Почему христос загадка финала двенадцать сочинение краткое

Автор на чтение 29 мин. просмотров 11 опубликовано 20.03.2021 двенадцать александр александрович блок краткое изложениечитается примерно за 4 минутысочинения127 сочиненийсочинение

На чтение 29 мин. Просмотров 11 Опубликовано

400.jpg

Двенадцать

Александр Александрович Блок

Краткое изложениеЧитается примерно за 4 минутыСочинения127 сочиненийСочинение

Другие сочинения по этому произведению

«…Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа». (Поэма А.А.Блока «Двенадцать».)«Раздается мерный шаг…» (По поэме А.А.Блока «Двенадцать».)«Большевики правы, опасаясь «Двенадцати» (по поэме А. Блока «Двенадцать»)«Дети страшных лет России»И идут без имени святого (по поэме «Двенадцать»)«Раздается мерный шаг…» (По поэме А. Блока «Двенадцать»)Старый мир» в поэме А. А. Блока «ДвенадцатьАлександр Блок и Революция (на примере поэмы «Двенадцать» и статьи «Интеллигенция и Революция»)Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”)Анализ поэмы «Двенадцать»Анализ поэмы <nobr>А. А. Блока</nobr> «Двенадцать»Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать»Борьба двух «миров» в поэме А. Блока «Двенадцать»Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать»В чем смысл названия поэмы <nobr>А. А. Блока</nobr> «Двенадцать»?В чем смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать»?Вечные вопросы и их решение в поэме <nobr>А. А. Блока</nobr> «Двенадцать»Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А. Блок. «Двенадцать»,)Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать»Изображение революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать»Изображение старого мира в поэме <nobr>А. А. Блока</nobr> «Двенадцать»Как в поэме А. А. Блока «Двенадцать» обнаруживается сломленность старого мираКак выражается авторская позиция в поэме А. Блока «Двенадцать»?Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?Какова символика вьюги в поэме Блока «Двенадцать»?Какова символика образа вьюги в поэме <nobr>А. А. Блока</nobr> «Двенадцать»?Образ революции в поэме А. Блока «Двенадцать»Образ революционной эпохи в поэме А.Блока «Двенадцать»Образ Христа и загадка финала поэмы <nobr>А. А. Блока</nobr> «Двенадцать»Образ Христа и загадка финала поэмы А.А. Блока «Двенадцать».Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать»Особенности композиции поэмы <nobr>А. А. Блока</nobr> «Двенадцать»Поэма Блока «Двенадцать»Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Прием контраста в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока “Двенадцать”Роль символов в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать».Символика в поэме А. Блока «Двенадцать»Символика и её роль в поэме А. Блока «Двенадцать»Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать»Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать».Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать”Тема святости и греха в поэме <nobr>А. А. Блока</nobr> «Двенадцать»Тема святости и греха в поэме А. Блока «Двенадцать»Христианская символика поэмы <nobr>А. А. Блока</nobr> «Двенадцать»Человек в революции: рождение или гибель? (по поэме А. Блока «Двенадцать»)Что услышал А. Блок в «музыке революции»? (по поэме «Двенадцать»)Сочинение по поэме Блока «Двенадцать»Почему Христос? (по поэме «Двенадцать»)Смысл финала поэмы А. Блока «Двенадцать»История создания поэмы «Двенадцать» А. А. БлокаТема революции в поэме Блока “12”Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать»Революция в поэме Блока «Двенадцать»Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать”Поэма «Двенадцать» — гимн революции или осуждение «свободы без креста»? (План)Тема революции и ее воплощение в поэме А.Блока «Двенадцать»ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А.А.БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ».Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант)Художественный разбор стихотворения Блок А. А. «Двенадцать»Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Образец сочинения – Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать»«Старый мир» в поэме Блока «Двенадцать»Двенадцать – символическое обозначение массыВечные» вопросы и их решение в поэме А.А. Блока «ДвенадцатьОсобенности изображения двух миров в поэме А.Блока «Двенадцать».Старый и новый мир в поэме А. Блока «Двенадцать».Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать».Позиция автора в поэме «Двенадцать»«Новый» мир в поэме Блока «Двенадцать»Художественное своеобразие и вечные образы поэмы А. Блока «Двенадцать»Борьба двух «миров» в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Восприятие революции в поэме «Двенадцать»Понимание Блоком Октябрьской революцииОсобенности изображения двух миров в поэме А. Блока «Двенадцать»Главная драматическая линия в поэме «Двенадцать»Цветовая символика поэмы А. Блока «Двенадцать»Законы истории в поэтическом наследии А. А. Блока (На примере поэмы «Двенадцать»)Раздумья о судьбах Родины (по поэме Блока «Двенадцать»)Лирический герой А. А. БлокаДуша парила ввысь и там звезду нашлаПрием контраста в поэме 12 Блока«Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция)Ритмико музыкальный анализ поэмы «Двенадцать»Чтобы отвести беду (по поэме А. Блока «Двенадцать»)Композиция поэмы А. А. Блока «Двенадцать»Отношение Ахматовой к лирической поэме «Двенадцать»Тема святости и греха в поэме Блока «Двенадцать»Личные трагедии в поэме «Двенадцать»Человек в революцииАнализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать»Что услышал Блок в <музыке революции>? (По поэме <Двенадцать>.)Тема революции в поэме «Двенадцать»Революция и старый мир в поэме «Двенадцать»Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант)«Двенадцать» Блок — Александр Блок и революцияКакова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать»“…Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа”. (Поэма А. А.Блока “Двенадцать”.)Сюжет поэмы А. А. Блока «Двенадцать». Ее герои своеобразие композицииВзаимоотношение человека и стихии в поэме А. А. Блока “Двенадцать”Смысловые и ритмические контрасты поэмы Александра Блока «Двенадцать»«Двенадцать» Блок — Значение символических образовОсобенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант)Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант)Человек в революции: рождение или гибельПоэма «Двенадцать» как попытка Блока осмыслить революцию (План)Идейно-тематическое своеобразие поэмы «Двенадцать» А. А. БлокаХудожественные особенности поэмы «Двенадцать» А. А. БлокаДвойственная сторона революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Тема трагического столкновения старого и нового миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать»В чем смысл названия поэмы А.А.Блока «Двенадцать»?КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»Поэма «Двенадцать» БлокаСимволические образы и их смысл в поэме Блока “Двенадцать”«Раздастся мерный шаг…»(По поэме А. Блока «Двенадцать»)«Двенадцать» Блок — Библейские аллюзииМузыка революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Многозначность образа Христа в финале поэмы «Двенадцать»Анализ поэмы Блока А.А. «Двенадцать»Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (План-сочинение)Воспел или «отпел» пролетарскую революцию А. А. Блок (по поэме «Двенадцать»)Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

Поэма А. А. Блока «Двенадцать» посвящена теме революции. Анализ поэмы «12» Блока позволяет найти истоки написания произведения, определить основную мысль поэмы, принадлежность к определенному литературному направлению, ее жанровые и композиционные особенности.

analiz-poema-12-blok--69496.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Двенадцать.

Год написания – январь 1918 года.

История создания – толчком к написанию поэмы послужили революционные события.

Тема – революция.

Композиция – зеркальная. Поэма делится на 12 глав, представляющие собой экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог.

Жанр – поэма с элементами других жанров, указывающих на динамичность и стихийность событий.

Направление – символизм с реалистическими чертами.

История создания

А. А. Блок начал работу над поэмой «Двенадцать» в процессе революционных событий. Именно они стали поводом для написания произведения. А. А. Блок работал интенсивно: всего за несколько дней была написана целая поэма, а редактировалась она около одного месяца. 18 февраля 1918 года поэма «Двенадцать» была напечатана в газете «Знамя труда», а уже в мае была издана отдельной книгой.

Тема

В поэме А. А. Блока «Двенадцать» отчетливо звучит тема революции. Все образы связаны с противопоставлением нового мира и мира старого, которому больше нет места на земле.

