По тверски как пишется

Елена костромина тверской художник, автор той самой советской новогодней игрушки три пороснка и преподаватель колледжа сегодня расписывает храмы

По тверски как пишется

Елена Костромина – тверской художник, автор той самой советской новогодней игрушки «Три поросёнка» и преподаватель колледжа – сегодня расписывает храмы по всей России. 25 лет назад к иконописи ее привела личная драма: после смерти ребенка и мужа работа в церковной артели помогла пережить трагедию и найти новые смыслы в жизни. Сегодня Елена Костромина известная и востребованная в церковной среде иконописица. Как создаются иконы, кто может заниматься иконописью и какие интересные заказы она получала – в интервью ТИА.

Елена Костромина родилась в 1963 году в Архангельске, а в Калинине оказалась в 19 лет по распределению после окончания Художественно-промышленного техникума игрушки в Загорске. Здесь она начала работать художником по стеклу в Калининском производственном объединении художественных изделий и игрушек (сейчас это «Тверские сувениры»). Самым первым заданием Елены стала новогодняя игрушка. Так на свет родились «Три поросенка», которые разлетелись тогда по всему Советскому Союзу. Союз развалился, а игрушка до сих пор бережно хранится и украшает новогодние елки во многих домах страны. 

Исцеление иконописью

Люди приходят к иконописи по-разному, часто через страдания и потери. Елена крестилась в 90-х годах вместе с сыном. Бывшая комсомолка приняла христианство в дань тогдашней моде, как рассказывает сама. В 1994 году погибла дочь Елены, через год, не выдержав трагедии, умер муж. Елена осталась одна с двумя детьми на руках.

-Я была просто в ужасном состоянии. Священник, который отпевал дочь, посоветовал мне сходить на занятия к Андрею Запрудному в его иконописную школу в Свято-Екатерининском монастыре. И я пошла. Знаете, людям, переживающим трагедию, тяжело видеть счастье. В это время хочется удалиться от мира и тихо переболеть. В этом мне очень помогла артель.

Иконописную артель, одну из первых в России, организовал талантливый выпускник Венециановки Андрей Запруднов. Он сам по крупицам собирал знания, техники и методы написания икон. В школе учились «из-под руки мастера» живописцы, резчики по дереву, изготовители иконных досок. Прийти в артель мог любой взрослый – и профессиональный художник и человек, ни разу в жизни не державший в руке кисти. Учиться в иконописную школу Запрудного приезжали со всей России. 

— Я пришла в артель как художник, Андрей довольно быстро доверил мне сложную работу – писать лики. Для начала он дал мне в руки икону и попросил сделать копию гуашью. И увидел, что я хорошо владею кистью, чувствую цвет. Это период в жизни для меня, пожалуй, самый светлый. Именно тогда я пришла к Богу и воцерковилась. 

По тверски как пишетсяОдной из первых больших работ Елены Костроминой в артели стала роспись храма Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе. 

Артель писала иконостасы, расписывала храмы по всей России – работы было очень много. Школа славилась своими мастерами, из возрождающихся после десятилетий  атеизма церквей заказы поступали один за другим. 

— Андрей никому не отказывал в обучении, те, у кого не получалось писать, сами уходили. Вы знаете, я думаю, что для иконописи важно не художественное образование, а духовное состояние человека. Иконы получается писать у глубоко верующего, воцерковленного человека. Если иконописец не достиг того состояния, даже лики получаются какими-то кукольными. Это всегда видно, — говорит Елена. – Моя близкая подруга, к примеру, пишет удивительные иконы, не имея никакого художественного образования. 

Обезглавленная артель

В 2000-м году случилось несчастье. 

По тверски как пишетсяАндрей Запрудный вышел из дома на работу в 9 утра, и в центре города по дороге пропал. У него остались жена и трое маленьких детей, а также престарелые родители. Судебное дело было открыто, но со временем передано в архив. Его исчезновение до сих пор осталось загадкой для всех. 

Обезглавленнная артель проработала еще примерно год и распалась. Впрочем хорошие иконописцы и резчики по дереву – воспитанники школы Запрудного – никуда не пропали и уже больше 20 лет являются востребованными мастерами. 

Елена Костромина пишет иконы для храмов по всей России. Ее работы можно увидеть в тверских, московских, ярославских, брянских церквях, и даже в монастырях на Святой Горе Афон. Художник преподает в Тверском полиграфическом колледже, в том числе, основы иконописи, и с 2007 года является членом Союза художников России.

Свято-Покровский храм (с. Тюнеж Тульской области)

Храм в Истринском районе

Заказы на иконы находят Елену сами, ведь иконы не подписывают, более того – ими не принято гордиться и хвастаться. Имя мастера передают из уст в уста священнослужители. А вот заказы от частных лиц она практически не берет – любит работать в большом формате. 

Иконы в Церкви Рождества Богородицы на ул. Вагжанова в Твери:

По тверски как пишется

По тверски как пишется

По тверски как пишется

По тверски как пишется

На один заказ уходит от нескольких недель до нескольких месяцев. Процесс написания иконы очень сложный, многоступенчатый и в общем-то мало отличается от того, что был в 16 веке. Так, например, иконописцы сами готовят краску на основе яичного желтка. 
Елена придерживается иконографического канона, в котором писали Андрей Рублев и Дионисий. В канонической иконе изображенный на ней лик не имеет перспективных сокращений, в отличие от картины. Канон существенно отличается от живописной иконописи 19 века, когда у ликов святых начали появляться человеческие черты.

По тверски как пишется

Как создается икона:

1.Первым делом готовится иконная доска. Она представляет собой склееный щит со шпонками-поперечными досками сзади. Это необходимо, чтобы щит не погнуло. Далее мастер углубляет среднее поле на лицевой поверхности щита, делает так называемый ковчег. Здесь будет писаться образ. 
2.Щит проклеивается тканью-паволокой и покрывается специальным грунтом-левкасом, который состоит из мела и клея животного происхождения. Левкасится доска несколько раз. Каждый слой просушивается. Затем сухую доску вышкуривают до идеально гладкого состояния. 
3.На подготовленную иконную доску переносится рисунок. 
4.Далее кладётся сусальное золото на нимбы и фон. 
5.Краски для письма также готовятся вручную. Сначала необходимо сделать эмульсию, для её приготовления нужен яичный желток, вода и уксус(или вино). Эмульсия смешивается с пигментом нужного цвета и перетирается курантом до однородной массы. Так творятся все необходимые цвета. Таким образом получается яичная темпера. 

По тверски как пишется

— Икона, написанная темперой, очень долго хранится, — рассказывает Елена Костромина. — Все старинные иконы, которые сохранились до наших дней, написаны с помощью нее. 

Когда сделаны все предварительные работы, можно приступать к написанию иконы. Этот процесс также имеет несколько этапов: 

1.Роскрыш – нанесение общих цветовых пятен. Икона пишется от тёмных тонов к светлым, в отличие от картин.  

2.Затем иконописец создает пейзаж и архитектуру, если они есть по замыслу. 

3.Далее следует платичное письмо складок облачения, наносятся декоративные элементы. 

4. В самую последнюю очередь пишутся лики, кисти рук, открытые части ног. Готовую икону покрывают олифой для закрепления красочного слоя.

— Что касается затраченного времени на написание иконы, то оно всегда разное. Это зависит от сложности образа и количества святых на одной иконе. Например, когда мне нужно было написать «Собор святых в земле Российской просиявших», понадобился год. На этой небольшой по размеру иконе более 400 образов(!). Я специально ездила в Петербург, где есть подобная икона большого формата, чтобы лучше представлять поставленную задачу.

По тверски как пишется

Деньги 

На вопрос, сколько стоит написание икон, мастер отвечает, что не берет за свой труд больших денег. Иногда работает вовсе практически бесплатно – например, для церкви в Старицком районе, где очень мало прихожан, Елена написала иконы за скромное вознаграждение. Мастер не берет деньги за иконы, написанные для паломничества священнослужителей на Гору Афон:

— Понимаете, иконы – это же не про деньги. Мой труд – это оказанная мне же честь, — говорит она. – Я никогда не ставила себе цель разбогатеть и жить во дворце. Единственное – я очень люблю путешествовать. А паломнические поездки, даже по России, стоят очень приличных денег. 

Непривычная икона Матроны Московской, где святая изображена с открытыми глазами. Икона написана Еленой Костроминой для храма Косьмы и Демьяна в Химках. Настоятель попросил написать Матрону с открытыми глазами, «потому что в царстве Божьем все зрячие». 

По тверски как пишется

Сейчас Елена пишет иконы и преподает в Тверском полиграфическом колледже. 

— Мне очень нравится преподавать. С возрастом возникает потребность делиться своими знаниями и опытом. Я вообще считаю, что преподавателями могут быть только состоявшиеся в своей профессии люди. 
 

Тверская летопись
Авторы неизвестны
Дата написания XVI век
Страна
Жанр мемориальный памятник; летопись
Первоисточники ростовский летописный свод, тверской свод 1375 года («Владимирский полихрон»), общерусский свод 1408 года и др.
Рукописи три западнорусских списка XVII века

Тверская летопись (Тверской сборник) — русская летопись XVI века, включающая значительные фрагменты тверского летописания конца XIII — конца XV веков[1][2].

Текстология и содержание[править | править код]

Известна в трёх западнорусских списках XVII века: Погодинский, Забелинский и Толстовский[3]. Под 6496 и 6527 годами Тверской сборник содержит заметки, согласно которым его составитель был ростовцем и работал в 1534 году.

Первая часть памятника, до 6793 (1285) года, передаёт ростовский летописный свод, близкий к Ермолинской и Львовской летописям[1]. В основном эта часть отражает традиции Новгородско-Софийского свода: содержит вступление к «Софийскому временнику», статью 6375 года о «тишине» и под 6384 годом известие о 24 годах Михайлова царства и окончании миротворного круга, но без статьи 6395 года, «вкупе же лета собираются». Под 6415 годом, при описании похода Олега на греков летопись упоминает, что греки для защиты Царьграда «замкнута Съсуд, сиречь пропяша чепь, протяженую от Галаты до Лахернския церкви и град затвориша». Это известие, имеющееся также в Львовской летописи, сходно с известием Ермолинской летописи и восходит к дополнительному по отношению к Московско-Софийскиому своду (дошедшему в Московском своде конца XV века и Ермолинской летописи) источнику Ермолинской летописи[2].

Тверской сборник содержит большое число мест из Новгородской первой летописи. Составитель использовал тверскую летопись конца XV века. Текст за 6793—6883 года (кроме раздела за 6849—6871 годов, имеющего ростовское происхождение), совпадает с текстом Рогожского летописца (до 6836 года полностью, затем частично). Текст за 6822—6848 годы близок также с тверским летописным фрагментом 6822—6852 годов, обнаруженным А. Н. Насоновым. По мнению Насонова, источником Тверского сборника и Рогожского летописца являлся тверской свод 1375 года, составление которого было прекращено в связи с неудачей тверского князя Михаила Александровича в борьбе за великокняжеский владимирский стол. Согласно Насонову, общим протографом Тверского сборника и Рогожского летописца была редакция 1455 года свода 1375 года, которая была создана в Твери под влиянием Новгородско-Софийского свода. По мнению Я. С. Лурье, влияние Новгородско-Софийского свода в совпадающем тексте Тверского сборника и Рогожского летописца не прослеживается. Этот текст, как считал Лурье, отражал влияние другого общерусского памятника — свода 1408 года, который читается в Троицкой летописи и в предшествовавшем ей общерусском своде конца XIV века. Из этого источника в протограф Тверского сборника и Рогожского летописца заимствованы известия о «тишине великой» при Иване Калите, благополучном возвращении из Орды московских князей, пожалованных «богом и царём», и др. Эти известия отсутствуют в тверском фрагменте 6822—6852 годов, который передаёт первоначальный текст тверского свода 1375 года, а Тверской сборник и Рогожский летописец отражают его редакцию начала XV века, подвергшуюся влиянию московского летописания.

В Погодинском и Забелинском списках после 1402 года имеется раздел, озаглавленный «Предисловие летописца княжения Тферскаго благоверных князей Тферских», в котором сказано, что прославляя тверского великого князя Михаила Александровича, составитель использует более раннюю летопись: «якоже Володимирский полихрон… яве указует и пречестнейша сего в князех являет, словуще имя Михаила Александровича». Лурье предполагал, что «Владимирский полихрон» является названием тверского свода 1375 года, составленного для поддержки прав Михаила Александровича на владимирский стол. Тверской сборник продолжил текст свода 1375 года тверскими известиями вплоть до 1486 года, когда Тверь была присоединена к Русскому государству. В двух известиях в этом отрезке текст Тверского сборника близок к тексту тверской редакции 1412 года общерусского свода начала XV века, читающейся в Рогожском летописце и Симеоновской летописи. В целом тверские известия за XV века фрагментарны и не отражают позиции тверских князей. Отрывок из тверской великокняжеской летописи, предположительно, читается в составе внелетописного памятника Похвального слова великому князю Борису Александровичу тверского инока Фомы[1]. Лурье считал, что летописный свод, обычно именуемый Тверской летописью, был составлен в 1534 году в Ростове. По его мнению, начальная часть памятника никак не связана с Тверью[2].

Один из предшествующих Тверскому сборнику текстов содержал Русскую Правду Пространной редакции и Закон судный людем, которые переписчик (составитель Тверского сборника или одного из его источников) исключил: «Здѣ пишетъ судебникъ великаго князя Ярослава Владимерича, и потомъ его дѣтей: Изяслава, Святослава и Всеволода, и по нихь уставъ великого князя Владимира Всеволодича Манамаха, и потомъ царя Костантина великаго; язъ же сіе преминухъ, множества ради»[4][5].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 Лурье Я. С. Летопись Тверская // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. Л. : Наука, 1987—2017. Вып. 2 : Вторая половина XIV—XVI в., ч. 2 : Л—Я / ред. Д. М. Буланин, Г. М. Прохоров. 1989.
  2. 1 2 3 Лурье Я. С. История России в летописании и восприятии Нового времени // Россия Древняя и Россия Новая : (избранное). СПб. : Дмитрий Буланин, 1997. С. 69.
  3. РНБ, собр. Погодина, № 1414; ГИМ, Музейск. собр., № 2886; РНБ, F.IV.214.
  4. Полное собрание русских летописей. Т. 15 : Летописный сборник, именуемый Тверской летописью / Под ред. А. Ф. Бычкова. СПб. : Типография Леонида Демиса, 1863. Стб. 141—142.
  5. Толочко А. П. Краткая редакция Правды Руской: происхождение текста. Київ: Інститут історії України HAH України, 2009. (Ruthenica. Supplementum 2). С. 104—110.

Издание[править | править код]

  • Полное собрание русских летописей. — Т. 15 : Летописный сборник, именуемый Тверской летописью / Под ред. А. Ф. Бычкова. — СПб. : Типография Леонида Демиса, 1863. — 504 с. (по списку РНБ, собр. Погодина, № 1414);
    • [Фототипическое воспроизведение]. М., 1965.

Литература[править | править код]

  • Дубенцов Б. И. К вопросу о так называемом «Летописце княжения Тферскаго» // Труды Отдела древнерусской литературы. — М. ; Л., 1957. — Т. 13. — С. 118—157;
  • Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. — М., 1974. — С. 119—134;
  • Кучкин В. А. Арсений Николаевич Насонов : Биография и творческий путь // Летописи и хроники. 1973 г. — М., 1974. — С. 12;
  • Лурье Я. С. 1) Роль Твери в создании Русского национального государства // Учёные записки ЛГУ. — 1939. — № 36. — С. 97—101;
  • Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV—XV вв. — Л., 1976. — С. 49—55;
  • Лурье Я. С. Из наблюдений над летописанием первой половины XV в. // Труды Отдела древнерусской литературы. — Л., 1985. — Т. 39. — С. 294—298;
  • Лурье Я. С. Генеалогическая схема летописей XI—XVI вв., включённых в «Словарь книжников и книжности Древней Руси» // Труды Отдела древнерусской литературы. — Л., 1985. — Т. 40. — С. 190—205;
  • Насонов А. Н. Летописные памятники Тверского княжества // Известия АН СССР. — VII сер. — Л., 1930. — № 9. — С. 709—772;
  • Насонов А. Н. О тверском летописном материале в рукописях XVII в. // Археографический ежегодник за 1957 г. — М., 1958. — С. 26—40;* Тихомиров И. А. О сборнике, именуемом Тверской летописью // Журнал Министерства народного просвещения. — 1876. — № 12, отд. 2. — С. 262—308;
  • Шахматов А. А. Разбор сочинения И. А. Тихомирова «Обозрение летописных сводов Руси Северо-Восточной». — СПб., 1899. — С. 93—109;
  • Шахматов А. А. Общерусские летописные своды XIV и XV вв. // Журнал Министерства народного просвещения. — 1900. — № 9. — С. 148;
  • Шахматов А. А. Ермолинская летопись и Ростовский владычный свод. — СПб., 1914. — С. 26—38 (отд. отт.: Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. 1903—1904. Т. 8, кн. 3; Т. 9, кн. 1);
  • Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV‒XVI вв. — М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1938. — С. 372.

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Алфавит русского языка:

Аа «а» Бб «бэ» Вв «вэ» Гг «гэ»
Дд «дэ» Ее «е» Ёё «йо» Жж «жэ»
Зз «зэ» Ии «и» Йй «й» Кк «ка»
Лл «эл» Мм «эм» Нн «эн» Оо «о»
Пп «пэ» Рр «эр» Сс «эс» Тт «тэ»
Уу «у» Фф «эф» Хх «ха» Цц «цэ»
Чч «чэ» Шш «ша» Щщ «ща» ъ «т.з.»
Ыы «ы» ь «м.з.» Ээ «э» Юю «йу»
Яя «йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный ->  [ч’о́рный’]
  • яблоко  ->  [йа́блака]
  • якорь    ->  [йа́кар’]
  • ёлка      ->  [йо́лка]
  • солнце ->  [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я  [й]   — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный    [и]   — гласн., безударныйв  [в]   — согл., парный твердый, парный зв.л  [л’]  — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе  [э′]   — гласн., ударныйн  [н’]   — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и  [и]   — гласн., безударный  [й]   — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный    [э]   — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: кукуруза, дощечку, учусь, улов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у]. Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у´сл’и], ключ [кл’у´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´т’ик], колокольчик [калако´л’ч’ык], молоко [малако´], восемь [во´с’им’], поисковая [паиско´вайа], говор [го´вар], осень [о´с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’о], патио [па’тио], радио [ра’дио], боа [боа’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но.
Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´рн], костёр [кас’т’о´р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа до‘ма].
  • Новые дома [но’выэ дама’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [го‘ры] — [гара’];
  • он — онлайн = [о‘н] — [анла’йн]
  • свидетельница = [св’ид’э‘т’ил’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе-ре-ди [фп’ир’ид’и´];
  • е-сте-стве-нно [йис’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ста-ч’ка];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

  • чашечка;
  • богиня;
  • с песнями;
  • перемена.

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [йо´жыц:а], ёлочный [йо´лач’ный], ёжик [йо´жык], ёмкость [йо´мкаст’];
    • — ювелир [йув’ил’и´р], юла [йула´], юбка [йу´пка], Юпитер [йуп’и´т’ир], юркость [йу´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [йэ´л’], езжу [йэ´ж:у], егерь [йэ´г’ир’], евнух [йэ´внух];
    • — яхта [йа´хта], якорь [йа´кар’], яки [йа´ки], яблоко [йа´блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — приёмник [пр’ийо´мн’ик], поёт [пайо´т], клюёт [кл’уйо´т];
    • аюрведа [айур’в’э´да], поют [пайу´т], тают [та´йут], каюта [кайу´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а«Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’йу´], деревья [д’ир’э´в’йа], друзья [друз’йа´], братья [бра´т’йа], обезьяна [аб’из’йа´на], вьюга [в’йу´га], семья [с’эм’йа´]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [йид’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [йинва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэврап’ио´иднайа], Евгений [йэ]вге´ний, европеец [йэврап’э´йиц], епархия [йэ]па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [свайивр’э´м’ина], поезда [пайизда´], поедим [пайид’и´м], наезжать [найиж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йиц], учащиеся [уч’а´щ’ийис’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийим’и], суета [суйита´],
    • лаять [ла´йит’], маятник [ма´йитн’ик], заяц [за´йиц], пояс [по´йис], заявить [зайив’и´т’], проявлю [прайив’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’йин’и´т], изъявить [изйив’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйидо´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа´рмарка], но яйцо [йийцо´].

Важно:

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’йи´], на курьих ножках [на ку´р’йи’х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи], нет семьи [с’им’йи´], судьи [су´д’йи], ничьи [н’ич’йи´], ручьи [руч’йи´], лисьи [ли´с’йи]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О], хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильон [пав’ил’о´н], аналогично: почтальон, шампиньон, шиньон, компаньон, медальон, батальон, гильотина, карманьола, миньон и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´лтый], шёлк [шо´лк], целый [цэ´лый], рецепт [р’ицэ´пт], жемчуг [жэ´мч’ук], шесть [шэ´ст’], шершень [шэ´ршэн’], парашют [парашу´т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’]. Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’о´фка], лёгкий [л’о´хк’ий], опёнок [ап’о´нак], актёр [акт’о´р], ребёнок [р’иб’о´нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’э´н’], зеркало [з’э´ркала], умнее [умн’э´йэ], конвейер [канв’э´йир];
    • я – [а]: котята [кат’а´та], мягко [м’а´хка], клятва [кл’а´тва], взял [вз’а´л], тюфяк [т’у ф’а´к], лебяжий [л’иб’а´жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’у´ф], людям [л’у´д’ам ], шлюз [шл’у´с], тюль [т’у´л’], костюм [кас’т’у´м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´л’], бретелька [бр’итэ´л’ка], тест [тэ´ст], теннис [тэ´н:ис], кафе [кафэ´], пюре [п’урэ´], амбре [амбрэ´], дельта [дэ´л’та], тендер [тэ´ндэр], шедевр [шэдэ´вр], планшет [планшэ´т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — зерно [з’ирно´], земля [з’имл’а´], весёлый [в’ис’о´лый], звенит [з’в’ин’и´т], лесной [л’исно´й], метелица [м’ит’е´л’ица], перо [п’иро´], принесла [пр’ин’исла´], вязать [в’иза´т’], лягать [л’ига´т’], пятёрка [п’ит’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: банан — белка,
    • [в] — [в’]: высота — вьюн,
    • [г] — [г’]: город — герцог,
    • [д] — [д’]: дача — дельфин,
    • [з] — [з’]: звон — зефир,
    • [к] — [к’]: конфета — кенгуру,
    • [л] — [л’]: лодка — люкс,
    • [м] — [м’]: магия — мечты,
    • [н] — [н’]: новый — нектар,
    • [п] — [п’]: пальма— пёсик,
    • [р] — [р’]: ромашка — ряд,
    • [с] — [с’]: сувенир — сюрприз,
    • [т] — [т’]: тучка — тюльпан,
    • [ф] — [ф’]: флаг — февраль,
    • [х] — [х’]: хорек — хищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые (жизнь, цикл, мышь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (дочка, чаще, твоей).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим, а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: лев, рай, ноль.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): завод, блюдо, жизнь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: стопка, фишка, костюм, цирк, зашить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ш], снег [с’н’э´к], огород [агаро´т], клуб [клу´п];
  • перед глухими согласными: незабудка [н’изабу´тка], обхватить [апхват’и´т’], вторник [фто´рн’ик], трубка [трупка].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: взбитыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого.
Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесшумный [б’иш:у´мный].
При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэн’з’ийа], рецензия [р’ицеэн’з’ийа], пенсия [пэн’с’ийа], ве[н’з’]ель, лице́[н’з’]ия, ка[н’д’]идат, ба[н’д’]ит, и[н’д’]ивид, бло[н’д’]ин, стипе[н’д’]ия, ба[н’т’]ик, ви[н’т’]ик, зо[н’т’]ик, ве[н’т’]илъ, а[н’т’]ичный, ко[н’т’]екст, ремо[н’т’]ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стаканчик [стака′н’ч’ик], сменщик [см’э′н’щ’ик], пончик [по′н’ч’ик], каменщик [кам’э′н’щ’ик], бульварщина [бул’ва′р’щ’ина], борщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: стенка [с’т’э′нка], жизнь [жыз’н’], здесь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: приезжий [пр’ийэ´жжий], восшествие [вашшэ´ств’ийэ], изжелта [и´жжэлта], сжалиться [жжа´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж», произносятся как двойной твердый согласный [ж:], а «сш» – «зш» — как [ш:]: сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж», «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:]: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч», «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:]: счет [щ’:о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч», «зч» транскрибируется как [щ’ч’]: без числа [б’эщ’ ч’исла´], с чем-то [щ’ч’э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч», «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:]: лётчик [л’о´ч’:ик], молодчик [мало´ч’:ик], отчёт [ач’:о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:]: счастье [щ’:а´с’т’йэ], песчаник [п’ищ’:а´н’ик], разносчик [разно´щ’:ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:]: резчик [р’э´щ’:ик], грузчик [гру´щ’:ик], рассказчик [раска´щ’:ик];
  • жч → [щ’:]: перебежчик [п’ир’ибе´ щ’:ик], мужчина [мущ’:и´на];
  • шч → [щ’:]: веснушчатый [в’исну′щ’:итый];
  • стч → [щ’:]: жёстче [жо´щ’:э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:]: объездчик [абйэ´щ’:ик], бороздчатый [баро´щ’:итый];
  • сщ → [щ’:]: расщепить [ращ’:ип’и′т’], расщедрился [ращ’:э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’]: отщепить [ач’щ’ип’и′т’], отщёлкивать [ач’щ’о´лк’иват’], тщетно [ч’щ’этна], тщательно [ч’щ’ат’эл’на];
  • тч → [ч’:]: отчет [ач’:о′т], отчизна [ач’:и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ч’:и′тый];
  • дч → [ч’:]: подчёркивать [пач’:о′рк’иват’], падчерица [пач’:ир’ица];
  • сж → [ж:]: сжать [ж:а´т’];
  • зж → [ж:]: изжить [иж:ы´т’], розжиг [ро´ж:ык], уезжать [уйиж:а´т’];
  • сш → [ш:]: принёсший [пр’ин’о′ш:ый], расшитый [раш:ы´тый];
  • зш → [ш:]: низший [н’иш:ы′й]
  • чт → [шт], в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт]: чтобы [што′бы], не за что [н’э′ зашта], что-нибудь [што н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’ич’та´т’ил’], почта [по´ч’та], предпочтение [пр’итпач’т’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´шна′], скучно [ску´шна′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´зач’ный], дачный [да´ч’ный], земляничный [з’им’л’ин’и´ч’ный], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн]: местный [м’э´сный], тростник [трас’н’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов лестница, честный, известный, радостный, грустный, участник, вестник, ненастный, яростный и прочих;
    • стл → [сл]: счастливый [щ’:асл’и´вый’], счастливчик, совестливый, хвастливый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск]: гигантский [г’ига´нск’ий], агентский, президентский;
    • стьс → [с:]: шестьсот [шэс:о´т], взъесться [взйэ´с:а], клясться [кл’а´с:а];
    • стс → [с:]: туристский [тур’и´с:к’ий], максималистский [макс’имал’и´с:к’ий], расистский [рас’и´с:к’ий], бестселлер, пропагандистский, экспрессионистский, индуистский, карьеристский;
    • нтг → [нг]: рентген [р’энг’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыбаться [улыба´ц:а], мыться [мы´ц:а], смотрится, сгодится, поклониться, бриться, годится;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: детский [д’э´цк’ий], братский [бра´цкий];
    • тс → [ц:] / [цс]: спортсмен [спарц:м’э´н], отсылать [ацсыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: братца [бра´ц:а], отцепить [ац:ып’и´т’], к отцу [к ац:у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн]: поздний [по´з’н’ий], звёздный [з’в’о´зный], праздник [пра′з’н’ик], безвозмездный [б’извазм’э′зный];
    • ндш → [нш]: мундштук [муншту´к], ландшафт [ланша´фт];
    • ндск → [нск]: голландский [гала´нск’ий], таиландский [таила´нск’ий], нормандский [нарма´нск’ий];
    • здц → [сц]: под уздцы [пад усцы´];
    • ндц → [нц]: голландцы [гала´нцы];
    • рдц → [рц]: сердце [с’э´рцэ], сердцевина [с’ирцыв’и´на];
    • рдч → [рч’]: сердчишко [с’эрч’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: подцепить [пац:ып’и´т’], двадцать [два´ц:ыт’];
    • дс → [ц]: заводской [завацко´й], родство [рацтво´], средство [ср’э´цтва], Кисловодск [к’иславо´цк];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц]: солнце [со´нцэ], солнцестояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здравствуйте [здра´ствуйт’э], чувство [ч’у´ства], чувственность [ч’у´ств’инас’т’], баловство [баластво´], девственный [д’э´ств’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

Использованная литература:

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Подробная информация о фамилии Тверская, а именно ее происхождение, история образования, суть фамилии, значение, перевод и склонение. Какая история происхождения фамилии Тверская? Что значит фамилия Тверская? Откуда родом фамилия Тверская? Откуда произошла фамилия Тверская? Какой национальности человек с фамилией Тверская? Как правильно пишется фамилия Тверская? Верный перевод фамилии Тверская на английский язык и склонение по падежам. Полную характеристику фамилии Тверская и ее суть вы можете прочитать онлайн в этой статье совершенно бесплатно без регистрации.

Происхождение фамилии Тверская

Большинство фамилий, в том числе и фамилия Тверская, произошло от отчеств (по крестильному или мирскому имени одного из предков), прозвищ (по роду деятельности, месту происхождения или какой-то другой особенности предка) или других родовых имён.

Значение фамилии Тверская

Фамилия — это основной элемент, который связывает человека со Вселенной и окружающим миром. Она определяет судьбу человека, основные черты характера и самые значимые события. В фамилии Тверская скрыт опыт, накопленный предыдущими поколениями и предками. По нумерологии фамилии Тверская можно определить жизненный путь семьи, семейное благополучие, достоинства, недостатки и характер носителя фамилии. Число фамилии Тверская в нумерологии — 4. Люди с фамилией Тверская — это упрямые и волевые люди, которые движутся к цели. Число 4 в имени придает его носителю упорство, решительность и достаточную силу. Эти люди не слишком общительны: они тщательно избегают компаний и стараются не тратить свободное время понапрасну. Все дела под их контролем даются с трудом, но этот факт не мешает человеку с фамилией Тверская зачать ребенка.
В их психологической матрице присутствуют элементы меланхолии, которая активно проявляется в сложных ситуациях. Это мыслители, тщательно обдумывающие свои шаги. Они сознательно избегают риска и чаще всего используют проверенные способы достижения цели.

  • Жизненный путь рода и фамилии Тверская.
    Высшие силы наделили носителей фамилии Тверская мощной защитой. Они оберегают этих людей от жизненных трудностей и всевозможных неприятностей. Как только человек начинает двигаться в неправильном направлении, на помощь ему приходит совершенно другой человек и указывает верный путь. Такие люди ценят свою свободу и не терпят навязчивого контроля. Если им создать хорошие условия, то со временем носители фамилии Тверская раскрывают свой потенциал.
    В обычной жизни их называют чудаками и замкнутыми людьми: пока другие думают о развлечениях, четверка вынашивает глобальные планы. Они тяжело переживают свои ошибки и не любят публичных выступлений. В классе они часто становятся лучшими учениками, но избегают положения старосты и лидера группы.
  • Семейная жизнь с фамилией Тверская..
    Чаще всего люди с фамилией Тверская строят свою семейную жизнь на фундаменте любви и понимания. Они не признают браки по расчету и открыто презирают альфонсов. Возможен брак из-за необдуманного секса, в результате которого родился ребенок. В этом случае носитель имени Тверская просто следует своему моральному кодексу и защищает свою кровь. Их не интересуют шумные компании: они с удовольствием меняют их на семейный ужин или просмотр нового фильма в кинотеатре. Они не склонны к изменам и умеют побеждать свои тайные желания. Как правило, их семья материально обеспечена, а в доме царит уют и порядок.
  • Рекомендуемые профессии для фамилии Тверская.
    Носители фамилии Тверская часто увлекаются наукой, поэтому становятся учеными с докторской степенью. Это потенциальные врачи и диагносты: они хорошо разбираются в тонкостях течения болезни, способны найти скрытые причины заболевания. Представители фамилии Тверская могут добиться успеха в законодательной сфере. Они могут быть отличными юристами, адвокатами и судьями. Стремятся к руководящим должностям редко: чаще довольствуются ролью заместителя или ведущего специалиста отдела. При склонности к математическим наукам возможна карьера бухгалтера или экономиста. В бизнесе проявляют себя с плохой стороны: не умеют реагировать на изменения на рынке, плохо чувствуют потенциальные возможности.
  • Свойства человека с фамилией Тверская.
    Фамилия Тверская — решительность, уравновешенность, честность и преданность. Это ответственные люди, которые выполняют все взятые на себя обязательства. Довольно тихие и спокойные люди, которые избегают конфликтных ситуаций.
  • История фамилии Тверская

    Фамилии появлялись в разных социальных слоях в разное время. История фамилии Тверская насчитывает несколько сотен лет. Первое упоминание фамилии Тверская встречается в XVIII-XIX веках, именно в это время в России стали распространяться фамилии от служащих людей и купцов. Первоначально чести получить фамилию Тверская удостаивались только самые богатые и именитые купцы. В это время начинают именоваться многочисленные боярские и дворянские роды. Именно на этот период приходится появление дворянских фамилий. Фамилия Тверская наследуется из поколения в поколение по мужской (или женской) линии. Фоносемантический анализ фамилии Тверская и опрос фокус-группы выявил следующие характеристики и качества: быстрый, тёмный, угловатый, короткий, сложный, безопасный, кладкий, тяжёлый, подвижный, большой. Это ассоциации, которые исторически возникают в сознании людей, когда они слышат фамилию Тверская. Издавна сложилось, что написание фамилии Тверская в русском языке происходит путем добавления 2 сложных частиц «ТВЕР + СКАЯ».

    Суть фамилии Тверская по буквам

    Фамилия Тверская состоит из 8 букв. Восемь букв в их фамилии означают, что они кто угодно, только не прирожденный «семьянин». Такие люди постоянно недовольны существующим положением вещей и всегда находятся в поиске чего-то нового, чего-то яркого, чего-то, чем можно восхищаться. Они сами являются воплощением очарования в самом прямом смысле этого слова: они способны завораживать, очаровывать и поражать воображение. Проанализировав значение каждой буквы в фамилии Тверская можно понять ее суть и скрытое значение.

  • Т — Творческие, чувствительные люди; обладают высокой интуицией, находятся в постоянном поиске истины. Часто желания не совпадают с возможностями. Стремятся все делать быстро, не откладывая на завтра. Требовательны к другим и к себе. Стремление к поиску истины. Переоценка своих возможностей.
  • В — Умение ладить с людьми, простота в общении, реализм; творческая личность, стремится к единению с природой. Многое в жизни человека зависит от его решений.
  • Е — Самовыражение, желание делиться опытом. Выступают в качестве посредника в конфликтах. Проницательны, понимают мир тайн. Разговорчивы. Сильная любовь к путешествиям, в жизни эти люди могут часто менять место жительства, неугомонны.
  • Р — Сопротивляются внешнему влиянию, уверенные в себе, смелые, полные энтузиазма личности. Способны идти на неоправданный риск, авантюрные натуры, склонные к безапелляционным суждениям. Способность идти на риск ради достижения цели. Готовность и потенциал к лидерству.
  • С — Стремятся к достижению материальной стабильности, обладают здравым смыслом; раздражительны, властны, могут быть капризными. Когнитивность, желание довести любое дело до конца, умение докопаться до истины. Понимают свое жизненное предназначение. Способность приспосабливаться к обстоятельствам.
  • К — Характеризует людей выносливых и принципиальных. Легкость, способность быстро браться за любую работу и приобретать новые знания. Люди с этой буквой в имени способны хранить чужие секреты. Девиз в жизни: все или ничего. Выносливость и сила духа. Чрезмерная конкретность и отсутствие полутонов.
  • А — Самая сильная и яркая буква кириллического алфавита. Люди с этими буквами в фамилии всегда стремятся к лидерству. Часто они соревнуются сами с собой. Указывает на желание что-то изменить, достичь наивысшего уровня комфорта в физическом проявлении и в духовном.
  • Я — Желание достичь цели, иметь чувство собственного достоинства, добиться любви и признания окружающих. Интеллект. Способность обращать ситуации в свою пользу. Лидерство и активность.
  • Написание и перевод фамилии Тверская

    В русском языке правильное написание этой фамилии — Тверская. В английском языке перевод фамилии Тверская может быть осуществлен следующим образом — Tverskaya.

    Склонение фамилии Тверская по падежам

    Падеж Вопрос Фамилия
    Именительный Кто? Тверская
    Родительный Нет Кого? Тверской
    Дательный Рад Кому? Тверской
    Винительный Вижу Кого? Тверскую
    Творительный Доволен Кем? Тверской
    Предложный Думаю О ком? Тверской

    Видео про фамилию Тверская

    Вы согласны с описанием фамилии Тверская, ее происхождением, историей образования, значением и изложенной сутью? Какую информацию о фамилии Тверская вы еще знаете? С какими известными и успешными людьми с фамилией Тверская вы знакомы лично? Будем рады обсудить фамилию Тверская более подробно с посетителями нашего сайта в комментариях.

    Если вы нашли ошибку в происхождении, значении, истории, cути, написании, переводе или склонении фамилии, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


    В рамках Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Детская книга в цифровую эпоху» участники смогли пообщаться на актуальные темы детского чтения с томской писательницей, членом Союза писателей России Татьяной Ефремовной Мейко.

    В открытом диалоге специалисты и студенты получили возможность узнать о начале творческого пути автора и о том, как создавались первые ее произведения и иллюстрации к ним.

    «Я пишу и для детей, и для взрослых, но так получилось, что основной мой жанр – сказки. С самого детства я писала стихи, затем перешла на фантастические рассказы. Так что мой творческий путь был уже предопределен», – рассказывает Татьяна Ефремовна.

    Первую сказку «Последние звездопадинки» писательница создала ещё в 16 лет, тогда ее произведение опубликовали два московских журнала.

    Некоторые свои сказки Татьяна Ефремовна оформляла сама: сложно найти профессионального художника, который увидит то же, что и автор. Помимо прагматического аспекта, в создании иллюстраций к своим книгам писательница отмечает и эмоциональный: ей нравится сам процесс и возможность оригинального подхода к нему. Первая книга «Пестрые пёрышки» была оформлена картинами из перьев, которые создавала преподаватель Татьяны Ефремовны Нина Борисовна Реморова.

    Также томская писательница рассказала участникам встречи об издании «Сказки среднего мира», содержащем переработанные произведения по фольклорным мотивам народов севера. А по её книге «Фрайтаг» изучают немецкий язык: в этом сборнике собраны сказки немецкого фольклора, которые любит сама Татьяна Ефремовна. Гостья конференции также вспомнила, что в юности одно из ее произведений было опубликовано в газете ТГПИ «Советский учитель».

    Разговор с автором завершился словами благодарности и обменном мнениями о современной детской литературе. Продолжится научное событие в стенах Томского государственного педагогического университета работой трех секций: «Творчество А.М. Волкова в контексте развития детской и young adult литературы», «Феномен детской книги сегодня», «Психолого-педагогический потенциал чтения в цифровую эпоху».

    Ещё новости о событии:

    WhatsApp Image 2021-12-03 at 18.40.16 - ТГПУ

    Итоги Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Детская книга в цифровую эпоху» ТГПУ

    3 декабря завершилась Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Детская книга в цифровую эпоху».
    20:42 03.12.2021 ТГПУ — Томск

    WhatsApp Image 2021-12-03 at 17.36.15 - ТГПУ

    Библиотечные практики: мотивации к чтению? Чтение и современная библиотека: как сохраняется связь

    Завершающим научное обсуждение мероприятием Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Детская книга в цифровую эпоху» ТГПУ стал круглый стол «Чтение и сопутствующие ему социокультурные практ
    19:33 03.12.2021 ТГПУ — Томск

    WhatsApp Image 2021-12-02 at 19.16.03 - ТГПУ

    Детская книга в цифровую эпоху: международная конференция ТГПУ к 130-летнему юбилею писателя А.М. Волкова

    2 декабря 2021 года в Томском государственном педагогическом университете начала работу Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Детская книга в цифровую эпоху».
    20:13 02.12.2021 ТГПУ — Томск

    WhatsApp Image 2021-12-02 at 19.19.28 - ТГПУ

    Как пишутся детские книги: встреча с писателем Т. Мейко

    В рамках Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Детская книга в цифровую эпоху» участники смогли пообщаться на актуальные темы детского чтения с томской писательницей,
    20:12 02.12.2021 ТГПУ — Томск

    01 - ТГПУ

    О творчестве А.М. Волкова, феномене детской книги и потенциале цифрового чтения – на конференции ТГПУ

    Работа первого дня Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Детская книга в цифровую эпоху» была организована в рамках пленарного заседания,
    20:11 02.12.2021 ТГПУ — Томск

    randpoint10

    2-3 декабря в Томском государственном педагогическом университете состоится Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская книга в цифровую эпоху».

    Педагогов Томской области приглашают принять участие во  Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Детская книга в цифровую эпоху» , которая состоится в очном и онлайн форматах.
    12:45 02.12.2021 Город Томск — Томск

    Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Детская книга в цифровую эпоху» - Департамент общего образования

    Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Детская книга в цифровую эпоху»

    Педагогов Томской области приглашают принять участие во Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Детская книга в цифровую эпоху» ,
    11:36 02.12.2021 Департамент общего образования — Томск

    Новости соседних регионов по теме:

    Филиппа Пирс - ЦГДБ им. А.С. Пушкина

    Волшебный сад Тома

    Филиппа Пирс (1920-2006) – английская детская писательница, чьё творчество неизвестно российскому читателю.
    11:34 03.12.2021 ЦГДБ им. А.С. Пушкина — Саров

    Фото: pixabay.com - Район Лианозово СВАО Москвы

    Найти свою музу для написания романа помогут в библиотеке на Алтуфьевском

    В субботу, 11 декабря, в библиотеке № 57, расположенной на Алтуфьевском шоссе, проведут встречу с детской писательницей Софьей Ремез.
    21:41 02.12.2021 Район Лианозово СВАО Москвы — Москва

    Нажмите для просмотра в полном размере... - ТЦБС г.о. Серпухов

    В честь дня рождения писателя в Детском саду п. Мирный 24 ноября состоялось тематическое занятие «Н.Носов.

    Носов – детских книг творец.
    Ну, какой он молодец!
    Много книг смешных,  чудесных
    Написать он нам успел.
    11:20 02.12.2021 ТЦБС г.о. Серпухов — Серпухов

    randpoint9

    Акция с рекомендациями новых
    книг «Литературное ассорти»

    30 ноября — День читателя. Сегодня праздник всех любителей чтения! Всех, кто читает книги, журналы, газеты, художественную, научно-популярную литературу…
    08:52 02.12.2021 ЦБС Балахнинского района — Балахна


    Когда в товарищах согласья нет,

    на лад их дело не пойдет,

    и выйдет из него не дело, только мука

    (И.
    Томская неделя

    Внимание, пиротехника! - Администрация ЗАТО Северск
    Приближаются новогодние праздники, когда при проведении мероприятий широко используются пиротехнические изделия.
    Администрация ЗАТО Северск

    Томича будут судить за нападение на полицейского во время проверки документов - ГТРК Томск
    37-летний томич предстанет перед судом за нападение на сотрудника полиции при исполнении.
    ГТРК Томск

    Томский губернатор вручил государственные награды - Администрация Томской области
    Сегодня, 27 декабря, губернатор Томской области Сергей Жвачкин вручил в администрации региона государственные награды.
    Администрация Томской области

    1734542570 9f8d5 - Научно-клинический центр
    В Северскую клиническую больницу ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России централизовано ФМБА России осуществлена поставка инактивированной вакцины против новой коронавирусной инфекции COVID-19 «КовиВак» в количестве 4 000 комплектов (п
    Научно-клинический центр

    В новогодние каникулы медучреждения Северска будут работать по специальному графику - ZATO-Govorim.Ru
     

    С 31 декабря 2021 года по 9 января 2022 года отделения Северской клинической больницы будут работать по специальному графику.
    ZATO-Govorim.Ru

    Северский театр для детей и юношества приглашает! - Администрация ЗАТО Северск
    В Новогодние каникулы зрителей приглашают на зимнюю сказку «Веселый маскарад».
    Администрация ЗАТО Северск

    Об открытии в Северске новой модельной библиотеки - Администрация ЗАТО Северск
    27 декабря в Северске состоялось официальное открытие новой модельной библиотеки по адресу ул.
    Администрация ЗАТО Северск

    Инклюзивная акция «Музейная кругосветка» - Томский областной краеведческий музей
    С 21 по 23 декабря 2021 г. в Томском областном краеведческом музее прошла инклюзивная акция «Музейная кругосветка».
    Томский областной краеведческий музей

  • По съебам как пишется
  • По таджикски я тебя люблю как пишется
  • По сырому как пишется правильно
  • По сюжету какой сказки написана картина иван царевич на сером волке
  • По твоему делу как пишется