Почему важно знать происхождение слов?. Мир вокруг нас
Почему важно знать происхождение слов?
Каждое слово имеет свою историю. Только на первый взгляд кажется, что все слова принадлежат лишь данному языку. На самом деле состав языка достаточно сложен: в нем присутствуют заимствования, устаревшие слова, архаизмы.
Изучением их происхождения занимается особая наука – этимология. Ее название происходит от греческих слов – etymon (значение) и logos (учение, наука). Она возникла еще в Древней Греции. Правда, до XVIII века преобладали преимущественно наивные объяснения происхождения слов, часто по какому-то внешнему подобию. Понятно, что сравнение по случайным признакам редко давало правильное объяснение.
Современная этимология основывается на законах развития языка и на сопоставлении близких по значению слов из различных языков. Знание законов, по которым образуются слова, позволяет этимологам реконструировать ряды слов, образованных от общего корня. Включение в такой ряд слова с непонятным происхождением помогает установить тот источник, от которого оно было образовано.
Вот, например, слово «каракатица». В современном русском языке близкими к нему являются слова «курица» и «девица». Они показывают, что слово «каракатица» должно происходить от прилагательного «караката». Сравнение с хорошо известным русским словом «волосата» (краткая форма прилагательного «волосатый») показывает, что прилагательное «караката» также должно иметь значение избытка чего-то.
В русском языке нет слова «корок», но учитывая, что в болгарском и польском языках есть слово «крак» – нога, мы можем прийти к выводу, что слово «каракатица» означает «многоножка».
Знание происхождения слова помогает не только понять его значение, но и правильно употреблять его в языке, грамотно склонять или спрягать, сочетать в предложении с другими частями речи.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Интересные факты об устаревших словах. Почему важно знать происхождение слов
Интересные факты об устаревших словах. Почему важно знать происхождение слов
Каждое слово свою историю имеет. Только, на первый взгляд, кажется, что все слова принадлежат только данному языку. На самом деле состав языка достаточно сложен: в нем присутствуют заимствования, устаревшие слова, архаизмы.
Изучением их происхождения занимается особая наука — этимология. Ее название происходит от греческих слов — Etymon (значение) и Logos (учение, наука. Она еще в древней Греции возникла. Правда, до Xviii века преобладали преимущественно наивные объяснения происхождения слов, часто — по какому-то внешнему подобии». Понятно, что сравнение по случайным признакам редко давало правильное объяснение.
Современная этимология основывается на законах развития языка и на сопоставлении близких по значению слов из различных языков. Знание законов, по которым образуются слова, позволяет этимологам: реконструировать ряды слов, образованных от общего корня. Включение в такой ряд слова с непонятным происхождением помогает установить тот источник, от которого оно было образовано.
Вот, например, слово «Каракатица». Происходит от стар. * Корокатъ из * корокъ «Нога», собственно «ногастый»; ср. Горба? т, зуба? т, носа? т. отсюда русск. Каракатица, укр. каракатиця, Белор. каракаціца.
Знание происхождения слова помогает не только понять его значение, но и правильно употреблять его в языке, грамотно склонять или спрягать, сочетать в предложении с другими частями речи.
Перевод на устаревшие слова.
Устаревшие слова, так же как и диалектные, можно разнести на две разные группы: архаизмы и историзмы.
Архаизмы – это слова, которые в связи с появлением новых слов, вышли из употребления. Но их синонимы есть в современном русском языке.
К примеру:
десница — правая рука, ланиты — щёки, рамена — плечи, чресла — поясница и так далее.
Но стоит отметить, что архаизмы, все же, могут отличаться от современных слов-синонимов. Эти отличия могут быть в морфемном составе (рыбарь — рыбак, дружество — дружба), в их лексическом значении (живот — жизнь, гость — купец,), в грамматическом оформлении (на бале — на балу, исполнити — исполнить) и фонетическими особенностями (зерцало — зеркало, гишпанский — испанский). Многие слова полностью устаревают, но все же и они имеют современные синонимы. Например: пагуба — гибель или вред, уповать — надеяться и твёрдо верить, дабы — чтобы. И чтобы избежать возможных ошибок в толковании этих слов, при работе с художественными произведениями настоятельно рекомендуется пользоваться словарем устаревших слов и диалектных оборотов, либо толковым словарем.
Историзмы – это такие слова, которые обозначают такие явления или предметы, которые полностью исчезли или перестали существовать в результате дальнейшего развития общества.
Историзмами стали многие слова, которые обозначали различные предметы быта наших предков, явления и вещи, которые так или иначе были связаны с экономикой прошлого, старую культуру, существовавший, когда-то, общественно-политический строй. Много историзмов встречается среди слов, которые так или иначе, связаны с военной тематикой.
К примеру:
Редут, кольчуга, забрало, пищаль и так далее.
Большинство устаревших слов называют предметы одежды и хозяйственно-бытовые предметы: просак, светец, ендова, камзол, армяк.
Так же к историзмам можно отнести слова, которые обозначают звания, профессии, должности, сословия, которые когда-то существовали на Руси: царь, лакей, боярин, стольник, конюший, бурлак, лудильщик и так далее. Виды производственной деятельности, такие как конка и мануфактура. Явления патриархального быта: закуп, оброк, барщина и прочие. Исчезнувшие технологии, такие как медоварение и лужение.
Историзмами стали и слова, которые возникли в советскую эпоху. К ним можно отнести такие слова как: продотряд, нэп, махновец, ликбез, буденовец и многие другие.
Порой бывает очень сложно различить архаизмы и историзмы. Это связано как с возрождением культурных традиций Руси, так и с частым употреблением этих слов в пословицах и поговорках, а так же иных произведениях народного творчества. К таким словам можно отнести слова, обозначающие меры длины или измерения веса, называющие христианские и религиозные праздники и прочие и прочие.
