Почему главным героем романа гончарова обломов является обломов а не штольц или ольга сочинение

Урок 34. и. а. гончаров. жизнь и творчество. место романа обломов в трилогии обыкновенная история, обломов, обрывурок 35. и. а.

Урок 34. И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов»,
«Обрыв»

Урок 35. И. А. Гончаров. «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти

Урок 36. И. А. Гончаров. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе

Урок 37. И. А. Гончаров. Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?»

УРОК 36
И. А. ГОНЧАРОВ. «ОБЛОМОВ»
КАК РОМАН О ЛЮБВИ.
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СПОСОБЫ ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ

Цель:


рассмотреть женские образы романа; провести анализ взаимоотношений главного героя с женскими персонажами
произведения; раскрыть авторскую позицию и способы её выражения в романе; развивать интеллектуально-образное
и эмоциональное восприятие художественного произведения учащимися; эстетически и нравственно воспитывать, формировать активную жизненную позицию учащихся.

Оборудование:
раздаточный материал, таблицы, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся анализируют взаимоотношений главного героя с женскими персонажами произведения; раскрывают
авторскую позицию и способы её выражения в романе; выполняют сопоставительную работу в парах; принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. «Портретная галерея»

Комментарий.

Учитель зачитывает фрагменты текста, где даны портретные характеристики героев романа «Обломов». Учащиеся должны определить,
каким героям романа принадлежат эти характеристики.

1. «…пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехой под мышкой, откуда торчал клок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъятно
широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами» (Слуга Захар).

2. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у ней почти вовсе не
было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми полосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё
выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами…» (Агафья Матвеевна).

3. «…обрюзг не по летам… тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких, пухлых рук, мягких плеч казалась слишком изнеженным
для мужчины» (Илья Обломов).

4. «(Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего
огня… губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремлённой на что-нибудь мысли» (Ольга Ильинская).

5. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул,
но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза немного зеленоватые, но выразительные» (Андрей Штольц).

2. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— После долгих ожиданий, вызванных публикацией одного из основных эпизодов романа главы «Сон Обломова», читатели и критики смогли, наконец, прочесть
и оценить произведение целиком. Сколь однозначно было всеобщее восхищение произведением в целом, столь же разносторонними были взгляды на смысл,
вложенный И. А. Гончаровым в «Обломова». И неудивительно: кто, кроме автора, может знать это наверняка? Похоже, что и сам Гончаров за долгое время писания романа
успел поменять к нему своё отношение. Ведь не случайно многие его современники говорят о том, что он негативно относился к первой части «Обломова» и, напротив,
советовал прочесть вторую и третью, написанные гораздо позднее. Попробуем разобраться, как отразились взгляды Гончарова в этом произведении, и какова была
его позиция по отношению к основным персонажам. (Обращение учителя к эпиграфу урока.) В романе «Обломов» жизнь всё время как будто испытывает главного героя,
искушает его различными соблазнами — светскими забавами, успешной карьерой, писательской славой. Но главное испытание Обломова — это любовь.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Изначально сюжет «Обломова» задумывался автором, по-видимому, как обобщённое жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего
класса на отдельном примере. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе о жизни
Ильи Ильича Обломова, бездумно проводящего день за днём в своей загородной усадьбе. В соответствии с этой задумкой и писался первый том «Обломова»,
повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича. При написании же последующих трёх частей произведения отношение Гончарова к герою меняется.

Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и через него показывает своё отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия.
Приём испытания главного персонажа любовью встречается не только у Гончарова. Показывая, как ведёт себя тот или иной герой влюбившись,
автор открывает в душе своего персонажа много новых граней, которые не проявились бы при других обстоятельствах. По развязке любовного сюжета можно
также судить о позиции автора относительно персонажа.

Штольц, наделённый лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, автору, как и читателю, несомненно, нравится, но в то же время,
как и большинство из нас, Гончаров испытывает симпатию к Илье Ильичу. Эта позиция автора по отношению к своим героям отразилась не только на их судьбах, но
даже и в портретах. Отношение автора к персонажам выразилось и через их взаимные характеристики.

Прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым и Штольцем, надо сказать об отношении автора к ней. Гончаров, несомненно, доброжелателен
к своей героине. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Несомненно, восхищает автора чувство долга, которым,
прежде всего, руководствуется героиня, возвышенность её души, отражающаяся в прекрасном голосе. Всё это проявляется и во внешнем облике Ольги: «Нос
образовывал чуть заметную грациозную линию; губы тонкие и большей частью сжатые; признак непрерывно устремлённой на что-нибудь мысли. То же присутствие
мысли и в зорком, всегда бодром… взгляде серо-голубых глаз…» Она призвана быть как бы ангелом-хранителем Обломова, разбудить его уснувшую душу…

2. Комментированное выразительное чтение

письма Обломова к Ольге
(часть вторая, глава X),
прощальный разговор Обломова и Ольги (часть вторая, гл. XI)

Беседа

• Можно ли сказать, что эта сцена демонстрирует поражение не только героя, но и героини? Страдает ли Ольга?

• Почему эта сцена напоминает «диалог глухих»? Почему Ольга не отзывается на призыв Обломова: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего».

• Каким предстаёт Обломов перед Ольгой?

• С какой меркой она подходит к Обломову в этой сцене? Что ищет Ольга теперь в Обломове?

• Кто вызывает сочувствие в этой сцене: Ольга или Илья?

• Что прельщает в Ольге и Обломова, и Штольца?

• Какими средствами пользуется автор при описании Ольги, её взаимоотношений с Обломовым?

• Почему расстались Ольга и Обломов? Только ли Обломов виноват в этом?

• Почему «идеальные» героини Гончарова отступают в критический момент, в итоге симпатии читателей достаются их отнюдь не идеальным избранникам?

3. Составление устного рассказа «Обломов и Агафья Матвеевна»

по предложенному плану (в парах), слушание нескольких творческих работ

Образец плана рассказа «Обломов и Агафья Матвеевна»

1. Любовь Обломова и Агафьи Матвеевны.

а) Первое впечатление о героине;

б) почему Обломов полюбил её;

в) как изображено чувство хозяйки;

г) объяснение в любви Обломова и Пшеницыной;

д) как протекала их жизнь.

2. Обломов в судьбе Агафьи Матвеевны.

4. Составление сравнительных таблиц

«Женские образы в романе», «Сравнительная характеристика взаимоотношений: Обломов и Штольц,
Обломов и Ольга, Штольц и Ольга»

(коллективная работа, запись на доске и в тетрадях)

Женские образы в романе

Таблица
Женские образы в романе

Ольга Ильинская

Агафья Матвеевна Пшеницына

По словам Добролюбова, гармонично
совмещает в себе «сердце и волю», сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель,
пытливость ума, глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской
литературе XIX в.

Добрая, скромная женщина, прекрасная
хозяйка, благоговеет перед своим «квартирантом», для неё он — существо высшего
порядка, идеал барина; для Обломова — идеал «ненарушимого покоя жизни». Любовь Обломова к Агафье Пшеницыной выросла на почве барских привычек. У неё Илья
Ильич находит свою жизненную мечту

В сравнении этих женских типов в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга и патриархально-тихая
Пшеницына каждая по-своему помогают раскрыть идею романа, обнажая сущность Обломова

Сравнительная характеристика взаимоотношений

Таблица
Сравнительная характеристика взаимоотношений

Критерий

Обломов и Штольц

Обломов и Ольга

Штольц и Ольга

Сходство

Различия

5. Обобщение учителя

— Можно ли считать произведение И. А. Гончарова «Обломов» романом о любви? Сделать вывод можно, лишь посмотрев и взвесив все действия главного героя по
отношению к окружающим его героиням. Обломов знакомится с Ольгой Ильинской, и в душе его зарождается сильное, искреннее чувство. Однако
счастью героев не суждено сбыться. Основную причину этого обычно видят в душевном складе Обломова, в его инертности, равнодушии к жизни. Однако подлинные
причины трагического финала этой любви лежат гораздо глубже. Ольга Ильинская — девушка умная, гордая, самолюбивая. У неё страстная и деятельная натура. Она
пыталась пробудить Обломова к жизни, полезной деятельности, много сделала для спасения его от лени и апатии.

