Почему героям сказки зимовье зима оказалась не страшна

В готовой исследовательской работе по литературе физика в литературе ученицей была поставлена цель, выявить физические явления в художественной литературе. материалом

В готовой исследовательской работе по литературе «Физика в литературе» ученицей была поставлена цель, выявить физические явления в художественной литературе. Материалом для исследования послужили лирические и художественные произведения классиков, а также тексты авторских и народных сказок.

Подробнее о работе:

В ученическом исследовательском проекте по физике на тему «Физика в литературе» автор приводит цитаты из литературных и поэтических произведений, в которых говорится о физических явлениях или веществах и исследуется, как их применение в повествовании влияет на ход сюжета. В работе представлены цитаты и анализ конкретных примеров описания физических явлений в художественных произведениях.

В индивидуальном детском проекте «Физика в литературе» автор изучает русскую и зарубежную художественную литературу разных жанров, содержащую описание физических явлений: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы и поговорки и определяет возможные точки соприкосновения физики и искусства, показывает то, каким образом физические явления, «вошли» в народное творчество.

Оглавление

Введение
1. Физики и лирики.
2. Возможности освещения научных знаний в художественной литературе.
3. Точки пересечения физики и литературы.
4. Физика устами великих поэтов.
5. Физические явления в зарубежной художественной литературе.
6. Физические явления в русской художественной литературе.
7. Физические явления в сказках.
8. Физические явления в стихотворениях.
9. Физические явления в загадках.
10. Физические явления в пословицах и поговорках.
Заключение
Используемые ресурсы

Введение

В момент поиска подходящей темы для проекта, я наткнулась на ту, которую буду представлять сейчас. Она привлекла моё внимание тем, что до сегодняшнего дня я не могла и представить какой-либо связи между физикой и литературой, ведь в моём понимании это совершенно несовместимые предметы.

Мне захотелось провести некоторые исследования и убедиться в том, что в литературе действительно могут присутствовать элементы физики.

Моя работа интересна тем, что в ней показано каким образом физические явления, «вошли» в народное творчество. Физика, присутствующая в области народного творчества, поможет лучше воспринять то или иное физическое явления, запомнить его и впоследствии воспользоваться данными знаниями. Задачи с художественным содержанием представляют возможности для моделирования ситуаций, помогают глубже понять окружающий мир, формируют критическое мышление, умение дать научный анализ сюжета, развивают образное и логическое мышление, позволяют выйти за границы учебника. Решение задач на основе литературных сюжетов позволяет глубже узнать и еще больше полюбить такую волшебную науку, как физика.

Цель исследования: выявление физических явлений в художественной литературе.

Объект исследования: пути описания физических явлений в литературе различными авторами.

Предмет исследования:произведения художественной литературы, содержащие признаки физических явлений.

Гипотеза исследования: физические явления действительно имеют место в художественной литературе и влияют на ее сюжеты.

Задачи исследования:

  • Изучить художественную литературу разных жанров, содержащую описание физических явлений: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы и поговорки.
  • Определить возможные точки соприкосновения физики и искусства;
  • Проанализировать конкретные примеры описания физических явлений в художественных произведениях.
  • Сделать вывод на основе обобщенного анализа имеющихся знаний с полученными данными.

Методы исследования: поиск информации, ее обработка и анализ.

Актуальность исследования: Человек живет в тесной связи с природной средой, воздействует на нее, изменяя и приспосабливая к своим потребностям. Отношение человека к различным физическим явлениям, происходящим вокруг, нередко выражается образно и эмоционально в произведениях художественной литературы. Изображение различных физических явлений можно заметить в русской и зарубежной литературе, сказках, стихах, загадках, пословицах и поговорках, что лишний раз дает нам повод говорить о тесной связи науки и искусства на примере физики и литературы, и о важности затронутой проблемы исследования.

Физики и лирики

Сначала немного истории.

Непримиримый бурный спор о значимости физиков и лириков начался в 1959 году. «Мироздание не ограничено пределами точного знания, не замкнуто в кругу формул, порядком абстрагирующих жизнь.»

«Девятая симфония Бетховена и «Медный всадник» Пушкина далеко превосходят своей мощью не только самые мощные рефракторы Пулкова, но и космическую ракету», – писал поэт П. Г. Антокольский, представитель лагеря «лириков».

Один из первых отечественных кибернетиков И. А. Полетаев так высказывал другую точку зрения: «Мы живем творчеством разума, а не чувства, поэзией идей, теорией экспериментов, строительства. Это наша эпоха. Она требует всего человека без остатка, и некогда нам восклицать: ах, Бах! ах, Блок!… Хотим мы этого, или нет, они стали досугом, развлечением, а не жизнью».

А поэт Б.А.Слуцкий написал стихотворение «Физики и лирики», слова из которого и стали крылатыми:

Что-то физики в почёте. Что-то лирики в загоне. Дело не в сухом расчёте, Дело в мировом законе. (1959г.)

Кто же сегодня в почете? Кто востребован на рынке труда? Если быть объективным, приходится признать, что в наше время, когда промышленность стремительно развивается, больше требуются все-таки технические специальности.

Лирикам тоже есть место под солнцем. Это и дизайнеры, и маркетологи, и HR-специалисты, выстраивающие внутрикорпоративную политику, философы, ищущие смысл бытия… У каждого своя задача. «Физики» двигают прогресс вперед, создают материальные блага, а лирики делают этот мир гармоничнее, помогают человеку оставаться человеком. Они вносят в жизнь общества эмоции, переживания, легкий богемный хаос в мысли, красоту. Они напоминают нам, что есть прекрасный незабываемый рассвет и закат, легкое дуновение ветерка, мечты, сомнения, любовь…

Самое интересное, что многие «физики» являются замечательными, нежнейшими «лириками». Первая женщина-профессор математики Софья Ковалевская была талантливой писательницей. Альберт Эйнштейн обладал уникальным воображением: сначала что-то воображал, потом претворял в жизнь, находил научное обоснование этому. Борис Стругацкий, окончив механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории, а с 1960 – профессиональный писатель. Его брат Аркадий Стругацкий – выпускник Актюбинского артиллерийского училища, затем окончил Московский военный институт иностранных языков с дипломом переводчика-япониста. Перечислять можно долго. А вот кто назовет «лирика», ставшего известным «физиком»?

По-видимому, человек может в любом возрасте, заинтересовавшись гуманитарными дисциплинами, глубоко изучить их и стать отличным специалистом во вновь выбранной области. А вот «лирикам» не удаются такие жизненные крутые виражи. Иначе говоря, если ваш ребенок окончил технический вуз, успешно работал, но потом решил стать переводчиком, учителем, историком, писателем, художником и т.д. – это вполне реально и примеров тому много. А вот выбрав гуманитарную стезю, он на ней и останется. Точные науки он, конечно, может изучать, но это не перейдет рамки дилетантства, хобби, и заметного следа в истории человечества он на вновь избранном поприще не оставит.

Следует признать, что сегодня человеку необходимы и техническое, и гуманитарное образование. Должны быть в обществе и физики, и лирики. Да вы и сами знаете, что все больше молодых специалистов имеют два-три диплома, знают несколько иностранных языков. Таковы требования времени. Только так можно чувствовать себя успешным, конкурентоспособным человеком, идущим в ногу с прогрессом.

Возможности освещения научных знаний в художественной литературе

Наука описывает явления и процессы окружающей действительности. Она дает человеку возможность:

  • Наблюдать и проанализировать процессы и явления.
  • Выяснить на качественном уровне механизм их протекания.
  • Ввести количественные характеристики.
  • Предсказать ход процесса и его результаты.

Искусство, к области которого относится и художественная литература отражает мир в образах — словесных и визуальных. Оба названных способа отражения реального мира взаимно дополняют и обогащают друг друга. Это связано с тем, что человеку от природы присуще относительно независимое функционирование двух каналов передачи и переработки информации — вербального и эмоционально-образного. Это обусловлено свойствами нашего мозга.

