Почему дети верят в сказки

В магнитогорске родители пожаловались на сказку в учебнике литературы для второклассников. в ней рассказывалось о лисице, вырвавшей свой глаз, а

В Магнитогорске родители пожаловались на сказку в учебнике литературы для второклассников. В ней рассказывалось о лисице, вырвавшей свой глаз, а затем пытающейся найти ему замену. Родители обеспокоились влиянием сказки на психику детей, но психологи утверждают, что в этом нет ничего страшного.

Родителей в Магнитогорске возмутила в учебнике жуткая сказка про вырванный глаз лисы. Но угрозы для детской психики нет

В сообществе «Черное&Белое Магнитогорск» в социальной сети «ВКонтакте» появилась анонимная запись от возмущенной родительницы. Она поделилась фотографиями страниц учебника литературы для второклассников.

«Анонимно. Я в шоке от нашего „современного“ образования. Волосы шевелятся от прочитанного и глаза на лоб лезут. И это школьная программа по литературе за второй класс!!!» — написала женщина.

Встревожила женщину одна из сказок, которую задали детям почитать. Это корякская сказка «Хитрая лиса», в которой хищница вырывает свой глаз и вешает его на ветку, откуда его утаскивают две сороки. В итоге лисице приходится искать себе новый глаз. В поисках замены она вставляла себе ягоды и кусок льда.

После прочтения сказки учебник предлагает детям ответить на некоторые вопросы. Например, рассказать, какие поступки лисы говорят о ее находчивости и смекалке.

На претензии и возмущения родителей по поводу сказки ответили в Минобрнауки Челябинской области. Пресс-служба ведомства заверила Ura.ru, что весь утвержденный список учебников был проверен экспертами.

«Весь перечень учебников в образовательных учреждениях утвержден приказом Министерства просвещения РФ. Школы сами выбирают, по программе каких учебников проводить обучение. Родители учеников перед началом учебного года знакомятся с учебной программой», — заявили там.

Мрачные сказки

В комментариях под постом собралось много отзывов. Некоторые прочитанное называли наркоманией, некоторые требовали сказку запретить. А были те, кто делился другими, не менее жуткими историями из учебника. Пользовательница Саша Долгополова рассказала, что детям во втором классе задали прочитать историю про деда, который облил кипятком собаку, а мальчики со двора решили отомстить ему и расправиться с его собакой. Она также прикрепила фотографию со страницей из книги.

Родителей в Магнитогорске возмутила в учебнике жуткая сказка про вырванный глаз лисы. Но угрозы для детской психики нет | Изображение 1Источник фото: https://vk.com/magnitkacity?w=wall-93172467_5869424&z=photo-93172467_457796323%2Fwall-93172467_5869786

Другая пользовательница напомнила, что в сказке «Мальчик с пальчик» тоже кровожадных подробностей хватает. Мальчик ведь появился из отрубленного пальца бабушки.

Родителей в Магнитогорске возмутила в учебнике жуткая сказка про вырванный глаз лисы. Но угрозы для детской психики нет | Изображение 2Источник фото: https://vk.com/magnitkacity?w=wall-93172467_5869424&z=photo-93172467_457796327%2Fwall-93172467_5869870

Впрочем, пока одни пользователи ужасались, другие не понимали, в чем проблема.

«Вы обложку учебника еще раз посмотрите. Это не окружающий мир, это литература. Вы народных сказок никогда не читали? Особенно в первоначальных вариантах. Там и похлеще сюжеты. Адекватный ребенок не воспримет как руководство к действию», — написала Оля Бережная.

А пользовательница по имени Наталья напомнила, что в сказке про козлят мама-коза вспарывала живот волку и туда камни вместо козлят складывала.

«А в чем проблема? Никого почему-то не смущает говорящий кусок теста (колобок) или летающий конь с ослиными ушами. А крошечка-ховрошечка, которая влезала в ухо корове? Сказки развивают воображение у детей», — гласил еще один комментарий.

Другой комментатор посоветовал вспомнить сказки братьев Гримм, где мачеха Золушки одной из дочерей пятку отрезала, чтобы ногу в туфлю вдеть.

Влияние на детскую психику

По словам психологов, почвы для опасений действительно нет. Руководитель клуба детской психологии «Сердечко» Светлана Клюваева отметила, что сказки — это иносказания, в которых передается определенный смысл или мораль. Здесь важно не само описание истории, а то, как учитель объяснит ее ученику.

«Все сказки и мифы не про буквальные действия. Сами по себе они не могут травмировать ребенка. Тут скорее важно то, как с этой информацией обходятся и что детям объясняют, говорят ли им, почему лиса действует тем или иным способом», — сказала психолог.

Она напомнила, что большинство сказок содержат в себе жестокие моменты. Есть сказка про колобка, которого все пытаются съесть. Ее тоже можно трактовать буквально, а можно в символическом ключе. Когда дети разбирают сказки, то они разбирают как раз идею и смысл.

С этим согласна детский психолог-педагог и сказкотерапевт Дарья Дугенцова. По ее словам, если взрослые сейчас перечитают сказки и басни из своего детства, то обнаружат, что большинство из них кровожадные.

«Например, если каждый из нас заново прочитает „Муху-Цокотуху“ и вникнет в то, что там написано, в этот момент у нас заново откроется мир. Но мы, взрослые, видим это одним образом, а ребенок — совершенно другим», — подчеркнула эксперт.

Второклассник еще не понимает и не знает, что такое кровожадность, поэтому для него история про лисицу воспринимается как обычный рассказ. Он не ассоциирует ее с негативом и кровью. Это взрослый человек понимает, что упоминается расчлененка, но ребенок видит это иначе. Именно поэтому такие истории не могут влиять негативно на его психику.

