Почему герою рассказа в астафьева фотография на которой меня нет так дорога старая пожелтевшая

Опубликовано: 26.12.2021 в. астафьев фотография, на которой меня нет образ учителя в рассказе описание учителя, как автор описывает внешность учителя,

Опубликовано: 26.12.2021

В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

образ учителя в рассказе

описание учителя, как автор описывает внешность учителя, его характер и т.п.

за что сельские жители любили учителя

311367 42

В рассказа Астафьева о довоенном детстве под названием «Фотография, на которой меня нет» очень уважаемый человек, один из главных героев-учитель Евгений Николаевич. До него школы в селе не было, он ее с нуля создал. Сам он с учениками расчищал единственное большое, но неподходящее здание от хлама, сносил перегородки. Стулья и парты он купил на свои деньги. А ненужные вещи с чердака этого помещения отвезли в город и продали. На вырученные деньги купили краски, карандаши, тетради.

Его в селе уважают все, потому что в любое время у него можно спросить совета, он не пьет и со всеми здоровается. У него прекрасная семья — ребёнок и жена, она также учительница. Они очень дружны. Вместе с ней учитель ставит пьесы, в сельском клубе устраивает танцы. На свадьбе он всегда почетный гость. Тайком делать подарки любят сельчане своему учителю: в доме оставляют молоко, дрова привозя прямо к его двору. Защитником своих учеников он был всегда. Однажды он был с учениками в лесу, когда к ним неожиданно выползла змея. Он в первый раз видел змею, однако бросился на нее, испугавшись за детей.

77812 42

В рассказе Виктор Астафьев затрагивает многие жизненные темы, книга полна и его воспоминаниями. В частности об учителе.

Как описывает автор школьного учителя, найдем это в тексте рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Астафьев описывает внешность учителя, его лицо, прическу, хотя, по его воспоминаниям, ничего примечательного в его внешности не было, но он помнит его до сих пор:

Школьный учитель пользовался уважением и любовью жителей села, ему помогали, его мнение и труд ценили. Учитель описывается как вежливый, всегда готовый прийти на помощь, он поднял сельскую школу, привез ребятишкам учебники, карандаши и т.д. И даже пригласил фотографа!

99906 42

«Фотография, на которой меня нет» — рассказ В. Астафьева, который повторяет его биографию и события, произошедшие в детстве в с. Овсянка.

В то время мальчик учился в школе. Однажды приехал фотограф, чтобы запечатлеть детей. Это событие центральное в произведении. В том, что фотограф приехал в село сделать снимок — заслуга учителя Вити. И это не единственная его заслуга. В произведении отдельно посвящена часть учителю.

Учитель — это скромный человек с тихой, доброй улыбкой, таким его запомнил школьник. Это не просто человек, который дает знания. Благодаря стараниям учителя у детей была возможность иметь тетради и карандаши, в каждой семье появились учебники.

Витя вспоминает, как учитель пришел его проведать, когда мальчик болел. Педагог принес Вите памятную фотографию, на которой есть другие дети.

Персонаж Астафьева более, чем скромный: в гостях он поддерживает разговор и выпивает две кружки чая, не тронув другого угощения, о чем потом сокрушается бабушка Вити.

Паренек гордится, что находится за одним столом с учителем, при этом очень старается выглядеть достойно, не пролив чая из блюдца.

Он провожает педагога до порога и смотрит в окно, пока тот не исчезнет совсем из вида.

6b4c7fc506d21bd3334b589b2b655f5b

Мальчик вспоминает, как учитель на Лысой горе во время экскурсии храбро спас ребят от змеи, оттолкнув в сторону, закрыв собой, неумело уничтожив «гада».

Учителя всегда в уважении и почете. Автор рассказывает, какой это необыкновенный человек, все бы учителя такими были! Все почитают Евгения Николаевича и относятся душевно.

Прошли годы, Виктор не помнит фамилии учителя, но его образ навсегда в сохранил.

369461 42

Я читала рассказ «Фотография, на которой меня нет» несколько раз. Автор очень хорошо описывает учителя, поэтому его образ сразу представляется читателю.

Учителю было около 25 лет, но рассказчик видит его уже в возрасте, достаточно солидным человеком.

Глаза добрые, но грустные. Волосы он зачесывал назад. Лицо его было бледным. Автор говорит, что Евгений Николаевич был ничем не приметный, но не смотря на это, его лицо автор очень хорошо запомнил на долгие годы.

Учитель был добрым человеком, всем старался помогать. За что его уважали, даже тайком помогали ему, ведь жили они бедно.

Учитель сам организовал учебный процесс, убрал весь мусор, сделал парты для ребят.

200762 42

Автор описывает учителя как очень уважаемого человека в деревне, все жители его очень любят.

Учитель сам открыл школу, вместе с ребятами он навел порядок в помещение, убрал все ненужное, мебель в школу он покупает за свои деньги.

У Учителя и жена учительница, вместе с ней они ставят пьесы, организовывают танцы, в общем все делают для досуга деревенских жителей.

Если говорить о внешности, что автор отмечает, что у учителя было бледное лицо и добрые глаза, которые были немного грустными.

Учитель — это добрый человек, который не только учит своих учеников, он еще и заботится у них, одним словом этот человек настоящий педагог.

137805 42

Хотя учитель в этом произведении и не является главным героем, но его образ соответствует мнению большинства людей – это человек, который непосредственно вносит свой огромный вклад в развитие общества и благодаря которому мы становимся не просто грамотными, а наученными мыслить, оценивать происходящее и мечтать о будущем.

Евгений Николаевич, школьный учитель, таким человеком и является. Он уважаем всеми жителями села, так как он не просто сам интеллигент, а делает интеллигентов и других.

По описанию автора, учитель , с неприметным лицом, печальными и добрыми глазами, приветливой улыбкой, всегда аккуратно и коротко подстрижен «под политику», отчего уши выглядят торчащими.

Но Евгений Николаевич, любим односельчанами не за его неброскую внешность, а за душу, его моральный дух и порядочность.

Учитель уважителен со всеми, он внимателен со стариками и детьми. Этот человек всегда идет на помощь и люди ему благодарны. Благодаря учителю в школе появляется инвентарь, школьные принадлежности, которые помогают в учебе.

Автор не упоминает фамилию Евгения Николаевича , потому что навряд ли кто её помнит, ведь все знают Учителя, доброго, дружелюбного и умудренного жизненным опытом.

Avatar

Список вопросов теста

Вопрос 1

С кем жил мальчик этого рассказа?

2.с приемными родителями

3. с бабушкой и дедушкой.

  • 1
  • 2
  • 3
Вопрос 2

Как звали бабушку героя рассказа?

1. Евгения Павловна.

2. Елена Васильевна.

3. Екатерина Петровна .

4. София Александровна.

  • 1
  • 2
  • 3
Вопрос 3

Какой болезнью страдал мальчик

  • 1
  • 2
  • 3
Вопрос 4

От кого ему передалась болезнь?

2. от покойной матери.

  • 1
  • 2
  • 3
Вопрос 5

Чем натирала ноги бабушка автору?

2. нашатырным спиртом .

4. подсолнечным маслом.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Вопрос 6

Кто уговорил приехать в деревню фотографа и заснять ребят и школу?

2. председатель сельсовета.

3. участковый уполномоченный.

  • 1
  • 2
  • 3
Вопрос 7

Какое в деревне уважение к учителю и учительнице?

1. всеобщее, молчаливое .

2. тихое, незаметное.

3. искреннее, тайное.

  • 1
  • 2
  • 3
Вопрос 8

Д ля чего между рам был насыпан уголёк?

1. обмёрзнуть стёклам не даёт.

2. его боятся комары.

3. от бессонницы.

  • 1
  • 2
  • 3
Вопрос 9

Как называли сына учителя и учительницы?

5. любитель сладостей.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Вопрос 10

Как учились счёту в деревенской школе?

1. на гвоздях и булавках.

2. на пуговицах и семечках тыквы.

3. на спичках и палочках, выструганных собственноручно из лучины .

  • 1
  • 2
  • 3
Вопрос 11

Когда учителя начинали работать, на весь класс…

1. был 1 букварь и 1 красный карандаш .

2. было 5 букварей и 7 карандашей.

3. 10 букварей и 20 карандашей.

  • 1
  • 2
  • 3
Вопрос 12

На какой войне полегли многие из запечатлённых на фотографии?

2. Великая Отечественная.

  • 1
  • 2
  • 3
Вопрос 13

Что «умыкнули» для починки у учителя бабы?

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Вопрос 14

Укажите, где правда, а где ложь.

1. на фотографии Витя сидел в самом центре

2. Витя плохо учился и плохо себя вёл

3. учителя сельской школы были людьми местными

4. школа изначально была жилым домом

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Вопрос 15

Укажите, где правда, а где ложь.

Изобразительно-выразительное средство: «Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе» называется

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Вопрос 16

Укажите, где правда, а где ложь.

Изобразительно-выразительное средство, ос­нованное на уподоблении неодушевленных предметов живым существам: «печка, высунувшая беленый зад в середину», «са­мовар запел протяжную песню» называется

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Вопрос 17

Укажите, где правда, а где ложь.

