Наряды, угощения и свадебные обычаи, показанные в советских фильмах, лучше всего отражают быт тех лет. А иногда и значительно приукрашивают его. Мы в редакции uznayvse.ru вспомнили самые эффектные и запоминающиеся свадьбы в отечественном кино прошлых лет.
«Свадьба в Малиновке» (1967)
По воспоминаниям артистов, сниматься в «Свадьбе в Малиновке» было очень весело. Однажды перед съемками праздничного застолья коллеги решили подшутить над Валентиной Николаенко (сыгравшей Яринку), заменив ее чай на коньяк. Не зная о розыгрыше, режиссер потребовал осушить бокал до дна. Но кадр был испорчен — выпить крепкий напиток девушка не смогла. А помните, как Ярина уезжает со своей фиктивной свадьбы на тачанке? Так вот, в этих эпизодах ее подменил мужчина-каскадер в платье невесты — артистка оказалась настоящей трусихой и побоялась даже вожжи взять в руки. Еще один забавный факт: съемки картины закончились двумя реальными свадьбами между членами съемочной команды!
Кадр из к/ф «Свадьба в Малиновке»
«Не может быть!» (1975)
Экранизация рассказа Михаила Зощенко «Свадьба» в комедии «Не может быть!» получилась очень яркой. По сюжету жених (Леонид Куравлев) опаздывает на собственное торжество, где никак не может узнать свою суженую. Продукты для застолья были настоящими. Но чтобы их никто не подъедал, постановщик распорядился облить еду керосином. Артисты старались отыграть как можно быстрее — запах стоял невыносимый. Не пахла только «черная икра» — вместо нее в тарелку положили охотничью дробь, политую для аппетитного блеска растительным маслом.
кадр из к/ф «Не может быть»
«Школьный вальс» (1978)
В мелодраме «Школьный вальс» в сцене бракосочетания Гоши (Сергей Насибов) и Дины (Евгения Симонова) особого внимания заслуживает роскошная черная «Чайка». На таком авто подвозили далеко не каждую пару, но папа Дины — уважаемый полковник. Режиссер хотел запечатлеть торжество в самом престижном ЗАГСе столицы, Грибоедовском, но тот был настолько популярным, что для киношников времени не хватило. Пришлось команде переместиться в ЗАГС попроще, на Речном вокзале. Зато в съемках приняли участие настоящие сотрудницы госучреждения.
Кадр из к/ф «Школьный вальс»
«Москва слезам не верит» (1979)
Праздничное застолье во времена СССР проходило обычно в ресторане или квартире. Второй вариант обходился в разы дешевле: салаты можно было приготовить самостоятельно, а соседи приносили дополнительные стулья и посуду. Весьма достоверно домашнюю свадьбу изобразили в фильме «Москва слезам не верит» — стол там протянули через две комнаты, сквозь дверной проем. Чтобы скрыть возраст актрис (а они играли в первой части себя 20-летних), в ход шли корсеты, нижние юбки и всякие хитрости. Мода на ткани в 50-х была иная, но, к счастью, материалы для нарядов тех лет нашлись на складе в Подмосковье.
Свадьба Антонины, кадр из к/ф «Москва слезам не верит»
«Не могу сказать “прощай”» (1982)
По сюжету новобрачную (Татьяна Паркина) обливает грязью проезжающий мимо грузовик. Эпизод несколько раз переснимали, и для каждого нового дубля актриса переодевалась в новое платье. Но гораздо больше, чем за костюмы, киношники переживали за сохранность заставленного яствами стола. Чтобы уберечь съедобный реквизит от проголодавшихся артистов, режиссер Борис Дуров посыпал всю еду дустом. «И правильно сделал. Иначе мы бы кино не сняли», — смеется актер Николай Сахаров.
