А. И. Куприн по праву считается одним из лучших писателей-реалистов, творивших на рубеже 19-20 веков.
Одна из излюбленных его тем – любовь, часто трагичная, но способная возвыситься над обыденностью и пошлостью повседневной жизни. Необычайным лиризмом проникнуты произведения писателя «Суламифь», «Олеся», «Гранатовый браслет».
История создания рассказа
Долгое время А. Куприн был дружен с семьей Любимовых, занимавшей высокое положение в Москве и Петербурге. Именно второй город и стал местом действия истории, которую сын героини охарактеризовал как анекдотическую, а писатель использовал в качестве основы, когда писал произведение «Гранатовый браслет». В 1910 году под пером талантливого писателя она превратилась в сюжет одного из самых «благоуханных» (определение К. Паустовского) произведений о любви.
Как все было в действительности?
В книге «На чужбине» Л. Любимов рассказывает о любви (или болезненной страсти – в семье считали телеграфиста маньяком) простого чиновника Желтого к Людмиле Ивановне Туган-Барановской, его матери. В течение двух или трех лет он присылал ей анонимные письма, наполненные то признанием в любви, то ворчанием. Нежелание открыть свое имя объяснялось разным социальным положением и пониманием невозможности каких бы то ни было отношений между ними. Мать, по словам Л. Любимова, вскоре перестала читать эти послания, и лишь бабка всякое утро смеялась, знакомясь с новым письмом. Возможно, все так и закончилось бы, но однажды влюбленный телеграфист прислал подарок – гранатовый браслет. Создание ситуации, которая могла расцениваться как компрометирующая, стало последней каплей: брат и жених Людмилы Ивановны отправились к Желтому домой – это была убогая мансарда на 6 этаже – и застали его за написанием очередного послания. Телеграфисту вернули браслет и попросили больше никак не напоминать о себе. О судьбе Желтого в семье Любимовых больше ничего не слышали. Так закончилась реальная история. А. Куприн переосмыслил ее и включил в рассказ «Гранатовый браслет», дополнив своим вариантом концовки.
Вся суть в финале
Именно так считал Л. Любимов, оценивая роль реальных событий в создании художественного произведения. А. Куприн домыслил произошедшее с Людмилой Ивановной. В его рассказе Желтков, бедный телеграфист, пишет Вере Николаевне, главной героине, прощальное письмо и уходит из жизни. Узнав о его смерти, В. Н. Шеина отправляется к нему на квартиру, желая взглянуть на теперь уже мертвого тайного воздыхателя, а затем выполняет последнее желание Желткова — слушает 2 сонату Бетховена. В этот момент к ней и приходит осознание того, насколько чиста, бескорыстна и безнадежна была эта любовь. Так заканчивается «Гранатовый браслет», история создания которого стала творческим переосмыслением по сути обычного явления в жизни людей.
Роль эпиграфа в рассказе
Появление 2 сонаты Бетховена в рассказе не является случайностью. Дело в том, что в 1910 году А. Куприн, живший какое-то время в Одессе, часто навещал семью Майзельсов, где услышал это музыкальное произведение. Впечатление его было настолько сильным, что после возвращения домой писатель принимает решение написать о светлом и чистом чувстве, какое испытывал бедный чиновник к знатной даме. Первым его шагом стала фраза: «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato», записанная на листе бумаги и послужившая затем эпиграфом к рассказу о любви телеграфиста.
Сонатой Бетховена начинается повествование и ею же заканчивается, придавая произведению композиционную завершенность. В результате у Куприна в финале образуется единое трио. Великая музыка, способная пробудить в человеке дремавшие чувства и заставить по-новому взглянуть на мир. Настоящая любовь, ничего не требующая взамен и потому существующая вечно. Смерть, возвеличивающая человека, способного пожертвовать собой ради благополучия другого.
Таким образом, «Гранатовый браслет» — история создания одного великого произведения – литературного — под воздействием другого — настоящей музыки.
Смысл названия
Не меньшую роль в пробуждении героини сыграл и подаренный ей Желтковым браслет. Грубоватый и простоватый на первый взгляд, он таил в себе великую тайну. С давних пор существуют легенды о том, что гранат, очень редкий и поражающий своей красотой камень, способен принести счастье владельцу. Преподнесенный в качестве подарка, он часто играл роль амулета. А в рассказе А. Куприна эта семейная реликвия оделяла своего хозяина еще и даром предвидения. Можно предположить, что вместе с браслетом Желтков хотел передать своей возлюбленной частичку своей чистой и святой души, которая оберегала бы ее всю оставшуюся жизнь.
Осознание духовного богатства ранее чужого ей человека и понимание того, что что-то самое важное в жизни прошло мимо, приходит к Вере Николаевне уже после смерти героя. Его переживания и поступки заставили светскую даму по-новому взглянуть на себя и на мир вокруг. Так любовь в «Гранатовом браслете», пусть даже безответная и трагическая, пробуждает душу человека, наполняет ее новыми эмоциями и чувствами.
Гимн самоотверженной любви
А. Куприн признавался, что «…ничего более целомудренного…», чем «Гранатовый браслет», в своей жизни не писал. Он не дает в рассказе нравственных оценок и не пытается искать в случившемся правых и виноватых. Автор просто повествует о ярких и в то же время печальных переживаниях героев в то время, когда люди, по словам Аносова, «разучились любить». Во время разговора генерал отмечает: «Любовь должна быть трагедией». Может быть, потому, что истинная любовь на самом деле встречается в жизни очень редко и доступна единицам. Уходит из жизни никем не понятый Желтков, но он оставляет как память о себе и как символ искренних, прекрасных чувств старинный гранатовый браслет.
История создания рассказа удивительна. Обыграв обычную жизненную ситуацию, А. Куприн сумел показать, что истинная любовь – это и есть основа всего живого на земле.
А. И. Куприн. Рассказ «Гранатовый браслет». Изображение глубокой, бескорыстной любви
Задачи: — на примере литературно-критического анализа текста показать, что любовь в представлении А.И. Куприна является возвышенным чувством;
— развивать у 11-классников самообразовательную, личностную, социальную компетентности;
— продолжать формировать у учащихся навыки анализа литературного произведения, навыки работы с текстом, вырабатывать собственные суждения и критические оценки, умение давать объективную характеристику поступкам людей;
— воспитывать бережное отношение к любви, к чувствам окружающих.
Оборудование: аудиозапись «Аппассионаты» Бетховена, аудиозапись «Аппассионаты» Бетховена, работа ученика – коллаж из иллюстраций к рассказу.
Методы работы: поисковый, исследовательский.
Формы работы: работа с текстом; выбор цитат; анализ текста (целостный, сопоставительный, анализ эпизода); выявление художественных особенностей текста.
Х О Д У Р О К А
(Перед каждым учеником – листок с 4 вопросами,
литературно-профессиональный кодекс А.И.Куприна)
— Ребята, назовите эпиграфы, подобранные вами к сегодняшнему уроку. Мотивируйте свой выбор.
(Учащиеся называют эпиграфы, подобранные дома)
Да святится имя Твоё…
(Звучит аудиозапись «Аппассионаты» Бетховена.
На фоне музыки ученик читает наизусть последнее письмо Желткова)
— Из какого произведения этот отрывок?
— Тема любви в литературе не нова. Вспомните, в творчестве каких писателей звучит эта тема, и процитируйте известные вам строки.
(Учитель может начать, ученики продолжат:
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
А.Пушкин
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Ф.Тютчев
Радость и горе, волнение дум,
Сладостной мукой встревоженный ум,
Трепет восторга, грусть тяжкая вновь,
Счастлив лишь тот, кем владеет любовь.
Й.-В. Гете)
— Рассказ «Гранатовый браслет» — еще одна история о любви. Любви маленького, бедного чиновника, телеграфиста, Желткова, полюбившего светскую красавицу, жену предводителя дворянства, Веру Николаевну Шеину. Любовь заканчивается трагично… Всё. Короткий рассказ — и целая человеческая жизнь. Малая литературная форма — и огромная трагедия… [5].
— Перед вами на листах — ключевые вопросы, которые будут в центре сегодняшнего урока. Читаем вопрос, обсуждаем, записываем ответ в тетрадь.
1. Любовь – это великое
счастье или трагедия?
2. Счастлива ли Вера Николаевна Шеина?
3. Желтков жалок
или вызывает уважение?
4. В чем проявляется гуманизм Куприна?