Изобразительно-выразительное средство, основанное на скрытом сравнении: «загоралась на окне луко­вица», «плавились… окна», «обрызгивали… дом цветами», «ремнями стеблей», называется

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Вопрос 18

Впишите в строку, как называется изображение природы в литературном произве­дении: «Но как только на калине под окном ударит синица по первой сосульке и послышится тонкий звон на улице, бабушка вынет из подполья старый чугунок с дыркою»?

Вопрос 19

Впишите в строку, к ак называется изображение внешности героя в литературном произведении: «Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не за­был до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревен­скими, каленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа под «политику» — волосы зачесаны назад. «

Вопрос 20

Что сказал учитель, успокаивая мальчика?

1. Не беда, ещё будет возможность сфотографироваться .

2. Фотограф, может быть, ещё приедет.

3. Это не беда! Главное, что ты жив-здоров!

Итоговый тест для учащихся 8 класса по рассказу В.П. Астафьева

Просмотр содержимого документа
«Итоговый тест по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»»

В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

Часть А. Выпиши букву, под которой дан верный ответ

1.Что такое автобиография?

а) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты

б) литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни

в) краткое изложение содержания книги

2. Автором какого произведения не является Астафьев?

а) «Конь с розовой гривой»

б) «Последний поклон»

в) «Фотография, на которой меня нет»»

г) «Уроки французского»

3. Что, по мнению В. Астафьева, является для человека наградой редкой и драгоценной?

а) настоящая дружба

б) несметные богатства

в) счастливое детство

г) любимая работа

4. Когда происходят события, описанные в рассказе?

а) в годы Октябрьской революции

б) в предвоенные годы

в) в годы Великой Отечественной войны

г) в послевоенные годы

5. С какой целью приехал фотограф в деревню?

а) продемонстрировать свое мастерство

в) фотографировать учащихся сельской школы

г) отдохнуть на природе

6. У кого «был пристроен на ночь» фотограф?

а) у учителя б) у десятника сплавконторы в) у предсельсовета г) у сапожника

7. Чем был приезд фотографа для жителей села?

а) обычным явлением

б) неожиданным событием

в) важным событием

г) долгожданным событием

8. Почему рассказчика не оказалось на фотографии?

а) был наказан бабушкой

б) заболели ноги

в) не хватило места впереди

г) не захотел фотографироваться

9. В чем проявилась дружеская поддержка Саньки?

а) вместе с другом демонстрировал невиданную смелость на увале

б) без друга не пошел фотографироваться

в) полез в драку вместе с другом

г) пришел навестить друга

10. Как относились к учителям в деревне?

а) равнодушно б) уважительно в) настороженно

11. Почему герой рассказа притаился за печкой?

а) испугался, потому что понял, что пришел важный гость

б) от нечего делать

в) из-за любопытства

г) спрятался от бабушки

12. Почему бабушка унесла одежду учителя в горницу?

а) хотела подольше удержать его

б) в кути было не убрано

в) хотела улучшить отношение учителя к внуку

г) считала, что «в кути учителевой одежде висеть неприлично»

13. С какой целью учитель пришел к больному мальчику?

а) чтобы принести фотографию

б) чтобы позаниматься с ним

в) чтобы проверить, болен ли он

г) чтобы поговорить с бабушкой

14. Кто научил мальчика видеть прекрасное, быть внимательным к природе?

а) учитель б) бабушка в) дедушка

15. Кто из героев рассказа «…много знал! И что кольца у дерева – это годы его жизни, и что сера сосновая идет на канифоль…»?

а) Илья Иванович б) Терентий в) Евгений Николаевич г) Митроха

16. Какое слово пропущено в предложении: « Не шумела в этот день бабушка ни на кого, даже со мной и ___________ толковала мирным голосом…»?

а) с Терентием б) с Шариком в) с Санькой г) с Авдотьей

17. Куда однажды пошли ученики «за цветами и саженцами для школьного двора»?

а) на Лысую Гору б) на Малую Слизневку в) на сплавной участок г) на увал

18. В рассказе есть предложение: « И под одобрительным взором бабушки Катерины Петровны проследовал в переднюю». Куда проследовал Санька?

а) в придверную часть избы

б) в комнату для приема гостей

в) в часть избы деревенского дома перед печью

г) в чистую половину крестьянской избы

19. В рассказе есть предложение: « Бабушка зажгла лампу и унесла ее с собой в куть и там зазвенела посудою…». ». Куда пошла бабушка?

а) в придверную часть избы

б) в комнату для приема гостей

в) в часть избы деревенского дома перед печью

г) в чистую половину крестьянской избы

20. Как называется изобразительно-выразительное средство языка: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое»?

а) метафора б) эпитет в) гипербола г) олицетворение

Часть Б. Сформулируй и запиши ответ на каждый вопрос

1.Как называется автобиографическая повесть в рассказах В. Астафьева, из которой взят рассказ «Фотография…»?

2. На что обращает особое внимание рассказчик во внешности учителя?

3. Почему рассказчик до сих пор хранит фотографию, на которой его нет?

4. К чему, по мнению Астафьева, должен стремиться каждый учитель?

5. Какая особенность речи рассказчика помогает создать образ простого деревенского мальчишки?

6. Как называются встречающиеся в рассказе слова, вышедшие из употребления («на подводе», «домовничавший»)?

7. Что такое, по мнению автора, деревенская фотография?

В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

В рассказе «Фотография, на которой меня нет», используя лаконичные художественные детали, писатель рассказывает об учителе начальной сельской школы, которого зовут Евгений Николаевич и о его жене. Она тоже учительница. Астафьев описывает скромные условия проживания семьи учителя: Евгений Николаевич с семьёй занимает одну половину «дряхленького домишка», в котором нередко нет дров, а в семье маленький ребёнок, который часто болеет. Писатель не даёт полного портрета учителя, а подчёркивает только отдельные штрихи его внешности: «лицо малоприметное», но особенно запоминаются глаза – «немного печальные и оттого необыкновенно добрые», приветливая улыбка, «да уши торчали, как у Саньки». Кроме того, автор упоминает о молодом возрасте учителя. Оказывается, лет ему было совсем немного – двадцать пять.

Особенно, уважительное отношение учителя как со взрослыми жителями села, так и с маленькими детьми: «здороваются со всеми краду, не разбирая ни бедных, ни богатых»; «учитель прошёл в середнюю, ещё раз поздоровался и справился обо мне», уходя, «поклонился дому, бабушке».

И сельчане очень уважительно, с почтением и заботой относятся к учителям: ненавязчиво, «тишком» деревенские бабы приносят им молоко, творог, сметану и т.п. Бабушка Вити, когда учитель приходит к её заболевшему внуку и приносит ему фотографию, встречает его радостно, уважительно, как дорогого гостя, вешает его одежду не в кутью, накрывает на стол праздничной скатертью, ставит всякие вкусности, чтобы угостить гостя, а затем хвастается всему селу, что их дом посетил учитель… И как вывод звучит фраза писателя: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое».

Почему же односельчане с таким уважением и любовью относятся к Евгению Николаевичу и его семье? В.П.Астафьев подчёркивает искреннюю любовь учителя и учительницы к ученикам, стремление помочь им в тяжелейшие годы того времени, когда не хватало учебников, тетрадей, пишущих ручек. Автор показывает жизнерадостность, оптимизм учителей, несмотря на нелёгкие условия жизни («Учителя были заводилами в деревенском клубе…»), особенно подчёркивает их внимание к каждому ученику, заботу о подопечных, настоящее уважение к личности каждого ребёнка.

Как важнейшую особенность образа учителя и его жены писатель показывает их самоотверженность, преданность своему делу. Они живут в нищенских условиях с маленьким ребёнком. Условия для работы сложные: школа я практически отсутствовала, вместо неё был «старый деревенский дом с угарными печами», где не было ни парт, ни скамеек, ни даже учебников, тетрадей, карандашей. Евгению Николаевичу приходится самому добывать всё необходимое для обучения. Когда к весне кончаются тетрадки, краски, карандаши, он начинает проводить уроки на природе. Преподаватель рассказывает ребятам много интересного и полезного. Он же договаривается с фотографом сделать снимок класса на память.

Нас привлекают такие личностные качества Евгения Николаевича, как доброта, внимательность, уважительное отношение ко всем. Он внимательно слушает учеников, хвалит, благодарит за то, что рассказывают многое, неизвестное ему, городскому жителю, не стесняется учиться у маленьких учеников, подкупают также знания учителя: «Как много он знал!» — восклицает Витя. А ещё мальчика подкупает простая и ласковая улыбка преподавателя. Поэтому и Витя, и остальные ученики Евгения Николаевича относятся к нему с любовью и уважением. Витя изо всей мочи старается не обляпаться, не пролить из блюдца чай, когда учитель навещает его, больного. Ребята отыскивают в камнях кепку учителя, когда заканчивается бой со змеёй и ругают себя за то, что не они обороняют учителя, а он – их, ведь Евгений Николаевич не знает, как вести себя в данной ситуации.

В образе учителя Евгения Николаевича выражаются все те чувства, которые испытывает писатель к учителю: «фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий им стать, пусть доживёт до такой почести, как наш преподаватель, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, сделаться частицей его и навечно остаться в сердце таких же нерадивых и непослушных людей, как я Санька».

