Победа и поражение базарова в романе отцы и дети сочинение

Многомудрый литрекон предлагает сочинение-рассуждение по литературе, посвященное конфликту в романе отцы и дети. тема многогранная и сложная, она требует подробного

Многомудрый Литрекон предлагает сочинение-рассуждение по литературе, посвященное конфликту в романе «Отцы и дети». Тема многогранная и сложная, она требует подробного рассмотрения, поэтому перед Вами целых два эссе разного объема и содержания. Вы можете выбрать то, что больше нравится. Приятного просвещения!

Вариант 1: кратко

(612 слов) В 1862 году Иван Сергеевич Тургенев написал одно из своих самых известных произведений — роман «Отцы и дети». В нем автор поднял очень важные и актуальные на все времена проблемы. К их числу относятся вопросы о дружбе, любви, взаимоотношениях между людьми из разных поколений. Основный конфликт в книге — столкновение поколений. Над этим противоборством размышляли многие авторы, писатели, психологи, журналисты. Особенно интересно, с какой точки зрения Тургенев показал конфликт поколений в своём произведении?

Конфликт разных поколений является вечным вопросом, однако он особенно актуален, когда молодое поколение стремится изменить традиционные устои в моменты наивысшей социальной напряженности. Данную проблему Иван Сергеевич раскрывает на протяжении всего повествования в самых различных ситуациях. Представителями «отцов» являются братья Кирсановы, а также родители Базарова. Поколение 40-х гг. когда-то тоже высказывало критику в адрес предшественников (вспомним либеральные выступления Павла Петровича и его скандальную репутацию в среде помещиков), но оно уважало и ценило традиции своих предков и стремилось передать их следующим поколениям. Однако представители нового поколения не желают мириться со старым мировоззрением и отвергают опыт старших. Люди вроде Базарова пытаются бороться за прогресс и равенство любыми методами. Они выступали против русского барства и его традиций, против крепостного права и привилегий аристократии. Они не хотят идти на компромиссы, так как не имеют преимуществ по наследству. Типичным представителем «нового поколения» является Евгений Базаров — разночинец, вынужденный трудом добиваться высокого положения. Его картина мира отражает рационализм и целеустремленность человека, который живет трудом и не имеет времени на все остальное. «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным», — вот кредо героя. Для него смысл жизни состоит в постоянном труде во благо людей. Безусловно, это является хорошим качеством, однако есть в философии Базарова и спорные пункты. Например, отрицание всего прекрасного точно не может пойти на пользу обществу. Главный герой не понимает искусство, не разделяет восхищения природой, не верит в любовь, потому что не считает эти сферы жизни значимыми. Стоит отметить, что это утверждение составляет основу раскола в лагере «детей». Чуткий по своей натуре, Аркадий, как можно заметить, увлекается новым учением поверхностно, работает мало, зато тонко чувствует природу, искусство и любовь.

Кто же представляет лагерь отцов? Павел Петрович — главный оппонент Базарова. Это аристократ, который гордится своими «принсипами» и своим происхождением. По его мнению, радикальные преобразования в стране не нужны, ведь вечные ценности — это основа жизни народа. Он либерально настроен, не поддерживает консерватизм власти, но в то же время высокомерен и одержим предрассудками своей среды. Так, разговаривая с мужиками, он затыкает нос надушенным платком. Немалые средства тратит он на вычурные наряды и предметы роскоши. Поэтому его раздражают намеки Базарова, посвященные бесполезности и паразитизму праздного образа жизни дворян. В отличие от Павла, его брат Николай Петрович не вступает в спор и конфликт с главным героем. Он понимает страсть Аркадия к чему-то совершенно новому и непривычному. Николай и сам изучает его книги и брошюры, чтобы сблизиться с сыном. Зато читатель видит, как Павел Кирсанов все время вступает в спор с Евгением Базаровым. Пытаясь вывести героя на конфликт, Павел Петрович неостроумно шутит и разражается. Павел Петрович не понимает, как Евгений может жить, отрицая все принципы. И это непонимание питает его гнев. Именно в столкновении между Павлом и Евгением Тургенев раскрыл всю суть противоречий представителей разных поколений. Автор противопоставляет два поколения даже во внешности героев. Павел Кирсанов идеально выбрит, со вкусом одет. Он ходит по деревне с чистыми розовыми ногтями. Евгений Базаров, наоборот, совершенно не следит за своей внешностью и за своими манерами. Его красные руки подобны рукам рабочего человека. 

Можно утверждать, что в своем произведении Иван Сергеевич Тургенев поднял очень важную проблему. Ведь конфликт «отцов» и «детей» является актуальным и по сей день. Решение данной проблемы зависит от многого. Предыдущее поколение должно терпимо относиться к новым явлениям, а молодое поколение, в свою очередь, должно с уважением относиться к старым традициям. 

Вариант 2: подробно

(726 слов) Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» является главной проблемой, поставленной автором. Это столкновение приобретает особую остроту за счет времени действия. События разворачиваются до отмены крепостного права, когда общество практически раскололось на два противоборствующих лагеря: консерваторов, которые были против таких кардинальных изменений, и революционеров-разночинцев, всячески продвигающих мысль об отмене рабства в массы.