Один из учащихся зачитывает вопрос 1:
«Любовь – это великое счастье или трагедия?»
— Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме?
(Звучит аудиозапись «Аппассионаты» Бетховена)
— Звучат нежные звуки «Ларго Аппассионато» Бетховена. Именно эту симфонию перед смертью попросил Желтков прослушать Веру Николаевну.
Как вы думаете, какова роль музыки в этом произведении?
— Посмотрите фрагмент из х/ф «Гранатовый браслет» и подумайте над вопросом «Любовь – это великое счастье или трагедия?»
(Просмотр1-ого фрагмента из х/ф – «Генерал Аносов о любви»)
— Рассказ имел большой успех у современников. А какие чувства испытали вы, прочитав это произведение?
— Группе ребят было дано опережающее задание исследовательского характера: изучить материалы Интернет-сайта, посвященного Куприну [3], и ответить на вопрос «Рассказ «Гранатовый браслет» – чистый вымысел или писатель сумел найти в реальной жизни сюжет, отвечающий авторской идее?»
— Итак, любовь – это великое счастье или трагедия? Запишите ответ, мотивируйте его.
(Проверка у 2 чел.)
Один из учащихся зачитывает вопрос 2:
«Счастлива ли Вера Николаевна Шеина?»
— Действие рассказа происходит в приморском курортном городе, где «все живут, точно в стеклянных банках», как пишет Куприн. И вот приходит день ее именин. Как княгиня воспринимает это событие? [2].
— Обратите внимание на 2 слова: СЧАСТЬЕ и ЧУДО. Как вы думаете, что имел в виду автор, говоря о таком душевном состоянии Веры?
— Кстати, что иногда люди принимают за любовь?
— Вот и она свою жизнь в браке считала счастливой. Но была ли при этом счастлива?
— А почему, на ваш взгляд, действие рассказа происходит осенью?
— А теперь прошу найти в тексте строки, описывающие портрет Веры Николаевны. Как он характеризует ее?
— Давайте продолжим ассоциативный ряд: холодный – высокомерный – гордый – надменный – аристократический…
— Итак: …холодная и высокомерная красота осенних цветов…
И рядом — холодной гордое лицо Веры, ее холодная любезность, независимость, царственное спокойствие.
— Но – непогода сменится теплыми днями, на смену лету придет осень, за молодостью будет старость, самые красивые цветы обречены на увядание…
— Возможно, в юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, недаром Куприн упоминает о прежней страстной любви к мужу. Теперь эта женщина уже не пустит так просто кого-нибудь в свою душу.
— Что она подумала, когда увидела письмо от Желткова?
— Итак, счастлива ли Вера Николаевна? Запишите ответ, мотивируйте его.
(Проверить у 2 чел.)
Один из учащихся зачитывает вопрос 3:
«Желтков жалок или вызывает уважение?»
— Князь Шеин и брат княгини решают найти Желткова и вернуть ему браслет, дабы сохранить доброе имя Веры и её мужа. Каков облик мелкого чиновника телеграфа? [4].
— Просмотрев еще один фрагмент кинофильма, обратите внимание на два обстоятельства: на то, в какой бедности живет Желтков, и на то, как он себя ведет.
(Просмотр 2-ого фрагмента из х/ф – «Визит к Желткову»)
— Итак, бедность… Но как же он ведет себя во время визита непрошеных гостей?
(Выступление ученика-автора коллажа с комментарием к нему)
— Так жалок Желтков или вызывает уважение? Запишите ответ, мотивируйте его.
(Проверить у 2 чел.)
Ученик зачитывает вопрос 4:
«В чем проявляется гуманизм Куприна?»
— Ребята, у вас на партах лежит литературно-профессиональный кодекс А.И.Куприна (см. приложение 1). Ученику, который занимается исследованием творчества этого писателя в МАНе, было предложено выбрать одно из профессиональных требований к писательскому труду и прокомментировать его на примере рассказа «Гранатовый браслет» [1].
— Итак, в чем проявляется гуманизм Куприна? Запишите ответ, мотивируйте его.
(Проверить у 2 чел.)
— Подведем итоги нашего разговора. Обозначьте стрелочками взаимосвязь между 4 проблемными вопросами, которые мы с вами обсудили в ходе урока, и устно мотивируйте выбранное вами направление стрелок (см. приложение 2). У вас есть 2 мин.
(Опрос 2 уч-ся)
Оценивание.
Домашнее задание:
1) дифференцированное: используя знания текста “Гранатового браслета”, составьте психологический портрет одного из героев (по выбору);
2) написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:
— Любовь в жизни родных мне людей.
— Какой любви я жду?
Приложение 1
ЛИТЕРАТУРНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС А.И.КУПРИНА
Первое. Если хочешь что-нибудь изобразить… сначала представь себе это совершенно ясно: цвет, запах, вкус, положение фигуры, выражение лица… Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные. Дай сочное восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть сам, отложи перо…
Второе. В описаниях помни, что так называемые «картины природы» в рассказе видит действующее лицо: ребенок, старик, солдат, сапожник. Каждый из них видит по-своему. Не пиши: «Мальчик в страхе убежал, а в это время огонь полыхнул из окна и синими струйками побежал по крыше».Кто видел? Мальчик видит пожар так, а пожарные иначе. Если описываешь от своего лица, покажи это свое лицо, свой темперамент, настроение, обстоятельства жизни. Словом, ничего «внешнего», что не было бы пропущено «сквозь призму» твоей индивидуальной души или кого-нибудь другого. Мы не знаем «природы» самой по себе, без человека.
Третье. Изгони шаблонные выражения: «С быстротой молнии мысль промчалась в его голове…», «Он прижался лбом к холодному стеклу…», «Пожал плечами…»…Не пиши: «заплакал», а покажи те изменения в лице, в действиях, которые рисуют нам зрелище «плаканья». Всегда живописуй, а не веди полицейского протокола.
Четвертое. Красочные сравнения должны быть точны. Улица не должна у тебя «смеяться». Изображай гром, как Чехов, — словно кто прошелся босыми ногами по крыше. Полная и нетрудная наглядность. Ничего вычурного.
Пятое. Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное: пропуски букв, построение фразы. Изучай, прислушивайся, как говорят. Живописуй образ речью самого говорящего…
Шестое. Не бойся старых сюжетов, но подходи к ним совершенно по-новому, неожиданно. Показывай людей и вещи по-своему, ты — писатель. Не бойся себя настоящего, будь искренен, ничего не выдумывай, а подавай, как слышишь и видишь.
Седьмое. Никогда не выкладывай в рассказе твоих намерений в самом начале. Представь дело так, чтобы читатель ни за что не догадался, как распутывается событие. Запутывай и запутывай, забирай читателя в руки… Не давай ему отдохнуть ни на минуту. Пиши так, чтобы он не видел выхода, а начнешь выводить из лабиринта, делай это добросовестно, правдиво, убедительно. Хочешь оставить в тупике, разрисуй тупик вовсю, чтобы горло сжалось…
Восьмое. Обдумай материал: что показать сначала, что поcле. Заранее выведи нужных впоследствии лиц, покажи предметы, которые понадобятся в действии. Описываешь квартиру — составь ее план, а то, смотри, запутаешься сам.
Девятое. Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, а что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживись с ним… Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши.
Десятое. Работай! Не жалей зачеркивать, потрудись «в поте лица». Болей своим писанием, беспощадно критикуй, не читай недоделанного друзьям, бойся их похвалы, не советуйся ни с кем. А главное, работай, живя. Ты — репортер жизни… влезь в самую гущу жизни… Кончил переживать, берись за перо, и тут опять не давай себе покоя, пока не добьешься, чего надо. Добивайся упорно, беспощадно.
Приложение 2
1. Любовь – это великое счастье
или трагедия?
____________________________
____________________________
2. Счастлива ли Вера
Николаевна Шеина?
___________________________
___________________________
___________________________
3. Желтков жалок
или вызывает уважение?
____________________________
____________________________
____________________________
4. В чем проявляется гуманизм Куприна?
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
Л И Т Е Р А Т У Р А:
Бахненко Е. Н. «…Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой». К 125-летию со дня рождения А. И. Куприна //Литература в школе. — 2005, № 1.
Волков С. «Любовь должна быть трагедией». Из наблюдений над идейно-художественным своеобразием повести Куприна «Гранатовый браслет» // Литература. — 2002, № 8.
