В наше время все чаще замечаешь, что люди становится нервными и агрессивными. Агрессия порождает конфликты и споры. Мы юристы, конечно чаще чем люди других профессий становимся не просто свидетелями конфликтов (в судах и на личных консультациях), мы становимся их участниками, так как занимаем сторону одной из конфликтующих сторон.
Во многих случаях я понимаю, что если бы стороны были нацелены на решение конфликта, а не на судебные разбирательства очень многие споры, особенно из семейных правоотношений логичнее и правильнее разрешить было бы не в стенах судов, а мирно за чашкой чая, но или в кабинете у психолога. Юрист здесь нужен в качестве модератора, для обеспечения законности заключенных соглашений, для правового обоснования и учета интересов всех сторон, в том числе не задействованных в конфликте, хотя их интересов этот спор касается.
Страшно осознавать, что люди разучились слушать друг друга. Муж не слышит жену, дети не слышат и не понимают родителей, сестра вступает в конфликт с братом по поводу наследства и так бесконечно. И это только в семье. Что можно ждать от посторонних людей, если мы не готовы к нормальному общению и открытому обсуждению возникших конфликтов в семье? Особенно сейчас срываются «маски» с людей, все, что есть в человеке хорошее или плохое, выливается наружу.
Я уверена, что любой конфликт, который перерос с судебный процесс – это следствия недопонимания, не желание слышать другую сторону и желание наказать, доказать свою правду любой ценой.
Я уверена, что большинство бракоразводных процессов связанных с разделом имущества можно было избежать, если бы бывшие супруги знали друг друга лучше, понимали и принимали не только свои желания, но и потребности другой стороны, детей и не имели желание мстить когда-то любимому человеку.
А если повнимательнее взглянуть на ситуацию с вакциной, что мы увидим? Я сейчас не о том, что делают власти, а об отношениях людей в этой ситуации. Общество поделилось на два лагеря «прививочники» и «антипрививочники», каждый до хрипоты в горле доказывает «свою точку зрения». Попробуйте задать вопрос одному из таких спорщиков, почему он так считает (не важно какое мнение у него, это может быть «вакцина спасет всем жизни» или напротив, что «вакцина – это яд»). Скорее всего своего мнения у человека не будет, будет ссылка на передачу по телевиденью, или на публикацию одного «гуру» в Инстаграме. Все! Нет у людей своих мыслей, нет критического мышления. А самое главное нет у людей желание слышать ДРУГОЕ МНЕНИЕ. А если спросить, у каждого из них «Почему он считает, что вакцинация принесет пользу (или убьет)? Почему он думает, что вакцинация необходима?» Знаете что мы услышим в ответ? «Я хочу жить и я хочу быть здоровым!» Оказывается потребность у Всех одна — жить и быть здоровым. Но у каждого свое видение решения этой задачи. Кто то видит спасение в вакцине и в ношении маски, другой предпочитает поднимать иммунитет чесноком и травками. И не каждый способен услышать другого или хотя бы попытаться изучить альтернативную точку зрения и самостоятельно сделать вывод. И что самое ужасное, я знаю случаи, когда высказанная позиция по прививкам приводит к конфликту в семье.
Я поняла, еще одну важную штуку – нас не учат жить в обществе, не учат отношениям в семье, не учат быть счастливыми! Мы не научены жить совместно, разговаривать и понимать друг друга. Отсюда конфликты, ссоры, насилие и убийства. А ведь на самом деле не очень трудно научиться общаться.
Помню, как в конце 90-х мне подарили книгу Д. Карнеги «Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей». Название книги уже говорит о насилии, ведь завоевать можно только в войне, а какая война без насилия? Какой ужас заслужить любовь, дружбу и доверие человека насилием. И таких книги психологов по отношениям просто тьма. О чем только говорят название некоторых книг, или эпиграфы этих книг «Как сделать так, чтобы мужчина в тебя влюбился?» «Как сделать так (читать заставить), чтобы он на тебе женился (ушел от жены)» «Как заставить ребенка делать домашнюю работу?» «Как добиться успеха?» Все это работы о манипуляциях, войне и насилии.
Искусство манипуляции – это не есть путь к счастью.
Книга Д. Карнеги «Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей» меня не научила общению, не помогла мне обрести новых друзей. В определенных случаях конечно помогала в судебных процессах, но в жизни советы из этой книги приводили к краху, например при общении с противоположным полом, дураков в моем окружении не было, а умные хорошо умели различать чувства от манипуляции и ретироваться подальше. Но даже юристам я бы не посоветовала этой книги, ведь есть множество юристов, у которых можно учиться искусству защиты. И просто замечательно, что мы этот опыт можем перенять из их книг.
Я до сих пор уверена, что лучшей книгой для любого юриста может стать книга А. Ф. Кони «Избранные труды и речи».
Недавно прочитала книгу про искусство общения и решение конфликтов, именно ее я бы рекомендовала всем не зависимо от возраста, профессии и вероисповедания, она учит мирному общению, взаимоотношениям и любви. Пока не буду раскрывать название книги и ее автора, напишу, если данная статья найдет отклик в Ваших сердцах.
Cкорость или детализация? Репортаж или постановка? Фото или видео? Кажется, Sony Alpha 1 создана для того, чтобы избавить нас от мук выбора. «Все и сразу» — таким мог бы быть ее девиз. Камера получилась высокотехнологичной и передовой по многим параметрам. Познакомимся с ней подробнее.
⇡#Основные характеристики
Sony Alpha 1 – полнокадровая беззеркальная камера, для которой был разработан новый сенсор Exmor RS CMOS на 50 мегапикселей. Большое разрешение – не единственная примечательная характеристика матрицы. Это первый в своем роде «многослойный» сенсор CMOS (Stacked CMOS) с обратной подсветкой, в котором отдельные слои светочувствительных датчиков, микросхем и аналого-цифрового преобразования гарантируют быструю обработку. В результате полная скорость считывания информации достигает 1/200 сек. Для сравнения: у прошлого «флагмана» линейки камер Sony, a9 II этот параметр равняется 1/130 сек при меньшем разрешении сенсора.
В паре с новым сенсором работает пара новых процессоров BIONZ XR, и здесь производитель тоже идет на скоростной рекорд: по сравнению с прошлым поколением скорость обработки данных выросла в 8 раз.
Но и это не все: 30 кадров в секунду – с такой скоростью может снимать новая Sony А1, сохраняя полное разрешение снимков. Оговоримся сразу, что здесь есть ряд ограничений, которые мы подробнее разберем в соответствующем разделе, но тем не менее – показатели абсолютно рабочие, и, что особенно важно, при съемке на такой скорости доступна функция отслеживания объекта съемки: камера совершает до 120 замеров в секунду для сохранения верного фокуса и экспозиции.
Система автофокуса также была подвергнута доработке. В частности, технология машинного обучения позволяет камере эффективно распознавать глаза не только людей и млекопитающих («животных» в меню камеры), но и птиц. Последнее – настоящий подарок бердвотчерам, здесь у Sony Alpha 1 попросту нет конкурентов.
Съемка с искусственным освещением мерцающими лампами, которая нередко доставляет головную боль фотографам при использовании электронного затвора, на Sony Alpha 1 доступна без ограничений, скорость считывания матрицы заведомо больше чем 1/100 с. Плюс электронный затвор работает в тандеме с функцией Anti-Flicker: она автоматически определяет фазы свечения ламп, обеспечивая одинаковую освещенность всех кадров при серийной съемке. «Полосатых» снимков больше быть не должно.
Х-синхронизация с электронным затвором на камере составляет 1/200 с либо 1/300 с при использовании формата APS-C. Таким образом, у фотографа есть возможность снимать с электронным затвором и вспышкой одновременно.
В камере есть встроенная система 5-осевой стабилизации изображения. Здесь обошлось без рекордных характеристик, однако они все равно радуют: заявленная эффективность стабилизации — 5,5 ступеней.
Параметры светочувствительности по нынешним меркам тоже довольно заурядные: 100–32000 ISO с возможностью расширения до 102 400 ISO. Какие показатели можно считать рабочими, мы выясним в соответствующем разделе.
Видеосъемке производитель также уделил много внимания. Sony Alpha 1 способна снимать видеоролики разрешением 8K длительностью более 30 минут. Аналогичную опцию мы можем наблюдать и на Canon R5, однако максимальная продолжительность ролика при съемке этой камерой меньше, к тому же упомянутая камера способна снимать 8K-видео только в формате RAW.