Композиция

Поэма «Двенадцать» содержит в себе 12 глав. Композиционно произведение имеет экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог. С помощью экспозиции читатель помещается в атмосферу революционного времени. Во второй главе, являющейся завязкой, читатели знакомятся с основными героями поэмы, судьбы которых узнаются в следующих главах. Кульминацией является шестая глава, в которой происходит убийство Катьки.

Особенность композиции «Двенадцати» заключается в ее зеркальности. Идет перекличка по главам как сюжетно, так и образно.

Жанр

Сам А. А. Блок кратко определяет свое произведение как поэму. Однако в нем есть признаки и других жанров, что помогает раскрыть авторский замысел: подчеркивается стихийность событий, их хаотичность, противоречия революции. В поэме «Двенадцать» наблюдаются жанры романсов, песен, маршей, декламаций, частушек, лозунгов, молитв. Сочетание религиозных, народных и революционных жанров позволяет говорить о том, что жанровое своеобразие заключается в стилистическом приеме оксюморона.

Направление

Анализ поэмы «Двенадцать» невозможен без понимания такого литературного направления, как символизм. В произведении А. А. Блока ярко отразились основные черты данного направления: использование большого количества образов-символов, олицетворяющих как революцию в целом (метель, ветер, вьюга, ураган), так и новый мир (красноармейцы, плакаты) со старым миром (буржуи, «пес паршивый»). Прослеживаются в поэме и черты реалистического направления, так как автор изображает события исторического характера.

Тест по поэме

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году была написана поэма Блока «Двенадцать»?</h3>

    • <label>1916;</label>
    • <label>1917;</label>
    • <label>1918;</label>
    • <label>1919.</label>

(новая вкладка)

Меню статьи:

Текст стихотворения

История написания поэмы

Свою неоднозначную поэму Блок написал в 1918 году. Прошел год после свержения царя. Пролетарии захватили власть в стране, наводя новые порядки. Однажды поэт ходил по Петрограду и, как он выразился, «слушал музыку революции».

Он написал поэму не как философское произведение, а только лишь общее впечатление, описание того, что видел и слышал. Именно поэтому одни считали, что его поэма – сатира и реквием по стране, которую растоптали сапоги тех самых людей с ружьями за спиной. Другие, напротив, полагали, что поэт воспевал революцию и новый порядок.

Сам поэт оставил свое отношение в тайне. Некоторые считают, что он хотел сохранить интригу вокруг поэмы, другие полагают, что тем самым поэт сохранил себе жизнь. Ведь новая власть не терпела даже тени критики в свой адрес и, как описал поэт «тра-та-та…» – ружейные выстрелы были самой частой музыкой улиц городов.

А. Блок написал поэму всего за несколько дней, а редакция заняла не больше месяца. Это был необыкновенный творческий подъем. Из-под его пера вышла неожиданная, неоднозначная талантливая поэма.

Блок свидетельствовал, что несколько месяцев после написания произведения он улавливал шум «от крушения старого мира» Потрескивание костров посреди улиц, звон разбитого стекла и короткие «щелчки» ружейных выстрелов – эта черная «музыка» потрясла автора до глубины души.

Поэма «Двенадцать» была напечатана в газете «Знамя труда» 18 февраля 1918 года. В мае того же года она была издана книгой.

Позже Блок разочаруется в новой власти и уедет из страны.

Тема стиха

Поэт назвал свою поэму «Двенадцать» по размеру и названию отряда, который производил революционный суд и выносил постановления на месте. Сотни людей были убиты на основании решения только двенадцати, которые часто оказывались бывшими каторжниками. Их освободили, выдали свободное оружие и дали волю действовать.

В черновиках поэта есть упоминание о двенадцати разбойниках и их атамане Кудеяре. Месть разбойников тем, кто их унижал сродни тому, как поступали те отряды красноармейцев, которым новое правительство дало неограниченную власть.

Поэт описывает ветер, как образ перемен. Образ старой России он передает белым снегом, а новая власть обозначена черным цветом и красным, как кровь. Россия «умылась кровью» во время октябрьской революции.

Тема стихотворения Александра Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека” – мрачная бессмысленность жизни и даже смерти, или реинкарнации. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Наряду с наведением порядка, красноармейцы легко сводят счеты с теми, кто, как им показалось, их обидел. Красноармеец Петруха видит, что его бывшая любовница проводит время с другим, пытается убить обоих, но мужчина ускользает, умирает женщина.

Товарищи ободряют его, уговаривают не грустить по этому поводу, и солдат живет дальше, идет и легче убивает, оправдываясь революцией и тем что «время такое». Человек теряет сердце, становясь холодным и безнаказанным убийцей.

Отвергая Бога и крест, люди скатываются. Женщина становится продажной, мужчины хоронят доблесть и честь. Они легко от имени власти грабят и убивают своих соотечественников.

Россию поэт называет «толстозадой» и говорит, что революционеры стреляют в нее.

Не раз автор приговаривает: «Эх, эх, без креста!» Не напрасно в древности тому, кто потерял совесть и честь, говорили: «Креста на тебе нет». Новая власть гордится тем, что на ней нет креста.

Революционеры мечтают раздуть пожар во всем мире, утопить его в крови. И все же, отвергая крест и Бога, по привычке, красноармеец, собираясь что-либо делать, приговаривает: «Господи, благослови»

Смешав все и перевернув понятия добра и зла, революция, под красным флагом сметает все на своем пути.

И непонятно почему в конце поэт ставит во главе головорезов Христа? Того, кто пострадал за людей, поэт изображает предводителем хладнокровных убийц. Этого поэт при жизни не объяснил, поэтому приходится только высказывать свои предположения.

Композиция

Поэма имеет двенадцать глав. В каждой главе отдельный фрагмент мозаики, составляющей картину революции.

  • Экспозиция воплощена в первой главе. После вводной части убийство уже не удивляет читателя. Прежний режим умирает, бросая упреки, проклятия и пророчество погибели большевикам. Но здесь же мы видим патруль, который держит в страхе всех, кто встречается по дороге. Новая власть держится на страхе, выстрелах ружей, грабежах и поджогах.
  • Завязка, в которой появляется Ванька, бывший друг, и Катька – бывшая любовница одного из двенадцати патрульных, которая его бросила. Красноармейцы вспоминают неблаговидные поступки этой пары, вспоминая об их связи. Новая власть дала им право отомстить старым знакомым.
  • Развитие события. Читателю рассказывают историю тех, кто жаждет мщения и этим заранее оправдывает все их поступки. Эти люди уверены, что имеют полное право мстить своим обидчикам и жаждут мщения.
  • Кульминацию мы наблюдаем в шестой главе, когда отряд наткнулся на Ваньку и Катьку и открывают настоящую охоту на них. Ваньке удается скрыться, но Катька погибает.
  • Развязку читатель видит в последующих главах, когда у бывшего ухажера просыпается совесть, и он сожалеет о том, что сделал, но товарищи убеждают его «не расклеиваться».

Его убеждают, что он действовал в интересах революции и парень поднимает голову, отбрасывая и забывая угрызения совести.

  • Образ буржуя на перекрестке и за ним голодного пса. Разбои и гульба бывших босяков, а в перерывах им просто скучно… Караульные идут, ко всему готовые и им ничего не жаль. Они выжгли не только город, но и собственные души.
  • Эпилог читатель видит в 12 главе. Караульные идут мерным шагом по всей стране, выслеживая и убивая всех, кого пожелают, за ними голодный и больной пес, как образ старого мира. Но во главу убийц, невидимым для глаз автор ставит Иисуса Христа – странное и противоречивое решение, если знать, что исторически Христа всегда ставят во главу страдающего человечества. История свидетельствует, что Христос пострадал за людей. Но в поэме он вдруг превращается в главаря убийц – революция все поставила с ног на голову, все смешала и исказила.

Главные герои

В поэме несколько героев. Но все они не просто люди. Это образы эпохи.

