По сухому как пишется

Надысь в первой части я выговаривался в интересующихся, что же там есть трейлового покататься на южном урале возле белорецка, что

1095a087f1
Надысь в первой части я выговаривался в интересующихся, что же там есть трейлового покататься на Южном Урале возле Белорецка, что мы за праздники постигли собой и своими велосипедами в рамках трейл-вело-пвд-тура Башкирский движ. Сегодня сеанс психотерапии продолжится.

Третьего дня, как мы уехали из дома, двигаемся к заключительной цели наши нынешнего трипа.
Прошедшие намедни дожди отвратили нас от идеи ехать на Инзерские зубчатки, куда мы хотели попасть изначально, потому что тамошняя дорога — кромешный ад с грязью, глиной, лужами по пояс и прочим, что является неизменным атрибутом лесовозки. Поэтому мы поехали в другую сторону — в Абзаково, т.е. даже в Новоабзаково, но не чтобы покататься с горнолыжки (хотя говорят там это тоже есть), а разведать гору Куркак 1008м (не путать со словом кутак).

www.strava.com/activities/5466926836
b13a6a

Опять же, чего глаза мучать мелкими буквами, посмотрите видео. К тому же оно вышло совсем не таким как кажется, ведь настоящим скандалом закончилась съемка третьей заключительной серии Башкирского Движа возле Новоабзаково. На уникальных кадрах снятых и выложенных в сеть интернет в паблике Екатеринбург АМ, скоро облетящих весь мир, вы можете отчетливо услышать, как закадровый голос присваивает себе первопроезд с горы Куркак. Местные школьники из деревни Рысакаево наверняка не согласятся с этим громким заявлением. Тот же голос, без всякой тени сомнения, громко называет себя уральскими барсами. Но на видео нет баулов и курума, да и гора не та. Нет, это не барсы — это какие-то лжебарсики. А чего стоит заявление, что все кутаки братья? Вы это слышали? Редакция продолжит следить за их выпусками, наверняка в дальнейшем нас ждет немало горячих разоблачений.

Машину бросили на трассе у станции, сели на велики и сразу поехали в гору. Сначала несколько километров по пыльной грунтовке, где ездят камазы с гравием, потом свернули на лесную дорогу и по ней безо всяких проблем дотошнили до самой вершины горы. Буквально полтора часа и 500 метров набора в кармане, т.е. в ноге. Все произошло так быстро, что нас даже комары с мухами не успели толком отчепушить. С вершины видов никаких нет, потому что все заросло деревьями, но метров на 100 ниже была неплохая смотровая площадка на горнолыжку и поселок.
c0a2cfaf8a

Спускать высоту по дороге не очень, поэтому на спутниковой карте высмотрели какую-то тропу, которую мы посчитали будущим трейлом. В целом она там оказалась, не сказать, что шибко нахоженная, но мало того, что она есть, так вполне читаема и даже довольно интересна. В зоне леса проходит около 200 метров сброса, потом тропа выныривает на открытые склоны и уже до самого низа идет с отличным видом на мою Башкирию, но в виде легкого фриройда.
7fe31b96eb

Благо бензопильщики там еще пока не ездили, поэтому вывернуть наружу всю сыпуху еще не успели (кстати, трейл нанесли на трейлфоркс, посмотрим через год другой, что с ним станет). Заканчивается у деревни Муракаево, откуда по дороге легко и просто можно вернуться к машине.
393267e0b3

В целом очень классный несложный видовой маршрут со сбросом под 550м. Трейл между синим и красным (в основном из-за элементов сыпухи ближе к концу). Ну и находясь наверху приходит осознание, какая же она прекрасная и необъятная эта моя Башкирия.
8c77cc1483

—————————————————————————————————

Рассказ о Белорецке будет неполным без освещения вопроса ПВД на Инзерские зубчатки, от похода на которые в этом году бог нас миловал. Но в прошлом нам удалось там побывать, и даже пленку проявили.
https://www.strava.com/activities/3612442711
e6c04c

Как правило, маршрут на Зубчатки начнается от поселка Тирлянский, который особо примечателен минимум двумя фактами из прошлого: Белорецкой узкоколейной железной дорогой и наводнением в 1994 году запечатленным на VHS.
Касаемо узкоколейки. Тирлян был одним из ключевых станционных поселков на линии от Белорецка до Катав-Ивановска, проходившей через немаленькие такие перевалы и соединявшей металлургический комбинат с Транссибом вплоть до строительства жд линии Уфа-Магнитогорск. Сейчас там никаких рельсов и поездов нет, но есть выемка в скале, угадываются очертания путей и всякие артефакты остались. Опять же олдскульные развалины завода имеются. Так что будете мимо — погуляйте по поселку. Мы этого конечно же не сделали, потому что ничего про это не знали.

Во всех интернетах писалось и говорилось, что дорога туда всегда конченая, потому что убита лесовозами, всегда лужи, грязь, скользкая глина — оказалось не врут. Даже после месяца сухости встречались царские говны внушающие уважение.
34946adae7

Но я специально подбирал погоду много лет, чтобы проехать туда по сухому и это отлично получилось. Она вся пересохла. После дождя я б туда ни за что не согласился ехать. Но как вариант можно уехать на заброске из Тирляна за 800р с человека. До высоты 850 можно все заехать. Дальше надо бегать пешком по скалам.
b8fb56b888

Место невероятно красивое, может быть даже Аватара там снимали.
fd37ce0ada

Видно всякие Ямантау, Иремели, Нургуши (наверное). Позалипать часок-другой очень занимательно.
1757a6777d

На велике туда добираться веселее, чем пешком, потому что в одну сторону 20км. В общем будете в тех местах — не задумываясь езжайте. Пусть и на заброске (ну кроме случаев тумана, конечно). Я таких других мест вообще не знаю. Рилли.
7d8c18ca01

Таки вот, по итогам оказалась, что Белорецк категорически достойная катальная локация с топовым кантри. Можно хоть на кантрийнике продышаться, хоть на АМ (но на подвесах спуски, конечно, гораздо веселее проходят). Перепады больше 500м, чумовые виды, скалы там всякие, всюду дороги — очень классно. 

Ну и в оконцовочке обещаная рубрика вторжения в личное пространство с бесценными советами от маминого эксперта. Поясню, зачем все это локалспотство я вынес из нашей уральской избы на всеобщее обозрение. Для этого надо еще раз взглянуть вот на эту крафтовую карту
bbf29f


А дело в том, что весь этот движ находится в непосредственной близости от Банчика. Всякому едущему в Банченццо с велосипедом с геометрией «вся гора» или «кантри» больше чем на выходные, и особенно на машине, настоятельно рекомендую разбавить кубковые трассы и купание в озере поездкой на Белорецкие треелы. Это недалеко, но способно сильно украсить и разнообразить серые пыльные доунхильные будни. Например, одним днем можно съездить на Краку и Куркак. Оба маршрута на 2-3 часа времени, без всякой грязи на дороге, очень красивые, доступные и хорошо катабельные. Ялангас еще тоже довольно интересен, но там можно в грязевые ванны угодить (если не повезет, то даже лицом). Малиновая — красота. Зубчатки — челендж на весь день, но таких мест вы точно еще не видали. В общем выбор есть. Хотя в принципе и сам Банчик становится все более и более трейловым, но об этом как-нибудь не сейчас. 
По уровню удовольствия и ценности для АМ — это что-то на уровне катки на Таганае или Иремеле — бесценно.

Значительно более оперативно, без непонятных задержек по полгода и с многочисленными картинками о своих покатухах мы рассказываем в ламповой группе Екатеринбург АМ. Присоединяйтесь, и в числе первых узнаете, как мы будем катать зимний олмаунтин на фэтах по Иремелю и в других местах со сбросом 500-1000 метров, когда выпадет снег.

Встретимся скорее всего в Алуште в Башкирии!

Акварельная живопись «по сырому»

На этом этюде, выполненном на пленере, передано вечернее состояние пейзажа. Если этюд пишется в технике акварельной живописи «по сырому» и в короткий промежуток времени, чтобы успеть ухватить быстро меняющееся состояние природы, то нужно отказаться от точного подготовительного рисунка, так как нельзя точно предвидеть, как будут расплываться краски.

Поэтому лучше всего было лишь наметить тонкой линией без нажима линию горизонта и основные контуры (стожки, дерево вдали и приблизительно контуры облаков).

