Наверх
Тезисы
- Человек осилит дорогу, только если будет предпринимать необходимые шаги для реализации своей цели.
- Как говорят в народе, под лежачий камень вода не течет: если человек не покинет зону комфорта, в его жизни так ничего и не произойдет.
- Путь к мечте требует одного — шагов. Если человек ничего не предпринимает, его грезы не сбудутся, поэтому и говорят, что дорогу осилит только идущий.
- Человек может добиться того, чего он желает, только действием. Ведь дорога сама себя не пройдет, все достигается постепенно.
- Люди ничего не получают от жизни, если не движутся к своей цели, ведь «без труда не выловишь и рыбку из пруда».
- Результата усилий мы добиваемся в ходе самих усилий и только так. Зачастую подлинный смысл пути открывается именно в дороге, а потому его не найти без серьезной работы над собой и своей жизнью.
- Только тот, кто идет, может дойти — это вполне логично. Без определённых шагов цели не достигаются.
Аргументы
- Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Дорогу осилил Стародум — герой пьесы «Недоросль». Разочаровавшись в светском обществе и его методах достижения целей, персонаж отправился в далекий край — Сибирь. Именно там он решил нажить свой капитал честно, а не ценой лести и отказа от принципов. Российская глубинка подарила Стародуму много возможностей. Он открыл свое дело, работал на добыче полезных ископаемых. Теперь у дворянина был свой капитал, добытый трудом. Помещик не паразитировал на крестьянах и своем статусе при царе, а сделал нечто полезное для страны. Он мог бы, как и все, сидеть и ждать, не пожалует ли царь деревеньку с крестьянами, не даст ли чин? Но Стародум пошел по честной дороге к успеху и добился своего. Почему? Потому что рискнул и поехал туда, где нашел то, что искал. Трудом, активностью, целеустремленностью он осилил свой путь.
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Если бы Петруша сидел дома возле маминой юбки, то так и остался бы всего лишь «недорослем», гоняющим голубей по двору. Но отец не хотел для него такой судьбы и отправил сына даже не в Петербург, где для него уже было место в элитной части, а в Оренбургскую губернию, где Петру пришлось пробивать себе дорогу к цели самостоятельно. Этот путь многому научил юношу. Так, он проиграл на бильярде крупную сумму денег и поссорился с Савельичем, который не хотел выплачивать проигрыш. Опыт показал герою, насколько он еще наивный, инфантильный и незрелый. Он извинился перед слугой и больше не стал играть в азартные игры. Также в дороге он познакомился с простым человеком, который помог путникам выбраться из бурана и найти ночлег. За это Петр отблагодарил спасителя. Этот урок благодарности впоследствии выручил героя: Пугачев вспомнил доброту барина и помиловал его. Очевидно, что в путешествии Гринев возмужал, стал умнее и ответственнее. Он осилил дорогу чести, превратившись в смелого и мудрого офицера. Как ему это удалось? Благодаря активным попыткам измениться и достичь целей.
- А.Грин, «Ассоль». Дорогу осилит тот, кто идет — это верное утверждение. Так думал и Артур, герой повести. Он родился в богатой семье дипломата, но с детства мечтал о другом поприще. Его влекли путешествия по морям и океанам. Но родители не позволили мальчику гробить карьеру нелепыми фантазиями. И Артур ушел из дома, чтобы воплотить свою мечту. Он начинал юнгой на корабле, не имея поддержки из родового замка. Артур сам научился всем основам морского дела и смог руководить своим судном. Только благодаря смелости, упорству, решительности юноша добился поставленной цели и стал капитаном корабля с алыми парусами. Но если бы он ничего не делал и плыл по течению, его жизнь никак бы не изменилась. Он служил бы под началом отца и жалел бы о не реализовавшихся замыслах. Только самостоятельные и целенаправленные действия приводят человека к желаемому.
- А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Как бы ни был сложен путь, человек осилит его шаг за шагом. Это доказывает пример Руслана. Главный герой отправился вслед за похитителем своей невесты. Черномор украл Людмилу прямо со свадьбы. Царь был рассержен на непутевого жениха и поручил четырем витязям, в том числе и Руслану, найти дочь. Символично, что в дороге каждый нашел свою судьбу. Рогдай пал в схватке с Русланом, потому что хотел устранить конкурента, но не думал о благе Людмилы. Фарлаф, как самый ленивый и хитрый из соискателей, заключил союз с Наиной и совершил подлость, но в финале был посрамлен и унижен. Ратмир нашел любимую женщину и отказался от поисков Людмилы. И лишь Руслан, который по-настоящему любил девушку, смог ее спасти. Битва с чародеем была опасна и трудна, но упорство и храбрость героя позволили ему дойти до конца и освободить любимую. Его пример учит нас тому, что идущий осилит даже тот путь, который кажется неприступным.
- Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник». Автор показал две противоположные парадигмы мышления: Жилин считал, что он сам должен вызволять себя из плена татар, а Костылин полагался на богатую родню и выкуп. Поэтому один офицер боролся с судьбой и пробовал бежать, даже несмотря на опасность быть пойманным, а другой сидел и лишь жаловался на неудачу. Именно Костылин тормозил Жилина и обрек его попытку освободиться на провал. Но во второй раз Костылин наотрез отказался рисковать, ведь он не верил в возможность уйти. А Жилин верил и пошел, хоть и многие обстоятельства были не на его стороне. Только так он сумел выйти живым из плена и не обременить бедную мать непосильным выкупом. Как бы трудно ни было, Жилин удалось переиграть судьбу, потому что он шел, а не сидел сложа руки.
- А.П. Чехов, «Невеста». Мы убедились на свое опыте, что дорога к успеху открывается только идущему. Вот и героиня рассказа поняла это вовремя. Надя жила в захолустье и не имела возможности разнообразить свою жизнь. Ее судьба в этом месте была предрешена: брак, скучное прозябание с праздности, отсутствие достижений и интересов. Надю перед свадьбой начало тяготить осознание того, что ей этого совсем не хочется. Еще немного, и уже ничего нельзя будет исправить. Тогда она решила воспользоваться помощью знакомого студента Саши и сбежать из дома. План удался. В большом городе ей удалось поступить в учебное заведение и расширить круг знакомств. Надя добилась своего счастья, потому что смогла превозмочь страх и пуститься в рискованный путь. И она его осилила, ведь трудилась и рисковала, а не бездействовала.
- М. Горький, «Старуха Изергиль». Пример Данко убедит каждого, что дорогу осилит идущий. Когда соплеменники героя заблудились в лесу, именно он принял на себя ответственность и повел их к выходу. Но где этот выход — не знал никто. Данко своим примером лишь воодушевлял и обнадёживал людей, ведь нельзя было просто стоять и жаловаться на судьбу. Они шли только потому, что Данко вел их. Но в пути многими овладело отчаяние, и персонажи начали роптать на спасителя, обвиняя его во всем. Тогда Данко вырвал сердце из груди и осветил им дорогу к тому, что так долго искали герои. Он умер со счастливой улыбкой на устах, ведь доказал всем, что путь к свободе существовал, что добраться до него было реально, и он, Данко, этого добился. Если бы он, как и все, стенал и клял злой рок, то племя погибло бы в лесу. Только делом можно было было помочь себе и другим выбраться из чащи.
2 сентября 2021
В закладки
Обсудить
Жалоба
Обзор направлений, примерные темы и подборка литературы.
itogovoe21-22.pptx
itogovoe21-22.pdf
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Примерные темы
- Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
- Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
- Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
- Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
- Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
- Что значит «идти по жизни своим путём»?
- Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
- Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
- Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
- Зачем люди отправляются в путешествие?
- Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
- Чем путешествия обогащают личность?
- Что значит: идти ногу со временем?
Литература
- Н.С. Лесков «Очарованный странник»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
- М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
- А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
- И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- Р. Брэдбери «И грянул гром»
- Г. Уэллс «Машина-времени»
- Д. Лондон «Любовь к жизни»
Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Примерные темы
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
- Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Какие опасности таит в себе технический прогресс?
- Что значит «разумное использование технологий?
- Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
- Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
- Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
- Что значит быть современным?
- Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
Литература
- В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
- Ч. Айтматов «Плаха»
- А. Платонов «Котлован»
- А.И. Куприн «Олеся»
- И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
- М. Булгаков «Собачье сердце»
- М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие
- Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»
- М. Замятин «Мы»
Преступление и Наказание – вечная тема
Примерные темы
- Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
- Что помогает человеку искоренять зло в себе?
- Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
- Каковы могут быть причины преступлений?
- Почему за преступлением следует наказание?
- Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
- Свобода и ответственность в жизни человека.
- Что значит быть совестливым человеком?
- Можно ли простить человека, совершившего преступление?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Какую роль играет совесть в жизни человека?
- Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
- Можно ли искупить свою вину?
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
Литература
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
- М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
- А.Н. Островский «Гроза»
- А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель»
- Л. Андреев. «Иуда Искариот»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
Примерные темы
- Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
- Кумиры моего поколения: какие они?
- Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
- Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
- В какой книге изображён портрет современного поколения?
- Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
- Какие произведения искусства делают вас счастливым?
- Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
- Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
- Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
- Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
Литература
- Л. Андреев. «Иуда Искариот»
- Д.И. Фонвизин «Недоросль»
- Юлия Кузнецова «Помощница ангела»
- И.А. Гончаров «Обломов»
- Лермонтов «Герой нашего времени»
- М. Шолохов «Судьба человека»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- А. Грин «Алые паруса»
- М. Горький «На дне»
- М. Горький «Старуха Изергиль»
- Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
- А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
- А. Н. Толстой «Русский характер»
- А. С. Грин «Зелёная лампа»
- Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
Примерные темы
- Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
- Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
- Может ли государство быть справедливым ко всем?
- Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
- Какими качествами должен обладать счастливый человек?
- Что такое репутация человека в обществе?
- Что значит «быть в ладу с самим собой»?
- Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
- Может ли один человек изменить общество?
- Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
- Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
- Что делает человека подлинно счастливым?
- Всегда ли общество ценит достойных людей?
- Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
- Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
Литература
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
- А.С. Пушкин «Медный всадник»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
- М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- Н.С. Лесков «Очарованный странник»
- Н.С. Лесков «Левша»
- Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»
- М. Булгаков «Собачье сердце»
- М. Горький «На дне»
- Горький «Старуха Изергиль»
Автор: Аксёнова Екатерина Михайловна.
Практико-ориентированные задачи. План квартиры, №1-5
Видеоуроки ОГЭ | Вчера, 19:15
На занятии рассмотрены задачи №1-5 про план квартиры из ОГЭ по математике (блок практико-ориентированных задач).
ПОДЕЛИТЬСЯ
Почему говорят дорогу осилит идущий? Готовое итоговое сочинение (2 примера) 2021-2022 по литературе для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.
Данное сочинение подходит для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека».
Итоговое сочинение на тему почему говорят дорогу осилит идущий?
Когда окружающие хотят мотивировать нас на труд, они обычно говорят фразу: «Дорогу осилит идущий». Так они дают понять, что лишь усилия и самоотдача помогают преодолеть преграды и дойти до поставленной цели. Если человек не проявляет активность и решительность, в его жизни точно ничего не произойдет, мечта не сбудется. А если он пытается, делает, ищет возможности, то точно преуспеет. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим примеры.
Вспомним пример из рассказа А.И. Куприна «Куст сирени». Николай Алмазов учился в офицерском учебном заведении, но не бы одаренным студентом. Все науки давались ему с трудом. Но у героя в жизни была твердая и надежная опора — умная и целеустремлённая супруга. Вера всегда помогала Николаю учиться и выполнять домашние задания. Но вот однажды ее муж пришел в отчаяние: экзамен провален по его вине. Чтобы не переделывать чертеж, он замаскировал кляксу, нарисовав несуществующий куст. Преподаватель знал эту местность и не зачел работу. Пока Николай расстраивался и жалел себя, смирившись с поражением, Вера не сидела сложа руки. Она тут же придумала план действий: заложила драгоценности, купила куст сирени, попросила садовника срочно высадить его. Упорной женщине удалось все это реализовать за один день. Николай оспорил результат экзамена и продолжил обучение. Если бы он ничего не делал и лишь печалился, то ничего бы не получилось добиться. Лишь быстрые и продуманные действия Веры помогли Николаю осилить дорогу.
Мотивирующий пример описал и И.А. Гончаров в романе «Обломов». Андрей Штольц родился в семье приказчика и не унаследовал ни крепостных, ни дворянского титула, ни больших денег. Однако ему удалось добиться высокого положения в обществе и богатства самостоятельно. Отец научил его трудиться и не отступаться от цели. Он дал ему больше, чем наследство, а именно знания и навыки для достижения желаемого. Андрей уехал покорять столицу и преуспел: дослужился до солидного чина надворного советника, а потом открыл свое дело, связанное с международной торговлей. Штольц занимался не только личным обогащением, но и саморазвитием, поэтому успевал читать книги, ходить на спектакли, путешествовать. Даже высокопоставленные генералы говорили ему «ты» и всюду приглашали его. Как Андрей этого добился? Ценой упорства, целеустремленности, смелости и активности. Он постоянно трудится, не сидит на одном месте и все успевает. Поэтому он осилил свой путь.
Таким образом, только решительные и продуманные действия позволяют человеку преуспеть на жизненном пути и дойти до поставленных целей. Если ничего не делать, то грезы не сбудутся, ведь только мы отвечаем за свою судьбу, только от нас зависят ее превратности. Кто-то ищет возможности, кто-то — отговорки. Поэтому кому-то дорога по силам, а кому-то — нет.
Пример сочинения №2
Иногда слово «идущий» подразумевает понятие «действующий». Дело, которое ты должен будешь сделать, может быть самым трудным, непонятным, неизведанным до сих пор для тебя, но всё равно его надо начинать делать — нельзя останавливаться, несмотря на возникающие преграды, на этом пути. Все стороны человеческой жизни относятся к вышесказанному: поиск любящего человека или терпение в старости, или же ожидание своей смерти.
