Почему глаголы называются возвратными лингвистическая сказка

Быструшинская сош, фмаоу абатская сош 1 урок русского языка в 6 классе на тему: употребление наклонений глагола в речи выполнила:

Быструшинская СОШ, ФМАОУ Абатская СОШ №1

Урок русского языка в 6 классе на тему:

«Употребление наклонений глагола в речи»

Выполнила: Шакирова С.А.,

учитель русского языка и литературы

Быструшинской СОШ

2021

Урок русского языка в 6 классе на тему:

«Употребление наклонений глагола в речи»

Цели урока: повторение и углубление знаний о глаголе, его грамматических признаках, употребление в речи.

Задачи:

Образовательная: повторить и систематизировать полученные знания о наклонении глагола, уметь различать их в речи; формировать умение правильно использовать глаголы различных наклонений в речи.

Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление.

Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.

Планируемые результаты:

  1. Предметные – развитие умения определять наклонение глаголов в тексте, использование в речи глаголов разных наклонений.

  2. Метапредметные:

  • развитие познавательных способностей;

  • развитие умения связно излагать свои мысли;

  • развитие умения извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • умение осуществлять учебное сотрудничество;

  • умение грамотно строить устное монологическое высказывание;

  • умение осуществлять самооценку и взаимооценку;

3.Личностные:

  • формирование положительной мотивации и интереса к изучению русского языка;

  • формирование умения слушать и слышать других;

  • формирование собственное мнение, умения отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

4.Регулятивные – овладевание способностями понимать учебные задачи урока.

Тип урока – урок отработки умений и навыков.

Образовательные ресурсы: учебник М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской,

Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, проектор, презентация по теме «Употребление наклонений», наглядное пособие.

Ход урока

1). Организационный момент

Когда мы улыбаемся,

Мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

Подарками судьбы.

Ребята, мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке вашими подарками судьбы стали прочные знания, хорошее настроение, отличные оценки!

(На парту положить по три смайлика)

У вас на партах лежат цветные смайлики. Выберете тот смайлик, который вам больше всего понравился и подходит под ваше настроение.

Теперь, поднимите руки те, кто выбрал розовый смайлик. Вас ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Поднимите руки те, кто выбрал желтый смайлик – вы проявите сегодня активность, поднимите руки те, кто выбрал голубой – вы будете настойчивы.

(Откройте свои тетради и запишите число, классная работа)

Ребята, прежде чем мы приступим к теме урока, мне бы хотелось провести с вами орфоэпическую разминку. Посмотрите на карточки, скажите, где данное задание нам встречается? (Задание из ВПР)

(Проверить задание, обсудить ошибки, которые были допущены)

-Ребята, поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? А кто допустил хотя бы одну? Две? А есть такие, кто допустил более 2 ошибок?

Чтобы больше не допускать ошибок в данных словах, мы с вами прочитаем небольшие орфоэпические стишки.

Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие,

2). Самоопределение к деятельности.

Определить тему нашего урока нам поможет лингвистическая сказка. (Звучит тихая инструментальная музыка). В столице Глаголия жил многоликий и энергичный король — Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.

Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить.

Средний был мечтатель, романтик и фантазер (если бы я умел летать… если бы я умел строить…)

Третий — очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию.

Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.

Однажды король-отец Глагол I решил проведать своих сыновей и посмотреть, как они правят своими городами. И мы вместе с королем отправляемся по городам государства.

(Дети сами формулируют тему и цель урока)

3). Актуализация знаний

В течение нескольких уроков русского языка вы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи.

Предлагаю вспомнить всё, что вы знаете о наклонениях глагола. Мы проведем сейчас графический диктант. Отвечая на мои вопросы, вы будете писать «+», «-». Если вы согласны с моим суждением, то «+», а если нет, то «-».

(Двое будут работать на закрытой доске)

Вопросы:

  1. Глагол имеет два наклонения: изъявительное и повелительное. (-)

  2. Глагол в изъявительном наклонении изменяется по временам. (+)

  3. Глаголы в повелительном наклонении выражают пожелание, просьбу, совет или приказ. (+)

  4. «Не» с глаголами всегда пишется слитно. (-)

  5. Глаголы в условном наклонении имеют частицу бы. (+)

  6. Глаголы, которые сочетаются с существительными, числительными и местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными глаголами. (+)

– Сравните, как записано у вас и на доске, найдите ошибки.

(Проверить и оценить учащихся).

4). Этап применения усвоенных знаний и умений.

Нас окружили жители городка. Их интересует, знаем ли мы что-нибудь об изъявительном наклонении?

Что же вы знаете о глаголах изъявительного наклонения? (Они обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле).

1. Давайте выполним задание. Посмотрите на доску. (слайд презентации). Среди предложений найдите предложения с глаголами в изъявительном наклонении. Выпишите их и глаголы подчеркните.

Следующее задание, которое приготовили для нас жители государства звучит так:

2. Нужно распределить глаголы в 3 столбика. (дети выходят по желанию к доске и распределяют слова по столбикам).

— Почему три столбика? Объясните? И как они будут называться? (Изъявительное, условное, повелительное)

Глаголы: погулял бы, подожди, прилетел, купил, знаю, встаньте, подарил бы, возьмите, приклеился, убедил бы, поеду. (Проверяем).

Физминутка 

Учитель: Сейчас проведем физминутку. Я буду называть глаголы, а вы:

─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянитесь к солнцу;

─ если услышите глагол в условном наклонении – хлопайте;

─ если в повелительном наклонении — приседайте:

 бегут, торопятся ручьи (тянутся)

 мы бы убрали, если б не устали (хлопают)

 покрась напротив меня (вниз)

 побелили деревья (тянутся)

 если бы вы не бросали мусор, то было бы чисто (хлопают)

 появляется травка (тянутся)

 потянитесь к солнцу (вниз)

3. Работа в парах (посмотреть отрывок из сказки «Двенадцать месяцев» на сайте https://shakirovasonya.wixsite.com/gotovkoge и описать фрагмент, используя глаголы изъявительного, повелительного, условного наклонений, 2-3 предложения).

(Проверка задания)

4. Жители столицы Глаголия очень любят готовить. Ребята, посмотрите на доску. Здесь написаны следующие слова. Прочитайте их. (фасоль, салат, сельдерей).

Салат, фасоль, сельдерей… Как все вкусно! Я предлагаю вам заняться кулинарИей и посетить ресторан. Вы согласны?

— Я уверена, что вы тоже любите готовить. Наверняка, в каждой семье есть свои любимые, традиционные блюда. Давайте с вами побудем немного шеф-поварАми и выполним упр. 564 (устно)

— Прочитаем задание к упражнению.

— Что нужно нам сделать? (Прочитать и заменить глаголы)

— Работать будем по цепочке, по предложению читаем.

-Глаголы какого наклонения мы с вами использовали?

— Повелительного.

Что же обозначает глагол в повелительном наклонении? (Такие действия, которые кто-то просит или требует выполнить).

— Идем дальше.

Нам на пути встретились жители города Условностей. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголами всегда была частица бы. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди.

Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь недостроены, одежда недошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках недосажены, картины художников недописаны, больные недолечены, дети недоучены.

И нам захотелось узнать, что же происходит с жителями этого города.

Особенно был встревожен Король Глагол I. Он обратился к жителям с вопросом:

— Когда же вы, наконец, завершите свою работу? И мы услышали ответ:

— Мы сможем завершить свои дела только при определенных условиях.

5. Давайте послушаем их ответ (раздать роли заранее на свой выбор).

Архитектор ответил: Я бы построил дворец, если бы …

Садовник сказал: Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы…

Швея прошептала: Я бы сшила новое платье, если бы…

Художник промолвил: Я бы дописал картины, если бы…

Врач предположил: Я бы долечил больных, если бы…

Учитель заявил: Я бы доучил всех детей, если бы…

(Проверяем).

Назовите глаголы в условном наклонении (построил бы, вырастил бы, сшила бы, дописал бы, долечил бы, доучил бы).

