Почему чехов назвал свой рассказ мальчики краткий ответ

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 133-134. укм школа россии1. попробуй объяснить, почему

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 133-134. 

УКМ «Школа России»

1. Попробуй объяснить, почему Чехов назвал рассказ «Мальчики».

Героями этого рассказа были два мальчика, два гимназиста. Автор назвал рассказ по его главным героям.

Он мог бы назвать рассказ по событиям, которые в нём описаны, например, «Побег в Америку», или по главной мысли, например, «Не подумав, не начинай». Но Чехов назвал рассказ «Мальчики» и это название звучит с доброй иронией. Оно выражает его отношение к героям.

2. Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу? Приведи примеры из текста.

Семья Королёвых кажется мне очень дружной. Родители искренне любят детей, дети любят родителей. Приезд любимого сына стал настоящим праздником. К нему выскочили все, обнимали, целовали, шумели.

Родители и дети вместе занимаются различными делами, например, украшают ёлку. У них общие интересы.

При этом родители стараются уважать детей. Даже когда Володю вернули домой, отец не стал его наказывать, а просто поговорил в кабинете.

3. Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Неудачный побег изменил отношение Володи к семье. В начале рассказа он кажется отстранённым, занятым своими мыслями. В середине его начинают одолевать сомнения, он уже не хочет бежать, потому что понимает, как это отразится на любимых родителях. 

Мальчик понял, что нет ничего дороже семьи и близких людей.

4. О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?

Мальчики мечтали сбежать в Америку. Они хотели стать разбойниками, работать на плантациях, сражаться с дикарями, добывать золото и жениться на красавицах.

Эти мечты не могли сбыться. Ведь реальная жизнь совсем иная. Она не похожа на страницы авантюрного романа.

Да и не смогли бы мальчики добраться до Америки, ведь они не представляли себе всех трудностей этого предприятия.

5. Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?

Мне нравятся эти мальчики. Они целеустремлённые, у них есть мечта. Они наивные, но добрые. Они никому не хотели зла. А что сбежали… Так все мальчишки должны иногда сбегать в Америку, просто потому что любой мальчик мечтает быть героем.

Герои решились на побег, потому что были глупыми и самонадеянными, они мало знали и плохо представляли предстоящие трудности. Но им хотелось быть храбрыми и необычными, как герои прочитанных романов.

6. В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?

Первая встреча происходит после долгой разлуки. Близкие рады приезду Володи, его тормошат и целуют.

Вторая встреча происходит после неудачного побега. Володю снова встречают криками, но теперь в них нет радости.

Эти встречи похожи тем, что в них задействованы одни и те же персонажи.

Они различаются настроением героев.

7. Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?

Это скорее смешное произведение, потому что трагедии в нём не случилось, а само событие представлено автором с юмором.

8. Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.

Мне кажется, что автор не осуждает мальчиков, потому что редкий мальчик не мечтает убежать в Америку или улететь в космос. Автор понимает, что все мальчики так устроены и всегда остаются наивными мечтателями.

Чехов относится с юмором к поступку своих героев. Мы видим, как он смешно обыгрывает фамилию Чечевицын, как описывает наивные и смешные планы мальчиков, как рассказывает о надеждах сестёр на золото, и так далее.

Но введя в рассказ переживания Володи, показав, как он вернулся домой, автор пытается предупредить читателей о том, что так поступать нельзя. Всегда нужно думать о последствиях своих поступков, о том, как они отразятся на близких людях.

9. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в рабочую тетрадь.

Рассказ о подобной ситуации для 4 класса

Однажды мы с братом гостили у бабушки в деревне. 

Игорь прочитал роман Фенимора Купера и вообразил себя настоящим индейцем. Он сделал лук и стрелы, а потом решил сбежать в лес и жить в шалаше.

Мы вместе построили в рощице шалаш, и Игорь сказал, что сегодня домой не пойдёт. Он хотел заночевать в лесу, жечь костёр и печь картошку.

Я ушла домой и рассказала про это бабушке. Бабушка улыбнулась и сказала, что в нашем лесу хищников нет, так что пусть ребёнок поиграет.

