Победа добра над злом в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс

победа добра над злом в произведении а. с. пушкина сказка о мртвой царевне и о - страница 1/1каниева д.р.учитель русского

«Победа добра над злом в произведении А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о — страница №1/1

Каниева Д.Р.

Учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории МБОУ

«Новошешминская гимназия Новошешминского

муниципального района РТ»

Урок-презентация

по русской литературе в 5 «а» классе (национальная

школа)

на тему:

«Победа добра над злом в произведении А.С. Пушкина

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Цель:

1) познавательная (углубить знания учащихся по УНТ,

закрепить понятия структурные элементы сказки, виды сказок, тема, идея, «герой», сравнительная характеристика);

2) обучающая (комплексный анализ текста;

сопоставительная характеристика литературных персонажей; уметь правильно определить идею сказки и ее воспитательное значение; обучение путем инновационных технологий; учиться развивать речь; совершенствовать навыки работы с текстом);

3) развивающая (развитие воображения, мышления и речи, креативных способностей учащихся; совершенствовать слуховую, зрительную зоркость, память).

Задача: воспитательная (уметь отличать хорошее от плохого, стремление к самосовершенствованию, толерантному отношению к людям.

Наглядности: портрет поэта; эскизы портрета учащихся, эпиграф к уроку; Пушкин в детстве, няня и поэт; иллюстрации к сказке; компьютерная интерактивная доска; портрет В. Даля, словарь В. Даля.

Межпредметная связь: русский язык, татарский язык, живопись.

Ход урока.

I. Организационный момент.


  1. приветствие

  2. посещаемость учащихся

  3. цель урока

II. Вступительное слово учителя Эпиграф

Если сказка настоящая,

в ней прекрасно сочетаются

действительная жизнь и та,

к которой мы стремимся.

Учитель: Волшебная страна сказок Пушкина. Где она?

Слайд №1 (иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина и рисунки

учащихся к сказкам)

Учитель: Откуда она?

Слайд №2 (няня и Пушкин)

III. Выразительное чтение 4-стишия 1-ым учеником:

Всё было мудро предназначено

Судьбой — и сказки, и былины. Его сама Россия нянчила Руками крепостной Арины.

2-ая ученица:

— С малых лет няня полюбила Сашу. Благодаря ей он

окунулся в мир волшебных народных сказок. Став

поэтом, Пушкин написал свои сказки, которыми мы

зачитываемся и сегодня.

Учитель: Все мы, люди, родом из детства. Через сказки мы учимся постигать жизнь, отличать хорошее от плохого. Пушкин создавал сказки в зрелом возрасте.

IV. Повторение о сказке.


  • В чём отличие литературной сказки от народной?

  • Какие виды сказок вы знаете?

  • Как бы вы определили «Сказку о мёртвой царевне и о 7 богатырях»?

  • Как обычно начинаются сказки? (Жили-были…)

  • В чём необычность «Сказки о мёртвой царевне….»? (Написана стихами,…).

V. Работа с текстом. Беседа по вопросам. Фронтальный

опрос учащихся.


  • Почему грустит царица?

  • Найти в тексте и зачитать этот эпизод. Назвать слова, которые вышли из современного русского языка. Дать лексическое толкование таким словам.

  • Какой эпитет подобрал автор к слову заря? (Белая)

  • Перевести на татарский язык.

  • Бывают ли зори белыми? А какого цвета заря? Вывод учителя: Для молодой царицы даже зори выцвели, так долго ждёт она возвращения. В этих строчках мы видим русскую женщину, которая верно

ждёт своего мужа. Рождается дочь, и царица умирает. Через некоторое время царь женится на другой.

VI. Работа с интерактивной доской (параллельно работа с текстом).

Слайд 3 (Царица — 2-ая жена царя)

— Как вы определили, что это царевна? (Одежда,

корона, трон)

Учитель: Найти в тексте и зачитать о ней (дети зачитывают).

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла…

Учитель: Соответствуют ли эти строчки портрету? (на

интерактивной доске)

— Да (ответы учащихся).

Учитель: Можем ли мы по 2-м строчкам узнать всё о ней? (Нет).

Учитель: Это только видимая внешняя красота. Обратите внимание на то, как начинается 3-ья строка ( с союза но). Это противительный союз. Зачитать 3-ью и 4-ую строки.

— Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Учитель: 3-ья и 4-ая строки характеризуют, какая

царица была на самом деле. Это характер человека.

Называет ли автор хотя бы одно положительное

качество?

-Нет.

Учитель: Если сравнить с 1-ой женой царя, то не в

пользу 2-ой жены окажется это сравнение.

Слайд №4 (Царица с зеркальцем)


  • С кем она была лишь ласкова? (С зеркальцем).

  • Какое свойство имело зеркальце? (Умело говорить)

  • Найти и зачитать эти строки.

Дети зачитывают и говорят, что 2-ая царица любила только саму себя и целыми днями (в отличие от 1-ой царицы, любившей и ждавшей своего мужа) любовалась только собой. Учитель: Эта черта её — эгоизм, самолюбие.


  • Перевести на татарский язык.

  • Эти строки тоже говорят не в пользу 2-ой царицы.

  • Кто был лучше?

  • 1-ая жена царя.

VII. Литература и другие виды искусства.

Слайд 5 (Портрет художника)

Слово учителя.

Сказки А.С. Пушкина с давних времен привлекали внимание многих художников. Среди интересных и талантливых иллюстраторов — Владимир Михайлович Конашевич.

Одной из лучших работ являются иллюстрации к «Сказке о мёртвой царевне и о 7 богатырях». Сегодня мы с вами будем работать по его иллюстрациям.

Слайд 6 (Портрет молодой царевны) Зрительное восприятие учащихся

VIII. Работа с текстом.


  • Кто противопоставлен злой мачехе?

  • Молодая царевна.

  • Найти в тексте и зачитать.

Но царевна молодая

Тихомолком расцветая

Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела,

Белолица, черноброва,


  • Это внешние или внутренние качества? (Ответы учащихся)

  • Подобрать синоним к прилагательному кроткий (Ответы учащихся).

  • О чём узнала мачеха от зеркальца? (Подросла, похорошела молодая царевна).

— Как она на это отреагировала? Зачитать в тексте.

Как царица отпрыгнет

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!…


  • Действия царицы характеризуют её с хорошей или плохой стороны?

  • С плохой.

Учитель: Глаголы, которые подобрал к ней автор, характеризуют её с отрицательной стороны.

— Красиво себя она ведёт?

-Нет.

Учитель: Нужно всегда следить за тем, как вы себя ведёте.

Учитель: Обратите внимание на речь (зачитать):

Ах ты, мерзкое стекло!

………………………………..

Учитель: Почему зеркальце стало мерзким стеклом?

— Мерзким стеклом называет после того, как узнаёт, что есть моложе и красивее её.

Учитель: Зеркало отнимает у неё последнюю иллюзию. Красота исчезает.

— Зачитать следующие строки

Ученик: «Я в ней дурь-то успокою…»

Учитель: Можно ли по речи определить, что мачеха -воспитанный культурный человек?

— Нет. Она грубая.

Учитель: По речи можно определить, что это за человек. Речь мачехи — грубая разговорная лексика. Перед нами — грубая гневная баба. Следите за своей речью, если хотите в глазах окружающих выглядеть культурным человеком. Снова это сопоставление не в её пользу. Учитель: Как вы понимаете выражение «чёрной зависти полна»?


  • Злая мачеха завидует красоте молодой царевны.

  • Кого и для чего она позвала к себе?

  • -Чернавку.

  • Почему Чернавка написано с большой буквы?

  • Это имя девушки.

  • Для чего она была нужна в доме?

  • Чтобы выполнять работу в доме.

Слайд №7 (Портрет В. Даля)

Учитель: В словаре В. Даля сенная девушка — это служанка.

— Что приказала сделать мачеха служанке?

— Отвести царицу в лес и оставить её на съедение

волкам.

Слайд 8 (Иллюстрация «Царевна и Чернавка в лесу»)

Учитель: Подтвердите словами из текста, что у Пушкина есть и природа.

Ученик: Вот Чернавка в лес пошла

Учитель: И чувства?

Ученик: Что царевна догадалась,

И до смерти испугалась.

Учитель: И разговор?

Ученик: И взмолилась: «Жизнь моя!

В чём, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица… Учитель: И действия?