  • Двенадцать – отряд красноармейцев, скорее всего бывших каторжников, которых выпустили из заключения, снабдили оружием и властью. Они полностью обезличены в поэме, лишены индивидуальности. Это, скорее, слепая ярость и сила, чем разум или личности. Возможно у них трудная жизнь в прошлом, но в поэме ничего об этом не говорится. Только о результате. Они обозлены, мечтают о мести и легко, без сожаления убивают.
  • Петруха (автор называет парня именем ученика Иисуса – Петра). Парень, потерявший любовь и отомстивший за это. Совесть в нем еще не до конца умерла, но товарищи помогают ему заглушить остатки ее угрызений. Здесь Блок показывает, как легко подмять человека, у которого отняли Бога и веру. Как просто заставить его оправдать даже убийство любимой – достаточно высмеять и сказать, что он отрывается от коллектива.
  • Ванька – переметнувшийся ради денег красноармеец, ставший жандармом. Блок показывает образ Иуды, который в поэме избежал наказания, бросив Катьку на растерзание.
  • Катька – девушка легкого поведения. Раньше она была возлюбленной одного из двенадцати патрульных. Она «пошла по рукам» ради красивой жизни. Сейчас она встречается с жандармом. Блок и здесь дает аллюзию на Библейскую историю, в которой Христос не осудил блудницу и дал ей новую жизнь в праведности и чистоте. Но в революционном будущем пощады не жди. Ее убивают, и товарищи Петьки делают все, чтобы он не сожалел о ней.

Второстепенные герои

  • Старуха – появляется в первой главе. Она видит большой лоскут ткани на котором написаны слова, не до конца понятные ей: «вся власть учредительному собранию». Но старухе знакома реальность, что «всякий раздет и разут». Она сетует на то, что вместо транспарантов можно было согреть много парней, сделав из этой ткани портянки.
  • Буржуй – Человек на перекрестке, прячущийся в воротник своего пальто, за которым увязался голодный пес. Образ старого времени, которое находится на перекрестке, не зная, куда податься и что будет дальше? Имение богатея разграблено, он одинок и всеми покинут.
  • Бродячий пес – как образ прошлого. Потерянный мир, не знающий, что делать. Он тоже на перекрестке, растерянный и не знает, куда идти.
  • Иисус Христос – появляется в самых последних строках произведения. Его образ нередко воспринимают как революционера, изменившего старый режим, пренебрегая Его словами, о том, что Его Царство не от мира сего. В учении Христа дается возможность внутренних перемен и советуется не менять ничего во внешнем мире, пока нет изменений внутри. Но многие создают ложный образ Христа, такой, какой им был бы выгоден. Поэт в данном произведении делает это.

Главная идея поэмы

В поэме прослеживается несколько тем.

  • Первая из них – тема революции. Революция раскрывается образом морозного ветра, безудержной стихии, от которого невозможно спрятаться. Люди старой эпохи разбросаны не только по городам, но и по всему миру. Они нищие. Все их имение разграблено. Они одиноки и как безродный пес плетутся сначала за буржуем. В конце поэмы тот же образ безродного пса мы встречаем, плетущегося за двенадцатью. Им некуда податься и поэтому люди старой эпохи вынуждены идти за новой властью.
  • Вторая тема – отказ от Бога и церкви. Рефреном через все произведение слова «Эх, эх, без креста». Несмотря на то, что новая власть отказывается от Бога и церкви, время от времени, делая что-то, даже то, что грубо нарушает Заповеди, по привычке произносят: «Господи, благослови». И в конце автор показывает, что, несмотря на все отрицание, невидимым впереди идет Иисус Христос. Отвергнув попа, церковь и Заповеди, новая власть не смогла избавиться от веры.
  • Третья тема – невежество, просматривается сквозь всю поэму, вобравшую в себя не только части народного фольклора, а также блатные выражения, вульгарные слова, уличные песни и жаргон.
  • Четвертая тема – смена нравственных ориентиров. Словно призыв звучат слова: «Эх, эх, согреши! Будет легче для души!» Убийство становится нормой, блуд – закономерным. Люди не хотят меняться под библейские стандарты. Они создают новые и ждут счастья.
  • Пятая тема – месть. Новая власть, вооружив бывших каторжан, дает им право творить суд. Они мстят за обиду, убивают девушку и уверены, что имеют на это право. Двенадцать – образ новой власти. Они уверены, что могут мстить за личные обиды, грабить и убивать – и останутся правыми.

В Петрограде, изуродованном войной, безнаказанным грабежом и бессмысленными убийствами под красным знаменем цвета крови, черные люди с «бубновым тузом на спине» проливают кровь, творят «свое красное правосудие»

Жанр

Средства выразительности

Поэму «Двенадцать» невозможно анализировать без понимания символизма как литературного направления. А. А. Блок использовал в своем произведении массу символов. Метель, вьюга, ураган, ветер – образы революции. Новый мир он показал символами красноармейцев, плакатами, лозунгами. Старый мир – образ буржуя, паршивого голодного пса.

Автор использует принцип контраста. Буржуй, раньше руководивший страной и поп, который «брюхом шел вперед», теперь прячутся, отступают перед красногвардейцами, как ветер или вьюга бросающимися от одного дома к другому.

Проститутки, которые раньше были вне закона, теперь имеют право провести собственное собрание и установить общие расценки.

Особенности поэмы

Поэма состоит из 12 глав, каждая из которых является звеном неразрывной цепи событий и образов. Только вместе эти звенья показывают полную картину революционной реальности России.

Поэт превращает героев в образы, обезличивает их, чтобы показать, что по отдельности человек слаб. Но вместе, в едином порыве люди – сила. Они как стихия, которую невозможно остановить.

Прежняя Россия руководилась буржуем. Сейчас, после разрушения устоев общества, отвержения Бога, морали и прав человека, он один и одинок. Поп также одинок и вынужден прятаться. Беспомощная барыня плачет о прошлом и падает.

В стихотворении Александра Блока «Незнакомка» мечта сталкивается с грубой реальностью. Для многих людей, живущих в мечтах, подобное столкновение становится крахом. Чтобы узнать о сюжете произведения подробнее, предлагаем ознакомиться с его описанием

Новая власть является в образе двенадцати. Это принцип бездумной толпы. Они стирают и меняют все, даже мораль и понятия важности человеческой жизни. Один человек, совершив убийство, еще может остановиться, но товарищи, «помогают» ему избавиться от угрызений совести и убеждают идти до конца, превратившись в бездушную машину убийств.

Эти двенадцать «подначивают» друг друга, подбивают на грабежи и убийства и некому их остановить, потому что пришло их время. Им выдали оружие и наделили властью. Их поступки оправдывают высшей целью. Но эта цель туманна и маячит где-то впереди. Они сами пытаются убить того, кто видится им впереди. Но казус ситуации оказывается в том, что впереди тот, кого «двенадцать» так агрессивно отвергают – Иисус Христос.

Критики

«Ураган, неизменный спутник переворотов». И снова, и всегда — Музыка. «Музыка» с большой буквы. «Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра»…

А. Блок 1909 год

Поэт не был уверен, что никогда не раскается в том, что написал данное произведение. Так и случилось. В эмиграции он получал сведения о терроре, гражданской войне и тысячах смертей и пожалел о том, что в начале поддерживал советскую власть, хотя видел ее жестокость и грубую правду. Перед смертью он попросил жену сжечь все варианты написания поэмы.

Его друзья из интеллигенции не поддержали поэта. Гумилев утверждал, что Блок, написав «Двенадцать», «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя».

Блок перешел к большевикам, стал личным секретарем Луначарского, после чего написал брошюру «Интеллигенция и Революция», стал требовать: «Слушайте, слушайте музыку революции!» и сочинил «Двенадцать», написав в своем дневнике для потомства очень жалкую выдумку: будто он сочинял «Двенадцать» как бы в трансе, «все время слыша какие-то шумы — шумы падения старого мира».

Но не все осуждали поэта. Андрей Белый написал строки:

Читаю с трепетом Тебя. «Скифы» (стихи) — огромны и эпохальны, как Куликово поле»… По-моему, Ты слишком неосторожно берёшь иные ноты. Помни — Тебе не «простят» «никогда»… Кое-чему из Твоих фельетонов в «Знамени труда» и не сочувствую: но поражаюсь отвагой и мужеством Твоим… Будь мудр: соединяй с отвагой и осторожность.