Абвахта — гауптвахта
Авось — либо — возможно, может быть
Ажно — так что
Азовка — мифическое существо
Аксамит — бархат
Алтын — три копейки
Аспиды — ядовитые змеи
Бабайка — большое весло, прикрепленное к лодке
Бает — говорит, рассказывает
Байдак — речное судно с одним большим парусом
Балагта — болото
Балакать — говорить
Балдахин — украшенный навес на столбиках
Балодка — одноручный молот
Баса — красота, украшение, щегольство
Батог — палка
Бергамоты — сорт груш
Беремя — охапка
Босовики — домашние туфли
Бояре — богатые и знатные люди
Брань — битва
Братим — побратим
Броня — одежда из металла, защищающая воина от ударов
Булат — оружие из стали
Бурочки — высокая корзинка с крышкой из березовой коры
Бюро — стол с ящиком для хранения бумаг
В дозор ходить — караулить, сторожить
В сугон — в погоню
Вакантное время — каникулы
Вакация — каникулы
Ведаться — знаться
Венути — повеять, подуть
Вершок — старая мера длины, равна 4.4 сантиметра
Вестимо — конечно, само собой разумеется
Ветошка — тряпочка
Витязь — храбрый воин, богатырь
Встреть — встретить
Выворотень — корневище большого дерева, вывернутого из земли
Выдюжить — выдержать, вытерпеть, перенести
Галушка — клецка, сваренная в воде или в борще
Гальёта — небольшое купеческое судно
Ганать — гадать
Глас послушания — ответный голос
Горазд — умеет
Горка — этажерка в форме пирамиды для дорогой посуды
Горница — комната
Гребля — узкая плотина на реке
Девушка сенная — служанка
Десть — 24 листа
Дивить — удивлять, удивить
Ества — кушанья, еда
Жалейка — дудочка из ивовой коры
Жбан — кувшин с крышкой
Жемчуг бурмицкий (бурмитский) — крупный и круглый жемчуг
Жерновцы — небольшая ручная меленка
Загнетка — место в предпечье, куда сгребают жар
Загнетка — место перед топкой, куда сгребают жар
Заговеться — начать поститься
Загодя — заранее
Запеть Лазаря — льстиво упрашивать
Злыдни — маленькие фантастические существа
Империал — золотая монета
Инда — даже, так что
Казна — деньги, достояние, имущество
Камка — шелковая цветная ткань с узорами
Кармазин — сукно темно-красного цвета
Кожух — верхняя одежда из кожи
Кокурочка — сдобная лепешка
Колымага — карета, в которой ездили знатные люди
Короб — лукошко, корзинка
Косая сажень — древнерусская мера длины, расстояние от пальцев ноги до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216 см
Криница — колодец, родник
Кросна — домашний ткацкий станок
Кудель — пучок льна или шерсти
Кузов — плетеная корзинка
Латы — железная или стальная броня, которую надевали воины
Лыко — кора молодой липы, ивы, вяза, из неё плетут лапти, лукошки, корзинки
Лытать — уклоняться от дела, отлынивать
Лытка — часть ноги ниже колена
Меч булатный — меч из особенно прочной стали
Мне не первина — мне не впервые
Мотыга — ручное земледельческое орудие
Муравчатый — поросший травой (муравой)
Набольший — старший
Нагайка — ременная плеть
Намале — мыло
Несолоно хлебать — обмануться в своих ожиданиях
Николи — никогда
Огниво — камень или кусок стали для высекания огня из кремня
Однова — один раз, однажды
Опамятоваться — одуматься
Орать — пахать
Отзнобить — отморозить
Пансион — школа с общежитием для учеников
Пенять — укорять, упрекать
Перст — палец
Повой — прием новорожденного
Полати — широкие спальные нары в избе под потолком между печью и противоположной стеной
Помело — метла, обмотанная на конце тряпкой, слудит для подметания в печке
Попытали — примерили
Похитник — вор
Почать — начать
Прогалина — незаросшая деревьями поляна или лужайка в лесу
Прыскучий — быстрый
Пряжон — жарен (жарить в масле)
Пядь — старинная мера, расстояние между большим и указательным пальцами руки
Рать — войско
Росстань — перекресток двух дорог
Рядиться — уговариваться
Сажень — древнерусская мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой
Салоп — старинное верхнее женское платье
Сам-десят — в десять раз больше
Сам-пят — в пять раз больше
Сам-четверг — в четыре раза больше
Середович — человек средних лет
Скатерть бранная — скатерть, вытканная узорами
Совесть не зазрит — совесть не беспокоит
Сорокопул, сорокопут — птица из отряда воробьиных
Студенец — колодец со студеной водой
Сусек — ларь, в котором хранится мука или зерно
Талисман — предмет, который, как думали суеверные люди, приносит счастье, хранит от бед
Теребень кабацкая — постоянный посетитель кабака, завсегдатай
Терем — высокие, с башенкой наверху, дома
Тувалет — туалет, зеркало
Убраться — нарядиться
Устьице — наружное отверстие в русской печи
Форейтор — кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом
Хлопок — пакля, очесы льна
Хоромы — большой дом
Хранить паче зеницы ока — хранить что-либо больше, чем глаза
Хусточка — платочек
Цеп — примитивное орудие для обмолота зерна, состоящее из двух связанных палок: длинной рукоятки и более короткой рабочей части, ударяющей по злакам.
Красивые устаревшие слова. Словарь
к сборнику сказок и былин
А
Алатырь — Центр Космоса. Центр Микрокосмоса (Человека). То, вокруг чего происходит круговорот Жизни.
