По сюжету какой сказки написана картина иван царевич на сером волке

Иван царевич с еленой прекрасной спасаются от погони, мчась сквозь дремучие лесные заросли верхом на сером волке. с тревогой всматривается

В. Васнецов «Иван-Царевич на сером волке»

Иван Царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони, мчась сквозь дремучие лесные заросли верхом на Сером Волке. С тревогой всматривается Царевич в окружающий лес — если беглецов настигнут, их ждет неминуемая разлука. При этом он уверенно и крепко держит Елену, которая практически покорилась судьбе и испуганно прижимается к своему спасителю, стараясь не смотреть по сторонам…

Краткая история создания

Полотно Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» по праву считается одним из самых сказочных произведений русского изобразительного искусства. Эта картина была написана художником в 1889 году в период, когда он трудился над росписью Владимирского собора в Киеве. Ради создания картины Васнецов на некоторое время прервал работы в соборе. За основу сюжета он взял популярную народную сказку «Иван Царевич и Серый Волк».

Главные герои

Поза Ивана Царевича и выражение его лица говорят о том, что он насторожен, но в то же время полон решительности и отваги. Сильный и могучий, не раз одержавший победу в противостоянии с врагом, Царевич внушает уважение и доверие. Он аккуратно придерживает за руку уставшую от долгой и опасной дороги Елену Прекрасную.

Особый интерес у зрителя вызывает фигура Серого Волка. У этого сказочного хищника человеческие глаза, из чего следует, что художник изобразил на картине оборотня или волколака (древнеславянский вариант названия). Взгляд Волка обращен прямо на зрителя. Вместе с тем в его облике отсутствует что-либо кровожадное и дикое. Напротив, образ сказочного волка полон отваги и преданности. Серый Волк изображен Васнецовым невероятно могучим. Передвигаясь большими прыжками, он несет Царевича и Елену через дремучую лесную чащу, где никогда не ступала нога человека. Создается ощущение, что вся группа героев словно парит над болотом, окруженным зловещими лесными зарослями.

Волк зорко вглядывается в пространство впереди, выбирая дорогу. Раскрытая пасть и высунутый язык говорят о том, что он с трудом преодолевает усталость и держится из последних сил. Широко раскинуты волчьи лапы, стелется по ветру длинный пушистый хвост.

Сказочность сюжета подчеркивается одеждой главных персонажей. На Иване Царевиче дорогой кафтан из парчи, подпоясанный зеленым кушаком. За его спиной виднеется меч. Украшенный золотом кафтан Царевича прекрасно гармонирует с изысканным одеянием Елены, сшитым из голубого шелка. Сочетание золотого и голубого цветов в славянской мифологии свидетельствует о связи с миром магии и чудесами.

Елена Прекрасная олицетворяет русскую красавицу с длинными русыми волосами. Её шею украшают жемчужные бусы, а на ногах надеты сафьяновые сапожки. На голове у царевны изысканный головной убор, оформленный драгоценными камнями.

Художник мастерски передает живописными средствами материал одежды главных героев. Рассматривая полотно, зритель чувствует тяжесть парчи, бархата, сафьяна и золотого шитья.

Сама Елена печальна, однако её убранство выглядит нарядным и радостным. Этот необыкновенно женственный образ был написан Васнецовым с его племянницы – Натальи Анатольевны Мамонтовой. Главный акцент, как и в случае с «Аленушкой», Васнецов сделал не на внешних чертах, а на душевном настрое и позе героини.

Серый Волк также не изображен в буквальном смысле серым. Его золотисто-коричневая шерсть словно повторяет цвет одежды Царевича, которому он так верно служит.

Анализ композиции

Вертикальная композиция картины вызывает у зрителя ощущение надвигающейся опасности и тревожной неизвестности. Главные герои как будто заключены в красный четырехугольник: красная шапка Царевича, красные ножны, красные сапоги и красный язык волка. Именно красный цвет помогает создать ощущение приближающейся опасности.