Евгений Николаевич и Лидия Михайловна являются яркими примерами тех учителей, каких мы хотели бы видеть в современной школе. В этих литературных героях совмещены профессиональные и человеческие качества, что делает их Педагогами с большой буквы.

Обратимся к духовным качествам, которыми должен обладать учитель. Отметим различие между личностными и духовными качествами. Личностные качества – это такие качества, на проявление которых могут влиять разные ситуации, например профессия. Духовные качества – это такие качества, которые проявляются в зависимости от нравственных представлений о добре и зле. Данной характеристикой движет непосредственно совесть.

Дальше тетки Авдотьиного дома ничего не видать. Какие там окна, что в них — не знаю. Раньше не обращал внимания — некогда было, теперь вот сижу да поглядываю, да бабушкину воркотню слушаю.

Оторвал листок у мятного цветка, помял в руках — воняет цветок, будто нашатырный спирт. Бабушка листья мятного цветка в чай заваривает, пьет с вареным молоком. Еще на окне алой остался, да в горнице два фикуса. Фикусы бабушка стережет пуще глаза, но все равно прошлой зимой ударили такие морозы, что потемнели листья у фикусов, склизкие, как обмылки, сделались и опали. Однако вовсе не погибли — корень у фикуса живучий, и новые стрелки из ствола проклюнулись. Ожили фикусы. Люблю я смотреть на оживающие цветы. Все почти горшки с цветами — геранями, сережками, колючей розочкой, луковицами — находятся в подполье. Горшки или вовсе пустые, или торчат из них серые пеньки.

Но как только на калине под окном ударит синица по первой сосульке и послышится тонкий звон на улице, бабушка вынет из подполья старый чугунок с дыркою на дне и поставит его на теплое окно в кути.

Через три-четыре дня из темной нежилой земли проткнутся бледно-зеленые острые побеги — и пойдут, пойдут они торопливо вверх, на ходу накапливая в себе темную зелень, разворачиваясь в длинные листья, и однажды возникает в пазухе этих листьев круглая палка, проворно двинется та зеленая палка в рост, опережая листья, породившие ее, набухнет щепотью на конце и вдруг замрет перед тем, как сотворить чудо.

Я всегда караулил то мгновение, тот миг свершающегося таинства — расцветания, и ни разу скараулить не мог. Ночью или на рассвете, скрыто от людского урочливого глаза, зацветала луковка.

Встанешь, бывало, утром, побежишь еще сонный до ветру, а бабушкин голос остановит:

— Гляди-ко, живунчик какой у нас народился!

На окне, в старом чугунке, возле замерзшего стекла над черной землею висел и улыбался яркогубый цветок с бело мерцающей сердцевиной и как бы говорил младенчески-радостным ртом: «Ну вот и я! Дождалися?»

К красному граммофончику осторожная тянулась рука, чтоб дотронуться до цветка, чтоб поверить в недалекую теперь весну, и боязно было спугнуть среди зимы впорхнувшего к нам предвестника тепла, солнца, зеленой земли.

После того как загоралась на окне луковица, заметней прибывал день, плавились толсто обмерзшие окна, бабушка доставала из подполья остальные цветы, и они тоже возникали из тьмы, тянулись к свету, к теплу, обрызгивали окна и наш дом цветами. Луковица меж тем, указав путь весне и цветению, сворачивала граммофончики, съеживалась, роняла на окно сохлые лепестки и оставалась с одними лишь гибко падающими, подернутыми хромовым блеском ремнями стеблей, забытая всеми, снисходительно и терпеливо дожидалась весны, чтоб вновь пробудиться цветами и порадовать людей надеждами на близкое лето.

Во дворе залился Шарик.

Бабушка перестала починяться, прислушалась. В дверь постучали. А так как в деревнях нет привычки стучать и спрашивать, можно ли войти, то бабушка всполошилась, побежала в куть.

— Какой это там лешак ломится. Милости просим! Милости просим! — совсем другим, церковным голоском запела бабушка. Я понял: к нам нагрянул важный гость, поскорее спрятался на печку и с высоты увидел школьного учителя, который обметал веником катанки и прицеливался, куда бы повесить шапку. Бабушка приняла шапку, пальто, бегом умчала одежду гостя в горницу, потому как считала, что в кути учителевой одежде висеть неприлично, пригласила учителя проходить.

Я притаился на печи. Учитель прошел в середнюю, еще раз поздоровался и справился обо мне.

— Поправляется, поправляется, — ответила за меня бабушка и, конечно же, не удержалась, чтоб не поддеть меня: — На еду уж здоров, вот на работу хил покуда. Учитель улыбнулся, поискал меня глазами. Бабушка потребовала, чтоб я слезал с печки.

Боязливо и нехотя я спустился с печи, присел на припечек. Учитель сидел возле окошка на стуле, принесенном бабушкой из горницы, и приветливо смотрел на меня. Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенскими, каленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа под «политику» — волосы зачесаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза, да уши торчали, как у Саньки левонтьевского. Было ему лет двадцать пять, но он мне казался пожилым и очень солидным человеком.

— Я принес тебе фотографию, — сказал учитель и поискал глазами портфель.

Бабушка всплеснула руками, метнулась в куть — портфель остался там. И вот она, фотография — на столе.

Я смотрю. Бабушка смотрит. Учитель смотрит. Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе! И лица величиной с подсолнечные семечки, но узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол, вот Ванька Сидоров, вот Нинка Шахматовская, ее брат Саня… В гуще ребят, в самой середке — учитель и учительница. Он в шапке и в пальто, она в полушалке. Чему-то улыбаются едва заметно учитель и учительница. Ребята чего-нибудь сморозили смешное. Им что? У них ноги не болят.

Читайте также:

      

  • Как называется прическа сида вишеса
  •   

  • Как называется прическа с торчащими волосами
  •   

  • Как сделать кошке прическу
  •   

  • Как сделать смешную прическу на 1 апреля
  •   

  • Как выглядит прическа полубокс

Астафьев Виктор

Дом, в котором располагалась школа, снесли прадед Вити, и он там родился. Но вскоре родители были переселены им, а прадед был экспроприирован. Этих людей просто вывели на улицу, а родственники устроили дома. В деревне было полно пустых домов. Жители иногда возвращались к ним, но не оседали в ожидании повторного выселения. Остальные кулацкие дома заселили новые жильцы — сельские вредители. Они быстро довели дом до разрушения и заселили новый.

Выселение прошло в отставке, но один из жителей, глухонемой Кирила, встал на защиту прадеда Витина. Инспектор, привыкший к послушанию и не ожидавший сопротивления, получил удар ножом по голове. Кирила был арестован, а его прадед и вся семья отправлены в Игарку, где он почти сразу скончался. Сначала совет колхоза располагался в избе семьи Виктора, затем поселились новые жильцы. Все, что они не уничтожили, позже передали школе.

Фотография, на которой меня нет краткое содержание

Рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» был написан в 1968 году. Произведение описывает ту главу в жизни автора, когда из-за болезни он не мог сфотографироваться со всем классом и своим лучшим другом. Он поддержал его. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать онлайн-резюме «Фотография, на которой меня нет». Перечитывание книги также будет полезно при работе с читательским дневником.

Главный герой Витя — сирота, жившая с бабушкой и дедушкой, неудачник, большой злодей и озорной человек. Остальные персонажи Саня — лучший друг Вити, неудачник и хулиган, верный соратник. Екатерина Петровна — бабушка Вити, строгая, но очень добрая, любящая и заботливая женщина. Евгений Николаевич — школьный учитель, добрые, внимательные и любящие дети. Резюме Однажды зимой скромную сельскую школу «взволновало неслыханное крупное событие» — приехал городской фотограф, чтобы сфотографировать весь класс. Ребята сразу начали спорить о том, кто останется на фото. На общем собрании было решено поставить отличников в первые ряды, а бедных студентов и хулиганов в последний ряд. Среди последних были лучшие друзья — Витя и Санька. Из-за гнева и разочарования они поссорились, затем пошли к колодцу и «начали скатываться со скалы, с которой ни один разумный человек никогда не поднимался». Все друзья ушли домой по снегу, в мокрых валенках.

Ночью Вите придется расплачиваться за свой необдуманный поступок — очень болели ноги. Мальчик страдал ревматизмом, унаследованным от умершей матери. Проснувшись от стонов Витьки, бабушка Екатерина Петровна сначала отругала его за глупость, а потом стала лечить: натереть ноги нашатырным спиртом, укутать пушистой шалью. Но ничего не помогло — от сильнейшей слезной боли Витя «дрался и кричал на весь дом». Бабушка разбудила дедушку и отправила топить баню. Он распарил своего больного племянника, снова растер и обернул ему ноги, дал ему «ложку отвратительной водки, настоянной на борце, чтобы согреть его внутренности». Витя крепко спал до полудня. Проснулась от того, что бабушка спорила с Санькой, которого отправили к Вите сделать общее фото класса. Витя попытался встать, но упал как упавший. Увидев подругу за столом в плачевном состоянии, Саня принял смелое решение: остаться с Витей и не идти фотографироваться. Он пообещал, что вскоре после его выздоровления они вместе поедут в город и сделают лучшее фото.