Варианты перевода: ала — пёстрый (саснеженный), тырь — вершина, посох или столб с навершием, священное дерево, гора, «воздымающийся»
Вариации: Латырь, Алтырь, Златырь, Златарь
Постоянный эпитет — «бел горюч (горяч, искрящийся)» — (бел — ‘блестящ’). В русских текстах встречаетсязолотой,злат,гладок,железныйкамень.
Латырь-камень — центр координат мира и человека в славянской мифологии. Альфа и Омега. То, из чего всё начинается и куда возвращается (локус). Точнее смысл и значение слов переданы в былинах…
Алконост — от древнерусского речения «алкион есть (птица)», от греческого alkyon – зимородок (греческий миф об Алкионе, превращённой богами в зимородка). Изображается на лубочных картинах полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями и девичьей головой, осененной короной и ореолом. В руках держит райский цветы и развернутый свиток с изречением о воздаянии в раю за праведную жизнь на земле. В отличии от птицы Сирин, всегда изображалась с руками. Алконост, как и птица Сирин, пленяет людей своим пением. В преданиях сказано о днях алконостных – семи днях, когда Алконост откладывает яйца в морскую глубину и высиживает их, сидя на поверхности воды и усмиряя бури.Алконоствоспринимаем как «проявление божественного промысла» и служит обозначением божественного слова.
Слова типа отнюдь. Отнюдь
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
от — ню́дь
Наречие ; неизменяемое.
Часто перед отрицанием.
Произношение
Семантические свойства
Значение
- вовсе, совсем (нет), никоим образом ◆ Я даже думаю бросить роман и придумать повесть поскорее, так, что-нибудь лёгонькое и грациозное и отнюдь без мрачного направления… Это уж отнюдь … Все должны веселиться и радоваться!.. Ф. М. Достоевский , « Униженные и оскорблённые »
- устар. совершенно, полностью, вообще ◆ Также кто из приезжих и иноземцов хотя и неявленные товары имеют а продают противно прежних указов в домах своих и в прочих неуказных местах, тем продавать людям того города жителям оптом, а в розницу отнюдь не продавать, а кто в том явятся виновны, и с таким поступлено будет по выданным же и публикованным прежним указам. «Полное собрание законов Российской Империи с 1649 года. Том X, 1737–1739, стр. 87» (цитата из библиотеки Google Книги ) .
Синонимы
- вовсе , совсем , никоим образом
Антонимы
- безусловно , разумеется
Гиперонимы
- —
Гипонимы
- —
Родственные слова
Этимология
Происходит от др.-русск. от(ъ)инудь, от(ъ)инуду , русск.-церк.-слав. отинѫдь (Остром.) «отовсюду, полностью, вообще, очень, особенно» (первонач. «совсем, со всех сторон»), ст.-слав. отънѫдь (др.-греч. εἰς τὸ παντελές, ὅλως). Из оtъ и inъ, *jьnǫdu (см. ино́й). Менее убедительно сближение с *nuditi (*nǫditi), которое не объясняет мягкости -н- в русск. и др.-русск. формах на -ин-. Ср. также церк.-слав. отънѫдь(нъ) «qui аb illа раrtе est». Использованы данные словаря М. Фасмера . См. Список литературы .
Устаревшие фразы. 12 устаревших слов и выражений в английском языке
Язык меняется очень быстро, и современный английский отличается от того, чему нас учили в школе. Чтобы не производить впечатление старомодного человека, можно приучить себя не употреблять слова и выражения, которые остались в прошлом.
- Глагол «shall» . В школе нас учили, что с помощью этого глагола создается форма будущего времени, но сейчас его уже практически не используют. Предложение I shall go to grandmother tomorrow переводится как Завтра я изволю к бабушке ехать . Таким образом, стоит раз и навсегда отказаться от этого модального глагола. Единственный случай, когда shall придется ко двору, это вопросительные предложения с выражением готовности помочь или выполнения совместного действия*:
― Shall I open the door? ― Позвольте, я открою дверь?
― Shall we go to the cinema? ― Не пойти ли нам в кино?
* только с местоимениями 1-го лица
2. Выражение «How do you do?» ― «Как дела?» . Сейчас таким образом спрашивают, как дела, только разве что в королевском тронном зале. Сегодня чаще всего используется How are you?
3. Существительное «pupil» ― «ученик» . Ни один ученик в англоговорящих странах никогда про себя так не скажет. Больше употребляется слово schoolboy / schoolgirl . Или можно сказать просто: My son goes to school ― Мой сын ходит в школу.
4. Наречие «moreover» ― «более того» . Используя это слово, можно сойти за американского писателя из 60-х. Советуем заменить его на более употребительные besides или also .
5. Наречие «rather» . Во многих учебниках это наречие используют в значении довольно : This room is rather big ― Эта комната довольно большая . Но в современном английском чаще всего говорят quite и really .
6. Оборот «it goes without saying» ― «само собой разумеется» . Так сейчас тоже уже не говорят, лучше использовать certainly и definitely ( очевидно, безусловно ).
7. Прилагательное «little» ― «маленький» . Если речь идет о размере, то лучше заменить прилагательное little на small , например: small room ― маленькая комната.
8. Существительное «telephone» ― «телефон» . Ничего страшного не случится, если вы спросите номер телефона у англичанина словами: «What is your telephone number?» . Но наверняка ваш собеседник будет в недоумении, ведь это предложение можно перевести так: «Какой номер у вашего телефонного аппарата?» . Используйте краткую версию phone или cellphone для мобильных телефонов.
9. Оборот «to go in for sport» ― «заниматься спортом» . Этот замусоленный оборот из ненавистных топиков лучше тоже не вспоминать: сейчас так не говорят. Заменить можно на to do sport / sports .