«Не нужно заменять вырванный глаз в сказке на что-то более приятное, потому что ребенок даже не обратит на это внимание», — заявила Дугенцова.

Более того дети искренне верят в то, что глаз можно заменить ягодами. Это взрослый понимает весь ужас ситуации и ее плачевность, а для ребенка там проблемы нет.

По мнению психолога, на сказку обратили внимание потому, что современные родители активно пытаются анализировать то, что подается детям через учебные учреждения и со стороны. Они слишком тревожные и в некотором смысле слишком осознанные. Они пытаются фильтровать и ограждать детей от всего плохого. Однако в этом вопросе нельзя перегибать палку.

«Если ребенок не познает условное зло, то он потом не сможет отличить хорошее от плохого, поэтому полностью ограждать ребенка от негатива нельзя. Так вы сделаете ему только хуже», — подчеркнула собеседница «360».

Она отметила, что совсем убирать такие моменты из школьной программы не стоит. Их можно откорректировать, но тогда придется пройтись по всем сказкам, включая «Мальчик с пальчик» и «Муху-Цокотуху».

  • Главная
  • Общество

Ольга ВЛАДИМИРОВА

15 декабря 11:31
0

Советы психолога: как отказать ребенку в дорогущем новогоднем подарке

Фото: Изображение Taras Shevchenko с сайта Pixabay

Близится Новый год, сказочное время с ароматом мандарин и вкусом шоколадных конфет. Больше всего праздника ожидают малыши, ведь Новый год – это чудеса и подарки. 

Нужна ли детям (да и взрослым) вера в чудо и как быть, если Дед Мороз, Святой Николай или Санта Клаус не могут подарить ребенку то, что он хочет? Об этом «КП в Украине» расспросила практикующего психолога, семейного психотерапевта и маму троих детей Анастасию Карченкову.

Новогодний подарок — это маленький психологический шантаж

— Анастасия, зачем детям верить в сказки?

— Жизнь (для детей в особенности) – довольно страшная штука. Она во многом нам неподконтрольна, не настолько изобильна и безопасна, как хотелось бы.

Нагрузка на детскую психику – выше, чем у взрослого. Мы — свободные люди, которые научились самостоятельно выживать, а ребенок полностью зависит от старших: у него пока недостаточно опыта и слишком мало знаний. Чтобы справляться с психологической нагрузкой, взрослые обращаются к религии, а дети – к сказкам. Святой Николай и Дед Мороз для них — лайт-версия веры.

Для маленьких чудо особенно важно. Кроме того, что у детей есть любящие родители, существуют еще и волшебные персонажи, которые знают и переживают о каждом ребенке. Такое восприятие чудесного дает дополнительное чувство безопасности и ощущение контроля над своей жизнью, помогает верить в добро, которое обязательно победит.

— А подарки?

— Для родителей новогодний подарок, который ребенку приносят сказочные персонажи, — это еще и хороший рычаг влияния на детей, способ держать их в узде. Получается небольшой психологический шантаж, но это нормально.

Например, ты слушаешь родителей, не капризничаешь, не шкодишь – тогда Святой Николай приносит тебе подарочек. Кроме того, вера в связь между поведением и наградой — отличная возможность снизить тревожность детей, позволить им контролировать свою жизнью.

— Это не во вред безусловной любви, которая, по словам психологов, необходима детям?

— Не нужно путать безусловную любовь и какие-то предписания ребенку. Безусловная любовь не предполагает, что дети могут вытворять, что хотят. Воспитание очень важно: без правил ребенок не сможет адаптироваться в обществе.

— То есть рассматривать подарок как поощрение за поведение – это нормально?

— Конечно! Это то же самое, как сказать: «Пока не уберешь в своей комнате – мультики под запретом». Убрал? Пожалуйста!

Безусловная любовь детям очень нужна, но она про другое. Про то, что независимо от поведения ребенка, его оценок в школе и каких-то поступков родители все равно его ценят. При этом может порицаться поведение ребенка, особенно его осознанное решение нашкодить, однако это не отражается на любви.

Мы, взрослые, живем по определенным правилам. Детей тоже этому нужно учить — вовремя лечь спать, сделать уроки, не обзывать друг друга, не драться и т. п.

— А что с детьми постарше?

— Веру в чудо можно поддерживать и во взрослом возрасте. Если 3-4-летнему ребенку достаточно сказочных персонажей в мультике, книжке или фильме — они воспринимают все буквально, то детям постарше можно относиться к Деду Морозу, Санта Клаусу или Святому Николаю как к метафоре или отсылке к каким-то высшим силам.

Вера в сказочный мир и инфантильность не связаны

— Что делать, если ребенку говорят, что Дед Мороз не настоящий?

— Можно объяснить, что у самого главного Деда Мороза много помощников. Некоторым взрослым он дает задание участвовать в праздниках и радовать детей. Ведь и новогодняя елка тоже не с неба свалилась, не материализовалась сама по себе в углу. Ее ставят взрослые. Они откуда-то ее приносят, устанавливают, наряжают.

Можно объяснить ребенку, что атмосфера новогодних праздников создается людьми. Если выключить все гирлянды и музыку на улицах и в магазинах, останется просто серая грязная зима.

Мы сами создаем себе праздник. Да, мы не можем управлять своей жизнью полностью, но у нас есть возможность контролировать свое настроение в январский период. Здорово, когда человек сосредотачивается на мысли: «А что я могу сделать?». В наших силах дарить подарки своим близким, украшать дом и делиться с другими хорошим настроением.

