Добрый день.
Тема урока:Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в обществе».
Прочитайте! Отправной точкой нашего разговора был человек, точнее проблема человека. Разговор о сущности человека остаётся открытым по сей день. Человека изучают множество наук, но постижением человека изучает особая наука. Какая?
«Человек есть мера всех вещей»
Протагор
«Человек самое эксцентричное создание на Земле»
Эрих Фромм
«Человек есть принципиальная новизна в природе»
Николай Александрович Бердяев
«Человек – вольноотпущенник природы»
Иоганн Гердер
«Я царь – я раб, я червь – я Бог!»
Гаврила Романович Державин
Человек соткан из парадоксов:
- Человек – животное, но существует не в природе, а в обществе.
- У человека есть инстинкты, но руководствуется он в первую очередь разумом.
- Человек рожден в природе, но пытается подчинить её себе.
- Человек обладает естественными потребностями, но в первую очередь ориентируется на культурные стандарты.
- У человека есть разум, но есть и бессознательное.
- Человек имеет все, чтобы жить в дикой природе, но без длительного обучения и воспитания не может приспособиться к ней.
Запишите! Исключительность человека не только в том, что у него множество качеств и задатков. Человек настроен на множество программ, каждая из них, словно демон тащит его в свою сторону. Биологическая программа противоречит социальной, сознательное – бессознательному, инстинкты – культуре.
Человек – единственное живое существо, способное жить в состоянии абсурда.
Однако как можно говорить об уникальности человека, если он произошёл от обезьяны? У нас почти все гены такие же, как у наших животных предков. Но разве волки испытывают угрызения совести, разве пчёлы знают обычаи? По современной эволюционной теории человек произошёл от обезьяны. В 2-4% генов, отличающих нас от обезьян, уместились разум, творчество, культура. Да, животные могут жить в сообществе. Но всё, что происходит в их стадах, кланах, колониях, обусловлено инстинктом. Так, олениха воспринимает рождённого ею олененка вместе со средой. Перемещённая в другой лес, она может не узнать собственное чадо, отказаться от него.
— Человек – единственное в природе существо в природе, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов.
Утратив укорененность в инстинкте, человек оказался вынужденным приобщаться к окружающему миру. Люди создали общество, новую форму коллективной, совместной деятельности. В отличие от генетической памяти, память социальная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей, идеалов, форм деятельности общественного человека.
Устно! — Какие уровни анализа общества вам известны? Поясните их сущность?
Запишите! Уровень- Конкретно-исторический . Сущность-На этом уровне анализируются конкретные события, народы, государства. Наряду с описанием единичных фактов присутствуют обобщающие понятия и суждения
Уровень-Историко-типологический. Сущность-Обобщение, связанное с типологией общества
Уровень-Социально-философский. Сущность-Выделение, анализ всеобщих свойств общества
УСТНО! Первый этап: характеристика общества как системы. Какой уровень анализа мы будем использовать, выполняя это задание?
1 группа
- Каковы основные значения понятия «общество»?
- В каком значении использовано понятие «общество» в каждом из приведённых ниже высказываний?
- дверь в зал распахнулась, и его взору предстало довольно разношёрстное общество.
- Объединяя, как правило, людей широко образованных, смотрящих на вещи здраво и критически, дворянское общество и в XIX в. оставалось замкнутой группой, своего рода кастой, не принимавшей чужаков.
- Индустриальное общество разрешило ряд противоречий, существовавших на прежнем этапе развития, но при этом породило новые.
— Как называется научное направление, занимающееся теорией систем? (синергетика, первоначально возникла как физико-математическая теория)
2 группа
- Что такое система? Какие виды систем вам известны? Опираясь на обществоведческие знания и знания из других предметов, выберите из перечисленных характеристик те, которые отражают свойства любой системы:
- сохранение с течением времени своего состояния неизменным;
- наличное состояние позволяет точно определить последующее;
- постоянный обмен веществ с внешней средой;
- наличие взаимосвязанных элементов;
- несводимость целого к сумме частей, появление у целого свойств, отсутствующих у отдельных компонентов.
- Что позволяет утверждать, что общество является системой? Дайте характеристику общества как системы.
3 группа
- Дать характеристику социального института, как компонента общества. Охарактеризуйте функции социальных институтов. Приведите примеры, иллюстрирующие основные комплексы социальных институтов. Социальные институты.