Ученик: Не убила, не связала,

Отпустила и сказала…

Учитель: Почему служанка отпустила царевну?

Ученик: Она служила её матери, любила молодую царевну.

Слова из текста: «А как буду я царицей…»

Она обещала отблагодарить её.

Учитель: Божьи заповеди запрещают убивать человека. Значит, служанка была религиозна.

Учитель: Какую черту характера проявила Чернавка?

Ученик: Была доброй. Совершила хороший поступок. Учитель: Она проявила милосердие. Какие поступки в жизни нужно совершать?

Ученик: Хорошие.

Учитель: Выполнила ли Чернавка «чёрное» поручение мачехи?

Ученик: Нет.

Учитель: Как вы понимаете выражение «Бог с тобой»? (Ответы учащихся)

Учитель: Это не только прощальное пожелание, чтобы Бог оберегал молодую царевну, но и просьба простить её саму.

Слайд №9 (иллюстрация «Царевна возле терема

богатырей»)


  1. Лексическая работа к главе

  2. Работа с текстом. Беседа по вопросам. Фронтальный опрос учащихся.

Учитель: Возле чего оказалась молодая царевна?


  • Возле терема богатырей.

  • Кто её первый встретил?

  • Пёс.

  • Почему он виляет хвостом?

— Обрадовался. Почуял, что это добрая девушка, хороший человек.

— Почему царевна решила, что здесь живут добрые люди?


  • Не заперты двери у гостеприимных людей.

  • Что сделала царевна в первую очередь?

  • Прибралась в доме.

  • Как называется такая черта в человеке?

  • Трудолюбие.

Учитель: Царевна не только внешне красива, но у неё хорошие внутренние качества. Прибралась, как простая крестьянская девушка, а не вела себя как капризная царевна. Перечислим её хорошие качества.

Ученики: Красивая, добрая, трудолюбивая, скромная

Учитель: Это положительная героиня в отличие от кого?

Ученик: От мачехи

Учитель: Мачеха — это отрицательная героиня.

Слайд 10 («Встреча царевны с богатырями») Учитель: Чему удивились богатыри?

Ученик: Всё в доме прибрано


  • Как встретила их царевна?

  • Честь хозяевам отдала (поклонилась, поздоровалась первая с ними).

Учитель: Это признак уважения старших.

— Как нужно относиться к старшим?

Ученик: Уважать.

Учитель: Как вела она себя за столом?

Ученик: Скромно.

Учитель: Это одна из хороших черт положительной

героини

XI. Работа с текстом (продолжение)

Учитель: Как проводили свои дни богатыри?

— Всё в доме было сделано их руками.

Учитель: Как вы понимаете эпитет «золотые руки»?

Ученик: Могут выполнять любую работу.

Учитель: В прямом или переносном значении

употребляется эпитет? Бывают руки золотые, из золота?

Ученик: Нет. В переносном.

Учитель: Ещё чем занимались братья?

Ученик: Ходили на охоту уток пострелять.


  • Родную землю защищали. Значит, воины.

  • Полюбили ли братья молодую царевну?

  • -Да.

  • Что они предложили ей?

  • Выйти замуж за одного их них.

Учитель: Выражение «Аль товар не по купцам?» — это сцена сватовства.


  • Как ответила царевна?

  • Не согласилась.

  • Почему?

  • У неё был жених королевич Елисей. Они любили друг друга.

  • На кого похожа царевна?

  • На свою маму. Она тоже верно ждала царя.

Слайд 11 (Рисунки учащихся «Королевич Елисей») Учитель: О чем узнала мачеха?

— Что молодая царевна жива.

Учитель: Мачеха решила наказать Чернавку рогаткой.

XII. Лексическая работа.

Учитель: Это простонародное слово. Рогатка — это железный ошейник. Он применялся как средство наказания.


  • Успокоилась ли мачеха?

  • Нет.

-Что она решила?


  • Сама пойти и убить молодую царевну.

  • Какое дело она задумала: плохое или хорошее?

  • Плохое.

XIII. Работа с интерактивной доской.

Слайд 12 (Иллюстрация «Царевна и нищая черница») Учитель: Обратите внимание, что существительное черница написано с маленькой буквы, на одежду.


  • Действительно ли это была черница (люди, которые служат Богу)?

  • Нет, под одеждой скрывалась злая мачеха.

  • Она не та, за кого себя выдает.

  • Как встретил пёс черницу?

  • Стал громко лаять, словно не хотел пускать её в дом.

  • Значит, пёс почувствовал плохого человека. Зачитать, как он встретил молодую царевну. Так же?

  • Нет. На этот раз он хотел спасти царевну.

Учитель: Этот эпизод является самым напряжённым -это кульминация.


  • Почему царевна встретила черницу приветливо?

  • Она подумала, что люди, которые служат Богу, не могут совершить зло. Она протянула ей хлеб.

  • Что бросила черница?

  • Яблоко.

  • Какое оно? Назвать в тексте имена прилагательные.

— Наливное, молодое, золотое, свежее, душистое,

спелое.

Учитель: Обратите внимание на обилие гласной О. Но какое оно было?

— Отравленное.

Учитель: Обратите внимание на слово будто (стр.54). Значит автор хочет сказать нам, что яблоко принесёт несчастье героине.

Учитель: Обратите внимание на то, как ушла черница. Найти в тексте и зачитать.

— Поклонилась и пропала.

Учитель: Пропала, как нечистая сила. Этот приём называется сравнение. Её сравнивают с нечистой силой. Перевести на татарский язык.


  • Куда упала царевна?

  • Под образа (икону).

  • Икона — это символ надежды, веры, спасения. Автор надеется на её спасение.

  • Как пёс встретил братьев?

  • Начал грозно выть.

  • Народная примета. Это не к добру.

  • Что он сделал?

  • Проглотил яблоко и издох.

— Почему гибель царевны братья назвали «жертвой

злобе»?

— Она оказалась жертвой злой мачехи.

XIV. Интерактивная доска

Слайд 13 (Елисей отправляется на поиски любимой)

— Все ли понимают его горе?


  • Нет. Одни смеются, другие отворачиваются.

Учитель: Люди бывают разные. Это чёрствые люди, безразличные к чужому горю. И только природа пытается помочь ему.


  • К кому обратился за помощью Елисей в первый раз?

  • К Солнцу.

Слайд 14 («Елисей обращается к Солнцу») Учитель: Как он называет Солнце? Ученики: Свет наш, солнышко

— Свет ты мой.

Учитель: Помогло солнышко?


  • Нет. Оно посоветовало обратиться к Месяцу.

Учитель: Подобрать синоним.


  • Луна.

Учитель: Когда мы называем месяц, а когда луна?

— Луна (полная в конце), месяц — в начале месяца.

Учитель: С мольбой погнался Елисей к месяцу. Как он обращается к месяцу?


  • Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок…

  • Помог месяц?

  • Нет, он посоветовал обратиться за помощью к ветру.

  • Как называет Елисей ветер?

  • Могучим.

— Он не просит, он взывает. Обратите внимание, как

переживает Елисей. Подсказал ли ветер, где находится

его любимая?

-Да.

  • С какого раза Елисею помогли?


  • С третьего.

— На Руси число 3 имело магическое свойство, т.е.

волшебное.


  • Где он посоветовал искать царевну?

  • В горе, в глубокой норе.

  • Обратите внимание на то, что природа очеловечена. Она переживает, помогает подобно человеку. Это литературный прием олицетворение.

  • Каким образом Елисей спасает царевну?

Слайд 15 (рисунок ученика «Царевна просыпается»)

— Елисей ударился всей силой, и гроб разбился. Царевна ожила. Как в сказке.


  • Что произошло со злой мачехой?

  • Она умерла.

  • Обратите внимание на выражение «взяла и умерла». От чего она умерла?

  • От зависти, от злости.

  • Каким не нужно быть?

  • Как мачеха.

Учитель: Золотое правило нравственности звучит так: «Не поступай с людьми так, как бы ты не хотел, чтобы поступали с тобой». Запомните эти слова.


  • Любит ли мачеха кого-нибудь?

  • Только себя.

  • Кого любит первая царица?

  • Царя.

  • Любят ли Елисей и молодая царевна друг друга?

  • Да.

Учитель: Любовь — это и есть добро, которое победило зло. Этот год объявлен Годом семьи.

— Как вы думаете, сопоставив три семейные пары, назвать семьями?

— Можно первую и третью.