По сухому как пишется
Этот этюд должен передавать только мгновенное впечатление, чувство мига. Слишком детальное изображение облаков или слишком точные формы дерева и стожков значительно изменили бы характер этюда.

Разве можно было бы предугадать контуры деревьев на дальнем плане. Акварель и влажная бумага сами сделали это за нас

Обратите внимание, как расположена линия горизонта на этюде. Она делит плоскость этюда на две неравные части, что композиционно верно

Задача состояла в том, чтобы показать именно красивое небо на закате.

Последовательность работы над этюдом

После того как была намечена карандашом линия горизонта, которая располагается примерно на уровне нижней трети листа бумаги и основные контуры, нужно обильно или не очень (учитывая влажность воздуха, сложность пейзажа и время работы над этюдом) смочить акварельную бумагу водой. Это определяется подсознательно в зависимости от опыта акварелиста.

Этюд пейзажа, пишется как правило, с неба. Поэтому вначале наносится широкой кистью самый светлый общий (локальный) тон неба. В данном случае это светло-фиолетовый. В правой части этюда плотнее, а в левой светлее. Этим тоном заполняется и нижняя часть этюда. Во первых для создания общего колорита картины, а во вторых для создания в дальнейшем светлых участков на стожках и земле. Здесь уместно привести слова В. Высоцкого: «Отражается небо в лесу как в воде и деревья стоят голубые».

Далее следует подождать некоторое время и дать небу слегка подсохнуть, или как говорят «протряхнуть» до так называемой акварельной влажности. Это означает, что на бумажной основе больше нет лужиц краски, краска впиталась в бумагу, но бумага все еще обладает хорошей влажностью.

Предварительный просмотр:

Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу.

Учить передавать композицию в сюжетном рисунке.

Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию.

Воспитывать у детей стремление к достижению результата.

Белый лист плотной бумаги, акварельные краски, поролоновая губка, кисточки (№6 и №3), салфетки на каждого ребёнка.

Показ и объяснение воспитателя.

Игровая ситуация, с использованием художественного слова.

Наблюдение за работой детей.

Анализ работ воспитателем и детьми.

Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; рассматривание иллюстраций к этому произведению; рассматривание картинок и фотографий с изображением морских обитателей.

В. Сегодня, ребята, на нашем занятии по рисованию краски будут вести себя не совсем обычно, они будут расплываться, выходить за рамки вашего рисунка. Необыкновенная лёгкость красок, получение новых цветов прямо на рисунке, сделают вашу работу удивительно интересной. А рисовать мы с вами будем « по мокрому» листу.

В. А что это такое, я сейчас расскажу и покажу.

Главным инструментом сегодня станет губка. Мы смочим ею наш лист. Смачивается лист быстрыми движениями (показ воспитателя), рука движется свободно. А потом уже « по мокрому» листу наносится краска. Кисточка слегка касается листа, краска ложится красиво, образуя волшебные переливы.

В. Ребята, хотите почувствовать себя волшебниками?

В. Итак, если мы с вами захотели почувствовать волшебство, то нам надо произнести волшебные слова, которые сделают наше рисование волшебным, удивительным и сказочным.

Звёздочка в небе колышется кротко

(руки подняты вверх, пальцы широко расставлены, лёгкое покачивание руками)

В белом тумане качается лодка,

В лодке той – чудесные краски

(руки опущены вниз, немного разведены в стороны, раскачивание туловища влево и вправо)

Шепчутся в ней небылицы и сказки

( руки к губам, повороты головы влево и вправо)

Лодочку ветер тихонько качает

В волшебное царство он нас приглашает

(дети садятся на стулья, за столы)

В. А сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы её отгадаете.

«Жил старик со своею старухой, у самого синего моря»

Д. Это сказка (ответы детей)

В. Правильно, слушайте дальше:

Они жили в ветхой землянке, старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла свою пряжу. Дед был добрым, а старуха спокойная, и в доме у них был мир и согласие. И природа была спокойная: голубое небо, спокойное море. И в этом спокойном море жила добрая, волшебная «золотая рыбка». Но жила она не одна.

Как вы думаете, кто ещё жил в её волшебной стране – подводном царстве?

В. Молодцы! Ребята, а какой краской мы будем рисовать тихое, спокойное море?

Д. синей, голубой – (ответы детей)

В. А «золотую рыбку»?

Д. оранжевой, жёлтой – (ответы детей)

В. Посмотрите, как я буду рисовать море. Губкой смачиваю лист быстрыми движениями, слева на право. Кисточкой, сверху, провожу по всему листу. Попробуйте!

А с помощью тонкой кисточки мы будем рисовать песчаное дно, водоросли, а может кто – то из вас нарисует и «золотую рыбку» или её сказочный дворец.

(дети выполняют работу, воспитатель наблюдает за рисованием, при затруднении детей проводит индивидуальный показ)

(когда все ребята закончат рисование, листочки разложить на одном большом столе, получится «подводное царство»)

В. Ребята, посмотрите, какое огромное спокойное синее море у нас получилось. И обитатели царства спокойно передвигаются в воде среди зелёных водорослей. И от того, что море мирное, спокойное – золотых рыбок стало много, все они такие яркие, красивые. Когда я смотрю на ваши рисунки, я чувствую, что в этой волшебной стране торжествует только добро.

Источник

Живопись по сырому акварелью

Термины «сырое по сухому» и «сырое по мокрому» означают, что мазки наносят влажной краской на сухой слой или на влажную область. Эти два метода работы с акварелью обеспечивают наложение цвета на нанесенную ранее сырую или сухою акварель, и производят очень разные эффекты:

  • в картинах, выполненных техникой «сырое по сухому» можно видеть острые края, четкие формы;
  • в работах техникой акварели по сырому цвета растворяются друг в друге, создавая мягкие края и смешивание.

По сухому как пишется
Преимущества

Самым большим преимуществом использования метода «мокрое по мокрому» является то, что иногда невозможно точно знать, какой эффект удастся получить.

Добавление другого слоя краски на влажную акварель на бумаге создает мягкое, рассеянное впечатление от полутонов. Степень смешивания зависит от влажности первого слоя. В результате получается эффект размытых форм или широко растекающегося свободного узора.

С практикой приходит умение получить конкретный результат от этого способа. Техника по сырому воспроизводит эффектные, живые картины, цветы, пейзажи и дает возможность экспериментировать.

Это особенно интересно в живописи с диффундирующими формами, без лишних деталей – легкие пейзажи, простые натюрморты, цветы, абстракция. Методы работы с акварелью порождают прозрачные, воздушные оттенки с мягкими или четкими переходами.

Особенности техники

Способ акварельной живописи «мокрый по мокрому» включает нанесение краски или воды на любую площадь картины. Основная цель состоит в том, чтобы намочить весь лист бумаги, пока поверхность больше не будет впитывать воду, но позволяет жидкости создавать тончайший слой на поверхности. Касаясь большой кистью, насыщенной краской сырого листа, получают поразительный результат в живописи.

Гидрофильные, близко расположенные, целлюлозные волокна акварельной бумаги обеспечивают сцепление и капиллярное действие — вода и влажная краска мигрируют с влажных на сухие поверхности картины.

Пигмент растекается вдоль края влажной области, оставляя более светлый тон в центре. Темный пигмент создает нерегулярные, волнообразные полосы. Тонкие или выраженные растекания получаются в зависимости от консистенции краски в разных областях и дисбаланса влаги.

Эффекты

Техника «мокрое по мокрому» включает различные специфические эффекты живописи, каждый производится с помощью различных процедур.

Диффузия осмотического дисбаланса

Концентрированная краска наносится на смоченную бумагу и диффундирует или расширяется на чистой области, особенно, если краска приготовлена с использованием диспергатора. Это создает характерный рисунок, похожий на перья птиц. Усилить эффект в пейзажах можно наклоном поверхности бумаги до высыхания.

Заливка цвета

Художники заливают большое количество слегка разбавленной краски на всю поверхность или отдельные участки рисунка и с помощью кисти, спрея с водой или при разумном наклоне создают влажные окрашенные участки.

Цвет в течение нескольких минут окрашивает случайными, деликатными вариациями, которые дополняют влажной щеткой или добавлением краски до нужной формы – это помогает рисовать цветы.