Важнейшие жизненные потребности
Основные виды деятельности
Главные социальные институты
Потребность в воспроизводстве рода
Семейно-бытовая деятельность
Институт семьи и брака
Потребность в безопасности и социальном порядке
Политическая, управленческая, государственная деятельность
Политические институты, особенно государство
Потребность в средствах существования
Экономическая деятельность
Экономические институты, в первую очередь производство
Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров
Научная, воспитательная, образовательная деятельность
Институты науки, образования и культуры
Потребность в решении духовных проблем смысла жизни
Религиозная деятельность
Институт религии
- Соотнесите общественные институты и сферы жизни общества.
Институты
Сферы
А. государство
1. экономическая
Б. семья
2. политическая
В. школа
3. социальная
Г. церковь
4. духовная сфера
Д. финансовая система
Е. средства массовой информации
УСТНО! Есть ли в перечне институтов те, которые вы хотели бы отнести к нескольким сферам общественной жизни? Назовите их. Чем можно объяснить отсутствие жёсткого соответствия сфер и институтов?
Второй этап: социальная макротеория анализа исторического развития
— Какие подходы можно выделить для анализа исторического развития общества? В чём состоят трудности постижения прошлого? («история — ряд выдуманных событий по поводу свершившихся» Шарль Монтескье)
Издавна предпринимались попытки не только описать историю, но и осмыслить события и явления прошлого, увидеть за уникальным общее, повторяющееся.
Третий этап (при наличие времени):
— Остановимся на некоторых характерных чертах исторических типов обществ, выделенных в рамках теории постиндустриального общества.
1 группа
Сравните две поговорки: «От судьбы не уйдёшь» и «Городской воздух делает свободным». Умонастроение каких типов обществ выражает каждая из них?
2 группа
Символом какого исторического типа общества можно считать Книгу рекордов Гинесса? Ответ аргументируйте.
3 группа
Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду повторяющихся событий («колесо времен»), а человек индустриального общества – как прогресс («стрела времени»)?
Письменно, Запишите только ответы! . Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.
1.Социальная революция, экономическая реформа, общественный прогресс, социальная динамика, коренные преобразования.
2. Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие научному пониманию истины.
1) знание, выраженное в доступной форме
2) знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом
3) знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека
4) знание, соответствующее интересам субъекта
5) знание, имеющее широкие возможности для распространения
6) знание, которое разделяет большинство людей
3. Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поступление в институт 2) занятия в художественной студии
3) изучение математики 4) получение профессии архитектора
5) опыт создания собственных работ 6) выбор профессии
4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека предполагает возможность реализации им своих интересов и потребностей.
Б. Единственным ограничением свободы человека являются его моральные принципы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:1) постиндустриальное общество 2)отношение 3)традиционное общество 4)эволюция 5)революция 6)подъем 7)прогресс регресс 9)простая форма
6. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс».
1) реформа 2) эволюция 3) революция 4) застой 5) скачок 6) спад
7 . Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы. Сначала укажите в чем заключается взаимосвязь, затем пример её иллюстрирующий. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
8. В стране Z наблюдается компьютеризация и информатизация общества. Большое количество людей заняты в сфере услуг. Какой тип общества складывается в стране Z? Назовите любые другие три признака, позволяющие сделать такой вывод.
9. На сколько данная тема была интересной и полезной. Обоснуйте сой ответ.
Эссе на тему “Я свободная личность”.
Один молодой человек у меня недавно спросил, стала бы я мстить своему неприятелю, который в прошлом причинил мне боль и страдания, подвернись мне такая возможность в настоящем? Абсолютно не задумываясь, я ответила: «конечно, нет» и тут же перевела тему. Вопрос меня совсем не заинтересовал и даже показался примитивным. Сейчас я немного жалею, что так поступила. Ведь вопрос был задан не из праздного любопытства, а действительно волновал его, и он надеялся на более развёрнутый ответ. А по моему сухому «нет», скорее всего, он подумал, что я просто боюсь мстить. Боюсь навязанных мне моральных установок или закона того государства, в котором живу, или, быть может, Бога. А раз боюсь, то, значит, я – не свободна.
Но это не так. И как раз именно в этой ситуации я считаю себя свободной.
А теперь поговорим о свободе. Свобода… Это сладкое слово пленит и будоражит наш ум, представляясь чем-то еле уловимым, лёгким и бесконечно желанным…
Но дело в том, что в моём понимании термин «свобода» имеет смысл только в сочетание с приставкой «внутренняя».
