Почему горький назвал рассказ старуха изергиль

муниципальное бюджетное образовательное учреждение специальная коррекционная общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья надежда муниципального образования городской округ

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Специальная 
(коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными
возможностями здоровья «Надежда» муниципального образования

Городской округ Симферополь
Республики Крым

М. Горький «Старуха Изергиль. Легенда о Данко».

7 класс

Учитель: Кузнецова  Ю.Ю.

Цели: 1)
познакомить с понятием романтизм, романтический герой; развивать навыки анализа
текста; 2) развивать устную речь учащихся, тренировать внимание, память,
логическое мышление; расширять словарь; 3) через анализ легенды воспитывать
уважение к высоким нравственным качествам: самопожертвованию, подвигу, служению
людям, добру.

Оборудование: презентация,
учебник

Ход урока:

I.
Организационный момент
.

Объявление
темы  и целей урока.

Слайд
1           

II.
Коррекционно-развивающие упражнения
.

1.
Тренировка внимания, памяти.


Внимательно посмотрите на слова, постарайтесь их запомнить:

Слайд 
2

рассказ

повесть

автобиография

псевдоним

легенда

метафора

Слайд 3

 Убирается
слово легенда

— Что
изменилось?


Давайте вспомним, что такое легенда?

Запись
в тетради.

Слайд
4

Легенда
– это рассказ народной фантазии, где сочетаются реальное (историческое событие
или лицо) и фантастическое.

III.
Знакомство с понятием романтизм, романтический герой

— В
1895 году был напечатан рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».

Горького
заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе. Романтизмом
окутано всё произведение.

— А
что такое романтизм? Давайте познакомимся с новым понятием.

Романтизм –
художественное направление в литературе, признаками которого является
изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим,
устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с
обществом, с людьми.)

Запись
в тетради.

Слайд
5


Следуя этому определению, скажите, кто такой романтический герой?

IV.
Работа по теме урока

1.
Постановка проблемного вопроса

 Каким
должен быть современный человек, и как ему жить среди людей?

Слайд
6

— Этот
вопрос поднимали многие писатели, над этим размышлял и М. Горький.

2.
Анализ легенды о Данко

— Сегодня мы с вами поговорим о герое легенды о Данко из рассказа «Старуха
Изергиль».

Слайд
7

Целеполагание

— Как
вы думаете, какова цель нашего урока?

— Вы
уже прочитали легенду.


Попробуйте определить тему произведения.

Обратимся
к словарю

Подвиг
— героический самоотверженный поступок.

Героический
— свойственный герою.

Герой
— это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью,

совершает
смелые, необычные по своей храбрости поступки.

Слайд
8

Самоотверженный
— жертвующий своими интересами ради общего блага, героический, благородный

Поступок
— решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

Трусость
— отказ от какого-либо действия (поступка) по причине страха. Предательство —
нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.

Слайд
9

Самопожертвование
— готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей ради интересов
других людей.)

Слайд
10

Работа
над анализом текста.

-Как
Горький характеризует племя в начале текста?

— Где
они жили сначала?


Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу?


Сопоставьте характеристику племени и места обитания. Что этим хочет сказать
автор?


Почему у таких сильных людей родился страх?


Что-нибудь сделало племя, чтобы изменить свою жизнь?

— К
чему привело бездействие? Что породило?

— К
какой мысли привели их трусость и бездействие?

— Найдите
описание Данко в тексте.


Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них» и доверили
именно ему вывести племя?


Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе
обрушились» на него?

— За
что же он должен был погибнуть?


Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?


Почему же тогда в душе Данко зародилась тоска?

Чтение
 фрагмента текста:


Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И
вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее своё сердце и высоко поднял
его над головой.

Оно
пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный
этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там,
глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали
как камни.

— Для
чего Данко вырвал из груди сердце?

— Как
люди отнеслись к смерти Данко?


Напрасна ли смерть Данко?


Можно ли назвать Данко героем? 


Какова идея легенды? 

V.
Рефлексия. Подведение итогов.

Обсуждение
иллюстраций к легенде.

Слайд
11,12, 13, 14

Мозговой
штурм.

— Чем
может пожертвовать современный человек?

Слайд
15

VI.
Подведение итогов урока

     Данко
– гордый, сильный, свободолюбивый человек, который пожертвовал собой ради
людей. Этот яркий герой вырвал своё сердце и отдал его людям. Люди даже не
заметили его смерти, а «один осторожный человек» наступил на смелое сердце
ногой. Но в настоящем есть следы, оставшиеся от сердца Данко – это голубые
искры степи, появляющиеся перед грозой.

     М.
Горький показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя
своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.

    Горький
убеждён, что красивые, сильные, гордые люди никогда не переведутся на земле.

Слайд
16

Домашнее
задание
. Ответить на вопрос : «Каким должен быть человек и как ему жить
среди людей?»

 Список литературы

          Коровина В.Я.,
Журавлёв В.П., Коровин В.И., Збарский И. С. Литература. 7 класс. М.:
Просвещение, 2014 год.

Дополнительные 
ссылки на ресурсы сети Интернет

          
Интернет портал «Lit-helper» (Источник)

          
Интернет портал «fb.ru» (Источник)

          
Интернет портал «KlassReferat» (Источник)

https://ic.pics.livejournal.com/luchezar_rodov/84322105/11173/11173_800.jpg

hello html m290e1c4a

1.Проверочная работа по произведениям А.П.Чехова («Студент», «Палата №6», «Человек в
футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой»)

https://literaturuscka.blogspot.com/2021/09/blog-post.html

2.    Жизнь и творчество М.Горького (проверка дз)

-На какие 3 периода можно разделить жизненный путь М. Горького?

Охарактеризуйте каждый:

 — временнЫе рамки;

 — наиболее важные биографические
факты;

 — общественные и политические
взгляды;

 — произведения, созданные в этот
период.

3.   
Романтизм Горького

Ранние рассказы М.
Горького имеют романтический характер.

 — Вспомним, что такое романтизм. Дайте
определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

(Романтизм — особый тип творчества,
характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне
реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение
исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим,
устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с
обществом, с людьми).

В тетрадь!  — Романтизм конца века носит демократический
характер, утверждает романтическую личность в героях низших кругов общества.
Новаторство Горького выразилось в создании нового литературного типа – БОСЯКА,
обладающего гордостью, свободолюбием, содержащем революционный потенциал.

Романтизмом окутано
всё произведение. Романтические герои 
предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это
(работа с текстом).

— В какое время
суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает
легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

— Какие природные
образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

— Какие
художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты,
олицетворение, метафору);

— Почему именно
таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по
своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные,
широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но
природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир.
Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его
неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в
таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя
героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

4.  
Композиция рассказа «Старуха
Изергиль»

Из скольких частей состоит
рассказ? Какие это части?

  Как они расположены?

(Две легенды и бытовое повествование; рассказ старухи в центре, а
легенды обрамляют).

! Композиция – ТРИПТИХ

5.    Анализ эпизода «Ларра»

       
Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь)

       
Важно ли, что Ларра – сын женщины и орла?

       
Почему именно орла? (Орёл 
птица, традиционно в романтизме символ свободы)

       
Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам
они живут?

       
В чем суть конфликта людей и Ларры?

       
Как вы понимаете слова «Наказание в нём самом»?

       
В чем трагедия бессмертия Ларры?   

6.    Анализ легенды о Данко.

    
Портретная характеристика, детали и их функции.

    
Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры?

    
Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном  и том же значении употреблен эпитет или
нет? 

    
Какой библейский сюжет лежит в основе истории Данко?

    
Какие основные
черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к
людям, желание помочь им)

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический
антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический
идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из
особенностей романтического произведения.

— Как вы думаете, почему именно легендой о
Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает
подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это
торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

6. Самостоятельная
работа. Сопоставление Ларры и Данко

В результате должно получиться следующее:

Сопоставление
образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

1. Отношение к толпе

Любовь, жалость к людям

Презирает людей, относится высокомерно

2. Толпа — герой

конфликт

конфликт

3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

Гордыня, эгоизм, крайний

милосердие, мужество, умение

индивидуализм, жестокость

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей жизнью ради
спасения людей

Берет от жизни и людей все, но ничего не
отдает взамен

5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма, холод)

6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям, добрые поступки

Зло, преступление

7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту, смелость,
подвиг ради любви к людям

Антиидеал, осуждает его поступки,
античеловеческую сущность

7.    Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы
думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький?

