По зимнему как пишется через дефис или нет

Автор аннита рудкова на чтение 6 мин. просмотров 16 опубликовано 22.12.2021 по-зимнему или по зимнему? в статье вы узнаете верное

На чтение 6 мин. Просмотров 16 Опубликовано

По-зимнему или по зимнему? В статье вы узнаете верное написание, ударение, значение наречия, а также ознакомитесь с примером употребления.

«По-зимнему» или «по зимнему»: как пишется?

Поделись ссылкой на сайт!:

Как правильно пишется наречие — по-зимнему или по зимнему?

Нужны многочисленные примеры предложений с наречиями?

Хотите проверить свои знания в наречиях и пройти более 200 тестов на наречия?

Все это вы сможете найти в нашем наиболее полном словаре наречий русского языка с тестами и примерами!

Верное написание наречия – по-зимнему

В наречии по-зимнему ударение ставится на Е- по-зИмнему

Неверные формы употребления наречия: по зимнемупозимнему

Когда понадобится вспомнить то, как пишется по зимнему, то вспомните простой пример:

«Артема одели по-зимнему, чтобы тот вышел погулять во дворе.»

«По-зимнему» или «по зимнему»: как пишется?

Перейти к контенту

Содержание

  1. Как правильно пишется
  2. Какое правило применяется
  3. Примеры предложений
  4. Как неправильно писать

Не знаете, как правило написать «по-зимнему» или «по зимнему»? Рассмотрим подробнее эти лексемы, чтобы ответить на интересующий вопрос.

Как правильно пишется

В языке существуют оба варианта написания – по зимнему, по-зимнему.

Какое правило применяется

Если слово в предложении отвечает на вопрос обстоятельства и относится к глаголу, то перед нами наречие, а его нужно писать через дефис. Такое написание отвечает общему правилу для всех наречий, образованных по этой схеме.

Если же слово относится к существительному и является определением, то перед нами прилагательное с предлогом. Их пишем раздельно.

Примеры предложений

  • Мы отправились в дальнюю дорогу по зимнему пути.
  • «Оденься по-зимнему, на улице очень холодно!» – возмущалась мама.

Как неправильно писать

Неверно писать слово слитно – позимнему.

( оценки, среднее из )

«По-зимнему» или «по зимнему»: как пишется?

«По-зимнему» или «по зимнему»: как пишется?

Лексемы по-зимнему» или «по зимнему широко употребляются в речи. Однако многие не знают, дефисный или раздельный вариант написания соответствует норме. Выясним это ниже.

Как правильно пишется?

Опираясь на строгую языковую норму, приведём две корректные формы – «по-зимнему» и «по зимнему».

Какое правило применяется?

Слово пишется через дефис, если оно употребляется в качестве наречия – «по-зимнему». К нему можно задать обстоятельственный вопрос «как?». Согласно правилу с использованием дефиса пишутся те наречия, которые образовались от прилагательного путём прибавления префикса и суффикса. Это наречие образовалось от прилагательного «зимний» с помощью префикса «по» и суффикса «ому». Значит, напишем – «по-зимнему».

Лексема пишется в два слова, если используется в качестве сочетания простого предлога и прилагательного – «по зимнему». Эта единица относится к последующему существительному и выполняет функцию определения. Также между «по» и «зимнему» можно вставить дополнительное слово (например: по прекрасному зимнему лесу).

Примеры предложений

  • Пятеро солдат были одеты по-зимнему.
  • Охотники часами бродили по зимнему лесу.

Как неправильно писать

Нельзя писать наречие в два слова, а предлог с прилагательным – через дефис.

«По-зимнему» или «по зимнему»: как пишется?

Как правильно пишется слово «по-зимнему»

по-зи́мнему

по-зи́мнемунареч

Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

2021 12 22 661864589018186

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: завещатель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «по-зимнему»

Предложения со словом «по-зимнему»

  • Огромная фигура наследника на мгновение заслонила падавшие из окна лучи яркого, но ещё по-зимнему низкого солнца.
  • Над главной башней, освещённой по-зимнему холодным солнцем, от ветряных порывов вздрагивает приспущенный серебристый флаг верлафов с изображением чёрного волка.
  • Недалеко от привокзальной площади меня суетливо остановила старушка, одетая по-зимнему, – в валенки и телогрейку, опоясанную льняным полотенцем, расшитым красным гарусом.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «по-зимнему»

  • День, с утра яркий, тоже заскучал, небо заволокли ровным слоем сероватые, жидкие облака, солнце, прикрытое ими, стало, по-зимнему, тускло-белым, и рассеянный свет его утомлял глаза. Пестрота построек поблекла, неподвижно и обесцвеченно висели бесчисленные флаги, приличные люди шагали вяло. А голубоватая, скромная фигура царя, потемнев, стала еще менее заметной на фоне крупных, солидных людей, одетых в черное и в мундиры, шитые золотом, украшенные бляшками орденов.
  • Дома в Москве уже все было по-зимнему, топили печи, и по утрам, когда дети собирались в гимназию и пили чай, было темно, и няня ненадолго зажигала огонь. Уже начались морозы. Когда идет первый снег, в первый день езды на санях, приятно видеть белую землю, белые крыши, дышится мягко, славно, и в это время вспоминаются юные годы. У старых лип и берез, белых от инея, добродушное выражение, они ближе к сердцу, чем кипарисы и пальмы, и вблизи них уже не хочется думать о горах и море.
  • Небо серое. Солнце заплуталось в облаках, лишь изредка просвечивая сквозь их гущу большим серебряным, по-зимнему, пятном.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Отправить

Дополнительно

«По-зимнему» или «по зимнему»: как пишется?

Орфографический словарь

по-зимнемунареч

Большой толковый словарь

искомое слово отсутствует

Управление в русском языке

искомое слово отсутствует

Русское словесное ударение

искомое слово отсутствует

Словарь имён собственных

искомое слово отсутствует

Словарь синонимов

искомое слово отсутствует

Синонимы: краткий справочник

искомое слово отсутствует

Словарь антонимов

искомое слово отсутствует

Словарь методических терминов

искомое слово отсутствует

Словарь русских имён

искомое слово отсутствует

«По-зимнему» или «по зимнему»: как пишется?

Как правильно пишется «по зимнему лесу»?

неправильно


позимнемулесу

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях

Приставки в наречиях на письме присоединяются тремя способами: обычно слитно (вверху, вмиг) и через дефис (по-вашему, кое-где), реже раздельно (без устали, на миг)

УМК под редакцией Т. А. Ладыженской, 7 класс.