Ведь мы рождаемся в определённых заданных условиях. А далее, даже если нам и удаётся в большей или меньшей степени выбирать и строить свой жизненный путь самостоятельно, то мы всё равно находимся в постоянном взаимодействии с внешним миром, куда входит бесконечное число влияющих на нас факторов. И даже изолируй себя по максимуму от социума, абсолютная внешняя свобода всё равно остаётся невозможной, потому что существует климат и природа, животный и растительный мир, и даже наше тело со своими возможностями.
Так есть ли смысл говорить о внешней свободе? Найдём ли мы по-настоящему свободных личностей среди нас здесь или даже всего человечества?
Безусловно, каждый может быть свободным в той или иной степени в том или ином своём выборе. Но всё это будет очень ускользающим и непостоянным даже для нас самих, ведь та внешняя свобода, за которую мы боремся или достигаем сегодня, уже завтра может восприниматься нами совсем иначе.
Поэтому мне хочется выйти на другие мысли. Сказать о той самой внутренней свободе, которая может стать чем-то устойчивым, непоколебимым, пройти с нами через всю жизнь, действительно окрыляя и делая нас по-настоящему счастливыми.
Отвечу, что же тогда для меня внутренняя свобода? А моя внутренняя свобода – это свобода лишь от себя.
Да, я действительно считаю, что самый сладкий и самый страшный возможный плен нашей жизни – это не нормы морали, общественное мнение или законы государства. А это наши иллюзии в восприятии и оценке всего происходящего. Наш глубоко субъективный и порой эгоистичный взгляд на мир.
И для меня – освободиться от себя самого – это и значит обрести её – Свободу. Истинную Свободу.
Здесь на ум приходит поясняющее слово «чистота». Или некое внутреннее спокойствие, гармония, парение души, достигаемые лишь через избавление, разгрузку и очищение.
Возвращаясь к той истории про месть – всё же очень просто. Ведь сразу, как только я испытываю хоть малейшее желание отомстить – я становлюсь рабом. Рабом своих негативных разрушающих мыслей и чувств: возмущения и обиды, чувства жалости к себе, гордыни и разочарования в другом человеке, быть может, даже злости или ненависти, гнева и ярости.
В каждой нашей реальной истории, оставляющий негативный отпечаток, список таких эмоций может быть очень разнообразный. Это может не обида и желанная месть, а другая тематика и, например, такие чувства как ревность, жадность или зависть.
Убедить себя в чем-либо с позиции здравых мыслей или вовсе запретить себе не чувствовать – очень же сложно, порой до безумия сложно.
Но когда на аналогичный вопрос о мести, но уже с конкретизацией имён из своего прошлого, я искренне без капельки сомнения могу ответить (и не потому что боюсь, а потому что совершенно не хочу) те самые: «конечно, нет» – то именно в этот миг она – моя, а мы едины: я и моя Свобода. И она именно такая как её представляю: воздушная и тёплая, обволакивающая и возносящая в Небо …
Перестроить себя и научиться достигать такого состояния сложно. Но ведь чем сложнее путь, тем ценнее и дороже победа. И испытав такое уже не раз, я бы хотела именно такой свободы для себя как можно чаще. Мне даже видится, что это один из смыслов нашей жизни – обретения именно такого восприятия и осознания понятия «свободы».
И от всего сердца хотела бы пожелать именно такую внутреннюю свободу всем людям.
Свободу в неуязвимости и независимости своего сознания и своей души в восприятии мира от своей же(!) неверной эмоциональной или мысленной реакции на внешние раздражители.
Свободу в объективности и непредвзятости, чистоте и ясности сознания, терпимости и сострадании, осознанности всех своих мыслей и поступков, доброте и великодушии.
Свободу жить в наслаждение и счастье, не тратя время и самое главное внутренние силы на работу, которую в действительности есть кому выполнять.
***
Обретаю свою Свободу только когда
Не питаю досады, обиды и зла,
Очищая себя – освобождаюсь.
Не сужу никого, а прощая врага
От души я ему улыбаюсь.
И тогда как прекрасна свобода моя!
Тёплым светом внутри наполняюсь,
Я парю в небесах, наслаждаясь.
И завишу… но уже от свободного взмаха крыла…
Растянуть этот сладостный миг так стараюсь!
Во все времена свобода высоко ценилась, люди жаждали ее, отдавая подчас собственные жизни за одну только идею свободы. Многие войны и революции разгорались на почве того, что одни хотели свободы, а другие ее притесняли.