Витя целую неделю провел дома. Бабушка относилась к нему и всячески его баловала. Мальчик от скуки весь день сидел на скамейке и смотрел в окно. Окно в деревенском стиле, закрытое на зиму, — «своеобразное произведение искусства», по которому можно определить характер хозяйки, ее вкус и доход семьи. Потом бабушкины рамы были вставлены «с простой и ненавязчивой красотой» — между ними был только мох от влажности, уголь из матового стекла и рябина на фоне мусора. Через несколько дней в дом пришел важный гость — школьный учитель Евгений Николаевич, который привез с собой фотографию, на которой Вити и Сани не было. Мальчик стал разглядывать лица своих одноклассников. Ему было очень горько не оказаться среди них в тот день.

Учителя и его жена, тоже учительница, очень любили и уважали в деревне. Местные жители всячески старались им незаметно помочь: оставляли под дверью дрова, молоко, сметану, клюкву. Учителя очень хорошо учились: отремонтировали школу, принесли учебники, тетради, карандаши. В деревенском клубе молодежь обучали танцам и играм, ставили развлекательные театрализованные представления. Автор сохранил фото школы. «Он пожелтел, по углам ломался», но лица мальчиков все же можно было узнать. Многие из них не вернулись с войны.

Заключение Несмотря на простой и незамысловатый сюжет рассказа, автору удалось раскрыть многие важные темы, в том числе верность, дружбу, любовь, благородство. В мелких, незначительных деталях он раскрыл жизнь довоенной сибирской деревни, показал характеры и отношения местных жителей. Прочитав небольшой обзор «Фотография, на которой меня нет», рекомендуем прочитать рассказ Астафьева в полной версии

Пересказ в кратких тезисах

Вместе с преподавателем рекомендуется уделить внимание тезисам. Основные моменты рассказа помогут студентам выделить основные моменты по всему тексту:

  1. Приезд фотографа в довоенное село обрадовал всех жителей, он должен был сфотографировать школьный класс.
  2. Все мечтают быть в авангарде фотографии, но Вити и Саша не смогли обыграть призовые места.
  3. Затаив обиду, Витя долго играл с другом на улице и заболел.
  4. Бабушка любила внука и всеми силами пыталась поставить его на ноги, но из-за болезни мальчик не смог поехать на фотосессию.
  5. Санька проявила уважение и поделилась проблемой со своей лучшей подругой, даже отказавшись от фотографии.
  6. Школьная учительница оценила действия детей и пришла на чаепитие в дом Вити.
  7. Школьные друзья навсегда останутся в фотографии. Сохраните теплые воспоминания о тех, кто не вернулся с войны.

Краткая рецензия В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Фотография из музея, посвященная автору

Анализ образов

Главный герой произведения — Витя Потылицын. Он олицетворяет самого автора. Реинтерпретация событий, которую ведет от ее имени Витя, — детские воспоминания писателя. Мальчик и его бабушка Катерина Петровна проживают в селе Овсянка. После смерти родителей Витя живет с бабушкой и дедушкой и учится в местной школе. По тексту рассказа ему можно дать следующую характеристику: он не проявлял особого прилежания или хорошего поведения.

Екатерина Петровна — внешне строгая женщина, ухаживающая за любимым племянником. Всю ночь он заботится и пытается поставить Витю на ноги, чтобы он мог сфотографироваться с классом на фоне дома, где он родился. У этой героини забавная речь с разговорной лексикой и даже типичной для этой местности нецензурной бранью.

Санька — лучший друг главного героя, неугомонный, как Витя. Это была его идея — прокатиться на холме, поэтому он не может не поддержать больного товарища. Но в 1930-е годы фотографирование было действительно большим событием.

С большой любовью и уважением автор описывает еще одного героя рассказа — своего учителя Евгения Николаевича и его жену. Молодая пара ютится с ребенком на половине полуразрушенного дома, но каждый раз старается помочь школьникам. Когда детям не о чем писать, учителя водят их на познавательные прогулки. Учителя отличает не только доброта, но и смелость. Он защищает своих учеников от змеи, встреченной в лесу.

Список и краткая характеристика героев рассказа Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Главные герои

  • Витя Подтылицын растет без матери, которая умерла преждевременно, и без отца, поэтому она живет в доме бабушки и дедушки. Добрый, понимающий, внимательный, старается прислушиваться к советам старших, но иногда поддается влиянию друзей.
  • Бабушка — настоящая хозяйка и хозяйка семьи. Она строгая, но справедливая, добрая и любящая.

Второстепенные персонажи

  • Санька — друг и сосед Вити, бесстрашная, во всех шутках обманывает, только уважительно относится к бабушке Катерине.
  • Молодые учителя сельских школ, бывшие горожане. Они увлечены своей работой, решительны, добры, образованы, любят своих учеников.
  • Дедушка — человек добрый, доброжелательный, трудолюбивый.
  • Тетя Авдотя — помощница по хозяйству в педагогической семье. Решительный, понимающий, доброжелательный, экономный.

Главные герои

Витя — сирота, живший с бабушкой и дедушкой, большой шутник и озорной человек, в школе плохо учится.

Бабушка Вити — добрая, любящая, строгая, но справедливая женщина.

Санька — лучший друг Вити, такой же озорной и бедный ученик, верный и преданный товарищ.

Воспитатель — уважаемый в деревне человек, внимательный, добрый и искренне любящий детей.

Молодая семья учителей

Через несколько дней Евгений Николаевич пришел к больному Вите, поинтересовался его здоровьем и принес готовую фотографию.

Евгений Николаевич — сельский учитель, 25 лет, волосы зачесаны назад, оттопыренные уши, лицо бледное, неприметное, доброе и умное, самоотверженное

Несмотря на молодость, Санька выглядел старым и очень респектабельным.

Продолжить после объявления:

Витя долго смотрел на фотографию, на которой запечатлены деревенские дети. Среди мальчиков был Евгений Николаевич с женой Евгенией Николаевной и почти ничему не улыбались.

Евгения Николаевна — сельская учительница, жена Евгения Николаевича, похожая на него не только именем, но и внешне

Только Вити и Саньки не было…

Бабушка тем временем окружила хозяина заботой и вниманием, угостила его чаем. Учителя, молодые молодожены, тоже были вежливы с ссыльными и всегда были готовы помочь, поэтому Катерина Петровна, как и все жители села, относилась к ним с молчаливым уважением. Даже отец Саньки, многодетный пьяница и «проходимец», Евгений Николаевич успокоился, заговорив с ним всего один раз.

Половину полуразрушенного дома занимала семья молодых учителей. Жители села помогали им, чем могли: кто позаботится об их новорожденном ребенке, кто оставит ему молоко, сметану, творог или клюкву, кто возьмет дрова.

«Руководителями банд» в деревенском клубе были учителя: они учили детей петь и танцевать, устраивали веселые игры и интерпретировали их как священников и мирных жителей. На деревенских свадьбах учителя были самыми почетными гостями, но во время торжеств вели себя строго и учили людей «не заставлять их пить».

Словом, существует благодаря рекламе:

Короткий пересказ «Фотография, на которой меня нет»

В середине зимы в нашей школе произошло невероятное событие: к нам приезжал городской фотограф. Он будет фотографировать «не жителей села, а нас, учеников Овсянской школы». Возник вопрос: где остановиться такому важному человеку? Юные учителя нашей школы занимали половину полуразрушенного дома и родили ребенка, который вечно кричал. «Учителям было неуместно держать такого человека в качестве фотографа». Наконец, фотографа приставили к мастеру рафтинга, самому культурному и уважаемому человеку в селе.

Остаток дня школьники решали, «кто где будет сидеть, кто во что будет одеваться и по какой программе». Все казалось, что нас с Санкой Левонтьевским поставят в последний, последний ряд, так как «мы не удивили мир трудолюбием и поведением». Даже драться не получилось, ребята нас просто оттолкнули. Затем мы начали кататься с самого высокого обрыва, и я собрал катушки, набитые снегом.

Ночью отчаянно заболели ноги. Я простудился и у меня началась болезнь, которую бабушка Катерина назвала «греблей» и утверждала, что я унаследовал ее от покойной матери. Бабушка ухаживала за мной всю ночь, а я заснул только утром. Утром за мной приехал Санька, но я не могла пойти фотографировать, «сломались мои тонкие ноги, как будто они не мои». Тогда Санька сказал, что тоже не поедет, но успеет сфотографироваться, а потом — жизнь долгая. Бабушка нас поддержала, пообещав отвезти меня к лучшему фотографу города. Мне это просто не понравилось, потому что нашей школы не будет.

Я не хожу в школу больше недели. Через несколько дней к нам пришла учительница и принесла готовую фотографию. Бабушка, как и все жители нашего села, относилась к учителям с большим уважением. Они одинаково вежливо относились ко всем, даже к ссыльным, и всегда были готовы помочь. Даже Левонтия, «учитель жуликов», наш учитель умел успокаиваться. Жители села помогали им, чем могли: кто позаботится о младенце, кто оставит в хижине кастрюлю с молоком, кто понесет дров. На деревенских свадьбах почетными гостями были учителя.

Они начали работать в «доме с печами для угарного газа». В школе не было даже парт, не говоря уже о книгах и тетрадях. Дом, в котором располагалась школа, снес мой прадед. Я родился там и смутно помню и своего прадеда, и домашнюю обстановку. Вскоре после моего рождения родители поселились в зимней хижине с протекающей крышей, а через некоторое время выгнали моего прадеда.