Оліфіренко С.М. Мандрівка Інтернет-сторінками зарубіжної літератури. Посібник-довідник для вчителів та учнів 8-11 кл. – К.: Грамота, 2007.
Старыгина Н.Н. «Гранатовый браслет» А.И. Куприна: романтическая легенда о любви» — http://lib.userline.ru/samizdat/10215
Хабловский В. По образу и подобию… (персонажи Куприна) // Литература. — 2000, № 36.
Автор На чтение 27 мин. Просмотров 6 Опубликовано
Автор: · Опубликовано 05.08.2017 · Обновлено 08.10.2017
Александр Иванович Куприн – русский писатель, которого, без сомнения, можно отнести к классикам. Его книги до сих пор узнаваемы и любимы читателем, причем не только по принуждению школьного учителя, но в сознательном возрасте. Отличительной чертой его творчества является документальность, его истории опирались на реально произошедшие события или же реальные события стали толчком для их создания – среди них повесть «Гранатовый браслет».
История создания
«Гранатовый браслет» — реальная история, услышанная Куприным от знакомых при просмотре семейных альбомов. Жена губернатора делала зарисовки к письмам, которые ей присылал некий телеграфный чиновник, безответно влюблённый в неё. Однажды она получила от него подарок: позолоченную цепочку с кулоном в форме пасхального яичка. Александр Иванович взял эту историю в качестве базы для своего произведения, превратив эти скудные, неинтересные данные в трогательную повесть. Цепочку с кулоном писатель заменил на браслет с пятью гранатами, которые, согласно сказанному царём Соломоном в одном рассказе, означают гнев, страсть и любовь.
Сюжет
«Гранатовый браслет» начинается приготовлениями к празднеству, когда Вера Николаевна Шеина внезапно получает от неизвестного подарок: браслет, в котором зелёными вкраплениями красовались пять гранатов. На бумажной записке, что прилагалась к подарку, указано, что драгоценный камень способен наделить владелицу предвидением. Княгиня делится с мужем новостями и показывает браслет от неизвестного человека. По ходу действия выясняется, что этим человеком является мелкий чиновник по фамилии Желтков. Впервые Веру Николаевну он увидел в цирке много лет назад, и с тех пор внезапно вспыхнувшие чувства не угасали: даже угрозы её брата не останавливают его. Тем не менее, Желткову не хочется мучить возлюбленную, и он решает окончить жизнь самоубийством, чтобы не навлечь на неё позор.
Заканчивается повесть осознанием силы искренних чувств незнакомца, которое приходит к Вере Николаевне.
Тема любви
Главная тема произведения «Гранатовый браслет» — это, несомненно, тема безответной любви. Более того, Желтков является ярким примером бескорыстных, искренних, жертвенных чувств, которые он не предаёт, даже когда его верность стоила жизни. Княгиня Шеина тоже сполна ощущает силу этих эмоций: спустя годы осознаёт, что снова хочет быть любимой и любить – а украшение, подаренное Желтковым, знаменует скорое появление страсти. Действительно, в скором времени она заново влюбляется в жизнь и чувствует ее по-новому. Сочинение Тема любви в повести «Гранатовый браслет» вы можете прочитать на нашем сайте.
Тема любви в повести фронтальная и пронизывает весь текст: эта любовь высокая и чистая, проявление Бога. Вера Николаевна ощущает внутренние изменения даже после самоубийства Желткова – она познала искренность благородного чувства и готовности пожертвовать собой ради того, кто ничего не даст взамен. Любовь изменяет характер всей повести: чувства княгини умирают, увядают, засыпают, будучи когда-то страстными и горячими, и превратившиеся в прочную дружескую связь с мужем. Но Вера Николаевна в душе всё равно продолжает стремиться к любви, пускай это и притупилось со временем: ей требовалось время, чтобы дать страсти и чувственности выйти наружу, но до этого её спокойствие могло показаться равнодушным и холодным – это и ставит для Желткова высокую стену.
Главные герои (характеристика)
- Желтков работал мелким чиновником в контрольной палате (автор поместил его туда, чтобы подчеркнуть то, что главный герой был маленьким человеком). Куприн даже не указывает его имени в произведении: только письма подписаны инициалами. Желтков именно такой, каким читатель и воображает человека низкой должности: худощавый, бледнокожий, нервными пальцами поправляющий пиджак. У него нежные черты лица, глаза голубого цвета. Согласно повествованию, Желткову где-то тридцать лет, он небогат, скромен, порядочен и благороден – это отмечает даже муж Веры Николаевны. Пожилая хозяйка его комнаты говорит, что за все восемь лет, что он жил у неё, он стал для неё словно родным, а собеседником он был очень милым. «…Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше…», — так начинается современная сказка о чувствах Желткова к Вере Николаевне, хотя он никогда не лелеял надежд, что они будут взаимны: «…семь лет безнадежной и вежливой любви…». Ему известен адрес возлюбленной, чем она занимается, где проводит время, что надевает – он признаётся, что ему ничего, кроме неё, не интересно и не радостно. Сочинение Образ Желткова вы тоже можете найти на нашем сайте.
- Вера Николаевна Шеина унаследовала внешность матери: высокая, статная аристократка с гордым лицом. Характер у неё строгий, несложный, спокойный, она вежлива и учтива, любезна со всеми. Замужем за князем Василием Шеиным она уже более шести лет, вместе они являются полноценными членами высшего общества, устраивают балы и приёмы, несмотря на финансовые затруднения.
- У Веры Николаевны есть родная сестра, младшая, Анна Николаевна Фриессе, унаследовавшая, в отличие от неё, черты отца и его монгольскую кровь: узкий разрез глаз, женственность черт, кокетливая мимика. Характер у неё легкомысленный, задорный, весёлый, но противоречивый. Её муж, Густав Иванович, богатый и неумный, но боготворит её и постоянно находится поблизости: его чувства, кажется, не изменились с первого дня, он ухаживал за ней и всё так же сильно обожал. Анна Николаевна не выносит мужа, однако у них есть сын и дочь, она верна ему, хоть и относится достаточно презрительно.
- Генерал Аносов — крестный отец Анны, его полное имя – Яков Михайлович Аносов. Он тучный и высокий, добродушный, терпеливый, плохо слышит, у него большое, красное лицо с ясными глазами, он очень уважаем за годы своей службы, справедлив и отважен, совестью чист, носит постоянно сюртук и фуражку, пользуется слуховым рожком и палкой.
- Князь Василий Львович Шеин – муж Веры Николаевны. Про внешность его сказано немного, только то, что у него светлые волосы, а голова — большая. Он очень мягок, жалостлив, чуток – с пониманием относится к чувствам Желткова, непоколебимо спокоен. У него есть сестра, вдова, которую он приглашает на торжество.
Особенности творчества Куприна
Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Он по-особенному видел окружающий его мир и стремился узнавать что-то новое, его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос» — это называют визитной карточкой его творчества.
Во многом на творчество Куприна повлиял Достоевский, в особенности на ранних этапах, когда он пишет о роковых и значимых моментах, роли случайности, психологии страсти персонажей – зачастую писатель даёт понять, что не все поддается пониманию.
Можно сказать, что одна из особенностей творчества Куприна – диалог с читателями, в котором прослеживается сюжет и изображается действительность – это особенно заметно по его очеркам, на которые в свою очередь повлиял Г.Успенский.
Какие-то его произведения знамениты лёгкостью и непосредственностью, поэтизацией действительности, естественностью и натуральностью. Другие – темой бесчеловечности и протеста, борьбы за чувства. В какой-то момент его начинают интересовать история, античность, легенды, и так рождаются фантастические сюжеты с мотивами неотвратимости случая и судьбы.
Жанр и композиция
Для Куприна характерна любовь к сюжетам внутри сюжетов. «Гранатовый браслет» — лишнее доказательство: записка Желткова о качествах украшения и есть сюжет в сюжете.
Автор показывает любовь с разных точек зрения – любовь по общим понятиям и безответные чувства Желткова. Будущего у этих чувств нет: семейное положение Веры Николаевны, различие в социальном статусе, обстоятельства – все против них. В этой обречённости проявляется тонкий романтизм, вложенный писателем в текст повести.
Всё произведение окольцовывают упоминания одного и того же музыкального произведения – сонаты Бетховена. Так музыка, «звучащая» на протяжении всей повести, показывает силу любви и является ключом к пониманию текста, раздаваясь в финальных строках. Музыка сообщает недосказанное. Более того, именно соната Бетховена в кульминации символизирует пробуждение души Веры Николаевны и осознание, приходящее к ней. Такое внимание к мелодии – тоже проявление романтизма.