Живущий в современном обществе человек может считать себя свободным с в достаточно большой степени. Он наделен гражданскими правами, что дает ему возможность действовать в правовом поле, он может достаточно свободно передвигаться по всему миру и может выбирать вероисповедание, политические взгляды, формы самовыражения и реализации своих талантов, а также образ жизни в целом. Миллионы людей в прошлом могли о таком только мечтать.
Однако, если вдуматься, то абсолютной свободы не существует. Человек, как бы он ни хотел быть полностью независимым, все равно должен думать о пропитании, например. Поэтому он связан необходимостью зарабатывать деньги. Его свобода кончается там, где начинаются права другого человека. Также свобода человека ограничивается этическими и моральными нормами. Люди, как это ни странно, часто делают выбор в пользу комфорта и обеспеченной жизни, ущемляя свою свободу.
Итак, какой можно сделать вывод? Свобода – понятие эфемерное и разноплановое. Все к ней стремятся, но получив ее, иногда не знают, что с этим делать. Наши свободы в цивилизованном обществе существенно ограничиваются требованиями этого самого общества, но это и к лучшему. Все мы – свободные люди, но каждый по-своему связан обязательствами, привязанностями и необходимостями.
Понятие свободы для каждого человека сугубо личное, и представление о ней неоднозначны. В современном мире свобода является культовой ценностью, но при этом все понимают её по-разному.
В моем понимании свобода – это заниматься своим любимым делом, приносить радость и хорошее настроение своим родным и близким. Для меня эта ценность никак не связано с патриотическими и политическими взглядами. Это только глубоко личное состояние души, когда чувствуешь себя счастливым человеком при любом финансовом разладе Хотя для многих людей свобода заключается в том, что бы быть финансово независимыми. Но стоит помнить о том, что деньги сами по себе не могут дать никакой свободы. Таким образом, если главной целью для человека являются финансовые ресурсы, то таких людей вряд ли можно назвать свободными. Поскольку в таких случаях человек просто стает их заложником, но никак не свободной и независимой личностью.
Поэтому много зависит не от количества денежных средств, а от человеческих намерений, а также от отношения к ним. С каждым годом все больше можно услышать о свободе в отношениях, или как это еще принято называть в обществе «свободная любовь». Но разве такое утверждение правильно? Лично я считаю, что отношения, которые строятся без всяких либо обязательств это увлечения слабых и неуверенных в себе людей, а таких люди никак не могут свободными, поскольку они всегда боятся ответственности.
А быть свободным означает полностью давать себе отчет за проделанные поступки и быть в ответе за них. Поэтому я считаю, что отношения без обязательств не стоит ставить на один ряд вместе со свободой. Многие люди также утверждают, что свобода заключается в том, что бы удовлетворять свои прихоти и всевозможные страсти. В основном это не религиозные люди, для которых ублажение собственных влечений стоит на первом месте. Они не остановятся, пока не добьются желаемого результата.
В таких поступках очень часто отсутствует совесть и здравый смысл в целом. А как нам всем известно, свобода появляется тогда, когда мы перестаем быть зависимыми от наших страстей.
Следовательно свобода — это очень глубокая ценность, которая имеет разное значение для каждого из нас. Она зависит от наших желаний, намерений, а также от нашей жизненной позиции. По настоящему свободный человек, поистине может быть счастливым, потому что не каждому дано возможность её понять и открыть для себя в правильном облике.
Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. Уже известны направления, которые будут предложены выпускникам, поэтому мы предлагаем более детально разобрать каждое из них и возможные темы сочинений, а также узнать, какие советы по подготовке к первому экзамену дают ученикам опытные педагоги и репетиторы.
Итоговое сочинение 2022
Итоговое сочинение – допуск школьников к ЕГЭ в 11 классе. Проводится в первую среду декабря и оценивается по системе «зачет/незачет». Важно успешно сдать экзамен, чтобы получить право участия в ЕГЭ. Написание сочинения не составит труда, если заблаговременно начать подготовку и знать содержание нескольких литературных произведений.
Важно! Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.
ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:
- 1 декабря 2021 года – основной поток;
- 2 февраля 2021 года – первый резерв;
- 4 мая 2022 года – второй резерв.
