Вадим Кораблев – о команде, которой нужна справедливость.
В 2008 году в Танзании появился необычный футбольный клуб «Альбино Юнайтед», который наполовину состоит из альбиносов. Прозвучит страшно, но футбол им нужен для спасения и доказательства, что они ничем не отличаются от других людей: в Танзании на альбиносов постоянно нападают и продают их части тела за большие деньги.
Рассказываем, как в таких условиях живут альбиносы и как их реальность меняет футбол.
Тяжелая глава о страданиях альбиносов: их продают даже родственники, а из частей тела делают амулеты для богатых африканцев
Обычно Танзания вызывает только приятные ассоциации. Ей принадлежит Занзибар – архипелаг у восточного берега Африки и его главный остров, куда туристы летают за прозрачной водой индийского океана и белоснежными пляжами. На материке тоже красиво – озеро Виктория, Килиманджаро и сафари.
Но туризм лишь отчасти спасает Танзанию от бедности: из почти 60 миллионов человек 15 миллионов лишены предметов первой необходимости, а 4 миллиона – чистой воды. Больше 60% населения живет в сельской местности, многие тратят не более двух долларов в день. Страдает образование: почти половина из 1,3 миллиона детей семи лет не ходит в школу. Неудивительно, что в такой обстановке люди активно обращаются к колдунам и ведьмам, уважают их и боятся.
Совсем иначе в Танзании относятся к людям с альбинизмом – это наследственное заболевание, при котором в организме почти или полностью отсутствует пигмент меланин, отвечающий за цвета кожи, волос и радужной оболочки глаз. Если в среднем в мире альбинизмом болеет один человек из 18-20 тысяч, то в странах Африки цифры совсем другие: в ЮАР – один из четырех тысяч, в Малави – один из двух, в Танзании – один из полутора.
Почему так? В Танзании альбинизм чаще всего вызван одной и той же мутацией в гене OCA2 (классический глазокожный альбинизм) – основной причиной ученые считают близкородственные браки и низкую мобильность в сельской местности, но точного ответа исследования пока не дают.
Поскольку меланин не защищает альбиносов от ультрафиолета, им вредно находиться на солнце: 80% альбиносов в Африке умирают из-за рака кожи до 35 лет.
Но и без таких рисков им тяжело.
Несмотря на то, что в стране более 30 тысяч альбиносов, местные не считают их полноценными людьми. В Танзании верят, что зелья и амулеты из плоти альбиносов приносят удачу и избавляют от болезней. В докладе Красного Креста и Красного Полумесяца за 2009 год говорилось, что в крупнейшем городе страны Дар-эс-Саламе четыре конечности, уши, язык, нос и гениталии альбиноса стоили 75 тысяч долларов. Такие деньги платят богатые заказчики, чтобы колдуны помогли им с карьерой в политике или избавили от проблем на работе.
ООН посчитал, что с 2000-го по 2016-й в Танзании убили 75 альбиносов, но даже власти не скрывают, что реальная цифра наверняка выше официальной. Часто их не убивают, а калечат, отрезая нужные части тела – почти всегда жертвами выбирают детей и подростков.
Репортажи журналистов, которые летали в Танзанию и писали про альбиносов, наполнены шокирующими сюжетами. The New York Times рассказывает о 17-летней девушке Вумилии, которая ужинала с родителями в своей хижине, пока туда не ворвались мужчины с ножами. Они отрезали ей ноги выше колена и убежали с обрубками. Вумилия умерла.
Герой материала National Geographic – 15-летний парень Эммануэль Фесто: в шесть лет четверо неизвестных с мачете отсекли ему часть левой руки и несколько пальцев на правой, выбили кусок челюсти и выдрали четыре зуба. «На мой вопрос о проблемах Эмма отвечает: дразнят из-за вырванных зубов, – пишет автор. – А потом решается на признание: «Трудно ходить в туалет. Друг помогает, но иногда не дает туалетную бумагу или слишком мало отрывает, мне не хватает».
Многие альбиносы в Танзании не ходят в школы (по статистике – 90% детей), потому что там их унижают и бьют, но Эммануэлю повезло: фонд Under the Same Sun («Под одним солнцем») оплачивает ему частную охраняемую школу и сиделку. Сейчас в таких закрытых приютах Танзании учатся и живут около тысячи детей-альбиносов.
«Под одним солнцем» основал канадский бизнесмен – и тоже альбинос – Питер Эш. Благодаря ему ООН объявил 13 июня Международным днем знаний об альбинизме и призывал правительство Танзании жестко бороться с преступлениями. После 2007 года, когда 19 альбиносов были убиты или искалечены, процесс запустился: в парламент Танзании вошла женщина-альбинос, власти нанимают альбиносам охранников и вычисляют тех, кто может быть для них опасен.
С 2009 года суды Танзании приговаривают убийц альбиносов к смертной казни, но в 2017-м местный прокурор Беатрис Мпембо говорил, что наказываются не больше 5% арестованных. Близкие пострадавших боятся сотрудничать со следствием, потому что не доверяют даже родственникам. Страшных случаев и правда много: например, в 2010 году муж отправил жену-альбиноса в соседнюю Демократическую Республику Конго за 4,5 миллиона танзанийских шиллингов (около 30 тысяч гривен).
В 2015-м правительство Танзании законодательно запретило колдовство и арестовало более 200 знахарей, но это не сильно помогло – нападения случаются до сих пор. А этим летом в ООН забеспокоились, что во время пандемии их стало больше. Объяснение простое: из-за проблем с деньгами жители Африки хотят заработать на альбиносах.
«Я создал команду после серии убийств»: как появился и живет «Альбино Юнайтед» (его придумал не альбинос)
В 2008 году танзанийский предприниматель Оскар Дэниел Холе выбрал небанальный способ борьбы с предрассудками. В Дар-эс-Саламе он создал футбольную команду «Альбино Мэджик», которая со временем переименовалась в «Альбино Юнайтед», чтобы не ассоциироваться с колдунами.
Холе поставил четкую задачу: альбиносы должны наслаждаться жизнью, а не прятаться и бояться. «Я создал команду после серии убийств альбиносов, – говорит основатель в сюжете Trans World Sport. – Подумал, что так мы сможем показать поощряющим убийства, что альбиносы – такие же люди, как и все остальные. На них не должны охотиться, как на животных. Футбол – мой способ эффективно донести эти мысли, потому что футбол любят во всем мире. Мы хотим, чтобы альбиносы интегрировались в общество».
Сначала в команде было только трое темнокожих – Оскар и его брат Джон тренировали, а их приятель стал вратарем, потому что у альбиносов слабое зрение, бывает нистагм (непроизвольное движение глаз). Сейчас темнокожих и альбиносов в команде примерно поровну. Первые годы они тренировались на пляже и на пыльной площадке, которую хитро превратили в поле: сделали ворота из веток деревьев и веревок. Тренировки начинаются не раньше 17:00, когда солнце уже не такое активное. Теоретически можно начинать и раньше, но большинство танзанийцев не могут себе позволить солнцезащитные крема – альбиносам их поставляют фонды.
Бедность мешает покупать и основную футбольную экипировку – некоторые играют босиком. Это видно и в сюжете Trans World Sport, и описывается в тексте медиа Dawn.com, которое цитирует парня без обуви, мечтающего о карьере в Европе. Но дискомфорт и риски травм не пугают игроков, которым намного важнее сама идея.