Андрей Белый

Поэма “Двенадцать” построена на контрастах. Цветовое решение фона напоминает плакат. Основной контраст – это противопоставление черного и белого. Цветовые эпитеты раскрывают непримиримость, трагедийность существования двух миров: “черный ветер”, “белый снег”, “черное, черное небо”, “черная злоба, святая злоба”, “черные ремни”, “огни, огни, огни”.

Язык блоковской поэмы многолик: простонародные выражения граничат с лирическими описаниями, сниженной разговорной речью, с народной частушкой, песней. От главы к главе резко меняется ритм стиха, так как появляются абсолютно разные слои общества, события контрастны и противоречивы. Неожиданные переходы придают поэме особую выразительность, заряжая ее новой драматической энергией.

Эту особенность “Двенадцати” отметил О. Мандельштам, назвав поэму “монументальной драматической частушкой”, которая обречена на бессмертие, как фольклор.

Художественные особенности поэмы “Двенадцать” А. А. Блока« Анализ по картине А. М. Герасимова “После дождя”Сочинение рассуждение Мое призвание »

Художественный и концептуально-смысловой мир поэмы «Двенадцать», написанной А.Блоком в начале 1918 года, неизмеримо велик, что и позволило ряду исследователей творчества поэта воспринимать это произведение:

  • Итоговым для всего его литературного пути
  • Воплощением символистского миропонимания автора
  • Текстом с множественными контекстуальными отношениями

Меж тем, для анализа данной конкретной блоковской произведения в рамках привычного метода литературоведения для начала рассмотрим ее основные теоретические позиции по сюжету, теме, жанру, образам и символике.

История создания «Двенадцать» и мировосприятие поэта

Poe`ma-12-Bloka-kniga-205x300.png

Это художественное произведение писалось Блоком единовременно с известной статьей «Интеллигенция и Революция». Из-за этого иногда может возникать упрощение или даже иллюзия, что «Двенадцать» создавалась как поэтическая иллюстрация основных идей поэта, провозглашенных им в своей публицистике. Разумеется, существует некая  смысловая «перекличка» между этими двумя работами, но саму поэму нельзя трактовать лишь в таком «оформительском» плане. Напомним, что и публицистическое творчество поэта было особенным, Блок оперировал в нем словом не в его понятийном или терминологическом качестве, а как художественным сцеплением разных смыслов. Поэтому и в поэзии, и в публицистике для него характерно использование ассоциативного и метафорического принципа.

Общеизвестно, что поэт принял произошедшую в России революцию – и Февраль, и Октябрь 1917 года для Блока стали событиями как важными, так и желанными. Этому объяснение находится в его особом миропоэтическом и даже историософском концепте понимания истории,  в котором существенные позиции занимали две категории – стихия и музыка.

Понятия «стихии» и «музыки» у Блока

В понятие «стихии» поэт вкладывал целый комплекс категорий и состояний – природных и космогонических, социальных и психоэмоциональных, духовных и исторических. Сама эта категория появилась у него в лирике задолго до революционных событий. Уже в 1910 годах поэт пытается разделить и структурировать ее по принципам этики. Так у Блока возникает следующая важнейшая для его творчества категория – музыки. Это понятие у поэта также многозначно и объемно. Под ее целью Блок понимает организацию и гармонизация всей истории и мироздания. Разумеется, категория «музыки» вводилась поэтом не в ее искусствоведческом значении, а в смысле

«..мистической первоосновы» мира, «первостихии» всей истории (Ф.Степун).

Анализ поэмы «Двенадцать» — тема, образы, жанр и символы

Образ времени-пространства

Город в поэме у Блока одновременно подается как весь «божий свет», то есть не имеет топографической конкретики. Его:

  • «Урбанистические признаки» — это здания (упоминание о них появляется в тексте лишь дважды)
  • Социальные признаки – это маркеры кабаков, погребов

В пространстве поэмы «господствует» и природная стихия – это сугробы, лед, ветер — задачей которой становится уничтожение контуров созданного человеком, т.е. города. Блок привносит в текст таким образом и космогоническое звучание, которое «дополняется» также и цветовой символикой. Черным и белым у поэта обозначены не конкретные объекты, а именно явления космологические:

  • Время – «черный вечер»
  • Осадки – «белый снег»
  • Мифообраз – «в белом венчике»

Функция светообразов здесь – обозначить свет и тень самого мироздания.

Для красного же света Блок оставляет «маркировку» энергии случившего взрыва.

Время в «Двенадцати» не имеет привычной линейности от прошлого к грядущему. Здесь они не отделяются друг от друга, а соединены в настоящем, которое пульсирует от их взаимодействия.

Время соединено в поэме также посредством красноармейцев.

Образы красноармейцев

По логике эти персонажи должны выражать собой грядущее, но у Блока они остаются «носителями старого мира»:

«В зубах — цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!»

В задачи персонажей входит «мировой пожар», уничтожение «незримого врага» и т.д. То есть они являются для Блока не  «новым человеком», а скорее – «ветхим». В попутчиках у красноармейцев обнаруживается «паршивый пес», которого считают:

  • Образом «старого мира»
  • Образом теневой стороны всего мироздания (пес – как символ дьявола)

Жанр «Двенадцати»

Блок определяет жанр «Двенадцати» как поэму. Но произведение не выдержано в нем как лиро-эпический текст. Скорее, здесь очевидно соединение разножанровых фрагментов, переходы меж которыми также не обусловлены конкретными задачами эстетики. Основной характеристикой по жанровому решению можно назвать разноречие, посредством которого и организован весь строй поэмы:

  • Лирическое отступление – речевая характеристика лирического героя
  • Повествование – речь рассказчика
  • Диалог, частушка, романс, солдатская песнь – речь персонажей

Для автора важно передать, к тому же, и равнозначность этих различных жанров, в поэме нет какой бы то ни было очевидной их иерархичности.

Подытожим, такая жанровая разнородность требовалась Блоку для передачи того самого стихийного состояния, неупорядоченности мироздания и предчувствия его революционного обновления.

Композиция поэмы

Но творческие возможности стихии, ее потенциал «уравновеситься» музыкой Блок представляет в «Двенадцати» в их композиционном решении. Цельность поэме, такой разнородной по жанрам, придает ритм марша. Его преобладание над иными текстовыми интонациями ощущается как общая доминанта. Маршевая ритмика подается не отдельным субъектом, а всеми участниками произведения – от рассказчика и красноармейцев до лирического героя. Можно сказать, что так Блок «озвучил» саму стихию, показав ее потенциал самоорганизации в творческом акте.

Сюжет поэмы

Сюжетное построение в данном произведении очень простое, хотя его «очертания», по мысли М.Волошина, «несколько затуманены». Этот критик и современник Блока считал, что фабульная конструкция всей поэмы не является ее сущностью. Главным в ней он определял «волны ее лирических настроений», проходящих по душам 12-ти ее основных персонажей.

Меж тем, исследователи произведения определяют сюжет поэмы как историю героя Петрухи.

Поэт в нем реализует свое понимание сущности человека, который на своем пути:

  • пребывает в стадии стихийного (вначале он просто «ветхий человек»)
  • может откликнуться на вызов мира (духовный конфликт)
  • внять ритмической гармонии мироздания (преобразиться)

Эти стадии и проходит красноармеец, совершая обход ночного города.

