Почему герой рассказа в астафьева фотография на которой меня нет до сих пор хранит фотографию

украинская правда в расследовании напомнила, что 22 ноября бывший министр внутренних дел украины арсен аваков опубликовал в соцсетях фотографию, на

«Украинская правда» в расследовании напомнила, что 22 ноября бывший министр внутренних дел Украины Арсен Аваков опубликовал в соцсетях фотографию, на которой запечатлены он, Шустер, доктор и телеведущий Евгений Комаровский, партнер Шустера, продюсер и бизнесмен Павел Елизаров, Гордон и бывший премьер-министр Украины Владимир Гройсман. Фото было сделано возле Тракайского замка, а все герои снимка держали в руках средневековое оружие – мечи, топоры и щиты. Гордон позже объяснил, что вся эта компания праздновала в Литве, на родине Шустера, его день рождения – 22 ноября телеведущему исполнилось 69 лет. 

«За этим фото на самом деле ничего не стоит, кроме того, что мы любим Савика, приехали отпраздновать его день рождения и сфотографировались с предметами, взятыми у рыцарей напрокат. А кто уж там себе больной головой надумал, то это дело не наше, а больной головы. А может, и не одной», – заявил тогда Гордон.

«Украинская правда» выяснила, что гости дня рождения Шустера вылетели в Вильнюс из Борисполя 21 ноября на чартерном рейсе, а вернулись в Украину 23 ноября. 22 ноября, по данным издания, в Вильнюс также прилетел самолет украинского миллиардера Рината Ахметова. Журналисты опубликовали кадры, снятые скрытой камерой, как гости Шустера прогуливаются по улицам Вильнюса, а затем отмечают день рождения в одном из ресторанов города. Авторы расследования подчеркнули, что Ахметова среди гостей вечеринки не было, но по данным источника «Украинской правды» «в политических кругах», в Вильнюсе он якобы обсуждал возможных кандидатов на предстоящих парламентских и президентских выборах. С кем именно, издание не уточнило.

«Расследование [журналиста «Украинской правды»] Михаила Ткача о праздновании дня рождения Савика Шустера в Литве видели? Мало, мало фактов. Сегодня публикую то, что Ткач побоялся дать. Это только первая часть. Через несколько часов будет и вторая, главная», – написал Гордон в Instagram вечером 1 декабря и опубликовал первую порцию снимков. 



На этих снимках гости Шустера позируют в аэропорту Вильнюса и во время посещения Тракайского замка. 

На фотографиях также запечатлены другие приглашенные на день рождения телеведущего, в частности, главный редактор издания «ГОРДОН» Алеся Бацман, российский экономист Андрей Илларионов, бывший заместитель генерального прокурора Украины Давид Сакварелидзе, жена Гройсмана Алена Гройсман. 


Давид Сакварелидзе, Владимир и Елена Гройсманы, Евений Комаровский, Алеся Бацман, Дмитрий Гордон и Андрей Илларионов. Фото: gordondmytro / Instagram

Давид Сакварелидзе, Владимир и Алена Гройсманы, Евений Комаровский, Алеся Бацман, Дмитрий Гордон и Андрей Илларионов. Фото: gordondmytro / Instagram


«Это еще не весь компромат. Через полчаса вообще мало места будет», – написал Гордон во втором посте и выложил фотографию из ресторана. На ней Бацман фотографирует Комаровского и Гордона за столом. Рядом за происходящим наблюдает Аваков. 



В третьем посте Гордон опубликовал еще серию снимков, сделанных на территории замка, в том числе со средневековым оружием, и фотографии из ресторана. На изображениях можно рассмотреть, что на праздновании также присутствовали бывший народный депутат, лидер Европейской партии Николай Катеринчук и депутат литовского Сейма Эмануэлис Зингерис.

«Вот теперь всех засветил, аж от сердца отлегло. Михаил Ткач, не завидуйте!» – подписал снимки журналист.


Все гости дня рождения Шустера: Николай Катеринчук, Андрей Илларионов, Евгений Комаровский, Владимир и Елена Гройсманы, Алеся Бацман, Дмитрий Гордон, Павел Елизаров, Савик Шустер, Арсен Аваков. Фото: gordondmytro / Instagram

Все гости дня рождения Шустера: Николай Катеринчук, Андрей Илларионов, Евгений Комаровский, Владимир и Алена Гройсманы, Алеся Бацман, Дмитрий Гордон, Павел Елизаров, Савик Шустер, Арсен Аваков, Эмануэлис Зингерис. Фото: gordondmytro / Instagram



Андрей Илларионов, Давид Сакварелидзе, Евгений Комаровский (четвертый слева), Арсен Аваков, Савик Шустер, Дмитрий Гордон, Владимир Гройсман и Николай Катеринчук. Фото: gordondmytro / Instagram

Андрей Илларионов, Давид Сакварелидзе, Эмануэлис Зингерис, Евгений Комаровский, Арсен Аваков, Савик Шустер, Дмитрий Гордон, Владимир Гройсман и Николай Катеринчук. Фото: gordondmytro / Instagram



Арсен Аваков, Дмитрий Гордон, Евгений Комаровский и Савик Шустер. Фото: gordondmytro / Instagram

Арсен Аваков, Дмитрий Гордон, Евгений Комаровский и Савик Шустер. Фото: gordondmytro / Instagram


В четвертом посте Гордон опубликовал видео рыцарского представления, сделанное на территории замка. 

«Ну а теперь жирная точка», – написал он. 



В комментариях читатели интересуются у журналиста, а где же Ахметов. 

«А фоткал Ахметов?» – пошутил sammbog.

«А кто ж еще?» – ответил Гордон. 


Скриншот: gordondmytro / Instagram

Скриншот: gordondmytro / Instagram


Контекст:

Расследование «Украинской правды» было опубликовано в YouTube 30 ноября. Его уже посмотрели более 770 тыс. раз.

Материал появился на фоне слухов о конфликте между президентом Украины Владимиром Зеленским и Ахметовым, который считается самым богатым гражданином Украины. Журнал «Forbes Украина» оценивает его состояние в $7,6 млрд.