Зачастую данное выражение используется для напутствия молодых. Всем известно, что проживание жизни аналогично преодолению долгой дороги. Ты можешь хотеть этого или не хотеть, тебе может это нравиться или не нравиться, но всё — равно жить надо!
Чтобы куда-то добраться, требуется осуществить первый шаг. Касается это не только дороги, а, вообще, какого-либо дела.
Результат получить можно исключительно после начала чего-то. Если существовать человек будет только в мечтах, то он не сдвинется с места, оставаясь там, где был. Если даже вы находитесь на верном пути, всего, лишь сидя на нём, то обязательно вас кто – то да и обгонит. Мало знать, какой путь для тебя самый верный, нужно еще по нему и двигаться. Лишь продолжая движение по дороге, ты куда-то приходишь и осиливаешь любую дорогу. Действие — вот в чем состоит принцип, руководствуясь которым можно приблизиться к цели, поэтому необходимо проявлять активность и постоянно действовать.
Независимо от того, каков объем работы, вклад в её осуществление даже самый минимальный, способен частично решить задачи. Неважно, как много потребуется сделать, если вами будет выполняться хоть что — то, или вы будет передвигаться по дороге с какой-либо скоростью, то вы осилите эту дорогу в любом случае. Вопрос времени – это дело второстепенное, а ключевым моментом считается результат. Смысл заключается в выполнении действия. Цель – вперед подразумевает движение ей навстречу, главное не останавливаться!
Для итогового сочинения 2021-2022 посмотрите:
-
Аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
-
Примерные темы итогового сочинения 2021-2022 ЕГЭ по литературе
Учащиеся 11 классов в 2021 году будут сдавать сперва экзамен по литературе (итоговое сочинение). Представляем ниже подробную информацию, которая будет полезна ученикам, педагогам и репетиторам при подготовке к написанию работы.
Итоговое сочинение
Данная работа является обязательной в качестве допуска к ЕГЭ в 11 классе. Проводится по системе зачёт/незачёт.
Сроки проведения
Уже утверждены даты проведения итогового сочинения в учебном году 2021-2022:
01.11.2021 — основной поток;
02.02.2022 — первый резерв;
04.05.2022 — второй резерв.
В случае незачёта у ученика будет ещё 2 попытки для написания итогового сочинения.
Из-за чего может быть пересдача
1. Ученик не смог посетить итоговое сочинение по уважительной причине.
2. Ученик не смог завершить работу из-за состояния здоровья.
3. Ученик получил «незачёт».
При этом к сдаче экзамена не будут допущены те, кто не явился без уважительной причины, кого отстранили от сдачи из-за списывания или нарушения дисциплины.
Направления и темы 2022 года
В 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким актуальным направлениям:
Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Преступление и наказание — вечная тема.
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина…
Направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Темы:
- Каким путём человек идёт к самому себе?
- Любовь как путь самопознания. Что может исказить жизненный путь человека?
- Какие цели важно ставить на жизненном пути?
- Как обрести счастье?
- Возможен ли жизненный путь без ошибок?
- Чем путешествия обогащают личность?
- Зачем люди отправляются в путешествие?
- Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
- Путешествие — способ познания себя и мира. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
- Каковы цель и смысл жизни человека?
- Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
- Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
- Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
- Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
- Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
- Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
- Могут ли мечты быть помощью во время путешествия? Что значит «идти по жизни своим путём»?
- Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
- Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
- Зачем люди отправляются в путешествие?
- Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
- Чем путешествия обогащают личность?
- Что значит: идти ногу со временем?
- Что человек ищет в путешествиях?
- Почему люди хотят путешествовать?
- Как путешествия развивают личность?
- Чему человек может научиться в путешествии?
- Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
- Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
- Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?
- Как выбрать свой жизненный путь?
- Как не сбиться с жизненного курса?
Направление: Направления и темы Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Темы:
- Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
- Как развитие технологий повлияло на общество?
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
- Чем опасен технический прогресс?
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
- Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
- Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
- Можно ли обойтись без науки в современном мире?
- Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Как ученый должен относиться к научным открытиям?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- Каким должен быть технический прогресс?
- К чему могут привести научные открытия? Какие научные открытия опасны? Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
- Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Какие опасности таит в себе технический прогресс?
- Что значит «разумное использование технологий?
- Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
- Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
- Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
- Что значит быть современным?
- Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
Направление: Преступление и наказание — вечная тема
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Темы:
- Что значит быть совестливым человеком?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Что можно считать преступлением?
- Война: преступление или подвиг. В чём различие между ошибкой и преступлением?
- В чем опасность преступлений?
- Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека? Почему важны оправдательные приговоры?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Совместимы ли гений и преступление?
- Почему люди совершают преступления?
- Какие преступления нельзя простить?
- Можно ли оправдать преступление?
- Достоин ли преступник сочувствия?
- Может ли преступник раскаяться в содеянном?
- Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
- Как бороться с преступностью?
- Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
- Что такое совесть? Что значит быть совестливым человеком?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Нужно ли быть милосердным к преступникам? Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
- Что помогает человеку искоренять зло в себе?
- Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
- Каковы могут быть причины преступлений?
- Почему за преступлением следует наказание?
- Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
- Свобода и ответственность в жизни человека. Что значит быть совестливым человеком?
- Можно ли простить человека, совершившего преступление?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Какую роль играет совесть в жизни человека?
- Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
- Можно ли искупить свою вину?
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
Направление: Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Темы:
- Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
- Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
- Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
- Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?
- Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
- Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
- Нужно ли читать книги в XXI веке?
- Какие книги вдохновляют современную молодежь?
- Может ли книга помочь разобраться в себе?
- Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
- Как искусство влияет на личность?
- Какой вид искусства Вам ближе и почему?
- Как музыка влияет на людей?
- Зачем человек слушает музыку?
- Какой фильм Вы можете назвать шедевром?
- «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
- Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
- Кумиры моего поколения: какие они?
- Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
- Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
- В какой книге изображён портрет современного поколения?
- Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
- Какие произведения искусства делают вас счастливым?
- Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
- Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
- Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
- Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
Направление: Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы:
- Всегда ли общество ценит достойных людей?
- Нужны ли перемены современному обществу?
- Что такое общественная справедливость?
- Бывает ли общественное мнение ошибочным?
- Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
- Кто счастлив на Руси?
- Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
- Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
- Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
- Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»? Что значит «любить Родину»?
- В чем польза и опасность патриотизма?
- Как нужно относиться к своей Родине? Как сделать Россию лучше?
- Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
- Как связаны человек и государство?
- Как связаны общество и государство?
- Какие перемены опасны в обществе и государстве?
- Каким образом можно улучшить общество?
- Как можно улучшить государство?
- Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
- Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
- Может ли государство быть справедливым ко всем?
- Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
- Какими качествами должен обладать счастливый человек?
- Что такое репутация человека в обществе?
- Что значит «быть в ладу с самим собой»?
- Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
- Может ли один человек изменить общество? Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
- Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
- Что делает человека подлинно счастливым?
- Всегда ли общество ценит достойных людей?
- Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
- Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
Критерии оценивая
При написании работы будет 2 основных требования:
Требование №1. «Объём итогового сочинения»
Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
Критерии оценки:
- «Соответствие теме»;
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»;
- «Качество письменной речи»»;
- «Грамотность».
Следует обратить внимание, что для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Источник: Подробнее ➤
Читайте также
Стало известно, что Рособрнадзор опубликовал официальные данные по поводу написания …
17.11.2021, 21:17
—
1 139
просмотров
Подробнее
В Роспотребнадзоре опубликовали официальную информацию о порядке написания итогового сочинения в 2021 году.
25.11.2021, 17:49
—
1 189
просмотров
Подробнее
Итоговое Сочинение 2021, 2022: даты, темы, примеры и советы к написанию Недавно …
19.11.2021, 23:02
—
663
просмотрa
Подробнее
Появилась информация, что Федеральная служба по надзору в сфере образования …
17.11.2021, 16:42
—
316
просмотров
Подробнее
Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе.
19.11.2021, 22:40
—
304
просмотрa
Подробнее
Выпускникам с первого дня последнего для них учебного года педагоги говорят …
06.09.2021, 17:30
—
591
просмотр
Подробнее
Итоговое сочинение в 11-х классах пройдет 1 декабря, заявили в пресс-службе …
17.11.2021, 15:53
—
333
просмотрa
Подробнее
Итоговое сочинение ежегодно пишут ученики 11 классов, так как оно является …
04.09.2021, 16:34
—
381
просмотр
Подробнее
Итоговое сочинение 2021-2022: даты, темы, примеры и советы к написанию Недавно …
17.11.2021, 20:25
—
199
просмотров
Подробнее
В конце августа 2021-го Федеральный институт педагогических измерений обнародовал …
05.10.2021, 07:32
—
133
просмотрa
Подробнее
Сергей Кравцов объявил пять тем для сочинений, которые школьники будут писать в конце 2021 года.
30.08.2021, 18:49
—
59
просмотров
Подробнее
25 ноября 1971 года родился Андрей Кивинов, российский писатель и сценарист. Широкую …
25.11.2021, 20:06
—
14
просмотров
Подробнее
Необходимость принять изменения в процедуре проведения ГИА для 9 и 11 классов обсуждается уже не один год,…
28.01.2021, 10:49
—
2 010
просмотров
Подробнее
Что будет с ЕГЭ в 2022 году: могут ли вовсе отменить главный экзамен школьников …
26.11.2021, 09:10
—
788
просмотров
Подробнее
Подготовка к сочинению «Дорогу осилит идущий…» Реховская Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы МАОУ «» СОШ № 60» Г. Улан-Удэ
Расписание итогового сочинения в 2017 -2018 учебном году → 6 декабря 2017 года; → 7 февраля 2018 года; → 16 мая 2018 года.