Игорь вернулся с заходом солнца. Он был сильно покусан комарами и весь чесался. Он сказал, что современные индейцы спят дома, а вот охотиться ходят в лес. Но только днём.

10. Рассмотри иллюстрации в тексте и кратко опиши эпизоды, которые изображены.

На первой иллюстрации мы видим первый приезд Володи. Он в тёплой одежде, приближается Рождество. С ним рядом его товарищ Чечевицын. Они окружены младшими сёстрами Володи. Рядом сидит собака Милорд.

На второй иллюстрации мы видим Володю и Чечевицына в их комнате. Володя говорит, что не поедет, потому что ему жалко маму, но Чечевицын решительно убеждает его бежать.

1

Этап определения темы и цели урока учащимися (5м)

Речевая разминка.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?(2 сл)

Ребята, посмотрите на картинки, из каких произведений они? Кто
является автором этих произведений? (3сл)

Да, абсолютно верно, сегодня речь будет идти о жизни и
творчестве…А.П.Чехова

Посмотрите на слайд, здесь представлен его портрет.(4 сл)

О каком же произведении мы будем говорить…? Ребята, у нас в классе
есть девочки и..?  Вот и наше сегодня произведение называется «Мальчики». 19
ноября отмечается день Мужчин, девочки, не забудьте поздравить своих
мальчиков!

А чем мы сегодня на уроке будем заниматься? Какая цель урока?
Посмотрите на слайд, здесь есть подсказка, с помощью которой Вы можете сформулировать
цель нашего урока сегодня.(5 сл) ( На уроке я буду читать произведение
о….Сегодня мы познакомимся с…на уроке я узнаю…, научусь.. буду размышлять о…)

-Чехов
А.П.


здесь произведение написано задом наперед. Мальчики.

-мальчики.

-А.П. Чехов и его произведение «Мальчики»

-Познакомиться с творчеством А.П.Чехова и его
произведением «Мальчики»; учиться правильно  и  выразительно читать
произведение; отвечать на вопросы; делить текст на части.

П- Слушать и делать самостоятельные простые выводы; Отвечать на
простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную
информацию в учебнике.

К- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать
свою точку зрения на события, поступки.  Читать вслух и про себя тексты
учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать
прочитанное.

Л- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных
текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Р- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно.

Этап открытия новых знаний(20м)

Работа в парах.

Послушайте биографию автора по частям.

Внимательно слушая, составьте план рассказа со своим соседом по
парте. Каждый пункт плана должен быть озаглавлен с помощью одного слова.

 1.Антон Павлович Чехов – один из  известнейших на весь
мир писателей. Он родился в 1860 году в городе Таганроге, в семье мелкого
торговца. Отец разорился (довёл своё состояние до нищеты) и переехал в
Москву. Антон остался один в Таганроге.

2.Антон учился в гимназии (учебное заведение),
зарабатывал на жизнь частными уроками. Его писательский талант проявился уже
в гимназии. В 19 лет он поступил на медицинский факультет Московского
университета, через пять лет получил звание врача. 

3.Ещё студентом Чехов начинает печатать
маленькие рассказы в юмористических журналах. Эти произведения приносят ему
популярность. Чехов становится известен не только в России, но и во многих Европейских
странах.

4.Основная тема рассказов, повестей, пьес,
написанных Чеховым – это жизнь обыкновенных людей. В настоящее время имя
Чехова является одним из самых популярных в мировой литературе.

Давайте проверим, какой план у Вас получился.

Словарная работа. В новом произведении вам встретятся новые
или малознакомые слова. Я предлагаю 1 ряду посмотреть в словарях определение
слов:
розвальни,
кучер, бизон

башлык,. Второму ряду: пампасы, флигель, сюртук, Калифорния,
джин. И 3 ряду: полоскательная  чашка, самоеды, урядник, мустанги.

Зная название и некоторые слова из произведения, попытайтесь
предположить, о чём пойдёт речь. ( Дети высказывают свои предположения).