10. Существительное «refrigerator» ― «холодильник» . До сих пор остается загадкой, почему именно это слово использовалось в отечественных учебниках. В любом случае найти вы его сможете только в технических инструкциях, а в общении лучше всего говорить fridge.
11. Модальный глагол «must» . Необходимо понимать, что глагол must , хоть и переводится как должен , имеет категоричную окраску. Поэтому, говоря о правилах и обязанностях, лучше употреблять глагол should , чтобы избежать конфликтов в общении.
― You should read everyday. ― Тебе нужно читать каждый день.
12. Выражение «What a pity!» ― «Какая жалость!» . Это выражение тоже можно считать безнадежно устаревшим. Вместо него можно сказать: «That’s bad!» , значение будет такое же.
Понравилась публикация?
СРОЧНО! СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕМУ «ПОЧЕМУ ИНТЕРЕСНО УЗНАВАТЬ ИСТОРИЮ СЛОВ?» НА 200 СЛОВ ПО ТЕКСТУ ИЗЛОЖЕНИЯ!
Маша Кульбицкая
Ученик
(187),
на голосовании
1 год назад
ИЗЛОЖЕНИЕ: Богата наша страна местными речениями и диалектами.
Но существует вершина – чистый и гибкий русский литературный
язык. Обогащение его за счёт местных слов требует строгого отбора
и большого вкуса. Потому что есть немало мест в нашей стране, где в языке
и произношении, наряду со словами – подлинными перлами, есть много слов
корявых и фонетически неприятных.
Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно
и понятно.
Для того чтобы оно стало понятным, совсем не нужно ни скучных
объяснений, ни сносок. Просто это слово должно быть поставлено в такой
связи со всеми соседними словами, чтобы значение его было ясно читателю
сразу, без авторских или редакторских ремарок.
Одно непонятное слово может разрушить для читателя самое
образцовое построение прозы.
Нелепо было бы доказывать, что литература существует и действует
лишь до тех пор, пока она понятна. Непонятная нарочито заумная литература
нужна только её автору, но никак не народу.
Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет. Чем прозрачнее
проза, тем совершеннее её красота и тем сильнее она отзывается в
человеческом сердце. Коротко и ясно эту мысль выразил Лев Толстой:
«Простота есть необходимое условие прекрасного».
Из многих местных слов, которые я услышал, к примеру, во
Владимирской и Рязанский областях, часть, конечно, непонятна. Но
попадаются слова превосходные по своей выразительности. Например,
старинное, до сих пор бытующее в этих областях слово «окоём» – горизонт.
На высоком берегу Оки, откуда открывается широкий горизонт, есть
сельцо Окоёмово. Из Окоёмова, как говорят его жители, «видно половину
России».
Горизонт – это всё то, что может охватить наш глаз на земле, или,
говоря по-старинному, всё то, что «емлет око». Отсюда и происхождение
слова «окоём».
Очень благозвучно и слово «Стожары», – так в этих областях народ
называет звёздные скопления. Это слово по созвучию вызывает
представление о холодном небесном пожаре.
Такие слова украсят и современный литературный язык.
В поисках слов нельзя пренебрегать ничем. Никогда не знаешь, где
найдёшь настоящее слово.
(По К. Г. Паустовскому)
(300 слов)
Голосование за лучший ответ
оооочень нужна помощь! помогите пожалуйста написать сочинение на тему «Почему этимология вызывает интерес? «
Этимология – это наука, которая объясняет происхождение слов. Она является одной из многочисленных наук о языке и, наверное, наиболее интересной. Язык каждого народа очень подвижен, в нем постоянно происходят незначительные изменения, которые со временем накапливаются и образуют новые языковые феномены.
Вы и сами наверняка замечали, как время от времени люди начинают употреблять новые слова, связанные с техническими новинками или прочими нововведениями. В то же время другие слова постепенно выходят из употребления.
Со временем появляются новые грамматические формы, более удобные, а иногда и более сложные. Все эти процессы и многие другие изучаются и учитываются этимологией.
В наше время язык постоянно пополняется новыми словами. В основном это слова, связанные с такими сферами, как компьютерные технологии («интернет» , «сайт» , «сервер» и др.) , экономика («маркетинг» , «менеджмент» и т. д.) , политика («инаугурация» , «импичмент» и т. д.) . Появление многих неологизмов было вызвано современными рекламными роликами, зарубежной кинопродукцией. Не все неологизмы одинаково полезны, не все необходимы русскому языку. Со многими лексическими нововведениями вроде «ксерокса» и производными от него «ксерить» и «ксерение» нужно бороться, избегая употребления данных слов ввиду их неблагозвучности с точки зрения русского языка.
Знать этимологию слова не только интересно, но и очень полезно. Если вы знаете, из какого языка произошло данное слово, что оно означало раньше, то вам будет проще понять все аспекты его значения. Это особенно важно при восприятии сложных слов, состоящих из двух-трех корней.
Кроме этого, изучение происхождения слов сделает вас более грамотными. Зная, какая буква пишется в корне исходного слова, вы уже вряд ли ошибетесь в написании слова современного. Все изменения слов происходят по определенным законам, их изучение также может помочь при написании сложных слов.
https://www.znak.com/2021-11-09/massovoe_obrazovanie_v_rf_mertvo_intervyu_s_alekseem_savvateevym_u_trupa_russkoy_sredney_shkoly
Алексей Савватеев — математик, профессор МФТИ, просветитель. Ежегодно Савватеев посещает полсотни школ по всей России, общается с учителями, директорами и начальниками от образования. Поэтому он знает, что массовая средняя школа в России мертва — и мертва в результате убийства. Кто убийца? Есть ли шансы реанимировать труп? Почему школе нужны учителя-мужчины? Что может сделать Путин и что делать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок получил образование? Об этом и многом другом — в нашей беседе с профессором Савватеевым, автором популярного YouТube-канала «Маткульт-привет», книги «Математика для гуманитариев» и лекций «100 уроков математики» для детей и взрослых.