Композиция повести подразумевает наличие символов и скрытых смыслов. Так увядающий сад подразумевает угасающую страсть Веры Николаевны. Генерал Аносов рассказывает новеллы о любви – это тоже маленькие сюжеты внутри основного повествования.
Сложно определить жанровую принадлежность «Гранатового браслета». Фактически, произведение называется повестью, во многом благодаря композиции: оно состоит из тринадцати коротких глав. Однако сам писатель называл «Гранатовый браслет» рассказом.
Автор: Екатерина Чуненкова
К. Паустовский называл эту повесть «благоуханным» произведением о любви, а исследователи сравнивали ее с сонатой Бетховена. Речь идет о «Гранатовом браслете» А. Куприна. Школьники знакомятся с ним в 11 классе. Повесть покоряет читателя захватывающим сюжетом, глубокими образами и оригинальной интерпретацией вечной темы любви. Предлагаем анализ произведения, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ. Для удобства в статье поданы краткий и полный разборы по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гранатовый браслет.
Год написания – 1910
История создания – На написание произведения А. И. Куприна вдохновила история, услышанная в семье знакомых.
Тема – В повести раскрываются традиционные темы безответной любви, искреннего чувства, о котором мечтают все женщины.
Композиция – Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Начинается произведение эпиграфом, обращенным к «Сонате № 2» Бетховена. Этот же музыкальный шедевр выступает в качестве символа в финальной части. В канву основного сюжета автор вплел небольшие любовные новеллы, рассказанные Василием Львовичем. Повесть состоит из 13 частей.
Жанр – Повесть. Сам писатель считал свое произведение рассказом.
Направление – Реализм.
История создания
История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблен телеграфный чиновник. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.
Работа над произведением началась в сентябре 1910 г., о чем свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он насколько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо большим, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около 3 месяцев. О продвижении работы он писал Батюшкову. В одном из писем писатель признавался, что у него возникли трудности, связанные с его «невежеством в музыке». Тем не менее, Александр Иванович очень дорожил «Гранатовым браслетом», поэтому не хотел «комкать» его.
Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г. В критике произведения делались акценты на его идеи и выразительных «психологических ситуациях».
Тема
Чтобы уловить идейное звучание повести «Гранатовый браслет» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.
Мотив любви всегда был распространен в литературе. Мастера пера раскрывали разные грани этого чувства, пытаясь понять, как оно влияет на человека. В творчестве А. Куприна этот мотив занимает почетное место. Главная тема «Гранатового браслета» – безответная любовь. Проблематика произведения продиктована указанной темой.
События повести разворачиваются на даче Шеиных. Автор начинает произведение пейзажными зарисовками. Конец лета не радовал хорошей погодой, но в начале сентября природа компенсировала хмурый август солнечными деньками. Читая произведение дальше, нетрудно догадаться, что пейзажи не только помогают погрузиться в дачную атмосферу, но и символизируют перемены в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной: ее жизнь с мужем была серой и скучной, пока женщина не получила необычный подарок.
В начале произведения читатель наблюдает только за двумя героями – супругами Шеиными. Автор акцентирует внимание на том, что любовь между этими людьми угасла, вернее, «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы»
. Система образов дополняется в эпизоде, воспроизводящем празднование именин княгини.
Праздник запоминается рассказами князя Василия Львовича о безответной любви телеграфиста к его супруге. В этот же день Вера Николаевна получила в подарок гранатовый браслет и письмо, подписанное инициалами. Женщина рассказала о странном подарке мужу, другу отца и брату. Они решили разыскать автора письма.
Оказалось, что подарок преподнес чиновник Желтков, без памяти влюбленный в княгиню. Брат Веры Николаевны вернул мужчине браслет. После объяснений с Шеиными Желтков покончил с собой. Своей возлюбленной он оставил записку, в которой просил сыграть сонату Бетховена, если Вера вспомнит о нем. Вечером женщина выполнила просьбу умершего и наконец, почувствовала, что мужчина простил ее.
«Гранатовый браслет» наполнен размышлениями о любви, срывающимися с уст героев. Эти мысли напоминают ключи к двери, за которой спрятаны ответы о сути нежного, но порой безжалостного чувства. Тем не менее, автор не пытается навязать свою точку зрения. Выводы читатель должен сделать сам. Чтобы понять, чему учит писатель, нужно проанализировать поступки героев, их характеры и судьбы.
Произведение А. Куприна наполнено символами. Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Толкование смысла названия повести будет неполным без учета символической составляющей Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви.
В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль – искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.
Композиция
Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание.
Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция – пейзажные зарисовки, знакомство с семьей Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Завязка – получение Верой Николаевной подарка. Развитие событий – рассказ об именинах, поиски адресанта подарка, встреча с Желтковым. Кульминация – признание Желткова, что его чувства убьет только смерть. Развязка – смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.
В канву основных событий автор вплел любовные истории, которые тоже помогают читателю понять смысл любви в человеческой жизни.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Гранатового браслета».
Жанр
Жанр «Гранатового браслета» – повесть. В произведении раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная. По объему оно тоже приближается к повести. А. Куприн был представителем реализма, в этом направлении написана и анализируемая повесть. В ее основе реальные события, кроме того автор выразительно передал атмосферу своей эпохи.
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 14
В каком году было написано произведение Куприна «Гранатовый браслет»?</h3>
- <label>1908</label>
- <label>1910</label>
- <label>1917</label>
- <label>1925</label>
(новая вкладка)
Автор: · Опубликовано 25.09.2019 · Обновлено 25.09.2019
Проза Александра Куприна занимает значимое место в русской литературе рубежа двадцатого и девятнадцатого веков. Его произведения раскрывают перед читателями простую человеческую жизнь, саму человеческую душу, а также являются важным свидетельством о нравах и быте той эпохи. Самая известная повесть писателя «Гранатовый браслет» в полной мере демонстрирует нам мастерство писателя, которое и обессмертило его имя, прославив его на всю Российскую империю. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.
История создания
История написания повести «Гранатовый браслет» — это весьма интересные факты, открывающие читателю авторский замысел и мотивы Куприна:
- Сюжет повести основан на реальных событиях. В 1910 году некий Д.Н. Любимов – знакомый Куприна, рассказал писателю историю о том, как чиновник по фамилии Желтиков влюбился в его жену и долго и упорно слал ей любовные письма, а однажды подарил ей гранатовый браслет.
- В семье Любимовых влюблённость Желтикова восприняли с юмором. Они даже завели отдельный альбом, в котором были собраны все письма неудачливого ухажёра, снабжённые забавными рисунками. Однако сам Куприн отнёсся к этой истории со всей серьёзностью и приступил к работе над новым произведением, которая была завершена спустя год.
- Прототип Веры Шеиной — Людмила Ивановна Любимова. Женщины очень похожи внешне и по характеру, так автор достиг максимальной достоверности. У нее тоже были сестра (Елена Ивановна Нитте) и брат (Николай Иванович Туган-Барановский)
- Создание «Гранатового браслета» далось автору тяжело. В письмах друзьям и знакомым он жаловался на трудности работы: «Теперь я пишу «Браслет», но плохо дается. Главная причина — мое невежество в музыке… Да и светский тон!..» (письмо Ф. Д. Батюшкову 21 ноября 1910 года). Кроме того, автора преследовали финансовые трудности.
цитата Куприна
Направление и жанр
Повесть Куприна «Гранатовый браслет» создана в рамках реалистического направления в литературе. Писатель стремится достоверно отобразить окружающую действительность. Его персонажи, их действия и реплики смотрятся максимально живо и естественно. Многочисленные детали усиливают атмосферу и веру читателя в происходящее. Он может поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле (хотя они и так произошли на самом деле).
Жанр произведения «Гранатовый браслет» определяется, как повесть. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя малое число действующих лиц. Однако в то же время писатель снабжает сюжет множеством самых разнообразных деталей. В повествовании присутствуют названия реальных мест, что только увеличивает погружение читателя в сюжет.
Композиция и конфликт
Композиция повести «Гранатовый браслет» никак не нарушена.
- В начале находится экспозиция, в которой нас знакомят с семьёй Шеиных.
- За ней следует завязка, когда княгиня Вера получает письмо и браслет от таинственного поклонника.