Я начну читать произведение, а Вы продолжите, внимательно
слушайте. («Володя приехал!- крикнул кто-то во дворе…» до «Когда первый порыв
радости прошел, Королевы заметили, что кроме Володи, в передней находился еще
один маленький человек»). Ребята, как встретила семья Володю? А как Вы
думаете, кто же приехал с Володей? Что же случится дальше?

Дальше чтение
продолжаем по цепочке («окутанный в платки, башлыки, шали..» до «
Девочки, глядя
на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и ученый человек»
Как Вы думаете, почему же девочки там подумали?

Продолжается чтение («Он о чем-то всё время
думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чем-нибудь,
то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос» до «Он тоже
был занят какими-то мыслями и, судя по тем взглядам, какими он изредка
обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.») У Вас
есть предположения, о чем же могли быть их мысли?

После чаю все пошли в детскую.
Отец и девочки сели за стол и занялись работой,» до «потом они оба вместе
раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.») Ребята,
как думаете, а для чего они взяли географический атлас?

(«Сначала в Пермь….» до «девочки
подкрались к двери и подслушали их разговор») Как Вы думаете, девочкам
удалось что-то узнать?

(«О, что они узнали! Мальчики
собирались бежать куда-то…» до «Володя, томный, пухлый, как укушенный пчелой,
угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел.») У Вас есть предположения, почему
же мальчик так себя вел?

(«И раз даже в детской он
остановился перед иконой, перекрестился и сказал…» до «Я… я не струсил, а
мне… мне маму жалко.») Ребята, по-вашему мнению Володя струсил? Или же нет?
Как вы думаете, он все таки поедет?

(«Ты говори: поедешь или нет?»
до «До двух часов, когда сели обедать, всё было тихо, но за обедом вдруг
оказалось, что мальчиков нет дома.») Родители спохватились? Стали их искать?
Как думаете, а что же будет, когда мальчики вернутся? И Вернутся ли вообще?

Послали в людскую, в конюшню, во
флигель к приказчику — там их не было.» до «Володичка приехали! — завопила
Наталья, вбегая в столовую.») Ребята, неужели у них не получилось сбежать?
Почему же они вернулись, как думаете?

И
Милорд залаял басом: «Гав! гав!»..» до конца) Правильно ли поступили мальчики,
что ничего никому не сказали? А как отреагировали родители, когда они
вернулись?

Понравилось  ли вам
 произведение?

Чьё предположение оказалось более
точным?  

 К какому  жанру относится это
произведение?

 Как вы думаете, это грустный или
весёлый рассказ? Объясните свой ответ.

 Какой фрагмент рассказа вам
запомнился?

(Дети работают с
карточками)

— Розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся
по бокам облучком;

 — башлык –  суконный тёплый головной убор,
остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки;

— сюртук — длинный двубортный пиджак,
обычно в талию;

полоскательная чашка — блестящая металлическая
миска для мытья чайной посуды.

— джин — английская водка;

-кучер-  слуга, работник, который правит
лошадьми в экипаже.

— самоеды — северные народы;

-Калифорния — полуостров на западе Северной
Америки в Мексике.

-бизон – крупное полорогое парнокопытное
животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык;

-пампасы – южноамериканские степи;

-мустанги – одичавшая домашняя лошадь
североамериканских прерий;

— урядник – низкий чин уездной полиции;

-флигель- пристройка сбоку главного здания
или дом во дворе здания

Слушают произведение, следят.

-они
были все очень рады увидеть его.

это рассказ, так как присутствуют признаки рассказа:
повествовательность,  с небольшим количеством героев.

П: Находить необходимую информацию в учебнике. Ориентироваться в
учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения
данного раздела; определять круг своего незнания. Анализировать, сравнивать,
группировать различные объекты, явления, факты

К: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом
своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Отвечать на простые и сложные
вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в
учебнике. Слушать и понимать речь других.

Этап применения знаний – развития умений(12м)

Сейчас
я Вам буду задавать вопросы, а Вы попробуйте мне ответить на вопросы.

Откуда приехали мальчики?

Кто приехал к Королевым?

 Как сёстры относились к Володе?

Что заметили сестры?

Куда собирались сбежать мальчики?

Удалось ли им сбежать?

Просмотрите текст и нарисуйте словесный портрет мальчиков.