Возможности съемки 4K-видео весьма широкие и по большому счету соответствуют многим характеристикам Sony a7S III, ориентированной как раз на видеографов: при съемке с частотой до 60 кадров в секунду задействуется вся площадь сенсора. При съемке со скоростью до 120 кадров в секунду (да, 4К-видео доступно с такой частотой) кроп достигает 1,1х. Также можно снимать 4К в режиме APS-C, с оверсемплингом от 5,8К разрешения и активной цифровой стабилизацией изображения. Наконец, доступна съемка 4K RAW-видео с глубиной 16 бит – для этого потребуется внешний HDMI рекордер.
Sony α1 | Sony α7R IV | Nikon Z7 II | Canon EOS R5 | |
Сенсор изображения | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) |
Эффективное разрешение сенсора | 50,1 мегапикселя | 61 мегапиксель | 45,7 мегапикселя | 45 мегапикселей |
Стабилизатор изображения | 5-осевой | 5-осевой | 5-осевой | 5-осевой |
Байонет | Sony E | Sony E | Z Nikon | Canon RF |
Формат фото | JPEG (EXIF 2.32, DCF 2.0), HEIF, RAW (ARW) | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (ARW) | JPEG (EXIF 2.31, DCF 2.0), RAW (NEF) | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW, C-Raw, HEIF |
Формат видео | XAVC S, XAVC HS | XAVC S, AVCHD 2.0, MP4 | MOV, MP4 | MP4 |
Размер кадра | До 8640 × 5760 | До 9504 × 6336 | До 8256 × 5504 | До 8192 × 5464 |
Разрешение видео | До 7680 × 4320, 30p | До 3840 × 2160, 30p | До 3840 × 2160, 60p | До 8192 × 4320, 30p |
Чувствительность | ISO 100–32000 с возможностью расширения до 50, 51200 и 102400 | ISO 100–32000 с возможностью расширения до 50, 51200 и 102400 | ISO 64–25 600 с возможностью расширения до 32–102 400 | ISO 100–51 200 с возможностью расширения до ISO 50 и 102400 |
Затвор | Механический затвор: 1/8000–30 с; длительная (Bulb); электронный затвор: 1/32000–30 с; бесшумный режим | Механический затвор: 1/8000–30 с; длительная (Bulb) | Механический затвор: 1/8000–30 с; длительная (Bulb); бесшумный режим | Механический затвор: 1/8000–30 с; длительная (Bulb); бесшумный режим |
Скорость серийной съемки | До 10 кадров в секунду с механическим затвором, до 30 кадров в секунду с электронным затвором | До 10 кадров в секунду | До 10 кадров в секунду | До 12 кадров в секунду с механическим затвором, до 20 кадров в секунду с электронным затвором |
Автофокус | Гибридный, 759 точек фазового АФ + 425 точек контрастного АФ | Гибридный, 567 точек фазового АФ + 425 точек контрастного АФ | Гибридный (контрастный + фазовый), 493 точки | Dual Pixel CMOS AF с покрытием до 100% датчика по горизонтали и до 100% по вертикали; 1053 доступных области фокусировки |
Экспозамер, режимы работы | Замер по матрице, 1200 зон: мультисегментный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области | Замер по матрице, 1200 зон: матричный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области | TTL-датчик: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам | TTL-замер в 384 зонах: оценочный, частичный, центровзвешенный, точечный |
Экспокоррекция | ± 5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV | ± 5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV | ± 5,0 EV с шагом 1, 1/3 или 1/2 EV | ± 3,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 ступени |
Встроенная вспышка | Нет, X-синхронизация 1/200 с (электронный затвор) или 1/400 с (механический затвор) | Нет, X-синхронизация 1/250 с | Нет, X-синхронизация 1/200 с | Нет, X-синхронизация 1/200 с |
Автоспуск | 2 с, 5 с, 10 с; автотаймер для съемки с брекетингом; автотаймер для непрерывной съемки (до 3 кадров) | 2 с, 5 с, 10 с; автотаймер для съемки с брекетингом; автотаймер для непрерывной съемки (до 3 кадров) | 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с | 2/10 с |
Карта памяти | Два слота, совместимых с картами SD/SDHC/SDXC типа UHS I/II или CFexpress | Два слота, совместимых с картами SD/SDHC/SDXC типа UHS I/II | Два слота: один для XQD/CF Express, второй для SD/SDHC/SDXC типа UHS II | Два слота: один для CFExpress, второй для SD/SDHC/SDXC типа UHS II |
Дисплей | Сенсорный наклонный, ЖК, 3 дюйма, разрешение 1,44 млн точек | Сенсорный наклонный, ЖК, 3 дюйма, разрешение 1,4 млн точек | Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн точек | Сенсорный поворотный ЖК, 3,2 дюйма, 2,1 млн точек; дополнительный монохромный дисплей |
Видоискатель | Электронный (OLED, 9,44 млн точек) | Электронный (OLED, 5,7 млн точек) | Электронный (OLED, 3,69 млн точек) | Электронный (OLED, 5,76 млн точек) |
Интерфейсы | USB Type-C (USB 3.2), HDMI, microUSB, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для синхронизатора, Ethernet, разъем для вертикальной рукоятки | USB Type-C (USB 3.0), microUSB, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, microHDMI тип D, разъем для синхронизатора | MiniHDMI, USB 3.2 (USB Type-C), 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм для наушников, порт для пульта ДУ | microHDMI, USB 3.2 (USB Type-C), 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм для наушников, порт для пульта ДУ |
Беспроводные модули | Wi-Fi, NFC, Bluetooth | Wi-Fi, NFC, Bluetooth | Wi-Fi, Bluetooth | Wi-Fi, Bluetooth |
Питание | Литий-ионный аккумулятор NP-FZ100, 16,4 Вт·ч (2280 мА·ч, 7,2 В) | Литий-ионный аккумулятор NP-FZ100, 16,4 Вт·ч (2280 мА·ч, 7,2 В) | Литий-ионный аккумулятор EN-EL15c, 15,96 Вт·ч (2280 мА·ч, 7 В) | Литий-ионный аккумулятор LP-E6NH емкостью 15,34 Вт·ч (2130 мА·ч, 7,2В) |
Габариты | 129 × 97 × 81 мм | 128,9 × 96,4 × 77,5 мм | 134 × 101 × 70 мм | 135,8 × 98,3 × 84,4 мм |
Масса | 737 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 665 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 705 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 738 граммов (вкл. батарею и карту памяти) |
Актуальная цена | 555 555 рублей за версию без объектива (body) | 230 000 рублей за версию без объектива (body) | 240 700 рублей за версию без объектива (body), 310 240 рублей за версию с объективом (kit) и адаптером FTZ | 334 500 рублей за версию без объектива (body) |
⇡#Дизайн и эргономика
Несмотря на мощную начинку и профессиональные функции, по которым Sony Alpha 1 может сравниться с такими зеркальными гигантами, как Canon EOS-1D X Mark III и Nikon D780, камера совсем не выглядит громоздкой. Конечно, общее впечатление будет зависеть и от объектива, с которым она используется, но сам корпус – весьма компактный и легкий: его габариты — 128,9 × 96,9 × 80,8 мм, вес с батареей и картой памяти — 737 граммов. Камера немногим крупнее и тяжелее, чем, к примеру, Sony a7R IV. Каких-то неожиданных дизайнерских находок мы здесь не увидим: фирменный стиль камер Sony остается неизменным уже много лет. Как относиться к нему – вопрос индивидуальных предпочтений, для меня камеры Sony – это совсем не про эстетическое или тактильное удовольствие, их внешний вид – скорее то, с чем приходится мириться ради технологичности. Благо мириться не так уж сложно, иных достоинств у камеры предостаточно. Отмечу, однако, что одно тактильное удовольствие Alpha 1 мне все же подарила – это момент нажатия на кнопку спуска и новый, особенно мягкий и приятный щелчок, которым он сопровождается.
К надежности аппарата вопросов нет. В процессе работы не было никаких «зависаний», камера отзывчивая, продуманная и добротно исполненная. Заявлена защита от атмосферных воздействий, что точно пригодится фотографам, работающим под открытым небом.