Популярные сочетания красного, желтого и синего используют в отдельных областях — после смешивания и сушки, они обеспечивают поразительные оттенки. Зарезервированные участки белого цвета сначала покрывают пленкой, маскирующей лентой или жидким латексом.

Полную заливку одним колером делают широкой кистью, чтобы получить равномерный оттенок без полос. Фрагментарно смоченный лист в конкретных местах позволяет получить удлиненные мазки, которые захватывают сухие и влажные участки и приобретают неповторимые очертания, непрерывность, четкие абрисы в сухих местах и растекания в увлажненных областях.

Для градиента сначала точно определяется область цвета с помощью разбавленной краски или чистой воды, затем более концентрированной краской касаются влажных зон кистью. Добавленная краска создает формы путем наклона или растушевки. Концентрированный цвет ослабляют путем растекания краски с помощью влажной кисти.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель показывает детям осенние пейзажи и проводит краткую беседу о содержании картин, обращает внимание на красоту природы, на краски, которые использовал художник. Дети вспоминают, что пейзажи – это такие особые картины, на которых изображена природа; рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг… И нам хочется выбежать на улицу, чтобы побегать по траве, понюхать цветочки, потрогать кору деревьев, полюбоваться листочками…. Воспитатель читает детям стихотворение И

Бунина «За окном»:

Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина «За окном»:

В окно я вижу груды облаков,

Холодных, белоснежных, как зимою,

И яркость неба влажно-голубого.

Осенний полдень светел, и на север

Уходят тучи. Клёны золотые

И белые берёзки у балкона

Сквозят на небе редкою листвой,

И хрусталём на них сверкают льдинки.

Они, качаясь, тают, а за домом

Бушует ветер…Двери на балконе

Уже давно заклеены к зиме,

Двойные рамы, топленные печи –

Всё охраняет ветхий дом от стужи,

А по саду пустому кружится ветер

И, листья подметая по аллеям,

Гудит в берёзах старых… Светел день,

Но холодно, — до снега недалёко…

Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами будем рисовать пейзажи, на которых деревья будто бы «смотрят в воду», чтобы устроить в детском саду выставку необычных осенних картин с отражением.

— Подумайте и скажите, как можно нарисовать деревья, которые стоят на берегу и отражаются в воде? (Дети высказывают свои соображения).

— Дети, посмотрите, как ветка отражается в зеркале (воспитатель показывает отражение ветки лиственного дерева в зеркале).

Воспитатель. Ребята, сейчас мы будем осваивать способ зеркального изображения.

— Берём листы белой бумаги любого размера, сгибаем пополам, обозначив линию сгиба.

(Педагог помогает детям по мере надобности).

— Раскрываем листы и аккуратно смачиваем бумагу водой. Для этого вы можете взять губку, ватный тампон или широкую кисть. Берите то, чем вам удобно будет пользоваться. (Воспитатель следит за работой детей, помогает по мере надобности

Обращает внимание,чтобы дети действовали аккуратно: не наливали слишком много воды, но и не оставляли лист сухим)

Воспитатель. Листы располагаем вертикально,чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше этой линии небо, а ниже вода – озеро, речка.

Подбираем кисточки двух размеров. Дерево рисуем в верхней части мокрого листа: ствол – потолще — рисуем широкой кистью (покажите – какой); ветки – потоньше рисуем другой кисточкой, тонкой (покажите – какой). Рисуем аккуратно.

Дети приступают к работе. Воспитатель помогает по мере надобности.

Воспитатель. Ребята, откладываем кисточки в сторону и быстро складываем лист пополам, по линии сгиба, чтобы небо с деревом «окунулось» в воду. (Воспитатель помогает детям по мере надобности).

— Раскрываем лист и… видим два дерева: одно стоит на берегу и смотрит в небо, а другое отражается в воде, будто смотрит в воду.

Дети заканчивают работы и переносят свои осенние картины на свободный стол, рассматривают, обмениваются впечатлениями, садятся на место.

Воспитатель. Ребята, давайте сделаем физкультминутку, немножко отдохнём.

Физкультминутка.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

Медвежата воду пили,

Друг за дружкою ходили

Вот так, вот так

Друг за дружкою ходили.

А потом они играли,

Вместе лапы поднимали.

Воспитатель. Дети, чему мы сегодня с вами научились? (Ответы детей. Педагог помогает).

Педагог подводит итог занятия, даёт анализ работ, привлекает к высказыванию своих мнений детей.

По окончании непосредственно образовательной деятельности воспитатель вместе с детьми оформляет выставку осенних пейзажей «Деревья смотрят в вод


По сухому как пишется

М.В.Кевбрина1, С.Н.Новиков2

1Кевбрина Марина Владимировна, кандидат биологических наук, начальник отдела очистки сточных вод, Инженерно-технологический центр управления новой техники и технологий, АО «Мосводоканал»

115487, Россия, Москва, проспект Андропова, 38, корп. 4, тел.: (499) 263-93-50, e-mail: kevbrina_mv@mosvodokanal.ru

2Новиков Сергей Николаевич, директор Люберецких очистных сооружений, АО «Мосводоканал»

111674, Россия, Москва, М.О., Некрасовка, ул. 2-я Вольская, 30, тел. (495) 706-93-20, e-mail: novikov_sn@mosvodokanal.ru

По результатам лабораторных тестов по определению скорости оседания частиц иловой смеси аэротенка построены кривые гравитационного массового потока, рассчитанные двумя способами. Показана зависимость концентрации взвешенных веществ в очищенной воде вторичных отстойников от предельного массового потока при разном иловом индексе. Изложен метод анализа работы вторичных отстойников с использованием теории массовых потоков для оптимизации эксплуатации.

Ключевые слова: сточные воды, биологическая очистка, вторичный отстойник, активный ил, иловый индекс, метод анализа работы.

При гравитационном илоразделении вторичные отстойники являются частью системы биологической очистки сточных вод. От их работы зависит эффективность очистки системы в целом. В отечественной практике эксплуатации для оценки работы вторичных отстойников используются следующие показатели: гидравлическая нагрузка на поверхность отстойников, концентрация взвешенных веществ в очищенной воде, концентрация возвратного ила, уровень стояния ила в отстойнике, доза ила в аэротенках, иловый индекс. Авторы статьи уже предлагали в дополнении к этим показателям использовать в практике эксплуатации вторичных отстойников показатель «нагрузка по сухому веществу на поверхность вторичных отстойников», как еще один инструмент для регулировки их работы, обеспечивающий нормативное качество очищенной воды по взвешенным веществам [1]. Этот показатель заимствован из теории массовых потоков, которая легла в основу американской [2] и французской [3] методик расчетов вторичных отстойников при проектировании. Этот показатель означает, сколько сухого вещества иловой смеси из аэротенков поступает на единицу поверхности вторичных отстойников за час и соответствует поступающему массовому потоку. Для предотвращения «выноса» взвешенных веществ из отстойника с очищенной водой поступающий массовый поток не должен быть выше предельного массового потока, который рассчитывается на сновании скоростей оседания частиц ила.

С активным илом экспериментального аэротенка Люберецких очистных сооружений Москвы были проведены эксперименты по определению скорости оседания частиц. Экспериментальный аэротенк является частью отдельной линии биологической очистки сточных вод, которая состоит из двух первичных отстойников, одного аэротенка и трех вторичных отстойников. Проектная производительность линии составляет 80 тыс.м3/час. Аэротенк работает по схеме удаления биогенных элементов (схема Кейптаунского университета). Активный ил (объем 26 л, доза в интервале 2–8 г/л, иловый индекс 60 см3/г) помещался в цилиндрическую емкость с внутренним диаметром 25 см (рис. 1). Каждые десять минут измерялась высота границы раздела фаз от дна колонны. Кривая гравитационного массового потока рассчитывалась по полученным данным двумя способами: по кривым осаждения (кривые Кинша) графическим способом [3] и по уравнениям массовых потоков [4].

Рис. 1. — Проведение эксперимента в цилиндрической емкости по осаждению активного ила экспериментального аэротенка Люберецких очистных сооружений.