 А что вы можете сказать о
характере мальчиков?

— Можно ли Володю назвать трусом?

Что происходило в семье после побега? (Словами из текста)

— Встреча после побега.(Прочитать)

— Можно ли так поступать? 

— В начале и в конце описаны встречи
мальчиков с семьёй. Чем эти встречи отличаются, чем они похожи?

-Калифорния

-Володя
и Чечевицын.

-сестры
заметили, что Володя и его друг что-то заметили; а потом подслушали разговор.

-Америка

-до
туда они не доехали, вернулись обратно.

Володя – пухлый…

Чечевицын – худой, смуглый, с веснушками …

Они совершенно разные: Чечевицын — целеустремленный, смелый,
решительный.

Володя – нерешительный.

-«чай
пили без мальчиков, а когда садились ужинать, мамаша очень беспокоилась, даже
плакала……»

-«Володя
как зашел в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею…»

-нет,
они поступили не правильно.

-во
второй встречи, было много переживаний и в конце

К: Участвовать в диалоге; слушать и
понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
Оформлять свои мысли в устной речи;

Регулятивные:
осознавать смысл и назначение
позитивных установок на успешную работу;
 

П:
анализировать литературный текст
с опорой на систему вопросов учителя (учебника);
 — выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на
уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
Уметь передавать
содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; Самостоятельно делать
выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её

Этап рефлексии(3м)

С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?

 — Как называется произведение, с
которым мы сегодня познакомились?

Знаете, Чехов сначала назвал свой рассказ «Сценка» и в
нем была другая концовка. Мальчики отложили свой побег в Америку до лучших
времен.

— Какой вариант вам понравился бы  больше? 

(на
партах листы с ладошками)

А сейчас
я попрошу вас ответить на следующие вопросы, отвечать вы будете, ставя на
каждом пальчике +(да) или –(нет).

1.      
Мне было
интересно работать.

2.      
Своей работой
на уроке я доволен.

3.      
Я на уроке
работал активно.

4.      
Сегодня я
научился чему-то новому.

5.      
Я жду
следующего занятия, т.к. мне было интересно.

-А.П.Чехова

-«Мальчики»

этот, потому что автор заставляет нас
задуматься
  о таких человеческих качествах, как добро, честность,
совесть, ответственность, взаимопонимание, любовь к родным и близким,
уважение к друг другу. А что может быть ценнее семьи, которая должна тебя
поддержать в трудную минуту, родные и близкие, которые будут переживать
вместе с тобой.

Ставят
+ и —

Л:
объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций,
результатов деятельности;

П:
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

К:
слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;

Р:
определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).

Учебный предмет: литературное
чтение.

Класс: 4.

Учитель: Лешукова Наталия
Сергеевна.

УМК: «Школа России» 4
класс, ч.1, М.: «Просвещение», 2011г.

Тема урока: А.П. Чехов
«Мальчики».

Цель: Сравнительная
характеристика героев. А.П. Чехов «Мальчики».

Метапредметные
универсальные учебные действия (УУД):

   Регулятивные:
оценивают
результаты работы; выбирают способы с текстом в зависимости от учебной задачи.

   Познавательные:
читают
текст; понимают его содержание; находят в тексте ответ на заданный вопрос.

   Коммуникативные:
участвуют
в учебном диалоге.

  Личностные:
проявляют
интерес к миру чувств и мыслей человека, отражённых в литературе.

Ресурсы урока: презентация
по теме урока, учебник
«Школа России» 4 класс, ч.1, М.:
«Просвещение», 2011г.

«Литературное чтение» 4 класс,1ч.; карточка «Модель оценки своей
работы на уроке», клей, карандаши, тетрадь.

Ход
урока

1. Организационный момент.

“Невозможно без вниманья
Получить образованье!”

Все сосредоточились, собрались.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания. СЛАЙД 1 

Давайте вспомним с каким произведением мы познакомились на прошлом
уроке? («Мальчики»)

— Кто автор этого произведения? (Антон Павлович Чехов)

-Что вы можете сказать о судьбе писателя? Какой была его
жизнь и почему? (тяжёлой)

(потому что ему приходилось трудиться в лавке отца, его
отец был суровым человеком и т. д
.)