Наука и искусство по-разному отражают общественное сознание. Язык науки – понятия, формулы. Язык искусства – образы. Художественные образы вызывают в сознании людей стойкие, яркие, эмоционально окрашенные представления, которые, дополняя содержание понятий, формируют личностное отношение к действительности, к изучаемому материалу.

Формулы, соотношения, зависимости могут быть красивы, но это нужно уметь почувствовать, тогда учеба вместо суровой необходимости может стать трудным, но приятным делом. В художественных произведениях нередки картины физических явлений в природе, описания различных технических процессов, конструкций, материалов, сведений об ученых.

В научной фантастике отражены многие научные предположения и гипотезы. Особое видение мира, владение словом и умение обобщать позволяет писателям добиваться в своих произведениях удивительно точных, легко представимых описаний.

Раскрытие тайн и законов природы человеком всегда волновало не только ученых, но и литераторов. Физика в поэзии занимает достойное место. Поэтические образы, навеянные физическими явлениями, придают зримость и предметность миру мыслей и чувств поэтов. Поразительно, насколько точно поэты предвосхищают порой важнейшие проблемы научного исследования.

Точки пересечения физики и литературы

Один очень умный человек сказал: «Без физики нам не прожить!». Это значит, что во всех сферах жизнедеятельности человека мы сталкиваемся с проявлениями физики в той или иной форме.Везде и всегда.

Казалось бы, ну какое отношение имеет физика к самой не физической области как лирика. Литература, поэзия, устное народное творчество на первый взгляд так далеки от точной науки физики.

Раскрытие тайн и законов природы человеком всегда волновало не только ученых, но и литераторов. Поразительно, насколько точно поэты предвосхищают порой важнейшие проблемы научного исследования.

В связи с этим нельзя не вспомнить удивительное стихотворение А.С. Пушкина, где каждая строчка – глубокая мысль, под которой с удовольствием подпишется любой современный физик:

«О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель.»

Михаил Васильевич Ломоносов смог передать красоту и удивительность физических явлений в прекрасном литературном слоге

Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»; Другой, что Солнце все с собой планеты водит: Один Коперник был, другой слыл Птолемей».

В отрывке стихотворения Ломоносов приводит веское доказательство гелиоцентрической системы мира, опираясь на принцип относительности механического движения.

Среди научных учений, физика занимает особое место. Любой читающий человек, несомненно, найдет для себя возможные «точки пересечения» физических знаний, и литературных текстов, в которых физика предстает в различных ролях.

Описания физических явлений в различных литературных произведениях

Произведения художественной литературы, богатые описанием тех или иных физических явлений природы, интересными фактами, легко усваиваются.

В произведении М.М. Пришвина «Весна света» найдем описание тепловых процессов – плавления и кристаллизации:

«В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное время, названное мною весной света, когда первый воробей запоет по- своему в стенной печурке, желоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает и поперек тротуара побежит первый маленький ручей».

«Желоб высунет из себя ледяной язык» — это кристаллизация; а «с него закапает» — это плавление.

Капитан Врунгель, вернувшись из очередного кругосветного путешествия, рассказывает:

«У нас в кают-компании на стене висит ружьё. Старинное охотничье ружьё. Так вот, это самое ружье непременно раз в год стреляет. И в этом году тоже – как бабахнет! Мы как раз стояли у острова Борнео. Я врываюсь в кают-компанию и что же вижу? Ружьё раскачивается на стене, как маятник в шторм, а пуля пробила насквозь аквариум с моими золотыми рыбками…Вода выливается через дыры, как сквозь кингстоны, а бедные рыбки подпрыгивают, бьются о дно… Пришлось мне заткнуть пробоину и вызвать своих помощников».

Какая деталь в рассказе капитана Врунгеля противоречит закону физики?

Ответ: Пуля, попавшая в сосуд с водой, разбивает его вдребезги, так как давление передается водой одинаково по всем направлениям по закону Паскаля. Если бы пуля попала в пустой аквариум, то она бы не разбила его вдребезги, а лишь оставила бы в нем отверстия.

Беляев А.Р. «Человек – амфибия».

«Дельфины на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас тут все тяжелее. Даже собственное тело».

Объясните заявление автора.

Ответ: в воде тела легче, т.к. на них действует выталкивающая сила.

В ряде литературных произведений описывается физическое явление-инерция.

Например: М.М. Пришвин «Кладовая Солнца»

«В это время заяц, большой, старый, матерый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние лапы, послушать, далеко ли тявкает лисица. Так вот одновременно и сошлось – собака бросилась, а заяц остановился. И собаку перенесло через зайца. Пока собака выправлялась, заяц огромными скачками уже летел по тропе…»

Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»

«Стоило коню остановиться, как Рыцарь тут же летел вперед. А когда Конь снова трогался с места, Рыцарь тотчас падал назад»

Ф. Искандер «Святое озеро»

Герой рассказа поскользнулся и полетел по крутому склону ледника вниз.

«Поперек его пути была глубокая траншея, где клокотала и неслась талая вода. Он подумал, что сейчас погибнет, попав в эту траншею, но перелетел через нее и на пологом склоне затормозился»

В большинстве современных произведений развиваются различные гипотезы о строении вещества, о свойствах пространства и времени, гравитации, полей биологического происхождения, предполагаются способы передвижения в пространстве и т.д.

Научные знания по теме «Сила тяжести. Вес тела» можно расширить путем прочтения отрывка из рассказа А.Р. Беляева «Над бездной», темы «Вес тела, движущегося с ускорением» — отрывком из повести А.Н. Толстого, явления испарения и конденсации упоминаются в повести А.Р. Беляева «Продавец воздуха».

Физика устами великих поэтов

Поэты и писатели умеют видеть окружающий мир и образно описывать его. Во многих литературных произведениях мы встречаемся с различными явлениями природы в художественном воображении авторов.

Физик, читая такие места, не может удержаться, чтобы не рассмотреть такие небольшие отрывки из произведений как задачи с физическим содержанием. Некоторые из них могут оказаться весьма непростыми — надо хорошо подумать, чтобы ответить правильно.

Следовательно, есть возможность одновременно наслаждаться как художественными формами, так и красивыми решениями.

Достаточно много примеров описаний физических явлений мы найдем и зарубежной литературе, начиная с самых ранних этапов ее развития.

Явления испарения, кипения и конденсации водыописываются в мифологии разных народов. Туманы упоминаются в эпосе разных народов. Например, герои германского эпоса — нибелунги, т.е. дети тумана, хранящие чудесный золотой клад. В карельском эпосе «Калевала» хозяйка Похъелы обращается к дочери:

Дева мглы, тумана дочка!
Ты просей туман сквозь сито,
С неба дай сгущенный воздух,
Ты пусти пары густые
На хребет морей блестящих…
В латышских народных песнях — дайнах — есть такие строки:
Девки пели за рекой,
За туманом их не видели.
Шапку с головы сорвал,
Отогнал туман от речки.

В известном произведении А. Конан Дойля «Собака Баскервилей» находим описание явления люминесценции.

«…Да, это была собака огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьём воображении не могло возникнуть видение, более страшное, более омерзительное, чем это гадкое существо, выскочившее на нас из тумана».

И далее:

«Её огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы, и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже светились в темноте…».

В поэме Лукреций Кар «О природе вещей», мы видим примеры описания исторически ограниченных, неверных представлений о физических явлениях, в частности магнитное взаимодействие.

«Вещи, в которых их ткань совпадает взаимно с другою
Так, что где выпуклость есть, у другой оказалась бы там же
Впадина,- эта их связь окажется самою тесной.
Есть и такие еще, что крюками и петлями будто
Держатся крепко и этим друг с другом сцепляются вместе.
Это, скорее всего, происходит в железе с магнитом».

В произведениях Э.Э. Смит. «Док», «Серый линзиит», перед нами механическое явление. Излучение это не что иное, как механические волны.

«Босконцы атаковали «Неустрашимого», и под сосредоточенным огнем их боевых лучей наружный защитный экран начал поддаваться. Испускаемое ими излучение все больше смешалось в область спектра».

