Почему человек живущий в обществе не может быть свободным от него сочинение аргумент

Добрый день. тема урока:повторительно-обобщающий урок по теме человек в обществе. прочитайте! отправной точкой нашего разговора был человек, точнее проблема человека.

Добрый день. 

Тема урока:Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в обществе».  

Прочитайте!  Отправной точкой нашего разговора был человек, точнее проблема человека. Разговор о сущности человека остаётся открытым по сей день. Человека изучают множество наук, но постижением человека изучает особая наука. Какая?

«Человек есть мера всех вещей»

Протагор

«Человек самое эксцентричное создание на Земле»

Эрих Фромм

«Человек есть принципиальная новизна в природе»

Николай Александрович Бердяев

«Человек – вольноотпущенник природы»

Иоганн Гердер

«Я царь – я раб, я червь – я Бог!»

Гаврила Романович Державин

Человек соткан из парадоксов:

  1. Человек – животное, но существует не в природе, а в обществе.
  2. У человека есть инстинкты, но руководствуется он в первую очередь разумом.
  3. Человек рожден в природе, но пытается подчинить её себе.
  4. Человек обладает естественными потребностями, но в первую очередь ориентируется на культурные стандарты.
  5. У человека есть разум, но есть и бессознательное.
  6. Человек имеет все, чтобы жить в дикой природе, но без длительного обучения и воспитания не может приспособиться к ней.

Запишите! Исключительность человека не только в том, что у него множество качеств и задатков. Человек настроен на множество программ, каждая из них, словно демон тащит его в свою сторону. Биологическая программа противоречит социальной, сознательное – бессознательному, инстинкты – культуре.

Человек – единственное живое существо, способное жить в состоянии абсурда.

Однако как можно говорить об уникальности человека, если он произошёл от обезьяны?  У нас почти все гены такие же, как у наших животных предков. Но разве волки испытывают угрызения совести, разве пчёлы знают обычаи? По современной эволюционной теории человек произошёл от обезьяны. В 2-4% генов, отличающих нас от обезьян, уместились разум, творчество, культура. Да, животные могут жить в сообществе. Но всё, что происходит в их стадах, кланах, колониях, обусловлено инстинктом. Так, олениха воспринимает рождённого ею олененка вместе со средой. Перемещённая в другой лес, она может не узнать собственное чадо, отказаться от него.

— Человек – единственное в природе существо в природе, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов. 

Утратив укорененность в инстинкте, человек оказался вынужденным приобщаться к окружающему миру. Люди создали общество, новую форму коллективной, совместной деятельности. В отличие от генетической памяти, память социальная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей, идеалов, форм деятельности общественного человека.

Устно! — Какие уровни анализа общества вам известны? Поясните их сущность?

Запишите!  Уровень- Конкретно-исторический   .   Сущность-На этом уровне анализируются конкретные события, народы, государства. Наряду с описанием единичных фактов присутствуют обобщающие понятия и суждения

                    Уровень-Историко-типологический. Сущность-Обобщение, связанное с типологией общества

                    Уровень-Социально-философский. Сущность-Выделение, анализ всеобщих свойств общества

УСТНО!  Первый этап: характеристика общества как системы. Какой уровень анализа мы будем использовать, выполняя это задание?

1 группа

  1. Каковы основные значения понятия «общество»?
  2. В каком значении использовано понятие «общество» в каждом из приведённых ниже высказываний?
  1. дверь в зал распахнулась, и его взору предстало довольно разношёрстное общество.
  2. Объединяя, как правило, людей широко образованных, смотрящих на вещи здраво и критически, дворянское общество и в XIX в. оставалось замкнутой группой, своего рода кастой, не принимавшей чужаков.
  3. Индустриальное общество разрешило ряд противоречий, существовавших на прежнем этапе развития, но при этом породило новые.

— Как называется научное направление, занимающееся теорией систем? (синергетика, первоначально возникла как физико-математическая теория)

2 группа

  1. Что такое система? Какие виды систем вам известны? Опираясь на обществоведческие знания и знания из других предметов, выберите из перечисленных характеристик те, которые отражают свойства любой системы:
  • сохранение с течением времени своего состояния неизменным;
  • наличное состояние позволяет точно определить последующее;
  • постоянный обмен веществ с внешней средой;
  • наличие взаимосвязанных элементов;
  • несводимость целого к сумме частей, появление у целого свойств, отсутствующих у отдельных компонентов.
  1. Что позволяет утверждать, что общество является системой? Дайте характеристику общества как системы.

3 группа

  1. Дать характеристику социального института, как компонента общества. Охарактеризуйте функции социальных институтов. Приведите примеры, иллюстрирующие основные комплексы социальных институтов.                                           Социальные институты.

Важнейшие жизненные потребности

Основные виды деятельности

Главные социальные институты

Потребность в воспроизводстве рода

Семейно-бытовая деятельность

Институт семьи и брака

Потребность в безопасности и социальном порядке

Политическая, управленческая, государственная деятельность

Политические институты, особенно государство

Потребность в средствах существования

Экономическая деятельность

Экономические институты, в первую очередь производство

Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров

Научная, воспитательная, образовательная деятельность

Институты науки, образования и культуры

Потребность в решении духовных проблем смысла жизни

Религиозная деятельность

Институт религии

  1. Соотнесите общественные институты и сферы жизни общества.

Институты

Сферы

А. государство

1. экономическая

Б. семья

2. политическая

В. школа

3. социальная

Г. церковь

4. духовная сфера

Д. финансовая система

Е. средства массовой информации

УСТНО!  Есть ли в перечне институтов те, которые вы хотели бы отнести к нескольким сферам общественной жизни? Назовите их. Чем можно объяснить отсутствие жёсткого соответствия сфер и институтов?

Второй этап: социальная макротеория анализа исторического развития

— Какие подходы можно выделить для анализа исторического развития общества? В чём состоят трудности постижения прошлого? («история — ряд выдуманных событий по поводу свершившихся» Шарль Монтескье)

Издавна предпринимались попытки не только описать историю, но и осмыслить события и явления прошлого, увидеть за уникальным общее, повторяющееся.

Третий этап (при наличие времени):

— Остановимся на некоторых характерных чертах исторических типов обществ, выделенных в рамках теории постиндустриального общества.

1 группа

Сравните две поговорки: «От судьбы не уйдёшь» и «Городской воздух делает свободным». Умонастроение каких типов обществ выражает каждая из них?

2 группа

Символом какого исторического типа общества можно считать Книгу рекордов Гинесса? Ответ аргументируйте.

3 группа

Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду повторяющихся событий («колесо времен»), а человек индустриального общества – как прогресс («стрела времени»)?