Требования лояльнее, нежели критерии ЕГЭ, установленные ФИПИ. При «незачете» сочинение можно переписать еще 2 раза в учебном году. Пересдача будет доступна в таких случаях:
- Ученик не посетил экзамен по уважительной причине, подтвердив отсутствие официальным документом (не подойдут причины «проспал», «опоздал на маршрутку», а также любимые школьниками «семейные обстоятельства»).
- Ученик не смог завершить работу по состоянию здоровья (резко ухудшилось самочувствие на сочинении).
- Учащийся получил «незачет».
Обратите внимание! К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.
Направления и темы 2022 года
Важно! Темы итогового сочинения 2021-2022 года никто не может знать заранее. Их оглашают уже после начала экзамена. Но в начале года выпускникам сообщают, какими будут основные направления, по которым можно будет писать итоговое сочинение в 2022 году.
Материал данной статьи опирается на официальное письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.
В письме говорится о том, что в 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким четырем актуальным темам.
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Преступление и наказание — вечная тема.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Вот краткие пояснения к каждой теме, представленные на официальном сайте ФИПИ.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Возможные темы итогового сочинения по литературе в 2022 году к направлению «Человек путешествующий»:
- Каким путём человек идёт к самому себе?
- Любовь как путь самопознания.
- Что может исказить жизненный путь человека?
- Какие цели важно ставить на жизненном пути?
- Как обрести счастье?
- Возможен ли жизненный путь без ошибок?
- Чем путешествия обогащают личность?
- Зачем люди отправляются в путешествие?
- Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
- Путешествие — способ познания себя и мира.
- Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
- Каковы цель и смысл жизни человека?
- Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
- Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
- Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
- Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
- Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
- Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
- Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
- Что значит «идти по жизни своим путём»?
- Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
- Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
- Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
- Зачем люди отправляются в путешествие?
- Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
- Чем путешествия обогащают личность?
- Что значит: идти ногу со временем?
- Что человек ищет в путешествиях?
- Почему люди хотят путешествовать?
- Как путешествия развивают личность?
- Чему человек может научиться в путешествии?
- Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
- Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
- Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?
- Как выбрать свой жизненный путь?
- Как не сбиться с жизненного курса?
Рекомендованная литература
Большие произведения | Короткие произведения |
Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» «Путешествие из Петербурга в Москву» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Джеймс Джойс «Эвелин» Ч. Айтллатов «И дольше века длится день» Л.Н. Толстой «Война и мир» А.Т. Твардовский «Василий Тёркин» Н.С. Лесков «Очарованный странник» А.С. Грибоедов «Горе от ума» Н.В. Гоголь «Мёртвые души» М.Ю. Лермонтов «Мцыри» А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» Л.Н. Толстой «Война и мир» Р. Брэдбери «И грянул гром» Г. Уэллс «Машина-времени» Д. Лондон «Любовь к жизни» | О. Генри «Дороги, которые мы выбираем» В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Э. Форстера «По ту сторону изгороди» А. Платонова «Неизвестный цветок» К.Г. Паустовского «Телеграмма» О. Генри «Мишурный блеск» А. Платонова «Юшка» Ф. Брауна «Приказ есть приказ» |
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
В направлении «Цивилизации и технологии…» в 2022 году могут быть предложены такие темы сочинений по литературе:
- Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
- Как развитие технологий повлияло на общество?
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
- Чем опасен технический прогресс?
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
- Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
- Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
- Можно ли обойтись без науки в современном мире?
- Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Как ученый должен относиться к научным открытиям?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- Каким должен быть технический прогресс?
- К чему могут привести научные открытия?
- Какие научные открытия опасны?
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
- Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Какие опасности таит в себе технический прогресс?
- Что значит «разумное использование технологий?
- Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
- Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
- Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
- Что значит быть современным?
- Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
Рекомендованная литература
Большие произведения | Короткие произведения |
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита». Чернышевский «Что делать?» Шолохов «Поднятая целина» Р. Брэдбери «Вельд» В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой» Ж. Верн «Вверх дном» Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой» Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка» Ч. Айтматов «Плаха» А. Платонов «Котлован» А.И. Куприн «Олеся» И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени» М. Замятин «Мы» | Р. Брэдбери «И грянул гром» В. Шукшина «Микроскоп» М. Гелприна «Свеча горела» Р. Брэдбери «Все лето в один день» Р. Брэдбери «И все-таки наш» У. Эко «Оно» Р. Шекли «Лавка миров» |
Преступление и наказание — вечная тема
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
Для тех, кто в 2022 году для себя выбрал направление «Преступление и наказание…» актуальными будут такие темы итогового сочинения:
- Что значит быть совестливым человеком?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Что можно считать преступлением?