— Какой должна быть крепкая семья? (Ученики

перечисляют).

— Можно ли это произведение назвать сказкой?

— Да.


  1. Работа в тетради. (Ученики записывают элементы сказки)

  2. Вывод урока

  3. Задание на дом.

1-ая группа (слабые). Заполнить таблицу, подобрать прилагательные


Первая царица

Злая мачеха

Молодая царевна

2-ая группа. Написать мини-сочинение на тему: «Какие качества ценил А.С. Пушкин»?

XVIII. Комментирование оценок.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • По Сказке о мертвой царевне

Сказка о мертвой царевне Пушкина написана по народным мотивам. Эту сказку он слышал, когда был маленький от своей няни Арины Родионовны. А когда он вырос, то положил эту сказку на стихотворный лад.

В сказке говориться о борьбе добра и зла. Ещё в сказке рассказывается о тщеславии, завести и любви. Добро изображено в виде молодой царевны, которая потеряла свою маму, когда была маленькая, а зло в образе её мачехи.

Мачеха была красивой молодой женщиной, но имела отвратительный характер.

Она высокомерная и самолюбивая дама. Она была красавицей, в том, что она самая красивая, постоянно говорило волшебное зеркальце. Но шло время, падчерица подрастала, с каждым днем становится все красивее.

Помимо красоты она обладала покладистым характером, была доброй и милой девушкой. У неё появляется жених королевич Елисей. Они любили друг другу и готовились к свадьбе, но их планы рухнули.

Когда мачеха в очередной раз обратилась к зеркалу с вопросом для подтверждения своей красоты, получила неприятный ответ, оказалось что её падчерица красивее её.

Мачеха была в ярости и решила устранить соперницу. Она отправляет молодую царевну в лес, что бы её растерзали хищники. Но планам её не суждено было сбыться. Служанка пожалела её, и оставила в лесу, не связав и не убив. Девушка долго ходила по лесу, и в конце концов вышла к дому. В нем жили семь богатырей, её они приняли, как свою сестру. Девушке хорошо у них в доме, только скучает по своему жениху.

Но царица узнала от зеркала, что царевна жива и, что живет она в лесу у богатырей. Мачеха решила сама убить девушку. Она переодевается в старуху, берет отравленное яблоко и идет в дом богатырей. Когда они встречаются с девушкой, та угощает её этим яблоком, откусив кусочек, девушка падает замертво. Когда братья вернулись домой, обнаружили тело девушки. Они не смогли её похоронить в землю, поэтому положили её в хрустальный гроб и поставили его в пещере.

Жених девушки не может принять исчезновение своей любимой, ищет её по всему миру. В итоге он находит её в хрустальном гробу в пещере, мертвой. Он не верит в то, что его любимая мертва, открывает крышку, касается её хладных губ. Происходит чудо, царевна оживает. Молодые счастливы, возвращаются в дом царевны.

Царица не может этого пережить и падает замертво. Королевич Елисей со своей любимой играют свадьбу. Все счастливы.

Пушкин этим произведением хочет показать, что главная красота человека – душа.

2 вариант

Всем без исключения, и взрослым, и детям известен такой знаменитый писатель и сказочник, как Александр Сергеевич Пушкин. Среди его многочисленных произведений хочется выделить «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

Сказка повествует о борьбе двух героинь между собой. Первая олицетворяет добро, вторая – зло.

Первая героиня – прекрасная молодая царевна, которая по вине злой мачехи оказалась в лесу и случайно набрела на терем, где жили семь братьев богатырей. Девушка, помимо внешней красоты, обладала ещё и добрым сердцем. Братья приютили её и очень полюбили, ведь несмотря на то, что она была царевной по – происхождению, девушка не чуралась никакой работы: прибирала дом, готовила еду, стирала. К богатырям же была ласкова и дружелюбна, зато они называли её не иначе как «сестричка».

Но вскоре братья поняли, что любят её по – настоящему, не только как сестру и попросили её сделать выбор, ведь не могла она стать женой им всем, надо было выбрать кого-то одного, а остальным оставаться просто, как прежде, сестрой.

Здесь мужеству царевны остаётся только позавидовать. Во – первых она просит прощения у братьев за свой отказ стать женой кого-то из них и признается, что имеет жениха, королевича Елисея, которого всей душой любит и не в силах разлюбить, даже если им не суждено с ним больше встретится никогда. Ведь злая мачеха никогда не допустит её возвращения во дворец.

Вторая героиня тоже красавица, но душа у нее черствая, а сердце злое. Спровадив юную царевну в лес, она не испытывала ни капли угрызения совести, напротив лишь злорадствовала и надеялась, что таким образом избавилась от ненавистной соперницы. Зависть не давала покоя мачехе, не хотела она видеть рядом кого – то красивее себя. И все это несмотря на то, что молодая царица не сделала ей абсолютно ничего плохого, наоборот старалась во всем ей угождать и прислуживала, как служанка. Не успокоившись, царица пытается убить царевну второй раз, с помощью отравленного яблока и успешно…но, Елисей оживляет девушку своим поцелуем. Как известно, добро всегда побеждает зло. Эта сказка учит нас тому, что всякое зло будет уничтожено, рано или поздно. Внешняя красота не всегда подразумевает красоту внутреннюю. Вот и злая, жестокая, своенравная и жадная царица получила того, что заслуживала. Умерла, увидев юную соперницу живой и невредимой.

А главные герои играют свадьбу, и по традиции Пушкина гуляют на пиру.

Вариант 3

Читать сказки — значит отдыхать душой. Добро и зло, предательство и верность идут рядом, но всегда побеждает доброта.

Есть сказки народные, а есть, которые написал писатель. К таким сказкам относится «Спящая царевна» А.С.Пушкина. Поэт в стихотворной форме рассказал о пороках людей, их отрицательных и положительных качествах. Эта сказка повествует о злой мачехе, доброй царевне, верном королевиче и богатырях. За основу взяты несколько народных сказок.

Сказка небольшая по объему и читается легко и не принужденно. Она нравится и взрослым, и детям. Для детей это просто рассказ о женихе и невесте, а взрослые понимают, что здесь не только сказочная любовь, а более сложные отношения людей и природы.

Во все времена жили люди, которые хотели быть лучше всех и шли к своей цели, несмотря ни на что. Так получилось и с прекрасной царевной кроткой и юной. Царица не смогла принять себя такой, какой стала. Ей хотелось быть молодой и красивой, но возраст берет свое. И тогда злая мачеха решила избавиться от своей падчерицы. Избавляться от детей в то время было достаточно просто, но тот, кто пошел исполнять указание, оказался достаточно добрым и не смог погубить царевну. Благодаря чернавке, которая хоть и завела в лес, но в последний момент сжалилась и отпустила, девушка оказалась у братьев в лесу. Интересен и тот факт, что царевну братья не обидели и не выгнали из дома. Своим кротким нравом она понравилась им. Это о многом говорит.

Царица не смогла успокоиться и, взявшись за дело сама, отравила царевну, успокоившись, вернулась домой. Она никак не ожидала, что доброта победит и не смогла этого перенести. Злоба и ненависть не украшает и не здоровья не добавляет.

Александр Сергеевич дальше показывает, что жених поехал за своей невестой и ему помогают не только люди, но и природа, ветер, месяц, солнышко оживают. Они разговаривают, и каждый старается помочь.

Сказка заканчивается тем, что царевна с женихом возвращаются домой. В этот момент от злости и безысходности умирает царица. Молодые женятся, все счастливы и только, наверное, отец царевны, оставшись опять один, будет грустить. Но самое главное, то, что добро победило!

Сочинение по сказке

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях — это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.

История начинается с того, как царица всё время смотрит на снег, ожидая своего мужа царя. Царь где-то воюет. Пока царица ждала мужа, у неё родилась дочь. Скоро после рождения девочки царь возвращается. Царица испытывает огромную радость. И в результате сильного волнения умирает. «Восхищенья не снесла. В тот же вечер умерла»- описывает автор сцену ухода царицы.

Проходит время. Царь забывает о своём горе. Женится на другой. Новая царица была красивой и самолюбивой. Всё время крутилась перед волшебным зеркальцем. Зеркало подтверждало или опровергало её красоту.

Пока дочь царя была маленькой, царица не испытывала не зависти не злости на неё. Она была всех милее, румянее и белее. Но как только царевна выросла, она тут же затмила царицу своей красотой. Ведь она была моложе. А красота и молодость две неразлучные сестры.