Письменно, Запишите только ответы!  . Выберите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда.  

1.Социальная революцияэкономическая реформаобщественный прогресссоциальная динамикакоренные преобразования.

2. Найдите в приведённом ниже спис­ке черты, при­су­щие на­уч­но­му по­ни­ма­нию истины.

1) знание, вы­ра­жен­ное в до­ступ­ной форме

2) знание, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те адек­ват­но­го от­ра­же­ния объ­ек­та по­зна­ю­щим субъектом

3) знание, вос­про­из­во­дя­щее по­зна­ва­е­мый объ­ект таким, каким он су­ще­ству­ет не­за­ви­си­мо от со­зна­ния человека

4) знание, со­от­вет­ству­ю­щее ин­те­ре­сам субъекта

5) знание, име­ю­щее ши­ро­кие воз­мож­но­сти для распространения

6) знание, ко­то­рое раз­де­ля­ет боль­шин­ство людей

 3. Иван по­ста­вил перед собой цель по­сту­пить в ин­сти­тут на ар­хи­тек­тур­ный факультет. Он за­ни­ма­ет­ся в ху­до­же­ствен­ной студии, создаёт соб­ствен­ные не­боль­шие работы, участ­ву­ет в раз­лич­ных выставках. Много вни­ма­ния Иван уде­ля­ет изу­че­нию математики, увле­ка­ет­ся черчением. Найдите в приведённом спис­ке при­ме­ры средств, ис­поль­зу­е­мых для до­сти­же­ния по­став­лен­ной Ива­ном цели, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) поступление в институт 2) занятия в ху­до­же­ствен­ной студии

3) изучение математики 4) получение про­фес­сии архитектора

5) опыт со­зда­ния соб­ствен­ных работ 6) выбор профессии

4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека предполагает возможность реализации им своих интересов и потребностей.

Б. Единственным ограничением свободы человека являются его моральные принципы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 «Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».

 Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 Список терминов:1) постиндустриальное общество 2)отношение 3)традиционное общество 4)эволюция 5)революция 6)подъем 7)прогресс 8) регресс 9)простая форма

6. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс».

1) реформа 2) эволюция 3) революция 4) застой 5) скачок 6) спад

7 . По­ка­жи­те на трех при­ме­рах тес­ную связь об­ще­ства и при­ро­ды. Сна­ча­ла ука­жи­те в чем за­клю­ча­ет­ся вза­и­мо­связь, затем при­мер её ил­лю­стри­ру­ю­щий. (Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто).

8. В стране Z наблюдается компьютеризация и информатизация общества. Большое количество людей заняты в сфере услуг. Какой тип общества складывается в стране Z? Назовите любые другие три признака, позволяющие сделать такой вывод.

9. На сколько данная тема была интересной и полезной. Обоснуйте сой ответ.

Что такое свобода. Свободен ли я?
(сочинение-рассуждение)
Человек всегда во все времена стремился к свободе. Только понимание свободы у всех разное.
Я думаю, что свобода — это, в первую очередь, свобода от предрассудков. Предрассудки ограничивают способности человека, так как в большинстве случаев основаны на ошибочных знаниях и выводах.
Свобода — это свобода выбора. Человек должен сам выбирать, где ему учиться и работать, где ему жить.
Свобода — это разумные законы и разумное подчинение им. Законы должны основываться на уважении к личности. Справедливые законы обеспечивают человеку свободу.
Свобода — это свобода слова, печати, мысли. Человек должен иметь право думать и говорить то, что думает. Всякое мнение, даже ошибочное, заслуживает уважения. Нет плохих мнений, плохих вкусов. Есть разные.
Свобода — это возможность самому принимать решения и нести за них ответственность. Запрещение чего-либо мы, подростки, воспринимаем как ограничение свободы.
Сегодня я имею право выбирать место учебы, любимое занятие, друзей. Я могу выбирать, какую книгу прочесть, какую музыку слушать. Я не свободна от мнения окружающих. И если я в чем-то не согласна с большинством, это не значит, что я бросаю вызов. Я хочу утвердиться как личность.
Я понимаю, что свобода внутренняя более важна, чем физическая.