  1. Петруха может ощущать этот мир лишь телесно. Его отношение к Катьке неодухотворено ничем. Его восприятие мира эгоцентрично. Получив обиду, он озадачен местью. Это действия «ветхого человека»
  2. Свершается преступление, убита женщина, к которой Петруха испытывал чувства. Обидчик же жив. Разрушительный порыв становится преступлением против самого героя, т.е. саморазрушением
  3. Раскаянием, пришедшим вслед убийству, Петруха «перерождается» — этот процесс у Блока подан как однозначно созидающий. Более того, поэт даже выделяет этого персонажа из общей группы красноармейцев – Петруха «сбился» с ритма, потерял «лицо» как убийца, а затем, вняв общей «музыкальности», становится частью общего «мы».
  4. Злоба уходит со словами прощения-«молитвы»: «упокой…»

Образ Христа в поэме «Двенадцать»

По словам М.Волошина, по отношению именно к этому образу раскрывается основная тема-мысль поэта. Красноармейцы идут вдаль (революционное преображение) без святого имени. Они сразу готовы на все, им изначально никого не жаль. Но космогонические силы ночи и ветра заметают их сознание. Они ищут того самого незримого врага, который словно скрывается от них за домами, треплет красный флаг, мечется по сугробам…

На него направлены их винтовки, от него исходит их беспокойство, ему и грозит патруль из 12-ти красноармейцев:

Меж тем, появление этого образа в поэме принято понимать именно как ведущего этих персонажей, число которых соотносится с числом Христовых апостолов, к будущему. Таким «кощунственным» использованием образа Творца Блоком были возмущены многие его современники, которые предполагали за этим действием поэта последствия его горячего увлечения идеями революции.  По их представлениям,  Христос здесь будто бы инороден.

Но Волошин в работе «Поэзия и революция» утверждал, что Иисус в «Двенадцати» присутствует уже со слов

«Эх, эх, без креста»,

поэтому его выведение в финале не может быть неожиданным. Бог здесь всегда, он с человеком во всех наваждениях этого мира так же, как:

«Прекрасная Дама сквозит в чертах блудниц и незнакомок»…

Однако этот образ не удовлетворял и самого поэта, что обнаруживается в его дневниках. Блок рассуждает там, что главное здесь – это, что Он опять с ними, а не в том, достойны ли красноармейцы Его. Поэт чувствовал, что на месте Христа в поэме должен был быть Другой, но этого Другого Блок не нашел в литературе…

Но, возможно, он столкнулся с Ним в дальнейшем…

Наша презентация темы

Попробовать силы в тематическом кроссворде об этой поэме — здесь 

Используемые источники:

  • https://www.allsoch.ru/sochineniya/334
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/poema12/analiz-proizvedeniya-bloka.html
  • https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-blok/dvenadcat.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/xudozhestvennye-osobennosti-poemy-dvenadcat-a-a-bloka/
  • http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/dvenadtsat-poema-bloka-o-revolyutsii

Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.

Помощь в написании работы, которую точно примут!

Похожие работы на — Индивидуализация обучения детей с особыми образовательными потребностями на уроках фортепиано
Нужна качественная работа без плагиата?

Не нашел материал для своей работы?

Поможем написать качественную работу Без плагиата!

Глава 1. Теоретические основания индивидуализации обучения
музыке детей с особыми образовательными потребностями

.1 Обзор зарубежных и отечественных исследований в сфере
инклюзивного образования

.2 Общие аспекты, особенности и классификация образовательных
потребностей учащихся

.3 Основные принципы и методы работы педагога-музыканта с
учащимися с особыми образовательными потребностями

Глава 2. Методы индивидуального обучения учащихся с особыми
педагогическими потребностями на уроках фортепиано

.1 Разработка специальных методов обучения учащихся с особыми
образовательными потребностями на уроках фортепиано

.2 Апробация комплексов специальных методов по программе
обучения учащихся с ООП на уроках фортепиано

.3. Результаты исследования реализации программы обучения
детей с ООП на занятиях фортепиано

Развитие образование предполагает разработку разнонаправленных научных
знаний, отвечающих актуальным общественным потребностям.

Современный педагог часто сталкивается с проблемой обучения детей с
особыми образовательными потребностями. Ныне в разных странах повсеместно
вводится инклюзивное образование. В настоящее же время наблюдается тенденция к
повышению качества обучения и воспитания учащихся, в связи с чем
индивидуализация образования детей с особыми образовательными потребностями
приобретает особую актуальность.

Данная категория учащихся является одной из самых сложных и неустойчивых
в плане восприятия и освоения учебной информации. Это важно учитывать,
поскольку именно в период обучения закладываются фундаментальные знания и
умения, которые в последствие будут развиты и приумножены.

В современном мире у детей очень большая нагрузка. Это в полной мере
относится к современной музыкальной школе, где стремятся высокому качеству
обучения, которое, в свою очередь, должно быть здоровьесберегающим. Поэтому
обучение в детской музыкальной школе должно развивать ребенка, не утомляя его и
принося максимум пользы и удовольствия.

Данная работа содержит в себе анализ и рекомендации как отечественных,
так и зарубежных исследователей в сфере инклюзивного и индивидуального обучения
учащихся с особыми образовательными потребностями на уроках фортепиано в
детской музыкальной школе.

В отечественной педагогике музыкального образования одним из новаторов
можно считать Л.А. Баренбойма. В его книге «Путь к музицированию» (1973) и в
одноименной школе, созданной в соавторстве с Ф. А. Брянской и Н.Н. Перуновой
(1979) рассматриваются не только методики преподавания инструмента, но так же
рассмотрены взаимодействие ученика и учителя. В 80 — 90 гг. прогрессивные идеи
этих авторов получили плодотворное развитие в трудах представителей петербургской
фортепианной педагогики JI. Борухзон, Ф. Брянской, Л. Волчек, JI. Гусейновой,
JI. Гаккеля, С. Ляховицкой, С. Мальцева, Т. Юдовиной-Гальпериной. Также следует
отметить появившиеся во второй половине XX века прогрессивные педагогические
концепции музыкантов-педагогов Т. Аникиной, А. Артоболевской, М. Берлянчик, В.
Виноградова, И. Назарова, В. Ражникова, Г. Цыпина, все труды которых основаны
на новых принципах музыкального образования. В них даны теоретико-методические
основы и апробация содержания работы с учащимися на разных этапах обучения,
построены модели отношений между музыкальным произведением и исполнителем,
учеником и педагогом, педагогом и музыкой.

Уникальной можно считать методику дошкольного музыкального воспитания
детей — Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или Я — детский педагог» и
авторскую школу игры на фортепиано «Рождение игрушки» А. Мыльникова.

Тем не менее, на практике обозначилось противоречие между значительным
объемом теоретико-методических материалов для осуществления продуктивного
музыкального обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования и
невозможностью их эффективного применения для обучения и воспитания детей с
особыми образовательными потребностями. Данное противоречие обусловило проблему
исследования: каковы педагогические возможности и условия оптимизация обучения
музыке детей с особыми образовательными потребностями на уроках фортепиано?

Объект исследования — обучение музыке детей с особыми образовательными
потребностями.

Предмет исследования — индивидуализация обучения детей с особыми
образовательными потребностями на уроках фортепиано.

Цель данной работы: выявить возможности и условия, а также разработать
эффективные методы индивидуального обучения учащихся с особыми образовательными
потребностями на уроках фортепиано в ДМШ.

В связи с проблемой исследования выдвигается гипотеза: индивидуализация
обучения музыке детей с особыми образовательными потребностями на уроках
фортепиано будет успешной, если педагог:

знает и педагогически дифференцирует индивидуальные психофизиологические
особенности каждого учащегося;

владеет различными методиками и методами работы с детьми с особыми
образовательными потребностями и отбирает наиболее эффективные для формирования
исполнительских навыков учащихся;

анализирует успехи и неудачи детей и впоследствии на основе выводов
намечает способы профилактики ошибок и неудач.

Объект, предмет, гипотеза и цель исследования позволяют сформулировать
следующие задачи:

. Проанализировать психофизиологическую специфику и типы учащихся с
особыми образовательными потребностями;

. Разработать и апробировать методы работы с учащимися с особыми
образовательными потребностями; дать оценку целесообразности их применения в
практической деятельности педагога- музыканта.

. Сформулировать методические рекомендации по совершенствованию работы
педагога-музыканта с учащимися с особыми образовательными потребностями на
уроках фортепиано в ДМШ

Методологической основой исследования является личностно-
ориентированный, деятельностный и ценностный подходы к учащимся с особыми
образовательными потребностями.