Свадьба в фильме «Не могу сказать прощай»
«Белые росы» (1983)
В 80-е годы свадебные платья стали пышнее, в моду начали входить свадебные шляпки. На каркасе из проволоки, в рюшах, с широкими полями и фатой — поцеловать невесту в таком головном уборе было очень непросто. Об этом свидетельствует забавная сцена с героями Михаила Кокшенова и Натальи Хорохориной в фильме «Белые росы». Кстати, актрисе пришлось играть в платье на два размера меньше — более подходящего, увы, в магазинах не нашлось.
Кадр из к/ф «Белые росы»
«Одиноким предоставляется общежитие» (1984)
В мелодраме «Одиноким предоставляется общежитие» работницы текстильного комбината при помощи свахи (Наталья Гундарева) обретают свое женское счастье. Что вполне логично, фильм изобилует эпизодами со свадьбой. По словам Елены Скороходовой, сыгравшей одну из невест, декораторы даже немного перестарались: дорогие несезонные цветы, смелые наряды и украшения. «Это делалось так, как не бывает в жизни. Это сказка», — резюмирует звезда.
Кадр из к/ф «Одиноким предоставляется общежитие»
Красивая свадьба редко становилась основной темой советских фильмов, однако зачастую именно эти яркие кадры и запоминались зрителям лучше всего.
Ранее редакция uznayvse.ru рассказывала о том, на какие хитрости приходилось идти советским режиссерам, чтобы заграница в кадре выглядела правдоподобно.
Алиса Беридзе
журналист
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
ТЕМА : РАССКАЗ В. П. АСТАФЬЕВА «ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ». ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА
Цели урока:
познакомить учащихся с укладом сибирской деревни довоенного времени; отметить особенности сюжета: яркость и красочность языка Астафьева;
познакомить с литературоведческими понятиями «динамический» и «адинамический» сюжет, «внесюжетные элементы».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Анализ составленных схем (индивидуальное задание) системы персонажей и композиции рассказа.
2. Краткий пересказ сюжета рассказа.
III. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Беседа по вопросам.
– Что нового о сельской жизни в первой половине ХХ века вы узнали из рассказа В. П. Астафьева?
– Сюжет очень прост и не исчерпывает содержание рассказа. Что же необычного в этом произведении?
– Почему мы читаем его с неослабевающим вниманием, хотя и не следим за изгибами сюжета?
3. Введение понятий двух типов сюжетов.
Сюжет – система событий и действий, заключенная в произведении, его событийная цепь в той последовательности, которая дана в произведении.
(Фабула – «выпрямленный сюжет».)
Существует два типа сюжетов:
а) динамический – развитие действия происходит напряженно, стремительно, в событиях сюжета заключается основной смысл и интерес для читателей, сюжетные элементы четко выражены, развязка несет огромную содержательную нагрузку;
б) адинамический – развитие действия замедленно и не стремится к развязке, события сюжета не заключают в себе особого интереса, элементы сюжета выражены нечетко, развязка отсутствует или является формальной; в общей композиции много внесюжетных элементов, которые перемещают на себя внимание читателя. В таком сюжете главное – картина устойчивого бытия, которую рисует автор.
Вывод: сюжет рассказа Астафьева – адинамический; в нем важно не столько то, чем закончится история с фотографией, важен тот уклад сибирской деревни, довоенный, глубоко русский быт, который описывает автор.
(На доске: запись или проекция.)
Внесюжетные элементы: элементы, которые не продвигают действие вперед, во время которых ничего в сюжете не изменяется, герои остаются в прежних положениях: описание, авторские отступления и вставные эпизоды.
Описание – литературное изображение внешнего мира или устойчивого жизненного уклада.
Авторские отступления – более или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического или автобиографического характера, не характеризующие отдельных персонажей или отношение между ними.
Вставные эпизоды – относительно законченные фрагменты, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в другое место и время и т. п.
– С помощью чего автор показывает нам жизнь сибирской деревни?
4. Самостоятельная работа по вариантам: найти в рассказе указанные внесюжетные элементы.
1-й вариант. Описания: «Деревенское окно, заделанное на зиму, – своего рода произведение искусства»; «Люблю я смотреть на оживающие цветы».