Обездоленных затем выгнали прямо на улицу, но родственники не дали им погибнуть. Бездомные семьи «незаметно» раздали по чужим домам. Нижняя часть нашей деревни была заполнена пустыми домами, оставленными раскулаченными и изгнанными семьями. Их заселили люди, изгнанные из домов накануне зимы. В этих временных убежищах семьи не поселились: они сидели связками и ждали второго выселения. Остальные кулацкие дома заняли «пришельцы» — сельские паразиты. В течение года опорному дому довели статус лачуги и переехали в новый.

Людей безропотно выселяли из домов. Только однажды глухонемой Кирила заступился за моего прадеда. «Те, кто знал только мрачное рабское послушание, не были готовы к сопротивлению, инспектор даже не успел вспомнить кобуру. Кирилл осторожно ударил себя по голове ржавым тесаком. Кирила была передана властям, а ее прадед и семья отправлены в Игарку, где она умерла в первую же зиму.

В моей родной избе сначала был колхозный стол, потом жили «пришельцы». То, что от них осталось, отдано школе. Учителя организовали сбор вторсырья и на вырученные деньги купили учебники, тетради, краски и карандаши, а жители деревни бесплатно сделали для нас парты и парты. Весной, когда закончились тетради, учителя повели нас в лес и рассказали «о деревьях, цветах, травах, реках и небе».

Прошло много лет, а я до сих пор помню лица своих учителей. Фамилию забыл, но осталось главное — слово «учитель». Эта фотография тоже сохранилась. Я смотрю на нее с улыбкой, но никогда не смеюсь. «Сельская фотография — это своеобразная летопись нашего народа, истории его кладки, и это до сих пор не смешно, потому что фотография сделана на фоне разрушенного семейного гнезда».

Рассказ Виктора Астафьева «Мальчик в белой рубашке», написанный в 1968 году, очень серьезен и трагичен. Сюжет повествования вращается вокруг семьи: матери и ее троих детей. При подготовке к уроку литературы предлагаем прочитать аннотацию «Мальчик в белой рубашке» для читательского журнала.

Сюжет и композиция рассказа

Произведение рассказывает о жизни в глухой сибирской деревне накануне Великой Отечественной войны. В стране закончилась коллективизация, полным ходом идет экспроприация зажиточных крестьян, среди которых были родственники писателя. В результате семья потеряла дом, построенный много лет назад прадедом главного героя.

Работа написана в 1968 году. История — это глава «Последнего поклона», в которой поднимаются важные темы:

Фотографии, на которых они не являются резюме

  • дружба;
  • доброта;
  • фермерская работа:
  • жизнь в деревне;
  • отношения между односельчанами;
  • любовь к Родине;
  • человеческая память.

Автобиографический очерк ярко и красочно описывает жизнь простых людей. Автор подробно описывает жителей села, особенности простой жизни и простые вещи, наполняющие жизнь радостью и счастьем. Повествование ведется от первого лица и построено на воспоминаниях главного героя о его детстве с бабушкой.

Организация сельской школы

Учителя начали работать в загородном доме с неисправными печами, построенном прадедом Витина. Прадед был раскулачен и сослан, а разделительные стены его хижины были снесены, и в результате образовался большой класс.

Потом школе было передано здание получше, а в прадедовской избе устроили совет колхоза, который быстро развалился. Потом там поселились местные бедняки, после чего ветхое жилище со временем разобрали на бревна. Изба прадеда Витина, в которой родился мальчик, осталась только на фотографии: на заднем плане снимались школьники.

Вначале в школе не было парт, учебников с тетрадями, карандашей. На протяжении первого класса у нас был букварь и красный карандаш, которыми дети попеременно писали. Затем учителя организовали сбор вторсырья и на вырученные деньги купили книги, тетради, краски и карандаши, а жители деревни бесплатно сделали парты и парты. Учителя поделились и с соседями: сельские женщины раздобыли иголки, нитки и пуговицы, а дети сначала попробовали петушков на палках.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Витя — мальчик, который из-за болезни потерял такое знаменательное событие, как приезд фотографа. Он живет с бабушкой и дедушкой.

Другие персонажи:

  • Санька — верный и преданный друг Вити. Когда он увидел, что Витя не может встать, он пошел в школу не один.
  • Бабушка Вити — добрая старуха. Он очень любит своего внука.
  • Евгений Николаевич — учитель, уважаемый в деревне человек, к мнению которого прислушиваются даже закоренелые хулиганы.

Дружба

Так начался синтез. Литературное произведение «Фотография, в которой меня нет» рассказывает о том, что из-за болезни мальчик Витя все еще пропускает одно из важнейших событий — фотографирование с классом. Он очень жалеет об этом, а между тем бабушка утешает внука и говорит, что как только он выздоровеет, они сами поедут в город к «лучшему» фотографу Волкову, и он сделает любую фотографию, даже для портрета, даже для «патчпорт» тоже в «самолете», хоть на коне, хоть на чем-нибудь.

И вот сюжет подходит к самому главному моменту. В аннотации («На фото меня нет») говорится, что друг Витьки Санька приходит утром за своим другом и видит, что тот не выносит, и поэтому сразу решает даже не идти фотографироваться. Санька ведет себя как верный друг, который не хочет больше расстраивать Витьку и потому проигрывает и это мероприятие. Хотя Санька собирался и в новой куртке, он начинает уверять Витьку, что фотограф не приедет к ним в последний раз, и в следующий раз они будут в кадре.

Память об учителях

Весной, когда записывались тетради, учитель водил учеников в лес и рассказывал им «о деревьях, цветах, травах, реках и небе». Он много знал о природе, но дети знали и о лесу, о котором учитель не догадывался. Дети научили его хитростям тайги. Однажды они наткнулись на гадюку. Защищая учеников, учитель убил ее палкой, и только потом дети объяснили ему, что бить змей, раскачиваясь на плече, нельзя — змея может обвиться вокруг палки и упасть человеку на спину.

Прошли годы… И вот каким я запомнил деревенского учителя… — вежливого, застенчивого, но всегда готового бежать вперед и защищать своих учеников, помогать им в беде…

Виктор повзрослел, имена и лица учителей стерлись из памяти, но осталось главное — уважение к слову «учитель». Работая над книгой, он узнал от своих соотечественников, что не только именами, но и внешне они похожи на брата и сестру. Этих добрых и самоотверженных людей запомнили и такие нерадивые ученики, как Витя и Санька.

Сохранилась и школьная фотография. Многие дети, снятые на него, погибли во время Великой Отечественной войны. Взрослый Витя смотрит на нее с нежной улыбкой, без насмешек, потому что эта «фотография — своеобразная летопись нашего народа, его каменной истории», сделанная «на фоне разрушенного родового гнезда».

Болезнь Вити

Автор работы Фотография, на которой меня нет

Ночью у главного героя отчаянно болели ноги: он простудился, обострился ревматизм. Катерина Петровна назвала эту болезнь «рематизацией» и считала, что она передалась мальчику от умершей матери. Бабушка всю ночь ругала и лечила внука: натирала ноги нашатырным спиртом, давала им отвары, а утром с помощью деда залетела в ванну.

Ничего не помогло быстро вылечиться. Когда Санька утром пришел за Витей пофотографировать, он понял, что не может — ноги не ходят. Тогда и Санька в знак солидарности решил не ехать, потому что у него еще будет время сфотографироваться не раз в жизни, и его друга нужно поддержать. Бабушка одобрила решение подруг и пообещала потом отвести ее к лучшему фотографу, но Витя все еще был расстроен в своих мыслях: она знала, что школы на снимке не будет.

Мальчик болел больше недели. Однажды к нему пришел учитель Евгений Николаевич и принес фото одноклассников на фоне разорванного семейного гнезда.

Идея

В рассказе есть образ учителя, уважаемого в селе человека. Он умный, воспитанный, вежливый и приветливый человек. Жители села относятся к нему с уважением, прислушиваются к его мнению. Женщины приносят ему деревенские сладости, помогают жене с маленьким ребенком, делают это незаметно и незаметно. Шьют валенки учителю, помогают с дровами. Житель города, он полностью посвятил себя своему делу, самоотверженно променяв городскую жизнь на воспитание и обучение деревенских детей. Именно учительница принесла Вите фотографию, на которой были запечатлены деревенские школьники, а сам Витя — нет. Это тоже пример доброты и сочувствия.

Повзрослев, Витя смотрит на это фото, на котором школьники запечатлены на фоне его прародины, а перед ним возникают образы тех людей, которые жили рядом с ним, учились и работали. Фотография хранит события тех далеких дней, являясь летописью истории.

Это то, что хотел сказать автор в своем произведении, что прошлое необходимо свято хранить в памяти, потому что без него нет будущего.

Почему герою рассказа в астафьева фотография на которой меня нет так дорога старая пожелтевшая

Отношение к учителям

Главный герой, его бабушка и другие жители села очень уважают учителей. Супруги, которые преподавали в школе Витины, ко всем относились с добротой. Они всегда были вежливы и отказывали в помощи ни от кого, в том числе от ссыльных. Учитель смог успокоить даже главного деревенского злодея Левонтия. И местные жители помогли паре учителей в ответ:

  • ухаживал за ребенком;
  • общие продукты;
  • принесли дрова.

