Почему автор называет матрену праведницей в рассказе матренин двор

матренин двор. как написать, составить план рассказа? как написать сочинение образ матрены в рассказе матренин двор? отзыв к рассказу матренин

«Матренин двор». Как написать, составить план рассказа? Как написать сочинение «Образ Матрены» в рассказе «Матренин двор»? Отзыв к рассказу «Матренин двор» А. Солженицына. Рассказ Солженицына «Матренин двор» изображает обычных русских людей, живущих в провинции. Главная героиня — это добрая отзывчивая женщина Матрена, которая трагическим образом погибает по вине окружающих людей. Рассказ состоит всего из 3-х глав. Составим план.

Представляю свой план к содержательному и поучительному рассказу Солженицына «Матренин двор», пользуясь которым можно легко пересказать текст.

«Матренин двор». Как написать, составить план рассказа?

Глава I:

  1. Мечта о русской глубинке.
  2. Матрена – жительница Тальново.
  3. Квартирант и хозяйка.
  4. Бесконечные хлопоты хозяйки.
  5. Без пенсии.
  6. На чужих огородах.
  7. Матренино счастье – пенсия.
  8. Матрена без святой воды.

Глава II:

  1. Молодость Матрены.
  2. Фаддей Миронович — проситель.
  3. Неудавшееся замужество.
  4. Семейная жизнь с Ефимом.
  5. Кира — воспитанница Матрены.
  6. Завещанная горница.
  7. Старик Фаддей забирает горницу.
  8. Страшная авария и смерть Матрены.

Глава III:

  1. Односельчане провожают Матрену.
  2. Игнатич переселяется к золовке.
  3. Доброе сердце Матрены.
  4. Безгрешная праведница.

Как написать сочинение «Образ Матрены» в рассказе «Матренин двор»?

Вариант первый

«Матренин двор» — это трогательный рассказ русского писателя Александра Солженицына, главная героиня которого женщина шестидесяти лет — Матрена Васильевна. Автор был гуманистом, поэтом создал чистый и добрый женский образ главной героини. Повествование в произведении ведется от лица рассказчика, который оказался в доме главной героини, он и описывает читателю жизнь Матрены.

С первых строк мы узнаем, что Матрена скромная деревенская жительница, у нее простой и добрый нрав. Но при этом живет Матрена в одиночестве, она не замужем и детей у нее нет, они умерли так и не повзрослевши.

Читатель узнает, что в юности Матрена была влюблена в своего жениха и хотела выйти за него замуж, но война их разлучила. По настоянию родных Матрена выходит за брата возлюбленного. Но вскоре ее жених, Фаддей, возвращается домой. Он расстроился, узнав о ее женитьбе Матрены, но через какое-то время сам завел семью. Все дети Матрены умирали, и она взяла на воспитание дочь Фаддея, которая все равно оставила ее. И так после смерти мужа Матрена осталась совсем одна.

Образ этой женщины полон добродетели, он в одно и то же время светлый и трагичный. Матрена жила больше ради других, чем ради себя. Несмотря на болезненность, женщина была трудолюбивой и помогала другим работой безвозмездно, не получая ничего взамен. Матрена оказывала помощь соседям, но за свою доброту не получила должного признания. При этом женщина не озлобилась и не испытывала ненависти к окружающим. Финал этой доброй женщины тоже оказался трагичным. Она отдала наследство дочери Киры, что в последствии привело к ее печальному концу.

Образ Матрены в произведении — это образ простодушной и доброй женщиной, не признанной окружающими.

Вариант второй

Образ Матрены является одним из ключевых образов в творчества Солженицына. Матренин двор — это конечная остановка, конец долгого, почти бесконечного пути самопожертвования русского человека.

Страдание Матрены добровольное, но корень этого страдания скрыт где-то очень глубоко, он — в душе любого русского человека, воспитанного в христианской вере. Страдание у Солженицына, и в этом он похож на Достоевского, — путь к очищению.

Солженицын, как православный христианин, принимает это мировоззрение, ибо считает, что единственная возможность для русского человека выжить в этой жизни — пройти весь путь, путь от страдания к очищению.

Образ Матрены — это образ России, которая будучи святой по духу, должна нести свои страдания с честью и достоинством.


Отзыв к рассказу «Матренин двор» А. Солженицына

Рассказ Солженицына «Матренин двор» заставил меня задуматься о нашей сегодняшней жизни, хотя в произведении автор показывает существование простых людей в советские времена. Рассказ настолько содержательный и глубокий, что я долгое время обдумывала все то, что рассказал писатель о главной героине.