- В кульминации нас переносят в жилище Желткова, и от него мы узнаём о его искренней любви.
- В развязке мы узнаём о самоубийстве героя, а Вера Шеина находит его предсмертное письмо, что разрешается основной конфликт.
- В финале сюжетная линия приходит к своему логичному завершению, когда героиня осмысливает произошедшее и примиряется с этим.
Главная особенность конфликта в повести «Гранатовый браслет» заключается в его неоднозначности и неочевидности. Несмотря на наличие любовного треугольника, противостояние не принимает крайних форм, персонажи относятся друг к другу с пониманием и уважением. Читатель не может точно определить положительных и отрицательных персонажей, так как все действующие лица обладают многочисленными достоинствами и недостатками.
Смысл названия
В качестве названия повести Куприн взял вещь, которую Желтков подарил Вере – гранатовый браслет, который был одной из немногих ценностей небогатого чиновника. Для Желткова браслет был фамильной реликвией, и вместе с ним он дарил женщине всего себя — свое прошлое, настоящее и будущее, ведь украшение уже сменило несколько поколений владельцев. Оно такое же нетленное, как чувство героя.
Такое название было выбрано писателем для того, чтобы подчеркнуть основную мысль произведения «Гранатовый браслет» – истинную страстную любовь, которую и символизирует собой браслет. Гранат — древний символ любви, верности и страсти, этот камень выражает всю глубину чувства Желткова.
Суть: о чём произведение?
В тот момент, когда в семье Шеиных готовятся к именинам княгини Веры Шеиной, сама виновница торжества получает письмо от таинственного обожателя, подкреплённое подарком в виде золотого браслета, украшенного гранатами.
Княгиня не восприняла эту акцию, как нечто серьёзное, однако, как верная жена, посчитала себя не в праве принимать подарки и признания в любви от других мужчин.
Муж и брат княгини Веры выясняют личность анонимного поклонника. Им оказывается бедный чиновник Желтков. Мужчины навещают его бедное жилище. Желтков признаётся, что давно влюблён в Веру. Он соглашается прекратить свои поползновения, но просит дать ему поговорить с княгиней по телефону. Во время разговора Вера говорит, что ей было бы спокойно без Желткова.
Спустя некоторое время княгиня получает письмо от Желткова, который сообщает о своём намерении покончить жизнь самоубийством, в последний раз высказывает ей свои чувства и просит её прослушать Сонату № 2 Бетховена.
Вера посещает квартиру своего поклонника после его смерти, откуда забирает злополучный браслет. Героиня в отчаянии, она понимает, что, возможно, мимо неё прошла настоящая любовь, но она не смогла оценить истинных чувств Желткова, погубив его. В конце произведения Вера просит свою подругу сыграть ей на пианино, и та играет ту самую Сонату №2 Бетховена. Вера понимает, что это знак того, что Желтков не злился на неё, она находит в себе силы простить себя и преодолеть кризис.
Главные герои и их характеристика
Система образов и главные герои повести «Гранатовый браслет» воплощены Многомудрым Литреконом в виде таблицы:
герои повести «гранатовый браслет» | характеристика |
вера николаевна шеина | обеспеченная и знатная княгиня. красивая женщина. высоко ценит себя, чтит мужа и свой супружеский долг. несколько холодная и сдержанная женщина, которая желает жить размеренно и спокойно. не верит в истинную любовь, а потому стремится всячески избавиться от беспокоящего её желткова. неаккуратно брошенные слова отчасти провоцируют самоубийство несчастного, чего вера не могла себе простить. |
георгий степанович желтков | молодой человек, небогатый чиновник контрольной палаты. скромный и романтичный человек. безнадёжно влюблён в веру шеину до такой степени, что предпочёл убить себя, узнав, что доставляет ей беспокойство своей любовью. до самого конца оставался верен княгине и умирал без злобы. |
василий львович шеин | губернский предводитель дворянства. муж веры. меланхоличный и спокойный человек. добр и обходителен со своей женой. не склонен к ревности. первым высказывает мысль об искренности чувств желткова, а потому старается обходиться с ним, как можно мягче. |
николай николаевич мирза-булат-тугановский | брат веры, товарищ прокурора, дворянин. резкий и нечувствительный человек, обеспокоенный репутацией своей сестры, из-за чего ведёт себя с желтковым довольно грубо и даже намекает на судебное разбирательство. |
Темы
Тематика повести «Гранатовый браслет» — это вечное сочетание вопросов, интересующих человека любой эпохи:
- Любовь, по мнению Куприна – это крайне опасное чувство, которое может привести человека к самому печальному финалу. Но в то же время писатель показывает величие любви, её преображающую силу, которая превратила не выдающегося чиновника Желткова в самоотверженного, сильного и искреннего человека, которому нельзя не сопереживать. Его трагическое чувство столь же прекрасно как соната Бетховена.
- Музыка – писатель с особой трепетностью относится к музыке. Она способна помочь человеку в самой отчаянной ситуации. Именно языком музыки Желтков доносит до княгини Веры свои истинные чувства, и именно музыка помогает княгине справиться с чувством вины.
- Семья – с некоторой иронией Куприн изображает семейную жизнь, в которой, по его мнению, нет места настоящей страсти. Супруги ценят комфорт и спокойствие выше самой любви, а семейная гордость брата Веры и вовсе карикатурна. Хотя и семейные чувства в его глазах не лишены возвышенности и искренности, ведь Вера все-таки предана мужу и по-своему любит его.
- Надежда – мир в данной повести изображён, как довольно жестокое место, которое зачастую не понимает человека и причиняет ему боль. Желтков, потеряв надежду, совершает самоубийство. Впадает в отчаяние и Вера, но музыка и любовь Желткова возвращают ей надежду на лучшее будущее.
Проблема
Проблематика в повести «Гранатовый браслет» может быть описана и подробнее, если Вы попросите Многомудрого Литрекона в комментариях дополнить ее:
- Неразделённая любовь – Куприн показывает всю трагедию безответной любви, которая иссушает человека и неизбежно приводит его к полному разочарованию и неизбежному падению в пучину отчаяния. Она прекрасна в своей трагичности и возвышенности, но едва ли уживается с жизнью, где одной красоты недостаточно.
- Отчаяние – писатель настаивает на необходимости борьбы с отчаянием и безнадёжностью окружающего мира. Не у всех есть силы, чтобы бороться с отчаянием, как у Желткова. Однако княгиня Шеина смогла преодолеть невзгоды и вернуть душевное равновесие.
- Общественное мнение – во многом именно оглядка на общественное мнение толкает княгиню Веру и её брата на жёсткий ответ Желткову, что приводит к того к печальному финалу. Куприн показывает, что слепое стремление к соответствию общественным стандартам может привести к неприятным ситуациям и даже к трагическим последствиям.
Главная мысль
В своей повести Куприн рассказал историю о несчастной любви. Он продемонстрировал противоречие, которое лежит в этом прекрасном, но опасном чувстве: без него человека окутывает холод, а с ним душа сгорает в ярком, но опасном пламени. Однако жить без него, по мнению писателя, было бы невозможно, и даже холодная Вера признает, что момент наивысшей страсти и наслаждения безвозвратно упущен. Основная идея повести «Гранатовый браслет» заключается в том, что сумасбродная, нелогичная, сумасшедшая любовь воплощает в жизнь идеал красоты и гармонии. Яркая вспышка чувства озарила жизнь Желткова и Веры. Если оставить за рамками все напускное и будничное, только такую любовь можно будет вспомнить, подведя жизненные итоги.
Изображая российское общество того времени, писатель показывает холодность и формализм, царящее в умах людей, которые стремятся лишь к обывательскому благополучию и боятся настоящей жизни с её страстями. Смысл повести «Гранатовый браслет» заключается в том, что не спокойствие и комфорт являются источниками счастья, а именно любовь, искренняя, горячая и прекрасная.
Чему учит?
Повесть «Гранатовый браслет» учит нас мягкости и обходительности с окружающими. Говорит нам о том, как важно уметь понимать окружающих людей и беречь их чувства, чтобы потом не сожалеть о чудовищной ошибке. Мораль повести «Гранатовый браслет» — призыв к терпимости, гуманности и взаимопониманию, которых так не хватает в повседневной жизни.
Также Куприн заставляет задуматься о том, как важно для человека не поддаваться отчаянию и верить в лучшее будущее. Услышав жесткую критику, герой потерял веру в то, что его чувство имеет право на существование, но это было заблуждением с его стороны. Любовь была его священным правом, и никто не мог запретить ему любить. Таков вывод из повести «Гранатовый браслет».