«Я присоединился к команде, когда услышал о последних убийствах, – рассказывает футболист-альбинос Джейкоб Мвинла. – Я играл в футбол и раньше, можно сказать, у меня есть немного таланта. И я посчитал, что сейчас отличное время прийти в команду и противостоять тем, кто поддерживает убийства. Пришло время бороться вместе. Мы живем с ощущением того, что общество не принимает нас, считает неподходящими для работы в любой области. Люди видят в нас фриков, они будто не понимают, что мы не выбирали быть такими – нас такими создал Бог».
Джон Дэниел Холе, брат основателя и тренер, рассказывал, что сначала люди над ним смеялись: «Они говорили, что альбиносов невозможно тренировать, что они не могут играть в футбол. Но я все равно продолжил с ними заниматься. Я делаю это бесплатно, потому что хочу, чтобы все знали – они все могут. Просто посмотрите на них».
Сначала команда играла только товарищеские матчи, но затем ее поддержало правительство, и она заявилась в третий дивизион Танзании (по другим данным – в четвертый) – полупрофессиональный. В дебютном сезоне «Альбино Юнайтед» занял четвертое место и поездил по ближайшим городам. Чтобы все прошло спокойно, команду сопровождала вооруженная охрана, и хотя игроков все равно оскорбляли болельщики, уже ближе к концу сезона издевательства практически исчезли. В 2011-м Оскар Холе гордился: «В столице Танзании и крупных городах альбиносов начинают уважать. Когда мы на поле, все смотрят на нас как на обычную футбольную команду. Это чудо футбола и «Альбино Юнайтед».
В комментариях журналистам основатель подчеркивал, что ищет спонсора. В последний раз он говорил об этом журналу Panenka в 2018 году: «Мы растем, нам нужно обновлять учебные материалы, нужны собственные микроавтобусы. Мы хотим поднимать проблему во всех регионах Танзании и путешествовать по стране. Но нам нужны средства».
Впрочем, судя по тексту Panenka, «Альбино Юнайтед» и так стал солиднее: теперь команда иногда тренируется на «Ухуру» – 30-тысячном стадионе, который лежит прямо перед главной ареной Танзании, где на сборную собираются 60 тысяч человек.
В другом интервью Холе делился мечтой: создать академию для альбиносов с натуральным полем.
«Альбино Юнайтед» помогали «Барса», «Реал» и «Эвертон». Недавно дети-альбиносы выводили футболистов на поле в чемпионате Танзании
Медийно «Альбино Юнайтед» точно самый популярный футбольный клуб страны. В 2010 году команду заметила ФИФА и пригласила на чемпионат мира в ЮАР. Перед этим несколько альбиносов встретились с Дидье Дрогба и посмотрели товарищеский матч Кот-д’Ивуара и Танзании.
Но главные чудеса начались позже. В 2015-м вышел документальный фильм испанского режиссера Хосе Мануэля Колона «Черный человек, белая кожа» о том, как испанцы помогают альбиносам в Танзании (раньше фильм был на Netflix, но теперь недоступен). Одна из сюжетных линий построена вокруг «Альбино Юнайтед»: оказывается, «Барселона» и «Реал» (фронтменом выступил Икер Касильяс) объединились, чтобы помочь клубу, и подарили игрокам свои футболки.
«Выше соперничества «Барсы» и «Реала» стоят права человека, – говорил режиссер. – Эти ребята не могли и мечтать, что однажды два лучших клуба мира обратят внимание на эту проблему и подарят им футболки – Один парень показал мне потрепанную футболку «Реала», которую он хранит как сокровище, другой – бутсу. Он очень гордится ей. Для этого парня это и есть «Золотая бутса».
В 2017 году альбиносов поддержал «Эвертон». Клуб заключил партнерство с кенийской букмекерской компанией SportPesa и провел серию предсезонных матчей в Дар-эс-Саламе. Перед одним из них три игрока «Эвертона» – Майкл Кин, Мухамед Бешич и Том Дэвис – встретились с «Альбино Юнайтед» на стадионе «Ухуру». Футболисты пообщались с альбиносами, провели тренировку и подарили им новую гостевую форму.
«Сегодня я убедился, что альбиносы переживают трудные времена, им здесь очень нелегко, – делился Майкл Кин. – Хорошо, что они могут наслаждаться футболом и совместными тренировками. Их тренер действительно хорошо занимается с ними. Я сказал им, чтобы они продолжали получать удовольствие от футбола – это совет, который вы дадите любому футболисту, особенно молодому».
Главная акция в поддержку альбиносов запустилась в 2018-м – внутри танзанийской Премьер-лиги. История «Альбино Юнайтед» вдохновила фонд альбиноса Джозефата Торнера (умер в 2020 году в 43 года) и Федерацию футбола Танзании разместить на стадионах баннеры, разбивающие странные мифы. «Я верю, что благодаря футболу многие люди получат правильные сигналы и изменят представление о том, что части тела альбиносов могут сделать их богатыми или помогут занять высокие политические посты», – комментировал акцию Торнер.
Благодаря ему на стадионах появились не только баннеры, но и сами альбиносы. В апреле 2018-го 22 белокожих ребенка вывели клубы «Симба» и «Янг Африканс» на поле главного стадиона Танзании.
Я хотел узнать, как дела у «Альбино Юнайтед» сейчас, стучался в фейсбуки местной федерации футбола и главного правозащитного фонда – они читали сообщения, но не отвечали. Танзанийские журналисты рассказывали, что команда тренируется и играет товарищеские матчи, но подробностей у них нет.
Чтобы жизнь и успехи «Альбино Юнайтед» были прозрачнее, ждем его в Премьер-лиге Танзании, а еще новых рукопожатий с европейскими топ-клубами – каждая такая акция делает жизнь альбиносов спокойнее.
Фото: globallookpress.com/Haydn West, Herman Emmanuel; eastnews.ru/YASUYOSHI CHIBA; twitter.com/MichaelMwebe
Болельщики на всю жизнь запомнят эмоции, которые испытали от побед сборной России по пляжному футболу в 2021 году. Такое мнение в интервью RT высказал вратарь национальной команды Денис Пархоменко. По его словам, теперь сборной предстоит доказывать, что те успехи не были случайными. Голкипер рассказал о своём увлечении футволеем и знакомстве с легендарным бразильским игроком Белло, объяснил, как решился пробежать марафон во время локдауна, и признался: не мог даже представить, что вернётся в «Спартак» спустя всего год после ухода в «Локомотив».
«В Бразилии футволей по уровню популярности не уступает футболу»
— В декабре вы с Владиславом Смертиным приняли участие в Интерконтинентальном кубке по футволею в Москве, а до этого специально ездили в Бразилию познавать азы этого вида спорта. Чем запомнилось путешествие?
— Хотели привезти в Россию тренировочную основу, чтобы развивать футволей у нас. Работали у живой легенды Белло, который в футволее выиграл всё, что можно и нельзя. Необходимо понимать: там всё находится на совершенно другом уровне. Когда в Бразилии приходишь на пляж, повсюду видишь площадки для волейбола, футбола или футволея. Каждый третий занимается этим на любительском или профессиональном уровне. Просто сумасшедшая зависимость от игры с любым мячом. Общались с местными ребятами. Кто-то водит такси, кто-то трудится на заводе, а в свой выходной все приходят и рубятся на песке. Я вам больше скажу: в Бразилии футволей по уровню популярности не уступает футболу. Профессионалы выступают на специальных площадках, а вокруг собирается целая толпа болельщиков.
— Чем вас удивил легенда футволея Белло?