Кроме красоты царевна обладала добротой и скромностью.

Царица, услышав от зеркальца, что первенство по красоте ей больше не принадлежит, очень сильно разозлилась. Она решила, во что бы то ни стало избавиться от падчерицы-соперницы. Она приказала чернавке,- служанке,- связать и отвести в тёмный лес царевну. Связанная она не смогла бы никуда убежать. Её съели бы дикие звери.

Однако чернавка не смогла до конца выполнить приказ. Она оставила царевну в лесу. Но не связала её. В доказательство гибели царевны, чернавка принесла мачехе сердце дикого зверя.

Тем временем, царевна набредает на терем. Прибирает его и укладывается спать. Вернувшись, хозяева удивились чистоте. Стали ласково просить гостя, чтобы он показался. Предлагали. старому человеку — быть отцом. старой женщине- быть матерью. Молодому человеку — быть братом. А девушке — сестрой. Царевна вышла. С тех пор семь богатырей, а именно они были хозяевами терема, и царевна стали жить вместе.

Этим сказка не заканчивается. Злая мачеха ещё не знала, что падчерица осталась жива. Она долго не подходила к зеркалу. Была на него обижена. Но злость улеглась. И царица решила узнать она ли первая красавица на свете. Зеркало рассказало о том, что царица красива, но в лесу у богатырей живёт та, что всё же милее и красивее.

Ещё пуще царица рассердилась. Узнала у чернавки об обмане. И решила сама извести ненавистную царевну. Для этого она появилась перед теремом в обличие бедной старушки. Царевна угостила псевдо бедняжку хлебом. А та в ответ угостила её отравленным яблоком. Царевна и старушка вели разговор на расстоянии друг от друга. А гостинцами перебрасывались. Поскольку приблизиться друг к другу они не могли. Им мешал пёсик богатырей. Он почувствовал в бедной старушке опасность. Хотел уберечь царевну. Лаял. Когда старушка ушла, продолжал лаять и прыгать, пытаясь помешать царевне съесть яблоко.

Но царевна всё же откусила кусочек. И упала без памяти.

Позже вернулись с охоты богатыри. И пёсик на их глазах проглотил яблоко. И тут же умер. Поняли богатыри, что кто-то погубил их сестрицу.

Богатыри хотели похоронить царевну, но она была так свежа и прекрасна, будто не умерла, а просто уснула. Поэтому для неё соорудили хрустальный гробик и повесили на цепях в горе.

У царевны был жених. Когда царевна пропала, он стал её искать. Прошёл много путей и дорог. Совсем отчаялся. Решил обратиться к силам природы. Он спрашивал у солнышка, у месяца, у ветра. Только ветер смог ответить где невеста.

Елисей, так звали жениха, рыдая, помчался к этой горе. Разбил хрустальный гроб. И от этого царевна проснулась.

Они вернулись в царство. А царица от досады, злости и горя умерла.

На мой взгляд, царица могла бы вести себя по-другому. Ведь она была и так красива. Конечно, после того как царевна выросла она оказалась на втором месте. Ну и что. Ведь её красота совсем не ушла. Внешняя красота важно. Но ещё важнее качества души. Поэтому царевна, когда достигнет возраста мачехи, всё равно будет красивой. Ведь она обладает прекрасными качествами характера. Чего люди не смогут не заметить.

В сказке, как уже отмечалось, кроме добра и зла, зависти и тщеславия, были затронуты любовь и верность. Любовь Елисея и царевны смогла всё преодолеть. Верность возлюбленных сохранила их друг для друга. Ведь богатыри предлагали ей стать кому-нибудь из них женой. Но царевна объяснила, что она уже невеста.

А Елисей верно и преданно искал свою любимую. Такая любовь и преданность жениха стоит уважения.

5 класс

Также читают:

Картинка к сочинению По Сказке о мертвой царевне

По Сказке о мертвой царевне

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Будущее начинается сегодня

    Новый месяц, неделя, год, день, час — это все начало чего-то нового: новых возможностей, новых событий, новой жизни. Прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны межу собой.

  • История создания рассказа Ионыч Чехова

    Рассказ «Ионыч» Чехов написал в 1898 году, однако его записи в блокнотах свидетельствуют о том, что работать над ним он начал раньше. Исходной фразой для понимания идеи рассказа стала фраза о деньгах, которые пахнут.

  • Почему Печорин и Вернер не стали друзьями? сочинение

    Печорин является главным героем романа Герой нашего времени, который написал Н. В. Гоголь. В каждой части мы видим его со стороны различных людей. В личном дневнике мы видим Печорина со стороны его самого

  • «Вся Россия наш сад!» — сочинение по пьесе Чехова «Вишневый сад»

    Антон Павлович Чехов издал своё последнее произведение пьесу «Вишневый сад» в 1903 году, а уже в середине января следующего года в Московском художественном театре состоялась ее премьера. Антон Павлович

  • Дружба в жизни Печорина по роману Герой нашего времени Лермонтова сочинение (9 класс)

    Глубже раскрыть и понять различные черты характера Печорина помогают его встречи с персонажами «Героя нашего времени».

Победа добра над злом в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс


3

Как А.С. Пушкин выражает добро и зло в сказке «о мертвой царевне и семи богатырях»?

10 ответов:

Победа добра над злом в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс



3



0

Всем известная сказка А.С. Пушкина «о мёртвой царевне и о семи богатырях» рассказываем читателю о вражде царевны и царицы. Как и повелось во всех сказках — добро побеждает зло. Царица здесь является олицетворением зла, а царевна, соответственно-добра­<wbr />.

Пушкин описывает Царевну как очень добрую, тихую, скромную, услужливую и трудолюбивую девушку.

Мачеха же выступает в сказке злой, завистливой, жадной и она мечтает избавиться от царевны. Царица пыталась это осуществить дважды, и казалось, во второй раз зло восторжествовало. Но на самом деле все сложилось иначе. Сказка очень поучительная и мудрая.

Победа добра над злом в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс



2



0

В сказке Пушкина «О мертвой царевне» добро и зло четко разделено, как впрочем в любой его сказке. Да и вообще для сказок характерно отсутствие полутонов. Зло всегда страшно и уродливо, добро прекрасно и чисто.

Добро в этой сказке представлено сразу несколькими запоминающимися образами. Это сама молодая царевна, сама кротость и невинность, которая оказалась слишком красивой и потому вызвала зависть мачехи.

Это богатыри, которые ведут себя как настоящие джентльмены, они обращаются с царевной как с младшей сестрой, любят ее и уважают.

Это королевич Елисей, который стремиться во чтобы то ни стало найти любимую и даже обращается за советом к силам природы.

Ну а зло — это царица. Она красива, но душа ее безобразна. Надменна и чванлива, как пишет сам автор. Зависть, которая ее обуревает, заставляет царицу решиться на преступление, причем не испытывая ни малейших сомнений и угрызений совести. Это самое черное сердце и самое черное зло в сказке.

Победа добра над злом в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс



2



0

Царевна — это олицетворение доброты, девушка поплатилась за что была слишком красива и юна, злая мачеха не смогла стерпеть, что ни она теперь самая красивая в мире, а ее падчерица, поэтому и подослала Чернавку отравить ее яблоком.

Елисей — тоже пример добра, добрый молодец ищет свою царевну, он просит помочь ему и ветер и солнце и месяц.

Богатыри — тоже добрые, они поддерживают царевну в трудную минуту, всячески ее оберегают и уважают.

Зло же Пушкин выразил в образе мачехи, которая от зависти и злобы решила во что бы не стало избавиться от своей красивой падчерицы. Мачеха надменна, своенравна, безжалостная.

Победа добра над злом в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс



2



0

Добром и злом в данном произведении Пушкина являются его главные герои. Царица до такой степени любила себя и восхищалась своей красотой, что готова была даже убить ту, которую волшебное зеркало признало ещё краше и милей. Тут чистой воды и ненависть и злость и коварство. Царевна наоборот была настолько милой и наивной что и подумать не могла о том что Чёрнавка заведёт её в лесную чащу или о том что безобидная с виду женщина угостит её отравленным яблоком. В данном случае царевна конечно же олицетворяет добро. Этим же качеством обладают и некоторые другие персонажи, например богатыри, которые очень заботились о своей гостье.

