По толстому как пишется

Композитор алексей рыбников выпускает оперу-драму le prince andre по роману льва толстого война и мир. премьера состоится 18 и 19

Композитор Алексей Рыбников выпускает оперу-драму Le prince Andre по роману Льва Толстого «Война и мир». Премьера состоится 18 и 19 мая в театре Et Cetera в Москве.

 Алексей Львович, с 2010 года вы работаете над музыкальным оформлением «Войны и мира». Как за это время менялось отношение к роману Толстого?

— На самом деле эта идея возникла гораздо раньше, в начале двухтысячных. Но тогда я оставил ее. Во-первых, существует версия оперы Прокофьева, а во-вторых, я не знал, как сделать историю «Войны и мира» интересной для современной аудитории в жанре музыкального театра. Потом, в 2012 году, когда был юбилей, что-то опять оживилось, возник трехактный набросок. Это были эскизы разных сцен, не собранных еще, думал их подсобрать к 2012-му, но тоже не случилось, да и не было средств (постановка ведь дело дорогое). Трехактная постановка предполагала огромный оперный театр. Я тогда работал над симфоническими произведениями, виолончельным концертом, снимал музыкальные фильмы. И вот наступила пандемия, меня заперли за городом. Время на даче не прошло даром: я по-новому посмотрел на музыкальный материал, понял, что нужен динамичный сюжет, то есть не в три акта, а в два, по 45–50 минут, и надо сделать очень напряженной драматургию. Много было дописано прошлой весной. В мае закончил запись этого произведения в своем собственном исполнении. В процессе работы я обязательно делаю модель: у меня записаны оркестровые сопровождения на семплах, и я спел все партии. Так возникла основа, и в сентябре мы начали репетировать. Поскольку из-за пандемии не было гастролей, а актеры не были заняты в других проектах, мы смогли очень плотно работать. В декабре сыграли первую версию спектакля, далее назначили премьеру на май, а сейчас возникли некоторые новые идеи — мы усовершенствовали постановку. Будем еще репетировать, а 18 и 19 мая представим спектакль публике.

 Сколько раз вы перечитывали роман Толстого?

— Во-первых, Толстой к этому роману относился не очень хорошо. Знаете, как художник порой думает: ну, написал и написал. Во-вторых, он отрицательно относился к балету, опере и музыкальному театру. Мне хотелось угодить Толстому в том смысле, что у нас есть и балет, и опера, и музыкальный театр. Я понимаю, что его раздражала в то время  искусственность, ненатуральность, неестественность музыкального театра. И вообще, на мой взгляд, он не очень его понимал. Поэтому наш спектакль — не опера и не рок-опера, а «опера-драма».

Вначале я выбрал для себя сюжетную линию — судьбу князя Андрея Болконского, который для меня всегда был главным героем этого замечательного романа. Судьба его интересна: он не принимал высший свет, бежал на войну, чтобы уйти от общества; дальше мы показываем его уход, поиски, желание состояться в жизни. У него не получилось добыть военной славы. Да, упал, сраженный, с военным знаменем в руках, но это была не та слава, о которой он мечтал. Смысл жизни он видел в любви к Наташе, но она его предала. Когда же началась война 1812 года, он пошел просто защищать Родину, погиб, попрощавшись и признавшись в последний раз в своей любви к Наташе, которая просила прощения, а для него любовь была важнее, чем прощение. Как потрясающе Толстой показал любовь Болконского к Наташе! Наташа потом, как мы знаем, обрела бытовое счастье с Пьером. Меня это поражало с самого первого прочтения «Войны и мира», вся эта история любви и предательства. Здесь даже не предательство любви, а утрата чего-то настоящего, высокого — вот в чем трагедия. И все заканчивается такой обыденной жизнью. И это самая главная точка в опере, душераздирающее чувство, когда из жизни уходит высокое и прекрасное, без чего она становится бессмысленной.

Эти перипетии меня очень увлекли, и я захотел сделать невероятное: вместить в свое произведение и Аустерлиц, и Бородино, и Отрадное, и салон мадам Шерер, и финальную сцену. У нас и Аустерлицкое, и Бородинское сражения происходят. Два батальных эпизода обычно стараются не показывать на сцене, потому что это неблагодарное занятие, а мы взяли и сделали в нашей постановке.

И у нас есть то, чего нет в романе, но мне необходимо было это показать, — коронация императора Наполеона в Париже и приезд Александра I в Париж после победы. Тот момент, когда он передавал пленных. Когда наши войска дошли до Парижа и мы благородно отдали пленных, российский император гарантировал свободу собраний французам. Мне была интересна линия противостояния Наполеона и Александра, фактически противостояние Европы и России. Вспомним такой исторический момент: Наполеон говорит о том, что Европа должна объединиться, никаких границ между европейскими странами не должно быть, каждый может путешествовать как захочет. Его задумка, как видим, уже осуществлена. И слова Наполеона о том, что в России очень много церквей и это говорит об отсталости России, что так происходит только в отсталых странах мира, — только у них такая истовая вера. Он пренебрежительно об этом говорил. То есть у нас много острых, современных аспектов, и нам было важно донести их до зрителя.

 Как вам удалось сконцентрировать все внимание зрителя на образе Андрея Болконского?

— Есть закон, который мне рассказывал один режиссер: «Зрителю интересно наблюдать не за чередой разных событий, даже самых ярких и интересных, а занимательно наблюдать за изменениями главного героя: его эмоционального состояния, ситуаций, в которые он попадает…» Герой не должен быть однообразным, его состояние должно меняться. Если нет этого связующего звена – главного героя, который попадает в разные ситуации: война, бал и так далее, то рассыпается буквально все.

— Мы знаем пример Юрия Норштейна, который уже не первый год работает с темой «Шинели» Гоголя и буквально увяз в ней, говорит, что работу эту, скорее всего, никогда не закончит. У вас, кажется, наоборот. В вашем авторском прочтении романа Льва Николаевича Толстого поставлена точка.

— И поставлена точка, заметьте, не мной, а самим Толстым. У меня первая сцена – «Салон мадам Шерер» начинается с первой фразы романа на французском языке. Для меня изначально важно начало романа Толстого, которое иногда почему-то пролистывают. Напротив, там очень многие «нити» завязываются. А заканчивается наша опера последней сценой из романа Толстого, когда Наташа Ростова встречает Пьера после его отлучки, где происходит разговор ни о чем, у них с Наташей тихое семейное счастье, и они уходят к своим детям. Этим заканчивается и роман. Так что у нас все точно по Толстому — с первой до последней сцены.

— Это очень тонкий подход к русской классике, когда берется литературное произведение без примесей рифмованного текста либретто. Ваша опера-драма  больше исторический или культурный проект?

— Ни в коем случае не исторический, а самый что ни на есть культурный проект. Сейчас все искусство, и театральное в особенности, мне кажется, зашло в тупик… И режиссеры, и композиторы потеряли некий эмоциональный контакт с живой аудиторией, они интересны лишь самим себе, сидят в «башне из слоновой кости». И все стили, которые провозглашаются как современные, увы, не новы, я все это 20 и даже 30 лет тому назад уже видел. Тупиковая ситуация. Возникает вопрос: куда же дальше двигаться в музыке? Куда двигаться в театре? То есть был классицизм, романтизм, модернизм, и постмодернизм тоже давно был и прошел, а новое — как чистый белый лист. И название этому стилю никакого не придумано. У меня в опере, безусловно, классическая основа, но присутствуют элементы рок-музыки: в салоне мадам Шерер используется практически рэп, есть и другие музыкальные приемы, например сонористика, додекафония. Все это есть, все это слито воедино, но в консервативном смысле этого слова (а консерватизм заключается в эмоциональном живом воздействии на зрителя) надо просто, чтобы присутствовал элемент сопереживания герою. В XXI веке должны быть развязаны руки, не должно быть закрепощения в минимализме или постмодернизме каком-нибудь. Для меня опера-драма по «Войне и миру» не только культурный манифест, но предъявление некоего стиля, который может следовать за постмодернизмом. Не ограничивайте себя ничем, пишите просто, чтобы это было эмоционально интересно зрителю.

 Мне кажется, в вашей постановке слились воедино явление русского духа и русского чуда. Какие основные идеи вы хотели бы донести до зрителя?

— Сейчас много говорится о новых моральных и духовных ценностях. А со старыми тогда что делать? Это то, что было написано в Библии, то, что известно давно. Человечество живет тысячелетия с этими базовыми ценностями. А теперь давайте отменим старые ценности и найдем новые, которые отрицают все старое, переворачивают все на 180 градусов и ломают сознание нормального человека, который не может понять, кто его родители или какой у него пол, например. Это я говорю не с точки зрения своего возраста и традиционного мышления. Нет. Дети рождаются с этими глубинными, старыми ценностями: любовь к маме, папе, создание семьи и так далее. Так вот в основе нашей оперы-драмы мощное, безапелляционное утверждение вечных ценностей, которые не могут быть изменены просто так. Природа человека именно такова. Вечные ценности — это самое важное!