Проверить правописание любого слова

Результаты поиска

Слово/Фраза

Правило

по-зимнему одет Слитное и раздельное написание приставок в наречиях

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях

по зимнему лесу Слитное и раздельное написание приставок в наречиях

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях

Дефис между частями слова в наречиях

Дефис между частями слова в наречиях

Дефис между частями слова в наречиях

по зимнему лесу Слитное и раздельное написание приставок в наречиях

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях

по лесу Раздельное написание предлогов с другими словами

Раздельное написание предлогов с другими словами

в лесу Раздельное написание предлогов с другими словами

Раздельное написание предлогов с другими словами

Проверяемые безударные гласные в корне слова

к зимнему дню Безударные гласные в окончании имен прилагательных

Безударные гласные в окончании имен прилагательных

Записи 1-10 из

Как пишется «по отдельности» или «по-отдельности»?

Это слово пишется раздельно, без дефиса – по отдельности.

Слово «по отдельности» является наречием, а наречия могут в зависимости от обстоятельств писаться слитно, раздельно или через дефис. Однако через дефис приставка по– пишется исключительно в том случае, если наречие оканчивается на –ому, -ему, -ски, -ьи (по-нашему, по-новому, по-английски, по-медвежьи и т.п.). В данном же случае слово оканчивается на –сти. Поэтому слово «по отдельности» пишется раздельно.

  • Это надо есть по отдельности, а не вместе.
  • По отдельности каждый из ребят вел себя хорошо.
  • Разложи все эти экспонаты по отдельности.

Слово «по отдель­но­сти» пра­виль­но пишет­ся раз­дель­но с предлогом.

Чтобы понять, поче­му «по отдель­но­сти» пра­виль­но пишет­ся раз­дель­но, а не оши­боч­но с дефи­сом, выяс­ним часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит это сло­во и как оно образовано.

С каж­дым пред­ме­том по отдель­но­сти выпол­ним физи­че­ские упраж­не­ния, таким обра­зом тре­ни­руя раз­ные виды мышц.

Интересующее нас сло­во не изме­ня­ет­ся, зави­сит от гла­го­ла, пояс­ня­ет его, обо­зна­чая при­знак дей­ствия, и отве­ча­ет на обсто­я­тель­ствен­ный вопрос:

Значит, это зна­ме­на­тель­ное наре­чие, кото­рое сино­ни­мич­но сло­вам этой же части речи:

  • пооди­ноч­ке,
  • врозь,
  • отдель­но,
  • порознь,
  • обособ­лен­но.

Прием сино­ни­мич­ной заме­ны еще раз под­твер­жда­ет пра­виль­ность выбо­ра части речи, к кото­рой при­над­ле­жит ана­ли­зи­ру­е­мое слово.

Это раз­го­вор­ное по сти­ли­сти­че­ской окрас­ке наре­чие пред­став­ля­ет собой застыв­шую падеж­ную фор­му суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом. Между пред­ло­гом и сло­вом мож­но вста­вить падеж­ный вопрос или опре­де­ля­ю­щее сло­во в виде место­име­ния, чис­ли­тель­но­го или при­ла­га­тель­но­го, например:

  • по чему? отдельности;
  • по этой отдельности.

Все эти при­е­мы под­твер­жда­ют, что рас­смат­ри­ва­е­мая сло­во­фор­ма пишет­ся раз­дель­но с пред­ло­гом «по», как и ряд ана­ло­гич­ных нареч­ных обра­зо­ва­ний от падеж­ных форм име­ни существительного:

  • раз­ло­жить по поряд­ку;
  • отве­тить по воз­мож­но­сти;
  • вос­про­из­ве­сти по памяти;
  • выпол­нить по очереди;
  • посту­пать по совести;
  • раз­де­лить по справедливости.

Лекарственные рас­те­ния мож­но заго­тав­ли­вать по отдель­но­сти, но мно­гие пред­по­чи­та­ют сра­зу состав­лять из них лечеб­ные сборы.

В этом тек­сте мне понят­но каж­дое сло­во по отдель­но­сти, а вот в еди­ное смыс­ло­вое целое они никак не складываются.

«По отдельности», через дефис или раздельно

Чтобы понять, поче­му «по отдельности» пра­виль­но пишет­ся раз­дель­но, а не оши­боч­но через дефи­с, выяс­ним часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит это сло­во и как оно образовано.

«По отдельности», через дефис или раздельно

Часть речи слова «по отдельности»

С каж­дым пред­ме­том по отдель­но­сти выпол­ним физи­че­ские упраж­не­ния, таким обра­зом тре­ни­руя раз­ные виды мышц.

Интересующее нас сло­во не изме­ня­ет­ся, зави­сит от гла­го­ла, пояс­ня­ет его, обо­зна­чая при­знак дей­ствия, и отве­ча­ет на обсто­я­тель­ствен­ный вопрос:

  • выпол­ним как?

Значит, это зна­ме­на­тель­ное наре­чие, кото­рое сино­ни­мич­но сло­вам этой же части речи:

  • пооди­ноч­ке,
  • врозь,
  • отдель­но,
  • порознь,
  • обособ­лен­но.

Прием сино­ни­мич­ной заме­ны еще раз под­твер­жда­ет пра­виль­ность выбо­ра части речи, к кото­рой при­над­ле­жит ана­ли­зи­ру­е­мое слово.

Правописание слова «по отдельности»

Это раз­го­вор­ное по сти­ли­сти­че­ской окрас­ке наре­чие пред­став­ля­ет собой застыв­шую падеж­ную фор­му суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом.

Между пред­ло­гом и сло­вом мож­но вста­вить падеж­ный вопрос или опре­де­ля­ю­щее сло­во в виде место­име­ния, чис­ли­тель­но­го или при­ла­га­тель­но­го, например:

  • по чему? отдельности;
  • по этой отдельности.

Все эти при­е­мы под­твер­жда­ют, что рас­смат­ри­ва­е­мая сло­во­фор­ма пишет­ся раз­дель­но с пред­ло­гом «по», как и ряд ана­ло­гич­ных нареч­ных обра­зо­ва­ний от падеж­ных форм име­ни существительного:

  • раз­ло­жить по порядку;
  • отве­тить по возможности;
  • вос­про­из­ве­сти по памяти;
  • выпол­нить по очереди;
  • посту­пать по совести;
  • раз­де­лить по справедливости.

Наречие «по отдель­но­сти», обра­зо­ван­ное от суще­стви­тель­но­го, пишет­ся раз­дель­но с предлогом.

Лекарственные рас­те­ния мож­но заго­тав­ли­вать по отдель­но­сти, но мно­гие пред­по­чи­та­ют сра­зу состав­лять из них лечеб­ные сборы.

В этом тек­сте мне понят­но каж­дое сло­во по отдель­но­сти, а вот в еди­ное смыс­ло­вое целое они никак не складываются.