Критика
Критика очень живо откликнулась на повесть Куприна, увидев в ней все прекрасные проявления творчества писателя.
Одним из таких критиков был Максим Горький, высказавший в адрес произведения множество хвалебных эпитетов.
Не менее положительный отзыв оставила потомкам Филимонова Н.В.:
Она же в своем очерке перечислила еще несколько рецензий современников:
Однако, по свидетельствам литературоведа П. Беркова, советская критика не выражала особенных восторгов по поводу «Гранатового браслета».
Автор: Михаил Щепин
Содержание
Смысл названия книги «Гранатовый браслет»
Повесть называется «Гранатовый браслет», потому что именно это украшение является краеугольным камнем произведения, вокруг которого строится сюжет. Переданный в качестве подарка главной героине от безнадежно влюбленного в нее тайного поклонника, гранатовый браслет служит переломной точкой повествования, после которой и наступает трагическая развязка. Кроме того, уникальные гранаты браслета, помещенные в оправу низкого качества, являются аллегорией на главного героя — «маленького человека», одержимого любовными чувствами исключительной силы и искренности.
Основной сюжет произведения
Повествование начинается с празднования именин княгини Веры Николаевны Шеиной в узком семейном кругу. На празднике присутствуют: муж Веры, Василий Львович, сестра Анна, брат Николай и друг семьи, пожилой генерал Аносов. Тихий семейный ужин перестает быть таковым, когда Вере приносят подарок от тайного воздыхателя – гранатовый браслет, а также письмо с клятвами в вечной преданности. Василий Львович рассказывает присутствующим, что это очередной знак внимания от давнего поклонника, который присылал Вере любовные письма еще до ее замужества.
На следующий день муж и брат Веры решают отыскать адресанта, чтобы вернуть презент. Дарителем оказывается мелкий служащий по фамилии Желтков, который принимает браслет обратно, признает, что вел себя не этично, но от любви своей не отрекается, а напротив, просит Василия передать Вере последнее письмо. Просьба исполнена, а Вера понимает, что Желтков собирается проститься с жизнью. На следующий день она узнает из газет, что он действительно покончил с собой и едет, чтобы увидеть его первый и последний раз.
Смысл произведения
Повесть рассказывает об истинной любви, настолько всеобъемлющей и сильной, что она не требует ничего взамен. Отношения Желткова и Веры изначально были однонаправленными и не имели никаких перспектив из-за разницы в социальном статусе и влюбленности Веры в будущего мужа. Однако, чувства Желткова, начисто лишенные эгоизма, с годами не ослабевают, а напротив, наполняют всю его жизнь и принимаются им как высшая благодать.
Любовь Желткова к Вере сродни божественной. Не зря перед смертью он обращается не к Богу, а к любимой женщине, произнося в ее адрес слова молитвы «Да святится имя твое». Так же и гранатовый браслет, который для Веры, по сути, не представлял никакой ценности, но был единственной семейной реликвией Желткова, доставшейся ему от матери, показывает читателю, что Желтков готов был принести самое дорогое в жертву своему божеству. Такие сильные чувства, вызывающие раздражение у брата, смех и жалость у мужа, находят некоторое понимание только у генерала Аносова, который предположил, что это и есть та самая истинная любовь, к которой стремятся все женщины.
Смысл финала
В финале произведения Вера, вернувшаяся после прощания с покойным, который в гробу выглядел так, будто познал некую великую тайну, просит сыграть ей «Сонату №2» Бетховена, о которой упоминал в своем последнем письме Желтков. После того как произведение было окончено, Вера осознает, что ей не нужно винить себя за то, что она не сумела ответить поклоннику взаимностью, потому что любовь Желткова была настолько глубокой и искренней, что не требовала ответных чувств. При этом у Веры мелькает мысль, что сама она, возможно, упустила что-то очень важное, что больше никогда в ее жизни не повторится.
«Гранатовый браслет» Куприна – одно из самых популярных произведений о любви. Повесть захватывает читателя буквально с первых строк. Глубокие образы, оригинальное изложение темы вечной любви – вот чем отличается «Гранатовый браслет», смысл названия которого мы рассмотрим в нашем сочинении.
Проблематика произведения
Александр Иванович Куприн в своем произведении «Гранатовый браслет» пытается понять, что такое настоящая любовь. Для этого он приводит сразу несколько вариантов того, каким может быть это чувство:
°нежное чувство в семье Шеиных, где есть и теплота по отношению друг к другу, и доверие, и взаимопонимание;
°пренебрежение Анны Фриессе к богатому мужу в годах, но любовь к его деньгам;
°обожание и поклонение главное героя.
Смысл повести «Гранатовый браслет» – любовь не может быть эгоистичной. По этой причине Желтков отпускает Веру. Однако он понимает, что без нее жизнь не имеет смысла, поэтому он решается на самоубийство. Это и есть трагический смысл произведения «Гранатовый браслет».
Княгиня Шеина оплакивает Желткова, несмотря на то, что это был малознакомый для нее человек. Однако она задумывается, что мимо нее прошла настоящая любовь. Ее княгиня оплакивает вместе с ним.
В чем смысл названия повести Гранатовый браслет
Смысл названия «Гранатовый браслет» Куприна – безграничная любовь. Главный герой произведения дарит это украшение своей возлюбленной, хотя это единственная ценность, которая у него была. Гранатовый браслет достался ему от матери.
Очень символично описывает автор украшение. Он говорит, что выполнено оно было из золота низкой пробы и лишено всякого изящества. Такое украшение не обладает внешней привлекательностью. Однако оно инкрустировано ценными старинными камнями – гранатами, символизирующими кровь и страсть. Так и главный герой – с виду непривлекательный, но способный на пылкие чувства, словно олицетворяет этот браслет.
Когда Желткова не стало, Вера часто смотрела на гранатовый браслет. Она вспоминала своего поклонника и думала, что возможно, мимо нее прошла любовь всей жизни.
Вот такой смысл названия и проблематика произведения «Гранатовый браслет». Эта повесть открывает нам любовь с разных сторон. Кроме того, автор показывает, как предрассудки влияют на человека и не дают ему насладиться истинными чувствами.
Используемые источники:
- https://literaguru.ru/analiz-granatovogo-brasleta-kuprina/
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/granatovyy-braslet/analiz-proizvedeniya-kuprina.html
- https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/granatovyj-braslet-a-kuprin/
- https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-knigi-granatovyj-braslet/
- https://sochinyshka.ru/kuprin-granatovyj-braslet-smysl-nazvaniya.html
- Сочинения
- По литературе
- Куприн
- Анализ произведения Гранатовый браслет
История создания. Рассматривая вопрос об истории создания произведения А. И. Куприна «Гранатовый браслет», можно обнаружить информацию о подобном случае, произошедшем намного раньше, чем год создания текста (1910 год). Из этого следует, что эпизод из жизни одного чиновника стал известен благодаря талантливому подходу известного писателя. Связь человека, ставшего прототипом господина Желткова, с супругой местного губернатора имел другой финал. Основываясь на событиях из жизни своих знакомых – Людмилы Ивановны и ее тайного поклонника, Куприн изменил последовательность происходящего, фамилии и финал.
Сюжет. Очередной знак внимания в виде семейной драгоценности – гранатового браслета — со стороны тайного поклонника княгини Веры Шеиной переполняет чашу терпения женщины. Будучи именинницей, она раскрывает правду не только супругу, но и гостю. Единственным желанием мужа становится мысль о том, чтобы с глазу на глаз поговорить с Желтковым. Встреча соперников заканчивается мирно. Супруг Веры дает слово передать письмо жене в последний раз. Неожиданное известие следующего дня о смерти Желткова вынуждает Веру проститься с погибшим. Только теперь девушка поняла, что это и была настоящая несравнимая любовь, которая прошла мимо нее.
Тема любви в этом произведении А. И. Куприна звучит по-особому. Шаг за шагом автор развенчивает мысль о том, что настоящая любовь – это состояние, в котором нет места ни лести, ни расчета, ни каких-либо требований к своей возлюбленной. Господин Желтков наслаждался и упивался своим чувством со стороны, не требуя совершенно ничего взамен этого. Однако любовь его осталась без ответа. Но вся его жизнь до смерти была наполнена смыслом, страстью, уважением к любимой.