Победа добра над злом в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс



2



0

В этой сказке Пушкин словно противопоставляет между собой добро и зло. По началу между ними идет жесточайшая борьба, но в конце концов добро побеждает. Добрых персонажей здесь больше чем злых. Если возьмем главных героев, то это царевна и ее жених Елисей. Девушка была мягкой по характеру, послушной, доброй, не завистливой. В противовес ей — мачеха (злая колдунья), которая на протяжении всей сказки показывает свой характер: гордыню, зависть, злость, надменность. Она хоть и пыталась свою падчерицу со свету сжить, но не вышло у нее ничего. Царевич Елисей очень долго ищет свою любимую, обращается за помощью к стихиям и природе, и в конце концов находит царевну и будит ее ото сна поцелуем. В итоге, как и во всех сказках добро побеждает зло.

Победа добра над злом в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс



2



0

Сказка Александра Сергеевича Пушкина о мертвой царевне («О мертвой царевне и семи богатырях») любима мною с детства.

В этой сказке есть несомненное противостояние между добром и злом.

Воплощением зла стала Царица.

Она не смогла стерпеть тот факт, что подросшая падчерица затмила ее и молодостью, и красотой, да и добрым нравом тоже.

Царица не только завистлива, но и коварна, она способна на запланированные действия, которые должны привести к гибели царевны.

Царевна же в этой сказке — воплощенное добро. Она не кичлива, добра, не желает никому зла, да и с Царицей в соперничество вступать не собиралась.

Также добрые персонажи в этой сказке — жених царевны Елисей и семь богатырей.

Победа добра над злом в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс



1



0

В сказке «О мертвой царевне» Пушкин ярко представил добро и зло в лице главных героинь произведения.

Олицетворением зла в сказке является Царица. Она прекрасна внешне, но имеет черную душу. Она завистливая, зла и коварна, из-за своей зависти к красоте своей падчерецы она готова на самый страшный поступок. Этот персонаж является негативным, плохим персонажем, который и является злом в сказке.

Добро в сказке олицетворяет молодая царевна. Она красива, добра, нежна и покладиста. Её любят все вокруг за её чистое сердце.

На стороне добра в сказке так же богатыри и царевич Елисей, который своей искренней любовью смог спасти царевну.

Победа добра над злом в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс



1



0

Сказка Александра Сергеевича Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях» знакома всем ещё с детства. Эта сказка как никакая другая рассказывает читателям о добре и зле, показывая все на примерах.

Царевна (падчерица царицы) — положительный персонаж, олицетворяющий доброту, искренность и нежность. Её красота и невинность располагает и привлекает к себе.

Царица — отрицательный персонаж. Она красива и умна, но при этом очень завистливая и злая. Она не может смириться с тем, что у неё такая прекрасная падчерица и что её любят гораздо больше чем царицу.

Царица боится, что молодая царевна займёт её место. В душе царицы живёт злоба и ненависть в беззащитной девушке.

Победа добра над злом в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс



0



0

В этой сказке А.С. Пушкин очень отчётливо выражает и добро, и зло.

В сказке о мертвой царевне и семи богатырях, идёт противопоставление зависти и злобе царицы, это молодость и наивность, и душевная доброта ее падчерицы.

Смарт окружающие противопоставляют дружбу и любовь, и ещё верность конечно же.

Любовь же сильнее страха смерти.

Поэтому добро и зло выражено и в умении прощать, и в поступках человека, в умении поддержать.

Победа добра над злом в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс



0



0

Сказка А.Пушкина о мертвой царевне вообще полностью состоит из выражения добра и зла, это заметно невооруженным глазом. Падчерица (царевна) это положительный герой произведения, она притягивает к себе добротой и искренностью.

А вот Царица (мачеха) — злой и отрицательный герой, ею движет злоба и невероятная зависть. Ради того чтобы падчерица не заменила, она идет на плохие действия. Детям с первого прочтения станет ясно, кто из них добрый, а кто злой герой. Поучительная и интересная сказка, на мой взгляд.

Читайте также

Победа добра над злом в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс

Момент в «Руслане и Людмиле», когда Рогдай догоняет Руслана и в знак серьезности своих намерений посылает стрелу в соперника является кульминационным — сейчас должна начаться кровавая схватка и победить в ней должен только один. Именно в этот момент Пушкин вдруг покидает своих героев и показывает нам Людмилу, которая находится в плену карлика-волшебника. Мне кажется делается это по двум причинам. Прежде всего чтобы заставить читателя дольше переживать за исход поединка Руслана и Рогдая, растягивая паузой кульминацию сюжета. Второй момент, это логичное отражение поисков Руслана, которые привели его к поединку, в сопротивлении Людмилы потугам Черномора, соблазнить его чудесами. Это сопротивление также логично подошло к своей кульминации, когда Людмила бьет Черномора. Таким образом, получают развязку два кульминационных момента одновременно, что конечно придает рассказу большую стройность и привлекательность.

Победа добра над злом в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс

Безусловно гением перевода Александр Сергеевич Пушкин мог назвать только того величайшего переводчика, который перевел для нас со старославянского языка «Слово о полку Игореве», а так же сделал много переводов с латинского языка, а так же с французского и немецкого.

Так же вообще не стоит забывать, что этот человек считается родоначальником вообще всей школы русского перевода. Это безусловно Жуковский Василий Андреевич.

Пущин же Иван Иванович славен другой деятельностью, связанной с тайным обществом декабристов. Имел военную карьеру и карьеру заговорщика, был судим, приговорен к каторге. И переводов после себя никаких не оставил.

Портрет Жуковского кисти Ореста Кипренского прилагается.

Победа добра над злом в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс

Победа добра над злом в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс

Реальные люди, современники А.С. Пушкина, появляются уже в первой главе романа «Евгений Онегин». Это прежде всего театр. Пушкин упоминает и трагическую актрису Семенову, и балерину Истомину, и драматургов Шаховского и Катенина, и балетмейстера Дидло.

Когда Татьяну Ларину привозят на ярмарку невест в Москву, ее окружают москвичи. В частности, Вяземский, друг Пушкина, подсел к ней на одном из вечеров. В путешествии Онегина появляется Мицкевич.

В романе присутствуют и скрытые современники, которые не называются по имени. Например, отдельные строчки посвящены Марии Николаевне Раевской-Волконской:

rz7bWrLUnFAsJLKGzHwWYEucFWGPQc9I.png

И подобных примеров в «Онегине» несколько.

Победа добра над злом в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс

По моему мнению,самая короткая сказка из всех сказок Александра Сергеевича Пушкина это «Сказка о попе и его работнике Балде».

Сказка повествует нам о том,как поп искал себе работника на все руки,а денег хотел платить за эту работу по меньше.В итоге поп попал в ловушку к хитроумному Балде и вскоре пожалел о своей жадности,ведь казавшийся простачком Балда на деле оказался вовсе не так и прост!

Победа добра над злом в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс

Победа добра над злом в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс

Я думаю, что Александр Сергеевич Пушкин воплотил свой идеал в Татьяне Лариной. Она полюбила и не побоялась в этом признаться в те времена, когда это было совсем не принято. А потом, любя Евгения, сохранила верность мужу, которого только уважала. Для нашего времени это не тот идеал, конечно, но ведь то была другая эпоха и другие принципы.

Конспект урока по литературе для 5 класса

Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Эпиграф к уроку: Лишь добро одно бессмертно

Зло подолгу не живёт.

Шота Руставели, грузинский поэт

Вводное слово учителя

— Сегодня мы продолжаем работу над «Сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

— Ребята, на доске карточки. (Полоски бумаги, расположенные вразнобой, на которых написаны слова: ДОБРО, ЗЛО, ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, РЕВНОСТЬ, ЭГОИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные качества человека.

На доске появляется ряд:

Положительные качества:

Доброта , любовь, отзывчивость,

верность, кротость

Отрицательные качества:

Зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство

— Что причиняют людям те, кто обладает положительными качествами? А отрицательными?

Возможные ответы: 1)добро, радость, удовольствие, счастье, тепло, любовь

2) боль, страдание, досаду, обиду, несчастье

— О чем мы будем сегодня говорить?

— Попытайтесь сформулировать тему урока.

На доске записывается тема урока и эпиграф. (Тема и эпиграф демонстрируются на слайде)

Дети делают запись в тетради.

— Ребята, как вы думаете, какие вопросы у нас могут возникнуть в течение урока?

Возможные варианты, предложенные детьми:

1.Как мы можем определить, какой человек – злой или добрый?