Уже в самом названии мы видим конфликт — не напрямую, все-таки союз «и» объединяет, а не противопоставляет отцов и детей, однако в самих этих словах усматриваются антонимы: старшее поколение сталкивается с младшим. Время действия дополняет контекст: это не только конфликт в семье, это и противостояние идеологий, мировоззрения и взглядов на будущее России. Несмотря на то, что разногласия родителей и детей носят «вечный» характер, они обостряется с новой силой каждый раз, когда молодое поколение стремится вперед и требует смены устаревших, но привычных устоев. Однако к этому оказываются готовы далеко не все. В романе Тургенев запечатлел именно такое переходное время. Итак, представителями консерваторов в книге являются родители Базарова и Кирсановы-старшие. Их объединяет одна черта — согласие с существующими правилами и устоями, удовлетворение от жизни. А вот главный герой — Базаров — относится к лагерю революционеров-разночинцев и выступает против исключительного права аристократии на образование и другие блага. Он считает дворянство вырождающейся силой, которая не может быть полезна стране из-за своей праздности и непрактичности. Трудовой народ он, напротив, ценит, и именно в нем он видит будущее России, ее надежду и опору. Его друг — молодой Кирсанов, хоть и разделяет в чем-то мнение Евгения, но все же его увлечение новой философией жизни очень поверхностно, он не верит в нее так, как Базаров. Подражают Евгению Ситников и Кукшина — позеры и ведомые люди. Всех их объединяет одна черта — неудовлетворённость настоящим. Они хотят перемен и остро ощущают несовершенство существующего уклада жизни. «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным» — эти слова Базарова очень ярко характеризуют особенность мировоззрения Евгения. Аристократы, конечно, не могут с этим согласиться. Пожилым дворянам сложно представить себе жизнь простого люда, они не понимают его нужд и не видят его потенциала. Не замечают они и того, что на фоне тяжелой жизни большинства населения страны рассуждения о красоте и величии выглядят едва ли не смехотворными. Однако и молодое поколение не имеет полновесной программы на будущее. Базаров видит задачу своего поколения в разрушении существующих основ, а не в строительстве чего-то нового. Обе стороны в силу запальчивости и категоричности не могут прийти к истине или хотя бы компромиссу, поэтому конфликт обостряется и приводит к поединку между Евгением и Павлом Петровичем. Их противопоставление друг другу отражается даже во внешнем виде, словно автор хотел подчеркнуть не только их внутренние противоречия, но и полное отрицание друг друга. Кирсанов — мужчина средних лет, всегда гладко выбритый, аккуратный, роскошно одетый. Базаров же абсолютно другой, он не заботится о том, как выглядит, его не интересуют манеры, а одевается он всегда в балахон, при этом еще и игнорируя щетину. Руки у него красные и натруженные, а Павел Петрович имеет белые и мягкие руки, совсем не привыкшие к труду. Базаров говорит об интересующих его предметах прямо, резко, открыто. Он язвительно и последовательно доказывает свою позицию. А вот Павел Петрович предпочитает завуалировать свои истинные чувства издевками, намеками, каламбурами. Это говорит о том, что конфликт в книге Тургенева выходит за рамки столкновения поколений. Перед нами два непримиримых соперника, которых разделяет не только возраст, но и все остальное.

Совсем другой подход к проблеме демонстрируют отец и сын в рамках семьи. Они не столь различны и категоричны. Отец Аркадия на открытую конфронтацию не идет — он предпочитает переждать бурю в стакане воды, надеясь, что увлечение сына скоро пройдет. Более того, Николай Петрович пытался понять Аркадия. То же самое можно сказать и о семье Базаровых. Отец и мать неизменно любят Евгения, стараются его принять и угодить его вкусам, но сам Евгений остается равнодушным к теплу семьи. Евгений привык, что большинство представителей поколения его родителей настроены категорично против его убеждений или же просто не понимают их. Потому он не ждет какой-то поддержки в собственной семье. Возможно, он боится стать непонятым и разорвать связь с семьей, потерять ее, а потому держится на расстоянии и присматривается.

Конфликт поколений, показанный в романе Тургенева «Отцы и дети», — это лишь демонстрация того, что происходит сейчас во многих семьях, где мировоззрение детей отличается от родительского. К этой проблеме существуют разные подходы. Кто-то, как Николай Петрович, не готов терять ребенка только из-за его слов и мыслей, а кто-то, как дядя Аркадия, будет до последнего отстаивать свою правоту. Но главное в этой полемике — сохранить семью и наладить обмен опытом между поколениями.

Автор: Елена Ковальчук

Многомудрый Литрекон описывает образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети» в двух вариантах: кратко и подробно. Вы можете выбрать эссе по своему вкусу и усмотрению. Если чего-то не хватает, пишите в комментариях, и Литрекон добавит отсутствующее. Приятного просвещения!

Вариант 1: Кратко

(393 слова) Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева представляет собой символическую зарисовку политической и социальной обстановки в Российской империи второй половины девятнадцатого века. Центральным персонажем романа выступает русский разночинец и нигилист Евгений Базаров — один из ярчайших героев русского реализма.

Базаров на протяжении всего романа носит строгие и невзрачные костюмы, ограничиваясь старым пальто или пыльной шинелью. Особое внимание уделяется красным рукам героя, которые показывают его пристрастие к физическому труду. И, наконец, первоначальный образ дополняется приветствием героя на крестьянский манер, когда Базаров представляется Евгением Васильевым.