— Что обозначают глаголы в условном наклонении (обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях).

— Как образуются глаголы в условном наклонении. Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределенной формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б).

— Молодцы! Всё правильно! А всё же Глагол I приказал мне просто так вас не отпускать, а проверить ваши знания с помощью теста. (Тест выводится на экран. Проверяем. Дети сами себя оценивают).

5). Рефлексия.

Наше путешествие по стране Глаголия подошло к концу. Пора подвести итоги. Сегодня мы вспомнили всё, что изучили на предыдущих уроках. Вы все хорошо поработали.

— А сейчас возьмите в руки смайлики, которые вы поднимали в начале урока и скажите, чем данный урок вам понравился? (карточки — заготовки с вопросами для ответа лежат у каждого ученика на парте).

6). Домашнее задание (дифференцированное).

Ученики выбирают:

понравившийся вариант задания.

1) Сочинить сказку (басню, рассказ, поэму) о трёх наклонениях;

2) Составить инструкцию пользователя каким-либо необычным предметом;

(волшебная палочка, босоножки-скороходы, вечный леденец, телепорт и

пр.).

3) Выписать из различных источников (газет, журналов) 5 предложений с глаголами во всех трех наклонениях.

глаголами во всех трёх наклонениях

Тест

1. Укажите глагол в изъявительном наклонении.

а) отдохните;
б) поют;
в) думал бы; 
2. Укажите глагол в условном  наклонении:

а) улыбается;
б) собрался бы;
в) отправься.

3. Укажите глагол в повелительном наклонении:

а) рожь;
б) брошь;
в) режь.

4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме:

а) условного наклонения;
б) изъявительного наклонения;
в) повелительного наклонения.

5.Найдите ошибку в определении наклонения глагола:

а)Красиво расставьте (повел.н.) цветы!

б)Ты отнесёшь (изъявит.н.) ему эту книгу.

в) Они никогда бы не рассказали (повел.н.) эту историю.

Привет, ребята! Посмотрите на нашего Вируса! Какой
он чистенький, симпатичный. А ведь до вчерашнего дня его невозможно было
заставить умыться.

image001

Часто он бывал ужасно чумазым. Однако после того,
как я ему прочла стихотворение Эммы Мошковской, Вирус с удовольствием мурлычет
его себе под нос и умывается каждый день. Вот это стихотворение:

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу

Оба глаза!

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка.

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!

И что тебе здесь показалось смешным?

Ой, Вирус, ну ты и чудак! Хотя, пожалуй, в чём-то
Вирус действительно прав. Давайте попробуем разобраться.

В этом стихотворении все глаголы оканчиваются
суффиксом -ся или -сь. Такие глаголы называются возвратными.
Почему? Недавно я услышала, что ещё в старославянском языке было слово ся, то
есть «себя». Например, говорилось так: «ся утешати» – «себя утешать». А в
современном языке скажут уже вот так: «утешаться». Оттого и получается, что
многие глаголы с частицей -ся имеют значение действия, направленного на
самого себя. Например, одевать можно кого-то, а одеваться – одевать себя. Мыть
можно кого-то или что-то, а мыться – мыть себя.

image002

Однако не все возвратные глаголы имеют именно
такое значение. Например, собирается сын в школу, а мама даёт напутствие:
«Слушайся учителя!» Так кого всё-таки мальчику слушать – себя или учителя? Ну
конечно, мама имела в виду не «слушай себя», а «веди себя примерно на уроках и
переменах».

image003

И вообще, есть такие возвратные глаголы, которые
без суффикса -ся совсем не употребляются. Например, слово «бояться».
Разве можно его произнести без суффикса —ся? И как, по версии Вируса, мы
скажем: «боять себя»? Бессмыслица какая-то получается.

Ну что, Вирус, ты понял, какими бывают возвратные
глаголы?

А теперь мы ещё раз обратимся к стихотворению Эммы
Мошковской и выпишем из него все глаголы, поставив их в неопределённую
форму
.

Глагол «откройся» в неопределённой форме звучит
так – «открыться».

Глагол «умойся» – «умыться».

«Мойтесь» и «мойся» – «мыться».

«Обливайся» – «обливаться».

«Смывайся» – «смываться».

Как видите, в неопределённой форме эти глаголы
тоже являются возвратными, то есть на конце у них стоит суффикс -ся.

image004

И теперь я поставлю вопросы к этим глаголам,
стоящим в неопределённой форме. К глаголам «открыться» и «умыться» ставится
вопрос что сделать?, а к глаголам «мыться», «обливаться», «смываться» –
вопрос что делать?

Значит, к возвратным глаголам в
неопределённой форме ставятся те же вопросы, что и к обычным, невозвратным
глаголам – что делать? что сделать?

Посмотрите, у глаголов в неопределённой форме
перед суффиксами -ся стоит мягкий знак, то есть возвратный глагол
пишется как обычный, невозвратный, только к нему добавляется суффикс -ся,
Например: обувать – обуваться, видеть –видеться, мять –мяться.

Вирус, а знаешь ли ты, кто такой Публий Корнелий Тацит?

image005

Это был древнеримский историк и писатель,
живший почти две тысячи лет назад. Мне так нравится его высказывание: «Дело
воина – стремиться в бой, дело командира – не торопиться»
. В этом
высказывании тоже есть возвратные глаголы. Найди их. И ребята пусть найдут!

Отлично! Это глаголы «стремиться» и «не
торопиться». Оба эти глагола стоят в неопределённой форме. Поэтому перед
суффиксом —ся у них стоит мягкий знак.

А ещё в этом высказывании есть словарное слово
«КОМАНДИР», в котором надо запомнить букву «о» в первом слоге. А поможет нам это
запомнить слово «рота», в котором тоже в первом слоге стоит буква «о» под
ударением. Командир роты.  

image006

Ой, кажется мы немного отвлеклись от темы
урока, а Вирус уже задал новый вопрос.

Вирус, ты хочешь узнать, спрягаются ли возвратные
глаголы? Прежде, чем ответить на твой вопрос, давай прочитаем маленькое
стихотворение. Его автор – Олег Григорьев.

Чего ты трясёшься?

Ты, видимо, трус.

Разве можно бояться
коров?

Я не трус, я не трус,

Я коров не боюсь,

А боюсь только их рогов.

Вот теперь давай найдём в стихотворении все
глаголы и попробуем определить в них лицо и число.

Глагол «трясёшься» связан с местоимением «ты»,
значит он стоит в форме второго лица единственного числа.

Глагол «бояться» стоит в неопределённой форме.

Глагол «боюсь» и с отрицательной частицей «не», и
без неё связан с местоимением «я», значит он стоит в форме первого лица
единственного числа.

Как видишь, у возвратных глаголов можно
определить лицо и число
. Правда, в стихотворении глаголы стоят в форме
единственного числа, но ведь их с лёгкостью можно изменить, поставив в форму
множественного числа.

Ты трясёшься – вы
трясётесь, я боюсь – мы боимся.

image007

Значит, возвратные глаголы
изменяются по лицам и числам, то есть спрягаются.

Вирус, а ты обратил внимание на то, что с возвратным
суффиксом постоянно происходят волшебные превращения? Так, в глаголе «боюсь»
есть суффикс -сь, но стоит изменить число глагола, как вместо суффикса -сь
появится суффикс -ся – «боимся». Интересно, почему так
происходит?

А-а, теперь я поняла! Если глагол без возвратного
суффикса оканчивается на согласный звук, то к нему добавляется суффикс -ся,
а если на гласный – то суффикс -сь. Как в этой паре глаголов: боюсь – боимся.

Ну а теперь давайте разберёмся, как всё-таки
спрягаются возвратные глаголы.

Сначала мы проспрягаем глаголы, например, «учить»
и «разобрать». Один из них отвечает на вопрос что делать? А ещё он
относится ко второму спряжению. Другой – глагол первого спряжения. Отвечает он на
вопрос что сделать?

Ребята, вы тоже проспрягайте эти глаголы. Только после
глаголов оставьте немного места так, чтобы туда кое-что можно было дописать.