Графический способ по кривым осаждения (кривые Кинша). Кривые строились для каждого образца иловой смеси аэротенка. Для примера на рисунке 2 представлена кривая для иловой смеси с дозой ила 2,8 г/л. Для каждой точки замера на оси ординат отложена высота уровня раздела фаз (Н) при уплотнении иловой смеси и на оси абсцисс — время уплотнения. В начальной точке перед уплотнением Н0 составляла 53 см, доза ила С0 = 2,8 г/л. Для каждого замеряемого уровня раздела фаз Нi проводилась касательная, которая пересекает ось ординат в точке со значением Нi′. Для точки Нi′ рассчитывалась концентрация уплотненного ила Сi′ из расчета, что вся масса ила находится ниже границы раздела фаз. На рисунке для точки 3 показаны значение Н3 (см), замеряемое во время эксперимента, и значение Н3′ (см), как точка пересечения оси с касательной к кривой в точке 3. Для этой точки 3 концентрация С3′ рассчитывалась по уравнению 1:

%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%20%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0 %D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC1

Для каждой измеряемой точки раздела фаз рассчитывались Сi′ и Fi и строилась зависимость массового потока от концентрации ила на границе раздела фаз – кривая массового потока. Необходимо отметить, что такие кривые Кинша строились для образцов иловой смеси с разной концентрацией в нескольких повторностях и для расчета скоростей, концентраций и массового потока использовались средние значения. Кривая осаждения для иловой смеси экспериментального аэротенка Люберецких очистных сооружений представлена на рис. 4 – кривая «а».

Способ расчета по уравнениям массовых потоков. По уравнениям массовых потоков по кривой осаждения (рис.2) определялась начальная скорость оседания частиц V0 (формула 4):

%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%20%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0 %D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC4

Расчет начальной скорости оседания частиц проводился для всех образцов иловой смеси с разной концентрацией. На рисунке 3 представлена кривая зависимости начальной скорости оседания от дозы ила в иловой смеси экспериментального аэротенка Люберецких очистных сооружений. В программе Exel находилось уравнение экспоненциальной линии тренда для данной кривой (формула 5) с коэффициентами V0=8,8775 м/час и К=0,348 кг/м3 , которые использовались для построения кривой массового потока. Данное уравнение является уравнением скорости осаждения частиц на границе раздела фаз в зависимости от начальной скорости. Для дозы ила C со значениями от 0 до 20 г/л с шагом 0,5 г/л по полученному уравнению рассчитывалась сначала скорость осаждения частиц V для каждой дозы ила C (формула 6), затем массовый поток F умножением скорости осаждения V на дозу ила C (формула 7). Полученная кривая массового потока представлена на рис.4 – кривая «б».

%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%20%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0 %D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC5 7

Рис.2. — кривая осаждения (кривая Кинша) иловой смеси экспериментального аэротенка Люберецких очистных сооружений.

Рис.3.  — кривая зависимости начальной скорости оседания частиц от дозы ила иловой смеси экспериментального аэротенка Люберецких очистных сооружений. Пунктирная линия является экспоненциальной линией тренда.

Из рисунка 4 видно, что существует небольшая разница при расчетах разными методами. Из литературы известно, что кривые массовых потоков, рассчитанные разными методами могут различаться [5], но наклоны кривых остаются близкими и сильного влияния на принятие решение по эксплуатации отстойника не оказывают. Видно, что при проведении касательной (тангенс угла наклона соответствует скорости отвода ила с низа отстойника) к обоим кривым («в», «г») получается диапазон дозы возвратного ила 11-13 г/л и соответствующий диапазон предельного массового потока 10-11,5 кг/(м2∙час). При этом прямые, опущенные из точек пересечения касательных и кривых («д», «е»), на оси абцисс показывают значения дозы ила в иловой смеси в аэротенках. Таким образом, при предельном массовом потоке 10-11,5 кг/(м2∙час) доза ила в аэротенке будет составлять 8,2 – 8,7 г/л, а доза возвратного и избыточного ила — 11-13 г/л. Превышение нагрузки по сухому веществу на вторичные отстойники вызовет «вынос» взвешенных веществ из отстойника с очищенной водой. Необходимо отметить, что нагрузка по сухому веществу рассчитывается с учетом расхода рецикла возвратного ила (формула 8).

%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%20%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0 %D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC8

Рис. 4. — кривые гравитационного массового потока для иловой смеси экспериментального аэротенка Люберецких очистных сооружений, рассчитанные по уравнениям массовых потоков (а) и кривым осаждения (кривые Кинша) (б), в, г – касательные к кривым гравитационного потока, д,е – прямые, опущенные на ось абсцисс в точке пересечения касательных и кривых.

Аналогичная кривая массового потока была получена для активного ила старого блока Курьяновских очистных сооружений с проектной производительностью 1 млн.м3/сут. Активный ил (объем 30 л, доза 3–4,5 г/л, иловый индекс 145 см3/г) помещался в колонну с внутренним диаметром 20 см (рис. 5). Каждые десять минут измерялась высота границы раздела фаз от дна колонны. По кривым осаждения (кривые Кинша) были определены скорости оседания частиц и по уравнениям массовых потоков построена кривая гравитационного массового потока.

Рис. 5. — проведение эксперимента в колонне по осаждению активного ила аэротенков Курьяновских очистных сооружений.

На рисунке 6 представлена полученная кривая гравитационного массового потока для иловой смеси аэротенков Курьяновских очистных сооружений с иловым индексом 145 см3/г в сравнении с кривой гравитационного массового потока для иловой смеси экспериментального аэротенка Люберецких очистных сооружений с иловым индексом 60 см3/г. Из графика видно, что предельный массовый поток, который можно прилагать ко вторичным отстойникам, зависит от значения илового индекса: чем выше индекс, тем хуже осаждается ил, тем меньше нужно создавать нагрузку на вторичный отстойник для исключения «выноса» взвешенных веществ из отстойника. При иловом индексе 60 см3/г предельный поток имеет значение 11,5 кг/(м2∙час), при иловом индексе 145 см3/г создание нагрузки на вторичный отстойник не должно быть выше 6,5 кг/(м2∙час).

Рис. 6. — кривые гравитационного массового потока для иловых смесей Люберецких (а) и Курьяновских (б) очистных сооружений, в, г – касательные к кривым гравитационного потока, Ji – иловый индекс.

Приведенные выше расчеты показывают теоретический предельный массовый поток. В реальности часто сооружений работают на прикладываемом потоке (соответствует прилагаемой нагрузке по сухому веществу), который ниже предельного. Однако при изменении гидравлической нагрузки на сооружений ситуация может меняться. Рассмотрим метод анализа работы вторичных отстойников, называемый в англоязычной литературе State Point Analysis [5,6]. Для понимания текущего состояния работы отстойников на графике с кривой массового потока для экспериментального аэротенка Люберецких очистных сооружений (рис. 7) необходимо поставить точку 1, проекция которой на ось абсцисс соответствует дозе ила в аэротенке (в нашем случае 2,8 г/л), а проекция на ось ординат соответствует (Qчас/A)*ai

первому слагаемому из формулы 8 (то есть нагрузка по сухому веществу на поверхность отстойников с учетом только Qчас среднего часового расхода поступающей сточной воды). В нашем случае 2,1 кг/(м2∙час). Точка 2 ставится на оси ординат и соответствует нагрузке по сухому веществу, рассчитанному по полной формуле 8 (в нашем случае 3,9 кг/(м2∙час)). Через начало координат и точку 1 проводится прямая линия («в»), которая соответствует скорости поступления воды. Через точки 1 и 2 проводится прямая линия («г»), соответствующая скорости отвода ила с низа отстойников (то есть избыточного и возвратного ила). Для экспериментального аэротенка Люберецких очистных сооружений прямая «г» на рисунке 5 находится значительно ниже кривых массового потока, что свидетельствует об отсутствии превышения предельного массового потока или предельной нагрузки по сухому веществу (кривые «в» и «г» на рисунке 4). Массовый поток (нагрузка по сухому веществу) составил 3,9 кг/(м2∙час), доза возвратного ила составила 7 г/л при дозе ила в аэротенке 2,8 г/л. Эти графические данные соответствуют реальным концентрациям, подученным при лабораторном контроле работы аэротенка и вторичных отстойников. Таким образом, нагрузка по сухому веществу значительно ниже предельной (10-11,5 кг/(м2∙час)) и это обуславливает хорошее илоразделение с концентрацией взвешенных веществ в очищенной воде 6,2 мг/л, что не превышает нормативные значения.