Вот как Гончаров пишет об Ольге: «Внести в сонную жизнь Обломова присутствие молодой, симпатичной, умной и отчасти насмешливой женщины — это всё равно, что
внести в мрачную комнату лампу, от которой по всем тёмным углам разольётся розовый свет, несколько градусов тепла, и комната повеселеет».

Миссия Ольги с самого начала была обречена. Однако через неё автор открыл в герое множество положительных черт. На некоторое время Гончаров просто
преображает Обломова: «Встаёт он в семь часов, читает, носит куда-то книги.

На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нём появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности». Ну при
каких ещё обстоятельствах «чистое, верное сердце» Ильи Ильича смогло бы себя так проявить? С первых дней знакомства с Обломовым Ольга активно вторгается
в его жизнь. Всё это вносит определённый диссонанс в отношения героев, и чуткая душа Обломова улавливает этот диссонанс. Любовь становится для него
«претрудной школой жизни».

В отношениях же Ольги со Штольцем всё происходит совсем наоборот. Их союз закономерен и гармоничен. Они похожи и потому хорошо понимают друг друга.

Агафья Пшеницына — хозяйка дома, в котором поселился Обломов,— полная противоположность Ильинской. Простые отношения, простодушные речи
Агафьи Матвеевны, её хлопоты по хозяйству, безграничная преданность, уют
и комфорт, созданные в её доме,— всё это напоминало Илье Ильичу милую сердцу Обломовку. С подобной обстановкой, образом жизни ассоциировалась у него
семья и любовь. Поэтому финал любовных сюжетов героя в какой-то степени закономерен — Обломов остаётся с Агафьей Матвеевной. Такая мирная, уютная
семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не возлагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына,
семейный быт, олицетворявший для него главное — физический и душевный покой.

Слово найдено — покой! Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной
неподвижности и определило, в конечном счёте, выбор героя.

Таким образом, идеальная любовь в романе Гончарова — это несбыточный сон. Он не мог сбыться в жизни героя, так как «для него достижение идеала вовсе не
цель жизни, для него это любимая мечта; борьба, усилия, суета в погоне за идеалом разрушают мечту»,— считал И. Ф. Анненский. Обломов же всегда и во
всём остаётся верен себе. В этом целостность и гармоничность личности героя.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Постановка и решение проблемного вопроса

• Каков, по представлению автора романа, идеальный образ русской женщины?

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-миниатюру «Столкновение мечты и действительности в жизни Обломова».

2. Ознакомиться со статьями Н. А. Добролюбова, А. В. Дружинина, Д. И. Писарева о романе И. А. Гончарова «Обломов».

Следующий урок: Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?» >>>

Маслов Кирилл, 10г1

Хороший ли человек Обломов? Может ли быть лишним хороший человек?

В русской литературе второй половины XIX века можно найти много интересных героев. Но, мне кажется, самым колоритным и неоднозначным является Илья Ильич Обломов — главный герой одноименного романа И. А. Гончарова.

“Сколько людей — столько и мнений” — гласит народная мудрость. Каждый может оценивать Илью Ильича в соответствии со своим ощущением. Я считаю Обломова хорошим человеком. Это мнение сложилось после оценки взаимоотношений главного героя с другими персонажами романа.

Обломова нельзя представить вне дивана. Ярко проявляется сущность Ильи Ильича именно дома, где он живет со старым слугой. Главный герой хорошо, по-дружески относится к Захару, которого знает с малолетства. Иногда устраивает “патетические сцены”, но дальше не идет. Даже заметив воровство старика, не заостряет на этом особого внимания. Ленивый Обломов знает, что не сможет существовать один, еще и поэтому любит Захара за его терпение.

С раннего детства другом главного героя является Андрей Иванович Штольц. Что может быть интересным энергичному и самостоятельному Штольцу в Обломове? Андрей Иванович ценит Илью Ильича за его ум, простоту, нежность и искренность и “вытаскивает” героя из разного рода “передряг”. За это Обломов любит и безмерно уважает Штольца. К тому же Андрей Иванович знакомит Илью Ильича с Ольгой Ильинской.

Обломов не преследует низких целей в отношениях с молодой барышней. Все в его душе происходит просто и естественно. Если бы мысли и фразы Обломова, сказанные Ольге, принадлежали бы кому-нибудь другому, их можно бы было считать пошлостью и притворством. Но мы понимаем искренность Ильи Ильича: “Ольга поняла, что слово у него вырвалось… и что оно — истина”. Сама Ильинская, сначала лишь хотевшая с помощью героя возвыситься в своих собственных и чужих глазах, влюбляется в столь кроткого, порядочного, несколько наивного человека. Он действительно “другой”. Илья Ильич думает о чужих людях, даже если ему это невыгодно. Чего стоит только одно письмо героя к Ольге: “Вы меня… не можете любить”. Чтобы, не дай Бог, не разочаровать неопытную девушку в ее чувствах, он даже готов отказаться от своей любви: “Пред вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали…” Обломов прежде всего думает о чужих, боится, что в нем разочаруются.

Это определяющая линия отношений Ильи Ильича с другими персонажами “Обломова”. Его дом очень редко бывает пуст. Всем приятно общество героя. Обломов никому ни в чем не отказывает: кому нужен совет, дает совет; кому нужно поесть, пригласит к обеду. Тарантьев всегда берет у Ильи Ильича все, что ему нужно: фрак… Его простота дает некоторым повод к мошенничеству, но, кажется, сам Господь на стороне героя. Из каждой передряги Обломов выходит благополучно. Заставили подписать “заемное письмо” — спас Штольц, заслали мошенника в имение — спас Штольц, не сложились отношения с Ольгой, Штольц не помог — нашел Агафью Матвеевну. Ничто не может отвлечь Илью Ильича от “покоя и мирного веселья”.

Гончаров показал умного, спокойного, порядочного, простого, в то же время способного любить, искреннего, несколько наивного героя, для которого “лежанье — образ жизни”.

Разве может человек, наделенный такими качествами, быть плохим? Я считаю, что нет. Более того, столь прекрасного героя я еще не встречал ни в одном произведении литературы.

Можно подумать, что однозначно положительный персонаж если и существует, то обязательно будет “лишним”, но это только кажется. Обломов оставил после себя живое напоминание — Андрюшеньку. После смерти Ильи Ильича Агафья Матвеевна задумалась о своей бесцельно прожитой жизни. Ольга сформировалась как личность в результате влияния Обломова. Недаром об уже умершем герое каждый день вспоминают и Агафья Матвеевна, и супруги Штольцы. Хороший человек, особенно если он Обломов, не может прожить бесследно. Что могло произойти, если бы все хорошие люди были лишними? Наш мир был бы наполнен результатами деяний подлецов и мерзавцев. Но мы видим, что это не так. Поэтому я считаю, что хороший человек лишним быть не может.

Главным героем известного романа И. Гончарова под названием «Обломов» является Илья Ильич Обломов. Это человек «лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами». Он, «дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге».

Главный герой вызывает у меня чувство сожаления, жалости и презрения. Его невероятное состояние лени меня просто поражает. Где это видано, чтобы изо дня в день валяться на диване, не вставать и при этом не чувствовать никакого дискомфорта. Илья Ильич заявляет, что это его любимое занятие, которое ему по душе. И он намерен потратить всю свою жизнь на это.

Я уверена, что если бы он хотел поменять свою жизнь, он бы это сделал. Но Обломов на протяжении всего романа не проявляет ни малейшего упорства. Даже перед Штольцем он себя оправдывает, уверяя в том, что в его жизни не было огня. Поэтому он себя бережет и оберегает свою душу от всего этого. У него нет никаких эмоций, а мимолетное проявление чувств герой всячески приглушает.

Обломов просто презирает общество и высший свет. Он постоянно обзывает их, называя мертвецами, спящими людьми, которые даже хуже него, как ему кажется. Может, в его словах и есть доля правды, но ведь не все же такие. Среди них, безусловно, есть какие-то успешные и яркие личности, которые выделяются из серой массы, и на них не влияет общественное мнение. Обломов считает себя выше этого и не желает общаться с ними. Он всячески избегает всего, что с ними связано. Ему лучше полежать на диване.

Герой считает, что именно диван — это лучшее место для его важных дел. Он любит помечать о том, как он усовершенствует свою жизнь и будет жить с детьми и женой. Мечтать свойственно каждому из нас, в этом однозначно нет ничего плохого. Плохое заключается в данном случае лишь в том, что главный герой не делал ни малейшего шага вперед, чтобы воплотить все свои мечты в реальность. Ему просто не хватало силы духа, чтобы преодолеть это препятствие под названием “лень” на пути к цели.