— Родителям нужно рассказывать подрастающим детям, что Деда Мороза не существует?

— Лучше не надо. Верить в чудо или нет – личное дело каждого. Объективной реальности в этом вопросе не существует.

Если родитель не верит в чудеса, будет честнее сказать ребенку: «Лично я в Деда Мороза не верю, но на самом деле, кто знает? Я живу в этом городе, и на его улицах сказочных персонажей не встречал. Поэтому не знаю. Просто мне нравится смотреть на мир реалистично».

— Но разве вера в сказку не делает ребенка более инфантильным?

— Не думаю. Инфантильность – это про то, что мы не адаптированы к реальному миру, не знаем, как с ним взаимодействовать, не хотим нести ответственность за свою жизнь, стараемся устроиться за счет других и избегаем ответственных решений.

Инфантильность – это выученная беспомощность. То, к чему ребенка приучают. Инфантилы — люди, которым родители в свое время не смогли дать достаточно свободы для взросления либо родителям было выгодно, чтобы дети оставались безответственными.

Если внимательно посмотреть на представителей какой-либо религии, разве можно сказать, что они инфантильны? Нет. Зачастую они ответственнее многих. А ведь можно сказать, что это люди, которые верят в чудо в максимальной степени. Так что вера в чудо никак не связана с инфантильностью.

А если ребенок получил не тот подарок, что заказывал, всегда можно объяснить, что Дед Мороз – не безотказная лавочка. Фото: Изображение Emily Heidt с сайта Pixabay

А если ребенок получил не тот подарок, что заказывал, всегда можно объяснить, что Дед Мороз – не безотказная лавочка. Фото: Изображение Emily Heidt с сайта Pixabay

ВОПРОС РЕБРОМ

Как объяснить, что Святой Николай не может принести дорогой подарок?

По мнению психолога-аналитика Евгении Камышевой, детям вредно воспринимать Деда Мороза как банкомат с игрушками.

— Ребенку можно сказать: «Мы пишем письмо Святому Николаю, чтобы напомнить о себе и поздравить его с праздником. Наша цель — не просто заказать у него подарок (это обидно и неправильно). Мы хотим его поздравить, рассказать, как прошел год, поделиться своими мечтами и планами. В ответ он пришлет нам подарок, чтобы нас порадовать. Но выбирать его он будет сам. Главное, что он помнит и любит тебя.

Такое восприятие сказочных персонажей лучше, чем относиться к ним, как к банкомату с игрушками. Пусть и фигура Деда Мороза, прообраз которого — Святой Николай, будет помощником родителям в воспитании важных качеств в ребенке.

Психолог Анастасия Карченкова. Фото: facebook.com/anastasia.karchenkova.ua

Психолог Анастасия Карченкова предлагает сослаться на помощников сказочных персонажей.

— Когда в нашей семье случались моменты недовольства подарками, я объясняла: «В этот раз не получилось, не смог Дед Мороз принести то, что ты хочешь. Так бывает. Зато вместо того подарка есть вот такой». Ребенку полезно понять, что Дед Мороз – не просто безотказная лавочка, а личность. У него есть свои планы и свои причины для отказа.

А еще можно рассказать, что Дед Мороз действует он не один, у него есть помощники – родители. Они могут найти желаемый подарок, а могут и не найти.

Подписывайтесь на нас в соц. сетях

К середине декабря в Чемодане просыпается волшебство.

На стене в нижнем зале появляется новая декорация для сказки.
Выбираются на поверхность рождественские гномы — они же волонтёры и преподаватели Чемодана; пекут печенье, упаковывают подарки.
Мигают огоньки гирлянд.
Шуршат и скрипят узорчатые снежинки; пахнет ёлкой и мандаринами.
Если замереть и послушать, то можно услышать, как Сказка тихонько бродит по нашим комнатам и каждый ребёнок, мимо которого она проходит, начинает улыбаться. 
В этом году мы снова приглашаем вас к нам – на сказку, которую мы создаём вместе с вами.
На сказку, в которой нет обмана – есть игра и превращения, ведь под Новый год даже взрослым хочется окунуться в чудо.

В этом году мы снова проведём несколько ёлок:

с разделением по возрастам (приятнее всего играть и веселиться в коллективе ровесников, а еще – у каждого возраста свои понятия о сказках и веселье)
— без лишних выдумок, но с чудесами, которые случаются: конечно, дети, особенно часто бывающие у нас, знают, что Фею из сказки зовут Света, а добрый Сказочник в свободное от чудес время поводит занятия русским языком. Тем не менее, все участники вместе с нами верят в сказку, ведь в неё верим и мы сами.
в уютной почти домашней атмосфере (мы принимаем максимум двадцать детей на одну ёлку – для самых старших; малышей на одной ёлке будет всего двенадцать и это очень важно для камерного праздника)
с замечательными подарками: каждый ребёнок получит книгу одного из лучших российских издательств или хорошую настольную игру, в которую так здорово играть с родителями или русскоговорящими друзьями
— в соответствии с актуальными гигиеническими нормами (помимо соблюдения обычных правил гигиены, большая часть программы ёлок для дошкольников и школьников пройдёт в мини-группах по 5 детей). 

Читайте подробнее о программе и записывайтесь ниже. 

Ёлки для малышей: вместе с ведущими дети отправятся в кукольное царство Щелкунчика. 
Миндально-Изюмные ворота, Рождественский лес, Апельсиновый ручей и, конечно, столица Конфетенбург: путешествие с множеством интересных встреч, веселых игр и любопытных открытий на пути.
Важный момент: на ёлках для малышей в гости к детям приходит только Снегурочка, потому что Деда Мороза многие младшие участники боятся и мы не готовы рисковать хорошим настроением в группе.