Итак, начнём.

Я учу, разберу.
Мы учим, разберём.

Ты учишь,
разберёшь. Вы учите, разберёте.

Он учит,
разберёт. Они учат, разберут.

А сейчас допишем к ним возвратный суффикс.
Только не забудьте, что после согласного должен быть суффикс -ся, а
после гласного – суффикс -сь.

Криблись-кориблись-появись!

Вот что у меня получилось:

Я учусь,
разберусь. Мы учимся, разберёмся.

Ты
учишься, разберёшься. Вы учитесь, разберётесь.

Он учится,
разберётся. Они учатся, разберутся.

image008

Посмотрите, в этих глаголах ничего не изменилось.
Конечно, если не считать того, что добавились возвратные суффиксы.
Даже мягкий знак в глаголах второго лица единственного числа после буквы ш
сохранился!

Ой, слышите, как тикают часы! Нам пора
заканчивать. Осталось только повторить всё то, о чём мы сегодня говорили.

* Глаголы с суффиксами -ся, -сь называются
возвратными.

* Возвратные глаголы в неопределённой форме
отвечают на вопросы что делать? что сделать?

* В возвратных глаголах, стоящих в неопределённой
форме, перед суффиксом -ся пишется мягкий знак.

* Возвратные глаголы изменяются по лицам и числам,
то есть спрягаются (спрягаются). Спрягаются они точно так, как и невозвратные.
Только к ним добавляются суффиксы -ся или -сь.

* Перед суффиксом -ся в возвратных
глаголах, стоящих в неопределённой форме и в форме второго лица единственного
числа, всегда пишется мягкий знак.

И не забудьте, ребята, как пишется словарное
слово КОМАНДИР.

Нам пора заканчивать. Ну что же, осталось только
попрощаться. Пока, ребята! До новых встреч!

Краткое описание документа:

Причастие как особая форма глагола

Причастием называется особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и имеет свойства не только глагола, но и прилагательного.

Слова, которые называются в грамматике причастиями, обозначают те признаки предмета, которые создаются действием. В письменной речи причастия используются значительно чаще, чем в устной.

Морфологические признаки причастий — объединение свойств глагола и прилагательного в одном слове.

Синтаксические признаки причастий: в предложении причастия являются преимущественно определениями. Пахла скошенная трава.

Можно сказать, что Причастие — дитя двух родителей — Глагола-папы и Прилагательного-мамы. Многие черты Причастие, как и любой ребенок, унаследовало от своих родителей: от отца — любовь к путешествиям во времени, деловитость и действенность, от матери — постоянную изменчивость по родам, числам и падежам. Вот как пишет об этой «семейке» учитель из Новосибирска К.Тимофеев:

«Вот — Король по имени Глагол, он имеет настоящее, прошедшее и будущее время, любит отвечать на вопросы что делать? что сделать?, но может и вскричать в гневе: «Что вы делаете?!» Еще бы! Он — глава королевской семьи. А вот Королева по имени Прилагательное, вечно глядит в зеркало с вопросом «какая я ?». А вот их дети — сыновья и дочери, Принцы и Принцессы, в которых проступают черты родителей: то уши отца и глаза матери, то губы отца и нос матери… Так же и в Причастиях — проступают свойства Глагола и Прилагательного, то ярче, то слабее, да и сами Причастия, как дети одной семьи, не всегда похожи по поведению и характеру…»

Признаки глагола у причастия

Причастия образуются от глаголов и наследуют отдельные признаки:

1. Вид — совершенный и несовершенный.

Причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы:

верить — веривший

(несовершенный вид) (несовершенный вид)

поверить — поверивший

(совершенный вид) (совершенный вид)

2. Время — настоящее и прошедшее.

(Форм будущего времени у причастия нет!)

летящий — летевший

(настоящее время) (прошедшее время)

3. Возвратность — невозвратность

Причастия, как и глаголы, могут быть возвратными и невозвратными:

купать — купающий

(невозвратный глагол) (невозвратное причастие)

купаться — купающийся

(возвратный глагол) (возвратное причастие)

4. Переходность — непереходность

Причастия бывают переходными и непереходными:

увидеть друга — увидевший друга

(переходный глагол) (переходное причастие)

идти по дороге — идущий по дороге

(непереходный глагол) (непереходное причастие)

Проверьте себя! Твердо ли вы знаете, какие глаголы называются переходными? А возвратными? Что такое вид глагола? Это необходимо знать при изучении причастия.

Обратите внимание!

Возвратные глаголы никогда не бывают переходными!

Признаки прилагательного у причастия

Причастие, как и прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? и изменяется:

родам сорванный цветок сорванная ветка сорванное яблоко

по числам танцующая девочка танцующие девочки

падежам открытое окно открытого окна открытому окну

открытых окон и т.д.

Как и качественные прилагательные, некоторые причастия имеют две формы — полную и краткую:

исправленный — исправлен прочитанный — прочитан

Краткие причастия по падежам не изменяются и в предложении являются сказуемыми: Трава скошена. Окно открыто

Родословное дерево Причастия

Возвратность

Род

Падеж

Вид

Вопрос

Признак по действию

Переходность

Синтаксическая роль

Число

Время

Склонение причастий

Причастия имеют те же падежные окончания, что и прилагательные:

Прилагательное

Причастие

Мужской род:

какой?

красный

хороший

прочитанный

читающий

Женский род:

какая?

красная

хорошая

прочитанная

читающая

Средний род:

какое?

красное

хорошее

прочитанное

читающее

Мн.число:

какие?

красные

хорошие

прочитанные

читающие

Склонение причастий с твердой основой

Мужской и

средний род

Женский род

Множественное

число

И. (какой?)

прочитанный

(какое?)

прочитанное

Р. (какого?)

прочитанного

Д. (какому?)

прочитанному

В. как И. или Р. (м.р.),

как И. (ср.р.)

Т. (каким?)

прочитанным

П. (о каком?)

о прочитанном

(какая?)

прочитанная

(какой?)

прочитанной

(какой?)

прочитанной

(какую?)

прочитанную

(какой?)

прочитанной (-ою)

(о какой?)

о прочитанной

(какие?)

прочитанные

(каких?)

прочитанных

(каким?)

прочитанным

как И. или Р.

(какими?)

прочитанными

(о каких?)

о прочитанных

Склонение причастий с основой на шипящий

Мужской и

средний род

Женский род

Множественное

число

И. (какой?)

читающий

занимающийся

(какое?)

читающее

занимающееся

Р. (какого?)

читающего

занимающегося

Д. (какому?)

читающему

занимающемуся

В. как И. или Р. (м.р.)

как И. (ср.р.)

Т. (каким?)

читающим

занимающимся

П. (о каком?)

о читающем

о занимающемся

(какая?)

читающая

занимающаяся

(какой?)

читающей

занимающейся

(какой?)

читающей

занимающейся

(какую?)

читающую

занимающуюся

(какой?)

читающей

занимающейся

(о какой?)

о читающей

о занимающейся

(какие?)

читающие

занимающиеся

(каких?)

читающих

занимающихся

(каким?)

читающим

занимающимся

как И. или Р.

(какими?)

читающими

занимающимися

(о каких?)

о читающих

о занимающихся

Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных, — по вопросу.

Образец:

каким?

за движущ им ся циклоном (Т.);

о каком?

о движущ ем ся циклоне (П.).

Причастие, как и глагол, может иметь при себе зависимые слова:

играть на домбре, — играющий на домбре, игравший на домбре

Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом: Вода в пруду была покрыта листьями, опавшими с деревьев.

Причастный оборот принято считать одним членом предложения, обычно определением

Запах белой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял комнату.

В состав причастного оборота не входит определяемое им слово.

Причастный оборот может находиться как перед определяемым словом, так и после него:

причастный оборот определяемое слово.

определяемое слово, причастный оборот.

Обратите внимание! От этого зависит ваша грамотность!

Если причастный оборот находится после определяемого слова, то он обособляется, то есть выделяется запятыми.

