Почему ершов назвал сказку конек горбунок 4 класс

Цели: углубить знания о жанре литературной сказки, выяснить, почему сказку конк-горбунок по праву можно назвать народной сказкой. развивать самостоятельность, умение

Цели:

  • углубить знания о жанре литературной сказки,
  • выяснить, почему сказку «Конёк-Горбунок» по
    праву можно назвать «народной» сказкой.
  • развивать самостоятельность, умение выразить
    мысль,
  • воспитывать желание следовать высоким
    нравственным идеалам,
  • повышать мотивацию обучения,
  • отрабатывать навык выразительного чтения.

Оборудование:

  • портрет П.П.Ершова
  • детские рисунки и иллюстрации к сказкам
  • фрагмент балета Р.Щедрина «Конёк-Горбунок»
  • таблицы:
    • П.П.Ершов – автор народной сказки
      «Конёк-Горбунок»;
    • «Конёк-Горбунок» – русская сказка;
    • зачин, троекратные повторы, добро побеждает,
      концовка
    • Иван, противники, помощники
    • добрый, справедливый, умный, смекалистый,
      честный, с чувством собственного достоинства;
    • злоба, жадность, зависть, коварство, хитрость;
    • «Конёк мой снова поскакал по всему русскому
      царству. Счастливого пути!…» П.П.Ершов
    • русские народные сказки;
    • таблицы: оценка за работу на уроке;
  • выставка книг «Русские народные сказки»

План урока:

1. Организационный  момент
2. Тема урока. Целеполагание.
3. Проверка домашнего задания.
4. Сравнительная характеристика героев сказки
«Конёк-Горбунок» и русских народных сказок.
5. Почему живет сказка? Обобщение.
6. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Тема урока. Целеполагание

– Сегодня заключительный урок по сказке Петра
Павловича Ершова «Конёк-Горбунок». В 1856 году
(спустя 22 года после написания сказки) Петр Ершов
писал: «Конёк мой снова поскакал по всему
русскому царству. Счастливого ему пути!..»
– На уроке мы попытаемся понять, чем так покорило
читателей творчество П.П.Ершова.
– Иллюстрации, которые помещены в правой части
доски, вы нарисовали к сказке П.Ершова
«Конёк-Горбунок». Обратите внимание на остальные
рисунки. Иллюстрации к каким сказкам вы видите?
Назовите эти сказки. («Сивка-Бурка», 
«Гуси-лебеди», «Морозко», «Хаврошечка»)

– Что объединяет эти сказки? (Таблица: русские
народные сказки)
– Почему мы их называем русскими народными?
– И сказку П.Ершова часто называют русской
народной. Во многих книгах написано
«Конёк-Горбунок» – русская  сказка. А на
памятнике П.Ершову можем прочитать такие слова:
«П.П.Ершов автор народной сказки»
– На этом уроке мы подведем итог и выясним,
почему литературную сказку «Конёк-Горбунок»
называют русской и одновременно народной.
– В конце урока я предлагаю каждому оценить
самого себя и выставить себе оценку за работу.
Для этого надо отметить на шкале активности
успешность своей работы (красным цветом). На
второй шкале – успешность работы своей группы
(зеленым цветом).

3. Проверка домашнего задания

– Вспомните, какова композиция сказки
«Конёк-Горбунок» (Сказка построена как и
русские народные сказки. У неё есть зачин,
троекратные повторы, в сказке добро побеждает
зло, концовка)

– Для чего автор использует зачин? (Вводит
читателей в ход событий, знакомит с героями,
настраивает на сказочный лад)

– Поскольку в сказке Ершова три части, автор
написал зачин к каждой из них. Это особенность
литературной сказки. Дома вы выучили наиболее
понравившиеся зачины наизусть. Кто желал бы
рассказать? Какие  троекратные повторы
встретились в сказке Ершова? Приведите примеры
победы добра над злом. Объясните, кто победил, а
кто был наказан. (Иван стал царем, а царь
сварился)

– Найдите концовку, которая роднит сказку Ершова
с русскими народными сказками.
– Итак, мы нашли много общего в построении сказки
Ершова и народных сказок.