Массовая школа умерла
— Алексей, дайте оценку современной средней школе в РФ тремя словами.
— Я сначала сделаю оговорку, а потом отвечу.
Средняя школа в России распадается на две группы. Первая — элитный сегмент: небольшое количество супершкол и лицеев, спецшкол, некоторых кадетских училищ, физмат-школ, частных школ разного вида, очень неплохих, вплоть до превосходных. Этот сегмент занимает, на мой взгляд, 5–10% от числа средних школ, а может, и меньше. Такие школы попадают в новости, в отчеты чиновников, в любые разговоры о том, как у нас все хорошо. Этот сегмент — высочайший в мире, может быть, не считая Китая.
А вторая группа — это массовая школа, все остальное. Не менее 90% школ, почти все школьники России. Вот что про нее можно сказать тремя словами: массовая школа умерла. Это диагноз.
От трети до половины учительских позиций (мы не можем пока оценить точнее) в России физически пустуют. Их нет, уроки не ведутся. Бывает, что ребенок идет в школу, первый раз в первый класс, и у него нет учителя — просто нет, потому что их нет.
Потому что зарплата учителя несовместима с жизнью. Потому что у него нагрузка такая, что приходится брать две-три ставки. Три — в экстремальных ситуациях, а две — это сплошь и рядом. Берут 36 часов в неделю учителя по всей стране, потому что на зарплату в 15 тыс. не прожить, а на 30 тыс. еще можно хоть как-то существовать.
Да, Росстат будет рассказывать про среднюю зарплату в 40 тыс., но там есть миллион способов создать вранье из ничего, а типовая зарплата — это 15–20 тыс. рублей. Сейчас, может быть, подросла до 25 тыс. в благополучных местах. Никакими 40–50 тыс. не пахнет нигде, кроме, может быть, элитного сегмента, ну и понятно, в Москве — за 100 тыс. у большинства или около 100 тыс. рублей.
— Я думаю, Москву можно не обсуждать, другая страна.
— Да, Москву можно не обсуждать. Еще Петербург, но и там совсем не так хорошо. Я бы исключил еще пару нефтяных регионов, где существуют большие надбавки. А вот из Тувы, например, есть сигнал от учителя: оклад 5600 рублей. Человек брал три оклада, до 20 тыс. рублей еле-еле доводил и как-то существовал.
Но это полная профанация.
Понятно, что человек не будет вести 50 уроков в неделю. Он запускает в одном классе урок, дети заглядывают в учебник, он бежит в другой класс, там параллельно ведет урок, сдваивает, страивает. И все происходит на полном автоматизме.
«Зарплата учителя несовместима с жизнью»Яромир Романов / Znak.com
Ничего, кроме отторжения и неприязни, у школьника не могут вызвать такие уроки, которые ведет задерганный учитель, который нигде себя больше не нашел. Плюс он по голову завален «необходимыми курсами повышения квалификации», отчетными бумажками, «компетенционными навыками» испещрен его предмет.
Идет формальный бессмысленный процесс, когда учитель что-то говорит или пытается разбирать с двумя-тремя энтузиастами, а остальные просто перекидываются эсэмэсками. Это — если не хуже, в некоторых местах — просто буллинг. То есть хамское, по-русски говоря, поведение учеников. То, за что в любой нормальной системе, — что в Российской Империи, что в Советском Союзе — ну просто сразу давали пощечину.
Минпросвет — преступник, заметающий следы
— Какой у нас есть достоверный источник информации о положении дел в массовой школе? Как понять, не считая личного опыта, что происходит отупение школьников?
— Минпрос сделал все, чтобы данные об этом были недоступны. Преступник вообще редко оставляет нож с отпечатками пальцев на месте преступления. Вот Минпросвещения тоже не оставило нож в убитом теле образования. Все скрывается, ничего не публикуется, и мы должны добывать информацию по крупицам.
— Но как-то можно это измерить?
— Есть две важных вещи: статистика сдачи ЕГЭ год от года и процент сдающих ЕГЭ по предметам — сколько человек сдает тот или иной предмет.
По первому пункту: сейчас делается все, чтобы каждый следующий ЕГЭ был похож на предыдущий, чтобы с каждым годом улучшались результаты. Но даже при этом условии у нас есть серьезнейшее ощущение, что результаты снижаются.
«Преступник вообще редко оставляет нож с отпечатками пальцев на месте преступления»Яромир Романов / Znak.com
По второму: по большинству предметов ЕГЭ необязательно. И мы не знаем процент выпускников, сдавших ЕГЭ по конкретному предмету, эти данные хранятся за семью печатями. Очень важно их добыть, чтобы поставить диагноз. Если мы увидим, что химию, к примеру, выбирает и сдает 2% выпускников школ, это значит, что химии в России больше нет.
Несмотря на отсутствие доказательств в виде цифр, мы знаем, что происходит. Потому что мне пишут, я езжу по всей стране, получаю отклик почти из всех регионов.
Но в идеале эти данные, которые есть в Министерстве просвещения, требуют оцифровки. Они их тщательно скрывают, они ведут себя, как преступник, который заметает следы.
Наша роль — следователь, который должен это открыть. Конкретно: в скольких школах сколько процентов от положенного числа уроков по химии, по физике просто не ведется, в каких регионах и как разнятся эти проценты. То есть в Москве, например, ведется 99% уроков химии. А по стране? В Екатеринбурге конкретно, в Ивановской области?
Следующий момент — это какое количество учителей перегружено двумя-тремя ставками. Я предполагаю, что близко к 100%, поголовно, потому что я знаю зарплаты.