— Было ли в её
жизни что-нибудь значительное, из чего мы можем извлечь для себя вывод?

 — В чём неоднозначность авторского отношения к
Изергиль?

8.ИС!  -К какому
из направлений итогового сочинения можно использовать данный рассказ?

9. Задание 4,5 на
стр.43-47

10. Домашнее
задание: биография И.Бунина, рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из
Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».

  • Краткие содержания
  • Горький
  • Дед Архип и Лёнька

Произведение «Дед Архип и Лёнька», написанное советским писателем Максимом Горьким, повествует о жизни бездомных бродяг до революции.

Главные герои – старик и мальчик — нищенствовали, ходили по населённым пунктам и просили милостыню. Дед часто начинал разговор о своей скорой смерти, и что мальчик без него может пропасть. Лёньке такие разговоры не нравились, они наводили на мальчика тоску. Из-за них старик и мальчик ссорились.

Описываемые события происходили в богатом и тёплом крае – на Кубани. Нищие не хотели покидать его, они имели достаточно подаяния для жизни. Однажды путники ожидали паром и молчали, каждый думал о своём. Вскоре плавучее средство причалило, и нищие вместе с богато одетым казаком отплыли от берега. Мужчина пригласил бездомных провести ночь на хуторе. Приехав на место, дед и мальчик пошли порознь просить милостыню.

Затем Лёнька познакомился с девочкой, которая искала свой платок. Мальчик пожалел девочку, но ничем не мог ей помочь, и пошёл разыскивать деда. Старик принес много подачек и был доволен этим. Он попросил Лёньку спрятать что-то, завёрнутое в платок. Мальчик заподозрил, что это и есть пропажа, которую искала девочка.

Нищих обвинили в воровстве и казаки стали их допрашивать. Но дед не признавался ни в чём, а потрясённый Лёнька потерял сознание. Потом бездомных изгнали из станицы. Старик подобрал злополучный свёрток. Мальчик начал ругать деда, а старый мужчина оправдывал свой поступок заботой о будущем мальчика. Лёнька, обезумев от горя и позора, убежал. В это время началась ужасная гроза, которая бушевала всю ночь.

Следующим утром люди обнаружили деда, который не мог говорить и всё время пытался искать кого-то. Украденные вещи лежали около него. Старик скончался тем же вечером. Похоронили его на том самом месте, где обнаружили. Несколько суток спустя, мальчика также нашли мёртвым, лежащим в овраге. Скромную могилку ему обустроили в месте, где схоронили деда.

Произведение заставляет читателей задуматься о жизни бедных и изменить своё отношение к ним.

Подробный пересказ

В тени берегового обрыва лежало двое бродяг, ожидая паром. Костлявый длинный старик часто кашлял, утирая выступившие крупные слезы. Унылый шорох волн да надрывный кашель были единственными звуками, тревожившими разомлевшую в полуденной жаре степь.

Тяжкие мысли ворочались в голове деда. Чувствовал он свою близкую смерть, которой не боялся. Конечно, хотелось умереть на родной земле. Но на Кубани люди были зажиточнее и охотнее подавали милостыню. А внуку Леньке надо будет на что-то жить… да и как он будет выживать, когда его, старика, не станет рядом?

Дед тихонько погладил шершавой ладонью голову мальчика. Тот пошевелился и вопросительно поглядел на Архипа. Но парома не было, некому было заплатить и позвать с просьбой о переправе.

Тихо беседовали люди, и старик с любовью глядел на внука, не по годам здраво рассуждавшего. Ему бы грамоте обучиться, получить шанс выбиться с дна жизни. Хоть и сыты были они с подаяния, но за каждым куском приходилось кланяться, слезно выпрашивая и рассказывая истории, не имевших ничего общего с реальностью.

Не нравились Леньке рассказы о будущей жизни, ведь часто в конце старик начинал плакать и громко причитать, пугая мальчика.

От грядущей сцены спас казак, приехавший на арбе и громко вызывавший паром. Нищие поклонились и попросились на переправу. Казака звали Андреем Черным. Пожалев старика, он подвез его до села и пригласил переночевать.

До вечера было далеко, и Архип с Ленькой отправились попрошайничать, каждый в свою сторону.

Мальчик не мог набрать много кусков, потому как не мог сочинять и клянчить. Деду везло больше и часто он за копейки на вес сдавал набранные куски хозяевам на прокорм животных. Деньги он откладывал для внука, мечтая насобирать 100 рублей.

Ленька шел один и услыхал чей-то плач. Девочка лет семи брела по тропинке и утирала слезы. Ленька подошел к ней. Оказалось, она потеряла красивый платок, папин подарок. Мальчик утешил девочку как мог и предложил даже пойти домой заступиться. Но она отказалась, сказав, что мама не любит нищих.

Вечерело. Бродяги собрались идти к Андрею Черному на ночевку. Подошедший жандарм забрал их в участок. По дороге Архип тихонько вынул из-за пазухи сверток и сказал внуку выкинуть его в заросли и запомнить место. Ленька бросил переданное. Это был красивый платок, потерянный девочкой, и кинжал.

В участке нищих обыскали, но ничего, кроме подаяния, не нашли. От переизбытка чувств мальчик потерял сознание. Пришел в себя он уже на улице и вместе с дедом они вышли в степь. Сидя под большим деревом, Ленька стал бранить деда за воровство. Разгорелся скандал, сопровождаем громом и начавшейся грозой.

Испугавшись криков старика, плачущего и обнимающего его, мальчик убежал.

Утром Архипа нашли недвижного и немого, но еще живого. В толпе тщетно высматривал он внука. К вечеру его не стало. На кладбище чужого вора, умершего без покаяния, решили не хоронить, закопав его под тем же деревом, где и обнаружили.

А через два дня нашли и Леньку, лежащего в мутной жиже на дне балки. Подумав немного, его похоронили рядом со дедом.

«Сытый человек – зверь. И никогда он не жалеет голодного».

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Популярные сегодня пересказы

  • Анна на шее — краткое содержание рассказа Чехова
    Никогда не знаешь, как развернется твоя судьба. Бывает, все идёт тихо да гладко, словно по течению. И вдруг резко жизнь начинает течь совершенно по иному руслу. И перестаешь понимать, как жить дальше.
  • Мельник — колдун, обманщик и сват — краткое содержание пьесы Аблесимова
    Замечательное произведение, в котором скрыт глубокий философский подтекст, называется «Мельник – колдун, обманщик и сват». Написано это гениальное творение писателем Аблесимовым. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.
  • Краткое содержание рассказа Великие путешественники Зощенко
    Советский детский писатель Михаил Зощенко написал много интересных детских произведений среди них «Великие путешественники». Рассказ повествует о том, что дети, познавая окружающий мир
  • Краткое содержание книги Раздел имущества Алексин
    Главной героиней стала девочка Вера, с которой случилось несчастье, но благодаря бабушке она не только поверила в то, что совсем скоро встанет на ноги.

Горький. Все произведения

  • Бывшие люди
  • В людях
  • Варвары
  • Васса Железнова
  • Воробьишко
  • Встряска
  • Дачники
  • Дед Архип и Лёнька
  • Дело Артамоновых
  • Дети солнца
  • Детство
  • Егор Булычов и другие
  • Жизнь Клима Самгина
  • Коновалов
  • Легенда о Данко
  • Легенда о Ларре
  • Ледоход
  • Макар Чудра
  • Мальва
  • Мать
  • Мещане
  • Мои университеты
  • Мой спутник
  • На дне
  • Несвоевременные мысли
  • Пепе
  • Песня о буревестнике
  • Песня о Соколе
  • Про Иванушку-дурачка
  • Рождение человека
  • Самовар
  • Сказка Случай с Евсейкой
  • Сказки об Италии
  • Старуха Изергиль
  • Страсти-мордасти
  • Супруги Орловы
  • Фома Гордеев
  • Челкаш

Дед Архип и Лёнька Горький краткое содержание.

Ожидая паром, дед Архип и Лёнька легли в тень от берегового обрыва и смотрели на волны реки Кубани. Лёнька задремал, а дед, чувствуя боль в груди, не мог уснуть. Лёнька был маленький, хрупкий мальчик лет десяти, в своих лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда — старого иссохшего дерева. Дед то и дело кашлял, кашель был хрипл, удушлив, заставлял деда приподниматься и выжимал крупные слёзы. Степное марево закрывало всё вдали, но дед не был знаком с этим явлением и считал, что жара да степь отнимают у него зрение, как отняли остатки силы в ногах. Сегодня ему было хуже, чем обычно, он чувствовал, что скоро умрёт, и его беспокоила мысль о внуке. Куда денется Лёнька? От этой мысли деду становилось тошно и хотелось вернуться домой, в Россию, но это далеко. А здесь, по Кубани, подают хорошо, хотя народ богатый и нищих не любит.