2.Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?

3.Как поступать с теми, кто делает зло другим?

4.Стоит ли мстить тем, кто причиняет зло людям?

5.А легко ли распознать добро и зло?

6.Что в итоге побеждает: добро или зло?

7.Почему добро часто бывает беззащитным?

Учитель

— Ребята многие вопросы, предложенные вами, будут звучать на нашем уроке, и мы постараемся на них вместе ответить.

— А что нам необходимо в первую очередь сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

(Обратиться к тексту сказки, сделать наблюдения по тексту).

— Я предлагаю поработать таким образом: поработать над текстом сказки и найти ответы на следующие вопросы: (вопросы демонстрируются на слайде)

1.Как в сказке А.С. Пушкин изображает царевну и царицу?

2.Каков характер царевны и царицы?

3.Какова царевна во взаимоотношениях с другими людьми?

4.Какие люди окружают нас и как нам следует относиться к недобрым людям?

5. Легко ли отличить добро и зло?

6.Чему учит «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?

Учитель

— Мы сегодня рассмотрим два этих понятия — добро и зло.

— Я вижу свою задачу в том, чтобы вы не только усвоили эти понятия, но и увидели, как Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».

— Я постараюсь помочь вам разобраться в том, что зло и добро – понятия отнюдь не простые и не однозначные.

— Как мы можем определить, какой человек — злой или добрый?

Дети отвечают: по поступкам.

— Давайте разберемся, каковы поступки главных героинь сказки — царевны и царицы-мачехи, как нам их представляет автор.

— Сядьте по группам.

Работа в группах. ( Задания группам дается в приложении к конспекту. Вместе с заданиями раздаются и листы для оценок).

Учитель подытоживает, дает оценку работе каждой группы.

Ребята, одна группа сравнивала царевну и царицу, другая – обратила внимание на характер царевны, третья – обратила внимание на характер царицы, 4 группа рассмотрела вопрос о том, какова царевна во взаимоотношениях с другими людьми, а пятая размышляла о том, какие люди окружают нас и как нам следует относиться к недобрым людям.

Вывод: Царица тщеславна, она считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому. Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения. Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.
Изображая кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне красивый человек, если лишён красоты внутренней.
Доброта доверчива, она нуждается в защите, потому что зло жестоко и коварно, но изначально обречено.
Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла.

(Дети рассаживаются на свои места. Это делается все быстро, если такая работа проводится часто, а дети знают, какие столы сдвинуть парами, какие не следует трогать, кто в какой группе работает).

— Продолжаем нашу работу.

— Ребята, а всегда ли легко отличить добро и зло?

— Мы подумаем над этим вопросом, а сейчас давайте посмотрим фрагмент из сказки «Царица и зеркальце».

Инсценирование (от слов «На девичник собираясь…» до слов «З невестой молодой…»)

— Кто ещё совершает злые поступки?

— Давайте разберемся, добро или зло несут такие персонажи сказки, как Зеркальце, Чернавка, богатыри?

— Умеет ли Зеркальце лгать? (нет, оно всегда говорит только правду)

— Есть ли на нем какая-нибудь вина?

Правдивое Зеркальце направило гнев и зависть царицы на ни в чём не повинную царевну, затем сообщило, что царевна живет в лесу у семи богатырей — и девушка оказалась беззащитной перед силой зла. Безусловно, Зеркало честно, но именно оно косвенно стало причиной смерти царевны.

Таким образом, есть в нем добрые свойства: говорит правду, не лжёт, верно служит своей хозяйке. Но с другой стороны, оно помогает царице, хотя и не ведает о коварстве злой мачехи.

— А какова Чернавка?

— Есть в ней добрые движения души? (Да, она пожалела царевну, отпустила её)

— Она тоже верно служит. Но кому?

— Чем продиктовано её верное служение царице( ( боится наказания и смерти)

— Вспомните, что означает её имя? (делает черную, грязную работу, помогает царице в её коварных замыслах)

Опять-таки и здесь мы видим и плохое, и хорошее. Чернавка способна пожалеть («не убила, не связала, отпустила и сказала…»), тоже верно служит своей хозяйке. Но служит обману, злу, коварству. Верность её основана на страхе.

— Вспомните, кто обладает настоящей верностью, светлой, лишённой зависти, чёрных замыслов?

Такая верность основана на любви.

Да, это Соколко, который съел отравленное яблоко. Так он рассказал богатырям, чо случилось с царевной.

Конечно, это и Елисей. Он ищет любимую, обращается к силам природы, чтобы те помогли ему отыскать невесту.

Выразительное чтение наизусть отрывка «Монолог Елисея» ( от слов «За невестою своей королевич Елисей…» до слов «Вкруг того пустого места; в том гробу твоя невеста».)

Чтение сопровождается показом слайдов с изображением фрагментов «Елисей обращается к Солнцу», «Елисей обращается к Месяцу», «Елисей обращается к ветру».

Давайте немного отвлечемся от темы урока. Откройте учебник на стр. 126. Прочитайте вслух определение – риторическое обращение. Запишите определение в тетрадь.

— Найдите риторические обращения в монологе Елисея. Выпишите их.

Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»

— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).

— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)

— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).

Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.

Учитель

В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.

— А что же происходит со злой царицей-мачехой?

— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.

Чтение (от слов «Злая мачеха, вскочив,.. до слов «И царица умерла».

И никто не пожалел, что царицы не стало.

Пять раз в сказке царица названа злой. Она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.Истинная ценность человека – это красота внутренняя: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность.
Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты, однако зло изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть, будут непременно наказаны.

Действительно, нельзя не согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели — прочитать слова эпиграфа.

Но в жизни происходит всё гораздо сложнее, мы не можем разделить людей только на добрых и только на злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Мы ведь совершаем и добрые поступки, и не очень…добрые… Завидуем, обижаем тех, кто рядом с нами, обижаемся …

— Подумайте, чему научила вас сказка Пушкина?

— Составьте синквейн об этой сказке. Обсудите это по рядам. Дети собираются в группы: 1-ый ряд и 3-ий – у первой парты своего ряда, средний ряд – у последней парты своего ряда. На общем листе записывается синквейн.

1. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

2………………………………………………………………………………..

3………………………………………………………………………………..

3……………………………………………………………………………….

4……………………………………………………………………………….

5……………………………………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ — ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ

1 группа.

Найдите лексическое значение слов в словаре добро и зло.

Кто является олицетворением добра и зла в сказке А.С.Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях?

Описание внешности царевны (прочитать в тексте) —

Используйте начало предложения при ответе:

В сказках присутствует всегда добро и зло.

В словаре мы нашли лексическое значение слов:

Добро – это……………………………………………………………………………………………………………………………………………

Зло – это………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Олицетворением добра в сказке А. С. Пушкина является …………….………..…………………………………………….

зла-……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Мы нашли описание царевны (прочитать) –

Итак, царевна кроткая и ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

А царица –…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2 группа.

Заполните таблицу. Царевна.

Характер

(Царевна у богатырей)

Авторское отношение

Используйте начало предложения при ответе:

Мы исследовали литературный персонаж — царевну. Пришли к такому выводу: она

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Это мы нашли в тексте ( прочитать ) –

Характером отличалась от всех, потому что была…………………………………………………………………………………….

3 группа.

За что, почему преследует царевну мачеха?

Какие чувства вызывает в злых людях красота, доброта, ум?

Слова для справок: зависть, ненависть, злоба, ревность, желание отомстить

Что случилось с мачехой? Плакал ли кто по ней? Почему?

Надо ли наказывать таких людей?

Используйте начало предложения при ответе:

Царевна — героиня сказки………………………………………………………………………………………………………………………

Мачеха преследовала царевну, потому что……………………………………………………….(прочитать отрывок)

Злые люди завидуют, злятся, испытывают недовольство ……………………….., если с ними рядом живут

добрые, отзывчивые и любимые другими людьми………… люди.

Мы считаем, что злых людей наказывать…. (выбрать вариант ответа)

• Да, надо на злобу отвечать злобой.

• Нет, надо таких людей понять, поддержать.

• Зло само себя накажет

4 группа.

Заполните таблицу.

Какие чувства испытывает царевна?

В доме с отцом и мачехой

Вдалеке от дома, когда живет у семи богатырей

Когда вновь увидела Елисея

Хочет ли она отомстить царице?

Используйте начало предложения при ответе:

Наша группа исследовала, какие чувства испытала царевна.