Главными героями повести «Гранатовый браслет» являются те люди, которые дополняют друг друга в сложившейся ситуации. Вера Шеина – объект страсти, источник вдохновения, идеал красоты для господина Желткова. В настоящий момент она утратила способность любить мужа, осталась преданность и привычка. Она является поддержкой для супруга, откровенна в признаниях о тайном поклоннике и его любовных письмах.
Василий Львович Шеин – супруг княгини. Ведет себя достойно, несмотря на свое разорение. Он не проявляет ни ревности, ни агрессии, когда узнает о поклоннике супруги. Решается нанести ему визит лишь для того, чтобы не запятнать репутацию в обществе.
Желтков Георгий Степанович – влюбленный до глубины души в Веру Шеину мужчина. Он не хочет слышать о гордости. Его любовь искренняя, всепоглощающая.
Особенности творчества А. И. Куприна складываются из особого внимания к струнам души человека. В этом направлении он представляет любовь в виде бури эмоций, которая сносит все на своем пути. Вымышленный мир автора часто идет рядом с реальным миром. Произведения нередко автобиографичные, что позволяет вспомнить эпизоды из жизни писателя. Интерес к людям разных сословий также отличает его сочинения.
Жанр и композиция. Обращение автора к музыкальному произведению в начале дает понять цель его представления в конце. Завязка повести прозрачна – празднование дня рождения княгини. Признание Желтковым ее мужу в любви становится кульминацией. Смерть – развязка. Несколько сплетенных сюжетных линий говорят о жанре – повести.
Гранатовый браслет анализ произведения кратко
Анализ произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
Повесть «Гранатовый браслет» является одним из самых известных произведений писателя А.И. Куприна. Повесть была опубликована более ста лет назад, однако у читателей она ассоциируется с искренней и чистой любовью, мечтой многих юных девушек.
Сюжет повести
Цепочка событий произведения начинается с празднования дня рождения главной героини повести по имени Вера Николаевна Шеина. Отмечают среди близких и родных людей на даче. Во время празднования женщине приносят подарок. Человек, приславший посылку – гранатовый браслет, оставил маленькую открытку с подписью ГСЖ. Но остаться неизвестным ему не удалось, так как у мужа и брата виновницы торжества сразу же появилось предположение о том, что это ее давний ухажер. Он является чиновником низкого ранга, и долгие годы присылает княгине любовные письма. На следующий день мужчины уже были дома у надоедливого поклонника. Дверь крохотной квартирки открывает человек, фамилия которого Желтков. Он готов вернуть подарок себе и отказаться от проявления знаков внимания Вере Николаевне, если она сама ему об этом скажет. Княгиня говорит Желткову, чтобы тот ее оставил. Следующим утром газеты сообщают о смерти некого чиновника, покончившего с собой. Согласно последнему признанию, он попался на растрате казенного имущества.
Главные действующие лица
Вера Николаевна Шеина – главный женский образ, выражение идеальной представительницы высокого происхождения; Василий Львович Шеин – супруг главной княгини, дворянин; Георгий Степанович Желтков – давний поклонник Веры Николаевны, работает мелким чиновником в контрольной палате, давно испытывает любовь в княгиню; Анна Николаевна Фриессе – младшая сестра главной героини; Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны; Яков Михайлович Аносов – друг семьи, военный.
Анализ повести
В основу идеи произведения писатель частично взял реальную историю, хотя в жизни она была скорее анекдотичной. Какой-то мужчина, работающий телеграфистом, с фамилией Желтков, испытывал влюбленность к жене одного российского генерала. В один прекрасный день он настолько набрался смелости, что отправил в подарок предмету своего обожания обыкновенную золотую цепочку с небольшой подвеской. Вокруг все подняли на смех такой поступок, но автор разглядел в этой ситуации глубокий драматический смысл. В повести также как и в реальной истории, гости, и само семейство Шеинов сначала лишь насмехаются над несчастным поклонником, они не были жестокими и бездушными, они не могли поверить в такие чувства, о которых говорил Желтков. После того, как они с ним познакомились, они изменили свое мнение. Повесть «Гранатовый браслет» насыщена различными символами. Само украшение является олицетворением любви и сильных чувств. Другим символичным камнем является жемчуг. Жемчужными сережками начинается день именинницы, ее муж дарит их ей. К сожалению, существует примета, что жемчужные украшения приносят дурные вести. Отдельную роль в произведении играют погодные условия. Перед днем рождения была плохая погода и кошмарная буря. Но, на удивление, непосредственно в сам знаменательный день было тихо и солнечно, как будто это предвещало еще большую бурю и шторм.
Проблематика произведения А.И. Куприна
Ключевой проблемой повести является проблема настоящей любви. В тексте через взаимоотношения персонажей ярко показаны все ее виды: и дружеская, и расчетливая, и безоговорочная. У главной героини возникает вопрос о том, что на самом деле испытывал к ней мелкий чиновник, но посмотрев на него, хотя и после смерти, она понимает, что он действительно был в нее слепо и безоговорочно влюблен. Даже ее муж осознает это, несмотря на то, что сначала лишь насмехался над нелепым соперником. В конце у княгини пробегает мысль, что, может быть, она упустила ту истинную и настоящую любовь, которая происходит, возможно, раз в столетие.
Прочее описание
«Гранатовый браслет» наполнен мыслями о любовных чувствах, срывающимися с уст героев. Автор не навязывает личную точку зрения, обобщая события. Читатель сделает выводы самостоятельно, достаточно проанализировать поступки персонажей, их характеры и судьбу.
Главные герои
Основной фигурой произведения Куприна является Вера Шеина — красивая, образованная, высокомерная девушка. Она замужем за дворянином, но в семье нет детей. Отношения супругов переросли в дружбу.
Поклонника Веры звали Желтков. Это скромный служащий, у которого нет денег для дорогостоящего подарка. Переходящий из поколения к поколению гранатовый браслет семьи должен был достаться его любимой. Камни из старого украшения перенесены на новую основу, изготовленную из золота низкой пробы. Парень долгое время копил средства на подарок возлюбленной.
Действия разворачиваются на даче Шеиных. Произведение начинается пейзажными зарисовками.
За 7 лет до указанных событий, изображаемых в повести, он одолевал Веру любовными посланиями. Мужчина выдержал недолгую паузу, а в день именин заявил о себе. Поклонник вызывал у женщины раздражение и негатив.
В глубине души Вера мечтала о пламенной, искренней любви, но та прошла мимо в образе неприметного телеграфиста. О том, насколько велико было чувство несчастного, княгиня осознала после его кончины.
Генерал Аносов является второстепенным героем. Без его фигуры тема «Гранатового браслета» не раскрылась полностью — он вещает точку зрения автора. Генерал помогает девушке оценить искренность Желткова.
Куприн дает подробное описание и характеристику героям, не относящимся прямо к сюжетной линии. Анна является молодой и привлекательной сестрой Веры. Девушка также лишена истинной любви. Но в отличие от Веры, Анна является страстной натурой — постоянно флиртует с юными офицерами, посещает званые ужины, следит за внешностью.
Романтический мотив всегда популярен. Мастера своего дела открывали многообразные грани прекрасного чувства, пытаясь понять их влияние на человека. В творчестве Куприна человеческие взаимоотношения занимают важное место.
Фамильные украшения характеризует истинную любовь. В притче царя Соломона они символизировали страсть и гнев.
Генерал Аносов
Это второстепенный персонаж. Но без него тема любви в «Гранатовом браслете» не была бы полностью раскрыта. На момент публикации повести Куприн уже преодолел сорокалетний рубеж. Он был не стар, но, вероятно, грустные мысли об ушедшей молодости посещали его иногда. Для писателя главной темой творчества стала любовь. Он, как уже было сказано, полагал, что не каждый способен на это чувство. И совсем редко, по мнению прозаика, оно встречалось в кругу последних представителей русского дворянства.
Генерал Аносов в повести высказывает точку зрения автора. Он представитель старшего поколения. Именно генерал помогает княгине оценить чувства Желткова. Именно после разговора с ним Вера по-другому взглянула на любовь телеграфиста. У Аносова, в отличие от других гостей, присутствующих на именинах Шеиной, история о несчастном авторе любовных посланий вызвала не усмешку, а скорее восхищение.
Немалую роль в раскрытии любовной темы в «Гранатовом браслете» сыграли истории, рассказанные старым генералом. Он поведал молодой женщине о двух случаях, произошедших много лет назад в гарнизоне, где он служил. Это были истории любви, завершившиеся весьма трагично.