- Война: преступление или подвиг.
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- В чем опасность преступлений?
- Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
- Почему важны оправдательные приговоры?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Совместимы ли гений и преступление?
- Почему люди совершают преступления?
- Какие преступления нельзя простить?
- Можно ли оправдать преступление?
- Достоин ли преступник сочувствия?
- Может ли преступник раскаяться в содеянном?
- Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
- Как бороться с преступностью?
- Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
- Что такое совесть?
- Что значит быть совестливым человеком?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Нужно ли быть милосердным к преступникам?
- Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
- Что помогает человеку искоренять зло в себе?
- Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
- Каковы могут быть причины преступлений?
- Почему за преступлением следует наказание?
- Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
- Свобода и ответственность в жизни человека.
- Что значит быть совестливым человеком?
- Можно ли простить человека, совершившего преступление?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Какую роль играет совесть в жизни человека?
- Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
- Можно ли искупить свою вину?
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
Рекомендованная литература
Большие произведения | Короткие произведения |
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души» «Война и мир» «Дубровский» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» «Песня про купца Калашникова» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Эдгар По «Сердце-обличитель» А. Островский «Гроза» Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» И. Тургенев «Муму» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль» А.Н. Островский «Гроза» А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка» Л. Андреев. «Иуда Искариот» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» | Л. Андреева «Предстояла кража» О. Генри «Родственные души» А.П. Чехова «Злоумышленник» Р. Матесона «Кнопка, кнопка» |
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
Творческое направление 2022 года может быть представлено одной из таких тем:
- Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
- Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
- Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
- Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?
- Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
- Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
- Нужно ли читать книги в XXI веке?
- Какие книги вдохновляют современную молодежь?
- Может ли книга помочь разобраться в себе?
- Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
- Как искусство влияет на личность?
- Какой вид искусства Вам ближе и почему?
- Как музыка влияет на людей?
- Зачем человек слушает музыку?
- Какой фильм Вы можете назвать шедевром?
- «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
- Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
- Кумиры моего поколения: какие они?
- Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
- Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
- В какой книге изображён портрет современного поколения?
- Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
- Какие произведения искусства делают вас счастливым?
- Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
- Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
- Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
- Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
Рекомендованная литература
Большие произведения | Короткие произведения |
Н.В. Гоголь «Портрет» Л.Н. Толстой «Анна Каренина» А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет» Островский «Лес» А.М. Горький «На дне» М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч» Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письма «Большое в малом», «Самое большое», «Самая большая ценность жизни») Л. Андреев. «Иуда Искариот» Д.И. Фонвизин «Недоросль» Юлия Кузнецова «Помощница ангела» И.А. Гончаров «Обломов» Лермонтов «Герой нашего времени» М. Шолохов «Судьба человека» И.С. Тургенев «Отцы и дети» А. Грин «Алые паруса» М. Горький «Старуха Изергиль» Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» А.Н. Куприн «Гранатовый браслет» А. Н. Толстой «Русский характер» А. С. Грин «Зелёная лампа» Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» | М. Гелприна «Свеча Горела» Н. Тэффи «Мой первый Толстой» О. Генри «Последний лист» |
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
В данном направлении возможны такие темы:
- Всегда ли общество ценит достойных людей?
- Нужны ли перемены современному обществу?
- Что такое общественная справедливость?
- Бывает ли общественное мнение ошибочным?
- Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
- Кто счастлив на Руси?
- Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
- Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
- Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
- Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
- Что значит «любить Родину»?
- В чем польза и опасность патриотизма?
- Как нужно относиться к своей Родине?
- Как сделать Россию лучше?
- Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
- Как связаны человек и государство?
- Как связаны общество и государство?
- Какие перемены опасны в обществе и государстве?
- Каким образом можно улучшить общество?
- Как можно улучшить государство?
- Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
- Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
- Может ли государство быть справедливым ко всем?
- Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
- Какими качествами должен обладать счастливый человек?
- Что такое репутация человека в обществе?
- Что значит «быть в ладу с самим собой»?
- Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
- Может ли один человек изменить общество?
- Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
- Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
- Что делает человека подлинно счастливым?
- Всегда ли общество ценит достойных людей?
- Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
- Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
Список литературы для данного направления итогового сочинения 2021-2022 года будет включать такие произведения:
Большие произведения | Короткие произведения |
Л.Н. Толстой «Война и мир» М. Шолохов «Тихий Дон» И.С. Тургенев «Отцы и дети» В. Маяковский «Прозаседавшиеся» Н. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель» И. Гончаров «Обломов» А. Чехов «Человек в футляре» М. Салтыков-Щедрин «История одного города» А. Островский «Гроза» А. Грибоедов «Горе от ума» Д. Фонвизин «Недоросль» А.С. Пушкин «Медный всадник» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» А.С. Пушкин «Станционный смотритель» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Н.С. Лесков «Очарованный странник» Н.С. Лесков «Левша» М. Булгаков «Собачье сердце» М. Горький «На дне» М. Горький «Старуха Изергиль» | Л.Н. Толстого «Три вопроса» М.Е. Салтыкова-Щедрина «Добротели и пороки» А. Платонова «Юшка» А.П. Чехова «В аптеке» А.П. Чехова «Размазня» А.П. Чехова «Темнота» В. Шукшина «Обида» |
Критерии оценивания
Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).
К работе предъявляются два основных требования:
- Требование №1. «Объём итогового сочинения»
- Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
- «Соответствие теме»;
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
- «Композиция и логика рассуждения»;
- «Качество письменной речи»;
- «Грамотность».
Важно! Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:
Читайте также:
- Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение
- Критерии сочинения ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
- ЕГЭ по литературе в 2022 году
Художница Марина Абрамович провела в рамках цикла «Встречи вне границ» от высшей школы «Среда обучения» открытую лекцию об особенностях жанра перформанса и его связи с другими видами искусства и ответила на вопросы зрителей. Публикуем несколько цитат легенды перформанса.
Гендер
Гендер для меня не важен, и женский аспект тоже. Во всех своих интервью я заявляю, что я не феминистка. Я всегда говорю, что я ношу на себе женское тело и я художник. Но я не считаю себя женщиной-художником, мужчиной-художником, трансгендерным художником, геем-художником, лесбиянкой-художником и так далее.
Я считаю, что бывает хорошее и плохое искусство, а гендера у искусства нет.
Но то, что женщина может рожать, давать жизнь, проходя для этого через крайнюю степень боли, — это тот опыт, которого нет у мужчин. И, возможно, болевой порог у женщины действительно выше, чем у мужчины.
Боль
Для меня важно, что в перформансе все по-настоящему. Энергия реальна, боль реальна, ножи реальны, кровь реальна. Это не театр: вы сами становитесь театром и реквизитом. И это позволяет вам заглянуть глубоко в себя и претерпеть настоящее преобразование.
Этика
В 60–70-е годы XX века, когда стали возникать хеппенинги и появилось концептуальное искусство и искусство перформанса, изменения были настолько радикальными, что наше нынешнее отношение к этике и морали тогда было немыслимым. <…> Мне кажется, что ограничения, когда все подсознательно разделяется на корректное или некорректное, что‑то забирают у искусства.
Искусство должно быть свободным, должно иметь свободу выражения и обеспечивать свободный взгляд на мир.
И часто взгляд искусства на мир отличается от общественного, от политического, он совсем другой. <…> Мне кажется, искусство должно показывать не то, что возможно, а то, что невозможно в обществе.
Смерть и бессмертие
Когда мне исполнилось семнадцать, я заплакала, потому что меня посетила мысль о собственной смерти: сейчас мне семнадцать, но потом я умру, и это все кончится. Я думаю об этом каждый день без исключения.
И каждый раз, когда я думаю о смерти, я могу сильнее наслаждаться жизнью. Потому что мы, концентрируясь на этой эмоции, начинаем думать о том, что на самом деле важно.
Жизнь может прекратиться в любой момент. Прямо сейчас, пока мы говорим, на нашу планету может упасть астероид и всех нас уничтожить.
Для меня достижение бессмертия возможно через искусство. <…> Сами мы одноразовые, мы проживаем одну жизнь, умираем и остаемся в прошлом. Но меня интересует нематериальное бессмертие, если можно так выразиться. Если задуматься о самом важном виде искусства, то главной будет музыка. У нее нет предмета, это что‑то беспредметное, существующее между исполнителем и слушателем. Это не скульптура, не живопись, не фильм, который надо проецировать, — это просто звук, который сам распространяется везде. Следующим вариантом бессмертия для меня является перформанс, который существует таким же образом. <…> Перформанс нравится мне своей нематериальностью: его нельзя потрогать, он просто существует и полностью завязан на эмоции и памяти.