— Наверное, своим отношением. В основном люди едут в Бразилию отдыхать. Когда он узнал, что мы прибыли специально, чтобы постичь секреты футволея, сказал: «Ребята, вы, наверное, сумасшедшие»? Посмеялся, всё-таки Россия ассоциируется скорее со снегом, чем с песком. Но когда увидел наши задатки, начал относиться гораздо серьёзнее. Белло провёл огромный тренировочный процесс, сделал большое количество подсказок. Мельчайшие нюансы сильно повлияли на нашу игру.
— Какие советы особенно запомнились?
— Он рассказал много интересного о расположении на площадке. Объяснил, почему не стоит находиться друг от друга на большом расстоянии. Надо передвигаться синхронно и быть словно единым организмом. О приёме мяча Белло сказал следующее: «Не нужно отдавать пас куда-то далеко. Просто аккуратно подбей мяч и атакуй». Мы же в России привыкли много бегать и прыгать. Отсюда большая трата сил. Когда начинаешь понимать суть мелких деталей, становится намного легче.
— Как вы сами оказались в футволее?
— Понятно, что он тесно связан с пляжным футболом и является прекрасным подспорьем в техническом оснащении. Помогает развивать не только физические качества, но и чувство мяча, площадки, координацию. По сути, это обязательное занятие для пляжного футболиста.
— Достаточно удивительно видеть в таком виде вратаря. Казалось, они, как правило, не самые техничные игроки.
— Никогда не славился сумасшедшей техникой, поэтому, когда делал первые шаги в футволее, приходилось непросто. Не было и понимания, как правильно двигаться. Очень тяжело бегать по песку, ноги постоянно проваливаются, не получается зафиксировать голеностопы. Вроде бы с мячом на «ты», а координация подводит.
— Как идёт развитие футволея в мире?
— Бразилия — отдельный мир. Очень высокий уровень в Европе. Во многом это связано с тем, что они путешествуют по всей планете и набираются опыта. Мы пошли по их пути. Общаешься с ребятами, а они все посещали Бразилию и принимали участие в соревнованиях. Собственно, там 60 лет назад данный вид и зародился.
— Какие в нём перспективы у россиян?
— Мы делаем первые серьёзные шаги по популяризации футволея, поскольку он в стране пока не является официальным видом. Сейчас наша основная задача состоит в том, чтобы зарегистрировать его. Другая заключается в привлечении внимания людей. Есть пляжный волейбол, о котором знают все. Хотим поднять футволей на такой же уровень.
В этом плане организация Интерконтинентального кубка в Москве — огромный шаг. К нам приехали европейцы, которые остались в восторге от происходящего. Более того, во время игр и тренировок они сами подходили и давали какие-то советы. Люди хотят дать толчок развитию вида и получить новых достойных оппонентов.
— На Интерконтинентальном кубке вы вместе с Владиславом Смертиным дошли до четвертьфинала. Это можно назвать серьёзным достижением?
— Хороший результат, но мы ставили цель — как минимум добраться до полуфинала. Чудеса бывают только в сказках. Тот опыт, который имеется у нас с Владом, пока не позволяет выступать на должном уровне. Мы как пара профессионально уделяем внимание футволею всего три месяца, тогда как некоторые ребята играют вместе по десять лет. Тем не менее мы получили ценнейшие знания. Россияне ещё ни разу не участвовали в чемпионатах мира, но в следующем году, надеюсь, состоится дебют.
— В России в футволей играют много пляжных футболистов: вы, Антон Шкарин, Андрей Новиков, Юрий Крашенинников, Илья Леонов. Кто смотрится лучше всех, если не брать в расчёт вас?
— Назову двоих: Крашенинникова и Шкарина. Дело не только в их техническом оснащении, но и видении площадки. Юрий контролирует всё и отдаёт качественные передачи. А опыт позволяет ему предугадывать действия соперника. Антон же — просто маэстро. Играть с ним — одно удовольствие. Он постоянно заряжает эмоциями, находит нужные слова.
«Подготовка к марафону занимает до шести месяцев, нам хватило трёх недель»
— У вас отличный поставленный удар, один из лучших в стране. Неслучайно вы оформили дубль в матче Суперфинала Евролиги-2021 с Польшей и стали автором одного из самых красивых голов Кубка России-2019. Натренировать этот компонент помог футволей?
— Он как раз ни при чём. Это вопрос пахоты на тренировках и отработки конкретных элементов. Сама мышечная структура позволяет мне владеть таким ударом. А точность нарабатывается со временем. Просто набиваешь ногу. Лучший ли я среди вратарей в сборной России? Думаю, мы находимся примерно наравне. У всех хороший, плотный, поставленный удар. Выделю Максима Чужкова, всё-таки он опытнее и давно выступает на высоком профессиональном уровне. И он бьёт не просто сильно, но и точно.
Также по теме
Благодарность чемпионам: сборная России по пляжному футболу получила государственные награды
В «Лужниках» состоялся торжественный вечер пляжного футбола, организованный РФС. В нём приняли участие звёзды российской сборной,…
— Прошлым летом вы пробежали марафон. Как решились на такой шаг?
— Идея пришла в голову давно. Хотелось проверить, на что я способен. В прошлом году реализации поспособствовал локдаун. Приехал к себе домой в Краснодарский край, а там в деревне просто раздолье для тренировок. Мог спокойно работать, поскольку протяжённость участка позволяла пробегать марафон, не нарушая никакие запреты. Бежали с лучшим другом, с которым в детстве вместе занимались футболом в одной спортивной школе. По-хорошему подготовка к этой дистанции занимает от трёх до шести месяцев, но нам хватило трёх недель. Причём я ни разу в жизни не преодолевал даже полумарафон, максимум — километров 15.
— Как удалось добраться до финиша?
— Стартовали одним прекрасным майским утром. Погода стояла как раз подходящая — пасмурная, не слишком жаркая. Весь путь специально разделили на несколько отметок, чтобы фиксировать время и состояние и в случае чего иметь возможность сойти с дистанции. Но понятно, делать этого никто не собирался. Порой приходилось снижать скорость, чтобы прямо на бегу перекусить или выпить водички. На 33-м километре я ощутил жуткую усталость, схватили судороги. Друг начал смеяться, а я ему говорю: «Ты не смейся, я пробегу, не переживай». Ближе к 40-му оборачиваюсь, а на нём самом лица нет. Тут уже я принялся подбадривать его. Говорю: «Ну давай теперь посмеёмся». Так и добрались до финиша.
— Что ощутили после?
— На удивление особых эмоций не было. Чувствовал скорее спокойствие и удовлетворение от достижения цели. Присели на лавочку, отдохнули пять минут, и я пошёл заниматься домашними делами: помог бабушке по хозяйству, сходил на огород. То есть силы ещё остались.
— Есть желание испытать себя в чём-то ещё?
— Если только после окончания карьеры. Нельзя совмещать разные виды спорта, поскольку это сказывается на качестве. Но, не скрою, идеи такие есть. Существует так называемая Великая тропа, самый длинный пеший маршрут в мире протяжённостью более 24 тыс. км. Прочитал о нём и настолько вдохновился, что сказал себе: «Я обязательно это сделаю». Но потребуется на шесть-восемь месяцев выпасть из обычной жизни.
«Переход из «Локомотива» в «Спартак» связан с недостатком игровой практики»
— В декабре вы вернулись в «Спартак», цвета которого защищали несколько лет. Когда клуб вышел на вас?
— Сразу после того, как я приехал из Бразилии. В первых числах декабря ребята связались со мной. Потом встретились и обговорили все детали. Объяснил, что мне потребуется две недели на приведение дел в порядок. Спасибо руководству красно-белых, что пошли навстречу. По истечении этого срока начались конкретные переговоры, и 15 декабря я официально вернулся. Но можно сказать, когда предложение поступило, решение для себя принял сразу.