4. Сравнительная характеристика героев
сказки «Конёк-Горбунок» и героев
русских
народных сказок

– А теперь сравним главных героев этих сказок.

1)  Главного героя Ершова называют Иваном
(таблица), как и в большинстве русских народных
сказках.
– Вспомните, какими были герои Ивана в русских
народных сказках. (Добрые, честные, смелые,
справедливые)

– А какими качествами наделил своего главного
героя П.Ершов? Перечислите качества.
– Давайте обратимся к тексту сказки, чтобы
подтвердить свои мысли.
– Итак, у старика было три сына. Они были «в
дозоре». Как повел себя Иван в дозоре? Прочитайте.
– Каким оказался Иван? (Смелым)
– Как рассказал Иван об увиденном (случившимся)
дома? Прочитайте выразительно.
– Как характеризует героя этот рассказ? (Иван
оказался сообразительным, находчивым,
смекалистым).
Почему он не рассказал всей
правды?
– Прочитайте отрывок, в котором говорится , как
Иван  «настиг» братьев, укравших коней?
– Какое качество ценит Иван? (Честность)
– Мстит ли Иван братьям за украденных коней?
Почему? (Иван добрый, он умеет прощать)
– Прочитайте по ролям первую встречу Ивана с
царем. (Автор, царь, Иван)
– Как ведет разговор Иван? (Смело, на равных, с
чувством собственного достоинства)

Вывод:  Иван в сказке Ершова
обладает теми же качествами, что  и Иван в
русских народных сказках.

2) – Всегда ли в сказках герой в одиночку
справляется с трудностями? (Есть помощники)
– Вспомните русские народные  сказки и
приведите примеры (с опорой на иллюстрации) («Гуси-лебеди»:
печка, яблоня, речка; «Хаврошечка»: корова…)

– Напомните описание Сивки-бурки. (Пересказ 1
ученика)

– А кто помогает герою в сказке Ершова?
– Прочитайте описание Конька-Горбунка.
– Сравните образы этих коней. Скажите, взят ли
образ Конька-Горбунка из «народа»? Но за что
кобылица просит ценить конька?
– Образ чудо-конька возник из детских рисунков
писателя, из его любимой самодельной игрушки.
– Создатели народных сказок полагали: каков
герой снаружи, такова и его душа. На примере
Конька-Горбунка, внешний вид которого не
соответствовал душевным качествам. Ершов
показал, что внешнее уродство не признак
бедности, скудности внутреннего облика.
(Конек-Горбунок преданный, заботливый друг.
Такого мотива нет в русских народных сказках)
– Итак, мы убедись в том, что поэт, опираясь при
создании сказки на народные традиции, привносил
немало своего, индивидуального, авторского.

5. Физминутка

6. Продолжение  сравнительного анализа

3) – А теперь ответьте, почему Ивану в жизни
бывает необыкновенно трудно? (Противники)
– Кого можно считать противниками Ивана в этой
сказке? (Братья, спальник, царь)
– Давайте проследим, как раскрывается каждый из
них в поступках? Для этого мы разделимся на
группы.
1 группа даст характеристику братьям
2 группа – спальнику
3 группа – царю

Вам предложен список черт, из которых нужно
выбрать черты, присущие данному герою. Свои
выводы обязательно подтвердите строками из
текста.

7. Самостоятельная работа по группам (3
мин.)

1 группа

– Какими в сказке показаны братья? (Трусливые,
лживые, завистливые, жадные)

(В ходе ответов детей учитель прикрепляет к
доске карточки, таблицы)

Зачитайте отрывки…: в дозоре, с конями, Какими
чувства овладели? О каком качестве можно
судить  из данного отрывка?

2 группа

– Какие слова вы выбрали, чтобы
охарактеризовать спальника? (зависть, злость,
коварство, хитрость). Подтвердите слова текста.
– Именно зависть, злоба побуждает спальника
совершать неблаговидные поступки: клеветать,
шпионить, воровать.

3 группа

– Каким показан в сказке царь? (Жестоким,
завистливым, злым)

– Прочитайте выбранные вами отрывки. Что вы
видите на примере этих отрывков.. (видим, как
меняется царь, по мере того, как Иван выполнял
задание, он становился все более злым, жестоким,
завистливым.