Краткое переосмысление работы Фотография, на которой меня нет

Считалось обязательным приглашать учителей на деревенские свадьбы, где они были почетными гостями. Не зря их чествовали. Эта умная молодая пара начала работать в школе, когда не было парт, особенно книг и тетрадей, а комната отапливалась печами с угарным газом. Дети приносили из дома табуреты и стулья и слушали учителей, сидя в кругу. Приходилось писать красным карандашом всем, сидя на подоконнике, и учиться считать — на занозах или спичках.

Евгений Николаевич, чтобы хоть как-то помочь студентам, изобрел и организовал пункт сбора мусора. Собирали во дворах и на чердаках тряпки и старые железяки. На полученные деньги купили не только книги, тетради, карандаши и краски, но и накинули на палочки пуговицы для женщин и петушков.

Позже крестьяне села в свободное время строили парты и скамейки. Когда весной чистых тетрадей не было, учительница водила школьников гулять в лес и много рассказывала о природе. Автор удивлен, как много интересного он знал, например, из какой древесной бумаги делают и для чего используется сера из сосны, но он также слушал ребят, когда они рассказывали что-то о них о лесу.

Тема и проблематика

Историческая тема

, тема семейных отношений, о которой должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви — все эти вопросы освещены в этом небольшом, но содержательном рассказе.

Умение ради дружбы отказаться от всего дорогого, важного и уникального (Санька и Витя — пример самоотверженности и великодушия).

Проблемы в отношениях

это касается не только главного героя, но и всех жителей села.

Почему герою рассказа в астафьева фотография на которой меня нет так дорога старая пожелтевшая

Вариант 3

Сюжет автобиографического рассказа В.П. Астафьева очень прост (фотограф приезжает в глухое сибирское довоенное село Овсянка по приглашению учителя сфотографировать школьников), но, несмотря на кажущуюся простоту, не исчерпывает содержания произведения. Читателю, который с неутомимым вниманием следит за повествованием, становится важно не столько то, как рассказ заканчивается фотографией, сколько описание сибирского села, его традиций и обычаев, которое рисует автор.

С первых же строк спектакля мы знаем главных героев повести: автора-рассказчика Витю Потылицына и ее лучшего друга Саньку. Именно они по всем канонам старой фотографии должны были сидеть в самом последнем ряду, потому что первые предназначались для умных и прилежных учеников. И мальчики не отличались ни этой зимой, ни предыдущей, ни учебой, ни поведением. Расстроенные друзья спустились с горы, и это развлечение обернулось для них настоящей трагедией. Вечером у Вити случился приступ ревматизма. Всю ночь мучившись невыносимыми болями в ногах, он заснул утром и проснулся только тогда, когда Санька последовал за ним в школу, чтобы пофотографировать. Но больные ноги не слушались, и мальчик был вынужден остаться дома. Санька, пожалев друга, решил никуда не ехать. А бабушка Катерина Петровна после того, как выздоровел внук, пообещала отвезти обоих друзей на местность, чтобы там сфотографироваться в фотостудии.

Фотограф сделал общий снимок без главных героев, а саму открытку, на обороте которой крупным бабушкиным почерком было написано «Овсянская начальная школа 1 ступени», школьный учитель принес в дом Вите. Итак, следуя лирическим отступлениям автора, мы знакомимся с остальными героями этого рассказа, которых много. И Овсянка предстает перед нами не как абстракция, а как живая деревня, где люди ругаются, спорят, иногда пьют, дети болеют и злобны, собаки лают, вечером в дома замерзшего гостя стучат, самый уважаемый человек в селе — учитель, а главным событием для всего села обязательно станет приезд фотографа. И вот, спустя годы, автор бережно сохраняет уже пожелтевшую фотографию, на которой нет ни его, ни Саньки, разглядывая растерянные лица без намека на иронию или насмешку. Это живая память, которая пробуждает душу воспоминаниями. Многие из его одноклассников давно умерли, погибли на фронте, но остались навсегда живыми и молодыми в душе автора.

Болезнь Вити и Санькина поддержка

Витя похолодел, у него началась болезнь, которую бабушка Катерина Петровна назвала «греблей». Он утверждал, что его внук унаследовал его от покойной матери.

Катерина Петровна — бабушка Вити, властная женщина, любит внука, но держит его в тесных перчатках

В ту ночь я не заснул. Ни молитва бабушки, ни нашатырный спирт, ни обычная шаль, особенно сладкая и целительная, потому что она была моей мамой, не приносили облегчения. Я дрался и кричал на весь дом.

Словом, существует благодаря рекламе:

Бабушка натерла Витиной ноги нашатырным спиртом, завернула ее в шаль, согрела у плиты, парила в ванне, окунув веник в хлебный квас. Затем он дал внуку ложку водки и дал ему кипяченого молока с маковыми головками. К утру Витя окончательно заснул и проспал до полудня.

Днем Санька приехал за Витей, но мальчик не смог пойти фотографироваться: «у него были сломаны тонкие ноги», как будто они были чужими. Вид друга опечалил Саньку, и он сказал, что тоже не поедет, но успеет сфотографироваться, а потом — жизнь была долгой. Бабушка их поддержала, пообещав отвезти внука к лучшему фотографу города. Только Вите это не понравилось, потому что в картине не было бы школы, и она долго рычала «от горькой беспомощности».

Деревенские дома и окна

Автор с большим знанием дела описывает дома села, а особенно их окна. По местному обычаю, хозяйки утепляли и одновременно украшали окна своих домов. Сочиненные композиции могли многое рассказать о характере женщины. Роспись окна, созданная бабушкой главного героя, отличалась строгой и сдержанной красотой. На белой ватной палочке между окнами горницы Катерина Петровна разложила несколько веток рябины с листьями. Больше никаких излишеств.

В центральном и внешнем помещениях между каркасами на смешанный с клюквой мох клали березовые угли и груду безлистной рябины. Все это было сделано не зря:

  • мох впитывает влагу;
  • карбон предотвращает замерзание стекла;
  • рябина защищает от испарений из дымящейся печи.

Витя долго не мог понять, дразнит ли его бабушка или действительно подчиняется народным приметам, пока, будучи взрослым, он не прочитал от писателя Александра Яшина, что рябина — первое средство от выгорания.

Отзывы читателей

История создания «Фотографии, на которой меня нет» и сюжет рассказа не оставляют читателей равнодушными. О книге много положительных отзывов.

Я получил огромное удовольствие от рассказа. Он маленький и быстро читает, но надолго не отпускает душу и заставляет задуматься. В век современных технологий радость от приезда фотографа может показаться невероятной, но 80 лет назад это было большим событием. Люди собрались, облачились в лучшую одежду. Фотографии для них были не бумажками, а важными фрагментами памяти.

Екатерина

Прочитала в Интернете много отзывов об истории В. Астафьева и решила написать свой отзыв. В этой работе для меня много трогательных моментов. Например, из-за жестокого обращения с бабушкой главного героя из-за ее болезни ее любовь и забота кажутся искренними. Или возьмите описание зимнего декора окон. Затем перед моими глазами возникает образ, как мы с мамой когда-то собирали веточки и елочные игрушки, чтобы пространство между бокалами было красивым. Атмосфера рассказа приветливая и даже знакомая.

Наталья

На протяжении всей истории мне казалось, что я касаюсь мимолетных, но трепетных и ярких деталей, каждая из которых несет свой смысл. Я с особым удовольствием читал на бабушкином диалекте и был поражен тем, на каком языке разговаривал Астафьев. Здесь мы также затрагиваем серьезную проблему: темные точки истории. Особенно это касается Сибири, где проживает много людей, предки которых были сосланы. В целом, история замечательная.

Сергей

На специализированных интернет-ресурсах вы можете скачать рассказ полностью или в сокращенном виде, а также послушать аудиокнигу онлайн.

Основная мысль

Центральную идею этого произведения можно понять из его последних строк, в которых автор вспоминает, как дорого было к нему отношение учителя, а также как его запомнили: застенчивым и скромным, но всегда готовым защитить своих учеников, помочь людей и как-то облегчить им жизнь. Автор желает всем, кто выбирает профессию учителя, достойно соответствовать этим почестям и надолго остаться в памяти людей.

Школьное фото до сих пор цело, хотя уже давно пожелтело, а уголки отклеились. Спустя много лет писатель с любовью вспоминает своих сверстников и учителей, глядя на сохранившуюся фотографию. В. Астафьев узнает всех ребят на нем и тех сибиряков, которые не вернулись с войны. Основная идея, выраженная автором в рассказе: фотография — это не просто интересное изображение. Это своего рода популярная летопись, повествование, развешенное на стенах. Историческая память состоит не только из политических событий и войн. Главное — это судьба людей, живущих в этой стране.

Кратко об истории создания рассказа «Фотография, на которой меня нет«

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» входит в изданную в Перми книгу «Последняя арка», состоящая из 15 глав.

Рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» был написан в 1968 году. Произведение описывает ту главу в жизни автора, когда из-за болезни он не мог сфотографироваться со всем классом и своим лучшим другом. Он поддержал его.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать онлайн-резюме «Фотография, на которой меня нет». Перечитывание книги также будет полезно при работе с читательским дневником.