Эссе на тему “Я свободная личность”.
Один молодой человек у меня недавно спросил, стала бы я мстить своему неприятелю, который в прошлом причинил мне боль и страдания, подвернись мне такая возможность в настоящем? Абсолютно не задумываясь, я ответила: «конечно, нет» и тут же перевела тему. Вопрос меня совсем не заинтересовал и даже показался примитивным. Сейчас я немного жалею, что так поступила. Ведь вопрос был задан не из праздного любопытства, а действительно волновал его, и он надеялся на более развёрнутый ответ. А по моему сухому «нет», скорее всего, он подумал, что я просто боюсь мстить. Боюсь навязанных мне моральных установок или закона того государства, в котором живу, или, быть может, Бога. А раз боюсь, то, значит, я – не свободна.
Но это не так. И как раз именно в этой ситуации я считаю себя свободной.
А теперь поговорим о свободе. Свобода… Это сладкое слово пленит и будоражит наш ум, представляясь чем-то еле уловимым, лёгким и бесконечно желанным…
Но дело в том, что в моём понимании термин «свобода» имеет смысл только в сочетание с приставкой «внутренняя».
Ведь мы рождаемся в определённых заданных условиях. А далее, даже если нам и удаётся в большей или меньшей степени выбирать и строить свой жизненный путь самостоятельно, то мы всё равно находимся в постоянном взаимодействии с внешним миром, куда входит бесконечное число влияющих на нас факторов. И даже изолируй себя по максимуму от социума, абсолютная внешняя свобода всё равно остаётся невозможной, потому что существует климат и природа, животный и растительный мир, и даже наше тело со своими возможностями.
Так есть ли смысл говорить о внешней свободе? Найдём ли мы по-настоящему свободных личностей среди нас здесь или даже всего человечества?
Безусловно, каждый может быть свободным в той или иной степени в том или ином своём выборе. Но всё это будет очень ускользающим и непостоянным даже для нас самих, ведь та внешняя свобода, за которую мы боремся или достигаем сегодня, уже завтра может восприниматься нами совсем иначе.
Поэтому мне хочется выйти на другие мысли. Сказать о той самой внутренней свободе, которая может стать чем-то устойчивым, непоколебимым, пройти с нами через всю жизнь, действительно окрыляя и делая нас по-настоящему счастливыми.
Отвечу, что же тогда для меня внутренняя свобода? А моя внутренняя свобода – это свобода лишь от себя.
Да, я действительно считаю, что самый сладкий и самый страшный возможный плен нашей жизни – это не нормы морали, общественное мнение или законы государства. А это наши иллюзии в восприятии и оценке всего происходящего. Наш глубоко субъективный и порой эгоистичный взгляд на мир.
И для меня – освободиться от себя самого – это и значит обрести её – Свободу. Истинную Свободу.
Здесь на ум приходит поясняющее слово «чистота». Или некое внутреннее спокойствие, гармония, парение души, достигаемые лишь через избавление, разгрузку и очищение.
Возвращаясь к той истории про месть – всё же очень просто. Ведь сразу, как только я испытываю хоть малейшее желание отомстить – я становлюсь рабом. Рабом своих негативных разрушающих мыслей и чувств: возмущения и обиды, чувства жалости к себе, гордыни и разочарования в другом человеке, быть может, даже злости или ненависти, гнева и ярости.
В каждой нашей реальной истории, оставляющий негативный отпечаток, список таких эмоций может быть очень разнообразный. Это может не обида и желанная месть, а другая тематика и, например, такие чувства как ревность, жадность или зависть.
Убедить себя в чем-либо с позиции здравых мыслей или вовсе запретить себе не чувствовать – очень же сложно, порой до безумия сложно.
Но когда на аналогичный вопрос о мести, но уже с конкретизацией имён из своего прошлого, я искренне без капельки сомнения могу ответить (и не потому что боюсь, а потому что совершенно не хочу) те самые: «конечно, нет» – то именно в этот миг она – моя, а мы едины: я и моя Свобода. И она именно такая как её представляю: воздушная и тёплая, обволакивающая и возносящая в Небо …
Перестроить себя и научиться достигать такого состояния сложно. Но ведь чем сложнее путь, тем ценнее и дороже победа. И испытав такое уже не раз, я бы хотела именно такой свободы для себя как можно чаще. Мне даже видится, что это один из смыслов нашей жизни – обретения именно такого восприятия и осознания понятия «свободы».
И от всего сердца хотела бы пожелать именно такую внутреннюю свободу всем людям.
Свободу в неуязвимости и независимости своего сознания и своей души в восприятии мира от своей же(!) неверной эмоциональной или мысленной реакции на внешние раздражители.
Свободу в объективности и непредвзятости, чистоте и ясности сознания, терпимости и сострадании, осознанности всех своих мыслей и поступков, доброте и великодушии.
Свободу жить в наслаждение и счастье, не тратя время и самое главное внутренние силы на работу, которую в действительности есть кому выполнять.
***
Обретаю свою Свободу только когда
Не питаю досады, обиды и зла,
Очищая себя – освобождаюсь.
Не сужу никого, а прощая врага
От души я ему улыбаюсь.
И тогда как прекрасна свобода моя!
Тёплым светом внутри наполняюсь,
Я парю в небесах, наслаждаясь.
И завишу… но уже от свободного взмаха крыла…
Растянуть этот сладостный миг так стараюсь!

Во все времена свобода высоко ценилась, люди жаждали ее, отдавая подчас собственные жизни за одну только идею свободы. Многие войны и революции разгорались на почве того, что одни хотели свободы, а другие ее притесняли.
Живущий в современном обществе человек может считать себя свободным с в достаточно большой степени. Он наделен гражданскими правами, что дает ему возможность действовать в правовом поле, он может достаточно свободно передвигаться по всему миру и может выбирать вероисповедание, политические взгляды, формы самовыражения и реализации своих талантов, а также образ жизни в целом. Миллионы людей в прошлом могли о таком только мечтать.
Однако, если вдуматься, то абсолютной свободы не существует. Человек, как бы он ни хотел быть полностью независимым, все равно должен думать о пропитании, например. Поэтому он связан необходимостью зарабатывать деньги. Его свобода кончается там, где начинаются права другого человека. Также свобода человека ограничивается этическими и моральными нормами. Люди, как это ни странно, часто делают выбор в пользу комфорта и обеспеченной жизни, ущемляя свою свободу.
Итак, какой можно сделать вывод? Свобода – понятие эфемерное и разноплановое. Все к ней стремятся, но получив ее, иногда не знают, что с этим делать. Наши свободы в цивилизованном обществе существенно ограничиваются требованиями этого самого общества, но это и к лучшему. Все мы – свободные люди, но каждый по-своему связан обязательствами, привязанностями и необходимостями.

Понятие свободы для каждого человека сугубо личное, и представление о ней неоднозначны. В современном мире свобода является культовой ценностью, но при этом все понимают её по-разному.
В моем понимании свобода – это заниматься своим любимым делом, приносить радость и хорошее настроение своим родным и близким. Для меня эта ценность никак не связано с патриотическими и политическими взглядами. Это только глубоко личное состояние души, когда чувствуешь себя счастливым человеком при любом финансовом разладе Хотя для многих людей свобода заключается в том, что бы быть финансово независимыми. Но стоит помнить о том, что деньги сами по себе не могут дать никакой свободы. Таким образом, если главной целью для человека являются финансовые ресурсы, то таких людей вряд ли можно назвать свободными. Поскольку в таких случаях человек просто стает их заложником, но никак не свободной и независимой личностью.
Поэтому много зависит не от количества денежных средств, а от человеческих намерений, а также от отношения к ним. С каждым годом все больше можно услышать о свободе в отношениях, или как это еще принято называть в обществе «свободная любовь». Но разве такое утверждение правильно? Лично я считаю, что отношения, которые строятся без всяких либо обязательств это увлечения слабых и неуверенных в себе людей, а таких люди никак не могут свободными, поскольку они всегда боятся ответственности.
А быть свободным означает полностью давать себе отчет за проделанные поступки и быть в ответе за них. Поэтому я считаю, что отношения без обязательств не стоит ставить на один ряд вместе со свободой. Многие люди также утверждают, что свобода заключается в том, что бы удовлетворять свои прихоти и всевозможные страсти. В основном это не религиозные люди, для которых ублажение собственных влечений стоит на первом месте. Они не остановятся, пока не добьются желаемого результата.
В таких поступках очень часто отсутствует совесть и здравый смысл в целом. А как нам всем известно, свобода появляется тогда, когда мы перестаем быть зависимыми от наших страстей.
Следовательно свобода — это очень глубокая ценность, которая имеет разное значение для каждого из нас. Она зависит от наших желаний, намерений, а также от нашей жизненной позиции. По настоящему свободный человек, поистине может быть счастливым, потому что не каждому дано возможность её понять и открыть для себя в правильном облике.

Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. Уже известны направления, которые будут предложены выпускникам, поэтому мы предлагаем более детально разобрать каждое из них и возможные темы сочинений, а также узнать, какие советы по подготовке к первому экзамену дают ученикам опытные педагоги и репетиторы.