Автор поставил в центр повествования простую женщину Матрену Васильевну и поведал нам о её тяжелой жизни. Судьба оказалась к женщине жестокой: она теряла малолетних детей, вышла замуж за человека, который её не любил, и осталась одинокой вдовой на долгие годы.

Теперь пожилая женщина никому не нужна, хотя односельчане не против её эксплуатировать. Матрена безотказна, поэтому помогает людям, не ожидая вознаграждения, а действует она всегда бескорыстно.

Мне очень понравилась эта несломленная жизнью женщина, поскольку она не озлобилась, осталась доброй и великодушной. И хотя родственники совершенно ей не помогали, она сама боролась за своё существование. Например, она долго хлопотала о пенсии и в результате добилась её, а я порадовалась, что ей стало чуточку легче жить.

Трагические обстоятельства заставили сердце женщины остановиться, и здесь автор показывает нам сущность родственников и односельчан. Далеко не все люди искренне оплакивали Матрену — большинство было занято своими собственническими интересами. Горько было читать, как самые близкие подруги и родственники растаскивают небогатое имущество усопшей женщины.

Рассказчик после смерти Матрены осознал все величие этой простой женщины и назвал её «праведницей». Мне она тоже чем-то напомнила христианских святых. А ведь именно такие Матрены и составляют основу нашего государства.

Думаю, писатель хотел, чтобы мы после прочтения рассказа задумались о нашей жизни, старались жить достойно и честно. Я поняла, что в первую очередь мы должны думать о духовном, а все материальное должно лишь помогать нам жить.

(741 слово) Александр Исаевич Солженицын был русским писателем, журналистом, правозащитником и диссидентом. Одним из известнейших произведений Солженицына является рассказ «Матренин двор». Известно, что в основу книги автор положил реальные события. Когда писатель вернулся из ссылки, он стал работать педагогом в сельской школе. Вспоминая то время, Александр Исаевич рассказал о тяжёлой судьбе советских колхозников. Александр Солженицын очень наглядно описал деревенский быт. В образах персонажей автор изобразил простых крестьян, которым достался нелёгкий жизненный путь. Чтобы понять замысел произведения «Матренин двор», рассмотрим характеристику героев рассказа поподробнее.

В образе Игнатьича представлен автобиографичный образ. Рассказчик покидает места лишения свободы и осознаёт, что его не ждёт никто, да и ограничения на его передвижения по стране все еще дейсттвуют. По этой причине рассказчик принял решение остановиться в средней полосе в небольшой деревне. Игнатьич мечтает о должности учителя. Образ этого героя является довольно естественным: человек, попавший в жернова репрессивной системы, хочет только покоя и восстановлениям подорванных сил. По натуре рассказчик является терпеливым, уравновешенным, спокойным, добрым человеком. Бросаются в глаза его мудрость и неприхотливость в быту. Кроме того, Игнатьичу присуща большая наблюдательность. Герой способен замечать мелкие детали, он может видеть то, что не произносят вслух. Персонаж сумел разглядеть в главной героине сильного, милосердного и душевного человека. Игнатьич замечает, что Матрёна согрешила намного меньше, чем хромая кошка. Когда главная героиня умерла, рассказчик осознает всю ее праведную натуру. Герой понимает, что плохие отзывы о Матрене со стороны ее родственников оказались фальшивыми. Эта женщина была праведницей, без которой жизнь в селе стала намного хуже.

В образе главной героини выдающийся писатель воплотил невероятно сильную и одухотворенную личность. Внешне Матрена является обычной женщиной из простой деревни, но ее внутренний мир богат и уникален, ведь даже в суровых условиях советской глубинки героиня проявляет отзывчивость, бескорыстие, любовь к ближним. Судьба уготовила Матрене немало трудностей и невзгод. В юности она не дождалась жениха по настоянию его же родных и вышла замуж за его брата, а тот вернулся, и героиня всю жизнь чувствовала себя виноватой и болезненно переживала ту ошибку. И семейная жизнь ее не радовала: еще в младенчестве умерли ее шестеро детей. Супруг главной героини не вернулся с фронта. Лишь приемная дочка Кира скрасила жизнь женщины, но и она с возрастом переехала к мужу и построила свою семью. Проходит много лет, и Матрена привыкает к одиночеству. Каждый день женщины наполнен различными заботами и делами, причем она помогает бескорыстно каждому, кто попросит помощи. Сама Матрена живет бедно и с большим трудом добивается хоть части положенной пенсии. Ее трудодни традиционно не засчитывают, и часто она выходит на работу бесплатно. Свой быт главная героиня выстроила в соответствии с народным календарём и поверьями. У нее чуткая душа. Матрена обладает чувством прекрасного. Как только героиня услышала музыку Глинки, она прослезилась. Читатель замечает, что Матрена, несмотря ни на что, старается радоваться каждому прожитому дню. Таким образом, образ главной героини олицетворяет огромную духовную силу. Никакая трудность не смогла сломить Матрену. И даже гибель ее связана с благородным порывом, на который способен далеко не каждый — героиня отдала свою горницу Кире и сама же помогала ее перетаскивать.

