По старому как пишется слитно или раздельно

полдня правильно пишется слитно. это имя существительное, краткая форма полного полудень ударение на е: полудень; аналогично с полутень; не путать

«Полдня» правильно пишется слитно. Это имя существительное, краткая форма полного «полудень» (ударение на «е»: «полуде́нь»; аналогично с «полутень»; не путать с «полдень», означающим середину светового или астрономического дня). Писать это слово через дефис («пол-дня») – грубая орфографическая ошибка, так как следующая за «пол-» буква не «л». Не менее грубо неправильно говорить с паузой («пол дня») или писать раздельно без вставных слов: «Проторчала в очереди пол дня» – неверно! Нужно сказать или написать как-то вроде «промаялась полдня» («проторчала» слово просторечное).

«Золотые правила» в данном случае несложны:

Пиша «полдня» и другие слова, начинающиеся на «пол-», слитно, вы почти никогда не ошибётесь, кроме как, возможно, в редчайших, да и то спорных случаях, см. далее.

Прилагательные и указательные местоимения, относящиеся к «полдня», нужно ставить во множественное число: «прошедшие полдня», «эти полдня», и т.д.

Однако, если в слове после «пол-» идёт «л», то такие слова пишутся через дефис (чёрточку): «пол-ложечки», «пол-лимона», «пол-ломтя», «пол-люстры», и т.п., или же «пол-» заменяется на «полу-», также см. далее.

Особенности правописания

Изюминка, так сказать, слова «полдня» в том, что оно простое, не сложное, как «полдень», и «пол-» в нём не первый корень, но и не приставка, а краткий префиксоид, имеющий и полную форму «полу-». Слов, начинающихся на «пол-»/«полу-», в русском языке, что называется, пруд пруди – тот же «полдень», «полметра», «полтарелки», «полупальто», «полусумрак», «полушаг», и мн. др., так что правила их написания сложились давно:

  • Писать «полдня», «полкучи», «полстакана», и др. слова на «пол-» раздельно можно в так называемой интерпозиции, то есть со вставными словами, дополняющими и поясняющими высказывание: «пол прошлого дня», «пол суетливого дня», «пол столовой ложки», и т.п.
  • Если существительное на «пол-» обозначает количество, имеющее количественную меру (длины, веса (массы) объёма, времени, и др.), то такие слова пишутся слитно: наше «полдня» (значение см. далее), «полчаса» (30 мин или 1800 с); «полметра» (500 мм); «полвершка» (22,225 мм; ныне в техническом просторечии приравнивается к дюйму, 25,4 мм); «полкило» (500 г); «полведра» (обычно 5 л, или 6 л, но тогда с уточнением: «полведра по венчик»); «полмешка» (по-нынешнему 25 кг); «полбочки» (по-старому половина сороковой бочки, или 245,98 л, а в наши дни либо 250 л (редко), либо, чаще, 100 л, половина обычной бочки для горючего).
  • В случае, когда корень исходного слова начинается на «л», то префиксоид «пол-» заменяется на «полу-» («полулёжа»; ещё об употреблении «полу-» см. ниже).
  • Если же по соображениям фонетики (внятности и разборчивости речи) присоединить «полу-» к корню на «л» нельзя, то такое слово пишется через дефис: «пол-ладони», «пол-листа», «пол-ложки», «пол-локтя», «пол-люмена» (люмен – системная единица освещённости).

Примечание: исключение тут просторечное «поллитра» (применительно к бутылке водки или др. расхожего крепкого спиртного). Если же речь идёт об объёме в 0,5 куб. дм., то правильно нужно писать «пол-литра»).

  • В случае, когда имеется в виду заполнение, загрузка чего-то приблизительно наполовину, но не подразумевая более-менее точного численного выражения, «пол» со значащим словом можно писать как вместе, так и врозь: «полкузова» = «пол кузова»; «полдвора» = «пол двора»; «полкуста» = «пол куста». Критерий выбора – как легче выговаривается или понимается.

Примечание: слова «полстакана», «полчашки», «полкружки», «полтарелки», «полбутылки», «полбанки», «полпальца», «полбагажника», «полсиденья», и подобные им пишутся всегда слитно, поскольку обозначают и некоторые обиходные или несистемные меры – насыщения человека либо утоления им жажды, длины («полпальца»), и др., или же относятся к предметам, вместимость которых выражается стандартными мерами («полбагажника», «полсиденья»). Поэтому к таким словам приложимы правила согласно пп. 2-4 и 6-10.