В расследовании также сказано, что 22 ноября, в день, когда самолет с гостями Шустера и самолет Ахметова прилетели в Литву, журналисты издания заметили в аэропорту Вильнюса брата мэра Киева, боксера Владимира Кличко. Автор расследования Ткач спросил у мэра Киева Виталия Кличко, встречался ли его брат в Вильнюсе с Ахметовым и был ли он посредником в его переговорах с бизнесменом. Виталий Кличко ответил, что дружит с Шустером, но на его празднике присутствовать не мог, так как поехал на день рождения дочери, и сказал, что «Владимир вне политики и не уполномочен вести никаких переговоров».

Аваков сказал, что на дне рождения Шустера «у него не было никаких отдельных встреч с гостями». «Состав гостей мне обсуждать некорректно: я не репортер, я гость. Корректно самому Савику, если сочтет нужным», – отметил бывший министр. 

1 декабря в комментарии «Украинской правде» Шустер сказал, что свое 69-летие он решил отпраздновать с друзьями на родине. «Я показал им мою Литву. Рассказал об истории Великого княжества Литовского, простиравшегося чуть ли не до Москвы. Мои гости узнали, почему до советской, а затем нацистской оккупации Вильнюс называли Северным Иерусалимом, каким символом было кафе Neringa для многих диссидентов», – рассказал журналист. По его словам, в эти дни современная политика «его мало интересовала».

Ахметов, как заявили в «Украинской правде», комментировать расследование отказался. 

Более 10 лет назад Украина подписала Стамбульскую конвенцию против насилия, однако Верховная Рада ее до сих пор не ратифицировала. Конвенция призвана защищать женщин, а также других жертв домашнего насилия – мужчин, детей и пожилых людей. Для Украины это остро актуальная проблема: по данным Национальной социальной службы, за девять месяцев 2021 года зафиксировано 205 608 обращений по поводу домашнего насилия, из них: от детей – 5001 обращение (2,43%), от женщин – 167 900 (82%), от мужчин – 32 707 обращений (16%).

В этом году более 50 украинских общественных организаций объединились в коалицию «За Стамбульскую конвенцию» с призывом к президенту Владимиру Зеленскому и Верховной Раде ратифицировать этот международный документ.

Журналистка Мария Семенченко поговорила с вице-президентом международного правозащитного фонда «Ла Страда – Украина» Екатериной Черепахой о возможностях, которые предоставит Украине Стамбульская конвенция, о мифах и манипуляциях вокруг этого документа, а также об общественном восприятии домашнего насилия в Украине и его постепенной трансформации.

Домашнее и гендерно обусловленное насилие, в частности домогательства на работе, сексуальное насилие в семье и так далее – это реальность практически каждой женщины в течение ее жизни

– Горячая линия «Ла Страды» существует с 1998 года, она начиналась с темы торговли людьми, но уже в 2004 году добавилось и противодействие домашнему насилию. По вашим наблюдениям, как изменилось отношение украинского общества к теме домашнего насилия за эти 18 лет?

– Могу сразу сказать, что не изменилось. Проблема остается актуальной, до сих пор нет развитой и действенной системы реагирования и помощи пострадавшим. Нам все еще нужно развивать системы услуг и противодействия, предотвращения и информирования. Это то, что сегодня требует активного развития.

Что изменилось? Безусловно, стало больше информации – на разных уровнях – о домашнем и гендерно обусловленном насилии. О том, что такая проблема существует, что она серьезна и государство должно адекватно реагировать на нее и оперативно оказывать помощь пострадавшим. Что это не просто личное дело двух человек, не просто ссора, а именно нарушение прав человека.

– Если тема зазвучала громче, можно предположить, что и обращений на «горячую линию» стало больше? Что люди стали чаще обращаться за помощью и отдавать себе отчет: то, что с ними происходит в семье, является насилием?

– Здесь есть много аспектов. За это время ощутимо развилось национальное законодательство в этой сфере. Появился закон «О предотвращении и противодействии домашнему насилию», появились срочные запретительные и ограничительные предписания.

Прошел ряд мощных информационных волн и сильных кампаний, например флешмоб #ЯНеБоюсьСказать, во время которого многие, в том числе известные и публичные личности, рассказали свои истории. Люди, с которыми мы рядом живем, работаем, общаемся, отважились говорить о своем травматическом опыте. Эти истории становились видимыми, они четко показали: домашнее и гендерно обусловленное насилие, в частности домогательства на работе, сексуальное насилие в семье и так далее – это реальность практически каждой женщины в течение ее жизни.

За эти два десятилетия люди прокачали свои навыки самостоятельно определять основные признаки домашнего насилия, они могут уже сами оценить и понять: происходящее у них в семье неделями, месяцами или годами – это насилие.

Личные истории в инфопространстве тоже дают понимание человеку, который страдает здесь и сейчас, что он не один в этой ситуации. Что это происходит не потому, что она что-то сделала или делает не так, что это не ее вина, что есть другие люди, которые с таким сталкиваются, говорят об этом, которые решаются выйти из ситуации домашнего насилия. Это тоже может стать стимулом для человека обратиться за помощью.

Более 80% обращений на «горячую линию» – от женщин

– Часто люди ассоциируют домашнее насилие именно с физической агрессией, но оно этим не ограничивается. Как бы вы описали, что такое домашнее насилие и как его идентифицировать?

– Согласно национальному законодательству выделяют четыре формы домашнего насилия: физическое, психологическое, экономическое и сексуальное. Проще выявить и идентифицировать физическое, оно понятно и привычно людям: когда кто-то с ним сталкивается, то точно осознает, что это – именно насилие.


Екатерина Черепаха. Фото: Ла Страда-Україна/La Strada-Ukraine / Facebook

Екатерина Черепаха. Фото: Ла Страда-Україна/La Strada-Ukraine / Facebook


Но если посмотреть на статистику обращений на «горячую линию», то самый высокий процент обращений касается психологического насилия. За ним следует физическое, экономическое, а уже потом сексуальное. Здесь стоит отметить, что процент обращений по поводу домашнего сексуального насилия невысок не потому, что самих случаев мало, а потому что женщины не всегда осознают, что это именно сексуальное насилие в семье.

Сексуальное насилие менее обсуждаемое, его плохо идентифицируют сами пострадавшие. Ибо преимущественно считается, что иметь половые отношения со своим партнером/партнершей/супругом – это супружеская обязанность. Поэтому здесь нет места твоему «хочу/не хочу», «могу/не могу», и приемлем ли для тебя такой способ или формат сексуальных отношений. И потому, если что-нибудь такое происходит между супругами или парой, то долгое время это не считается и не идентифицируется как сексуальное насилие.