Детство Вити

В глухой сибирской деревне приезжий учитель открывает школу. Здесь учится озорной и веселый мальчик Витя. Ожидается, что в село приедет фотограф. Семья учителя думает, как поприветствовать хозяина. Решают договориться с односельчанином по имени Чехов, которого все считали человеком образованным и культурным.

Школьники представляют, как они будут сидеть на фотографии. Мальчики решили, что отличники будут размещены в первом ряду, хорошие ученики будут размещены во втором ряду, а плохие ученики будут размещены в последнем ряду. Это решение не устроило Витю и ее друга Саньку, ведь именно они должны были занять места на заднем ряду. Выразив недовольство общим решением, мальчики на санях скрылись с высокой горы.

Фотографии, где я не вкратце

Вернувшись домой, Витя почувствовал, что ей плохо. От матери он унаследовал серьезное заболевание: ревматизм, связавший его ноги и причинявший сильную боль. Бабушка его долго ругала, но потом пошла за лекарством. Натирал Витиной ноги красителями, водил в баню, но болезнь не отступала. Витя не мог ходить.

В день приезда фотографа он был вынужден остаться дома, так как не мог сделать ни единого шага в одиночку. Санька тоже отказался пойти фотографироваться из солидарности или из чувства вины. Этим поступком он доказал, что ради друга готов пожертвовать своей мечтой, даже если это стоило мальчику невероятных усилий.

Витя много времени проводил дома. Единственное, что у него оставалось, это смотреть на картину из окна и на то, что было между рамами: мох, угли и гроздья рябины. Он чувствовал себя одиноким и забытым всеми.

Через некоторое время мимо Виты прошла учительница, которая принесла фотографию, на которой не запечатлены главный герой и его лучший друг. Мальчик с особым трепетом вспоминает визит учителя. Евгений Николаевич понимал, насколько важна фотография для мальчика, и поэтому посетил его.

Прошли годы. Мальчик вырос, но не забыл своего учителя. У него сохранилась старая пожелтевшая фотография, лица на которой едва видны. Многие одноклассники Виктора погибли во время войны, но фото хранит память о его детстве, проведенном в глухой сибирской деревне, и ее жителях.

Источники

  • https://ryfma.com/p/ENpR3WpvsCuDtPh6k/fotografiya-na-kotoroi-menya-net
  • https://ru-shkola.ru/pereskazy/fotografiya-na-kotoroj-menya-net.html
  • https://OdnoKartinka.ru/soderzhanie/fotografiya-na-kotoroj-menya-net-kratkij-pereskaz.html
  • https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/fotografiya-na-kotoroy-menya-net.html
  • https://KicksContest.ru/pereskazy/pereskaz-fotografiya-na-kotoroj-menya-net.html
  • https://litera.site/interesnoe/fotografiya-na-kotoroj-menya-net-kratkoe-soderzhanie-dlya-chitatelskogo-dnevnika-rasskaza-astafeva
  • https://briefly.ru/astafev/fotografiia_na_kotoroy_menia_net/
  • https://litfest.ru/shortwork/fotografiya-na-kotoroy-menya-net.html
  • https://na5.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/fotografiya-na-kotoroj-menya-net-viktora-astafeva.html
  • https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/265338-kratkoe-soderzhanie-fotografiya-na-kotoroj-menya-net-v-p-astafeva.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/fotografiya-na-kotoroy-menya-net.html

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-мастерская

Цели урока:

1. Учащиеся должны знать, как анализировать прозаическое произведение, опираясь на вопросы и задания, как готовить рабочие материалы для написания сочинения. Учащиеся должны получить представление о художественном мире В. П. Астафьева.

2. Учащиеся должны уметь пользоваться текстом для подтверждения своего мнения, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать устную монологическую речь, способность эмоционально откликаться на затронутые писателем проблемы, словесно созданные образы.

3. Учащиеся развивают навыки самоорганизации, взаимопомощи, осуществляют сотрудничество в ходе практической работы с текстом; формируют мотивацию, связанную с интересом к учебному материалу, осознают потребность вдумчиво и внимательно читать художественную литературу; вырабатывают личное отношение к событиям прошлого.

Оборудование урока: компьютерная презентация, интерактивная доска, карточки с заданием для групповой работы, опросный лист «Мастерская письма», карточки «Рефлексия», текст, фотоаппарат.

Методы и приемы: эвристическая беседа, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа, проблемный вопрос, элементы сочинения.

Ход урока:

1.Оргмомент: 1 мин

2. Этап актуализации знаний: 2 мин.

Слово учителя.

У меня в руках старый семейный альбом. Сколько счастливых и грустных воспоминаний вызывает он. Хранить старые фотографии – добрая традиция на Руси. Раньше фотографий было мало. Их вешали в русской избе в рамке на стену. Поэта Н. Рубцова старые семейные фотографии заставили о многом задуматься:

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнем, враждой

Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет…

(Н. Рубцов)

Мне кажется, что эти слова могут стать хорошим началом нашего урока.

  • Что поэт считает важным?

Найдите ключевые слова в стихотворении Н. Рубцова.

Старый желтый семейный снимок, который бережно хранится, связан с понятиями: «близкие», «душа», «память».

Слово учителя.

Все необходимые слова, важные мысли мы будем записывать в карточку. Эти записи станут рабочими материалами для написания сочинения.

Поэтому я попрошу вас, оставив место для записи темы урока, записать ключевые слова из стихотворения Н. Рубцова.

Я обращаю ваше внимание на слово «НЕ ПОЗАБУДЕТ».

  • Значит, о чем мы будем говорить?

Слово «ПАМЯТЬ» очень важно сегодня на уроке.

Главный вопрос урока: Память!!! Что это: наказанье или дар божий? Помогает она нам жить СЕЙЧАС или мешает? Может ли жизнь без нее быть полноценной?

Сколько вопросов. А где же ответы?

3.Этап мотивации: 2-3 мин. ( просмотр семейных фотографий)

Обратимся к нашему опыту:

На урок вы принесли любимую старую фотографию вашей семьи.

  • Расскажите, какие эпизоды запечатлены на этих фотографиях?

  • Почему они так вам дороги?

(Учащиеся комментируют свои фотографии).

Слово учителя.

Ребята, возьмите в руки ваши фотографии. На них самые близкие для вас люди.

Писатель В. Астафьев написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о своих близких, о своем детстве, о своей родной Сибири.

Цитата: «…у меня возникло желание рассказать о «моей» Сибири, …доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не иваны, не помнящие родства, более того, мы тут родством-то связаны, может, покрепче, чем где-либо» (Астафьев)

Эта книга называется «Последний поклон».

Подробнее мы остановимся на одном рассказе «Фотография, на которой меня нет», который вы читали дома.

4. Выявление восприятия: 3 мин.

  • О чем этот рассказ? Что показалось необычным?

  • Как вы думаете, почему рассказ назван именно так?

  • Почему, несмотря на то что на фотографии нет героя рассказа, она очень дорога ему? (обращаем внимание на последние строчки рассказа: «своеобычная летопись народа», «настенная история его»)

Писатель рассказывает о заурядном случае, происшедшим с деревенским мальчишкой, а выводит нас на большой и серьезный разговор о памяти исторической, о памяти человеческой.

Я обращаю ваше внимание на высказывания известных писателей, философов, мудрецов. Они обращают нас к опыту поколений.

Используя их, давайте дадим имя нашему уроку.

  • Какое высказывание писателей и философов точнее других отражает содержание рассказа? Чем становится для него прошлое?

  • Прошлое – родина души человека. (Г. Гейне)

  • Боюсь не смерти я. О. нет!

Боюсь исчезнуть совершенно. (М. Лермонтов)

  • Природой дарована нам недолгая жизнь, но память о прекрасно прожитой жизни вечна.

(Цицерон)

Пусть эти слова станут именем нашего урока.

Запишем: «Прошлое – родина души человека» Г. Гейне

  • Как вы понимаете выражение « родина души»?

  • Какую задачу мы можем поставить перед собой, обращаясь к этому конкретному рассказу?

5. Определение задач урока: Почему эти воспоминания так важны для

В. Астафьева?

  • Какие наблюдения мы сделали? О ком должны сегодня поговорить?

(о герое, о бабушке, об учителе, о школе и жителях деревни)

6. Работа в группах: 20 мин.

Задание 1 группе.

Расскажите о главном герое, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.

  1. Кто главный герой рассказа? Какое событие осталось в его памяти? Почему?

  2. Проведите наблюдение над фрагментами текста, систематизируйте материал, распределите указанные фрагменты по группам и соотнесите со словами: падение, очищение через страдание, восхождение.

(учащиеся заранее выносят результаты своей работы на интерактивную доску)

Материал для наблюдения:

1. «полезли в драку с ребятами из-за распорядков»

2.«заболели ноги, завыл от боли, не уснул»

3.«бабушка лечила и баловала»

4.«катались со страшного обрыва»

5.«наблюдал за окнами и цветами»

6.«бабушка ругала и давала затрещины»

7.«взрослел, размышлял о людях»

8.«заревел от горького бессилия»

9.«мчались в погибель с руганью»

10.«сидел в тоске»

11.«начерпали в катанки снегу»

12.«учитель принес фотографию»

Материалы наблюдений занесите в таблицу.

падение

очищение через страдание

восхождение

Используя данные таблицы, расскажите, какие поступки совершает герой? Как они его характеризуют?

Учитель: Трудности, испытания, ошибки встречаются на пути каждого человека. Боль, которую ощущает человек может быть и физической, и душевной.

  • Как влияет это преодоление на человека? (изменяет его, делает его опытнее, мудрее, взрослее).

3. Как изменился герой после болезни? О чем говорят его наблюдения? Найдите эпизоды, подтверждающие ваши предположения.

Слово учителя.

Детство – непростая пора в жизни человека. Это путь проб и ошибок. Каждый по-своему его проходит. Важно то, чему мы учимся на своих ошибках.

  • Чему научил этот случай героя? (ценить доброту, заботу, быть совестливым, не допускать падений, а еще ценить красоту)

Запишем ключевые слова.

Следуя традиции русской литературы, Астафьев показывает, что страдания, входящие в «порядок» жизни, нравственно очищают героя, делают его более чувствительным к людям, восприимчивым к красоте. Это путь духовного становления, взросления героя. И сейчас, помня об этом, он и во взрослой жизни ценит красоту, доброту, сострадание, совестливость, человечность. И хочет, чтобы читатель тоже об этом помнил.

Запишите и продолжите предложение: « Воспоминания о далеком детстве позволяют нам судить о самом рассказчике, как о человеке…».

  • Какие предложения вы записали?

Слово учителя.

Детство – важная пора для каждого человека. Очень важно окружение ребенка в этот период, семья.

Самым дорогим для него человеком была бабушка.

Вспоминая ее, писатель В. П. Астафьев говорит о чувстве «гнетущей, тихой, вечной» вины перед ней. В силу жизненных обстоятельств писатель не смог выполнить ее последнего наказа: «Приедь похоронить-то меня, закрой мои глазоньки». « Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти…Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее… Нет у меня таких слов, которые могли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет, и никогда не будет. И некому прощать…»

Найдите такие факты, которые могут доказать, что она стала для него самым дорогим человеком.

Задание 2 группе.

Расскажите о бабушке героя, используя цитаты, свои наблюдения, выводы.

  1. Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила?

  2. Как ее характеризует:

а) речь;

б) любовь к цветам;

в) украшение зимних окон;

г) приход учителя в дом.

3. Почему писатель говорит о чувстве вины?

Эти воспоминания делают человека лучше, заставляют его сейчас быть внимательным к близким, не причинять другим боль, чтобы потом не каяться.

  • Какие ключевые слова мы можем записать? (мудрость, доброта, прощение)

Запишите и продолжите предложение: «Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…»

    • Какие предложения вы записали?

    Разумеется, душевную привязанность герой испытывает ко многим людям, сопровождающим его детство. Одним из них был учитель.

    Цитата из текста: «Прошли годы. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».

    Автор говорит о «благодарной человеческой памяти».

    Задание 3 группе.

    Расскажите об учителе Овсянской начальной школы, используя, цитаты, свои наблюдения, выводы.

    1. Какими вспоминаются первые учителя?

    2. Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

    а) забота о школе;

    б) отношение к детям и деревенским жителям;

    в) случай со змеей?

    3. Какое отношение к учителю в деревне? Почему? Приведите примеры.

    Слово учителя.

    Может быть, кому-то непонятно, почему такие добрые слова звучат об учителе, ведь он просто делает свою работу. Как часто мы не замечаем того, что делают для нас близкие (я говорю не только об учителе, но и о бабушке), считаем это само собой разумеющимся.

      • А легко ли было учителям в то время?

      Важно сохранять память о таких людях. Это подвижники, они приехали в деревню в трудное для страны время, не побоялись трудностей. Они несли культуру, свет в души людей.

        • Какие ключевые слова мы запишем? (самоотверженность, уважение)

        Запишите и продолжите предложение: «В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…»

        Слово учителя.

        Вся повесть «Последний поклон» проникнута идеей открытия мира маленьким героем, которое начинается с самого главного – с открытия своей малой родины. Он живет в деревне в тяжелое для страны время, учится в школе.

        Задание 4 группе.

        Расскажите о школе 30-х годов, используя цитаты, свои наблюдения, выводы.

        1. Как школьники готовились к предстоящему событию?

        2. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку.

        Почему и его не оказалось на фотографии?

        1. Перечитайте описание школьной фотографии.

        Почему старая фотография не вызывает смеха у рассказчика?

        Какие чувства она вызывает?

        Запишите и продолжите предложение: «Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…»)

        7. Чтение заключительной части рассказа: «Та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю в ней.

        Где они сейчас? Кто они?

        Половина из них, если не больше, полегла в войну. Всему миру известно их имя – сибиряки.

        Иногда возьмешь в руки школьную фотографию, и снова нахлынет, нахлынет».

        8. Итоговая беседа: 5 мин.

          • Почему взрослый человек, прошедший войну, потерявший близких, друзей так дорожит старой школьной фотографией, на которой его нет?

          Слово учителя.

          Эти воспоминания помогают ему забыть войну, воскрешают его детские воспоминания, его детскую душу. Фотография становится «летописью детства», а память о прошлом — «родиной души героя».

          Вернемся к главному вопросу: Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня? Может ли жизнь без нее быть полноценной?

            • А что эта память дает нам?

            Прочитайте ключевые слова, которые мы записали.

            Да, это тот духовный опыт, который нужен нам сегодня.

            Память дает человеку духовный опыт, мы свои новые шаги соизмеряем с прошлым. А если это память такого человека как писатель, мастер художественного слова, тогда его опыт становится достоянием многих людей. В. Астафьев дает нам свои уроки памяти, обогащает душу человека. Для него память о прошлом, о детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои главные уроки: научился сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился преодолевать трудности и, главное, любить свою землю, любить своих близких.

            9. Разрыв: 2 мин.

            Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое. Я думаю, он останется в вашей памяти. А чтобы был и у вас повод его вспомнить, я предлагаю всем сфотографироваться. Мы назовем этот снимок: «Фотография, на которой я есть…»

            10. Рефлексия: 1 мин.

            И в наших душах рассказ В. Астафьева оставил много впечатлений. Давайте сохраним их в нашей памяти. У каждого на столе лежит карточка, в которой я прошу записать свои впечатления.

            Сегодня на уроке я открыл…

            почувствовал…

            узнал…

            понял…

            задумался…

            испытал…

            Закончите предложение.

            11. Оценочная деятельность: 1 мин.

            12. Домашнее задание: 1 мин.

            1. Напишите мини-сочинение «Прошлое – родина души человека»

            2. Прочитайте 2-3 рассказа из книги «Последний поклон» (на выбор).

            Приложения.

            Карточка

            Мастерская письма.

            Имя урока:

            Ключевые слова (эпиграф):

            Продолжите предложение:

            Герой:

            1. Воспоминания о далеком детстве позволяют нам судить о самом рассказчике, как о человеке…

            Бабушка:

            1. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…

            Учитель:

            1. В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…

            Школа:

            1. Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…

            Карточка №2

            Закончите предложение:

            «Сегодня на уроке я открыл…

            почувствовал…

            узнал…

            понял…

            задумался…

            испытал…

            Карточка-задание №1.

            Расскажите о главном герое, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.

            1. Кто главный герой рассказа? Какое событие осталось в его памяти? Почему?

            2. Проведите наблюдения над фрагментами текста, систематизируйте материал, распределите указанные фрагменты по группам и соотнесите со словами: падение, очищение через страдание, восхождение. (материал занесите в таблицу и покажите результаты на интерактивной доске).

            Какие поступки совершает герой? Как они его характеризуют?

            1. Как изменился герой после болезни? О чем говорят его наблюдения?

            Карточка-задание №2.

            Расскажите о бабушке героя, используя цитаты, свои наблюдения и

            выводы.

            1. Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила7

            2. Как ее характеризует:

            а) речь;

            б) любовь к цветам;

            в) украшение зимних окон;

            г) приход учителя в дом?

            3. Почему писатель говорит о своей вине?

            Карточка-задание №3.

            Расскажите об учителе Овсянской начальной школы, используя

            цитаты, свои наблюдения и выводы.

            1. Какими вспоминаются первые учителя?

            2. Как учителя характеризуют его поступки, отношение к людям:

            а) забота о школе;

            б) отношение к детям и деревенским жителям;

            в) случай со змеей?

            3. Какое отношение к учителю в деревне? Почему? Приведите примеры.

            Карточка-задание №4.

            Расскажите о школе 30-х годов, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.

            1. Как школьники готовились к предстоящему событию?

            2. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Почему и его не оказалось на фотографии?

            3. Перечитайте описание школьной фотографии.

            Почему старая фотография не вызывает смеха у рассказчика?

            Какие чувства она вызывает?

          1. Почему герой не может одержать победу над злом самостоятельно в сказке гуси лебеди
          2. Почему герой рассказа после бала оставил службу
          3. Почему герои сказки названы именно сестрица и братец а не сестра и брат
          4. Почему герой лишен имени в рассказе господин из сан франциско как описывает его автор
          5. Почему герой рассказа стал играть в чику уроки французского