Рис. 7.  — кривые массового потока для иловой смеси аэротенка Люберецких очистных сооружений. рассчитанные по уравнениям массовых потоков (а) и кривым осаждения (кривые Кинша) (б), в — прямая, характеризующая расход поступающей иловой смеси, г — прямая, характеризующая отвод уплотненного ила.

Метод анализа State Point Analysis позволяет оценить работу вторичных отстойников для принятия оперативного решения по оптимизации работы. На рисунке 8 представлена следующая ситуация. Отстойник сначала работает в оптимальном режиме, прямая «в» характеризует расход иловой смеси, прямая «б», характеризующая вывод ила из отстойника, находится ниже касательной «е» к кривой массового потока «а», то есть нагрузка по сухому веществу ниже предельных значений. В случае, если повысился расход поступающей сточной воды (прямая «г» имеет более крутой угол, чем прямая «в»), а вывод ила из отстойника остался прежним, то в первый момент доза ила останется неизменной. Поэтому прямая «д», характеризующая вывод ила из отстойника будет иметь тот же угол наклона, что и прямая «б» (точка пересечения прямых «д» и «г» имеет ту же точку проекции на ось абсцисс, что и пересечение прямых «б» и «в»). В этой ситуации нагрузка по сухому веществу превысит предельный массовый поток (прямая «д» выше прямой «е» и выше пологого участка кривой «а») и отстойник будет работать в режиме перегрузки с плохим илоразделением и «выносом» взвешенных веществ с очищенной водой.

Рис. 8. —  кривая гравитационного массового потока (а) и прямые, соответствующие расходам поступающей иловой смеси и отвода ила из отстойника: в, г – прямые соответствующие расходам поступающей иловой смеси, б, д – прямые, соответствующие расходам выводимого ила из отстойника, е – касательная к кривой массового потока, отсекающая на оси ординат значение предельного массового потока.

Однако, система имеет некоторые возможности саморегулирования. В ситуации, когда отстойник перегружен, а вывод ила остается прежним, внизу отстойника формируется слой ила, который начинает уплотняться, большая часть сухого вещества оказывается в отстойнике и доза ила в аэротенке падает (рис.9). При снижении дозы ила падает нагрузка по сухому веществу, а так как вывод ила из отстойников остается прежним, прямая, характеризующая отвод ила будет иметь такой же наклон, но пересекаться с прямой «г», характеризующей поступление иловой смеси, будет в точке с проекцией на ось абцисс со значением меньшей дозы ила. «Скольжение» прямой «в» вниз будет происходить до соприкосновения с пологой частью кривой «а» массового потока, то есть до прямой «б», характеризующей предельную нагрузку. В этой ситуации отстойник работает на пределе. Здесь необходимо вмешательство эксплуатирующего персонала и увеличение отвода ила из отстойника. Прямая «д» на рисунке 7 характеризует увеличение отвода ила и располагается под кривой массового потока. В этой ситуации отстойник не перегружен и работает в нормальных условиях.

Рис. 9. — кривая гравитационного массового потока (а) и прямые, соответствующие расходам поступающей иловой смеси и отвода ила из отстойника: г – прямая соответствующая расходу поступающей иловой смеси, б, в – прямые, соответствующие расходам выводимого ила из отстойника.

Можно констатировать, что для нормальной работы вторичного отстойника необходимо, что бы прямые, соответствующие расходам поступающей иловой смеси и отвода ила из отстойника, во-первых, пересекались ниже кривой массового потока, и во-вторых, прямая, соответствующая отводу ила из отстойника, проходила ниже пологой части кривой массового потока.

При ухудшении седиментационных свойств ила, например, при появлении большого количества нитчатых форм, начальные скорости оседания частиц ила падают, кривая массового потока становится «ниже» (рис.10). Прямые, соответствующие расходу поступающей иловой смеси («г») и отвода ила из отстойника («в»), становятся выше кривой массового потока и отстойник работает при перегрузке. Требуется снижение расходов при вмешательстве эксплуатационного персонала.

Рис. 10. — кривые массовых потоков при нормальном состоянии ила («а») и при ухудшении седиментационных свойств ила («б»). г – прямая соответствующая расходу поступающей иловой смеси, в – прямая, соответствующая расходу выводимого ила из отстойника.

В американской литературе не уделяется должного внимания влиянию нагрузки по сухому веществу на концентрацию взвешенных веществ в отводимой воде отстойника. Тем не менее, в отечественной практике существует необходимость поддержания концентрации этого загрязнителя на нормативном уровне, поэтому выявление зависимости концентрации взвешенных веществ в отводимой воде от нагрузки по сухому веществу на поверхность отстойника является актуальной задачей. Седиментационные свойства ила определяются таким показателем, как иловый индекс. Чем ниже показание илового индекса, тем выше скорость оседания частиц. Соответственно, тем большую нагрузку по сухому веществу можно подавать на отстойники. Как было показано выше для ила московских очистных сооружений (рис. 6), при иловом индексе 60 см3/г предельный поток имеет значение 11,5 кг/(м2∙час), при иловом индексе 145 см3/г создание нагрузки на вторичный отстойник не должно быть выше 6,5 кг/(м2∙час).

На рисунке 11 показаны зависимости концентрации взвешенных веществ в очищенной воде экспериментального аэротенка Люберецких очистных сооружений от поступающего массового потока и илового индекса иловой смеси, поступающей на вторичные отстойники. Данные зависимости были выведены при анализе массива данных работы аэротенков и вторичных отстойников за период 2013-2019 гг. На рисунке цветом выделены области, соответствующие предельным массовым потокам для иловой смеси с разным иловым индексом. При возрастании нагрузки по сухому веществу выше предельного массового потока (для илового индекса 60 см3/г выше значения 11,5 кг/(м2∙час), для 145 см3/г – выше 6,5 кг/(м2∙час), для 190 см3/г – выше 6,0 кг/(м2∙час)) происходит значительное увеличение концентрации взвешенных веществ в очищенной воде. Для поддержания нормативного качества очистки сточной воды по взвешенным веществам на Люберецких очистных сооружениях (значение 10 мг/л) необходимо не допускать нагрузку по сухому веществу выше 6,0 кг/(м2∙час) при иловом индексе 190 см3/г. При низких иловых индексах 145 и 60 см3/г возможно увеличение нагрузки до 6,5 и 15,5 кг/(м2∙час), соответственно. Таким образом, при высоком иловом индексе необходимо удерживать меньшую нагрузку по сухому веществу на отстойники и не допускать резких колебаний данной нагрузки для обеспечения нормативного качества очистки воды по взвешенным веществам. Необходимо отметить, что в американской литературе максимальные значения нагрузки по сухому веществу на поверхность отстойника принимаются в диапазоне 100–150 кг/(м2·сут), что соответствует 4–6 кг/(м2·ч), такие значения принимаются при проектировании, что бы обеспечить требуемое осаждение при любом состоянии активного ила. Эти значения сопоставимы с данными, полученными для активного ила московских очистных сооружений.

Рис. 11. — зависимость концентрации взвешенных веществ в очищенной воде экспериментального аэротенка Люберецких очистных сооружений от поступающего массового потока и илового индекса, а – для илового индекса 60 см3/г, б – 145 см3/г, в – 190 см3/г, Ji – иловый индекс, голубым цветом выделена область предельного массового потока для кривой «а», зеленым – для кривой «б», бежевым – для кривой «в», горизонтальной линией показано значение норматива по взвешенным веществам в очищенной воде — 10 мг/л.

Выводы

На примере иловой смеси экспериментального аэротенка Люберецких очистных сооружений показан метод анализа работы вторичных отстойников State Point Analysis, основанный на теории массовых потоков. Этот метод позволяет оценить работу вторичных отстойников для принятия оперативного решения по оптимизации работы. Показатель «нагрузка по сухому веществу на поверхность вторичных отстойников» предлагается ввести в практику эксплуатации вторичных отстойников как еще один инструмент для регулирования их работы. Этот показатель означает, сколько сухого вещества иловой смеси из аэротенков поступает на единицу поверхности вторичных отстойников за час и соответствует поступающему массовому потоку. Показана зависимость концентрации взвешенных веществ в очищенной воде от нагрузки по сухому веществу и илового индекса. Изменением нагрузки по сухому веществу на поверхность вторичных отстойников можно обеспечить нормативное качество очищенной воды по взвешенным веществам.