В отрывке Дж. Уильямс «Дитя звезд» нам показано явление атмосферного давления.

«Насосы рефритеритов накачивали в купол охлажденный воздух, но казалось, что огромный диск Солнца, по которому медленно проползали воины бури, немилосердно сжигает их с видеокартами своими лучами, словно они стояли обнаженными на скалах поверхности планеты».

Герой одного из рассказов О. Генри дал пинок поросенку с такой силой, что тот полетел, «опережая звук собственного визга».

Вопрос: С какой силой должен был ударить поросенка герой рассказа, чтобы описанный случай произошел в действительности? Массу поросенка примите равной 5 кг, а продолжительность удара 0,01 сек.

Ответ: По второму закону Ньютона импульс силы, приложенной к какому-нибудь телу, равен изменению количества движения этого тела. Ft = mv. Чтобы поросенок обогнал свой собственный визг, он должен двигаться со скоростью, большей скорости звука, т.е. его скорость должна быть больше 330 мс. Следовательно, сила удара должна составлять около 165 000 Н.

В произведении Л.О. Гегельского «Первые мгновения ночной грозы» показано электромагнитное явление, такое как молния.

«В коридоре запившей вдовы —
Что-то колкое впилось в затылок
Стернью скошенной наспех травы.
Небо ветхое в черных заплатах
Резанули стекляшки стрижей,
И бабахнули в дыры раскато
Многостволки ночных сторожей.
Чьи-то тени проносятся близко,
Обдавая дыханием бок
И, пригнувшись на просеках низко,
С хрустом топчут по мшанику дрок.
Где-то сверху, в дне, выпали пакли
И со звуком, похожим на всхлип,
Белым фосфором первые капли
Хлестко врезались в головы лип».

В отрывке произведения Дж. Уильямса «Блуждающая звезда» перед нами раскрывается состав атома.

«Жадно и мгновенно поглощала она новые атомы, всасывала электроны в свои расширяющиеся матрицы, пиладобавочную энергию из ледяного камня».

Дж. К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки».

«Это был изумительный сыр, острый и со слезой, а его аромат мощностью в двести лошадиных сил действовал в радиусе трех миль и валил человека с ног на расстоянии двухсот ярдов».

Вопрос:Чем объяснить такую «мощность» сыра?

Ответ: Диффузией и конвективными потоками воздуха.

Один из героев книги Г. Манна поучал другого:

«Если снег перестанет, может наступить сильный мороз…»

Вопрос: Верно ли это? Объясните.

Ответ: Примета указана верно. Образование кристалликов снега и льда связано с выделением энергии в окружающую среду. Поэтому при снегопаде большого понижения температуры воздуха быть не может.

Физические явления в зарубежной художественной литературе

Все эти физические явления встречаются не только в природе, а также во многих художественных произведениях. Я взяла двенадцать художественных произведений и посмотрела, какие физические явления встречаются в них чаще всего.

1) А. С. Пушкин «Зимнее утро» — мороз (тепловое явление)

— Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись…

2) А.С. Пушкин «Эхо» — эхо (звуковое явление)

3) Ф.И. Тютчев «Люблю грозу в начале мая…» — гроза (электрическое, звуковое и световое явление)

4) М. Ю. Лермонтов « Метель шумит и валит снег…» — метель (механическое явление)

5) С. Маршак « Июль» — гром (звуковое явление)

— Сенокос идет в июле, Где-то гром ворчит порой. И готов покинуть улей Молодой пчелиный рой.

6) С. Маршак «Апрельский дождь прошел впервые…» -ветер (механическое явление)

7) С. Есенин «Береза» — заря (световое явление)

8) И. А. Бунин «В мае» — рассвет (световое явление)

9) И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» — туман (тепловое явление)

10) В. Высоцкий «В темноте» — ветер (механическое явление)

11) А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…» — закат, ветер (световое, механическое явления)

— Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

12) М. Ю. Лермонтов «Кто в утро зимнее, когда валит…» — заря (световое явление).

Процентное соотношение: Механические явления – 27% Электрические явления – 7% Световые явления – 33% Звуковые явления – 20% Тепловые явления – 13%

Физические явления в русской художественной литературе

Мы все читали и читаем сказки, рассказы, повести разных писателей, но не всегда обращаем внимание на встречающиеся в них физические явления. В одних произведениях физические явления изображаются правдиво и точно. В других произведениях, физические явления — фантазия и имеют поэтическое преувеличение. Рассмотрим и проанализируем несколько произведений с точки зрения физики.

1) «Лисичка – сестричка и серый волк» — русская народная сказка. Волк на реку, опустил хвост в прорубь, и начал приговаривать: — Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка, и мала и велика! Вслед а ним и лиса явилась; ходит около волка да причитает: — Ясни, ясни на небе звезды, Мерзни, мерзни, волчий хвост!»

При ясной погоде атмосфера прозрачна и нагретый от земли днем воздух ночью благополучно уходит в верхние слои атмосферы, ну а поскольку природа не любит пустоты, то на его место опускается холодный воздух. Ведь известно, что теплый воздух легче холодного, потому что расстояние между его молекулами больше, вот и покидает теплый воздух нас, унося с собой тепло. Охлаждение – тепловое явление.

2) Н.Носов «Незнайка на Луне»
Как только ракета достигла максимальной скорости, электронная управляющая машина автоматически прекратила работу двигателя, и дальнейший полет происходил по инерции.

Что называется инерцией?

Инерция – явление сохранения скорости, при отсутствии действия на него других тел

3) Н.Носов «Незнайка на Луне»
…. Он (Знайка) сейчас же почувствовал, что невесомость возникла, и тот же момент заметил, как бежавшие к нему Клепка и Звездочкин отделились от поверхности Луны и взмыли кверху. Увидев этот фантастический прыжок, Знайка и Звездочкин снова приобрели вес и, полетев вниз, растянулись на поверхности Луны. Случись это на Земле, они без сомнения, искалечились бы, но так как здесь сила тяжести была меньше, они как говориться, отделались легким испугом.

Во сколько ускорение свободного падения на Луне меньше ускорения свободного падения на Земле?

В 5 раз меньше ускорение свободного падения на Луне ускорения свободного падения на Земле.

4) А. Волков «Волшебник изумрудного города»
И скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, бесконечно вдыхая сладковатый усыпляющий аромат…

Причиной распространения запахов являются диффузия и конвекция. Конвекция (по латыни — «перемешивание» ) состоит во взаимном перемещении, перемешивании молекул воздуха.

5) М.М. Пришвин. «Весна света»
В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное время, названное мною весной света, когда первый воробей запоет по-своему в стенной печурке, желоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает и поперек тротуара побежит первый маленький ручей.

Таяние – тепловое явление

Тепловые явления – это явления, которые происходят при нагревании и охлаждении физических тел.

6) М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь»
…Слышит – «костер», говорят. А на «костре» на этом черное что-то положено, и в нем вода, точно в озере во время бури, ходуном ходит.

Кипение воды сравнивается с бурей на озере.

Кипение — это интенсивное парообразование, которое происходит при нагревании жидкости не только с поверхности, но и по всему объёму. Вода во время кипения бурлит.

7) Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Назад тому лет пять я проезжал чрез город Миргород. Я ехал в дурное время. Тогда стояла осень с своею грустно-сырою погодою, грязью и туманом. Какая-то ненатуральная зелень – творение скучных, беспрерывных дождей – покрывала жидкою сетью поля и нивы, к которым она так пристала…

Туманы формируются во время скопления в воздухе в нижних слоях атмосферы капель или ледяных кристалликов, из-за чего вдоль земной поверхности образуется напоминающая облака пелена, ограничивающая видимость настолько, что далее одного километра пространство не просматривается, а в некоторых случаях предметы становятся трудноразличимыми уже на расстоянии нескольких метров.