В основу работы также легли философские положения о воспитании и
образовании как целостном педагогическом процессе Блонского П.П., Коменского
Я.А., Макаренко А.С. Труды в области музыкальной психологии Зимней И.А., Цыпина
Г.М.; психология музыкальных способностей В.И. Петрушина; теория исследования
проблем социального воспитания Ширшова В.Д.; формирование творческих качеств
личности в процессе образования Альтшуллера Г.С., Адрианова П.Н., Смирнова ИП.;
концепция оптимизации учебной деятельности Бабанского Ю.К.; специальная
литература по инклюзивному образованию И.М. Бгажноковой и под ред. В.В.
Воронковой теории о роли искусства в воспитании и становлении личности
Выготского Л.С., Петровский А.В., Теплов Б.Мю, Якобсон П.М.; авторские методики
обучения игре на фортепиано в работах педагогов-музыкантов Алексеева А.Д.,
Баренбойма Л.А., Шмидт-Шкловской А.А, Юдовиной-Гальпериной Т.Б..
Здоровьесберегающее обучение музыке Баклановой Т.И., проблематика педагогической
импровизации В.А. Кан-Калика, В.И. Загвязинского, Ю.П. Азарова, В.И. Андреева,
М.М. Поташника

Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования;
синтез; моделирование; изучение учебно-методических и программных документов,
регламентирующих обучении в системе ДО; обобщение инновационного опыта работы
специалистов, собственного опыта работы с учащимися в классе фортепиано;
наблюдение за учащимися с ООП на уроках фортепиано; разработка комплекса
заданий для учащихся с ООП; опытно-экспериментальная работа; педагогическая
интерпретация ее результатов.

Исследование состоит из введения, двух разделов, заключения, списка
литературы и приложений.

Опытно-экспериментальная работа проходила на базе МОУ ДОД «Детская
музыкальная школа №1 г. Сергиев Посад». Общее число респондентов- 10 человек.

Глава 1. Теоретические основания индивидуализации обучения музыке детям с
особыми образовательными потребностями

.1 Обзор зарубежных и отечественных исследований в сфере инклюзивного образования

Вопрос об «инклюзивном» образовании зародился еще в начале ХХ века, но
лишь к середине 80-х годов достиг пика своего развития.

Инклюзивное образование (инклюзивный от франц. inclusif — включающий в
себя, от лат. include — заключаю, включаю, иначе — «включенное образование»).
Важным шагом в развитии инклюзивного образования было введение термина
«инклюзия» и провозглашение принципов инклюзивного образования на Всемирной
конференцией по образованию детей с особыми потребностями, состоявшейся в Саламанке
(Испания) в июне 1994 г. под эгидой ЮНЕСКО. Более 300 участников,
представляющих 92 правительственных и 25 международных организаций, рассмотрели
важнейшие изменения в политике, необходимые для реализации концепции инклюзии и
создания условий для того, чтобы школы служили интересам всех детей, в том
числе тех, у которых имеются особые образовательные потребности. В финальном
докладе были озвучены основные проблемы и разработаны восемь принципов
инклюзивного образования.

Восемь принципов инклюзивного образования:

. Ценность человека не зависит от его способностей и
достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый
человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди
нуждаются друг в друге. 5. Подлинное образование может осуществляться только в
контексте реальныхвзаимоотношений. 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе
ровесников. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в
том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8. Разнообразие усиливает
все стороны жизни.

Сама формулировка «особые образовательные потребности» в образовательной
практике и педагогической науке заменяет такие определения, как «инвалид» и
«лицо с ограниченными возможностями», как более корректная, которая смещает
акцент с медицинской оценки, на его естественные запросы и реализацию личного
права на образование. Однако понятие особых образовательных потребностей —
намного шире. Помимо инвалидов, к этой категории относятся все учащиеся,
имеющие дополнительные запросы в процессе получения образования: воспитанники
детских домов, иностранцы, имеющие проблемы с языком и культурой места своего
обучения и другие категории учащихся, не имеющие инвалидности, но страдающие
целым рядом наследственных, генетических, так же хронических соматических
заболеваний, создающих определенные трудности в обучении.

Инклюзивное обучение предполагает создание максимально благоприятных
условий для обучения всех категорий учащихся, включая и основной контингент
здоровых учеников. Учебное заведение, которое вступило на путь инклюзивного
образования, значительно отличается от других, как более оснащенное и более
удобное для учебного процесса.

Как и любая педагогическая разработка, инклюзивное образование находится
в поиске новых эффективных способов обучения и воспитания ученика.

В данной работе рассмотрены следующие категории учащихся с особыми
образовательными потребностями:

учащиеся с задержкой в развитии, связанной с физическими проблемами;

гиперактивные и «неконтактные» дети (исключая детей с ранним детским
аутизмом).

Очевидно, что для этих категорий учащихся возможно даже больше, чем для
здоровых детей, необходимы особые приемы и методы педагогической работы. Это в
полной мере можно отнести к обучению детей с особыми образовательными
потребностями в классе фортепиано.

Поскольку занятия проводятся индивидуально с каждым из учащихся,
рассмотрим основные положительные стороны индивидуализации обучения.

Индивидуальное обучение — форма, модель организации учебного процесса,
при которой:

) учитель взаимодействует лишь с одним учеником;

) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения

Индивидуализация обучения позволяет полностью адаптировать содержание,
методы, а главное темп учебной деятельности учащегося с особыми
образовательными потребностями, дает возможность следить за выполнением и
решением конкретных задач; следить за его динамикой движения от незнания к
знанию; корректировать деятельность не только обучающегося, но и учителя;
приспосабливаться к меняющимся задачам со стороны учителя и со стороны ученика.
Все это позволяет учителю рассчитывать силы учащегося, давать посильные задачи,
работать в оптимальное для ученика время, не ограничивать волю и желания
учащегося, подбирать подходящий репертуар, рассчитывать время урока исходя из
возможностей ученика. При совокупности этих условий, достигаются высокие
результаты обучения.

Классификационные характеристики технологий индивидуализированного
обучения, которые дифференцируются;

·       По уровню применения: все уровни.

·       По философской основе: гуманистические.

·       По основному фактору развитая: комплексная: биосоциои

·       По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная,
общеобразовательная, личностно-ориентированная +дидактоцентрическая, проникающие
психогенные

·       По подходу к ребенку: гуманно-личностные.

·       По способу усвоения: ассоциативно-рефлекторные.

·       По типу управления: система «репетитор».

·       По организационным формам: альтернативные, академические +
клубные, индивидуально-групповые.

·       По преобладающему методу: программированные, само
развивающие, творческие

·       По направлению модернизации: альтернативные.

·       По категории обучаемых: все категории.

Говоря об индивидуальном подходе, следует заострить внимание на
оптимизации учебного процесса. Сама оптимизация необходима для
профессионального выбора форм и методик преподавания детям с особыми
образовательными потребностями.

Рассмотрим основные положения теории оптимизации учебно-воспитательного
процесса с учетом особенностей индивидуального обучения.

Оптимизация (от лат. optimus — “наилучший”) в общем виде означает выбор
наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий,
средств и действий.

«Оптимизация предполагает постоянное нарастание требований по мере роста
реальных учебных возможностей школьников» такое определение дает Бабанский
Ю.К., создатель теории оптимизации обучения как научно обоснованного выбора и
осуществления варианта обучения, который рассматривался с точки зрения
успешности решения задач и развития, образования и воспитания учащихся. Если же
оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор,
создание форм и методов, которые обеспечат достижение наилучших результатов при
минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.

Оптимизация достигается сочетанием различных приемов и методов. Это
сознательный, обоснованный выбор учителя одного или несколько возможных
наилучших вариантов.

Рассмотрим ряд теоретических исследований в данной области. Концепция
оптимизации обучения была разработана в 70-е г. XX в.

Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник выделили 4 критерия

. Максимально возможные результаты в формировании знаний, учебных умений
и навыков.