В образе Фаддея автор изобразил крепкого старика высокого роста. Несмотря на преклонный возраст, героя не тронула седина. Фаддей является братом супруга Матрены. Этот персонаж хотел жениться на главной героине. Однако он на протяжении нескольких лет возвращался с войны домой. Женщина, не дождавшись Фаддея, вышла замуж за его брата. Фаддей вернулся с войны живым и чуть не убил невесту и брата. Он любил девушку и не мог избавиться от своего чувства, но со временем оно выродилось в ненависть. Сердце Фаддея зачерствело на войне и в нищей жизни советской деревни. Чтобы как-то компенсировать потерю, герой взял в жены женщину по имени Матрена, которая была очень похожа на его невесту. Именно Фаддей убедил главную героиню, что необходимо разобрать часть дома. В результате, это привело к гибели Матрены. Фаддей обладает эгоистичной натурой. Так, несмотря на горе, персонаж в день похорон пришёл делить имущество Матрены.

Не менее интересными являются второстепенные герои произведения.

В образе Киры Александр Солженицын воплотил родную дочь Фаддея. Матрена воспитывала девочку как собственную дочь. Кира помогает женщине время от времени и передаёт ей продукты. Она любит Матрену и искренне горюет после ее кончины. Происшествие с горницей обрекло ее мужа на судебное преследование.

В рассказе представлены и сестры главной героини. Это корыстные и эгоистичные люди, которые противопоставлены Матрене. За год они побывали у Матрены всего один раз. И то, они пришли ругаться, когда героиня передала часть дома молодым. 

Таким образом, истинная натура персонажей рассказа раскрывается в тот момент, когда случается несчастье. Можно заметить, что Игнатьич тоже смог увидеть истинный характер героини лишь после ее кончины. 

Автор: Виктория Комарова

Тему праведников затрагивали многие писатели в своих произведениях.  Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор» повествует о непростой судьбе советского крестьянства, о быте народа, в котором встречаются праведники, без которых «не стоит село». Главные герои рассказа — простые русские люди под бременем непосильного труда. Их жизнь полна неудач и жизненных невзгод. Чтобы понять психологию этих жертв эпохи, нужно рассмотреть поподробнее характеристику героев известного рассказа Солженицына «Матренин двор». 

Игнатьич

Повествование в произведении ведётся от лица рассказчика — Игнатьича. Солженицын в лице Игнатьича создал автобиографический образ. Ведь судьба персонажа очень напоминает жизненный путь писателя. После заключения герой возвращается в среднюю полосу великой России. Его, обладателя «волчьего билета», никто не ждёт. Ему тяжело найти себе рабочее место. Однако герою всё же удаётся устроиться на работу в качестве школьного учителя. После стольких лет отбывания на каторге персонаж жаждет спокойной и размеренной жизни. Он мечтает поселиться где-нибудь в тихой деревушке,  в глуши страны. 

И вот, работая учителем в деревне Тальново, Игнатьич поселяется в доме Матрёны. Ему очень приятно общаться с пожилой женщиной. Ведь Игнатьич по натуре спокойный и неприхотливый человек. Он справедлив и верно судит о людях, ведь у него богатый жизненный опыт. Герой не упускает из внимания мельчайшие детали, он замечает все важные моменты. Игнатьич обладает прекрасной способностью видеть и слушать то, что не могут понять окружающие. Именно Игнатьич называет Матрёну праведником, на котором держится не только вся деревня, но и вся страна. Люди, подобные Матрены, являются опорой для всего общества и государства. Герой увидел в Матрене невероятно сильного, стойкого и доброго человека. 

Матрёна 

Матрёна — олицетворение простой русской крестьянской женщины. На ее плечах держится не только хозяйство, работа, но и чужие заботы. Она воспитала дочь Фаддея — Киру. Ей же она решила отдать половину дома. На момент повествования героине шестьдесят лет, но она как будто лишена возрастного скептицизма и обиды на неласковую жизнь. Она все также добра, отзывчива и бескорыстна, как в молодости. Но уважения и авторитета в своей среде Матрена так и не добилась, ведь все ее хорошие поступки не вызывают даже благодарности. Этой роскоши нет у духовно нищих крестьян. 