Как страусы прячут свою голову в песок, так и Обломов всегда уходил в свой мир, который он умело придумывал. Это некая попытка сбежать, скрыться от реального мира, и она свидетельствует о том, что Илья Ильич просто трус со слабым характером. Даже чувства к Ольге не смогли победить в нем «обломовские» черты, поэтому он оттолкнул ее от себя.

Кроме презрения, главный герой вызывает чувство жалости. Он, по сути, очень добрый человек, у которого большое и чистое сердце. Просто ему не хватило храбрости перебороть свои страхи, и он не смог познать все прелести жизни. Для него было важны только еда и «ничегонеделание».

Надеюсь, что каждый после прочтения этого романа вынесет для себя важный урок и будет радоваться жизни, не лениться и осуществлять свои мечты.

Илья Ильич Обломов не тот персонаж, о котором можно сказать, что он хороший или же, наоборот, плохой человек. Одновременная простота и сложность характера порождает неоднозначность героя. Чтобы понять эту нереализованную личность нужно проанализировать и положительные и отрицательные стороны характера героя.

В романе Илья Ильич ничего не решает сам, надеясь на помощь со стороны — Захара, который принесет ему одежду или еду; Штольца, способного решить его проблемы в Обломовке, Тарантьева,который хоть и обманет, но сам разберется в интересующей Обломова ситуации и т.д.

Герою не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость, ему не нужна кипучая энергия повседневности, он не хочет «рассыпать» свою жизнь в светской суете. Истинный покой и удовлетворение он находит, лежа на диване,в придуманном им самим мире иллюзий. Но даже его мечты направлены в прошлое, даже то будущее,что он сам себе рисует — отголоски далекого прошлого, которое более невозможно вернуть. Обломов ленив, живет в неубранной квартире, этакий герой — увалень, лишенный в детстве самого важного — познания мира через его противоположность, мечты и воспоминания, из-за этого он был абсолютно не готов к реальному миру. Лишенный воли, умения бороться за свое место под солнцем и настойчивости, Обломов боится жизни, и первая же неудача становится для героя последней — больше он не хочет двигаться вперед и прячется от «жестокого» реального мира в своих мечтах.

Положительные стороны характера начинают выявляться при взаимодействии Обломова с его деятельным, активным и целеустремленным другом — Андреем Ивановичем Штольцем. Штольц практически единственный персонаж, что видел в Обломове положительные черты: душевность, доброту, умение прочувствовать и понять проблему другого человека, внутреннее спокойствие и простоту. Голубиная нежность, чувственность и искренность Обломова раскрывается и во время отношений с Ольгой. Он первым осознает, что не сможет дать Ольге то счастье, о котором она мечтает. Хотя возможно это была просто трусость перед переменами, но тем не менее он осознает, что не подходит девушке и утягивает ее за собой в «Обломовку».

Обломов слишком мягкий и чуткий по своей натуре человек, не сумевший найти свое место в реальной жизни, но причина не в фатальном стечении обстоятельств или тяжелой судьбы, а в неправильном воспитании. Я не могу назвать Илью Ильича плохим человеком, разве можно ребенка за его мечты назвать плохим? Но и хорошим его тоже не назовешь.

Привычная точка зрения: Обломов — ленивый барин, загнивающий от безделья и нежелания сделать что-либо в своем поместье с верным слугой. Но ведь можно посмотреть на роман и с другой стороны. Это прекрасный пример в русской литературе героя, который не делает ничего во имя идеи, долга, ответственности. Человек, который просто живет и любит в предложенных им жизнью обстоятельствах. Да, он не хочет ничего менять, много спит, вкусно ест, но разве многие из нас не хотели бы хоть один день так пожить, не обремененными тяжестью реальной жизни? Не всегда и не для всех жизнь — это борьба, стремление, страсть. Кому-то не хочется совершать революции, хочется просто жить. Так разве можно его судить? Он не хороший и не плохой. Он просто обычный человек, живущий для себя.

Главный герой наиболее известного романа И. Гончарова и человек, давший название понятию «обломовщина». «Обломов» появился в середине 19-го столетия в тот период, когда в стране уже назревали изменения в сфере крепостного права. Илья Ильич описан автором как типичный представитель дворянства средних лет, который вырос в таких изнеженных и необременительных условиях, что впоследствии не мог решить ни одну проблему в своей жизни.

С детства героя опекали и уберегали от малейшей ссадины и физического труда. Оттого он и вырос таким не приспособленным к жизни и ленивым человеком, не способным на дальнейшее развитие. Любое решение давалось ему с трудом, а целей он вообще не ставил, так как знал заранее, что не сможет их достичь. Этого героя нельзя представить вне дивана. Вся его жизнь проходит вдали от общества в пространных мечтаниях и бесцельных размышлениях. Важно отметить, что бездействие — сознательный выбор героя.

Он не видит смысла в спешке, в какой-либо общественно-полезной деятельности, в дружеских встречах, званых вечерах, новых знакомствах. Имением, которое досталось ему по наследству, он сам не в состоянии управлять. За него все делают слуги, а самый приближенный слуга Захар так же ленив, как и сам Обломов. Можно ли назвать главного героя хорошим человеком? На мой взгляд, и да, и нет. С одной стороны, он очень добр, открыт и радушен. Он не держит ни на кого зла и никому его не желает.

С другой стороны, по отношению к самому себе он совершает самое большое зло. Он намеренно не стремиться к духовному и физическому развитию, так как гораздо легче оставаться не самостоятельным, инфантильным ребенком. Даже встретив на своем пути любовь, он быстро опускает руки, потому что понимает, что не способен меняться. Ольга Ильинская изо всех сил старается вытащить его из «обломовки», которая надежно завладела душой и телом героя и ей это поначалу удается. Однако со временем он снова погружается в свои раздумья, занимает тот же диван и безвылазно ходит в одном халате.

Путь Обломова предсказуем. Он так и не стал знатным чиновником, так и не смог устроить свою жизнь с любимой женщиной, не смог обустроить самостоятельно свой быт. Как следствие всю работу по хозяйству взяла на себя Агафья Пшеницына , которая и стала его женой. Казалось, жить бы ему сто лет за его порядочность и доброту. Однако через несколько лет супружеской жизни он умер, завещая сына Штольцам. Он лично попросил Штольца позаботиться о маленьком Андрюше, потому что понимал, что они с Ольгой как люди активные смогут воспитать мальчика достойным человеком.

Разделы:


Литература

Пока останется хоть один русский – до тех пор
будут помнить Обломова.
И.С. Тургенев.

История души человеческой едва ли не
любопытнее
и не полезнее истории целого народа.
М.Ю. Лермонтов.

Среди произведений И.А.Гончарова:
“Фрегат “Паллада”, “Обрыв”, “Обыкновенная
история” – роман
“Обломов”

занимает особенное место, он – самый знаменитый.
Произведение написано в 1859 году, за несколько лет
до отмены крепостного права, поэтому история
героя отражает конфликт, вызванный тем, что
дворянство переставало быть передовым сословием
и утрачивало значимое место в общественном
развитии. Особенностью романа является то, что И.
Гончаров впервые в русской литературе
рассмотрел жизнь человека “от колыбели до
могилы”. Его жизнь, он сам – главная тема
произведения, поэтому оно названо “Обломов”,
хотя в истории русской литературы не так много
произведений называются по имени главного героя.
Его фамилия относится к разряду “говорящих”, т.
к. он “родов дряхлеющих обломок
”, имя Илья
напоминает нам былинного героя, который до 33 лет
лежал на печи, но мы знаем, что потом Илья Муромец
столько добрых дел сделал, что в народной памяти
жив до сих пор. А наш герой так и не поднялся с
дивана (когда мы знакомимся с Обломовым, ему 32–33
года, но в его жизни ничего не меняется). Кроме
того, автором использован прием повторения имени
и отчества: Илья Ильич. Этим подчеркивается, что
сын повторяет судьбу отца, жизнь идет по
заведенному порядку.