Отличаем от похо­же­го, на пер­вый взгляд, напи­са­ния с дефи­сом при­став­ки по- в соста­ве наре­чий, обра­зо­ван­ных от слов дру­гих частей речи, при­ла­га­тель­ных или место­име­ний, например:

  • рус­ский — гово­рить по-русски;
  • весен­ний — одеть­ся по-весеннему;
  • хоро­ший — по-хорошему обращаться;
  • преж­ний — жить по-прежнему;
  • доб­рый — гля­деть по-доброму;
  • мой — сде­лать по-моему;
  • твой — решить по-твоему;
  • ваш — выпол­нить по-вашему;
  • свой — посту­пать по-своему.

Читайте также: ПрЕподнести или прИподнести — как правильно писать и говорить.

«По отдельности» или «по-отдельности»?

Правописание «по» с различными частями речи встречается достаточно часто. Причем это буквосочетание может быть как предлогом, так и приставкой. Именно этот критерий становится определяющим при слитном или раздельном написании «по» с другими словами. Разберемся с тем, как пишутся два следующих словосочетания: «по отдельности» или «по-отдельности».

Как правильно пишется?

Прежде чем дать правильный ответ, давайте рассмотрим оба варианта.

Начнем со второго выражения. Здесь мы видим написание слова через дефис. В русской грамматике есть правило, регламентирующее употребление этого знака препинания. Там говорится о том, что дефис употребляется с наречиями, которые оканчиваются на «ому», «ему», «ски», «цки», «ьи» (по-хорошему, по-плохому, по-мужски, по-дурацки, по-волчьи). Наше выражение под это правило не подпадает.

Следовательно, дефисный вариант, как правильный, отпадает.

Первое словосочетание написано раздельно. Оно очень напоминает некоторые наречия на «по», которые пишутся слитно. К ним относятся:

  • поблизости;
  • поочередно;
  • помаленьку;
  • понапрасну.

По аналогии с этими словами, появляется желание написать выражение слитно. Но в перечне наречий, которые оформляются на письме слитно, словосочетания «по отдельности» обнаружить не удается.

В итоге остается вариант с раздельным написанием.

Примеры предложений

  1. Внимательный предприниматель по отдельности принимал каждое изделие.
  2. Все продукты были разложены в холодильнике по отдельности.
  3. По отдельности у нас мало что получалось, вместе работу завершили за считанные часы.

Синонимы выражения «по отдельности»

Словосочетание имеет достаточное количество близких по значению слов. Вот основной ряд синонимов:

  • раздельно;
  • порознь;
  • в одиночку;
  • отдельно;
  • врозь;
  • поодиночке;
  • по одному.

Имеются еще несколько синонимов, но в современном русском языке они почти не употребляются.

Неправильное написание выражения «по отдельности»

В правописании данного словосочетании возможны ошибки следующего характера:

  • написание в одно слово;
  • пропуск мягкого знака;
  • написание без непроизносимой буквы «т»;
  • оформление выражения через дефис.

Возможно также ошибочное употребление «а» вместо безударной «о».

Заключение

Оформление на письме этого словосочетания не вызывает сложностей, если запомнить правило правописания подобных выражений через дефис. Кроме этого, нужно знать о раздельном написании выражения. Слитно оно никогда не пишется.

ПО ОТДЕЛЬНОСТИ

по отдельности нареч. разг. Отдельно, обособленно; в отдельности.

ПО ОТДЕЛЬНОСТИ

по отдельности врозь, врознь, розно, поодиночке, поврозь, в отдельности, в одиночку, по одному, раздельно, особо, порознь, отдельно Словарь русских синонимов. по отдельности нареч, кол-во синонимов: 12 • в одиночку (16) • в отдельности (5) • врознь (18) • врозь (26) • особо (40) • отдельно (59) • по одному (9) • поврозь (16) • поодиночке (16) • порознь (34) • раздельно (19) • розно (15) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: в одиночку, в отдельности, врознь, врозь, особо, отдельно, по одному, поврозь, поодиночке, порознь, раздельно, розно. смотреть

ПО ОТДЕЛЬНОСТИ

• В (ПО) ОТДЕЛЬНОСТИ•• [PrepP; these forms only; adv or modif]===== ⇒ singly, independently:- (taken) separately;- individually. ♦ Все движения на. смотреть

ПО ОТДЕЛЬНОСТИ

1) Орфографическая запись слова: по отдельности2) Ударение в слове: по отд`ельности3) Деление слова на слоги (перенос слова): по отдельности4) Фонетиче. смотреть

ПО ОТДЕЛЬНОСТИ

нареч.Приходилось объяснять каждому по отдельности.Синонимы: в одиночку, в отдельности, врознь, врозь, особо, отдельно, по одному, поврозь, поодиночке. смотреть

ПО ОТДЕЛЬНОСТИ

Ударение в слове: по отд`ельностиУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: по отд`ельности

ПО ОТДЕЛЬНОСТИ

по отд’ельностиСинонимы: в одиночку, в отдельности, врознь, врозь, особо, отдельно, по одному, поврозь, поодиночке, порознь, раздельно, розно

ПО ОТДЕЛЬНОСТИ

по отдельностиСинонимы: в одиночку, в отдельности, врознь, врозь, особо, отдельно, по одному, поврозь, поодиночке, порознь, раздельно, розно

ПО ОТДЕЛЬНОСТИ

ביחידותבנפרדСинонимы: в одиночку, в отдельности, врознь, врозь, особо, отдельно, по одному, поврозь, поодиночке, порознь, раздельно, розно

ПО ОТДЕЛЬНОСТИ

по отдельности врозь, врознь, розно, поодиночке, поврозь, в отдельности, в одиночку, по одному, раздельно, особо, порознь, отдельно

Правописание наречий. Повторение изученного в 7 классе.

Урок  русского языка в 8 классе.

Цели:    

  • закрепить умение делать синтаксический разбор простого осложненного предложения и причастия; повторить с учащимся  условиями написания наречий;
  • обучать умению находить наречия в тексте;
  • формировать навык правильного написания наречий;
  • способствовать развитию мышления, включая ученика в активную мыслительную деятельность; воображения;
  • способствовать формированию познавательного интереса учащегося, формированию жизненных установок.
  • Таким образом, в цели включено формирование следующих УУД: Познавательные, регулятивные, коммуникативные

ХОД УРОКА

  1. Повторение порядка синтаксического и морфологического разборов:

Время, проведенное в походе, непременно вспоминается по-хорошему.

Разобрать причастие «проведенное»

  1. Формирование психологического настроя.