Sony Alpha 1 можно очень гибко настроить. Назначение большинства органов управления можно изменить, чтобы нужные функции были под рукой. При этом, разумеется, как у любого серьезного современного аппарата, раскладки клавиш для режимов фото- и видеосъемки различаются. В этом плане камера, безусловно, удобна.
Посмотрим внимательнее, как эргономически организована Alpha 1.
На левом ребре камеры находятся четыре пластиковые крышки, под которыми сгруппированы различные разъемы: 3,5-мм разъемы для микрофона и наушников, полноразмерный порт HDMI и порт USB Type C, с помощью которого камеру можно заряжать или питать; он обеспечивает скорость передачи до 10 Гбит/с. Тут же можно найти порт гигабитного Ethernet (для проводного подключения к интернету), порт синхронизации, порт USB 2.0 Micro-B для подключения дополнительных устройств.
На правом ребре за дверцей с защелкой расположены два слота для карт памяти, которые совместимы с картами SD скоростного класса вплоть до UHS-II или CFexpress типа A (сразу скажу, что лучше обзавестись именно ими, скоростные потребности у камеры очень серьезные).
На верхней панели слева от «горячего башмака» мы видим диск выбора режима протяжки с кнопкой блокировки, совмещенный с диском выбора режима фокусировки (своеобразная пирамидка) – здесь также есть блокирующий рычажок. Справа – диск выбора режима съемки, одно из управляющих колес, колесо ввода экспокоррекции, две программируемые кнопки и кнопка спуска, совмещенная с рычагом включения-выключения камеры.
На тыльной панели — ЖК-дисплей, который отклоняется только в вертикальной плоскости. Над ним – окуляр электронного видоискателя с колесом диоптрийной коррекции и датчиком приближения. И вторая группа органов управления: третья программируемая клавиша, кнопка вызова основного меню, клавиша пуска видеозаписи, принудительная активация автофокуса/увеличение масштаба при просмотре, блокировка экспозиции/уменьшение масштаба при просмотре, второй селекторный диск, джойстик, навигационное кольцо с четырьмя «лучами», реагирующими на нажатие, и центральной подтверждающей кнопкой, функциональная клавиша (по умолчанию она вызывает быстрое меню) и кнопки просмотра и удаления снимков. Последняя также программируется.
Снизу мы видим батарейный отсек и штативное гнездо. Они расположены на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы у фотографа был доступ к батарее даже при съемке со штативом.
Спереди расположен байонет системы Е, кнопка высвобождения объектива, селекторный диск (вынесен на ручку для хвата), ИК-передатчик для беспроводного пульта управления и лампа подсветки автофокуса.
⇡#Дисплей и видоискатель
Начать хочется именно с видоискателя, потому что он у Sony Alpha 1 действительно хорош. Его диагональ составляет 0,64 дюйма, а разрешение — целых 9,44 млн точек (рекордный показатель в настоящий момент, наряду с видоискателем Sony a7S III). Увеличение — 0,9х при 100%-м охвате площади кадра. Пользователь может самостоятельно выбрать частоту обновления кадров: стандартную (60 кадров в секунду), высокую (120 кадров в секунду) или повышенную (до 240 кадров в секунду). В последнем случае снижается разрешение, но на практике это не особенно ощущается. Впечатления от работы с видоискателем исключительно положительные – картинка максимально четкая, при необходимости можно вывести поверх необходимые параметры: гистограмму, цифровой индикатор уровня, сетку, выделение зоны резкости при ручной фокусировке и другие.
ЖК-экран при этом особо ничем не впечатляет – ощущение, что на нем производитель сэкономил, хотя, казалось бы, какая может быть экономия в такой камере, как Alpha 1. Мы видим все тот же наклонный механизм дисплея – делающий удобной съемку с низких точек, но не дающий пользователю той свободы, которую обеспечивают шарнирные конструкции. В частности, невозможность развернуть экран на 180 градусов будет огорчительной для видеоблогеров, а ведь у камеры выдающиеся возможности для съемки видео.
Размер экрана — 7,5 см, разрешение — 1,44 млн точек. Хочется сказать «всего» 1,44 млн. Нет, картинка на дисплее смотрится хорошо, работать с ним вполне комфортно. И все же «маловато будет», как-то несолидно, что ли.
⇡#Интерфейс
В Sony Alpha 1 используется меню нового типа, которое, на мой взгляд, и устроено удобнее, и выглядит намного приятнее, чем предыдущий фирменный интерфейс. Разные разделы здесь выделены цветом, меню хорошо структурировано и интуитивно понятно. При этом, конечно, меню очень обширно за счет большого количества функций – но вряд ли Alpha 1 попадет в руки пользователю, который в них запутается, тем более теперь переходить между разделами намного проще и быстрее. Меню полностью русифицировано, доступно сенсорное управление. Разумеется, помимо основного, в камере есть и быстрое меню, куда фотограф может добавить наиболее востребованные функции.
⇡#Беспроводные и проводные соединения
Серьезные возможности для передачи данных в Alpha 1 – повод воспринимать ее как профессиональный репортерский инструмент. В камере используется скоростной встроенный модуль Wi-Fi с 2×2 MIMO. Поддерживаются диапазоны 2,4 и 5 ГГц (IEEE 802.11a/b/g/n/ac). Для диапазона 5 ГГц доступна технология 2×2 MIMO. Две антенны обеспечивают надежность соединения. Разъем USB Type-C поддерживает быстрый интерфейс SuperSpeed (USB 3.2, 10 Гбит/с). Помимо этого, в камере есть встроенный разъем для проводного соединения Ethernet (1000BASE-T), который обеспечивает быструю и стабильную передачу данных при гигабитной скорости. Протокол FTPS обеспечивает шифрование данных с помощью SSL или TLS для большей безопасности.
Фото и видео можно передавать на удаленный сервер FTP по беспроводному или скоростному проводному соединению либо со смартфона, подключив его с помощью кабеля. При этом производитель заявляет в 3,5 раза более быстрый поток данных, чем в Sony a9 II.
За связь камеры со смартфоном отвечает фирменное приложение Imaging Edge Mobile, с помощью которого, в частности, можно вести дистанционную съемку. Также можно удаленно управлять функциями сенсорной фокусировки и отслеживания объекта для более удобной работы с автофокусом. В приложении можно передавать файлы RAW, а также сжатые файлы без потерь. Приложение Remote Camera Tool позволяет удаленно настраивать параметры камеры и управлять съемкой с экрана ПК, подключенного через кабель LAN.
⇡#Камера в работе
Пришло время перейти к практической части обзора и оценить Sony Alpha 1 в работе. Камера на тест была предоставлена с тремя объективами: SEL24-70 F2.8 GM, SEL100-400 F4.5-5.6 GM, SEL85 F/1.4 GM. Это топовая фирменная оптика, и, безусловно, работать с ней – удовольствие. Снимки в обзоре даны без какой-либо обработки, за исключением примеров конвертации RAW.
⇡#Съемка в JPEG
Несмотря на то, что Sony Alpha 1, безусловно, — профессиональный аппарат, а значит, подразумевается и постобработка снимков, отснятых в RAW-формате, сбрасывать со счетов формат JPEG нельзя: благодаря своим характеристикам камера может стать основным рабочим инструментом для спортивных фотографов и других репортеров, которым важно моментально отдавать отснятый материал для публикации в СМИ. А значит, важно, чтобы снимки напрямую из камеры, без какой-либо обработки, были отличного качества.
Посмотрим, как выглядит картинка с автоматическим балансом белого и без применения каких-либо творческих фильтров.
На снимках хорошая детализация и очень достойный динамический диапазон. Цвета, на мой вкус, хороши в большинстве случаев. Единственное, что мне не слишком понравилось, – как камера передает оттенки, в частности кожи, при съемке в сильно пасмурную погоду или в тени: местами заметен перекос в сторону красно-фиолетовых тонов. В таких случаях лучше настроить баланс белого вручную или выбрать один из творческих стилей и оптимизировать его под себя.
Из творческих функций в камере есть возможность выбрать профиль изображения: всего их 11, каждый настраивается вручную. Несколько мудреная и неочевидная, на мой взгляд, функция, но, возможно, вопрос в том, чтобы разобраться в ней глубже и найти ей удачное применение.
Примеры съемки с разными профилями изображения |
Еще одна, уже ставшая традиционной, функция – возможность делать снимки сверхвысокого разрешения путем объединения 4 или 16 кадров, сделанных со сдвигом на 1 пиксель или полпикселя соответственно. К сожалению, объединять снимки придется вручную – почему-то производитель не сделал возможным автоматическое внутрикамерное объединение.
⇡#Съемка в RAW
Sony Alpha 1 предлагает на выбор пользователю три варианта формата RAW: несжатый, сжатый с потерями и сжатый без потерь RAW. Файлы последнего типа весят меньше, чем обычные RAW, размер которых при столь большом разрешении тоже внушительный – порядка 50 Мбайт. При этом ощутимой разницы в качестве нет.
В качестве примера обработки снимков я отобрала несколько сюжетов с большим перепадом яркости в кадре и попробовала привести их в баланс. Давайте посмотрим, каких результатов можно добиться при работе в RAW-конвертере. Я традиционно использую конвертер Adobe Camera Raw. Слева — внутрикамерные JPEG, справа — RAW, сконвертированные на усмотрение автора.
Скачать RAW-файлы (492 Мбайт)
У снимков весьма неплохой запас информации как в тенях, так и в светах. Ощущения, что динамический диапазон вышел на принципиально новый уровень по сравнению, скажем, с Sony α7R IV, у меня нет, но тем не менее это крепкий стабильный результат, претензий к камере тут быть не может.
⇡#Автофокус, серийная съемка и буфер
В Sony Alpha 1 используется гибридная система автофокусировки с 759 точками фазовой детекции, которые покрывают 92% площади кадра, и 425 точками контрастного автофокуса.
Чувствительность автофокуса при слабом освещении увеличилась на 1 ступень экспозиции по сравнению с Sony a7R IV и теперь распространяется до -4 EV. Действительно, съемка в темное время суток не составляет проблем для камеры – она фокусируется быстро и надежно.
При фокусировке можно выбрать одну из следующих областей: широкая, зональная, центральная, универсальная точечная, расширенная точечная фокусировка, с отслеживанием. Особенная гордость производителя – умение камеры распознавать и отслеживать глаза не только людей и животных, но и птиц. Протестировать последнюю функцию было весьма интересно, поскольку это новое слово в системе фокусировки. И надо признать, работает она очень достойно: камера действительно способна обнаружить даже небольшую птицу на значительном расстоянии и сфокусироваться на ней, несмотря на визуальные преграды в виде листьев и веток! Снимки ниже сделаны на фокусном расстоянии 400 мм. И да, камера находит их глаза, если объект достаточно крупный для этого.
Млекопитающих («животных», как называет их камера, — как будто птицы это отдельное царство вроде грибов или растений) мне удалось поснимать несколько больше, чем птиц, и, по ощущениям, система автофокуса по их глазам улучшилась по сравнению с Sony α7R IV: камера распознает глаза быстрее, процент промашек меньше. Хотя бывают случаи, когда резкость уходит чуть ближе или дальше.
Небольшие промашки автофокуса при съемке животных бывают. Например, на этом кадре максимальная резкость не на глазах котенка. Но заметить это можно, только рассматривая фото в полном приближении
Со съемкой людей все здорово: А1 фокусируется моментально, что позволяет вести динамичный репортаж или делать стрит-фото буквально на бегу. Отмечу важный нюанс: фокусировка по глазам людей, животных и птиц — три отдельных пункта в меню камеры, и фотограф должен самостоятельно выбрать один из них — автоматическое переключение пока недоступно. Если вы обычно снимаете людей и временно переключились на съемку животных, не забывайте потом возвращать настройки автофокуса на место.
Справедливости ради надо отметить, что при тестировании серийной съемки, когда человек хаотично двигался относительно камеры, то приближаясь, то удаляясь, стопроцентного результата А1 не показала. На подавляющем большинстве фокус верный, причем даже в сложном контровом свете. Но иногда камера сбивалась (на 1-2 кадра) и вместо лица фокусировалась, например, на ноге модели или веревках качелей.
Примеры верно и неверно сфокусированных фото из одной серии |
А вот что действительно поражает воображение – на практике больше, чем на бумаге – это скорость серийной съемки. Я попробовала поснимать с самой высокой скоростью H+ и была впечатлена тем, насколько это быстро и насколько камера не подвисает и не затемняет изображение даже спустя сотню кадров. На практике, конечно, такие сверхскорости нужны не часто, но наверняка определенная прослойка профессиональных фоторепортеров оценит новые возможности.
Максимальная скорость съемки Sony Alpha 1 – 30 кадров в секунду (при этом автофокус непрерывно следит за объектом съемки), но стоит учитывать, что доступна она при соблюдении ряда условий. Что однозначно здорово – разрешение кадров при этом остается полным. Итак, во-первых, конечно, такая скорость возможна только при съемке с электронным затвором (механический затвор способен обеспечить скорость до 10 кадров/с). Во-вторых, необходимо использовать сжатый RAW: при съемке с несжатым RAW или со сжатием без потерь скорость ограничивается 20 кадрами в секунду. В-третьих, не все модели объективов способны поддержать максимальную скорость работы: например, объектив SEL85 F/1.4 GM, с которым я делала тестовые кадры на качелях, ограничивает скорость 20 кадрами в секунду – это все равно очень быстро, но все же не соответствует заявленному. Такая же ситуация со старой оптикой – здесь ограничения могут доходить до 15 кадров в секунду. Таким образом, для максимальной скорости нам понадобятся самые новые модели объективов под байонет Е (и то подойдут не все). В-четвертых, для обеспечения скорости 30 кадров в секунду выдержка должна быть не длиннее 1/125 секунды.
Разумеется, столь высокая скорость и большой объем получаемых данных предъявляют серьезные требования к картам памяти. Чтобы серийная съемка была комфортной и эффективной, понадобятся карты самого высокого скоростного класса. Карты CF Express Type A дают возможность снять серию длиной около 150 кадров (то есть пять секунд на максимальной скорости), до того, как камера начнет «подвисать».
⇡#Работа на высоких ISO
Диапазон светочувствительности Sony Alpha 1 составляет от 100 до 32 000 ISO (с расширением до 102 400 ISO). Давайте сначала посмотрим несколько примеров из реальной практики и попробуем оценить, на каких значениях ISO уровень шума можно назвать приемлемым. Снимки в формате JPEG сделаны с нормальным уровнем шумоподавления.
Первый снимок сделан на значении ISO 1 600. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию. И в JPEG и в RAW качество хорошее, детализация на высоком уровне, шумы почти незаметны. При сильном приближении можно заметить легкий шум в тенях в RAW, но он не критичен.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию |
На ISO 3200 можно заметить мелкий монохромный шум, если разглядывать конвертированный RAW с максимальным приближением. Но при обычном просмотре на большом мониторе снимок смотрится качественно и шум совсем не обращает на себя внимания.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию |
Снимок, сделанный на ISO 6400, изобилует мелкими деталями, при этом здесь нет больших однородных участков вроде неба. Опять же, если не приближать фото и специально не рассматривать шумы, в глаза они бросаться не будут. Но если сосредоточиться на них, видно, что шумы стали более агрессивными. В JPEG же появилась характерная замыленность, детализация заметно снизилась.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию |
Другой сюжет, с большим количеством неба в кадре. Здесь съемка велась на ISO 8000. JPEG смотрится очень достойно, несмотря на некоторую сглаженность фактур. В RAW хорошо заметен шум на небе.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию |
На ISO 16000 шумы в RAW становятся назойливыми, а в JPEG совсем стерлись мелкие детали. Но при должной обработке фото в уменьшенном формате вполне подойдет для публикации в соцсетях.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию |
На ISO 25600 картина примерно та же.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию |
Последнее из основных значений светочувствительности – ISO 32000. На этом сюжете оно показало себя неплохо. Цвета уже сильно искажены по сравнению с тем, что можно получить, снимая на малых ISO со штатива, детали в JPEG смазаны, но в целом фото пригодно для публикации.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию |
И последний пример – ISO 51200. Здесь качество ни в RAW, ни в JPEG уже нельзя назвать приемлемым.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию |
Скачать RAW-файлы (436 Мбайт)
Перейдем к снимкам тестовой сцены.
ISO 50 |
ISO 100 |
ISO 200 |
ISO 400 |
ISO 800 |
ISO 1600 |
ISO 3200 |
ISO 6400 |
ISO 12800 |
ISO 25600 |
ISO 51200 |
ISO 102400 |
Скачать RAW-файлы (684 Мбайт)
С учетом того, что Sony Alpha 1 имеет большое разрешение, а это при сохранении размеров сенсора повышает риск появления шумов, камера показала вполне достойные результаты.
⇡#Стабилизатор
Наличие стабилизатора – хорошее подспорье в тех ситуациях, когда нет возможности использовать штатив и не хочется слишком повышать светочувствительность. В Sony Аlpha 1 используется фирменная 5-осевая стабилизация, которая, по словам производителя, способна дать выигрыш в выдержке на 5,5 ступени: разумеется, результат будет колебаться в зависимости от используемой оптики и натренированности фотографа. Скажем, при съемке на телеобъектив в максимальном положении 400 мм при включенном стабилизаторе я неоднократно получала микросмаз при съемке на выдержке 1/400 – он не заметен сразу невооруженным глазом, но при просмотре на мониторе становится очевидно, что резкость не идеальна. На меньших фокусных расстояниях стабилизатор выручал намного лучше. Мне, например, удалось получить вполне хороший по резкости снимок на выдержке 1/2 при фокусном расстоянии 70 мм.
Слева оригинал снимка, справа кроп |
Но, конечно, это скорее одиночный успех. Аналогичные фото на такой же выдержке уже вышли явно смазанными. И на более коротких значениях также было немало брака. На стабильно хорошую резкость при данном фокусном расстоянии можно рассчитывать на выдержках порядка 1/20 – но, повторюсь, многое зависит от фотографа.
⇡#Видеосъемка
По большому счету в плане видеовозможностей Sony А1 повторяет функции специализированного аппарата Sony А7S III. Таким образом, ее можно назвать полноценной гибридной камерой.
Главное новое достижение – возможность съемки полноформатного видео в разрешении 8K (7680 × 4320) со скоростью до 30 кадров в секунду. Цвет в этом формате 10-битный, 4:2:0. Кодек — H.265, битрейт — 200 или 400 Мбит/с. Сказать, что эта функция может быть очень востребована у современного потребителя, конечно, нельзя: большинству хватает возможностей 4K-формата, средств отображения 8К-видео сегодня мало. Сейчас это скорее задел на будущее, и производитель не стал доводить возможности 8К-съемки до совершенства: здесь не так много настроек и пространства для маневра. При этом функции отслеживания и автофокус по глазам в реальном времени, конечно, сохранены. При монтаже есть возможность субдискретизации 8K до 4K, что позволит снимать 4K-видео с большей детализацией и цветовым разрешением, чем при изначальной съемке в этом формате. Помимо этого, не стоит забывать и о привлекательной возможности вольного кадрирования материала, снятого в 8K, что дает больше творческого простора при монтаже. Производитель постарался защитить камеру от возможного перегрева, и, по его данным, Alpha 1 способна в штатном температурном режиме непрерывно снимать видео 8K с частотой 30 кадров в секунду около 30 минут. Таким образом, при наличии энтузиазма и технических возможностей, работать с форматом можно, но, поскольку я не эксперт в области видео, мне трудно оценить все нюансы формата.
Скачать ролик в оригинальном качестве (1,34 Гбайт)
Скачать ролик в оригинальном качестве (736 Мбайт)
Более привычный формат 4K предоставляет пользователю все современные возможности. Съемка доступна как с полной ширины матрицы, со скоростью кадров до 60р, так и с кроп-фактором 1.1х со скоростью 120 кадров в секунду. Также видео можно писать и с области сенсора Super 35 (используется кроп до APS-C).
Скачать ролик в оригинальном качестве (288 Мбайт)
Скачать ролик в оригинальном качестве (224 Мбайт)
Alpha 1 — вторая полнокадровая камера Sony после А7S III, в которой реализована стабилизация Active Steadyshot, и это означает, что камера использует цифровую стабилизацию (с кропом 1,1x) вместе с матричным стабилизатором. Камера записывает данные со своих гироскопических датчиков в файл для более эффективного применения и точной настройки цифровой стабилизации с помощью программного обеспечения при последующей обработке.
В камере также есть функция замедленной съемки в 4K с частотой до 100/120 кадров в секунду. Реализуется она в режиме S&Q.
⇡#Автономность
В Sony Аlpha 1 используется хорошо знакомый по ряду предыдущих моделей аккумулятор NP-FZ100. По стандартам CIPA камера может сделать 530/430 кадров на одном заряде с использованием экрана или видоискателя соответственно. В этом плане беззеркалки до сих пор довольно серьезно отстают от зеркальных камер, однако не думаю, что пользователи, покупающие аппарат за 555 000 рублей, будут экономить на запасных батареях. Еще более логичное решение для тех, кто снимает действительно интенсивно, – приобретение батарейной рукоятки VG-C4EM, вмещающей две батареи.
В камере доступно питание и зарядка по USB.
⇡#Заключение
Сравнивая Sony Alpha 1 с конкурентами, было бы грубой ошибкой опираться только на качество получаемых снимков. Это не история про какую-то нереально прекрасную цветопередачу, запредельный динамический диапазон и тому подобное. Хотя никаких претензий к камере по этим пунктам у меня нет, она хороша и по чистому качеству выдаваемого материала – просто не в этом ее уникальность и не этим оправдывается ее стоимость. На Alpha 1 следует смотреть именно как на совокупность самых современных и мощных технологий, собранных в одном, относительно компактном корпусе. Если вы не планируете использовать весь ее потенциал – это не значит, что камера не стоит своих денег, это значит лишь, что для ваших задач хорошо подойдут и другие устройства.
Много ли в мире фотографов, которым нужны все возможности новой Sony? Возможно, что и нет. Однако согласитесь, иметь в камере что-то «про запас» все равно приятнее, чем не иметь. Alpha 1 – это действительно очень универсальный аппарат, который призван удовлетворить профессионалов, работающих в разных жанрах. Конечно, это отличный репортерский инструмент за счет своих выдающихся скоростных характеристик, хорошего автофокуса и продуманной системы передачи данных. Но с тем же успехом его можно использовать и для студийной/рекламной/фешен-съемки – огромное разрешение и высокая детализация здесь будут однозначным плюсом. Событийная, семейная, пейзажная, тревел-фотография – также без ограничений. Эта камера – отличный выбор для автора, который не «работает фотографом» в одном жанре от звонка до звонка, а живет фотографией и любит разные ее ипостаси. Рассуждать о цене бесполезно: более полумиллиона рублей для среднего российского потребителя кажутся огромной суммой, но такие аппараты покупают либо профессионалы, которые знают, как быстро с помощью этого инструмента заработать гораздо больше, чем он стоит, либо энтузиасты, которые могут позволить себе покупать хорошие вещи для любимого хобби. А занятие искусством – хобби более чем достойное, чтобы в него вложиться.
Скачать первую часть RAW-файлов (1,11 Гбайт)
Скачать вторую часть RAW-файлов (1,13 Гбайт)
Достоинства:
- компактность, продуманная эргономика;
- отличный (крупный и с очень высоким разрешением) видоискатель;
- удобный новый интерфейс;
- большое разрешение и высокая детализация снимков;
- впечатляющая скорость серийной съемки;
- широкие возможности автофокуса с распознаванием глаз людей, млекопитающих и птиц;
- передовые возможности видеосъемки, возможность съемки 8К-видео;
- хороший динамический диапазон;
- возможность съемки сжатого RAW без потерь;
- синхронизация вспышки 1/400 с механическим затвором и 1/200 с электронным затвором;
- широкие возможности проводного и беспроводного соединения.
Недостатки
- устаревший ЖК-экран с наклонным (а не поворотным) механизмом;
- ограничения по серийной съемке с максимальной скоростью (недоступна с несжатым RAW, ограничена выбором оптики);
- не всегда удачная цветопередача в пасмурную погоду/сумерки;
- невозможность автоматического объединения изображений в режиме съемки с высоким разрешением;
- нет автоматического переключения автофокуса между людьми, животными и птицами;
- высокая цена.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Рядовой проезд электропоездом запрещающего показания маневрового сигнала по станции Раменское буквально взорвал соцсети, в которых общаются железнодорожники. Причина проста: помощник машиниста — девушка. Vgudok разобрался в ситуации. Спойлер: без сексизма и дискриминации.
«21 октября 202г. в 06 часов 24 минуты при выезде из моторвагонного депо Раменское электропоезда ЭД4М-0478 приписки моторвагонного депо Раменское под пригородный поезд № 7103 сообщением Раменское — Москва-Пассажирская-Казанская, под управлением локомотивной бригады этого же депо в составе машиниста электропоезда Алышева А.С. (1 класс квалификации, 1 группа профотбора, стаж работы в должности с 2007 года) и помощника машиниста электропоезда Душковой Ю.И. (не имеет свидетельства на право управления, 1 группа профотбора, стаж работы в должности с 2021 года) допущен проезд маневрового светофора M 17 с запрещающим показанием с последующим взрезом стрелочного перевода № 17» — выдержка из официальной хронологии события, подписанной начальником моторвагонного депо Раменское.
Дальше ТЧ сообщает, что бригада заступила на работу после ночного отдыха в 04:55, а движение из тупика до предельного столбика начала в 06:11. Чем занималась бригада один час и 16 минут? Сначала — медицина. Давление, пульс, алкотест. Всё это — на компьютере, тут спешка может обернуться перемером, а это — десять минут ожидания. Дальше — к дежурному по депо и на машину. О том, как приводятся в рабочее состояние электрички, можно писать оды, но к более-менее новой ЭД4М-0478 это не относится.
Мы не знаем, каков порядок приёмки составов в Раменском, будем отталкиваться от общепринятого по сети. Сначала — обход помощника машиниста вокруг состава на предмет его осмотра. Затем — включение аккумуляторных батарей по составу. На одиннадцативагонке их шесть. После этого машинист поднимает токоприёмники, заряжает напорную и тормозную магистрали. Всё, можно запрашиваться? Нет. С вводом в действие нынешних Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава (2014-й год) обязательным стало полное опробование тормозов.
Раньше как-то обходились сокращённым, таким же, как выполняется при обычной смене кабины, и ничего — без тормозов никто не уехал. Каковы были предпосылки такой новации, теперь уже никто не скажет, хотя, как объясняли в тот период в депо, имела место обычная опечатка.
Позднее продолжительность периода отстоя без бригады отдали на откуп владельцам инфраструктуры, но изменений, насколько мы знаем, не внёс никто.
Полное опробование (или проба, как говорят в этой среде) проводится путём проверки плотности тормозной магистрали по приборам (забота машиниста), а затем действия тормозов у каждого вагона на торможение и отпуск. Сначала электропневматических (ЭПТ), затем — автоматических (ПТ). Тормозные цилиндры, по штокам которых можно определить, сработали тормоза или нет, расположены по бокам рам тележек и с противоположной стороны не видны. Значит, идти надо с двух сторон. Считаем: тормознули на ЭПТ — прошёл помощник туда-обратно, проверил срабатывание. 11 вагонов — это 236,5 метра. Туда-сюда — уже 473. Отпустили ЭПТ — ещё 473. Тормознули ПТ — 473. Отпустили ПТ — 473. Четыре прохода — 1892 метра. По щебёнке с фонариком. Ширина кузова не учитывалась, простите за погрешность.
В кабине — РПЛ (регистратор переговоров локомотивный). Он фиксирует все разговоры при следовании на запрещающий сигнал, сразу после остановки и ещё в некоторых случаях. В отдельных депо при выполнении регламента переговоров его заставляют включать принудительно. Одно неточно сказанное слово — минус часть премии. Поэтому на светодиодик РПЛ бригады смотрят куда внимательнее, чем на светофоры.
В 06:16 машинист запросил у дежурного по депо разрешение на выезд из тупика и следования до сигнала М-17. Дежурный такое разрешение дал, а дежурной по станции Раменское передал ошибочную информацию о том, что состав будет выезжать от М-19.
В 06:19 машинист запросился у ДСП Раменское от М-17. Дежурная по станции запрос подтвердила, но сигнал назвала М-19 – тот, о котором ей сообщил дежурный по депо. Точность формулировок регламента для ДСП точно так же, как и для бригады, важнее его содержания. Даже наличие помощника в кабине подтвердила. Только машинист говорит об М 17, а дежурная — об М 19. Послушайте:
Добавим к этому спешку. Проходящие электрички на Москву (по двум разным путям) — 06:08, 06:14, 06:20, 06:28, потом наш «Спутник» на 06:30, потом 06:38… Машинист, больше думающий о том, как ему не «намазать» под отправление, чем о точности повтора его доклада со стороны ДСП, не заметил ошибки дежурной.
Как специалист с минимальным стажем попал на экспрессы «Спутник»?
Не заметила этой ошибки и помощник Юлиана Душкова. Она едва отдышалась после полной пробы. Несомненно, нужной и технологически оправданной. Когда все поняли, в чём были их ошибки, было поздно. Запрещающее показание сигнала и взрезанная стрелка остались в двухстах семидесяти метрах позади.
РЖД получили этот проезд, потому что не могли его не получить. На месте несчастной девушки-помощника мог оказаться любой её коллега-мужчина. Не думаем, что это обстоятельство сильно на что-то повлияло бы.
К слову, организация работы помощника машиниста Юлианы Душковой всё-таки вызывает вопросы. Которые нужно задавать руководству депо. Как специалист с минимальным стажем попал на экспрессы «Спутник»? Абсолютно во всех депо, в которых есть обычные электрички и экспрессы, идёт борьба за право работать на экспрессах. Остановок меньше — меньше шансов кого-то зажать-протащить и оказаться в тюрьме. Машины новее, меньше беготни по вагонам во время движения. Право работать в таких условиях — своеобразное поощрение. Чем так успела отличиться помощник машиниста Душкова, что обошла в этой очереди коллег-мужчин, годами работающих без замечаний?
В одном из наших интервью единственная в России женщина-машинист Елена Лысенко-Салтыкова говорила, что отбор на более комфортный подвижной состав должен быть по профессиональным качествам, а не принадлежности к полу. Даже сами носительницы профессии это понимают, но почему этого не понимают в депо Раменское?
Наши читатели припоминают и Анастасию Каткову, снявшуюся в ролике у слишком креативного режиссёра, и Алёну Наместникову, у которой был случай со странным поведением.
«Не принимает РЖД женщин-помощников, третий звоночек, может, стоит задуматься?» — спрашивают читатели.
Зачем устраивать прослушку записей регистраторов что по радиосвязи, что внутри кабины, если ничего не случилось?
Ответим: задуматься стоит. Только не о гендерной принадлежности, а о выполнимости и технологической обоснованности различных инструкций. Сколько неисправностей тормозного оборудования выявлено при выполнении полного опробования тормозов на электричках после отстоя без бригады? Ни одной телеграммы не припомним.
Или методы контроля не те, или проблемы не существует. Исходя из того, что по отсутствию тормозов ни одна электричка никуда не улетела, вывод: «проблемы не существует». Зачем устраивать прослушку записей регистраторов, что по радиосвязи, что внутри кабины, если ничего не случилось?
Неужели в ОАО «РЖД» не понимают, что всё внимание в созданных условиях направлено на наговаривание правильного регламента, а не на осознание сути произносимых фраз?
Предполагаем, что у начальника депо Раменское Олега Сергеева головных болей, связанных с безопасностью движения, хватает. Может, именно поэтому он решил последовать примеру своих коллег из моторвагонного депо Санкт-Петербург-Финляндский и попытался скрыть этот случай?
Подчинённые характеризуют своего шефа, как правдоруба:
«Всё у него должно быть по инструкции, никаких отклонений, соблюдение инструкций, а тут — бац! — проезд, но его нужно срочно скрыть! Получается, по инструкции должны работать только бригады, а начальникам можно всё?»
В Питере после того сокрытия последовали обмены креслами среди руководителей. Посмотрим, что будет в работающем по инструкциям Раменском.
Что же касается ситуации в моторвагонном комплексе в целом, то, как следует из оперативного приказа начальника Центральной моторвагонной дирекции Андрея Казакова, перемен ожидать не стоит.
«Организовать проверки выполнения регламента, пересмотреть инструкции, провести техзанятия, предоставить отчёт», — это вкратце из резолютивной части документа, часть скрина которого мы привели выше (о сокрытии события).
Ждём следующего проезда.
Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT и в Telegram-канале
Владимир Максимов
В Москве 2 декабря открывается Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction № 23. Большой книжный праздник продлится пять дней. В программе — более 400 встреч с писателями, презентаций новых книг, лекций, дискуссий и мастер-классов. По традиции, для детей и неравнодушных родителей на ярмарке откроется «Территория познания». Над детской программой в этом году впервые трудилась новая команда экспертов. В нее вошли Галина Бочарова, Анна Годинер, Ольга Дробот, Татьяна Зборовская, Марина Козлова, Наталья Медведь, Алексей Олейников, Иван Пачин, Ирина Рочева, Ольга Румянцева, Марина Соломонова и Анна Тихомирова.
Тема детской площадки обозначена как «Потому что я такой» и отсылает нас к строчкам Германа Лукомникова «Хорошо, что я такой, а не какой-нибудь другой». Интересно, я какой? И для чего же я такой? Что будет дальше с таким мной?.. Искать ответы на эти вопросы дети, и взрослые, будут четыре основных дня программы.
В детской программе более 50 интереснейших событий — дискуссии на сложные и актуальные для современных детей и родителей темы, обсуждения книг, лекции, спектакли. Участники и посетители мероприятий смогут поговорить о детских мечтах и смелости, о необходимости взаимного уважения, об адаптации к жизни в другой стране, об испытываемых нами эмоциях и чувствах, о зависимости мнения подростка о самом себе, от мнения о нем окружающих, о том, как стать писателем или книжным блогером и многом другом.
Но главными на любой книжной ярмарке остаются все-таки книги. В нашей подборке — 10 отличных книжных новинок для детей и подростков.
«Чай в зимнем лесу», Акико Миякоси
Перевод с японского Елены Байбиковой
М.: МИФ, 2021
Фото: Издательство МИФ
Эта книжка-картинка японской художницы Акико Миякоси покоряет с первого взгляда. От нее так и веет добротой, любовью и ощущением непроходящего детства.
Зимним утром папа девочки Кикко уходит к бабушке, чтобы разгрести выпавший за ночь снег. Но вот незадача: он забыл дома мамин пирог! Чтобы бабушка не осталась без угощения, Кикко отправляется вслед за папой в заснеженный лес и вдруг попадает на таинственное чаепитие к лесным жителям…
Акико по-японски лаконично переосмысливает известный сказочный сюжет. Она этого и не скрывает, одев свою главную героиню в теплую красную шапочку с помпончиком и такие же красные рукавички. И это при том, что вся книга нарисована будто простым карандашом, всеми оттенками белого и серого. Небольшими плотными штрихами художница изобразила зимний лес и всех его обителей, дружелюбных и гостеприимных. И лишь яркий красный маячок — девочка Кико — ведет за собой маленького читателя от одной картинке к другой, рассказывая свою волшебную добрую историю.
Фото: Издательство «Волчок»
«Полное погружение. Рассказы Волчка».
М.: Волчок, 2021
Издательство «Волчок» продолжает радовать поклонников современной детской прозы и подготовил уже девятый сборник коротких рассказов. В него вошли рассказы как уже известных авторов: Нины Дашевской, Ирины Лукьяновой, Дарьи Доцук, Валентины Дегтевой, так и дебютантов серии «Рассказы Волчка». Как, например, Сергей Жатин — моряк, монтажник, коммерческий директор, который стал писать стихи и прозу для своего сына. А потом рискнул и отправил свои рассказы на фестиваль короткого рассказа «Кора».
Название сборнику подарил рассказ еще одной дебютантки серии — Дины Артемкиной. Это история о девочке, которая отправилась на летние курсы юных журналистов. Да, по сюжету ей предстоит погрузиться полностью под воду и столкнуться лицом к лицу с собственными страхами. В этом сборнике герои всех рассказов так или иначе вынуждены будут заглянуть внутрь себя и понять собственные мысли и чувства, объясниться с собой за совершенные или несовершенные поступки. Один пытается найти ответ на вопрос, почему он родился. И потом искренне удивляется, как разумно все устроено: «если у нас дома все хорошо было, я бы на речку не бегал. И дядя Коля один сидел». Другие пытаются избавиться от старого хлама в бабушкиной квартире и вдруг замирают перед старой неработающей лампой с восковым вулканом и старомодным пальто с большими пуговицами. На помойку? Ни за что! Тайком спрячем в сумку и унесем с собой. Третьи неожиданно открыли, что реальный мир с броней из картона и пластиковым луком может быть покруче Майнкрафта. Даже стычка с неприятным человеком может исцелить, а не ранить — стоит только довериться лучшему в себе.
Фото: Издательство «Махаон»
«Школа волшебства и другие истории», Михаэль Энде
Перевод с немецкого Евгения Воропаева и Михаила Яснова
М.: Махаон, 2021
Известный немецкий писатель Михаэль Энде — настоящий сказочник. Все его истории проникнуты любовью к детям и великой мудростью. Он мастерски смешивает мир волшебства и детских грез и мир «повседневный», заставляя читателей внимательнее присмотреться к себе — а вдруг и они обладают волшебными способностями. Все начинается в Стране желаний, где маленьких волшебников учат творить настоящее волшебство. Тот, кто хочет колдовать, должен обладать немалой силой желания и уметь ее концентрировать. Но дойдя даже до самого высокого, десятого уровня, легко оступиться, если окажешься слишком самонадеянным, как это произошло с близнецами Мугом и Малли из сказки «Волшебная школа».
А кто-то силой своего желания способен совершить невозможное и доказать всем, что нельзя отступать от принятого решения. Именно так поступила черепаха Транквилла Неуклюжевна, которая упорно ползла и ползла вперед, не слушая никого, чтобы успеть на свадьбу великого султана, Льва XXIX. Иногда наши желания становятся нашими врагами — девочка Лена так хотела делать все по-своему, что чуть не лишилась своих «непослушных» родителей. А какое желание может быть у Лоскутного Петрушки? Все просто — дарить радость шустрому мальчугану. Но каковы его шансы, если на соседней полке появились яркие и модные игрушки?
Энде не боится задавать своим юным читателям трудные вопросы. А как иначе повзрослеть и узнать, что такое добро и зло, любовь и ненависть, страх и отвага, одиночество и надежда…
Фото: Издательство РОСМЭН
«Летающие зонтики», Юлия Симбирская
М.: РОСМЭН, 2021
Юлия Симбирская пишет невероятно добрые и светлые стихи о, казалось бы, самых обыденных вещах. Ну, вот скажем, пришел пес с прогулки весь в снегу. Что в этом такого? А Юлия увидела огромный пушистый клубок счастья, который пулей влетел в квартиру, чтобы поделиться с домочадцами морозом и отряхнуться в семейном кругу. А пробовали ли вы когда-нибудь измерить папину силу? Ведь он так легко подбрасывает вверх смеющихся сына и дочку. Может, и слона поднимет?
Юлия Симбирская окутывает своими стихами будто теплым плюшевым одеялом, под которым так приятно свернуться клубочкам и помечтать. О том, как бы полетать на зонтике или покататься на лошади; как бы подружиться с лисой, встречающей зиму, или маленьким пони, умещающимся в ладошке; как бы отправиться в путешествие вместе с воронами или оказаться под куполом цирка вместе с хрупкой акробаткой, которую держит в воздухе «гулкое а-а-а-ах…»
Совершенно невероятные иллюстрации для этой книги нарисовала Мария Богданова. Она сумела наполнить живыми образами каждую поэтическую строчку.
Фото: Издательство «Поляндрия»
«Пес поэта», Патриция МакЛахлан
Перевод с английского Нины Фрейман.
СПб.: Поляндрия, 2021
Это пронзительная и искренняя история о верности и преданности, одиночестве и потерях, неслучайных встречах и, конечно, любви. Главный герой — пес Тедди — умел понимать человеческие слова и разговаривать. Все благодаря его хозяину — поэту по имени Силван, который читал своему псу то Шекспира, то Джойса, то Вордсворта, то свои стихи. Но Силван предупредил его, что понимать самого Тедди дано только поэтам и детям. «По правде говоря, мы одинаковы. Если не можешь найти поэта, найди ребенка. Запомни это», — наставлял поэт своего пушистого друга.
Однажды, после сильной снежной бури Тедди находит в лесу двух замерзающих детей и зовет их с собой в хижину Силвана. Никель и Флора, как и предсказывал поэт, поняли пса и без страха пошли за ним. (Между прочим, Тедди — ирландский волкодав). Им предстоит провести несколько дней в лесной тиши, в заметенной сверкающим снегом хижине, дожидаясь, пока взрослые расчистят дорогу и доберутся до них. Раньше здесь было тепло и уютно, но теперь пусто и холодно — Силван заболел и ушел навсегда. О чем дети и Тедди будут разговаривать? Сумеют ли подружиться? О чем вместе поплачут и над чем дружно посмеются? Что будет с псом, когда за его новыми друзьями приедут родители?
Невероятную атмосферу зимнего лета — то отданного во власть стихии, то умиротворенно застывшего под белоснежным снегом — очень точно передали художницы Анна и Варвара Кедель. Их иллюстрации так органично слились с текстом, что трудно поверить, что в оригинальном американском издании книга вышла вообще без картинок.
Фото: Издательство Popcorn Books
«Молли Мун и волшебная книга гипноза», Джорджия Бинг
Перевод с английского Елены Токаревой
М.: Popcorn Books, 2019
«Молли Мун» — легендарная серия британской писательницы Джорджии Бинг о девочке-гипнотизерке, которая использует свои способности для того, чтобы вырваться из убогого приюта для сирот, добраться до Нью-Йорка, разыскать своего друга и стать звездой мюзикла. Молли Мун уже окрестили новым Гарри Поттером. Сказки о чудо-девочке переведены на 22 языка и стали классикой детской литературы в 40 странах. И если вы еще не читали ни одной книги о Молли, то точно видели фильм «Молли Мун и волшебная книга гипноза», который вышел в 2015 году.
Маленькую сиротку Молли Мун обнаружили в картонной коробке с надписью «Шоколадный зефир, фабрика Муна». Она живет в Хардвикском приюте, где властвует мисс Гадкинс — чудовищная особа, которая разрешает наполнять ванну лишь на 10 сантиметров и заставляет девочку чистить унитазы зубной щеткой. Но однажды Молли находит таинственную старинную книгу по гипнотизму, и ее жизнь в одночасье меняется. Теперь Молли может заставить людей делать все, что она захочет. И когда ее лучшего друга усыновляют и увозят в Америку, Молли использует свои силы, чтобы сбежать из приюта вслед за ним. Но на пути Молли встает зловещий Нокман. Он знает секрет девочки и намерен использовать ее необычайные способности для своих гнусных целей. Сможет ли Молли ему противостоять и все исправить? Непременно. Ведь Джорджия Бинг придумала Молли, чтобы дети по всему миру прочитали о ее приключениях и стали чуть-чуть счастливее.
Фото: Издательство «Самокат»
«Пакс. Дорога домой», Сара Пеннипакер
Перевод с английского Натальи Калошиной и Евгении Канищевой
М.: Самокат, 2021
Сара Пеннипакер, автор бестселлера «Пакс» — истории дружбы мальчика и лиса, долго отказывалась писать продолжение романа, хотя читатели завалили ее письмами с просьбами рассказать, что же было дальше. Но в один момент история слетела с губ Сары сама собой, целиком…
Главные герои заметно повзрослели: Питер лишился отца, вынужденно живет в чужом доме и отчаянно пытается понять, как ему жить дальше. Пакс из маленького серого комочка превратился в примерном семьянина и отца троих лисят. Их новая встреча неизбежна. Одного гонит одиночество и чувство вины, второго — опасность и отчаяние. Радость встречи, быстро сменяется болезненными воспоминаниями. Герои оказываются перед непростым выбором: принять себя или стать другим, настоять на своем или отпустить, обрести семью или гордо замкнуться в своем одиночестве.
Пенникапер — мастер глубокой и пронзительной подростковой прозы. В ее героях нет искусственности и картонности, они живые — мятущиеся, сомневающиеся, ошибающиеся, но знающие цену настоящей дружбе и умеющие верить в лучшее. Автор вновь мастерски переплетает две правды: мальчик и лис по очереди рассказывают каждый свою историю. Но мы-то знаем, что у них одна история на двоих. И они вновь спасут друг друга.
Оформление второй части, завораживающую суперобложку и иллюстрации вновь создал Джон Классен.
Фото: Издательство «Альпина Z»
«Найдите Лейлу», Мег Элисон
Перевод с английского Елены Габитбаевой
М.: Альпина Z, 2021
Издательство «Альпина Z» специализируется на подростковой прозе и не боится поднимать острые вопросы, такие как насилие, агрессия, буллинг, травля, непонимание, одиночество, бессилие… Скажете — слишком сурово для подростков. А разве это не то, с чем они постоянно сталкиваются в своей реальной и не менее насыщенной виртуальной жизни? Кого-то задевает по касательной, но ускользнуть не удается почти никому. Поэтому так важны книги, в которых как в зеркале отражаются главные подростковые проблемы и предлагаются возможные решения. Без нравоучений и назиданий. Главное — показать, что выход есть всегда. Даже если ты изгой, в любой момент все может измениться.
Именно это и произошло с главной героиней — 14-летней Лейлой, которая живет в откровенном бомжатнике без света и тепла с матерью, нуждающейся в серьезной психологической помощи, и младшим братом, о котором надо заботиться. Она приходит в школу с колтунами в голове, в несвежей одежде и ботинках, обмотанных скотчем. У одноклассников ее внешний вид вызывает только насмешки. И никому в голову даже не приходит, что Лейле нужна помощь. Но все меняется в один миг, когда она снимает честное видео о своем доме и своей жизни и выкладывает его в Сеть. Тут уже от помощников отбоя не будет. Но нужна ли такая помощь Лейле? Для многих эта история станет откровением: она о том, что на самом деле происходит за закрытыми дверями…
Фото: Издательство «Азбука»
«Прогулки по Русскому музею», Андрей Усачев, Михаил Яснов, Галина Дядина, Анна Игнатова, Сергей Махотин
СПб.: Азбука, 2021
Поэт, писатель и драматург Андрей Усачев, вдохновившись успешным опытом поэтической экскурсии по Третьяковской галерее, вместе со своими друзьями-поэтами приглашает ребят на новую увлекательную экскурсию по Русскому музею. А чтобы было веселее гулять по длинным картинным галереям, компанию юным читателям составят озорные коты талантливой петербургской художницы Елены Гозман.
Перелистывая страницы, переходя от одной картины к другой, ребята узнают много нового о том, как жили люди на Руси несколько столетий назад, что одевали, во что играли. Полюбуются невероятными пейзажами и лунными сумерками. Совершат путешествие во времени и пространстве, чтобы увидеть «Последний день Помпеи» или «Карнавал в Риме». Побывают на «Сватовстве майора» и примут участие во «Взятии снежного городка». Заглянут в крестьянские избу, заснут на поле вместе с пастушком или построят карточный домик, как ребята на картине Зинаиды Серебряковой. В этой красочной книге соединились живопись и поэзия, чтобы сделать русское изобразительное искусство чуть ближе и понятнее. Смело берите эту книгу в руки и отправляйтесь в музей.
Фото: Издательство «КоЛибри»
«Отложите телефон. 100 игр и развлечений без гаджета и реквизита», Айвен Бретт
Перевод с английского Дмитрия Прокофьева
М. КоЛибри, 2021
Попробуйте забрать у современного подростка смартфон, и его жизнь сразу же потеряет смысл. Не играть же в миллионный раз в крестики-нолики или морской бой? Если фантазия исчерпана, советуем открыть эту книгу и приятно поразиться, узнав, как увлекательно можно провести время в пробке, скоротать дождливый вечер на даче, не сойти с ума в вынужденной изоляции или стать душой большой компании. Айвен Бретт собрал 100 всевозможных игр, которые помогут сблизить людей, наладить общение, побудить к творчеству, согреть, остыть, прервать неловкое молчание… В наше время, когда одним нажатием пальца можно получить огромное количество развлечений и информации, невероятно легко оказаться в изоляции от тех, кто находится совсем рядом. Это не значит, что экраны — зло, но у них есть альтернатива.
Эта книга — одна большая зеленая пусковая кнопка игрового автомата. Каждая глава — новая ситуация, в которой вы можете оказаться, и 10 игр, в которые можно сыграть. Есть игры вдохновляющие и трудные, а есть веселые, забавные и даже нелепые. Выбирайте любую на ваш вкус. Ведь, что наша жизнь — всего лишь игра.
Игра «Черное /белое/да/нет»
Правила очень простые. Один из участников должен отвечать на вопросы других, но ни в коем случае не употреблять эти заветные четыре слова: черное, белое, да и нет. Нельзя также произносить «ага» или «ммм», мотать или кивать головой. Прокололись — проиграли. Кажется, все просто? Попробуйте. Ведь вопросов будет много и самых неожиданных.