Итоговое сочинение 2022

Итоговое сочинение – допуск школьников к ЕГЭ в 11 классе. Проводится в первую среду декабря и оценивается по системе «зачет/незачет». Важно успешно сдать экзамен, чтобы получить право участия в ЕГЭ. Написание сочинения не составит труда, если заблаговременно начать подготовку и знать содержание нескольких литературных произведений.

Важно! Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.

ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:

  • 1 декабря 2021 года – основной поток;
  • 2 февраля 2021 года – первый резерв;
  • 4 мая 2022 года – второй резерв.

Итоговое сочинение по литературе 2022: темы, направления ФИПИ

Требования лояльнее, нежели критерии ЕГЭ, установленные ФИПИ. При «незачете» сочинение можно переписать еще 2 раза в учебном году. Пересдача будет доступна в таких случаях:

  1. Ученик не посетил экзамен по уважительной причине, подтвердив отсутствие официальным документом (не подойдут причины «проспал», «опоздал на маршрутку», а также любимые школьниками «семейные обстоятельства»).
  2. Ученик не смог завершить работу по состоянию здоровья (резко ухудшилось самочувствие на сочинении).
  3. Учащийся получил «незачет».

Обратите внимание! К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.

Темы и направления итогового сочинения в 2021-2022 учебном году

Направления и темы 2022 года

Важно! Темы итогового сочинения 2021-2022 года никто не может знать заранее. Их оглашают уже после начала экзамена. Но в начале года выпускникам сообщают, какими будут основные направления, по которым можно будет писать итоговое сочинение в 2022 году.

Материал данной статьи опирается на официальное письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.

В письме говорится о том, что в 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким четырем актуальным темам.

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание — вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Вот краткие пояснения к каждой теме, представленные на официальном сайте ФИПИ.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Возможные темы итогового сочинения по литературе в 2022 году к направлению «Человек путешествующий»:

  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Любовь как путь самопознания.
  • Что может исказить жизненный путь человека?
  • Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  • Как обрести счастье?
  • Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Путешествие — способ познания себя и мира.
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
  • Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?
  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
  • Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?
  • Как выбрать свой жизненный путь?
  • Как не сбиться с жизненного курса?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

«Путешествие из Петербурга в Москву»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Джеймс Джойс «Эвелин»

Ч. Айтллатов «И дольше века длится день»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Р. Брэдбери «И грянул гром»

Г. Уэллс «Машина-времени»

Д. Лондон «Любовь к жизни»

О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»

В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Э. Форстера «По ту сторону изгороди»

А. Платонова «Неизвестный цветок»

К.Г. Паустовского «Телеграмма»

О. Генри «Мишурный блеск»

А. Платонова «Юшка»

Ф. Брауна «Приказ есть приказ»

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

В направлении «Цивилизации и технологии…» в 2022 году могут быть предложены такие темы сочинений по литературе:

  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».

Чернышевский «Что делать?»

Шолохов «Поднятая целина»

Р. Брэдбери «Вельд»

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Ж. Верн «Вверх дном»

Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой»

Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»

Ч. Айтматов «Плаха»

А. Платонов «Котлован»

А.И. Куприн «Олеся»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие

Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»

М. Замятин «Мы»

Р. Брэдбери «И грянул гром»

В. Шукшина «Микроскоп»

М. Гелприна «Свеча горела»

Р. Брэдбери «Все лето в один день»

Р. Брэдбери «И все-таки наш»

У. Эко «Оно»

Р. Шекли «Лавка миров»

Преступление и наказание — вечная тема

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Для тех, кто в 2022 году для себя выбрал направление «Преступление и наказание…» актуальными будут такие темы итогового сочинения:

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Может ли преступник раскаяться в содеянном?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Как бороться с преступностью?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Что такое совесть?
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?
  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души»

«Война и мир»

«Дубровский»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

«Песня про купца Калашникова»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Эдгар По «Сердце-обличитель»

А. Островский «Гроза»

Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

И. Тургенев «Муму»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

А.Н. Островский «Гроза»

А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка»

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Л. Андреева «Предстояла кража»

О. Генри «Родственные души»

А.П. Чехова «Злоумышленник»

Р. Матесона «Кнопка, кнопка»

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Творческое направление 2022 года может быть представлено одной из таких тем:

  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  • Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
  • Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?
  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
  • Нужно ли читать книги в XXI веке?
  • Какие книги вдохновляют современную молодежь?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Какой фильм Вы можете назвать шедевром?
  • «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
Н.В. Гоголь «Портрет»

Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет»

Островский «Лес»

А.М. Горький «На дне»

М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч»

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письма «Большое в малом», «Самое большое», «Самая большая ценность жизни»)

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Юлия Кузнецова «Помощница ангела»

И.А. Гончаров «Обломов»

Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Шолохов «Судьба человека»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А. Грин «Алые паруса»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»

А. Н. Толстой «Русский характер»

А. С. Грин «Зелёная лампа»

Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

М. Гелприна «Свеча Горела»

Н. Тэффи «Мой первый Толстой»

О. Генри «Последний лист»

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В данном направлении возможны такие темы:

  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Нужны ли перемены современному обществу?
  • Что такое общественная справедливость?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • В чем польза и опасность патриотизма?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
  • Как связаны человек и государство?
  • Как связаны общество и государство?
  • Какие перемены опасны в обществе и государстве?
  • Каким образом можно улучшить общество?
  • Как можно улучшить государство?
  • Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Список литературы для данного направления итогового сочинения 2021-2022 года будет включать такие произведения:

Большие произведения Короткие произведения
Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Шолохов «Тихий Дон»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В. Маяковский «Прозаседавшиеся»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель»

И. Гончаров «Обломов»

А. Чехов «Человек в футляре»

М. Салтыков-Щедрин «История одного города»

А. Островский «Гроза»

А. Грибоедов «Горе от ума»

Д. Фонвизин «Недоросль»

А.С. Пушкин «Медный всадник»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

Н.С. Лесков «Левша»

М. Булгаков «Собачье сердце»

М. Горький «На дне»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Л.Н. Толстого «Три вопроса»

М.Е. Салтыкова-Щедрина «Добротели и пороки»

А. Платонова «Юшка»

А.П. Чехова «В аптеке»

А.П. Чехова «Размазня»

А.П. Чехова «Темнота»

В. Шукшина «Обида»

Критерии оценивания

Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).

К работе предъявляются два основных требования:

  • Требование №1. «Объём итогового сочинения»
  • Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Важно! Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:

Читайте также:

  • Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение
  • Критерии сочинения ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ЕГЭ по литературе в 2022 году

Художница Марина Абрамович провела в рамках цикла «Встречи вне границ» от высшей школы «Среда обучения» открытую лекцию об особенностях жанра перформанса и его связи с другими видами искусства и ответила на вопросы зрителей. Публикуем несколько цитат легенды перформанса.