В заключение авторы выражают благодарность Ирине Алексеевне Носковой (ЗАО «ВИВ») за привлечение внимания авторов к актуальности и востребованности продолжения экспериментов по изучению оседания частиц активного ила, за участие в обсуждении полученных результатов, что в итоге послужило поводом написания данной статьи.

Литература

1. Вторичные отстойники: сравнение методов расчета при проектировании и анализ параметров эффективной эксплуатации сооружений, Кевбрина М.В., Козлов М.Н., Дорофеев А.Г., Водоснабжение и санитарная техника, 2019, №3, стр. 13-22

2. Metcalf & Eddy. Wastewater engineering, treatment and reuse: 3th edition. Tata McGraw-Hill Publishing, USA, 1991

3. Degrémont. Технический справочник по обработке воды. В 2 т. Т. 1. – СПб.: Новый журнал, 2007. 920 с

4. Marcos von Sperling. Basic principles of wastewater treatment. Biological Wasterwater Treatment Series. V. 2. – London – New York: IWA Publishing, 2007.

5. Using state point analysis to maximize secondary clarifier performance. https://www.maine.gov/dep/water/wwtreatment/state_point_article.pdf

6. Clarifier design, WEF, Manual of Practice No. FD-8, second edition, 2005.

Рис. 1. Проведение эксперимента в цилиндрической емкости по осаждению активного ила экспериментального аэротенка Люберецких очистных сооружений.

Рис.2. Кривая осаждения (кривая Кинша) иловой смеси экспериментального аэротенка Люберецких очистных сооружений.

Рис.3. Кривая зависимости начальной скорости оседания частиц от дозы ила иловой смеси экспериментального аэротенка Люберецких очистных сооружений. Пунктирная линия является экспоненциальной линией тренда.

Рис. 4. Кривые гравитационного массового потока для иловой смеси экспериментального аэротенка Люберецких очистных сооружений рассчитанные по уравнениям массовых потоков (а) и кривым осаждения (кривые Кинша) (б), в, г – касательные к кривым гравитационного

Рис. 5. Проведение эксперимента в колонне по осаждению активного ила аэротенков Курьяновских очистных сооружений.

Рис. 6. Кривые гравитационного массового потока для иловых смесей Люберецких (а) и Курьяновских (б) очистных сооружений, в, г – касательные к кривым гравитационного потока, Ji – иловый индекс.

Рис. 7. Кривые массового потока для иловой смеси аэротенка Люберецких очистных сооружений. рассчитанные по уравнениям массовых потоков (а) и кривым осаждения (кривые Кинша) (б), в - прямая, характеризующая расход поступающей иловой смеси, г - прямая, хар

Рис. 8. Кривая гравитационного массового потока (а) и прямые, соответствующие расходам поступающей иловой смеси и отвода ила из отстойника: в, г – прямые соответствующие расходам поступающей иловой смеси, б, д – прямые, соответствующие расходам выводимог

Рис. 9. Кривая гравитационного массового потока (а) и прямые, соответствующие расходам поступающей иловой смеси и отвода ила из отстойника: г – прямая соответствующая расходу поступающей иловой смеси, б, в – прямые, соответствующие расходам выводимого ил

Рис. 10. Кривые массовых потоков при нормальном состоянии ила («а») и при ухудшении седиментационных свойств ила («б»). г – прямая соответствующая расходу поступающей иловой смеси, в – прямая, соответствующая расходу выводимого ила из отстойника.

Рис. 11. Зависимость концентрации взвешенных веществ в очищенной воде экспериментального аэротенка Люберецких очистных сооружений от поступающего массового потока и илового индекса, а – для илового индекса 60 см3/г, б – 145 см3/г, в – 190 см3/г, Ji – илов

Поделиться:

Продолжаем отпуск.

Однажды знакомая прислала картинку
1 00

Хватит откладывать, надо, так надо.

Моpские медленные воды
Hе то что pельсы в два pяда
И пpовожают паpоходы
Совсем не так как поезда

А как провожают мотоциклы КТМ?
1 0

Только так, все равно большую часть времени в грязи валяются. Привыкать к этому нужно сразу. Покатили в сторону регистрации нового ТС. Оформились, прикрутил номер. Поехал домой, собираться в путь. Фейловый заезд из Магадана и время размышления у моря утвердили в мысли, что оставшийся отпуск будет по лайту. Никакого преодоления, боли, страдания и прочего. Новый мотоцикл, хорошая дорога, возможно даже с асфальтом. Первая точка в Краснодаре, где ТО после первого косаря). С собой берем смену белья, мыльно-рыльное и карты. Банковские. Проверил прогноз погоды, по маршруту только солнце. Так, дождевик не берем) Выехал из Москвы с утречка, по холодку. Каково было мое удивление, когда около Ельца мотоцикл сказал, тут останусь. По колесам попинал, фару протер, попил чаю. Все равно не заводится. Причем никакой ошибки не пишет на приборке. Хорошо, обзваниваем сервисы в Ельце. Один таки согласился пустить с мотоциклом в сервисную зону. Вызываю эвакуатор, а пока жду загораю на травке обочины М4. Мимо пролетают, проезжают, некоторые плетутся. Я же на солнышке лежу и ногами шевелю). Останавливается парень на Голде, спрашивает, что стоишь, кого ждешь. куда едешь? Показываю, что уже приехал и рядом тормозит эвакуатор. Поблагодарил за то, что остановился, но сейчас мы будем катать КТМ привязанным. Уверен, что в каком то чате шуток про то, что КТМ сломать нельзя, они уже с завода сломанными идут, значительно прибавилось. Оказалось, что мотоцикл просто просит ласки, разобрал, порезался, собрал. Завелся и поехал. Объездную Аксая проходил уже в сумерках. Ехал как мудак в полосе, нет бы между рядов шнырять. Поэтому местный водитель на Sonata воспринял как часть пейзажа и перестроился в меня. Остановились. Вот зараза, накладку бака поцарапал и кеду мне порвал. Подхожу к машине, передний бампер оторван, фара смотрит криво. Нормально, он так, от подножки пострадал. Поговорили, решили, дело то житейское. Отсыпал стяжек и скотча (металлизированного, а не односолодового). Закрепили бампер на место и каждый поехал своей дорогой. Вжух, и Краснодар, парковка, заселение, сон.
На следующий день поехал на ТО, где сменили, почистили, помазали. Скинули настройки и ограничения. Мотик вроде ехать стал бодрее, хотя всегда так, после смены масла. Очередной раз напомнил себе, что едем по лайту, никакого хардкора. Едем, только дождь у прогноза погоды забыл спросить, про него сообщали или нет? Ну, и ладно. Это же вода, в гостинице высохнет. Когда проезжал поворот на Архыз на светофоре стояла очередь из джипиков Ламборджини. Вот, что карантин животворящий делает. Кавказский отдых становится мейнстримом. Причем номера были не только российские, но и импортные. Доехал до Домбая. Утром обнаружил такую картину
1 2

Производитель знает своего покупателя. То что нужно — долью воды, запущу рыбок. Будут успокаивать во время рейдов по труднодоступным местам.
Поскольку выезжаю рано, то до самого Карачаевска не было ни одной машины. Вваливать можно было от души и для души. Дорога плоская, изгибы прогнозируемые. Затем свернул в сторону Учкулана. Опять включили дождь. Не проливной конечно, но промок быстро. Промежуточной целью было посещение поляны Эммануэля. Вроде по рассказам дорога туда лайтовая. От Карачаевска до Хурзука асфальт приличного качества, дорога вдоль реки. А дальше и дорога есть, и грязь есть, и лужи есть.
2

Вокруг было слишком хорошо и пустынно. Доехал, посмотрел, изобразил пингвина и поехал обратно. Как не было страшно, но пришлось заправляться в Учкулане. Хотя зря переживал, заправка четкая
4

В Карачаевске повернул на Верхнюю Мару и покатил в сторону Пятигорска.
6
7

Проверил подвеску, даже в базовых настойках плывешь как на лодочке, а может низко летишь, не зависимо от качества покрытия. Вжух, и Пятигорск. В гостинице арендовал сауну и разложил там вещи для сушки. Покатался на трамвайчике. Зашел в Музей насекомых. В музее можно не только рассмотреть бабочек на полотнах, но и полюбоваться живыми бабочками, для которых имеется отдельное помещение — специальная оранжерея.
8
9
10