. Минимально необходимые затраты времени учащихся и учителей на
достижение определенных результатов.

. Минимально необходимые затраты усилий на достижение определенных
результатов за отведенное время.

. Минимальные, по сравнению с типичными, затраты средств на достижение
определенных результатов за отведенное время.

Учебный процесс будет оптимальным в том случае, если его высокий
результат достигается в короткий срок с минимальными усилиями учащихся и
учителей.

Оптимизация предполагает целенаправленный выбор методов, форм и приемов
для конкретного учебного занятия. Ю.К. Бабанский предложил ряд этапов
проектирования оптимального варианта обучения [ ]

.Составление оптимального плана обучения.

.Отбор и конкретизация содержания обучения.

.Выбор наиболее эффективных форм обучения для данных условий.

. Наилучшее рациональное сочетание методов обучения.

.Корректировка условий для реализации плана и задач обучения.

. Анализ оптимальной реализации плана и решения задач обучения.

Оптимизация процесса обучения предполагает скрупулезный анализ и учет
особенностей индивидуального развития ребенка, его знаний, умений и навыков,
т.е. индивидуального подхода, потому как, обучение связано не только с
накоплением знаний и навыков, но и с физическим развитием, формированием
игрового аппарата (пальцевая техника, работа над звукоизвлечением, штрихами и
пр.) Также оптимизация предполагает, что каждый школьник достигает высшего для
себя уровня. Следует учесть, что при очевидных различиях у детей с особыми
образовательными потребностями, их успехи и достижения также будут отличаться.

Преподавание музыки детям с особыми образовательными потребностями
требует также достаточного знания разных методик, созданных в авторских
фортепианных школах.

Сама фортепианная педагогика, как ветвь музыкальной педагогики,
насчитывает не более полутора столетий своей истории. За это время она активно
развивалась и претерпевала изменения. Формирование методик начиналось с
«любительского» преподавания. Навыки, приемы передавались в прямом смысле из
«рук в руки». Только в начале ХIХ века появились пособия, написанные
выдающимися преподавателями того времени: Ф. Калькбреннером и К. Черни.

Позже началось разделение на академическую, традиционную и комплексную
методики обучения.

Академическая методика обучения игре на фортепиано предполагает изучение
музыкальных дисциплин отдельно друг от друга. Предмета, где эти дисциплины
проходились бы в их взаимосвязи с первого года обучения, в системе
традиционного музыкального образования нет. Традиционная методика обучения игре
на фортепиано строится на изучении исключительно академического (классического)
репертуара. При этом не изучается эстрадный и джазовый репертуар, учеников не
обучают играть по слуху, импровизировать и т.д. В большинстве случаев учащиеся
заучивают музыкальный текст наизусть для исполнения на зачете, экзамене или
концерте.

Что касается комплексного обучения, то оно предполагает изучение всех
компонентов музыкального искусства (музыкального языка) в их взаимосвязи. Речь
идет о синтезе дисциплин, возможности учащегося постигать не только
классический репертуар, но и эстрадный, возможность осваивать джазовые
стандарты, открывать возможности импровизации, работе над композицией и т.д.
Используя взаимопроникновение музыкальных дисциплин, ученик быстро осваивает
свободное владение фортепиано или голосом. А по-настоящему свободное владение
инструментом- это и чтение нот, и подбор по слуху, и сочинение музыки, и пение,
и аккомпанемент. Комплексная методика обучения игре на фортепиано строится на
изучении произведений различных музыкальных направлений и стилей (от классики
до авангарда), что способствует расширению музыкального кругозора ученика,
подразумевает слушание музыки с обязательным анализом прослушанного материала и
применением сделанных выводов на практике. Благодаря такой методике обучения
ученики достаточно глубоко и свободно разбираются в музыке, понимают суть и
особенности музыкального языка.

Одной из самых ярких личностей в сфере фортепианной педагогики можно
назвать Л.А. Баренбома. Его труд «Путь к музицированию»[ ] лег в основу многих
методических разработок. Данный труд является некой квинтэссенцией накопленного
опыта. На основе изучения систем музыкального воспитания отечественных и
зарубежных педагогов Л.А. Баренбойм создал методику музыкального обучения,
направленную на гармоничное развитие личности начинающего пианиста.

Перечислим педагогические принципы Л.А. Баренбойма в работе с учащимися:

. Духовно-нравственное развитие ученика в процессе паботы над музыкальным
произведением:

Баренбойм подчеркивал ценность не буквальных указаний педагога, а знаний
и опыта, полученных в процессе работы над произведением, поскольку знания,
культура, изучение окружающей жизни представляют собой фундамент для развития
самостоятельной творческой личности.

Основным методом в работе учащегося-музыканта над произведением, в целях
выявления идеального художественного образа, ученый считал «вслушивание»,
которое предваряло исполнение. По Баренбойму, в основе идеального образа должно
лежать собственное представление учащегося, которое педагог может только
корректировать и лишь указывать ученику на то огромное поле информации, которое
лежит за рамками нотной записи и таким образом обозначить проблему.

Применяя методы проблемного обучения, Л.А. Баренбойм постепенно усложнял
стоящие перед учениками задачи, двигаясь от элементарного анализа структуры
произведения к более глубоким слоям содержания. В качестве таких методов можно
назвать обращение к более сложным ассоциациям как музыкальной, так и
внемузыкальной сферы и сравнительный анализ интерпретаций.

. Опора на художественное содержание музыкального произведение.

В середине XX столетия был распространен догматический тип обучения игре
на фортепиано, предполагающий приоритет технического начала над содержательной
стороной в процессе работы над произведением, что противоречило педагогическим
и художественным взглядам Л.А. Баренбойма. Он определял технику исключительно
как средство воплощения художественного замысла и в соответствии с этим строил
свои занятия с учащимися, уделяя большое внимание изучению музыкального образа,
основной идее произведения.

. Активизация творческих сил учащихся

Данный принцип выражался в том, что Баренбойм в своей деятельности
добивался максимального осмысления учеником не только собственно процесса
освоения произведения, но и сущности искусства интерпретации вообще.
Приблизительность нотной записи, объективно связанная с возможностями
письменной фиксации, побуждает учащихся на основе тщательного анализа всех
элементов нотной записи выстроить собственный исполнительский план, что
предполагает активное развитие интеллекта и самостоятельности.

Следует заметить, что в традиционном образовательном процессе, связанном
с обучением исполнительскому искусству, пути к решению исполнительских задач
музыканты часто находят интуитивно. Баренбойм настаивал на том, чтобы в
процессе разучивания ученик осознавал и тщательно анализировал не только все
элементы содержания и формы, но и активно искал оптимальный путь к решению
любой исполнительской задачи. Это способствовало развитию мышления учащегося,
формированию эрудиции, оттачивание профессиональных умений.

. Диалогическое взаимодействие ученика и учителя

Анализ творческого наследия Л.А. Баренбойма с позиции межличностных
отношений педагога и ученика показал, что они основывались именно на
сотрудничестве и творческом взаимодействии.

В теории педагогики под сотрудничеством понимают субъект-субъектные
отношения и общность целей педагога и ученика

Для Баренбойма ученик — не объект педагогического воздействия, а
полноправный субъект творческого взаимодействия. Стратегические цели педагога и
ученика в классе Л.А. Баренбойма, как правило, совпадали, что не означало их
тактического совпадения. Л.А. Баренбойм придерживался индивидуального подхода к
ученикам как в вопросах формирования репертуара, так и в темпах и содержании
работы. Его отличало уважительное отношение к учащимся с самыми разнми
возможностями. Кроме того, установлению партнерских взаимоотношений между
Баренбоймом и его учениками в высокой степени соответствовала атмосфера
индивидуально-коллективных занятий.

Можно утверждать, что Баренбойм, используя сотрудничество как основу
межличностных отношений, находил оптимальное сочетание приемов, позволявших
давать ученикам необходимые знания, умения и навыки. Это служило
психолого-педагогическим катализатором профессионального и личностного роста
его учеников. Баренбойм, по сути, явился предвестником развития такого
перспективного направления, каковым является в современной науке педагогика
сотрудничества.