— Не было желания остаться в «Локомотиве»? Всё же это один из грандов российской пляжки. И вы изначально подписывали контракт с железнодорожниками сроком на три года.
— В основном уход связан с недостатком игровой практики. К счастью, удалось достичь консенсуса о расторжении соглашения без санкций и издержек. Меня спокойно отпустили, чтобы я имел возможность развиваться дальше.
— Ваше возвращение говорит о том, что «Спартак» снова попытается бросить перчатку «Локомотиву» и «Кристаллу»? Ведь в последнем первенстве страны красно-белые даже не попали в тройку призёров.
— Пусть так, но команда всё равно дала бой главным конкурентам. Мало того, не могу сказать, что она в чём-то им уступает, пусть в клубе и пошли по пути омоложения состава. Сейчас в «Спартаке» достаточно много юных футболистов, которые получили возможность регулярно выходить на площадку и расти. Они уже превратились в настоящих профессионалов. Ребята пашут как проклятые и мечтают попасть в сборную России. В следующем сезоне у нас будет сумасшедшая мотивация принести клубу первый в его истории чемпионский титул.
— В 2020-м вас убрали из команды, объяснив это как раз сменой вектора. Обиды на это не осталось?
— Я покинул «Спартак» не добровольно, но обиды не затаил. У меня никогда не было претензий к клубу и команде с её особенной атмосферой. Это отдельная история. Тогда перед уходом я тепло пообщался с руководством и ребятами. Мне сказали: «Будем рады видеть тебя в любое время, просто сейчас сложилась такая ситуация». Прошёл год — и я снова здесь, хотя и представить не мог, что вернусь так быстро. Жизнь тем и прекрасна, что порой дарит совершенно невероятные сюжеты.
— Как отреагировали на ваше возвращение партнёры, например играющий тренер Антон Шкарин?
— Как только он узнал, что я расторг контракт с «Локомотивом», сразу спросил: «Почему не сказал, что стал свободным агентом»? Попросил договориться, чтобы я мог вернуться в «Спартак» и работать под его руководством. С Антоном постоянно находились на связи, и он на протяжении всего сезона переживал по поводу отсутствия у меня игровой практики и даже хотел арендовать, но «Локомотив» на это не согласился.
Работать бок о бок с таким человеком — большая честь. С одной стороны, Шкарин — невероятный футболист, который трижды выигрывал чемпионат мира. С другой — молодой начинающий тренер.
— Как вас встретили болельщики «Спартака»?
— Очень тепло. Мы с ними общались на протяжении всего сезона. Они всячески поддерживали меня морально. Как только стало известно о подписании контракта, посыпались сообщения: «Денис, мы тебе очень рады», «С возвращением домой», «Ждали тебя». А один из наших главных поклонников в шутку спросил: «Ну что, блудный сын, вернулся?» Но, разумеется, ни о каком реальном негативе из-за ухода в «Локомотив» речи не шло.
«Мы заставили всю Россию следить за пляжным футболом»
— В этом году сборная России выиграла домашний чемпионат мира и Межконтинентальный кубок. Как изменилась ваша жизнь после этого?
— Знаете, мне понравилось, как однажды на похожий вопрос ответил Джим Керри. Если перефразировать, то раньше я просыпался Денисом Пархоменко, футболистом сборной России, а теперь — чемпионом мира и обладателем Межконтинентального кубка. Приятно сознавать: работа была проделана не напрасно, а намеченные высоты удалось покорить. Остаётся только поставить перед собой новые цели. От побед устать невозможно, и мотивация теперь меньше не станет. Да и когда выигрываешь такие турниры, спрос с тебя многократно увеличивается. Ты уже являешься примером для людей. Это непростая роль и большая ответственность. Хочется доказать: наши победы — закономерность, а не случайность.
Также по теме
Золотой год: Россия обыграла Иран и стала обладателем Межконтинентального кубка по пляжному футболу
Сборная России по пляжному футболу в рекордный, четвёртый раз стала обладателем Межконтинентального кубка. В финале подопечные Михаила…
— Можно ли сказать, что пляжный футбол в стране действительно стал популярнее после первенства планеты?
— Люди точно стали чаще узнавать, особенно когда видят в экипировке сборной. Могут подойти и спросить: «А это же вы Денис Пархоменко?» Реагирую достаточно скромно, всё-таки больший вклад в эти победы внесли другие ребята, а я отметился лишь в одном моменте.
— Зато вы стали главным героем полуфинального противостояния со Швейцарией, совершив решающий сейв.
— Это переоценка эпизода. По факту я просто сделал свою работу в нужный момент. Для того меня и взяли в национальную команду. А так, играли другие ребята, и они — настоящие герои. Выдержать такой уровень ответственности, давления и банальной физической усталости дорогого стоит. Я находился внутри коллектива и видел всё это. Горжусь каждым из партнёров и преклоняюсь перед их характерами. Поэтому в послематчевой серии пенальти у меня не было другого выбора, кроме как отбить тот удар. Если бы я этого не сделал, можно было бы заканчивать со спортом.
— После окончания мундиаля всплеск популярности пляжного футбола в стране пошёл на спад?
— Тогда интерес к нам был сумасшедший. Мог ехать домой в электричке, а люди подходили и просили автографы, фотографировались или же просто благодарили. Другой пример: садишься в такси, а водитель тебя узнаёт. Потом произошёл небольшой спад, но после завоевания сборной Межконтинентального кубка о нас снова заговорили. Очень приятно, что люди реально переживали за сборную и продолжают это делать. Обретение пляжным футболом такой популярности в стране — большое достижение. Наверное, о наших победах в 2021-м знают даже те, кто не видел ни одной игры команды.
— Каково было после такого праздника, как домашний чемпионат мира, возвращаться к обычным играм?
— Грусти не ощущал, скорее — приятное наслаждение. В уходящем году мы совершили большой прорыв и заставили всю Россию следить за пляжным футболом. Уверен, в ближайшее время должна улучшиться инфраструктура для нашего вида. Также появятся стадионы с большей вместимостью. В любом случае интерес у людей сохранится, ведь эмоции, полученные во время домашнего мундиаля, они запомнят на всю жизнь.
Цикл романов Роберта Джордана «Колесо времени» должны были экранизировать еще в 2015 году. Но тогда вышел только 20-минутный «пилот» от 21st Century Fox, который показали темной-темной ночью на одном из кабельных каналов. Попытку категорически отвергла вдова писателя, подав на студию в суд. Спустя пару лет за «Колесо времени» решил взяться Amazon, и его доводы, видимо, были гораздо более убедительными. Новый сериал уже называют прелюдией к миллиардовой экранизации «Властелина Колец»: по слухам, каждый эпизод стоил $15 млн. На что все-таки ушли эти карманные деньги Джеффа Безоса? Всматриваемся в «Колесо времени» на телевизоре LG OLED и пытаемся разобраться.
С «Колесом времени» сразу нужно брать выше. Автор цикла, Роберт Джордан, не скрывал, что вдохновлялся и поначалу даже перенимал приемы Джона Толкина. Количество персонажей в книгах серии переваливает за 2700, что превосходит даже «Войну и мир» Льва Толстого, а в самих романах прослеживаются следы «Дюны» Герберта, произведений Джейн Остин, Марка Твена и даже легенд о короле Артуре. С момента выхода первой книги в 1990 году «Колесо времени» стало одной из самых популярных фэнтези-серий и завоевало свою прочную фанатскую базу, которую как раз и должна была порадовать экранизация от Amazon — увы, не вышло.