Как выбрать ёлку, которая лучше подойдёт именно вашему ребёнку: 

  • если ребёнку два года и три месяца, но он очень стеснительный, не привык к детям в группе и посторонним взрослым, лучше записаться на ёлку для детей 1-2г 
  • если ребёнку уже исполнилось четыре года, он спокойно остаётся без родителей, любит проводить время в большой компании детей, в том числе старших — посмотрите ёлки для детей 4-х-6-ти лет. 
  • если ребёнку четыре года, но он ещё не готов оставаться без родителей, выбирайте ёлку для детей 3-х-4-х лет
  • если остались вопросы, пишите нам

Ёлка-ползучка для детей 1-2 лет
среда, 15.12, 10.00-12.00

Ёлки для детей 2-х-3х лет:
суббота, 11.12
— 10.00-12.00 — мест нет
— 13.30-15.30

Ёлки для детей 3-х-4-х лет:
воскресенье, 12.12
— 10.00-12.00 — мест нет
— 13.30-15.30

Стоимость билета (с подарком) «родитель + ребёнок» 30 евро (сопровождать ребёнка может только один взрослый).
На ёлках для малышей нет чаепития,  но есть небольшой перерыв. На случай, если ребёнок проголодается, рекомендуем брать с собой перекус. 

Ёлки для дошкольников и школьников (проходят без участия родителей): 

В этом году тема ёлок  – «Щелкунчик и Мышиный король». 
Мир кукол и людей, реальность и фантазия, Новый год и Рождество, сказка Гофмана и балет Чайковского — всё это вместе превращается в несколько часов волшебства.

В программе: 

— мини-спектакль — театрализованное начало истории 
— интерактивная сказка, в которой принимают участие сами дети. Каждый участник встретится со Щелкунчиком, примет участие в огромном шахматном сражении с полчищем мышей и познакомится с Мышильдой, сможет победить — или перевоспитать? — Мышиного короля, найдёт дорогу в столицу кукольного царства Конфетенбург и научится щёлкать орехи без вреда для здоровья (для того, чтобы сохранить ощущение чуда до самой ёлки, не читайте это описание вашим детям, но попробуйте представить, какое захватывающее приключение их ожидает!)
— театр теней — театрализованное завершение сказки
— встреча с Дедом Морозом 
— уголок новых технологий, творческая мастерская, посиделки у костра (если позволит погода) и многое-многое другое на after-party после сказки

В преддверии праздника дети могут прочитать сказку – в зависимости от возраста, самостоятельно или с родителями – и тогда погружение в Чудо пройдет ещё быстрее. Конечно, и детям, которые никогда не слышали о Щелкунчике, будет интересно на ёлке – знать предысторию совсем не обязательно, мы (и дети) расскажем сказку вместе.

Ёлки для детей 4-х-6-ти лет: мест нет, открыта запись на дополнительную ёлку  21.12 в 16.30 (состоится, если будет набрана группа)

Суббота 18.12, 12.00-14.30 — мест нет

Воскресенье 19.12, 12.00-14.30 — есть одно место вместо заболевшего ребёнка

Стоимость билета (с подарком): 35 евро; дети участвуют без родителей.

Ёлки для детей 7-ми-10-ти летмест нет, открыта запись на дополнительную ёлку  21.12 в 16.30 (состоится, если будет набрана группа)

Суббота 18.12, 16.00-19.00 — мест нет
Воскресенье 19.12, 16.00-19.00 — мест нет 

Стоимость билета (с подарком): 35 евро; дети участвуют без родителей.

Итальянская мафия-вечеринка для подростков 11-ти-14-ти лет: длительность мероприятия – 3 часа.
Солнечная Италия ждёт гостей: яркие эмоции, цветы и фрукты, итальянский стрит-фуд, озорная музыка, новогодние сладости, творчество, конкурсы, квиз и конечно, подарки от Баббо Натале. 
Будет весело, подвижно, красиво и очень вкусно. 
Есть ли дресс-код? По желанию!

Для создания истинно итальянского настроения рекомендуем аксессуары в «итальянских» цветах (белый, зелёный, красный). Также можно взять с собой солнечные очки и шляпу. 
Вечеринка состоится в воскресенье, 12.12, 16.30-19.30 

Стоимость билета (с подарком) – 35 евро

В случае, если нас закроют в рамках локдауна, ёлки будут перенесены с сохранением времени на третьи и четвертые выходные января. Если их проведение будет невозможно даже в январе, вы сможете получить возврат оплаты или подарок.

Хотите присоединиться? Заполните контактную форму; не забудьте указать возраст ребенка, а также дату и время ёлки, которая вас интересует.

Это один из распространённых вопросов о судьбе программирования: мне не раз приходилось его слышать от журналистов, блогеров и родителей, чьи дети выбирают будущий вуз. Для меня этот вопрос звучит довольно удивительно: во-первых, 10 лет для программирования это не такой уж большой период, чтобы выпасть из обоймы, во-вторых, я пока не вижу никаких прорывных движений в этом направлении, в-третьих, мне не кажется что за 10 лет полностью исчезнут компьютеры или люди — а это два единственных условия для уничтожения программирования на планете. Между тем вопрос есть, он в топах поисковых запросов по теме, а значит, это жжжж неспроста. Давайте разбираться.

jcbup0 izfduv6on753zu gci0

Disclaimer

Мы открываем в блоге RUVDS на Хабре новую рубрику — вопросы с поиска. Принцип прост: выбираем самые интересные и популярные поисковые запросы о программировании, технологиях, программистах и карьере в ИТ и отвечаем на них с помощью наших постоянных экспертов. Будет интересно.

