По занимаемся как пишется

Екатерина ушахина каждая мама однажды задумывается, как заниматься с малышом, какие задания выбрать, как выстроить занятия, на какие советы опереться.


Екатерина Ушахина

Екатерина Ушахина

Каждая мама однажды задумывается, как заниматься с малышом, какие задания выбрать, как выстроить занятия, на какие советы опереться.

Сегодня мы расскажем об универсальных правилах, которые помогут малышу развиваться, а маме чувствовать, что она делает все правильно.

Все хорошо в меру

Дети 2-3 лет быстро устают, они выдерживают не более 10-20 минут однообразных занятий. Поэтому любое занятие с малышом не должно длиться более 20 минут. Не занимайтесь много и часто, иначе малыш начнет уставать и быстро охладеет к учебе.

Конечно, можно заставить малыша выучить алфавит за месяц. Но стоит ли это делать, если взамен вы получите измученного ребенка, потерявшего интерес к учебе? Конечно, нет.

По занимаемся как пишется
Малыши не могут высидеть слишком долгие занятия, не зря же их называют непоседами:)

Создатели японской методики KUMON советуют заниматься с малышом не более 20 минут в день. Например, в перерасчете на количество заданий из легендарных тетрадей — это всего 1-2 задания из одной тетради в день.

Этого вполне достаточно, чтобы занятия были эффективными. И при таком расписании малыш не будет уставать, а значит и не потеряет интерес к обучению.

Делу время, потехе час

Не секрет, что дети учатся, играя. Именно поэтому все занятия должны быть игровыми и занимательными, особенно когда речь идет о маленьких детях. Яркие задания, наклейки, лабиринты, рисовалки — все это стоит использовать в обучении.

Можно научить ребенка считать, просто заставляя его запоминать цифры или считать яблоки, а можно предложить ему веселые задания «соедини по точкам» и «раскрась по цифрам». Хотите научить его вырезать — мастерите игрушки, натренировать мелкую моторику руки или логику — проходите рисованные лабиринты. В первом случае — малышу будет скучно, во втором — весело и интересно. Сам процесс обучения будет ему по вкусу. Это гарантирует то, что у ребенка точно не возникнет отвращения к учебе, он не станет воспринимать занятия как пытку.

Ребенку должно быть интересно и весело заниматься, иначе занятия превратятся в нудный процесс, который будет совсем бесполезен.

По занимаемся как пишется
Если в результате твоих стараний получается игрушка, занятия становятся в два раза приятнее

От простого к сложному

Прежде чем научиться писать, мы тренируемся держать карандаш, проводить линии, рисовать черточки, элементы букв, сами буквы, слоги и только в конце слова. То есть мы учимся шаг за шагом, двигаясь от простого к сложному.

Например, методика KUMON основана именно на этом принципе. Все задания в легендарных тетрадях усложняются постепенно, чтобы ребенок мог освоить материал.

Кажется, нет ничего проще, чем выстроить процесс обучения по этому принципу. Но почему-то многие о нем забывают.

Если вы решили научить ребенка писать — делайте это постепенно, в его темпе.

Сначала научите его держать карандаш и проводить различные линии (прямые, волнистые, круговые и т. д), затем познакомьте с элементами букв (пишите разные закорючки, рисуйте буквы в трафаретах), затем тренируйтесь в написании букв и т. д. Только такой постепенно усложняющийся процесс обучения по-настоящему эффективен.

А чтобы занятия были более эффективными и последовательными, используйте достигаторы. Достигаторы — это красивые и полезные тематические плакаты. Они помогают превратить занятия по тетрадям в привычку, сделать занятия ежедневными и проработать навыки, которые ребенку даются сложнее.

На каждом достигаторе есть кружочки, звездочки, квадратики и т. д. для закрашивания. Принцип такой: выполнил задание — закрась звездочку. Так ребенок видит, что он движется маленькими шагами к большой цели.

Скачивайте достигаторы в конце нашей статьи.