-Что было хорошего в его жизни? (был врачом,
печатался в журналах, получил хорошее образование)

-Кем он стал? (писателем, врачом).

-Какой жанр имеет это произведение? (сказка, рассказ, басня
и.т.д ).

Сейчас я вам предлагаю составить модель обложки для нашего
произведения.

Приложение 1.

Проверка моделей обучающихся (свой пример). СЛАЙД 2

3. Целеполаганиебъявление темы урока и постановка цели
урока).

— Как выдумайте о каких человеческих качествах заставляет
задуматься автор? (Совесть, честность, уважение, доброта, сострадание,
взаимопонимание, ответственность
)

 — Кто главные герои рассказа? — (Володя Королёв, Чечевицын – его друг.)

 -Давайте предположим кто из главных героев уже обладает этими
качествами?

Что нам нужно на уроке выявить, чтобы ответить на этот вопрос?
(характер героев)

Так чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? (продолжим работу
над текстом «Мальчики», проанализируем характер героев)

4.
Работа по теме урока.

Обучающимся предлагается таблица для заполнения:

Главный
герой

Внешность

              Черты характера

  Поведение

Володя

Чечевицын

 Характеристика Чечевицына.

— Как появился Чечевицын в доме Королёвых?
Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. (Стр.125-126).
— Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (стр. 128-129Он
для них показался загадочным, т.к. был занят своими мыслями и не интересовался
забавами.
)

— Давайте прочитаем по ролям разговор Кати и Чечивицина (стр.128)
и ответим на вопрос: — Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным,
умным).
 — Каким казался Чечевицын Кате и Соне? (стр. 131-132) (Героем,
необыкновенным, замечательным, решительным, неустрашимым человеком.
)

— Почему он казался девочкам героем? (Он был для них
неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото
и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как тигр.)

V. Физминутка.

Вы, наверное,
устали?

Ну,
тогда все дружно встали.

Мальчики
потопали.

Девочки
похлопали.

Вместе
дружно повертелись.

И за
парты все уселись.

Глазки
крепко закрываем.

Дружно
до пяти считаем.

Открываем,
поморгаем.

И
работать продолжаем.

 Характеристика Володи Королёва.

— А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя
Королёв. — Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега? (Стр.129-130).
— Как вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в первую очередь
думал о маме, которую он очень любил
).

— Давайте послушаем диалог Чечевицына с Володей (в исполнении
Ульяны и Максима)

и ответим на вопрос: Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?
(Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)

— Вспомните эпизод в котором доказывается, что Володя заботливый.

4. Закрепление.

Как вы думайте
почему Чехов назвал свой рассказ «мальчики»? (потому что мальчики — это
главные герои и весь сюжет крутится вокруг их плана
)

Куда собирались
сбежать мальчики? ( в Африку для добычи золота)

Удалось ли им
сбежать? (нет,

-Как
вы думаете, мечтал ли Антон Павлович, когда был маленьким о таком путешествии?
(да, мне кажется этот рассказ он написал про свой случай в детстве).

5. Вывод: Они разные и по внешности, и по характеру, но у них была одна
общая мечта и любовь к путешествию.

6. Итог урока.

 -Что вам
запомнилось из биографии писателя?

 — Как
называется произведение, с которым мы сегодня познакомились? («Мальчики»)

— Чему учит рассказ
Чехова «Мальчики»? (Беречь своих родителей и близких, не подвергать свою
жизнь опасности, уметь отвечать за свои поступки и ставить цели
)

Моя семья – надежный крепкий тыл.

Со мною мать, отец, сестрёнки, братья …

Здесь могут охладить ненужный пыл,

Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

Дом пахнет пирогами и теплом,

Да лаской добрых рук любимой мамы.

И, если гроз и бед нагрянет гром,

Помогут пережить легко, без драмы.

Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди

Успехи будут, только постарайся.

Учись, трудись и с песнею иди,

А если виноват, пойми, раскайся.