На долю этой героини выпало много испытаний: в младенчестве умерли все шесть ее детей, муж не вернулся с войны, героиня привыкла к одиночеству. В юности она пережила травму: любимый жених не вернулся, и ей пришлось выйти замуж за его брата. Но оказалось, что Фаддей был в плену, а не погиб. Придя домой, он чуть не лишил жизни «предателей». И Матрена тоже не забыло любимого. Видя его с другой, она мучалась и жалела. Он же сохранил лишь неприязненное чувство к ней.

Жизнь Матрены состоит из сплошных дел и забот. Она живет в соответствии с народным календарём и поверьями, но все они указывают ей на индивидуальный путь — жизнь для людей. Матрена предстает перед читателем очень сильной духом женщиной, способной подарить всю себя окружающим. Смысл жизни и свое предназначение Матрёна видит в труде, а также сострадании к людям. Матрёна с радостью может выслушать истории про чужие проблемы, оказать моральную поддержку. В любом деле она помогает безвозмездно. Героиня никого и ни за что не осуждает. Упорный труд заставляет героиню радоваться каждому дню. Матрёна также обладает ещё одной замечательной чертой — она способна чувствовать прекрасное. Однажды женщина услышала по радио романсы знаменитого композитора Глинки, и под воздействием его музыки прослезилась. 

Чтобы помочь семье, Матрена взяла себе на воспитание дочь Фаддея Киру. Героиня проявила высокие моральные качества. Матрена любит свою воспитанницу, как родную дочь. Девочка получила хорошее воспитание, вышла замуж и переехала в другую деревню. Матрена отдала свою горницу Кире. Героиня лично участвовала в перевозе горницы в деревню. Однако когда люди перевозили сруб через железную дорогу, сани вдруг развалились, а Матрена умерла под колёсами поезда. 

В образе Матрены предстает русский национальный менталитет, который нельзя испортить невзгодами и испытаниями. Автор делает вывод, что без этой неистребимой веры в лучшее и любви к людям русская деревня перестанет существовать.

Фаддей

Фаддей Григорьев — очень крепкий, выносливый и сильный мужчина. Несмотря на солидные годы, героя не тронула седина. Фаддей является старшим братом мужа Матрены. Матрена и Фаддей собирались пожениться в молодости, но от мужчины не было никаких известий во время войны. Прошло три года, и Матрена выходит замуж за младшего брата героя, а вскоре из плена возвращается Фаддей. Он не простил предательства Матрены и своего брата. Фаддей вскоре женится на женщине с таким же именем, как и у его бывшей возлюбленной. Внешне женщины тоже очень похожи. Герой нередко бил свою супругу — мстил всему женскому роду за вероломство. А та приходила к Матрене жаловаться на мужа. Именно из-за жадности и мстительности Фаддея начался разбор избы Матрены, из-за чего героиня трагически погибла.

Герой был бы хорошим человеком, но война исказила его душу. Из-за тяжелых условий жизни и несправедливости он стал замкнутым, алчным, жестоким. Злость он срывал на близких людях. Хорошие дела не ценил и на похороны Матрены даже не явился.

Кира

Кира — младшая дочь Фаддея, которую воспитала Матрена. Девушка выходит замуж и переезжает в соседнюю деревню. Кира очень любит и уважает Матрену, словно родную мать. Однако Кире увидеть женщину удаётся редко. Девушка изредка навещает Матрену и передает ей продукты. Однако та же Кира спешит с разделом дома Матрены, и женщина из-за этого погибает. 

Перед нами благодарная героиня, которая, в отличие от остальных жителей деревни, искренне плачет на поминках Матрены.

Можно утверждать, что Александр Исаевич Солженицын мастерски раскрыл каждого героя, показал их характер, внутреннее состояние и передал все эмоции и переживания персонажей. 

Ключевые слова:

Автор: Виктория Комарова

Теме праведничества посвящены произведения многих литераторов. В рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» говорится о тяжелой и непростой доле русского крестьянства советского периода, о народном быте и жизни простых людей сельской местности, среди которых появляются праведники. Без этих людей не может «стоять село».

Центральными персонажами произведения являются наши обычные соотечественники с трудными, полными лишений и невзгод судьбами, со сломленными непосильным трудом жизнями. Эти герои становятся заложниками, жертвами советской эпохи, и это накладывает специфический отпечаток на их психологию, мировоззренческое видение окружающего мира и понимание смысла жизни. Рассмотрим поподробнее портретные характеристики героев, их образы и роль в произведении «Матренин двор».