Итак, а откуда родом вопрос?

Если обратиться к российским и зарубежным источникам, форумам, социальным сетям, этот вопрос можно встретить. И действительно, даже у самих программистов есть опасения, пригодятся ли они через 10 лет или пора переучиваться на другую специальность и искать новые места для наработки практики. Разномастные эксперты, футурологи и аналитики предсказывают разные формы кончины программирования: от возврата в экологичный мир без технологий до глобальной победы искусственного интеллекта, который будет воспроизводить сам себя и писать программы по устному указанию любого пользователя. Как всегда, обе крайности напрочь несостоятельны, но среди вероятных причин отмирания профессии программиста есть несколько замысловатых и небезынтересных концепций.

▍ Абстракция и контейнеры

Есть версия, что программирование будет более абстрактным, оно станет заметно отличаться от того, с чем мы имеем дело сегодня. Многие аналитики и визионеры полагают, что serverless-технологии и контейнеризация ощутимо изменят облик программирования, а разработчики откажутся от низкоуровневого программирования. Они будут пользоваться «кубиками» разделов программы и собирать некие «модульные» решения, как в конструкторе или, если ближе к миру ИТ, в готовых шаблонах проектирования сайтов (типа Tilda или WordPress).

Сразу скажу: эти рассуждения довольно далеки от глубинных сущностей программирования. Ни одно подобное решение не сможет существовать без поддержки разработчиков и опять же минимальная кастомизация такой модульной программы «на всём готовеньком» требует знаний программирования, понимания работы алгоритмов и даже владения необходимым языком программирования и специфическими инструментами. Думаю, это не нужно объяснять никому из тех, кто работал с готовыми шаблонами сайтов и конструкторами — если нужна чуть более серьёзная функция, сразу к вашим услугам раздел для создания и редактирования кастомного кода. Сделай сам, если хочешь круто. С абстракциями в будущем программирования та же история: каждое чуть более глубокое требование будет нуждаться в реализации силами программиста. 

▍ Всех спасёт Low-code 

Каждый пользователь сможет справиться с кодом самостоятельно, — самоуверенно заявляют эксперты, которые верят в low-code платформы. Это уже даже не лукавство, а огромная ложь, сформулированная устами кабинетных маркетологов. Те из вас, кто внедрял ПО для бизнеса, обучал пользователей или хотя бы смотрел, как бухгалтер отчаянно ломает 1С, знает, что low-code это обычная рекламная замануха и никак уж не убийца классического программирования. Чтобы задеплоить на платформе low-code самый обычный рабочий процесс и связать его с 2-3 сущностями из оперативной работы компании, нужно уже что-то знать про реляционные базы данных, ключи, алгоритмы, оптимизацию. Иначе получится школьная контрольная по Access — что-то вроде соединил и красиво, а таблицы и окна не работают. 

▍ Электроник напишет программу за Сыроежкина

Помните главный посыл «Электроника»? Робот, стань человеком. Евгений Велтистов знал, о чём он пишет: преодоление порога между искусственным и естественным интеллектом — обычная научная фантастика и научить робота понимать человеческие требования затруднительно. Однако сторонники теории исчезновения профессии программиста полагают, что искусственный интеллект станет самым продвинутым разработчиком, а главным инструментом оставшихся программистов станут обученные модели и нейросети, которые выдадут нужный код по паре ключевиков. Останется сделать копипаст (правда, ничего нового? ;-)), скомпилировать, немного изменить дизайн и вуаля, программа готова. Однако это слишком оптимистичный прогноз: искусственный интеллект может быстро искать по массивам кода и выбирать нужный, но он никогда не сможет учесть все требования пользователей и запрограммировать всё именно так, как того требует заказчик. Тут у людей-то через раз получается… И потом, а кто будет разрабатывать искусственный интеллект и нейросети?

▍ Вавилон наоборот

А вот этот прогноз кажется разумным и логичным: есть предпосылки того, что появится какой-то один суперуниверсальный язык программирования, максимально близкий к нативному английскому, который избавит мир от сложностей совместимости, стандартов, миграций, интеграции и т.д. Кто-то видит такой язык наследником Python, кто-то предполагает, что появится язык блоков и готовых функций, из которых можно будет собрать программу. Эксперты считают, что этот новый язык станет доступным для спикеров с любым родным языком, а также легко портируется в сенсорные формы для незрячих программистов.

Однако пока это выглядит тоже научной фантастикой: миру программистов многие годы предстоит поддерживать старые проекты и огромный пласт легаси-кода на всех тех языках, которые мы привыкли использовать в работе. К тому же, универсальный язык может в своём развитии пройти путь в десятки лет, пока станет доступным и приемлемым как для простого учебного проекта, так и для сложной системы безопасности или инжинирингового продукта. Так что пока — только призрачная иллюзия конца вавилонского столпотворения в разработке.