– Если говорить о психологическом насилии, на что стоит обратить внимание?

– Здесь много аспектов: манипулирование, унижение, игнорирование, словесные оскорбления, постоянное обесценение, запугивание, создание условий для психологической, экономической зависимости и так далее.

Агрессор может запугивать не только лицо, над которым совершает насилие, но и угрожать насилием в отношении близких ему людей или даже домашних животных. Когда обидчик говорит, например: «Раз ты такая, то я заберу у тебя ребенка и ты его никогда больше не увидишь» или «Раз ты такая, я сейчас выкину из окна твою кошку»… Могут быть разные варианты.

В целом закон «О предотвращении и противодействии домашнему насилию» дает перечень лиц, считающихся пострадавшим от домашнего насилия. Это не только женщины, пострадавшие от действий мужчин, но и мужчины, пострадавшие от действий женщин. Это люди постарше, которых обижают их взрослые дети. Это бабушки, дедушки, тети, дяди, опекуны, прабабушки, прадедушки, усыновители. Это дети, в том числе и усыновленные, дети от предыдущих браков или дети проживающих вместе сожителей и другие. Там очень широкий круг лиц прописан.

– Но по статистике, чаще всего от домашнего насилия страдают именно женщины.

– Да, и это статистика не только по Украине, это статистические данные, фиксирующие фактически по всему миру. Безусловно, домашнее насилие – и мы всегда об этом говорим – охватывает как женщин, так и мужчин, как взрослых, так и детей, людей разных социальных категорий, экономического состояния, возраста, образования. Но более 80% обращений – именно от женщин. И реально домашнее насилие затрагивает женщин непропорционально больше, поэтому очень часто, когда мы говорим о нем, речь идет о случаях, касающихся именно женщин.

Во время пандемии и локдаунов вырос уровень домашнего насилия

– Что изменилось с началом пандемии и связанных с ней локдаунов?

– Количество случаев домашнего насилия возросло. Об этом свидетельствуют и данные нашей «горячей линии». Это связано с несколькими факторами. Один из основных – и обидчики, и пострадавшие долгое время находились в одном помещении круглосуточно семь дней в неделю. Не было вот этой передышки, когда можно пойти на работу или прогуляться, поехать к родственникам. Поэтому пострадавший постоянно находился под контролем агрессора, который мог в любое время выплеснуть весь свой негатив и агрессию на близкого человека.

Многие учреждения перешли на работу в дистанционном режиме, поэтому пострадавшие не смогли, скажем, попасть в приют или на консультацию в государственную социальную службу. Также некоторые шелтеры не принимали новых жителей, некоторые вообще были вынуждены закрыться, другие же принимали женщин только с отрицательным ПЦР-тестом. Но сделать этот тест тоже было проблематично – общественный транспорт не ходил, а нужно было добраться до лаборатории, да и оплатить тест не каждый мог.

Было меньше возможностей и куда-то убежать от агрессора – к соседям, родственникам, еще куда-нибудь. Потому что действовали транспортные ограничения, потому что все пытались избегать общения с посторонними людьми. И как раз «горячие линии» оставались едва ли не единственным источником помощи, консультации, поддержки в то время. Да и вообще психологическое состояние людей во время пандемии и локдаунов было достаточно нестабильным: все эти тревоги, переживания, внезапные изменения в привычной жизни, проблемы с работой и обучением способствовали всплеску случаев домашнего насилия. Речь идет не только о физическом, но и о психологическом, экономическом, сексуальном.

Если это ситуация, когда нужно прямо сейчас бежать из дома, чтобы остаться в живых, – стоит это сделать

– Каков алгоритм действий для человека, пострадавшего от домашнего насилия?

– Здесь следует учитывать, в какой момент это происходит. Если факт насилия происходит здесь и сейчас – обидчик бьет вас, или выбивает дверь, или угрожает убить – безусловно, нужно звонить в полицию. Только полиция в такой ургентной ситуации сможет оперативно приехать, задержать, среагировать. Если это ситуация, когда нужно прямо сейчас бежать из дома, чтобы остаться в живых, – стоит это сделать.

Но если есть возможность, следует продумать свои дальнейшие шаги и составить план действий. Куда можно обратиться? Это, конечно, правоохранительные органы. Также существует несколько «горячих линий», где смогут предоставить консультацию и помощь. Например, Национальная горячая линия по предупреждению домашнего насилия, торговле людьми и гендерной дискриминации, работу которой обеспечивает наша организация. Ее номер 116-123.

Есть правительственный колл-центр, который также принимает обращения по поводу домашнего насилия и торговли людьми. Можно обратиться туда по номеру 15-47.

Также можно найти в своем населенном пункте общественные организации, соццентры или какие-то консультационные службы. Если есть возможность получить очную консультацию – это стоит сделать, чтобы спланировать свои действия. Можно и стоит обращаться в центры бесплатной правовой помощи. Когда речь идет о домашнем насилии, то затрагивается немало вопросов юридического характера: по разводу, имущественным вопросам, установлению места жительства ребенка и графику его посещения.

Следует формировать себе финансовую подушку – минимальный финансовый запас на первое время. Эти деньги необходимо держать в безопасном месте, чтобы обидчик о них не знал и не мог до них добраться, но одновременно, чтобы пострадавший человек имел к ним доступ в любое время. Это придаст покоя и уверенности.

То же касается и документов – паспорта, идентификационного кода, документов на квартиру или какое-либо другое имущество, которым владеет пострадавший. Следует сделать копии этих документов и держать их в безопасном месте. Важно, чтобы обидчик не имел доступа к ним.

Можно предварительно договориться с родными, друзьями или знакомыми, что они смогут в случае острой необходимости принять вас на сутки-двое. Посмотреть, какие учреждения и организации есть в городе, районе и области, где человек проживает, а также подумать о возможности обратиться в приют в другом городе или районе, если есть риск, что обидчик будет вас искать и преследовать. Когда есть немного времени и ресурсов, нужно подготовить этот план. Если же ситуация острая, я повторюсь, стоит убегать уже.

Людям нужно время, чтобы осознать проблему, чтобы решиться разорвать круг насилия, чтобы уйти от обидчика

– Почему стоит не молчать, если ты страдаешь от домашнего насилия?