Когда вместо «пол-» нужно «полу-»

  • Префиксоид «пол-» чаще всего заменяется на «полу-» в словах, называющих вещественные предметы, вмещающее измеримое количество чего-то, цельные предметы (законченные изделия, конструкции) или самостоятельные части единого целого, примерно равные его половине: «полукруг»; «полубак» (отдельная часть корпуса судна); «полуботинок», «полусапожки» (фасоны обуви); «полубочка» (соответствующая полбочке тарная единица – в старину бочонок на полбочки, ныне – бочка на 100 л, в половину стандартной топливной бочки); «полувагон» (железнодорожная грузовая платформа с высокими бортами, передними и задними распашными створками, но без крыши), «полурота» (половина соответствующего воинского подразделения, выделенная для выполнения особой тактической задачи) «полутораплан» (самолёт с небольшим, меньшим, чем у биплана, нижним крылом); «полуштоф» (сейчас в торговой практике мера объёма и бутылка на 0,75 л).
  • На «полу-» пишутся также слова, обозначающие неполное заполнение не вещественной и не выражаемой в количественных мерах субстанцией: «полумрак», «полусвет», «полутон», и т.п.
  • Точно так же на «полу-» нужно писать и слова, описывающие физическое либо нравственное состояние равно как одушевлённых, так и к неодушевлённых предметов: «полубог»; «полудурок»; «полуживой»; «полукалека»; «полуползком»; «полусидя», «полусогнут», и др. («Движок полуживой, но пока тянет»; «Не телефон, а полудурок – ни одно приложение нормально не грузится»; «Займусь-ка трактором, он у нас после полевого сезона полукалека»).
  • Слова, начинающиеся префиксоидом, «полу-», как правило пишутся слитно.
  • При необходимости использования слова на «полу-» в интерпозиции «полу-» заменяется обратно на «пол-»: «Замесите-ка скоренько полубункер раствору» – «А на кой, мешалку только-только промыли? Вон, в корыте как раз на пол целого бункера ещё свеженького».

Что такое префиксоид

Префиксоиды это, в общем, самостоятельные части речи, в определённых случаях служащие приставками. Так, префиксоид «пол-»/«полу-» это в то же время и краткая форма существительного «половина», служащая как корнем в сложных словах, так и употребляемая самостоятельно, см. примеры выше.

Значение

Существительное «полдня» в русском языке употребляется в прямом и переносном значении:

  1. Прямое – часть светового дня от утренней зари до полудня (первые или зачинающие полдня) или от полудня до заката Солнца (вторые или завершающие полдня): «Обработку проводить в первые полдня, начиная опрыскивание немедленно по испарении с листьев росы». Синонимы «полудень», «половина дня» (оба – с единственным числом прилагательных и указательных местоимений: «текущий полудень», «этот полудень», «вечерняя половина дня»). Последний синоним может употребляться в интерпозиции, т.е. со вставными словами: «завершающая половина трудового дня».
  1. Переносное – промежуток времени, примерно равный половине светового или рабочего дня: «Как отдыхалось? – Активно, полдня провозился на огороде, а полдня – в гараже». Синонимов нет.

Примечание: порой употребляются также сходные по составу и схеме склонения (см. ниже) существительные «полвечера» (применительно чаще всего к долгим зимним вечерам) и, редко, «полутра» или «полутрени» (диалектное в глубинке Средней России), поскольку летние утра коротки, а зимой ну так не хочется вылезать из тёплой постели.

Грамматика

Слово «полдня» – неодушевлённое имя существительное общего рода (явственных родовых признаков лишено*), разносклоняемое. В академической традиции относится к мужскому роду I склонения (2-го в школьной традиции), так как склоняется в целом «по-мужски». Состоит из изменяющегося префиксоида «пол-» («полу-» в падежных формах, кроме винительного), корня «-дн-» и окончания «-я». Склоняется подобно советскому «трудодень» (не имевшему краткой формы), но во множественном числе именительного и винительного падежей используется также форма единственного числа:

  • Именительный: полдня́ (краткое) или полуде́нь (полное) (ед. ч.); полудни́ или полдня́ («летние утренние полудни́», но «следующие полдня» – относительное прилагательное «следующий» во множественном числе) (мн. ч.).
  • Родительный: полудня́ (ед. ч.); полудне́й (мн. ч.).
  • Дательный: полудню́ (ед. ч.); полудня́м (мн. ч.).
  • Винительный: полдня́ (краткое) или полуде́нь (полное) (ед. ч.); полудни́ или полудня́ («В два полудня уложишься?», но «Нет, тут работы на три-четыре полудни́») (мн. ч.).
  • Творительный: полуднём (ед. ч.); полудня́ми (мн. ч.).
  • Предложный: <в, на, о, при> полудне́ (ед. ч.); <в, на, о, при> полудня́х (мн. ч.).