Как только роман И.А.Гончарова вышел в
свет, его героя русские критики записали в разряд
“лишних” людей, где уже “числились” Чацкий,
Онегин, Печорин. Литература ХIХ века описывала, в
основном, судьбы неудачников, очевидно, их в
среде дворян было не так много, это было
удивительно, об этом и писали. Русские писатели
ХIХ века пытались понять, как же на всем готовом (в
то время, когда герои западной литературы жизнь
свою выстраивают как борьбу за выживание, за
материальное благополучие), русские герои –
дворяне оказывались неудачниками и при этом были
людьми очень богатыми, например, Онегин – “наследник
всех своих родных
”. Или, на самом деле, “не в
деньгах счастье
”? Русские герои и русские
произведения до сих пор вызывают интерес, их
пытаются понять зарубежные читатели и среди них
школьники. А что интересно нашим
десятиклассникам? В конце года был проведен
опрос, какое произведение из прочитанных
показалось самым интересным. Большинство
десятиклассников назвали роман Гончарова
“Обломов”, а по программе он изучается обзорно,
в течение нескольких уроков.

Что же может быть интересного в
лежебоке? Когда произносят имя Илья Обломов, в
воображении появляются существенные дополнения:
диван и халат, который, как раб, покорялся
движению тела. Давайте вслед за автором
вглядимся в черты лица его героя. “Это был
человек
…приятной наружности, с темно-серыми
глазами, гулявшими беспечно по стенам, по
потолку, с тою неопределенною задумчивостью,
которая показывает, что его ничто не занимает,
ничто не тревожит. С лица беспечность переходила
в позы всего тела, даже в складки шлафрока
Цвет

лица у Ильи Ильича был ни румяный, ни смуглый, ни
положительно бледный, а безразличный…Если на
лицо набегала из души туча заботы, взгляд
туманился…”
Но во всем облике Обломова
открыто и ясно “светилась душа”. Эта светлая
душа покоряет сердца двух женщин: Ольги
Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Свет
его души притягивает и Андрея Штольца, который,
объездив Европу, специально приезжает посидеть
на широком диване Обломова и в беседе с ним
успокоить душу. Еще не было в русской литературе
героя, который в течение одиннадцати глав не
встает с дивана. Только приезд Штольца поднимает
его на ноги.

В первых главах автор знакомит нас с
посетителями Обломова, мы видим, что гостей у
нашего героя бывает много. Волков забежал
похвастать новым фраком и новой влюбленностью,
он радовался тому и другому, а чему больше –
сказать трудно, у него посещениями расписан весь
день, среди посещений – приезд к Обломову.
Судьбинский, бывший сослуживец, приезжает
похвастать продвижением по службе (“у
вице-губернатора обедаю
”), скорой выгодной
женитьбой. Пенкин просит поехать с ним на
гулянье, т.к. ему надо написать статью о гулянье,
вместе
наблюдать будем, чего бы не заметил
я, вы бы сообщили мне
”. Алексеев и Тарантьев –
два
самые усердные посетителя Обломова

– ходили к нему “пить, есть, курить хорошие
сигары
”. Автор неслучайно описывает гостей
Обломова во второй главе, сразу после того, как
познакомил читателя с главным героем и его
слугой. Он сравнивает героя с его знакомыми, и
создается впечатление, что симпатии автора на
стороне Ильи Обломова: он по своим человеческим
качествам лучше гостей, он щедр, снисходителен,
искренен. А то, что он не служит в государственном
учреждении, И.А. Гончаров объясняет тем, что
его герою не надо зарабатывать на хлеб насущный:
у него есть Захар и еще триста Захаров
”.

Автор находит в своем герое много
странного, отталкивающего, но почему-то трудно
согласиться с мнением критиков о том, что Илья
Ильич Обломов – “лишний” человек. Как может
быть “лишним” тот, кого любят все окружающие?
Ольга Ильинская после смерти Обломова посадит на
его могиле сирень в знак того, что помнит о нем. К
его могиле часто приходит безутешная Агафья
Матвеевна. Помнят о нем сын Андрей и Штольц. За
что же все они любили Обломова? И было ли за что
его любить? Автор называет душу героя светлой.
Этот эпитет встречается в романе еще раз в
описании Обломовки, где текла светлая река. Может
быть, светлая река детства одарила его душу
теплом, лучистостью? Какой любовью дышат строчки,
посвященные детским воспоминаниям. Мы видим, “как
небо жмется к земле, обнимая ее с любовью”,
“дождь походит на слезы внезапно обрадованного
человека”.
У самого Обломова слезы вызывают
воспоминания о матери. Он чувствителен, добр,
умен, но совершенно не приспособлен к жизни, он не
может управлять имением, его легко можно
обмануть. “Отчего я такой?” – мучается сам
герой. И находит ответ, что всему виной “обломовщина”.

Этим словом Илья Ильич
называет пассивность,
неумение управлять мужиками, неспособность
подсчитать доходы от имения. Диван и халат – это
тоже символы “обломовщины
”. Очень ярко об
этом говорит А.Штольц: “Началось с
неумения
надевать чулки, а кончилось неумением жить”.

Почему же он так изменился, ведь в детстве он
только и ждал того часа, когда засыпала вся
деревня послеобеденным сном, а он “был
как
будто один в целом мире
”, “он с нетерпением
дожидался этого мгновения, с которого
начиналась
его самостоятельная жизнь
”. Как же сам герой
объясняет нежелание
принять активное
участие в жизни?
Жизнь: хороша жизнь!
Чего
там искать? Все это мертвецы, спящие люди, хуже
меня эти члены света и общества. Что водит ими в
жизни? Вот они не лежат, а снуют каждый день, как
мухи, взад и вперед, а что толку? Разве не спят они
всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя? А
наша молодежь? Разве не спит, ходя, разъезжая по
Невскому, танцуя?”

Очень интересно высказывание
М.М. Пришвина по поводу Обломова: “…его покой
таит в себе запрос на высшую ценность, на такую
деятельность, из-за которой стоило бы лишиться
покоя”.

Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов –
образы людей талантливых, ярких, умных, но судьба
их складывается трагично, и это их сближает.
Почему-то в переломные моменты жизни именно
такие люди оказываются ненужными обществу, оно
как бы “выдавливает” их, не нуждается в их уме,
таланте, им не находится места в обществе.

Современная жизнь подтверждает то, что
когда-то заметили А. Грибоедов, А. Пушкин,
М. Лермонтов, И. Гончаров. И не их вина, что
придуманных ими героев критики назвали
“лишними” людьми.

Изучение романа И.А.Гончарова в 10
классе закономерно, т.к. в это время перед
подростком стоит проблема выбора жизненного
пути.

Конспект урока литературы
в 10 классе

Характеристика главного героя
и определение приемов создания образа

(анализ экспозиции)

Цели урока:


  • Познавательная: составить
    характеристику героя; проследить приемы
    создания образа; выразительные средства, при
    помощи которых создается образ; выделить
    элементы сюжета на примере первой главы романа.


  • Развивающая: сравнить описания в
    первой главе романа с картинами
    художников-фламандцев начала ХVII века (развитие
    образного мышления).


  • Воспитательная: подчеркнуть
    национальные черты в образе главного героя,
    обращая внимание на их типичность и
    актуальность.


Ход урока

1. Повторение.

Вспомнить, что включает в себя характеристика
героя (косвенная и прямая).

2. Чтение и анализ первой главы романа
“Обломов”.

Выписки, их систематизация.

– Что можно отметить в первой главе?

– Мастерство автора. Читаем первое
предложение первой главы: “В Гороховой улице, в
одном из больших домов, народонаселения которого
стало бы на целый уездный город, лежал утром в
постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов”.

Первое предложение содержит семь
единиц информации:

  • В Гороховой улице
  • в одном из больших домов
  • народонаселения которого хватило бы на целый
    уездный город
  • утром
  • в постели
  • на своей квартире
  • лежал И.И.Обломов

Во втором предложении автор указывает
возраст Обломова: “человек лет тридцати
двух-трех от роду”. Случайно это или нет? В
тридцать три года Иисус стал служить людям,
пожертвовал собой, “тридцать лет и три года”
Илья Муромец просидел на печи, но потом столько
добрых дел сделал и подвигов совершил, что его
помнят до сих пор. А что же Обломов?

Портрет героя.

Автор сам дает описание портрета
своего героя, он ничьим глазам не доверяет. В
портрете использовано много выразительных
средств. Это и неожиданные эпитеты: цвет лица безразличный
,
неопределенная
задумчивость, холодный

человек. Это и олицетворения: с глазами, гулявшими

беспечно
по стенам; с лица беспечность
переходила
в позы всего тела; ни усталость, ни
скука
не могли
ни на минуту согнать
с
лица мягкость. Автор использовал для портрета
своего героя метафоры: на лицо набегала туча
заботы
, начиналась игра сомнений
.
Использован также перенос явлений природы на
человека: взгляд туманился.