– Потому что молчание и необращение за помощью могут привести к трагическим последствиям. Как показывает 20-летний опыт работы нашей организации и работа других организаций в этой сфере: если имеет место одно из проявлений насилия, то высока вероятность, что другие формы насилия впоследствии также будут.

Даже если сначала это, скажем, словесные оскорбления, манипуляции, контроль, которые, конечно, обидчик подает под соусом заботы, то дальше могут либо добавляться другие формы насилия, либо усиливаться и ужесточаться уже имеющиеся.

Существует так называемый цикл насилия. Сначала – случай насилия, скажем, физическое избиение. Потом – период прощения и все эти объяснения, что «я хотел как лучше» и так далее. На этом этапе обидчик может дарить цветы и дорогие подарки.

Потом наступает период «медового месяца» – кажется, что все уже наладилось, что в семье снова нормальные отношения, и пострадавший успокаивается. Но обидчик все равно имеет власть и контролирует пострадавшего. Поэтому через некоторое время он снова раздражается, что человек не то одел, не то сказал, не туда пошел, как-то не так посмотрел. И снова – факт насилия.

Со временем эти периоды «медового месяца», когда все хорошо, сокращаются и могут вообще исчезнуть. И если человек не в ресурсе психологическом, эмоциональном или физическом, чтобы обратиться за помощью, то все может обернуться в худшую сторону. Или обидчик может убить – о таких случаях мы довольно часто слышим в новостях. Или же пострадавший не выдерживает и в какой-то момент, защищаясь, может убить обидчика.

Поэтому нужно обращаться за помощью, не молчать. Из тех обращений, которые поступают на нашу «горячую линию», видно, что людям нужно время, чтобы осознать проблему, чтобы решиться разорвать круг насилия, чтобы уйти от обидчика. Но это очень важно. Особенно, если есть дети. Кстати, дети, которые становятся свидетелями домашнего насилия, согласно законодательству Украины тоже пострадали от насилия.

– В этом году более 50 украинских общественных организаций объединились в коалицию «За Стамбульскую конвенцию» с призывом к президенту и Верховной Раде ратифицировать этот международный документ. Среди этих организаций и «Ла Страда – Украина». Почему именно в этом году? Почему необходимо как можно быстрее ратифицировать конвенцию?

– Потому что это уже 10-я годовщина со времени подписания Украиной Стамбульской конвенции, а она до сих пор не ратифицирована. Между тем многие аспекты в сфере предотвращения и противодействия домашнему насилию сегодня нуждаются в усилении национального законодательства.

Стамбульская конвенция дает возможность странам, ратифицировавшим ее, внедрять механизм мониторинга, когда специальная группа экспертов выявляет как узкие места в законодательстве, так и эффективные практики других стран, чтобы улучшить национальное законодательство. Это стимул для органов государственной власти эффективнее развивать систему реагирования и специальных услуг для пострадавших от домашнего насилия. Это то, чего до сих пор не хватает нашему государству.

– Какие важные изменения за эти 10 лет были внесены в национальное законодательство?

– В первую очередь, это закон «О противодействии и предотвращении домашнего насилия». Разработка необходимых документов, способствующих усилению и развитию системы защиты людей, пострадавших от домашнего насилия. Это внесение в Уголовный кодекс Украины наказания за домашнее насилие, то есть его криминализация. Это очень важный шаг: признать, что домашнее насилие – это не просто какая-нибудь семейная ссора, а уголовное преступление. Это введение срочного запретительного и ограничительного предписания.

– Какие первоочередные шаги еще предстоит сделать государству, чтобы максимально эффективно предотвращать случаи домашнего насилия и обеспечить защиту пострадавших от него людей?

– Прежде всего – ратифицировать Стамбульскую конвенцию. Именно она вводит стандарты в подходах, в обеспечении помощи, в развитии служб поддержки и приютов, которых должно быть достаточное количество.

Скажем, приюты должны быть доступны для нуждающихся. Должны учитывать потребности пострадавших, а это разные категории людей, например женщины с инвалидностью, женщины с детьми. Это возможность доехать в приют, их безопасность. Это и стандарты подготовки и обучения специалистов, работающих с пострадавшими от домашнего и гендерно обусловленного насилия.


Акция в поддержку ратификации Стамбульской конвенции под Офисом президента Украины, ноябрь 2021 года. Фото: Watchers.Media / Facebook

Акция в поддержку ратификации Стамбульской конвенции под Офисом президента Украины, ноябрь 2021 года. Фото: Watchers.Media / Facebook


В условиях децентрализации нужно строить на местах сервисы для пострадавших от домашнего насилия и насилия по признаку пола. Важно акцентировать внимание на том, что такая проблема есть и она должна быть среди приоритетов для территориальных общин. Потому что вопрос наличия хороших дорог, медпункта – это важно. Но так же важно адекватно реагировать на случаи домашнего насилия и обеспечивать защиту пострадавших от него.

– Почему вокруг Стамбульской конвенции в украинском обществе так много дискуссий?

– Да, вокруг Стамбульской конвенции, к сожалению, очень много манипуляций и мифов. Основная причина – то, что там упоминается слово гендер, которое почему-то многих пугает. Но те, кого пугает слово гендер и кто выступает против ратификации Стамбульской конвенции, читали ли вообще конвенцию? Знают ли, на что она направлена и что означают все эти определения?

Я думаю, если бы люди прочли, то все вопросы отпали бы сами собой. Конвенция не предусматривает введение какой-либо специальной структуры семьи, она не предлагает и не требует внесения никаких изменений ни в Конституцию, ни в Семейный кодекс Украины, ни в другие документы, которые тем или иным образом регулируют отношения мужчин, женщин, семей. Она не предлагает забирать детей и отдавать их в гомосексуальные семьи, как об этом некоторые говорят.

Те, кто создает эти мифы, прекрасно знают, что они говорят и зачем. Те, кто их подхватывает и распространяет, возможно, не читали и не собираются читать документ и тем более в нем разбираться.

– Как можно переломить в обществе восприятие домашнего насилия как дела исключительно семейного, мол, зачем вмешиваться – сами разберутся?

– Трансформация восприятия домашнего насилия в обществе – это длительный процесс. Должно быть развитие критического мышления в обществе. Следует двигаться в положительную сторону и формировать большинство, которое не терпит домашнее насилие и насилие в отношении женщин, считает, что это недопустимо. Это должно быть систематическая, непрерывная и содержательная работа. Это и изменение законодательства, и изменение практики, и донесение информации, и обучение, и искоренение стереотипных утверждений.

Ощутимо сдвинет ситуацию и введение средств реагирования на случаи насилия. Я говорю и об ответственности за дискриминацию по признаку пола. Не должна быть сразу уголовная ответственность – все будет зависеть от ситуации. Где-то может быть штраф, увольнение, репутационные последствия. Это то, что будет удерживать от совершения подобных действий. Все это в комплексе даст результат.

Национальная горячая линия по предупреждению домашнего насилия, торговле людьми и гендерной дискриминации доступна по телефонам: 0 800 500 335 или 116 123 (короткий номер с мобильного).

  • Сочинения
  • По литературе
  • Астафьев
  • По рассказу Фотография, на которой меня нет

События рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» относятся к тридцатым годам 20 века. Автор описывает деревенскую жизнь, в том числе и школу через восприятие мальчика по имени Витька. Несмотря на возраст мальчик уже способен отличить хорошее от плохого, бережно относиться к дружбе и уважать учителей, которые предстают в образе лучших людей, преподающих уроки нравственности. Тем самым они навсегда оставили свой добрый след в памяти учеников. Рассказ особенно актуален в наши дни, ведь многим людям в наше время не хватает именно душевной красоты.

Жители деревни живут бедно, не всегда красивы внешне, но душевно они богаче и красивее многих богачей. Можно быть богатым, образованным и красивым, но при этом отталкивать людей своим поведением. Несмотря на все жизненные трудности они остаются добрыми и отзывчивыми. Они не владеют грамотой, но всегда придут на помощь. Например, дядька Левонтий – человек любящий выпить и побить посуду, но в то же время абсолютно безвредный и открытый для окружающих.

Через деревенскую жизнь автор показывает красоту души, которая проявляется во взаимопомощи, которую соседи оказывают друг другу, в наставлении неопытного подрастающего поколения, гостеприимстве и щедрости, верности и взаимной поддержке. Чувствуя свою причастность к болезни друга и вину за это Санька — друг Астафьева не идет фотографироваться. Сейчас трудно представить настолько редкий это был шанс и что такое решение принять было не легко, ведь в то время такая возможность выпадала крайне редко. Фотографы были редкими гостями в деревне. На такой поступок способен лишь настоящий друг, совестливый и преданный.

В качестве примера взаимовыручки и уважительного отношения автор повествует о том, как все женщины деревни оказывают помощь учителю и его жене. К ним все относятся с уважением как к добрым и воспитанным людям, которые всегда поздороваются. Им приносят угощения, помогают заботиться о ребенке, дают молодой учительнице советы, бесплатно чинят валенки. В современном мире такое встречается крайне редко, ведь сейчас соседи порой даже не знакомы друг с другом, не говоря уже о том, чтобы выручать друг друга при необходимости.

Жители деревни живут одной большой и дружной семьей. Как и во всех семьях между ними порой возникают ссоры, но доброта и прощение побеждают все разногласия. Искренние, добрые, открытые люди нравятся всем, ведь они будто освещают своим светом все вокруг.

2 вариант

«Фотография, на которой меня нет» — рассказ русского писателя Виктора Петровича Астафьева. Произведение повествует о сельской жизни людей в 30-е годы 20 века.

Приезд в деревню фотографа становится важным событием для селян, особенно для младшего поколения, ведь снимать он приехал учащихся местной школы. Дети очень хотят попасть на фотографию, они тщательно готовятся к этому торжественному событию. Повествование в рассказе ведется от лица Вити – ученика начальных классов. Мальчик живет с бабушкой, родителей у него нет. Бабушка для Вити является самым родным человеком. Когда мальчик простудил ноги, она всю ночь не спала, выхаживая внука.

Бабушка жалеет Витю. Из-за простуженных ног, мальчик не смог присутствовать во время фотографирования класса. Витя очень расстроился. Для того чтобы передать внутренние переживания героя, автор использует большое количество глагол во фрагменте, где бабушка не пускает внука в школу. Витя и сам понимает, что не сможет присутствовать на фотографии, из-за болезни мальчик совсем ослаб.

Бабушка главного героя – добрая заботливая женщина. Она любит своего внука, переживает за него. Бабушка ругает Витю не потому, что она сердится. Женщине жалко ребенка, она переживает за него и хочет, чтобы у мальчика все было хорошо. Бабушка утешает Витю, она говорит, что фотограф снова когда-нибудь приедет в их деревню и в следующий раз мальчик обязательно попадет на школьный снимок.

В рассказе присутствует «двойник» главного героя – комнатный цветок, за которым ухаживает Витина бабушка. Порой, в зимние ненастные дни, растение увядает, гибнет. Но лишь только пригреет теплое солнце, появляются листочки, а зеленые побеги торопливо тянутся вверх, чтобы расцвести весной красивым, полным жизни цветком.

Среди деревенских жителей особым уважением пользуется учитель. Это добрый отзывчивый человек, никогда не отказывающий в помощи односельчанам. Учитель приходит навестить Витю и приносит фотографию школьников, среди которых мальчик не находит себя. Он, как и бабушка, сопереживает главному герою. Фотография – становится памятью мальчика, гладя на нее, он вспоминает своих одноклассников, детские годы.

Также читают:

Картинка к сочинению По рассказу Фотография, на которой меня нет

По рассказу Фотография, на которой меня нет

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Культура общения

    Как жаль, что сейчас культурных людей в этом мире становится все меньше. Я вот читаю книги, где действие происходит в России 19 века, и тихо восхищаюсь тем, как люди между собой общаются: «сударь» «барышня»

  • Тема Родины в творчестве Ахматовой (в лирике, поэзии, стихах) сочинение 11 класс

    В принципе, тема Родины важна для любого поэта. А в сложные периоды (революций и войн) она становится ещё более значимой. Анне Ахматовой пришлось пройти и через первое, и через второе

  • Сочинение на тему Мой первый учитель

    Моя первая учительница Сергеева Ольга Петровна. Когда я только пришла в 1 класс, я очень боялась и переживала. После линейки впереди нашего класса шла молодая, стройная женщина

  • Болезнь и смерть Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

    Роман «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева был написан в непростое время. Между поколениями возникали споры и недомолвки, к прошлой жизни уже не вернешься, а о будущем ничего неизвестно.

  • Крылов

    Всем вероятно знакомы басни про лисицу, которая хитростью выманила у вороны кусочек сыра, про кота Ваську, утащившего у повара курочку. Все эти произведения созданы великолепным гением, Иваном Андреевичем Крыловым

  • Сочинения
  • По литературе
  • Астафьев
  • Анализ произведения Фотография, на которой меня нет

Произведение является составной частью автобиографического сборника «Далекая и близкая сказка», описывающего детские воспоминания автора  о родных местах, людях, проживающих там.

Жанровая направленность произведения представляется автобиографическим рассказом, написанным в направлении реализма.

Основной темой рассказа является изображение преемственности семейных традиций, патриотизма и любви к родной земле, к ее историческому прошлому.

Композиционная структура рассказа имеет отличительную особенность, заключающуюся в наличии двух авторов. Повествование в произведении начинается первоначально от лица маленького мальчика, а в финале рассказчик представляется взрослым человеком.

Основная сюжетная линия раскрывается посредством описания приезда в деревню городского фотографа в довоенный период и встречи с сельскими жителями.

Главным героем рассказа является Витя, представленный в образе маленького мальчика, живущего с дедушкой и бабушкой, отличающийся шаловливостью и непоседливостью. В один из дней Витя, накатавшись на горке со своим другом Санькой, заболевает и не принимает участие в фотосъемке всего класса, о чем очень сильно переживает.

Второстепенными персонажами рассказа являются Санька, друг главного героя, представленный в образе настоящего приятеля, верного и преданного, готового на самоотверженный поступок, отказываясь от участия в фотосъемке, поддерживая больного товарища, бабушка, изображенная доброй старой женщиной, любящей своего единственного внука, а также учитель Евгений Николаевич, являющийся уважаемым в деревне человеком, любящий свою профессию, отличающийся интеллигентностью, образованностью, вежливостью, дружелюбием. Именно от учителя Витя получает памятную фотографию, на которой он сам отсутствует, что является примером доброты и сопереживания.

Характерной особенностью произведения является раскрытие автором проблематики человеческих взаимоотношений, касающихся не только главного персонажа, но и всех деревенских жителей. Описывая поступок Саньки, отказавшегося ради друга от участия в фотосъемке, рассказ учит читателей умению отказа ради дружбы от важного и знаменательного события. Кроме того, изображая отношение бабушки к внуку, писатель демонстрирует положительные человеческие черты в качестве доброты, сострадания, заботы о ближнем.

2 вариант

Современные люди привыкли к своим изображениям, запечатленным в разные моменты их жизни. Их разнообразию давно никто не удивляется. Особой значимости они не имеют. Совсем иначе к снимкам относились в довоенной России. Они делались редко, порой оставались единственным воспоминанием. История одной фотографии – так кратко можно передать сюжет произведения.

Астафьев в очередной раз обращается к своему детству, вспоминает историю, надолго оставшуюся в его памяти. Недаром приезд фотографа в деревню, где живет рассказчик, называет важным событием. Школьные уроки были прерваны, а гостя устроили жить к самому грамотному человеку. Снимки должны получиться хорошие.

Школьники гадают: кто из них будет красоваться на почетных местах снимка? Фотография должна всех объединить.

Санька с Витькой не были прилежными учениками, поэтому на видные места не рассчитывали. Они не обсуждали, какой будет фотография, просто занимались привычными делами. Подрались, ушли на гору, где до одури катались на санках.

Особое место в рассказе снова отведено Екатерине Ивановне, мудрой, терпеливой бабушке рассказчика. Она пытается вылечить внука, у которого после катания сильно разболелись ноги. Приговаривает, причитает. Речь героини напевная. Кажется, что она ругает внука. Но это звучит ласково, совсем не обидно.

Образы учителей не оставляют читателя равнодушным. Это они позаботились о приезде фотографа. Добрых, чутких, глубоко порядочных и образованных, педагогов уважали в селе. Они сами содержали школу, топили печь, проводили мероприятия в местном клубе. Деревенские жители помогали им. Бабы приносили продукты, присматривали за ребенком, давали жизненные советы.

Евгений Николаевич приходит домой к своему ученику, приносит фотографию, на которой нет изображения мальчика. В этом поступке ярко видно уважение к ребенку, сочувствие, стремление помочь. Учитель и учительница навсегда остались в памяти мальчика.

Саньки тоже не было на фотографии. Он поддержал Витю, отказался фотографироваться без друга. В мелочах проявляется настоящая дружба.

Картины деревенской жизни, суровой природы, сибирский говор сельских жителей делают повествование душевным, наполненным особенной нравственной красотой.

Рассказ учит сохранять память, уважительно относиться к учителям, любить малую родину.

Вариант 3

Сюжет автобиографического рассказа В.П.Астафьева очень прост (в глухое сибирское довоенное село Овсянка по приглашению учителя приезжает фотограф, чтобы сделать снимки школьников) но, несмотря на кажущуюся непритязательность, он не исчерпывает содержание произведения. Читателю, с неослабевающим вниманием следящему за повествованием, становится важно не столько то, чем же закончится история с фотографией, сколько описание уклада сибирской деревни, ее традиции и обычаи, которые рисует автор.

С первых же строк произведения мы знакомимся с главными героями рассказа: автором-повествователем Витей Потылицыным и его лучшим другом, Санькой. Это они должны были по всем канонам старинной фотографии сидеть в самом последнем ряду, потому что первые предназначались для умных и прилежных учеников. А мальчишки ни этой зимой, ни предыдущей не отличались, ни в учебе, ни в поведении. Расстроившись, друзья отправились кататься с горы на санках, и эта забава обернулась для них настоящей трагедией. Вечером у Вити случился приступ ревматизма. Промучившись всю ночь от нестерпимой боли в ногах, под утро он уснул, а проснулся лишь тогда, когда Санька зашел за ним, чтобы идти в школу фотографироваться. Но больные ноги не слушались, и мальчик вынужден был остаться дома. Санька, жалея друга, решил тоже никуда не ходить.  А бабушка, Катерина Петровна,  после выздоровления внука пообещала отвезти обоих друзей в район, чтобы там сделать из фотографии в фотоателье.

Фотограф сделал общий снимок без главных героев, а саму карточку, на обороте которой крупным бабушкиным почерком было выведено «Овсянская начальная школа 1-й ступени» Вите в дом принес школьный учитель. Так, следуя за автором в лирических отступлениях, мы знакомимся с остальными героями этого рассказа, которых немало. И Овсянка предстает перед нами не абстрактным, а живым селом, где люди ругаются, дерутся, иногда выпивают, ребятишки болеют и проказничают, собаки лают, по вечерам в домах слышится стук замершего гостя, самым уважаемым человеком в селе является учитель, а главным событием для всей деревни, безусловно, становится приезд фотографа. И теперь, спустя годы, автор бережно хранит уже пожелтевший снимок, на котором нет ни его, ни Саньки, без тени иронии или насмешки вглядываясь в оторопелые лица. Это живая память, бередящая душу воспоминаниями. Многих из его одноклассников уже давно нет в живых, они погибли на фронте, но навсегда остались живыми и молодыми в сердце автора.

8 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Фотография, на которой меня нет

Анализ произведения Фотография, на которой меня нет

Популярные сегодня темы

  • Анализ рассказа Лебедянь Тургенева

    Произведение является одним из писательских рассказов, повествующих о человеческих взаимоотношениях. Повествование в рассказе осуществляется от лица автора, который в определенный промежуток времени

  • Сочинение Тема свободы в лирике Лермонтова

    Тема свободы очень важна для Лермонтова. Его собственный характер отражается в творчестве. О свободе Михаил Юрьевич говорит в разных стихах, сложно разделить его творчество на «о свободе» и «о другом»

  • Сочинение Образ русского солдата в поэме Василий Теркин

    Русский писатель Александр Твардовский большое внимание в своём творчестве уделял простому советскому народу. Но больше всего в его душу запала война и подвиг русских солдат.

  • Сочинение Мечты Ионыча (по рассказу Чехова Ионыч)

    Произведение Антона Павловича поднимает очень актуальную для всех времен тему. Мечта. Каждый человек мечтает о чём-то, исходя из этого планирует, думает, строит. Однако, далеко не всем мечтам суждено сбыться.

  • Анализ произведения Архипелаг ГУЛАГ Солженицына

    Когда я впервые взяла в руки «Архипелаг Гулаг», эта книга показалась мне научной. Слишком много фактов и фамилий попадается на ее страницах. Но, начав читать, я поняла: это – наша история

Автор: Степанова Юлия Рашитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Нижегородка
Населённый пункт: Уфимского района Республики Башкортостан
Наименование материала: методическую разработку к уроку литературы
Тема: Тема памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Раздел: среднее образование

Тема памяти

в рассказе Виктора Петровича Астафьева

«Фотография, на которой меня нет»

Конспект урока литературы в 8 классе учителя русского языка и

литературы МОБУ СОШ с. Нижегородка Уфимского района

Республики Башкортостан

Ю.Р. Степановой

Цель: обсудить с учащимися значение фотографии в жизни человека.

Задачи урока

Обучающие:

совершенствовать навыки анализа текста,

обобщить знания по литературе;

Развивающие:

развивать умения высказывать и отстаивать свою точку зрения;

развивать аналитические способности, умение оценивать ситуацию, поступки героев;

Воспитательные:

воспитание культуры поведения дискуссии (умения терпимо относится к различным

точкам зрения, уважать людей независимо от их позиции и мнений, уметь слушать,

аргументировано отстаивать свою точку зрения);

Ход урока:

1.Оргмомент:

Улыбнулось солнце весело.

Здравствуйте, ученики.

Не забыли,

На какой урок пришли?

2. Этап актуализации знаний:

Слово учителя.

У меня в руках старая фотография.

А что такое фотография? (слайд 2)

Чем служит фотография для нас? (памятью) (слайд 3)

Сколько счастливых и грустных воспоминаний вызывает он.

Слово «ПАМЯТЬ» очень важно сегодня на уроке. Давайте понаблюдаем в каких значениях

может использоваться это слово.

3. Работа с устойчивыми сочетаниями.(слайд 4-5)

Найдите в предложениях устойчивые сочетания и определите их значение.

1.

Во время войны дедушка был тяжело ранен и на время потерял память — не

мог вспомнить, как его зовут, откуда он, что с ним случилось. – забыл то,что

знал раньше.

2.

Петров обещал помочь с переездом, принести вещи на первое время, а теперь и

не говорит об этом — как будто память отшибло.

3.

Дед стал стар, и память стала ему изменять: начал путать, что когда

произошло.

4.

У меня в голове полный провал.

5.

Память у меня стала дырявая, всё время забываю, что собиралась сделать.

-неспособность вспомнить

6.

Он чтил память дедушки и не позволял плохо говорить о нем. – уважать,

помнить. Мы тоже должны чтить память наших ветеранов ВОВ – 70 лет.

Главный вопрос урока: Память!!! Что это: наказанье или дар божий? Помогает она нам

жить СЕЙЧАС или мешает? Может ли жизнь без нее быть полноценной?

Сколько вопросов. А где же ответы?

Писатель В. Астафьев написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о

своих близких, о своем детстве, о своей родной Сибири.( слайд 6)

Эта книга называется «Последний поклон». (слайд 7)

Подробнее мы остановимся на одном рассказе «Фотография, на которой меня нет»,

который вы читали дома. (слад 8) цели и задачи.

– Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить с вами, ребята, тему памяти в жизни

человека. Поэтому мне бы хотелось узнать ваше мнение по указанному в теме вопросу на

основе анализа рассказа Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой

меня нет». Герой рассказа как и автор живет в деревне в тяжелое для страны время,

учится в школе. Действие происходит в 30-е года 20 века. Какой это был период в истории

страны расскажет…(сообщение ученика).

4. Выявление восприятия:

— В какой форме написан рассказ? (воспоминание)

— О чем этот рассказ?

Писатель рассказывает о заурядном случае, происшедшим с деревенским мальчишкой, а

выводит нас на большой и серьезный разговор о памяти исторической, о памяти

человеческой.

— Почему эти воспоминания так важны для В. Астафьева?

1.