По занимаемся как пишется
Достигатор на 40 заданий

Позвольте детям быть самостоятельнее

Вам наверняка знакома такая ситуация: малыш рисует или выполняет какое-то задание, и вот вы видите, что он делает все не так и сейчас ошибется. В этот момент руки так и тянутся все исправить или сделать за малыша, показать, «как правильно».

Стоп! Обязательно скажите себе это в следующий раз. Если вы постоянно стараетесь исправлять малыша, вы оказываете ему медвежью услугу. Чтобы ребенок правильно развивался, учился и добивался успехов в будущем, он должен ошибаться, должен рисовать, лепить, писать сам, должен нарисовать это солнышко или наклеить эту наклейку так, как он это видит, а не как вы ему подскажете. Это единственный путь к самостоятельности и успеху.

Хвалите ребенка. Всегда

Маленьким детям для успешных занятий нужны похвала и одобрение. Именно поэтому занятия должны включать вещественные элементы мотивации. Это могут быть сертификаты, звездочки или наклейки.

Японцы советуют хвалить ребенка как можно чаще, за каждое маленькое достижение и даже за попытки что-то сделать. Если у малыша не получилась поделка, его стоит хвалить уже за то, что он старался.

Важно помнить, что ошибка — это не провал, а маленький шаг к успеху. Позволяйте детям ошибаться и никогда не ругайте их за промахи.

По занимаемся как пишется
То, что нам кажется незатейливыми каляками-маляками, для малыша — огромный труд

Каждому свое

Наша Маша в 2 года уже читает, а Петя в 5 решает примеры в уме. У многих родителей есть такая вредная привычка: сравнивать детей и их успехи и равнять всех по возрасту или классу.

Причем большинству взрослых не надо объяснять, что это неправильно. Они и сами это понимают.

Чтобы малыш учился в свое удовольствие и достигал успехов, заниматься с ним нужно в соответствии с уровнем развития его навыков, а не по возрасту или классу.

По занимаемся как пишется
Дети так любят KUMON еще и потому, что все задания в тетрадях предполагают индивидуальный подход к каждому ребенку..

Эти простые советы — основа правильного развития ребенка, его уверенности в своих силах, желания учиться, а в конечном счете — здоровья и успешности.

Скачать достигаторы KUMON.

Обложка статьи: pexels.com

Вечер — время для себя. От того, проведёте ли вы его лёжа на диване или займётесь чем-то полезным, зависит личностное и профессиональное развитие.

В этой статье вы найдёте 10 вечерних ритуалов, которые повысят вашу продуктивность, сообщает Day.Az со ссылкой на Лайфхакер.

Мы часто пишем о том, как начинать день. Однако по-настоящему успешные люди продуктивны весь день. Даже вечером, когда хочется поддаться усталости и просто смотреть в экран или монитор.

Но вечер — это задел на следующие сутки. От того, чем мы занимаемся в вечернее время, зависит качество сна. А от него, в свою очередь, работоспособность.

Вечер сильно недооценён с точки зрения трансформации жизни и внедрения позитивных привычек. Предлагаем вам провести два-три часа перед сном с пользой. Вот несколько вечерних ритуалов, которые подарят вам энергию, продуктивность и хорошее настроение в новом дне.

Прогулка пешком

Пётр Ильич Чайковский обожал гулять. По воспоминаниям современников, он отхаживал два часа в день, чего бы это ему ни стоило. Пребывание на свежем воздухе способствовало творчеству.

Отправьтесь перед сном на короткую прогулку. Она поможет буквально перешагнуть через заботы и тревоги дня. Вы сможете насладиться покоем и обдумать идеи, которые волнуют вас. Кроме того, ходьба полезна для здоровья.

Анализ дня

Бенджамин Франклин считал время самым ценным ресурсом и щепетильно относился к его распределению. Ежедневно в конце дня он задавался вопросом «Что хорошего я сделал сегодня?» и анализировал прошедший день. Это позволяло ему понять, каких успехов он достиг, а что ещё предстоит сделать.

Попробуйте и вы. Пять-десять минут анализа прожитого дня помогут отслеживать прогресс и своевременно корректировать планы.