О чем сюжет? Волшебница Морейн в исполнении Розамунд Пайк (хотя называть ее волшебницей неправильно, но пока что используем это слово для простоты) уже долгие годы колесит по свету в поисках реинкарнации Дракона. По легенде, много лет назад этот человек принес в мир разрушение и хаос, и с тех пор женский орден Айз Седай ждет его второго пришествия, которое может как спасти, так и разрушить все сущее. По слухам, новый Дракон переродится в ком-то из молодежи, проживающей в тихом Двуречье — туда и направляется Морейн вместе со своим слугой Ланом. Там они отбивают атаку Темного и его прислужников троллоков, после чего забирают ребят с собой и отправляются в путешествие к Белой Башне, чтобы выяснить, кто же из них стал новым воплощением могучего злодея.
Собственно, с этого момента начинаются претензии фанатов. Что важно понять: «Колесо времени» — огромный 14-томный труд с досконально прописанными законами и правилами игры, который Роберт Джордан придумал… с конца. Он сам признавался, что сначала ему в голову пришла финальная сцена, к которой он впоследствии и шел через все свои книги (три из которых он, к сожалению, не успел дописать — работу по черновикам закончил Брендон Сандерсон). Мир «Колеса времени» многогранный, многоуровневый и многоэтнический, а еще из-за особенностей идейной конструкции автора — столь же хрупкий. В нем запросто можно разворачивать универсальные высказывания, однако вмешательство в эту вселенную с повесткой времени должно быть или хорошо обосновано, или оставлено там же, где и было придумано.
Но авторы сериала отходят даже от того постулата, что Драконом согласно первоисточнику может быть только мужчина. Более того, дальше мы слышим, что Сила принадлежит исключительно женщинам. Это и вовсе рушит основу всего придуманного Джорданом, писавшим о том, что лишь объединив мужскую и женскую силы, можно противостоять великому злу.
Да, тут мы, конечно же, ступаем на нашу любимую дорожку под указателем с надписью «Книга лучше». В этом вопросе можно без труда предъявить претензии и Питеру Джексону (причем многократно), и Дени Вильневу, и, конечно же, «Ведьмаку», который только ко второму сезону вырулил в нужное русло. Когда мы говорим о любой экранизации, то должны рассуждать о ней как о самостоятельном произведении искусства, у которого может (и должен) быть собственный взгляд на оригинал, способный привлечь и тех зрителей, которые незнакомы с первоисточником. Но и здесь у «Колеса времени» огромные проблемы.
Еще до выхода первых серий кому-то пришло в голову назвать проект Amazon «новой „Игрой Престолов“», и, возможно, основания для этого были: дорогущее фэнтези по популярной серии книг, множество персонажей, свои «драконы». Только если уж и сравнивать, то антураж «Игры Престолов» скорее напоминает «Трудно быть богом» Алексея Германа на минималках, в то время как «Колесо времени» — это какая-то смесь «Мятежного духа» и фанфика по «Властелину колец». Сериал изо всех сил старается быть страшным, серьезным и вдумчивым, но тебя все равно не покидает ощущение от того, что ты попал на дипломный спектакль выпускников Щукинского училища.
Центральные персонажи «Колеса времени» совершенно безлики. Да, у каждого из них есть своя трагедия, но ни у одного нет времени на фрустрацию и попытку углубиться в драму, тем самым сблизившись со зрителем. Все восемь серий первого сезона мы смотрим за тем, как группа товарищей перемещается из точки А в точку Б лишь для того, чтобы узнать, кто же из них Дракон, вяло зевнуть, промотать до следующего эпизода и наконец закрыть этот гештальт хотя бы на ближайший год. И да, у Фродо и Сэма тоже была своего рода любовная линия, но Джексон по крайней мере удержал ее в рамках глубокой мужской дружбы.
Надежда была на Розамунд Пайк, единственную настоящую звезду «Колеса времени», но ей здесь буквально нечего играть. Она раз за разом смотрит на происходящее испуганно-отрешенным взглядом, делает несколько не самых элегантных па во время колдования (уж простите) и однажды целуется с женщиной. Поэтому если вы вдруг ждали от Пайк каких-то сильных сцен, то гораздо больше их можно увидеть в трехминутном клипе Massive Attack и Young Fathers, чем в восьмичасовом сезоне «Колеса времени».
С другой стороны, не покидает ощущение, что сериал и не пытался плюнуть в вечность. Рядовому зрителю все равно не видны $15 млн в кадре, как бы ни были быстры квадрокоптеры и ярко выкручен цветокор. В наше время, когда спецэффекты уже научились делать более-менее все, на первый план все равно выходит история, которая в «Колесе времени», несмотря на мощный первоисточник, проседает и, что самое неприятное для любого сериала, не вызывает никаких эмоций. Поэтому очень жаль, что самым ярким впечатлением от первого сезона оказалась его рекламная кампания.
Оценка автора
Если смотреть «Колесо времени» как сериал для подростков, то он вполне может сработать. Здесь и первая любовь, и поиск себя в этом мире, и прочие радости пубертата. Для тех же, кому хочется чего-то посерьезнее, стоит скрестить пальцы и надеяться, что Amazon не испортит еще и вселенную «Властелина колец».
LG OLED — это произведение искусства, кинотеатр с большим экраном, портал в игровые миры и место в первом ряду на спортивных мероприятиях. LG OLED создает новые впечатления от фильмов и сериалов благодаря идеальному черному и 100%-й точности цветопередачи. Теперь фильмы выглядят как их задумали авторы. OLED — технология самоподсвечивающихся пикселей. Он более комфортный для глаз при длительном просмотре, имеет сниженный риск опасных излучений.
Спецпроект подготовлен при поддержке СП «ПРАЙМЭРИ» ООО, УНП 101132766.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by
Ридли Скотт и Дени Вильнев сняли одни из лучших своих работ, фильмы ужасов вышли на новый уровень, не меньше впечатлили и дебютанты. Корреспондент.net рассказывает о лучших фильмах года. Они расположены в произвольном порядке.
Дюна
Дени Вильнев, фантастика
Дени Вильнев, тот самый режиссер, которому — пусть и со спорными результатами — хватило духу три года назад снять сиквел культового фильма Ридли Скотта Бегущий по лезвию, взялся за еще одну неподъемную классику фантастического жанра, эпическую сагу Фрэнка Герберта Дюна, которую прежде экранизировал великий Девид Линч.
Вильнев выступил одновременно сценаристом, режиссером и продюсером картины. Он работал с киностудиями Legendary Pictures и Warner Bros. Получился удивительный блокбастер, довольно близкий к тексту первого романа из легендарного цикла.
Официальный синопсис фильма звучит следующим образом: Человечество расселилось по далеким планетам, а за власть над обитаемым пространством постоянно борются разные могущественные семьи.
Правда насладиться антично-величественным, визуально безупречным, презирающим нарративные аттракционы и угодливый юмор фильмом едва ли можно на домашнем экране.
Последняя дуель
Ридли Скотт, историческая драма
Ридли Скотт своей новой работой доказал, что он не «исснимавшийя режиссер в кризисе», поставив чарующую старомодностью, мертвой визионерской хваткой и, конечно, присущим только ему академическим слогом, причудливую смесь из Гладиатора и Расемона.
Ветеран блокбастеров создал зрелищную историческую фактуру: средневековые замки, покрытые мраком, содомские вечеринки графа и сквайера, сумрачные ландшафты и лязги тяжелых лат.
Но главное — какая энергетика сочится из актеров, балансирующих между артистическим реализмом и пародией.