Что же выделяется в описании
внешнего вида?
Как шел домашний костюм
Обломова к
покойным чертам лица его и к
изнеженному телу! На нем был халат, настоящий
восточный халат,…который, как послушный раб,
покоряется самомалейшему движению тела…Туфли
на
нем были длинные, мягкие и широкие; когда
он, не глядя, опускал ноги с постели на пол,
то
непременно попадал в них сразу
”. Илья Ильич
Обломов “любил простор и приволье
”.

Посмотрим на интерьер.
Сразу
возникает вопрос: почему одна и та же комната
служила и спальней, и кабинетом, и приемной?

  • Чтобы не убирать.
  • Герой практически не движется.
  • Мы можем его спокойно рассмотреть.

Что стояло в комнате?

  • Бюро красного дерева.
  • Два дивана, задок у одного дивана осел вниз.
  • Красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе
    птицами и плодами.
  • Шелковые занавесы, ковры, несколько картин,
    бронза, фарфор и множество красивых мелочей.
  • Неграциозные стулья красного дерева, шаткие
    этажерки.

“Сам хозяин, однако, смотрел на
убранство своего кабинета так холодно и
рассеянно, как будто спрашивал глазами: “Кто
сюда натащил все это?”

В интерьере бросается в глаза одна
особенность: это очень подробное описание, здесь
очень много деталей. Гончаров сам себя называл
рисовальщиком. В.Г. Белинский отмечал: “Он
увлекается своим умением рисовать”.
А.В. Дружинин пишет: “Подобно фламандцам,
Гончаров национален, поэтичен в мельчайших
подробностях, подобно им, он ставит перед нашими
глазами целую жизнь данной эпохи и данного
общества”.

Что общего между описаниями
Гончарова и натюрмортами голландских
художников?
– Прорисованы даже мелкие
детали.

Почему можно их сравнивать?
Мастерски
выполнено каждое произведение.

Подтверждение этому найти в тексте
первой главы – “занавесы из шелка
”, рисунок
на ткани “с вышитыми небывалыми в природе
птицами и плодами”; «на столе…тарелка с
солонкой и обглоданной косточкой да хлебные
крошки”.

И.А. Гончаров при описании
использует множество деталей, добиваясь
правдоподобия картины.

Поступки героя.

  • Хочет встать, умыться – успеет после чаю, чай
    можно выпить в постели, ничто не мешает думать
    лежа.
  • Он приподнялся и чуть было не встал, и даже начал
    опускать одну ногу с постели, но тотчас подобрал
    ее.
  • Прошло с четверть часа – ну, полно лежать, пора
    вставать.
  • “Прочту письмо, потом встану”.
  • “Одиннадцать часов уже, а я еще не вставал”.
  • Он повернулся на спину.
  • Звонок. Он, лежа, с любопытством глядит на двери.

Что особенного в поведении
Обломова?
– Мысль – угасание, желание –
угасание.

Отношение к жизни.

Если вы думаете, что Обломов не знает,
как можно изменить кардинально свою жизнь, то вы
глубоко заблуждаетесь. Вот его рассуждения: “С
чего начать?…набросать подробную
инструкцию
поверенному и отправить его в деревню, Обломовку
заложить, прикупить земли, послать план застроек,
квартиру сдать, взять паспорт и ехать на полгода
за границу, сбыть лишний жир, сбросить тяжесть,
освежить душу тем воздухом, о котором мечтал
некогда с другом, пожить без халата, без Захара,
надевать самому чулки и снимать с себя сапоги,
спать только ночью, ехать, куда все едут, потом…
потом поселиться в Обломовке, знать, что такое
посев и обмолот, отчего бывает мужик беден и
богат, ходить в поле, ездить на выборы…И так всю
жизнь! Прощай, поэтический идеал жизни! Это
какая-то кузница, а не жизнь; тут вечно пламя,
трескотня, жар, шум,…когда же жить
?”

Что можно сказать об отношении
автора к своему герою?
Какими приемами это
раскрывается? Вот он утром просыпается, “ а ум
еще не явился на помощь
”. “Впрочем, надо
отдать
справедливость заботливости Ильи Ильича о своих
делах. Он по первому неприятному письму старосты,
полученному несколько лет назад, уже стал
создавать в уме план разных перемен
”. Автор
подсмеивается над своим героем, используя прием
иронии.

  • Описание (портрет, внешний вид, интерьер).
  • Акцент на деталях.
  • Ирония.
  • Дополнение одного образа другим (Захар похож на
    своего хозяина).
  • Прием угасания.
  • Выделение типичных черт (герой Гончарова сразу
    похож и на Манилова, и на кого-то очень знакомого
    из нашей жизни).

3. Домашнее задание.

«…холодная красавица,
выдерживает свой характер”. (Стр. 96)

“Что ему делать теперь? Идти вперед
или остаться? Этот обломовский вопрос был для
него глубже гамлетовского”.
(Стр.168)

Это какая-то кузница, не жизнь; тут
вечно пламя, трескотня, жар, шум, …когда же»

  • И.И.Обломов – герой своего времени, но и нашего
    времени тоже. “Пока останется хоть один русский
    – до тех пор будут помнить Обломова”
    (В.Г. Белинский). Ваши мысли по этому поводу.
  • Обломов “стоит беспредельной любви”, сам его
    творец предан Обломову, его обожают все герои в
    романе (Штольц, Ольга Ильинская, Агафья
    Матвеевна, Захар). За что?
  • Прочитать вторую главу. Сравнить Обломова с его
    посетителями.
  • Прочитать письмо Обломова к Ольге Ильинской (вторая часть, глава IХ, стр. 221–223). Что можно
    дополнить к характеристике Обломова, судя по
    этому письму?
  • По ходу чтения сделать выписки понравившихся
    фраз.

Десятиклассники выписали такие
фразы И.А. Гончарова:

  • Хитрость – все равно, что мелкая монета, на
    которую не купишь многого
    ” (Стр. 231)
  • Где напасешься на каждый миг оглядки?”

    (Стр. 221)
  • Самолюбие – соль жизни”
    (Стр. 166)
  • Зима, как неприступная пожить
    ?” (Стр. 168)
  • “Вытащил из угла книгу и в один час хотел
    прочесть, написать, передумать все, что не прочел,
    не написал и не передумал в десять лет”.
    (Стр.
    168)

Литература:

И.А. Гончаров. Избранные сочинения.–
М.: Художественная литература, 1990 – 575 стр. (Б-ка
учителя).

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • По роману Гончарова Обломов

Гончаров И. А. создал не много произведений, и одним из лучших считается «Обломов». Роман вышел в издательство в 1859 году. В этом произведении можно отыскать ответы на многочисленные вопросы, так как автор описал практически все области жизни человека. В своей работе Гончаров показал существование общества своего времени. Писатель очень ярко продемонстрировал процесс дегенерации дворянского общества. После публикации романа его полюбили не сразу и не многие. Возможно, автор специально применил прием, в котором отсутствует интрига, действия, происходят затянуто и нудно, это касается первой части романа, что бы читатель понял, как может быть жизнь однообразной и бесцельной даже у хорошего человека.

Приступив к чтению произведения, читатель заостряет интерес на художественное описание интерьера и портретные характеристики героев, которые вместе дополняют друг друга. С первых строк произведения видно изображение комнаты Обломова дополняет его личный портрет. Отсюда перед нами и встает образ главного героя. Обломов Илья Ильич мужчина когда – то живший разумной жизнью, тревожившийся собой и всем что его окружало, предстает перед читателем никчемным лежебокой не способным даже управлять своими слугами. Детализируя все моменты Гончаров, делает свой роман более колоритным и красочным. Но не только это преследует автор в своем произведении. Таким образом, Гончаров специально затягивает действие первой части, которая в реальности происходит всего лишь один день, но складывается впечатление, что он ни когда не кончится. Так и в жизни Обломова дни, которые ни когда не заканчиваются, цепочка монотонных событий и действий, одно бледнее другого.