Чтение

Многие великие люди читали перед сном. Чтение вдохновляет, помогает генерировать новые идеи. А если вам знакома бессонница, то книга поможет успокоиться и заснуть.

Что читать, зависит от вашего вкуса. Однако не рекомендуются остросюжетные жанры и драматические произведения.

Также не стоит читать при слабом освещении. Если используете электронные читалки, уменьшите яркость экрана до минимума и держите гаджет на расстоянии минимум 35 сантиметров.

Медитация

Утренняя медитация помогает включиться в рабочий режим. Ещё лучше медитировать два раза в день.

Примите удобную позу. Пусть мысли текут естественно: не пытайтесь сконцентрироваться на чём-то или игнорировать что-то. Всё, что наполняло вас в течение дня, должно остаться в прошлом.

Вечерняя медитация поможет «обнулить» разум и войти в грядущий день открытым новому опыту.

Комендантский час

Свет связан с выработкой мелатонина и кортизола. Темнеет — повышается уровень мелатонина. Это позволяет нам как следует отдохнуть. Рассвело, и повышается уровень кортизола — организм готов к свершениям. По крайней мере, так задумано природой. Но в XXI веке люди перед сном смотрят в экраны ноутбуков, планшетов и смартфонов. Почему это вредно, подробно читайте по ссылке ниже.

Это одна из причин, по которой следует устраивать перед сном «комендантский час». Никаких гаджетов! Другая причина заключается в том, что цифровой шум также снижает качество сна.

Отправляйте девайсы на ночь в режим полёта. Тогда ваше спокойствие и ваш сон не потревожит ни уведомление о комментарии к фото, ни очередная email-рассылка, ни SMS с суперпредложением от банка (почему они присылают их ночью?).

Установки

Перед сном разум не менее чуток к информации, чем утром. Поэтому вечер — отличное время для личностных установок.

Используйте позитивные аффирмации:

  • чтобы стимулировать уверенность в себе;
  • настроить себя на успех;
  • абстрагироваться от мнения других;
  • сосредоточиться на своих целях;
  • мотивировать себя на упорный труд и так далее.

Важно правильно составить аффирмацию, а также произносить её вслух (лучше перед зеркалом). Такой ежевечерний аутотренинг может разрушить накопленные годами внутренние стереотипы.

Дневник

Ведение личного дневника — это не прихоть графомана. Психологи утверждают, что, выражая чувства и мысли на бумаге или в электронном виде, мы делаем жизнь более осознанной. Порой запись в дневнике позволяет вскрыть и разрешить проблемы, таившиеся глубоко в подсознании.

Вечер — идеальное время для «разговора» с дневником. О чём писать? О событиях уходящего дня, о том, что вас огорчило или порадовало сегодня, о людях, с которыми вы общались, о себе, каким вы были.

Планирование

Составление плана на день накануне вечером:

  • экономит время (не нужно выкраивать его утром);
  • мобилизует (проснувшись, вы уже знаете, что нужно делать).

Методики планирования индивидуальны.Но общее правило таково: запишите все задачи, а затем рассортируйте их по важности и срочности.

Приоритеты

Этот ритуал вытекает из предыдущего. Когда список дел составлен, нужно расставить приоритеты. Выберите три наиболее важных задачи. Они должны быть направлены на достижение вашей цели и способствовать прогрессу.

После этого разбейте эти три задачи на более мелкие подзадачи. Пронумеруйте их: № 1 — сделать до 11 часов, № 2 — выполнить сразу после № 1, № 3 — заняться во время обеда и так далее.

В качестве альтернативы попробуйте также подход «1-3-5». Возможно, он больше подойдёт вам.

В любом случае вы получите подробный план действий на следующий день, а это, в свою очередь, мотивирует. Ведь, когда всё по полочкам, проще работать, не так ли?