Игнатьич

Этот герой является в произведении и рассказчиком. Передача содержания рассказа ведется от его лица. Образ Игнатьича автобиографичен. Его судьба во многом схожа с жизненным путем А. Солженицына. После отбытия заключения Игнатьич вновь оказался в средней полосе огромной страны – России. Конечно, его там никто не ждал. И работу герою, имевшему «волчий билет» нигде не предоставляли. Но в итоге Игнатьич все-таки устраивается в деревенскую школу учителем. И его мечта о спокойной и неторопливой жизни в какой-либо тихой деревушке русской глубинки начала потихоньку сбываться.

Местом его работы была школа деревни Тальново. Мужчина останавливается в доме у пожилой женщины Матрены. Игнатьичу нравилось общаться с ней. Сам он к тому времени был человеком, умудренным жизненным опытом, спокойным, неприхотливым. Игнатьич также был справедливым и умел разбираться в людях, быстро различая хороших и плохих.

Герой очень наблюдателен, он наделен многими способностями, может подметить малейшие детали, основные, важные моменты. Он может лицезреть и улавливать на слух то, чего не понимают и не замечают окружающие. О своей хозяйке, приютившей его на постой, Игнатьич говорит как о женщине с сильным характером, стойком, самоотверженном и добром человеке. Он называет ее праведницей, на таких людях держится не только деревня, но и все государство. Именно такие личности являются опорой всей страны и общества.

Матрена

Матрена – простая русская женщина-крестьянка. Ей шестьдесят лет, вся ее жизнь прошла в заботах и труде. На ней держится также и все хозяйство. Она воспитала и вырастила Киру, дочку Фаддея. Половину своего дома, горницу, Матрена собирается отдать этой неродной, но любимой дочери.

Несмотря на суровую, тяжелую жизнь, Матрена ни на кого не держит обиды и на жизнь тоже. Она не сломила и не ожесточила героиню, не сделала ее алчной и злобной, не наделила ее скептицизмом и разочарованием. Женщина всегда добрая, бескорыстная, сострадательная, как и в молодые годы.

Только среди односельчан Матрена не снискала признания, уважения. Ее положительные поступки, мудрость не принесли ей авторитета и почета в деревне. Потому что бедные духовно, изможденные непосильным трудом крестьяне душевные ценности не воспринимали и не относились к ним с должной значимостью и уважением. Деревенские жители только жаждали получить какую-то материальную выгоду, пользу. Поэтому ни от кого доброго слова и тем более благодарности в свой адрес Матрена не слышала.

Судьба героине уготовила множество испытаний и лишений: младенцами умерли ее шестеро детей, не пришел с фронта муж, женщина свыклась со своим одиночеством. В любви Матрене тоже не повезло: ее возлюбленный Фаддей не вернулся с войны, прождав его довольно долго и потеряв всякую надежду, она становится женой Фаддеевого брата. А спустя время возвратился и Фаддей, бывший долго в плену. Узнав о свадьбе своего брата и Матрены, Фаддей едва не лишил их жизни, счел родных людей предателями.

Героиня тоже Фаддея не разлюбила, и поэтому женщина жалела и мучилась, встречая его с другой. Фаддей же не мог понять и разделить чувств Матрены, он ее так и не простил, относился к ней неприязненно до конца ее жизни.

Вся жизнь героини протекала в делах и сплошных заботах, она соблюдала праздники народного календаря и все поверья, но в итоге целью ее жизни была работа на благо людей. Для них она и жила. Матрена – женщина, сильная духом, стойкая, выносливая, никогда не сидевшая без дела. Именно в труде женщина видит собственное предназначение. Также к этим ее качествам можно прибавить сострадание, жертвенность, доброжелательность, радушность.

Матрена была хорошим, сопереживающим слушателем, с ней легко было делиться проблемами – она всегда оказывала человеку утешение и духовную поддержку, всегда была готова безвозмездно прийти на помощь. Женщина не осуждает людей, не говорит ни о ком плохо. Она не сетует на трудовые тяготы и всегда радуется новому дню.

Еще одна положительная черта Матрены – это способность чувствовать и видеть красоту, прекрасное. Например, женщину трогают до слез романсы великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

Желая помочь семейству Фаддея, героиня берет на воспитание его младшую дочь Киру. Женщина проявляет высокие духовные принципы, любит племянницу как собственную дочь. Она дает девочке образование и воспитание. Кира вырастает, выходит замуж, переезжает жить в чужую деревню. Всеми силами желая помочь Кире, Матрена отдает ее свою горницу. Девушка торопится осуществить перевозку помещения, и Матрена ей в этом помогает. Но когда сруб перевозят через железнодорожное полотно, сани разваливаются и Матрена погибает под колесами состава.

Образ Матрены писатель наделил множеством положительных качеств. Именно она является в произведении героиней с национальным исконно русским менталитетом, человеком с несгибаемым русским характером, умудренным жизненным опытом, представляющим истинную духовную ценность русской глубинки. Солженицын дает понять, что без людей, верящих в лучшее, не испытывающих любовь к окружающим, отечественные деревни прекратят свое существование.

Кира

Кира – воспитанница Матрены, Фаддеева младшая дочь. Она искренне любит свою вторую мать и уважает ее. От Матрены девочка получает прекрасное воспитание. Повзрослев, она вышла замуж и переехала в соседнее село. Изредка девушка приходит в гости к главной героине, приносит пожилой женщине продукты. Кире Матрена отказывает часть дома. И девушка спешит получить отдаваемую ей горницу и переправить ее домой, в соседнее село. При перевозке сруба Матрена погибает на железнодорожном полотне.

Кира — единственный персонаж, который неравнодушен к смерти главной героини. Она благодарна женщине как матери, сожалеет о трагической смерти Матрены, искренне плачет на ее поминках, в отличие от иных жителей деревни.

Фаддей

Григорьев Фаддей — это сильный, крепкий, выносливый деревенский мужчина, старший брат Матрениного мужа. В молодости Фаддей с Матреной собирались создать семью, но война не дала осуществиться их планам. Связь с ушедшим на фронт Фаддеем прервалась, от него не приходило никаких вестей на протяжении войны. Через 3 года на Матрене женится его младший брат, а потом спустя некоторое время, бывший в плену Фаддей возвращается домой. Явившись в деревню, Фаддей не прощает предательства брата и возлюбленной. Спустя некоторое время он создает семью с другой женщиной, тоже Матреной. Женщины обладали и похожей внешностью. Жили Фаддей с женой плохо, он часто ругал и бил ее, а она прибегала к его бывшей возлюбленной на него жаловаться.

Будучи мстительным и алчным, Фаддей настаивает на скорейшем разборе горницы Матрениного дома, в результате перевозки сруба которой главная героиня погибает.

Этот персонаж мог бы быть положительным, но война, пребывание в плену, трудные жизненные условия, предвзятое и несправедливое отношение к нему односельчан, разбитая любовь сделали его человеком жадным, злобным, жестоким, недоверчивым. Ничего святого и гуманного не осталось в душе Фаддея. Он не щадил своих родных, срывая на них свою злость и досаду, не ценил добрых и хороших дел. И герой даже не пришел проводить главную героиню в последний путь.

Таким образом, можно подвести итог сказанному выше: Солженицын в своем рассказе «Матренин двор» очень ярко, эмоционально, глубоко раскрывает перед читателями образы своих героев, их душевные качества и черты характера, особенности местного колорита и быта, показывает тяжелые условия жизни деревенских людей, их материальную и духовную нищету, низкий уровень их сознания. Также автор учит своих читателей быть человечными и жить для людей, а не только для себя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Урок-исследование
в 9 классе

«Не
стоит село без праведника…»

(Мотив
праведничества в рассказе А.Солженицына «Матренин двор»)

1.Вступительное
слово учителя.

Каждый из нас встречал необыкновенных людей, их не десятеро и не сто на
Россию, — это праведники, их видели, удивлялись им, пользовались их добром… — и
тут же погружались опять на нашу обречённую глубину. (А. Солженицын «Раскаянье
и самоограничение как категория национальной жизни», 1973г.)

2.формулирование
темы урока. Беседа с  элементами анализа.

— Исходя из данного
высказывания А.Солженицына, определите тему нашего урока.

— Какие основные
вопросы предполагает раскрыть эта тема? (учитель записывает на доске тему и
вопросы)

— Кого мы называем
праведниками? Заглянем в толковые словари, которые дают различные толкования
этого понятия.

(Академический
словарь русского языка.)

1.Человек, живущий согласно
заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии.

2.Тот, кто в своих действиях руководствуется
принципами справедливости. Честности, не нарушает правил нравственности.

«Толковый словарь
живого великорусского языка» В.И.Даля.

1.У верующих:
человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

2.Человек, ни в чём
не погрешающий против правил нравственности.(ирон.)

— Что общего в этих
определениях? (определения даются с точки зрения религиозной морали)

— Выберите и
запишите то определение, которое на ваш взгляд больше всего подходит для
героини рассказа Солженицына Матрёны Васильевны.

— Вспомните
героев-праведников из ранее изученных произведений. Что роднит Матрёну
Васильевну с ними?

(Иван Северьянович
Флягин из «Очарованного странника» Лескова, платоновские герои: «усомнившийся
Макар» и Фома Пухов – «сокровенный человек»; в быту неприхотливы, многое
испытали в жизни, уходили из дома в поисках правды, страдали за весь народ)

— Где герою
рассказа «Матренин двор» посчастливилось повстречаться с Матрёной Васильевной?
Попробуем разобраться в пространственной организации рассказа. По распределению
облоно рассказчик едет сначала в местечко Высокое Поле. Найдите описание этого
поселка. Какова цветовая гамма в этом описании, настроение? Что, по-вашему
олицетворяет название Высокое Поле?

— Почему же Игнатич
не остался в этом чудном месте, название которого олицетворяет высокое духовное
начало?

(он не готов ещё к
пребыванию в сфере идеальной духовности; земные заботы – «увы, там не пекли
хлеб, там не торговали съестным» — заставляют его вернуться в облоно и
проситься в другое место)

— Игнатич попадает
в поселок Торфпродукт. Как соотносится это название и его описание с
предыдущим?

(оно уже не несёт
на себе печати высокой духовности, олицетворяет что-то дьявольское, здесь нет
гармонии, цветовая гамма в описании мрачная, звуки напоминают адские визги и
вопли)

— И здесь не мог
остаться герой. Почему?

(ему хотелось
«затесаться и затеряться в самой нутряной России»; и такая нашлась – деревня
Тальново)

— Чтобы понять,
почему именно Тальново выбрал Игнатич, соотнесём модель мира, представленную в
рассказе с моделью мира в русской иконописи. ( индивидуальное задание)

— Так почему же
герой поселяется именно в Тальнове?

( он поселился в
том уголке христианской России, где в соответствии с моделью мира в иконописи
должны жить праведники)

— Время действия в
рассказе – лето 1956 года. Что вы узнали у своих родителей, бабушек, дедушек об
этом времени? Какой была обстановка на селе? (ребята рассказывают о том, что
узнали заранее у своих близких)

— Жить на селе было
очень тяжело. А в трудные минуты человеку свойственно обращаться к Богу. Можно
ли героиню А.Солженицына назвать глубоко верующим человеком? Обоснуйте своё
мнение цитатой из текста.(ч.1 с.131)

— Как и у многих
праведников мирская жизнь у Матрёны складывалась трудно. Какие факты из её
биографии перечисляет автор?

( на первой мировой
пропал без вести её жених – Фаддей, а когда вернулся через три года, то она уже
была замужем за его братом Ефимом. Умерли шестеро детей, не вернулся со второй
мировой муж. Тяжёлая неоплачиваемая работа в колхозе, голод, одиночество
бедность…Вся деревня решила, что в ней Матрёне,-порча.)

— Ценят ли Матрёну
односельчане? Как отзывается о ней после её смерти золовка?

(нет, не ценят её в
деревне. «Не бережная», бесплатно другим помогает, с «презрительным сожалением»
говорят односельчане «даже о сердечности и простоте» Матрёны)

-С каким святым
можно сравнить Матрену?  Получается, плохо быть сердечным и добрым. Может быть,
не Матрёна, а общество, в котором она живёт, больно, на нём порча, ведь корысть
и грубый материализм сознательно возводятся здесь в принцип. В доме Матрёны
Васильевны не властвуют звериные законы «антимира», но вокруг матрёниного двора
бродят «воины бесовские», как вокруг обители Сергия Радонежского, с которым её
многое роднит. Что именно? (индивидуальное задание)

— Красота ликов –
это красота внутренняя, духовная. В каком эпизоде, по-вашему, наиболее ярко
раскрывается духовность Матрёны? (эпизод слушания музыки)

— Почему народные
песни в исполнении Шаляпина не тронули её, а романсы Глинки восхитили?

(она уловила
искусственность, игру, стилизацию в исполнении Шаляпина; романсы она
воспринимает как молитву: в этой музыке ей открывается что-то «небесное»,
«бесконечное»)

— Кто является
главным представителем «антимира» в рассказе?

— Зачитайте
портретную характеристику Фаддея. Какими изобразительными средствами автору
удаётся показать его демоническую суть?

— Почему Фаддею
удалось уговорить Матрёну отдать горницу?

(он нашёл её
уязвимое место – христианское чувство: знает, что она не может отказать в
помощи, даже если ей это грозит опасностью)

— У Матрёны
забирают горницу. Что значит это слово? Какой символический смысл приобретает
оно в рассказе?

(«горница –
строение горнее или верхнее, надстроенное над нижним и обыкновенно чистое и
светлое» (словарь Даля). У Даля слова горница и горний, т.е. высший,
возвышенный, небесный, до мира духовного относящийся, однокоренные. Захват
горницы можно расценить как желание отнять у героини веру в высшее)

— Что предвещает
гибель Матрёны? Каковы её мысли и поведение накануне трагических событий?

— Горницу
разбирают. Обратите внимание на глаголы, которыми автор описывает действия
работающих? Как эти глаголы раскрывают отношение к труду работающих? (работа их
ожесточает)

— А как относилась
к труду Матрёна?

(он её просветлял,
облагораживал, лечил)

— Эта деталь ещё
раз подчёркивает, что Матрёна и окружающие её люди относятся к разным мирам.
После разрушения горницы героиня начала своё восхождение на Голгофу. И как
когда-то в момент казни Христа, сейчас на Тальново опустилась тьма, и из этой
тьмы вынырнул паровоз, под колёсами которого погибла Матрёна. Каково
символическое значение поезда в произведениях литературы 20-го века? У кого мы
ещё встречаемся с таким символом?

(у  Есенина паровоз
– символ революции, технического прогресса, который губителен для деревни. У
Платонова в «Сокровенном человеке» поезд, идущий в неизвестность, символизирует
сам ход послереволюционной истории. У Блока «На железной дороге» участь
девушки, погибшей под колёсами поезда, — это судьба самой России)

— Прочитайте
эпизод, как погибла Матрена? Матрёна олицетворяет собой христианскую Россию.
Как же расшифровать её гибель под колёсами паровоза? И почему паровоз движется
«без огней и задом»?

(коммунистический
путь развития России ведёт её не вперёд, а назад, не в Царство Духа, а к
торжеству низших биологических инстинктов)

— Какой мы видим
Матрёну в гробу? Зачитаем. Какой цвет доминирует в описании и что он
символизирует в иконописи? (белый цвет – цвет духовного преображения,
воскрешения)

— Какая внешняя
деталь в описании мёртвой Матрёны показывает, что антимир так и не смог
победить праведницу?

(«ручку правую
оставил ей Господь. Там будет Богу молиться…»)

— Как ведут себя во
время похорон родственники? (Даже в плаче ведут соперничество за скудное
наследство: пекутся о бренном, а не о вечном)

— Кто одёргивает
плачущих? Что особенного в этом персонаже?

(древняя старуха,
высоко сидит, взгляд у неё осуждающий, похожа на святую угодницу, сошедшую с
иконы)

— В какой день
хоронили Матрёну? Соотнесите этот день с христианской религией.

(на третий день в
воскресение воскрес Иисус Христос, «смертью смерть поправ»)

— О чём сожалеет
автор в конце рассказа? (жили и не понимали, что рядом живёт праведник, без
которого не стоит село)

— В статье
Солженицына «Раскаянье и самоограничение как категория национальной жизни»,
строки из которой я процитировала в начале урока, звучат такие слова: «Есть
такие прирождённые ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх
зловонного болота, именуемого обществом, нисколько в нём не утопая, даже не касаясь
стопами его поверхности – это праведники».

— Так что же
вкладывает в понятие праведника Солженицын? Соотнесите определение, записанное
в начале урока, с авторским. Что важно для писателя? (Праведник призван
сберегать нравственность. Он сберегает для нас то, чем мы ещё не
воспользовались, но можем воспользоваться)

— Праведница
Матрёна – нравственный идеал писателя, на котором по его мнению, должна
основываться жизнь общества. Какой бы цитатой из рассказа вы озаглавили наш
урок? («не стоит село без праведника»)

— Вы знаете, что
таково было первоначальное название рассказа. Каков, по-вашему, символический
смысл окончательного варианта названия рассказа?

(Словосочетание
«Матрёнин двор» носит обобщающий характер. Двор, дом – то пристанище, которое
обретает наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет
лагерей, бездомья.)

— Вернёмся к
вопросам, поставленным в начале урока. На какие из них мы не ответили?

  1. Домашнее задание
    (на выбор) 1) Какие нравственные принципы утверждает писатель и жизнеспособны
    ли они?  2) Роль символов в рассказе.  3) Связь рассказа Солженицына с
    классической литературой. Ответить на данные вопросы и на те, которые были
    записаны в начале урока, но остались без внимания.

  • Почему автор закончил рассказ трагической развязкой гранатовый браслет
  • Почва удобрена как пишется
  • Почему автор доверил рассказ о сражении старому солдату бородино
  • Почем зря как пишется
  • Почем как пишется вместе или раздельно