Полезно знать • Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт» . К сдаче ЕГЭ допускаются только выпускники, получившие «зачёт» . ● Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то ставится незачёт. Максимальное количество слов не устанавливается. ● ● Время написания сочинения – 3 часа 55 минут. ● Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём, который выдадут в аудитории. ● Для каждого из 11 -и часовых поясов будут разные темы. ● Итоговое сочинение может учитываться приёме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимально можно получить 10 баллов, которые прибавятся к баллам ЕГЭ. ● Темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9. 45 (за 15 минут до начала работы). В это же время темы будут опубликованы на открытых информационных ресурсах
Условия зачета Объем сочинения — не менее 250 слов Рекомендованное количество – 350 слово
Сохранность работ Работы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональных и федеральной информационных системах обеспечения проведения ЕГЭ, доступ к которым будут иметь все вузы страны. В то же время вузы при объявлении условий приема должны будут указать, станут ли они учитывать выпускные сочинения.
Структура сочинения • Вступление (из комментариев ФИПИ) • Мое мнение-тезис (+ клишепереход к аргументам) • Литературный(ые) аргумент(ы) (микровыводы!) • Заключение
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года 1. «Верность и измена» В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
Примерные темы • Какое предательство самое страшное? • Согласны ли вы с утверждением : «Доверие — признак мужества, а верность — свидетельство силы» ? • Можно ли иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? • Может ли быть неверным благородное сердце? • Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: «Верная любовь помогает переносить все тяготы» ? • Как, по- вашему, связаны понятия верность и любовь? • Как, по-вашему, связаны верность и дружба? • Чем опасна измена?
Примерные темы • Подтвердите или опровергните высказывание У. Черчилля: «Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения» . • Можно ли простить предательство? • В чем причины измен и предательств? • Как вы понимаете слово «верность» ? • Когда возникает выбор между верностью и предательством? • Важно ли быть верным слову? • Что толкает человека на измену?
Вступление Верность…. Измена…. . Совершенно противоположные по смыслу и содержанию слова. Первое, к радости, и второе, к сожалению, имеют место быть в жизни каждого из нас. Понятия «верность» и «измена» можно рассматривать с разных точек зрения: философской, этической, психологической. В своем сочинении мне хотелось бы поразмышлять над темой (вопросом, высказыванием): «…. » Я думаю, что …. Мне кажется, что…. . (83 слова). Доказать мою точку зрения поможет читательский опыт, ведь многие писатели показывают нам героев в ситуации нравственного выбора как в личных взаимоотношениях, так и в социальном аспекте.
Литература 1. А. С. Пушкин «Евгений Онегин» 2. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 3. У. Шекспир «Ромео и Джульетта» 4. А. Островский «Гроза» 5. Карамзин «Бедная Лиза» 6. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» 7. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» 8. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие» 9. А. С. Пушкин «Капитанская дочка» 10. И. С. Тургенев «Отцы и дети» 11. Л. Н Толстой «Война и мир» 12. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» 13. А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 14. А. Грин «Победитель» , «Четырнадцать футов» 15. И. Курамшина «Сыновний долг» 16. М. А. Шолохов «Тихий Дон»
2. «Равнодушие и отзывчивость» Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
Примерные темы 1. Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу) 2. Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. (А. П. Чехов) 3. Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М. Е. Салтыков-Щедрин) 4. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. (Б. Ясенский) 5. Равнодушие — есть наивысшая жестокость. (М. Уилсон) 6. Сочувствие во время несчастья подобно дождю во время засухи. (индийская пословица)
Вступление Наша жизнь устроена так, что любого из нас окружают не только отзывчивые, но черствые и равнодушные люди. Есть те, кто искренне готов разделить с ближним его радости и беды, оказать бескорыстную помощь. Но много и тех, кто безразличен к окружающим, не желает тратить душевные силы на чужую жизнь. Именно об этом заставляет меня задуматься тема (высказывание), предложенная для сочинения: «…. » Я думаю, что …. Мне кажется, что…. . Так и в литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, которые готовы откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, думающих только о себе, равнодушных и эгоистичных. (99 слов)
Литература 1. А. С. Пушкин «Евгений Онегин» 2. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 3. Н. Лесков «Левша» 4. А. П. Чехов «Тоска» 5. А. И. Куприн «Чудесный доктор» 6. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» , 7. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» , 8. А. С. Пушкин «Капитанская дочка» 9. К. Паустовский «Телеграмма» 10. В. Распутин «Уроки французского» 11. И. С. Тургенев «Отцы и дети» 12. Л. Н Толстой «Война и мир» 13. Н. В. Гоголь «Мертвые души» 14. А. Грин «Четырнадцать футов» 15. И. Курамшина «Сыновний долг» 16. М. А. Шолохов «Тихий Дон» 17. Б. Екимов «Ночь исцеления»