Благодарность

Этот ритуал рекомендуется выполнять, находясь уже в постели. Закройте глаза и подумайте, кому или чему и за что вы благодарны в уходящем дне. Скажите спасибо коллеге, который заехал за вами по пути на работу; или официантке, которая быстро обслужила вас; или супруге, которая просто была рядом и поддерживала; или самому себе…

С точки зрения позитивной психологии благодарность — это положительная эмоция, которая не только укрепляет межличностные отношения, но и отлично мотивирует. Засыпая с мыслями о хорошем, вы настраиваете себя на продолжение цепочки добра завтра.

Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра. Конфуций

Полистать ленту в социальных сетях на рабочем месте, начать незапланированную уборку вместо написания диплома, сделать условно десятый «перерыв на чай» вместо того, чтобы завершить важное дело. Если вам это знакомо, то скорее всего, вы уже опытный прокрастинатор. Именно таким термином можно описать склонность к постоянному откладыванию важных дел.

Причиной может послужить желание получить быстрый результат, страх совершить ошибку или боязнь взять на себя чрезмерную ответственность.

Что это за явление, как оно может отразиться на нашей жизни и какие положительны моменты можно из него вынести? Об этом и не только пресс-служба РНИМУ имени Н.И. Пирогова спросила у кандидата психологических наук, доцент кафедры клинической психологии факультета клинической психологии и социальной работы Лику Микеладзе.

Самые интересные и полезные советы специалиста собрали для вас в этом материале.

С чем связано поведение, когда человек не доводит начатое дело до конца?

— То, с чего начинается любое занятие, — это мотивация. И если она низкая или ее нет вообще, деятельность, скорее всего, очень быстро выдохнется или вовсе ее не будет. Конечно, иногда нам приходится делать то, что мы не очень хотим или любим, но от нас того требуют. Казалось бы, внутренней мотивации здесь нет, так почему мы за это беремся? В данном случае есть особый стимул — заработать деньги, кому-нибудь понравиться, сделать так, чтобы тебя похвалили, и т. д.

Таким образом, мотивация (хотя бы какая-то) нужна для того, чтобы деятельность началась. А затем следует процесс ее выполнения, и за то, как он будет идти, отвечает множество ситуативных и фундаментальных факторов. Например, нас может отвлечь какая-то мысль или эмоция, за которую зацепится ум, воспоминание о других делах, которые мы должны успеть завершить, или просто другой человек. Это ситуативные моменты, но за то, как сильно они на нас влияют и заставляют отвлекаться или бросать работу, отвечают более фундаментальные факторы.

Общий уровень стресса, эмоциональное состояние, наличие определенных личностных особенностей или психических расстройств, безусловно, тоже вносят свою лепту в то, как мы формируем цели (ждем ли успеха или поражения, хотим добиться похвалы или избежать наказания, адекватное ли количество времени закладываем на завершение дела, готовимся ли к реализации задачи, ставим ли реалистичные и выполнимые или же «идеальные» цели и др.). И как воплощаем их в жизнь: доделываем работу до поздней ночи или стараемся завершить ее пораньше, откладываем начало или приступаем к выполнению как можно скорее и др.

Существуют некоторые общие инструменты, которые мы можем использовать в повседневной жизни, выполняя задачи более осознанно.

— Заранее или уже в процессе деятельности нам ничего не стоит продумать и записать, какие могут возникнуть препятствия, в формате «если — то». Например: «Если меня сегодня позовут гулять, то я откажусь, чтобы закончить работу».

— Пока мы что-то делаем, мы можем сравнивать имеющийся результат с тем, которого ожидали достичь при постановке цели.

— Бесспорно, обстоятельства могут измениться. И тогда стоит переформулировать цель или сделать ее более специфичной. Например: «Я не просто буду бегать по вторникам, а буду делать это в 09:00 в парке в течение 20 минут».

Как справляться с прокрастинацией? О чем она может сигнализировать?

— Желательно задать себе вопрос: «А что меня останавливает от начала выполнения или от завершения дела, боюсь ли я, что не справлюсь с задачей идеально и не достигну высокой планки, которую в мыслях мне поставило общество (а на самом деле я сам)?» Если это так, мы можем напомнить себе, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. В принципе нам даже позволительно внести ошибки в план, иными словами, заранее быть готовыми к тому, что они точно будут, особенно если речь идет о сложной задаче.