Но наибольшее впечатление на меня произвели подписи под экспонатами. Это как отдельный вид искусства. Посетите, насладитесь.
11
12

Прогулялся по городу, поел какой местной кухни, в городе почти все уже исхожено, так что в гостиницу – спать.
Утром, пока завтракал и выходил, опять кто-то включил дождь. Ну и что, вчера же высох. Пока доехал до Нальчика, дождь кончился. Может не надо со сранья вставать. Так бы и не промок. Сворачиваем в сторону Голубых озер и Верхней Балкарии. Ехать по одной дороге 2 раза почему то не захотелось, поэтому решил прокатиться через Жемталу и Верхнюю Жемталу, а уже оттуда в сторону Верхней Балкарии. Опять шикарные виды альпийских лугов и облаков, ползущих по ним. Все было хорошо до самой Балкарии. Когда въезжал в городок решил срезать путь. А тут как по классике shit happened. Размокшее коровье говно на камнях создало прекрасный смазочный материал, переднее колесо скользит в сторону, а я лечу через руль вниз. Очередной раз порадовался выбору 890, а не 1290. Со страху поднял лежащий вверх колесами на склоне мотоцикл. С 1290 такой бы номер не прошел. Что-то отряхнул, что-то размазал. Завелся и поехал дальше. Дорога от Верхней Балкарии до Голубых озер привлекла своей аутентичностью. Редко встречал серпантин, на которой асфальт чередуется с утрамбованной грунтовкой. Проехал вниз, потом вверх, потом опять вниз. Когда в итоге остановился у Голубых озер понял, что выражение «в позе орла» для меня будет теперь нести только один визуальный образ. Такого эклектичного творения рук человеческих ранее не встречал.
13

А рядом что? В голове крутиться только одно: «Вошел в пасть медведя».
14

Да, все для туристов. Ну, да, ладно. Хватит терзать мою тонкую душевную структуру. Необходима реабилитация. Тарелка отличного жижиг-галнаша будет самым целительным средством в данной ситуации. Катим на озеро Казеной-Ам.
15

Нужно как котейка, расслабиться и уйти в дзен.

Серпантин за прошедшее время не изменился, только еще одна точка продажи меда появилась. В этом раз солнце светило и грело, так что мягкий асфальт прекрасно держал в поворотах. Сердце обливалось елеем и благость растекалась по членам. С прошлого раза гостиница на озере стала более популярна, парковка была полностью занята. А еще кто-то коварный рассказал, что есть такая забава — караоке. Но ни что меня не отвлечет от созерцания прекрасного вида и наслаждения горным воздухом, даже завывания под отечественную попсу.
16

С прошлого раза меню расширилось и теперь на выбор можно взять до четырех видов жижиг-галнаша. Этот вызов готов принять. Что ж останемся тут на несколько дней. Тем более, что дорог тут в округе на любой вкус. Может квадроцикл попробовать?
17

Рано выехать не получилось, завтрак с 08 часов. Это тоже хорошо, пока туда сюда, асфальт прогреется. Можно будет понаваливать уже по сухому. Сначала сгоняем в Ботлих. В 2019 году была отличная гравийная дорога. Проехав немного по гравийке, выезжаю на шикарный асфальт и на ближайшем блокпосту останавливают первый раз за путешествие. Пока регистрировался, состоялся тест-обзор мотика в стиле Давидыча, можно ли на сидении 890 и как лучше? Сошлись, что умеючи можно и без сидения. Потрепались за жизнь и прочие мелочи, покатил дальше. До самого Ботлиха новый асфальт, даже разметку еще не нанесли. Правда в некоторых местах водичка уже подмыла, незаметные ямы заставили несколько раз вытряхнуть кирпичей через штанину. В Ботлихе развернулся, купил парням мороженного, чтобы охладить горячие головы и погнал обратно. Оказалось, что они сменились, но новая смена оказалась с таким же чувством юмора. Да еще гоняют по горам на эндуриках. Отдал мороженное и погнал. Если честно не помню сколько раз мимо проехал мимо них за этот день. Уж очень мне нравится серпантин Ботлих-Хачарой. Потом интерес в пятой точке заиграл и спустился от серпантина до Ашали, а потом через Анди вернулся на асфальт. ЕШикарное место с резкими перепадами высот, огромное количество вариантов и все в на таком небольшом по площади участке. Рекомендую после грунтовок отмывать мотоцикл сразу – за день покатушек прилипло много мелкого гравия с землей, очень липкая и быстросохнущая тварь. Отмывать было трудно, особенно от количества советов, как это делать правильно.

Вечерний жижиг-галнаш с видом на озеро в беседке превосходен и позволяет сознанию улететь куда в сторону Альфа Центравры.

На следующий день решил немного прокатиться в сторону Макаджоя и посмотреть на башню. Действительно, лучше гор могут быть только горы и море — Крым. Бугага.
18
19

Навтыкавшись красоты, медленно возвращался в гостиницу. Состояние было такое, как будто хорошо попарился в бане – легкость и отсутствие каких либо мыслей. Ехал очень аккуратно, чтобы не растрясти это состояние. А там он, жижиг-галнаш.
Да и знаки, они повсюду
20

Обратный путь не по федералке, а второстепенными дорогами до Ростова. Дальше, как в подводной лодке – куда, ты с М4, денешься.
Было время подумать относительно ощущений от мотоцикла.
Без относительно, плохо-хорошо:
Очень не хватает кнопки «аварийки».
Штатная резина «Анакин» только для асфальта. Асфальт держит прекрасно, но как только съезжаешь на грунт начинаются танцы на льду — весело.
Трансформация бака в виде «штанов» отличное решение в плане развесовки. Субъективно, мотоцикл ощущается легче своего веса при рулении, особенно на малых скоростях.
Короткая база хорошо держит поворот, колею, сыпучие грунты (последнее относится к покатушкам уже по лесам и полям средней полосы).
Средний расход по трассе составляет 4,2-4,5 л – прям душа поет от того, что не нужно часто заезжать на заправки.
Развернутые шейки коленвала хорошая попытка сделать похожим на V-Twin. Звук, очень похож на тот, что был у TDM- чоппер на минималках. Низов тоже добавилось, хотя звезды нужно поменять. Обратная сторона такого решение мелкий зуд после 130. Не буду писать какие части тела, но он реально немеет от длительной поездки.
Датчик указания топлива от половины бака странное решение. Конечно, это логично, с учетом конструкции бака, но верить ему нельзя, алгоритм расчета очень, очень странный.
Но главное, осталось безумие после 4000 оборотов.
За что и обожаю.

Отпуск прошел отлично.

О мастер-классе

loolalikeПо сухому как пишется

На новой онлайн-практике  напишем акварелью небольшой натюрморт со сливами. Однажды на практике «Корзина с фруктами» мы писали с вами сливы, где они были всего лишь небольшими фрагментами большой композиции. На этой практике мы не только закрепим полученные навыки в живописи фактуры кожуры слив, но и изучим много нового:

  • Вытянутую (фризовую) композицию из одинаковых по размеру объектов;
  • Живопись сложенного листа бумаги;
  • Как передать фактуру раскрытой сливы;
  • Особенности крупнодисперсных красок на гладкой бумаге.
  • Впервые предлагаю вам попробовать писать на бумаге горячего прессования (сатин). Будем изучать способы работы на гладкой бумаге.
  • Продолжим осваивать особенности живописи по-сухому и мокрому одновременно по сырой бумаге, технику лессировок.

13_Н_т_со_сливами_и_кувшином_воды_55х94_2008_

Цветовая гамма будет сдержанной, будем тренироваться в работе со сложными серыми, синими и фиолетовыми оттенками в живописи. Минимальную палитру этого занятия составят всего 10 красок.

Занятие будет построено таким образом, чтобы материал был понятен и интересен для участников с любым уровнем подготовки.
Доступ к записи эфира не будет ограничен по времени.

По сухому как пишетсяПо сухому как пишетсяphoto_2021-06-15 13-44-40 (1)

Вопрос-ответ: как проходит обучение 

Программа

По сухому как пишется

  • Теория (обзор теоретических знаний, которые необходимы для изображения объектов постановки);
  • Упражнения;
  • Показ референсов;
  • Объяснение композиционной задачи;
  • Эскизы в тоне и цвете;

По сухому как пишется

  • Подбор смесей красок для живописи;
  • Рисунок для живописи;

По сухому как пишется

По сухому как пишется

Необходимые материалы

1. Для основного задания автор рекомендует акварельную бумагу не имеющую никакой фактуры с гладкой поверхностью французской фирмы «Arches» — холодное прессование / cold pressed, HP Suerfase / Grain Satine,  плотность 300 g/m2, 100% хлопок.