Как себя чувствуешь после выходных?  Вспомни, как  ты справлялся с заданиями на первом проверочном диктанте, когда нужно было разобрать предложение и наречие. Как обстоят дела сейчас?

В это время на листке записываются слова: хорошо (плохо), отлично, по-прежнему и др.

Твои слова-ответы – это известная тебе часть речи, о которой пойдет речь сегодня. Какая же это часть речи?

Ответ ученика.

3.  Повторение изученного по теме “Правописание наречий”.

1) Какую тему мы будем повторять сегодня? Как ты догадался?

А знаешь  ли ты игру “Что? Где? Когда?”?

Я предлагаю  сыграть в игру “Что? Где? Почему?” Правила игры похожи. Ты будешь знатоком, только на обдумывание будет даваться не более 20 секунд. И отвечать ты будешь сам за себя, без обсуждения.

Зато тема очень узкая: “Наречия. Правописание наречий”. А в роли ведущего буду я, составила специально для тебя вопросы по теме. Они  позволяют повторить весь изученный материал.

Итак, ты становишься членом клуба “20 секунд».  Если правильно ответишь много раз – станешь почетным членом клуба “20 секунд”

1. Найди наречие:

(В)начале пути все было хорошо.
(В)начале я с трудом разбирался в этой игре.
Ответ:

Правильный ответ:

  • В начале пути. У пути есть начало. Это существительное.
  • (Когда?) Вначале я с трудом разбирался… Это наречие.

2. Найди наречие:

День прошел (в)пустую.
Мы вернулись (в)пустую комнату.
Ответ:

Правильный ответ:

  • День прошел (как?) впустую, т.е. зря. Это наречие.
  • Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное.

3.Найдите наречие и объясни его написание: Алексей завернулся в плащ, мужественно подавляя волнение. Ответ:

Правильный ответ:

  • Мужественно от прил. “мужественный”.

4. Найди наречия и объясни написание: Я отвечал не уверенно, а сбивчиво. Ответ: 

Правильный ответ:

  • Не уверенно, а сбивчиво (есть противопоставление).

5. Найди наречие и объясни написание: Тема раскрыта далеко не полно. Ответ:

Правильный ответ:

  • Далеко не полно (есть наречие, усиливающее отрицание).

6. Найди наречие и поясни написание: Он чувствует себя неплохо. Ответ:

.

Правильный ответ:

  • Неплохо – пишется слитно, нет отрицания, можно подобрать синоним (хорошо).

7. Найди наречие и объясни его написание: В лесу ещё свежо от утренней росы. Ответ:

Правильный ответ:

  • Свежо – на конце наречий после шипящих под ударением пишем О, без ударения – Е.

8. Найди наречие: Угрожающе шипит  серо-зеленая гадюка. Ответ:

Правильный ответ: угрожающе 

9. Найдите наречия: Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи. Ответ:

Правильный ответ:

  • Cлева, справа 

За правильный ответ дается 1 балл. В конце по результатам игры ставятся отметки и присваивается звание Член клуба «20 секунд».

4. Запишем в тетради дату и  орфограммы, которые встретились в наречиях.

О-Ё, Н-НН, А-О, НЕ с наречиями

5. Новый материал.

Слово учителя:

Мы вспомнили много наречий, вспомнили правила их написания. Но нам известно правописание еще не всех наречий.

Наблюдение:

Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь;

По-новому, по-моему, по-прежнему;

По-волчьи, по-немецки, по-дружески;

Во-первых, во-вторых, в-шестых;

Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле.

Как пишутся эти наречия? Как бы ты определил новую тему – тему сегодняшнего урока?

Ответ: “Дефис в наречиях

Какие цели мы должны поставить перед собой? Чего должны добиться?

Целеполагание: узнать, когда наречия пишутся через дефис, т.е. условия дефисного написания наречий, научиться находить наречия в тексте и писать их правильно.

Давай еще раз обратимся к наречиям, внимательно посмотрим, может быть, произнесем их. Для начала вспомним вопросы наречий (где, когда, куда, откуда, почему, зачем, как)

Есть ли у тебя варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего, каким способом образовано наречие?

-То, -либо, -нибудь, кое-.

Запись в тетрадь: Через дефис:

1) кое-…

2) …-то

3)…-либо

4)… -нибудь

5) сложение слов или основ.

6) когда есть приставки по- и суффиксы и-,-ому,-ему

7) когда есть приставки в-/во- и суффиксы –ых/-их

Учитель хвалит ученика за проявленные способности

4. А теперь я предлагаю обратиться к тексту  по мотивам сказки Феликса Кривина.

Чтение

Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело

Когда_то давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.

– По_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.

– А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.

Никак не могли прийти к единому решению.

А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться.

В это самое время нежданно негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться по_пустому.

– Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь.

– Не твоё дело, – буркнул тот и ушел под воду.

Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.

– Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел?

– Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято.

Они по_братски обнялись, по_дружески попрощались.

Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.

Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, кое где ещё встречались люди, которые не хотели жить по новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по иному.

В одно прекрасное утро профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово “чепуха” застряло у него в горле – он увидел улыбающиеся лица.

По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и профессор собирался вести работу по прежнему. Он хотел было сказать: “Не мое дело”, но вошедший Лесоруб перебил его.

– Молчите, профессор. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.

Так кончилась эпидемия. На улицах стало по весеннему празднично.

А Лесоруб пошел дальше. Во первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по глупому. Во вторых, где нибудь ещё может быть нужна его помощь.

По мотивам сказки Ф.Д.Кривина

Обсуждение

Какое здоровье хотели лечить доктора? А какое надо было лечить?

Кому удалось победить болезнь? Какой он? (Лесорубу – веселому, неравнодушному)

Что нам нужно сделать, чтобы не заболеть такой болезнью? (Не быть равнодушным, улыбаться, делать добрые дела)

В тексте встретилось много наречий. Я предлагаю поработать над ними, графически объяснить их правописание – проверить себя. Для этого вставить все потерянные дефисы.

7. Домашнее задание:

1) Упражнение:

2) Письменно ответить на вопрос: “Нужен ли в нашем городе Лесоруб?”. Докажите свою точку зрения.

6. Подведение итогов.

Что узнали нового за урок? Когда наречия через дефис. Что делать, чтобы не потерять радость в жизни.

Чему научились? Писать наречия через дефис

7. Оценивание.

8. Рефлексия: напиши слово, но не числительное, отвечающее на вопрос: как я сегодня работал на уроке

.

Раздаточный материал для игры «20 секунд»

1. Найди наречие:

(В)начале пути все было хорошо.
(В)начале я с трудом разбирался в этой игре.

Ответ:

2. Найди наречие:

День прошел (в)пустую.
Мы вернулись (в)пустую комнату.