Итак, кто же этот Обломов? Главный персонаж произведения Гончарова Обломов Илья Ильич. Мужчина в тридцати двух – трех годах жизни, не очень высокий, достаточно симпатичный, проживающим в Петербурге. Образ героя представленного автором скорее удивляет, чем кажется противным и мерзким. Но это только первые впечатления от знакомства с героем. Далее как читатель близится к завершению романа Илья Ильич становится совершенно иным человеком. Он уважает не всех людей из высшего общества. По его мнению, многих из них из — за их образа жизни можно и за людей не считать. Отличающая мягкость характера Обломова делает его моральный мир идеальным. Таким как он, с его взглядами на жизнь, надо руководить государством, осуществлять всевозможные преобразования, а не покоиться на диване. Но герой поступил по-своему, так как не в состоянии найти в себе силы воплотить в жизнь свои мысли и мечты. Самой ужасное в портрете Обломова то, что он сам понимает свою обреченность.

Итак, знакомство с произведением Гончарова вызывает у читателей разнообразные эмоции касательно главного персонажа произведения. Через весь роман Обломов предстает и как лентяй и как философ, что бесспорно поднимает его в глазах читателей. В образе Обломова можно рассматривать многих людей. Многие только думают, но совсем не торопятся, что-то изменить.

Вариант 2

Для начала стоит напомнить год, в котором написание романа было завершено – 1859. В это время у государственного руля стоял уже Александр II. Будучи образованным и деятельным человеком, он прекрасно понимал ошибки правления своего отца Николая I, приведшие к следующим последствиям: разгул коррупции и бюрократизма, застой в экономике, жестокое подавление либеральных устремлений.

Заняв трон, Александр и ряд государственных деятелей приступили к реорганизации российского общества: готовились законы о местном самоуправлении, отмена крепостного права, ряд мер, направленных на развитие торговли.

Наконец, предприимчивые люди получили государственную поддержку для реализации своих проектов. Новый образ жизни не всем пришелся  по душе. В особенности, тем самым «закоренелым» дворянам, которые считали беззаботный образ жизни своей привилегией. Не барское это дело – бегать, суетиться, зарабатывать. Их раздражало ускорившееся течение жизни.

Именно таким барином в несколько утрированном виде, предстает перед нами  главный протагонист романа Илья Обломов. Живет он в городе, но ведет типичный провинциальный поместный образ жизни. Он не способен ни к какому систематическому  труду и главное его занятие заключается в лежании на диване. Друг  Обломова по имени Штольц — полная противоположность главного героя: он деятелен, занимается многими торговыми делами.

Еще в детстве они были соседями, но какие разные они были. Если Штольц рос в строгости, с ранних лет учился противостоять трудностям жизни, то Обломова же холили и лелеяли, не давая проявить свое мужское начало. Результат, как можно заметить, оказался виден в их взрослом возрасте.

Разные стили воспитания, разные люди впоследствии.

Навязанный родителями праздный образ жизни так укрепился в Обломове, что даже сильное чувство любви не способно заставить его действовать иначе. Эта заложенная программа «Обломовщины» неизменна, с ней же он и умирает. Эта невозможность измениться терзает как читателя, так и самого главного героя. В этом и состоит трагедия произведения.

Так называемая «Обломовщина» системное явление, которое возможно преодолеть лишь в следующем поколении.

Как уже было отмечено, произведение было написано в 1859 году, за два года до отмены крепостного права. После 1861 года дворянству, так или иначе, пришлось бы сбрасывать ярмо застойной поместной жизни и включиться в активную торговую и хозяйственную жизнь, поскольку оно лишалось дешевой рабочей силы.

Обломова же действительно жаль. Он стал заложником системы, взрастившей его. Сам по себе он был человеком высоких моральных принципов. Если бы ему удалось соединить деятельность и его положительные душевные качества, то ему бы не было цены в либеральной России 60-х годов XIX века.

Сочинение по произведению Обломов

Описывая главного персонажа в своем одноименном романе, Гончаров утверждает, что лежание для Обломова было нормальным и обычным состоянием.

Как же так, почему физически здоровый и сравнительно адекватный мужчина все время лежит? Лежание — образ жизни главного персонажа шокирует читателей. Как можно все время лежать и предаваться мечтам, ничего при этом, не делая, многим из нас непонятно.

Но Обломову комфортно и привычно в подобном инертном состоянии, потому что этот барин чрезвычайно ленив. Он и пальцем не пошевельнет, чтобы хоть что-то изменить или улучшить в своей жизни. Ему лень это делать, ведь гораздо проще мечтать, а повседневные обязанности скинуть на слуг, как скидывают с руки тесную перчатку. Лежать и мечтать — вот что «не тесно» для Обломова. Главный герой романа патологически ленив, и предпочитает не напрягаться. Виною этому тот факт, что он барин.

Обломов барин, у которого есть все для сносной жизни. Ему не нужно трудиться и думать о хлебе насущном. Он даже гордится тем, что никогда в жизни не работал. Иногда он мечтает о том, что все могло быть бы гораздо лучше, о богатстве и развитии своего поместья, но дальше рассуждений и мечтаний в своих стремлениях не заходит. Поэтому все остается, как и всегда, без изменений. И ему нравится размеренное рутинное существование. Ленивый барин даже против того, чтобы ездить в гости, настолько он закостенел в своей привычке лежать лёжмя.

Барин Илья Ильич не стар, и совсем не немощен. Это мужчина, которому от роду чуть более тридцати лет, в самом соку. Корни его инертности идут из детства, когда он, вместе с молоком маменьки, впитал основы бытия Обломовки. Матери удалось убедить его в том, что он барин, поэтому не должен напрягаться, ведь для работы есть слуги.

Однако наш герой не настолько глуп, чтобы не пытаться анализировать события свой жизни и особенности своего характера. Но этот процесс настолько утомляет его ленивый ум, что доморощенный «аналитик» засыпает прямо посреди процесса самоанализа. Обломова утомляет любое полезное занятие, даже чтение.

Создавая такой апатичный персонаж, каким является главный герой романа, Гончаров высмеивал тенденции к «обломовщине» у своих современников. Многие господа в ту пору жили, подобно Обломову. Писатель собрал в персонаже Ильи Ильича все недостатки барина того времени, и ненавязчиво и умело высмеял их. Однако Гончаров наделил своего героя добрым сердцем. Обломов никому за все время повествования не причинят вреда, но и не делает ничего хорошего — он вообще старается ничего не делать.

Вариант 4

Гончаров в своем произведении старался показать всю суть, всю подоплеку некой черты характера, называемой в народе «обломовщина». И нужно сказать это ему удалось олицетворить в главном герое.

Эти качества мы наблюдаем в каждом из нас, мы тоже немножечко Обломовы. Мы часто ленимся, пытаемся убежать от обыденных, повседневных забот и проблем. Порой бросаем начатые дела, едва начав их, бросая на полпути.

Оправдания этому, конечно же, нет, но мы стараемся его найти, сваливая ответственность на кого то другого, а тем временем ищем себе любую защиту и аргумент того или иного деяния. Но все же тем, ни менее осуждаем себя, полностью раскаиваясь, и сетуя на нелегкую жизнь и судьбу. Кроме того делаем вид, что сделали все что от нас зависело.

И никто здесь невиноват, так уж сложилось.

Но! Просто необходимо задуматься всем и каждому над своими поступками, над своим поведением. Делать добро и хорошие дела, чужими руками нельзя. И стараться не развивать в себе эти отрицательные качества.

И вбивать если хотите, в головы нашим детям,  что так жить не стоит. Поскольку ни к чему хорошему это не приведет.

Понять и распознать во время в себе эти качества, дано не каждому. Необходимо приложить максимум усилий, сделать порой возможное и невозможное, чтобы достичь своей определенной цели.

Именно все это и старался довести до сознания людей автор. Чтобы люди сами осознали и переосмыслили всю суть данного вопроса, и сделали соответствующие выводы.

Наверняка, именно по этой причине роман «Обломов» введен в школьную программу, когда ученики могут понять и отвечать за свои действия, понять и взвесить все за и против, решив и определить для себя важные и жизненные вопросы и приоритеты для себя.

Нравится ли вам, отрицательные черты этого характера, хотя сам по себе, Обломов не плохой уж таки человек. Зла то он никому ни желает. Ведя философские беседы интеллигентного человека.

Жизнь Обломова с первого момента кажется заманчивой, но прозябать всю жизнь в этом образе, по крайней мере, бессмысленно, напрасно и бесполезно как для себя, так и для общества. Как вы считаете?