3. «Цели и средства» Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
Примерные темы • Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши? • Оправдывает ли цель средства? • Как вы понимаете поговорку: «Овчинка выделки не стоит» ? • Почему важно иметь цель в жизни? • Для чего нужна цель? • Как Вы понимаете высказывание: «Когда цель достигнута, о пути забывают» ? • Достижение какой цели приносит удовлетворение? • Подтвердите или опровергните высказывание А. Энштейна: «Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам»
Примерные темы • Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми? • Какими качествами должен обладать человек, чтобы достигать великие цели? • Справедливо ли высказывания Конфуция: «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий» ? • Что значит «великая цель» ? • Кто или что помогает человеку добиться цели в жизни? • Как Вы понимаете высказывание О. де Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти» ? • Может ли человек жить без цели? •
Литература 1. В. Быков «Сотников» 2. А. Фадеев «Разгром» 3. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» , «Мцыри» 4. А. И. Куприн «Чудесный доктор» 5. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» , 6. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» , 7. И. С. Тургенев «Отцы и дети» , «Довольный человек» 8. Ш. Бодлер «Фальшивая монета» 9. Л. Н Толстой «Война и мир» 10. Н. В. Гоголь «Мертвые души» 11. А. Грин «Четырнадцать футов» 12. И. Курамшина «Сыновний долг» 13. М. А. Шолохов «Тихий Дон» 14. Басня И. Крылов «Ворона и лисица» , «Свинья под дубом»
Литература 1. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» , «Собачье сердце» 2. В. А. Каверин «Два капитана» 3. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» , 4. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие» 5. А. С. Пушкин «Капитанская дочка» , 6. Дж. Толкиен «Властелин колец» 7. И. Гончаров «Обломов» 8. И. С. Тургенев «Отцы и дети» 9. Л. Н Толстой «Война и мир» 10. М. А. Шолохов «Судьба человека» 11. Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» 12. А. П. Чехов «Человек в футляре» 13. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» 14. Н. В. Гоголь «Шинель» , «Мертвые души» 15. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 16. Е. И. Замятин «Мы» 17. А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 18. Джек Лондон «Мартин Иден»
Вступление Мы часто слышим фразу флорентийского политического деятеля Николо Макиавелли: «Цель оправдывает средства» . Неужели для достижения цели все средства хороши? Или все-таки нужно уметь правильно соотносить цель и средства ее достижения, думать о нравственной стороне? Именно об этом заставляет меня задуматься тема, предложенная для сочинения: «……» . Я думаю, что …. Мне кажется, что…. . Хочется отметить, что во многих литературных произведениях показаны персонажи, которые специально или ошибочно выбирают безнравственные средства для достижения своих планов. Порой благая цель служит лишь прикрытием истинных планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали. (94 слова)
4. «Смелость и трусость» В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я» : готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Вступление Смелость. . . Трусость…. В основе данных понятий лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я» : готовность к решительным поступкам и стремление спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. Именно об этом заставляет меня задуматься тема, предложенная для сочинения: «……» . Я думаю, что …. Мне кажется, что…. . На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли. (68 слов)
1. 2. 3. 4. 5. 6. Примерные темы Трусость отнимает разум. Фридрих Энгельс Смелость — начало победы. Плутарх Когда можно оправдать трусость? На самом ли деле удача сопутствует смелым? Когда нужно быть смелым? Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого. Конфуций 7. Согласны ли Вы с тем, что смелость – это преодоленная трусость? 8. В душах трусливых нет места для счастья. М. Сервантес 9. Трусость – самый страшный порок. М. Булгаков
Литература 1. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» 2. В. Быков «Сотников» 3. Н. Кондратьев «Сашка» 4. М. Горький «Старуха Изергиль» 5. В. А. Каверин «Два капитана» 6. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» , 7. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие» 8. А. С. Пушкин «Капитанская дочка» 9. Дж. Толкиен «Властелин колец» 10. И. С. Тургенев «Враг и друг» 11. А. Грин «Победитель» 12. Л. Н Толстой «Война и мир» 13. М. А. Шолохов «Судьба человека» 14. Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» 15. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
5. «Человек и общество» Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
1. Гармоничное взаимодействие человека и общества; 2. Противостояние человека и общества; 3. Общественные нормы и законы, мораль; 4. Человек и история общества. 5. Человек и общество в тоталитарном государстве.