Жизнь, насыщенная событиями, бросала Сатпаева из одного края в другой.

Если причастный оборот находится перед определяемым словом, он, как правило, запятыми не выде

Русский язык                                5-Б класс                                урок № 45

Дата: 09.11.2020

Тема. Паронимы. 

Цели: дать учащимся понятие об омонимах и паронимах; научить отличать омонимы от многозначных слов, от паронимов; развивать навык употребления омонимов в речи; познакомить учащихся со словарём омонимов; воспитывать интерес к слову.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать интерес к русскому языку; формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.

Метапредметные:

Коммуникативные:  определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:  прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Предметные: овладеть сведениями об омонимах и паронимах. Опознавать омонимы и паронимы. Различать омонимы и многозначные слова. Оценивать уместность и точность использования слов в тексте.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник — Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ (Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын).

Ход урока

1. Организационный момент. (слайд 2)

Учитель: Поговорим?

Дети: Поговорим.

Учитель: О разном и о прочем.

Дети: О том, что в жизни хорошо:

Учитель:   и хорошо не очень.

Дети: Ведь что-то знаем мы:

Учитель:  а что-то мне известно.

Дети: Поговорим?

Учитель: Поговорим.

Вместе: Нам будет интересно!

 —  Откроем тетради, запишем число, классная работа.

2. Актуализация знаний (слайд 3,4)

— С каким разделом языка мы сейчас  знакомимся? (Лексикологией)

— А что изучает лексика? (Словарный состав языка)

— Объясните  опорную схему:

                                      лексическое значение            

                                   (изучает лексикология)

Слово имеет                   грамматическое значение 

                                   (изучает морфология)

Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово)

А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?

Толковый словарь является нашим   незаменимым помощником  при изучении родного языка, он  пригодится нам в исследовании слов и их лексических значений.

3. Мотивация, вхождение в тему. (Слайд 5, 6)

Создание проблемной ситуации в ходе выполнения задания.

Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм.

В то утро дядя п..звал меня на охоту. В  болотных с..погах я еле усп..вал за ним. Под н..гами  хлюпал сырой мох. Мы очень  устали    и (с)трудом передвигали ноги по болотистой почве.

— Найдите однокоренные слова в тексте, сделайте морфемный разбор.

— От какого слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотные»?

— От какого слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотистая»?

— О чем можно сказать  «болотный»?  (Слайд 7)

А «болотистый»? (Слайд 8)

— Как   называются такие слова с точки зрения лексики? Это синонимы? Антонимы? Омонимы?

  Постановка проблемы

-Почему  вы не смогли определить, как называются такие слова?

Какова же цель вашей дальнейшей деятельности?  Что предлагаете?  

4. Открытие нового знания детьми.

Для решения выявленной проблемы ученикам предлагается разгадать кроссворд    и самим постараться назвать тему урока.

1) Физические упражнения для развития и укрепления организма. (спорт)

2) Перерыв между действиями спектакля. Концерта. (антракт)

3) Краски, растворимые в воде. (акварель)

4) Скопление сгустившихся водяных паров в воздухе. (облака)

5) Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки. (синонимы)

6) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. (антонимы)

7) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. ( омонимы)

8) Овощ, который превратился в карету в сказке «Золушка».(тыква)

5. Целеполагание.

— Предположите, какой будет тема   урока.

— Сформулируйте  и запишите  тему урока, отразив в ней наши новые знания.

— Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке.

— Что узнаем? Чему мы должны научиться? Чему научимся?

Как будем работать? Что получим в результате?

6. Первичное закрепление нового материала.

Вы рассуждали и  сделали выводы. А как  проверить   их правильность. Что нам в этом поможет?  (учебник)

— Откройте учебники на странице 92 и найдите правило в рамочке. Давайте его прочитаем и сравним с вашими ответами.

— Составим модель слов  «болотные» и «болотистая» в тетрадях

Заготовка на доске (Слайд 9)

Болотный         =                                Болотистая

ЧР (часть речи)        =                        ЧР

Написание        =                               Написание

Произношение        =                        Произношение

Лексическое значение(ЛЗ)    =          ЛЗПочему глаголы называются возвратными лингвистическая сказка

— Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого. Что нужно знать, чтобы избежать смешения паронимов?

Знакомство и работа со «Словарем паронимов современного русского языка» Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшевой.  (Слайд 10)

7. Коллективная  работа  с   взаимопроверкой.

Теперь вам предстоит применить свои новые знания на практике.

 1.Выполнение упр. 202 (работа в парах у доски).

2. Выполнение упр. 204. (устно) (Слайд 11)

Испытывали ли вы затруднения   при выполнении данного  упражнения.

8. ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)

А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)

Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)

А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)

Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)

Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)

И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)

Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)

Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)

Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши).

Повторяют движения за учителем

9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

      Задание 1. (Слайд 12)

Лингвистическая задачка.

К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок, согласуя их друг с другом.

Воздух, край (лесной, лесистый);
луг, кинофильм (цветной, цветистый);
вдох, вздох (неожиданный, сильный).

Задание 2.  (Слайд 13)

Какие слова не являются паронимами?

Конный — конский

Цветная – цветовая

Посидеть (на стуле) – поседеть (от горя).

Задание 3.

Отметьте  крестиком  или галочкой паронимы.

Стрелок – стрелец, гоночный- гончий, полоскать – поласкать, высший – вышний, охотник – охотничий.

10. Итог урока. Рефлексия.

Слово учителя:

Прозвенит  сейчас  звонок,

Пора заканчивать урок. 

— Давайте подведем итог нашего урока.

— Что нового вы узнали?

— Достигли ли мы цели, которую сами ставили в начале урока?

— Чему научились?

  Предлагаю закончить любое из понравившихся предложений:

— На этом уроке я узнал, что…

— Я научился…

-Теперь я знаю…

-Теперь я умею…

— Мне понравилось…

— Мне не понравилось…

Мне было трудно…

 Оцените свою работу на уроке  и поставьте себе оценку.

11. Домашнее задание:

Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности.

1.Выучить правило на стр.92. (Всем!)

2. Выполнить упр.208 (письменно)

3. Придумать и записать небольшой текст (5-7 предложений), используя паронимы.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое глагол? Определение, примеры.». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Глаголы упо­треб­ля­ют­ся в фор­мах трех наклонений:

  1. изъ­яви­тель­но­го
  2. пове­ли­тель­но­го
  3. услов­но­го

Изъявительное накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие рас­смат­ри­ва­ет­ся как реаль­ный факт. Оно может про­ис­хо­дить в насто­я­щем, буду­щем или про­шед­шем вре­ме­ни. Глаголы несо­вер­шен­но­го вида в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ют фор­мы всех трех времен:

  • сте­лет (наст.);
  • сте­лил (прош.);
  • будет сте­лить (буд.)

У гла­го­лов совер­шен­но­го вида суще­ству­ют фор­мы двух времен:

  • спро­сил (прош.);
  • спро­сит (буд.)

Этим изъ­яви­тель­ное накло­не­ние отли­ча­ет­ся от дру­гих накло­не­ний, у кото­рых нет кате­го­рии времени.

Повелительное накло­не­ние выра­жа­ет побуж­де­ние к дей­ствию в виде прось­бы, сове­та, при­ка­за, поже­ла­ния. Глагол в пове­ли­тель­ном накло­не­нии отве­ча­ет на вопро­сы что делай (те)? что сделай(те)?

Отнеси, пожа­луй­ста, ей чаш­ку чая.

Немедленно закрой дверь!

Присядь-ка на минутку!

Повелительное накло­не­ние обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са или нуле­во­го суф­фик­са от осно­вы насто­я­ще­го (буду­ще­го вре­ме­ни). Глаголы в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния име­ют фор­мы един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

  • полз­ти — ползут — ползи, ползите;
  • сидеть — сидят — сядь, сядь те.

Условное (сосла­га­тель­ное) накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие воз­мож­но при опре­де­лен­ных обстоятельствах.