Также, помимо страха выполнить что-то неидеально, мы можем остерегаться тех последствий, которые последуют по завершении дела: «Если я его сделаю плохо, меня уволят. Если же слишком хорошо, то и того хуже — позавидуют и начнут мстить. А что если я начну все делать и доводить до конца? Ведь тогда мне станут меньше помогать, я взвалю всю ответственность на себя». Здесь мы касаемся более глубинных убеждений, страхов, с которыми сталкиваемся или которые стараемся обходить стороной.

И негативную роль играет только последнее — в этом случае установки управляют нами. Если мы поподробнее разберемся в том, какие именно внутренние убеждения нас тормозят, управлять ими будем уже мы, причем даже сможем извлечь из них пользу. Например, стремление делать все идеально поможет нам выполнять задачи как минимум хорошо, предположение об увольнении из-за плохо выполненной работы — подготовиться к разным вариантам развития событий, а желание получать поддержку — приобрести умение работать в команде.

Если пойти дальше, иногда прокрастинация может говорить о том, что мы занимаемся не тем делом, в таком случае стоит более широким взглядом окинуть свою деятельность.

Почему человек часто загорается идеей, берется за дело засучив рукава, но интерес быстро пропадает?

— Все мы сложные личности, и нами движет множество желаний и мотиваций, часто противоречивых. Стоит осознанно подходить к их идентификации (например: «Я действительно стремлюсь выполнить эту задачу, но и очень хочу посмотреть фильм») и распределять время для удовлетворения всех потребностей. Хотя бы в какой-то мере.

Возвращаясь к вопросу о постановке цели, стоит заранее реалистично подойти к количеству закладываемого на выполнение работы времени и возможных препятствий. Более того, при этом необходимо найти внутреннюю мотивацию и возвращаться к поиску в процессе деятельности.

Три всадника: гиперответственность, перфекционизм и многозадачность. Многозадачность — это хорошо или вредно?

— В данном случае все зависит от конкретного сотрудника. Стоит обсуждать с подчиненными как их возможность выполнять много разных заданий в целом, так и совмещение конкретных дел: порой одна «ненавистная» задача снижает мотивацию и для решения остальных.

Как научиться грамотно возлагать ответственность не только на себя? С чем связана гиперответственность и недоверие к делегированию полномочий?

— Нежелание делегировать выполнение задач может быть связано с разными факторами, начиная с экстраверсии/интроверсии (но переоценивать значение этой характеристики не стоит, т. к. она базовая) и заканчивая трудностями взаимодействия, глубинными проблемами с доверием.

Гиперответственность порой вызвана стремлением к идеалу, о чем мы говорили выше, и здесь также стоит вспомнить о неизбежности ошибок. И тогда проще допустить, что и другие люди, которым делегируют полномочия, будут их совершать. А ошибки всегда (почти всегда) можно исправить.

Тревожность как черта характера помогает в удержании контроля в делах, быть начеку и оперативно реагировать: правда или заблуждение?

— Скорее, речь может идти об уровне стресса, но в некоторых исследованиях действительно упоминается о таких эффектах. О чем бы мы ни говорили — о стрессе, тревожности, их уровень должен быть оптимальным. При слишком высоких показателях их позитивные эффекты сходят на нет, а выполнение любой продуктивной деятельности становится крайне затруднительным.

Пресловутый баланс работы и личной жизни (work-life balance) — помощник в доведении дел до конца?

— Несомненно, да. Вернемся к тому, что мы сложные личности со множеством потребностей, каждую из которых стоит удовлетворять, поддерживая баланс в разных сферах жизни.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь.