Искусство как хобби
Мне не очень нравятся «воскресные» художники, я не очень в это верю. Мне кажется, что быть художником — значит иметь ДНК художника, быть одержимым, полностью отдаваться искусству, любить его всем сердцем. Все или ничего — вот что отличает настоящего художника. Если ты художник, то ты художник всегда. Нельзя быть художником на полставки.
Есть люди, которые днем работают в офисе, а после работы занимаются живописью или еще чем‑то. Мне не очень нравится, как такие люди видят искусство. Я по жизни не люблю компромиссы. Что заставляет ваше тело открываться, что наполняет ваше сердце любовью? Ваша работа? Тогда просто занимайтесь работой, полностью, со всей отдачей.
Если работа вас не удовлетворяет и вы в свободное время занимаетесь искусством, то вы все делаете вполноги и ничему не отдаетесь в полной мере. Найдите то, что вас зажигает, и делайте это.
Мари Кондо, женщина, которая писала про искусство уборки, говорит, что то, что вам не приносит удовольствие, необходимо выкидывать. Этот рецепт сейчас очень популярен на Западе. <…> Мне кажется, что это применимо не только к уборке, а ко всему в нашей жизни. Нужно оставлять только важное, только самую суть, а все остальное — в мусорку.
Подробности по теме
Основное правило — выбросить все. Мари Кондо объясняет, как навести порядок в документах
Основное правило — выбросить все. Мари Кондо объясняет, как навести порядок в документах
Пандемия
Поначалу я ненавидела перформансы по зуму: картинка плохая, качество плохое, ничего не понятно. На самом деле я еще не видела ни одного хорошего перформанса по зуму. Но я сама проводила несколько перформансов, которые транслировались онлайн.
Мне кажется, что у цифровых технологий огромный потенциал. Но я считаю, что перформанс — про живое соприсутствие со зрителем. <…> Надеюсь, рано или поздно я смогу взаимодействовать с живой аудиторией. <…>
Благодаря пандемии я провела много времени сама с собой. Я проводила время на природе, читала книги, часами смотрела на реку. <…> Изоляция вскрыла страх одиночества, но это самое важное состояние для перформера и художника.
Любовь
Любовь — это все. Любовь — одна из важнейших человеческих эмоций, все начинается с любви. Если человек не способен любить, то ситуация очень печальна.
Любовь всегда связана со страданием, но не стоит бояться страдания. Любовь и страдание идут рука об руку. Любовь не приносит бесконечную эйфорию, рано или поздно она приносит боль. И не нужно закрываться от этого, нужно впитывать это страдание, извлекать урок и идти дальше. <…>
У меня есть совет для молодых художников: никогда не влюбляйтесь в художников.
Я, правда, не последовала этому совету, трижды влюблялась — но ничего хорошего из этого не выходит, всегда происходит катастрофа. По очень большому количеству причин — не советую.
Подробности по теме
Разговор Элены Ферранте с Мариной Абрамович об одиночестве искусства
Разговор Элены Ферранте с Мариной Абрамович об одиночестве искусства
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
Что такое свобода. Свободен ли я?
(сочинение-рассуждение)
Человек всегда во все времена стремился к свободе. Только понимание свободы у всех разное.
Я думаю, что свобода — это, в первую очередь, свобода от предрассудков. Предрассудки ограничивают способности человека, так как в большинстве случаев основаны на ошибочных знаниях и выводах.
Свобода — это свобода выбора. Человек должен сам выбирать, где ему учиться и работать, где ему жить.
Свобода — это разумные законы и разумное подчинение им. Законы должны основываться на уважении к личности. Справедливые законы обеспечивают человеку свободу.
Свобода — это свобода слова, печати, мысли. Человек должен иметь право думать и говорить то, что думает. Всякое мнение, даже ошибочное, заслуживает уважения. Нет плохих мнений, плохих вкусов. Есть разные.
Свобода — это возможность самому принимать решения и нести за них ответственность. Запрещение чего-либо мы, подростки, воспринимаем как ограничение свободы.
Сегодня я имею право выбирать место учебы, любимое занятие, друзей. Я могу выбирать, какую книгу прочесть, какую музыку слушать. Я не свободна от мнения окружающих. И если я в чем-то не согласна с большинством, это не значит, что я бросаю вызов. Я хочу утвердиться как личность.
Я понимаю, что свобода внутренняя более важна, чем физическая.