Окружающий пейзаж подчеркивает тревожное настроение беглецов. Действие картины происходит на фоне утренней зари, на переднем плане угрожающе темнеет болото, за густыми ветвями деревьев-великанов едва проглядывает серо-лиловое небо. Дремучий лес выглядит зловеще. Огромные деревья, поросшие мхом, встают непроходимой стеной, однако перед добрыми персонажами сказки они словно расступаются, помогая уйти от погони.

Оживление в мрачный пейзаж вносят цветущая яблоня и болотные кувшинки. Появление яблони вблизи лесного болота кажется необычным и настораживающим. Однако эта деталь имеет большое значение. Она переносит зрителя к самому началу сказочного повествования. Ведь именно с яблони, приносившей золотые яблоки, началась вся история.

Цветущая яблонька символизирует также начало новой жизни и любви, она вселяет в зрителя надежду, что все завершится благополучно. Серебристо-белые цветы дерева перекликаются с нарядом Елены и связывают в единое целое всю цветовую гамму картины. Полотно наполнено таинственным мерцанием, вызывающим ощущение прикосновения к чуду.

Васнецов в очередной раз доказал, что является непревзойденным мастером исторической и фольклорной живописи. Описать происходящее на картине можно строчкой из русской народной сказки: «Помчался серый волк с Иваном Царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает…».

Художник расположил персонажи по диагонали, благодаря чему создается ощущение движения.

Картина выполнена в контрастных тонах, подчеркивающих извечную борьбу добра со злом. Темные краски, в которых изображен лес, символизируют злые силы, тревогу и опасность. Яркие цвета, доминирующие в облике главных персонажей, подчеркивают их принадлежность ко всему доброму и светлому.

Сказочное живописное полотно о Елене Прекрасной и Царевиче погружает зрителя в мир русского фольклора, помогая поверить в торжество добра над злом. В настоящее время картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Иван царевич на сером волке

  • Автор: Виктор Михайлович Васнецов;
  • Год: 1889
  • Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
  • Размер: 249 × 187 см. Холст масло;
  • Цена: Нет данных.

Виктор Михайлович Васнецов – русский живописец, известный картинами на былинно-историческую и сказочную тематику. Одна из его самых известных работ «Иван-царевич на Сером Волке» создана в 1889 году. Она хранится в Третьяковской галерее.

История создания и сюжет картины

Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» – результат переработки автором народного сказочного сюжета, который был записан В. А. Жуковским в 1846 году. Однажды в саду царя Берендея кто-то стал воровать золотые яблоки. Трое царских сыновей вознамерились поймать злоумышленника. Это удалось сделать лишь младшему Ивану. Вором оказалась Жар-Птица. Царский сын не смог удержать её, но вырвал перо из хвоста. Берендей отправил своих сыновей на поиски птицы. Во время путешествия Иван-царевич лишился коня, которого съел голодный Серый Волк. Животное решило искупить свою вину, стало верным помощником младшего царского отпрыска. Волк помог Ивану отыскать Жар-Птицу, заполучить златогривого коня, выкрасть себе невесту Елену Прекрасную. Когда старшие братья отняли трофеи царевича, а его самого убили, Серый Волк оживил юношу и помог отомстить завистливым братьям.

Идея воссоздания сказочного эпизода впервые посетила Васнецова во время работы над росписями Киевского Владимирского собора. Интерес к русскому фольклору, сказаниям, былинам навеял живописцу сюжет будущей картины. Получилась волшебная иллюстрация к сказке: смелый, бесстрашный герой Иван-царевич с Еленой Прекрасной, ускользая от погони, уносятся вдаль верхом на верном помощнике Волке.

Описание картины «Иван-царевич на Сером Волке»

Главные герои

Иван крепко заключил в объятия красавицу и напряжённо всматривается вдаль. Его выразительный взгляд выдаёт явную тревогу. Неизвестность пугает молодого человека, но он готов сразиться за свою суженую. За спиной смельчака блестит меч. Художник до мельчайших деталей прорисовал изысканный узор чёрных перчаток Ивана-царевича, расшитый кафтан, драгоценные камни и мех на головном уборе, дорогие сафьяновые сапоги. Каждая деталь подчёркивает высокое положение молодого человека. Материал одежды выписан настолько реалистично, что хочется прикоснуться к парче, бархату, сафьяну, золотому шитью.

По сюжету какой сказки написана картина иван царевич на сером волкеЕлена Прекрасная прижалась к своему спасителю, смиренно и печально положила голову ему на грудь, покорившись судьбе. Руки красавицы безвольно опущены на колени. Это тоже символ её покорности, безропотности. Она, видимо, думает о своей участи, доверенной доброму молодцу. Девушка облачена в роскошное голубое одеяние из парчи и шёлка, подпоясанное кушаком. Золотые сапожки, расшитый драгоценностями головной убор, нитка жемчуга напоминают о знатности и родовитости. Длинные русые волосы волнами струятся по плечам, развеваются от стремительной скачки. По оттенку они сочетаются с одеянием Ивана-царевича. По мнению некоторых искусствоведов, образ Елены Прекрасной писался Васнецовым с внешности его племянницы Натальи Мамонтовой.

Серый Волк быстро несётся вперёд, спасая беглецов. Уши его прижаты. Мощные напряжённые лапы застыли в маневренном прыжке через болото. Высунутый язык, выделяющиеся сухожилия и мускулы говорят об усталости. Человеческие глаза Волка раскрывают правду: это не обычное животное, а оборотень. Но в нём отсутствует кровожадное начало. Он помощник и преданный слуга, который пойдёт за Иваном-царевичем в огонь и в воду. Художник подчёркивает это с помощью цвета. Окрас Волка вовсе не серый, а золотисто-коричневый, гармонирующий с одеянием царевича.

Роль пейзажа

Декорациями к сказочному сюжету служат дремучий, непролазный лес с покрытыми мхом вековыми деревьями и непроходимое лесное болото. По задумке мастера природа на полотне отражает опасность, угрожающую героям, их страх, тревожность, неуверенность.

Но вот в зловещем полумраке появляются светлые мерцающие пятна, вносящие оживление и надежду, – лилии, синие цветы в густой траве и цветущая яблоня. Это то самое дерево с золотыми яблоками из сада царя Берендея. Так живописец напоминает зачин русской сказки.

Анализ композиции, роль цвета

При взгляде на полотно возникает ощущение, что главные герои не просто скачут, а летят над зловещим болотом. Фигуры расположены по диагонали, это создаёт иллюзию быстрого движения, стремительного бега. Ещё чуть-чуть, и Серый Волк вынесет беглецов за пределы картины, и они скроются из глаз.

Вертикальная композиция призвана подчеркнуть приближающуюся опасность и пугающую неизвестность. Ту же цель преследуют красные детали, тщательно выписанные художником: красная шапка Ивана-царевича, ножны, сапоги, язык Волка окружают героев тревожным четырёхугольником. На первый взгляд кажется, что из него не выбраться.

Чтобы донести главную мысль картины, автор умело использует контрастные тона, противопоставление:

  • тёмный лес – яблоневые цветы;
  • напряжённый Волк – белоснежные лилии;
  • тревожный Иван-царевич – покорная, нежная Елена Прекрасная.

Тёмные краски дремучего леса символизируют влияние злых сил, угрожающих героям. Ключевые фигуры, напротив, написаны яркими светлыми тонами, символизируя силы добра. Не случайно золотистый и голубой оттенки у славян означали чистоту, возвышенность, чудеса, магию. Автор убеждает нас: как и в любой волшебной сказке, добро победит зло, а персонажи с достоинством пройдут через все положенные испытания. Это подтверждают и нежные белые цветы, возникающие из тьмы леса. Они символизируют то, что ожидает измученных героев в конце сказочного повествования: надежду, безмятежное счастье и любовь.

Коллекция известных картин Васнецова

  • По твоему как пишется через дефис или нет
  • По сути как пишется слитно или раздельно
  • По сусекам как пишется
  • По сути как пишется выделяется запятыми
  • По субботнему как пишется