Слово «занимаешься» правильно пишется с мягким знаком, поскольку является глаголом (выражает действие), а глагольных окончаний –еш/-иш в русском языке нет. «-ешь»правильное личное окончание единственного числа 2-го лица глаголов 1-го спряжения ( «ты едешь», «ты ищешь», «ты пишешь»), а «-ишь» – такое же окончание во 2-м спряжении («ты видишь», «ты лазишь»). Поэтому писать их, отбрасывая мягкий знак – неправильно, это очень грубая орфографическая ошибка, наравне с безграмотным «еш»кушаешь» или «кушай», принимаешь пищу), тоже грубо ошибочным «даш» (вместо правильного «дашь»: «Дашь взаймы?»), и тому подобных (у «видишь» зачастую путают и спряжение – «видеш», что вообще ни с чем не сообразно). Исковерканные таким образом слова становятся непонятными, а документы с ними часто признаются недействительными именно вследствие ошибочного правописанния.

Значение

Инфинитивная (исходная, неопределённая, безличная) форма глагола «занимаешься»«заниматься». Употребляется он в таких значениях:

  1. Посвятить себя какому-либо продуктивному делу (прибыльному, общественному, востребованному, удовлетворительному материально, морально и духовно): «Чем занимаешься? – Обувью торгую»; «Он успешно занимается живописью». Частичный синоним (всеобъединяющий, гипероним) «делать» («А ты что теперь делаешь? – Да вот, подумываю заняться политикой в онлайне, на бизнесе прогорел вчистую»). Частичный синоним на деловом сленге, преимущественно среди мелких бизнесменов «работать по» (с дательным падежом: «работаю по обуви»; «работаем по нефтянке», т.е. спекулируем нефтяными ценными бумагами). Изредка можно услышать даже «работаю по форексу».
  2. Уделять время, силы и средства увлечению, занятию по душе: «На досуге чем-то занимаешься? – Да, модели кораблей из бумаги клею». Синоним, кроме того же «делать»«увлекаться» (также объединительный, но в более узком понимании, гипоним).
  3. Учиться, обучаться (частичные синонимы), работая большей частью с учебной литературой и/или учебным оборудованием: «Математикой занимаешься? – Да, задачи решаю»; «Ты много занимаешься на пианино? – По два часа в день». Синоним «упражняться»; ещё частичный «практиковаться».
  4. Отдавать время, способности, желание, профессиональные навыки работе с кем-либо или занятию чем-либо: «Так ты с двоечниками занимаешься? – Больше с отличниками и добросовестными отстающими, хронически неуспевающие чаще всего сами учиться не хотят»; «А ты крепышок! Спортом, видимо, занимаешься? – Плаванием»; «Астрономией в охотку занимаешься? – Ага, так интересно!»; «Отдайте щенка на дрессировку Василию Степановичу, он им с душою займётся»; «Запишу вас на приём к доктору Захарову, у нас он кишечными болезнями занимается». Частичные синонимы смотря по роду деятельности – дрессировать, изучать, лечить, обучать, репетировать, тренировать, увлекаться, учить, и т.п.
  5. Загораться, разгораться (синонимы): «В небе занималась заря»; «Костёр занялся с одной спички».
  6. В том же значении, но переносном, иносказательно, применительно к чувствам и поведению – вспыхивать, заводиться, злиться, кричать, скандалить, шуметь (синонимы): «Ну что ты с одного слова занимаешься? Что я такого сказала?»
  7. В просторечии – одалживаться (синоним), регулярно брать в долг, взаймы, как причастие страдательного залога от глагола «занимать»: «Чего ты опять занимаешься? Ступай сам зарабатывай!» Частичные синонимы «клянчить», «побираться», «попрошайничать».
  8. Также в просторечии – ухаживать (частичный синоним) за женщиной или девушкой, преимущественно с целью только лишь сексуального удовлетворения, не имея намерения вступить в брак: «Ты Машкой давно занимаешься? – Полгода уже. – И что? – Пока не даёт». Другие частичные синонимы «кадрить», «клеить», «обхаживать», «уламывать» (с винительным падежом: «Ты Машку сколько клеишь?»). Нередко употребляется в том же смысле, но применительно к состоявшейся половой связи, как встречаться (синоним) от случая к случаю в качестве любовников. То есть, как эвфемизм, пристойное слово, обозначающее совершение полового акта: «А я Юльку ещё с весны заклеил, теперь занимаемся – дым столбом валит!»