Ответ:

3.Найдите наречие и объясни его написание: Алексей завернулся в плащ, мужественно подавляя волнение.

Ответ:

4. Найди наречия и объясни написание: Я отвечал не уверенно, а сбивчиво.

Ответ: 

5. Найди наречие и объясни написание: Тема раскрыта далеко не полно.

Ответ:

6. Найди наречие и поясни написание: Он чувствует себя неплохо.

Ответ:

7. Найди наречие и объясни его написание: В лесу ещё свежо от утренней росы.

 Ответ:

8. Найди наречие: Угрожающе шипит  серо-зеленая гадюка.

Ответ:

9. Найдите наречия: Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи.

Ответ:

Получено баллов:

Ильин
А.С., учитель русского языка и литературы

Дефис в
наречиях

Цели урока: 1) познакомить учащихся
с условиями дефисного написания наречий;

2) формировать навык правильного
написания наречий;

3) формировать навыки работы с
текстом;

4) способствовать развитию
мышления, воображения учащихся;

5) способствовать формированию
познавательного интереса, жизненных установок.

Ход урока

Этап I.

1.         Просмотр
короткометражки Wildebeest from Birdbox Studio

(https://www.youtube.com/watch?v=JMJXvsCLu6s)

Беседа по содержанию мультфильма.

•          О чем данная
короткометражка? Определите тему.

•          Какие средства
используют герои, для того чтобы доказать свою правоту?

•          Какова идея данного
ролика? 1 из принципов спора! (слайд 1)

2.         На
ваших партах листочки с текстом (приложение 1). Пожалуйста, прочитайте его про
себя (1 минута).

Читаем по ролям. Беседа после
прочтения.

•          Что общего у данного
текста и просмотренного ролика? (Общая тема – спор!)

•          Какие средства
используют герои произведения, для того чтобы доказать свою правду?

•          Обратить внимание на
лексику текста. Какие слова использует автор, чтобы подчеркнуть важность
мероприятия?

•          Как меняется тон
повествования и лексика? Какой художественный прием использован в данном
тексте? С какой целью? (Ирония, для того чтобы подчеркнуть абсурдность
ситуации: желание доказать правоту пересилило желание добиться истины, ученые
демонстрируют свои амбиции и эгоизм)

Ирония — (от др.-греч. εἰρωνεία
«притворство») — сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или
противоречит (противопоставляется) явному смыслу.

•          Кто является победителем
этого спора? Как вы понимаете смысл последнего предложения текста?

А в ролике?

•          Как вы думаете, что
является важным для любого спора?

Появление выводов
после анализа текста: адекватность, убедительность суждений, умение выслушать
собеседника, желание добиться истины. Постараемся, чтобы наш сегодняшний
разговор о наречиях был именно таким!

Этап II.

I. Продолжаем
работать с текстом.

1.         Обратите внимание на
пропуски в тексте. Вставьте пропущенные буквы. Через минуту прокомментируем.

2.         Выполняем
словообразовательный разбор 2-ух слов на доске:

нервно, сначала, авторитетно.

3.         Выход на тему. Обращаем
внимание на местоимение кто-то. С какими еще частицами пишется
через дефис. Это актуально и для наречий. Запись темы урока «Дефис в наречиях».
Открывается 1-ая часть правила (
https://disk.yandex.ru/d/IK3QmWCH_RsSZA

слайд 2). Отображаем в виде
короткой записи в тетрадях.

Практическое
задание

Заменить данные
словосочетания наречиями с дефисным написанием. Указать разряды!

1. Выполнить неаккуратно.
(кое-как);

2. Расположиться в неопределенном
месте. (где-нибудь).

3. Он был совершенно другим
человеком в прошлом. (когда-то)

II. 2 часть
правила (
https://disk.yandex.ru/d/IK3QmWCH_RsSZA слайд
2).  Заменить фразы подходящими по смыслу наречиями.

•          Поступил, как товарищ.
(Поступил по-товарищески)

•          Поступил, как друг.
(Поступил по-дружески)

•          Решил подстричься, как
прежде. (Подстричься по-прежнему)

•          Решил одеться, как в
старые времена. (Одеться по-старому)

•          Получилось, как ты
предполагал. (Получилось по -твоему)

Отражаем в виде короткой
записи. Переворачиваем листочек – отработка в виде теста (приложение 2) –
взаимопроверка!

III. Открываем 3
часть правила (
https://disk.yandex.ru/d/IK3QmWCH_RsSZA  слайд
2).  Вводные слова.

Выполняем
творческое задание по вариантам (
https://disk.yandex.ru/d/IK3QmWCH_RsSZA  слайд 4).

Напишите небольшое
рассуждение (5 предложений) по теме с использованием наречий и вводных слов с дефисным
написанием.

1 вариант.

Сократ считал, что в спорах
рождается истина.

2 вариант.

Гёте утверждал, что спор приводит
не к истине, а к конфликту.

Проверка.
Подведение итогов.

Если осталось время:

1.         Олимпиадное задание. От
какого слова образовалось «спор» (учитывайте, что слова «спор» и «соперник»
являются родственными) Какие слова являются родственными слову «спор» и почему?
Соперник, распря, напирать, порт, пороть, спрятать.

Закрепление.
Словарный диктант.

Тепло по-весеннему; сделать по-своему;
плакать по-ребячьи; по-осеннему хмурые дни; встретить по-дружески; устроиться
по-походному; выть по-волчьи; по-настоящему отдохнуть; чуть-чуть шевелится;
уйти далеко-далеко; сделать точь-в-точь; едва-едва колышется; мало-помалу;
сделать кое-как; видимо-невидимо; пристроиться где-нибудь.

Приложение 1

Вадим Кулик

Притча о споре (источник
https://proza.ru/2014/01/20/1307)

Собрались однажды трое учёных найти
истину в споре. Сели, как полагается, за стол, положили перед собой толстые
тетради с доказательствами и начали объявлять своё мнение единствен….о
правильным.

— Завтра, к утру, пойдёт дождь, –
авторитетно заявил один из них.

— Нет, вы ошиба…тесь! Дождь будет к
обеду, а утром только пасмурно! – возразил другой.

— Что вы, коллеги! Утром мокрый
снег, переходящий в дождь вечером! – объявил третий.

     Сначал…, упрямо доказывая свою
правоту, каждый из них всё более повышал голос, стараясь, чтобы его услышали.
Затем перешли на крик и в ход пошло пр…стукивание кулаком по столу. Очень
быстро добавилось притопывание ногой и громкое, (не)годующее сморкание в
платок. Потом кто(то) нервно засмеялся и перешёл на личности. Личности в долгу
не остались и принялись метать в оппонента скомкан…ые листы бумаги. Затем, что
покрепче. Ими оказались ручки и карандаши. Весомым доказательством «истины»
стал прицельный плевок. Далее пошли в ход стулья и кулаки…

     Короче, расходились по домам
утром, изрядно побитые и изодран…ые, но каждый при своём мнении, несмотря на
ярко светившее солнце.