*) – а) оканчивается «по-женски» на «-я», но происходит от «день», который мужского рода; б) обозначает часть общего времени дня. «часть» женского рода, «время» – среднего. Так что нечего этому слову делать ни в каком роде, кроме как в общем.

Примечание 4: надо же, когда и для чего пригодилась форма развито-социалистической сельскохозяйственной натуроплаты! Вот уж поистине, если не бывает отставных шпионов, то и забытых слов тоже.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Всего найдено: 10

Добрый день. Когда пишут дату, а рядом ту же дату по старому стилю в скобках, скобки должны отбиваться или нет? Например: 12(23) марта. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Между цифрой и скобкой нужен пробел: 12 (23) марта.

по старому или по-старому.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: по старому шоссе, жить по-старому.

Как бы вы порекомендовали оформлять даты, указанные через слеш по старому и новому стилям – с пробелами или без: 18/31 мая, 19 мая / 1 июня?

Ответ справочной службы русского языка

Даты старого (точнее, нового) стиля обычно заключают в скобки: 18 (31) мая, 19 мая (1 июня).

Добрый день!
Сегодня мне на глаза попалось высказывание Артемия Лебедева. Верно ли оно? Ниже привожу само высказывание:
«Признаком псевдоинтеллигентности является замечание «кофе — он». Обычно так говорят люди, не замечающие настоящих ошибок в речи.
Мужской род бедному напитку достался от устаревших форм «кофий» или «кофей». К примеру, до войны слово «метро» тоже было мужского рода (потому что метрополитен — он), в газетах писали: «наш метро».
В ботанике растение кофе — оно. Мужской род не делает напиток из зерен кофейного дерева более благородным, чем, скажем, напиток из бобов какао.
«Кофе — он» — такая же глупость и архаика, как январское отмечание рождества «по старому стилю».
Кофе должно быть среднего рода.»

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 214406.

Здравствуйте, интересует верно ли данное суждение?

Артемий Лебедев
§ 138. Кофе — оно
29 января 2007

Признаком псевдоинтеллигентности является замечание «кофе — он». Обычно так говорят люди, не замечающие настоящих ошибок в речи.

Мужской род бедному напитку достался от устаревших форм «кофий» или «кофей». К примеру, до войны слово «метро» тоже было мужского рода (потому что метрополитен — он), в газетах писали: «наш метро».

В ботанике растение кофе — оно. Мужской род не делает напиток из зерен кофейного дерева более благородным, чем, скажем, напиток из бобов какао.

«Кофе — он» — такая же глупость и архаика, как январское отмечание рождества «по старому стилю».

Кофе должно быть среднего рода.

Источник: http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/138/

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 214406 .

В предложении «Возможность прогуляться по старому городу Висбадена» следует ли писать «старый город» прописными буквами, если подразумевается название части города?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _Возможность прогуляться по Старому городу Висбадена_.

Пожалуйста, прокомментируйте следующее утверждение:

Признаком псевдоинтеллигентности является замечание «кофе — он». Обычно так говорят люди, не замечающие настоящих ошибок в речи.

Мужской род бедному напитку достался от устаревших форм «кофий» или «кофей». К примеру, до войны слово «метро» тоже было мужского рода (потому что метрополитен — он), в газетах писали: «наш метро».

В ботанике растение кофе — оно. Мужской род не делает напиток из зерен кофейного дерева более благородным, чем, скажем, напиток из бобов какао.

«Кофе — он» — такая же глупость и архаика, как январское отмечание рождества «по старому стилю».

Кофе должно быть среднего рода.