Скотт остается правдорубом и феминистом, не опускаясь до самодовольной репрезентативной повестки, а действуя в аккурат заданному нарративу — вот где виден настоящий профессионализм.
Это история о том, как женский голос пытается прорваться через свирепую богословскую казуистику, виктимблейминг и примат божественной правды. История о мужчинах, использующих женщину как предлог для удовлетворения своих военных амбиций.
И главное в Скотте, конечно, его мастерское кросс-историческое чутье, где средневековые баталии ничем не отличаются от сегодняшней медийной шумихи, а истина по-прежнему требует безжалостной борьбы.
Историческое кино Скотта не служит задачи стать реликтом времени, а пробуждает моральное взаимодействие эпох, в этом, конечно, Последняя дуэль безупречное высказывание: выверенное, брутальное, находящее правильное соотношение между романными страстями и зрелищным кровопролитием.
Титан
Джулия Дюкорно, ужасы
Главный победитель Каннского кинофестиваля этого года — радикальный боди-хоррор, который рассказывает о романе девушки с автомобилем.
Это сплав из провокации, юмора, саспенса, пронизанного религиозными аллюзиями в диапазоне от древнегреческой мифологии до раннего христианства, и сентиментальности. Подробно о нем в материале Шокирующий победитель в Каннах.
Неудачный трах, или Безумное порно
Раду Жуде, комедия / драма
Скандальный лауреат Золотого медведя Берлинского фестиваля 2021 года о природе ханжества в авторитарных культурах и государствах.
Один из самых оригинальных и радикальных режиссеров нового румынского кино начинает свой фильм с порноролика, снятого в домашних условиях главной героиней — школьной учительницей истории.
А остальной фильм посвящает вопросу о том, имеет ли право на интимную жизнь человек подобной профессии и как лицемерие общества в частных случаях влияет на состояние мира и его будущее.
Агнец
Вальдимар Йоханнссон, ужасы
Самый яркий дебют года, получивший в Каннах приз с формулировкой «за оригинальность». Исландский режиссер показал себя вдумчивым и самобытным драматургом, обладающим сугубо северной чувствительностью к природе и разговору о ней.
Жутковатая и поэтичная сказка о бездетной паре фермеров, усыновившей девочку-мутанта, может быть прочитана и как всеобъемлющая притча о человеке и окружающей среде, и как остросоциальное высказывание о приемных детях, и как исследование любой инаковости и границ в ее принятии, и как приглашение к разговору о скрытой сути христианства и язычества.
Французский вестник
Уэс Андерсон, комедия
Самое изобретательное и сложносконструированное творение Уэса Андерсона. Игровое кино и анимация, комедия и трагедия, чистая политика и голая абстракция, черно-белая и цветная пленка — режиссер здесь оторвался на полную катушку.
Разумеется, вкупе с его форменной страстью к архитектурным формам и осевой симметрии от всего этого порой начинает кружиться голова — тем более что на этот раз избран жанр альманаха (поминки по несуществующему журналу Французский вестник включают в себя пролог, три спецрепортажа и эпилог).
Если оценивать новеллы, можно заметить, что, увы, планка качества падает от блестящей первой (сатиры на современное искусство) чрез неплохую вторую (зарисовку о студенческих бунтах в духе раннего Годара) к уже посредственной третьей (комиксовой полицейской истории под Мельвиля).
Иногда Андерсон уж слишком откровенно полагается на отсылки, где-то теряет нить повествования, а где-то его визуальный перфекционизм полностью подминает под себя составляющие многослойного сюжета.
В целом, это не лучшая работа Андерсона, но в ней достаточно изящества, постановочного чутья и оригинальных дизайнерских решений, чтобы назвать его главным интеллектуальным аттракционом текущего сезона.
Рука Бога
Паоло Соррентино, драма
Самый личный и лучший фильм современного итальянского классика — его свободная автобиография о взрослении в Италии 1980-х, любви к семье и футболу, первой страсти и грандиозной потере.
Экранное альтер эго Паоло — молодой парень Фабьетто, фанатеющий по Диего Марадоне и растущий в шумном и токсичном итальянском семействе с парой десятков одиозных родственников.
Именно любовь к Марадоне сыграет роковую роль в жизни Фабьетто, который только мечтает снимать кино, а пока мучается от влечения к тете и радуется встречному ветру, когда несется на скутере по набережной моря.
Аннетт
Леос Каракс, романтический мюзикл
Душераздирающий готический кинороман о любви стендап-комика и оперной дивы, плод которой, чудо-девочка Аннетт, умеет левитировать и петь. Мюзикл создан братьями Маэл из группы Sparks, но мастерски апроприирован отцом-одиночкой Караксом, обнаружившим в вымышленном сюжете немало параллелей с собственной судьбой.
Впрочем, всего этого можно и не знать. И просто наслаждаться яростными противоречиями этого «неправильного» фильма, дискомфортно исследующего самые чувствительные зоны и не отступающего ни перед чем, словно его восхитительно-отвратительный антигерой, «обезьяна бога» Генри Макгенри.
Сядь за руль моей машины
Рюсукэ Хамагути, драма
Японский роуд-муви, экранизация рассказа Харуки Мураками, в центре которого — театральный режиссер, два года назад потерявший жену. Его приглашают поставить пьесу Дядя Ваня на театральном фестивале в Хиросиме. В поездку он отправляется в компании своей старой красной машины и молчаливой водительницы. В дороге они сближаются.
Сядь за руль моей машины завоевал приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале и стал лучшим фильмом года по версии Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса. На Rotten Tomatoes у фильма 100 процентов положительных рецензий от критиков и 84 процента «свежести» по мнению зрителей, а пользователи IMDb оценили фильм в 7,9 балла.
Прошлой ночью в Сохо
Эдгар Райт, ужасы
Самобытный реверанс с фирменной иронией Эдгара Райта, вкусным цитированием джалло и виртуозной режиссурой.
История разворачивается вокруг девушки Элли, повернутой на 1960-х. После сложного периода детства (ее мать покончила с собой, чем сломала дочери психику), Элли готова выпорхнуть из гнезда и отправиться в чарующий Лондон, чтобы выучиться на дизайнера. Город оказывается не таким уж приветливым: подозрительные таксисты, мелочные и озлобленные соседки по общага и полное отсутствие «волшебства с открыток».
Хорошо хотя бы удалось найти сносную комнату. Дороговато, зато аутентично. Там можно слушать любимую музыку и засыпать под звенящую неоновую подсветку за окном. Сладких снов… Просыпайся, ты в Лондоне 60-х, наблюдаешь из зазеркалья за становлением начинающей певицы Сэнди. И кажется она в опасности…
Фильм не портит, ни театральщина с танцами и манерностью, ни нарочитая бутафория некоторых сцен, ни читаемый поворот, ни даже Томасин МакКензи, которая многим показалась мало заметной для главной героини.
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet
Вадим Кораблев – о команде, которой нужна справедливость.
В 2008 году в Танзании появился необычный футбольный клуб «Альбино Юнайтед», который наполовину состоит из альбиносов. Прозвучит страшно, но футбол им нужен для спасения и доказательства, что они ничем не отличаются от других людей: в Танзании на альбиносов постоянно нападают и продают их части тела за большие деньги.
Рассказываем, как в таких условиях живут альбиносы и как их реальность меняет футбол.
Тяжелая глава о страданиях альбиносов: их продают даже родственники, а из частей тела делают амулеты для богатых африканцев
Обычно Танзания вызывает только приятные ассоциации. Ей принадлежит Занзибар – архипелаг у восточного берега Африки и его главный остров, куда туристы летают за прозрачной водой индийского океана и белоснежными пляжами. На материке тоже красиво – озеро Виктория, Килиманджаро и сафари.
