народные- у них нет автора, они написаны народом.

«У
Лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике
его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя Регулятивные: принимает и сохраняет
учебную задачу; осуществляет контроль своей деятельности.

Создать условия для развития речи, внимания. Повторение
изученного на предыдущем уроке.

3.
Выявление затруднения.

Фронтальная
беседа.

Ребята,
какая иллюстрация осталась без названия?

Почему
вы затрудняетесь сказать ее название?

Пятая иллюстрация.

Мы ее не
знаем.

Личностные:
мотивация узнать что-то новое.

4.
Разработка плана по решению данной задачи.

Фронтальная
беседа.

Работа с
иллюстрациями.

С этой
сказкой мы познакомимся сегодня на уроке. А ее название мы узнаем, открыв учебник.
Откройте учебники на странице 70 и прочитайте название сказки.

Предположите
тему нашего урока. А какую поставим цель?

Откройте
учебник на странице 71. Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен? Какая
она? Что она делает?

(Аналогичная
работа со всеми иллюстрациями).

Как вы
думаете, кто главный герой сказки?

Предположите,
о чем сказка?

Открывают
учебники, читают название сказки.

Тема:
знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях».

Цель:
познакомиться с данной сказкой и проанализировать ее.

Царица.
Она выглядит властной и гордой. Сидит и любуется на себя в зеркало.

Предполагают
главного героя.

Личностные: учить грамотно формулировать свои мысли.
Познавательные: Находить ответы на вопросы, используя учебник.

Дети определяют
тему и цель урока.

5.
Реализация выбранного плана по решению затруднения.

Речевая
разминка.

Работа с
незнакомыми словами.

Перед
тем, как начать прочтение сказки, я предлагаю вам выполнить речевую разминку.
Сначала прочитаю я, а затем все вместе:

Ва-ва-ва-
вот высокая трава.

Вы-вы-вы-
даже выше головы.

Ве-ве-ве-
васильки видны в траве.

Ву-ву-ву-
васильков букет нарву.

Ви-ви-ви-
только много их не рви.

Откройте
страницу 70. Обратите внимание, на данной странице, есть слова, выделенные
синим цветом. Это устаревшие слова, значения которых мы можем найти в
словаре, в конце нашего учебника. Откройте страницу 219 и найдите значения
слов: Инда, Сочельник, молодица, перст, девичник, сенная девушка, подворье,
горница, изразцовая лежанка, полати, сорочин, спешить, ради. Прочитайте и
запомните значения данных слов.

Вернитесь
к началу сказки. Я начну читать сказку, а вы внимательно слушайте и следите
пальчиком по тексту. Дальше вы будете читать сказку по цепочке.

Личностные:
умение слушать и анализировать прочитанное.

Регулятивные:
управление своей деятельностью на уроке.

Работа с
незнакомыми словами, чтение сказки.

Гимнастика
для глаз.

Чтобы
продолжить работу со сказкой давайте отдохнем и проведем гимнастику для глаз.

Начинаем
двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурьте глаза считая до десяти.
Откройте глаза, представьте себе большой круг. Обведите его глазами по
часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

6.
Первичное закрепление нового знания.

Анализ.

Ребята,
мы с вами прочитали сказку. Понравилась ли она вам? Чем она вам понравилась?

Какие
чувства вы испытывали при прочтении сказки?

О чем
сказка? Чему она учит? Докажите мне, что это сказка.

Какие
главные герои в сказке?

Да,
понравилась.

При
чтении сказка вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло
чувство грусти и тревоги за судьбу царевны.

Эта
сказка о прекрасной девушке, мать которой умирает после родов, царь-отец женится
на красивой, но коварной мачехе.

Сказка
учит тому, что добро в любом случае победит зло.

Это
сказка потому что в ней присутствуют:

Присказка— царь с
царицею простился, в путь-дорогу снарядился.

Зачин— Но
царевна молода, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась-и
расцвела.

Троекратные
повторы и сказочные цифры
— 7 богатырей, три раза Елисей
обращается к природе.

Волшебные
предметы

отравленное яблоко и говорящее зеркальце.