Источник: http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/138/

Ответ справочной службы русского языка

«Правильно» или «неправильно» то или иное слово, зависит от его фиксации в словаре. В свою очередь любая словарная фиксация — это решение автора словаря (или авторского коллектива), такое решение всегда основывается на опыте лексикографа, его наблюдениях над языковой действительностью и т. д. Сегодня в некоторых нормативных словарях русского языка содержится указание на возможность использования слова «кофе» как существительного среднего рода — правда, пока что только в разговорной речи. Так что литературный — кодифицированный — язык относится к «кофе среднего рода» с опаской. Мужской род — это, конечно, архаика. Но не всякая архаика — глупость :) Отмечание рождества в январе, как и мужской род существительного «кофе», нам глупостью не кажется.

Уважаемые гуру! Как Вы можете прокомментировать статью известного российского дизайнера, какова вероятность того, что слово «кофе», как и слово «метро», станет среднего рода в будущем?

Артемий Лебедев
§ 138. Кофе — оно
29 января 2007

Признаком псевдоинтеллигентности является замечание «кофе — он». Обычно так говорят люди, не замечающие настоящих ошибок в речи.

Мужской род бедному напитку достался от устаревших форм «кофий» или «кофей». К примеру, до войны слово «метро» тоже было мужского рода (потому что метрополитен — он), в газетах писали: «наш метро».

В ботанике растение кофе — оно. Мужской род не делает напиток из зерен кофейного дерева более благородным, чем, скажем, напиток из бобов какао.

«Кофе — он» — такая же глупость и архаика, как январское отмечание рождества «по старому стилю».

Кофе должно быть среднего рода.

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 214406 .

Скажите, пожалуйста, как правильно назвать дату рождения человека, рожившегося в 19 веке «4(16).2.1878 родился Климов Алексей Филиппович». Он родился 4 февраля или 16 февраля, и в какой день отмечать его день рождения в 2007 году — 4 или 16 февраля? Спасибо.
Наталья

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае имеется в виду старый и новый стиль. Читая, следует называть дату по старому и по новому стилю.

Каково происхождение названия Зачатьевский переулок?

Ответ справочной службы русского языка

Вот что пишет о происхождении этого названия М. В. Горбаневский в проекте http://moscow.gramota.ru/index.shtml [«Окликни улицы Москвы»]:
Зачатьевские переулки были названы так по близлежащему Зачатьевскому женскому монастырю, существовавшему с 1584 года. Знатокам истории ведомо, что монастырь основал царь Федор Иоаннович, последний русский царь из династии Рюриковичей — в надежде на избавление жены Ирины от бесплодия. Поэтому и главный храм его был освящен в честь христианского праздника Зачатия праведной Анны, «егда зачат Пресвятую Богородицу», отмечаемого 9 декабря по старому стилю.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)

Дисциплина: «Русский язык»

Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка

Тема 2.12. Правописание наречий

Разработчик: преподаватель русского языка Хританкова Н.Ю.

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 2

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ 3

МОТИВАЦИЯ 3

ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ 4

ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ 6

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 12

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ 13

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18

Выписка из рабочей программы дисциплины «Русский язык»

для специальности 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)

Тема 2.12. Правописание наречий

Содержание учебного материала

2

Правописание частиц «не» и «ни» с наречиями. Н и НН в наречиях. Правописание наречий.

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся:

— работа с учебником, выполнение упражнений [3, с.217, упр.343];

— работа с конспектом лекции.

1

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Вид занятия: изучение нового материала.

Тип занятия: комбинированный.

Продолжительность: 90 минут.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Учебные:

сформировать понятия о нормах русского, родного литературного языка и применение знаний о них в речевой практике.

Развивающие:

— развивать способность быть организованными и дисциплинированными; формировать и развивать практическое творческое мышление, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней (ОК 1).

Воспитательные:

— способствовать развитию умения осуществлять речевой самоконтроль, оценивать письменные высказывания с точки зрения оформления.

Методы обучения – репродуктивный.

МОТИВАЦИЯ

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи. Их нарушение приводит к ошибкам, которые затрудняют понимание высказывания и свидетельствуют о низкой речевой культуре говорящего: килограмм баклажан вместо килограмм баклажанов, белая тюль вместо белый тюль, перед шестистами зрителями вместо перед шестьюстами зрителями, в ихнем доме вместо в их доме, едь вместо поезжай.