2-й вариант. Авторские отступления: «А я таким вот и помню деревенского учителя…»; «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».
3-й вариант. Вставные эпизоды: беседа дяди Левонтия с учителем, помощь деревенских людей учителям («Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое»); сбор утильсырья («А в какой школе начали работать наши учителя!»); уроки в лесу, встреча со змеей («Как он много знал!»).
(Обратить внимание на глубокий гуманистический смысл прочитанных отрывков.)
5. Работа со схемой системы персонажей.
– Посчитайте всех героев рассказа Астафьева. Мы получили почти полное представление о жителях сибирского села. Кроме главных героев, автор упоминает и выселенцев, и тетку Авдотью, и «дитенка» учителей, и сплавное начальство, и ямщиков, и десятника сплавконторы Илью Ивановича Чехова, и дядю Левон-тия, и председателя сельсовета Митроху, и учеников Овсянской начальной школы Ваську Юшкова, Витьку Касьянова, Кольку-хохла, Ваньку Сидорова, Нинку и Саню Шахматовских. Деревня Овсянка – не абстрактное село. Она живет, смеется, дерется, ругается и радуется, звучат человеческие голоса, слышится лай собак и стук гостя в замерзшую дверь. Автор добивается того, что мы начинаем любить не только главных героев рассказа, но и всю Овсянку, ее глубоко русский уклад жизни, Енисей, увалы и вместе с ними – всю нашу Родину.
6. Словарная работа: яркость и красочность языка Астафьева.
– Как и в других произведениях Астафьева, в этом рассказе у него «вкусный» язык. Он ярко и красочно описывает жизнь деревни, употребляя диалектные и устаревшие слова, и от этого речь рассказчика и героев звучит более убедительно и выразительно.
а) Дайте определение следующим словам, встретившимся вам в тексте рассказа (по карточкам):
катанки – это…
куть – это…
магарыч – это…
прострел – это…
сарана – это…
талина – это…
туес – это…
увал – это…
швырок – это…
б) А как вы понимаете смысл таких слов, как:
парниша-ревун, домовничать, деревенская молодица, гужом ходили, ухарски гикая, настегала прутом, нудь в ногах, догляд людской…?
– Продолжите эту работу: самостоятельно найдите в тексте диалектные и устаревшие слова.
в) Выделите в тексте рассказа Астафьева фразы, принадлежащие бабушке героя. Что необычно, на ваш взгляд, в ее речи? Как характеризует эту героиню ее речь?
IV. Подведение итогов урока по вопросам.
1. Мир природы тесно связан с миром простых сельских жителей. О какой народной примете, раскрывающей глубокие знания свойств растений, вы узнали из рассказа Астафьева?
2. Почему «малоприметное» лицо учителя запомнилось герою на всю жизнь? Найдите описание учителя.
3. Почему в селе все уважали учителей? Почему учитель так никогда и не узнал, кто свалил ему воз дров?
4. Перескажите эпизод встречи со змеей от лица ребят. Дайте оценку поступку учителя.
5. Перечитайте следующий отрывок (проекция на экран):
«Тут, я думаю, сработала благодарная человеческая память, сблизив и сроднив дорогих людей, а вот фамилии учителя с учительницей никто в Овсянке вспомнить не может. Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька» (с. 219, учебник-хрестоматия).
– Какова, с точки зрения автора рассказа, главная цель жизни учителя?
6. Как вы поняли смысл финальной части рассказа Астафьева?
«Смотрю, иногда улыбнусь, вспоминая, а смеяться и тем паче насмехаться над деревенскими фотографиями не могу, как бы они порой нелепы ни были. Пусть напыщенный солдат или унтер снят у кокетливой тумбочки, в ремнях, в начищенных сапогах – всего больше и красуется их на стенах русских изб, потому как в солдатах только и можно было раньше «сняться» на карточку; пусть мои тетки и дядьки красуются в фанерном автомобиле, … пусть казак … изображает казака с кинжалом, пусть … люди таращатся с фотографий».