Сказочные
персонажи

Ветер, Месяц, Солнце.

Волшебство— от
удара об хрустальный гроб царевна проснулась от вечного сна.

Мораль и
поучение
.

Концовка.

Главными
героями сказки являются: царица, царевна, королевич Елисей и 7 богатырей.

Личностные:
самостоятельная работа. Познавательные: выполнение
логических операций. Регулятивные: контроль своей деятельности и
самостоятельность.

Оценить
усвоение нового материала.

7.
Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Самостоятельная
работа.

Перед
вами лежат две карточки. Одна карточка-кроссворд, вторая- карточка-таблица.
Возьмите карточку-таблицу. В ней два столбца: первый столбец- Положительные
герои сказки, второй столбец отрицательные герои сказки. Выполните задание в
парах, на выполнение задания вам отводится 3 минуты.

Посмотрите
на слайд презентации, и сверьте правильные ответы.

Возьмите
карточку-кроссворд. Ответьте на вопросы работая в парах. На решение
кроссворда вам отводится 3 минуты.

1.Кому царица велела
избавиться от царевны?

2.Где Чернавка
оставила царевну?

3. Кто помог
королевичу найти царевну?

4.Как звали жениха
царевны?

5. В какой гроб
уложили царевну богатыри?

6. Сколько было
богатырей в сказке?

7. К кому обращалась
за советом царица?

8. Как называлось
место, в котором жила царевна в тереме?

Посмотрите
на слайд, сверьте правильные ответы

Выполняют
задания на карточке:

Положительные:
царевна, 7 богатырей, королевич Елисей, Солнце, Месяц, Ветер, Зеркальце,
собака Соколко, Чернавка.

Отрицательные:

Царица,
Чернавка.

Решают
кроссворд:

1.
Чернавка.

2. Лес.

3.
Ветер.

4.
Елисей.

5.
Хрустальный.

6. Семь.

7.
Зеркальце.

8.
Светлица.

Регулятивные:
контроль своей деятельности.

Проверить
усвоение нового материала.

8.
Включение в систему знаний и умений.

Фронтальная
беседа.

К сожалению,
наш урок подходит к концу, давайте подведем его итоги.

Какая
была тема нашего урока?

Какая
была цель? Достигли мы ее?

Кто из
героев сказки вам понравился больше всего?

Тема
урока: знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях». Цель: познакомиться с ней и проанализировать. Мы достигли
поставленной цели.

Говорят,
кто им понравился из героев.

Метапредметные: учить анализировать и выделять общее; учить
готовности слушать собеседника и вести диалог

Обобщение
изученного материала.

9.
Рефлексия.

Фронтальная
беседа.

Продолжите
фразы:

Сегодня
на уроке

Я
познакомился…

Я понял…

У меня
получилось…

Откройте дневники, запишите домашнее задание: подготовить характеристику
каждого героя по следующему плану:

1. Где живет герой?

2. Внешний облик героя.

3. Какие поступки совершает?

4. Какой характер у героя?

5. Свое отношение к герою.

Урок окончен, можете отправляться на перемену.

Продолжают
фразы. Записывают домашнее задание.

Личностные:
учить проверять себя; учить давать оценку своим деятсвиям.

Осуществление
самооценки свое деятельности.

Литература. 5 класс.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Противоборство добрых и злых сил в сказке.

Урок-исследование

Цели урока.

  1. Содержательная – рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.

  2. Деятельностная – помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развить навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты. Определение проблематики сказки Пушкина в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода, через авторское отношение к героям).

  3. Развивающая – умение давать личностную оценку (интерпретацию) произведению в контексте развития творческих способностей, воображения у учащихся.

  4. Воспитывающая – расширение представлений о духовной жизни Человека в процессе знакомства с произведениями искусства и литературы.

Задачи урока:

  • Образовательные задачи

Совершенствовать понятие о литературной сказке

Видеть противостояние добрых и злых сил в сказке

Дать понятие о гиперболе и антитезе.

  • Развивающие задачи

Совершенствовать навыки выразительного чтения

Развивать навыки критического мышления

Сопоставлять произведения разных видов искусства

  • Воспитательные задачи

Видеть красоту внутреннюю и внешнюю

Ценить человека по поступкам, совершаемым им

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.