Когда прогрессивный разночинец-демократ попадает в среду либеральной аристократии, он откровенно насмехается над Николаем Петровичем Кирсановым за его показное, как кажется герою, стремление идти в ногу со временем. С братом Павлом Петровичем у него и вовсе разгорается настоящее идеологическое противостояние, достигающее своей кульминации во время спора за вечерним чаем. Помимо того презрения, которое Базаров питает к устаревшему сословному устройству общества и дворянской аристократии, стоящей на его вершине, мы можем видеть и радикализм юного нигилиста, который видит свою миссию в полном и безоговорочном уничтожении старого мира.

В дальнейшем Базаров предстаёт перед нами бессердечным циником, презирающим гуманитарные науки, вроде игры на музыкальных инструментах. Будучи материалистом, он не видит красоты природы, не верит в любовь, стремится сдерживать свои эмоции. Образ Базарова сочетает в себе все черты, которые были свойственны прогрессивной молодёжи времён Тургенева, уповавшей на науку и прогресс. Однако вскоре идеология Базарова подвергается испытаниям. Внезапно для самого себя он влюбляется в молодую вдову Анну Одинцову. Иррациональная влюблённость выбивает нигилиста из колеи. Евгений начинает терять над собой контроль, пугая и себя, и объект своего обожания. В расстроенных чувствах он поспешно покидает дом Одинцовой. Ближе к концу повествования Базаров встречается со своими собственными родителями, которые оказываются представителями консервативной части общества. В сценах с ними Базаров демонстрирует невиданную ранее сдержанность. Он дорожит своими родителями и старается не ссориться с ними. Однако вскоре Базаров снова пересекается с Павлом Кирсановым, конфликт между этими двумя заканчивается дуэлью и ранением старого Кирсанова. Однако Евгений не испытает чувства триумфа. Узнав историю жизни Павла Петровича, Базаров осознаёт, что между ними есть нечто общее — они оба пострадали от любви. В самом конце романа значительно смягчившийся Базаров пытается переосмыслить свою жизнь, казавшуюся ему простой и понятной. Накопившийся клубок противоречий в душе героя разрешает только смерть.

Образ Базарова воплощает в себе предупреждение Тургенева молодому поколению. Писатель всю жизнь придерживался умеренных взглядов и считал, что категоричность и поспешность «детей» принесёт лишь вред как им, так и всей России.

Вариант 2: Подробно

(494 слова) Евгений Базаров — главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Многим юным читателям близок его образ, ведь максимализм, уверенность в себе, принципиальность — это качества, присущие многим молодым людям, стремящимся найти свое призвание и место в жизни. Поэтому за Базаровым интересно следить. Кажется, что ему уготован славный удел блестящего научного деятеля. Но в финале он умирает без надежд и достижений. Только в конце книги читатель узнает настоящего Евгения — того, кто прятал свои слабости, сомнения и порывы души под маской нигилизма.

На первых страницах романа Базаров производит хорошее впечатление. У него «красные руки», которые дают понять, что герой много трудится. Он говорит мало и просто, не следит за модой и уделяет много времени своим научным занятиям. Он получил высшее образование в столице и готовился стать специалистом по естественным наукам. Его отношение к делу не было формальным, как, например, у Аркадия. Евгений искренне хотел работать и развивать свою сферу деятельности. Он проводил много опытов, вставал ни свет ни заря. О его досуге автор говорил кратко: «Аркадий сибаритствовал. Базаров работал». Даже в беседах с Павлом Петровичем Евгений не пытался самоутвердиться. Он вообще говорил неохотно и даже лениво, избегая длинных речей. Он лишь доказывал оппоненту, что его точка зрения может быть оспорена, как и всякая другая. В непризнании авторитетов и догм и состоял нигилизм Базарова. Все, что общепризнанно, он подвергал сомнению. Зачем? Увы, на всем готовом невозможно прогрессировать. Многие открытия противоречат уже известным фактам, разрушают прежнюю картину мира. Поэтому позиция Базарова вполне рациональна. Но совсем искусственным и наигранным выглядит его отрицание любви, искусства, природы как объекта созерцания. «Природа не храм, а мастерская, а человек в ней — работник» — такой взгляд на окружающий мир очень узок и категоричен. Не умея чувствовать жизнь и ощущать ее, герой сознательно ограничивает сферу своего познания: «Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна…». Поэтому он не выдерживает испытания любовью: Анна Одинцова отвергает его, и он не может жить дальше, потеряв интерес абсолютно ко всему. Он просто не умел любить, страдать, оправляться от страданий. Все это он вычеркнул из своего опыта, только вот обойтись без этого невозможно. Природа берет свое.

К концу романа герой меняется, сам того не принимая. Евгений вдруг почувствовал, что в нём присутствует многое из того, что он высмеивал в других людях: романтичность, глубокая любовь к родителям, сомнение в собственном предназначении, безответные чувства к женщине, красноречивость. Базаров не желает признать, что ему присущи эти качества, размышления и поступки. При этом Евгений всё больше ощущает, что что-то он не осмыслил в жизни, в чём-то он ошибся. Он начинает понимать, что не всё в жизни подчинено логическому расчёту, что существует нечто, что выше всяких наук. Но его озарение приходит поздно: смерть забирает его у тех, кому он так и не успел признаться в любви.

Образ Базарова очень трагичен, ведь перед нами человек с большими возможностями и природными задатками, который так и не реализовал свой потенциал. Его категоричность, несгибаемость, желание все разрушить и оспорить — это те качества, которые помешали ему стать счастливым и обрести свое значение в обществе и даже мире.

Автор: Михаил Щепин

Роман «Отцы и дети» интересен и проблемами, поднятыми в нём, и, конечно, главным героем. Общеизвестен факт, что это произведение при выходе из печати вызвало много споров, а писателя студенческая молодежь обвиняла в искажении образа молодого поколения. Но ведь если роман не оставил читателей равнодушными, значит он обращал внимание на вопросы, важные для общества, и тип человека, злободневный для своего времени. Кто же такой Базаров? Почему писателя заинтересовало появление людей, подобных ему? И, наконец, в чем особенности обрисовки данного образа?

Базаров – нигилист и, в изображении Тургенева, нигилист, убежденный в своей правоте отрицать, с его точки зрения, вещи бесполезные. Автор дает читателю возможность познакомиться со страстными и бескомпромиссными взглядами Базарова, в первую очередь, в его спорах с представителями старшего поколения Кирсановых. Что же для героя не имеет практического смысла, а поэтому бесполезно?

Бесполезно искусство, и «Рафаэль гроша ломаного не стоит». И природу как проявление красоты, как предмет восхищения он не приемлет. И «сладостная мелодия» Шуберта в исполнении Николая Петровича Кирсанова вызывает в нем смех только потому, что с его точки зрения смешно, когда «в сорок четыре года человек … играет на виолончели». Стихотворения Пушкина он считает ерундой и советует Аркадию познакомить отца с дельной литературой. В конце концов он отрицает даже любовь, видя в ней только проявление физиологических потребностей человека. Но разве можно прожить без всего этого? И неужели сам Базаров абсолютно искренен в таком отрицании и не понимает, что он обедняет свою духовную жизнь? Кажется, автор критически относится к своему герою?

Конечно, взгляды автора не совпадают и даже противоречат взглядам героя. Автор по своим взглядом близок Николаю Петровичу Кирсанову, он ценит красоту природы, для него важна литература, он понимает цену любви. Но можем ли мы согласиться с мнением, что в образе Базарова дана карикатура на представителей нигилизма? Все-таки нет. На протяжении романа автор рисует своего героя достойным человеком. Он бесспорно умен, он стремится принести пользу своей деятельностью, он критически относится к пустой болтовне, тепло говорит о своих родителях и не стесняется того, что они простые люди.. Базаров даже проявляет благородство в сцене с дуэлью, когда, ранив Павла Петровича, он спешит оказать ему помощь, как будущий врач.

Следовательно, образ Базарова противоречив. Несмотря на его принципы нигилиста, он человек, который не может обойтись без духовной жизни. И Тургенев показывает нам, как в герое просыпаются чувства, которых не должно быть у прагматика. Базаров как нигилист не выдерживает испытания любовью. Мы видим как исчезает его цинизм в отношении женщин, как героя захватывает сильное чувство, и мы сочувствуем герою, который пытается сопротивляться ему: «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливой скукой и беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась». Последние же сцены романа и вовсе поднимают героя в наших глазах: мы видим человека сильного, мужественно встречающего надвигающуюся смерть. И мы понимаем, что человеческое, которое он отрицал как нигилист, в нем не умерло.

Сочинение 2

Литературный герой Базаров, является персонажем произведения Тургенева «Отцы и дети». Это произведение поднимает ряд важнейших как общечеловеческих так и всероссийских проблем.

«Отцы и дети» это роман по своей структуре, написан он И. С. Тургеневым шестидесятые годы XIX века, как раз после отмены крепостного права в империи. К «отмене» Россия, аристократия и общество шло не одно десятилетние. Поражение в Крымской войне (1855) принудили самодержавие в корне пересмотреть систему государственно управления и стать на путь реформ. Тургенев немало способствовал отмене крепостничества. В своих статьях и произведениях он остро ставил вопрос о правовом равенстве крестьянина и дворянина.

В своём рассказе «Муму» Тургенев показывает бесчеловечность крепостнического строя, не нормальность человеческого бесправия и в то же время наличие воли у крепостника выдержать и отстоять достоинство человека, — глухонемого Герасима.

Главная идея романа показать конфронтацию двух политических идей, различных в своей направленности: либералов-западников и радикалов-разночинцев. Этим Тургенев как бы определяет дальнейшее социально-политическое развитие для России, заключая что крестьянское освобождение запоздало хотя и полезно для страны.

В это самое время в России распространяются идеи политического радикализма. Уничтожить всё старое и отжившее и строить (неизвестное) «светлое» будущее. По сути начинается революционное брожение общества (интеллигенции) в России.

Ведь именно такие революционеры-разночинцы типа героя Базарова, покушались а затем убили царя Александра II-Освободителя. И именно такие революционеры типа Базарова устроят террор в России в начале XX века, а затем сотворят в России кровавую гражданскую войну. В герое Базарова есть сходные черты Верховенского из романа «Бесы» Достоевского.

Герой Базарова это нервный, но в то же время с большой волей человек, у него сильный характер, он умён и самостоятелен в своих суждениях и действиях. Над собой авторитетов он не желает терпеть, даже родного отца. Для него нет никого выше него самого, — Бога нет и т. д.

Его идея: разрушение (даже самого себя отчасти), на обломках будет возводится новое здание будущего. Но, Базаров не отрицательный герой на все 100%, есть в нём и положительные черты.

Сочинение Образ Базарова

При чтении произведения у читателя часто возникает вопрос о главном герое- отрицательным или положительным героем можно его считать? Но ответить очень сложно.  Ведь образ Базарова противоречивый.

Читая роман, мы видим, что наш герой порой бывает высокомерным, не стесняется в выражениях и не обдумывает свои поступки и ход действий. Так, например, это видно из эпизода с поцелуем Базаров поцеловал Фенечку, не думая о том, что это может привести его к дуэли. Наш герой любил показывать превосходство над людьми. Его честолюбие подпитывается похвалой его ближайшим окружением. Да и его высокомерие можно понять. Именно так он защищается о проявлений внешнего мира. Ведь своим социальным положением он не может гордиться. Его семья находится в бедственном положении, хотя и имеет имение с крестьянами. Единственное, что он позаимствовал от отца- это демократизм в общении с работниками.

Жизненная перспектива у него была не очень благоприятной. Базаров должен был получить профессию земского врача, которую в обществе особо не уважали. Поэтому Базаров понимал, что звание дворянина для него относительно, и он достоин большего. Прожив некоторое время в имении, наш герой сразу же невзлюбил Павла Петровича И Николая Петровича. В итоге Павел Петрович сражается на дули с Базаровым, в результате чего оказывается раненым, а его противнику по долгу службы оказывает ему первую медицинскую помощь. Кирсанов прощает Базарову этот поступок, отмечая в нем мягкие черты характера, однако Евгению безразлично это прощение. Его волнуют другие переживания. Он понимает, что его вся схема окружающего мира не работает. Подтверждением тому становится неудачная любовь к Одинцовой. Но и отказаться от проповедуемых им взглядов он не может, так как это выше его.

Базаров сочувствует русскому народу, сожалея при этом о невежестве и забитости мужиков. Он ищет способ, как исправить эту проблему. Для начала Базаров считает, что надо исправить общество. Евгений рассуждает чисто теоретически, та как практики ему не достает. Базаров считает, что воспитывать должен каждый сам себя, как делает он. На не видно, как автор показывает становление героя как личности, но Базаров представлен как человек сильной воли, умный и деятельный.

В конце произведения показано, что наш герой умирает от заражения крови. Страницы, рисующие кончину Базарова, отчетливо показывают отношения писателя к Евгению. Видно восхищение Базаровым, а его смерть нам кажется трагической.

4 вариант

Одним из главных персонажей романа «Отцы дети» является Евгений Базаров. С помощью этого героя автор, И. Тургенев анализирует и выясняет проблемы в отношениях отцов и детей.

Внешность Евгения довольно примечательна: высокий рост, удлиненное лицо с широким лбом, заострённый нос. Весь его облик выражает самоуверенность. В умных зеленоватых глазах читается ум и спокойствие. Одним словом, в свои тридцать лет он обладает всеми необходимыми физическими и умственными способностями, которые должен иметь молодой человек его возраста.

К своей внешности Базаров был, казалось, безразличен: видавший виды костюм выглядит на нём небрежно. Назвать Евгения неряшливым нельзя, просто он не так щепетилен в этом вопросе, как например, Павел Кирсанов.

Базаров – единственный ребенок в семье, любимый сын. Студент, собирающийся стать лекарем, как и его отец. Родители старались дать ему достойное образование, а на его прохладное отношение к себе смотрят сквозь пальцы.

Хотя Евгений Базаров не имеет благородных корней, тем не менее он занял в обществе неплохое положение. У него множество хороших друзей и полезных знакомых. Большинство из них прочат ему большое будущее и верят, что он достигнет немалых высот в медицинской сфере.

Жизнь Базарова бьёт ключом. Он просыпается спозаранку, а отдыхать ложится довольно поздно. Практически всё своё свободное время он сидит над микроскопом, ставит опыты над лягушатами, справедливо считая, что такая практика непременно поможет ему в будущей профессии.

В разных слоях общества Евгений ведёт себя по-разному: в аристократических кругах больше отмалчивается, а оказавшись среди равных себе по социальному статусу людей, позволяет себе вольности, порой выходящие за рамки приличия. К женщинам Базаров относится небрежно, считая их глупыми, они для него представляют интерес только со стороны физиологии.

В целом, Евгения Базарова можно охарактеризовать как положительного персонажа. Он простой и открытый, умный и коммуникабельный. Но есть в нём также такие черты, как упрямство, самолюбие, заносчивость. Его очень трудно в чем-либо переубедить. Выслушав доводы оппонента, он делает вид, что соглашается, на самом же деле всегда остаётся при своем мнении.

Евгений обладает незаурядными умственными способностями и прекрасно осознаёт своё превосходство над менее интеллектуально подкованными людьми. Некоторые считают, что такие черты характера не должны быть присущи будущему врачу.

Характеристика Базарова — сочинение

Роман «Отцы и дети» принадлежит перу русского писателя И. С. Тургеневу. В этом романе поднята проблема отношений двух поколений, и попытка решения этой проблемы. Идет борьба между двумя лагерями старым аристократическим миром и новым радикальным миром. В романе показано, что на смену старым представителям дворянства идут молодые беспокойные и ищущие.

Одним таким молодым и ищущим персонажем был Евгений Базаров. Он был не похож ни на кого другого в романе. Он имел прогрессивные взгляды на жизнь. Он является противником вероисповедования и царской власти. Он является антиподом старшему поколению, которое находится в рамках традиции моральных устоев.

Евгений был жестким и самоуверенным молодым человеком, он привык добиваться своих целей, опираясь на науку. Он считал, что любовь и романтика чушь и в неё не верил. По мнению Базарова если человек проявляет чувства, то он показывает слабость. Поэтому Евгений отталкивал всякие мысли о любви.

Даже любовь к родителям и родителей к нему он тоже отрицал. Где бы он ни появлялся, он сразу проявлял себя как лидер, науку он ставил на первое место.

Писатель специально ввел этого персонажа в роман, потому что он был воплощением образа нового человека. У этого героя выработанна своя концепция нигилизма.

Его взгляды проявляются во всём, он отрицает моду, дворянство. Он считает, что главное это жизнь простого народа. Он считает, что нельзя говорить об искусстве, если в соседней деревне с голоду умирают люди. Он хочет дать простому народу образование, сто бы они не были темными и непросвещенными людьми.

Базаров сразу показал, что в спорах ни возраст, ни принадлежность к знатному роду, ни дружеские отношения не являются для него авторитетом. Спор между Базаровым и Павлом Петровичем был настолько сильный, что дошло до дуэли.  

Авторитетом для Базарова была лишь наука и он сам. От науки можно получить пользу, а все остальное глупости. Но нашлась сила, которая смогла перебороть скепсис нигилизма, имя этой силе – любовь.  

Базаров влюбляется в Ольгу Одинцову. Но эта любовь безответная, Ольга его не любит. Поэтому мужчина решает вернуться к родителям и полностью отдаться науке. Но когда он получает заражение крови и перед смертью просит, что бы Ольга приехала с ним проститься. Автор этим приемом разрушает философию и доказывает, что отрицать все нельзя.  

Когда Евгения не стало, автор попытался изобразить то, что герой получил покой.

Базаров

И. С. Тургенев написал роман «Отцы и дети», главная проблема произведения взаимоотношения двух поколений, когда молодежь не хочет учиться на ошибках старших. Одним из главных героев романа является молодой человек Евгений Базаров. Он привлекает к себе интерес читателей с первых строк. Он сильно отличается от всех персонажей в романе. Он был нигилистом, его передовых взглядов ни кто не поддерживал. Он был против религии и монарха. Он введен в роман в противовес старому поколению с устоявшимися взглядами и традициями. Он был олицетворением нового человека, который всего добивается своим умом и трудом. Писатель противопоставил Базарова аристократическому обществу, которое пришло в упадок.

Базаров в жизни отрицает искусство, моду, ненавидит дворянство. Он задается решением крестьянского вопроса. По его философии, что рассуждать об искусстве, когда простой народ умирает с голода кощунственно. Он не понимает, как народ может терпеть издевательства над собой, откуда у русского крестьянства столько терпения и почему так верят в доброго монарха. Он хочет нести просвещение в народные массы.

Базаров демонстрирует, что не знатность рода, не возраст, не родственные связи для нег не являются авторитетом, и он не должен прислушиваться к их мнению. Он любил спорить с Павлом Петровичем, у них всегда были жаркие споры, в которых сталкиваются две противоположные позиции. Спор достиг точки кипения дуэлью.

У Базарова была лишь наука в авторитете. Наука, та, которая подтверждается экспериментом, её можно увидеть и доказать, и она должна приносить пользу. Всё остальное глупости. Все думали, что в мире нет такой силы, которая могла повлиять на него, но оказалось, что этот умный и сильный человек сдался под натиском такого чувства, как любовь. Когда Евгений влюбился, разум отступил на второй план.

После встречи с Ольгой Одинцовой он уже не мог что – либо противопоставить силе своей любви. Но эта любовь оказалась безответной, Ольга не любила Евгения. Это обстоятельство огорчило Базарова. Он решил вернуться домой к родителям, где планирует заняться наукой.

Но роман заканчивается трагедией, во время своих экспериментов Евгений получает заражение крови, и на смертном одре просит приехать любимую, тем самым отказывается от своих придуманных идеалов. Этим действием Тургенев развеял свою философию об отрицании, всё отрицать нельзя.

`

Евгений Базаров в произведении Отцы и дети

Популярные сочинения

  • Сочинение по стихотворению Фета Еще майская ночь

    Афанасий Фет все свои произведения писал с натуры, он с легкостью передавал, как пейзажные зарисовки, так и легкие, и мимолетные движения души

  • Сочинение Что сказала мама (с прямой речью 4 класс)

    В детстве у меня было очень много страхов. Упасть, поцарапаться, оплошать – всё это вызывало во мне дикий ужас. Но ничего из этого не могло сравниться с тем, что я чувствовал, когда наступала ночь

  • Анализ «Муму» Тургенева (5 класс)

    В любом произведении таится очень важная мысль, которую вложил туда автор. Есть такая мысль и в произведении «Муму». Мне кажется, что главная идея – это порочность крепостнической системы.

Многомудрый Литрекон любит рассуждать и сочинять, а потому он вновь сотворил итоговое сочинение на тему: Может ли один человек противостоять окружающему обществу? Аргументы он взял из книг «Юшка», «Горе от ума», «Отцы и дети», «Олеся».

Вариант 1

(486 слов) Многие люди не верят в свои силы и сомневаются, что в состоянии выстоять в борьбе против общества в одиночку, защищая свою индивидуальность. Однако это возможно, ведь даже в одном человеке скрыты колоссальные запасы энергии. Подтверждение этому мы находим в многочисленных литературных произведениях.

Например, А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» описал героя, который смог противостоять окружению и защищать свое право на самобытность мысли. Получив образование за рубежом и вернувшись в родные края, Чацкий обнаружил, что Москва все та же, но его мнение о ней сильно изменилось. Он вдруг увидел все несовершенство фамусовского общества и многочисленные проблемы России. Александр наивно полагал, что другие просто не замечают этого, и начал открыто выражать свою позицию, осуждая пороки системы и размышляя о путях исправления недостатков. При всем уме герой ошибся: все знали или догадывались о том, что их окружает, но были удовлетворены положением дел, так как искусно подменяли реальность лицемерием и ложью. Иные и вовсе ни о чем не думали, потому что не умели этого делать. А потому разоблачения Чацкого вызвали лишь агрессию, непонимание и насмешки. Фамусовское общество защищало свои ценности, а Александр — свои. Конечно, Чацкому было нелегко, но он не уступил ни в одном пункте. Он уехал, но не проиграл. Александр остался таким же умным, сохранил индивидуальность и выиграл спор, ведь его цитаты до сих пор являются крылатыми фразами, до сих пор вдохновляют нас бороться с конформизмом и серостью.

Один человек может одержать нравственную победу над сотнями, если на его стороне правда. Это доказывает пример из рассказа А. Платонова «Юшка». Главный герой был добрым человеком, сильно отличающимся от своего жестокого и невежественного окружения. Ефим умел ценить красоту и природу, он всегда прощал обиды и не держал зла, хотя в своем городке играл роль мальчика для битья. Даже дети бросали в него камни и обзывались. Почему? А потому, что герой никогда не давал сдачи и охотно сносил все оскорбления, ведь видел в них неумелую и слепую любовь народа. Тайно ото всех Ефим тратил все накопленные деньги на содержание сироты. Никто не знал об этом, поэтому окружающие часто говорили безответному Юшке о его ненужности в мире. Они не понимали, зачем живет этот жалкий, бедный и одинокий человек? Он не же не менялся в угоду обществу и продолжал гнуть свою линию. Однажды один агрессивный прохожий, получив от Ефима неожиданный ответ («А чего я тебе, чем я вам мешаю!»), сильно толкнул его. Несчастный герой умер. Но его концепция жизни, его видение мира одержали верх над окружением. В город приехала сиротка, которая стала врачом благодаря доброте Юшки. Она помогла всем тем, кто когда-то недоумевал, зачем жил на свете ее благодетель. Люди оказались неправы, а Ефим смог защитить свое право жить так, как он считал нужным, выдержав противостояние с обществом.

Таким образом, один в поле все-таки воин. Человек может одержать победу в противостоянии с обществом и отстоять свою индивидуальность, если он в состоянии бороться за то, что ему дорого. Каждый из нас волен не согласиться с большинством и жить по своим правилам.

Вариант 2

(528 слов) Противостояние личности и общества — это проблема, которую часто затрагивали многие авторы, ведь она часто встречается в жизни. Вопрос о том, может ли один человек бороться с окружением, волновал многих творческих людей, которые и сами часто находились в оппозиции по отношению к большинству. Однако в большинстве случаев даже они признавали, что столкновение с коллективом обрекает личность на поражение. Один в поле не воин.

Вспомним, к примеру, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров противостоял обществу, ведь не принимал его идеалы и ценности. Он не признавал авторитетов, общепринятых правил поведения и обо всем имел собственное суждение, порой весьма радикальное. Евгений считал, что задача его поколения состоит в разрушении устоев, на которых держится несовершенное и откровенно прогнившее общество. Строительство нового строя он возлагал на людей будущего. Такие категоричные взгляды на мир не встретили отклика у окружения героя. Все сторонники Евгения были мнимыми и очень скоро отвернулись от него. Аркадий повторил судьбу своего отца и встал на сторону традиционных ценностей. Ситников и Кукшина лишь подражали Евгению внешне, но на деле совсем не понимали его. Анне Одинцовой беседы с ним наскучили, она была равнодушна к судьбам мира сего. Одаренный и волевой Базаров оказался с обществом один на один и ничего не смог сделать. Он умер, так ничего и не добившись, признав свою несостоятельность. Ничего не было разрушено, нигилизм так и остался юношеским увлечением для студентов. А все потому, что тогда Евгения никто не поддержал, а в одиночку большие дела не делаются. Общество со всеми своими пороками и заблуждениями оказалось сильнее прогрессивного и умного Базарова.

Никогда нельзя недооценивать численное превосходство и консолидацию общества. Да, толпа примитивнее яркой индивидуальности, но она сильна своим единством, своей сплоченной силой для удара. Вспомним, к примеру, героиню повести А.И. Куприна «Олеся», которая пошла против большинства и была жестоко наказана за это. Девушка жила вдали от цивилизации, потому ее вместе с бабушкой изгнали из деревни. Жители заподозрили женщин в колдовстве и приписывали им самые черные дела. Но героини не были опасны. Они просто отличались от других и хотели жить не так, как все. Им было интересно разгадывать тайны природы и совершенствовать свои знахарские навыки и знания. Но предрассудки тех времен приписывали любое непонятное явление дьявольским силам. Поэтому и сама Олеся думала, что неугодна Богу и лишена веры. Но ее уверенность поколебало знакомство с просвещенным дворянином, у которого не было суеверий крестьян. Она поняла, что в мире есть и другие люди, которые не считают ее дар проклятием. Знакомство с Иваном переросло в страстное чувство. Олеся хотела соответствовать его предоставлениям об идеальной девушке и пошла в церковь. Но там она столкнулась со злыми прихожанками, которые сильно избили героиню и едва не вымазали ее дегтем. Чтобы хоть как-то спастись, Олеся пригрозила людям карой. Они испугались, а на утро обнаружили, что град побил урожай. Крестьяне вознамерились покончить с ведьмами. Если бы Олеся с бабушкой вовремя не сбежали, то расправа была бы неминуемой и страшной. Увы, один человек беспомощен перед целым обществом, он вынужден капитулировать, чтобы не быть раздавленным его мощью.

Таким образом, человек не может противостоять обществу, это столкновение обречено на поражение, потому что большинство по определению сильнее одиночки. Можно долго говорить о нравственном превосходстве личности над толпой, но это превосходство в открытой схватке не играет роли.

Старшее поколение в романе отцы и дети

Идейное содержание романа

По поводу идеи своего произведения Тургенев говорил, что постарался выразить свое мнение отличное от позиционирования дворянства как передового класса общества. Его самые значимые представители слабы и ограничены в своих взглядах. Чтобы понять, кто такие отцы в романе Тургенева нужно внимательно прочитать текст. По Мнению автора, это люди, представляющие верхние слои общества, среди которых:

Каковы ценности поколения отцов

Мир отцов в романе отцы и дети

  • Павел Петрович Кирсанов. Истинный барин и аристократ до самых костей, живущий по законам дворянского этикета. Он представитель офицерской династии и сам уже сделал карьеру военного. Однако трагическая любовь заставила этого светского человека покинуть привычный город и переехать в деревню. Сам Павел Петрович считает себя либералом, но собственный народ не уважает и говорит о крестьянах как о забитых патриархальных людях, не стоящих того, чтобы сними общаться на равных. Тургенев сравнивает его с живым мертвецом.
  • Николай Петрович Кирсанов еще один представитель старшего поколения. Это спокойный и уравновешенный добряк, любящий искусство и особенно игру на виолончели. Он обожает любимую Фенечку и ребенка, а также старшего сына Аркадия. Проводя свою жизнь в мелких хлопотах Николай Петрович не желает ее менять и к распаду дворянской системы относится отрицательно. При этом барин совершенно не знает реальной жизни и считает идеи младшего Базанова заблуждением.
  • Аркадий Кирсанов хотя и молод, но, скорее всего, относится к представителям «отцов». Бунтарские речи Базарова ему импонируют. Однако уважая его целеустремленность, и сам молодой человек достаточно покладист, чтобы становиться лидером новой идеологии. К тому же Аркадий привык к размеренной роскошной жизни и в душе не хочет ничего менять. Полюбив Катеньку Одинцову, молодой барин понимает, что счастлив в своей тихой семейной гавани. Идеи нигилизма его уже не устраивают. Автор старался описать героя, как человека, который уже никуда не стремится.

Таким образом, большинство людей, представляющих старшее поколение в романе «Отцы и дети» не стремится менять свою жизнь, и передовые идеи им попросту чужды.

Противоречия между поколениями

Появление в романе Базарова, имеющего собственные взгляды, которые противоположны общепринятым, расшевелило тихую, налаженную жизнь старшего поколения. Этот молодой человек не только не уважал, но и открыто презирал ценности дворянского класса. Он живет по собственным правилам. Которые коробят даже прислугу. Манеры гостя возмущают лакея Прокофьича, привычного к причудам господ. Оскорбительный тон по отношению к хозяевам, по его мнению, неприемлем для нормального человека, оказавшегося в чужом доме.

Старший Кирсанов возненавидел Базарова с самого первого слова гостя. По его мнению, он заслуживает эпитетов:

Поколение отцов в романе отцы и дети

  • гордец;
  • нахал;
  • плебей;
  • циник.

Чувствуя, что молодой человек его не уважает, Павел Петрович удивляется этому, ведь, по его мнению, он живет по божьим законам и достоин хорошего отношения к себе. Но после дуэли старший Кирсанов начинает понимать силу и твердость характера Базарова и преклоняется перед его мужеством.

Общение с нигилистом Базановым переворачивает привычный мир Павел Петрович. На его обвинение в архаичности и феодальных замашках Кирсанов отвечает не сразу. Но обида и желание защитить дворянство от нападок молодого выскочки заставляют искать и найти уязвимое звено в теории нигилизма.

На решительное заявление молодого циника в том, что старый мир нужно разрушить полностью, Кирсанов заявляет о способности отрицания разрушать, но надо строить новое, в чем автор солидарен со старшим поколением. Но молодой человек на это гордо отвечает, что это уже дело следующего поколения. В этом актуальность нигилизма как революционной идеи. В данную минуту нужно ничего не принимать из старого. По мнению автора, это уже нелепо ведь жить без веры невозможно.

Ценности родителей

Для старших представителей дворянства нигилизм Базарова это вызов всему чем они жили и что любили. Говоря о том, каковы ценности поколения отцов автор называет искусство, этикет, почитания старших, вера, любовь к своей семье и родной земле. Все это нигилизм не приемлет и отрицает. Но чем тогда жить, если все отвергнуть думает каждый из них. Сообщение о смерти Базанова не являются для них радостными. Ведь таких молодых людей уже много и жизнь меняется безвозвратно.

Сочинение на тему ценностей романа «Отцы и дети» должно отражать отношение учащихся к этому вопросу и мнение Тургенева, что убеждения обоих поколений пусты. Так, ни те ни другие не нашли ничего позитивного в дальнейшем существовании.

Поколение отцов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Поделиться

  • Победитель по английски как пишется
  • Победа общепризнана как пишется
  • Победа добра над злом в сказке иван царевич и серый волк
  • Побегали как пишется слитно или раздельно
  • Победа добра над злом в сказке морозко