Работа по таблице

– Сопоставьте образы братьев Ивана, спальника,
царя. Именно эти черты: … сближают данные
персонажи.

лживость
     трусость       
зависть
коварство    жестокость   
жадность      хитрость…

– Есть ли собратья у этих героев в русских
народных сказках? («Сивка-Бурка»: братья,
«Хаврошечка»: мачеха и дочери…)

Вывод: Какие качества героев
осуждаются в народе? прославляются? (Работа по
таблицам)

8.  Подведение итогов урока

– Почему Иван получает и красавицу жену, и
царство? (Он обладает качествами, которые
ценятся в народе)

– И мы видим, что в концовку сказки Ершов
построил в соответствии с традициями народной
сказки: в конце повествования герой
перерождается и становится счастливым, и умным
по-настоящему.

– Мы с вами сделали сравнительный анализ
литературной сказки и поняли, что автор в своем
произведении использовал элементы русских
народных сказок. Поэтому ее называют русской
сказкой, от этого она любима и читаема многими
поколениями. Поэтому ее называют народной.

9. Рефлексия

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по литературному чтение в 4 Д классе

по теме: «.П.П.ЕРШОВ «КОНЕК-ГОРБУНОК»»

99768601 1

Провела: учитель начальных классов

Савзиханова Зарина Исмаиловна

Класс: 

Дата: 28.09.2020г.

Тема: .П. Ершов «Конек-Горбунок

Цели: углубить и закрепить знания о жанре литературной сказки, выяснить, почему сказку «Конёк-Горбунок» по праву можно назвать «народной» сказкой; развивать самостоятельность, умение выразить мысль, воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам, повышать мотивацию обучения, отрабатывать навык выразительного чтения.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, восприни­мать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анали­за материала учебника в совместной деятельности, пси ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ ху­дожественного текста, выделение в нем основной мыски, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, по­иск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целе­направленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаи­модействия в паре и группе (распределение обязанностей, со­ставление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к (старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса и изучению творчества классиков.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Тема урока. Целеполагание

– Сегодня заключительный урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок». В 1856 году (спустя 22 года после написания сказки) Петр Ершов писал: «Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливого ему пути!..» 
– На уроке мы попытаемся понять, чем так покорило читателей творчество П.П.Ершова.
– Иллюстрации, которые помещены в правой части доски, вы нарисовали к сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок». Обратите внимание на остальные рисунки.

Иллюстрации к каким сказкам вы видите?

Назовите эти сказки. («Сивка-Бурка»,  «Гуси-лебеди», «Морозко», «Хаврошечка»)
– Что объединяет эти сказки?
– Почему мы их называем русскими народными?
– И сказку П.Ершова часто называют русской народной. Во многих книгах написано «Конёк-Горбунок» – русская  сказка. А на памятнике П.Ершову можем прочитать такие слова: «П.П.Ершов автор народнойсказки»
– На этом уроке мы подведем итог и выясним, почему литературную сказку «Конёк-Горбунок» называют русской и одновременно народной.
3. Проверка домашнего задания

— Дома вы должны были подготовить характеристики трех братьев. Пользуясь своими запися­ми, попробуйте составить краткую характеристику-загад­ку, прочитайте ее одноклассникам, а они должны отгадать, о ком идет речь.

(Ученики выполняют задание.)

— Как в произведении раскрывается каждый из братьев? Ге­рои поступают так из жадности, скупости, из-за желания достичь своей цели или стремления быть добрыми и чест­ными?

— Почему старшие братья все время обманывали?

— Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?

– Вспомните, какова композиция сказки «Конёк-Горбунок» (Сказка построена как и русские народные сказки. У неё есть зачин, троекратные повторы, в сказке добро побеждает зло, концовка)
– Для чего автор использует зачин(Вводит читателей в ход событий, знакомит с героями, настраивает на сказочный лад)
– Поскольку в сказке Ершова три части, автор написал зачин к каждой из них. Это особенность литературной сказки. Дома вы выучили наиболее понравившиеся зачины наизусть. Кто желал бы рассказать? Какие  троекратные повторы встретились в сказке Ершова? Приведите примеры победы добра над злом. Объясните, кто победил, а кто был наказан. (Иван стал царем, а царь сварился)
– Найдите концовку, которая роднит сказку Ершова с русскими народными сказками.
– Итак, мы нашли много общего в построении сказки Ершова и народных сказок.

4. Сравнительная характеристика героев сказки «Конёк-Горбунок» и героев русских народных сказок

– А теперь сравним главных героев этих сказок.

1)  Главного героя Ершова называют Иваном (таблица), как и в большинстве русских народных сказках.
– Вспомните, какими были герои Ивана в русских народных сказках. (Добрые, честные, смелые, справедливые)
– А какими качествами наделил своего главного героя П.Ершов? Перечислите качества.
– Давайте обратимся к тексту сказки, чтобы подтвердить свои мысли. 
– Итак, у старика было три сына. Они были «в дозоре». Как повел себя Иван в дозоре? Прочитайте.
– Каким оказался Иван? (Смелым)
– Как рассказал Иван об увиденном (случившимся) дома? Прочитайте выразительно.
– Как характеризует героя этот рассказ? (Иван оказался сообразительным, находчивым, смекалистым).Почему он не рассказал всей правды?
– Прочитайте отрывок, в котором говорится , как Иван  «настиг» братьев, укравших коней?
– Какое качество ценит Иван? (Честность)
– Мстит ли Иван братьям за украденных коней? Почему? (Иван добрый, он умеет прощать)
– Прочитайте по ролям первую встречу Ивана с царем. (Автор, царь, Иван) 
– Как ведет разговор Иван? (Смело, на равных, с чувством собственного достоинства)

Вывод:  Иван в сказке Ершова обладает теми же качествами, что  и Иван в русских народных сказках.

2) – Всегда ли в сказках герой в одиночку справляется с трудностями? (Есть помощники)
– Вспомните русские народные  сказки и приведите примеры (с опорой на иллюстрации) («Гуси-лебеди»: печка, яблоня, речка; «Хаврошечка»: корова…)
– Напомните описание Сивки-бурки. (Пересказ 1 ученика)
– А кто помогает герою в сказке Ершова?
– Прочитайте описание Конька-Горбунка.
– Сравните образы этих коней. Скажите, взят ли образ Конька-Горбунка из «народа»? Но за что кобылица просит ценить конька?
– Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки.
– Создатели народных сказок полагали: каков герой снаружи, такова и его душа. На примере Конька-Горбунка, внешний вид которого не соответствовал душевным качествам. Ершов показал, что внешнее уродство не признак бедности, скудности внутреннего облика. (Конек-Горбунок преданный, заботливый друг. Такого мотива нет в русских народных сказках)
– Итак, мы убедись в том, что поэт, опираясь при создании сказки на народные традиции, привносил немало своего, индивидуального, авторского.

5. Физминутка

6. Продолжение  сравнительного анализа

3) – А теперь ответьте, почему Ивану в жизни бывает необыкновенно трудно?  (Противники)
– Кого можно считать противниками Ивана в этой сказке? (Братья, спальник, царь)
– Давайте проследим, как раскрывается каждый из них в поступках?

— А сейчас вспомните всех героев сказки и скажите, на какие группы их можно поделить? (Положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники.)

— Почему мы считаем это произведение сказкой? Что в нем сказочного, волшебного?

— Разгадайте кроссворд по сказке «Конек-Горбунок». Для этого надо вставить пропущенные слова.

  1. Да еще рожу конька

Ростом только в три … (вершка).

  1. Подошел к нему отец,

Говорит ему: «Послушай,

Побегай в … (дозор),

Ванюша».

  1. На меня скорей садись,

Только знай себе держись;

Я хоть росту … (небольшого),

Да сменю коня другого.

4. И с набитою … (сумой)

Возвращалися домой.

  1. Предо мною конный ряд:

Два коня в ряду стоят,

Молодые,… (вороные),

Вьются гривы золотые.

8.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (работа в группах) Группа 1 Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия Группа 2 Составьте коллективное панно «Сказочная поляна» Группа 3 Измените один из фрагментов сказки. Как все могло бы закончиться

9.  Подведение итогов урока

— Как вы думаете, чему учит эта сказка?

— Почему она и сейчас нравится читателям? (Людям близки и понятны чувства героя сказки. В людях всегда ценились та­кие качества, как смелость, настойчивость, верность, доб­рота, честность. В сказке выражена житейская мудрость.)

— На памятнике П.П. Ершову написано: «Автор народной сказки «Конек-Горбунок». А на какую народную сказку она похожа?

— Иван, являясь обладателем волшебного помощника, хоть раз отказывается исполнить приказы царя? Хоть раз отве­чает грубо, неуважительно? Позволяет себе мстить? (Нет.)

— Какие человеческие качества присущи Ивану? (Добродушие, простодушие, терпимость, доверчивость, искренность.)

— Как вы объясните понятия «добродушный» и «простодушный»9

10. Рефлексия.

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?

11. Домашнее задание: стр.39-59 пересказ

Умение любить

Родители любят своих детей. Они не скрывают чувств симпатии, не делят на любимчиков и изгоев. Отношение отца и матери к детям могло бы не дать нужного результата, если бы между ними были совершенно другие отношения. Ростовы проявляют друг к другу привязанность и искреннюю любовь. Илья Андреевич внимателен к жене, заботлив, признает, что она лучше всех. Слова, с которыми он обращается к супруге, нежны и приятны: красавица. Именно поэтому дети проявляют те же отношения: они обнимаются, целуются, плачут от счастья, искренне выражая родственную привязанность.

Красивы сцены святочных катаний на санях, где взрослые веселятся вместе с детьми. Ростов целуют дочь в щечку, не скрывая восхищения. Наташа, получившая воспитание на примере родителей, становится образцом материнства, женщиной, посвящающей себя детям и мужу. Есть, как в реальной жизни, исключение из правила. Это Вера. Отец считает, что здесь «графинюшка намудрила». По сюжету становится понятно, что воспитание старшей дочери – результат дружбы Ростовой с графиней Друбецкой.

Семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

«В „Войне и мире» очень много значат семейные объединения, принадлежность героя к „породе». Собственно, Болконские или Ростовы — это больше чем семьи, это целые жизненные уклады, семьи старого типа, с патриархальной основой, старые роды со своей особой для каждого рода традицией», — писал С. Г. Бочаров. Попробуем рассмотреть в данном аспекте семью Ростовых, особенности «ростовской породы». Основные понятия, характеризующие всех членов этой семьи, — это простота, широта души, жизнь чувством. Ростовы не интеллектуальны, не педантичны, не рациональны, однако для Толстого отсутствие этих черт — не недостаток, а лишь «одна из сторон жизни». Ростовы эмоциональны, великодушны, отзывчивы, открыты, по-русски гостеприимны, приветливы. В их семье, кроме собственных детей, воспитывается Соня, племянница старого графа, с детства здесь живет Борис Друбецкой, сын Анны Михайловны, приходящейся им дальней родственницей. В большом доме на Поварской всем хватает места, тепла, любви, здесь царит та особенная атмосфера, которая привлекает окружающих. И создают ее сами люди. Глава семьи — старый граф, Илья Андреевич. Это добродушный, чудаковатый барин, беспечный и простодушный, старшина английского клуба, страстный охотник, любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, у графа близкие, доверительные отношения с детьми: он не препятствует желанию Пети пойти в армию, беспокоится о судьбе и здоровье Наташи после ее разрыва с Болконским. Илья Андреевич буквально спасает Николая, попавшего в неприятную историю с Долоховым. Вместе с тем хозяйство Ростовых пущено на самотек, их обманывает управляющий, семья постепенно разоряется. Но исправить создавшееся положение старый граф не в состоянии — Илья Андреевич слишком доверчив, слабоволен и расточителен. Однако, как замечает В. Ермилов, именно эти качества героя выступают в «совершенно ином, новом смысле и значении» в большую, героическую эпоху. В трудное военное время Илья Андреевич бросает свое имущество и отдает повозки для того, чтобы везти раненых. Здесь в романе звучит особый внутренний мотив, мотив «преображения мира»: освобождение от мира материальных вещей — это освобождение «от всех шифоньерок ветхого, злого, глупого, осточертевшего Толстому мира с его мертвенным и мертвящим эгоизмом, — то счастье освобождения, о котором мечтал для себя» и сам писатель. Поэтому Толстой симпатизирует этому персонажу, во многом оправдывая его. «…Прекраснейший был человек. Таких людей нынче уж не встретишь», — говорят знакомые после смерти старого графа. Замечателен в романе и образ графини Ростовой, обладающей настоящим даром воспитателя. У нее тоже очень близкие, доверительные отношения с детьми: графиня — первая советчица своих дочерей. «Держи я ее строго, запрещай я ей… бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела, они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и все мне расскажет», — говорит графиня о влюбленной в Бориса Наташе. Графиня великодушна, как и все Ростовы. Несмотря на тяжелое материальное положение своей семьи, она помогает своей давней подруге, княгине Анне Михайловне Друбецкой, достав деньги на обмундирование ее сына, Бориса. Та же теплота, любовь, взаимопонимание царят и в отношениях между детьми. Долгие задушевные разговоры в диванной — неотъемлемая часть этих отношений. Наташа и Соня подолгу откровенничают, оставшись наедине. Духовно близки и нежно привязаны друг к другу Наташа и Николай. Радуясь приезду брата, Наташа, живая, порывистая девочка, не помнит себя от восторга: она от души веселится, целует Денисова, рассказывает Николаю свои секреты и обсуждает с ним чувства Сони.
Когда девочки подрастают, в доме устанавливается та особая неуловимая а. «Всякий молодой человек, приезжавший в дом Ростовых, глядя на эти молодые, восприимчивые, чему-то (вероятно, своему счастию) улыбающиеся девические лица, на эту оживленную беготню, слушая этот непоследовательный, но ласковый ко всем, на все готовый, исполненный надежды лепет женской молодежи… испытывал одно и то же чувство готовности к любви и ожидания счастья, которое испытывала сама молодежь дома Ростовых». Стоящие у клавикорд Соня и Наташа, «хорошенькие и счастливые», Вера, играющая в шахматы с Шиншиным, старая графиня, раскладывающая пасьянс — вот та поэтическая атмосфера, которая дарит в доме на Поварской. Именно этот семейный мир так дорог Николаю Ростову, именно он доставляет ему одно из «лучших наслаждений жизни». Об этом герое Толстой замечает: «даровитый и ограниченный». Ростов бесхитростен, прост, благороден, честен и прям, отзывчив и великодушен. Помня о былой дружбе с Друбецкими, Николай, не задумываясь, прощает им старый долг. Как и Наташа, он восприимчив к музыке, к романтической ситуации, к добру. Вместе с тем герой лишен творческого начала в жизни, интересы Ростова ограничены миром его семьи и помещичьим хозяйством. Мысли Пьера о новом направлении для всего мира не только непонятны Николаю, но и кажутся ему крамольными. Душой семьи Ростовых является Наташа. Образ этот служит в романе тем «сводом», «без которого произведение не могло бы существовать как целое. Наташа — живое воплощение самой сущности человеческого единения. Степень душевной близости того или другого героя «Войны и мира» к Наташе является вернейшим критерием его оценки. Мера душевной близости к Наташе — это одновременно и мера близости к мирскому началу», — замечает В. Ермилов. Одновременно Наташа воплощает собой эгоизм как естественное начало человеческой жизни, как свойство, необходимое для счастья, для реальной деятельности, для плодотворного человеческого общения. «Естественному эгоизму» Наташи в романе противопоставлены «холодный эгоизм» Веры и Элен, возвышенный альтруизм и самоотречение княжны Марьи, «корыстное самопожертвование» Сони. Ни одно из этих свойств, по мысли Толстого, не годится для живой, подлинной жизни. Наташа интуитивно чувствует самую суть людей и событий, она проста и открыта, близка к природе и музыке. Как и другие Ростовы, она не слишком интеллектуальна, ей не свойственны глубокие раздумья о смысле жизни, трезвый самоанализ Болконских. По замечанию Пьера, она «не удостаивает быть умной». Главную роль для нее играют чувства, «жизнь сердцем», а не рассудком. В конце романа Наташа находит свое счастье в браке с Пьером. Семья Ростовых необыкновенно артистична, музыкальна, все члены этой семьи (за исключением Веры) обожают пение и танцы. Во время званого обеда старый граф лихо отплясывает «Данилу Купору» с Марьей Дмитриевной Ахросимовой, пленяя зрителей «неожиданностью ловких вывертов и легких прыжков своих мягких ног». «Батюшка-то наш! Орел!» — восклицает няня, восхищенная этой чудной пляской. Необыкновенна и пляска Наташи у дядюшки в Михайловке, ее пение. У Наташи прекрасный необработанный голос, очаровывающий именно своей девственностью, нетронутостью, бархатностью. Николая глубоко трогает пение Наташи: «Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор… а вот оно настоящее… Боже мой! как хорошо!… как счастливо!… О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире». Отличается от всех Ростовых лишь холодная, спокойная, «красивая» Вера, от правильных замечаний которой зсем делается «неловко». Она лишена простоты и сердечности «ростовской породы», она может запросто обидеть Соню, читать детям бесконечные нравоучения. Таким образом, в жизни семьи Ростовых чувства и эмоции преобладают над волей и рассудком. Герои не слишком практичны и деловиты, но их жизненные ценности — великодушие, благородство, преклонение перед красотой, эстетические чувства, патриотизм — достойны уважения.

Любовь к родине

Отечество в душе любого члена семьи Ростовых свято. Все они любят Родину и не мыслят себя вне ее. Яркий пример – поступок Младшего сына. Петр идет на войну, хотя мог бы не делать этого. Он стремится встать на защиту Родины, не слушает родных.

Дети взрослеют, меняется их отношение к любви, дружбе, верности. Остается неизменным – любовь к родной стране. Родина и природа – единые понятия. Ростовы предпочитают жить в имениях за столицей – Отрадное, Лысые горы. Умение чувствовать природу, восхищаться красотой русских пейзажей подтверждает душевность и широкий внутренний мир Ростовых. Между членами семьи и природой гармония и мир. Патриотизм глубокий и настоящий, не терпящий подмены на карьеризм и стремление выслужиться для получения чина. Ростовы хотят принести пользу: отдают подводы раненым. Любовь к родным и Родине неразделимые понятия.

Разнообразие характеров

Чтобы понять, каковы на самом деле взаимоотношения в семье Ростовых, нужно рассмотреть отдельно каждого его члена. Отношения в любой многодетной семье всегда сложны. Родителям приходится распределять знаки внимания между детьми так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и нужность. Сделать это непросто, ведь похвалив одного, иногда приходится ругать другого. Это может вызвать обиду и даже злобу. Но в этом случае родители стараются не акцентировать внимание на принятых в обществе принципах поддержания порядка.

Главное, чтобы внутри семьи была гармония и взаимопонимание.

Характеристика родителей такова:

  • Отец семейства — граф Ростов Илья Андреевич, родом из старинного рода дворян с многовековой историей. Проблема в том, что он необычайно добрый и непрактичный человек, совершенно не умеющий вести хозяйство. Но родитель он прекрасный и бесконечно любит всех детей, прощая вначале их детские шалости, а затем помогая во взрослой жизни. И это не всегда правильно. Например, карточные долги старшего сына стали причиной больших неприятностей. В конечном итоге это приводит к финансовому краху. Если вначале он всегда весел и улыбчив, то по мере того, как осознает невозможность поддерживать нужный уровень жизни для членов семьи, здоровье его начинает ухудшаться. Из балагура и заводилы на праздниках граф превращается в не́мощного старичка, неспособного принимать ответственные решения. После его смерти остаются только долги и упадок в имении.
  • Графиня Наталья Ростова тоже очень добрая и отзывчивая дама. Она с детства жила в роскоши и достатке. Истинная хранительница семейного очага и примерная хозяйка, доброта которой не знает границ. В доме всегда много гостей, которых мама развлекает пением, исполнением музыкальных произведений и другими принятыми в то время способами приятного провождения времени в гостях. Это идеальный образ матери, которая обожает детей. Смерть одного из них превращает Наталью из цветущей женщины в старуху.

Отношение в семье

Детям предоставляется свобода для любых дел и занятий. Нет жестких правил и ограничений. Но такое отношение основано на любви, поэтому нельзя говорить, что поведение детей – это вечное баловство. Каждый знает меру и предел свободы.

В семье особое место занимает мать – она хозяйка. Графиня радушно принимает у себя в доме гостей, учит детей уважать людей и радоваться общению.

Наташа рассказывает матери обо всех своих переживаниях. Она уверена, что мать поддержит и подскажет. Нет нудных нотаций и жестокого осуждения – сцены, где описана история проигравшегося Николая. Позднее сын проявит благородство по отношении к памяти об отце. Он возьмет на себя уплату всех долгов.

Лучше всего взаимоотношения в семье видны в главах, описывающих именины Наташи. Девушка ведет себя откровенно, все вокруг радуются и веселятся. Гости и семья естественны и откровенны, нет сцен со лживостью, лестью и обманом. Поражает смелость именинницы. Основа семьи Ростовых – взаимоуважение и любовь.

Еще один показатель человечности – воспитание не только своих детей, но и приемных. У Ростовых живут на равных правах Соня и Митенька.

Более привычно для литературы раскрывать конфликт отцов и детей. Роман «Война и мир» показывает воспитание, которое приводит к мягким теплым отношениям. Написать сочинение «Воспитание в семье Ростовых» после знакомства с предложенными материалами станет намного проще.

Примеры сочинений

В романе появляются новые семьи: Безухов Пьер и Наташа Ростова, Марья Болконская и Николай Ростов. Старые семьи преобразовались. Эти союзы стали спасением для этих людей. Они обрели смысл жизни, покой и счастье.

Первый вариант

Произведение «Война и мир» затрагивает многие острые проблемы общества, которые актуальны до сих пор. Ключевое место занимают отношения в семье, родственные связи.

Мысль семейная — самая главная линия романа. Автор подчеркивает, что весь народ состоит из семей и людей, которые сохраняют культуру, самобытность и уникальность русской души.

В книге читатель понимает, что Ростовы преподносятся писателем как идеал настоящей семьи. Они добры, отзывчивы и милосердны.

Болконские выступают основными защитниками Отечества, патриотами. Служение Родине, достоинство и честь — суть жизни Николая и Андрея Болконских. Старый князь чтит спартанские традиции, в людях ценит это же. Он считает государственные интересы важнее семейных, поэтому благословляет сына, когда тот уходит на войну, оставляя беременную жену.

Николай Болконский считал, что есть 2 источника людских пороков — суеверие и праздность. Но также есть 2 добродетели — деятельность и ум.

Курагины — полная противоположность этим семьям. Их девиз — цель оправдывает средства. Эту семью интересует только личная выгода. Они алчные, циничные, злобные и лживые люди. Им не присущ патриотизм, ведут праздный образ жизни и ни о чем не думают.

Автор с помощью своих героев показывает читателю, что в семье важны такие качества, как любовь, гармония, взаимопонимание, уважение. Семейная мысль в романе Толстого стала основополагающей. Она показывает основу государства в виде отдельно взятых семейств.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Война и мир»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Война и мир»
  • для самых компанейских — Главные герои «Война и мир»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Война и мир»
  • для самых любопытных — Анализ «Война и мир» Толстой

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 31

Популярные сочинения

  • Рассказ Дружба Ивана и Конька-Горбунка 4 класс
    Автором сказки про Конька – Горбунка является Петр Павлович Ершов, она написана в стихах и обладает интересным сюжетом. Главными героями сказки являются Конёк — Горбунок и Иван крестьянский сын
  • Сочинение на тему Образ грозы в пьесе Островского
    При написании своего произведения Островский назвал его «Гроза», это подчеркивает значимость образа природного явления. Гроза для жителя описанного городка Калинов олицетворяет знак общение
  • Сочинения о весне

  • Почему желтков уходит из жизни в рассказе гранатовый браслет
  • Почему животные помогали ивану царевичу в сказке царевна лягушка
  • Почему ершов назвал свое произведение русской сказкой
  • Почему евгения онегина можно назвать лишним человеком сочинение
  • Почему ему так и не удалось выполнить задуманное сказка о царе салтане ответ