Но туризм лишь отчасти спасает Танзанию от бедности: из почти 60 миллионов человек 15 миллионов лишены предметов первой необходимости, а 4 миллиона – чистой воды. Больше 60% населения живет в сельской местности, многие тратят не более двух долларов в день. Страдает образование: почти половина из 1,3 миллиона детей семи лет не ходит в школу. Неудивительно, что в такой обстановке люди активно обращаются к колдунам и ведьмам, уважают их и боятся.
Совсем иначе в Танзании относятся к людям с альбинизмом – это наследственное заболевание, при котором в организме почти или полностью отсутствует пигмент меланин, отвечающий за цвета кожи, волос и радужной оболочки глаз. Если в среднем в мире альбинизмом болеет один человек из 18-20 тысяч, то в странах Африки цифры совсем другие: в ЮАР – один из четырех тысяч, в Малави – один из двух, в Танзании – один из полутора.
Почему так? В Танзании альбинизм чаще всего вызван одной и той же мутацией в гене OCA2 (классический глазокожный альбинизм) – основной причиной ученые считают близкородственные браки и низкую мобильность в сельской местности, но точного ответа исследования пока не дают.
Поскольку меланин не защищает альбиносов от ультрафиолета, им вредно находиться на солнце: 80% альбиносов в Африке умирают из-за рака кожи до 35 лет.
Но и без таких рисков им тяжело.
Несмотря на то, что в стране более 30 тысяч альбиносов, местные не считают их полноценными людьми. В Танзании верят, что зелья и амулеты из плоти альбиносов приносят удачу и избавляют от болезней. В докладе Красного Креста и Красного Полумесяца за 2009 год говорилось, что в крупнейшем городе страны Дар-эс-Саламе четыре конечности, уши, язык, нос и гениталии альбиноса стоили 75 тысяч долларов. Такие деньги платят богатые заказчики, чтобы колдуны помогли им с карьерой в политике или избавили от проблем на работе.
ООН посчитал, что с 2000-го по 2016-й в Танзании убили 75 альбиносов, но даже власти не скрывают, что реальная цифра наверняка выше официальной. Часто их не убивают, а калечат, отрезая нужные части тела – почти всегда жертвами выбирают детей и подростков.
Репортажи журналистов, которые летали в Танзанию и писали про альбиносов, наполнены шокирующими сюжетами. The New York Times рассказывает о 17-летней девушке Вумилии, которая ужинала с родителями в своей хижине, пока туда не ворвались мужчины с ножами. Они отрезали ей ноги выше колена и убежали с обрубками. Вумилия умерла.
Герой материала National Geographic – 15-летний парень Эммануэль Фесто: в шесть лет четверо неизвестных с мачете отсекли ему часть левой руки и несколько пальцев на правой, выбили кусок челюсти и выдрали четыре зуба. «На мой вопрос о проблемах Эмма отвечает: дразнят из-за вырванных зубов, – пишет автор. – А потом решается на признание: «Трудно ходить в туалет. Друг помогает, но иногда не дает туалетную бумагу или слишком мало отрывает, мне не хватает».
Многие альбиносы в Танзании не ходят в школы (по статистике – 90% детей), потому что там их унижают и бьют, но Эммануэлю повезло: фонд Under the Same Sun («Под одним солнцем») оплачивает ему частную охраняемую школу и сиделку. Сейчас в таких закрытых приютах Танзании учатся и живут около тысячи детей-альбиносов.
«Под одним солнцем» основал канадский бизнесмен – и тоже альбинос – Питер Эш. Благодаря ему ООН объявил 13 июня Международным днем знаний об альбинизме и призывал правительство Танзании жестко бороться с преступлениями. После 2007 года, когда 19 альбиносов были убиты или искалечены, процесс запустился: в парламент Танзании вошла женщина-альбинос, власти нанимают альбиносам охранников и вычисляют тех, кто может быть для них опасен.
«Изменения начались при позапрошлом президенте Джакайя Киквете (был у власти с 2005-го по 2015-й), – объясняет Sports.ru старший преподаватель кафедры африканистики СПбГУ Александр Зданевич, который работал в Танзании с 2012-го по 2015-й. – Киквете был достаточно вовлечен в проекты гуманитарного толка, американцы долго считали его чуть ли не самым демократичным президентом в Африке. Поскольку каждый новый случай [насилия над альбиносами] воспринимался все острее, истории выливались в прессу, в том числе международную. И власть грустила. Только раньше она грустила и ничего не делала, а при Кикветте начались конкретные процессы.
В целом в Танзании проблему с альбиносами обсуждают всплесками, поскольку там есть еще масса других проблем. Но она ощущается, тем более альбиносов встречаешь на улицах – их не много, но они есть. Общество поступает понятным образом – капсулирует проблему. Создает интернаты, поскольку взрослое население старается от таких детей избавляться. Часто избавляются сразу после рождения: или продают охотникам за альбиносами, или, что намного лучше, отдают в приюты. Очень редко они остаются в социуме.
Например, в Шиньянге (область, где часто происходят нападения – Sports.ru) есть интернат, где детей охраняют и обучают как могут. Но больше, конечно, охраняют: у них очень небольшой шанс дожить до сознательного возраста при той обстановке, которая сохраняется в Танзании и сегодня. Причем абсолютно здравомыслящие люди с хорошим образованием могут в любой момент что-то учудить, пойдя на консультацию к ведунам. Получают указание и обращаются за криминальными услугами – найти их в Танзании не очень сложно. Потом происходят нападения. Чаще люди становятся калеками – согласно внутреннему мифу, жертва должна остаться жить».
С 2009 года суды Танзании приговаривают убийц альбиносов к смертной казни, но в 2017-м местный прокурор Беатрис Мпембо говорил, что наказываются не больше 5% арестованных. Близкие пострадавших боятся сотрудничать со следствием, потому что не доверяют даже родственникам. Страшных случаев и правда много: например, в 2010 году муж отправил жену-альбиноса в соседнюю Демократическую Республику Конго за 4,5 миллиона танзанийских шиллингов (около 84 тысяч рублей).
В 2015-м правительство Танзании законодательно запретило колдовство и арестовало более 200 знахарей, но это не сильно помогло – нападения случаются до сих пор. А этим летом в ООН забеспокоились, что во время пандемии их стало больше. Объяснение простое: из-за проблем с деньгами жители Африки хотят заработать на альбиносах.
«На самом деле никто особо не знает, что со всем этим делать, – говорит Зданевич. – В Танзании сейчас очень жесткое законодательство, но оно не останавливает [преступников]. Разные фонды пытаются раздуть проблему, но единого решения нет до сих пор. Боюсь, что преодоление архаического сознания в головах людей – тема на долгие-долгие годы, которая может затронуть не одно поколение. Убедить сельского жителя, что его представления о реальности ложны – тяжелейшая задача. Нужна постоянная работа в фондах, пропаганда в школах, адаптация альбиносов в социуме. Остается надеяться, что в Танзании еще появятся просвещенные лидеры, у которых хватит сил и рассудка все это прекратить».
«Я создал команду после серии убийств»: как появился и живет «Альбино Юнайтед» (его придумал не альбинос)
В 2008 году танзанийский предприниматель Оскар Дэниел Холе выбрал небанальный способ борьбы с предрассудками. В Дар-эс-Саламе он создал футбольную команду «Альбино Мэджик», которая со временем переименовалась в «Альбино Юнайтед», чтобы не ассоциироваться с колдунами.