Приложение 2

В каких рядах все слова пишутся
через дефис? Обведите номера.

1)         усадьба (по) осеннему
молчала; (по)иному поводу;

2)         (по)осеннему лесу;
(по)зимнему парку;

3)         (давным) (давно);
(кое)где;

4)         (по)прежнему пути; 
(кое) (к) (кому) зайти;

5)         почему (то) мы не
встретились; (крест) (накрест);

6)         (по) (тому) мостику;
(бок) (о) (бок);

7)         поделили (по) братски;
мало (помалу);

По зимнему как пишется через дефис или нет

Гостем очередного эфира ПАИ-live стала Зинаида Митченко, доцент кафедры филологии, коммуникации и русского языка как иностранного, кандидат филологических наук Псковского государственного университета. Автор и ведущий проекта Александр Машкарин, пользуясь случаем, задал интересующие многих вопросы о грядущих изменениях в своде орфографических и пунктуационных правил русского языка, о вывесках как части внешнего вида города и об особенностях обучения иностранных студентов в русском вузе.

Новые старые правила

Поговорим о теме, которая последние две недели активно обсуждается: это проект новых правил русского языка, которые якобы не менялись 60 лет. Все этот проект горячо обсуждали, но, как я обратил внимание, по факту глобальных изменений нет. Вы как филолог и ваши коллеги на что в этом проекте свода правил обратили внимание?

– Действительно, в последние две недели это мощный информационный повод – введение новых правил орфографии и пунктуации: это не совсем правила русского языка, речь идет именно об орфографии и пунктуации. Что всех настораживает? Слово «новые».

История формирования правил орфографии и пунктуации связана с периодом 1956 года, когда вышел первый свод правил орфографии и пунктуации. Затем был длительный период, когда эти правила не пересматривались. Но надо сказать, что это был период относительной социальной стабильности в государстве, исследования регулировались, мне кажется, более последовательно. В 2003, 2006 и 2009 годах вышел полный справочник правил орфографии и пунктуации под редакцией Лопатина, и это авторитетный источник на сегодняшний день. Получается, более 65 лет действительно эти правила не уточнялись: даже основу лопатинского издания составляет первый свод правил 1956 года.

Язык – это развивающееся явление, и мы сами активные участники всех процессов в лексике. Появились новые реалии, новые наименования, мы ими активно пользуемся в своей речи. Но когда дело доходит до письменной коммуникации, то встает вопрос, как правильно написать это слово. И когда у тебя, носителя языка, существует выбор, когда этих написаний несколько, эта множественность ставит в затруднение обывателя, да и специалиста. Для нас важно, как правильно написать. Для чего это нужно? Для того чтобы обеспечить эффективную письменную коммуникацию.

Мы знаем, какая была мощная подготовительная работа. В 1991 году была создана орфографическая комиссия, куда вошли учителя, методисты, преподаватели вузов и филологи. Эта орфографическая комиссия путем наблюдения за тенденциями в разговорно-речевой стихии изучает нормы орфографии и пунктуации и их формирует.

Владимир Владимирович Путин в 2019 году поставил задачу пересмотреть правила, и он уточнял, что не должно быть вульгарного упрощения этих правил. То есть изменения не в сторону упрощения правил, а в сторону отражения объективной реальности – вот то, с чем мы сегодня сталкиваемся. Поэтому никого не должно пугать слово «новые»: это назревшая необходимость.

На YouTube очень много сюжетов в связи с этим, и некоторые агентства говорят, что это реформа языка. Специалисты, которые занимаются языком, понимают, что это не мощное революционное преобразование – вовсе нет: это совершенно естественный процесс, когда мы лишь уточняем какие-то формулировки, выявляем болевые точки в нашей языковой ситуации сегодня.

По зимнему как пишется через дефис или нет

Болевые точки языка

– Что становится источниками болевых точек, что является материалом для изучения? Например, всем хорошо известный портал «Грамота.ру» (мы активно им пользуемся, прибегаем к нему в случаях затруднения) становится мощным архивом для специалистов, и можно сделать по запросам пользователей выборку не только социологическую (кто обращается), но и научную, когда мы понимаем, с какими вопросами туда обращаются, и по частотности этих вопросов мы можем сформировать те болевые точки в языковой повестке дня, чтобы на них отреагировать специалистам.

А можете привести пример таких болевых точек? Какие запросы встречаются чаще всего? Из Псковской области о чем спрашивают?

– Региональных данных сейчас у меня нет. Но мы понимаем, что в этом новом проекте свода орфографии и пунктуации, который должен быть утвержден к концу 2021 года, оказалось доработанным. Во-первых, это дефисные или раздельные написания.

Пол-апельсина, полмандарина, которые пишутся по-разному.

– Да, это хрестоматийные случаи. Но есть, например, такое наименование, как зиц-председатель – это управляющий, который не имеет права решающего голоса в компании.

Еще проще – подставная фигура.

– Да, можно, наверно, и так сказать. Вопрос орфографический: как писать это «зиц» – либо через дефис, либо раздельно, либо вообще слитно? Либо удвоенные согласные в заимствованных словах – мы их пишем или нет? Также это наименования религиозных праздников.

Жареная картошка – жаренная с грибами картошка.

– Да. Вы приводите примеры, очень распространенные. Я бы еще раз сказала, что это хрестоматийные примеры. А есть действительно затруднительные случаи. Вот мы говорим «кэш» или «хэштэг», а пишем через «е». 29 ноября – день рождения буквы «ё». Но и буква «э» в этом смысле тоже оказывается уязвимой, потому что мы произносим «э», а пишем «е».

Как теперь правильно: рэпер или репер, флэш или флеш?

– Тенденция написания буквы «е», потому что «э» – это признак заимствованного слова. Когда заимствованное слово входит в систему заимствующего языка, оно проходит освоение как по пути произношения, по пути вхождения в грамматику языка, так и по пути написания (орфографическое освоение). И конечно, есть избегание признака заимствования: написание с «е» – это знак освоенности.

То есть рэпер теперь репер? Звучит немножко по-бабушкиному: «Это репер!»

– А вас никто и не просит произносить мягко, вы можете произносить твердые согласные, но на письме мы отражаем это с помощью буквы «е».