Дальше — какие реальные зарплаты по регионам. Выкинем суперзарплаты и попробуем мухлеж Росстата как-то аккуратно развинтить и разложить по полочкам. Скажем, я знаю, что в Севастополе платили 28 тыс. до марта в одной из школ, а скорее всего и во всех остальных тоже. Про одну я просто знаю наверняка, это докладывала учительница из этой школы мне в письме. В принципе, по Севастополю это было не так уж мало. А потом кончились деньги на премии, и с марта по май уже был просто оклад, то есть 16 тыс. с небольшим. Еще нужно вычесть 13%, и получится, что на это уже не выжить, особенно если есть дети.
В итоге у нас по призыву Путина строятся школы и стоят пустыми — нет учителей. Профессор из Петрозаводска Александр Иванов показывал вакансии — 10 800 рублей зарплата. Ждем учителей с распростертыми объятиями. А вокруг всего этого бегает Герман Греф со своим «мы сейчас экраны поставим за наш счет, сейчас будут Сберклассы; все нормально, не нужны учителя ваши, они уже устарели, советская школа устарела, она авторитарна».
«Если мы увидим, что химию выбирает и сдает 2% выпускников школ, это значит, что химии в России больше нет»Наиль Фаттахов / Znak.com
Да, может быть, Советский Союз был авторитарный, но уж про школу советскую плохого слова я бы не сказал. По сравнению с сегодняшним днем это просто райская школа. Любой советский троечник более-менее знал про биссектрисы, высоты. Что такое дроби, знал весь Советский Союз.
— Что плохого в этих экранах?
— Это просто днище. В этот экран никто даже не смотрит. Ты можешь включить там гениального педагога, но школьник, оставленный наедине с экраном, не будет смотреть даже самые великие лекции.
Я сотню раз участвовал в обсуждениях, в которых мне говорили одно и то же: Алексей Владимирович, вот тебя и будем ставить! Зачем эти учителя, вот есть ты и есть твои великолепные лекции, их и будут смотреть! Я говорю: это вранье, лукавство. Мои лекции для тех, кто сам на них пришел. Для тех, кто почувствовал в них необходимость.
Мы не ретрограды. Цифровизация? Да на здоровье! Но в том объеме, в котором она востребована самим учителем — для уроков, учеником — для дополнительных занятий. Но когда вы вводите это в обязательном режиме и без живого учителя, это заведомый тупик, это гроб и огромный гвоздь в него.
Соответственно, единственная задача, которая может быть поставлена, — это вернуть учительство. Все! Любыми средствами и способами.
Школе нужны мужчины и затрещины
— Какие первые шаги надо предпринять?
— Решить главные проблемы — положение учителя и нехватку кадров. Самое главное — надо наделить учителей государственным статусом, может быть, так и назвать: «Государственный учитель». И сделать крайне сложной процедуру их увольнения — сделать так, чтобы просто нельзя было выгнать их из школы или, по крайней мере, очень затруднить эту процедуру. Это сразу решит проблему удушения учителей.
Региональные департаменты образования, честно говоря, я бы разогнал — они враждебны образовательному процессу. Из-за них нормальный директор школы не уживается в сегодняшней системе. Его начинают нагибать, потому что он не дает показатели, не подделывает выборы у себя, не вводит локдаун по отмашке и так далее. Нормальный директор сегодня — белая ворона.
«Надо провести более-менее поголовную люстрацию в Минпросе»Яромир Романов / Znak.com
А если начать с самого верха, то первым делом надо скандально и красиво полностью расформировать Рособрнадзор. Все остальные сразу воспрянут духом, потому что он задавил просто реально всех! Никому нельзя будет давить!
Ну и надо провести более-менее поголовную люстрацию в Минпросе, потому что сегодняшние работники не способны ни к чему, кроме контроля и нагибания. Мы не можем без этого начать, просто не можем. Здесь нужен перезапуск. У нас был прецедент, перезапускали уже систему среднего образования в 30-е годы, после того как Луначарский все развалил.
— Вы говорили, что в школу нужно возвращать мужчин-учителей. Почему вы считаете, что учить — это не женское дело?
В Ленобласти уволили директора школы, который не принял ремонт с плесенью
— Не то чтобы не женское. В школе может быть 10 мужчин и 20 женщин, но нужно, чтобы в каждом классе хотя бы один-два предмета вели серьезные авторитетные мужчины, потому что не женское дело — передавать какой-то опыт. На этих шалопаев вообще женщины никак не действуют, а мужчина может хотя бы прикрикнуть.
Кстати, я бы вернул возможность давать затрещины, потому что бывают ситуации, когда это нужно делать, потому что другого ответа просто нет. А сегодня, если учитель даст затрещину, завтра его не просто нет в школе — его еще и ждет суд. Думаю, в нормальной школе родитель должен будет подписать бумагу, что если его ребенок начинает плохо себя вести, возможно воздействие, в том числе и руками. Должна быть возможность одернуть хама, серьезно одернуть. А как женщина будет это делать? Тут нужен мужчина.
— У нас в школе три главных субъекта, как я понимаю: кроме учителей, это еще родители и дети. Кто из них — главная проблема?
— Есть еще директор — и он главная проблема! Детей проблемой назвать нельзя, дети — это пластилин. Заставь их сдавать на входе мобильники, как в хороших школах это делается, — и все, у тебя другие дети. Вчера, например, был в коллективе модным какой-нибудь прыгун, танцор, Милохин или Моргенштерн, в общем, какой-то придурок. И дети были придурошные, они скачут, им ничего не надо, они и выглядят, как бесноватые.