Методика проведения: комбинированный урок-исследование (беседа с элементами развития речи: словесное рисование, словарная работа, выразительное чтение, пересказ эпизодов) .

Работа в группах (одна пара работает у доски)

Предлагаю поработать в парах. Перед вами карточки со словами, красным карандашом подчеркиваете слова, которые характеризуют черты  положительного героя, синим – отрицательного.

Проверка.

Положительный герой                               Отрицательный герой

доброта                                                              зависть
любовь                                                               злоба
верность                                                             ревность
кротость                                                             эгоизм
отзывчивость                                                     предательство

Добавьте свои слова:  милосердие  ( к положительному герою); равнодушие  (к отрицательному герою).

Обобщение

Положительный герой тот, который совершает героические поступки, творит добро на благо других людей.
Отрицательный герой всегда вредит, старается помешать,  причинить зло другим.

Учитель. ВСЕГДА ЛИ СРАЗУ МОЖНО ПОНЯТЬ, КТО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ, А КТО ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ? В чем раскрывается характер героя?

Ученики. Характер героя раскрывается в его поступках, поведении.

Ход урока.

1-ый этап. Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

Слайд 1.

Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»

Ход урока

I. Актуализация прошлых знаний.

1. Вступительное слово учителя.

Вам знакома такая пословица «Мир не без добрых людей».

— А как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.

Запишем тему урока в тетради: «Добро и зло в нашей жизни».

2-ой этап. Постановка учебной задачи.

Учитель рассказывает притчу.

Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть внутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Объект исследования — сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Тема исследования – ДОБРО И ЗЛО В СКАЗКАХ ПУШКИНА.

Гипотеза нашего исследования будет такой – Добро побеждает зло

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

IV. Новая тема.

Слайд 1. Мы сделали с Вами первые шаги, и вот что появилось перед нами: что же мы здесь видим? (Ученики рассказывают о том, что видят на первом слайде: автор сказки А.С. Пушкин, 1933 – год написания «сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»;

сказочный дворец, на балконе которого изображена счастливая пара: королевич и царевна — счастливый конец сказки).

Чтобы попасть на праздник в сказочный дворец, мы должны пройти долгий путь и найти на этом пути положительных и отрицательных героев. Слайд 2

Сделайте первую помету в своих путевых тетрадях: Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».

Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела! (Ученики рассказывают отрывки из сказки, где она заметили проявление добрых качеств героев).

Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Давайте назовем их всех, начиная с положительных. (Ученики называют положительных героев, затем отрицательных). Слайд 3

Ребята, а можем ли мы в Чернавке найти положительные качества?

Так может она совсем не отрицательный герой?

Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро побеждает Зло». Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).

Ребята, а я нашла определение этих понятий в разных словарях (слайд 4). Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.

  • Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.

(Большой толковый словарь русского языка)

  • Зло – нечто дурное, вредное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.

(Большой толковый словарь русского языка)

Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?

(Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)

Мы идём с Вами дальше. На нашем пути встречаются две героини сказки. Слайд5

Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царица-мать и царица-мачеха).

3. Проверка домашнего задания.

Учитель:

-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.

(Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря).

Учитель:

-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.

(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов): «Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).

«Добро — в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Учитель:

-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).

Учитель:

— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: В персонажах Царевны и царицы.

Учитель:

— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).

Учитель:

-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.

(Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде

— Ребята, как вы думаете, какие вопросы у нас могут возникнуть в течение урока?

Возможные варианты, предложенные детьми:

1.Как мы можем определить, какой человек – злой или добрый?

2.Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?

3.Как поступать с теми, кто делает зло другим?

4.Стоит ли мстить тем, кто причиняет зло людям?

5.А легко ли распознать добро и зло?

6.Что в итоге побеждает: добро или зло?

7.Почему добро часто бывает беззащитным?

— А что нам необходимо в первую очередь сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

(Обратиться к тексту сказки, сделать наблюдения по тексту).

Учитель:

-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.

Учитель:

-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

— Кто ещё совершает злые поступки?