Кстати, окончательный вариант свода орфографии и пунктуации должен быть принят только в 2023 году, сейчас речь идет только о правилах орфографии, и до конца 2021 года они должны быть утверждены. И они широко обсуждаются. Здесь каждый может высказать свое мнение вплоть до самого критического, когда люди против того, чтобы вводить слово «киллер» в своды правил. Но ведь мы понимаем, что реалия от того, что мы будем избегать этого написания, никуда не девается.

Можно я еще спрошу про слова?

– Да, пожалуйста.

Они заимствованные, но с ними журналистам приходится часто сталкиваться последнее время. Одно слово – коллаборация, которая пишется через две «л», хотя звучит с одной «л». И второе слово – аффилированный, у которого то ли две «л», то ли две «ф». Почему эти слова, будучи заимствованными в русском языке, не упрощаются в написании?

– Может быть, они упростятся. Есть совершенно естественные процессы, когда заимствованные слова вообще получают новую жизнь. Мы пишем научные статьи – мы как авторы должны обязательно быть аффилированными с нашим высшим учебным заведением, иначе публикация не будет засчитываться.

Да, есть такие слова, и никто не говорит о том, что орфография должна быть проще. Мы как носители языка должны овладеть этими нормами.

Удвоенные согласные – это, конечно, трудность для носителя языка. Здесь у нас только один путь – обращаться к авторитетным источникам, запоминать, как пишется это слово, и следовать нормам.

Хранители норм

Филологов почему-то принято считать консерваторами, охранителями языка, которые против изменений: корова значит корова, коллаборация с двумя «л» и так далее. На самом деле вы и ваши коллеги из Псковского государственного университета кем себя ощущаете? Вы все-таки консерваторы или, страшно сказать, либералы?

– Ни для кого не секрет: конечно, мы консерваторы. Мы изучаем норму. У студентов спрашиваешь: мы исследуем норму а кто ее устанавливает? Как узнать, что это норма, а это не норма? Кто вообще это определяет? Получается, что определяют специалисты? А на основе чего? На основе наблюдения за разговорно-речевой стихией. Потом эти наблюдения отражают в авторитетных источниках.

Другое дело, что мы все столкнулись с трудностью, когда источники не поспевают за изменениями, которые происходят в языке. Слово уже жизнь прожило в языке и ушло в пассивный словарный запас, а мы еще только устанавливаем его написание. Мы стремимся показать студентам язык как живой, развивающийся процесс и отражаем тенденции, которые есть сегодня.

Вариативность, которая наблюдается в языке, – это признак освоения слова. Но тем не менее мы стремимся следовать нормам. Есть мнение Светланы Друговейко-Должанской: это крупный филолог, и она, кстати, входит в орфографическую комиссию, которая занималась разработкой нового свода правил орфографии. Она говорит, что пока существует образованная часть сообщества, которая стремится поддерживать традицию, пока у нас кофе мужского рода, то можно говорить о том, что никаких существенных изменений не произойдет.

Существует такое понятие, как шибболеты: это вообще библейское понятие, это речь, которая выделяет тебя среди сообщества таких же говорящих. Когда мы как преподаватели в среде, доступной для нас, воздействуя на нашу молодежь, все-таки следуем нормам – это, конечно, тоже признак консерватизма. Хотя наши преподаватели очень современные, они тоже и употребляют, и осваивают новые слова. Мы тоже вместе с носителями языка осваиваем новую лексику. Я у своих студентов часто консультируюсь, как правильно. Сегодня столкнулись со случаем выбора между формами «подкаст» или «подкастов»: спрашивала у ребят, и они уже как молодое поколение в этом смысле меня направляют.

Каким еще словам вас научили студенты?

– Конечно, это связано со средой интернет-коммуникации в основном. И вообще, для меня, например, была трудностью фраза «в «Инстаграм»: это что, профиль в «Инстаграм» или сама соцсеть? В общем, я в этом смысле отставший от молодого поколения товарищ, консерватор.

О чистоте речи и города

– Вопрос грамотности речи тоже стоит остро, но грамотность не снизилась никаким образом.

Не снизилась?

– Нет. Конечно, отмечаю это не только я, но и специалисты-филологи. Почему не снизилась? Все зависит от того, о каком социальном сообществе мы говорим. Студент-филолог может отличаться от студента, например, технических специальностей.

Что происходит с грамотностью сегодня? Доступ к письменной коммуникации, к письменному самовыражению получили все, очень широкий круг носителей языка, а не только специально обученные люди. В связи с этим появляются сложности, и поэтому мы видим так много ошибочных написаний, сопровождающих внешние атрибуты города.

Насколько, на ваш взгляд, увеличился разрыв между устным и письменным русским языком? Раньше был (да и сейчас существует) письменный язык чиновников. Есть язык тех же мессенджеров с уже хрестоматийными «превед креведко» и так далее. И в то же время вы говорите, что устная речь осталась грамотной.

– Да. Но здесь каждый работает над собой. Мы в университете активно этим занимаемся. На каждом направлении подготовки, на первом курсе есть такие дисциплины, как русский язык и межкультурная коммуникация (раньше это была дисциплина «русский язык и культура речи»), когда мы всех студентов должны направить и не просто повторить эти нормы, а показать их реальное практическое применение. И здесь мы действуем в рамках артологии. Ты пришел в больницу или в поликлинику и тот дискурс, который обслуживает эту сферу, тоже должен освоить: ты понимаешь, какие вопросы задаешь в регистратуре, как должен отвечать.

А вот что касается разрыва письменной и устной речи, здесь всегда наблюдалось очень интересное взаимное влияние. Часто письменная речь влияет на устную, и в этом смысле нужно быть осторожными с письменным словом, да и вообще с любым словом, которое слетает с языка. Тем более написанное слово имеет очень мощное воздействие. Я сейчас говорю не о чем-то мистическом, а вообще о том, как слово воздействует на носителя языка.

Здесь хотелось бы рассказать о том, что мы в университете с 2016 года проводим акцию «Чистый город – хорошая речь!»: обращаем внимание на внешние атрибуты города: на лайтбоксы, вывески, баннеры, объявления – и замечаем с тревогой для себя, как много там реальных ошибок, орфографических и пунктуационных.

Например?

– Я хотела бы вас здесь заинтриговать и пригласить вступить в открытую группу в соцсети «ВКонтакте» «ЛингвоКонсультантПсков», где мы выставляем все фотоматериалы, зафиксированные в городе на протяжении долгого времени. И не затем, чтобы сказать, как все плохо, как мы невнимательны к внешним атрибутам города, – вовсе нет. Наша задача – устранить ошибку. Но когда нас спрашивают: «А сколько реально вы баннеров исправили?» – мы понимаем, что не можем пойти и зачеркнуть эту ошибку – это будет деструктивное действие. Мы даем лингвистический комментарий. Мы – это студенты-филологи, преподаватели, которые активно приглашают студентов поучаствовать в этой акции.

В прошлом году мы получили поддержку администрации области в связи с этим, и это был даже проект, была финансовая поддержка, мы запускали рекламу в городе, то есть пытались обратить внимание носителей языка на проблему орфографической и пунктуационной безграмотности. Это тем более важно, потому что сейчас введен дизайн-код города. В связи с этим столько проблем у владельцев заведений, но почему-то никто не несет ответственности за то, что написано, за содержание. Смотрят, на каком расстоянии вывеска расположена от окна и так далее, как это должно быть технически исполнено, но тревожно, что есть разрыв между содержательной частью и внешним проявлением.

Мы как энтузиасты предлагали свою консультационную помощь абсолютно безвозмездно, чтобы, например, заказчик рекламной продукции обращался в сообщество «ЛингвоКонсультантПсков» (мы даже его так специально назвали) и получал бесплатную консультацию на этапе создания рекламной продукции. Любой студент-филолог может дать квалификационную лингвистическую справку.

Есть пример из Великих Лук, где слово «Россия» написано с одной буквой «с». Мы понимаем, что это не ошибка неграмотности – это просто недосмотр. Но когда это баннер, растянутый в центре города, – это очень снижает впечатление от города. А у нас особый город, и, к сожалению, в его исторической части есть такие ошибочки.

Играть, но не заигрываться

Зинаида, как вы относитесь к тому, что в Пскове появляется все больше различных мест, связанных с именами в литературе? Например, с Кавериным.

– Конечно, это хорошо, ничего в этом плохого нет. И тем более и имена неслучайные: например, Каверин с Псковом связан напрямую. Это тоже популяризация и имени, и уважения к творчеству и воспитание молодежи. Среда, в которой мы все пребываем, очень важна, она на нас очень влияет. Ты на остановке стоишь – что твой взор привлекает? Может быть, ошибочное написание. Этого надо избегать.

Кафе с каким названием не хватает в Пскове?

– Это больной вопрос. Я не хотела бы сейчас озвучивать те названия, которые мы критикуем в группе «ЛингвоКонсультантПсков»: боюсь, что это может сослужить плохую службу владельцам кафе, потому что это же часть имиджа заведения. Когда специфически называют учреждения, это пиар-ход, такая игра, но специфические наименования иногда вызывают неприятие носителей языка и даже критику, избегание этого заведения, хотя там могут изготовлять прекрасную продукцию.

Так все-таки чьим именем еще надо назвать кафе в Пскове?

– Затрудняюсь ответить. Я бы вряд ли могла выделить особые имена. Их много на самом деле. С этим вопросом я бы вам рекомендовала обратиться в научно-образовательный центр русского языка и культуры имени Маймина: им руководит Аида Геннадьевна Разумовская, которая проводит огромную работу в части и краеведения, и популяризации русского языка в России и за рубежом.

Мы проводим очень мощные мероприятия. В частности, 21 февраля проводим международный конкурс эссе, посвященный родному языку, в котором участвуют из Белоруссии ребята, из Латвии, из Эстонии, наши ребята-школьники из области.

Очень важно, когда есть повод поговорить и подумать о родном языке, о его значимости для тебя лично. Мы обсуждаем грядущие изменения в орфографии, и их не надо воспринимать критически. Все-таки есть соотношение между носителем и языком как данностью, которая лежит вне носителя языка: реформировать язык вообще невозможно в принципе. А есть еще разговорно-речевая стихия, есть речь – и вот она связана с носителем языка. И это двуединство: язык без речи существовать не может. Мы как носители языка приходим в этот мир, овладеваем языком, что-то привносим в него, переживаем эти изменения, но когда нас не станет, язык с нашим исчезновением никуда не денется. Поэтому к этому надо относиться спокойно и даже с интересом, какие рекомендации, какие теоретические обоснования будут у тех или иных написаний. И конечно, если это уже будет нормой с узаконенной кодификацией, то мы ей должны следовать: это правила, которых избегать нельзя.

По зимнему как пишется через дефис или нет

Корова останется коровой

В университете много иностранных студентов, которые носителями русского языка не являются. И получается, что у университета миссия их адаптировать к русской культуре. Как вы с ними работаете, как они адаптируются?

– Действительно, у нас много иностранных студентов, и уровень владения языком разный.

Вплоть до невладения.

– Есть и такое. У нас есть подготовительный факультет, подфак, руководит деятельностью этого факультета Наталья Сергеевна Молчанова, и там развернута мощная работа по адаптации ребят. И конечно, в методическом плане мы строим свою работу с ребятами на языковом материале, который одновременно обогащает самих ребят знаниями о нашем регионе. У нас есть студенты старших курсов, они пишут курсовые работы, выпускные квалификационные работы – даже пишут!

Это особый труд, и тут есть определенные сложности. Например, мы посвящаем курсовую работу национальным или даже региональным праздникам: вот День скобаря – как он отмечается в Пскове, что это за праздник? И разработка студента может быть связана вообще с участием в этом празднике. И это тоже приобщение к культуре региона, в котором оказались эти ребята.

К счастью, наш регион славится своей историей, и у нас есть что посмотреть. Конечно, здесь очень плотное взаимодействие преподавателя и студента, иногда это индивидуальная работа, очень кропотливая, и уже есть хорошие наработки методического плана, как это сделать максимально эффективно, как ребятам войти в среду – в университетскую и иной культуры, иного языка – и чувствовать себя уверенно.

У меня последний вопрос. Вы в гостях в Псковском агентстве информации, и у нас есть аббревиатура. И у нас иногда возникают дискуссии, как правильно: ПА́И или ПАИ́? Что скажете?

– Мне бы, наверно, спросить вас и ваших коллег, что чаще используют, какова частотность. Но для меня привычнее ПАИ́. А у вас?

Не скажу, а то запишут в сторонники одного из ударений. Напоминаю, что сегодня у нас в гостях Зинаида Митченко, преподаватель Псковского государственного университета. Сразу скажу, что наш разговор получится многосерийным, и в следующий раз мы обязательно поговорим об исследовательской составляющей работы ПсковГУ, например об исследовании псковских сказок.

– Да, хорошо. Единственное, я добавлю уточнение, что в связи с введением нового свода орфографии слово «корова» мы писать через «а» не будем, как это отмечает Светлана Друговейко-Должанская. Так что ничего катастрофического не произойдет.

Корова остается коровой, и это хорошо. Друзья, оставайтесь вместе с нами на сайте Псковского агентства информации. Всего доброго!

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • По зимнему лесу как пишется
  • По зимнему холодно как пишется
  • По злить как пишется
  • По зимнему пути как пишется
  • По зимнему как пишется слитно или раздельно
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии