Почему евгения онегина можно назвать лишним человеком сочинение

Лишние люди в русской литературе встречаются в произведениях классиков девятнадцатого века. это актуальная тема, которая основана на реалиях сложившейся в

Лишние люди в русской литературе встречаются в произведениях классиков девятнадцатого века. Это актуальная тема, которая основана на реалиях сложившейся в стране ситуации. Общество пребывает в состоянии кризиса, русский народ страдает от политических реакций, социального неравенства. Лишние люди в литературе обладают определенными характеристиками:

  • Хорошее образование, острый ум, наличие таланта;
  • Одаренность, богатство;
  • Отношение к светскому обществу;
  • Нереализованность собственных способностей;
  • Отсутствие смысла, цели в жизни;
  • Трата времени на разгульную жизнь;
  • Приверженность к развлечениям;
  • Отсутствие чувства удовлетворения, нужности;
  • Трагический конец жизни.

Лишний человек в русской литературе не понят социумом, одинок. Писатели не выдумали данного персонажа. Такие люди действительно встречались. Они болезненно переживали общественный кризис, не могли найти себе применения. Большой отпечаток на судьбы лишних людей наложило передовое дворянство.

Образ лишнего человека в русской литературе

Тема лишнего человека в русской литературе раскрывается через появление неразрешимого конфликта с окружающим миром. Жизнь преподносит урок, оставляя персонаж наедине с собой. Общество трудно переживало политические перемены, общественное давление, революцию. Сильные люди смогли найти свое призвание в этих условиях, но ранимым, тонким натурам было сложно определить свой дальнейший путь развития. Они останавливались на достигнутом уровне, лишались интереса к жизни.

Вспомните образы лишних людей в русской литературе: это знаменитый герой Александра Пушкина Евгений Онегин, персонаж из повести «Герой нашего времени» Печорин. Пушкин и Лермонтов смогли точно передать все особенности человека, ощущающего себя лишним на этой земле.

«Записки лишнего человека»

И все-таки, скорее всего, автор понятия «лишние люди» – И. С. Тургенев. Многие литературоведы полагают, что именно он ввел этот термин. Согласно их мнению, Онегина и Печорина впоследствии причислили к «лишним людям», хотя они и мало имеют общего с образом, созданным Тургеневым. У писателя есть повесть, которая называется «Записки лишнего человека». Герой этого произведения чувствует себя чуждым в обществе. Этот персонаж сам называет себя таковым.

Является ли «лишним человеком» герой романа «Отцы и дети» — вопрос спорный.

Лишние люди в русской литературе 19 века – особенности

Первый «лишний» человек был создан Пушкиным. Произведение «Евгений Онегин» стало его самым большим трудом. Краткая характеристика персонажа:

  • Герой родился в богатой семье, получил хорошее воспитание, обучился манерам;
  • Евгений ни в чем себе не отказывал, посещал театры, балы, светские вечера;
  • Он не приучен к труду, поэтому попытки заняться делом не увенчались успехом;
  • Онегин с удовольствием берется за новое задание, но не может ничего довести до конца;
  • Персонаж неприспособлен к жизни, он ощущает свою ненужность в профессиональной области;
  • Евгений нравится женщинам, однако он не способен испытывать искренние чувства;
  • Он остается один, потеряв любовь Татьяны. Свобода казалась герою важнее, чем отношения;
  • Онегин впадает в хандру, чувствует себя лишним человеком.

Главная проблема этого персонажа – отрешенность от окружающего мира. Несмотря на свой ум, наблюдательность, состояние, он страдает. Пушкин создал портрет одного из многих представителей дворянства девятнадцатого века.

Лишний человек

  • Ли́шний челове́к — литературный герой, характерный для произведений русских писателей 1840-х и 1850-х гг. Обычно это человек значительных способностей, который не может реализовать свои таланты на официальном поприще николаевской России.
    Принадлежа к высшим классам общества, лишний человек отчуждён от дворянского сословия, презирает чиновничество, но, не имея перспективы иной самореализации, в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению. К типичным чертам лишнего человека относятся «душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад между словом и делом и, как правило, общественная пассивность».

    Название «лишний человек» закрепилось за типом разочарованного русского дворянина после публикации в 1850 году повести Тургенева «Дневник лишнего человека». Наиболее ранние и классические примеры — Евгений Онегин А. С. Пушкина, Чацкий из «Горя от ума», Печорин М. Ю. Лермонтова — восходят к байроническому герою эпохи романтизма, к Рене Шатобриана и Адольфу Констана. Дальнейшую эволюцию типа представляют герценский Бельтов («Кто виноват?») и герои ранних произведений Тургенева (Рудин, Лаврецкий, Чулкатурин).

    Лишние люди часто приносят неприятности не только себе, но и женским персонажам, которые имеют несчастье их полюбить. Отрицательная сторона лишних людей, связанная с их вытесненностью за пределы социально-функциональной структуры общества, выходит на первый план в произведениях литераторов-чиновников А. Ф. Писемского и И. А. Гончарова. Последний противопоставляет «витающим в поднебесье» бездельникам практических дельцов: Адуеву-младшему — Адуева-старшего, а Обломову — Штольца. В «Войне и мире» в положении лишнего человека начала века долгое время пребывает Пьер Безухов:

    Пьер испытывал несчастную способность многих, особенно русских людей, — способность видеть и верить в возможность добра и правды, и слишком ясно видеть зло и ложь жизни, для того чтобы быть в силах принимать в ней серьезное участие. Всякая область труда в глазах его соединялась со злом и обманом. Чем он ни пробовал быть, за что он ни брался — зло и ложь отталкивали его и загораживали ему все пути деятельности. А между тем надо было жить, надо было быть заняту. Слишком страшно было быть под гнетом этих неразрешимых вопросов жизни, и он отдавался первым увлечениям, чтобы только забыть их. Он ездил во всевозможные общества, много пил, покупал картины и строил, а главное читал.

  • Тип лишнего человека в литературе 19 века

    Лишнего человека принято считать отдельным типом литературного героя. Эти люди имеют схожий род занятий, мировоззрение и духовный облик. Изучить данный тип можно на примере Печорина. Этот персонаж и имеет ряд сходств с Онегиным, но во многом отличается от пушкинского героя:

    • Дворянский интеллигент постоянно ищет свое место в жизни;
    • Он талантливый, образованный юноша, разносторонне развитый, начитанный;
    • Все, с кем встречается Печорин, остаются несчастными;
    • Персонаж спорит с нравственными канонами, проверяет судьбу;
    • Герой постоянно размышляет, он ищет причину собственной неудовлетворенности;
    • Каждая рисковая ситуация для него – это тест, проверка судьбы;
    • Печорин тратит время на развлечения, бессмысленные соревнования, споры;
    • Герой так и не смог найти себя, став лишним человеком.

    Независимо от разницы в характерах, оба героя остались за бортом жизни. Причиной стало их неумение искренне относиться к людям, чрезмерная любовь к себе. Лишние люди слишком рьяно оберегали свою свободу. В итоге они ее получили, но эта свобода принесла им только страдания.

    Кто ввел этот термин?

    «Лишние люди» в литературе – персонажи, которые появились еще в начале девятнадцатого века. Кто именно этот термин ввел, неизвестно. Возможно, Герцен. По некоторым сведениям – Александр Сергеевич Пушкин. Ведь великий русский поэт однажды сказал, что его Онегин – «лишний человек». Так или иначе, этот образ прочно утвердился и в произведениях других писателей.

    Каждый школьник, даже не читавший романа Гончарова, знает о таком литературном герое, как Обломов. Этот персонаж является представителем устаревшего помещичьего мира, а потому никак не может адаптироваться в новом.

    Рудин

    В произведения Тургенева нередко встречаются «лишние люди». Действие романа «Рудин» происходит в сороковые года. Дарья Ласунская, одна из героинь романа, проживает в Москве, но летом выезжает за город, где организовывает музыкальные вечера. Гости ее – исключительно образованные люди.

    Однажды в доме Ласунской появляется некто Рудин. Этот человек склонен к полемике, чрезвычайно пылок, и остроумием своим покоряет слушателей. Гости и хозяйка дома зачарованы удивительным красноречием Рудина. Ласунская предлагает ему пожить в ее доме.

    Для того чтобы дать четкую характеристику Рудину, Тургенев рассказывает о фактах из его жизни. Этот человек родился в небогатой семье, но никогда не имел стремления заработать, выбраться из нужды. Сперва жил на гроши, которые присылала ему мать. Затем существовал за счет богатых друзей. Рудин еще в юности отличался необыкновенным ораторским мастерством. Он был человеком довольно образованным, потому как весь свой досуг проводил за чтением книг. Но беда в том, что за речами его ничего не следовало. Ко времени знакомства с Ласунской он стал уже человеком, изрядно потрепанным жизненными невзгодами. К тому же стал болезненно самолюбив и даже тщеславен.

    Рудин – «лишний человек». Многолетнее погружение в философскую сферу привело к тому, что обычные душевные переживания словно отмерли. Этот тургеневский герой – прирожденный оратор, и единственно к чему стремился – покорять себе людей. Но он был слишком слабым, бесхребетным, чтобы стать политическим лидером.

    Кого относят к “лишним людям”?

    Кто такие “лишние люди”? Они обладают огромными возможностями, талантом, которому никак не найдут применение. Они не могут увидеть перспективу, поэтому часто во избежание скуки идут развлекаться. Проще и легче вряд ли станет. Праздные развлечения лишь будут разрушать их. Они приводят к азартным играм, дуэлям. Некоторые люди, которые исследовали данную проблему, считают Александра Чацкого первопроходцем в этом плане. Данный персонаж имел место в пьесе “Горе от ума”, написанной Грибоедовым. Пережитки для него ничего не значат, а в пьесе этот дворянин очень много говорит, но мало делает.

    Обломов

    Итак, «лишний человек» в русской прозе – разочаровавшийся дворянин. Героя романа Гончарова иногда относят к этому типу литературных героев. Но можно ли назвать Обломова «лишним человеком»? Ведь он скучает, томится по отчему дому и всем тому, что составляло помещичий быт. И он ни в коем случае не разочарован в укладе жизни и традициях, характерных для представителей своего общества.

    Кто такой Обломов? Это потомок помещичьего рода, которому скучно работать в конторе, а потому он сутками не встает со своего дивана. Это общепринятое мнение, но оно не совсем верное. Обломов не смог привыкнуть к петербургской жизни, потому как люди, окружавшие его, сплошь расчетливые, бессердечные личности. Главный герой романа, в отличие от них, умен, образован и, самое главное, обладает высокими душевными качествами. Но отчего же он тогда не хочет трудиться?

    Дело в том, что Обломов, так же как и Онегин и Рудин, не видит смысла в такой работе, такой жизни. Эти люди не могут трудиться только ради материального благосостояния. Каждому из них требуется высокая духовная цель. Но ее нет либо она оказалась несостоятельной. И Онегин, и Рудин, и Обломов становятся «лишними».

    Главному герою своего романа Гончаров противопоставил Штольца – друга детства. Этот персонаж сначала создает у читателя положительное впечатление. Штольц – трудолюбивый, целеустремленный человек. Писатель наделил этого героя немецким происхождением не случайно. Гончаров словно намекает на то, что «обломовщиной» страдать может только русский человек. И в последних главах становится ясно, что за трудолюбием Штольца ничего нет. У этого человека нет ни мечты, ни высоких идей. Он обретает достаточные средства к существованию и останавливается, не продолжая своего развития.

    Влияние «лишнего человека» на окружающих

    Стоит также несколько слов сказать и о героях, которые окружают «лишнего человека». Литературные персонажи, о которых говорилось в этой статье, одиноки, несчастливы. Некоторые из них заканчивают свою жизнь слишком рано. Кроме того, «лишние люди» доставляют огорчения и окружающим. Особенно женщинам, которые имели неосторожность их полюбить.

    К «лишним людям» иногда причисляют и Пьера Безухова. В первой части романа он находится в беспрерывной тоске, поиске чего-то. Он много времени проводит на званых вечерах, покупает картины, много читает. В отличие от вышеупомянутых героев, Безухов находит себя, он не погибает ни физически, ни нравственно.

    Базаров

    В «Отцах и детях» показано общество середины девятнадцатого века. Бурные политические споры к этому времени достигли своего апогея. В этих спорах по одну стороны стояли либералы-демократы, а по другую – революционные демократы-разночинцы. И те и другие понимали, что нужны перемены. Революционно настроенные демократы, в отличие от своих противников, были настроены на довольно радикальные меры.

    Политические споры проникли во все сферы жизни. И, безусловно, стали темой художественных и публицистических произведений. Но было в то время еще одно явление, которое заинтересовало писателя Тургенева. А именно – нигилизм. Приверженцы этого течения отвергали все, что имеет отношение к духовному.

    Базаров, как и Онегин, – глубоко одинокий человек. Эта черта также является характерной для всех персонажей, которых литературоведы относят к «лишним людям». Но, в отличие от пушкинского героя, Базаров не проводит время в праздности: он занимается естественными науками.

    У героя романа «Отцы и дети» есть продолжатели. Его не считают безумцем. Напротив, базаровские странности и скептицизм некоторые герои пытаются перенять. Тем не менее, Базаров одинок, несмотря на то что родители любят, боготворят его. Он умирает, и только в конце жизни понимает, что идеи его были ложными. Есть в жизни простые радости. Есть любовь и романтические чувства. И это все имеет право на существование.

    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

    Рождённый временем, но всем чужой

    Проблема героя в том, что он слишком умён, чтобы радоваться бесплодному, пустому существованию. Герой воспитан и обучен для светской жизни, он не имеет представления о созидательном труде, о том, что можно что-то создавать, радоваться результату, помогать другим людям. Ни его отец, ни другие родственники не были примером трудолюбия, не занимались физическим трудом. Евгений не в состоянии заняться чем-то всерьёз, длительно посвящать себя чему-то: ему всё противно, тошно, неинтересно. Созданный современным обществом, такой человек оказался “лишним” в этом же обществе.

    Игры, в которые играет высший свет надоели Онегину слишком рано, а найти себя ему крайне трудно – мешает лень, пресыщенность и отсутствие цели в жизни. “Упорный труд ему был тошен”- эта цитата даёт важнейшую характеристику образу Онегина: всё, за что брался наш герой ему очень скоро надоедало. Поверхностна была и жизнь персонажа, он “снимал сливки”, но такой уклад слишком быстро стал противен герою.

    Беда Онегина – неумение ценить то, что имеешь, радоваться простым вещам, потеря вкуса к жизни. Лень – верный спутник Онегина, и это относится не только к физической стороне жизни, его душа и ум так же ленивы и непривычны к работе, как и руки.

    Популярные сочинения

    • Сочинение по картине Айвазовского Берега Далмации (описание)
      Художник Айвазовский Иван Константинович был заядлым путешественником. Он не представлял жизни без покорения новых высот и визитов в другие края. За свою жизнь он сделал несметное количество визитов
    • Сочинение Моя мама
      Мама, мамочка, родная – какими еще нежностями можно охарактеризовать самого драгоценного человека в мире не только для меня, но и для всех любящих ее детей.
    • Сочинение-описание по картине Как прекрасен этот мир Семенова (5 класс)
      Семенов входит в число художников России, творчество которых известно далеко за её пределами, так как исполнение и почерк являются по истине уникальными. Множество прекрасных картин написал данный художник

    Зависимость от высшего общества

    Парадокс такого уникального типа человека, как Онегин в том, что оторвавшись от своей бурной жизни физически (Евгений уезжает в провинцию, получив наследство дяди), он не смог освободиться от её законов морально. Он стал изгоем среди помещиков, от него отвернулись соседи – но это не особо расстроило нашего героя. Образ странного помещика-одиночки даже нравится Онегину. После того, как он отменил в своём имении барщину, оставив лишь небольшой оброк, от Онегина отгородились все соседи, объявив его “неучем”, сумасбродом и “фармазоном”.

    Последнее слово видоизменённое “франкмасон” – то есть человек, состоящий в тайном обществе масонов. Здесь имеется ввиду слишком свободное, вольнодумное поведение Онегина, как хозяина, его странность и нигилизм. Впрочем, и в этом направлении Евгений не был последователен. На отмене барщины его либеральные “реформы” закончились, заниматься управлением имения он не собирался.

    Сочинение на тему: Онегин — лишний человек

    (362 слова)

    В романе великого А.С. Пушкина «Евгений Онегин» перед нами изображён отрывок из жизни дворянина Российской империи XIX века. Именно через этого представителя высшего света автор даёт обширное описание быта и нравов привилегированного класса.

    Роман начинается с рассказа о детстве Онегина. Отец нашего героя вёл праздную жизнь, что в конечном итоге привело к его разорению. Он мало интересовался своим сыном, поэтому молодой человек был отдан на попечение беспечному французу, который совершенно безответственно подошёл к его обучению. Так что, хоть и являясь дворянином, Евгений был малообразованным человеком, однако всё равно прослыл в высшем свете настоящим интеллектуалом. Начав вести полноценную светскую жизнь, он без остатка отдался страстям и порокам. Особое предпочтение он отдавал любовным интригам, став настоящим похитителем женских сердец. Но спустя какое-то время наш герой охладел к балам, искусству и романам. Потеряв интерес к развлечениям, он впал в уныние и хандру. К сожалению, его история отнюдь не исключение. Пушкин показал, как праздность и безответственность целого сословия приводят к появлению множества молодых, красивых, воспитанных, но пустых и неприспособленных к жизни юношей – лишних людей.

    Чувствуя бесцельность своего существования, Онегин покинул свет и вскоре перебрался в провинцию. Этой сменой обстановки Евгений надеялся развеять свою хандру, однако сельская природа и заботы о хозяйстве вскоре наскучили ему. Из всех соседей он смог сблизиться лишь с Ленским. Но в итоге всё оборачивается трагедией. Если бы герой имел дело с высшим обществом, не произошло бы ничего страшного, ведь поведение, свойственное Онегину, являлось нормой для высшего общества его времени. Но в провинциальной помещичьей среде это вызвало бурю возмущения, а оскорбленный поэт в гневе вызвал своего лучшего друга на дуэль. Кажется, можно было бы погасить нелепый конфликт, принеся извинения, но в столице раскаяние стало бы позором для Евгения, а этого он допустить не мог. В конце концов, юноша напрасно отдаёт свою жизнь. В этом и заключается главная трагедия Онегина. Желая покинуть бездуховную среду, он не может избавиться от светских привычек, которые отдаляют его от обычных людей. Именно поэтому главный герой романа — лишний человек, обречённый на вечное одиночество.

    Будучи дворянином, Пушкин ещё в XIX веке увидел разложение дворянского сословия. Лишние люди – его последствие. Поэт считал, что рано или поздно это приведёт к краху элиты и гибели империи. И, как мы знаем, он не ошибся.

    Автор: Михаил Щепин
    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Жизнь без смысла

    Типичность персонажа, выбранного Пушкиным стала его уникальностью в той ситуации, в которую его поставил автор в романе. Мнимая странность, отстранение от аристократической жизни – всё это просто видимость: Онегин очень зависим от мнения окружающих, он боится осуждения, старается соответствовать чьим-то ожиданиям. Это подтверждается его поступком – убийством на дуэли лучшего друга. Автор подчёркивает, что “он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь; он должен был обезоружить младое сердце…”.

    Евгений мог предотвратить дуэль, ведь именно по его вине случился разлад между друзьями, но “вмешался старый дуэлист; он зол, он сплетник, он речист…но шепот, хохотня глупцов…».

    Мнение высшего света, который увидел бы Онегина “не идеальным” стало важнее жизни лучшего друга, молодого восемнадцатилетнего поэта. В следовании неписаным законам высшего общества Онегин не находил успокоения, удовлетворения и оправдания. Он не нашёл опоры в жизни ни в труде, ни в искусстве, ни в семье. Онегин “лишний” сам себе, только чувства, вырвавшиеся наружу слишком поздно могут изменить героя.

    Наша статья будет полезна для учащихся 9 класса при подготовке к написанию сочинения на тему “Онегин – “лишний человек””.

    Почему Евгений Онегин — лишний человек?

    Евгений Онегин — не только главный герой романа в стихах А.С. Пушкина, но и правдивый портрет целого поколения людей, выросших на стыке правления двух императоров и поневоле ставших непосредственными участниками достаточно тревожных и знаковых событий для всей империи в целом. Молодых людей, чей образ для читателей нарисовал Александр Сергеевич, называли и продолжают называть «лишними людьми», что прекрасно характеризует трагичность их существования.

    «Лишний человек» впервые появился в литературе в середине 19 века в произведении И.С. Тургенева «Дневник лишнего человека». Именно в этой повести писатель представил особый тип дворян, в основном молодых людей, которые изнывают от скуки, беспросветной тоски и чувства одиночества. Такие люди испытывают постоянную душевную усталость, они склонны к саморазрушению, злому цинизму и скептицизму.

    Именно к такому типу людей относится юный Евгений Онегин. Богатого наследника воспитывали по всем законам современного светского общества: он прекрасно владеет французским, воспитан и учтив, умеет танцевать и держать себя в обществе. Также Евгений обладает острым и быстрым умом, благодаря которому герой с легкостью использует все полученные за время обучения навыки. Он может поддержать любую дискуссию, завести разговор и завоевать расположение практически любого человека. К нему благосклонны девушки и женщины, он с ранних лет мастерски познал «науку страсти нежной», но одна вещь омрачает все его существование – скука. Банальная скука, невозможность найти свое место, мучают Евгения даже тогда, когда он сам этого не замечает.

    Но неужели из-за одной только скуки происходит душевный надлом героя, омрачающий его существование? Помимо скуки Евгения одолевает лень и апатия, а также неспособность включаться в серьезную и долгую работу ради создания чего-то нового, достижения каких-либо результатов. Онегина изначально воспитывали достаточно легко и ненавязчиво, мальчик с детства не знал тяжелой работы и упорного труда, он не был научен ни создавать новое, ни поддерживать уже созданное когда-то. Писательство ему надоедает, управление новыми землями заканчивается после отмены барщины.

    На первый взгляд кажется, что Онегин идеально подходит светскому обществу, в котором рос и проводил свои последние годы. Но среди напыщенных кавалеров и напомаженных дам он задыхается, мечется и изнывает. Он не может так же праздно отдаваться безделью, как его современники, но и заниматься бурной деятельностью тоже не способен, просто не знает, как это делать, не видит цели. В своем «родном» кружении он оказывается чужаком, умело притворяющимся «своим». Но и в деревне Онегин не находит себе места. Молодой человек быстро становится странным чудаком, он нелюдим и отстранен от общего течения жизни. Простой быт не увлекает его, даже обширная библиотека не в силах занять Онегина. Несмотря на острый ум и проницательность, он не умеет пользоваться ими, неспособен прикладывать усилия для анализа и развития своей личности.

    Евгений Онегин – потерянный во времени и пространстве человек, бесцельно слоняющийся, незваный гость в чужих жизнях. Он везде оказывается лишним независимо от своего желания или нежелания влиться в окружающий социум. Именно в этом заключается вся его трагедия, трагедия целого поколения, к которому в какой-то степени относится и сам А.С. Пушкин.

    Полезные ссылки

    Посмотрите, что у нас есть еще:

    • для самых рациональных — Краткое содержание «Евгений Онегин»
    • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Евгений Онегин»
    • для самых компанейских — Главные герои «Евгений Онегин»
    • для самых занятых — Читательский дневник «Евгений Онегин»
    • для самых любопытных — Анализ «Евгений Онегин» Пушкин
    • для самых крутых — Читать «Евгений Онегин» полностью

    Тест по произведению

    1. Вопрос 1 из 16

    Тема лишнего человека в романе Пушкина «Евгений Онегин»

    Понятие «лишний человек» появилось в отечественном литературоведении в послепушкинскую эпоху и связывалось с реакционными настроениями николаевской России.

    Признаками лишних людей в литературе считалась формальная принадлежность к дворянскому сословию и внутренняя отчуждённость от этого класса, даровитость и неспособность реализовать свои дарования, критическая настроенность к официальным явлениям общественной жизни.

    «Лишний человек» в чистом виде сошёл со страниц повестей и романов Тургенева, но его отцами и дедами стали классические представители типа: пушкинский Онегин и лермонтовский Печорин.

    В этих двух персонажах сильны черты байронических героев, но признаки «лишних людей», несомненно, также присутствуют.

    Онегин – представитель высшего общества, часть светской элиты. Он разделяет убеждения своего круга, проводит время в занятиях, приличных для молодого человека его лет и положения.

    Круговорот светских удовольствий, не прерываемый серьёзными занятиями, утомляет его, и герой разочаровывается в ценностях породившей его среды.

    Воспользовавшись поводом навестить родовое поместье, он удаляется в деревню.

    Однако в деревне Онегин продолжает «скучать». Он слегка модернизирует уклад жизни в поместье («Ярем он барщины старинной // Оброком лёгким заменил»), но не делает никаких глубинных усовершенствований.

    Можно поспорить о критерии даровитости Евгения как признаке «лишнего человека».

    По сравнению с умным, тонко организованным Печориным, Онегин кажется слишком бездеятельным, равнодушным, даже просто неинтересным.

    Он не может писать, читать, трудиться, перо валится из его рук. Нет у Онегина охоты воевать, совершать перевороты, защищать угнетённых, спасать невинно осуждённых.

    Он слишком замкнут в себе, холоден, эгоистичен.

    Вся «талантливость» Евгения — в колком насмешливом уме, в способности не быть, а казаться блестящим, оригинальным, не похожим на других. Он отрицает всё и всех, ничего не предлагая взамен.

    Онегин – носитель разъедающей его пустоты, которая оборачивается несчастьями для всех, кто оказывается рядом.

    От руки героя погибает на дуэли восемнадцатилетний Ленский, Ольга лишается жениха, влюблённая в собственную выдумку Татьяна остаётся непонятой и одинокой.

    После дуэли герой уезжает из деревни и отправляется в путешествие по России. Он чувствует себя чужим всему, что его окружало и, как все байронические герои, находит успокоение лишь в перемене мест.

    Но тоска гонит его обратно в Петербург, в привычную среду. Там и происходит новая встреча Онегина с Татьяной.

    Кажется, в конце романа чувство внутреннего одиночества начинает тяготить героя, он пишет Татьяне любовное признание, быть может, осознавая, что она – его единственный шанс быть понятым и услышанным, стать своим для мира и людей.

    Отказ Татьяны подобен приговору.

    Онегин должен оставить её, ведь она «другому отдана». Теперь он «лишний» даже для той, которая беззаветно любила его когда-то.

    Онегин сам отделил себя «ото всего, что сердцу мило», сам убежал от возможного счастья, уничтожил росток дружбы, собственной гордыней и эгоизмом убил в себе способность к состраданию.

    Если об Онегине можно говорить как о «лишнем человеке», стоит подчеркнуть, что его «лишнесть» обусловлена не столько социальными факторами, сколько отсутствием всякой внутренней работы.

    В его одиночестве виновата не среда, а он сам (эта мысль всегда была дорога Пушкину).

    Человек – сам хозяин своей судьбы, у него есть шанс измениться, просветлеть сердцем, выбрать другой путь, идущий не от людей, а к людям.

    Сочинение: Евгений Онегин — лишний человек (по одноименному роману А.С. Пушкина)

    (429 слов) Роман в стихах «Евгений Онегин» был написан Александром Сергеевичем Пушкиным в 1823-1830 годах. Он относится к такому роду литературы как лиро-эпос и к такому направлению как реализм. Поэтому в данном произведении присутствует визитная карточка данного направления — «лишний человек» (сам Евгений Онегин).

    «Лишний человек» или герой времени – это новый типаж, проблемный герой, который стал «звездой» реализма. Многие авторы вводили его в повествование: И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Ю. Лермонтов и др. Это реалистичный тип, обнажающий социальные катаклизмы и противоречия, хотя он же унаследовал некоторые черты, характерные для романтического героя: он тоже противостоит обществу, но поневоле. Главными особенностями характера «лишнего человека» являются его разочарованность в людях и скептическое сознание. Важно понять, что разочарованность – не желание подражать романтическим героям, а состояние души, которое приходит из-за понимания пустоты и ничтожности окружающего мира. Важно знать, что отчасти эта пустота преувеличена: Евгений тяготился реальными делами, не был достаточно образован, поэтому мучился от скуки. Герой сам отказывается от радостей жизни и отрицает те ценности, которые для многих являются смыслом жизни (любовь, дружба). Презирая представителей светского общества, “лишний человек” хочет принципиально отличиться от них: всячески поддерживает мнения о себе, как о чудаке, чьи суждения кардинально отличаются от общепринятых. Однако даже в этом стремлении персонаж обнаруживает двуличие: ему не все равно, что думают о нем люди, и ему важно мнение презираемых господ.

    Зависимость от мнения окружающих прослеживается в ситуации с дуэлью между Онегиным и Ленским. С одной стороны, Евгений понимает, что был не прав, что вызвал гнев друга только для того, чтобы разогнать скуку, но с другой стороны, он все-таки решает участвовать в дуэли и не извиняется перед Ленским, так как считает, что в этом случае его сочтут трусом.

    «Лишний человек» своими руками удаляет из жизни все то, что может составить ее смысл: любовь, дружбу, искренность, самовыражение, призвание. В произведении Пушкина главный герой проходит стандартные испытания дружбой и любовью и проигрывает в обоих. Друга пусть и “от нечего делать” он убивает, провоцируя дуэль, а настоящей любви не замечает. Он еще ослеплен светскими красавицами, которые так же, как и он, не верят в любовь, но играют в нее. Потому герой и не видит в тихой деревенской Татьяне всего того потенциала, что в ней скрыт: ум, искренность, доброту , силу характера. Зато очень стремится заполучить ту же женщину, но занимающую место в роскошных дворянских салонах. Он готов разрушить ее брак, лишь бы удовлетворить очередную прихоть.

    Таким образом, естественным состоянием “лишнего человека” является хандра, “англицкий сплин”. Происходит это оттого, что он не видит реально достойную цель, а следовательно, не может стремиться к ней. Раз смысла в жизни нет, то она пуста. Поэтому мы оставляем Евгения разочарованным и покинутым последней надеждой в открытом финале романа.

    Автор: Алика Латинская

    «Татьяны милый идеал» (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала…

    Ф. М. Достоевский

    Как много за свою жизнь человек прочитывает книг! Но по истечении времени из памяти стираются события, имена и фамилии героев, остается общее впечатление от прочитанных произведений. Однако существуют какие-то нити в подсознании, потянув за которые шаг за шагом вспоминаешь свои мысли по поводу прочитанного, особо заинтересовавшие детаи, яркие образы героев. К числу литературных персонажей, которых невозможно забыть и к которым нельзя отнестись равнодушно, относится пушкинская Татьяна Ларина — «милый идеал» поэта.

    Слово «идеал» обозначает совершенство, совершенный образец чего-либо, конечную цель стремлений. Понятно, что идеальных людей нет и не может быть. Человек — существо отчасти порочное. Но к идеалу можно стремиться, постоянно совершенствуя себя.

    У каждого есть свое представление об идеале. Для Пушкина таким совершенством является его героиня — Татьяна Ларина, которая для многих читателей романа тоже стала любимой героиней.

    Александр Сергеевич не случайно назвал свою героиню простонародным именем. Пушкину дорога в человеке близость его к народным основам жизни.

    Автора в его героине привлекает не внешняя, а внутренняя красота:

    Ни красотой сестры своей Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей.

    Пушкин далее рисует психологический портрет Татьяны, в котором перед нами раскрывается ее богатый внутренний мир как результат ее постоянной работы над собой:

    Тиха, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.

    Татьяна — самобытная натура, поэтому она непонятна окружающим. Татьяна тоскует от одиночества, наталкиваясь на непонимание. Белинский прав, сравнивая Татьяну с «редким, прекрасным цветком, случайно выосшим в расселине дикой скалы». Никто из окружающих ее людей: ни Скотинины, ни Гвоздины, ни тетушки, ни сестра Ольга — не могут заинтересовать ее. Их интересы и идеалы настолько мелки и ничтожны, что Татьяна, не разделяя их, остается одинока. Духовный мир пушкинской идеальной героини не соответствует представлениям провинциального и светского общества.

    Любовь к природе подчеркивают романтичность, мечтательность и поэтичность Татьяны:

    Она любила на балконе Предупреждать зари восход…

    Любовь к книгам, деревенской тишине также отличает Татьяну от окружающих ее людей. Сердце Татьяны доброе, душа широкая, натура искренняя и благородная.

    Описание зимы, простонародной старины и святочных гаданий объясняет особенности характера Татьяны, за что и любит ее автор, а именно: за патриархальность, за уважение старинных русских традиций:

    Татьяна перила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны.

    Характер Татьяны в полной мере раскрывается в ее любви к Онегину. Увидев Евгения, она сразу же полюбила его, и этому первому чувству пушкинская героиня останется верна на всю жизнь. Мечтательная Татьяна, наделенная пылким воображением, узнала в Онегине свой идеал, который сложился в ее представлении из сентиментальных романов. Татьяна решается писать Онегину.

    В ее признании раскрываются искренность, сердечность, красота чувства, а также простота, доверчивость, незнание обмана, стремление видеть в людях благородство:

    Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю…

    Онегин не разглядел самого главного в характере Татьяны — ее верности и преданности, того, что такие натуры любят лишь один раз в жизни.

    Когда Онегин уедет из деревни, Татьяна, познакомившись с книгами, которые он читал, поймет, что Онегин далек от ее идеала:

    Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон?.. Уж не пародия ли он?

    Татьяна разгадала Онегина, но не разлюбила его. И вот мать решает везти ее в Москву «на ярманку невест». И здесь Пушкин раскроет нам прекрасную душу его «Татьяны милой»:

    Прости, веселая природа; Меняю милый, тихий свет На шум блистательных сует…

    В Москве Татьяне «нехорошо на новоселье», «ей душно здесь». Она опять одинока среди этих зал и гостиных, в которых светских людей занимает «такой бессвязный, пошлый вздор». Татьяна в мечтах

    Стремится к жизни полевой… К своим цветам, к своим романам… Туда, где он являлся ей.

    Как мы видим, Татьяна продолжает любить Онегина, хотя им не суждено быть вместе. Когда Онегин встречает Татьяну в петербургском свете, он ошеломлен ее «перерождением»:

    Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал?

    И опять в Татьяне, уже светской даме, Пушкин выделяет те черты, которые восхищают его в людях: это простота, естественность, утонченность, отсутствие всего того, что «зовется vulgar».

    Онегин полюбил Татьяну. Она верит в искренность его чувства и со свойственной ей откровенностью говорит:

    Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

    Онегин увидел в Татьяне ее нравственную красоту: она все еще любит его и будет любить всегда, а верность супружескому долгу говорит о ее порядочности, честности и благородстве. Отношениям главных героев дальше развиваться некуда. Вот почему роман «без конца» все же воспринимается законченным.

    Татьяна — любимая героиня Пушкина. Вместе с ней автор на протяжении всего романа переживал ее волнения и печали, ее надежды и тревоги. Сколько раз Пушкин признавался в любви к своей идеальной героине:

    Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!

    Или:

    Татьяна, милая Татьяна С тобой теперь я слезы лью; Ты в руки модного тирана Уж отдала судьбу свою. Погибнешь, милая…

    В. Г. Белинский справедливо написал о Татьяне: «Она не только героиня романа, но и прекрасная русская девушка, воплощение самого возвышенного, что есть в человеке». И с этим высказыванием трудно не согласиться. Татьяна — воплощение лучших черт русского национального характера.

    Популярные сочинения

    • Сочинение по картине В лесу осенью Левитана 5, 7, 8 класс
      Картина замечательного русского художника Исаака Левитана «В лесу осенью», написанная им в 1894 году, является одной из самых интересных и знаменитых картин автора.
    • Сочинение по рассказу Капитанская дочка Пушкина
      Роман Капитанская дочка основан на реальных исторических событиях. Времена Пугачёва были тяжёлыми, болезненными и страшными для простых людей
    • Сочинение на тему На перемене
      Многие ученики, от мала до велика, не любят ходить в школу: процесс непрерывного получения новых знаний порой кажется учащимся достаточно утомительным. Именно поэтому на протяжении каждого занятия многие ученики
    • Автор: А. С. Пушкин
    • Произведение: Евгений Онегин
    • Это сочинение списано 105 451 раз

    Создавая образ своего времени и человека эпохи, Пушкин в романе «Евгений Онегин» донёс и личное представление об идеале русской женщины.

    Идеал поэта — Татьяна. Пушкин так и говорит о ней: «Милый идеал». Конечно, Татьяна Ларина — это мечта, представление поэта о том, какой должна быть женщина, чтобы ею восхищались и любили.

    При первом знакомстве с героиней мы видим, что поэт выделяет её среди других представительниц дворянства. Пушкин подчёркивает, что Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Именно сказки няни, русская природа, старинные обычаи, которые соблюдались в семье, сделали Татьяну «русскою душой». Татьяна во многом похожа на других девушек: она верит снам, карточным гаданиям, преданьям старины. Но было что-то такое, что отличало её от всех остальных, что делало её в собственной семье чужой. К родителям она не ласкалась, с детьми почти не играла и рукоделием не занималась. Но была очень мечтательной, жила особой внутренней жизнью. В ней нет кокетства и притворства. Большую роль в жизни Татьяны играли книги. Именно они сформировали её душевные качества и внутренний мир. Пытливая от природы, она ищет ответы на интересующие её вопросы у матери, отца, няни. Но ответов не получает. Их она пытается найти в книгах. О жизни и любви Татьяна судит по прочитанным романам. В них она видит другую жизнь, отличающуюся от жизни её круга. Она думает, что всё это не придумано автором, а существует. И героиня уверена, что ей тоже предстоит встретить таких людей и пожить такой жизнью. Неудивительно, что, встретив Онегина, отличающегося от всех ей знакомых молодых людей, Татьяна принимает его за героя романа и влюбляется. Вообще, Татьяна — натура поэтическая, высокая, одухотворённая. Привлекает в Татьяне её открытость и прямота. Хотя во все времена не принято было девушке первой признаваться в любви, но осуждать за это Татьяну трудно. Ведь она это делает, потому что невинная и искренняя натура.

    Трудно не заметить постоянство характера Татьяны. Это качество присуще ей с детства. Но и став знатной дамой, героиня мало меняется. Все изменения только внешние. В душе она остаётся всё той же «милой Татьяной». И в столице со своим душевным благородством, простотой и глубиной чувств она остаётся внутренне одинокой. Но своим нравственным убеждениям героиня не изменяет. Это чётко видно в её ответе Онегину. Да, она с тоской вспоминает о прошлом и прямо признаётся в любви к Онегину. Но она уже не прежняя Татьяна и поэтому решительно отказывается от счастья: «Но я другому отдана, я буду век ему верна».

    Главные качества Татьяны — душевное благородство, искренность, чувство долга. Проходит время, всё меняется в мире: мода, увлечения, общественные законы — но в чести всегда будут такие качества, которые делают Татьяну Ларину милой и привлекательной.

    Образ Татьяны не теряет своей свежести и чистоты и в наше время. Современных девушек образ героини учит верности, нравственной чистоте, женственности, красоте помыслов и поступков.

    Посмотрите эти сочинения

    • Почему Онегин обречен на одиночество? (сочинение) Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи – показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин – реалист, а потому его герои не просто люди своего времени, но и, если так можно выразиться, люди того общества, которое их породило, т. е. это люди и своего […]
    • Взаимоотношения Евгения Онегина и Татьяны Лариной (сочинение) «Евгений Онегин» — широкоизвестное произведение А.С.Пушкина. Тут писатель реализовал основной замысел и стремление — дать образ героя времени, портрет своего современника — человека XIX столетия. Портрет Онегина — это неоднозначное и сложное сочетание многих положительных качеств и больших недостатков. Образ Татьяны самый значительный и важный женский образ в романе. Основную романтическую сюжетную линию пушкинского романа в стихах составляют взаимоотношения Онегина и Татьяны. Татьяна влюбилась в евгения […]
    • Образ Онегина в романе «Евгений Онегин» Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 г. Первое упоминание о романе мы находим в письме Пушкина к Вяземскому из Одессы от 4 ноября 1823 г.: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Главным персонажем романа является Евгений Онегин – молодой петербургский повеса. С самого начала романа становится понятно, что Онегин очень странный и, безусловно, особенный человек. Он конечно же в чем‑то походил на людей, […]
    • Жанр и композиция романа в стихах «Евгений Онегин» Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других […]
    • Изображение столичного и поместного дворянства в романе «Евгений Онегин» Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это конечно же с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом по широте охвата современной писателю действительности. Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни того поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моду и […]
    • Евгений Онегин как «энциклопедия русской жизни» (сочинение) «Евгений Онегин» — реалистический роман в стихах, так как . в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта — это произведение, в котором «отразился век и современный человек». «Энциклопедией русской жизни» назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о […]
    • Сравнительная характеристика «Татьяна и Ольга Ларины» (таблица) Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
    • Реализм романа Евгений Онегин (сочинение) Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
    • Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина (сочинение) Хочется снова и снова возвращаться к пушкинскому слову и его замечательному роману в стихах «Евгений Онегин», где представлена молодежь 20-х годов XIX века. Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта […]
    • Сочинение-рассуждение на тему «Татьяна – милый идеал Пушкина» Духовная красота, чувственность, естественность, простота, умение сочувствовать и любить – этими качествами А.С. Пушкин наделил героиню своего романа «Евгений Онегин», Татьяну Ларину. Простая, внешне ничем не примечательная девушка, но с богатым внутренним миром, выросшая в глухой деревушке, зачитывающаяся любовными романами, любит страшные истории няни и верит преданиям. Ее красота внутри, она глубока и ярка. Внешность героини сравнивается с красотой ее сестры, Ольги, но последняя, хоть и красива снаружи, не […]
    • Сравнительная характеристика Онегина и Ленского (таблица) Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Образ Онегина (сочинение) Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Сходство и различия Онегина и Ленского Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина. Он и его лучший друг Владимир Ленский предстают как типичные представители дворянской молодёжи, бросившие вызов окружающей их действительности и подружившиеся, словно объединившись в борьбе против неё. Постепенно непринятие традиционных закостенелых дворянских устоев вылилось в нигилизм, который ярче всего прослеживается в характере другого литературного героя – Евгения Базарова. Когда начинаешь читать роман «Евгений Онегин», то […]
    • Татьяна Ларина и Катерина Кабанова Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе «Гроза» эта дама — главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика — это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • Духовные искания Евгения Онегина (сочинение) Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя — Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним […]
    • Проблема «гения и злодейства» в «Моцарт и Сальери» Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). «Маленькие трагедии» — цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования — 2005 год). «Маленькие трагедии» — не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание «маленькие трагедии» употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия […]
    • Лирика Пушкина и Лермонтова (сочинение) А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
    • Троекуров — старинный русский барин (сочинение) А.С. Пушкин — величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]
    • Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    • Свободолюбивая лирика Пушкина (сочинение) А. С. Пушкин — великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность». В первый период своего творчества — период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- […]

    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

    • Сочинения
    • По литературе
    • Пушкин
    • Евгений Онегин — лишний человек

    Одна из главных проблем произведения Пушкина «Евгений Онегин» — проблема «лишнего» человека.

    Герой рос в Москве и вёл довольно праздный образ жизни. Воспитывался Евгений гувернёром, при этом, не подвергаясь особым умственным нагрузкам. Тем ни менее Онегин был наделён гибким умом и достаточными способностями для реализации своего потенциала. Но, вероятно, не хотел пользоваться тем, что дала ему природа и генетика. Молодой человек вырос довольно поверхностной и эгоистичной личностью.

    Онегин предпочитал растрачивать своё время на балах и светских приёмах. Казалось бы, идеальное место для поверзностного человека. Однако, сидящая внутри мыслящая натура, не смогла долго сдерживаться. Со временем Онегину наскучили светские мероприятия. Он осознал, что его образ жизни можно назвать праздным, а жизнь — бесполезной. Тогда Онегин уехал в деревню, но и там не смог жить гармонично.

    Судьба свела героя с Татьяной Лариной. Это был шанс для героя познать любовь и проявить себя в ней. Тем не менее Евгений упускает и эту возможность, отвергая искренние чувства девушки и считая себя при этом отжившим человеком. Закончив с несостоявшимися отношениями, Онегин отправляется путешествовать по России. Однако, даже это не приносит ему удовлетворения. Он понимает тщетность своих попыток найти себя и возвращается в столицу. Там герой встречает Татьяну вновь. Но девушка уже не та, она изменилась и не готова принять Евгения. До возвращения Онегина Ларина вышла замуж и стала княгиней.

    И почему же всё-таки Онегина можно назвать «лишним» человеком? Евгений наделён от природы хорошими данными, но не пользуется ими, не приносит пользы обществу. Он разменивается на бессмысленную суету светской жизни и, замечая этот факт, не решается искать первопричину, а лишь меняет обстановку. Он тяготится мыслями о бесполезности своего существования, своей жизни, образа жизни высшего света. Однако, он не пытается ничего изменить. Он мечется в поисках смысла и своего предназначения, но поиски эти не увенчаются успехом. Герой также зависим от общественного мнения и не в состоянии отделиться от него, найти себя. Это не меньше мешает ему определиться.

    Евгений Онегин — герой неглупый и одарённым, но он не пользуется своими качествами. За всю свою жизнь он не сделал ничего полезного для общества и не реализовался как человек. Можно предположить, что он родился не в ту эпоху и стал жертвой аристократического общества. Именно поэтому Онегина и можно назвать «лишним» человеком.

    2 вариант

    А.С.Пушкин писал «Евгения Онегина» больше семи лет, но усилия оправдали себя, и в свет вышел знаковый для русской литературы роман в стихах, который не только внёс неоценимый вклад в народную культуру, но и отобразил быт, чаяния и мышление людей того времени. Не остались в стороне и их проблемы, одной из которых является сложная судьба «лишнего человека».

    Тема «лишнего человека» обычно раскрывается посредством героя благородного происхождения, который, несмотря на потенциальные возможности, не вносит вклад в общество, тратит время на бессмысленные увеселения и прожигает не только деньги, но и собственные таланты. Эта тема присутствует во многих произведениях XIX века. Определённо, Онегина можно охарактеризовать как одного из них. 

    В начале произведения А.С.Пушкин показывает своего героя малообразованным, умеющим лишь танцевать мазурку, кланяться и говорить по-французски. Он не способен на что-то большее, потому что в его простой и праздной жизни никогда не возникало необходимости приложить к чему-то усилия. Онегин нравится и людям своего круга, и женщинам, за которыми он может ухаживать днями напролёт. Это главное его развлечение, помимо балов и театров, хотя последние не были излюбленным его времяпрепровождением. Иногда герой испытывает порывы заняться какой-нибудь пассивной деятельностью: он пробует читать и писать, но почти сразу же называет эти занятия «тошными». Ему скучно, он охладевает к жизни. Когда его дядя умирает, Онегин оставляет город со всеми его шумными застольями, многолюдными сборищами, монотонным течением однотипных дней и переезжает в деревню. Именно в этот момент он становится «лишним человеком».

    Прибытие в провинцию не приносит ему облегчения. Онегину всё ещё скучно, на его состояние не слишком влияет даже знакомство с Ленским и Лариными. Владимир хорошо образован, влюблён в жизнь, честен, романтичен; он представляет собой противоположность Онегина. Евгений, вопреки возрасту, смотрит на нового друга как на несмышлёного юнца, не видевшего жизни. Единственным, что выбивает его из равновесия, оказывается письмо Татьяны. «Онегин живо тронут был», — пишет А.С.Пушкин, впервые давая читателю увидеть яркое проявление эмоций главного героя. Однако Евгений отказывает влюблённой в него женщине и говорит, что любит её, но чувство это мгновенно угаснет, если они создадут семью.

    Окончательно назвать Онегина «лишним человеком» мы можем в конце романа. Сбежавший из провинции после смерти Ленского, он встречает замужнюю Татьяну и надеется на взаимность, но получает отказ. Его жизнь трагична, бесцветна и бессмысленна. Он воплощает собой одну из основных проблем своего времени.

    Сочинение «Лишний» человек Евгений Онегин

    «Евгений Онегин» является одним из самых значимых произведений в русской литературе.  Сюжет романа разворачивается в начале 19 века. Это время значительных политических изменений в стране, эпоха, когда каждый начал задумываться о судьбе России, период новых идей и тенденций в обществе. Также в эти времена сложился фенотип людей, которые в дальнейшем будут названы «лишними людьми».  Речь идет о личностях, разочарованных в традиционных ценностях и критически относящихся к действительности. Они не могут найти себя, цели и смысла в жизни, часто их терзают душевные смуты, у них есть некая личная драма, с которой они не могут бороться. Первым, кто описал такую личность, оказался А.С. Пушкин. И личность эта Евгений Онегин.

    Онегин это дворянин, с соответствующим образованием и воспитанием. Учителем его был француз, который выполнял свои обязанности не совсем так, как хотелось бы, знания Онегин получил поверхностные. Но мальчик рос смышлёным от природы,  а талант  производить нужное впечатление помогал ему выглядеть в глазах общественности интеллигентным человеком. Он был желанным гостем в каждом доме. Но Онегин, вместе с тем, являлся человеком ленивым. Работать он не умел и не желал.

    Поведение Онегина подстать его происхождению – вечные балы, рестораны, любовные увеселения. Жизнь его пуста, и вскоре герою все это надоедает. Такое бесцельное существование вскоре заставляет Онегина потерять вкус к жизни, ему все кажется до жути скучным, а светское общество он и вовсе начинает презирать.  В попытках отгородиться от этих людей, он, желая найти свой путь, пытается найти себе некое полезное занятие. Изначально он пробует писать, но, из-за лени и неумения работать, это дело заканчивается ничем. Чтение книг также не приносит ничего хорошего, в них Онегин видит лишь все то, отчего желал убежать. Потом молодой человек едет в деревню, где начинает заниматься хозяйством, чем заметно облегчает жизнь своим крестьянам. Но и это дело вскоре ему надоедает.

    Мы видим в образе Онегина человека сложного, противоречивого. Из-за воспитания он стал эгоистичным, думающим только о своей выгоде и удовольствиях. Чувства чужих людей ему чужды, ему ничего не стоит обидеть другого. Онегин не принимает любовь Татьяны, боясь потерять личную свободу. Желая развеселиться, он оскорбляет своего друга и позже убивает его ну дуэли.

    Встреча Онегина с Татьяной могла перевернуть его мировоззрение, наполнить его жизнь смыслом.  Искренность чувств девушки удивляет его. Однако природный эгоизм, боязнь возможных любовных переживаний, не дают ему принять любовь Татьяны. По его же словам, он не создан для семейного счастья. И только по прошествии многих лет, вновь встретив девушку, Онегин понимает, что счастье было совсем близко.

    Онегин вынужден ходить по свету и искать самого себя. Среди своих он лишний. Среди чужих ему и подавно нет места. Неумение применить свои силы и способности в нужном направлении, делают из молодого человека того самого «лишнего человека»,  который уже давно разочарован в себе, в обществе, и в жизни.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Евгений Онегин — лишний человек

    Евгений Онегин - лишний человек

    Популярные сегодня темы

    • Образование Обломова и Штольца сочинение

      Роман «Обломов» И.А.Гончаров писал с 1847 по 1859 года. Роман назван в честь главного героя Ильи Ильича Обломова. Герой охарактеризован как ленивый, безынициативный, но в этой философии жизни кроется противостояние укладу

    • Сочинение по картине Волкова В конце зимы 3 класс

      На своей картине «В конце зимы» Ефим Волков представляет взору зрителя лесной массив. Немного болотистое пространство, которое обрамляется густым лесом.

    • Сочинение Портрет Ленского в романе Евгений Онегин

      Страницы пушкинского романа «Евгений Онегин» украшает юный Владимир Ленский. Он занимает особое место. Этот персонаж – дань автора романтизму, художественному направлению, в котором Пушкин начинал свое творчество.

    • План рассказа Мальчик у Христа на елке Достоевского

      Действие рассказа происходит в канун Рождественских праздников. В лютый мороз шестилетний мальчик просит милостыню на улице. Вечером он возвращается в сырой и грязный подвал, где пьяные люди отбирают

    • Анализ сказки Тараканище Чуковского

      Корней Чуковский написал чудесное произведение «Тараканище». Начинается сказка с того, что веселятся все звери и птицы, но неожиданно появляется усатое существо. Тараканище нарушил атмосферу праздника.

    Подготовка к первому направлению итогового сочинения.

    Почему жизнь человека часто сравнивают с дорогой?

    Веками великие умы различных эпох и цивилизаций изображали существование людей как путь, в прямом или в переносном значении. Почему это сравнение используется так часто? На мой взгляд, дорога – очень ёмкое слово, с помощью которого можно точно передать смысл человеческой жизни. Путь как метафора полностью отражает наше бытие, наполненное всевозможными препятствиями, взлётами и падениями, долгими поисками себя. Жизнь человека, как и любая дорога, сложна и многообразна, и каким будет ее конец, всегда зависит от путешественника, от того, какой тропой он пойдет.

    К постоянному движению на жизненном пути призывает читателя М. Е. Салтыков-Щедрин в сказке «Премудрый пескарь». Герой произведения всю свою жизнь проводит в узкой, темной норе. Из-за вечного страха он лишь существует, ничем не интересуется, недоедает, недосыпает. Такой образ жизни позволяет прожить премудрому пескарю более ста лет, но какова цена такой жизни? У героя в конце нет ничего: ни семьи, ни друзей, никого, кто бы интересовался его личностью. Да и личности тоже нет, есть только бесполезно прожитые в страхе перед самой жизнью долгие годы. Пескарь, умирая, впервые осознает, что пустым был его путь. М. Е. Салтыков-Щедрин подчеркивает, как важно выбрать правильную дорогу в жизни, что необходимо постоянно искать себя и находиться в движении. Именно идущий определяет свой путь, а не внешние обстоятельства.

    Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?

    Аргумент по произведению И. А. Гончарова «Обломов»

    Леонардо Да Винчи писал: «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов». С этим высказыванием сложно не согласиться. Действительно, человеческая жизнь состоит из череды открытий. Только постоянные размышления способны двигать нас вперед, развивать личность. При этом путешествия – отличный способ узнавать новое. Знакомства, впечатления и эмоции приоткрывают перед каждым дверь в мир общечеловеческих знаний. По этой причине путешествия иногда сравнивают с книгами, но в дороге человек самостоятельно анализирует полученные впечатления. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Широкий кругозор украшает, позволяет развивать ум для новых открытий.

    Ярко эту мысль демонстрирует И. А. Гончаров в романе «Обломов». Автор противопоставляет двух героев: активного, находящегося в движении Штольца и лежебоку Обломова. Первый не сидит на месте, он всё своё время посвящает изучению нового, огромную роль в этом играют путешествия, а в детстве герой много времени проводил за изучением географии. Штольц практически никогда долго не задерживается на месте, он знает Россию «вдоль и поперек», он объездил всю Европу. Гибкий и живой ум Штольца позволяют легко знакомиться с людьми, находить друзей. Знания и опыт, приобретенные в путешествиях, помогают герою выбрать правильный путь и жить счастливо, ведь он понимает смысл и цель своего существования. В отличие от Обломова, который боится всякой работы, Штольц управляет собственной жизнью и получает, что хочет. Так И. А. Гончаров обращает внимание читателя на то, насколько большую роль играют путешествия в становлении личности.

    Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?

    Планета, на которой мы живём, отличается огромным разнообразием. Рядом уживаются совсем не похожие друг на друга культуры, каждая из них представляет собой большую ценность. Природа, архитектура и обычаи любого народа не могут оставить настоящего путешественника равнодушным. На мой взгляд, нельзя однозначно ответить, какие страны наиболее интересны для посещения. Все они обладают особым очарованием и самобытностью, потому каждый сам решает, что ему ближе.

    Одной из стран, в которой стоит побывать, является Франция. Про нее писали самые разные писатели и поэты, ею восторгались художники и композиторы. Францию воспел и Винсент Ван Гог в своих письмах к брату Тео. Из них читатель узнает, что художник постоянно переезжал и многое видел, каждый городок оставлял в нем глубокий отпечаток. В жизни В. Ван Гога нельзя не выделить период, который привел к созданию лучших работ, – его пребывание во Франции. Именно эти места, живописные, полные ярких красок, пробуждали в душе художника вдохновение и силы для создания новых полотен, о чем он так старательно писал своему брату. Необыкновенная природа и атмосфера юга страны производили особое впечатление на В. Ван Гога. Посетить Францию стоит, чтобы посмотреть на то, что так сильно привлекло художника в ней, испытать на себе эмоции, возникающие от погружения в другой мир. И пусть сегодня мир совсем другой, но история помнит яркие страницы прошлого, духом которых пропитан каждый закоулок.

    Как относиться к ошибкам, совершенным на жизненном пути?

    Человеческая жизнь невозможна без ошибок. Они являются органичной частью нашего существования, позволяющей набраться опыта, благодаря им происходит становление личности. Тот никогда не заблуждается, кто не живёт. При этом ошибки могут быть как небольшими и легко исправимыми, так и ужасными, влекущими за собой тяжёлые последствия не только для человека, их совершившего, но и для окружающих. Одни заблуждения прощаются, за другими следует наказание, поэтому перед совершением какого-то поступка стоит несколько раз подумать.

    Примером большой ошибки служит поступок Евгения Онегина в одноименном произведении А. С. Пушкина. Главный герой, молодой дворянин, погруженный в «русскую хандру», находит друга в поэте Ленском. На именинах Татьяны раздосадованный Онегин злится на нового приятеля за то, что тот привез его на шумное сборище. Несмотря на мелочность обиды, главный герой решает отомстить другу и начинает ухаживать за его невестой. Глубоко оскорбленный Ленский не может смириться с этим, так как этот поступок сильно ранит его, и вызывает Онегина на дуэль, на которой сам и погибает. Позже главный герой сожалеет о содеянном и, не находя в себе сил оставаться в этих местах, уезжает навсегда. Жестокость Онегина влечет за собой ужасные последствия: целая жизнь, душа, полная надежд и мечтаний, сгинула от необдуманного решения главного героя. Еще перед началом дуэли можно было всё исправить и отменить её, но ни один из участников этого не сделал из-за своей гордости. Череда ошибок дорого обошлась не только Онегину, но и его другу. Несмотря на то, что герой не несет никакого наказания по закону, его терзают муки душевные, он осознает свою неправоту.

    Может ли путешествие стать целью и смыслом жизни?

    Издавна философы и писатели рассуждали о смысле существования человека. До сих пор еще не придумали ответ на этот вопрос, и, скорее всего, его и не может быть. Каждый из нас сам определяет цель бытия, сам решает, на что потратить бесценную жизнь. Некоторые смысл своего существования видят в вечном познании окружающего мира. В этом особо важную роль играют путешествия, так как понимание сути вещей происходит через общение с разными людьми, получение новых впечатлений и приобретение опыта. Путешествия действительно имеют большое значение для становления личности, поэтому могут восприниматься как жизненная цель.

    В странствиях находит свою цель и Афанасий Никитин, который оставил потомкам «Хожение за три моря» – путевые заметки о восточных странах. Несмотря на то, что дорога русского купца была очень тяжела и торговля не была налажена, он смог собрать немало полезных сведений для русской земли. Афанасий Никитин посетил Дербент, Баку, даже дошел до Индии. Путешественника не раз грабили, но это не остановило его, стремление узнать новое возобладало. Стоит отметить, что «хожение» длилось около шести лет, но до дома тверской купец так и не добрался – он умер в дороге. Действительно можно сказать, что смысл жизни этого человека заключался в постоянном пути, при этом его не останавливали ни опасности, ни другие обстоятельства. Огромную роль сыграли его заметки: именно они помогли составить жителям Руси представление об Индии и других странах, а спустя века и мы может это сделать. Таким образом, можно сказать, что Афанасий Никитин своей жизненной целью очень помог человечеству сохранить и распространить знания о культуре востока.

    Что может стать путеводной звездой на дороге жизни?

    Жизненный путь человека труден и тернист. Никогда нельзя сказать наверняка, к чему он приведёт. Итог исканий зависит от многочисленных решений самого человека на дороге жизни, а они, в свою очередь, неразрывно связаны с его ориентирами и избранной целью. Именно по этой причине важно уметь прислушиваться к себе и людям, чтобы правильно расставить приоритеты и определиться со своей путеводной звездой. Проводниками на жизненной дороге могут стать любовь и семья, совесть и мораль, стремление к правде и справедливости, сокровенные мечты и внутренний голос.

    Правильный выбор совершает на своем жизненном пути совершает главный герой серии книг Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер». Он проходит через множество испытаний, однако поддержка близких ему людей, доброта и умение прислушиваться к себе помогают преодолеть трудности. Одним из примеров можно назвать эпизод в пятом произведении серии «Гарри Поттер и Орден Феникса», в котором Темный Лорд проникает в сознание главного героя и пытается управлять им с помощью его страхов и опасений. В Министерстве Магии Гарри не дал Волан-де-Морту завладеть его телом, он нашёл в себе силы бороться с ним. Доброта, любовь, сострадание, которыми было наполнено сердце главного героя, не позволили темному магу взять верх. Именно эти нравственные понятия позволили герою совершить правильный выбор и не сбиться с жизненного пути.

    Справедливы ли слова В. Шкловского: «Концы лестницы, ведущей в будущее, упираются в прошлое»?

    Каждое событие в нашей жизни имеет свои причины и последствия. Любое действие не возникает из ниоткуда, всему можно найти объяснение. По этой причине верно высказывание В. Шкловского. Всё, что ждет человека в будущем, неизменно опирается на его прошлое. Люди должны жить настоящим, но не стоит забывать о минувших днях, так как с их помощью человек приобретает опыт и мудрость. Уроки прошлого полезны для будущего.

    Об отношении к памяти подробно пишет Д. С. Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном». В сороковом письме автор пишет, что прошедшее всегда связано с настоящим и будущим, поэтому человек должен не забывать о своем наследии и бережно относиться к нему. Оно и составляет человеческую совесть – мораль, передаваемую из поколения в поколение. У людей беспамятных нет чувства ответственности за собственные действия, так как они не привыкли сохранять знания и не несут в себе опыт и горькую правду предыдущих веков. Д. С. Лихачёв отмечает, что культурные подъемы, коих было немало в истории человечества, также связаны с обращением к прошлому. Опираясь на крепкий фундамент, каждая новая эпоха привносила что-то новое. Автор на нескольких примерах доносит мысль о том, что «дела минувших дней» – корни дерева современности. Без этого наследия люди необратимо опускаются и беднеют духовно.

    Что означает фраза «сбился с пути»?

    Извилистая дорога жизни таит в себе множество опасностей. Чтобы добиться конечной цели, необходимо находиться в постоянном движении, в поиске верного направления. Тем не менее не у каждого это удается. В таком случае обычно употребляют выражение «сбился с пути». Человек может поддаться ложным надеждам, выбрать неправильные жизненные ориентиры. Чтобы исправить ситуацию, он должен прислушаться к себе, к голосу совести и найти истинную дорогу. При этом необходимо проявить силу воли, так как только смелому и решительному путнику удается достичь цели.

    В рассказе «Ионыч» А. П. Чехов показывает героя, не сумевшего остаться верным самому себе. Амбициозный и энергичный земский доктор Старцев, приехав в провинциальный городок, сталкивается с обывательским обществом. Такое окружение незаметно, но беспощадно губит жизнь главного героя. Испытывая раздражение от общения с жителями уездного города, Старцев все больше перестает быть похожим на себя. А. П. Чехов подчеркивает, какие разительные перемены произошли в душе героя. Ему перестало быть интересно все, кроме денег и игры в винт. Он перестал ходить пешком, обзавелся тройкой с бубенчиками, располнел. Главный герой не смог остаться верным своим принципам, он поддался дурному влиянию общества, в котором жил. Внутренний голос его смолк, поэтому дорогу, которую избрал Старцев, нельзя назвать верной. При этом он не сумел вырваться из этого образа жизни, не нашел в себе сил для преодоления обстоятельств, поэтому финал истории оказывается безрадостным.

    Автор: Albina Valeeva.

  • Почему ему так и не удалось выполнить задуманное сказка о царе салтане ответ
  • Почему дубровского называют благородным разбойником сочинение 6 класс
  • Почему дубровского можно считать благородным разбойником сочинение
  • Почему его разочаровал приезд директора сказка черная курица или подземные жители
  • Почему дубровского называли благородным разбойником сочинение 6 класс