Согласитесь, самым уникальным в произведении считается то, что этот роман является актуальным, и по сей день. И был таковым в любые времена и в любой стране.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Гончарова Обломов

По роману Гончарова Обломов

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Лели в рассказе Кусака

    Леля, в рассказе Л. Андреева «Кусака» – это молоденькая девушка, учившаяся в гимназии. Она была миленькой и приехала на дачу со всей семьей, в форменном платьице коричневого цвета, подол которого порвала озлобившаяся на людей дворняга Кусака.

  • Сочинение по роману Белая гвардия Булгакова

    Роман «Белая гвардия» содержит много биографических черт, которые взяты с образа автора романа — Михаила Булгакова.

  • Сочинение на тему Мир без войны

    Я просыпаюсь в мягкой и теплой постели. Мама целует меня в щеку, улыбается и зовет завтракать. На столе мои любимые бутерброды и горячий ароматный чай. Я бегу в школу, меня ждет мой уютный класс, мои любимые друзья.

  • Интересные факты о Петре 1

    Пётр 1 – одна из самых противоречивых личностей в истории. Некоторые считают его величайшим правителем, чуть ли не поднявшим Россию с колен и поставившим её на один уровень с европейскими государствами.

  • Сочинение Друг познается в беде по пословице 7 класс рассуждение

    В детстве у каждого человека всегда очень много друзей. Беззаботные игры, прогулки по родным дворам объединяют малышей. Если с одним из друзей происходит какой-то разлад, ссора, на замену ему тут же находится несколько новых партнеров для игр

План.

Галерея лишних людей
Атрибутика «лишних людей» Истоки зарождения «обломовщины»
Реальная-сказочная жизнь
Возможное счастье и Оьлга Ильинская
Заключение. Кто виноват в «обломовщине»?
Роман Гончарова «Обломов» продолжает галерею произведений, в которых описаны герои лишние для всего света и для самимх себя, но не лишние для страстей, кипящих в их душах. Обломов, главный герой романа, вслед за Онегиным и Печориным, проходит тот же тернистый путь жизненных разочарований, пытается что-то изменить в мире, пытается любить, дружить, поддерживать отношения со знакомыми, но все это у него плохо получается. Точно так же как и не получилась жизнь у лермонтовского и пушкинского героев. И главные героини всех этих трех произведений, «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» и «Обломов», тоже похожи – чистые и светлые создания, которые так и не смогли остаться вместе со своими возлюбленными. Быть может, определенный тип мужчин притягивает определенный тип женщин? Но почему тогда, такие никчемные мужчины притягивают таких прекрасных женщин? И, вообще, в чем причины их никчемности, неужели они родились такими, или это дворянское воспитание, или во всем виновато время? Постараемся и мы на примере Обломова вникнуть в суть проблемы «лишние люди» и попытаться ответить на поставленные вопросы.
С развитием истории «лишних людей» в литературе выработалась своего рода атрибутика, или вещи, предметы, которые обязательно должны присутствовать у каждого такого «лишнего» персонажа. У Обломова все эти принадлежности налицо: шлафрок, пыльный диван и старый слуга, без помощи которого он, казалось, погибнет. Может, поэтому Обломов и не едет заграницу, ведь там только «девки» в прислугах, которые не знают, как и сапоги правильно с барина снять. Но откуда же все это взялось? Думется, причину необходимо прежде всего искать в детстве Ильи Ильича, в той изнеженной жизни, которую вели помещики того времени и в той косности, которая прививалась с детских лет: «мать, приласкав его еще, отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией». И, став взрослым, Обломов вот также не допускает себя ни до лошадей, ни до людей, ни до всего света. Почему именно в детстве необходимо искать корни такого явления как «обломовщина» хорошо видно и при сравнении Обломова с его другом детства – Андреем Штольцем. Они одного возраста, и одного социального положения, но как две разных планеты, столкнувшиеся в пространстве. Конечно, можно объяснить все это лишь немецким происхождением Штольца, однако, как тогда быть с Ольгой Ильинской, русской барышней, которая в свои двадцать лет была намного целеустремленнее Обломова. И дело здесь даже не возрасте (Обломову на момент событий около 30 лет),  а опять-таки в воспитании. Ольга росла в доме своей тетки, не сдерживаемая ни строгими предписаниями старших, ни постоянной лаской, и все познавала сама. Поэтому у нее такой пытливый ум и желание жить, и действовать. Ведь в детсве не было никого, кто позаботился бы о ней, отсюда и чувство ответственности и внутренний стержень, не дающий отклониться в сторону от своих принципов и образа жизни. Обломов же был воспитан женщинами своей семьи, и в этом не его вина, а где-то вина его матери, ее так называемый эгоизм по отношению к своему ребенку, жизнь, наполненная иллюзиями, лешими и домовыми,  а, может быть, таковым было все общество, в эти домостроевские времена. «Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
Обломов так и остался жить в сказках, разказываемых няней, и так и не смог окунуться в реальную жизнь, потому что настоящая жизнь, она по большей своей части черна и пошла, и людям, живущим в сказках, нет в ней места, потому что в реальной жизни все происходит не по мановению волшебной палочки, а только благодаря человеческой воле. То же самое и говорит Обломову Штольц, но тот настолько слеп и глух, настолько захвачен бушующими в душе мелкими страстями, что порой даже не понимает своего лучшего друга: «Ну, брат Андрей, и ты то же! Один толковый человек и был, и тот с ума спятил. Кто же ездит в Америку и Египет! Англичане: так уж те так господом богом устроены; да и негде им жить-то у себя. А у нас кто поедет? Разве отчаянный какой-нибудь, кому жизнь нипочем». Но ведь и самому Обломову жизнь нипочем. И жить-то ему лень. И, кажется, только любовь, большое и светлое чувство, может оживить его. Но мы знаем, что этого не случилось, хотя Обломов очень сильно старался.
Вначале зарождения отношений Обломова и Ольгой Ильинской, в нас тоже зарождается надежда, что «счастье возможно», и, действительно, Илья Ильич просто преображается. Мы видим его на лоне природы, на даче, вдали от пыльной суеты столицы, и от пыльного дивана. Он почти как ребенок, да и эта деревня так напоминает нам Обломовку, когда ум Ильи Ильича был еще детскими и пытливым, и когда зараза русского сплина еще не успела вьесться в его тело и душу. Наверное, в Ольге он обрел свою рано умершую мать и так же беспрекословно начал ей подчиняться, и также был счастлив, что он взяла над ним шефство, потому что сам управлять своей жизнью он так и не научился. Но любовь к Ольге – это еще одна сказка, придуманная правда на этот раз им самим, хотя он в нее и беззаветно верит. «Лишний человек» не способен вырастить это чувство, потому что оно тоже лишнее для него, как и он лишний для всего мира. Однако, Обломов не лжет, признаваясь в любве Ольге, ибо Ольга, действительно, «сказочный» персонаж, ведь только фея из сказки может полюбить человека похожего на него. Сколько неправильных поступков делает Обломов- это и письмо, выдуманное им ночью, это и постоянная боязнь, что про них будут судачить, это и до бесконечности затянутое дело с устройством свадьбы. Обстоятельства всегда выше Обломова, а человек, неспособный управлять ими, непременно скатывается в безду непонимания, уныния и хандры. Но Ольга терпеливо ждет его, ее терпению можно только позавидовать, и, наконец, сам Обломов решается порвать отношения. Причина очень глупая и не стоящая, но таков Обломов. И это наверное, единственный поступок в его жизни, на который он смог решиться, но поступок глупый и нелепый: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден… и… гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу… – Есть, – сказал он чуть слышно. Она вопросительно, полными слез глазами взглянула на него. – Обломовщина!» Вот так одно явление погубило всю жизнь человека! Однако, не стоит забывать, что именно он, этот человек, и породил это явление. Оно не выросло из неоткуда, не было занесено, как болезнь, оно тщательно взращивалось, холилось и лелеялось в дуще нашего героя, и пустило такие сильные корни, что вырвать его уже невозможно. А когда вместо человека мы видим только это явление, укутанное во внешнюю оболочку, то такой человек действительно становится «лишним» или вообще перестает существовать. Вот так и Обломов тихо умирает в доме вдовы Пшеницыной, такого же явления вместо человека.
Хочется думать, что все же общество виновато в таком безвольном существовании Обломова, ведь он живет в тихое и спокойное время, свободное от потрясений, восстаний и войн. Может просто душа его покойна, потому что не надо бороться, переживать за судьбы народа, свою безопасность, безопасность своей семьи. В такое время много людей просто рождаются, живут и умирают, совсем как в Обломовке, потому что время не требует от них подвигов. Но мы ведь с уверенностью можем сказать, что если бы опасность и возникла, Обломов ни под каким бы видом не пошел на баррикады. В этом-то и есть  его трагедия. И как тогда быть со Штольцем, он ведь тоже современник Обломова и живет с ним в одной стране, и в одном городе, однако, вся его жизнь – это как маленький подвиг. Нет, Обломов сам виноват, и от этого становится еще горше, ведь по сути он хороший человек.
Но такова участь всех «лишних» людей. К сожалению, не достаточно быть просто хорошим человеком, нужно еще и бороться, и доказывать это, чего Обломов, к сожалению, сделать не смог. Зато он стал примером для людей тогдашних и сегодняшних, примером того, кем можно стать, если не в состоянии не только управлять событиями жизни, но и самим собой. Они – «лишние», эти люди, им нет места в жизни, потому что она жестока и беспощадна в первую очередь к слабым и немощным, и потому что за место в этой жизни надо всегда бороться!