7. Реффлексия: 

А сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке, составив
«Модель оценки своей работы на уроке». Перед вами три листа. Выберите один
цвет, который подходит лично для вас и положите его в вертикальном положении.

                                                          Желтый –
мне было интересно на уроке

                                                          Зелёный
– не совсем

                                                          Синий –
не интересно

Теперь в верху напишите свое И.Ф., затем внизу название урока
(Литературное чтение), а теперь приклейте одну из геометрических фигур в
середину. Фигуру выбирайте по описанию:

image001                      Я доволен своей
работой. Я был активен. У меня все получилось.

image002                      Я доволен, но были
затруднения.   

image003

                      Мне было трудно.   

8. Домашнее задание:

Составить план и подготовить краткий пересказ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

image004

Выражение «краткость – сестра таланта» как ничто лучше подходит А. П. Чехову. Короткие рассказы писателя с лаконичными и простыми сюжетами поражают удивительной точностью и тонким психологизмом. К таким творениям великого писателя относится и рассказ «Мальчики», смысл которого поможет раскрыть подробный анализ произведения.

Краткое содержание

Рассказ Чехова «Мальчики» – произведение небольшое, с ограниченным количеством действующих лиц.

Главные герои:

  • Володя Королев – ученик 2 класса гимназии, пухленький, беленький мальчик, с добрым, веселым характером, приветлив, разговорчив, живет в дружной, любящей семье;
  • Чечевицын – одноклассник Володи, худощавый, непривлекательный внешне подросток, слишком серьезен для своего возраста, большую часть времени молчалив и угрюм, но обладает лидерскими качествами;
  • Катя, Соня, Маша – романтичные, любопытные сестры Володи;
  • Родители Володи – мать и отец Иван Николаевич Королев.

Повествование ведется от лица автора и начинается с приезда Володи домой на рождественские каникулы. Дружная семья Королевых неимоверно рада приезду любимого Володеньки.

Загадочный гость

На этот раз герой приезжает не один, а с другом Чечевицыным. Гостеприимное семейство радушно принимает гостя, стараясь создать ему комфортные условия.

Через некоторое время после прибытия все садятся в гостиной пить чай. Девочки с любопытством разглядывают гостя, но тот сидит молча, насупившись, ни с кем не разговаривая. Обычно разговорчивый и веселый Володя тоже все больше молчит и даже не улыбается, лишь обмениваясь загадочными взглядами с другом.

После чаепития все занялись подготовкой к Рождеству. Девочки вместе с отцом вырезают бумажные украшения для елки.

Прежде и Володя участвовал в рождественских приготовлениях. Но в этот раз он уединился у окна с Чечевицыным, о чем-то разговаривая шепотом. Мальчики увлеклись рассматриванием карты в географическом атласе, отстранившись от окружающих.

Оставшись наедине с девочками, Чечевицын вдруг заводит разговор о Диком Западе, индейцах, мустангах, бизонах. Разоткровенничавшись, мальчик таинственно сообщает девочкам, что на самом деле является индейцем Монтигомо по прозвищу Ястребиный Коготь.

Интересно! Замысел рассказа зародился у Чехова во время прогулки по саду, где московские гимназисты играли в это время в индейцев.

Девочкам необычное поведение и разговоры друзей показались странными, и они решили проследить за мальчиками. Старшие сестры Катя и Соня, подкравшись к комнате мальчиков, подслушивают их разговор. Так они узнают о том, что Володя с другом планируют побег в Америку.

Побег

Наутро сестры вновь подкрались к комнате мальчиков, желая увидеть побег друзей. Они слышат плач Володи. Несмотря на то, что брату очень хочется в Америку, ему страшно бежать и жалко маму, которую сильно расстроит его исчезновение. Но Чечевицыну удается убедить Володю ехать вместе с ним.

К обеду мальчики не появились. Поднимается страшный переполох, друзей ищут по всей округе. К поискам подключается полиция.

Возвращение беглецов

Беглецам не удалось убежать дальше городского Гостиного двора. Мальчишек, решивших прикупить пороха, обнаруживает полиция и возвращает в имение.

Володя, едва оказавшись дома, разрыдался, кинувшись на шею маменьке. Николай Иванович, уведя друзей к себе в кабинет, сурово отчитывает. Одновременно отправляют телеграмму родителям Чечевицына.