— Давайте разберемся, добро или зло несут такие персонажи сказки, как Зеркальце, Чернавка, богатыри?

— Умеет ли Зеркальце лгать? (нет, оно всегда говорит только правду)

— Есть ли на нем какая-нибудь вина?

Правдивое Зеркальце направило гнев и зависть царицы на ни в чём не повинную царевну, затем сообщило, что царевна живет в лесу у семи богатырей — и девушка оказалась беззащитной перед силой зла. Безусловно, Зеркало честно, но именно оно косвенно стало причиной смерти царевны.

Таким образом, есть в нем добрые свойства: говорит правду, не лжёт, верно служит своей хозяйке. Но с другой стороны, оно помогает царице, хотя и не ведает о коварстве злой мачехи.

— А какова Чернавка?

— Есть в ней добрые движения души? (Да, она пожалела царевну, отпустила её)

— Она тоже верно служит. Но кому?

— Чем продиктовано её верное служение царице( ( боится наказания и смерти)

— Вспомните, что означает её имя? (делает черную, грязную работу, помогает царице в её коварных замыслах)

Опять-таки и здесь мы видим и плохое, и хорошее. Чернавка способна пожалеть («не убила, не связала, отпустила и сказала…»), тоже верно служит своей хозяйке. Но служит обману, злу, коварству. Верность её основана на страхе.

— Вспомните, кто обладает настоящей верностью, светлой, лишённой зависти, чёрных замыслов?

Такая верность основана на любви.

Да, это Соколко, который съел отравленное яблоко. Так он рассказал богатырям, что случилось с царевной.

Конечно, это и Елисей. Он ищет любимую, обращается к силам природы, чтобы те помогли ему отыскать невесту.

Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.

— Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Слайд 2

Работа с эпиграфом к уроку.

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели.

— Как вы думаете, так ли это?

— Отвечают.

— Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».

Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

— Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

II. Актуализация новых знаний.

1. Беседа по тексту А.С. Пушкина (выявление читательского восприятия)

— Вы уже прочитали эту сказку дома.

— Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).

— Назовите героев сказки. Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои. Хочется подробнее поговорить о них. Для этого нам предстоит поработать в группах.

Работа в группах (Класс делится на группы по 4 человека и получает карточки с заданием. На одной стороне карточки дается иллюстрация героя, на другой – задание).

Вопросы на осмысление содержания сказки.

(Задание для 1 группы)

Слайд 3

4-ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

— Образы каких героев в сказке, по-вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

— Царевны и царицы. Слайд 4.

— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела.

(Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу-мачеху).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

Слайд 5.

— А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?

( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Составление небольшого монологического высказывания.

— Как разворачиваются события дальше?

— Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.

5-ый этап. Первичное закрепление

Работа над образом царевны. Слайд 6 .

Работа в группах по заданному плану.

План.

  1. Представление сказочного персонажа.

  2. Описание внешности.

  3. Черты характера.

  4. Отношение к окружающим.

  5. Отношение окружающих к героине

  6. Кому героиня противопоставлена в сказке?

Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

Работа над образом царицы-мачехи.

Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.

Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.

Слайд 7.

Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.

Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.

Учащиеся делают выводы. Слайд 8

Снятие утомления с глаз. Слайд 9

Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»

— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).

— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)

— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).

Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.

Учитель

В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.

— А что же происходит со злой царицей-мачехой?

— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.

— Найдите риторические обращения в монологе Елисея. Выпишите их.

Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»

— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).

— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)

— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).

Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.

Учитель

В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.

— А что же происходит со злой царицей-мачехой?

— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.

Чтение (от слов «Злая мачеха, вскочив,.. до слов «И царица умерла».

И никто не пожалел, что царицы не стало.

Пять раз в сказке царица названа злой. Она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.Истинная ценность человека – это красота внутренняя: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность.
Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты, однако зло изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть, будут непременно наказаны.

Действительно, нельзя не согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели — прочитать слова эпиграфа.

Но в жизни происходит всё гораздо сложнее, мы не можем разделить людей только на добрых и только на злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Мы ведь совершаем и добрые поступки, и не очень…добрые… Завидуем, обижаем тех, кто рядом с нами, обижаемся …

— Подумайте, чему научила вас сказка Пушкина?