Грамматика

Слово «заниматься» – несовершенный, непереходный, возвратный глагол 1-го спряжения. Согласно современной русской морфологии состоит из приставки «за-», корня «-ним-», суффикса «-а-», глагольного окончания «-ть-» и возвратного постфикса (послеокончания) «-ся». Альтернативный (старый) вариант деления: приставка «за-», корень «-н-», «суффикс несовершенства» «-им-», суффикс 1-го спряжения «-а-», глагольное окончание «-ть-», возвратное послеокончание «-ся».

Постановка ударения и разделение переносами за-ним-а́ть-ся. В рукописях при нехватке места в строке допустимо переносить зан-им-а́ть-ся.

Личные формы глагола «заниматься»* таковы:

Первое лицо:

  • (Я) занима́юсь (наст.)/ занима́лся (прошедш. муж.)/ занима́лась (прош. жен.)/ <бы> занима́лся (занима́лась) или занима́лся (занима́лась) <бы> (сослагательн.)/ <(Мне) до́лжно? надо? необходимо?> занима́ться (повелительн.).
  • (Мы) занима́емся (наст.)/ занима́лись (прошедш.)/ <бы> занима́лись или занима́лись <бы> (сослагательн.)/ <(Нам) до́лжно? надо? необходимо?> занима́ться (повелительн.).

Второе лицо:

  • (Ты) занима́ешься (наст.)/ занима́лся (прошедш. муж.)/ занима́лась (прош. жен.)/ <бы> занима́лся (занима́лась) или занима́лся (занима́лась) <бы> (сослагательн.)/ занима́йся/<(Тебе) до́лжно? надо? необходимо?> занима́ться (повелительн.).
  • (Вы) занима́етесь (наст.)/ занима́лись (прошедш.)/ <бы> занима́лись или занима́лись <бы> (сослагательн.)/ занима́йтесь/<(Вам) до́лжно? надо? необходимо?> занима́ться (повелительн.).

Третье лицо:

  • (Он) занима́ется (наст.)/ занима́лся (прошедш.)/ <бы> занима́лся или занима́лся <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> занима́ется (повелительн.).
  • (Она) занима́ется (наст.)/ занима́лась (прошедш.)/ <бы> занима́лась или занима́лась <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> занима́ется (повелительн.).
  • (Оно) занима́ется (наст.)/ занима́лось (прошедш.)/ <бы> занима́лось или занима́лось <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> занима́ется (повелительн.).
  • (Они) занима́ются (наст.)/ занима́лись (прошедш.)/ <бы> занима́лись или занима́лись <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> занима́ются (повелительн.).

Действительное причастие настоящего времени занима́ющийся; прошедшего занима́вшийся. Деепричастие настоящего времени занима́ясь; прошедшего времени занима́вшись. Будущее время образуется при помощи вспомогательного глагола «быть» в будущем времени, который и спрягается соответственно, а «заниматься» остаётся в инфинитиве: буду/будем/будешь/будете/будет/будут… занима́ться.

*) – в сослагательном наклонении и в повелительном 1-го и 3-го лиц малоупотребителен, большей частью заменяется совершенным «заняться»: «Ты бы занялся…»; «Нам нужно заняться…»; «Пусть займётся…». В формах повелительного наклонения «<до́лжно? надо? необходимо?> занима́ться» и «<Пусть> занима́ется/занима́ются» употребляется применительно к занятиям на/с вещественными предметами: «Вам пока нужно заниматься на шведской стенке, а с тяжестями погодите»; «Пусть побольше занимается с репетиторами – самостоятельно по учебникам ему хвосты не подтянуть».

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

  • По дорогам сказок рисунки для конкурса
  • По другому как правильно пишется через дефис или нет
  • По добру поздорову как пишется
  • По добру по здорову как правильно пишется
  • По дорогам сказки книга читать