Царевна испытывает такие чувства:…………………………………………………………………………………………………………….

Поэтому она мстить………………………………………………………………………………………………………………………………………

5 группа.

Вспомните, какие испытания пришлось перетерпеть царевне по вине мачехи?

А теперь ответьте на вопросы:

Какие люди могут нас окружать в жизни?

Каких людей мы хотим видеть вокруг себя?

Какие качества их качества нам симпатичны?

Что нужно, чтобы тебя окружали добрые, верные люди?

Как нам относиться к злым, недобрым людям, если они будут рядом с нами?

Используйте начало предложения при ответе:

В сказке А.С. Пушкина есть добрые и злые герои.

Царица – это……………………………………………………………………………………………………………………………………………

царевна – это………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Добрый человек (царевна) по характеру…………………………………………………………………………………………….

по поступкам………………………………………………………………………………………………………

Нам всегда хочется видеть вокруг себя………………………………………………………………………………………………..

Таких людей я встречал…………………………………………………….

Недобрым, злым людям надо (выбрать вариант ответа):

• на злобу отвечать злобой.

• таких людей понять, поддержать, чтобы самому не быть похожим на них.

• Зло само себя накажет

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. По произведению Сказка о мертвой царевне

Сказка рассказывает о борьбе добра со злом. В образе добра представлена молодая царевна. Девушка рано потеряла мать, воспитывается в семье отца и мачехи.

Зло олицетворяет собой жена царя. Это молодая, на редкость привлекательная женщина, но с очень плохим характером. Она высокомерная, строптивая и очень самолюбивая особа. В своём государстве царица — первая красавица. Это всё время подтверждает её волшебное зеркальце, в которое женщина постоянно любуется собой.

Между тем, падчерица подрастает и становится день ото дня всё краше. К тому же, в отличие от мачехи, у неё добрый и покладистый характер. Для такой славной девушки находится и жених соответствующий — королевич Елисей. Влюблённые готовятся к свадьбе, но их планы нарушает царица.

При очередном вопросе к зеркальцу о подтверждении своей красоты, царица получает неожиданно неприятный для неё ответ, что царевна красивее её. Разъярённая мачеха принимает решение устранить неугодную ей соперницу. Она отправляет падчерицу в лес на растерзание хищникам. Служанка, сопровождающая царевну, пожалев её, оставляет в лесу несвязанной, тем самым сохраняет девушке жизнь. Поплутав в лесу, царевна находит себе приют в тереме богатырей, которые принимают её в свою семью, как сестру. Девушке прекрасно живётся в лесу. Днём братья уходят на охоту, а царевна остаётся хозяйкой в доме. Они прекрасно ладят между собой.

В это время царица узнаёт от зеркала, что падчерица жива и по-прежнему является самой красивой в царстве. Крайне разгневанная женщина приглашает к себе служанку и требует от неё объяснений. Затем приказывает ей немедленно расправиться с царевной, иначе чернавке тоже не жить. Переодевшись в нищенку, служанка угощает царевну отравленным яблоком. Откусив от него, девушка скоропостижно умирает. Вернувшиеся домой братья, не могут поверить в случившееся, надеются, что царевна придёт в себя. Чуда не случается, и они вынуждены оставить девушку в хрустальном гробу, в пещере.

Между тем Королевич Елисей, не может смириться с пропажей невесты, ищет её по всему свету и находит в горах мёртвой. В отчаянии он разбивает гроб, и царевна оживает. Влюблённые счастливы и возвращаются в царство.

Коварная царица не может пережить возвращения царевны и от злости и зависти умирает. Королевич Елисей с царевной играют свадьбу. Всё заканчивается хорошо.

Таким образом, Пушкин даёт нам понять, что главная красота в человеке – его духовные качества.

Вариант 3

Читать сказки — значит отдыхать душой. Добро и зло, предательство и верность идут рядом, но всегда побеждает доброта.

Есть сказки народные, а есть, которые написал писатель. К таким сказкам относится «Спящая царевна» А.С.Пушкина. Поэт в стихотворной форме рассказал о пороках людей, их отрицательных и положительных качествах. Эта сказка повествует о злой мачехе, доброй царевне, верном королевиче и богатырях. За основу взяты несколько народных сказок.

Сказка небольшая по объему и читается легко и не принужденно. Она нравится и взрослым, и детям. Для детей это просто рассказ о женихе и невесте, а взрослые понимают, что здесь не только сказочная любовь, а более сложные отношения людей и природы.

Во все времена жили люди, которые хотели быть лучше всех и шли к своей цели, несмотря ни на что. Так получилось и с прекрасной царевной кроткой и юной. Царица не смогла принять себя такой, какой стала. Ей хотелось быть молодой и красивой, но возраст берет свое. И тогда злая мачеха решила избавиться от своей падчерицы. Избавляться от детей в то время было достаточно просто, но тот, кто пошел исполнять указание, оказался достаточно добрым и не смог погубить царевну. Благодаря чернавке, которая хоть и завела в лес, но в последний момент сжалилась и отпустила, девушка оказалась у братьев в лесу. Интересен и тот факт, что царевну братья не обидели и не выгнали из дома. Своим кротким нравом она понравилась им. Это о многом говорит.

Царица не смогла успокоиться и, взявшись за дело сама, отравила царевну, успокоившись, вернулась домой. Она никак не ожидала, что доброта победит и не смогла этого перенести. Злоба и ненависть не украшает и не здоровья не добавляет.

Александр Сергеевич дальше показывает, что жених поехал за своей невестой и ему помогают не только люди, но и природа, ветер, месяц, солнышко оживают. Они разговаривают, и каждый старается помочь.

Сказка заканчивается тем, что царевна с женихом возвращаются домой. В этот момент от злости и безысходности умирает царица. Молодые женятся, все счастливы и только, наверное, отец царевны, оставшись опять один, будет грустить. Но самое главное, то, что добро победило!

Сочинение 5 класс. Сочинение по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

В этом году я перечитывал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина. Александр Сергеевич написал ее в традициях русских народных сказок. Именно поэтому она так легко читается. Основная схожесть этой сказки с народной заключается в том, что читатель сразу видит разделение на добрых и злых персонажей. И, конечно же, по традиции в этом произведении добро побеждает зло.

Да и как иначе? Сам конфликт, на котором построена сказка, мог придумать, именно придумать, только отрицательный персонаж. Царица решила погубить молодую царевну лишь потому, что та красивее и моложе. То есть из зависти.

Большинство персонажей сказки Пушкина олицетворяют добро: царевич Елисей, силы природы и, конечно же, молодая царевна. У добра всегда есть помощники. Жениху царевны, пустившемуся на поиски любимой, помогают и солнце, и месяц, и ветер. Такая сказочная помощь вполне заслужена добротой и верностью царевны и самоотверженностью Елисея.

Невозможно не полюбить «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Она учит верить в лучшее, даже когда оказываешься в сложной ситуации. Как и во всех русских народных сказках, здесь добро одерживает победу над злыми кознями хитрой и гордой царицы. Даже смерть отступает. Влюбленные венчаются, устраивают пир на весь мир. И, конечно же, в финале сказки Александра Сергеевича — традиционный пир. И автор завершает его описание такими знакомыми всем с раннего детства строчками из русских сказок: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил».

Сочинение по сказке

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях — это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.

История начинается с того, как царица всё время смотрит на снег, ожидая своего мужа царя. Царь где-то воюет. Пока царица ждала мужа, у неё родилась дочь. Скоро после рождения девочки царь возвращается. Царица испытывает огромную радость. И в результате сильного волнения умирает. «Восхищенья не снесла. В тот же вечер умерла»- описывает автор сцену ухода царицы.

Проходит время. Царь забывает о своём горе. Женится на другой. Новая царица была красивой и самолюбивой. Всё время крутилась перед волшебным зеркальцем. Зеркало подтверждало или опровергало её красоту.

Пока дочь царя была маленькой, царица не испытывала не зависти не злости на неё. Она была всех милее, румянее и белее. Но как только царевна выросла, она тут же затмила царицу своей красотой. Ведь она была моложе. А красота и молодость две неразлучные сестры.

Кроме красоты царевна обладала добротой и скромностью.

Царица, услышав от зеркальца, что первенство по красоте ей больше не принадлежит, очень сильно разозлилась. Она решила, во что бы то ни стало избавиться от падчерицы-соперницы. Она приказала чернавке,- служанке,- связать и отвести в тёмный лес царевну. Связанная она не смогла бы никуда убежать. Её съели бы дикие звери.