Дед Архип и Лёнька краткое содержание.

Дед Архип и Лёнька

Ожидая паром, они оба легли в тень от берегового обрыва и долго молча смотрели на быстрые и мутные волны Кубани у их ног. Лёнька задремал, а дед Архип, чувствуя тупую, давящую боль в груди, не мог уснуть. На тёмно-коричневом фоне земли их отрёпанные и скорченные фигуры едва выделялись двумя жалкими комками, один – побольше, другой – поменьше, утомлённые, загорелые и пыльные физиономии были совсем под цвет бурым лохмотьям…

Дед Архип и Лёнька Горький краткое содержание.

Проснулся Лёнька и поднял на деда большие голубые, не по-детски вдумчивые, глаза. Паром не подходил, а стоял невдалеке, потому что его никто не звал. Лёнька хотел купаться, но быстрая река могла его унести. Дед предложил привязать к Лёнькиной ноге поясок и держать, но Лёнька сообразил, что так река унесёт их обоих. Затем он сказал, что земля здесь сплошная пыль, что они видели много городов и людей, и, не умея выразить словами свою мысль, замолчал. Дед похвалил его за ум и согласился, что всё вокруг: и они, и города, и все люди — пыль. Он пожалел, что мальчик не смог учиться грамоте, и уже в который раз перевёл разговор на тему собственной смерти и судьбы Лёньки.

Мальчику надоели эти разговоры, ведь они заканчивались ссорами, потому что сначала ему становилось страшно, затем скучно, и дед, замечая это, злился, думая, что Лёнька его не любит и желает ему смерти. Дед в этот раз размышлял, что нищих за людей не считают, подают только ради очистки совести, сытый и голодный враги друг другу. Лёнька хотел пойти работать в трактир. Дед боялся, что его там могут забить, но мальчик обещал каждому не даваться. В монастырь лучше, думал дед.

Дед Архип и Лёнька Горький краткое содержание.

Тут появился сытый, сильный и здоровый казак на арбе и позвал паром. Дед пожаловался, что в России голод и люди мрут как мухи. По мнению деда голод начался оттого, что люди высосали, истощили землю, а казак возразил, что от хороших рук и камень родит. На пароме Лёнька стоя задремал и упал.

Казак довёз их до станицы. По дороге Лёнька думал, что снова придётся просить милостыню, врать про голод в России, чтобы больше подавали, и его снова будут задирать мальчишки. Из милостыни в основном подавали еду, но она портилась, и её никто здесь не покупал, а лучше бы давали деньгами.

По приезде казак назвал себя Андреем Черным и пригласил их переночевать. Лёнька захотел разойтись с дедом, хотя отдельно он собирал намного меньше. Дед затянул свою песню, а Лёнька заснул в кустах. Его разбудил громкий плач. Девочка лет семи с чёрными глазами шла по дороге и плакала. Лёнька захотел ей помочь. Она сказала, что потеряла новый платок, который купил ей отец. Лёнька решил, что отец побьёт её, но всё равно велел ей идти домой, во всем признаться, и даже предложил защитить её перед отцом. Но девочка отказалась — её мать не любила нищих, — и ушла.

Лёнька пошёл к церкви, где они условились встретиться с дедом, по дороге думая, что если девочка из богатой семьи, то её побьют, так как все богатые скряги, а если из бедной, то нет. Деду много подавали, и он решили идти искать Андрея Чёрного. Но подошедший к ним казак повёл их в сборную (дом, где размещалось станичное правление). По дороге дед дал Лёньке свёрток, чтобы тот его выбросил и запомнил, где. Выбрасывая, Лёнька заметил в свёртке голубой в цветочки платок девочки. В сборной их обвинили в воровстве платка и кинжала. Когда-то в Тамани дед украл бельё, его за это побили и выгнали. Он потом долго молился и называл себя вором. В сборной дед говорил, что не виноват. Лёньке стало плохо, и он упал. Их отпустили и вывели из станицы.

По дороге дед подобрал свёрток с платком и кинжалом и показал Лёньке. Мальчик сразу же представил, как все смеются им в лицо, а та девочка, сверкая синими глазами, называет его воришкой. Начиналась гроза. Лёнька закричал на деда, назвал его вором. Дед кричал, что всё делает ради Лёньки, его будущего. Мальчик испугался и начал звать деда обратно в станицу, а тот всё говорил и говорил.

Гроза была в разгаре. Испугавшись, Лёнька не выдержал и убежал. На следующий день деда нашли там же, он ещё был жив, но язык отнялся. Он искал кого-то в толпе, но не мог найти и плакал. К вечеру он умер. На погосте хоронить деда было нельзя, как вора: платок и кинжал нашли рядом с ним. Деда похоронили там же, где нашли. Лёньку нашли через несколько дней: он лежал в грязи возле оврага лицом вниз. Его похоронили рядом с дедом и поставили каменный крест.

Максим Горький — Дед Архип И Лёнька

708 0

Ожидая паром, дед Архип и Ленька легли в тень от берегового обрыва и смотрелина волны реки Кубани. Ленька задремал, а дед, чувствуя боль в груди, не мог уснуть. Ленькабыл маленький, хрупкий (ему шел 11-й год), в лохмотьях он казался корявым сучком,отломленным от деда старого иссохшего дерева. Дед то и дело кашлял, кашель был хрипл,удушлив, заставлял деда приподниматься и выжимал крупные слезы. Описывается степное марево(мутность воздуха, сухой туман), которое закрывало все вдали, но дед не был знаком с этимявлением и считал, что жара да степь отнимают у него зрение, как отняли остатки силыв ногах. Сегодня ему было более плохо, чем всегда, он чувствовал, что скоро умрет, но егосильно смущала мысль о внуке.

Куда денется Ленька. От этой мысли становилось тошнои хотелось вернуться домой, в Россию, но это далеко. А здесь по Кубани подают хорошо,хотя нищих не любят, потому что богаты.Проснулся Ленька и поднял на деда большиеголубые, не по-детски вдумчивые, глаза. Паром не подходил, а стоял невдалеке, так какего никто не звал. Ленька хотел купаться, но быстрая река могла его унести. Дед предложилпривязать к ноге Леньки поясок и держать, но Ленька сообразил, что так река унесетих обоих. Затем он сказал, что земля здесь сплошная пыль, что они видели много городови людей, и, не умея уловить свою мысль, замолчал. Дед похвалил егоза ум и согласился, что все вокруг и они, и города, и все люди пыль. Пожалел, чтомальчик не может учить грамоту, и уже в который раз перевел разговор на темусобственной смерти и судьбы Леньки.

Леньке надоели эти разговоры, ведь они заканчивалисьссорами, так как в начале их ему было страшно, затем скучно, и дед, замечая это, злился,думая, что Ленька его не любит и желает ему смерти. Дед в этот раз размышлял, что нищихза людей не считают, подают только ради очистки совести, сытый и голодный враги друг другу.Ленька думает пойти работать в трактир, но его там могут забить, но мальчик обещал каждомуне даваться. В монастырь лучше, думал дед. Тут появился казак (сытый, сильный, здоровый)на арбе (двухколесная телега) и позвал паром. Дед пожаловался, что в России (то естьв центральных областях) голод и люди мрут как мухи. Дед обвинил землю, мол, люди её высосали,а казак, сказал, что все от рук, от хороших рук и камень родит.

На пароме Леньказадремал (видимо, стоя) и упал.Казак довез их до станицы. По дороге Ленька подумал,что снова придется просить милостыню, врать про голод в России, чтобы больше подавали, и егоснова будут задирать мальчишки. Из милостыни в основном подают еду, но она портится,и её никто здесь не покупает, а лучше бы давали деньгами. По приезду казак назвал себя(Андрей Черный) и сказал, чтобы они пришли к нему на ночлег. Дед и Ленька разошлись(по желанию Леньки, хотя отдельно он собирал намного меньше), дед затянул свою песню,а Ленька нашел кусты и в них заснул. Его разбудил громкий плач. Девочка лет семис чёрными глазами шла по дороге и плакала. Ленька захотел ей помочь. Она сказала, чтопотеряла платок, который купил отец и она его первый раз надела.