Чувствительный Володя так сильно переживает, что заболевает. Зато Чечевицын не испытывает раскаяния, оставаясь невозмутимым и равнодушным.

Уезжая с приехавшей за ним матерью, Чечевицын оставляет записку Кате, состоящую из трех слов – Монтигомо Ястребиный Коготь.

Анализ рассказа Мальчики

Несмотря на то, что Чехов написал рассказ Мальчики в форме небольшой юморески, произведение по праву может считаться «романом» о взрослении. Становление любого мужчины сопровождается мечтами о приключениях, благородстве, подвигах.

По мере взросления происходит изменение интересов и взглядов на жизнь. Но юным мальчишкам присущ дух авантюризма, они мечтают о самостоятельности и мнят себя героями. Именно этот смысл вложил автор в название произведения, подразумевая под мальчиками не просто двух героев, а целый период жизни юных, незрелых мужчин.

С названием рассказа связана и тематика произведения. Писатель затрагивает темы:

  • детства;
  • взаимоотношения отцов и детей,
  • родственных связей;
  • ответственности;
  • семейных ценностей.

На первый взгляд кажется, что основной посыл произведения – моралистический, предназначенный для детей. Но смысл рассказа мальчики можно рассматривать и с точки зрения обличения либерализма.

Через образы Володи и Чечевицына Чехов показал противостояние славянофилов и приверженцев запада. Чечевицын – типичный западник, отвергающий быт Родины. Володя же – безвольный славянофил, поддавшийся влиянию авантюристов-западников.

На примере неудачного побега мальчиков, писатель показывает, насколько важна трезвая оценка собственных сил и реальный взгляд на навязываемые обществу идеи.

В чем суть концовки

Рассказ оканчивается поимкой беглецов. Интересно наблюдать за поведением героев после возвращения домой. Еще в начале рассказа через описание внешности и речевых характеристик автор показывает различие в характерах мальчиков, противопоставляя их друг друга.

Интересно! Первую версию рассказа опубликовала «Петербургская газета» в 1887 году. Позже Чехов рассказ Мальчики значительно подправил, исключив из текста просторечие и усилив различия в характере героев.

В финале произведения это противостояние усиливается. Если Володя глубоко раскаивается, то Чечевицын, наоборот, гордится собой, не понимая, что его поступок принес страдания близким.

Переживания героев выражают истинный смысл рассказа мальчики, заключающийся в осознании ответственности не только перед близкими, но и перед собой. И во многом это зависит от воспитания и отношений в семье.

Володя способен сопереживать родным, так как рос в любящей семье. О родных Чечевицына практически ничего не сказано. Но по поведению мальчика можно судить, что он был обделен родительской любовью, поэтому и не чувствовал привязанности к семье, мечтая скорее стать самостоятельным. Таким образом, Чехов акцентирует внимание на важности семейных ценностей, призывая родителей внимательней относиться к детям.

Читая произведение Чехова, многие люди видят в героях себя, ведь у каждого была в детстве мечта. Мечтать, конечно, нужно, но смысл рассказа Мальчики заключается как раз в том, чтобы побудить читателя подумать, прежде чем пускаться в авантюрные приключения в погоне за мечтой.

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по Литературному чтению. А.П. Чехов, рассказ «Мальчики» 4 класс.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Открытый урок.pptx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОЗЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБ...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОЗЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБ

    Описание слайда:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    «ОЗЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА», с. Озерное.
    Тема урока:
    А. П. Чехов, рассказ «Мальчики».

    Выполнила: Филипченко А.Б.
    Учитель начальных классов.

  • 2 слайд

    Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а

    Описание слайда:

    Прозвенел уже звонок.
    Начинается урок.
    Вы пришли сюда учиться,
    Не лениться, а трудиться.
    Работайте старательно,
    Слушайте внимательно!

  • 3 слайд

    Чудесный мир классики.А.С. Пушкин.М.Ю. Лермонтов.Л.Н. Толстой.

    Описание слайда:

    Чудесный мир классики.
    А.С. Пушкин.
    М.Ю. Лермонтов.
    Л.Н. Толстой.

  • 4 слайд

    Почему чехов назвал свой рассказ мальчики краткий ответ

  • 5 слайд

    Цель урока: Познакомиться с творчеством и биографией … и его произведением

    Описание слайда:

    Цель урока:
    Познакомиться с творчеством и биографией … и его произведением … ;
    Учиться правильно и … читать произведение; отвечать на … .

  • 6 слайд

    Цель урока: Познакомиться с творчеством и биографией А.П. Чехова и его прои

    Описание слайда:

    Цель урока:
    Познакомиться с творчеством и биографией А.П. Чехова и его произведением «Мальчики» ;
    Учиться правильно и выразительно читать произведение; отвечать на вопросы .

  • 7 слайд

    Почему чехов назвал свой рассказ мальчики краткий ответ

  • 8 слайд

    Словарная работа.

  • 9 слайд

    Почему чехов назвал свой рассказ мальчики краткий ответ

  • 10 слайд

    Почему чехов назвал свой рассказ мальчики краткий ответ

  • 11 слайд

    Почему чехов назвал свой рассказ мальчики краткий ответ

  • 12 слайд

    Почему чехов назвал свой рассказ мальчики краткий ответ

  • 13 слайд

    Почему чехов назвал свой рассказ мальчики краткий ответ

  • 14 слайд

    Почему чехов назвал свой рассказ мальчики краткий ответ

  • 15 слайд

    Физкультминутка. Это легкая забава- Повороты влево- вправо. Нам известно всем

    Описание слайда:

    Физкультминутка.
    Это легкая забава-
    Повороты влево- вправо.
    Нам известно всем давно-
    Там стена, а там окно.
    Приседаем быстро, ловко.
    Здесь видна уже сноровка.
    Чтобы мышцы развивать,
    Надо много приседать.
    А теперь ходьба на месте,
    Это тоже интересно.

  • 16 слайд

    -Почему Чехов назвал свой рассказ «мальчики»? -Что можно сказать о семье глав

    Описание слайда:

    -Почему Чехов назвал свой рассказ «мальчики»?
    -Что можно сказать о семье главного героя?
    — Как сёстры относились к Володе?
    — Что заметили сестры в поведении Володи?
    -Куда собирались сбежать мальчики?
    -Удалось ли им сбежать?
    — Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье?

  • 17 слайд

    Подведем итог нашего урока. - С творчеством какого писателя мы познакомились

    Описание слайда:

    Подведем итог нашего урока.
    — С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?
    -Что вам запомнилось из биографии писателя?
    — Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились?
    — Чему учит рассказ Чехова «Мальчики»?

  • 18 слайд

    Домашнее задание: Девочки: стр. 123-133, прочитать рассказ, разделить на час

    Описание слайда:

    Домашнее задание:

    Девочки: стр. 123-133, прочитать рассказ, разделить на части и озаглавить.
    Мальчики: стр. 123-133, прочитать рассказ, составить и записать 5-7 вопросов к тексту

  • 19 слайд

    Рефлексия.

    Описание слайда:

    Рефлексия.

  • 20 слайд

    Спасибо за

    Описание слайда:

    Спасибо за

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Мальчики

Похожие материалы

  • Презентация к уроку литературного чтения «И. Токмакова «Мы играли в хохотушки» Я. Тайц «Волк» Г. Кружков «Ррры!»»

  • Рабочая программа по литературному чтению

  • Презентация к уроку литературного чтения «Борис Владимирович Заходер»

  • Рабочая программа по литературному чтению

  • Конспект урока по литературному чтению на тему «Русская народная сказка. Лиса и волк» ( 2 класс)

  • Рабочая программа «Литературное чтение» 3 класс

  • Рабочая программа по литературному чтению

  • Рабочая программа по литературному чтению

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5436815 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Почему чехов назвал рассказ ионыч
  • Почему человеку нужен человек сочинение
  • Почему человеку важно уметь прощать сочинение
  • Почему человеку нужна совесть итоговое сочинение
  • Почему человеку важно не запятнать свою честь сочинение капитанская дочка