Кстати, есть и обратный прогноз — так, портал TechRepublic уверен, что языками программирования будущего являются Go, Kotlin, Python, TypeScript, R, Scala, Swift, Rust, Ruby и Haskell. Однозначно интересный и почти на 100% справедливый список (за исключением дискуссий в рамках вкусовщины), но, очевидно, что не хватает как минимум С/С++, которые играют огромную роль в машинном обучении, алгоритмах, нейросетях и т.д. Опять же, несмотря на присутствие в перечне будущего «детей Java», самой Java также не хватает — а она гарантированно будет продолжать играть огромную роль спустя 10 лет. И, если честно, при всей привлекательности концепции, я тоже не верю в новый универсальный язык, а вот в более простые и изящные высокоуровневые языки в будущем верю. Но, кто знает теорию и практику возникновения новых крутых языков программирования, тот сразу скажет, что с появлением новых публичных и популярных языков количество программистов будет только расти.

Как видите, большинство прогнозов с позиций айтишника выглядят несостоятельно, хотя некоторые моменты хотелось бы реализовать в нашей повседневной работе. 

А что случится с программистами через 10 лет на самом деле?

Начнём с того, что не через 10 лет, а за эти 10 лет. Эволюция идёт непрерывно и изменения нарастают с каждым днём. Поэтому человеку, погружённому в мир современного ИТ, никакого труда не составит наметить реалистичный прогноз. 

  • Прежде всего спадёт бум программирования и компании начнут диктовать свои условия: слабые программисты, формоклёпы и сайтоделы на шаблонах станут никому не нужны, для них будет гораздо меньше гарантий занятости. И если как раз лет 5-10 назад в программирование можно было попасть с весьма скромными скилами, то сейчас и в дальнейшем будет расти тренд интереса к разработчикам, которые владеют несколькими стеками, способным включаться в DevSecOps и гибкие команды разработки, быть не только кодером, но и архитектором, менеджером, сисадмином. На рынок выходят ребята, которые учились программированию на факультетах высшей школы и они на старте сильнее некоторых фрилансеров и кодеров, которые как сели в 2000-х на одного конька (PHP, например), так и скачут на нём по одним и тем же дорожкам. Это, конечно, деградация. Поэтому через 10 лет программист, почти как врач, будет просто обязан учиться всю свою трудовую жизнь.
  • Автоматизация проникнет на каждое рабочее место и с этим ничего не поделаешь. Задача программиста — работать с автоматизированными системами в полноценном партнёрстве, а не перекладывать на машину ответственность за свои косяки и промахи. 
  • Кроссплатформенная разработка выйдет на новый уровень. Пользователь (частный, корпоративный, учёный) хочет работать сразу на всех устройствах, не теряя данные, авторизацию, результаты работы, силы и время, поэтому кроссплатформенные решения будут всё более популярны. К тому же, в пул устройств ворвутся средства IoT, различные датчики, универсальные электронные помощники и прочие интеллектуальные и не очень системы. Включение в кроссплатформенную разработку не только сделает программиста состоятельным, но и позволит сохранить должность в экстренной ситуации (кто же захочет терять уникального специалиста, который «шарит», как раскатать и улучшить экосистему на всех железяках и облаках пользователей). 
  • Low-code на какое-то время станет важной частью разработки — даже уже в 2021 году это выглядит как свершившийся факт. Корпорации предлагают бизнес-пользователям low-code решения как средство дичайшей экономии и быстрого построения уникального и оптимизированного строго под конкретный бизнес ПО. Но оставьте эти сказки руководителям и директорам по развитию — многие из нас, читающих эту статью, пробовали методы визуального кодирования, но, как известно, они ограничиваются простыми формами и несложными операциями. Хорошую корпоративную систему hi-level на такой платформе можно построить и поддерживать только с помощью профессиональных программистов. И, поскольку этот тренд проживёт как раз лет 10-12, можно присмотреться к low-code и заработать на этих «потенциальных убийцах» профессии программиста. 
  • Кибербезопасность была, есть и всегда будет огромной проблемой и той сферой, которая всегда требует профессионалов высочайшего класса. Их вечно не хватает, киберпреступники гораздо лучше подкованы и оставляют шансы только на реактивные действия служб безопасности крупных корпораций и вообще любых компаний. В этом направлении каждого разработчика ждёт много интересного, поэтому стоит постараться, чтобы стать значимым специалистом в этой сфере. Окупится с головой. Пока я не вижу горизонта снижения этого тренда, можно спокойно жить в нём и 10, и 15 лет. (Кстати, ещё одной такой отраслью являются телеком и связь — они технологически сильно меняются, но без них человечество не обойдётся). Более того, кибербезопасность будет и дальше сращиваться с DevOps: она потребует включение тестирования безопасности любых систем на самых ранних этапах разработки, формирование устойчивых практик обеспечения безопасности кода, снижения накладных затрат и дорогих рисков. 
  • Наука будет требовать всё больше и больше программистов. Роботы, автоматизированные системы, алгоритмы будут продолжать заменять человека на сложных и опасных участках, работать с данными и т.д. Поэтому через 10 лет будут востребованы не просто программисты, а программисты с ещё одним базовым образованием (биологи, врачи, инженеры, лингвисты и т.д.).

▍ Какие технологии будут в тренде?

Сложно точно предсказать, что именно будет востребовано в течение 10 лет и через 10 лет (вспомните 2020, который породил новые требования и тренды совершенно внезапно, на фоне форс-мажора). Я выделю пять интересных технологий, которые могут дать значительное конкурентное преимущество профессионалу.