— С какими трудностями вы сталкивались в процессе работы: техническими, организационными?

— Трудности вот в чем. Когда я только представлял этот спектакль, то понимал, что это очень сложно постановочно сделать, — масса декораций, ведь театр наш традиционный. Мы пошли по пути исторических костюмов. Их у нас много: французские и русские мундиры, мантия и корона Наполеона, причем не бутафория —  мы купили для спектакля настоящую корону XIX века, не Наполеона, конечно, а просто корону.

Создавать зрительный образ — это мучительно долгий процесс. Мы искали подходящие видеоинсталляции, которые должны были не довлеть над всем, но создавать нужную атмосферу. Технически мы рассчитывали так: если у нас нет своей сцены, то это должно быть подвижно и легко. И, как ни странно, вся эта подвижность и облегченность на сцене создает динамику в спектакле. У нас колоссальное количество сцен! Знаете, бывает, выставляется одна-единственная конструкция на все время спектакля, где все происходит. У нас ровно наоборот: вот только что закончился салон мадам Шерер, потом Нотр-Дам с коронацией Наполеона, после идет Аустерлиц, после Аустерлица мертвое ночное поле, потом Отрадное, потом бал, потом сцена сватовства к Наташе. Это все визуально разные картины, их смена должна быть мгновенной. Раньше это было невозможно, а сейчас, слава Богу, есть лазерные проекторы. Мы использовали много светового и проекционного оборудования, но тем не менее и каждый предмет на сцене имеет большое значение.

Трудно было собрать актеров в разгар пандемии, чувствовалась в актерской среде депрессия, ведь они перестали выступать, репетировать… Надо было преодолеть инерцию, внедрить в сознание людей эти образы. Так было и с «Юноной и Авось». Понимаете, когда есть сопротивление, добиться, чтобы это стало живым организмом, очень сложно. Иногда актеры поют, произносят текст, но эмоции почему-то не возникают. Чтобы эмоционально и духовно раскачать артистов в условиях коронавирусного кризиса, пришлось преодолеть некий психологический барьер. И мы, к счастью, благополучно прошли этот путь.

 А настолько живописны сцены в вашей опере-драме! С балеринами — это явный Дега, Аустерлиц — Верещагин…

— У нас Отрадное — это видоизмененная картина Куинджи (улыбается). Вообще, жанр этот нами заявлялся в самом начале: живые картины. Сейчас мы отошли от такого подхода. У нас представлены разные исторические интерьеры, или «реплики», свой взгляд на классические картины. У нас по-разному решается каждая сцена. Так, в Бородино мы взяли принцип силуэтов. То есть на светлом фоне видны черные силуэты солдатиков, мы сделали всю сцену из Бородино в стиле картин того времени. А где-то использовали исторические интерьеры. Это была очень интересная, увлекательная экспериментальная работа.

— В постановке все продумано до мелочей, поражает само воплощение идеи… Долго ли писался основной мотив оперы-драмы — Je t’aime, Natasha? Так красиво и нежно.

— Это уже мое стихотворное творчество. И когда балет танцует, там звучит тема: «Да, да, да, да, я вас люблю». Я не могу сказать, что я сочинил эти слова, они общеизвестны. Ни в коем случае это не происходит долго, это пишется в одно мгновение. Когда сочинилась мелодия, я подумал: а что можно спеть на нее? И кроме этих слов, мне ничего в голову не пришло. Оказалось, что это очень важные, ключевые слова в нашей опере-драме.

— Я отметил для себя хореографию, пластику, вокальные номера, исторические костюмы. Кто вам помогал в работе?

— Павел Щелканов делал видеоинсталляции. Жанна Шмакова была главным балетмейстером. Вначале мы вообще думали, что это будет «опера-драма-балет», но балетных сцен у нас не так много, тем не менее нам понадобилась балетная труппа, потому что в спектакле балетмейстером серьезные задачи поставлены. Поющие актеры ведь это не станцуют! Работали мы с нашим постоянным режиссером Александром Рыхловым. Это мой пятый авторский проект. Первый был театральный — «Литургия оглашенных», потом три фильма, где я вообще все делал и придумывал сам, и вот пятый — «Война и мир». В этот раз воплощать приходится не в одиночку, разумеется. Нужен большой коллектив, и помощь тоже нужна.

— 1819 мая состоится премьера оперы-драмы Le prince Andre в Москве. На какой сцене это будет происходить? Зарубежные гастроли вы планируете?

— Планируем, ведь нас уже многие спрашивают об этом. Надо, чтобы в Москве все удачно прошло, тогда мы сможем ездить куда угодно. Премьера состоится в театре Et Сetera под художественным руководством Александра Калягина. Там и атмосфера определенная, которая поможет нам окунуться в начало XIX века. И вообще это замечательный театр, один из лучших в России.

В детстве Вив Гроскоп думала, что она русская: ее фамилия слишком уж отличалась от тех, которые носили ее одноклассники. Это потом она поняла, что Гроскопы не имеют никакого отношения к России, но к тому времени уже успела заразиться любовью к русскому языку и культуре. Сегодня Гроскоп — видная британская журналистка, которая пишет об искусстве, литературе и поп-культуре. Она ездит по стране со стендапами, читает лекции и сочиняет книги. Одна из последних, «Anna Karenina Fix» (или в русском переводе «Саморазвитие по Толстому»), — своего рода «инструкция по выживанию с помощью подсказок, спрятанных в русской классике». Игорь Кириенков обсудил с Гроскоп, как она учила язык, за что не любит Набокова и в чем сила нашей литературы.

Вы учились в Санкт-Петербурге в начале 90-х — время, про которое в России часто говорят штампами: либо «лихие», либо «свободные». Каким вам показался город и его жители?

Когда я впервые приехала в Россию в 1992-м, мне было 19 лет. Я выросла в маленькой деревне в Англии, и Петербург стал для меня первым большим городом в жизни — мне было совершенно неважно, что это постсоветская Россия. Теперь, вернувшись сюда много лет спустя и видя, насколько быстро все изменилось, я понимаю: это была другая планета; страна, которой больше не существует. Сейчас этот период считают диким, а тогда я назвала бы его свободным. Все мои друзья постоянно говорили: «В России все можно». Не было никаких законов, все было свободно — и для русских, и для иностранцев. Да и я была довольно наивная и молодая. Это было странное время еще и потому, что молодежь моего возраста, которая выросла в Советском Союзе, не думала, что когда-нибудь встретит кого-то с Запада. Для многих людей, с которыми я тогда познакомилась, я была первой иностранкой, которую они видели в своей жизни. И когда я стала немножко лучше говорить на русском языке, никто не верил, что я не литовка и не латышка, что я из Англии.

Как вас учили литературе: скорее, объясняли, «что хотел сказать автор», или больше обращали внимание на стиль?

В школе в Англии мы вообще не изучали русских классиков: это не входило в программу, и учителя предполагали, что мы будем читать их в свободное время. Когда мне было 14–15, я стала читать «Анну Каренину», «Войну и мир» и «Преступление и наказание» для себя, потому что хотела заниматься русским языком. В 18 — уже в Кембридже — я начала его учить. Там очень суровая программа: первая неделя — алфавит, вторая — «Медный всадник», третья — «Герой нашего времени».

Это было невероятно трудно: когда я занималась французским, немецким и испанским в школе, акцент был на устной речи. А в конце первого года в Кембридже у нас был тест на 50 вопросов, и я смогла правильно ответить только на один: я единственная в классе знала слово «полотенце». Все наши знания были связаны с литературой, а вот как сказать «принимать душ» или что-то такое — нет, этому нас не учили.

Вив Гроскоп

Вив Гроскоп

© steve ullathorne

А как вы попали в русский Vogue?

Мы познакомились с Аленой Долецкой в 1998 году: появился русский Vogue, и я взяла у нее интервью. Они планировали большой праздник, но из-за кризиса его пришлось отменить. Через два-три года я стала писать для Vogue как внештатный корреспондент в Лондоне. Других заграничных авторов переводили; у меня была амбициозная идея писать сразу по-русски, но от нее пришлось отказаться. Я брала интервью у голливудских знаменитостей вроде Гвинет Пэлтроу, дизайнеров типа Стеллы Маккартни или просто известных русских.

Среди прочих вы общались с вдовой Александра Литвиненко — Мариной, — но это уже явно было не для Vogue?

Да, уже примерно 15 лет я сотрудничаю с The Guardian, The Observer и Financial Times. Для них я в том числе разговариваю с русскими людьми, которые воплощают какой-то феномен, — например, с Людмилой Петрушевской или Сергеем Лукьяненко.

Русская литература гораздо моложе европейских и, по сути, укладывается в два столетия. Насколько эта ее юность ощущается читателем, который вырос в другой — куда более древней — культурной традиции?

При всех наших предубеждениях мы точно не думаем, что Толстой, Достоевский, Чехов, Набоков в сравнении с Шекспиром литературные дети. Напротив, для нас это взрослые в семье. Это связано и с объемом текстов: Шекспир сочинял маленькие пьесы или сонеты, а «Война и мир», «Анна Каренина», «Доктор Живаго» — громадные, длинные, тяжелые книги. Нет, мы точно не относимся к вам как к подросткам.

Антон Чехов и Лев Толстой, 1903

Антон Чехов и Лев Толстой, 1903

© Фотохроника ТАСС

Меня очень удивила в вашей книге глава про Пушкина — точнее, то, что для западной аудитории это элитарный писатель, которого побаиваются читать. Неужели во всем виноваты Набоков и критик Эдмунд Уилсон, которые в 60-е так бурно спорили о переводе «Евгения Онегина» на английский?

Да, их дискуссия о том, чей перевод лучше и кто вообще имеет право рассуждать о Пушкине, во многом объясняет, почему люди обходят этого автора стороной: у него репутация писателя для академиков — ну, или для тех, кто знает язык. Я и сама очень поздно пришла к Пушкину, и то только потому, что учила русский. Пушкин очень похож на Шекспира — его невероятно трудно переводить. Особенно когда в стихах.

Русскую классическую литературу часто упрекают в недостатке сюжетности: все слишком медленно и многословно; как правило, это книги, в которых как будто ничего не происходит. Вы согласны с этим наблюдением?

Я обожаю романы, в которых ничего не происходит. Недавно меня выгнали из книжного клуба, потому что я выбирала для обсуждения книги без событий: например, человек живет в Нью-Йорке и каждую неделю ходит к психотерапевту. Для меня это совершенная книга. Я думаю, что роман и существует для того, чтобы проливать свет на психологию человека, и тут не надо, чтобы что-то постоянно происходило. По-моему, в этом и заключается сила русской литературы — показывать наш внутренний мир.

Пару лет назад у вас был проект «100 лет русской сатиры». Вы там про кого рассказывали? Как это вообще было устроено?

Это был цикл радиопередач для BBC, который вышел к столетию революции. Я пыталась выяснить, что такое русский, советский юмор и можем ли мы в Британии его понять и оценить, есть ли у наших шуток общие корни. Я брала интервью у разных людей и просила рассказать анекдот, спрашивала, нужна ли цензура для того, чтобы получалась яркая сатира. Со стендапом выступал современный русский комик Игорь Меерсон. Еще у меня был сборник советских анекдотов на русском языке, которые я читала перед английской публикой. Одни показались людям очень смешными, другие не вызвали никакой реакции.

А русская литература, в целом, смешная?

Для меня комедия — это прежде всего детали. Поэтому я очень люблю Гоголя — он разглядывает мир под микроскопом и подмечает какие-то невероятно смешные подробности: как человек ест, как что-то выходит у него из носа, как неправильно лежат его волосы. В общем, прекрасно изучает своих героев.

Николай Гоголь. Портрет кисти Федора Моллера, 1840

Николай Гоголь. Портрет кисти Федора Моллера, 1840

© ru.wikipedia.org

Еще одно клише про русскую классику — ее невероятная консервативность. Скажем, считается, что проблемы женской эмансипации интересовали писателей второго ряда (простите, Герцен и Чернышевский!), а главные авторы ее игнорировали — или высмеивали. Вам как кажется, та же «Анна Каренина» — феминистское произведение?

Тут важно отметить, что когда я впервые читала эти книги, таких вопросов ни у меня, ни у моих преподавателей даже не возникало; сейчас это стало очень важно. По-моему, «Каренину» можно рассматривать и с этой — феминистской — точки зрения. Я в книге предлагаю такую теорию: Анна — часть самого Толстого, портрет страдающего человека, который совершил ошибку и старается с ней как-то жить. И здесь не так существенно, что она женщина, главное, что она человек. Мне кажется, это и есть феминизм. Если Анна и правда часть Толстого, это очень сильный шаг, хотя и бессознательный, так что я бы не сказала, что сам Толстой — феминист. После публикации книги он от нее, по сути, отрекся, потому что на каком-то уровне понял, что раскрылся, слишком много о себе рассказал, и это ему совсем не понравилось.

Вы писали рекапы (короткие разборы серий. — «РБК Стиль») на новую «Войну и мир» с Полом Дано. У вас есть любимый фильм или сериал по русскому классическому произведению?

Могу говорить только про английские версии — в остальных плохо разбираюсь. Сериал по «Войне и миру» мне очень понравился, хотя я знаю, что здесь его многие не приняли. Можно было бы, наверное, еще два часа добавить — получилось немножко скомканно. Я обожаю «Анну Каренину» с Кирой Найтли — это очень красивый фильм, в котором операторская работа важнее сценария, — ну и Джуд Лоу в роли Каренина замечательный. Еще я люблю «Доктора Живаго» с Омаром Шарифом, пусть он и старомодный.

Джуд Лоу и Кира Найтли в фильме «Анна Каренина», 2012

Омар Шариф и Джули Кристи в фильме «Доктор Живаго», 1965

Джуд Лоу и Кира Найтли в фильме «Анна Каренина», 2012

© kinopoisk.ru

Омар Шариф и Джули Кристи в фильме «Доктор Живаго», 1965

© kinopoisk.ru

Как складывались ваши отношения с переводчиком «Саморазвития по Толстому» Дмитрием Шабельниковым? Это ведь довольно удивительная коллизия: зная язык, сочинить книгу о русской литературе, а потом наблюдать, как ее переводят.

О, Дмитрий — прекрасный человек, просто бог. Без него я бы не стала публиковать эту книгу в России. В хороших переводчиках есть какая-то магия: они должны не просто ловить слова, а переводить тебя — что ты имела в виду и как бы сказала это на русском языке. И да, это такое странное ощущение — читать свои собственные слова на правильном, свободном русском языке. У нас с Дмитрием были очень красивые отношения. Мы немножко ссорились. Попадались непереводимые шутки; встречались места, которые оказались совсем не такими смешными, как я думала. Вообще, перевод — как и начитывание книги для аудиоверсии, например, — жестокое испытание. Ты вдруг думаешь: «Ну что это за ерунда?» Или: «Слишком много повторов». Но все равно это было интересно, и, я думаю, получилось очень хорошо.

В книге разбираются 11 произведений 10 авторов. А кто в книгу не попал?

«Лолита» Набокова, которую я читала только по-английски. Редактор сказала: «Как можно писать книгу про русских классиков, не включая Набокова?» Я ответила, что не хочу; к тому же я не изучала его в университете: 20 лет назад Набоков был приписан к кафедре американской литературы. В итоге редактор меня заставила, и я очень долго старалась. «Саморазвитие по Толстому» посвящено жизненным урокам, которые можно почерпнуть из классики, но что можно взять из «Лолиты»? Это очень интересный вопрос, но чтобы на него ответить, нужна целая жизнь — или целая книга. Да и сам Набоков для меня очень сложный (хотя и интересный) писатель. Я думаю, не существует другого такого автора, который одинаково успешно писал на русском и английском; а еще перевод «Онегина» этот; ну, просто гений. Но у меня нет к нему теплых чувств, я не могу к нему приблизиться. В итоге глава получилась плохой, и редактор посчитала, что лучше без нее.

Еще я хотела написать про книгу Ирины Ратушинской «Серый — цвет надежды», которая тут вышла в очень красивом переводе и которую я очень люблю. Но редактор сказала, что у нас и так есть про ГУЛАГ — «Один день Ивана Денисовича».

Обложка книги Вив Гроскоп «Саморазвитие по Толстому»

Обложка книги Вив Гроскоп «Саморазвитие по Толстому»

© Individuum

В книге вы обнаруживаете знакомство не только с русской литературой, но и с другими сторонами национальной культуры — взять хотя бы похороны. А как вам русское искусство и кино?

Когда я приехала сюда в 1992-м, русские друзья захотели показать мне все прекрасное русское: и Тютчева, и Брюсова, и Айвазовского, которого я тогда вообще не знала. Для меня это было огромное открытие: пойти в Эрмитаж или Третьяковскую галерею и понять, что русское искусство такое богатое — и такое неизвестное. Из художников я очень люблю Врубеля, а что касается кино, то вот Тарковского мне сложно воспринимать — я только сейчас начинаю это делать. В русской советской культуре последних ста лет есть такие герои и произведения — Тарковский, Высоцкий или «Мастер и Маргарита», — значение которых трудно осознать со стороны: нужно погружаться в историю, читать биографии авторов.

При этом в своем инстаграме вы выложили фото Аллы Пугачевой. А про нее вы откуда услышали?

Если человек изучает русский и живет в России, он не может не знать, кто такая Пугачева. Я узнала про нее в 1992 году: мои русские друзья пели песню «Superman» и шутили, что меня надо так же учить русским выражениям — «супер-супер-супермэн, балалайка». Пугачева интересна мне как феномен, связывающий советские времена и современность; ее вечная карьера. Я думаю, в этом смысле она похожа на американскую певицу Долли Партон: легенда, которую невозможно уничтожить.

На русский недавно перевели две книги Элиф Батуман — писательницы, которая тоже изучала русскую литературу и которую вы благодарите в послесловии. Какие у вас с ней отношения?

Мы познакомились с Элиф 10 лет назад, когда я взяла у нее интервью в связи с выходом «Бесов». Она очень сильно повлияла на меня — как и биограф Толстого Павел Басинский. Я одновременно читала «Бесов» и «Бегство из рая» и стала думать, что бы я могла написать на эту тему. Их успех доказал мне, что для книг о чтении есть аудитория. Еще до встречи с Батуман у меня была идея — рассказать о том, что значит быть читателем русской литературы и какую роль писатели играют в нашей жизни: таких личных отношений у нас не бывает ни с кем. Я очень хотела об этом написать, и вот выяснилось, что люди понимают, что это такое. Это дало мне надежду.

Молодежь моего возраста, которая выросла в Советском Союзе, не думала, что когда-нибудь встретит кого-то с Запада.

Джонатан Франзен часто говорит, как для него важен Толстой; Джулиан Барнс обожает Тургенева. Насколько сильно, по вашим ощущениям, русская литература влияет на современных англоязычных авторов?

Честно говоря, я тоже могу вспомнить только Франзена и Барнса. Но это, в первую очередь, объясняется тем, что люди, в принципе, читают очень мало переводной литературы. А сколько внимания забирают Netflix и другие развлекательные платформы. Но после выхода «Саморазвития по Толстому» в Англии многие авторы подходили ко мне и говорили: «Я обожаю «Войну и мир» и «Преступление и наказание»!» или «Я так люблю Чехова!» В общем, у британцев есть нежные чувства к русским классикам — и свои любимые авторы.

Напоследок — вопрос, который мы часто задаем себе сами. Можно ли назвать чтение и обсуждение классики сейчас, на такой дистанции от самих произведений, своего рода эскапизмом, нежеланием иметь дело с неприглядной реальностью?

Я боюсь отвечать на этот вопрос, потому что не знаю, не вру ли я сама себе. Я чувствую, что классика — это поиск чего-то реального, чего-то настоящего, но кто знает — может, это эскапизм. Одно могу сказать точно — не надо так строго судить себя как читателя. Если это вас привлекает, что-то вам говорит, отвечает на какой-то важный для вас вопрос, воспринимайте это всерьез — без лишнего самоедства.

Чему учит книга «Саморазвитие по Толстому»

1. Как найти настоящего себя: «Анна Каренина» Льва Толстого.
2. Как смотреть в лицо невзгодам, с которыми сталкивает тебя жизнь: «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.
3. Как сохранять оптимизм перед лицом отчаяния: «Реквием» Анны Ахматовой.
4. Как пережить неразделенную любовь: «Месяц в деревне» Ивана Тургенева.
5. Как не быть врагом самому себе: «Евгений Онегин» Александра Пушкина.
6. Как преодолеть внутренний конфликт: «Преступление и наказание» Федора Достоевского.
7. Как жить хорошо там, где мы есть: «Три сестры» Антона Чехова.
8. Как не сдаваться, когда все идет не так: «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына.
9. Как относиться к жизни с чувством юмора: «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.
10. Как избегать лицемерия: «Мертвые души» Николая Гоголя.
11. Как понять, что в жизни важно: «Война и мир» Льва Толстого.

Вариант №482067 (11)

Ответами к заданиям 2–8 являются цифра, слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 6–9.

(1)Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.

– (2)Ну, вот что! – сказала Любочка, щурясь от солнца и припрыгивая по траве. – (3)Давайте в Робинзона.

– (4)Нет… скучно, – сказал Володя, лениво повалившись на траву 
и пережёвывая листочек, – вечно в Робинзона! (5)Ежели непременно хотите, так давайте лучше беседочку строить.

(6)Володя заметно важничал: должно быть, он гордился тем, что приехал на охотничьей лошади, и притворялся, что очень устал. (7)Может быть, и то, что у него уже было много здравого смысла и слишком мало силы воображения, чтобы вполне наслаждаться игрою в Робинзона. (8)Игра эта состояла в представлении сцен из Робинзона, которого мы читали незадолго перед этим.

– (9)Ну, пожалуйста… отчего ты не хочешь играть с нами? – приставали к нему девочки.

– (10)Право, не хочется – скучно! – сказал Володя, потягиваясь 
и вместе с тем самодовольно улыбаясь.

– (11)Так лучше бы дома сидеть, коли никто не хочет играть, – сквозь слёзы выговорила Любочка.

(12)Она была страшная плакса.

– (13)Ну, пойдёмте; только не плачь, пожалуйста: терпеть не могу!

(14)Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия; напротив, его ленивый и скучный вид разрушал всё очарование игры. (15)Когда мы сели на землю и, воображая, что плывём на рыбную ловлю, изо всех сил начали грести, Володя сидел, сложив руки и в позе, не имеющей ничего схожего с позой рыболова. (16)Я заметил ему это, но он отвечал, что оттого, что мы будем больше или меньше махать руками, мы ничего не выиграем и не проиграем и всё же далеко не уедем. (17)Я невольно согласился с ним. (18)Когда, воображая, что я иду на охоту, с палкой на плече, я отправился в лес, Володя лёг на спину, закинул руки под голову и сказал мне, что будто бы и он ходил. (19)Такие поступки и слова, охлаждая нас к игре, были крайне неприятны, тем более что нельзя было в душе 
не согласиться, что Володя поступает благоразумно.

(20)Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да 
и выстрелить нельзя. (21)Это игра. (22)Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя, а Володя, я думаю, сам помнит, как в долгие зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коляску, один садился кучером, другой – лакеем, девочки – в середину, три стула были тройка лошадей, –  и мы отправлялись в дорогу. (23)И какие разные приключения случались 
в этой дороге! (24)И как весело и скоро проходили зимние вечера!.. (25)Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет.

(26)А если игры не будет, что же тогда остаётся? (По Л.Н. Толстому)*

Толстой Лев Николаевич (1828–1910) – великий русский писатель и мыслитель.

  1. Анализ содержания текста.

 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Любочка предложила ребятам игру в Робинзона, потому что было интересно представить сцены из недавно прочитанной книги.

2) Володя согласился принять участие в игре, потому что его сумели заинтересовать.

3) Игра занимает важное место в жизни ребёнка.

4) Володя хотел продемонстрировать остальным детям, что он достаточно взрослый и ему неинтересны детские игры.

5) Володя поступал благоразумно, и все дети разделяли его убеждения.

  1. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.

2) Право, игра не стоит свеч! – сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.

3) А если игры не будет, что же тогда остаётся?

4) Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить нельзя.

5) Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия; напротив, его ленивый и скучный вид разрушал всё очарование игры.

  1. Лексический анализ.

В предложениях 6–9 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ №2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «А если игры не будет, что же тогда остаётся?»

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3. Как Вы понимаете значение слова ВООБРАЖЕНИЕ? Сформулируйте 
и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Для чего человеку нужно воображение?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ЕГЭ.
А13. Правописание Н, НН в суффиксах. Вариант 1

  1. Дарья Александровна, с пришпиле(1)ыми на затылке косами, с испуга(2)ыми глазами, стояла среди разброса(3)ых по гости(4)ой вещей. (Л.Н.Толстой)
  1. 1,2,4 2) 2,3,4 3) 1,3 4) 1,2,3
  1. В каком варианте ответа пишется НН?
    Когда он увидал ее измуче(1)ое, страдальческое лицо, услыхал отчая(2)ый звук голоса, что-то нежда(3)ое подступило к горлу, и глаза его заблестели непроше(4)ыми слезами. (Л.Н.Толстой)
  1. 1,2,3,4 2) 1,3,4 3) 1,2,3 4) 1,2,4
  1. В каком варианте ответа пишется НН?
    Сторож указал на крепко сложе(1)ого человека, который, сняв бара(2)ий головной убор, быстро взбегал наверх по истопта(3)ым ступенькам каме(4)ой лестницы. (Л.Н.Толстой)

1) 1,2,3 2) 1,3,4 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4

  1. В каком варианте ответа пишется НН?
    Левин приезжал в Москву всегда взволнова(1)ый, немножко стесне(2)ый и раздраже(3)ый этою стесне(4)остью и с совершенно нежда(5)ым взглядом на вещи. (Л.Н.Толстой)
  1. 1,2,3,4 2) 1,2,4,5 3) 1,3,4,5 4) 1,2,3,4,5
  1. В каком варианте ответа пишется НН?
    Он из Германии тума(1)ой привез уче(2)ости плоды, вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно стра(3)ый, всегда восторже(4)ую речь и кудри черные до плеч. (А.С.Пушкин)
  1. 1,2,3 2) 2,3,4 3) 1,2,3,4 4) 1.3,4
  1. В каком варианте ответа пишется НН?
    Очень скоро операцио(1)ые намеки соверше(2)о отпали, и свинка начала появляться в самых неожида(3)ых положениях, почему немедле(4) появился спрос на плюшевые, глиня(5)ые и деревя(6)ые ее подобия. (В.В.Набоков)
  1. 1.2,3 2) 2,3,4,5 3) 1,2,4,6 4) 1,2,3,4,6
  1. К ней пристал несколько раз уже виде(1)ый молодой мотоциклист с зачеса(2)ыми назад бледными волосами, одетый в необыкнове(3)ую кожа(4)ую куртку. (В.В.Набоков)
  1. 1,4 2) 1 3) 4 4) 1,3,4
  1. В каком варианте ответа пишется НН?
    Но она была соверше(1)о непоколебимо убежде(2)а, что ее брак особе(3)ый, драгоце(4)ый и чистый, из которого ни анекдота,

ни оперы не сделаешь. (В.В.Набоков)

  1. 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 1,2,3 4) 2,3,4
  1. В каком варианте ответа пишется Н?
    Май выдался необыкнове(1)о стра(2)ый: то жарко, то ледя(3)ые дожди с градом, который, словно кова(4)ый, звякал о стекла

и мгнове(5)о таял на подоконниках. (В.В.Набоков)

  1. 3,4,5 2) 3,4 3) 1,2,5 4) 2,3,4
  1. В каком варианте ответа пишется НН?
    Кречмар остался лежать в безобразной гости(1)ой и непреста(2)о думал, что случилось что-то неслыха(3)ое, что у него нет внутре(4)его права на развод. (В.В.Набоков)
  1. 1,2,4 2) 1,3,4 3) 2,3,4 4) 2,4

ЕГЭ.
А13. Правописание Н, НН в суффиксах. Вариант 2

  1. В каком варианте ответа пишется НН?
    Заглушая шепот вдохнове(1)ых суеверий, здравый смысл рья(2)о говорит нам, что жизнь — только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями, а в бездну преджизне(3)ую нам свойстве(4)о вглядываться с меньшим смятением. (В.В.Набоков)
  1. 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3,4 4) 1,3
  1. В каком варианте ответа пишется НН?
    Проснувшись ра(1)ее обыкнове(2)ого, я сооружал шатер из простыни и одеяла и давал волю воображению среди бледного света, полотня(3)ых и фланелевых лавин, в складках которых мне мерещились томительные допотопные дали, силуэты со(4)ых зверей. (В.В.Набоков)
  1. 1,2,4 2) 2,4 3) 1,2,3 4) 1,3,4
  1. В каком варианте ответа пишется НН?
    Посреди отвлече(1)ой ночи име(2)о так я стоял на подушке у ваго(3)ого окна в давно не существующем тяжелозво(4)ом

Экспрессе, вагоны которого были окраше(5)ы понизу в кофейный цвет, а

Поверху — в сливочный. (В.В.Набоков)

  1. 1,2,3,5 2) 1,2,3,4 3) 1,2,4,5 4)1,3,4,5
  1. В каком варианте ответа пишется Н?
    Из-за жары окна были затворе(1)ы, и нельзя было увере(2)о разобрать смысл переговоров, но, если отец немедле(3)о соглашался, его, по стари(4)ому русскому обычаю, дюжие руки раскачивали и подкидывали несколько раз. (В.В.Набоков)
  1. 1,4 2) 1,2.4 3) 1
    4) 1,2
  1. В каком варианте ответа пишется Н?
    Его трезвый, соверше(1)о посторо(2)ий голос произносит слова и фразы, ко мне не обраще(3)ы и содержа(4)ия столь плоского,

Что не решаюсь привести пример, дабы нечая(5)о не заострить хоть слабым смыслом
тупость этого бубне(6)ия. (В.В.Набоков)

  1. 3,4,5,6 2) 3,4,6 3) 3,4,5 4) 2,3,4,5,6
  1. В каком варианте ответа пишется НН?
    Как будто предчувствуя, что ране(1)ая веществе(2)ая часть ее мира должна скоро погибнуть, она необыкнове(3)о бережно относилась ко всем вешкам прошлого, рассыпа(4)ым по ее родовому имению. (В.В.Набоков)
  1. 1,2,3,4 2) 2,3 3) 2,3,4 4)1,3,4
  1. В каком варианте ответа пишется НН?
    Немедле(1)о лицо ее принимает стра(2)ое, огорче(3)ое выражение, которое, казалось бы, должно означать неудачу, но на самом деле лишь скрывает ревниво сдержа(4)ое упоение, грибное счастье. (В.В.Набоков)
  1. 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 1,2,3 4) 1,2,4
  1. В каком варианте ответа пишется НН?
    По словам пронырливых старых родстве(1)иц, заправилами были повар да старый садовник, оба необыкнове(2)о

Положительные на вид люди, прекрасно гримирова(3)ые под преда(4)ых слуг. (В.В.Набоков)

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

1. Правописание -то, -либо, -нибудь, -таки, кое-

Через дефис пишутся приставка кое-
и суффиксы -то, -либо, -нибудь, -таки
.
Например: все-таки, кое-где, что-либо

2. Правописание слов с приставками пол-, полу-

Слова с приставкой полу-
всегда пишутся слитно. Например: полуботинки, полустанок.

Правописание слов с приставкой пол-

  1. Через дефис пишутся слова с приставкой пол-
    , если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л
    . Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
  2. В остальных случаях слова с приставкой пол-
    пишутся слитно. Например: полмоста, полвагона

3. Правописание наречий

Через дефис пишутся следующие наречия:
а) образованные повторением одного и того же слова, однокоренных или синонимичных слов; Например: мало-помалу, тихо-мирно

б) имеющие приставку по-
и суффиксы -ому/-ему, -и
; Например: по-старому, по-летнему, по-дружески

в) имеющие приставку в-/во-
и суффикс -их/-ых
. Например: во-вторых, в-третьих

4. Правописание сложных имен прилагательных.

Через дефис пишутся прилагательные:

  • обозначающие оттенок цвета. Например: ярко-красный, светло-зеленый
  • образованные от сложных существительных. Например: северо-восточный
  • обозначающие оттенок качества. Например: горько-соленый
  • первая часть которых заканчивается на -ико.
    Например: историко-архитектурный

Исключение
: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.

  • между частями которых можно поставить сочинительный союз и
    . Например: русско-английский словарь (русский и английский)

Слитно пишутся прилагательные:

  • образованные от подчинительных словосочетаний. Например: железнодорожный (железная дорога).
  • образованные от сложных существительных, пишущихся слитно. Например: железобетонный
  • образовавшиеся путем сращения слов. Например: дикорастущий

5. Правописание сложных имен существительных.

Через дефис пишутся существительные:

  • образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной. Например: диван-кровать
  • обозначающие некоторые географические названия. Например: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону
  • обозначающие стороны света, партии, единицы измерения. Например: северо-восток, либерал-демократ, киловатт-час
  • первой частью которых является вице-, экс-, штабс-
    и др. Например: вице-премьер, экс-президент, штабс-капитан

6. Правописание производных предлогов.

Производные предлоги — это предлоги, которые образовались путём перехода слов одной части речи в другую.
Способ различения производного предлога и омонимичной самостоятельной части речи:

  • если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи. Например: смотреть
    (куда?) в сторону
  • если слово входит в состав вопроса, — это производный предлог. Например: смотреть
    (в сторону чего?) в сторону реки

Правописание производных предлогов:

напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на, ввиду
(но: иметь в виду
).

7. Правописание предлогов

Предлоги из-за, по-над, из-под, по-на
всегда пишутся через дефис.

8. Правописание союзов

Раздельно пишутся:

  • союз то есть
  • составные союзы (состоящие из двух и более слов): для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время
    как и др.

Слитно пишутся:

  • союз зато
    (по значению близок союзу но
    ). Например: На улице после дождя остались лужи, зато воздух стал свежее.

Союз зато
следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за. Например: Я уважаю его за то, что он терпелив к людям.

  • союзы также, тоже
    (являются синонимами, взаимозаменяемы, по значению близки союзу и
    ). Например: Сережа получил приз, мне тоже хотелось что-то выиграть.

Союзы также, тоже
следует отличать от сочетаний частицы же с наречием так или с местоимением то
. Например: На праздники мама готовила жареное мясо с запеченными овощами. То же блюдо мы увидели сегодня.

  • союз чтобы
    (имеет значение цели). Например: Закрой окно, чтобы не было сквозняка.

Союз чтобы
следует отличать от сочетания местоимения что
с частицей бы.
Например: Я долго думала, что бы такого подарить Оле.

  • Решай с ответами.
  • Решай с ответами.
  • Изучай по русскому языку.

Задание № 14 ЕГЭ. Правописание ­Н­ и ­НН­ в суффиксах.
1. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Цифры укажите в порядке возрастания.
На улице было ветре(1)о, знакомый мне мальчик в кожа(2)ой курточке и вяза(3)ой шапочке запускал на
площадке перед домом подаре(4)ого отцом воздушного змея.
2. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Цифры укажите в порядке возрастания.

Жаре(1)ая картошка была щедро посыпа(2)а пря(3)ыми азиатскими приправами, отчего приобрела изыс­
ка(4)ый, восточный привкус.
3. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Цифры укажите в порядке возрастания.

И густое молоко, льющееся из глиня(1)ого кувшина, и пышный каравай в плетё(2)ой корзине, и сползаю­
щая салфетка выписа(3)ы художником во всех деталях и с особой выразительностью.
4. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Если рядом с полюсом Луны будут обнаруже(1)ы водя(2)ые запасы на дне вечно затенё(3)ого кратера, то
решится проблема доставки на спутник Земли важнейших ресурсов для его освоения: кислорода, водорода
и воды.
5. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.

Золотилось солнце на востоке за тума(1)ой полосой зелё(2)ых лесов, за широкой низме(3)остью, на кото­
рую глядел с невысокого берега древний русский город.
6. Укажите цифру(­ы), на месте которой(­ых) пишется НН.

Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного, что навяза(1)о ему средой, и
начал жить только по велению сердца, в согласии со своим внутре(2)им миром. Книги Пришвина – это
бесконечная радость постоя(3)ых открытий, его проза наполне(4)а поэзией.
7. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН? Цифры укажите в порядке возрастания.

В силу своего неопределё(1)ого положения Арсений не мог заниматься только музыкой: ему приходилось
выполнять ещё и хозяйстве(2)ые обяза(3)ости.
8. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.

На углу Гороховой — единстве(1)ый извозчик, старик, в армяке, подпояса(2)ом обрывками вылинявшей
вожжи, в рыжей овчи(3)ой шапке, из которой султаном торчит кусок пакли; пузатая мохнатая лошадёнка
его запряже(4)а в низкие лубочные санки.
9. Укажите все цифры в порядке возрастания, на месте которых пишется НН.

Человек остановился возле одноэтажного домика и прочитал слова над дверью, которые показались ему
словами долгожда(1)ой телеграммы, написа(2)ой белыми буквами на синей стеклянной табличке: «Почта,
телеграф, телефон». Однако в этот поздний час маленькие полукруглые оконца почты были уже застав­
ле(3)ы карто(4)ыми щитками с категоричным словом «Закрыто».
10. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.

Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачка(1)ых сапог, сафьянные красные, с
серебря(2)ыми подковами; шаровары с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к
очкуру прицепле(3)ы были дли(4)ые ремешки с кистями и прочими побрякушками.

3dd261e3a772f4d05d625ce2a228b837

11. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.
Корабли, успевшие заблаговреме(1)о укрыться в гавани, были вытаще(2)ы на берег, но и сюда докатыва­
лись рассерже(3)ые волны, и тогда широко раскачивались и плясали стройные, точё(4)ые мачты, а доски
скрипели, точно готовые развалиться.
12. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.

В творчестве Сальвадор Дали был неутомимым искателем, ненавидевшим обыде(1)ость и создававшим
обновлё(2)ые образы и неожида(3)ые композиции.
13. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.

Впоследствии я разыскал в кладовке какие­то необыкнове(1)ые рукописи, переплете(2)ые в тома и
писа(3)ые по­латыни.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.
Угловые въезды на городскую площадь оформле(1)ы кова(2)ыми решётками и воротами, украше(3)ыми
изящным позолоче(4)ым узором.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.
Во время дождя мощё(1)ая гранё(2)ыми плитами мостовая мгнове(3)о превращалась в беше(4)ый
водя(5)ой поток.
16. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.Цифры укажите в порядке возрастания.

Груня глядела в маленькое, криво прорубле(1)ое окошко, прижавшись сморще(2)ым лбом к нестро­
га(3)ому переплёту око(4)ой рамы.
17. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. В ответ выпишите цифры в порядке возрастания.
Александр Блок создал особе(1)ый поэтический мир, прониза(2)ый синим и пурпурным цветом,
сотка(3)ый из бликов и наполне(4)ый удивительной мелодичностью.

18. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.

В совреме(1)ом строительстве цементом, смеша(2)ым с песком и водой или водным раствором солей, со­
единяют кирпичи и бето(3)ые блоки.
19. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Цифры укажите в порядке возрастания.

Мы видим, что в костя(1)ых коньках, найде(2)ых археологами на севере Европы, продела(3)ы отверстия
для кожа(4)ых тесёмок.
20. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.

Тема женстве(1)ости в философском восприятии России достаточно традицио(2)а; она выразилась в рабо­
тах славянофилов, была развита в концепциях философов Серебря(3)ого века: В. Соловьёва, В. Розанова,
Н. Бердяева.
Использованные источники:
1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ». Обучающая система Дмитрия Гущина.
http://rus.reshuoge.ru/
2. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». http://www.fipi.ru/

Задание 14 ЕГЭ по русскому языку 2018, теория

Сложность этого задания заключается в том, что правописание Н/НН зависит от части речи, а также существует ряд исключений, которые нужно запомнить.

Алгоритм работы:

  • Внимательно прочитайте задание. Важно искать слово с тем количеством Н, которое указано в задании.Перед внесением ответа в бланк еще раз проверьте.
  • Определите часть речи.
  • Если имеете дело с прилагательными и причастиями, то важно полная или краткая форма перед вами.
  • В соответствии с частью речи и формой слова вспомните правила и исключения.

Важно знать о прилагательных и причастиях!

Прилагательное

Причастие

Отвечает на вопросы (какой, какая…) и обозначает признак предмета.

Совмещает признаки прилагательного и глагола, отвечает на 2 вопроса: какой? + вопросы причастия.

Прилагательное может быть образовано от существительного и от глагола несовершенного вида.

Причастие образовано от глагола совершенного вида

Имеет краткую форму, отвечает на вопрос «каков(а,о,ы)?»

Имеет краткую форму, отвечает на вопрос: «что сделан (а,о,ы)?»

Причастия делятся на действительные и страдательные.

Действительные причастия (действие производится существительным) отвечают на вопрос: что делающий, что делавший?

Например: читающий человек (человек сам читает)

Страдательные причастия (действие производится над существительным) отвечают на вопросы: что делаемый, что сделанный.

Например: прочитанная книга (кто-то прочитал книгу, т.е. над книгй совершается действие.)

Как отличить отглагольное прилагательное от причастия:

Отглагольные прилагательные

Причастия

К ним относятся:

1) Отглагольные прилагательные
— это прилагательные, образованные от глагольной основы суффиксальным способом, сохраняющие только генетическую связь с глаголами. (можно заменить прилагательным синонимом)

Примеры: Дубильный, копировальный (с суффиксом -льн-ый). Восклицательный, гадательный (с суффиксом -тельн-ый). Бывалый, вялый, горелый (с суффиксом -л-ый, восходят к древнерусским причастиям). Висячий, горючий, гремучий, -уч- (-юч-), восходят к древнерусским причастиям).

2) Отпричастные образования,
(тоже относим к прилагательным) т. е. причастия, утратившие видо-временное и залоговое значения, а также глагольное управление (адъективированные причастия). Вареный, граненый, дареный, драный, жареный.

1)сохраняют свою глагольность (можно заменить на конструкцию с глаголом)

2) могут образовываться от глаголов совершенного вида

3) могут иметь зависимые слова в отличие от прилагательных.

Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий

Н

НН

1. В отыменных прилагательных (образованы от существительных), в основе которых нет н, и в непроизводных прилагательных;

Юбилей-юбилейный

Синий, зеленый

2. В отыменных прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин-:

Песок-песчаный

Кожа-кожаный

Искл: оловянный, стеклянный, деревянный

1. В отыменных прилагательных с основой на -н;

Сон — сонный

Длина — длинный

2. В отыменных прилагательных с суффиксами

Енн- , -онн-

Искусство-искусственн
ый,

Лекция-лекционн
ый

Утро-утренн
ий

3. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок, кроме не-) и зависимых слов

Красить(гл НВ без приставки) -крашеный

Пугать — пуганый

Звать-званый

Не меняется их написание в составе сложных слов(гладкокрашеный, свежемороженый, но гладкоо
крашенный, т.к. есть приставка о)

Искл: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нечаянный, нежданный, негаданный, священный, жеманный, медленный, долгожданный, недреманный, окаянный

3. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, с приставками (кроме не-) и/или с зависимыми словами:

Выкрашенный (но: некрашеный), крашенный (чем?) масляной краской;

Разношенный (но: неношеный), ношенный (кем?) братом костюм

Искл: названый брат, посажёный отец, смышленый ребенок, приданое невесты, прощеное воскресенье, конченый человек

В некоторых бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида:

Данный, брошенный, купленный, решенный, лишенный

4. В кратких причастиях:

Засеянный -засеян(а,о,ы)

Отраженный — отражен(а,о,ы)

4. В полных причастиях (прилагательных) на -ованный, -ёванный:

Балованный, циклеванный

Искл: кованый, жёваный

5. В кратких прилагательных, если в полных было одно -н-

Юная девушка — девушка юна

Зеленые деревья — деревья зелены

5. В кратких прилагательных, если в полных было -нн-

Ценная вещь — вещь ценна

Длинная дорога — дорога длинна

Запомните.
В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных пишется столько же -н-, сколько было в слове, от которого они образовались:

Воспитать — воспитанник — воспитанно; путать — путаный
след, путаник, путано отвечал; запутать — запутанных, запутанность, запутанно объяснил.

Масленый
(=пропитанный маслом) блин, каша, но замасленная ткань

Масляный
(=на масле) насос, двигатель

Ветреный
(=с ветром) день, человек, но обветренный, безветренный

Ветряной
(=приводимый в движение ветром) двигатель

Раненый солдат

Раненный в ногу солдат

Правописание Н и НН в существительных

Задание 14 — ЕГЭ

Вариант 1.

1.

После длительного путешествия по России художник Айвазовский задержался в Крыму, который с этого времени стал местом его постоя(1)ого жительства: здесь им были построе(2)ы художестве(3)ая мастерская и дом.

2.

Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

3.

Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и стари(5)ых преданиях писатель нашел темы и сюжеты для своих произведений.

Подпоручик Ромашов, главный герой повести, сомневается в осмысле(1)ости самого существования армии- с ее уставами, учениями, гарнизо(2)ой и казарме(3)ой повседневностью.

5.

Укажите все цифры (цифру), на месте которых пишется НН.

На картине Ф.Васильева изображе(1)о взволнова(2)ое, бушующее море, исполне(3)ое силы и величия.

7.Укажите все цифры (цифру), на месте которых пишется Н.

На картине Айвазовского мы видим, как о песча(1)ый берег бьется волна, вдали на рейде изображе(2)ы корабли с убра(3)ыми парусами.

8.

Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется Н.

И густое молоко, льющееся из глиня(1)ого кувшина, и пыщный каравай в искус(2)о сплете(3)ой корзине, и сползающая салфетка выписа(4)ы художником во всех деталях и с особой выразительностью.

9.

Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

Мы вдыхали очище(1)ый после грозы воздух, густо пропита(2)ый пря(3)ыми запахами суше(4)ых на солнце яблок и коше(5)ых трав.

10.

Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется Н.

Обращение А.Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву» к народной музыке не только оправда(1)о художестве(2)ыми особенностями, но и подкрепле(3)о просветительскими выводами.

11. Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

Некоторые картины Саврасова были небольшого размера; написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций.

12.

Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

В сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина символом крестьянской России, замуче(1)ой эксплуататорами, является образ Коняги из одноимён(2)ой сказки — крестьянского труже(3)ика, источника благ и жизни для всех.

13.

Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется Н.

Судьба художника, Мастера, представле(1)а в романе «Мастер и Маргарита» и как вечная общечеловеческая драма, и как индивидуальная трагедия совреме(2)ого человека, выстрада(3)ая самим М.Булгаковым.

14.

Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

До наших дней в архивах сохранились подли(1)ые счета, предъявле(2)ые художнику за доставле(3)ые ему масля(4)ые краски.

15

.

Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.

Задание 14 — ЕГЭ

Н и НН в суффиксах различных частей речи

Вариант 2.

В подготовке молодых шахматистов важно не время, которое было проведе(1)о непосредстве(2)о за игрой в шахматы, а сознательная тренировка, основа(3)ая на преодолении, требующая усилий.

2.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

В комнате, обставле(1)ой стари(2)ой мебелью, блестели свежевыкраше(3)ые полы, на столах стояли золочё(4)ые подсвечники.

3.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется Н.

Эпическая тема поэмы С. Есенина «Анна Снегина» выдержа(1)а в некрасовских традициях: тут и сосредоточе(2)ость на народных проблемах, и сюжет о народном вожаке, и сказовый стиль, и лексико-стилистические особе(3)ости речи крестьян.

4.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

В силу своего неопределё(1)ого положения Арсений не мог заниматься только музыкой: ему приходилось выполнять ещё и хозяйстве(2)ые обяза(3)ости.

5.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется Н.

На картине Вермейера «Уличка» мостовая вымете(1)а, мощё(2)ое плиткой крыльцо вымыто, фасады снизу выбеле(3)ы извёсткой.

6.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей скрытой от обычных людей исти(1)ы, доступной только внутре(2)ему взору человека, его возвыше(3)ой природе.

7.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

Парадный портрет должен был вызывать у совреме(1)иков и потомков восторже(2)ые чувства, поэтому изображё(3)ый на нём человек освобождался от всего будничного.

8.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется Н.

По краю поля безразлич(1)о брела лиса, но увидев мыши(2)ую норку, она настороже(3)о подняла голову, остановилась, замерла, а потом увере(4)о прыгнула вперёд.

9.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запеч(2)ая рыба, толстые колбасы, копчё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.

10.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

В позднем творчестве Сальвадора Дали выраже(1)ы новые художестве(2)ые тенденции — интерес к классической ясности, внутре(3)ей гармонии.

11.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

Подпоручик Ромашов, главный герой повести, сомневается в осмысле(1)ости самого существования армии- с ее уставами, учениями, гаризо(2)ой и казарме(3)ой повседневностью.

12.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

В ярко освеще(1)ых витринах выставле(2)ы украшения из драгоце(3)ых камней, сдела(4)ые на местной фабрике.

13.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

Перед нами расстилалось широкое поле, уката(1)ое некогда лихими тройками, а теперь донельзя выровне(2)ое дождями и заросшее некоше(3)ой высоче(4)ой травой.

14.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется Н.

Набережная была подновле(1)а и украше(2)а цветными флагами. Вдоль берега сновали гружё(3)ые многочисле(4)ыми туристами прогулочные катера.

15.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

Улица была вымоще(1)а и чисто подмете(2)а, по её обеим сторонам выстроились деревя(3)ые домики, окута(4)ые золотой пылью заката.

Всего найдено: 467

Здравствуйте! Есть правило,в котором указано,что со словом половина пишется раздельно(например: «трёх с половиной километровое расстояние»),но есть исключения «трехсполовинный», «четырёхсполовинный». Почему тогда слово «двухсполовинный» пишется тоже слитно,но в правиле оно не указано?

Ответ справочной службы русского языка

Вы не указали, на какой сборник правил Вы ссылаетесь. Возможно, авторы имели в виду слова указанной структуры и привели только два примера. 

Доброе утро! С праздниками! Прошу уточнить ответ на вопрос 308008 Есть множество источников, в т. ч. и советского времени, в которых Аль Капоне пишется раздельно, а имя Аль (уменьшительное от Альфонсо) склоняется (как склоняется Эд, Эл, Юз, Чак, Грег и т. п.). И хотелось бы развёрнутого обоснования, почему не склоняется первая часть псевдонима Аль Бано. Тот факт, что Аль Бано — псевдоним, не имеет значения, Максим Горький тоже псевдоним, но в нём прекрасно склоняются обе части. Аль можно трактовать как уменьшительное от Альбано точно так же, как от Альфредо (Аль Пачино). Кстати, в упомянутом вами Словаре имён собственных написание имени Аля Пачино приведено такое, что сразу нескольким людям плохо стало.

Ответ справочной службы русского языка

А. А. Зализняк в примечании об именах собственных в «Грамматическом словаре русского языка» писал, что некоторые составные имена вошли в русский культурный фонд как целостные единицы, например: Тарас Бульба, Санчо Панса, Ходжа Насреддин, Леонардо да Винчи, Жюль Верн, Ян Гус. Среди них есть такие сочетания, в которых первый компонент в реальном грамотном узусе не склоняется (читать Жюль Верна, Марк Твена), склонение имен в подобных сочетаниях — пуристическая норма, соблюдаемая в изданиях. А. А. Зализняк к таким склоняемым формам дает помету офиц. В некоторых именных сочетаниях первый компонент никогда не склоняется, к ним относятся, например, имена персонажей Дон Кихот, Дон Карлос. Цельность, нечленимость этих сочетаний проявляется и в орфографии. Ср. написание и форму имени, относящегося к реальному историческому лицу и персонажу драмы Шиллера: За XIX век реликвия сменила нескольких хозяев и в 1895 году попала в руки дона Карлоса, графа Мадридского и легитимного претендента на французский трон и Роль Дон Карлоса создана, так сказать, по форме его таланта

Псевдоним Аль Бано, к сожалению пока не зафиксированный в лингвистических словарях, можно отнести к категории целостных языковых единиц. Мы наблюдали за его употреблением в разных источниках: первый компонент устойчиво не склоняется. Способствует этому его краткость, совпадение по форме с арабским артиклем.

Здравствуйте! Известный итальянский певец Аль Бано (пишется раздельно). Первая часть псевдонима склоняется? Это не артикль. Аль (Капоне) склоняется, например.

Ответ справочной службы русского языка

Обе части псевдонима Аль Бано не склоняются, как и компоненты имени Аль-Капоне.

Уточните, пожалуйста, какое правило применяется для оборота «не спеша». В ответе на вопрос № 269023 у вас сказано, что «не» с глаголом пишется раздельно. А мне кажется, что это деепричастие, хотя могу ошибаться. Многие пишут слитно — неспеша, и их логику можно понять (я иду неспеша, т.е. неспешно). Для сравнения: я иду не спеша, а медленно. Тут всё понятно, что есть противопоставление с союзом а, поэтому раздельно. В то же время, если сказать «я иду гулять, невзирая на погоду», почему тогда здесь пишется слитно? Какая это часть речи и какое правило? Заранее благодарю за объяснение.

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание не спеша представляет собой пограничное явление. По форме это деепричастие, по функции — наречие. Как наречие не спеша охарактеризовано в «Русской грамматике» 1980 г. В правилах орфографии оно часто включается в перечень деепричастий (как форма глагола):

Отрицание не пишется раздельно в следующих случаях.

1. Со всеми формами глаголов (кроме полных причастий; о них см. § 150):

а) с инфинитивом и спрягаемыми формами, напр.: не знать, не знаю, не знаете, не знал, не знали, не торопишься, не торопимся, не торопись, не нравится, не повезло;

б) с краткими формами причастий, напр.: не использован, не накрахмалено, не откупорена, не разработаны, не закрыто, не занят, не выпито;

в) с деепричастиями, напр.: не желая, не отвлекаясь, не спеша, не шутя, не успев, не встретившись.

(Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. М. Любое издание)

Добрый день! как пишется НЕ в данных случаях и почему? 1. не*подключенный к системе компьютер, 2. компьютер, не*подключенный к системе , 3. не*подключенный компьютер

Ответ справочной службы русского языка

При наличии зависимого слова не пишется раздельно (1, 2), при отсутствии – слитно (3).

По Толстому пишется раздельно или через дефис?

Ответ справочной службы русского языка

Следует писать в два слова: по Толстому.

Подскажите, пожалуйста, в предложении: «Спазмы сосудов, кальцинирование, зарастание холестериновыми бляшками – всё такое не нужное, не востребованное – приводит сосуды к износу, к старению, к сужению.» Частица «не» в «не нужное» и «не востребованное» пишется раздельно или слитно? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Корректно слитное написание.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, часть речи слова «недошедший». И как будет правильно: «не дошедший до нас» или «недошедший до нас»? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Это причастие, при наличии зависимых слов не с причастиями пишется раздельноне дошедший до нас.

Здравствуйте! Вопрос касается правописания частицы НЕ с причастием в юридических текстах. В статье 30 УК РФ дважды используется конструкция «по не зависящим от этого лица обстоятельствам». Однако в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 48 от 30 ноября 2017 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» в пунктах 7, 16, 18 та же конструкция употреблена пять раз в иной редакции «по независящим от этого лица обстоятельствам». Где правильно? Уверен, что в первом случае. Но неужто в ВС РФ нет корректора?

Ответ справочной службы русского языка

Следует признать, что правильно написано в постановлении. В большинстве случаев причастия (с которыми не пишется раздельно) можно отличить от соотнесенных с ними отглагольных прилагательных (которые пишутся с не слитно) по наличию или отсутствию зависимых слов. Но некоторые отглагольные прилагательные, как и причастия, способны иметь зависимые слова. Именно такое прилагательное входит в устойчивый оборот по независящим от кого-либо причинам / обстоятельствам. Словари толкуют этот оборот так: ‘по причинам, не связанным с чьим-л. желанием, волей’ (Малый академический словарь); ‘по посторонним, объективным причинам’ (Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой). Еще в первом издании «Справочника по правописанию и литературной правке» (1967 г.) Д. Э. Розенталь добавил к основному правилу о не с причастиями такое примечание: «Если причастие употребляется в значении прилагательного, то и при наличии пояснительных слов не пишется слитно, например: Это всеобщее одушевление, блеск, шум – все это, доселе невиданное и неслыханное мною, так поразило меня, что я в первые дни совсем растерялся (Достоевский). Ср.: неподходящие для южных культур условия (т. е. малопригодные, в значении прилагательного) – написания, не подходящие под правило (причастный оборот); по независящим от редакции обстоятельствам (фразеологический оборот с именем прилагательным) – рефлексы, не зависящие от воли человека (причастный оборот)…»

В академическом «Русском орфографическом словаре» устойчивый оборот по независящим от кого-н. обстоятельствам, причинам зафиксирован (см. словарную статью для слова независящий).

Добрый вечер! Подскажите, как пишется «Жил не тужил», также как и жил-был? Правило аналогичное?

Ответ справочной службы русского языка

Сочетания соотносительных или близких по значению слов пишутся через дефис: умница-разумница, волк-волчище, горе-злосчастие, полусон-полуявь, жил-был. Если второй компонент сочетания пишется раздельно, то дефис заменяется на тире: полудеревни — полу дачные поселки, жить — не тужить.

Подскажите, пожалуйста, чем в данном случае объясняется раздельное написание не с отглагольным прилагательным. Мы бредем по дорожкам, где НЕ КОШЕНА трава.

Ответ справочной службы русского языка

Кошена — это причастие. Не с краткими причастиями пишется раздельно.

Доброго времени суток. Подскажите, пожалуйста, могу ли я в нижеследующем предложении использовать раздельное напи-сание «не верны», подразумевая при этом противопоставление? Само предложение: В этом случае остальные названия не верны, учитывая даже все технические моменты. Здесь я хотел придать более яркий оттенок отсутствия «верности или правильности»! Правила написания: Частица «НЕ» пишется раздельно: • с глаголами (не был); • с числительными (не раз); • с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен — не требуется, не обязан — не хо-чет); • со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица); • с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше); • в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах). Или другой источник: 1. Если есть или подразумевается противопоставление: Не большой, а маленький. Не плохой, а хороший. Река мелкая? Река не мелкая. 2. Если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается отрицат. местоимениями и наречиями: отнюдь не верное нисколько не радостное

Ответ справочной службы русского языка

Раздельное написание возможно.

Здравствуйте. Новобранцы были не похожи на местных жителей. Почему НЕ ПОХОЖИ пишется раздельно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно слитное написание: были непохожи.

Добрый день. Помогите определиться с написанием наречия «(не)гораздо» (Много ты на свете жил, а, надо правду говорить, жить (не)гораздо умел). Знаю, что краткое прилагательное «не горазд» всегда пишется раздельно. Думала, что наречие «(не)гораздо» произошло от него и тоже всегда пишется раздельно, однако в интернете увидела слитное написание этого слова. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно раздельное написание: не гораздо.

Нужен ли дефис? Или ещё что-то? Пример: Мне приснился сон снов. В значении самый прекрасный сон. Или так вообще не говорят… Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Пишется раздельно: сон снов (в значении «лучший из снов»).

  • По заслугам расчет шведская сказка 3 класс
  • По волчьи жить как пишется
  • Плевать или плювать как правильно пишется
  • Планета земля похожа на карьер веб рассказ
  • Плохо или плоха как пишется