Пробовать писать можно также на других акварельных бумагах. Если не найти акварельную бумагу нужного сорта, относительно качеству бумаги с гладкой поверхностью — можно пробовать работать на обыкновенной чертежной бумаге (ватмане).

Размер 37х56 см (1/2 стандартного акварельного листа 56х76 см) или более узкий формат 31х56 см — 1 лист.

2. Для тональных набросков и эскизов: любое качество для рисунка и живописи. Размер альбомный (А4 или А3) — 2-3 листа.

3. Для акварельных эскизов и упражнений: желательно качество подходящее для работы акварелью (как для основной работы), можно использовать бумагу 50% хлопок. Размер альбомный (А4 или А3) — 2-3 листа.

Акварельные краски в кюветах и тубах профессионального качества. Рекомендация автора из палитры акварельных красок «Белые ночи» ЗКХ «Невская палитра» — 14 красок, можно10:

 1. / 100. Белила цинковые / Zinc White (1)
 2. / 214. Лимонная / Lemon
 3. / 201. Кадмий желтый средний / Cadmium Yellow Medium (2)
 4. / 206. Охра светлая / Ochre Light (3)
 5. / 304. Кадмий оранжевый / Cadmium Orange (4)
 6. / 323. Рубиновая / Ruby (5)
 7. / 313. Краплак красный светлый / Madder Lake Red Light
 8. / 621. Фиолетовый хинакридон / Quinacridone Violet
 9. / 515. Синяя /Blue
 10. / 511. Ультрамарин / Ultramarine (6)
 11. / 508. Кобальт синий / Cobalt Blue (7)
 12. / 509. Ярко-голубая / Bright Blue (8)
 13. / 365. Венецианская пурпурная / Venice Purple (9)
 14. / 321. Железоокисная светло-красная / English Red (10)
     
* Краски не вошедшие в минимальный список 10 красок необязательно иметь в палитре.
На занятии они могут быть использованы для проведения тестов и поиска разнообразия цветовых смесей. Живопись этюда может быть сделана без их применения.

Кисти разных размеров и форм, предпочтительно из беличьего волоса. Минимальный набор из 6 кистей:

– № 2, 5 – круглые;
– № 4, 8 – плоские;
– широкий флейц № 50 или 80 – пони, ушной волос, коза, белка, простая синтетика или имитация белки – для смачивания листа и увлажнения частей живописи.

Рекомендация автора: кисти «Kolibri» (Гемания), «DaVinci» (Германия), «Escoda» (Испания), «Roubloff» (Россия) и «Невская палитра» (также производятся на фабрике «Roubloff», Россия), а также различные каллиграфические кисти китайского производства.

– Палитра из белого пластика или фарфора;
– Планшет для работы из органического стекла или другая водонепроницаемая гладкая поверхность;
– Для крепления и/или натягивания бумаги на планшет: клейкая бумажная строительная лента шириной около 4см /клей ПВА поливинилацетатный /металлические зажимы /кнопки;
– Марля медицинская или тонкая х/б ткань по размеру листа акварельной бумаги для этюда с прибавкой размера по 1 см по периметру;
– Графитовые карандаши мягкостью В, 2В;
– Ластики двух видов: мягкий и жесткий;
– Белые бумажные полотенца / салфетки;
– Линейка и ножницы;
– Фен;
– Контейнер с водой объемом не менее 1 литра (желательно 2 контейнера).

Автор курса

Elena Bazanova

Elena Bazanova

«It seems to me that creativity is a state of mind, a person’s ability to see beauty and create. The manifestations of creativity are very multifaceted. This is a fairly broad topic of conversation. Love encourages creativity, love in the most different wide senses”.
Elena Bazanova, October 2020
Elena Bazanova has been working in one of the most difficult techniques — watercolours for over 20 years. She gives master classes, writes the most interesting extensive articles, but most importantly, she is fluent in the exquisite technique of watercolour.
Her works are in galleries and private collections in Russia, Germany, USA, France, England, Sweden, Iceland, Finland, the Netherlands, Kazakhstan, China.

English link

“Watercolour paintings basics” download

For Russian docs links down below

Методичка «Основы акварельной живописи» от Елены Базановой

Статья «Cтихия воды и краски»

Прямой эфир «Творческая встреча на выставке с Еленой Базановой»

Прямой эфир «Экскурсия по выставке Елены Базановой»

Отзывы о курсах автора

Александр Новиков

Дочери очень понравилось, попробовала новые для себя техники рисования

Александр Новиков

Александр Новиков
Отзыв о курсе:
Акварельные коты

Oksana Bozhko

Очень понравился курс!!! Спасибо огромное за позитивные эмоции!!!!

Oksana Bozhko

Oksana Bozhko
Отзыв о курсе:
Букетик первоцветов

Oksana Bozhko

Спасибо огромное!!!! Прекрасный, очень подробный курс! Как всегда — масса позитива и эстетики от живописи с Еленой!!!

Oksana Bozhko

Oksana Bozhko
Отзыв о курсе:
Гранат и хурма. Этюды с Еленой Базановой

Oksana Bozhko

Елена, как всегда прекрасна! Отличный педагог и прекрасный художник!!! Я очень рада, что есть возможность учиться у таких великолепных педагогов!!! Спасибо!!!

Oksana Bozhko

Oksana Bozhko
Отзыв о курсе:
Рисуем обманки акварелью

Ксения пользователь

Спасибо! Очень много информации, приемов и просто посмотреть на работу Мастера это медитация!

Ксения пользователь

Ксения пользователь
Отзыв о курсе:
Рисуем обманки акварелью

Алёна Трошина

Всё супер

Алёна Трошина

Алёна Трошина
Отзыв о курсе:
История обманки в живописи

Наталья Семченкова

Великолепно!

Наталья Семченкова

Наталья Семченкова
Отзыв о курсе:
Деревянные фактуры в акварельной живописи

Оксана Мухортова

Восторг!…..

Оксана Мухортова

Оксана Мухортова
Отзыв о курсе:
Букетик первоцветов

Наталья Семченкова

Очень люблю уроки Елены Базановой! Каждый раз открываю для себя что то новое и с нетерпением жду очередную онлайн практику!

Наталья Семченкова

Наталья Семченкова
Отзыв о курсе:
Голландский натюрморт. Бокал воды и лимон акварелью

Лиза Орлова

Отличный курс. Он очень поможет в работе и над ботаническими акварелями и с предметами на плоскости. Работы Елены выглядят как живые. Спасибо

Лиза Орлова

Лиза Орлова
Отзыв о курсе:
Рисуем обманки акварелью

Надя Шальнева

Очень много слов)) как сериал посмотрела)) но то,что было дано, как лайфхаки — изумительно, нужно, невероятно и необычно!

Надя Шальнева

Надя Шальнева
Отзыв о курсе:
О книжной иллюстрации с Еленой Базановой

Татьяна Денисова

Здравствуйте, Елена Серафимовна! Благодарю Вас за душевный курс. Он вне времени и вне времён года, не сиюминутно-модный! И это даёт умиротворение и вдохновение. А тонкости и секреты, которыми Вы щедро делитесь, вселяют надежду на собственный успех.

Татьяна Денисова

Татьяна Денисова
Отзыв о курсе:
Рисуем обманки акварелью

Natalia Nikitina

очень интересно, практика тоже волшебная. Спасибо

Natalia Nikitina

Natalia Nikitina
Отзыв о курсе:
История обманки в живописи

Софья Прялухина

Отличный курс! Спасибо!

Софья Прялухина

Софья Прялухина
Отзыв о курсе:
О книжной иллюстрации с Еленой Базановой

Денис Тимошенко

Супер!

Денис Тимошенко

Денис Тимошенко
Отзыв о курсе:
История обманки в живописи

Вам также может понравиться

  • По немецки как пишется вторник
  • По обуви можно многое сказать о человеке сочинение
  • По немецки как пишется слитно или раздельно
  • По обычному как пишется
  • По недельно как пишется