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/

infopediasu

Zdam


edugr3

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

1. Как зовут главного героя романа?

(Илья Ильич.)

2. Сколько лет главному герою?

(32-33.)

3. К какому сословию принадлежит главный герой?

(Дворянин.)

4. Есть ли у Обломова поместье? Если есть, то как оно называется? (Обло.мовка.)

5. Глаза у главного героябыли: а)голубые; б) тёмно-серые; в) карие? (Тёмно-серые.)

6. Назвать фамилию одного из гостей Обломова.

(Тарантьев, Алексеев, Волков, Пенкин, Судьбинский.)

7. Кто в романе является антитезой Обломову?

(Штольц.)

8. Кто он по национальности?

(Немец.)

9. Какая глазная болезнь преследовала Обломова?

(Ячмень.)

10. Какая вещь стала верным спутником Обломова?

(Халат.)

11. Чей портрет: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, …цвет лица ровный, …глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные…?» (Штольц.)

12. Как звали слугу Обломова?

(Захар.)

13. На какой улице жил Обломов?

(Гороховой.)

14. О ком сказано: «…тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины»?

(Обломов.)

15. Чей портрет: «…пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою подмышкой, откуда торчал клок рубашки, в сером жилете с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми, русыми с проседью бакенбардами…»?

(Захар.)

ИЗЛОЖЕНИЕ с творческим заданием по роману И. А. Гончарова «Обломов»

Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!

Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надёжная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых приятно кататься, резвясь, на спине, или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползёт по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок вёрст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, весёлых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и берёзовая роща — всё как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Измученное волнениями или вовсе незнакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем. Всё сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос, и незаметную, сну подобную смерть…

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе — грех.

Они бы и не поверили, если б сказали им, что другие как — нибудь иначе пашут, сеют, жнут, продают. Какие же страсти и волнения могли быть у них?

У них, как и у всех людей, были и заботы, и слабости, взнос подати или оброка, лень и сон; но всё это обходилось им дёшево, без волнений крови.

В последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто, не то что насильственною, даже естественною смертью.

А если кто от старости, или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после того не могли надивиться такому необыкновенному случаю…

(407 слов.)

З а д а н и е : для чего автор поместил в тексте романа главу «Сон Обломова»?

Методические рекомендации

И.А.Гончаров «Обломов»

Роман следует прочитать как размышление о русском характере, о России, о ее судьбе. Поэтому наиболее целесообразный путь анализа романа — проблемный. Не слишком наполненная внешними событиями жизнь И. А. Гончарова тем не менее дает массу информации для интересного и увлекательного рассказа о нем. В этой жизни была и большая, но неразделенная любовь, и путешествия по свету, и государственная служба, причем в «страшной» роли цензора, и сложные отношения с И. С. Тургеневым, едва не дошедшие до дуэли, и воспитание детей своего умершего слуги, и многие другие факты, которые своей непривычностью для студента могут по-настоящему заинтересовать и увлечь.

image002

Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.

История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?

Стремление «к точке покоя» — так выстраивается композиция романа. Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное произведение — это «чудо искусства», это особый мир, живущий по своим, художественным законам.

В ходе лекции необходимо подчеркнуть и доказать убедительность, жизненность образа Обломова, его внутреннюю сложность, ведущую к неоднозначным оценкам. Следует показать связь образа с литературными предшественниками, с образами русского фольклора, сделать вывод, что Обломов — «коренной народный наш тип», и указать на гоголевские традиции изображения жизни.

Лекция дает возможность увидеть социальные (в условиях воспитания и барского происхождения) и национальные (в традициях, представлениях, моральных нормах, идеалах, культуре) корни обломовщины.

image004

На занятии необходимо показать, что «лежание Обломова» не просто лень и апатия как черты характера, а позиция, убеждение в том, что «жизнь есть поэзия», отдых, покой.

image006

image008

Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Он проверяет его на способность к высшей человеческой ценности, считая, что любовь — это не только чувство влюбленности одного человека в другого, но и отношение к миру.

image010

Двойственностью характера главного героя объясняются противоположные суждения о нем первых критиков романа.

image012

Два «лица» Обломова
Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, «золотое сердце».   Инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, «русская лень».

Н. А. Добролюбов рассматривает характер Обломова с позиций революционеров-демократов. Он видит его последним в ряду «лишних людей» и обличает «обломовщину» как общественный порок.

В критических взглядах Д. И. Писарева резкая смена отношений к образам романа «Обломов»: от положительных оценок до резкого неприятия.

А. В. Дружинин сравнивает Гончарова с фламандскими живописцами. Он считает, что Обломов «любезен всем нам и стоит беспредельной любви», называет его чудаком.

И. Ф. Анненский размышляет о созерцательном таланте Гончарова-художника.

Н. И. Злыгостаева видит Обломова в ряду «странных» людей в русской литературе: Башмачкина, Манилова, Подколесина, платоновского Юшки. Их души наполнены тихим покоем.

Дидактический материал

Вопросы и задания

  1. В начале романа мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского фольклора? В чем символический смысл этой сцены?
  2. В сне Обломова Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке «злой и коварной сатирой на наших прадедов». Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с Емелей?
  3. В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли в этом основание для сопоставления?
  4. Почему не осуществились юношеские мечты Обломова?
  5. Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?
  6. Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими» оскорбило Обломова? Что имеет в виду Обломов, утверждая: «Наше имя — легион…»?
  7. Проанализируйте «Сон Обломова». Что такое Обломовка — всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» — обломок Эдема или точка отсчета нравственного падения героя, начало его гибели?
  8. Сопоставьте образы Обломова и Захара. Кто у кого в рабстве? Какой смысл выявляется в том, что Обломов не может обойтись без Захара, а Захар — без Обломова?
  9. Правда ли, что в романе «внутренно прославляется русская лень»? Подтвердите или опровергните эту точку зрения, аргументируя свои суждения текстом.
  10. Кто, по вашему, более прав, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала — Штольц или Обломов?
  11. Какое слово более точно называет состояние Обломова — лень или покой? Докажите свои суждения текстом.
  12. Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!» Доволен ли Обломов своим способом существования?
  13. Счастлив ли Штольц оттого, что умеет «делать деньги»? Какой смысл выявляется в том, что Штольц — немец?
  14. Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? «Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так». Каково отношение автора к героям в этой оценке? Прокомментируйте эту мысль, выскажите к ней свое отношение.
  15. Что значит — «цель жизни»? Что значит — «жить просто так», «жить чтобы жить»?
  16. Кто из героев наиболее достойно прошел испытание любовью?
  17. Было ли возможно счастье Ольги и Обломова? За что она полюбила героя?
  18. Действительно ли «идеал его жизни осуществился» в доме Пшеницыной?

19. Верите ли вы в «вечность» счастья Ольги и Штольца?

  • Почему главную героиню рассказа а и солженицына матренин двор можно назвать праведницей
  • Почему главную героиню рассказа а и солженицына матренин двор родственники считали глупой женщиной
  • Почему главный герой лишен имени в рассказе господин из сан франциско
  • Почему говорят дорогу осилит ведущий сочинение
  • Почему герой рассказа фотография на которой меня нет до сих пор хранит старую школьную фотографию