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Александр Иванович Куприн (1870 – 1938 гг.) – русский писатель, переводчик, внёс весомый вклад в фонд русской литературы. Его произведения отличались особой реалистичностью, благодаря чему он получил признание в самых разных слоях общества.
Александр Куприн прожил насыщенную жизнь. В его биографии чудным образом переплелись радостные и трагические события, взлёты и разочарования, о нём можно смело снимать приключенческое кино. Александр Иванович Куприн стал одним из самых колоритных личностей отечественной литературы. Разочаровавшись во власти большевиков, он надолго покинул родину, но будучи истинно русским человеком, всё же вернулся. Оставил после себя большое творческое наследие, его произведения живы и будут жить ещё долго, находя отклики в сердцах новых поколений читателей.
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 г. в селе Наровчат Пензенской губернии и стал шестым ребёнком в семье Ивана Куприна – потомственного дворянина, мелкого чиновника и Любовь Кулунчаковой, принадлежавшей к обедневшему татарскому княжескому роду. Трое детей умерли, не прожив и двух лет. Когда маленькому Саше было всего один год, его отец – Иван Иванович умер.
После смерти мужа, мать будущего писателя – Любовь Алексеевна, решила отправиться в Москву. Именно в этом городе прошло детство и юность писателя
Когда юному Саше исполнилось шесть лет, его отдали на обучение в Московский Разумовский пансион (сиротский), который он окончил в 1880 году. В тот же год поступил в Московскую военную гимназию, позже преобразованную в Кадетский корпус. После окончания учения продолжил военное образование в Александровском военном училище (1888 — 1890 гг.). Впоследствии Александр Иванович опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера». Уже в те годы писатель мечтал стать «поэтом или романистом».
Первым литературным опытом Александра Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, — рассказ «Последний дебют» (1889).
В 1890г., окончив военное училище, А.И. Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893—1894гг. в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах» и рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». Жизни русской армии посвящена серия рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899).
В 1894г. А.И. Куприн решает подать в отставку, находясь на тот момент уже в звании поручика. Сразу же после этого, он начинает путешествовать по России, знакомясь с разными людьми и набираясь новых знаний. В эти годы Александр Иванович познакомился с Иваном Буниным, Антоном Чеховым и Максимом Горьким.
В 1901 г. писатель переехал в Петербург, начал работать секретарём «Журнала для всех», женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы А.И. Куприна: «Болото» (1902); «Конокрады» (1903); «Белый пудель» (1904). В основе рассказа «Белый пудель» Куприна лежит реальная история. Лето 1903 года писатель с семьей провел в Мисхоре в Крыму. Здесь Куприн познакомился с труппой бродячих артистов, которые и стали прототипами героев «Белого пуделя». Одна из идей рассказа о белом пуделе: дружба и деньги – несоразмерные понятия. Настоящего друга нельзя купить за деньги. После публикации «Белого пуделя» выражение «дружба дороже денег» стало крылатым. Творческое наследие Куприна славится тем, что тексты писателя буквально разобраны на цитаты.
В 1905 г. вышло наиболее значительное его произведение — повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк «События в Севастополе» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907).
Рассказы для детей:
Аль-Исса
Барбос и Жулька
Белый пудель
В недрах земли
Волшебный ковёр
Демир-Кая
Детский сад
Жизнь
Забытый поцелуй
Королевский парк
Легенда
На реке
Палач
Пегие лошади
Серебряный волк
Синяя звезда
Слон
Слоновья прогулка
Собачье счастье
Столетник
Счастье
Судьба
Храбрые беглецы
Ю-ю
Allez!
В те же годы представляет на суд читателей ещё несколько своих шедевров – «Гранатовый браслет», «Жидкое солнце», многочисленные рассказы о животном мире.
Первоначально А.И. Куприн хотел сделать «Гранатовый браслет» рассказом, а не повестью. Работа над повестью велась с осени 1910 года — именно в этот период писатель начинает исполнять свою задумку. Так получилось, что задуманный Куприным рассказ разросся в целую повесть. Эта повесть даровала Куприну огромный успех. Стоит отметить, что сюжет взят писателем из жизни.
Произведение «Гранатовый браслет» основывается на реальных событиях. Один телеграфный чиновник был безответно влюблен в жену российского губернатора. Как-то раз он подарил своей любви простую цепочку. Сын женщины говорил о том, что этот случай был курьёзным и анекдотичным. Но сам А.И. Куприн превращает данное событие в трагическую историю любви. Под его пером подаренная цепочка превращается в гранатовый браслет. Главной героиней рассказа была получена и другая драгоценность — серьги из жемчужин. Жемчуг с древности всегда означал духовную чистоту, а с другой стороны, он являлся символом плохого предзнаменования. Именно этим недобрым предзнаменованием и наполнен рассказ.
Выйдя в отставку, А. И. Куприн много путешествует. Ему случилось побывать в украинском селе Казимирка. Результатом стало появление ряда повестей, среди которых была «Олеся», особенно полюбившаяся читателям. Она была написана в 1898 г.
Есть вероятность, что повесть имеет реальную основу. В неопубликованном вступлении к повести писатель указал, что он гостил на Ровенщине у Ивана Тимофеевича Порошина. Тот рассказал ему историю любви девушки-колдуньи и помещика. Позже он признался, что этим помещиком был он сам.
Героя Куприна зовут, как и друга Иван Тимофеевич, но некоторые его черты имеют сходство с Куприным. Он тоже писатель, приезжает в деревню и остается погостить. На этом сходство заканчивается.
Прототипом Олеси была местная жительница Соломия Ковалик. Она умела колдовать, но в отличие от героини повести, дожила до преклонного возраста.
Куприн планировал опубликовать повесть в журнале «Русское богатство», но они отказали в публикации. Более успешным оказалось обращение в «Киевлянин». В 1898 г. повесть увидела свет. В 1905 г. она была опубликована отдельным изданием.
В 1907 г. Александр Иванович Куприн женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения.
Отречение от престола императора Николая II писатель принял с большим воодушевлением. После того, как у власти стали большевики, писатель обратился к вождю – Владимиру Ленину и предложил учредить специальное издание для сельских жителей «Земля». Однако достаточно скоро у него наступило разочарование новой властью, он понял, что в стране начинается диктатура.
Именно Александр Куприн был автором уничижительного названия СССР – «Совдепия», прочно вошедшего в жаргон.
В гражданскую войну писатель добровольно ушёл в Белую армию. После того, как она потерпела поражение, эмигрировал из страны. Александр Куприн жил в Финляндии, потом переехал во Францию.
В начале 30-х годов финансовое положение писателя представляло собой печальную картину, он имел многочисленные долги, не мог обеспечить своих родных даже самым необходимым. Что-то надломилось в нём. После нескольких лет таких мытарств, он решил вернуться домой, в Союз. В 1937-м году А. И. Куприн обратился с этой просьбой лично к И.В. Сталину и нашёл в его лице поддержку.
Через год после возвращения писатель посетил военный парад на Красной площади, после которого слёг с воспалением легких.
Сердце Александра Ивановича Куприна перестало биться 25 августа 1938 года. Местом его упокоения стало Волковское кладбище в Санкт — Петербурге, там, на Литераторских подмостках, рядом с Иваном Тургеневым, он нашёл свой вечный покой.
Имя А.И. Куприна носят улицы и библиотеки, писателю установлены мемориальные доски.
На родине Куприна (село Наровчат Пензенской области) в 1981 году открыт единственный дом-музей Куприна и установлен первый в России памятник писателю (мраморный бюст работы скульптора В. Г. Курдова). В открытии музея и памятника принимала участие дочь писателя — Ксения Александровна Куприна (1908—1981).
В 2014 году в России снят телесериал «Куприн» (режиссёры Влад Фурман, Андрей Эшпай, Андрей Малюков, Сергей Кешишев).
Памяти А. И. Куприна посвящён проводимый Союзом писателей Республики Крым ежегодный литературный конкурс на соискание премии Александра Куприна. На этот конкурс принимаются творческие работы, связанные с творчеством писателя.
Дом – музей А.И. Куприна в селе Наровчат:
Памятники А.И. Куприну:
село Наровчат
г. Балаклава
г. Гатчина
Мемориальные доски:
г. Киев
г. Житомир
г. Гатчина
г. Коломна
г. Балаклава