Холе поставил четкую задачу: альбиносы должны наслаждаться жизнью, а не прятаться и бояться. «Я создал команду после серии убийств альбиносов, – говорит основатель в сюжете Trans World Sport. – Подумал, что так мы сможем показать поощряющим убийства, что альбиносы – такие же люди, как и все остальные. На них не должны охотиться, как на животных. Футбол – мой способ эффективно донести эти мысли, потому что футбол любят во всем мире. Мы хотим, чтобы альбиносы интегрировались в общество».
Сначала в команде было только трое темнокожих – Оскар и его брат Джон тренировали, а их приятель стал вратарем, потому что у альбиносов слабое зрение, бывает нистагм (непроизвольное движение глаз). Сейчас темнокожих и альбиносов в команде примерно поровну. Первые годы они тренировались на пляже и на пыльной площадке, которую хитро превратили в поле: сделали ворота из веток деревьев и веревок. Тренировки начинаются не раньше 17:00, когда солнце уже не такое активное. Теоретически можно начинать и раньше, но большинство танзанийцев не могут себе позволить солнцезащитные крема – альбиносам их поставляют фонды.
Бедность мешает покупать и основную футбольную экипировку – некоторые играют босиком. Это видно и в сюжете Trans World Sport, и описывается в тексте медиа Dawn.com, которое цитирует парня без обуви, мечтающего о карьере в Европе. Но дискомфорт и риски травм не пугают игроков, которым намного важнее сама идея.
«Я присоединился к команде, когда услышал о последних убийствах, – рассказывает футболист-альбинос Джейкоб Мвинла. – Я играл в футбол и раньше, можно сказать, у меня есть немного таланта. И я посчитал, что сейчас отличное время прийти в команду и противостоять тем, кто поддерживает убийства. Пришло время бороться вместе. Мы живем с ощущением того, что общество не принимает нас, считает неподходящими для работы в любой области. Люди видят в нас фриков, они будто не понимают, что мы не выбирали быть такими – нас такими создал Бог».
Джон Дэниел Холе, брат основателя и тренер, рассказывал, что сначала люди над ним смеялись: «Они говорили, что альбиносов невозможно тренировать, что они не могут играть в футбол. Но я все равно продолжил с ними заниматься. Я делаю это бесплатно, потому что хочу, чтобы все знали – они все могут. Просто посмотрите на них».
Сначала команда играла только товарищеские матчи, но затем ее поддержало правительство, и она заявилась в третий дивизион Танзании (по другим данным – в четвертый) – полупрофессиональный. В дебютном сезоне «Альбино Юнайтед» занял четвертое место и поездил по ближайшим городам. Чтобы все прошло спокойно, команду сопровождала вооруженная охрана, и хотя игроков все равно оскорбляли болельщики, уже ближе к концу сезона издевательства практически исчезли. В 2011-м Оскар Холе гордился: «В столице Танзании и крупных городах альбиносов начинают уважать. Когда мы на поле, все смотрят на нас как на обычную футбольную команду. Это чудо футбола и «Альбино Юнайтед».
В комментариях журналистам основатель подчеркивал, что ищет спонсора. В последний раз он говорил об этом журналу Panenka в 2018 году: «Мы растем, нам нужно обновлять учебные материалы, нужны собственные микроавтобусы. Мы хотим поднимать проблему во всех регионах Танзании и путешествовать по стране. Но нам нужны средства».
Впрочем, судя по тексту Panenka, «Альбино Юнайтед» и так стал солиднее: теперь команда иногда тренируется на «Ухуру» – 30-тысячном стадионе, который лежит прямо перед главной ареной Танзании, где на сборную собираются 60 тысяч человек.
В другом интервью Холе делился мечтой: создать академию для альбиносов с натуральным полем.
«Альбино Юнайтед» помогали «Барса», «Реал» и «Эвертон». Недавно дети-альбиносы выводили футболистов на поле в чемпионате Танзании
Медийно «Альбино Юнайтед» точно самый популярный футбольный клуб страны. В 2010 году команду заметила ФИФА и пригласила на чемпионат мира в ЮАР. Перед этим несколько альбиносов встретились с Дидье Дрогба и посмотрели товарищеский матч Кот-д’Ивуара и Танзании.
Но главные чудеса начались позже. В 2015-м вышел документальный фильм испанского режиссера Хосе Мануэля Колона «Черный человек, белая кожа» о том, как испанцы помогают альбиносам в Танзании (раньше фильм был на Netflix, но теперь недоступен). Одна из сюжетных линий построена вокруг «Альбино Юнайтед»: оказывается, «Барселона» и «Реал» (фронтменом выступил Икер Касильяс) объединились, чтобы помочь клубу, и подарили игрокам свои футболки.
«Выше соперничества «Барсы» и «Реала» стоят права человека, – говорил режиссер. – Эти ребята не могли и мечтать, что однажды два лучших клуба мира обратят внимание на эту проблему и подарят им футболки – Один парень показал мне потрепанную футболку «Реала», которую он хранит как сокровище, другой – бутсу. Он очень гордится ей. Для этого парня это и есть «Золотая бутса».
В 2017 году альбиносов поддержал «Эвертон». Клуб заключил партнерство с кенийской букмекерской компанией SportPesa и провел серию предсезонных матчей в Дар-эс-Саламе. Перед одним из них три игрока «Эвертона» – Майкл Кин, Мухамед Бешич и Том Дэвис – встретились с «Альбино Юнайтед» на стадионе «Ухуру». Футболисты пообщались с альбиносами, провели тренировку и подарили им новую гостевую форму.
«Сегодня я убедился, что альбиносы переживают трудные времена, им здесь очень нелегко, – делился Майкл Кин. – Хорошо, что они могут наслаждаться футболом и совместными тренировками. Их тренер действительно хорошо занимается с ними. Я сказал им, чтобы они продолжали получать удовольствие от футбола – это совет, который вы дадите любому футболисту, особенно молодому».
Главная акция в поддержку альбиносов запустилась в 2018-м – внутри танзанийской Премьер-лиги. История «Альбино Юнайтед» вдохновила фонд альбиноса Джозефата Торнера (умер в 2020 году в 43 года) и Федерацию футбола Танзании разместить на стадионах баннеры, разбивающие странные мифы. «Я верю, что благодаря футболу многие люди получат правильные сигналы и изменят представление о том, что части тела альбиносов могут сделать их богатыми или помогут занять высокие политические посты», – комментировал акцию Торнер.
Благодаря ему на стадионах появились не только баннеры, но и сами альбиносы. В апреле 2018-го 22 белокожих ребенка вывели клубы «Симба» и «Янг Африканс» на поле главного стадиона Танзании.
Я хотел узнать, как дела у «Альбино Юнайтед» сейчас, стучался в фейсбуки местной федерации футбола и главного правозащитного фонда – они читали сообщения, но не отвечали. Танзанийские журналисты рассказывали, что команда тренируется и играет товарищеские матчи, но подробностей у них нет.
Чтобы жизнь и успехи «Альбино Юнайтед» были прозрачнее, ждем его в Премьер-лиге Танзании, а еще новых рукопожатий с европейскими топ-клубами – каждая такая акция делает жизнь альбиносов спокойнее.
Летаем по миру с Непомнящим: работал без воды в Камеруне, запретил бить игроков в Корее и отказался от миллиона долларов в США
В 1998-м все написали, что в ДР Конго молния убила 11 игроков одной команды. Загадочная история, которой, возможно, не было
Фото: globallookpress.com/Haydn West, Herman Emmanuel; eastnews.ru/YASUYOSHI CHIBA; twitter.com/MichaelMwebe