Если ты не под­дер­жа­ла бы меня в тот момент, вся наша затея закон­чи­лась бы пол­ным провалом.

Условное накло­не­ние гла­го­ла обра­зу­ет­ся при­бав­ле­ни­ем части­цы бы к фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни. Глаголы в фор­ме услов­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по родам и числам:

  • обна­дё­жить — обна­дё­жил бы;
  • обна­дё­жила бы;
  • обна­дё­жило бы;
  • обна­дё­жили бы.

Категории вре­ме­ни эти гла­го­лы не имеют.

Что такое глагол в русском языке?

Грамматическая фор­ма лица обо­зна­ча­ет отне­сен­ность дей­ствия к опре­де­лен­но­му про­из­во­ди­те­лю. У гла­го­лов раз­ли­ча­ют три фор­мы лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Форма 1 лица выра­жа­ет, что дей­ствие совер­ша­ет сам гово­ря­щий (я рисую, мы рису­ем).

Форма 2 лица пока­зы­ва­ет, что дей­ствие про­из­во­дит собе­сед­ник (ты поешь, вы пое­те).

Форма 3 лица обо­зна­ча­ет, что дей­ству­ет тот, о ком идет речь (он пла­ва­ет, они пла­ва­ют).

Значение лица выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и лич­ных местоимений:

  • я пишу, напишу;
  • ты смеёшься, рас­смеёшься;
  • он зовет, позовет и т. д.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют гла­го­лы, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка и при­ро­ды, про­те­ка­ю­щее само по себе, без непо­сред­ствен­но­го дея­те­ля. Это без­лич­ные гла­го­лы, кото­рые по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сов­па­да­ют с гла­го­ла­ми тре­тье­го лица един­ствен­но­го насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни или сред­не­го рода в фор­ме про­шед­ше­го времени.

Понаблюдаем:

  • нездо­ро­вит­ся, вече­ре­ет, смеркается;
  • рас­све­ло, под­мо­ро­зи­ло, запахло.

Некоторые лич­ные гла­го­лы могут упо­треб­лять­ся в роли безличных:

  • дятел сту­чит — сту­чит в висках;
  • лес тем­не­ет вда­ли — тем­не­ет в глазах.

Глаголы в раз­лич­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах чаще все­го явля­ют­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния — сказуемым.

Если пра­виль­но рас­пре­де­лить вре­мя, ты мно­гое успе­ешь.

Бабушка сидит на зава­лин­ке под окном.

Лучше про­мол­чи во вре­мя спора.

Вернулся бы домой вовре­мя, да заблу­дил­ся в лесу.

Наконец пове­я­ло весною.

Что значит глагол в русском языке

Об экс­прес­сив­ных воз­мож­но­стях рус­ско­го гла­го­ла гово­ри­ли мно­гие линг­ви­сты и писа­те­ли. Еще Н. Греч отме­тил, что гла­гол «при­да­ет речи жизнь», «при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные сло­ва».

Современные иссле­до­ва­те­ли утвер­жда­ют, что в гла­го­ле, образ­но гово­ря, течет самая алая, самая арте­ри­аль­ная кровь рус­ско­го язы­ка. Глагол во всем богат­стве его семан­ти­ки, со свой­ствен­ны­ми ему зна­че­ни­я­ми грам­ма­ти­че­ских форм и воз­мож­но­стя­ми син­так­си­че­ских свя­зей, при мно­го­об­ра­зии сти­ли­сти­че­ских при­е­мов образ­но­го упо­треб­ле­ния явля­ет­ся неис­чер­па­е­мым источ­ни­ком экспрессии.

Глагол — необык­но­вен­ная часть речи. В чем же заклю­ча­ет­ся его сила?

Удивительным свой­ством рус­ско­го гла­го­ла явля­ет­ся его спо­соб­ность не толь­ко назы­вать дей­ствие, но и пока­зы­вать, как оно про­те­ка­ет во вре­ме­ни. А про­те­ка­ет оно необы­чай­но раз­но­об­раз­но: может совер­шать­ся дли­тель­ное вре­мя (пры­гать, тол­кать, кри­чать, думать, слу­шать), но может про­изой­ти в один момент (прыг­нуть, толк­нуть, крик­нуть, блес­нуть), может обо­зна­чать нача­ло дей­ствия (запеть, закри­чать, забо­леть, загре­меть) или, напро­тив, его конец (допеть, дова­рить, доде­лать, допи­сать, дочи­тать) и пр.

Важнейшая сти­ли­сти­че­ская функ­ция гла­го­ла в речи – при­да­вать дина­мизм опи­са­ни­ям. Глагол исполь­зу­ет­ся в речи преж­де все­го для пере­да­чи дви­же­ния, выра­жа­ю­ще­го дина­ми­ку окру­жа­ю­ще­го мира и духов­ной жиз­ни человека.

Подведем итог сло­ва­ми К. Г Паустовского о рус­ском языке:

С рус­ским язы­ком мож­но тво­рить чуде­са. Нет ниче­го тако­го в нашей жиз­ни и в нашем созна­нии, что нель­зя было бы пере­дать рус­ским сло­вом. Звучание музы­ки, спек­траль­ный блеск кра­сок, игру све­та, шум и тень садов, неяс­ность сна, тяжё­лое гро­мы­ха­ние гро­зы, дет­ский шёпот и шорох мор­ско­го гра­вия. Нет таких зву­ков, обра­зов и мыс­лей – слож­ных и про­стых, для кото­рых не нашлось бы в нашем язы­ке точ­но­го выражения.

Знакомство с любой частью речи начинается с представления его начальной формой. В начальной форме глаголы называются инфинитивом. Если в части речи есть суффикс «ть», перед нами инфинитив.

Правда, иногда глаголы маскируются и вместо «ть» у них появляется «ти». Такое случается, если корень глагола оканчиваются на согласную букву. К таким словам относят, например, лексему «нести».

Что касается обыкновенного инфинитива, их можно вспомнить очень много:

  1. Скакать;
  2. Бежать;
  3. Лететь.

Наверняка, вы уже слышали о том, что бывает совершенный и несовершенный вид глагола. Сложное название, которое может немного запутать. Некоторые ученики полагают, что наименования совершенный и несовершенный вид глагола происходят от слова «совершенство» и стараются найти какие-то нюансы, указывающие на то, что данный конкретный глагол можно чем-нибудь дополнить, а до той поры он несовершенен.

Читателю уже известно, что такое совершенный и несовершенный вид глагола как определить — тоже. Рассмотрим не менее интересную вещь — наклонение. Для этого обратимся к таблице, которая подскажет некоторые секреты русского языка.

Инфинитив

Изъявительное

Условное Повелительное
Бегать Бегаю Бегал бы Бегай
Копать Копаю Копал бы Копай
Возмущаться Возмущаюсь Возмущался бы Возмущайся

Не стоит путать изъявительное наклонение с настоящим временем. Данные глагольные формы описывают действие, которое будет происходить на самом деле.

Что такое глагол? Понимание определения и типов

Глагол — самостоятельная спрягаемая (изменяемая по числам и лицам) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Глаголы бывают:

  • несовершенного вида — отвечают на вопрос что делать? (строить, плыть, взбираться);
    совершенного вида — отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершённость действия или результат (построить, переплыть, взобраться);
  • переходные — сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога (читать газеты, строить дом);
    непереходные — сочетаться не могут (ходить по дороге, купаться в море);
  • 1-го спряжения — глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать, -оть, -уть и другие кроме -ить (худеть, колоть);
    2-го спряжения — глаголы, оканчивающиеся на -ить (крутить, строить);
  • возвратными — с суффиксом -ся и -сь (встречаться, умываться, учиться);
    невозвратными (встречать, умывать, учить).

О спряжениях и глаголах-исключениях написано подробно ниже в пункте спряжения глаголов.

Некоторые глаголы не употребляются без суффикса -ся, то есть являются только возвратными: надеяться, кланяться, трудиться, смеяться, становиться, гордиться, оставаться и др.