– Каким чувством проникнуто описание старых фотографий? Что хотел донести автор до современного читателя? Как вы понимаете фразу, заканчивающую повествование: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история…»?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение описания со слов: «Люблю я смотреть на оживающие цветы» – до слов: «… и боязно было спугнуть среди зимы впорхнувшего к нам предвестника тепла, солнца, зеленой земли»; используя дополнительную литературу, подготовить биографию А. Т. Твардовского, опережающее задание: начать подготовку к инсценированию глав из трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира: выявить инициативную группу, распределить роли, выбрать сцены, которые будут поставлены в классе.
Раньше общество воспринимало сериалы как guilty pleasure и почти синоним ситкома. Теперь они стали неотъемлемой частью досуга, а иногда и двигателем социальных изменений. Разбираемся, как сериалы влияют на нашу жизнь
Как сериалы влияют на общество
В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 21 ноября Всемирным днем телевидения. Согласно резолюции ООН, телевизионные продукты «оказывают влияние на принятие решений, привлекают внимание к конфликтам, угрозам миру и безопасности и могут повысить интерес к другим важным вопросам, включая экономические и социальные». И хотя сериалы долгое время были «постыдным развлечением», они — наравне с другими телевизионными продуктами — оказывали влияние на общество.
Екатерина Лапина-Кратасюк, кандидат культурологии, доцент департамента медиа Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», старший научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС:
«Сериалы с момента своего появления выполняли важные социальные функции: закрепления и формирования норм и политической социализации. Исследователь Дж. Карлсон отмечал, что большое количество полицейских сериалов в сетках каналов создает у публики стойкое представление о том, что мир вокруг них очень опасен — гораздо опаснее, чем свидетельствует их повседневный опыт. Поэтому, когда появляется «плохой полицейский», который нарушает закон, публика принимает его как героя: так он становится более эффективным защитником от опасностей мира. В результате зритель считает нормой, когда представитель власти может во имя безопасности общества нарушить закон.
Сериалы и ретранслируют, и трансформируют социальные нормы — это процесс непрерывный. Чтобы быть популярным, сериал должен опираться на нормы и ценности, которые разделяет публика, но одновременно, как писал об этом известный исследователь Джон Кавелти, помогает «аудитории исследовать в воображении границу между разрешенным и запрещенным и осторожно, надежно подстраховавшись, попробовать шагнуть за эту границу». Другой очевидный пример — мелодраматические сериалы, которые позволяют увидеть, как при сохранении основных признаков жанра изменились нормы отношений между полами».
Почему сериалы сейчас пользуются огромной популярностью
С начала 1950-х до конца 1990-х годов формат сериалов практически не менялся: чаще всего это были мыльные оперы. Пик их популярности пришелся на 1980–90-е годы, когда вышли такие хиты как «Друзья», «Сайнфелд» и «Альф». Но несмотря на возросший интерес аудитории, сериалы по-прежнему оставались телевизионным продуктом с вертикальным сюжетом: при таком построении нарратива в каждой серии рассказывают отдельную историю, поэтому включить ситком можно было с любой серии.
Исследователи отмечают, что в наше время отношение к производству и просмотру сериалов радикально изменилось. С чем это связано?
Цифровизация изменила качество изображения
Еще в 2014 году Netflix начал снимать и показывать весь контент под брендом Originals только в формате 4K и Ultra HD, чтобы обезопасить будущее фильмов и сериалов: по мнению руководства, через несколько лет будет сложно найти телевизор, который не поддерживает формат Ultra HD. Видео в формате 4K можно смотреть на большинстве стриминговых сервисов — HBO Max, Amazon Prime, «КиноПоиске», ivi и других.
Екатерина Лапина-Кратасюк:
«В классических television studies очень многие выводы о природе и социальном воздействии сериалов строились на положении «сериалы — плохое качество картинки; кино — высокое качество картинки». Сегодня же качество сериальной картинки практически не отличается от кинематографической, возможности режиссеров, сценаристов и художников расширяются, это привлекает в сериальное производство профессионалов, бюджеты сериалов растут, и, как следствие, визуальный стиль становится все более изощренным, а нарративы — качественными и многосложными. Это обращает на сериалы внимание серьезных драматургов, знаменитых режиссеров, известных художников — и сериалы постепенно (по крайней мере, часть из них) обретают драматическую глубину и становятся визуально (и аудиально) изобретательными».
Изменились привычки потребления контента
В результате цифровизации появилась индустрия свободного времени, в которой досуг становится экономическим ресурсом и формирует предложение. Сериалы стали удобным способом провести время, когда его мало: одна серия, как правило, длится не дольше часа, а чтобы сходить в кинотеатр, нужно потратить больше времени и денег — при этом не факт, что фильм понравится.
Автор книги «В следующих сериях» Иван Филиппов отмечает, что в кинотеатре зрителям комфортнее смотреть «легкое кино» — семейные фильмы, комедии, блокбастеры и всевозможные франшизы. Аудитория не предъявляет к таким фильмам высоких требований, потому что хочет отдохнуть от рутины и расслабиться после трудного рабочего дня. Выбрать драму сложнее: если она окажется скучной, зритель потеряет время и деньги, а заодно испортит себе настроение.
В результате драмы практически перекочевали в сериалы. По данным statista.com, в 2020 году именно этот жанр пользовался наибольшей популярностью у американской аудитории Netflix: его смотрели 34,7% зрителей. Комедии интересовали вдвое меньше пользователей — 18,7%.
Изменились запросы аудитории
Поколения, которые выросли перед телевизором, устали от плоских персонажей, предсказуемых историй и примитивных шуток. Горизонтальные сюжеты с целостной историей, разбитой на серии, стали вытеснять вертикальные. Появились сложные и нетипичные герои: мафиозо, который ходит к психиатру, в «Клане Сопрано», учитель химии, который производит наркотики, чтобы содержать семью и вылечить рак, в сериале «Во все тяжкие» и гениальный врач, который ненавидит людей, в «Докторе Хаусе».
Екатерина Лапина-Кратасюк:
«Можно осторожно, без статистики в руках, предположить, что для платформенных сериалов особое значение приобретают темы, связанные с толерантностью. Аудитория у сериалов глобальная, а это значит, что и персонажи на экране должны отражать свойственное глобальной аудитории разнообразие.
Новой и популярной темой являются сюжеты сериалов, связанные с технологиями в самых разных их проявлениях: о роботах, искусственном интеллекте, видеоиграх и мире их создателей, ИТ-компаниях и другом. Общество постоянно меняется, меняет само себя. Говорить, что сериал является внешним фактором, который приходит, как метеорит, извне и приводит к изменениям, неправильно. Сериал может быть триггером, он может открыть дискуссию, но только если тема уже возникла в обществе. Например, сериал «13 причин почему» повлиял на дискуссию вокруг проблемы подростковых суицидов, но только потому, что тема уже была важной для аудитории этого сериала».
Огромную популярность обрели стриминговые сервисы
В киноиндустрии поворотные изменения происходят примерно каждые 30 лет: в 1930-х годах появились звуковые фильмы, в 1950-х — телевещание, в 1980-х — кабельное телевидение и MTV. В конце 2010-х годов стриминговые сервисы начали набирать популярность, а во время пандемии коронавируса они достигли своего пика: к концу 2020 года количество подписчиков Netflix превысило 200 млн. Стриминговые платформы появились даже у гигантов, которые долгое время держались за традиционную модель вещания: в 2020 году WarnerMedia запустил HBO Max, NBCUniversal — Peacock, а Disney — Disney+. Чтобы выдержать конкуренцию, сервисы стали производить и оригинальный контент: Netflix — «Карточный домик», «Корону» и «Черное зеркало», HBO Max — ремейк «Сплетницы» и продолжение «Секса в большом городе», Disney+ — «Мандалорца» и «Локи».