Вступление «Жить в обществе и быть свободным от общест ва нельзя» , — слова В. И. Ленина отражают суть взаимоотношений человека и общества… Каждый из нас может как гармонично взаимодействовать с другими, так и находится с ними в сложном противостоянии или даже вступать в непримиримый конфликт. Мы должны понимать, что должны подчиняться общественным законам, а общество в свою очередь – учитывать интересы каждого человека. Об этом и многом другом заставляет меня задуматься тема, предложенная для анализа: «…. » Я думаю… Мне кажется…. К тому же художественная литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации. (101 слово)
Примерные темы Общественное мнение правит людьми. Блез Паскаль Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. Андре Моруа Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Виссарион Белинский Люди, обладающие характером, — это совесть общества. Ралф Эмерсон Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества? Способен ли один человек изменить общество? Как общество влияет на человека? Человек – это существо столь гибкое и в общественном быту столь восприимчивое к мнениям других людей… (Ш. Монтескье) Характеры людей определяются и формируются их взаимоотношениями. (А. Моруа)
Литература 1. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» 2. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» , 3. А. С. Пушкин «Капитанская дочка» , «Евгений Онегин» 4. Л. Н Толстой «Война и мир» 5. М. А. Шолохов «Судьба человека» 6. Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» 7. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 8. А. Островский «Гроза» 9. И. А. Гончаров «Обломов» 10. М. Шолохов «Тихий Дон» 11. Е. Замятин «Мы»
Вступление, исходя из комментариев ФИПИ Дружба и вражда… Что же это такое? Это постоянные спутники как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Так, в жизни каждого из нас есть люди, которых мы с уверенностью можем назвать друзьями. Это те, которым мы полностью доверяем, отношения с которыми основаны на искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Но жизнь многогранна и полярна, поэтому она ставит перед нами и ряд испытаний, и к таким можно отнести понятия вражды, неприязни, ненависти, нелюбви. В своем сочинении мне хочется поразмышлять над темой (высказыванием ФИО, ответить на актуальный во все времена вопрос)….
Вступления Верность и измена… Что же это такое? Это постоянные спутники как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Так, в жизни каждого из нас есть люди, которых мы с уверенностью можем назвать верными и надежными друзьям. Это те, которым мы полностью доверяем, отношения с которыми основаны на искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Но жизнь многогранна и полярна, поэтому она ставит перед нами и ряд испытаний, и к таким можно отнести понятия измены, предательства. В своем сочинении мне хочется поразмышлять над темой (высказыванием ФИО, ответить на актуальный во все времена вопрос)….
Вступления Отзывчивость и равнодушие … Что же это такое? Это постоянные спутники как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Так, в жизни каждого из нас есть люди, которые всегда разделят с тобой не только счастливые и радостные моменты, но и помогут в трудную минуту. Но жизнь многогранна и полярна, поэтому она ставит перед нами и ряд испытаний, и к таким можно отнести понятия черствости, равнодушия, безразличия. В своем сочинении мне хочется поразмышлять над темой (высказыванием ФИО, ответить на актуальный во все времена вопрос)….
Универсально для всех направлений Люди в течение жизни постоянно решают важные для них проблемы, делают выбор. Самый трудный диалог человек ведет с самим собой: кого любить, с кем дружить, кем быть, как поступить. Одним из главных вопросов для каждого здравомыслящего человека становится вопрос о …………… (исходя из темы). Именно над этим мне хотелось бы поразмышлять в своем сочинении.
Универсально для всех направлений Судьба человека зависит только от него самого. Нам приходится выбирать свой путь, а это значит отвечать на вечные вопросы бытия: что главное для меня в жизни, каким человеком я хочу стать, кого хочу видеть рядом, как поступать в той или иной ситуации. При этом одним из главных вопросов для каждого мыслящего человека становится вопрос о …………… (исходя из темы). Именно над этим мне хотелось бы поразмышлять в своем сочинении.
Универсально для всех направлений Наша жизнь – это постоянный выбор. Какие качества нужно формировать в себе, чтобы стать смелым, достойным уважения человеком? Каким нравственным законам следовать? Чем руководствоваться в разных ситуациях? Какие приоритеты должны быть главными для нас? Над этими вопросами и многими другими должен задумываться каждый молодой здравомыслящий человек. Сегодня в своем сочинение мне хотелось поразмышлять над (вопросом, темой, высказыванием)…………… (исходя из темы).
Универсально для всех направлений ……… (ключевое слово, слова) Что мы понимаем под этим(и) словом(ами) ? Какой смысл оно(и) несет(ут)? Актуально ли сегодня среди суеты и быстротечности жизни вновь обращаться к …………… Именно над этими вопросами заставляет нас поразмышлять высказывание ФИО (тема): «…»
Темы сочинений 1. Какое предательство самое страшное? 2. Оправдывает ли цель средства? 3. Равнодушие — есть наивысшая жестокость. (М. Уилсон) 4. Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества? 5. Трусость отнимает разум. Фридрих Энгельс