. Целостность педагогического процесса (обучение — воспитание — развитие)

Предполагает практическую направленность обучения, учет специфики и
характерных особенностей будущей профессиональной деятельности обучающегося.

С учетом профессиональной направленности должны строиться не только планы
и программы, но и осуществляться сам подход к организации
учебно-воспитательного процесса в вузе. К примеру, студент, готовящийся стать
педагогом, должен не только освоить данное ему произведение, но и приемы и
методы работы с этим произведением с будущими учениками

Кроме того, обязательно включение в учебный репертуар музыкального
материала, который может быть использован студентом в дальнейшей работе с
учащимися.

Баренбойм также считал, что формирование необходимых для будущей
профессии качеств и свойств требует активизации меж предметных связей и
интеграции учебных дисциплин, причем как специальных, так и общих.

Таким образом, в педагогической деятельности Баренбойма оформился
известный в педагогике принцип профессиональной направленности обучения.

В историю фортепианной методической мысли вошел как педагог-реформатор,
установивший и распространивший более рациональные методы пианистического
обучения Т. Лешетицкий — крупнейший педагог, воспитавший за многие десятилетия
своей работы (в России и за границей) ряд выдающихся пианистов. В педагогике
Лешетицкого отчетливо сказывается стремление противопоставить распространенному
тогда натаскиванию ученика — воспитание мыслящего исполнителя, владеющего
навыками самостоятельной художественной и технической работы.

Охарактеризуем основные принципы методической системы Лешетицкого:

Постановка слегка согнутого 1-ого палеца под углом 45 градусов;
«арка» между 1 и 5 пальцами; выправленность вовне косточек суставов,
соединяющих пальцы с запястьем; ощущение «мяча» в руке; вертикальное
положение последних фаланг 2-5 пальцев в пальцевой пассажной технике; особенно
высокое положение купола кисти в двойных нотах и октавах.

.Большое внимание выработке пальцевой техники.

.Систематическая работа над воспитанием концентрации внимания (выучивание
фрагментов, затем вплоть до пьесы целиком, без рояля, внутренним слухом)

.Традиционная для современной методики работа над звуком, над
дифференциацией звучности по вертикали, над кантиленой и естественностью фразы,
над стилем и т.д.

.Широкий взгляд на воспитание пианиста — важность теоретических знаний,
включая обучение композиции.

Лешетицкий был одним из первых педагогов, осознавших, что упражнение- это
прежде всего умственный процесс, и противопоставивших механическому заучиванию
вдумчивое упражнение, основанное на концентрации внимания и анализе трудностей.
Он отказался и от «изолированной» пальцевой игры и стал вводить движения
остальных частей рук, особенно кисти («кистевая рессора»).

Впоследствии некоторые из учеников Лешетицкого попытались изложить его
педагогические принципы в специальных методических трудах. Так возникли книги
его ассистентки Мальвины Брей и другие. Однако эти попытки не увенчались
успехом. Превратившись в застывшие каноны, традиции знаменитого педагога
казались наивными и искусственными.

Одним из выдающихся педагогов-пианистов начала ХХ века можно считать И.
Гофмана. В своей книге «Фортепианная игра» он рассказывает, не только о
технической подготовке пианиста (о правильном положении руки, способах и
приемах, туше и т.д), но и о нравственном воспитании ученика. Ценны его
замечания по самостоятельной работе.

Вот несколько положений методики И. Гофмана

) Он считал:«…можно взять какого-нибудь исключительного учителя с
отличной репутацией, который будет превосходным преподавателем для продвинутого
ученика, но может оказаться неспособным заложить доброкачественный фундамент у
начинающего пианиста» []

) Ученики младшего возраста должны заниматься два раза в неделю.

) Репертуар должен соответствовать возрасту и развитию ребенка. Как
умственному и техническому, так и музыкальному.

Руководствуясь этими принципами, свою методику разработала Т.
Юдовина-Гальперина. Ее методическое пособие «За роялем без слёз, или я —
детский педагог» пользуется популярностью у педагогов как ДМШ, так и
общеобразовательных школ.

Первое инновационное направление этой программы — возврат к основаниям
природообразной педагогики Я.А. Коменского. Помочь ребенку выразить себя,
открыться творчеству, разбудить в нем фантазию и любознательность.

Ко второму можно отнести идеи гуманистической педагогики (К. Роджерс).
Стоит обратить внимание на упор в «здоровьесберегающую педагогику», что так
характерно для «инклюзивного образования»: ориентация на оптимальное развитие
психической, физической, нравственной и других сфер жизни ребенка. Разумное и
бережное отношение к ребенку, плавный, нефорсированный процесс обучения
позволит раскрыть потенциал ученика и способствовать развитию полноценной
творческой личности.

Данное пособие затрагивает как раз детей с особенными педагогическими
потребностями: дети-левши, дети с речевыми расстройствами. Также в методике
рассматривается такой творческий союз, как «Педагог- ребенок- родители».

Вводится новое понятие, как импрессинг — это избирательное активирующее
воздействие внешней среды, падающее на наиболее чувствительный период развития
и способное в некоторых случаях определить, направить всю последующую жизнь
человека.

Затрагивая в своей работе только преподавание фортепиано, Т.
Юдовина-Гальперина, открыла множество граней воспитания и «взращивания»
маленького человека. Весь смысл её методики — обучение всех детей независимо от
их способностей.

Интересна авторская школа игры на фортепиано А. Мыльникова «Рождение
игрушки»: «…Научить юного пианиста самостоятельно ориентироваться в
музыкальных стилях и направлениях, адекватно применять свои знания, умения,
навыки при разучивании конкретного произведения — основная методическая задача
Школы. Пьесы, этюды и экзерсисы основаны на свободном использовании образов и
форм клавирной и фортепианной миниатюры XYIII -XX веков и направлены на
последовательное освоение учащимися законов фортепианной игры» []

Алексей Мыльников, санкт-петербургский композитор, создал в 1998-2000 гг.
ДМШ предназначенную для учащихся первых пяти лет обучения.

В основе дидактико-методической концепции А. Мыльникова лежат следующие
устано
Похожие работы на — Индивидуализация обучения детей с особыми образовательными потребностями на уроках фортепиано Дипломная (ВКР). Педагогика.
Конфликт Поколений В Грозе Сочинение
Курсовая работа: Инфляция и ее влияние на денежное обращение
Контрольная Работа 4 7 Класс
Контрольная Работа 2 Кислород Водород Вода
Реферат: Практичні аспекти підвищення конкурентоспроможності сільгосппродукції
Ответы На Контрольную Работу 6 Класса
Реферат: The DiamondWater Paradox Essay Research Paper Marginal
Мини Сочинение 4 Кл Опк Мой Крест
Сочинение Эссе Тема Родины В Творчестве Природы
Строение Реферата
Доклад: Из истории московского дома
Реферат по теме Поняття про пам’ять: системи і функції
Реферат На Тему Правовое Положение Римского Гражданина. Прекращение Обязательств
Административная Контрольная Работа По Биологии 11 Класс
Праздники Казахстана Реферат
Сочинение На Тему Дружба Вступление
Почему Христос Загадка Финала Двенадцать Сочинение Краткое
Из Сочинения О Воспитании Клириков Книга 1
Курсовая работа по теме Особливості Лондонського страхового ринку
Контрольная Работа No 1 Лингвостилистический Анализ Текста
Реферат: I Want To Believe Essay Research Paper
Похожие работы на — История прокуратуры Самарской области
Книга: Конституционное право зарубежных стран

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Почему фамусов и его гости так охотно подхватывают сплетню о сумасшествии чацкого сочинение
  • Почему учителя из рассказа астафьева пользовались большим уважением среди жителей села
  • Почему услышав рассказ обломова штольц назвал его поэтом
  • Почему ученик 3 класса превратился в старика в сказке о потерянном времени
  • Почему устную речь называют живой сочинение
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии