Почему герои лермонтова как правило одиноки сочинение

Сочинения по литературе лермонтов тема одиночества в лирике лермонтова лейтмотивом всего творчества лермонтова является абсолютное одиночество лирического героя. основываясь на
  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Тема одиночества в лирике Лермонтова

Лейтмотивом всего творчества Лермонтова является абсолютное одиночество лирического героя. Основываясь на произведениях поэта, его с трудом можно представить искренне улыбающимся и счастливым. Лермонтов является ярким представителем романтизма. Для этого течения характерны одиночество, меланхолия, болезненная привязанность к прошлому.

На творчество повлиял в большей степени характер и образ жизни поэта. С раннего возраста лишившийся родителей, окруженный лицемерным и холодным высшим обществом, за свою жизнь он так и не смог обрести настоящую любовь и верных друзей.

В своей лирике поэт всегда предстает отделенным от остальных людей. Он находится один среди лицемерной толпы, спрятавшей свои истинные лица и намерения под маской льстивой доброжелательности. Поэт резко осуждает высшее общество, спрятавшее себя из боязни попасть в немилость государю. С огромным негодованием он называет их потерянным поколением, скорбя об ушедших предках, имевших смелость бросать вызов несправедливости.

В стихотворении, посвященном гибели А.С. Пушкина, он напрямую обвиняет прогнивший высший свет в смерти великого поэта. При этом Лермонтов не отрицает своей причастности к данному поколению, хоть и держится особняком ото всех. Он находит в себе некоторые черты, присущие ненавистному ему поколению. Именно это позволяет поэту открыто критиковать общество и государство, ведь он как никто понимает всю степень проблемы.

С мотивом одиночества неразрывно связана тема поиска свободы. Герой задыхается в обществе, оно отравляет его своей лестью, показной дружбой, клеветой за спинами. В попытках освободиться от пут светскости он ищет вдохновения в природе. Стихия вызывает у него восхищение своей первозданностью. В ней нет места лжи, притворству.

Лирический герой завидует тучкам, ветрам, ведь они могут свободно передвигаться, не завися от общественных условностей. Он сочувствует одинокому паруснику, бросившему вызов ненастью. В нем он находит свое отражение, аналогичным образом бросившего вызов обществу.

Одиночество проявляется и в творчестве, касающемся политической ситуации в стране. В итоге непринятый обществом, отвергавшим его идеи, поэт решает удалиться. Оставив попытки достучаться до кого-нибудь, он позволяет себе обрести свободу. Даже отправиться воевать на Кавказ для него лучше, чем остаться в столице.

Сочинение 2

В творчестве Лермонтова можно выделить несколько ключевых тем, как то: любовь, борьба, вольность, смерть и родина. Тем не менее, именно тему одиночества называют центральной, основополагающей.  Именно ей автор уделил наибольшее внимание в своих произведениях прозы и поэзии.

Истоки

Лейтмотив одиночества появился в творчестве Лермонтова, прежде всего благодаря традициям литературного романтизма. Писателя едва ли назовешь абсолютным романтиком: на страницах его книг романтическая стезя зачастую переплетается и с реализмом. Однако, многие литературоведы уверенно называют его произведения вершинами русского романтизма. Равно как и выделяют и особый «Лермонтовский» романтизм. Начиная с развития романтических традиций русских классиков (Жуковского, Пушкина), подражания Байроновскому романтизму, Лермонтов постепенно приходит к своему видению этой темы.

Творческая реализация темы одиночества

Лермонтовский герой противопоставляет себя обществу, и потому рассматривает его сквозь призму недоверия и скепсиса. Если он и приближается к людям, стремясь «с шумною быть толпою», то лишь с целью увидеть в каждом «глупого льстеца», «Иуду». Подобное общество подталкивает лирического героя к резкой критике. Потому и не вызывает удивления тот факт, что практически во всем творчестве Лермонтова, посвященном противостоянию толпы и лирического героя, звучит осознание абсолютного собственного одиночества и горькое разочарование в людях. Нигде поэт не видит равного себе, и оттого «печально» глядит на собственное поколение.

Даже такая светлая тема лирики как любовь посвящена у Лермонтова, в основном, неудачам и разочарованиям. Образ женщины в авторской любовной лирике характеризуется равнодушием, сердечной пустотой. При таком взгляде на объект любви, конечно же, и сами чувства не способны избавить от одиночества, лишь усугубляя его.

Мотив одиночества прозвучал опосредовано и во многих творческих описаниях природы. Любимые пейзажи Лермонтова – буйство морской стихии, пустыня, гроза. В более поздней лирике писателя природа изображается  нежной и спокойной. Однако, за внешней гармонией природы, ясно просматривается смятенная душа одинокого героя.

Мотив одиночества наполняет творчество Лермонтова особым авторским звучанием и смыслом. Романтическое противостояние героя с окружающим миром служит основой для самых разных произведений автора, воплощенных в широком жанровом разнообразии.

Сочинение Тема одиночества

Наверное, каждый человек, который хоть раз читал лирические произведения замечал, что в них проявляется тема одиночества, которая очень сильно перекликается с жизнью и судьбой главных героев.

Михаил Юрьевич Лермонтов считается не только известным автором, но и настоящим специалистом в области лирических произведений, у которых большой подтекст и смысл. Лермонтов всегда старался наполнить свои произведения глобальным смыслом, сделав их более интересными и полноценными.

Отметим, что тема одиночества хорошо знакома каждому человеку. Причем, в различных его проявлениях. Нет ни одного человека в мире, который хоть как-то не соприкасался с темой одиночества. Одиночество бывает разным, поэтому все зависит от того, как себя ощущает человек в этот момент времени.

Лермонтов показывал в своих произведениях героев, которые радовались своему одиночеству, а также тех, кто действительно испытывал от этого депрессию и негатив. В любом случае нужно понимать, что одиночество — это не есть хорошо, но порой именно оно позволяет человеку встать на истинный путь и добиваться всех поставленных целей.

Интересным моментом является тот факт, что все произведения Лермонтова начинаются с положительных моментов, описания природных пейзажей, дружеских отношений и даже любовных линий. Вот только постепенно все это сводится именно к теме одиночества, которая беспокоит автора.

По словам опытных людей, которые занимаются литературными направлениями, проблема в том, что Лермонтов сам был очень одиноким человеком, который мучался от того, что ему приходилось быть в этом состоянии. Состояние одиночества хорошо знакомо поэту, поэтому он хотел поделится им с окружающими.

Безусловно, одиночество бывает разным, поэтому для Михаила Юрьевича нужно было выговориться. Все его произведения разные, как и тема одиночества, задействованная в них. Это понятно, потому что человек не может долго испытывать одни и те же чувства, все постепенно меняется даже в самых сложных ситуациях, когда кажется, что выхода просто нет.

На самом деле, человеку свойственно создавать для себя определенные рамки того или иного состояния и пытаться в них существовать. Это конечно не есть хорошо, но это смысл, так как в этот момент времени человек так чувствует себя комфортно, а значит должен прожить это состояние. Это, пожалуй, главная мысль автора, которую он хотел донести своим читателям.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема одиночества в лирике Лермонтова

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Популярные сегодня темы

  • Анализ 3 главы Евгения Онегина (9 класс)

    Начало написания 3 главы «Онегина» для Пушкина стал февраль 1824г. Уже осенью, а точнее – в октябре, глава была полностью завершена. Однако свет увидела она лишь спустя три года, тогда и была издана в печатном виде.

  • Зачем Чичиков скупал мертвые души?

    Вполне вероятно, что каждый читатель хоть раз задавал себе вполне логичный вопрос: «Зачем понадобились Чичикову «мертвые души»?» Чтобы понять это, следует обратиться к истории. Все дело в переписи крестьян

  • Сочинение по картине Лутфуллина Три женщины

    В сердце каждого человека, всегда найдется место для памяти и любви, к своей малой родине и в каком далеком краю мы бы не были, но всплывшие в памяти образы родного дома всегда вызывают трепетные чувства

  • Сочинение на тему Красота природы

    На свежем воздухе мы проводим время с раннего детства. Когда гуляешь в парке, в лесу, очень любопытно смотреть на природу, насекомых. Естественная среда, для человека на первом месте, это что-то новое, неизвестное, то, что пробуждает сильное чувство

  • Образ и характеристика Платова в повести Левша Лескова сочинение

    Одним из главных героев повести Николая Лескова “Левша” является Платов. Это человек бывалый и очень смелый. Донской казак служит у Александра I и сопровождает его в поездке по Европе.

Сочинения Далее

Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Сочинение

Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной, пронизанной безысходной грустью поэзии, то почему-то никогда не можешь представить его улыбающимся или спокойным. В памяти всплывает лицо с мрачными всезнающими темными глазами, в которых застыли одиночество и тоска. В чем же причина этого трагического разлада с жизнью? В несносном характере, в язвительном остроумии, которое он изливал на то, что вызывало его презрение и гнев? В судьбе, которая, рано лишив его родительской ласки, отказалась подарить ему встречу с женщиной, которая бы любила и понимала его, с теми людьми, которые могли бы стать друзьями-единомышленниками? В том времени, когда страх преследования стал нормой отношений между людьми? Не знаю. Может быть, все это причудливо сплелось и соединилось в этом сумрачном гении России.

Но, наверное, лучше всего скажут о душе поэта его стихи. Все нюансы, все оттенки одиночества находим мы в его поэзии. Пожалуй, наиболее конкретное понимание одиночества как заключения в тюрьме отразилось в стихотворении «Узник», которое было написано во время ареста Лермонтова за стихотворение «Смерть Поэта». Отсюда и такая точность реальных деталей тюремного быта.

Одинок я — нет отрады;
Стены голые кругом;
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем…

Одиночество в темнице обусловлено внешними обстоятельствами, которые не зависят от человека. Но почему же поэт бесконечно одинок даже среди горячо любимой им природы? Ведь красота ночного пейзажа так волнует и притягивает поэта, очаровывает торжественной тишиной и покоем. Все здесь полно гармонии. Даже «пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит».

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Здесь настроение покоя и тишины вдруг резко прерывается, как от ощущения внезапной боли. Почему это происходит? Сам лирический герой задает себе тот же вопрос, пытаясь разобраться в причинах своей отъединенности от мира, своего одиночества. Торжественное величие ночи, в которой все полно гармонии, только обострило разлад в его душе, но в то же время этот слиянный мир красоты дарит ему мечту о соединении с природой и людьми, желание гармонии, стремление преодолеть противоречия в отношениях с окружающим. О чем же теперь мечтает герой, если не жалеет о прошлом и не ждет ничего от будущего?

Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Эту мечту поэта можно понимать по-разному. И как гармонию с миром, и как долгожданную встречу с близкой и любящей душой. Но Лермонтов обречен на жизнь среди чуждых ему людей в том обществе, где царят ложь, фальшь и скука. С этим миром поэт был связан и рождением, и воспитанием, но задыхался в атмосфере интриг и сплетен. Особенно сильно ощущается одиночество в толпе, на новогоднем бале-маскараде, запечатленном в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» Живой, мыслящий, страдающий человек страшно одинок в мире «бездушных людей», «приличьем стянутых масок», «давно бестрепетных рук» светских красавиц. Из царства фальши и пустоты он уносится мечтой в незабываемый мир детства. Память рисует ему милые сердцу картины: «сад с разрушенной теплицей», «спящий пруд», «высокий барский дом».
Возвращение из мира грез в шумную, веселящуюся толпу делает одиночество героя особенно невыносимым и рождает «железный стих, облитый горечью и злостью». В этом стихотворении слышится гневный протест поэта против всего того, что делает его жизнь нестерпимой, обрекает его на одиночество.

В лирическом монологе «И скучно и грустно» уже нет взрыва эмоций. Как бы отрешившись от всяких чувств, герой смотрит «с холодным вниманьем вокруг», давая трезвую оценку своего нынешнего восприятия жизни. Каждая строфа этой лирической миниатюры называет одну из ценностей жизни, чтобы затем ее опровергнуть.

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

Человек не может жить без желаний: они дают ему силы, чтобы чего-то добиться, заставляют поверить в себя и ощутить радость достижения цели. Но в этих двух строчках поэт говорит о бессмысленности и бесполезности желаний, которые отдаляются от него, как горизонт. И так проходит жизнь, вызывая раздражение и разочарование. Любовь. Это прекрасное чувство обогащает душу, заставляет по-новому взглянуть на окружающее, забыть горести и печали. Таково пушкинское понимание любви. Но Лермонтов признает только вечную любовь, которая навсегда связала бы его с близким и верным человеком.

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.

Страсти тоже рано или поздно утихнут, «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка». Итак, герой лирического монолога приходит к безотрадному итогу: не остается в жизни вещей, не презираемых им. Значит — опять одиночество, только оно.

Даже в неодушевленных образах природы воплощены мысли Лермонтова об одиночестве: «Белеет парус одинокий», старый утес стоит одиноко «и тихонько плачет… в пустыне», дубовый листок тоже «один и без цели носится по свету». Эти образы овеяны бесконечным одиночеством и тоской о счастье.

Таким образом, своими лирическими произведениями Лермонтов утверждает мысль о том, что там, где господствует антигуманное, жестокое и фальшивое общество, обесцениваются независимая мысль, искреннее чувство, человечность. Здесь нет места прекрасному и высокому. Лирика Лермонтова полна скорби об одиночестве человека в мире.

Лермонтовские стихи об одиночестве навевают светлую грусть, вызывают желание понять этого великого поэта, побольше узнать о нем и, конечно же, огромное восхищение этим неповторимым талантом.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова

Тема одиночества является центральной в лирике М.Ю. Лермонтова. Поэт жил в послереволюционное время, когда эхо декабристского восстания все еще гуляло по стране. Лирический герой Лермонтова – человек внутренне очень сильный и гордый, и в то же время, невероятно одинокий. Он остро воспринимает всю несправедливость жизни, неискренность людей. Веря в высокие идеалы, герой стремится найти и настоящую дружбу, и чистую любовь. Но терпя ошибки и не удачи в поисках, постепенно он теряет надежду.

Наверное, самым ярким стихотворением, посвященным теме вольности и одиночества, является «Парус». На первый взгляд, в стихотворении просто описывается пейзаж: парус на фоне голубого моря. Но если присмотреться, то в парусе, в его противоречивых чувствах можно увидеть человека, одинокого человека:

Белеет парус одинокий…

С ранних лет в Лермонтове очень сильно было развито чувство справедливости, поэт призирает лицемерие, обман, фальшь. Одинокий парус заброшен далеко от родного края, но он не ищет счастья на чужбине, а просит бури:

А он мятежный просит бури

Что же вкладывает в понятие бури Лермонтов? В стихотворение переданы чувства самого поэта, оказавшегося вдали от Родины. Быть может, буря ассоциировалась у лирического героя с революцией, как способом разрешения конфликта и напряженности сложившихся в обществе. Но он не уверен, что буря принесет долгожданный покой народу и стране:

Как будто в буре есть покой.

Тоской о Родине также наполнено и стихотворение «Тучи». Внешне автор спокойно переживает расставание с родным краем, но внутри его совсем другие чувства. Поэту не с кем поделиться своей печалью и грустью, нет рядом родной души, разделившей с ним тягость расставания. Тучки мчатся с милого севера в сторону южную, так же как и Лермонтов. Но в отличие от поэта, у тучек нет души, нет чувств:

Нет у вас родины, нет вам изгнания!

Все усугубляется еще тем, что поэт не нашел близкого человека, родную душу. У Лермонтова есть цикл произведений посвященных неразделенной любви («Нищий», «Я не унижусь пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю» и другие). Все они наполнены горечью разлуки. На своем пути поэт не встретил, не только друзей, но и любящей и любимой женщины. И тем острее ощущает он тягость одиночества.

В одном из последних стихотворений поэта «И скучно, и грустно» звучит невероятная усталость, разочарованность в жизни: Именно в этом стихотворении чувствуется, что поэт потерял всяческую надежду на счастье, потерял веру в лучшее и смирился со своим одиночеством.

Для сообщения и презентации 9 класс

Истоки мотива одиночества

Мотив одиночества появляется в лирике Лермонтова прежде всего благодаря следованию романтическим традициям. Несмотря на то, что писателя нельзя назвать чистым романтиком: в его произведениях порою переплетаются романтическая и реалистическая традиция, исследователи все же уверенно причисляют его творчество к вершинам русской романтической литературы и даже, более того, говорят о новом, синтетическом, «лермонтовском» романтизме. Он представляет собою, с одной стороны, дальнейшее развитие романтических традиций Жуковского, Баратынского, Пушкина, а с другой стороны – подражание романтизму Байрона, (а позже и его преображение).

Именно от Байрона и появляется у Лермонтова романтический герой, воплощенный во многих стихотворениях. Как и любой романтический герой, он непременно одинок, не понят и отвергнут миром, он стремится к мятежу и единению с природой, а не с людьми:

«… всегда один, Высокой башни мрачный властелин, Он возвещает миру все, но сам – Сам чужд всему, земле и небесам» (1831).

Лирический герой Байрона наполнен презрением к сытой и бездушной толпе, он добровольно отгораживается от нее и не стремится ни к каким-либо материальным ценностям и, тем более, моральным компромиссам. Подражая ему, ранний Лермонтов выводит в своих стихотворениях похожего героя-изгнанника, мечтающего уединиться, отказаться от мира, поскольку для него «весь мир и пуст и скучен»:

«О! Если б дни мои текли На лоне сладостном покоя и забвенья, Свободно от сует земли И далеко от светского волненья…» (1829).

Позднее, однако, мотив одиночества начинает видоизменяться, отходя от подражательства и превращаясь в нечто, свойственное только Лермонтову. Осознание своей индивидуальности и исключительности, характерное в целом для романтизма, у него доводится до крайности, подчеркивается всеми возможными методами. Даже с Байроном, своим литературным учителем и, в какой-то мере, собратом по одиночеству, Лермонтов больше не желает видеть ничего общего. Приведем в пример общеизвестные стихотворения поэта «Подражание Байрону» и «Нет, я не Байрон».

Если в первом Лермонтов обращается к поэту так: «Не смейся, друг, над жертвою страстей, / Венец терновый я сужден влачить» (1830), то во втором уже отчетливо звучит мотив полной индивидуальности: Нет, я не Байрон, я другой,/ Еще неведомый избранник» (1832), и слышится мрачное предсказание собственной судьбы, судьбы, которая представляется его лирическому герою вполне закономерной: «Я раньше начал, кончу ране, / Мой ум немного совершит…» (1832).

Именно так и зарождался у Лермонтова мотив одиночества. Рассмотрим, как он реализуется в рамках всего его творчества, и первым делом отметим разнообразие воплощения этого мотива: он может появляться как в отдельных стихотворениях, где повествование ведется от лица романтического героя, так и переплетаться с другими мотивами: любви, природы, Родины.

Причины одиночества поэта

Белинский называл Лермонтова «поэтом из другой эпохи». Он родился в сложный период радикальных изменений образа жизни российских дворян. Несмотря на то что его семья была богата и знатна, счастливых воспоминаний о детстве у Лермонтова не было. Его мать рано умерла от чахотки. Отца мальчика, Юрия Петровича, ограничили в общении с сыном. Воспитанием будущего поэта занималась бабушка. Она заботилась о материальном достатке и образовании Михаила Юрьевича, но душевной близости между родственниками не было.

Уже с раннего детства Лермонтов был одинок. Из-за слабого здоровья и болезней он не мог завести постоянных друзей. Его увлечений музыкой, рисунком и поэзией никто не разделял. Юноша часто поправлял здоровье на Кавказе. Горы и этот прекрасный край стали олицетворением одиночества и свободы в творчестве Лермонтова.

Одиночество преследовало поэта не только в семье, но и в обществе. Михаил Юрьевич не принимал принципов самодержавия и открыто критиковал власть. Но при этом любил свою Родину и восхищался русской природой. Он мечтал стать выдающимся поэтом, но не мог превзойти А. С Пушкина. Зависть к успехам великого писателя порождала неуверенность в себе.

Светское общество не принимало дерзкого молодого человека. Современники отзывались о нём, как об остром на язык, злобном и обидчивом человеке. Лермонтов несколько раз участвовал в дуэлях, многократно провоцировал скандалы и ссоры на мероприятиях. Последствиями таких дерзких поступков были аресты и ссылки, но Михаил Юрьевич не делал никаких выводов из этих ситуаций. Друзья поэта утверждали, что такое поведение было связано не с дурными манерами и характером, а с непринятием двуликого светского общества. Лермонтову были чужды консервативные взгляды большинства дворян, их самолюбие и честолюбие.

В любви Михаилу Юрьевичу также не везло. Он часто увлекался женщинами, но они не отвечали ему взаимностью. Лермонтов был уверен, что причина заключается в его непривлекательной внешности.

Лирический герой и общество: осознание одиночества

Герой Лермонтова противопоставлен обществу и оттого рассматривает его через призму скептицизма и недоверия, если он и приближается к нему порой, желая «с шумной быть толпою», то только для того, чтобы после сделать неутешительные выводы: в каждом видно «глупого льстеца» и «Иуду», и оттого «А потрудитесь рассмотреть – /Все веселее умереть» (“Что толку жить!.. Без приключений”). Разумеется, такое общество не может удовлетворить героя и, напротив, подталкивает его к резкой критике. «Образы бездушные людей», «приличьем стянутые маски», – поэт не скупится на нелестные характеристики, стараясь как можно больше подчеркнуть свою внеположенность в мире, желая, как он сам говорит, «смутить веселость их, / И дерзко бросить им в глаза железный стих, /Облитый горечью и злостью!..» (“Как часто, пестрою толпою окружен”). Неудивительно, что почти во всей лирике, посвященной так называемым взаимоотношениям «поэта и толпы», человека и общества, звучит горькое разочарование и осознание своего абсолютного одиночества. Нигде нет никого равного поэту и оттого он «печально» глядит на нынешнее поколение: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, / Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви» – сетует Лермонтов и заключает: никакой памяти не останется у потомков, все, в том числе и он сам, будет осмеяно и забыто: «Над миром мы пройдем без шума и следа» (Дума). И в смерти, и в жизни, и в толпе, и наедине сам с собою герой Лермонтова одинок.

Неразделённая любовь в пейзажной лирике

У Лермонтова мотив одиночества присутствует также в описаниях природы. Это может быть гроза, близкая душе лирического героя («Мцыри»), бушующее море или пустыня, в которой испокон веков уединялись одиночки — отшельники. В пейзажной лирике автор использует различные методы для демонстрации одиночества:

  • Сам применяет параллелизм — классик сравнивает чувства героя с листком дуба, который оторвался. («Дубовый листок оторвался от ветки родимой», 1841 год).
  • Даёт возможность читателю провести параллели — «Тучи», «Утёс», «На севере диком».

В поздней лирике природа становится более нежной и спокойной, но ощущается смятенность души, которая осталась наедине с природой.

Мотив одиночества в творчестве Лермонтова является центральным. Именно он наполняет его поэзию особым звучанием и смыслом. В основе произведений борьба романтического героя с окружающим миром. Для полного раскрытия этого конфликта Михаил Юрьевич применяет разные жанры, от поэм до элегий и стихотворений.

Мотивы одиночества в любовной лирике

Возможно, он найдет прибежище в прекраснейшем из человеческих чувств – любви? Но нет, мотивы одиночества и любви, как это ни парадоксально звучит, тесно переплетены между собой, у автора мы встречаем немало любовной лирики, но в основном она посвящена разочарованиям и неудачам. Любопытно, что и в повседневной жизни Лермонтов прославился как скептик и, в частности, любил развлекать себя тем, что расстраивал чужие браки: объяснялся будущей невесте в любви и уговаривал расторгнуть помолвку ради него, после чего хладнокровно ее оставлял. «Пускай она поплачет… / Ей ничего не значит!» («Завещание») – это представление женщины равнодушной, с «пустым сердцем», характерно для его лирики, и, разумеется, такая любовь не может спасти от одиночества, она лишь усугубляет его. Поэт и в любви остается непонятым, и это ярко видно на примере стихотворения «Благодарю», где он с горькой иронией благодарит любимую женщину за все обиды, причиненные ему:

«Хоть ты страстей моих не поняла, Но за твое притворное вниманье Благодарю!» (1830).

Итак, испытание любовью, столь популярное в русской литературе, подводит нас к новым аспектам мотива одиночества в творчестве писателя. Лирический герой, как видим, привык «не открывать свои желанья» («В альбом»), винит судьбу в том, что любимая «скоро изменила» («Не ты, но судьба виновата была») и приходит к закономерному грустному выводу:

«Никто, никто, никто не усладил В изгнаньи сем тоски мятежной! Любить? – три раза я любил, Любил три раза безнадежно» («Никто, никто, никто не усладил» 1830).

Любовные мотивы

Лермонтов был не только едким и порой жестоким человеком, но и не особенно привлекательным. Маленький рост, небольшой горб вкупе с неприятным характером не сослужили хорошую службу поэту в нахождении возлюбленной. Он не пользовался популярностью у женщин и даже имел некоторые комплексы, связанные с этим.
Любовью Лермонтова, которая нашла отражение на страницах его произведений, была очаровательная девушка, ставшая чужой супругой. Однако образ Варвары Лопухиной оставался с Михаилом Юрьевичем до самой смерти, и именно её отражение он пытался выискать в других женщинах.

Тот факт, что в любовной поэзии так ярко прослеживается тема одиночества и тоски, ведь многим женщинам просто нравилась играть с его чувствами. Так поступала и красавица Наталья Иванова, и известная Екатерина Сушкова, вдохновившая Михаила Юрьевича на написание прекрасных стихотворений.

  • Первое любовное стихотворение, посвящённое любви всей жизни М. Ю. Лермонтова, Варваре, называется «Мы случайно сведены судьбою». В нём автор осознаёт всю безнадёжность ситуации, невозможность взаимной любви. Он взывает к Лопухиной и просит стать единственной радостью в его жизни: «Будь, о, будь моими небесами, будь товарищ грозных бурь моих».
  • В основу сочинения «Нищий» легли отношения Михаила Юрьевича с Сушковой. Поэт сравнивает камень, поданный нищему вместо милостыни, со своей безответной любовью к Екатерине, ведь также и она вместо взаимности одарила его лишь насмешками и презрением.
  • А вот Наталье Ивановой Лермонтов сочинил целый цикл стихотворений. В них он рассказывает читателю о чувстве горького разочарования, которое настигло его после влюблённости в Иванову. «Болезнь груди моей» — так пишет поэт в своих строках. Казалось бы, какое светлое состояние — любовь! Однако в жизни Михаила Юрьевича ей всегда сопутствовали одиночество и тоска. «Я недостоин, может быть, твоей любви, не мне судить» — говорит Лермонтов в отчаянии и грусти.

Стихотворение «Утес»

Если в стихотворении «Парус» лирический герой словно упивается своим одиночеством, то в другом лирическом произведении он от этого одиночества страдает. «Он стоит, одиноко, задумался глубоко / И тихонько плачет он в пустыне…» – печально и проникновенно заканчивается лермонтовское стихотворение «Утес». Читателя опять же привлекает словно говорящее само за себя слово «одиноко».

Свою смысловую нагрузку несет и слово «пустыня». В контексте этого стихотворения оно означает место, где нет абсолютно ничего, пусто, одиноко. Одинокий утес страдает, тихонько плачет посреди пустыни, как брошенный на произвол судьбы человек.

  • Автор: М. В. Ломоносов
  • Произведение: Лирика Лермонтова
  • Это сочинение списано 60 802 раз

М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок. Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.

Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.

Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.

Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”.

Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.

В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:

Любить… но кого же?., на время — не стоит труда, А вечно любить невозможно.

В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей — лицемерами, оклеветавшими его.

В стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю…” видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”. Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают “уста живые” и “огонь в глазах”. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”. Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.

В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит”. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.

“Сон” — стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.

Стихотворение “Молитва” построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”. В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.

В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.

В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.

Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы XIX столетия.

В стихотворении “Родина” поэт говорит: “Люблю отчизну я, но странною любовью!” Он любит ту Россию, в которой были “дрожащие огни печальных деревень”, “дымок спаленной жнивы”, “на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”. В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен” он раскрыл тему “малой Родины”, изобразив имение Тарханы. Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.

Посмотрите эти сочинения

  • Основные мотивы лирики Лермонтова (сочинение) Михаил Юрьевич Лермонтов жил в период правительственной реакции, наступившей после поражения восстания декабристов. Всякая прогрессивная мысль преследовалась и запрещалась. Русская интеллигенция была лишена возможности открыто выступать против самодержавия. Писателей и поэтов давила атмосфера застывшей жизни, остановившегося времени. Авторы как будто задыхались в вакууме несвободы. В такой обстановке Лермонтову казалось, что распалась связь времен, стало постоянным чувство ненужности обществу и стране. Жизнь […]
  • Тема свободы в лирике Лермонтова (сочинение) Зададим себе вопрос: “А что такое свобода?”. У каждого ответ будет свой, ведь у всякого человека разный взгляд на мир. Но если порассуждать, то все мы несвободны. Нас всех ограничивают общественные рамки, за пределы которых мы не можем выйти. Но в то же время мы свободны, так как у нас есть право голоса, наше общение и свободу передвижения никто не ограничивает. Человек никогда не сможет определиться – свободен он или нет. Я считаю что свобода – это что-то неизведанное и незнакомое нам. Знать, что есть на […]
  • Судьба поколения 30-х в лирике Лермонтова (сочинение) «Дума» — одно из таких стихотворений, в которых скептическая и сомневающаяся мысль дворянского интеллигента выливается непосредственно и открыто, минуя сюжетные и изобразительные формы. Скепсис и отчаяние связаны с бездеятельностью и общественной трусостью, с оторванностью от конкретной борьбы. Они появляются в эпохи, когда высокое индивидуальное сознание мечется в поисках достойной жизни, но не находит ее. В такие эпохи мысль становится мученьем и единственной реальной силой, способной возвратить живого челочка […]
  • Человек и природа в лирике Лермонтова (сочинение) Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в каждом слове и в интонации. Не каждому лирику дано так тонко видеть и слышать мир, как это дано Лермонтову. Описания природы у Лермонтова пластичны и понятны. Он умел одухотворять и оживлять природу: утес, тучи, сосна, волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы радости встреч, горечь разлук, свобода, […]
  • Адресаты любовной лирики Лермонтова (сочинение) 1. Введение. Личностное отношение поэта к теме. Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви. Любить… но кого же? На время не стоит труда, А вечно любить невозможно…, («И скучно и грустно», 1840) — размышляет лирический […]
  • Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
  • Поэт-пророк у Пушкина и Лермонтова: черты сходства и различия Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]
  • Лирика Пушкина и Лермонтова (сочинение) А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
  • Сопоставление оды Ломоносова и Державина Духовные оды Ломоносов создавал как философские произведения. В них поэт перелагал Псалтырь, но только те псалмы, которые близки его чувствам. При этом Ломоносова привлекало не религиозное содержание духовных песнопений, а возможность использовать сюжеты псалмов для выражения мыслей и чувств философского и отчасти личного характера. Известно, что Ломоносову приходилось отстаивать свои взгляды в жестокой борьбе с псевдоучеными, с религиозными фанатиками. Поэтому в духовных одах развиваются две основные темы – […]
  • Анализ оды Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны» М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова. Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода «На день восшествия Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира: Царей и царств земных […]
  • Литература 18 века в восприятии современного читателя (сочинение) Наверно, многие люди любят время. Время учит людей всем премудростям жизни, залечивает душевные раны. «Время — движущийся образ неподвижной вечности», как ещё несколько веков назад сказал знаменитый французский поэт Жан Батист Руссо. Но есть у времени некий порок: являясь учителем многих мудрецов, оно убивает своих учеников, при этом разрушая горы и уничтожая равнины… Единственное, что не может поглотить и превратить в прах время — это книги, бесценные фолианты былой и новой культуры, хранящие в себе […]
  • Характеристика Лизы и Эраста в таблице (по повести «Бедная Лиза») 1 версия таблицы Лиза Эраст Качества характера Скромная; стеснительная; робкая; любезная; прекрасна не только внешностью, но и душой; нежная; неутомимая и трудолюбивая. Учтивый, с добрым от природы сердцем, довольно разумный, мечтатель, также расчетливый, легкомысленный и безрассудный. Внешность Красивая девушка с Розовыми щечками, голубоглазая и светловолосая (Работала, не щадя «редкой красоты своей, не щадя своей нежной молодости»). Лиза не походила на крестьянку, скорее на воздушную […]
  • В чем особенность изображения внутреннего мира героев 19 века 19 век отличается поразительной глубиной понимания человеческой души в русской литературе. Можно ответить на этот вопрос на примере трех великих русских писателей: Толстого, Гоголя и Достоевского. Толстой в «Войне и Мире» раскрывал также и мир души своих героев, делая это «по-хозяйски» и легко. Был высоким моралистом, однако его поиски истины к сожалению закончились уходом от истины Православной веры, что впоследствии негативно повлияло на его творчество (пример, роман «Воскресенье»). Гоголь своей сатирой […]
  • Народные сказки как основа сюжета произведения Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыков‑Щедрин – русский сатирик, создавший множество замечательных произведений. Его сатира всегда справедлива и правдива, он бьет точно в цель, вскрывая проблемы современного ему общества. Вершин выразительности автор достиг в своих сказках. В этих небольших по объему произведениях Салтыков‑Щедрин обличает злоупотребления чиновничества, несправедливость порядков. Его огорчало, что в России прежде всего заботятся о дворянах, а не о народе, к которому он сам проникся уважением. Все это он показывает в […]
  • Роль детали в рассказе Чехова «Хамелеон» Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку. Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости русской жизни составляют основу творчества Антона Павловича […]
  • Письмо солдату в армию от сестры (сочинение) Здравствуй, дорогой брат! Получили наконец твое письмо, очень рады, что у тебя все хорошо. Отличное фото… ты такой красивый на нем! Совсем взрослый, смотрю и не узнаю. Мама тоже говорит, что ты очень возмужал. Я очень скучаю по тебе, Сережа… Жду, что ты вернешься и будешь снова катать меня на мотоцикле, и все девчонки будут мне завидовать. А я буду гордиться своим красавцем-братом! Знаю, что тебе трудно там. Наверно, труднее, чем нам дома ждать тебя. Ждать всегда трудно, время тянется так медленно, но […]
  • Труд писателя (сочинение) Труд писателя сложен! Действительно ли это утверждение? Мне кажется, что действительно. Деятельность писателей сложна, и это действительно труд. Написание любой книги, пусть даже детской, где всего пара строчек на странице, требует огромных усилий. Кто-то, может быть, и не согласится с этим утверждением. Да! Писатель не таскает мешки с картошкой и не копает многокилометровые траншеи, но от этого его труд легче не становится. Давно уже известно, что труд умственный гораздо тяжелее труда физического. Прежде, чем […]
  • Сочинение по картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» В воскресенье я с бабушкой ходила в галерею. Там я видела много интересных картин русских художников. В каждом зале мы смотрели на картины одного автора. И мне очень понравилась и запомнилась картина художника Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Она очень большая. Экскурсовод рассказал нам, что эта картина нарисована по известной русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк». На ней Иван-царевич с Еленой-Прекрасной убегают от погони. Их везет на себе Серый Волк. Он очень большой […]
  • Сочинение-рассуждение на тему «Невский проспект» (По Гоголю) Знаменитому петербургскому Невскому проспекту Николай Васильевич Гоголь уделяет внимание не только в повести «Невский проспект», но и в других произведениях цикла «Петербургские повести». Писатель делает удивительное открытие, каким для него становится огромный город. Сегодня бы сказали «мегаполис». Невский проспект – это сердце Петербурга. Здесь можно найти всё плохое и всё хорошее, что есть в городе. Гоголь увидел все контрасты и противоречия, которые в те времена разрывали общество. Петербург был столицей, а, […]
  • Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в таблице А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]

Лермонтов создал знаменитое произведение «Герой нашего времени» в начале девятнадцатого века. Этот период являлся переломным для России, русского общества. Люди вынуждены были выживать из последних сил, теряли интерес к жизни, мечты рушились. На фоне гнетущей обстановки в стране формируется сюжет повести Максима Юрьевича. 

Книга вызвала горячие споры в обществе. Критики считали роман оскорбительным для дворянского сословия. Другие литературоведы оценили способность автора с филигранной точностью выделить основные пороки, характерные для многих людей постреволюционного времени. Первый психологический роман способствовал появлению нового литературного жанра.

Одиночество в произведении «Герой нашего времени» прослеживается во всем рассказе. Это характерная черта писателя – он создает одинокий, отрешенный от мира образ главного героя, терзающегося душевными страданиями, размышления. 

Тема одиночества в литературе: одиночество в «Герое нашего времени»

Tetrika-school

Тема одиночества в русской литературе

Одиночество в произведениях литературы девятнадцатого века граничит с романтизмом. Основные черты данной тематики:

  • В первой половине 19 века тема одиночества в литературе отображалась в двух образах. Лирический герой, неспособный обрести покой, представлен бунтарем, борцом. Он старается изменить взгляды народа на жизнь, осуждает консервативность, рабство, преклонение. После персонажа начинает преследовать демон одиночества. Он превращается в отшельника, совершает опрометчивые поступки, не находит понимания в обществе;
  • В рассказе «Герой нашего времени» проблема одиночества представлена через главного персонажа – Печорина. Он отрекается от общества, презирает людей. Для человека характерна зависть, злость, бесчувственность. В конце произведения он сталкивается с вопросами фатализма, оставшись один;
  • Персонажи должны выбирать – они соглашаются с низменными общественными принципами или сохраняют свои идеалистические взгляды. Отказ от смирения с государственной, общественной системой вынуждает героев отрекаться от мира, общения, людей. Они остаются одинокими до конца жизни;
  • С годами одиночество приобрело философское значение в литературе. Возникает тенденция реализма. За счет непонимания собственной проблемы отрешенности персонажи совершают фатальную ошибку. Яркий пример – произведение «Герой нашего времени», одиночество Печорина. Персонаж разрушает жизни окружающих, несет с собой смерть, боль, беды. Он не осознает собственных проблем;
  • Герои находят иллюзорную любовь, нарушают правила, теряют моральный облик. Для них буква закона, принятые нормы перестают иметь значение. Этот класс людей обвиняет окружающих в своем одиночестве на уровне подсознания, зарождается ненависть, злость, презрение.

Тест многих произведений русской литературы указывает, что неосознание собственной проблемы приводит к разрушению жизни человека. 

«Герой нашего времени» – тема одиночества

Главное действующее лицо повести – Печорин, одиночество которого выражается в безразличии к окружающим людям. В этом образе Лермонтов объединил лирические, вселенские, гражданские страдания души. Человек незаурядного ума недоволен унылой, однообразной жизнью. Размеренность, спокойствие не для него. Его натура требует возвышенных отношений, совершенствования, развития. Печорин самостоятельно строит себе препятствия, героически их преодолевает, чтобы почувствовать необходимые ему эмоции. Чужие чувства, переживания для него – пустой звук. 

Причина поступков – скрытое одиночество. Сам персонаж до конца не осознал, чего хочет его душа. Писатель наполняет образ чувством беспросветной отрешенности от мира. Лермонтов также ощущал себя чуждым человеком в обществе.

Почему Печорин обречен на одиночество – образ персонажа

Для многих писателей задание раскрытия темы одиночества становилось большой проблемой. Михаил Юрьевич прекрасно выделил образ Печорина, который символизировал чувства многих образованных, прогрессивных людей того времени. Основные черты персонажа:

  • Григорию Печорину присущи красота, острый ум, у него родовитая, обеспеченная семья;
  • Его окружают фальшивые приятели, с которыми Печорин никогда не сближается, чувствуя наигранность, неискренность;
  • Единственная женщина, произведшая на него впечатление, – Вера. Но отношения не сложились, офицер остался в одиночестве;
  • Молодого человека преследует ощущение лишнего человека, собственной ненужности;
  • Герой сам не мог осознать причину душевных терзаний. 

Герой не замечает, как ранит близких людей, способных разбавить его уединение. Он остается один по собственной вине. Равнодушный к страданиям, проблемам окружающих, Григорий думает исключительно о себе. Он боится открыться людям, почувствовать привязанность, чтобы не проявить собственную слабость.


Смотри также: Смысл названия романа «Герой нашего времени»: версии о названии

Михаил Юрьевич
Лермонтов – великий русский прозаик и поэт, а также необычайно талантливый
художник и драматург, гениальные произведения которого оказали огромное влияние
на развитие литературы девятнадцатого и двадцатого веков. Его творчество известно большим разнообразием тем и мотивов
лирики, связанных как с философскими, социальными и политическими проблемами,
так и с личными, интимными переживаниями. Особое место в лирике Лермонтова
занимает тема одиночества, переплетенная с биографией поэта, а также взаимосвязанная
с его мировоззрением и внутренней душевной организацией.
Большой след на
мировосприятии писателя оставило его детство. Мать Лермонтова рано умерла, а
отец был вынужден по ряду причин оставить сына на попечение бабушке. Все эти
обстоятельства сопутствовали обострению в его сознании трагического
несовершенства мира. Ранний период жизни поэта отражен в поэме «Мцыри»,
написанной в тысяча восемьсот тридцать девятом году:
…Угрюм и одинок,
Грозой оторванный
листок,
…Я никому не мог
сказать
Священных слов «отец» и
«мать».
Как и Мцыри, Лермонтов
был в плену у собственного одиночества. Вся его энергия была направлена на
самопознание и созерцание своего внутреннего мира, и в то же время ему хотелось
публично выражать свои мысли, делиться своим творчеством и быть полезным
обществу. Но поэт отличался своими взглядами, твердыми убеждениями и высокими
идеалами, поэтому его гениальность, страстность и непохожесть на других лишь
обостряла те противоречия, которые сложились между многогранной, думающей и
духовно богатой личностью и равнодушной, холодной светской толпой. Непонимание
окружающих, фальш, суета и показное добродушие, вызывающее неприязнь у
Лермонтова, делали его одиноким даже в обществе. Все переживания, связанные с
этим, поэт выразил в стихотворении « Как часто, пестрою толпою окружен»:
Мелькают образы
бездушные людей,
Приличьем стянутые
маски…
О, как мне хочется
смутить веселость их
И дерзко бросить им в
глаза железный стих,
Облитый горечью и
злостью!…
На протяжении всей
своей жизни Лермонтов искал любовь, ведь она является основой самопознания, а
также ведет к достижению высшего « Я» и тотальному слиянию с космосом. Поэт был
переполнен внутренней энергией любви и был готов делиться ею с другим
человеком, соединившись с ним в единое целое, а также переживать опыт того, как
быть сонастроенным с чем – то, кроме собственного эго. Писатель наслаждался не
только предметом своего воздыхания, но и собственным состоянием влюбленности.
Сосредотачиваясь на своей личности, анализируя любовные чувства и эмоции, Лермонтов
получал вдохновение для написания своих новых лирических произведений. Одним из
таких шедевров является стихотворение « Пусть я кого-нибудь люблю», написанное
в тысяча восемьсот тридцать первом году:
…Любовь не красит жизнь
мою
Она, как чумное пятно,
На сердце жжет, хотя
темно.
Даже в личных
отношениях поэт столкнулся с одиночеством. Столь высокое и чистое чувство
приносило ему лишь боль и разочарование, которые автор сравнивает с чумным
пятном на сердце, не получив взаимности на свои любовные желания и стремления.
Завершающий этап жизни
писателя проходил под девизом переосмысления жизненных ценностей и подведения
итогов, осознания неизбежности своей судьбы. Читая стихотворение «Выхожу один я
на дорогу», пропитанное печалью и медитацией о смысле жизни, создается
ощущение, что тропа, по которой идет герой, это его жизненный путь. Ошо
говорил: « Мы рождаемся одни, живем одни и одни умираем. Одиночество – это наша
природа, но мы ее не осознаем». Так и здесь, лирический герой один выходит на
дорогу, на которой больше ничего нет. В этом одиночестве он думает о своем
высшем предназначении, размышляет о прошлом и будущем, а также мечтает о полном
покое, которого можно достигнуть только при гармонии с природой Вселенной. Мне
кажется, что в глубине души поэт знал, что все любовные страдания в конечном
итоге привели бы его на высшие уровни сознания и все его возлюбленные являются
лишь опытом для достижения большой любви – любви ко всему существованию.
Критик В. А. Андреев
писал: « Не всякому человеку, заявляющему, что он одинок, можно верить. Часто
это попросту проза. А М.Ю. Лермонтов
имел на это право». Несмотря на трагические обстоятельства жизни, поэт умел
наслаждаться своим одиночеством. Он выбрал собственное существо, тождественное
вселенскому, и поэтому был не обычным человеком, а избранным. Его произведения
возвышаются к чему-то трансцендентному и астральному, выходят за рамки
обыденного восприятия. С помощью своего неземного таланта Лермонтову удалось
донести до нас понимание высокой поэзии и истинной красоты одиночества.

  • Почему все дворяне ненавидели пугачева из рассказа капитанская дочка
  • Почему всем не нравится мятная сказка
  • Почему все поверили в сумасшествие чацкого план сочинения
  • Почему все персонажи сказки которых падчерица встречала на своем пути помогали ей
  • Почему всех своих посетителей обломов называет несчастными людьми сочинение