Предлагаю 10 аргументов по теме: Опыт и ошибки»:
«Слово о полку Игореве»
А.С.Грибоедов « Горе от ума»
Л.Н.Толстой « Война и мир»
Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание»
М.Е.Салтыков-Щедрин « Господа Головлёвы»
И.А.Бунин « Господин из Сан-Франциско»
В.Г.Короленко « Без языка»
А.М.Горький «Старуха Изергиль»
К.Г.Паустовский «Телеграмма»
А.А.Бек «Волоколамское шоссе»
Произведения
Аргументы
«Слово о полку Игореве»
Произведение древнерусской литературы, «Слово о полку Игореве» имеет актуальное значение и в наш, 21 век. В нём столько поднято проблем, столько материала для размышлений современному читателю! Опыт и ошибки. Герой «Слова…»- князь Игорь — совершает страшную ошибку: он пошёл на половцев с небольшой дружиной, а самое главное , никакой необходимости в его походе не было, так как за год до этого киевский князь Святослав разгромил половцев, надолго отвадив их от набегов на Русь. Игорь, руководствуясь прежде всего своими эгоистическими интересами (он хотел доказать всем князьям, что и он храбр, а его дружина тоже способна одолеть врага: «Копие хочу я преломить в половецком поле незнакомом…»), губит дружину, сам попадает в плен, а половцы, почувствовав слабость русского войска, снова возобновили набеги. Велика цена ошибки Игоря. Да, он приобрёл опыт военных действий, понял, что необходимо князю продумывать на несколько шагов вперёд свои действия. Однако жизней воинов уже не вернуть.Автор пытается донести до князей — людей, облачённых властью-, что в их руках судьбы воинов, что прежде всего ум, проницательность, дальновидность должны быть им свойственны, чтобы меньше допускали они ошибок в своих действиях, а опыт накапливали победами, продуманными действиями.
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Гениальное произведение А.С.Грибоедова поражает многообразием тем, проблем, яркостью героев, важностью каждой детали. Тема опыта и ошибок тоже нашла своё место в пьесе.Софья, молодая девушка, воспитанная на французских романах о любви, не видит и не понимает, что чувства Молчалина ложны. Она ещё неопытна, не может понять, где истинное чувство, а где лишь игра в любовь, да ещё и с далеко идущими целями ( Молчалин мечтает жениться на Софье, чтобы выйти в высшее общество, продвинуться по служебной лестнице). «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь»,- вот каков принцип Молчалина.И Чацкий, и Лиза, и даже Фамусов разгадали его, только Софья ослеплена своей любовью и видит в возлюбленном лишь положительные качества. («…уступчив, скромен, тих …»). Ну что ж, как говорит она сама, «счастливые часов не наблюдают.»Придёт прозрение, она поймёт свою ошибку, но будет уже поздно. Как жаль, что героиня не оценила чувства Чацкого — искренние, настоящие.Кто знает, может,этот горький опыт в будущем приведёт к тому, что она вообще потеряет веру в любовь. Но пока она любит, не понимая, что идёт к пропасти, ведь выбрала такого низкого и подлого человека.
Л.Н.Толстой « Война и мир»
Любимые герои романа « Войны и мир»! Как они прекрасны! Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов. Автор показал их настолько реальными, что для читателей они стали друзьями — так близки и понятны их чувства и мысли. Герои не всегда идут по ровной дороге. Каждый из них делает свои неверные шаги в жизни. Но в том-то и интересны герои читателям , что осознают ошибки , пытаются исправить. Они совершенствуются, стремятся стать лучше .Вспомним Андрея Болконского в начале романа. Сколько эгоизма и себялюбия в нём, как он мечтает о славе — любой ценой, избрав чуть ли не кумиром Наполеона. Но ранение под Аустерлицем, ясное осознание конечности жизни и бесконечности природы — всё это помогло осознать Андрею, как мелочны были его мечты, как ничтожны. («Какая красота! Как я раньше этого не замечал? Мы ничто в сравнении с чистым, голубым, бесконечным небом.») Труден будет его путь поиска истины -от разочарования в жизни до желания быть нужным всем. ( «Нет. жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это…»)И в конце герой с народом, защищает родину, героически сражается под Бородино, получив смертельное ранение. Через ошибки к пониманию высшего смысла жизни, который заключается в любви к близким, народу, стране — такой путь проходит герой Толстого.
Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание»
Целую теорию создаёт Раскольников- герой романа Ф.Достоевского- , согласно которой человек имеет право на гибель людей, если у него великая цель.( Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее.»)
Он хочет проверить, а кто он сам, сможет ли он вершить судьбами людей.( «Тварь ли я дрожащая или право имею?» )
Однако понял, что не смог этого сделать. Ошибка , непродуманность его теории, жестокость и бесчеловечность её- всё это стало уроком для героя. Герой перешёл черту, отдалил себя от людей преступлением — убийством старухи- процентщицы и её сестры («Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно»)Правда, не сразу он осознал свою ошибку. Помогла ему в этом Соня Мармеладова. Именно её любовь воскресила героя, он осознал ужас содеянного и пошёл уже по другому пути, приобретя горький опыт(«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.»)
М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»
Сколько ошибок совершают в своей жизни герои произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина « Господа Головлёвы»! Именно эти ошибки и сделали их жизнь несчастной.Ошибки Головлёвой- в неверном выборе нравственных ценностей. Она считала, что деньги- это главное, не давала детям нравственного воспитания. А когда они выросли, выбросила каждому «кусок»- часть наследства — и думала, что на этом её материнская миссия закончена. И в ответ получила безразличие и холодность детей. Одинокой умирает она, всеми покинутая и забытая.Иудушка Головлёв. «Иудушка, Кровопивушка»,- именно так называл своего сына — Порфирия Петровича? его мать. Какая это низкая личность! Всю-то жизнь он изворачивался, приспосабливался, искал выгоды . Всех он отдалил от себя, никто ему не нужен, ведь подчинил Иудушка свою жизнь одному- деньгам. Ради них, ради состояния он готов на всё. Так, Порфирий уговорил мать лишить его старшего брата- Степан- наследства; совершенно безразличен он и к судьбе другого брата- Пашки(это видно , когда он стоит у постели умирающего брата, вроде читает молитву, но столько безразличия и радости в нём, ведь всё наследство теперь достанется ему), да и матери своей он уготовил жизнь бессловесной приживалки; отказывает он в помощи и своим детям — Володеньке и Петеньке, обрекая их на смерть. Ни сочувствия, ни жалости нет в душе этого человека.И к какой жизни пришёл Иудушка? К скучной, одинокой: «Потянулся ряд вялых, безобразных дней, один за другим утопающих в серой, зияющей бездне времени») И стоило ради этого совершать столько ошибок в жизни?
Но и у него в конце жизни происходит прозрение. И даже он способен понять, какой ошибкой была его жизнь. (. Ему становилось страшно; ему нужно было заморить в себе чувство действительности до такой степени, чтоб даже пустоты этой не было»)
И идёт он к матери на могилу, чтобы попросить её прощения. Да уже поздно. По дороге герой умирает, тоже одинокий, всеми покинутый, несчастный. Тяжёлое произведение. Сложные судьбы людей показал автор. Но во всём описанном -правда. Именно так может закончиться жизнь человека, если он изберёт неверные нравственные ориентиры, если отдалится от любимых и близких людей, подчинив себя накопительству. Ради чего? Горький опыт разочарования обязательно буде т ждать каждого такого человека. Ведь главное в жизни- это люди, которые любят тебя, заботятся, которым ты нужен и дорог. А если их нет, то жизнь прожита зря и жизненный опыт окажется карточным домиком, потому что он ,этот опыт, ложный, а дорога, по которой шёл человек, ведёт к разочарованию и одиночеству.
А.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Главный герой рассказа А.Бунина не имеет даже имени. «Господин»- так называю его все окружающие. Да, он действительно пока господин в этой жизни. Всю жизнь работал герой, копил деньги, приумножал своё состояние. И вот он достиг того социального уровня, о котором мечтал , и решил отдохнуть.(« До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее.»)А оказалось, что жизнь-то уже прожита, что ему остались считанные минуты на этой земле. Господин думал, что только начинает жизнь((« …во-первых, он был богат, а во-вторых, только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет»),а оказалось, что он её уже закончил.Сам господин, умерев в отеле, конечно, не понял, что весь его путь — ложный, что ошибочными были его цели. Да и весь мир вокруг него — ложный. Нет никакого истинного уважения окружающих, нет близких отношений с женой и дочерью — всё это миф, результат того, что он имеет деньги. Как человек, как личность он никого не интересует. Не случайно смерть господина стала трагедией для близкий, но потому, что возникло столько проблем с его телом. Обратный путь на родину в трюме, ящике из-под содовой — вот итог пути героя.Автор не случайно даёт название кораблю « Атлантида» по названию исчезнувшего в океане острова, который, по легенде, боги наказали за аморальный образ жизни его жителей. Такой путь ждёт каждого, если он не осознает своих ошибок, не поймёт, что служит призрачным богам — деньгам и богатству.
В.Г.Короленко «Без языка»
Герои рассказа В.Короленко «Без языка» решили поискать счастья в далёкой Америке.( «…свобода в этой стороне большая. Земли довольно, коровы дают молока по ведру на удой, а лошади — чистые быки. Человека с руками и головой уважают и ценят…» )Оставив дом, родные места, они пустились в далёкое плавание в страну, где они, в сущности, чужие. Без знания языка, традиций страны, им пришлось очень сложно.( «У них много таких обычаев, которые лучше не перенимать крещеному человеку», — говорит Матвей) И если Дыма быстро приспособился к американской жизни (приобрёл модную одежду и прочее),то Матвей Лозинский скучает по родине. Он уже понял, что совершил ошибку, что связь с родиной порвана навсегда, что его дети уже не будут знать родного языка. Поэтому он с такой тоской смотрит вслед уплывающим в Россию кораблям. « Матвей сознавал, что вот у него есть клок земли, есть дом, и телки, и коровы… Скоро будет жена… Но он забыл еще что-то, и теперь это что-то плачет и тоскует в его душе…», «А тут у него будут дети, а дети детей уже забудут даже родной язык».Всё, что совершает человек в своей жизни, и его победы, и его ошибки,- всё это жизненный опыт, который делает человека мудрее. Но пусть этот опыт не будет горьким, как это произошло с Матвеем. Потерять связь в Родиной — это всегда страшно. Здесь — корни, истоки, именно здесь человек счастлив. К такому выводу приходят читатели рассказа.
А.М.Горький « Старуха Изергиль»
Героиня рассказа А.М.Горького старуха Изергиль имела большой опыт очаровывания мужчин. Вся её жизнь — череда сплошных историй, влюблённости, расставаний. Но принёс ли ей этот опыт счастья? Нет, не принёс. Одинока она в конце своей жизни. Да и автор называет её как-то грубовато: «старуха».Человеку свойственно допускать ошибки в жизни. Однако Изергиль так легко их совершала, так быстро забывала очередного возлюбленного.(« Никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками»)
Она играла судьбами людей, нисколько никого не жалея. И всё же хоть какой-то опыт жизненный она приобрела. Ведь недаром Изергиль мечтает о тихой жизни в деревушке с мужем и семьёй, чего у неё, к сожалению, нет. Она говорит, что «каждый сам себе судьба!». Одиночество стало итогом жизни героины. («За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью.»)О многом задумываешься, читая рассказ. О том, что жизнь так быстротечна, что не нужно её растрачивать на ненужные встречи, действия и поступки. Страшно, если в конце жизненного пути остаёшься один.
К.Г.Паустовский «Телеграмма»
Безразличие, бессердечность, душевная чёрствость. Порой люди даже не замечают, как глубоко ранят душу близких людей. А когда заметят, посмотрят на себя со стороны, вспомнят, как они вели себя,- бывает уже слишком поздно, ничего изменить нельзя.Так и героиня повести К.Паустовского «Телеграмма» Настя тоже не могла найти времени для внимательного отношения к своей матери: всё – то она была занята, какие-то дела отвлекали её от очень важного в жизни — заботы о маме. Настя не находила пяти минут , чтобы позвонить ей, написать письмо. «Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола»Как получилось так, что Настя, вроде бы такая внимательная к другим- ведь именно во многом благодаря ей была открыта выставка художника Тимофеева- не смогла найти теплоты для своей мамы?Причина всему — эгоизм. Да, о себе думала она, когда помогала Тимофееву, и о себе же думала она, когда представляла скучную дорогу в деревню к матери. «На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе»Лишь после смерти мамы она поняла, какую ошибку совершила. Но цена этой ошибки слишком велика. Да, возможно, и появится у неё хоть небольшой опыт человечности. Но только проявить эту человечность по отношению к матери у неё уже не будет возможности.
А.А.Бек «Волоколамское шоссе»
Повесть «Волоколамское шоссе» была написана А.Беком в разгар Великой Отечественной войны- в 1942-1944 годах. Она посвящена подвигу героев — панфиловцев, погибших в 1941 году при защите Москвы.Генерал Панфилов — талантливый военачальник, умный стратег и тактик. Его многие фразы стали крылатыми. В них — внимание командира к своим бойцам, ответственность за их судьбы: «Не торопись умирать — учись воевать», «Солдат умом должен воевать», «Солдат идет в бой не умирать, а жить», «Победа куется до боя». Огромный опыт офицера позволяли Панфилову с честью выполнять задания командования, отражать атаки противника. Автор подчёркивает, как важно, чтобы в армии командовали именно такие опытные офицеры.Один из командиров батальона дивизии Панфилова — казах Бауыржан Момыш-Улы .Он не имел опыта командования таким большим количеством людей, до этого в его подчинении была лишь батарея артиллеристов, однако сумел сплотить солдат, которые выполнили поставленную задачу – они измотали противника на Волоколамском шоссе, хотя многие погибли.Опыт накапливает человек в своей жизни, становясь сильнее. Особенно важен опыт на войне, когда от действий солдат, командиров зависит судьба сражения, итог войны. Сколько в годы войны было молодых, ещё неопытных командиров, которые только закончили военные училища! Им предстояло решать сложнейшие задачи. И они справились, ведь в каждом из них было главное — любовь к Родине, стремление победить, освободить страну от фашистов. Это придавало им силы и уверенность. Да, и у них бывали ошибки, просчёты. Но с каждым боем опыт накапливался. И в итоге – победа над фашистами, в которую внесли свой вклад и солдаты батальона Бауыржан Момыш-Улы, не пропустившие немцев к Москве.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Петр Андреевич Гринев – один из центральных персонажей повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Произведение построено в форме мемуаров Петра Андреевича, в которых он рассказывает о своем детстве, о службе, о пугачевском бунте, о своей любви к Марье Мироновой. Читатель видит, как из беззаботного недоросля под воздействием суровых испытаний формируется один из лучших представителей дворянства и русской армии Герой искренен, верен долгу и чести, великодушен, порядочен, смел, благороден и не чужд самоиронии.
Родом Гринев из семьи отставного военного, «премьер-майора», и дочери бедного дворянина. В детстве Петруша рос беззаботным недорослем, проводившим время в играх с «дворовыми мальчишками» и гонявшим голубей. Воспитанием мальчика сначала занимался стремянный Савельич, затем выписанный «из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла» француз Бопре. Но несмотря на то, что Бопре не прикладывал никаких усилий в плане обучения, а от Савельича герой, по его словам, узнал только русскую грамоту и «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля», в дальнейшем повествовании читатель видит, что Гринев – очень образованный молодой человек. Он пишет стихи, занимается переводами, читает книги на французском языке.
На 17-м году жизни герой отправляется по воле отца на службу. Юношеские мечты Петруши о гвардии полны предвкушений об удовольствиях и свободе. Отец же, военный старой закалки, считает, что служба в Петербурге вредна для сына, так как там он научится только «мотать да повесничать». Андрей Петрович отправляет сына в захолустный в то время Оренбург, под начало своего старого друга и товарища. Главный наказ отца – беречь «честь смолоду», верно служить.
По пути к месту службы, Гринев совершает поступки, которые выдают его неопытность и юношеское легкомыслие, барские замашки, желание доказать Савельичу, самому себе, окружающим, что он уже не ребенок. Рассказчик описывает эпизоды пьянства и игры на деньги вместе с Зуриным, ссору с Савельичем, ничего не скрывая, называя себя вырвавшимся на волю мальчишкой. Но дальнейшее его поведение свидетельствует о существовании в Петре нравственного стержня, таких качеств характера, как честность, искренность, верность долгу и присяге, умение признавать свои ошибки, умение быть благодарным и благородным.
Гринев просит прощения у Савельича, признавая свою неправоту, искренне раскаивается в своем легкомысленном поведении в придорожном трактире: «…виноват; вижу сам, что виноват. Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел». Он отдает свой заячий тулуп вожатому в благодарность за то, что тот вывел их во время бурана к постоялому двору. Герой проявляет благородство, заступаясь за честь Маши Мироновой в дуэли со Швабриным. Эта же черта характера заставляет Петра Андреевича не упоминать имени возлюбленной на суде и не дает торжествовать над Швабриным в сцене отъезда с Марьей Ивановной из захваченной Белогорской крепости.
Гринев под угрозой смерти отказывается присягать на верность Пугачеву, потому что «присягал государыне императрице» и не может изменить присяге из чувства долга и чести. Петр способен испытывать сочувствие к тому, кто для всех был врагом; способен воспринимать слугу как надежного и незаменимого друга и рисковать своей жизнью ради спасения близких.
Образ Петра Гринева – это образец мужества, честности, великодушия, благородства, тех качеств, которые были присущи лучшим офицерам и представителям дворянства России.
Сочинение на тему Гринев в романе Капитанская дочка
Одним из главных героев в бессмертном романе А. С. Пушкина, является Пётр Андреевич Гринёв. Пётр появился на свет в простой семье заслуженного офицера. Семья его была достаточно многодетна, но дожить до взрослых лет удалось лишь Петру. Его отец всеми силами пытался дать какое-то образование. Петром также занимался представленные Савельич, который учил мальчика грамоте и письму. И француз, который при всей своей важности не дал ничего полезного.
Увидев, что сын так и не получит нормального образование, и может окончательно превратиться в тунеядца при службе в Петербурге, отец Петра решил, что лучше отправить его в Оренбург. Пётр хоть и не был рад такому событию, но перечить родителям не мог, так как с самого детства в нём были развиты чувства уважения, почитания и послушания. Прежде чем отправить сына Гринёв старший указал соблюдать того самое главное правило, которое гласило: «береги платье снову, а честь смолоду». Это сильно отпечаталось в душе юноши, и он служил верой и храбростью императрице.
Постепенно Пётр Гринёв становился из обычного парня в отважного и справедливого мужчину. Который однажды отстоял честь Маши и вызвал её обидчика на дуэль. Также он не побоялся оказать сопротивление при беседе с Емельяном Пугачёвым, и прямо дал понять, что ни при каких обстоятельствах не станет переходить на его сторону, а если и придётся, то будет сражаться и со всей его бандой. И несмотря на то, что его могли убить Пётр, отправился спасать Марию от Швабрина.
Исключительным образом образ Петра Гринёва наполнен мужеством и определённой сноровкой, которые помогали ему преодолеть даже самые трудные и опасные преграды. И несомненно его добрый, и великодушный характер спас его при встрече с Пугачёвым, дарую Петру при этом жизнь.
Образ Гринева
Произведение “Капитанская дочка” в своём сюжете воссоздает реальные события, которые вошли в историю, через них автор доносит до читателя глубокое значение нравственности.
Пётр Гринёв является ключевым персонажем в романе, который ведёт повествование. Это юноша семнадцати лет, из небогатой дворянской семьи, получивший домашнее образование. Грамоте мальчика учил простой крепостной Савельич.
В 12 – ти летнем возрасте Петру прислали московского гувернера, у которого не было особого желания заниматься обучением мальчика. Но Пётр был настолько любознателен, что с легкостью смог освоить французский язык, который в последствии дал возможность осуществлять переводы.
В 17 лет Гринёв был отправлен отцом на службу в Оренбург. Решение отца несколько огорчило юношу, у которого было амбициозное желание служить в столице.
Если считать, что Пушкин пытался создать исключительно положительный образ Гринёва, то это будет не совсем верно. В ходе повествования можно наблюдать за тем, как идёт личностное формирование, становление характера необходимого для преодоления возникающих трудностей.
Поучительным уроком для незрелого Гринёва становится встреча с Иваном Зуриным, который напоив юношу и воспользовавшись его неопытностью – начинает нечестно вести ход игры.
В ходе всего произведения образ Гринёва претерпевает динамичное изменение. В самом начале перед нами возникает мальчишка с наивной душой, который не имеет забот. Далее открывается юношеский образ самоутверждающейся личности молодого офицера, а в завершении это уже окончательно сложившийся, повзрослевший мужчина. Пётр Гринёв воспринимается читателем как герой положительный, который, как и обычный человек имеет свои достоинства и недостатки. Несмотря на лень и легкомыслие он остается добродушным человеком.
Пушкин избрав в рассказчики Гринёва, не пытается спрятаться за его спиной, в ходе всей сюжетной линии прослеживается четкая авторская позиция. Все мыслительные размышления писатель закладывает в своего героя, формируя тем самым его как самостоятельную личность. Подбираются определенные ситуации, благодаря которым герой поступает так, как желает сам Пушкин.
В произведении наблюдается слияние жизни обычного человека и событий имеющих историческую значимость. Таким образом Пушкин показывает то, что основа всех исторических процессов – это жизнь простых людей.
8 класс
ПОДЕЛИТЬСЯ
Как Вы понимаете выражение по кривой дорожке? 4 примера готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе 11 класс для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями. Данное сочинение подходит для направления человек путешествующий: дорога в жизни человека.
Итоговое сочинение на тему как Вы понимаете выражение по кривой дорожке?
Часто про человека, который совершает безнравственные и аморальные поступки, говорят, что он пошел «по кривой дорожке». Эта фраза означает, что человек сбился со своего пути, совершив поступок, противоречащий его жизненной позиции, ценностям и принципам. Нередко человек, совершая ошибки и вступая в конфликт с собственным «я», не замечает, что он пошел по другой дороге, и тогда его путь становится еще более «кривым».
Смысл фразы «по кривой дорожке» можно объяснить, обратившись к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.
В написанной Н.В. Гоголем повести «Портрет» показаны изменения в жизни Чарткова. 1000 червонных, которые герой нашел в купленном портрете ростовщика, обладающем дьявольской силой, становятся причиной, по которой Чартков из «художника с талантом, пророчившим многое», превращается в ремесленника, пишущего «портретики за деньги». Вместо того чтобы воспользоваться обретенными деньгами на совершенствование собственного таланта, Чартков тратит их на то, «на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки». Не пройдя испытание деньгами, Чартков пошел «по кривой дорожке»: став частью светского общества, тратя деньги на материальные ценности, находясь в погоне за славой, Чартков растратил весь свой талант и стал «модным живописцем», работы которого нельзя было назвать настоящими произведениями искусства. Жизнь Чарткова – это пример того, как человек сходит со своего пути, не замечая этого, и идет «по кривой дорожке» до конца своих дней.
«По кривой дорожке» идет и герой повести «Живи и помни», написанной В.Г. Распутиным. Андрей Гуськов, принимая участие в Великой Отечественной войне, получает ранение, радуясь тому, что он вернется домой. Однако сложная военная ситуация, требующая помощи Родине от всех граждан, становится причиной, по которой Андрея Гуськова просят отправиться обратно на фронт. Тогда герой совершает ошибку, которая становится по-настоящему роковой: он решает самовольно вернуться домой, прекратив принимать участие в военных действиях. Дезертирство стало первым шагом к нравственной деградации героя, с каждым днем он становился все более плохим человеком, неслучайно в повествовании Андрей Гуськов сравнивается с животными. Автор обращает читательское внимание на то, что герою все равно на чувства его жены Настены, которая вынуждена скрывать ото всех новость о его возвращении, которой приходится скрытно посещать мужа и врать всем односельчанам, что она беременна от другого человека, которая вынуждена обманывать родителей мужа, с которыми она жила. В.Г. Распутин демонстрирует, что дорога, на которую вступил предатель Родины Андрей Гуськов, с каждым разом становилась все более «кривой». Читатель понимает, что после самоубийства беременной жены Настены Андрей Гуськов уже никогда не сможет вернуться к прежней жизни.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что пойти по кривой дорожке – значит, сойти со своего жизненного пути, совершить действия, противоречащие внутреннему «я» человека.
Пример сочинения №2
Каждому человеку приходилось слышать о таинственной «кривой дорожке», которая ведет явно не туда, куда надо. Что означает это выражение? Оно отражает неверное направление в жизни, которое явно не прямое, а значит, нечестное. О таких поворотах не туда писали многие авторы, обратимся к ним за примерами.
Так, А.С. Пушкин в книге «Капитанская дочка» изобразил падение Алексея Швабрина. Герой сбился с пути, когда предал свою императрицу, нарушил слово и променял присягу на гарантию неприкосновенности. Алексей заранее подготовился к бунту, заготовив простую одежду и даже не пытаясь сопротивляться. Ради своего спасения он был готов сказать и сделать все, что только потребуют новые хозяева крепости. Во время мятежа Алексей сразу же пробрался к вышестоящим людям и указал, что Петра нужно казнить в первую очередь. После этих поступков герой уже не мог развернуться и передумать. Его судьба была определена. Он связал ее с бунтовщиками. Как только движение Пугачева было остановлено, Алексей попал под арест, был лишен дворянского звания и всех привилегий. Его судили наравне с беглыми казаками и бандитами. Его дорожка отличается явной кривизной, потому что персонаж нарушил все нравственные и правовые законы, предав Родину и участвуя во всевозможных злодеяниях.
Очевидно, что главный признак неправильного пути — это его окончание. Куда стремится человек, который заблудился и избрал сомнительный маршрут? Ответ на этот вопрос всегда лежит на поверхности. Поэтому читатель, ознакомившись с биографией Васьки Пепла, героя пьесы М. Горького «На дне», может сказать, что будет дальше с этим героем. Судьба вора как на ладони: тюрьма, каторга, смерть в нищете и презрении. Как и его отец, Васька пошел по кривой дорожке: стал воровать и вести маргинальный образ жизни. На момент действия герой уже несколько раз оказывался за решеткой. Он состоит в связи с замужней женщиной, которая подбивает его убить мужа. Как и предсказывает Лука, Василиса довела Ваську до каторги: в спровоцированной ею драке он случайно ударил Костылева и очутился на скамье подсудимых. Этот удел был всем понятен изначально, поэтому уже в начале пьесы можно было сказать, что жизненный путь Пепла искривлен и ведет в тупик.
Таким образом, люди, идущие по кривой дорожке, всегда нарушают правила и моральные установки общества, поэтому их путь заканчивается трагически. Как правило, такая участь ждет тех, кто ведет маргинальный образ жизни и не имеет достойных целей. Беспринципный и слабовольный человек всегда находится в группе риска и может сбиться с праведного пути.
Пример сочинения №3
«Идти по кривой дорожке» — это двигаться по бесчестному пути, который сокращает дистанцию до цели, требуя взамен отказа от нравственных принципов. Это дорога, что способствует разложению души и деградации личности. Вставшие на данный путь люди за редким исключением не могут вернуться на правильный путь. Подтвердить точку зрения я постараюсь с помощью примеров из литературных произведений.
А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» демонстрирует падение и личностное разложение Алексея Швабрина. Герой сошел с правильного пути, предал государыню, нарушил военную присягу. Эта государственная измена, естественно, не могла благоприятно сказаться на будущем молодого человека. Он стал прислуживать Пугачеву, забыл о чести и праведности. В определенный момент герой даже не побоялся убить кого-то.
Он связал жизнь с бунтовщиками, попал под арест после завершения бунта. Осудили героя наравне с бандитами, предварительно лишив дворянского звания и различных регалий и привилегий. Его дорожка отличается кривизной, ведь Швабрин нарушил все нравственные и правовые законы, предав Родину и участвуя во всевозможных злодеяниях.
Можно с уверенностью сказать, что основной признак неправильной дороги — его окончание. Мелкие бандиты и крупные преступники после совершения дела сталкиваются с чувством, когда их существование словно перестало иметь смысл. Многие также говорят, что это подобно смерти. Примерно такие эмоции переживает Васька Пепел в пьесе М. Горького «На дне». Он пережил тюрьму, каторгу, встретил смерть в нищете и презрении. Проживая воровскую жизнь, герой даже не заметил, что преодолел точку невозврата. Как и предсказывает Лука, Василиса довела Ваську до каторги, подстрекая любовника убить мужа: в спровоцированной ею драке он случайно ударил Костылева и очутился на скамье подсудимых.
Таким образом, идти «по кривой дорожке» — следовать в тупик. Путники здесь нарушают закон нравственности и морали, ведут маргинальный образ жизни. Никто из них не имеет достойных целей, адекватных стремлений или мечтаний. Это лишь ад на земле, который они выбирают добровольно. Это дорога, что не отпускает путников.
Пример сочинения №4
«Кривая дорожка» — что значит это выражение? В моём понимании «кривая дорожка» — это дорога, на которую ступает человек из-за своего выбора, который противоречит моральным устоям. Каждый человек задумывается над тем, какой жизненный путь его ожидает и куда он его приведёт. Человек решает свою судьбу сам, придерживается своим жизненным ценностям и следует своему выбору. У всех людей разные приоритеты, понимание морали и целей в своей жизни и не всегда они бывают правильными, что в дальнейшем приводит к плачевным последствиям.
В доказательство своей точки зрения обращусь к произведениям художественной литературы. В рассказе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» отличным примером человека, который пошёл по «кривой дорожке», является молодой офицер Алексей Швабрин. Он, предав свою родину, вступает в ряды Пугачёвской армии. Его низкий поступок в целях своей выгоды в конечном итоге приводит к трагичному концу. Но даже после его ареста, он также продолжает вести себя как подлый и лживый трус. Так, автор показывает, что пренебрежение духовными ценностями, путь по «кривой дорожке», обрекает человека на гибель.
Так же примером человека, ступившего на «кривую дорожку», может послужить Родион Раскольников из произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион пренебрегает духовным ценностям, когда совершает преступление. Но в отличие от Алексея Швабрина Раскольников встаёт на путь исправления. Неся наказание, он находит свой истинный путь, веру в Бога. Так писатель подчеркивает, что люди, ступившие на «кривую дорожку», имеют возможность исправиться и найти истинный путь.
Таким образом, можно сделать вывод: действительно, человек сам в праве выбирать путь, по которому он должен идти. Но если, он встал на путь, который перечит духовным и моральным устоям и убивает человечность, ему никогда не поздно исправиться и сойти с него. (266 слов)
Для итогового сочинения 2021-2022 посмотрите:
-
Аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
-
Примерные темы итогового сочинения 2021 2022 ЕГЭ по литературе
Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
Жизнь
человека — долгое путешествие, в течение которого он учится жить, формируется
как личность, познает себя и других. Судьба любого человека- это, в первую
очередь, путь духовных исканий, возможность осознания смысла жизни.
Так,
герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» отправились
в нелегкий и дальний путь, чтобы найти ответы на волнующие их вопросы: «Кому
живется весело, вольготно на Руси?» «В чем заключается счастье человека?».
Правдоискатели, встретив попа, помещика, бедных и обездоленных крестьян,
поняли, что счастливых среди них нет. Не оказалось счастливых и среди
крепостных женщин – «ключи от счастья женского потеряны… у бога самого». Ни
«покой, богатство, честь», ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеб
досыта, ни верность холопа, ни щедрость помещика не убедили странников в
истинности народного счастья. Встречи с разными людьми, рассказы о народных
заступниках — вот что дает крестьянам понимание того, что счастье народа не может
зависеть от материальных вещей. Их заинтересовала история жизни Ермила Гирина,
который старался всегда поступать по совести. Он не мог не поддержать жителей
бунтующего села, потому что понимал, что счастье – в свободной жизни. Это
понимали и Савелий-богатырь, и молодой семинарист Григорий Добросклонов.
Жизнь этих свободолюбивых героев, их идеалы и стремления стали ответом на
вопросы крепостных. Странствие по Руси подвело крестьян к выводу, что
счастье может быть лишь в «Непоротой губернии, Непотрошеной волости».
А в чем видит
счастье отправившийся в путешествие герой рассказа И.А.Бунина «Господин и
Сан-Франциско»? Он всю жизнь работал с одной
целью – отправиться в путешествие ради развлечения. В этом проявляется, по его
мнению, смысл жизни богатого американца, достигшего в этом мире всего, о чем
только можно мечтать. Морское путешествие на пароходе «Атлантида», который
представлял собой огромный отель, не предвещало ничего плохого. Семья была
счастлива от осознания того, что материальное благополучие позволяло им
чувствовать себя благодетелями для прислуживающих. Господин был щедр с ними,
предупреждавшими его малейшую прихоть, он верил в их искреннюю заботливость. Но
все резко изменилось для семьи, мир померк, и они стали чужими для всех на
пароходе, когда господин умер. Никто не проявил сочувствия и сострадания, все
хотели поскорее забыть о существовании господина из Сан-Франциско. Мир капитала
лишен жалости, и ему чужды душевные порывы. Герой, лишенный имени, оказался в
забвении, а его тело, вокруг которого было столько нечеловеческого невнимания и
жестокости, долго странствовало из одного портового сарая в другой. Всю жизнь
господин готовился к тому, чтобы почувствовать себя в путешествии по Старому
Свету всемогущим и счастливым. К сожалению, это продлилось недолго в бездушном
мире, где все поклоняются золотому тельцу, где все продается и покупается, где
лицемерие прикрывается фальшивыми улыбками и неискренним почтением.
Поиски смысла
жизни волновали героя романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Андрей
Болконский — богатый и знатный князь, он занимает блестящее положение в высшем
обществе, но ему скучно вести пустую светскую жизнь. Князь мечтает о славе,
восторгается победами Наполеона, и поэтому отправляется на войну в поисках
своего Тулона. Ранение и встреча с Наполеоном, далеко не идеальным, подводят
его к выводу, что войны, победы, поражения и слава – ничто, что ради этого не
стоит рисковать жизнью. Душевные переживания после смерти жены и рождения сына
заставили его переосмыслить отношение к семье: любовь к близким и забота о
них стали смыслом его жизни.
Впоследствии
долгие разговоры о любви и долге с Пьером Безуховым, знакомство с
жизнерадостной Наташей Ростовой, встреча со старым дубом заставили Болконского
задуматься о большем: о нужности человека в мире, о пользе, которую он может
принести обществу. Он понял, что жизнь не кончена, в нем снова появляется
честолюбие, и он отправляется на службу в Петербург. Участвуя в составлении
законов, Князь Андрей ощутил лицемерие государственных мужей, разочаровался в Сперанском.
Спасает князя Андрея от глубокого жизненного разочарования Наташа Ростова,
которую он встретил на балу. Искренность и естественность девушки покорили
Болконского, и он решил жениться. Но счастью не суждено было осуществиться, жизнь
преподнесла новое испытание. Отец князя был против брака на юной Ростовой, и
Андрей Болконский, оставив на год Наташу, отправился на лечение в Европу.
Измена
Наташи Ростовой разбередило душевные раны князя. Он решил отомстить Курагину за
то, что он опозорил честь возлюбленной и лишил его счастья быть с ней. Князь Андрей
вновь отправился на войну 1812 года не только с целью найти обидчика, он,
следуя завету отца, готов был преданно сражаться за Отечество. Болконский стал
замечательным командиром, которого любили солдаты и гордились им, называя его
«наш князь». В Бородинском сражении Болконский получил серьезное ранение в
живот. Жестокость войны, увиденные страдания раненого Анатоля Курагина, нежная
забота Наташи о нем заставили князя Андрея переосмыслить жизнь.
Он
прошел трудный путь нравственных исканий, но он обрел вечную истину в душевном
покое, во всепрощении. Андрей Болконский прожил достойную жизнь и умер с
улыбкой на лице, со словами любви.
Жизненные
испытания не сломили героя рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».
Андрею Соколову, как и миллионам людей военной поры, выдалась нелегкая судьба.
Он рано познал голод и батрачество, смерть матери и сестры, прошел Гражданскую
войну. И вот наступили и счастливые времена, рядом любящая жена и дети,
хорошая работа. Но в один день все рушится: началась Великая Отечественная
война. С первых дней войны Андрей Соколов был дважды ранен, контужен.
Случилось и самое страшное – он попал в плен. Герою пришлось испытать нечеловеческие
муки и страдания. Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена, пытался
бежать, но неудачно. Он вынужден был убить своего, русского солдата — предателя,
который, спасая свою шкуру, хотел выдать комиссаров. Чувство собственного
достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке
Соколова с комендантом концлагеря. Измученный, обессиленный, но гордый и
несломленный, Андрей Соколов отказался выпить за победу немецкого оружия, он готов
был встретить смерть, но мужество и выдержка пленного поражают фашиста.
После
двухлетнего пребывания в плену Андрею Соколову все же удалось бежать из
плена. Не раз смерть смотрела ему в глаза. Вернувшийся с войны победителем,
Андрей Соколов потерял все, что у него было в жизни. На месте, где стоял дом,
построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы. Погибли все
члены его семьи. Много пережил Андрей Соколов, но душа его не очерствела, он
смог сохранить любовь в сердце. Всю теплоту души герой отдал сироте Ванюше, в
нем солдат увидел смысл жизни. Судьба Соколова – это жизненный путь русского
человека, проявившего в военные годы нравственную силу, стойкость, терпение, чувство
человеческого достоинства.
Таким
образом, жизнь – это путь исканий, борьбы за счастье, свободу. Одни люди
странствуют ради новых впечатлений, получения новых знаний о мире, другие,
путешествуя, обретают душевную гармонию, смысл жизни. Жизненный путь настоящего
человека делает сильнее и мудрее, а чтобы дойти до благородной цели, по словам
классика, человеку нужно только одно – идти.
Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему: Ошибки на жизненном пути. Аргументы, тезисы, вступления — все есть в двух экземплярах. Приятного просвещения!
Вариант 1
(337 слов) Каждый человек совершает ошибки на жизненном пути, это неизбежно. Развивается только тот, кто работает над собой, а в любом таком процессе возникают накладки и неполадки. Исправляя их, мы становимся опытнее и умнее. Это доказывают примеры героев из литературы.
Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский не раз ошибался на пути к постижению себя и достижению целей. В самом начале книги герой тешит себя тщеславными иллюзиями и мечтает о своем Тулоне. Его кумир — Наполеон, его призвание — война. Но как только князь оказывается на реальном поле боя, его мнение постепенно меняется. Грязь, кровь, жестокость — все это сильно отличается от его первоначальных преставлений о войне, где есть место только подвигам и благородству. Аустерлицкое сражение окончательно развеивает мираж. Андрей получает ранение и осознает, что вся эта ненужная суета не стоит человеческой жизни, что красота природы, любовь семьи, мирное поприще гораздо лучше, чем состязание, кто кого убьет. Вернувшись домой, Болконский переосмыслил свое мировоззрение и разочаровался в Наполеоне. Да, он ошибся, но понял свой просчет и исправился. И это непременное условие его личностного роста.
Однако не все ошибки исправимы. Бывает, что человек оступается лишь раз и больше не поднимается, потому что его заблуждение фатально. Вспомним рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра был сыном похищенной женщины и пленившего ее орла. Когда отец погиб, юноша пришел в племя людей вместе с матерью. Но законы человеческой общины показались ему неубедительными. Он убил девушку за то, что она отказалась принадлежать ему. Это преступление было трагической ошибкой героя, ведь оно перечеркнуло всю его жизнь. Старейшины приговорили его к вечному изгнанию, а Бог дополнил приговор бессмертием. Герой так и не признал вину, но судьба вынудила его изменить решение. Спустя годы Ларра настолько тяготился одиночеством, что желал смерти. Его заблуждения стоили ему очень дорого, потому что последствия его поступка неисправимы и очень болезненны для других.
Таким образом, все люди ошибаются, но некоторые только один раз. Важно помнить, что цена просчета может быть слишком высокой, и человек просто не сможет заплатить по счетам. Поэтому так важно стараться не оступаться и делать работу над ошибками после каждого падения.
Вариант 2
(406 слов) Все мы понимаем, что ошибки — это неотъемлемая часть нашей жизни. Совершая промах, мы получаем возможность изучить ситуацию, сделать выводы и стать лучше. В следующий раз мы обходим грабли стороной и быстрее доходим до цели. Только тот, кто прошел эту школу, может превратиться в того, чем мечтал стать. Это доказывают многочисленные литературные примеры.
Тему ошибок и их исправления затронул Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Его герой сделал чудовищный ложный шаг — совершил убийство. Казалось бы, теперь судьба Родиона загублена навсегда, ведь он уже не сможет смыть с себя этот позор. После таких грехов жизнь идет по наклонной плоскости, мало кто имеет возможность исправиться. Но автор описал путь нравственного исцеления персонажа. Раскольников не был плохим человеком, он всего лишь запутался и оступился. Раньше он совершал только благородные и добрые поступки: спас детей из горящего дома, помог обманутой девушке, отдал едва ли не последние деньги бедной семье. Именно нищета и бесперспективность свели его с ума, породили социальную болезнь в виде тяги к преступлению. И после рокового поступка герой стал мучительно осознавать собственную греховность и искать пути выхода из нравственного тупика. Знакомство с «грешницей» Соней и чтение Библии поспособствовали его преображению. Раскольников понял, что не принадлежит к «право имеющим», но полностью победить свою теорию ему удалось лишь на каторге, где рефлексия и изучение Священного писания исцелили его душу. Ошибка исказила путь Раскольникова, навсегда изменила его судьбу, но она же дала ему возможность продолжить личностный рост, избавиться от гордыни и высокомерия и стать нравственно чище.
Но не все ошибки настолько серьезны и фатальны. Более бытовой и близкий нам пример описал А.С. Пушкин в книге «Капитанская дочка». Петр Гринев, впервые покинув отчий дом и возомнив себя самостоятельным, сделал немало просчётов по дороге в военную часть. Герой напился, проиграл крупную сумму на бильярде и накричал на слугу. Проснувшись и отрезвев, Петр понял, что вел себя неправильно. Ему было стыдно за то, что он натворил. И Гринев смог перебороть себя и извиниться перед Савельичем. Разговор с наставником и раздумья о совершенном поступке побудили героя в дальнейшем отказаться от спиртных напитков и азартных игр. Если бы Петр не ошибся в начале пути, он так и не понял бы, что эти плохие привычки ведут к ужасным последствиям. Ложный шаг дал герою бесценный опыт.
Таким образом, ошибки — это наши ступени к успеху, познанию себя и своей роли в жизни. Преодолевая преграды, исправляя просчеты и избавляясь от недостатков, мы становимся лучше и приобретаем полезные навыки и знания. Именно так люди взрослеют и реализуют свои мечты.