Однако чернавка не смогла до конца выполнить приказ. Она оставила царевну в лесу. Но не связала её. В доказательство гибели царевны, чернавка принесла мачехе сердце дикого зверя.

Тем временем, царевна набредает на терем. Прибирает его и укладывается спать. Вернувшись, хозяева удивились чистоте. Стали ласково просить гостя, чтобы он показался. Предлагали. старому человеку — быть отцом. старой женщине- быть матерью. Молодому человеку — быть братом. А девушке — сестрой. Царевна вышла. С тех пор семь богатырей, а именно они были хозяевами терема, и царевна стали жить вместе.

Этим сказка не заканчивается. Злая мачеха ещё не знала, что падчерица осталась жива. Она долго не подходила к зеркалу. Была на него обижена. Но злость улеглась. И царица решила узнать она ли первая красавица на свете. Зеркало рассказало о том, что царица красива, но в лесу у богатырей живёт та, что всё же милее и красивее.

Ещё пуще царица рассердилась. Узнала у чернавки об обмане. И решила сама извести ненавистную царевну. Для этого она появилась перед теремом в обличие бедной старушки. Царевна угостила псевдо бедняжку хлебом. А та в ответ угостила её отравленным яблоком. Царевна и старушка вели разговор на расстоянии друг от друга. А гостинцами перебрасывались. Поскольку приблизиться друг к другу они не могли. Им мешал пёсик богатырей. Он почувствовал в бедной старушке опасность. Хотел уберечь царевну. Лаял. Когда старушка ушла, продолжал лаять и прыгать, пытаясь помешать царевне съесть яблоко.

Но царевна всё же откусила кусочек. И упала без памяти.

Позже вернулись с охоты богатыри. И пёсик на их глазах проглотил яблоко. И тут же умер. Поняли богатыри, что кто-то погубил их сестрицу.

Богатыри хотели похоронить царевну, но она была так свежа и прекрасна, будто не умерла, а просто уснула. Поэтому для неё соорудили хрустальный гробик и повесили на цепях в горе.

У царевны был жених. Когда царевна пропала, он стал её искать. Прошёл много путей и дорог. Совсем отчаялся. Решил обратиться к силам природы. Он спрашивал у солнышка, у месяца, у ветра. Только ветер смог ответить где невеста.

Елисей, так звали жениха, рыдая, помчался к этой горе. Разбил хрустальный гроб. И от этого царевна проснулась.

Они вернулись в царство. А царица от досады, злости и горя умерла.

На мой взгляд, царица могла бы вести себя по-другому. Ведь она была и так красива. Конечно, после того как царевна выросла она оказалась на втором месте. Ну и что. Ведь её красота совсем не ушла. Внешняя красота важно. Но ещё важнее качества души. Поэтому царевна, когда достигнет возраста мачехи, всё равно будет красивой. Ведь она обладает прекрасными качествами характера. Чего люди не смогут не заметить.

В сказке, как уже отмечалось, кроме добра и зла, зависти и тщеславия, были затронуты любовь и верность. Любовь Елисея и царевны смогла всё преодолеть. Верность возлюбленных сохранила их друг для друга. Ведь богатыри предлагали ей стать кому-нибудь из них женой. Но царевна объяснила, что она уже невеста.

А Елисей верно и преданно искал свою любимую. Такая любовь и преданность жениха стоит уважения.

5 класс

Вариант 2

Произведение рассказывает читателю о борьбе двух героинь-женщин, добро борется со злом. Также в сказке рассказывается о тщеславии, завести и любви.

В сказке рассказывается об одной положительной героине, доброй и красивой девушке, которая случайно оказывается в густом лесу. В этом лесу она наткнулась на терем, в котором проживают братья-богатыри. У девушки очень доброе и открытое сердце, а по происхождению она является царевной. Молодые люди решили приютить девушку у себя в доме и полюбили ее. Девушка, несмотря на то, что она царевна, не пугалась никакой работы по дому, она готовила. Убиралась, стирала вещи. Относятся братья к ней тепло и ласково, также, как и девушка к ним.

В один день богатыри поняли, что полюбил царевну, как женщину, а не как сестру и попросили ее выбрать одного из них, а для других она будет оставаться сестрой, как и прежде. Царевна же на это попросила прощение и сказала, что не будет делать выбор, так как у нее уже имеется жених. Царевна очень любит своего жениха королевича Елисея и будет всегда любить, даже если они никогда больше не увидятся.

В произведении речь идет и о второй героине-отрицательном персонаже. Героиня также обладает красотой, но она очень злая, коварная и бессердечная. Царица всегда крутилась возле зеркала и любовалась своей красотой, зеркало же в ответ подтверждала ее слова, но до тех пор пока не выросла царевна, которая и была всех красивее на свете.

В произведении злая царица то и спровадила красавицу царевну в лес, она надеялась на то, что девушка больше никогда не вернется из этого леса и ее съедят дикие звери. Мачеха завидовала девушке, ведь та была моложе и красивее ее. Царевна своей молодостью и внешностью затмила завистливую мачеху. Хотя сама девушка никогда не приносила ей зла и вреда, а даже наоборот. Царица-мачеха так и не смогла смириться с царевной и ее красотой и пытается ее убить еще раз. Царица пришла в терем к красавице в облике бедной старушки и дала девушке яблоко, которое было содержало яд. На этой раз ей удалось это, и царевна умирает. Но возлюбленный девушки Елисей, оживил царевну, поцеловав ее. Любовь и верность Елисей и царевны помогли им все преодолеть.

В данной сказке, как и во всех, добро победило зло. И учит читателя тому, что всякое зло будет наказано и уничтожено. В конце сказки злая царица умерла, когда увидела, что молодая и красивая падчерица все же жива. Она умерла от своей досады, злобы. Злая мачеха получила по заслугам за свою злость и зависть.

Зачем нужен план?

Как вы будете собирать пирамидку? От большого к маленькому.

А дом строить ? Так, чтоб он не развалился.

Вот и сочинение строится по определенному плану, части его взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой. И каждый вид сочинения строится по своему, определенному плану, общему для всех сочинений этого вида.

Из каких же частей состоит сочинение рассуждение?

Сначала нам надо рассказать, о чем же мы будем рассуждать.

Смысл нашей первой части сводится к вопросу ПОЧЕМУ?

О чем мы здесь должны написать?

Конечно, о том , что в «Сказке о мертвой царевне…» есть силы добра и зла, что кто-то помогает царевне, кто-то наоборот. Что простое деление на добрых и злых героев не всегда правильно, что добрые и честные герои сказки иногда вместо помощи , оказывается, губят царевну. – так мы формулируем себе задачу –проблему, она еще называется – тезис.. О чем надо поразмышлять , порассуждать? В этой части мы не пытаемся ответить на вопрос, мы только формулируем сам вопрос, опираясь на тему сочинения.

Дальше мы должны объяснить нашу мысль. Наши доводы называются аргументы. Эту часть обычно называют доказательство .Смысл второй части можно свести к ПОТОМУ ЧТО

В ней нам важно объяснить наше мнение, обязательно опираясь на текст. Конечно ,мы скажем, что царица изо всех сил хотела погубить царевну, и поразмышляем, почему. Мы расскажем, как приютили царевну богатыри, подумаем, почему же они не смогли ее уберечь, вспомним, какой долгий путь прошел королевич Елисей, и как удивительно было пробуждение царевны. Мы не забудем о противоречивой роли честного зеркальца и о чернавке, которая , боясь за свою жизнь, губит царевну, хотя хорошо к ней относится.

Каждую мысль обязательно надо подкрепить словами автора, чтобы не казалось, что ваша точка зрения не имеет под собой оснований. Такое подтверждение обычно называют примером. В третьей части сочинения мы должны сделать выводы, подвести итог нашим размышлениям. Мы все обсудили, разобрались ,какие же силы помогают царевне, какие – хотят ее смерти, а какие совершают зло по отношению к царевне невольно, без злого умысла или из боязни.

Вот об этом мы и напишем в третьей части нашего сочинения. Смысл этой части содержится в слове ЗНАЧИТ

  • Побежать вскачь как пишется
  • По щучьему велению чему учит эта сказка
  • По щучьему велению сказка толстой
  • По щучьему велению сказка читать аудио
  • Побаливает как пишется правильно