  1. Моделирование поведения человека — глубокое понимание человека, паттернов действий, его психологии и даже физиологии позволит создавать уникальные модели тестирования программного обеспечения и инженерных решений. И это должны быть не интуитивные предположения, а научные знания.
  2. Медицинская кибернетика — супернаправление будущего, которое будет востребовано во всех сферах медицины и жизни общества. Чрезвычайно сложная отрасль, которая потребует сразу двух образований и постоянного развития. 
  3. API — важная часть будущего программистов, которая позволит не плодить зоопарк программного обеспечения, а бесшовно интегрировать различные сервисы в единую рабочую инфраструктуру. Продуманный API станет стандартом и хорошим тоном в разработке. 
  4. Математика будет всё больше входить в программирование: распознавание изображений, нейросети, алгоритмы, безопасность, искусственный интеллект и т.д. Хорошее знание математики значительно повысит ценность программиста и позволит ему выбрать самые высокооплачиваемые вакансии. Так что пришли те времена, когда на вопрос «должен ли программист знать математику?» остался один правильный ответ «да». 
  5. Графический дизайн попал в этот список не просто так. GUI программ, интерфейсы, наглядная инфографика, юзабилити становятся востребованными не только в наших мобильниках, но и в системах всех уровней. Дизайн может определять не только коммерческий успех продукта на рынке, удобство его использования, но и безопасность ПО и целых систем. Одновременно с этим дизайн, разработка и программирование будут всё больше терять границы и формироваться в некую новую технологию. Это тренд только-только начал намечаться, и у него очевидно большое будущее.

Мы углубились в свои прогнозы, но ответ на вопрос выглядит гораздо проще. Все сферы нашей жизни завязаны на программировании и, если мы предположим, что через 10 лет все программисты исчезли, значит, произошёл один из сценариев. Вариант первый: компьютеры научились создавать ПО в строгом соответствии с требованиями пользователя. Но ведь кто-то объясняет компьютеру задачу на понятном ему языке, а это и есть формат программирования — далеко не каждый с этим справится. Вариант второй: компьютеры реально научились писать ПО сами, с любым техническим заданием, всё вокруг автоматизировано. Тогда остаётся вопрос: а что будет с людьми, если все задачи выполняют машины? Это только в песенке вкалывают роботы, счастлив человек, а наяву — безработица, социальная напряжённость, конфликты внутри стран и городов. Так себе будущее, правда?

Но есть и более простой ответ на поставленный вопрос, раскрывающий причины его появления)

wojsf4N3OJ4QPzzKwsfA4n8geHrr5yOQlsJClrRrXT2m mBhj oTbTnSt7LwC0s

Ржу не могу. Да-да, всё так. Многие говорят, что программистов заменит ИИ. Позвольте мне вам прояснить кое-что.

Программисты станут последними, кого заменит ИИ. Не думаете ли вы, что другие рабочие места будут заменены ИИ гораздо раньше программистов?

Менеджеры, хех. Руководители, хех. Правительство, хех. Любая другая работа белых воротничков, хех.

Я бы сказал, что если этот чёртов день настанет, облажаемся мы все, и это будут лучшие годы для человечества.

Так почему же люди говорят только о замене программистов? Просто эти люди глупы, им не терпится увидеть, как более умные люди потеряют работу.

В общем, друзья, опасения напрасны. Работы у программистов через 10 лет будет много, но работа будет другой. Смело идите в программирование, развивайтесь в программировании — эволюция технологий окажется в ваших руках.

P.S. Для тех, кто ищет альтернативные точки зрения, есть довольно спорное интервью.

oug5kh6sjydt9llengsiebnp40w

Домашние задания – неотделимая часть обучения в школе. А еще часто и головная боль для учеников и их родителей.

Не слишком ли перегружают их детей, должны ли они выполнять какие-то задания на каникулах, как их должны оценивать – об этом родители спрашивают в соцсетях и у образовательного омбудсмена Сергея Горбачева.

Поэтому в офисе образовательного омбудсмена подготовили ответы на наиболее популярные вопросы по домашним заданиям. OBOZREVATEL пересказывает самое главное.

Каким должен быть объем домашних заданий

Ученикия не должны быть перегружены домашними заданиями – об этом говорится в Санитарном регламенте для учреждений общего среднего образования (пункт 1 глава 5 ). А условия обучения должны быть следующие:

Видео дня

  • безопасные;

  • безвредные;

  • здоровые.

В Санитарном регламенте четко указано, что дети не должны быть перегружены "домашкой"

Санитарные нормы определяют ежедневную продолжительность выполнения задач для самоподготовки на дому:

  • ученикам 1-2 классов вообще не рекомендуется задавать домашние задания;

  • у учеников 3-5 классов самоподготовка должна занимать не более 1 часа;

  • у учеников 6-9 классов – 1,5 часа;

  • у учеников 10-11(12) классах – 2 часа.

Ориентировочное количество минут для выполнения домашних заданий для одного урока с 1 по 11 класс

Требования к домашним заданиям

В Санрегламенте говорится, что в разные дни недели умственная активность детей отличается. Самая низкая – в понедельник и пятницу. Поэтому наиболее объемные домашние задания рекомендуется давать на вторник и среду.

При подготовке домашних заданий преподаватель должен учитывать максимальное время на их выполнение, занятость учащихся по другим предметам в этот день, темп и ритм работы детей.

«Учитывая наши подсчеты, в зависимости от класса, время на выполнение одного домашнего задания с 1 урока составляет от 10 до 18 минут. Сформировать домашнее задание, которое можно сделать за столь короткое время, сложно», – отметили в офисе образовательного омбудсмена Сергея Горбачева.

Учителя должны помнить, что у детей есть и другие уроки

И отметили, что в рамках академической свободы учитель может вместо привычных упражнений давать и другие задачи: сделать проект, пройти квест или виртуальное путешествие по теме урока.

В письме МОН от 28.01.2014 №1/9-72 отмечается: учителя должны спланировать объем и содержание домашних заданий так, чтобы ученики не испытывали перегрузки. К примеру, нельзя в качестве домашнего задания просить учащихся написать реферат или давать упражнения по материалу, который не объясняли на уроке.