Если глаголы обозначают действия, которые происходят сами по себе без действующего лица (предмета), то они называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, светает. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека.

Глаголы изменяются:

  • по трём наклонениям:
    • изъявительное наклонение (бегу, смотрел, пойду) — глаголы, отражающие действие, состояние объекта;
    • условное наклонение (бежал бы, посмотреть бы, пойти бы) — глагол + частица «б» или «бы», выражающие действие при выполнении какого-либо условия;
    • повелительное наклонение (беги, смотри, иди) — глаголы с выражением просьбы, приказа.
  • по трём временам:
    • прошедшее время — отражает действие, состояние объекта в прошлом (рисовал, смотрел, учился);
    • настоящее время — действие, состояние, которые происходят в настоящем (рисую, смотрю, учусь);
    • будущее время — действие, состояние, которое ещё не произошли, но произойдут в будущем (нарисую, посмотрю, буду учиться);
  • по лицам и числам в настоящем и будущем времени (бегу, бежит, побегут);
    по числам и родам (в единственном числе) в прошедшем времени (читал, читала, читали).

Постоянные морфологические признаки глаголов: спряжение, вид, переходность. Непостоянные: наклонение, число, время, род. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по временам. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (я пишу, он пишет, она напишет/будет писать, они напишут/будут писать), в прошедшем времени — по числам и родам (я писал, она писала, они писали).

Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив), которая не отражает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Примеры: видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть, везти, пройти, найти и др. Глаголы в форме инфинитива имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.

Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -ь. Приведём примеры глаголов парами — с вопросами что делать? (несовершенный вид) и что сделать ? (совершенный вид).

-ть -ти
возражать — возразить, реагировать — отреагировать ползи — приползти, расти — подрасти стричь — постричь, жечь — сжечь

Глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. К первому спряжению относятся глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ть и др. (вертеть, копать, колоть, дуть, ныть). Ко второму спряжению относятся глаголы на -ить (носить, пилить, ходить). Существует 11 глаголов-исключений (7 глаголов на -еть и 4 глагола на -ать), которые относятся ко второму спряжению, и 2 глагола-исключения на -ить, которые относятся к первому спряжению.

Глаголы-исключения

I спряжение:
брить, стелить
(2 глагола)

II спряжение:
-еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;
-ать: гнать, держать, слышать, дышать
(11 глаголов)

При изменении глаголов по лицам и числам окончания образуются в соответствии со спряжением, к которому глагол относится. Обобщим случаи таблицей.

Лицо I спряжение II спряжение
Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
1-е -у/-ю -ем -у/-ю -им
2-е -ешь -ете -ишь -ите
3-е -ет -ут/-ют -ит -ат/-ят

Приведённые окончания называют личными окончаниями глагола. Чтобы определить спряжение, нужно поставить глагол в неопределённую форму такого же вида, что и личная форма: выполняешь — выполнять (несов. вид), выполним — выполнить (сов. вид).

Примеры:
читаю → читать → I спряжение
построят → построить → II спряжение

При определении спряжения глагола учитывайте, что:

  1. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать — сделать, работать — поработать, учить — выучить, гнать — обогнать;
  2. Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: умываться — умывать, советоваться — советовать, учиться — учить, извиниться — извинить;
  3. Имеет место быть чередование согласных в настоящем времени: пеку — печёшь, берегу — беречь, хожу — ходишь, прошу — просишь, отвечу — ответишь и др.

От глаголов победить, пылесосить не образуется 1-е лицо единственного числа. От глагола быть не образуется 1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени, для 3-го лица единственного числа иногда вместо быть используется есть. Глаголы хотеть и бежать изменяются по первому и частично по второму спряжению — разноспрягаемые глаголы. Глаголы есть (кушать) и дать спрягаются особым образом.

Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.

По родам

Род есть только в единственном числе прошедшего времени:
Мужского рода (что делал?): плыл, висел.
Женского рода (что делала?): плыла, висела.
Среднего рода (что делало?): плыло, висело.

По временам

Прошедшее (что делал?): рисовал/нарисовал.
Настоящее: (что делает?): рисует.
Будущее: (что будет делать? что сделает?) будет рисовать/нарисует.

В этом примере «рисовал» и «будет рисовать» — глаголы несовершенного вида, «нарисовал» и «нарисует» — совершенного.

По наклонениям

Изъявительное (что делаю?): мечтаю, поиграют, учил, выучил.
Повелительное (что делай?): мечтай, поиграйте, учи, выучи.
Условное (что делал бы?): мечтал бы, поиграли бы, учил бы, выучил бы.

В этом примере мечтаю — глагол несовершенного вида единственного числа, поиграют — совершенного вида множественного числа, учил — несовершенного вида единственного числа в прошедшем времени, выучи — совершенного вида единственного числа в прошедшем времени.

В предложении глагол в начальной форме (инфинитив) может играть разную синтаксическую роль. Глагол личной формы в предложении является сказуемым.

Стану сказывать я сказки (М. Лермонтов). (Составное сказуемое.)
Учиться — всегда пригодится (пословица). (Подлежащее.)
Прошу вас подождать. (Дополнение.)
Нетерпение доехать до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов). (Определение.)
Ребята побежали прятаться. (Обстоятельство.)

Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Глагол имеет категории вида, переходности, возвратности (постоянные признаки), лица, времени, наклонения, числа (в отдельных формах), рода (в отдельных формах) – непостоянные признаки.

Наклонение – непостоянный признак глагола, обозначает, каким образом действие относится к действительности:

  • происходит в какой-то определенный отрезок времени, т.е. реальное действие;
  • мыслится, предполагается, планируется, требуется, т.е. нереальное действие.

В соответствии с этим выделяют три наклонения:

  • изъявительное;
  • сослагательное (условное);
  • повелительное.

Изъявительное наклонение

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, происходящее в настоящем, прошедшем или будущем времени. Имеют категории времени, числа, рода, лица.

Настоящее время Радую, радуешь, радуем, радуют, радуете
Прошедшее время Радовал, радовала, радовали
Будущее время Будем радовать, порадую, будешь радовать

Повелительное наклонение

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию, просьбу, приказ, совет, требование, пожелание и т.д. Имеют категории числа и лица.

Простая форма

Сложная форма

2 л., ед.ч., мн.ч.

  1. от основы наст.времени, несоверш.вида;
  2. от основы простого будущего времени сов.вида

с помощью нулевого суффикса или суффикса –И, плюс постфикс –ТЕ (во мн.числе)

  • слушаешь – слушай, слушайте
  • послушаешь – послушай, послушайте

1 л., мн.ч.

глагол 1 лица мн.ч. с добавлением слов ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ

  • давай попрыгаем, давайте поужинаем

3 л., ед. и мн.ч.

глагол 3 лица мн.ч. с добавлением слов ПУСТЬ, ПУСКАЙ

  • пусть подумает, пускай завершат

Время – непостоянный признак глаголов изъявительного наклонения.

  • Настоящее время – действие происходит в настоящий момент.
  • Прошедшее время – действие происходило в прошлом.
  • Будущее время – действие, которое будет происходит в будущем.

Образование времен глагола

Настоящее время

глаголы несовершенного вида, отвечающие на вопросы

Что делает? Что делают? Что делаешь? Что делаем? Что делаете?

Например:

  • пишу, пишешь, пишут, пишете
Прошедшее время

от основ глаголов сов. и несовер.вида с помощью формообразующего суффикса –Л-

(не изменяется по лицам)

Например:

  • летать (что делать?) – летал (что делал?)
  • взлететь (что сделать?) – взлетел (что сделал?)
Будущее время

простое

глаголы совершенного вида, отвечающие на вопросы

Что сделает? Что сделают? Что сделаешь? Что сделаете? Что сделаем?

Например:

  • заменит, заменят, заменим, заменю, замените, заменишь

сложное

Глаголы несовер.вида с добавлением слов будет, буду, будем, будете, будешь

Например:

  • буду радоваться, будем радоваться
  • будешь радоваться
  • будете радоваться
  • будет радоваться
  • будут радоваться

Глагол – это второй по важности после существительного член предложения

Безличные глаголы называют действие, которое происходит само по себе, без участия лица (субъекта). В предложениях с безличным глаголом в роли сказуемого невозможно подобрать подлежащее.