Гендер

Гендер для меня не важен, и женский аспект тоже. Во всех своих интервью я заявляю, что я не феминистка. Я всегда говорю, что я ношу на себе женское тело и я художник. Но я не считаю себя женщиной-художником, мужчиной-художником, трансгендерным художником, геем-художником, лесбиянкой-художником и так далее.

Я считаю, что бывает хорошее и плохое искусство, а гендера у искусства нет.

Но то, что женщина может рожать, давать жизнь, проходя для этого через крайнюю степень боли, — это тот опыт, которого нет у мужчин. И, возможно, болевой порог у женщины действительно выше, чем у мужчины.

Боль

Для меня важно, что в перформансе все по-настоящему. Энергия реальна, боль реальна, ножи реальны, кровь реальна. Это не театр: вы сами становитесь театром и реквизитом. И это позволяет вам заглянуть глубоко в себя и претерпеть настоящее преобразование.

Этика

В 60–70-е годы XX века, когда стали возникать хеппенинги и появилось концептуальное искусство и искусство перформанса, изменения были настолько радикальными, что наше нынешнее отношение к этике и морали тогда было немыслимым. <…> Мне кажется, что ограничения, когда все подсознательно разделяется на корректное или некорректное, что‑то забирают у искусства.

Искусство должно быть свободным, должно иметь свободу выражения и обеспечивать свободный взгляд на мир.

И часто взгляд искусства на мир отличается от общественного, от политического, он совсем другой. <…> Мне кажется, искусство должно показывать не то, что возможно, а то, что невозможно в обществе.

Смерть и бессмертие

Когда мне исполнилось семнадцать, я заплакала, потому что меня посетила мысль о собственной смерти: сейчас мне семнадцать, но потом я умру, и это все кончится. Я думаю об этом каждый день без исключения.

И каждый раз, когда я думаю о смерти, я могу сильнее наслаждаться жизнью. Потому что мы, концентрируясь на этой эмоции, начинаем думать о том, что на самом деле важно.

Жизнь может прекратиться в любой момент. Прямо сейчас, пока мы говорим, на нашу планету может упасть астероид и всех нас уничтожить.

Для меня достижение бессмертия возможно через искусство. <…> Сами мы одноразовые, мы проживаем одну жизнь, умираем и остаемся в прошлом. Но меня интересует нематериальное бессмертие, если можно так выразиться. Если задуматься о самом важном виде искусства, то главной будет музыка. У нее нет предмета, это что‑то беспредметное, существующее между исполнителем и слушателем. Это не скульптура, не живопись, не фильм, который надо проецировать, — это просто звук, который сам распространяется везде. Следующим вариантом бессмертия для меня является перформанс, который существует таким же образом. <…> Перформанс нравится мне своей нематериальностью: его нельзя потрогать, он просто существует и полностью завязан на эмоции и памяти.

Искусство как хобби

Мне не очень нравятся «воскресные» художники, я не очень в это верю. Мне кажется, что быть художником — значит иметь ДНК художника, быть одержимым, полностью отдаваться искусству, любить его всем сердцем. Все или ничего — вот что отличает настоящего художника. Если ты художник, то ты художник всегда. Нельзя быть художником на полставки.

Есть люди, которые днем работают в офисе, а после работы занимаются живописью или еще чем‑то. Мне не очень нравится, как такие люди видят искусство. Я по жизни не люблю компромиссы. Что заставляет ваше тело открываться, что наполняет ваше сердце любовью? Ваша работа? Тогда просто занимайтесь работой, полностью, со всей отдачей.

Если работа вас не удовлетворяет и вы в свободное время занимаетесь искусством, то вы все делаете вполноги и ничему не отдаетесь в полной мере. Найдите то, что вас зажигает, и делайте это.

Мари Кондо, женщина, которая писала про искусство уборки, говорит, что то, что вам не приносит удовольствие, необходимо выкидывать. Этот рецепт сейчас очень популярен на Западе. <…> Мне кажется, что это применимо не только к уборке, а ко всему в нашей жизни. Нужно оставлять только важное, только самую суть, а все остальное — в мусорку.

Подробности по теме

Основное правило — выбросить все. Мари Кондо объясняет, как навести порядок в документах

Основное правило — выбросить все. Мари Кондо объясняет, как навести порядок в документах

Пандемия

Поначалу я ненавидела перформансы по зуму: картинка плохая, качество плохое, ничего не понятно. На самом деле я еще не видела ни одного хорошего перформанса по зуму. Но я сама проводила несколько перформансов, которые транслировались онлайн.

Мне кажется, что у цифровых технологий огромный потенциал. Но я считаю, что перформанс — про живое соприсутствие со зрителем. <…> Надеюсь, рано или поздно я смогу взаимодействовать с живой аудиторией. <…>

Благодаря пандемии я провела много времени сама с собой. Я проводила время на природе, читала книги, часами смотрела на реку. <…> Изоляция вскрыла страх одиночества, но это самое важное состояние для перформера и художника.

Любовь

Любовь — это все. Любовь — одна из важнейших человеческих эмоций, все начинается с любви. Если человек не способен любить, то ситуация очень печальна.

Любовь всегда связана со страданием, но не стоит бояться страдания. Любовь и страдание идут рука об руку. Любовь не приносит бесконечную эйфорию, рано или поздно она приносит боль. И не нужно закрываться от этого, нужно впитывать это страдание, извлекать урок и идти дальше. <…>

У меня есть совет для молодых художников: никогда не влюбляйтесь в художников.

Я, правда, не последовала этому совету, трижды влюблялась — но ничего хорошего из этого не выходит, всегда происходит катастрофа. По очень большому количеству причин — не советую.