Расскажите о главном герое, используя цитаты, свои наблюдения и выводы из

текста. Проведите наблюдение над фрагментами текста, систематизируйте

материал, распределите указанные фрагменты по группам и соотнесите со словами:

падение, очищение через страдание, восхождение.

Задание 1 группе.

Расскажите о главном герое, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.

2.

Кто главный герой рассказа? Как ученики готовились к встрече с фотографом?

Ответы комментируйте примерами из текста.

Материал для наблюдения:

1. «полезли в драку с ребятами из-за распорядков»

2.«заболели ноги, завыл от боли, не уснул»

3.«бабушка лечила и баловала»

4.«катались со страшного обрыва»

5.«наблюдал за окнами и цветами»

6.«бабушка ругала и давала затрещины»

7.«взрослел, размышлял о людях»

8.«заревел от горького бессилия»

9.«мчались в погибель с руганью»

10.«сидел в тоске»

11.«начерпали в катанки снегу»

12.«учитель принес фотографию»

Материалы наблюдений занесите в таблицу.

падение

очищение через страдание

восхождение

Используя данные таблицы, расскажите, какие поступки совершает герой? Как они его

характеризуют?

Учитель: Трудности, испытания, ошибки встречаются на пути каждого человека. Боль,

которую ощущает человек может быть и физической, и душевной.

Как влияет это преодоление на человека? (изменяет его, делает его опытнее,

мудрее, взрослее).

Задание 2 группе.

Как изменился герой после болезни? О чем говорят его наблюдения?

Найдите эпизоды, подтверждающие ваши предположения.

Слово учителя.

Детство – непростая пора в жизни человека. Это путь проб и ошибок. Каждый по-своему

его проходит. Важно то, чему мы учимся на своих ошибках.

Задание 3 группе.

Чему научил этот случай героя? Найдите эпизоды, подтверждающие ваши предположения

(ценить доброту, заботу, быть совестливым, не допускать падений, а еще ценить красоту)

Следуя традиции русской литературы, Астафьев показывает, что страдания, входящие в

«порядок» жизни, нравственно очищают героя, делают его более чувствительным к

людям, восприимчивым к красоте. Это путь духовного становления, взросления героя. И

хочет, чтобы читатель тоже об этом помнил.

Слово учителя.

Детство – важная пора для каждого человека. Очень важно окружение ребенка в этот

период, семья.

Самым дорогим для него человеком была бабушка.

Найдите такие факты, которые могут доказать, что она стала для него самым дорогим

человеком.

Разумеется, душевную привязанность герой испытывает ко многим людям,

сопровождающим его детство. Одним из них был учитель.

Цитата из текста: «Прошли годы. А я таким вот и помню деревенского учителя – с

чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься

вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить

людскую жизнь».

Автор говорит о «благодарной человеческой памяти».

Задание 4 группе.

1.

Перечитайте описание школьной фотографии.

Почему старая фотография не вызывает смеха у рассказчика?

Какие чувства она вызывает?

Запишите и продолжите предложение: «Пожелтевшая школьная фотография дорога

автору, потому что…»)

5. Чтение заключительной части рассказа: «Та школьная фотография жива до сих

пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю в ней.

Где они сейчас? Кто они?

Половина из них, если не больше, полегла в войну. Всему миру известно их имя –

сибиряки.

Иногда возьмешь в руки школьную фотографию, и снова нахлынет, нахлынет».

6. Итоговая беседа:

— Почему взрослый человек, прошедший войну, потерявший близких, друзей так

дорожит старой школьной фотографией, на которой его нет? Почему, несмотря на то

что на фотографии нет героя рассказа, она очень дорога ему? (обращаем внимание на

последние строчки рассказа: «своеобычная летопись народа», «настенная история

его»). Смысл названия последней строчки.

Слово учителя.

Эти воспоминания помогают ему забыть войну, воскрешают его детские воспоминания,

его детскую душу. Фотография становится «летописью детства», а память о прошлом —

«родиной души героя».

Вернемся к главному вопросу:

— Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня?

— Может ли жизнь без нее быть полноценной?

— А что эта память дает нам?

Прочитайте ключевые слова, которые мы записали.

Память дает человеку духовный опыт, мы свои новые шаги соизмеряем с прошлым. В.

Астафьев дает нам свои уроки памяти, обогащает душу человека. Для него память о

прошлом, о детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои главные

уроки: научился сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился

преодолевать трудности и, главное, любить свою землю, любить своих близких.

Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи.

А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке и напишем синквейны. На столах лежат

листочки.

Синквейн (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна:

Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое. Я думаю, он останется в вашей

памяти. А чтобы был и у вас повод его вспомнить, я предлагаю всем сфотографироваться.

Мы назовем этот снимок: «Фотография, на которой я

есть…

»

Рефлексия:

И в наших душах рассказ В. Астафьева оставил много впечатлений. Давайте сохраним их

в нашей памяти. У каждого на столе лежит карточка, в которой я прошу записать свои

впечатления.

Сегодня на уроке я открыл…

почувствовал…

узнал…

понял…

задумался…

испытал…

Закончите предложение.

Оценочная деятельность: 1 мин.

Домашнее задание: 1 мин.

1.

Напишите мини-сочинение «Прошлое – родина души человека»

2.

Прочитайте 2-3 рассказа из книги «Последний поклон» (на выбор).

3. Кластеры

Как

вы

думаете,

какое

слово

в

названии

рассказа

является

ключевым?

(фотография)

— У вас на столах лежат схемы-кластеры. Запишите это ключевое слово в верхний

прямоугольник.

А

в

овалах

запишите

те

понятия,

ассоциации,

которые

у

вас

вызывает слово «фотография». (Работа в группах).

Вернуть время мы с вами не в состоянии, ни один миг нашей жизни не повторяется.

А фотография позволяет хотя бы в мыслях возвратиться назад. Фотография – это

память, личная память.

Карточка №2

Закончите предложение:

«Сегодня на уроке я открыл…

почувствовал…

узнал…

понял…

задумался…

испытал…

  • Почему герои решились на побег в рассказе чехова мальчики
  • Почему героиня рассказа чистый понедельник уходит в монастырь сочинение
  • Почему васнецов рисовал сказки
  • Почему владимир дубровский стал разбойником сочинение большое
  • Почему васнецов выбрал именно этот эпизод сказки иван царевич на сером волке