В русском языке все окружающие нас слова можно отнести к десяти частям речи, которые в свою очередь делятся на самостоятельные, служебные и междометия. К самостоятельным частям речи отнесем слова, которые называют предметы (существительное), признаки предметов (прилагательное), действия (глагол), количество предметов и порядок их при счёте (числительное) и обозначают все эти понятия, кроме действий, (наречия), а также указывают на них (местоимения).

Изучение морфологических норм создает необходи­мые условия для целенаправленного обогащения сло­варного запаса студентов. Изучение норм русского литературного языка необходимо каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам. Данная тема способствует пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней (ОК 1).

Примерная хронокарта занятия

п/№

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

1

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

Организационный этап

1

Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов

Отмечает отсутствующих студентов в журнале

Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места.

Журнал, тетради

Мотивационный этап, целеполагание

1

Развитие интереса к новой теме, установка приоритетов при изучении темы

Объясняет студентам важность изучения данной темы, озвучивает цели занятия.

Слушают, задают вопросы, записывают в тетрадь новую тему

Методическая разработка занятия

Проверка усвоения базовых (ключевых) моментов для овладения новым материалом

10

Выявление степени подготовки студентов к занятию и степени усвоения материала данной темы по школьной программе

Проверяет готовность студентов к усвоению новой темы

Отвечают на вопросы преподавателя

Приложение 1

Изложение исходной информации

15

Способствовать формированию знаний и умений по теме, понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней

Излагает новый материал

Слушают, читают материал в учебнике, записывают

Методическая разработка занятия, презентация, раздаточный материал

Выполнение заданий для закрепления новых знаний

37

Закрепление знаний, формирование способности анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными

Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов

Выполняют задания, проверяют, вносят коррективы

Приложение 2, раздаточный материал

Предварительный контроль новых знаний

20

Оценка эффективности занятия и выявление недостатков в новых знаниях

Инструктирует и проводит контроль

Выполняют задания

Приложение 3

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

1

Формирование и закрепление знаний

Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности выполнения

Записывают задание

Приложение 4

Подведение итогов

5

Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий.

Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки.

Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении.

Журнал группы, приложение 5

ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

План

  1. Особенности правописания наречий.

  2. Слитное и раздельное написание наречий.

  3. Дефисное (полуслитное) написание наречий.

  4. Написание суффиксов на конце наречий.

  5. Правописание НЕ и НИ с наречиями.

  6. Правописание Н и НН в наречиях.

Особенности правописания наречий

Наречие в русском языке – это самостоятельная часть речи, которая не изменяется по числам, родам и падежам и не имеет спряжения. В словосочетаниях может примыкать к другим наречиям, глаголам, прилагательным и существительным. Правописание наречий зависит от способа их образования и того, на какой слог приходится ударение в слове.

Слитное и раздельное написание наречий

Таблица Слитное и раздельное написание наречий включает правила, примеры и исключения.

Пишутся слитно

Пишутся раздельно

Наречия, образованные от наречий, местоимений или прилагательных с помощью приставок

Донельзя, навсегда, зачем, потому, сгоряча, начисто, вручную, напрямую

Наречия с предлогами, образованные от слов, которые начинаются на гласную

Под утро, в открытую, без ума

Наречия, образованные от неиспользуемых в современной речи существительных

Вдребезги, встарь, наземь, спозаранку

Наречия, образованные от предлогов без, до, с, под и существительных

На бегу, без удержу, до отвала, с размаху

Исключениядотла, донизу, доверху, сроду, сдуру, сплеча, подряд, подчас

Наречия с приставками в-, на-, образованные от собирательных числительных

Натрое, вчетверо, всемеро

Наречия, образованные от собирательных числительных и предлога по

По четверо, по сто

Наречия со значением пространства и времени

Вперед, ввысь, сначала

Если существительное в составе наречия сохранило падежную форму

На поруки (на поруках), под мышки (под мышку), на совесть (по совести)

Наречия, в которых к существительному нельзя поставить вопрос

Вслух, наполовину, поутру

Наречия, в которых между предлогом и существительным можно добавить определяющее слово

На скаку (на всем скаку), в тупик (в жизненный тупик)

Наречия, образованные с помощью предлога в, частицы пол и существительного

Вполголоса, вполоборота, вполпути

Исключенияв пол-лица, в пол-яблока, в пол-яйца

Наречия, состоящие из предлогов в, на и существительных с окончаниями -ах(-ях)

В сердцах, в головах, на радостях

Исключениявпопыхах, впотьмах, второпях

Дефисное (полуслитное) написание наречий

Через дефис пишутся следующие наречия:

  • Образованные от местоимений и полных прилагательных с помощью приставки по- (по-японски, по-другому, по-твоему).

  • Образованные от порядковых числительных с помощью приставки в-(во-) (во-вторых, в-третьих, в-пятых).

  • Наречия с частицами -нибудь, -либо, -то, таки-, кое- (откуда-нибудь).

  • Сложные наречия, образованные повторением того же слова либо двух синонимов (мало-помалу, давным-давно, чуть-чуть).

Нужно запомнить: на-гора(термин), точь-в-точь, бок о бокпо одному, потому, поэтому, посему.

Написание суффиксов на конце наречий

1. В конце наречий, образованных от полных прилагательных пишутся:

  • суффикс  после твердых согласных (холодный – холодно, крепкий – крепко, громкий – громко);

  • суффикс  после мягких согласных (блестяще – блестящий, внутренний – внутренне, искренний – искренне).

2. На конце наречий после шипящих в безударной позиции пишется -е (ярче, звонче, крепче). Под ударением – -о (горячо, хорошо, светло)Исключение – еще.

3. На конце наречий, образованных от кратких прилагательных пишется:

  • суффикс , если наречие имеет приставки в-, за-, на (влево, заново, надолго);

  • суффикс , если наречие имеет приставки до- из-(-ис), с-(со-) (издалека, справа, дочиста).

4. На конце наречий после шипящих ч и ш пишется ь (вскачь, наотмашь, сплошь)Исключениянастежь, уж, замуж, невтерпеж.

Правописание НЕ и НИ с наречиями

НЕ с наречиями пишется слитно в следующих случаях:

  • если наречие без НЕ не употребляется (невзрачно, невмоготу, нельзя);

  • если наречие с НЕ можно заменить синонимичным наречием без отрицания (неплохо – хорошо, недорого – дешево, несильно – слабо);

  • если НЕ находится под ударением (незачем делать, некогда позвонить, неоткуда взять).

НИ с наречиями пишется слитно только в безударной позиции и употребляется со вторым отрицанием (никогда не закончу, никак не справится).

Правила правописания Н и НН в наречиях

В наречиях на -о- и -е-, образованных от качественных прилагательных и отглагольных причастий, в суффиксах может писаться одна либо две буквы Н:

  • Н в суффиксах наречий пишется в словах, образованных от прилагательных либо причастий с одной буквой Н.

Примеры: аккуратный – аккуратно, безбедный – безбедно, жалобный – жалобно, грязный – грязно;

  • НН в суффиксах наречий пишется в случаях, когда слово образовано от прилагательного или причастия с двумя буквами Н.

Примеры наречий с НН: скованный – скованно, бессонный – бессонно, мгновенный – мгновенно, размеренный – размеренно.

Не всегда в наречиях пишется столько Н, сколько их было в производящей основе.

Исключение – рано (хотя ранний).

Как видно, правила написания одной и двух букв НН суффиксов наречий и существительных совпадают.

Приложение 1

Проверка усвоения базовых (ключевых) моментов для овладения новым материалом

Фронтальный опрос

  1. Определение понятия «наречие». (Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (свернуть вправо), признак другого признака (очень холодный), признак предмета (прогулка пешком)).

  2. На какие вопросы отвечает наречие? (отвечает на вопросы КАК? КУДА? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? и т. д. Например: вчера, сегодня, далеко, здесь, там, поневоле, нарочно, холодно, много, мало, дважды, вдвоём, очень, бегом, по-старому).

  3. Каким членом предложения чаще всего бывает? (В предложении бывает чаще всего обстоятельством).

  4. Какие части речи поясняет наречие? (Общее грамматическое значение наречия как части речи можно определить, исходя из того что в предложении оно чаще всего поясняет глагол или деепричастие и обозначает признак действия: смеясь (как?) весело; бежишь (как?) вприпрыжку; едем (как?) верхом. Наречие примыкает к имени существительному и обозначает признак предмета: шаг (какой?) вперед; прогулка (какая?) пешком; движение (какое?) вправо; пальто (какое?) на вырост. Если наречие поясняет имя прилагательное, причастие, слово категории состояния или другое наречие, то оно обозначает признак признака: слишком грустный рассказ; удивительно красивая панорама; плохо выполненный чертёж; прекрасно поющий юноша; очень хорошо читает стихи; крайне тревожно).