Должна ли быть «домашка» на выходные и каникулы

На выходные, праздничные дни и дни каникул школьникам не должны задавать домашнее задание. Таким требованием в 2020 году дополнили Методические рекомендации по заполнению Классного журнала учеников начальных классов Новой украинской школы. Однако касается оно только учащихся начальных классов.

А вот вопрос домашних заданий для 5-11 классов открыт. В письме МОН еще в 2007 году «Об объеме и характере домашних заданий учащихся общеобразовательных учебных заведений» отмечается, что домашние задания не рекомендуется задавать на каникулы, на выходные и праздничные дни. Но неизвестно, действует ли это письмо – в нем ссылаются на соблюдение требований Государственных санитарных правил ДСанПиН 5.5.2.008-01, которые утратили силу в январе 2021 года.

Готовые домашние задания – хорошо или плохо

Образовательный омбудсмен не поддерживает использование готовых домашних заданий (ГДЗ) учащимися. По его убеждению, свободный доступ к ним побуждает детей списывать, то есть – к академической непорядочности.

У Сергея Горбачева привели три основные причины, почему часть родителей поддерживают ГДЗ:

  • они безразличны к успехам своих детей в учебе;

  • не хотят тратить время на то, чтобы помочь ребенку с уроками;

  • дети очень перегружены заданиями и не могут справиться с их объемом

  • считают, что иметь ответы для самопроверки – полезно.

Образовательный омбудсмен не поддерживает использование учащимися ГДЗ

И дали свои контраргументы – почему ученикам лучше не использовать ГДЗ:

  • когда ребенок ошибается – он учится;

  • если ученик постоянно списывает домашние задания, он не закрепляет знания и не получает новые;

  • ученики, постоянно пользующиеся ГДЗ, менее успешны в учебе;

  • списывание негативно влияет на развитие жизненных навыков и компетентностей ребенка, в частности, умение учиться самостоятельно, исследовать и делать выводы, креативно мыслить и т.д.

Как должны оценивать домашние задания

Каждый ученик имеет право на такой подход к оценке результатов обучения:

  • справедливый;

  • беспристрастный;

  • объективный;

  • независимый;

  • недискриминационный;

  • порядочный.

Это гарантирует школьникам часть 1 статьи 17 Закона Украины «О полном общем среднем образовании». Оценивание домашних заданий относится к текущему оцениванию. Формы, содержание и способ оценки педагогические работники учебного заведения могут выбирать сами (часть 3 статьи 17 Закона Украины «О полном общем среднем образовании» ).

Оценки оказывают большое влияние на мотивацию детей

В офисе образовательного омбудсмена отметили, что оценки оказывают большое влияние на мотивацию детей. Они должны понимать, почему получили низкую оценку или высокую. Если ученик получил завышенную или заниженную оценку, это вызывает ощущение несправедливости – а это может «убить» желание учиться.

Поэтому в каждой школе должны разработатьи обнародовать критерии оценки, ученики и их родители – с ними ознакомиться.

Нужно ли родителям помогать детям с «домашкой»

Лучший вариант – помогать иногда, если ребенок об этом просит. Но самое главное – поддерживать, обсуждать обучение.

«Дети нуждаются прежде всего внимания, дружеской поддержки и общения – это дает ребенку психологический комфорт и, соответственно, лучший результат в обучении», – сказал в офисе образовательного омбудсмена.

И добавили, что чрезмерный контроль психологического комфорта, наоборот, ухудшается. Поэтому не стоит каждый день делать с ребенком домашние задания и проверять им. Поскольку таким образом родители показывают, что считают ребенка несамостоятельным и не верят в него.

Главной помощью с "домашкой" от родителей должно быть внимание и поддержка

«Советуем установить дружеские отношения с ребенком, не быть равнодушными к нему, интересоваться его делами и предложить ему в случае необходимости просить помощи в выполнении домашних заданий. Но во время вашей помощи следует помнить, что домашние задания должен выполнять ребенок, а не родители», – порекомендовали в офисе образовательного омбудсмена.

Если ребенок не справляется с объемом домашних заданий, следует пообщаться с другими родителями и учителями. Возможно, такая проблема у всего класса или у большинства – тогда нужно обсудить этот вопрос с учителем. Если все одноклассники справляются, необходимо разобраться, почему ребенку тяжело – возможно, привлекая психолога (подробнее об этом – на «Освітори» ).

Как ранее сообщал OBOZREVATEL:

  • Офис образовательного омбудсмена проанализировал, почему школы ежегодно сталкиваются с проблемой нехватки учебников. Выяснилось, что г-н асправди их достаточно, и основная причина дефицитав неправильном распределении по регионам. Вариантом разрешения проблем с учебниками образовательный омбудсмен назвал введение онлайн-инвентаризации.

  • Образовательный омбудсмен Сергей Горбачев рассказал, что за туалеты в учебных заведениях отвечают местные власти. И согласно санитарному регламенту, который вступил в силу 1 января 2021, школьные туалеты должны быть расположены только в помещениях. Он также объяснил, как администрация школы и родители могут добиться обустройства теплого туалета.

  • Почему дубровского можно назвать благородным разбойником сочинение рассуждение
  • Почему дубровский стал злодеем сочинение
  • Почему дружно жили воробей блин и мышонок в первой половине сказки
  • Почему гранатовый браслет повесть а не рассказ
  • Почему главные герои рассказа уха без соли не стали мстить бывшему полицаю