А завтра вдруг мода сменилась: пришел парень из другой школы, стал интересен девочкам в классе. Тут же все начали присматриваться, принюхиваться: а что он говорит? А он там ввел совсем другую культуру. И они другую музыку стали слушать, не знаю, русский рок хотя бы тот же. И все, ты просто класс не узнаешь, завтра те же дети, которые были придурками, тебя слушают, им интересно, они вопросы задают по любому предмету.
«Детей проблемой назвать нельзя, дети — это пластилин»Znak.com
То есть дети не могут быть проблемой — проблемой может быть та обстановка, в которую их загнали.
— Тогда учителя? Вы говорили в одной из бесед, что они сейчас делятся на две большие группы — новые, необученные, и старые, настоящие. И ситуация такова, что старые не могут передать молодым свой опыт, потому что молодые не способны его воспринять…
— Новопришедшие учителя иногда являются проблемой, но тоже не из-за того, что они плохие. Конкурс в педвуз сегодня нулевой. Там нижняя граница пропускных баллов — 35 из 100 по ЕГЭ. Это оценка в районе двойки с плюсом, тройки. Приходят и с более высокими баллами — те, кто реально хочет быть учителем. Но это какие-то фантастические подвижники, их единицы. Большинство пошло, потому что просто так вышло, никуда не попали, попали в пед. После педа опять никуда не попали, пошли в школу. Двойной отрицательный отбор.
— Ну а родители? Где они в этой системе?
— Родители являются проблемой. Если в элитном сегменте родители часто понимают, зачем и почему они подвергают своего сына или дочку испытаниям, слезам, трудностям, то в массовой школе родитель уверен, что дети сюда пришли развлекаться. Что ребенку должно быть хорошо, а если двойки ставят и ребенок плачет, то это вина учителя. Наверное, он плохо учит.
С появлением на сцене родителей-недоучек проблема многократно усиливается. Родителей придется тоже переучивать когда-нибудь в школах для родителей.
Кто ее убил и зачем она нужна
— Итак, у нас есть труп массового образования, и значит, есть убийца. Кто же он?
— Убийца — это набор ключевых заблуждений в среде властей предержащих и близких к ним людей. Среди них есть амбассадоры этих ключевых заблуждений, то есть — посланники. Я их назвал амбассадорами, выбрал английское слово специально, потому что эти заблуждения они транслируют при полном одобрении наших западных партнеров. С их точки зрения, это даже и не заблуждения, все происходит, как надо, ровно так, как заказали.
Мы тут пускаемся в некоторую конспирологию, но без нее невозможно понять, что происходит. Стоит задача уравнять нашу экономику с качеством образования, которое было слишком высоким. Конечная цель — учителей не должно быть. Ну, так оно и вышло.
Кто заказчики этой великой разрушительной реформы внутри России? Можно обсуждать мифологию на самом высшем уровне. Скажем, Герман Греф несколько раз проговаривался, что в будущем государства будут иметь все меньше значения. Он говорил аккуратно, но все-таки смысл улавливался.
«Мы тут пускаемся в некоторую конспирологию»ТАСС
Идея такая: оптимизированные потребители без всякой идентификации, без родины, без креста будут просто наполнять землю. Они будут мультикультурны, разнообразны и будут уметь брать кредит. Это и нужно корпорациям. То есть идеал — это разрушение всех стран, потому что правительства государств являются заказчиками хорошей массовой школы. Такая школа дает способ стать лучше в конкурентной борьбе стран между собой за те или иные позиции, за ресурсы.
— Это, может, какой-то совсем нелепый и глупый вопрос, но все же: а чем вообще плоха смерть массовой школы? Вы сами говорите, что в Америке нулевой уровень школы, но высокий уровень жизни населения…
— Вопрос совершенно правильный. Ответ такой: нам смерть средней школы грозит разрушением. В Америке — другое дело, потому что она открыта для новых кадров и нормально вписывает в структуру своего существования массовую закупку специалистов у всего остального мира. Плохо это, хорошо ли, но в России этого механизма нет и не будет в ближайшее время. Это просто надо понимать.
Я не хочу обсуждать вообще этот сценарий. Они предлагают нам принять без доказательств тот факт, что учителя больше не будет, и перейти к вопросам экранизации классов. А я предлагаю исходить из того, что Россия будет всегда.
Теперь следующее — это ответ условного Кириенко, ответ технократов. Он такой: Россия будет всегда, и это правильно. И Россия должна быть тупой, быдляцкой, потому что так легче управлять. Мы будем управлять быдляцкой Россией, а 10% будут получать прекрасное образование в элитном сегменте. У тебя есть претензии к нашему элитному сегменту? Нет. К массовой школе? А зачем она вообще нужна, что ты к нам привязался? Да, мы делаем все, чтобы разрушить массовую школу, — ну нам так надо, нам так кажется правильным.
— Это вы цитируете сейчас Кириенко?
— Нет конечно! Такого прямо никто не скажет. Но я просто знаю, что он так думает. Это его способ мышления, способ мышления технократов. У них есть еще другое крыло технократов, которое говорит, что — нет-нет, будет массовое образование, просто учитель сегодня — это уже пережиток старины, а школьники все поймут через экран, все 100% школьников России! Ну, это мечтатели. Они говорят, что в школе должно быть хорошо, приятно. Что должен быть разговор ученика с учителем один на один, к каждому ученику свой подход.
А в это время в Ростове сливают по 40 человек в классы, закрываются классы, потому что нет учителей.
Что делать родителям
— От теории к практике: что делать людям, у которых уже нет времени ждать улучшения системы? Отдавать ребенка в современную школу, не отдавать, как дать ему образование?
— Отдавать, конечно. Отдавать в хорошую школу. В каждом городе такая есть. Надо сделать все, чтобы попасть туда.
— Как вы относитесь к альтернативным методам образования: домашнее обучение, церковно-приходское, репетиторское?