Уже давно светало.
Моей маме сегодня взгрустнулось.
На душе у меня повеселело.

Безличные глаголы имеют категории времени и сослагательного наклонения.

Вечереть
Вечерело – вечереет
Вечерело бы

Скоро будет вечереть.
Зимой быстро вечереет.
Скорее бы уже вечерело.

Переходность постоянный признак глагола.

  1. Переходные глаголы способны управлять существительным без предлога в В.п., которые обозначают объект действия (на кого направлено действие).

    • Примеры переходных глаголов
      Люблю (кого?) детей (В.п., без предлога) – люблю (что?) мороженое (В.п., без предлога)
      Слушаешь (кого?) диктора (В.п., без предлога) – слушаешь (что?) музыку (В.п., без предлога)
      Понимает (кого?) сестру (В.п., без предлога) – понимает (что?) речь (В.п., без предлога)
  2. Непереходные глаголы такой способностью не обладают. Все возвратные глаголы являются непереходными.

    • Примеры непереходных глаголов
      Молчишь (о чем?) о разговоре (П.п., с предлогом)
      Подошел (к кому?) к генералу (Д.п., с предлогом)
      Любуюсь (кем?) мамой (Т.в., без предлога)
      Переживаю (о чем?) об экзамене (П.п., с предлогом)

В русском языке глагол является самостоятельной частью речи, обозначающей процесс, отношение, действие или состояние лица, предмета либо явления.

Грамматическое значение глагола выражается: категориями вида, возвратности, переходности, наклонения, залога, числа, лица, рода и времени. Глагол как часть речи представлен несколькими классами форм:

Глагол отвечает на вопросы «Что делать?» (несовершенного вида), «Что сделать?» (совершенного вида). В составе предложений глаголы чаще всего выступают сказуемым, однако в русском языке используются конструкции, в которых отглагольные формы применяются в качестве подлежащего, определения, обстоятельства или дополнения.

Примеры глаголов в составе предложения:

Утром мы посмотрели интересный фильм.

В центре города стоит памятник великому поэту, о котором нам рассказывал экскурсовод.

Этот текст преподаватель будет спрашивать на следующем занятии.

В предложении неопределенная форма чаще всего входит в составное глагольное сказуемое (Мы начали тренироваться. Он не мог участвовать в турнире), но может выступать и в качестве других членов предложения, например подлежащего (Учиться — наша задача), несогласованного определения (У него было горячее желание учиться), обстоятельства (Он уехал учиться), дополнения (Преподаватель советовал нам больше читать).

Глаголы бывают переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога, например: читать журнал, любить оперу, отправить телеграмму, привезти газеты.
Все остальные глаголы — глаголы непереходные, например: расти в лесу, улететь на юг, грозить неприятелю.

Глаголы, имеющие особый суффикс -ся(сь), называются возвратными, например: дымиться (дымить), купаться (купать), строиться (строить). Суффикс -ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например: купается, купаются, купался, купаются.

Все возвратные глаголы — непереходные.

Глаголы имеют особые формы, показывающие, как протекает действие. Эти особые формы называются видами глагола. Глаголы имеют два вида — совершенный и несовершенный.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало, например: начертить, бросить, отвести, спеть, запеть. Они имеют две формы времени: прошедшее (что сделали? — начертили, бросили, отцвели, спели, запели) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? — начертят, нарисуют, бросят, отцветут, споют, запоют). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало, например: чертить, бросать, цвести, петь. Они имеют три формы времени: прошедшее (что делали? — чертили, бросали, цвели, пели), настоящее (что делают? — чертит, бросают, цветут, поют) и будущее сложное, состоящее из двух слов — слова буду, будешь и т. д. и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? — будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь).

Глагол и его признаки как части речи

Глаголы — это слова действия. Они используются для выражения действия (например, бегать, прыгать, прятаться, танцевать) или состояния (например, есть, было, будет).

Глаголы — необходимая часть предложения. Без глагола предложение неполное.

Есть три основных типа глаголов: глаголы действия, глаголы связывания и глаголы помощи.

Давайте подробнее рассмотрим три разных типа глаголов.

# 1: глаголы действия

Глагол действия выражает действие: умственное или физическое. Глагол действия объясняет, что субъект предложения делает (или сделал).

Есть два типа глаголов действия: переходные и непереходные.

За глаголом переходного действия следует существительное, принимающее действие.

Пример: я покормил свою собаку.

Глагол в предложении — «накормлен». «Собака» получает действие. В этом примере собака является прямым объектом, потому что она непосредственно получает действие.

За глаголами переходного действия также может следовать косвенный объект.

Пример: я поцеловал собаку.

Глагол в этом предложении — «дал». То, что было дано, — это «поцелуй», то есть прямой объект. Поцелуй был дан собаке, которая является косвенным объектом.

У непереходного глагола действия нет прямого объекта.За непереходным глаголом может следовать наречие (или наречное словосочетание), но у него никогда не будет прямого объекта.

Пример: Моя собака бежит.

Глагол в этом предложении — «бежит». У него нет прямого объекта.

Пример: Моя собака быстро бегает.

Глагол в этом предложении — «бежит». Наречие «быстро» больше говорит о том, как бежит собака.

Примеры глаголов действия:

  • Мой двоюродный брат пошел домой.
  • Я показал видео маме.
  • Роза забежала в магазин.

Связующий глагол — это глагол, который связывает подлежащее предложения с существительным или прилагательным, дающим больше информации о подлежащем.

Пример: мой брат учится в колледже.

Тема предложения — «мой брат». Связующий глагол «is» связывает тему с дополнительной информацией — что мой брат «студент колледжа».

Наиболее распространенными связующими глаголами являются формы «быть», такие как am, is, are, was, were и т. Д.

Другие глаголы также могут быть связующими глаголами.

Пример: моей сестре грустно.

Связующий глагол «чувствует» дает больше информации о подлежащем «моя сестра».

Примеры глаголов связывания:

  • Моя сестра выглядела измученной после своего выступления.
  • Ник замолчал, когда прочитал письмо.
  • Пицца очень вкусная.
  • Моя кошка игривая.

Как видно из их названия, вспомогательные глаголы используются, чтобы помочь основному глаголу. Вспомогательные глаголы используются для выражения времени или для добавления ударения в предложение.

Пример: сегодня вечером я ем торт.

В этом предложении вспомогательный глагол «am» помогает основному глаголу «есть». Вспомогательный глагол «am» указывает на то, что поедание пиццы происходит прямо сейчас (так что он означает «напряжение»). Его также можно использовать для выделения акцента: курсивом («I являюсь ест пиццу сегодня вечером »), например, указывает на важность выбора.

Примеры вспомогательных глаголов:

  • Быть: есть, есть, был, был, быть, был
  • Иметь: иметь, иметь, иметь
  • Делать: делать, делает, делал
  • может
  • мог
  • май
  • мог бы
  • буду
  • бы
  • должен
  • должен
  • должен
  • должен

Глагол как часть речи: определение, вопросы, признаки

Еда пахла гнилым после того, как ее оставили на всю ночь.

Глагол: «пахло»

Тип глагола: связывание

«Smelled» — это глагол-связка, потому что он дает больше информации о предмете «еда». Он связывает подлежащее с той частью предложения, которая дает более подробную информацию.

Основная функция глагола состоит в описании подлежащего. При синтаксическом разборе предложения в качестве глагола выступает слово, которое дает ответ на любой из вопросов — “что делать?”, “что делает?”, “что делал?”, “что сделать?”. Если глагол отвечает на вопрос “что делать?” речь идет о начальной форме этой части речи и носит название “инфинитив”. Она образуется благодаря соединению основы слова с несколькими типами суффиксов:

  • -ть и -сть (съесть хлеб, вышить орнамент);
  • -ти и -сти (нести сумку, идти домой);
  • -чь (жечь мосты).