Подробности по теме

Разговор Элены Ферранте с Мариной Абрамович об одиночестве искусства

Разговор Элены Ферранте с Мариной Абрамович об одиночестве искусства

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

Предмет речи Возможные формулировки темы Возможные формулировки главной мысли Цитаты для эпиграфа Литература           Свой круг (друзья, любимые) Кого можно назвать верным другом? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Является ли разница характеров препятствием для дружбы? Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах? Почему человек старается обрести друзей? Почему любовь не всегда приносит счастье? Способность человека к настоящей дружбе — показатель его высокой нравственности. Лучше быть одному или с ненадёжным другом? Нужны ли человеку сто друзей? Что даёт человеку настоящая дружба? Когда измену можно простить? Могут ли быть оправдания у измены? Что разрушает дружбу? Может ли дружба принести человеку разочарование? Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»? Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта? Почему в любви важно понимать и прощать? Почему любовь так важна для людей? На что готовы люди ради любви? Любовь — счастье или испытание? Страсть и нежность. В чём разница? Может ли быть любовь без уважения? Совместимы ли любовь и ненависть? Может ли ненависть перерасти в любовь? Может ли любовь перерасти в ненависть? Ограничивает ли любовь личную свободу? Что можно простить любимому человеку, а чего нельзя? В каком случае я назову любимого человека предателем? Как я отношусь к ревности. Возможно ли счастье, построенное на несчастье других? Какие качества раскрывает в человеке любовь? Почему в любви важно понимать и прощать? Почему любовь не всегда приносит счастье? Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»? Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»? Светлые и трагические стороны любви. Можно ли быть счастливым без любви? Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»? Во имя чего человек может идти на самопожертвование? Друзья не всегда имеют одинаковые взгляды, но они всегда уважают мнение друг друга. Нельзя построить настоящие дружеские отношения, не прикладывая обоюдных усилий. Кажущийся друг намного опаснее врага. Друг – это тот человек, с которым существует определенная внутренняя близость, в поддержке которого можно быть уверенным на все сто процентов Друзья помогают пережить трудности и совершить что-то значимое, с чем не справиться в одиночку. Настоящим другом можно назвать того, кто не отвернётся от тебя, когда все отвернулись. Часто те, кого считаешь друзьями, оказываются врагами. Настоящая дружба должна складываться годами. Дружеские отношения надо беречь, не обращая внимания на мелочи. Есть люди, которых лучше иметь в качестве ненадёжных друзей, чем в качестве врагов. Без настоящей дружбы жизнь — ничто. Человеку требуется научиться открываться для других людей, уметь выслушивать человека, пытаться помочь, а не выливать на окружающих поток своих проблем и не ждать мгновенной помощи. Необходимо воспринимать людей такими, какие они есть на самом деле, ничего ни от кого не ждать и не требовать, и тогда жизнь и отношения примут совсем иной вид, человек сможет испытать счастье. Чтобы добиться взаимопонимания, нужно уважать своего собеседника/быть искренним в своих чувствах и мыслях/признать право другого человека думать, чувствовать и поступать самостоятельно. Нет ничего прекрасней первой любви. Первая любовь не забывается никогда. Первая любовь даёт опыт, благодаря которому человек учится строить отношения. Воспоминания о первой любви наполняют человека радостью. Первая любовь всегда связана с первым разочарованием. Люди готовы жертвовать собой ради любви. Ради любви многие готовы отказаться от жизни / бессмертия/ богатства / власти / денег и т.д. (выбрать нужное) Любимый человек не может быть собственностью. Измену любимому простить нельзя. Надо научиться прощать измены. Измены не существует. Все люди свободны. Влюблённые должны быть честны друг с другом. Всякая любовь должна быть свободной. Из двух друзей один всегда раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается. Михаил Лермонтов С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было… Александр Пушкин. «Капитанская дочка» Если друг оказался вдруг И не друг и не враг, а так… Если сразу не разберешь, Плох он или хорош, — Парня в горы тяни — рискни, Не бросай одного его, Пусть он в связке в одной с тобой — Там поймешь, кто такой. Владимир Высоцкий Трудно сказать, в какой именно момент рождается дружба. Когда по капле наливаешь воду в сосуд, бывает какая-то одна, последняя капля, от которой он вдруг переполняется, и влага переливается через край, так и здесь в ряде добрых поступков какой-то один вдруг переполняет сердце. Р. Брэдбери Но дружбы нет и той меж нами. Все предрассудки истребя, Мы почитаем всех нулями, А единицами — себя. Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно; Нам чувство дико и смешно. Александр Пушкин. «Евгений Онегин» Не тот твой друг, кто за столом с тобою пьет, А кто в несчастии любом на выручку придет. Кто руку твердую подаст, избавит от тревог. И даже вида не подаст, что он тебе помог. Омар Хайям Жизнь устроена так дьявольски искусно, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить. Максим Горький Все, что делается из любви, совершается всегда по ту сторону добра и зла. Фридрих Ницше Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Иван Тургенев Каждый умирает один. Немецкая пословица. Смерть стоит того, чтобы жить, А любовь стоит того, чтобы ждать. Виктор Цой Жизнь без любви – Это тысячу дней без друзей. Жизнь без любви – Это город потухших огней. Жизнь без любви – Это песня без слов, без души. Жизнь без любви – Ты ее принимать не спеши. Из песни группы «МГК» Александр Пушкин. Капитанская дочка Александр Пушкин. Евгений Онегин Владимир Высоцкий. Он не вернулся из боя Владимир Высоцкий. Песня о друге Вениамин Каверин. Два капитана Братья Стругацкие. Повесть о дружбе и недружбе Стихи русский поэтов о дружбе Владислав Крапивин. Трое с площади Карронад Александр Дюма. Три мушкетёра Анатолий Приставкин. Ночевала тучка золотая Джон Толкин. Властелин колец Иван Гончаров. Обломов Антуан де Сет-Экзюпери. Маленький принц Николай Лесков. Леди Макбет Мценского уезда Борис Лавренёв. Сорок первый Валентин Распутин. Живи и помни Антон Чехов. Попрыгунья Евгений Евтушенко. Всегда найдется женская рука… Антон Чехов. Драма на охоте Иван Бунин. Тёмные аллеи Колин Маккалоу. Поющие в терновнике Джейн Остен. Гордость и предубеждение Алексей Иванов. Географ глобус пропил Антон Чехов. О любви Антон Чехов. Дама с собачкой Александр Грин. Алые паруса Моральный выбор: я или другие Смогу ли я пожертвовать собой ради других? Какими качествами должен обладать человек, чтобы пожертвовать собой ради других? Может ли один быть прав, а все остальные не правы? Имеет ли право человек ставить личные интересы выше общественных? Должен ли человек, поставивший себя над обществом, нести ответственность за членов этого общества? Следует ли останавливать людей, которые «глядят в Наполеоны»? Согласны ли вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека? Можете ли отзывчивый человек быть одиноким? Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»? Может ли один человек противостоять окружающему обществу? Бывших друзей не бывает? Почему люди перестают дружить? Чем становится бывшая дружба? Может ли настоящая дружба перерасти во вражду? Почему многие готовы простить что угодно, только не предательство? Как зависть может испортить отношения между друзьями? Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»? Каковы нравственные последствия предательства? Можно ли обвинять в измене того, кто не давал обещаний? Что для меня значит «измена»? Какую измену нельзя простить? Причины измены. /Что толкает людей на предательство? Человек должен обладать высоко развитым чувством долга/преданностью чему-то. Чтобы пожертвовать собой, нужно обладать смелостью и волей. Может быть один прав, а все остальные не правы. В науке это бывает достаточно часто. Человек имеет право ставить личные интересы выше общественных, т.к. самое ценное — личность человека/жизнь каждого человека ценна сама по себе. Общество имеет право на существование, т.к. оно удовлетворяет интересы своих членов. Человек не должен ставить свои интересы выше общественных, поскольку человек не сможет полноценно существовать без общества. Игнорировать интересы общества — все равно, что рубить сук, на котором сидишь. Сохранение человеческого вида более ценно, чем жизнь одного человека. Важно смотреть на цели лидера, который ставит себя над обществом. Лидер ответственен за членов общества. Дружба создаётся годами, а потерять её можно в один момент. Настоящая дружба не может пройти без следа. Иногда друзья уходят без всякого конфликта, просто перестают общаться. К нападению врага мы готовы, но перед друзьями мы безоружны, потому что не знаем, как они себя поведут. Предательство друга страшнее зримого врага. Подлинный героизм проявляется лишь перед лицом смерти. Человек, выбравший свою жизнь, а не жизни других людей, будет страдать из-за мук совести. Причиной измены чаще всего бывает трусость / жажда наживы / верность чему-то другому / обида / несправедливость/отсутствие благодарности / изменение убеждений (выбрать нужное). Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними. Ш. Монтескье Я не люблю, когда стреляют в спину… Владимир Высоцкий Есть вещи и хуже войны: трусость хуже, предательство хуже, эгоизм хуже. Эрнест Хемингуэй Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера. Ларошфуко Если надо выбирать между предательством по отношению к моей стране и, предательством к моему другу, то, надеюсь, что у меня хватит смелости предать свою страну. Стрейчи Э.М.Форстер. Счастье иметь друга, который не, отречется от тебя в трудную минуту. Борис Васильев Ничто так не тяготит, как преданность. Агата Кристи. Она обняла его обеими руками и зашептала, щекоча его лицо своими тонкими волосами и горячо дыша ему в щеку: — Ты меня не понял. У меня совсем другое. Но мне стыдно перед тобой. Ты такой чистый, добрый, и я стесняюсь говорить тебе об этом. Я расчетливая, я гадкая… — Нет, говори все. Я тебя люблю. — Послушай, — заговорила она, и он скорее угадывал ее слова, чем слышал их. — Если ты откажешься, то ведь сколько обид, позора и страданий падет на тебя. Нет, нет, опять не то. Ах, боже мой, в эту минуту я не стану лгать перед тобой. Дорогой мой, я ведь все это давно обдумала и взвесила. Положим, ты отказался. Честь мужа реабилитирована. Но, пойми, в дуэли, окончившейся примирением, всегда остается что-то… как бы сказать?.. Ну, что ли, сомнительное, что-то возбуждающее недоумение и разочарование… Понимаешь ли ты меня? — спросила она с грустной нежностью и осторожно поцеловала его в волосы. — Да. Так что же? — То, что в этом случае мужа почти наверно не допустят к экзаменам. Репутация офицера генерального штаба должна быть без пушинки. Между тем если бы вы на самом деле стрелялись, то тут было бы нечто героическое, сильное. Людям, которые умеют держать себя с достоинством под выстрелом, многое, очень многое прощают. Потом… после дуэли… ты мог бы, если хочешь, и извиниться… Ну, это уж твое дело. Тесно обнявшись, они шептались, как заговорщики, касаясь лицами и руками друг друга, слыша дыхание друг друга. Но Ромашов почувствовал, как между ними незримо проползало что-то тайное, гадкое, склизкое, от чего пахнуло холодом на его душу. Он опять хотел высвободиться из ее рук, но она его не пускала. Стараясь скрыть непонятное, глухое раздражение, он сказал сухо: — Ради бога, объяснись прямее. Я все тебе обещаю. Тогда она повелительно заговорила около самого его рта, и слова ее были как быстрые трепетные поцелуи: — Вы непременно должны завтра стреляться. Но ни один из вас не будет ранен. О, пойми же меня, не осуждай меня! Я сама презираю трусов, я женщина. Но ради меня сделай это, Георгий! Нет, не спрашивай о муже, он знает. Я все, все, все сделала. Теперь ему удалось упрямым движением головы освободиться от ее мягких и сильных рук. Он встал с кровати и сказал твердо: — Хорошо, пусть будет так. Я согласен. Александр Куприн. Поединок Фёдор Достоевский. Преступление и наказание Оскар Уайлд. Портрет Дориана Грея Джордж Мартин. Игра престолов Лев Толстой. Война и мир Антон Чехов. Попрыгунья Антон Чехов. Ионыч Борис Васильев. Летят мои кони Василь Быков. Сотников Аркадий и Борис Стругацкие. Трудно Быть богом Борис Лавренёв. Сорок первый Александр Куприн. Поединок Екатерина Мурашова. Еласс коррекции Человек в обществе Что даёт человеку общество? Как я понимаю слова «человек — это общественное существо»? Почему самым страшным наказанием считается изгнание? Высшая цель человека — служение своей родине. Почему нам нужна похвала? Можно ли жить среди людей и быть свободным от общества? Почему мы нуждаемся в общении? Может ли общество сделать человека хуже? Почему говорят: «С кем поведёшься, от того и наберёшься»? Почему говорят: «На миру и смерть красна»? Любой ли человек ценен для общества? Оправдана ли с точки зрения общества жизнь «маленького человека»? Можно ли быть свободным в современном обществе? Какие поступки человека говорят о его отзывчивости? Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым? Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»? В каких поступках человека проявляется доброта? Какие жизненные впечатления помогают верить в добро? Важно ли уметь прощать? Как связаны великодушие и сострадание? Какого человека называют великодушным? Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека? Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других? В современном обществе нельзя быть свободным полностью / Свободным можно быть хоть где, важно осознать внутреннюю свободу (выбрать нужное). Общество делает человека человеком, т.к. человек — социальное существо. Общество даёт человеку защиту / цель жизни / лечение /…ничего не даёт (выбрать нужное). Изгнание страшно, т.