— Есть принципиальный момент: дети должны учиться вместе, нужен класс. Я совершенно убежден, что никакой репетитор, даже самый лучший, никогда не заменит коллектива, в котором ведется урок на хорошем уровне. Школьники должны сидеть рядом. Если это родительское сообщество, если они хотят домашнее образование, — хорошо. Можно собраться в группу 12–15 человек. Церковно-приходские школы, кадетские классы — все это может быть хорошо.
А репетитор на дому — нет! Пусть они, эти элиты, которые готовы отдавать по 100–200 тыс. рублей в месяц на репетитора, даже не надеются. Их дети не будут ничему научены.
«Дети должны учиться вместе, нужен класс»Яромир Романов / Znak.com
Основные предметные знания лучше всего передаются в конкуренции с другими школьниками. Никто эту конкуренцию не отменял.
— Может быть, решение в частных школах?
— Да, есть определенный спрос со стороны родителей. А если бы спрос был действительно большой, то и школ таких было бы больше. Но в чем тут проблема? Родитель, если он сам заплатил за образование ребенка, стране ничем не обязан. Его ребенок легче уедет за рубеж, чем если бы он учился за деньги страны.
— А это уже вопрос к стране. Но тут непонятно, с кем разговаривать, у кого спрашивать-то?
— Страна — это мы! И у нас нет инженеров, нет специалистов, у нас нет нужного количества врачей. Мы же видим, что происходит. Все разваливается, потому что все уезжают. А почему все уезжают? Потому что не страна их учила, — их учили репетиторы, их учили в интернете на платных курсах.
Я не осуждаю такое поведение напрямую. Конечно, свобода — основное право людей. Но если я правитель, если я отец нации — как я могу это допустить? Страна должна научить людей, тогда они будут чувствовать к ней некоторое уважение. Они не все поедут уже, кто-то останется. У нас есть где работать.
Но для этого они должны быть обязаны стране. Они не должны считать, что вот у нас тут говнорашка, которая сырьевой придаток, а нас никто не учил, мы сами учились. Потому что если их действительно никто не учит, то это естественная мысль, которая у них возникает в голове, особенно когда они смотрят на учителя. Приходит бедняга загнанный или женщина никакущая: отстаньте от меня, не могу я вам ничего сказать, у меня 36 часов в неделю.
«Они не должны считать, что вот у нас тут говнорашка»Znak.com
Население становится подвержено любой бессмысленной, непродуманной, глупой идее и приманке, если оно не образованно. Поэтому мы не можем этого допустить. Да, родители этого не понимают — потому что они сами уже такие! Поэтому мы должны возвращать учителей независимо от родителей и их спроса. У нас нет другого пути. Понимаешь, нам надо засучить рукава и работать.
Все остальное — это полумеры. Что, может, надо создать еще пять «Сириусов»? А кто в них будет работать? У нас на один-то «Сириус» едва хватает.
Мы можем грозить Путину только одним: прекращением существования страны
— Как вы оцениваете шансы того, что реформа средней школы может случиться?
— Это может случиться, если в Год учителя (2023 год провозглашен Годом учителя в РФ) мы правильно доложим Путину о происходящем.
— Есть план какой-то, как это сделать?
— Да, нужно показать реальность. Зарплаты показать, в скольких школах нет учителей по каким предметам, сколько учителей предпенсионного, пенсионного возраста, количество учеников в классе, количество школ, где в две смены, а то и в три учатся. Мы все это соберем и покажем.
— Предположим, вы это все показываете и Путин вам говорит: это просто ужасно, чудовищные цифры, надо все это обязательно изучить. И на этом все заканчивается. И что дальше?
— А дальше, Владимир Владимирович, либо вы останетесь болтуном, либо решаете, что нужно как-то действовать. Потому что это грозит развалом страны, настоящим. Мы можем грозить только одним Путину — прекращением существования страны Россия.
«Он постоянно вот так: это не моя тема, идите сами разбирайтесь. Но это его тема»Яромир Романов / Znak.com
Отсутствие учителей демотивирует всех, потому что у всех есть дети. У всех, у всей страны есть дети. Они приходят в школу, а там полный кошмар, там просто ее нет. И это на месте, где была лучшая школа в мире!
Родители школьников устроили у мэрии Екатеринбурга акцию против дистанционного образования
Родители, конечно, должны об этом париться, но должен париться и президент! Это не может быть не его темой.
Он постоянно вот так: это не моя тема, идите сами разбирайтесь. Но это его тема, это тема обороны страны. Школа — предмет интереса Министерства обороны сейчас.
Это фронт. Нужно так и поставить этот вопрос. И не Минпрос — абсолютно продажный, гнусный и гнилой, а Минобороны, которое гораздо лучше, должно заниматься школой. Лично Сергей Кужугетович Шойгу должен приходить на заседания, где сидит вся эта братия экспертов, и нагло, грубо вмешиваться в их деятельность. Вот к чему я призываю, вот я сейчас призываю Шойгу, он увидит это.
— То есть надо буквально вписывать образование в оборонную стратегию…
— В стратегию спасения России. Нам нужно серьезное разоблачение группы экспертов, которых я называю «30 на 30». Это 30 экспертов, которые 30 лет говорили чушь про образование, тем самым поддерживая его развал. На самом деле 40 лет, это все началось еще до распада СССР, когда советское образование стало угрозой для остального мира.
Это вопрос суверенитета, у нас он есть или нет? Если нет, давайте его вернем. Сейчас у нас внешнее управление через людей, у которых вся собственность в Англии, дети учатся в Англии. У нас нет суверенитета, тебя это устраивает? Меня не устраивает.
Ну так давай возьмем и вернем суверенитет. Все. Вот цель нашей деятельности, цель моей жизни — вернуть России суверенитет.