Важно! В третьем варианте начальная форма глагола предполагает окончание на буквы -к, -г, с их последующим чередованием на -ч. Например, “берегу-беречь”.

В зависимости от рассмотрения данной части речи в рамках любого из существующих языков, она обладает рядом показателей:

  1. Финитность или не финитность — употребление в качестве определенного члена предложения (сказуемое или прочие).
  2. Аспект — осмысление протекания действий во времени. Речь идет об одномоментности описываемого действия или его продолжительности. В зависимости от выбранного языка, он может быть представлен в виде завершенного или незавершенного действия.
  3. Время — принятие определенной точки отсчета:

    • Если действие совершается в момент речи, мы говорим о настоящем времени (пишем письмо, отправляем приказ).
    • Однако, если оно предшествовало рассматриваемому моменту, мы говорим об употреблении глагола в прошедшем времени (они купили мяч, сходили в кино, съели мороженное).
    • Будущее время указывает на тот факт, что само действие последует за моментом, то есть оно произойдет позже (летом мы поедем на море, через минуту он споткнется).
  4. Наклонение — это модальность глагола. В зависимости от того или иного языка, различают несколько типов наклонения: изъявительное, условное, желательное, повелительное, позволительное, предлагательное, намерительное, отрицательно-просительное, пересказательное.
  5. Залог — описывает совершение действия, которое происходит самим объектом либо над ним. Он указывает на позицию субъекта касательно совершаемого им действия — один из них выполняет функцию подлежащего, а второй — дополнения. В зависимости от необходимости отобразить определенную ситуацию, выделяют два типа залога: косвенный и прямой. Если целью является смещение акцента внимания или отображение ситуации, происходящей на глазах — употребляют косвенный залог. В случае, когда субъект выступает в роли подлежащего, а субъект дополняет его используют прямой залог.
  6. Валентность. Подразумевает под собой возможность создания связи между различными частями сложного предложения.
  7. Спряжение — изменение первоначальной формы глаголов в виду различных показателей. В различных языках, факторами для спряжения могут выступать: число, род, время и лицо.
  8. Переходность — возможность присоединять прямое дополнение.

Лицо — отношение участников к сложившейся ситуации. На сегодняшний день в русском выделяют три вида лиц, независимо от того, речь идет о конкретном объекте или группе людей:

  • первое (тот, кто говорит — Я и Мы);
  • второе (те, кто слушают — Ты и Вы);
  • третье (лица, которые нельзя отнести к первой или второй категории — Он, Она, Они, Оно).

Род — распределение по классам и формам. Важно! Род в качестве признака глагола присутствует исключительно в словах, которые употребляются в прошедшем времени. Определение рода производится посредством изучения окончания слова. Примеры родов: мужской (он бежал), женский (она бежала) и средний (оно плыло).

Что такое глагол? Определение, примеры

Для определения числа глагола, рассматривают количество предметов или лиц, участвующих в действии. Число глагола представлено в двух категориях:

  • единственное (сдала, пришел);
  • множественное (съели, заказали).

В зависимости от указания четких временных рамок длительности действия, выделяют такие виды глаголов:

  • Совершенные — представлены прошедшим и будущем временем. Мы забыли полить цветы.
  • Несовершенные — указывают на продолжительность или повторение определенных действий. Детям нужно ходить в школу.

Особенностью возвратных глаголов выступает их сочетаемость с местоимениями или числительными в винительном падеже. Для того чтобы определить, относится ли глагол к возвратным, обратите внимание на наличие у него постфиксов “-ся” или “-сь”. Например: кусаться, венчаться. Употребление таких постфиксов подчеркивает различные характеристики действия:

  • взаимность (они долго целовались на улице);
  • самопроизвольность (беда приключилась);
  • постоянство (вода льется);
  • общая и косвенная возвратность (торопиться и запастись).

Слово «глагол» имеет древнеславянские корни, и тогда говорили с мягким знаком на конце – «глаголь». А славяне полностью заимствовали его из древнегреческого и латыни, где оно произносится точно также.

Но вот что интересно! Изначально «глаголь» обозначал вовсе не действие. Его дословный перевод был «слово, речь». Соответственно, глаголить – разговаривать, произносить. Глаголевый – многословный, разговорчивый.

Более того, азбука древних славян называлась «Глаголица». А четвертая буква в ней, как и сейчас это «Г», называлась «глагол» и означала все то же «слово».

У глаголов есть следующие признаки:

  1. Лицо. Их всего три, и зависят они от местоимений, которые можно поставить перед глаголом.

    1. Первое лицо – я, мы (читаю, читаем)
    2. Второе – ты, вы (читаешь, читаете)
    3. Третье – он, она, оно, они (читает, читают)
  2. Число. Единственное (читает) или множественное (читают).
  3. Время. Прошлое (читал), настоящее (читает) и будущее (будет читать).

    Интересный факт! В древние времена у глаголов было четыре времени. Было еще дополнительное «прошлое», которое после того, как произошло еще какое-то действие. Например, он сел читать, когда пришел домой.

    Еще один признак глаголов, о котором стоит поговорить отдельно. Это целая система изменений слов в настоящем и будущем времени (изменение глаголов по временам, числам, лицам и родам).

    Спряжения бывают двух видов – первое и второе, и обозначаются они римскими цифрами I и II. Чтобы определить спряжение глагола, нужно смотреть на окончание. Какое оно – ударное или безударное.

    Для определения спряжения надо просто запомнить:

    1. К первому спряжению относятся глаголы, которые оканчиваются на ут/ют, ете/ёте, ем/ём, ет/ёт, ешь/ёшь и у/ю.
    2. Ко второму спряжению относятся глаголы, у которых на конце ат/ят, ите, им, ит, ишь, у/ю. Например: лететь – летят – летите – летим – летит – летишь .

    Глагол с приставкой спрягается точно так же, как и без нее. И для простоты эту приставку можно просто не замечать. Например: закричать – кричать, переспать – спать, дописать – писать.

    В этом случае все несколько сложнее. И какой бы глагол нам ни попался, надо будет переводить его в инфинитив.

    И если начальная форма глагола имеет окончание «ить», то это второе спряжение. Например: спорить, помнить, верить. Но в данном случае есть исключения, которые надо просто запомнить – слова зыбиться, зиждиться и брить относятся к первому спряжению.

    А вот к первому спряжению относятся все остальные глаголы, у которых окончания заканчиваются не на «ить», а на любые другие буквы. Хотя и здесь есть исключения – зависеть, вертеть, обидеть, терпеть, ненавидеть, смотреть, видеть, слышать, держать, дышать, гнать.

    Оживить текст — это мягко сказано, без глагола я себе не представляю выражение хоть какой-нибудь здравой мысли, а в английском языке вообще не может быть предложений без глагола.

    Сразу вспомнила нашу любимую учительницу русского языка Людмилу Георгиевну и ее уроки. Как она учила нас запомнить глаголы-исключения, относящиеся ко второму спряжению. Это было почти стихотворение:

    гнать, держать, смотреть и видеть, ненавидеть и обидеть, дышать, слышать и вертеть и зависеть и терпеть.

    Зато запомнили на всю жизнь это правило и уроки.

    Изначально в русском языке «глагол» значило просто «слово» или «речь». Например, у А.С. Пушкина в стихотворении «Пророк» Бог велит пророку:

    Востань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.

    На современном русском языке это звучало бы так: «Встань, пророк, смотри и слушай, проникнись моей волей. Путешествия по суше и морям, обжигай словом людские сердца».

    Похожие записи:

  • Почему главным героем романа гончарова обломов является обломов а не штольц или ольга сочинение
  • Почему главный персонаж рассказа и а бунина господин из сан франциско не имеет имени
  • Почему главную героиню рассказа а и солженицына матренин двор можно назвать праведницей
  • Почему главную героиню рассказа а и солженицына матренин двор родственники считали глупой женщиной
  • Почему главный герой лишен имени в рассказе господин из сан франциско