  5. Можно ли склонять или спрягать наречие? (Нет).

  6. С какими частями речи наречие не образует словосочетание? (С местоимениями и числительными).

  7. Какой главный морфологический признак наречия? (Характерной особенностью всех наречий является их неизменяемость: данная часть речи не меняется по родам, числам и падежам).

  8. Есть ли у наречия окончание? (Нет).

Приложение 2

Задания для закрепления новых знаний

Упражнение 336. Спишите словосочетания, раскрывая скобки.

Жить (по)новому, запомнить (крепко)накрепко, гово­рить (с)(глазу)(на)глаз, исполнить (точка)(в)точку, хлопо­тать (по)пустому, тратить время (по)пусту, пойти (куда)либо, знать (мало)мальски, приделать (шиворот)навыворот, приехать (нежданно)негаданно, продвигаться (шаг)(за)шагом, прибыть (во)время, выдать уголь (на)гора, согласиться (в)(конце)концов, распределить (по)ровну, сделать (по)луч­ше и (по)красивее, ворочаться (с)боку (на)бок, сегодня, (по)видимому, будет дождь.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

Шагнуть влев…, справ… обгоняет грузовик, уйти засветл…, задолг… до приказа, добраться затемн…, вытереть досух…, изредк… интересоваться, начать занов…, засидеться допоздн…, вылизать дочист…, наскор… перекусить, надолг… запомнить.

Задание 2. Выпишите, раскрывая скобки, слова с пропущенными буквами.

1. Братья (н…)сколько не сомневались, что отец не будет шутить и сдержит свое слово (М.-С.). 2. Думать было (н…)когда, уходить (н…)куда (Б. П.). 3. Он (н…)где не мог найти работы (Пауст.). 4. До этого случая Шамет слышал много солдатского вранья, но сам (н…)когда не врал (Пауст.). 5. Только казакам (н…)(от)куда взяться (Сер.). 6. (Н.-.)сколько раз я замечал сверху, из сада, Анфису на берегу Быстрой Сосны (Пауст.). 7. Местность кругом была ровная, прятаться было (н…)где (Б. П.). 8. В Головлеве он (н…)(от)куда не встречал не только прямого отпора, но и даже малейшего косвенного ограничения (С.-Щ.). 9. Честно говоря, детские и юношеские годы (н…)когда не обходятся без экзотики (Пауст.). 10. Где (н…)когда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась (Н.).

Задание 3. Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН.

1. Девочка смуще…о улыбалась. 2. Танцовщица двигалась грациоз..о, медле…о, изящ…о. 3. Как только гости разошлись, сразу стало как(то) пусты…о. 4. Зрители начали хлопать преждевреме…о. 5. Мужчине плакать (не)прилич…о. 6. Любил я тай…о. 7. Хвалу приемли равнодуш…о. 8. И медле…о жгли их до утра огнём. 9. Он отнёсся к нам благоскло…о. 10. И многие годы (не) слыш…о прошли. 11. Она выглядит роскош…о.

Приложение 3

Задания для конечного контроля новых знаний

Упражнение 342. Спишите, раскрывая скобки.

I. 1) Потёмкин сложил бумагу в(двое), в(четверо), ввось­меро), стремясь к какой-то последней, уже неделимой дро­би. (Леон.) 2) Одна из девушек бежала в(припрыжку) по шоссе, спускаясь к морю. (Пауст.) 3) И вот я думал, она ударится с(размаху) о берег и разлетится в(дребезги). (Л.)

  1. Обойма уже кончилась, и затвор щёлкал в(пустую). (Ф.)

  2. Вслед за машинами на гору в(рассыпную) взбиралась пехота. (К.С.) 6) Мы сели в кибитку в(троём): Марья Ива­новна с Палашкой и я. (П.) 7) Иногда и сам в(просак) он попадался, как простак. (П.)