Физические явления в сказках

Сказки являют собой заряд мудрости и доброты, столь необходимой людям нашего времени. Сказка нас учит быть добрым, справедливым, противостоять злу, знакомит с образом мышления разных народов. В последнее время сказки открылись для меня с новой, совершенно неожиданной стороны. В них много материала, которые требует объяснения с физической точки зрения.

Виды теплопередачи.

1) Русская сказка “Байка про тетерева”.

Некому выстроить тетереву в зимнюю стужу дом, а сам не умеет одну-то ночь всего надо пережить. Эх – надумал он – куда ни шло! И в бултых снег…

В снегу и ночевал. Ничего. Тепло было. Поутру рано встал, но вольному свету полетел. Куда надо.

Что спасло тетерева от холода во время ночевки в снегу?

1.Теплая одежда 2. Перья 3. Снег 4. Отопление

2) Русская сказка “Зимовье зверей”.

Пришли к быку в хлев гусь и петух, хором говорят : «Пусти ,брат, к себе погреться». Бык отвечает: «Нет, не пущу. У вас по два крыла, на одно ляжешь, другим оденешься, так и позимуете.»

«Не пустишь, – говорит гусь, – так я весь мох из твоих стен повыщипываю, тебе же холоднее будет.»

«Не пустишь, – говорит петух, – так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу тебе. Тебе же холоднее будет.»

Чем с точки зрения физики были согласны угрозы гуся и петуха?

1. Они оба ломают дом 2. Они оба увеличивают выход тепла из дома. 3. Они хотят согреться с помощью моха и земли.

3) Алтайская сказка “Горностай и заяц”.
Молча думал свою думу мудрый медведь. Перед ним жарко трещал костер, над огнём на железном треножнике стоял золотой котёл с семью бронзовыми ушками. Это свой любимый котел медведь никогда не чистил, боялся что вместе с грязью счастье уйдет и золотой котел всегда был покрыт ста слоями сажи, как бархатом.

В каком котле – чистом или покрытым сажей – вода закипает скорее?

1. В чистом. 2. В покрытой сажей. 3. Без разницы.

Почему?

1. Сажа препятствует нагреву котла. Так как обладает плохой теплопроводностью.
2. Сажа способствует нагреву котла.Так как обладает хорошей теплопроводностью.

Испарение.

1) Из русской сказки “Парень из глины”.

Старик вылепил из глины паренька. Положили его на печку сушить. Высох парень и стал просить еды.

Почему высохла глина?

1. Вода стекла из глины
2. Солнце напекло глину.
3. Глина не высыхала
4. Вода испарилась из глины

2) Из итальянской сказки “Кирпич и воск”.

Глину замесили водой долго мяли наготовили кирпичей, а потом сунули в огонь. Там-то мы и стали звонкими и твердыми.

Почему кирпич стал звонким?

1. Вода в кирпиче звенит.
2. Кирпич высушился и поэтому глина стала твердой.
3. Огонь испарил воду с кирпича и поэтому кирпич стал твердой

Работа.

1) “Руслан и Людмила”.

”…Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой…»

Совершается ли в этом случае работа?

1. Совершается 2. Не совершается 3. Этого не может быть.

Движение и силы.

1) Русская сказка “Терeшечка”.

Ведьма глянула и увидела его на высоком дубу. Кинулась грызть дуб. Грызла, грызла – два передних зуба выломала побежала в кузницу;

Кузнец, кузнец! Скуй мне два железных зуба.

Зачем ведьме были нужны железные зубы?

1. Так красивее. 2. Так страшнее. 3. Потому что, твердость железа меньше твердости дуба. 4. Потому что, твердость железа больше твердости дуба.

2) “Царевна лягушка”.

Катится клубочек по высоким горам ,катится по темным лесам, катится по зелёным лугам, катится по топким болотам , катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет, да идет за ним – не остановится на отдых ни на часок.

Почему именно в сказках берут круглый клубочек?

1. Можно взять и квадратный ящик. 2. Потому что, круглому клубочку легче катиться. 3. Потому что, трения меньше.

Движение молекул и температура тел.

1) Из норвежской сказки “Кари Замарашка”.

Вот наконец добралась она до Золотого леса. Он был такой золотой, что золото капало с него золотыми каплями, и ветки, и цветы, и всё всё тоже было из чистого.

Какая была температура в лесу, что золото капало золотыми каплями?

1. Температура кипения воды 2. Температура кипения золота

3. Температура плавления золота 4. 100 градусов по Цельсию. 5. Температура внутри солнца.

2) Из древнегреческой легенды “Делал и Икар”.

Сильно взмахнув крыльями, взлетел Икар высоко в небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи расплавили воск, скреплявший долено по воздуху, гонимым ветром долено.

Что означает слова “и лучи расплавили воск” ?

1. Лучи солнца слишком горящие для Икара. 2. Воск перестал выполнять свои функции. 3. Из-за солнечных лучей воск совершил фазовый переход в жидкое состояние.

Световые явления. Скорость света

1) Из итальянской сказки “Человек, который искал бессмертие”.

И тут Грантэста увидел что-то показалось ему страшнее бури. К долине приближалось чудовище, летевшее быстрее, чем луч света. У него были кожистые крылья, бородавчатый мягкий живот и огромная пасть с торчащими зубами.

Что неверно, с точки зрения физики, в этом отрывке?

1. Драконов не существует 2. Скорость не может быть выше скорости света 3. Огромная пасть с зубами не дает дракону летать. 4. Сказки это ложь.

Отражение света.

1) Из древнегреческой легенды о Персее.

Скорей отвернулся Персей от горгон. Боится увидеть он их грозные лица: ведь один взгляд – и в камень обратится он. Взял Персей щит Афины-Паллады – как в зеркале отразились в нем горгоны. Которая же из них Медуза.

Как падает с неба орел на намеченную жертву, так ринулся Персей к спящей Медузе. Он глядит в ясный щит, чтобы верней нанести удар.

Какое физическое явление использовал Персей, чтобы обезглавить Медузу?

1. Тепловые явление 2. Отражение 3. Возникновение электрической дуги

2) Из ассирийской сказки “Собака и мясо”.

Собака схватила в мясной лавке кусок говядины и бросилась бежать. Когда она добежала до реки, то увидела в воде свое отражение. Но ей показалось, что это другая собака с куском мяса в зубах. И этот кусок мясо больше того, который она стащила. Собака оставила мясо и бросилась в погоню за своим отражением.

Почему собака могла увидеть в реке самое себя?

1. Там зеркало
2. Водная гладь имеет отражющие свойства
3. Под водой водятся собаки

Может ли изображение предмета, даваемое зеркальной поверхностью быть больше самого предмета?

1. Может 2. Нет 3. Они равны

Физические явления в стихотворениях

М.В. Ломоносов смог передать красоту и удивительность физических явлений в прекрасном литературном слоге:

Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.

Вопрос: Почему Земля, вертясь, ходит вокруг Солнца?

Ответ: Ломоносов в отрывке стихотворения приводит веское доказательство гелиоцентрической системы мира, опираясь на принцип относительности механического движения.

«Тепловые явления»,А.С. Пушкин

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед …

Вопрос: Почему коньки «режут» лед и почему они хорошо скользят по льду?

«Агрегатные состояния вещества»

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин».

В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртина, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре …

Вопрос: Что представляют собой, с точки зрения физики, «на стеклах легкие узоры?»

Ответ: Кристаллики замерзшей воды, ее твердое состояние.

И.А. Бунин. «На окне, серебряном от инея»

На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах — небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.

Вопрос: Почему оконные стекла покрылись узором из инея?

С. Есенин. «Зима»

Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей «Спасибо» за труды.

Вопрос: Какое физическое явление связано с событием «сковали все пруды»?

А.И. Недогонов. «Холм»
Мороз, туман речной сгущая,
гудит в просторе ледяном,
криницы в стекла превращая,
над Доном ходит ходуном
И, вдосталь вымученный за ночь,
на белом поле над луной,
как спящий витязь, Дон Иваныч
лежит в кольчуге ледяной

Вопрос: Почему в мороз над еще не замерзшим Доном был виден густой туман?