Екатерина Лапина-Кратасюк:
«Важно, что большая часть сериалов сегодня — платформенные. На самом деле публика с более сложными запросами обратила внимание на сериалы еще в доцифровую эпоху — процесс повышения качества и разнообразия сериалов связан с распространением кабельных каналов, которые не зависели от рекламы, а существовали на деньги подписчиков и поэтому могли учитывать их вкусы и потребности. Стриминговые сервисы, которые также зарабатывают с помощью подписки, освободились не только от рекламы, но и частично от рейтингов и цензуры.
В стриминговых сериалах еще недавно можно было позволить себе смелые эксперименты, запретные темы и авторский стиль. Это также объясняет причины того, что со стриминговыми платформами начали работать знаменитые режиссеры, например Дэвид Финчер («Охотник за разумом», Netflix), Ридли Скотт («Воспитанные волками», HBO Max) или сестры Вачовски («Восьмое чувство», Netflix).
Правда, стоит отметить, что с лавинообразным увеличением популярности стриминговых сервисов в ситуации пандемии, возросло и стремление их контролировать, поэтому цензура и самоцензура стала появляться и на стриминговых сервисах, в том числе на отечественных».
Сериалы — это новые романы?
В 2018 году журналист Business Insider решил провести эксперимент и на две недели отказался от сериалов в пользу книг. По его словам, это оказалось сложнее, чем перестать употреблять мясо: он чувствовал, что выпадает из повестки дня, пропуская новые эпизоды.
Кандидат философских наук Арсений Хитров считает, что сериалы вытесняют из повседневной жизни литературу из-за влияния информационного общества. В развитых государствах многие сотрудники занимаются экономикой знаний, часто сталкиваются с чтением, сбором и обработкой данных. Они уже перегружены информацией, поэтому не готовы снова брать в руки книгу, приходя с работы домой. Сериал же, как отмечает Хитров, — «это непродолжительный кусок большого нарратива, вполне укладывающийся в час свободного времени, который есть в промежутке между ужином и сном у многих действительно интенсивно работающих людей».
Сериалы действительно формируют привычку, особенно если это проекты с полдюжиной сезонов — «Черный список», «Как избежать наказания за убийство», «Декстер» и другие. Такая циклическая модель соответствует запросам общества потребления и формирует преданную целевую аудиторию, выгодную для производителей. Однако появилась она задолго до капитализма: в интервью Le Figaro философ и специалист по сериалам Венсан Колонна объясняет, что циклические сюжеты существовали в литературе уже в эпоху Гомера, «Тысячи и одной ночи» и песен трубадуров.
Колонна убежден, что нарративное построение сериалов сближает их с романами: именно они лежат в основе многих популярных сериалов — от «Игры престолов» и «Карточного домика» до «Декстера» и «Рассказа служанки». По мнению Арсения Хитрова, деление на «главы»-эпизоды помогает жителям современных мегаполисов структурировать личное время: серия, как правило, длится не больше часа и подходит для просмотра за завтраком, во время пробежки в спортзале или перед сном.
Екатерина Лапина-Кратасюк:
«Сериалы сегодня очень тесно связаны с литературой. Мы живем в эпоху адаптации, причем адаптация — это не только процесс переноса литературного произведения на экран, но и наоборот. Как пишет автор книги «Теория адаптации» Линда Хатчеон, адаптация идет сегодня во всех направлениях. Например, не только сериалы вырастают из книг, но и книги из сериалов. Современные писатели часто работают сразу на несколько платформ (например, как писатели, драматурги и сценаристы) или по крайней мере предполагают, что их книги могут быть адаптированы. Но это не значит, что сериалы — это новые романы. Некоторые из них, безусловно, могут претендовать на это, ведь не стоит забывать, что и романы Диккенса и Толстого выходили как литературные сериалы. Но так же можно сказать, что сериалы — это новая беллетристика, новые фельетоны и новая готическая проза».