к. человек не может полноценно жить без взаимодействия с другими людьми. Самое нужное для человека — это другие люди. В глазах общества любые поступки, даже смерть, получают смысл. Любой человек должен жертвовать собой ради общества, если он искренне желает этому обществу блага. Если перед человеком стоит нравственный выбор (выбор между двумя ценностями), он в любом случае окажется изменником и будет мучиться. Люди не осудят человека, который сделал выбор в пользу общественного, а не личного блага. Но он может таким выбором испортить свою жизнь/потерять индивидуальность. Выбирая собственную жизнь/собственное благополучие/благополучие и здоровье близких, человек рискует быть отвергнутым обществом. Совесть будет мучить человека, если он сделал неправильный выбор. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. В.И. Ленин «Партийная организация и партийная литература» Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения. А.С. Экзюпери. С кем поведёшься, от того и наберёшься. На миру и смерть красна. Пословицы Джейн Остин. Гордость и предубеждения Василий Аксёнов. Победа Лев Толстой. Война и мир Фёдор Достоевский. Идиот Михаил Булгаков. Собачье сердце Редьярд Киплинг. Книга джунглей Я не такой, как все Почему многие боятся казаться «белыми воронами»? Всегда ли нужно соблюдать требования общества? Что значит жить, опережая время? Могут ли «не такие как все» не быть отвергнутыми? Что лучше: отстаивать своё мнение или быть как все? Может ли один быть прав, а все остальные не правы? Почему иногда великими людьми восторгаются только после их смерти? Прокомментируйте высказывание Ф. Петрарки «Всякий, кто пытается выйти из общего стада, становится общественным врагом». Согласны ли вы со словами Андре Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мне­ние. Это не маяк, а блуждающие огни»? Почему человек может бояться высказать свою позицию? Жизнь в статусе белой вороны доставляет массу негативных переживаний, которые вызваны отношением других людей. В здоровом обществе белые вороны не должны становиться изгоями, если они не наносят однозначный вред обществу или отдельным людям. Если хочется жить спокойно, лучше быть как все, а если больше ценишь истину, лучше отстаивать своё мнение. Люди не всегда сразу принимают новые ценности и не могут при жизни великих людей объективно оценить важность их идей и действий. Общественное мнение может изменяться. На него нельзя ориентироваться. Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. Андре Моруа Всякий, кто пытается выйти из общего стада, становится общественным врагом. Почему, скажите на милость? Франческо Петрарка Кен Кизи. Пролетая над гнездом кукушки Ричард Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон Джейн Остин. Гордость и предубеждения Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита Уильям Голдинг. Повелитель мух Вражда Когда непонимание между людьми приводит к вражде? Нужно и можно ли проявлять великодушие к врагу? Любой ли поступок достоин прощения? Что значит достойно пережить поражение? Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»? Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде? Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды? Почему месть не помогает искоренить зло? Месть – это уничтожение или умножение зла? Почему желание мстить опустошает душу? Опасна ли месть для самого мстителя? Как вы понимаете слова: «Месть — это блюдо, которое нужно есть холодным»? Что такое «злорадство»? Почему люди часто радуются чужим несчастьям? Почему злорадство — приятное чувство? Почему люди ещё тысячелетия назад написали «око за око»? Что помогает человеку сделать нравственный выбор между местью и прощением? Мстительность — это качество сильного или слабого человека? Как вы понимаете слова Конфуция: «Перед тем как мстить, вырой две могилы»? Иногда месть необходима. Это сдерживает зло, не позволяет жестоким людям почувствовать вседозволенность. Нельзя преувеличить свои обиды. Чтобы не опуститься до мелочной мстительности, нужно хорошо и спокойно обдумать произошедшее. Месть требует ответственности мстителя, злорадство — бездеятельная месть, не требующая ответственности. —> Людям приятно злорадствовать, т.к. они чувствуют себя отомщёнными, но при этом не несут ответственности. Выражение «око за око» выражает принцип эквивалентности воздаяния. Недопустимо наказывать человека строже, чем он он заслужил. —> Одно око за око, а не два, один зуб за зуб, а не всю челюсть. Отказаться от мести имеет смысл, если месть не возвратит потерянного/ если тот, кому надо мстить, уже и так наказан жизнью/ если тебе религия не позволяет мстить/ если зло сделано случайно и т.д. Месть влечёт за собой радость на миг, наличие серьёзнейших проблем, вред самому себе. Желание отомстить за незначительную обиду может втянуть человека в серьёзную войну с соперником, в которой может не оказаться победителей. Непрощение — это серьёзнейшая проблема, которая сидит в человеке и больше вреда наносит ему самому. Анатолий Шарий Месть — это блюдо, которое нужно есть холодным. Английская пословица … Злобные языки никого не щадят, а дурные вести разносятся быстро. Есть люди, которые счастливы лишь тогда, когда заставляют страдать других. А. Моруа Вообще в каждом несчастии ближнего есть всегда нечто веселящее посторонний глаз — и даже кто бы вы ни были. Ф. Достоевский. Бесы А. Пушкин. Повести Белкина. Выстрел Агата Кристи. Десять негритят Артур Конан Дойл. Этюд в багровых тонах Агата Кристи. Убийство в «Восточном экспрессе» Владислав Крапивин. В ночь большого прилива Александр Пушкин. Дубровский Уильям Шекспир. Гамлет Джордж Мартин. Игра престолов Вмешательство в чужую жизнь Когда участие бывает хуже безучастности? Отзывчивость и навязчивость. Где грань? Где граница между отзывчивостью и бесцеремонностью? Что делать, если твою помощь не принимают? Кто хуже: эгоист или назойливый зануда? Вправе ли человек требовать отзывчивости по отношению к себе? Часто неравнодушие путают с навязчивостью. Не каждый человек, находясь в трудном положении, нуждается в участии. Нельзя помогать насильно. Каждый человек сам определяет, нужна ему помощь или он будет справляться с трудностями сам. Помогать людям в трудной ситуации надо в любом случае, даже вопреки их воле, так как они могут стесняться просить о помощи или быть слишком слабы для этого. Мы так боимся быть навязчивыми, что кажемся равнодушными. Э.М. Ремарк. Чаще всего тяготят окружающих те люди, которые считают, что они никому не могут быть в тягость. Франсуа де Ларошфуко Зануда – это человек, не умеющий отличить своих ценностей от чужих, своих значимостей от значимостей другого. Владимир Леви Всё равно я сделаю вас счастливыми. Шутка. Едва успеешь, стать полезным, как уже просят не мешать. Михаил Мамич Людмила Улицкая. Пиковая дама Анатолий Алексин. Безумная Евдокия Павел Санаев. Похороните меня за плинтусом

  • Почему человек совершает преступление итоговое сочинение
  • Почему чацкому так трудно поверить в то что софья выбрала молчалина сочинение 150 слов
  • Почему уменьшается численность белых медведей сочинение 7 класс в публицистическом стиле
  • Почему царевна лягушка так называется хотя не одна она героиня этой сказки сказка
  • Почему умирает душа сочинение