Стремится от Земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рожал пожар?

«Строение вселенной».Стихотворение М. Ломоносова

С лучились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: «Земля, вертясь вкруг солнца ходит»
Другой, что солнце все с собой планеты водит.
Один Коперник был, другой был Птолемей…
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомнении рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: Что в том Коперник прав;
«Я правду докажу на Солнце не бывав:
Кто видел простака из поваров такого,
Который бы вертел очаг вокруг жаркого?»

Физические явления в загадках

Загадки по физике и технике встречаются редко. Поэтому привожу здесь часть из тех, которые были мною собраны.

Загадки, связанные е физическими явлениями в природе

1) Красивое коромысло
над лесом нависло. (Радуга.)

2) Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно.
Без языка — кричит, (Эхо)

3) Что за звездочки чудные
На пальто и платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке. (Снежинки.)

4) Летит — молчит.
Лежит — молчит.
Когда умрет, тогда заревет.
Что это такое? (Снег.)

5) Белый дым тянул за чуб,
Раскачал на поле дуб.
Застучал в ворота.
Эй, откройте! Кто там? (Ветер.)

6) Сначала — блеск,
За блеском — треск,
За треском — плеск.
Что это? (Молния, гром, дождь.)

7) Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча.)

8) Что с земли не поднимешь? (Тень.)

9) В огне не горит,
А в воде не тонет. (Лед.)

Физические явления в пословицах и поговорках

Тепловые явления.«Гвоздём моря не нагреешь» — русская «Много снега — много хлеба» — русская «Солнце греет сильнее, когда нет облаков» — монгольская «Три года на камне просидишь — камень нагреется» — японская

Механические явления. «Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывёт по неподвижной воде» — китайская «Земля вертится, и мы с ней вместе» — сербская «В гнилой доске гвоздь не держится» — турецкая «Пошло дело как по маслу» — русская «Не подмажешь — не поедешь» — французская «Шила в мешке не утаишь» — русская «Коси коса пока роса, роса долой и мы домой» — русская

Колебания. Волны. Звук. «Не кланяйся, как весы, в обе стороны» — турецкая «Как качели ни качай, придёт время — остановятся» — тамильская «Волна набежав на волну, набирает силу» — персидская

Молекулярная физика. «Ложка дёгтя в бочке мёда» — русская «Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее» —монгольская «На мешке с солью и верёвка солёная» — корейская «Подо льдом тёплой воды не бывает» — осетинская «Туман рассеивается — волку не по душе» — монгольская «Готовь сено пока солнце сияет» — английская «Металл хорошо отлит если долго кипит» —русская «У воды гибкая спина» — финская «Зло и добро, как вода и масло: они не могут смешаться» — монгольская

Электричество. Магнетизм. Оптика. «Молния не сверкнёт — грома не будет» — турецкая «Молния ударяет в высокое дерево» — марийская «Как магнит с иглой» — тамильская «Чтобы уберечься от молнии, ковш на голову не надевают» — корейская » Тень высокой горы далеко падает» — корейская «В течении дня тень не падает дважды на одно и тоже место» — корейская «Солнце сияет, а месяц только светит» — русская «Что на зеркало кивать, коли рожа кривая» — русская «Ночью все кошки серы» — русская

Заключение

В ходе проведенного исследования мы выяснили, что физические явления постоянно присутствуют в художественной литературе. Без такой науки, как физика не было бы такого литературного жанра, как научно-фантастический роман. Одним из создателей которого стал Жюль Верн. Вдохновленный великими открытиями XIX века, он написал замечательные произведения «С Земли на Луну», «Дети капитана Гранта», «20000 лье под водой», «Таинственный остров», которые проникнуты романтикой этой науки.

Вывод: Несмотря на разные способы познания, освоения окружающего мира, предмета исследования, можно выделить достаточно много точек соприкосновения между физикой и литературой. В жизни физика и литература тесно переплетаются. Через образы художественной литературы и эмоциональные сопереживания можно глубже понять природу различных физических явлений.

Используемые ресурсы

  1. Физика в литературе. [Электронный ресурс].
  2. Лях В.П. Использование литературных материалов при обучении физике.
  3. Пёрышкин, А. В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2018.
  4. Источники информации, или литература Физика в литературе. [Электронный ресурс].
  5. В. Д. Сысоев – «Пословицы и поговорки».
  6. Дидактический материал по физике 7-11 кл. – С.А. Тихомирова.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89. 

УКМ «Перспектива»

Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.

Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».

2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.

Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.

Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».

Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.

3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?

Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 

Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.

В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.

4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.

Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.

Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.

Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.

5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.

Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.

Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.

6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.

Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»

Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.

Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.

Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.

Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.

7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?

Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.

Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.

Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.

8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:

Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.

Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.

9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?

Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».

10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.

Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса

Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.

Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.

Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.

Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.

11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?

Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.

Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.

12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?

Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.

А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.

Поэтому лису называют хитрой, но не умной.

13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.

Описание лисы для энциклопедии.

Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.

Описание лисы для сборника сказок.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?

Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.

15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.

Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»

AVvXsEg2pwRAor iuQKy71QVGAm eGgQAU3IQ4hoPwtYvhk8XfMrCV3dJnwcfFRDmTH5xD06qbj1wV9Du oimwLAJUSg7XrXrFl4nLx1iDnphd11OKcrmksJw1fyh5esUCKpYBT5jLNkTIpAeByOt528K0sllmmQ8PRWaE8RtuYUk3aQ j3J1QtMQI sXn0 uw=w400 h253

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 79-80. 

УКМ «Перспектива»

1. Разделите сказку на смысловые части. Придумайте заголовок к каждой части. Сравните его с данным планом: Мачехина дочь и падчерица; Падчерица в лесу у Морозко; Старикова дочь возвращается домой; Старухина дочь под елью, Старуха встречает дочь.

Разделим текст сказки на смысловые части и дадим им заголовки:

  1. Жизнь падчерицы с мачехой и её дочкой. Злая мачеха.
  2. Падчерица в лесу встречает Морозко. Волшебный старик.
  3. Падчерица возвращается из лесу с богатыми дарами. Награда Морозко.
  4. Старуха отправляет дочь в лес, она встречает Морозко. Грубиянка.
  5. Старухина дочь возвращается из леса. Наказание.

Заголовок каждой части отражает тему смысловой части или плана учебника.

2. Перечитайте первую часть. Выделите слова, которые характеризуют падчерицу и мачехину дочь.

Падчерицу характеризуют слова: скотину поила-кормила, дрова и воду носила, печь топила, избу мела.

Старухину дочь характеризуют слова: что ни сделает — за всё гладят по головке.

3. Перечитайте вторую часть. Обсудите с другом, каким был Морозко. Что он хотел: заморозить, напугать, испытать?

Морозко был волшебником. Он был могучим и суровым, но у него было доброе сердце. Он никого бы не стал морозить просто так.

Морозко хотел испытать падчерицу.

4. Как падчерица разговаривала с Морозко? Выделите в диалоге Падчерицы и Морозко слова с ласкательными суффиксами.

Падчерица разговаривала с Морозко вежливо и приветливо.

Слова с ласкательными суффиксами:

Девица, Морозушко, батюшка, лапушка, голубчик.

5. Почему Морозко решил одарить падчерицу? Чем она ему понравилась? Выберите ответ.

Выбираем ответ: падчерица была добрая, приветливая.

6. Перечитайте третью часть. Почему Морозко не дал подарков старухиной дочке? Подумайте в чём особенность её поведения. Какая она?

Старухина дочка оказалась грубой, невежливой, себялюбивой. Она грубо разговаривала с Морозко и рассердила волшебника. 

Поэтому он не дал ей подарков и вообще заморозил до смерти.

7. В сказке есть ещё один необычный герой. Он сообщает нам о неизвестных никому событиях. Кто это? Зачем он нужен? Мог ли это быть старик?

Этот герой — собака под столом.

Собака предсказывает то, что должно случиться. Она нужна, чтобы показать какие надежды питала мачеха, и как они рассыпались прахом. Разговор собаки и мачехи показывает отношение мачехи к падчерице и к своей дочери.

Этим героем не мог быть старик, ведь он не является волшебным персонажем. Он слова не может сказать против мачехи и не умеет видеть будущее.

8. Определите основную мысль сказки. Выделите в тексте опорные слова. Составьте план.

Основная мысль сказки: как вы к людям относитесь, так и люди относятся к вам.

Опорные слова для пересказа:

Живало-бывало, перевернёшься — бита, ничем не угодишь, чтоб мои глаза не видали, старик затужил, озноб, потрескивает, пощёлкивает, девица, батюшка, окостеневать, поминки справляет, старый хрыч, вся в золоте и серебре, не так тявкаешь, руки врозь, руки-ноги отмёрзли, сгинь проклятый, в мешке косточки, в санях мёртвая, заголосила.

План пересказа сказки «Морозко»

  1. Жизнь с мачехой.
  2. Требование мачехи.
  3. Падчерица под елью.
  4. Разговор с Морозко.
  5. Старик находит дочь.
  6. Предсказание собаки.
  7. Возвращение падчерицы.
  8. Старухина дочь и Морозко.
  9. Второе предсказание собаки.
  10. Мертвая старухина дочь.

9. Перескажите сказку близко к тексту. Старайтесь при рассказе употреблять сказочные слова и выражения.

Пересказ сказки «Морозко» для 3 класса

Живало-бывало в одной деревне старик с женою. Но умерла жена и женился старик на другой.

Злой была мачеха. Падчерицу не любила, во всём она виновата была. Перевернёшься — бита будешь, не перевернёшься — тоже. Ничем падчерица угодить старухе не могла. Хотя и в избе убирала, и дрова носила, и печь топила.

А старухина дочь, что ни сделает, всё равно умница.

Вот стала старуха на старика ругаться и требовать отвезти падчерицу в лес, старым хрычом величала. Затужил старик, но делать нечего, повез дочь в лес, вывалил под деревом и уехал.

Сидит падчерица под елью, озноб её пробирает. А тут Морозко по елочкам потрескивает, да пощёлкивает. Увидел девушку, спустился к ней и давай морозить. А сам спрашивает, тепло ли девице.

А падчерица вежливо отвечает, что тепло, и Морозушкой величает. 

Сжалился Морозко над девушкой.

А старуха старика вновь в лес гонит, косточки от падчерицы собрать. Поехал старик в лес, а там дочь его в злате и серебре сидит, да с богатыми дарами.

А мачеха уже поминки справляет, блины печёт. Только собака под лавкой лает, что падчерица в серебре и золоте вернётся. И как мачеха её не ругала, собака от своих слов не отступала.

Привёз тут старик падчерицу в богатых одеждах и с дарами. Зависть взяла мачеху. Велит она старику родную дочь в лес увезти.

Отвёз старик мачехину дочь в лес, посадил под елью. Пришёл Морозко и давай её морозить, и про тепло спрашивать. А старухина дочь ругается, гонит Морозко, проклятым называет.

Обиделся Морозко и заморозил девушку до окостенения.

Старуха гонит старика в лес за дочкой, а собака тявкает, что косточки привезут.

Так и случилось. Привёз старик косточки, бросилась старуха к саням, а там дочь её мёртвая лежит.

Заголосила старуха, да только поздно.

10. Выберите слова, которые характеризуют падчерицу, мачеху, мачехину дочку, старика. Выпишите эти слова в творческую тетрадь.

Падчерица: добрая, вежливая, приветливая, трудолюбивая.

Мачеха: злая, несправедливая, завистливая.

Мачехина дочь: ленивая, грубая, невежливая, себялюбивая.

Старик: робкий, послушный, тихий, слабый.

1

План-конспект НОД по самообразованию для

средней логопедической группы дошкольников с применением

сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Форма проведения НОД – игра-путешествие.

Форма организации детей: групповая.

Тема: «Путешествие в сказочную страну»

Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о сказках: названия, герои

и их диалоги, последовательность повествования.

Задачи:

Образовательные:

• Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок,

активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с

окружающими:

• Расширять словарный запас, закреплять в активном словаре детей слов,

характеризующих героев сказки и эмоциональные состояния, связанные с

ними.

Развивающие:

• Развивать умения узнавать сказки и их героев, определять их

настроение;

• Развивать умение входить в определенный образ, представлять его,

выполнять имитационные движения;

• Развивать память, внимание, логику;

Воспитательные:

• Формировать положительную установку на участие в занятии;

• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, навыки

сотрудничества.

Оборудование: Презентация «Отгадай загадки». Аудиозапись волшебной

музыки. Конверт с письмом, клубочек, иллюстрации к сказкам, мольберт,

ковер самолет, проектор, ноутбук.

Предварительная работа: Разучивание пальчиковой

гимнастики «Домик». Чтение сказок. Рассматривание иллюстраций

к сказкам. Игры- драматизации.

Ход:

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Сегодня на своем столе я

обнаружила очень странное письмо. Вы никого в группе подозрительного не

видели? Кто же его оставил? Давайте прочитаем.

— Ой! (Читаю). Его написали герои сказочной страны. Они пишут, что у

них случилась большая беда, злой волшебник заколдовал

их сказочное королевство и чтобы его расколдовать, нужно выполнить

задания.

— А чтобы выполнить задания и попасть в сказочную страну, надо знать и

любить сказки. Ребята, а вы любите сказки? А много ли сказок вы

знаете? (ответы)

-Вы согласны отправится со мной в на помощь сказочным героям?

Воспитатель:

— Тогда давайте мы с вами отправимся в страну сказок, но вот беда, туда

пешком не дойти, и на машине не доехать, как же нам добраться?

— Какие средства передвижения бывают в сказках?

( печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет).

-В письме лежал ещё вот такой клубочек, с помощью его тоже можно

добраться до сказочного королевства. Ну что, в путь!

-Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь — дорожку укажи.

Воспитатель: Вот мы и в сказочной стране. Звучит волшебная музыка.

-Ребята, мы с вами вышли на лесную поляну к избушке. Давайте узнаем,

кто же здесь живет?

Пальчиковая гимнастика «Домик»:

«На поляне теремок, (ладони сложить «домиком»)

Дверь закрыта на замок (сомкнуть пальцы в замок).

Из трубы идет дымок (поочередно из всех пальцев сделать колечки)

Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы растопырить).

Чтобы не забрался вор (щелчки каждым из пальцев поочередно).

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (кулаком постучать по ладони).

Открывайте! (широко развести руки в стороны).

Я ваш друг!» (ладони сомкнуть одна поперек другой).

(После выполнения упражнения из домика появляются картинки

со сказками)

-Посмотрите внимательно, какие сказки живут в этом домике?

(Дети называют, с какой сказки иллюстрация.)

А вот и герои этих сказок, злой волшебник заколдовал их и они не знают,

в какой сказке живут. Ребята, надо помочь им найти свою сказку.

ДИ «Из какой сказки этот герой».

(Дети берут иллюстрации с героем и определяют, из какой он сказки

ихарактеризуют его). Какие герои сказки? Почему вы так считаете?

1. Лисичка-сестричка и серый волк.

2. Жихарка.

3. Сетрица Аленушка и братец Иванушка.

Воспитатель: — Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием.

Впереди нас ждут новые сказочные испытания, которые нам приготовил

злой волшебник.

(воспитатель бросает клубочек к стульям перед экраном)

-Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь — дорожку укажи.

Воспитатель: — Ребята клубочек привел нас к следующему

заданию. Присаживаемся на стулья. На проекторе появляются слайды с

сюжетами сказки

— Нам нужно по иллюстрациям рассказать сказку «Петушок и бобовое

зернышко». Кто начнет?

Воспитатель: — Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием. У

волшебника не получилось нас запутать. И нам надо отправляться дальше.

Бросаем клубочек, он катиться на коврик.

Воспитатель: — А теперь отдохнем на поляне и вспомним, как вели себя

персонажи в разных сказках и что с ними случилось.

Игра – пантомима.

(Дети показывают мимикой сказочных героев).

1. Из какой сказки эти слова:

«Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк,

Старый волк, страшный волк?»

Воспитатель:-Правильно «Три поросенка».

— Скажите, какие были поросята в этой сказке?

-Давайте покажем, какими трусливыми были поросята.

-А какой был волк?

-Давайте покажем его.

2. — Слушайте отрывок из следующей сказки: -Проголодалась

лиса,идетпо дороге и смотрит по сторонам: нельзя ли чем-нибудь

поживиться.Видит она: везёт мужик на санях мёрзлую рыбу,а затем

притворилась неживой.Назовите сказку. «Лисичка сестричка и волк».

Давайте изобразим лису (Дети изображают походку лисы как она шла к

дороге и т. д.).

Воспитатель: — Молодцы, вот мы немного и отдохнули, а теперь

отправляемся дальше в путь по сказочной стране, выполнять задания,

которые приготовил нам злой волшебник (бросают клубочек к столу с

ноутбуком).

-Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь — дорожку укажи.

Нас ждет последнее задание.

— Ребята, если мы будем правильно выполнять задание, то на экране будет

появляться картинка из сказки. (На экране появляются вопросы — при

правильном ответе детей появляется иллюстрация из сказки)

(Презентация «Вопросы на слайдах по сказкам»).

«Зимовье» — В этой сказке был: бык, баран, свинья, петух, кот, волк и еще

кто-то?

— Как называется эта сказка?

«Красная шапочка» — Это — сказка про девочку, которая шла через лес в

гости, с гостинцами.

— Как называется сказка?

-Кого встретила Красная шапочка в лесу?

«Бременские музыканты» — Бродячие артисты, они ловки и

быстры.Известны их таланты: Певцы и музыканты.

— Как называется сказка?

-Назовите всех героев этой сказки?

Воспитатель: — Молодцы ребята! И с этим заданием вы тоже справились.

-В сказочной стране часто происходят чудеса. Вот и сейчас, пока мы с

вами творили добрые дела, колдовство почти разрушилось. Давайте

вспомним, кто же обидел сказочных героев? (это злой волшебник). А чтобы

колдовство разрушилось до конца, давайте сделаем его добрым!

-Я думаю, что мы сможем с этим справиться, вы поможете мне? Какого

цвета шляпа у злых волшебников? (Серые, черные.)

-А я, предлагаю раскрасить ее в радостные цвета, и злой волшебник

превратится в доброго волшебника, и мы спасём всех жителей сказочной

страны. (дети раскрашивают шляпу волшебника под музыку)

Самостоятельная работа детей. (Комментирование работы).

-Ребята, на сегодня наши добрые дела в сказочной стране закончились,

и сказочные герои в благодарность прислали нам ковер самолет, давайте

пройдем на него все вместе. Попрощаемся со всеми и вернемся в детский сад

на ковре-самолете.

-Садитесь на ковер поудобнее и закрывайте глаза.

(Под музыку проводится релаксационное упражнение «Ковер-самолет»).

Релаксационное упражнение : «Ковёр-самолёт».

«Мы садимся на волшебный ковёр-самолёт; ковёр плавно и медленно

поднимается, несёт нас по небу, тихонько покачивает, убаюкивая; ветерок

нежно обдувает нас, все отдыхают…

Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озёра…Потягиваемся,

делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно

садимся».

-Мы вернулись в детский сад! Присаживаемся на стульчики.

Воспитатель: Ребята вы сегодня решали интересные и сложные задания

Злого волшебника.

-Вам понравилось наше путешествие?

— В какой стране мы побывали? («Страна сказок»)

— Кто запутал все дорожки? (Злой волшебник)

— Назовите сказки, которые вы вспомнили?

— Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

— Какие задания показались самыми трудными?

Воспитатель: А сейчас на память о волшебном путешествии каждый из

вас получит какой-то волшебный предмет. Теперь вы немножко волшебники!

И с каждым добрым делом ваша сила будет возрастать. До новой встречи!

Конспект занятия по развитию познавательной сферы дошкольников «Домашние животные»

28.12.21

Цели: Развитие компонентов познавательной сферы

Задачи: Образовательные задачи: формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие восприятия, произвольного внимания, мышления, тонкой и общей моторики.
Воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.

Автор:
Умерова Екатерина Дмитриевна педагог-психолог, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №24 «Космос», г. Сургут

Читать

НОД «Зимушка-зима».

26.12.21

Цели:

Задачи: Задачи:
Образовательные: Способствовать накоплению у детей представлений о явлениях природы в декабре. Упражнять в умении отвечать на вопросы полным предложением. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев;
Развивающие: Развивать у детей познавательную активность через ознакомление с календарём. Развивать речь детей, внимание, мышление, память, мелкую моторику, развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы
Воспитательные: Воспитывать в детях взаимовыручку, взаимопомощь, чувство коллективизма. Воспитывать интерес к стихотворениям и фольклору, воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Автор:
Крупка Светлана Степановна Воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Росинка», ХМАО-Югра г.Радужный

Читать

ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов «Помоги себе сам или как сохранить здоровье педагогов?»

25.12.21

Цели: Формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики
эмоционального выгорания в педагогической деятельности. Сохранение
психофизического здоровья.

Задачи: ❖ Создание положительного микроклимата в детском саду.
❖ Создание условий оздоровительной направленности на формирование здорового
образа жизни.
❖ Повышение компетентности педагогов по обозначенной проблеме.

Автор:
Конопленко Людмила Викторовна Педагог-психолог, МАДОУ ДС №16 «Снежинка», ХМАО-Югра, г. Радужный

Читать

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда в ДОУ

25.12.21

Цели: Знакомство педагогов с инновационными формами в работе логопеда

Задачи: оптимизация учебно-воспитательного процесса;
создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
тщательный отбор материала и способов его подачи.

Автор:
Вятчанина Елена Леонидовна учитель-логопед, МБДОУ №40 Снегурочка, г. Сургут

Читать

Проект «Здравствуй зимушка-зима!»

23.12.21

Цели: Цель: Расширение представлений детей о зиме. Формирование у детей представления о зимних природных явлениях. Познакомить с особенностями зимней природы; природными изменениями. Умение видеть красоту зимнего пейзажа.

Задачи: Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение месяца работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.
Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.

Автор:
Гайфуллина Лилия Хусаметдиновна Воспитатель, НРМ ДОБУ «ЦРР-дс «Теремок», ХМАО-Югра, Нефтеюганский рн,гп Пойковский,2мкр,д48

Читать

Викторина «Маленький финансист»

22.12.21

Цели: Цель: закрепить у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений; развитие экономического мышления.

Задачи: 1.Формировать правильное отношение к деньгам как предмет жизненно необходимый.
2.Закрепить знание детей о профессиях.
3.Воспитывать любознательность в процессе познавательно –игровой деятельности.
4.Формировать положительные взаимоотношение детей.

Автор:
Крышмарю Ирина Владимировна воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 23 «Брусничка», г.Ханты-Мансийск

Читать

Создание предметно-развивающей среды по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников

22.12.21

Цели: Воспитание любви к нашей общей Родине – России, обучение детей бережному отношению к самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая тебя окружает

Задачи: — формирование любви к родному краю (причастности к семье, детскому саду, Малой Родине);
— формирование любви к культурному наследию своего народа;
— воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям;
— чувство собственного достоинства, как представителя своего народа;
— толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
— развитие чувств гордости за свою страну

Автор:
Калинина Наталия Евгеньевна, Селиванова Наталья Анатольевна Воспитатель, Воспитатель, МАДОУ д/с «Росинка», пгт Пионерский

Читать

Интеллектуальный тренинг

21.12.21

Цели: Развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных умений педагогов (эмпатия, рефлексия), развитие эмоциональной готовности педагога к решению задач стихийно, снятие тревоги и неуверенности

Задачи: • развитие у участников тренинга умений общаться при помощи вербальных и невербальных средств общения, умений осуществлять рефлексию.
• развитие у педагогов способности адекватно оценивать эмоциональные состояний других людей.
• осознание участниками своей индивидуальности, поиск резервов для более эффективной работы.
• накопление эмоционально-положительного опыта, снижение негативных переживаний.

Автор:
Митриева Баира Владимировна Педагог-психолог, Филиал МАДОУ «ДС «Теремок» «Северное Сияние», Новый Уренгой

Читать

Наставничество в работе учителя-логопеда

21.12.21

Цели: Оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации коррекционно-образовательной деятельности

Задачи: — Ускорение процесса профессионального становления учителя-логопеда и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
— Изучение нормативно-правовой документации;
— Содействие в разработке и написании рабочей программы по области «Речевое развитие» для детей с ТНР;
— Оказание помощи по ведению документации учителя-логопеда;
— Содействие в организации предметно-пространственная среды в группе и логопедическом кабинете по развитию и совершенствованию речи детей;
— Оказание методической помощи в повышении уровня организации образовательной деятельности по формированию звукопроизношения, лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, обучению элементам грамоты;
— Ознакомление с формами и методами организации работы с родителями.

Автор:
Шутрова Оксана Петровна, Дружина Алёна Викторовна учителя-логопеды, МАДОУ д/с «Росинка», п.Пионерский. Советский район, Тюменская область, ХМАО-Югра

Читать

Конспект НОД «Путешествие золотой монетки»

21.12.21

Цели: Цель: расширять представление детей о свойствах и функциях денег;
систематизировать знания детей об истории возникновения денежной единицы в России. (Дать детям представление о денежной единице, научить понимать назначение денег, развить воображение.)

Задачи: Обучающие:
— познакомить с историей развития денег.
— выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;
Развивающие:
— научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;
— развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
Воспитательные:
— воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях.
— воспитывать основы финансовой грамотности.
-воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность.

Автор:
Воронова Ксения Васильевна Воспитатель, МАДОУ д/с «Родничок», Г. Советский Советский район Тюменская область ХМАО — Югра

Читать

Конспект ООД с детьми средней группы с ТНР с использованием ИКТ. Тема «Почему диких животных так называют».

20.12.21

Цели: Цель: расширение представлений детей о диких животных.

Задачи: Задачи:
— углубить знания детей об особенностях внешнего вида, образа жизни и о среде обитания диких животных;
— развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, активизировать словарь признаков по теме «Дикие животные»
— прививать любовь и бережное отношение к природе, нравственные ценности;
— воспитывать умение работать в группе.

Автор:
Лопатина Роза Михайловна воспитатель, МБДОУ «Снегурочка», г. Ноябрьск, ЯНАО

Читать

Конспект занятия в подготовительной группе по театрализованной деятельности

20.12.21

Цели: Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Задачи: • Продолжать учить использовать средства выразительности театрализованной деятельности (поза, жесты, мимика, голос, движение)
• формировать коммуникативные умения;
• создавать творческую атмосферу совместной деятельности с детьми, помогающую раскрыть их способности и возможности;
• развивать навыки связной речи, активизировать словарный запас;
• развивать творческое воображение, внимание, память, мышление, эмоциональную сферу детей;
• воспитывать культуру речевого общения, уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• воспитывать устойчивый интерес к театрализованной игровой деятельности, вызывать желание исполнять небольшие диалоги:
• воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Автор:
Киселева Евгения Викторовна Воспитатель, МАДОУ «Сказка»воспитатель, г. Когалым

Читать

«Крышечка тоже может быть доброй».

20.12.21

Цели: Цели : привлечь детей и взрослых к решению экологических и социальных задач. Показать, что привычный «мусор» является нужным ресурсом.

Задачи: Задачи проекта : просвещение детей и родителей о пользе раздельного сбора мусора; формирование и развитие навыков селективного сбора мусора; оказание помощи детям с особенностями развития

Автор:
Аглямова Алия Шамиловна Воспитатель, МБДОУ №31 «Снегирек», г.Сургут

Читать

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по сказке цветик – семицветик»

20.12.21

Цели: Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.

Задачи: Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах; ознакомить с предложением, учить выделять на слух предложения из высказывания; учить членить предложения на слова; упражнять детей в умении делить слова на слоги; развивать фонематическое восприятие (гласные звуки); закрепить соотношение звук — буква.

Автор:
Вальнова Марина Валентиновна воспитатель, МАДОУ ДС №21 «Звёздочка», г. Нижневартовск ХМАО Югра

Читать

Непосредственно образовательная деятельность ФКЦМ «нефть и нефтяники»

19.12.21

Цели: Познакомить детей с некоторыми горючими полезными ископаемыми (нефть, газ,торф)

Задачи: Определить роль ископаемых в жизни человека.
Познакомить с профессией нефтяника.
Побуждать детей высказываться на темы из личного опыта.
Передавать содержание рассказа своими словами.

Автор:
Батинова Оксана Анатольевна воспитатель, МАДОУ МО г Нягань д/с №2 Сказка, город Нягань

Читать

Исследовательский проект «Как балерина танцует на кончиках пальцев»

19.12.21

Цели: Изучение истории пуантов, как балерина стоит на пальцах.

Задачи: 1.Узнать, как у них, получается, вставать на кончики пальцев.
2.Попытаться самим на практике встать на пальцы.
3.Насколько возможно ли сделать это самостоятельно.

Автор:
Батинова Оксана Анатольевна воспитатель, МАДОУ МО г Нягань д/с №2 Сказка, город Нягань

Читать

Сценарий утренника для подготовительной группы «Новогоднее приключение Маши и Вити»»

17.12.21

Цели: создать условия для развития творческих способностей у воспитанников через активную деятельность при подготовке к новогоднему утреннику.

Задачи: Приобщать детей к традициям празднования Нового года.
Развивать чувство ритма, музыкальный слух, через игру, танцевальные движения, пение.
Воспитывать у детей коммуникативные качества.

Автор:
Ниязова Ирина Викторовна Музыкальный руководитель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44 «Золотой ключик», Тюменская область, город Нижневартовск

Читать

Какого типа восприятия ваш ребенок. Особенности, правила обучения и воспитания.

16.12.21

Цели: создание информационного социально-психологического пространства, позволяющего формировать и корректировать родительскую позицию, развивать компетенции в сфере воспитания детей.

Задачи:
1. Повысить компетентность родителей для выстраивания позитивных детско-родительских отношений.
2. Информировать об особенностях детей при восприятии окружающей действительности и обработки полученной из нее информацию.
3. Сформировать установки и правила при обучении и воспитании детей с учетом преобладающих модальностей.

Автор:
Букарева Алла Николаевна педагог-психолог, МБДОУ ЦРР-д/с «Соловушка», Сургутский район пгт Белый Яр

Читать

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимовье зверей. Рассказывание русской народной сказки»

16.12.21

Цели: Приобщение детей к миру художественной литературы, через знакомство с русской народной сказкой.

Задачи: Продолжать знакомить детей со сказками, учить понимать содержание, сопереживать ее героям.
Обогащать и активизировать словарь детей, учить их отвечать на вопросы по содержанию.
Развивать внимание, память, воображение, четко произносить звуки, используя звукоподражания.
Воспитывать любовь к народным сказкам, нравственные качества: дружба, взаимопомощь.

Автор:
Маслова Галина Павловна воспитатель, Структурное подразделение «Детский сад №4 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида Рузаевского муниципального района, Республика Мордовия, г. Рузаевка

Читать

  • Почему герой сказки о потерянном времени петя зубов превратился в старичка какова мораль этой сказки
  • Почему героям из рассказа а приставкина фотографии важно было пересматривать фотографии
  • Почему герою рассказа в астафьева фотография на которой меня нет так дорога старая пожелтевшая
  • Почему герой не может одержать победу над злом самостоятельно в сказке гуси лебеди
  • Почему герой рассказа после бала оставил службу