II. 1) (С)начала подумай, потом отвечай. 2) Дожди шли беспрерывно (с)начала весны. 3) Как хорош лес (в)начале осени! 4) (В)начале я не почувствовал своеобразной красо­ты горного пейзажа. 5) Все собрались (во)время, никто не опоздал. 6) Кругом было (на)столько красиво, что все за­молкли и с восторгом глядели (в)перёд и (в)верх. 7) (На)сколько километров (в)верх поднялись (без)отдыха альпинисты? 8) Берёзка склонилась (на)бок. 9) (В)ширь и (в)даль раскинулись беспредельные кубанские поля. 10) (В)даль туманную двигались обозы. 11) Несмотря (на)конец сентября, под Москвой было (по)летнему тепло. 12) Путники (на)конец добрались до реки. 13) Мальчик (в)упор смотрел на меня.

Эталоны ответов1616036 2

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

Влево, справа, засветло, задолго, затемно, досуха, изредка, заново, допоздна, дочиста, наскоро, надолго.

Задание 2. Выпишите, раскрывая скобки, слова с пропущенными буквами.

Нисколько не сомневались, некогда, некуда, нигде, никогда, неоткуда, несколько, негде, ниоткуда, никогда, некогда.

Задание 3. Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН.

1. Девочка смущенно улыбалась. 2. Танцовщица двигалась грациозно, медленно, изящно. 3. Как только гости разошлись, сразу стало как-то пустынно. 4. Зрители начали хлопать преждевременно. 5. Мужчине плакать неприлично. 6. Любил я тайно. 7. Хвалу приемли равнодушно. 8. И медленно жгли их до утра огнём. 9. Он отнёсся к нам благосклонно. 10. И многие годы неслышно прошли. 11. Она выглядит роскошно.

1616036 3

Приложение 4

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Самостоятельная работа обучающихся:

— работа с учебником, выполнение упражнений [3, с.217, упр.343].

Приложение 5

Контрольные вопросы (в конце занятия)

1. Чем отличаются наречия от других частей речи?

2. В каких наречиях пишется одна буква н, а в каких — две?

3. В каких случаях на конце наречий употребляется суффикс , а в каких — суффикс ?

4. Как пишется не с наречиями на  и -e?

5. Как пишутся наречия с дефисом?

6. На конце каких наречий после шипящих пишется мягкий знак?

Ответы

1. Наречия не изменяются в отличие от других частей речи.

2. В наречиях пишется столько «н», сколько в прилагательном или причастия, от которого оно образовано:  медленно (от прил. медленный);  интересно (от прил. интересный).

3. В наречиях с приставками из-, до-, с-  на конце пишется буква а, а наречиях с приставками  в-, на-, за-  пишется на конце о.

4. Не с наречиями на  -о(-е)  пишется слитно: если слово не употребляется без не (негодующе, неистово, нелепо);  если наречие с не можно заменить синонимом: пел негромко (тихо), говорил неискренне (фальшиво);  в отрицательных наречиях:  незачем, некуда, негде, неоткуда.  Не с наречиями на  -о (-е) пишется раздельно:  если есть противопоставление с союзом а:  пел не громко, а тихо;  если к наречию относятся слова далеко не, отнюдь не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, никогда не:  вовсе не тяжело, ничуть не страшно.

5. Через дефис пишутся наречия:  с приставкой кое-  и суффиксами  -то,  -либо,  -нибудь:  кое-где, где-то, куда-либо, откуда-нибудь;  имеющие приставку по-  и оканчивающиеся на  -ому (-ему),  -ски,  -ьи:  по-иному, по-моему, разделить по-братски, по-волчьи выть;  образованные от порядковых числительных, имеющие приставку  в- (во-)  и суффикс  -ых (-их):  во-первых, в-третьих;  образованные повторением того же самого слова или той же основы:  еле-еле, всего-навсего, мало-помалу.

6. Во всех наречиях после букв «ш»  и  «ч»  пишется «ь».  После буквы «ж» мягкий знак пишется только в слове «настежь».  В словах уж, замуж, невтерпёж «ь» не пишется.

Критерии оценки

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении заданий, учитываются при выведении оценки.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за работу, в которой допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за работу, в которой допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок работа оценивается баллом «1».

Список использованных источников

  1. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших
    классах [Текст]/ В.Ф. Греков – М.: Просвещение, 2008. — 286с.

  2. Н и НН в наречиях / Образовака [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/n-i-nn-v-suffiksah-narechiy

  3. Правописание наречий / Образовака [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/pravopisanie-narechiy

  • По старому или по старому как пишется правильно
  • По старинному рецепту как пишется
  • По старинному как пишется слитно или раздельно
  • По старому по новому как пишется
  • По старинке как пишется слитно или раздельно