Ленька решил, что отец побьетеё, но все равно сказал ей идти домой, во всем признаться, и даже предложил защитить еёперед отцом. Но девочка отказалась, так как её мать не любит нищих, и ушла. Ленька пришелк церкви (они условились с дедом здесь встретиться), по дороге думая, что если девочкаиз богатой семьи, то её побьют, так как все богатые скряги, а если из бедной, то нет.Деде много подавали, и он решили идти искать Андрея Черного. Но подошедший к ним казакповел их в сборную (дом, где размещалось станичное правление). По дороге дед дал Ленькесверток, чтобы тот его выбросил и запомнил, где. Выбрасывая, Ленька заметил голубойв цветочки платок девочки. В сборной их обвинили в воровстве платка и кинжала.Когда-то в Тамани дед своровал белье, его за это побили и выгнали.

Он потом долгомолился и называл себя вором. В сборной дед говорил, что не виноват. Леньке стало плохо,и он упал. Их отпустили и вывел из станицы.По дороге дед подобрал свертокс платком и кинжалом и показал Леньке. Мальчик сразу же представил, что все смеютсяим в лицо, а та девочка, сверкая синими глазами, называет его воришкой. Начиналась гроза.Ленька закричал на деда, назвал его вором. Дед кричал, что все ради Леньки, его будущего. Мальчикиспугался, звал деда в станицу, а тот все говорил и говорил. Гроза была в разгаре.Со страху Ленька не выдержал и убежал. На следующий день деда нашли там же (поддеревом), он ещё был жив, но язык отнялся. Он искал кого-то в толпе, но не могнайти и плакал. К вечеру он умер и его похоронили под тем же деревом (на погостенельзя, так как вор.

Платок и кинжал нашли рядом с ним). Леньку нашли через 2—3 дня:он лежал возле оврага лицом вниз в грязи. Его похоронили рядом с дедом и поставиликаменный крест..

Краткое содержание «Дед Архип и Ленька» Горький

Ожидая паром, дед Архип и Ленька легли в тень от берегового обрыва и смотрели на волны реки Кубани. Ленька задремал, а дед, чувствуя боль в груди, не мог уснуть. Ленька был маленький, хрупкий , в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда старого иссохшего дерева. Дед то и дело кашлял, кашель был хрипл, удушлив, заставлял деда приподниматься и выжимал крупные слезы.

Описывается степное марево , которое закрывало все вдали, но дед не был знаком с этим явлением и считал, что жара да степь отнимают у него зрение, как отняли остатки силы

в ногах. Сегодня ему было более плохо, чем всегда, он чувствовал, что скоро умрет, но его сильно смущала мысль о внуке. Куда денется Ленька? От этой мысли становилось тошно и хотелось вернуться домой, в Россию, но это далеко.

А здесь по Кубани подают хорошо, хотя нищих не любят, потому что богаты.

Проснулся Ленька и поднял на деда большие голубые, не по-детски вдумчивые, глаза. Паром не подходил, а стоял невдалеке, так как его никто не звал. Ленька хотел купаться, но быстрая река могла его унести. Дед предложил привязать к ноге Леньки поясок и держать, но Ленька сообразил, что так река унесет их обоих. Затем он сказал, что

земля здесь сплошная пыль, что они видели много городов и людей, и, не умея уловить свою мысль, замолчал.

Дед похвалил его за ум и согласился, что все вокруг и они, и города, и все люди пыль. Пожалел, что мальчик не может учить грамоту, и уже в который раз перевел разговор на тему собственной смерти и судьбы Леньки. Леньке надоели эти разговоры, ведь они заканчивались ссорами, так как в начале их ему было страшно, затем скучно, и дед, замечая это, злился, думая, что Ленька его не любит и желает ему смерти. Дед в этот раз размышлял, что нищих за людей не считают, подают только ради очистки совести, сытый и голодный враги друг другу. Ленька думает пойти работать в трактир, но его там могут забить, но мальчик обещал каждому не даваться.

В монастырь лучше, думал дед. Тут появился казак на арбе и позвал паром. Дед пожаловался, что в России голод и люди мрут как мухи. Дед обвинил землю, мол, люди ее высосали, а казак, сказал, что все от рук, от хороших рук и камень родит.

На пароме Ленька задремал и упал.

Казак довез их до станицы. По дороге Ленька подумал, что снова придется просить милостыню, врать про голод в России, чтобы больше подавали, и его снова будут задирать мальчишки. Из милостыни в основном подают еду, но она портится, и ее никто здесь не покупает, а лучше бы давали деньгами. По приезду казак назвал себя и сказал, чтобы они пришли к нему на ночлег. Дед и Ленька разошлись , дед затянул свою песню, а Ленька нашел кусты и в них заснул.

Его разбудил громкий плач. Девочка лет семи с черными глазами шла по дороге и плакала. Ленька захотел ей помочь. Она сказала, что потеряла платок, который купил отец и она его первый раз надела. Ленька решил, что отец побьет ее, но все равно сказал ей идти домой, во всем признаться, и даже предложил защитить ее перед отцом.

Но девочка отказалась, так как ее мать не любит нищих, и ушла. Ленька пришел к церкви , по дороге думая, что если девочка из богатой семьи, то ее побьют, так как все богатые скряги, а если из бедной, то нет. Деде много подавали, и он решили идти искать Андрея Черного.

Но подошедший к ним казак повел их в сборную . По дороге дед дал Леньке сверток, чтобы тот его выбросил и запомнил, где. Выбрасывая, Ленька заметил голубой в цветочки платок девочки. В сборной их обвинили в воровстве платка и кинжала. Когда-то в Тамани дед своровал белье, его за это побили и выгнали. Он потом долго молился и называл себя вором.

В сборной дед говорил, что не виноват. Леньке стало плохо, и он упал. Их отпустили и вывел из станицы.

По дороге дед подобрал сверток с платком и кинжалом и показал Леньке. Мальчик сразу же представил, что все смеются им в лицо, а та девочка, сверкая синими глазами, называет его воришкой. Начиналась гроза. Ленька закричал на деда, назвал его вором. Дед кричал, что все ради Леньки, его будущего.

Мальчик испугался, звал деда в станицу, а тот все говорил и говорил. Гроза была в разгаре. Со страху Ленька не выдержал и убежал.

На следующий день деда нашли там же , он еще был жив, но язык отнялся. Он искал кого-то в толпе, но не мог найти и плакал. К вечеру он умер и его похоронили под тем же деревом . Леньку нашли через 2-3 дня: он лежал возле оврага лицом вниз в грязи.

Его похоронили рядом с дедом и поставили каменный крест.

Дед Архип и ЛёнькаТекст

И тени вечера становились удушливее, гуще. Навстречу Лёньке попадались казаки и казачки и проходили мимо, не обращая на него внимания, уже успев привыкнуть к наплыву голодающих из России. Он тоже лениво скользил потускневшим взглядом по их сытым крупным фигурам и быстро шёл к церкви, – крест её сиял за деревьями впереди его.

Навстречу ему нёсся шум возвращавшегося стада. Вот и церковь, низенькая и широкая, с пятью главами, выкрашенными голубой краской, обсаженная кругом тополями, вершины которых переросли её кресты, облитые лучами заката и сиявшие сквозь зелень розоватым золотом.

Вот и дед идёт к паперти, согнувшись под тяжестью котомки, и озирается по сторонам, приставив ладонь ко лбу.

За дедом тяжёлой, развалистой походкой шагает станичник в шапке, низко надвинутой на лоб, и с палкой в руке.

– Что, пуста котомка-то? – спросил дед, подходя ко внуку, остановившемуся, ожидая его, у церковной ограды. – А я вон сколько!.. – И, кряхтя, он свалил с плеч на землю свой холщовый, туго набитый мешок. – Ух!.. хорошо здесь подают! Ахти, хорошо!.. Ну, а ты чего такой надутый?

– Голова болит… – тихо молвил Лёнька, опускаясь на землю рядом с дедом.

– Ну?.. Устал… Сморился!.. Вот ночевать пойдём сейчас. Как казака-то того звать? А?

– Андрей Чёрный.

– Так мы и спросим: а где, мол, тут Чёрный Андрей? Вот к нам человек идёт… Да… Хороший народ, сытый! И всё пшеничный хлеб едят. Здравствуйте, добрый человек!

Казак подошёл к ним вплоть и медленно проговорил, в ответ на приветствие деда:

– И вы здравствуйте.

Затем, широко расставив ноги и остановив на нищих большие, ничего не выражавшие глаза, молча почесался.

Лёнька смотрел на него пытливо, дед моргал своими старческими глазами опросительно, казак всё молчал и наконец, высунув до половины язык, стал ловить им конец своего уса. Удачно кончив эту операцию, он втащил ус в рот, пожевал его, снова вытолкнул изо рта языком и наконец прервал молчание, уже ставшее томительным, лениво проговорив:

– Ну – пойдёмте в сборную!

– Зачем? – встрепенулся дед. У Лёньки дрогнуло что-то внутри.

– А надо… Велено. Ну!

Он поворотился к ним спиной и пошёл было, но, оглянувшись назад и видя, что оба они не трогаются с места, снова и уже сердито крикнул:

– Чего ж ещё!

Тогда дед и Лёнька быстро пошли за ним.

Лёнька упорно смотрел на деда и, видя, что у него трясутся губы и голова и что он, боязливо озираясь вокруг себя, быстро шарит у себя за пазухой, чувствовал, что дед опять нашалил чего-то, как и тогда в Тамани. Ему стало боязно, когда он представил себе таманскую историю. Там дед стянул со двора бельё и его поймали с ним. Смеялись, ругали, били даже и, наконец, ночью выгнали вон из станицы. Они ночевали с дедом где-то на берегу пролива в песке, и море всю ночь грозно урчало… Песок скрипел, передвигаемый набегавшими на него волнами… А дед всю ночь стонал и шёпотом молился богу, называя себя вором и прося прощения.

– Лёнька…

Лёнька вздрогнул от толчка в бок и посмотрел на деда. У того лицо вытянулось, стало суше, серее и всё дрожало.

Казак шёл впереди шагов на пять, курил трубку, обивал палкой головки репейника и не оборачивался на них.

– На вот, возьми!.. брось… в бурьян… да заметь, где бросишь!.. чтобы взять после… – чуть слышно прошептал дед и, плотно прижавшись на ходу ко внуку, сунул ему в руку какую-то тряпицу, свёрнутую в комок.

Лёнька отстранился, дрогнув от страха, сразу наполнившего холодом всё его существо, и подошёл ближе к забору, около которого густо разросся бурьян. Напряжённо глядя на широкую спину казака-конвоира, он протянул в сторону руку и, посмотрев на неё, бросил тряпку в бурьян…

Падая, тряпка развернулась, и в глазах Лёньки промелькнул голубой с цветами платок, тотчас заслонённый образом маленькой плачущей девочки. Она встала перед ним, как живая, закрыв собой казака, деда и всё окружающее… Звуки её рыданий снова ясно раздались в ушах Лёньки, и ему показалось, что перед ним на землю падают светлые капельки слёз.

В этом почти невменяемом состоянии он пришёл позади деда в сборную, слышал глухое гудение, разобрать которое не мог и не хотел, точно сквозь туман видел, как из котомки деда высыпали куски на большой стол, и эти куски, падая глухо и мягко, стучали о стол… Затем над ними склонилось много голов в высоких шапках; головы и шапки были хмуры и мрачны и сквозь туман, облекавший их, качаясь, грозили чем-то страшным… Потом вдруг дед, хрипло бормоча что-то, как волчок завертелся в руках двух дюжих молодцов…

– Напрасно, православные!.. Неповинен, видит господь!.. – пронзительно звизгнул дед.

Лёнька, заплакав, опустился на пол.

Тогда подошли и к нему. Подняли, посадили на лавку и обшарили все лохмотья, покрывавшие его маленькое тельце.

– Брешет Даниловна, чёртова баба! – громыхнул кто-то, точно ударив по ушам Лёньки своим густым и раздражённым голосом.

– А может, они спрятали где? – крикнули в ответ ещё громче.

Лёнька чувствовал, что все эти звуки точно бьют его по голове, и ему стало так страшно, что он потерял сознание, вдруг точно нырнув в какую-то чёрную яму, раскрывшую перед ним бездонный зев.

Когда он очнулся, его голова лежала на коленях деда, над лицом его наклонилось дедово лицо, жалкое и сморщенное более, чем всегда, и из дедовых глаз, испуганно моргавших, капают на его, Лёнькин, лоб маленькие мутные слёзы и очень щекотят, скатываясь по щекам на шею…

– Оклемался ли, родной?!. Пойдём-ка отсюда. Пойдём, – отпустили, проклятые!

Лёнька поднялся, чувствуя, что в его голове налито что-то тяжёлое и что она вот-вот упадёт с плеч… Он взял её руками и закачался из стороны в сторону, тихо стоная.

– Болит головонька-то? Родненький ты мой!.. Измучили они нас с тобой… Звери! Кинжал пропал, вишь ты, да платок девчонка потеряла, ну, они и навалились на нас!.. Ох, господи! за что наказуешь?!.

Скрипучий голос деда как-то царапал Лёньку, и он чувствовал, что внутри его разгорается острая искорка, заставляя его отодвинуться от деда дальше.

Отодвинулся и посмотрел вокруг…

Они сидели у выхода из станицы, под густой тенью ветвей корявого осокоря. Уже настала ночь, взошла луна, и её молочно-серебристый свет, обливая ровное степное пространство, сделал его как бы уже, чем оно было днём, уже и ещё пустынней, грустнее. Издалека, со степи, слитой с небом, вздымались тучи и тихо плыли над ней, закрывая луну и бросая на землю густые тени. Тени плотно ложились на землю, медленно; задумчиво ползли по ней и вдруг пропадали, точно уходя в землю через трещины от жгучих ударов солнечных лучей… Из станицы доносились голоса, и кое-где в ней вспыхивали огоньки, перемигиваясь с ярко-золотыми звёздами.

– Пойдём, милый!.. идти надо, – сказал дед.

– Посидим ещё!.. – тихо сказал Лёнька.

Ему нравилась степь. Днём, идя по ней, он любил смотреть вперёд, туда, где свод неба опирается на её широкую грудь… Там он представлял себе большие чудные города, населённые невиданными им добрыми людьми, у которых не нужно будет просить хлеба – сами дадут, без просьб… А когда степь, всё шире развёртываясь перед его глазами, вдруг выдвигала из себя станицу, уже знакомую ему, похожую строениями и людьми на все те, которые он видел прежде, ему делалось грустно и обидно за этот обман.

  • Сегодня на уроке мы:
  • · Поговорим о противоречиях в
    характере главного советского писателя Максима Горького.
  • · Узнаем, что повлияло на
    развитие его литературного таланта.
  • · Разберёмся, почему Горький
    считал, рассказ «Старуха Изергиль» одним из самых красивых своих произведений.
  • Максим Горький – одна из самых противоречивых фигур в
    русской литературе.

Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Его называли основоположником соцреализма и символом
романтизма начала XX
века. Горький дважды становился политическим эмигрантом. Первый раз при царской
власти, второй – при советской. Оценивали жизнь и творчество писателя в разные
периоды истории нашей страны тоже по-разному. Горького возносили на вершину
славы и свергали с неё.

Алексей Максимович Пешков, известный нам под
псевдонимом Максим Горький, был единственным сыном Максима Савватиевича Пешкова
и его жены Варвары Васильевны. Писатель появился на свет 16 марта 1868 года.
Когда мальчику исполнилось 3 года, он тяжело заболел холерой. Его удалось
спасти, но болезнь оборвала жизнь его отца, который выхаживал своего больного
ребёнка.

Варвара Васильевна скоро вышла замуж второй раз, оставив сына
на попечение родителям. Детские впечатления о годах в доме бабушки и
дедушки позже нашли отражение в повести «Детство».

Конечно,
автобиографическую трилогию «Детство», «В людях» и «Мои университеты» нельзя
рассматривать как абсолютно достоверный источник. Всё-таки это художественное
переосмысление своего жизненного опыта.

Но именно в этих книгах можно
проследить формирование личности писателя, его мировоззрения.

Огромное влияние на писателя оказала его бабушка, Акулина.
Горький вспоминал: «Я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется,
я и думал в формах её стихов».

После того, как дед Горького разорился, вся семья переехала в
самый нищий район. В 11 лет писатель узнал, что такое голод, унижения и тяжкий
труд.

Мальчику приходилось искать на улице старые вещи, чтобы продать их и
заработать на хлеб. Вот что писал Горький о школе: «…

ученики высмеивали
меня, называя ветошником, нищебродом, а однажды, после ссоры, заявили учителю,
что от меня пахнет помойной ямой и нельзя сидеть рядом со мной».

Училище главный советский писатель не смог закончить из-за
бедности. А к экзаменам в Казанский университет его не допустили из-за
отсутствия аттестата. Поэтому своим образованием Горький занялся сам. Чтение он
полюбил ещё с детства. В юности его любимыми писателями стали Флобер, Бальзак
и Стендаль.

Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Кроме того, Горький изучал философию, особенно работы Ницше
и Шопенгауэра.

Постоянная нищета, голод и неудачи заставляли Горького
браться за любую работу. Он был помощником
пекаря, грузчиком и сторожем. Работал в столярной и красильной мастерских и
даже тянул лямку бурлаком. Горькому приходилось жить в ночлежках. А иногда он и
вовсе оставался без крыши над головой.

Эти тяготы довели его до попытки самоубийства. А чувство
чудовищной социальной несправедливости нашло отклик в кружке марксистов.
Горький начал заниматься революционной пропагандой, попал под надзор полиции и
был арестован.

Первым литературным опытом Максима Горького стала поэма
«Песнь старого дуба»
, которую он показал своему новому знакомому – писателю
Владимиру Короленко. Короленко раскритиковал поэму. И Горький поклялся никогда
больше не заниматься литературой. К счастью для всей мировой культуры, клятву
он не сдержал.

В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» был
опубликован рассказ «Макар Чудра». Именно тогда писатель впервые
подписался как Максим Горький. Вскоре в газетах появились и другие рассказы.

Ранний период творчества Максима Горького называют
романтическим. К романтическому периоду относится дебютный рассказ писателя
«Макар Чудра», рассказы «Емельян Пиляй», «Челкаш», «Старуха Изергиль» и многие
другие произведения. Главными темами этого периода для писателя стали тема
предназначения человека, тема борьбы низкого и высокого в его душе, тема
отношений человека и общества.

Замысел рассказа «Старуха Изергиль» возник у писателя, когда
весной 1891 года Горький путешествовал по южной Бессарабии. Но работа над этим
произведением была закончена только осенью 1894 года. В печать рассказ вышел
следующей весной в апрельских номерах «Самарской газеты».

Писатель очень ценил это произведение. «Видно, ничего не
напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал»,
– годы
спустя признавался он в письме Антону Павловичу Чехову.

В рассказе «Старуха Изергиль» очень яркий романтический
колорит. Это и экзотическая атмосфера южных молдавских земель, и
противопоставленные обществу исключительные герои, и мотив борьбы.

Кроме того,
в рассказе проявляются особенности, характерные для жанра притчи. Притчей
называют короткую поучительную историю с ярко выраженной моралью.

Назидательный
тон и нравственный пафос присущи практически всем горьковским произведениям
романтического периода.

Ключевую роль в рассказе играет сложная многослойная
композиция. В «Старухе Изергиль» есть легенды о Данко и Ларре. Есть
герой-рассказчик, старуха Изергиль, которая рассказывает эти две легенды и
историю собственной жизни. И есть автор-рассказчик, который даёт оценку всем
героям и их поступкам.

Как соотносятся истории старухи Изергиль, Данко и Ларры?
Прежде всего, это три разных жизненных позиции. Ларра живёт вне людей и для
себя. Данко живёт с людьми и для людей. А старуха Изергиль прожила жизнь с
людьми, но для себя. Она словно объединяет в себе этих двух героев,
противопоставленных друг другу.

Данко – идеальный романтический герой, который
пожертвовал собой ради блага людей. Ларра – абсолютный эгоист, образ
сверхчеловека, который уверен, что ему можно всё.

Сила и красота Ларры – ничто
без уважения к людям и их законам, без доброты и без цели в жизни. Цивилизация
отторгает его.

Это своеобразное предупреждение писателя современникам,
увлечённым теориями Фридриха Ницше о сверхчеловеке.

Старуха Изергиль – образ более сложный. Она горда,
отважна, свободолюбива и сильна. Изергиль способна рисковать жизнью ради
любимого человека.

Именно из её уст звучат слова о подвиге: «В жизни, знаешь
ли ты, всегда есть место подвигам.

И те, которые не находят их для себя, – те
просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали
жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не
пожирала бы людей бесследно…»

Но жизнь самой Изергиль прошла бесследно. Она относилась к
людям равнодушно и потратила жизнь на удовольствия и любовные приключения. Не
зря описание внешности красивой в прошлом старухи так напоминает о тени Ларры.
Призраке иссохшего красавца-орла.

Как это и бывает в притчах, мораль рассказа «Старуха
Изергиль» предельно ясна. Эгоизм и потакание своим порокам – это путь к
забвению, зря растраченное время и силы. Смысл человеческой жизни писатель
видит в бескорыстном и самозабвенном служении обществу.

Вместе с тем, в рассказе «Старуха Изергиль» писатель
рассуждает и на многие другие важные темы. Например, в легенде о Данко
раскрываются проблемы самопожертвования. Общество не ценит жертв, а зачастую
даже пытается противодействовать герою.

Так люди на середине пути бунтуют
против Данко, а выйдя к свету, тут же забывают о нём. Горящее сердце осторожный
человек давит ногой. В историях старухи Изергиль и Ларры раскрывается проблема
свободы и вседозволенности, в которую превращается свобода, если человек
эгоистичен.

Тогда как свобода Данко неотделима от чувства осознанной
ответственности за тех, кого он повёл за собой.

Очень интересно раскрывается в рассказе тема любви. Ларра
любит только себя. Изергиль заменяет любовь страстью. При этом объекты её
страсти стремительно меняются.

По сути, это просто другая форма любви к себе и
удовольствиям. По мнению писателя, истинная любовь именно та, что живёт в
сердце Данко. Это бескорыстная, всеобъемлющая любовь ко всем людям и ко всему
миру.

Именно поэтому образ Данко часто сравнивают с образом Христа.

Как мы знаем, в конце XIX – начале XX
века романтизм переживал своё второе рождение. Многие романтические традиции
унаследовал символизм. Но романтизм Горького никогда не был оторван от жизни.

Концепция чистого искусства была чужда этому писателю. Образ Данко для Горького
– образ идеального революционера.

А после выхода «Песни о Буревестнике» за
писателем закрепилось прозвище «буревестник революции».

В 1901 году в творчестве Горького начинается новый этап. Он
знакомится с Толстым и Чеховым, пишет роман «Трое» и пробует свои силы в
драматургии.

Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Создаёт знаменитые пьесы «Мещане» и «На дне». Популярность
Горького растёт. Его пьесы ставят и в русских, и в европейских театрах.
Нижегородская квартира писателя становится местом встреч русской интеллигенции.

Там бывали писатели Чехов, Бунин и Толстой. Частыми гостями стали знаменитый
оперный бас Фёдор Шаляпин, художник Илья Репин и актёр Константин Сергеевич
Станиславский.

Квартиру Горького за это называли «Горьковской академией».

В тысяча девятьсот втором году Горького избрали почётным
академиком Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Но по
личному распоряжению императора Николая II это избрание аннулировали.

В знак протеста Чехов и Короленко
отказались от членства Императорской
Академии наук. У Горького даже появились подражатели, которых в литературных
кругах называли «подмаксимовками».

К «подмаксимовкам» причисляли даже
Бунина и Куприна.

Популярность Максима Горького была настолько велика, что,
когда его арестовали за создание прокламации с призывом к «немедленной,
упорной и дружной борьбе с самодержавием»,
на защитуписателя встал
весь мир.

Писатели Том Харди и Анатоль Франс, скульптор Огюст Роден, композитор
Джакомо Пуччини и многие титаны мировой культуры требовали освободить Максима
Горького.

В некоторых европейских странах даже организовывались студенческие
демонстрации.

Такого напора общественности власти не выдержали. Писатель
вскоре вышел на свободу и уехал в Соединённые Штаты Америки.

Там он встречался
с читателями и журналистами, общался с писателями, успев подружиться с Марком
Твеном. И попутно собирал деньги для большевиков. Горький поддерживал революцию
не только агитацией.

Часть гонораров он перечислял на нужды большевиков, а на
его даче даже собирали бомбы.

В Америке писатель провёл полгода, а после уехал на Капри,
чтобы лечить обострившийся туберкулёз. В эмиграции Горький продолжал активно
заниматься и литературой, и политической деятельностью. На родину он смог вернуться
только в 1913 году, когда объявили частичную амнистию политзаключённым честь
трёхсотлетия дома Романовых.

Будучи под постоянным надзором полиции, Горький издавал
политический журнал «Летопись»
, в котором печатались стихи Маяковского,
Есенина и Блока. Во время Первой Мировой войны Горький писал антивоенные
статьи. Кроме того, буревестник революции открыл издательство «Парус», в котором издавались
книги многих его знакомых коллег по писательскому цеху.

Издателем Горький был очень успешным.

Открытое им уже в 1919
году издательство «Всемирная литература» буквально спасало жизни русским
писателям, поэтам, переводчикам и литературоведам, обеспечивая их работой в
голодные годы Гражданской войны.

Горький создал организацию «Дом искусств»,
ставшую прообразом Союза Писателей. Поддерживал молодых литераторов. К Горькому
обращались с просьбами о помощи. Он пытался спасти Николая Гумилёва,
арестованного по обвинению в заговоре.

В 1921 году Горький покинул Советский Союз. Официальной
причиной было лечение обострившегося туберкулёза. Неофициальной – разногласия с
большевиками. Романтик и гуманист Горький не хотел принимать жестокость новой
власти и открыто критиковал её.

На родину писатель приехал только через 7 лет, в 1928 году.
По личному приглашению Сталина он объехал почти половину страны, чтобы увидеть,
как она изменилась при советской власти. Горький был восхищён успехами в
строительстве социализма, но окончательное возвращение на родину состоялось
только в 1931 году.

Первому лицу советской литературы власти выделили знаменитый
особняк Рябушинского в центре Москвы, дачи в Крыму и подмосковных Горках. В
Горки к нему приезжали зарубежные поэты и писатели, в том числе и знаменитый
английский фантаст Герберт Уэллс.

В июне 1936 года писатель умер от пневмонии. Похоронили его в
Кремлёвской стене.

Пожалуй, в советской литературе не было фигуры значительней,
чем Горький. Не только потому, что его ценила власть.

Вряд ли был кто-то, кто
сделал больше для развития и сохранения русской литературы, чем Горький:
издательская деятельность, помощь литераторам, организация Союза Писателей. О
литературном таланте Горького говорили его современники.

На Нобелевскую премию
писателя выдвигали пять раз. А когда в итоге она досталась не Горькому, а
Бунину, Марина Цветаева возмущённо написала:

«Я не протестую, я только не согласна, ибо несравненно
больше Бунина: и больше, и человечнее, и своеобразнее, и нужнее – Горький.
Горький – эпоха, а Бунин – конец эпохи».

А вот как говорил о значении Горького знаменитый немецкий
писатель Генрих Манн:

«Горький расширил область литературного творчества, открыл
новые пути и перспективы для мировой литературы. Он дал новые темы и нового
читателя. Горький первый ввёл в литературу, в качестве героев её,
представителей того класса, который до того в литературе представлен не был.
Горький сделал широкие массы пролетариев друзьями литературы, друзьями книги»
.

Сочинение по литературе в декабре. Направление «Я и другие». Тема дисгармонии в отношениях людей в русской литературе. Аргумент. Легенда о Ларре из рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль»

 Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Легенда о Ларре из рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль».

Тема отношения человека и общества, причин дисгармонии в них, является центральной в легенде о Ларре. Почему общество не принимает героя, изгоняет его, что является одним из самых страшных наказаний? Чтобы ответить на эти вопросы, вспомним, каков герой, как он ведёт себя с окружающими.

Ларра – сын орла и земной женщины. Вся его жизнь проходила вдали от людей, он не имел возможности общаться с ними, в нём не привили правил поведения с другими.

Гордость, самовлюблённость, в высшей степени эгоизм, стремление к достижению цели любой ценой  – вот его основные черты характера, ведь он – сын орла, этой сильной птицы, не знающей поражения.

«Я не поклонюсь никому в жизни… Ибо первый в ней Я!» – в этой фразе заключена вся сущность Ларры. «…он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего».

Оказавшись среди людей, Ларра пренебрёг их традициями, порядками, правилами, главные из которых – это уважение старших, учёт желаний других, порядочность по отношению к женщине. Ларра сразу же поставил себя над людьми.

Особенно негодование людей вызывало отношение героя со старейшинами . “И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их…

По мнению Ларры, любое его желание должно сразу исполняться. Ему понравилась девушка – значит она должна идти с ним. А если в ответ он видит с её стороны нежелание выполнить его приказ, то он просто жестоко убивает её, объяснив циничто причину своего поступка: ««Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула…»

Трагична судьба и самого героя. Отвергнутый обществом, он получил вечную жизнь, которая человеку просто  не нужна, если вокруг нет никого: «…он стал уже как тень, и таким будет вечно!» Даже имя Ларра означает «отверженный, выкинутый вон». «И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!”»

Легенда имеет огромное воспитательное значение. Каждый должен понимать, что «за всё, что человек берёт, он платит собой», за любые слова и поступки обязательно приходит расплата. Поэтому нужно стремиться жить в гармонии с людьми, только так можно стать счастливым.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Максим Горький «Старуха Изергиль» – анализ произведения

Великий русский писатель Максим Горький много путешествовал по родной земле. Он встречался с разными людьми, изучал их жизнь, вникал в проблемы.

Встреченные писателем люди делились с ним своими горестями и радостями, рассказывали истории, случившиеся в их жизни, легенды и сказки. Внимательный слушатель, писатель брал их рассказы в основу сюжетов своих произведений.

Таким образом был создан и рассказ «Старуха Изергиль», краткий анализ произведения которого приводится ниже.

Краткий анализ

Год написания — 1894 г.

История создания — Мысль о создании рассказа посетила писателя в результате путешествий по землям Бессарабии еще в 1891 году. Писатель долго вынашивал идею произведения, которая вылилась в «Старуху Изергиль».

Тема — Тема любви, свободы, времени и личностных отношений с обществом.

Композиция — Интересно построение композиции в этом повествовании. По сути, это рассказ в рассказе. Старуха рассказывает путнику три истории. Первая история является противопоставлением третьей, а вторая часть — история жизни самой Изергиль.

Жанр — Эпический рассказ.

Направление — Интересно и направление этого произведения, если две крайние части принадлежат к романтизму, с элементами мифологии и фантастики, то вторая часть — ярко выраженный реализм.

История создания

Долгое время Алексей Пешков проводил в путешествиях по родной земле. Каждое из таких хождений было плодотворным для творчества русского писателя. Встречи с разными людьми давали пищу для размышлений, писатель черпал вдохновение в этих простых людях, которые делились с ним своими историями.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Анализ произведения «Антоновские яблоки»

Историей создания «Старухи Изергиль» также явилось хождение писателя по Бессарабии. Замысел «Старухи Изергиль» пришел в голову писателя еще весной 1891 года.

Горький в это время работал над романтическим циклом произведений, где между собой ведут борьбу низость и возвышенность.

Плодом его четырехлетних размышлений явилась «Старуха Изергиль», проблематика которого состоит в нравственных отношениях, год написания всего рассказа — 1894, в 1985 году рассказ был опубликован.

Самому писателю нравился процесс работы над «Старухой Изергиль», нравился результат получившегося произведения. В письме Чехову, автор признавался, что этим произведением он сумел выразить свои собственные взгляды на роль человека в обществе, что явилось основной мыслью рассказа.

Тема

В произведении М. Горького охвачена большая и разносторонняя тематика вопросов, волновавших автора.

Во — первых, это тема свободы. В каждом из трех рассказов есть главный герой: Ларра, Данко, Изергиль. Все эти герои по — своему вступают в конфликт с обществом, оставаясь независимыми и свободными от стадного понятия. Данко — положительный герой, который мечтает привести племя к свободе и свету, не обращая внимание на его ропот.

Старуха Изергиль так же свободна от предрассудков, навязываемых обществом. Она свободна и независима до такой степени, что на закате жизни сожалеет об этом. Ларра — считается отрицательным героем.

Это чрезмерно гордый и самоуверенный человек, своей свободой и независимостью поправший свободу других людей, и остался один, свободный и независимый, но несчастный.Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)Каждого из героев произведения касается и тема любви. Данко всем сердцем любил народ, ради этой любви он был готов пожертвовать собой, что и он сделал. Ларра тоже любил, но только себя. Это самовлюбленный человек, которому любовь не дала счастья.

Старуха Изергиль не всегда была старухой, когда — то и она была молодой. Она любила много и многих, но больше всего любила себя. В конце концов, она просто растеряла свою любовь по мелочам, и тоже не получила ничего взамен.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Куприн «Олеся » (краткое содержание для читательского дневника)

Тема отношений человека с обществом. Невозможно человеку находится вне социума. Все три героя играют разные роли в обществе. Данко — лидер, и общество идет за ним. Он все делает для общества. Ларра отвергает общество, он ставит себя выше его, и превращается в изгоя. Изергиль растеряла себя впустую, никому не принеся пользы, и жизнь ее растрачена напрасно.

В легенде о Данко писатель показал историю развития общества. Из темноты невежества и дикарства народ пришел к свету. Ценой жизни Данко дал народу свет и свободу.

Композиция

Композиция построена, как рассказ в рассказе. В первой главе старуха рассказывает легенду о Ларре. Гордый и самоуверенный человек, противопоставивший себя обществу, стал изгоем. Он даже не может умереть, и бродит тенью, ища успокоения. Это история, как и последняя, имеет элементы фантастики, и похожа на сказку.

Во второй части старуха Изергиль делится историей своей прошлой жизни. Бурной и насыщенной была ее молодость, она прожила долгую жизнь, многое видела и знала, но так и не нашла смысл жизни, прожив бесцельно.

Третья история — легенда о Данко. Здесь также присутствуют фантастические мотивы. История о человеке, старавшегося для людей, и погибшего, чтобы жили они.

В «Старухе Изергиль» анализ произведения показывает, что две части произведения, фантастические, противопоставлены друг другу, имеют романтическое направление. Вторая часть — чисто реалистическое направление. Таковы особенности композиционного построения рассказа.

Старуха Изергиль — это реальный образ в рассказе, который может выражать свои мысли, излагать свои суждения, в этом и смысл названия произведения.

Жанр

Алексей Пешков начинал свой творческий пусть с создания небольших рассказов, характерной особенностью которых является краткость формы, малое количество персонажей.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Анализ произведения «Сон смешного человека»

Старуха Изергиль включает в себе все эти характеристики, и жанр этого произведения определяется как рассказ. Его можно назвать и поучительной притчей, из которой читатель черпает для себя жизненные уроки и делает определенные выводы.

В «Старухе Изергиль» содержатся три истории, и повествование получается «рассказ в рассказе», два из них имеют романтическое направление, а среднее — направление реализма, где ярко выражены реальные события и герои.

Свобода от всего – наказание» (по рассказу м. горького «старуха изергиль»)

Мочалова Анастасия Сергеевна1, Ротанова Валерия Александровна11ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Библиографическая ссылка на статью:
Мочалова А.С., Ротанова В.А. Свобода от всего – наказание» (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/05/86637 (дата обращения: 21.10.2021).

Человек во все времена стремился к свободе. Сложно существовать, находясь в каких-то рамках. Для многих быть свободным – значит жить полной жизнью, не зависеть от людей, от их мнения.

Отсюда образ счастливого и светлого будущего. Каждый из нас мечтает о независимости действий, слова, мысли. Но не всяка свобода бывает подарком судьбы.

Для некоторых она становится крестом, который приходится нести на себе всю жизнь.

Так, в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» поднимается эта актуальная и по сей день проблема – проблема свободы. Ларра – сын простой женщины и орла. Попав в общество людей, герой выставляла напоказ свою гордыню, доставшуюся от отца. Ларра ставил себя выше всех, презирал людей и жестоко обращался с ними.

Он жаждал свободы, жил по своим правилам, не задумываясь, что вседозволенность может привести к ужасным последствиям. Герой убил девушку, оттолкнувшую его. Племя пыталось придумать казнь, достойную его преступления.

Как бы это парадоксально не звучало, но люди наказали Ларру свободой, тем, к чему так усердно стремятся многие из нас. Юноша был обречен на одиночество до конца своих дней. Он стал вольный, как птица. Но такая свобода – мучение. Устав от жизни, Ларра предпочёл быть убитым людьми, но земля не приняла его.

Герою не улыбалась ни жизнь, ни смерть. Свобода превратила его в едва заметную тень. Вот что сотворила с человеком высокомериеcх [1].

Образ Данко – полная антитеза образу Ларры. Как рассказывает легенда, люди были обречены на страшную смерть в дремучем лесу. В образе Данко Горький воплощает свой идеал сильной личности, готовой пожертвовать собой во имя высокой цели.

Устав идти, люди стали судить Данко, сулили ему смерть и даже были готовы сдаться врагу. Но герой был свободен от мнения народа. Он вырвал своё сердце, чтобы осветить путь. Воля Данко противопоставляется безволию толпы. Жертвенность спасла людей, но убила его самого.

Горький уверен, что свобода человека – это способность отдать свою жизнь ради благого дела.

Старуха Изергиль поведала слушателю и о своей жизни. Особое место в рассказе занимает история её судьбы – олицетворение нравственных ценностей, красоты и свободы.

В жизни Изергиль было много мужчин, и ради них она была готова на самопожертвование. Это сближает её с Данко. Но Бог наказал женщину, сделав её, как Ларру, одинокой до самой смерти. Она также оставалась свободной, но была никому не нужна.

Её черные глаза были пусты и серы, совсем как то, что осталось от Ларры [2].

Я глубоко убеждена, что человек сам творец своей судьбы. Свобода – это довольно противоречивое и многогранное понятие. Тем, кто достойно живёт, она будет ниспослана с небес, словно подарок от Бога. А тот, кто проявляет высокомерие и чувствует вседозволенность, будет наказан свободой.

Библиографический список

  1. Ямадзи А. Структурообразующие элементы в рассказе “Старуха Изергиль //          Горький – художник и мыслитель. Горьковские чтения. – 2016. С. 142-151
  2. Сопина Е.С. Сложный и многогранный внутренний мир героев Максима Горького в рассказе “Старуха Изергиль” // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин. – 2017. С. 210-214

Количество просмотров публикации: Please wait

  • Главная

  • Сочинения

  • Поздравления

  • Поздравительные открытки

  • Форум

  • Сочинения на разные темы

  • Краткие содержания

  • Готовые домашние задания

  • Сочинения на лингвистическую тему

  • Сочинение ОГЭ

  • Сочинения ЕГЭ

  • Правила русского языка

  • Сочинения по русскому языку

  • Сочинения по русской литературе

  • Анализ стихотворений

__________________________

Главная » Статьи » Горький М. » Старуха Изергиль

В категории материалов: 33
Показано материалов: 11-20
Страницы: « 1 2 3 4 »

Сортировать по:
Рейтингу


Размышления над рассказом М. Горького «Старуха Изергиль»

“Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”, — так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений. В “Старухе Изергиль” отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям Горького и продолжает романтическую линию

Старуха Изергиль |
Просмотров: 192 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?

Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1895 году. Он занимает особое место в творчестве Максима Горького. В этом произведении уже чувствуются некоторые особенности революционного романтизма. Без сомнения, автор стал новатором в литературе, ибо большинство писателей работали в реалистическом ключе.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 226 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Главная заслуга М. Горького заключается в том, что он ввёл в литературу героев смелых, свободолюбивых, готовых к подвигам во имя великой идеи. Это было новым для литературы конца ХIХ века. Образы Горького были написаны живо, яркими красками, что способствовало выделению какой-либо отдельной, самой главной черты в герое.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 213 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Особенности композиции повести М.Горького «Старуха Изергиль»

«Старуха Изергиль» — произведение, где в аллегорической форме изображается авторский идеал личности. Даже в реалистическую основу повествования проникают элементы романтизации: действие происходит в Бессарабии, на морском берегу, где рассказчик работает на сборе винограда.
    Природа этого края кажется «странной и сказочной».

Старуха Изергиль |
Просмотров: 290 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ «Старуха Изергиль», которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 193 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 255 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

 Ранний период творчества М. Горького отличается глубоким романтическим пафосом, верой в человека и его безграничные возможности, в необходимость кардинального преобразования мира. Ранние герои писателя выражают свободы, любви, служения людям.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 400 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?

Практически все творчество М. Горького отличается романтическим пафосом, верой в человека и его безграничные возможности, в необходимость кардинального преобразования мира. Примеры тому мы находим как в ранних произведениях писателя, так и в его зрелом творчестве.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 262 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького «Старуха Изергиль» )

Что такое судьба? Ожегов трактует значение этого слова как «стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека». Но так ли это? Я уверена, что каждый человек — «сам себе судьба». Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» — подтверждение тому.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 371 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).

Первые произведения М.Горького сразу привлекли к себе внимание своим романтическим пафосом, изображением гордых и смелых людей, жизнеутверждающим гуманизмом. Горький считал, что правда искусства требует изображения людей такими, какие они есть, но он говорил, что это будет не вся правда. Наряду с этим писатель должен показывать, какими они должны быть.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 312 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

1-10 11-20 21-30 31-33

  • Почему грибоедов назвал свою комедию горе от ума сочинение рассуждение
  • Почему гринев и маша миронова остались живы и даже нашли свое счастье сочинение
  • Почему грибоедов назвал свою пьесу горе от ума комедией сочинение
  • Почему грибоедов назвал свое произведение горе от ума сочинение
  • Почему гоголь заклинает читателя о не верьте этому невскому проспекту сочинение