6-ой этап. Самостоятельная работа с проверкой.

1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».

Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.

2 Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?

Прослушивание фонограммы. Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.

Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.

— Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)

Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)

Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить.

— Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. Ребята подготовили выразительное чтение наизусть этих монологов. Давайте послушаем их.

— Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею?

— А вы догадывались, что обозначает имя Елисей?

— Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число «три»: столько раз королевич обращается к силам природы. Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру? В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении вопроса: «Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?»

— Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна.)

— Нарисуем два символических дерева(слайд11)

дерево добра дерево зла

Какие качества наших героинь мы можем поместить на ветвях этого дерева?

(как щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость, наглость)

ДОБРО, ЗЛО, ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, ЭГОИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные качества человека.

— Почему ветви дерева добра направлены вверх, а ветви дерева зла – вниз?

(Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева направлены вниз. Они разрушают, точат человека изнутри)

— Какие чувства владеют царицей, когда она совершает злые поступки? (зависть)

Те, кто может справиться с обидой и завистью, становятся на ступеньку выше, преодолевают себя.

Составление КЛАСТЕРА «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.

7-ой этап. Рефлексия деятельности.

— Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?

Какими нельзя быть?

Итог урока. Слайд 10

Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице. Выставляют себе оценки, учитель контролирует.

Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.

На «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.

Д/З На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.

2 Выучить понравившийся отрывок наизусть.

В сказках добро всегда побеждает зло.

Выставление оценок

— Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки важнее: Добро или Зло?

— В завершение нашего урока хочется сказать: Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит!

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?

Слайд 21

Домашнее задание .

Наше исследование подходит к концу. Мы являемся с Вами свидетелями победы Добра над Злом, свидетелями счастливого события в жизни Королевича Елисея и Царевны. Мы попали с Вами на торжество и, конечно же, должны что-то подарить молодой и счастливой семье. Что можно подарить им?! Давайте подарим красивые слова о добре.

Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие добрые слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам нужно будет записать свои пожелания на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все добрые слова, которые вы напишите, вернутся вам и вашим близким людям.

«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность» — сказал мыслитель Альберт Швейцер.

V. Итоги урока.

Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.

Слайд 15

Правильно ли мы ответили?

(Ученики отвечают: Да, правильно).

Наш путь очень долгий. Поэтому нам нужно немного отдохнуть. Располагаемся на привал. Послушаем птичий щебет, как его слушала молодая царевна, блуждая по лесу, насладимся лесным покоем и тишиной.

Слайд 16

Отдохнув, двигаемся дальше.

Рефлексия. Составление коллективного синквейна.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Более 95% учащихся оценивают интерес к синквейну на «5». Это интересный способ проверить знания. Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема  (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия ( прилагательные).

  • Третья строка. 3 слова – действия ( глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы

Учитель.  Для подведения итогов нашего урока предлагаю составит коллективный синквейн.    ( На доске пишет учитель)

1.   ЦАРЕВНА                                                                     1.   ЦАРИЦА,
2.   красивая, кроткая                                                         2.  жестокая, своенравная  
3.   расцвела, догадалась                                                   3.  ненавидит, завидует, просит, сквернословит
4.   Обещает отблагодарить.                                             4.  Готова на все, лишь бы быть лучше всех.
5.  ЧУДО. АНГЕЛ. ЭЛЬФ                                                 5.  ЗЛО. МОНСТР.  (1 слово)

   План описания царевны

1.     Описание внешности царевны и её внутренних качеств.

2.      Отношение к ней других персонажей сказки:

                   А) Чернавки;  

                   Б) пса Соколки;

                   В) семи богатырей,

                   Г) королевича Елисея.

     3. Поведение царевны:

                    А) в тереме богатырей,

                    Б) по отношению к окружающим её людям.

      4. Отношение автора к героине.

  • Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки сочинение горький
  • Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки итоговое сочинение аргументы
  • Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки сочинение гранатовый браслет
  • Почему именно павлуша погибает в конце рассказа бежин луг
  • Почему история о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой