Упражнение 1.
Выделите в тексте частицы, объясняя их раздельное и дефисное написание.
1. Ну что за шейка, что за глазки? (Кр.). 2. Охота быть тебе лишь только на посылках? (Гр.). 3. Пусть будут счастливы все, все твои друзья! (П.). 4. Ребята! Не Москва ль за нами? (Л.). 5. Завтра же едем! (Г.). 6. Неужели ты своего сына не любила? (Т.). 7. Минуты через три все было уже готово, и все-таки медлили начинать (Л. Т.). 8. Ведь я не художница, а музыкантша (Ч.). 9. Разве я говорю что-нибудь дурное? (М.Г.). 10. Вот характерный след зайца (Арс). 11. Ты бы, Сережа, все-таки поговорил с Лидией (Пришв.). 12. Покажите-ка руку (Фед.). 13. Даже самая маленькая ложь приводила его [Петю] в смущение (Кат.). 14. Но дверь открыл именно отец (Горб.). 15. Давай-ка выйдем на воздух (Сим.). 16. По его мнению, лед еще тонок и вряд ли выдержит тяжесть автомашины (Аж.).
Упражнение 2.
Перепишите, раскрывая скобки. Частицы подчеркните.
1) Поди(ка) ты сюда, присядь(ка) ты со мной. (А. Пушкин) 2) Степан не решился(таки) идти прямо в усадьбу. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Нельзя(ли) пожалеть о ком(нибудь) другом. (А. Грибоедов) 4) Письмецо было вежливое, но все(таки) решительное и немногословное. (Ф. Достоевский) 5) Жил(бы) он славно, не знал(бы) заботы, кабы не стали глаза изменять. (Н. Некрасов) 6) Он(бы) тотчас ушел, если(б) не Лиза. (И. Тургенев) 7) Ведь были(ж) схватки боевые, да, говорят, еще какие! (М. Лермонтов)
Упражнение 3.
При переписывании предложений раскройте скобки.
1. Я(б) мечтал не ради славы перед утром боевым, я(б) желал на берег правый, бой пройдя, вступить живым (Твард.). 2. Что(бы) вам нынче у себя вечер устроить с хорошим ужином! (Остр.). 3. Я(таки) думаю (кое) что (М.Г.). 4. (Кое)где вдали желтеет поспевающая рожь. (Тург.). 5. Барин(де) завалился спать, можно и заглянуть (кое) куда (Г.). 6. «Нет(с), она не странная, а золотая лошадь, да(с)!» — с какою(то) гордостью заговорил Калин Калинович (М.С.). 7. Покажи (ка) руку (Фед.) 8. Ребята! Не Москва(ль) за нами? (Л.). 9. По его мнению, лед еще тонок и вряд(ли) выдержит тяжесть автомашины (Аж.). 10. Так(таки) я и не мог понять, почему неприязненно отзывается о Захаре Алеша (Троеп.). 11. Уж как я(ль) мою коровушку люблю! Уж как я(то) ей крапивушки нажну (Из народной песни).
Упражнение 4.
Раскройте скобки и объясните дефисное или раздельное написание частиц. Выпишите частицы с теми словами, к которым они относятся.
1. (Да) здравствует наша Родина! 2. (Уж) постоим мы головою за Родину свою (Л.). 3. (Лишь) страну мою, Россию, беззаветно я любил (Л. Ошанин). 4. Москва! Так (вот) ты какая! (Баб.). 5. О Волга! Колыбель моя! Любил (ли) кто тебя, как я? (Н.). 6. Но (даже) на краю небес все тот же был зубчатый лес! (Л.). 7. (Вон) одна звездочка, вон другая, вон третья! (Гонч.). 8. Хоть (бы) листик на дереве шелохнулся (Писем.). 9. (Кое) где вдали желтеет поспевающая рожь… (Т.). 10. Донял (таки) медведь Елеску (М.С.).11. Днем зверь лежит где (нибудь) в чаще… (Арс). 12. А видел (ли) слона? Каков собой на взгляд? (Кр.). 13. Возьми (ка) у меня щенка любого от Жучки (Кр.), 14. Конь (же) лихой не имеет цены, он и от вихря в степи (не) отстанет (Л.). 15. (Не) нагнать тебе бешеной тройки (Н.).
Упражнение 5.
Объясните выбор частицы НЕ или НИ.
1. Кого ни спрашивали о Журавлеве, все отзывались о нем хорошо. 2. Кого не спрашивали сегодня, тот будет опрошен завтра. 3. Где я только не бывал! 4. Где я не бывал, так это в Австралии. 5. Где бы я ни бывал, я всегда тосковал о доме. 6. Каких удивительных зверей я не видал в зоопарке! Видел всех, и даже таких, о каких раньше ничего не знал. 7. Куда ни взглянешь, везде вода. 8. Дождь не прекращался ни на минуту. 9. Нельзя не удивляться вашему поведению.10. На небе ни звездочки. 11. Не могу не возразить вам.
Упражнение 6.
Спишите примеры, раскройте скобки и напишите частицы слитно или отдельно. Объясните правописание частиц НЕ и НИ.
1. Он, Пеночкин, (ни) когда (не) заботился (ни) о ком, кроме собственной особы. 2. Спал я как (не) винный и снов (не) видал (Жук.). 3. Средь полей (не) обозримых в небе ходят без следа облаков (не) уловимых волокнистые стада (Л.). 4. Ужели небу я дороже всех (не) замеченных тобой? (Л.). 5. (Не) волнуйся, (не) плачь и сердца (не) мучай (Полев.). 6. Я привык (ни) в чем (не) отступать от гражданских законов.
Упражнение 7.
Спишите предложения. Раскрыв скобки, выберите нужную частицу.
1. Кто (не, ни) занимался математикой, тот имеет слабое представление о развитии мира. 2. Куй железо, пока (не, ни) остыло. 3. (Не, ни) одна дорожка (не, ни) была очищена от снега. 4. (Не, ни) что не пропало зря. 5. (Не, ни) веселья, (не, ни) радости (не, ни) принесла мне жизнь на новом месте. 6. В лесу (не, ни) звука. 7. Куда б (не, ни) шел, (не, ни) ехал ты, а здесь остановись (Твард.). 8. Сколько (не, ни) говори, (не, ни) слушается. 9. Каким бы делом он (не, ни) занимался, все у него получается. 10. Компаса (не, ни) у кого не нашлось. 11. Остался (не, ни) при чем. 12. (Не, ни) к кому (не, ни) не обращался. 13. (Не, ни) за чем (не, ни) ходил. 14. (Не, ни) за что (не, ни) прощу. 15. (Не, ни) от чего (не, ни) отказывайся. 16. У нее (не)было на свете (не, ни) одного родного человека. 17. Во время войны он (не, ни) разу не был ранен. 18. (Не, ни) одна звезда (не, ни) освещала нам путь. 19. (Не, ни) давши слово, крепись, а давши, держись. 20. (Не, ни) шороха, (не, ни) звука вокруг. 21. Что (бы) (не, ни) читал Багрицкий, его нельзя было слушать без сжимающего горло волнения (Пауст.). 22. (Не, ни)принесла ли ты мне чего-нибудь по есть? (Гонч.) 23. Герасим (не, ни) чего не слыхал: (не, ни) быстрого визга лающей Муму, (не, ни)тяжелого всплеска воды (Тург.).
Упражнение 8.
Спишите, раскрывая скобки и вставляя частицы НЕ или НИ
1. (…) сладость розовых лучей, предтечи утреннего Феба, (…) кроткий блеск лазури неба, (…) запах, веющий с полей, (…) быстрый лет коня ретива… — (…) что души (…) веселит (Бат.). 2. В глуши (…) слышно было (…) души (П.). 3. Но Кочубей богат и горд (…) долгогривыми конями, (…) златом, данью крымских орд, (…) родовыми хуторами (П.). 4. Унынья моего (…) что (…) мучит, (…) тревожит, и сердце вновь горит и любит— оттого, что (…) любить оно (…) может (Л.). 5. Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь— (…) истребят (…) годы их, (…) моды, (…) пожары (Гр.). 6. (…) было лица, на котором бы (…) выразилось удовольствия (Г.). 7. (…) ветер бушует над бором, (…) с гор побежали ручьи — Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н.). 8. Олег как (…) в чем (…) бывало остался помогать Володе и Толе (Фад.). 9. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он (…) был (Ч.). Ю. Для него (…) было (…) каких — (…) физических, (…) моральных оков: он все мог сделать, и (…) нужно было, и (…) что его (…) связывало… Он (…) во что (…) верил и (…) чего (…) признавал. Но, (…) признавая (…) чего, он (…) только (…) был мрачным, скучающим и резонирующим юношей, а, напротив, увлекался постоянно (Л. Т.). 11. Сергей Тюленин родился, когда (…) зачем было идти в подполье. Он (…) откуда (…) бежал, и бежать ему было (…) куда (Фад.). 12. Он мне очень противен, а странно: (…) за что бы я (…) хотела, чтобы и у ему так же (…) нравилась (Л.). 13. Я (…) намекал (…) разу (…) о пьяном господине, (…) о прежнем моем поведении, (…) о Грушницком (Л.). 14. У ней (…) было (…) подруг, (…) наставниц (Т.). 15. Как (…) старались люди, собравшись в одно (…) большое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как (…) забивали камнями землю, чтобы (…) росло на ней, как (…) счищали всякую пробившуюся травку, как (…) дымили казенным углем и нефтью, как (…) обрезывали деревья и (…) выгоняли всех животных и птиц — весна была весною даже и в городе (Л. Т.).
Упражнение 9.
Составьте словосочетания по образцу.
ОБРАЗЕЦ: Благодарить (за что?) — Не за что благодарить. — Ни за что не благодарил.
Рассчитывать (на кого?), верить (во что?), беспокоиться (о ком?), ориентироваться (на кого?), обращаться (к кому?).
Упражнение 10.
Прочитайте текст. Укажите частицы и объясните их слитное и раздельное написания.
I. Утро в степи
Степь не была безмолвной. Голосистые, неугомонные птицы то и дело взлетали ввысь и пели так сладостно, с таким упоением, что чуть не замертво падали в травы. Неисчислимый хор звенел над всей степью страстно и неумолчно. Невзрачных, сереньких певцов почти невозможно было найти глазом в сверкающей вышине, и потому казалось: здесь поет весь воздух.
(По М. С. Бубеннову)
II. Какая радость — существовать!
Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет. Невероятно, но иногда я думаю: если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив и этим. Одно нужно — только видеть и дышать. Ничто не дает такого наслаждения, как краски…
(И. А. Бунин)
Тест по теме «Правописание частиц»
1. Укажите случаи написания частицы через дефис.
1) (Не)увидел;
2) захотел(бы);
3) решил(же);
4) сделал(то).
2. Укажите случаи неверного написания частиц.
1) Кое-где видны облачка.
2) Ты таки слово сдержал.
3) Едвали удастся увидеться.
4) Взгляните-ка на эту вещь.
3. Укажите случаи, когда НЕ является частицей и пишется раздельно.
1) (Не)забудем героев;
2) (не)ожиданный поворот;
3) ни с чем (не)сравнимое наслаждение;
4) стоять (не)подвижно.
4. Укажите, где на месте пропуска нужно вставить частицу НИ.
1) Час был … слишком поздний.
2) Нет … солнца, … света, … тени.
3) … работа сушит, а забота.
4) Девочка … за что не хотела расстаться с куклой.
5. В каком ряду НЕ пишется раздельно со всеми словами?
1) (не)красивый, но притягательный; вовсе (не)дорогой
2) (не)доверять, (не)проходимое болото
3) (не)видимый глазом, (не)победив
4) (не)дальновидный, действовал (не)безопасно
6. НИ пишется в предложении
1) Н.. он один думал так.
2) Я н.. мог внутренне не согласиться с его аргументами.
3) Как н.. старались мы быть первыми, однако проиграли этот забег.
4) Пусть он еще н.. умеет многого, главное – он старается.
7. НИ пишется в предложении
1) Н.. мы одни обсуждали происшествие.
2) Татаринов н.. мог внутренне не согласиться с тем, что сказанное вполне справедливо.
3) Как н.. стремились мы быть первыми, но не смогли преодолеть препятствия.
4) Он был н.. только музыкант, но и композитор.
8. НИ пишется в предложении
1) Он не знал н.. правил, н.. простейших теорем.
2) Он не мог н.. слышать своего собеседника.
3) На вид он казался ничуть н.. моложе брата.
4) Выбирай подарок н.. по цене, а по ценности.
9. Пишется НЕ и раздельно в предложении
1) Упрямого (н..)чем не убедишь.
2) (Н..)жаль мне лет, потраченных напрасно.
3) Мне не нужен был (н..)чей совет.
4) Мне (н..)когда с вами разговаривать.
10. Пишется НЕ и раздельно в предложении
1) (Н..)куда человеку пойти – вот он и мается.
2) (Н..)в чем мне признаваться.
3) (Н..)кто Отрепьев жил в нашем городке с незапамятных времен.
4) Он (н..)к чему не мог придраться.
Алексей Малеев
проректор МФТИ по международным программам и цифровым инновациям и основатель Moscow Workshops
Спортивное программирование — отличная стартовая площадка для карьеры. Кто-то после побед становится наставником и готовит других чемпионов, а кто-то устраивается в крупные IT-компании. Призёры олимпиад также работают в Google, Facebook, Mail.ru Group, ВКонтакте и Яндексе. По некоторым оценкам, 5–10% общего числа сотрудников в крупных IT-компаниях — это бывшие участники крупнейших студенческих чемпионатов по программированию ICPC.
По словам участников, контесты учат работать быстро и эффективно, писать чистый код, а также тренировать иностранный язык, поскольку решать задачи и общаться с организаторами приходится на английском. В то же время прокачиваются гибкие навыки (soft skills): стрессоустойчивость, тайм-менеджмент и умение работать в команде. Ещё один плюс — знакомство с коммьюнити и возможность объективно оценить своё мастерство. Причём не обязательно доходить до финала — извлечь пользу можно ещё на стадии подготовки или во время сборов.
Каждый год в мире проходят сотни чемпионатов по спортивному программированию — от локальных турниров для новичков до масштабных фестивалей с тысячами участников со всего мира. Вместе с МФТИ и проектом Moscow Workshops разбираемся, какие соревнования существуют, зачем в них участвовать, а главное, как извлечь из контестов максимальную пользу. Заодно определим 10 универсальных советов, которые пригодятся на соревновании любого уровня.
Для всех
Google Code Jam
Что: ежегодное международное соревнование по программированию от Google.
Среднее число участников: почти 60 000.
Условия: возраст старше 13 лет, но для участия в финальном очном турнире нужно быть старше 18.
Задачи: за фиксированное количество времени нужно решить набор алгоритмических задач. При тестировании задачи участник скачивает входные данные, запускает у себя на компьютере, после чего отправляет ответ. При этом разрешается использовать любой язык программирования и среду разработки.
Зачем участвовать: для Google соревнование — это инструмент хантинга лучших молодых специалистов. За победителями действительно охотятся работодатели, поэтому Code Jam — отличная возможность попасть на международный рынок труда ещё будучи студентом. Денежные вознаграждения от Google тоже радуют — первой тройке победителей выплачивают от $1000 до $15000.
Интересный факт: с 2014 года первое место на соревнованиях ежегодно занимает аспирант ИТМО Геннадий Короткевич. Он также получал первые награды на соревнованиях ICPC, Russian Code Cup, Facebook Hacker Cup и Topcoder Open.
Аналогичный проект от другого IT-гиганта — Facebook Hacker Cup.
Hash Code
Что: ежегодный международный контест по программированию от Google.
Среднее число участников: более 37 000 на первом этапе.
Условия: возраст старше 16 лет, но для участия в финальном очном турнире нужно быть старше 18. Для начала нужно зарегистрироваться в системе, пройти подготовку и онлайн-отбор — после этого лучших пригласят в штаб-квартиру компании на заключительный этап.
Задачи: главное отличие Hash Code от Code Jam — это отсутствие абстрактных задач. Участникам предлагают реальный челлендж, с которым столкнулись разработчики Google. Контест больше похож на хакатон, поскольку одного правильного ответа не существует — нужно изобрести самое эффективное решение.
Зачем участвовать: чтобы прожить один день из жизни разработчика Google, посетить штаб-квартиру крупнейшей IT-компании и примерно понять, что ждёт программиста, который достиг такого уровня.
Интересный факт: на квалификационном раунде в 2020 году разработчикам нужно было помочь проекту Google Books: найти самый быстрый способ отсканировать как можно больше книг в библиотеках по всему миру. Google действительно работает над этой задачей и, возможно, использует лучшее предложенное решение на практике.
Topcoder Open
Что: ежегодный профессиональный турнир по программированию.
Среднее число участников: 4 000.
Условия: возраст старше 18 лет, аккаунт на платформе Topcoder и успешное прохождение отборочных соревнований.
Задачи: турнир проводится по нескольким номинациям. В 2019 году это были Algorithm, UI Design, Development, Marathon Matches, QA и First2Finish. К спортивному программированию относятся Algorithm и Marathon Matches.
Зачем участвовать: бывшие участники турнира называют Topcoder Open «Диснейлендом возможностей». Турнир открывает доступ к сообществу лучших разработчиков со всего мира. Можно не только найти единомышленников и познакомиться с IT-легендами, но и получить предложение о работе.
Интересный факт: Китай, Польша и Россия стабильно лидируют по числу победителей в разных номинациях Topcoder One. Участники соревнования могут применять тактику взломов и челленджей, то есть можно получать баллы за нахождение ошибок в чужом коде.
VK CUP
Что: индивидуальный чемпионат по программированию, организованный
ВКонтакте совместно с платформой Codeforces и ML Bootcamp.
Среднее число участников: более 3000 команд.
Условия: возраст старше 14 лет. Но для участия в финале нужно быть старше 16.
Задачи: конкурс включает четыре трека: ML, Engine, Mobile и Design. Каждый состоит из трех последовательных раундов: квалификационного, отборочного и финального. На каждом из этапов участникам нужно решить одну или несколько задач.
Зачем участвовать: как и большинство крупных IT-компаний, VK использует чемпионат для хантинга специалистов. Но параллельно с этим ВКонтакте выполняет просветительскую миссию: помогает разбирать задания отборочных туров, публикует лекции, выкладывает библиотеки компонентов и полезную документацию.
Интересный факт: До этого в течение ряда лет VK Cup разыгрывался для команд из двух человек, причём участвовать могли только участники не старше 23 лет. Финал VK Cup 2019-2020 должен был состояться в апреле, но его перенесли на лето из-за эпидемии коронавируса. Точные даты пока не определили.
Сodeforces
Что: соцсеть и платформа для соревнований по алгоритмике, на которой регулярно проводят турниры и образовательные раунды.
Среднее число участников: по данным Codeforces, с 2013 года платформа опережает Topcoder по количеству активных пользователей. В 2018 на ней было зарегистрировано 600 тыс. аккаунтов.
Условия: ограничения устанавливают организаторы соревнований, а Codeforces лишь предоставляет им платформу.
Задачи: всегда разные. Обычно участникам предлагают решить 5 задач за два-три часа. Тоже работает тактика взломов и челленджей: можно получать баллы за нахождение ошибок в чужом коде.
Зачем участвовать: Codeforces устроена как социальная сеть для разработчиков, которые увлекаются спортивным программированием. Здесь решают нестандартные задачи, прокачивают скиллы, проходят курсы и интенсивы. За победу на крупных контестах победителям вручают призы, а за первые места на регулярных «раундах» повышают рейтинг. Работодатели часто оценивают соискателя по рейтингу на Codeforces — хороший показатель повышает шансы при устройстве на работу или стажировку.
Интересный факт: Telegram и лично Павел Дуров уже много лет поддерживают деятельность Codeforces. Кроме того, платформа сотрудничает с другими компаниями, в том числе с Microsoft, Mail.Ru, JetBrains и Huawei.
Другие онлайн-площадки для индивидуальных соревнований:
- AtCoder: здесь собраны более сложные задачи, созданные в традициях японской школы спортивного программирования. Контесты делятся на три категории: ABC предназначена для новичков, ARC — для опытных специалистов, AGC — для экспертов.
- CodeChef: некоммерческая образовательная инициатива индийской компании Directi. Ежемесячно на платформе проводятся онлайн-контесты, а раз в год площадка организует очный чемпионат SnackDown.
Rucode Festival
Что: всероссийская программа интенсивной подготовки по спортивному программированию и искусственному интеллекту, созданная МФТИ в партнёрстве с Фондом развития Физтех-школ и при поддержке Фонда президентских грантов.
Условия: онлайн-курс «Быстрый старт в спортивное программирование» доступен всем бесплатно. Он знакомит с базовыми линейными алгоритмами, теорией чисел, динамическим программированием. Дальше, до 2 апреля, можно попасть на отборочное тестирование для участия в трёхдневных интенсивах по спортивному программированию. В конце апреля проект Rucode завершится онлайн-чемпионатом для участников из России и студентов других стран.
Задачи: занятия проводятся для специалистов с базовыми знаниями С/С++, Java, Pascal/Delphi и Python.
Зачем участвовать: Rucode позволяет бесплатно изучить основы спортивного программирования и познакомиться с инструментами на базе машинного обучения. Это поможет новичку понять, в каком направлении двигаться дальше. Ещё один плюс — возможность поработать в команде и выйти на сообщество разработчиков со всей России. Кроме того, на чемпионате можно попрактиковаться на реальных датасетах ведущих IT-компаний — трек по искусственному интеллекту подготовлен совместно со Сбербанком — и познакомиться с передовыми разработками в области искусственного интеллекта.
Интересный факт: RuCode станет первой ступенью масштабного проекта «Сеть интенсивов по подготовке IT-талантов», который до 2024 года позволит в онлайне обучить спортивному программированию более 100 тысяч человек в России.
Для студентов
ICPC
Что: ежегодный студенческий командный чемпионат мира по программированию. Проводится с 1977 года.
Среднее число участников: более 52 тысяч студентов из 3 тысяч учебных заведений.
Условия: возраст не старше 24 лет, статус студента и аспиранта, сформированная команда под руководством тренера.
Задачи: чемпионат состоит из нескольких этапов: в некоторых регионах — ⅛ (квалификационный тур региона), региональный финал (четвертьфинал), суперфинал региона (полуфинал) и международный финал. На каждом этапе проводят пятичасовой контест, который состоит из 8–14 задач. Соревнование командное, команде из трёх студентов выдаётся один компьютер. Разрешено использовать языки программирования C/C++, Java, Python и Kotlin.
Зачем участвовать: ICPC считается одним из самых престижных чемпионатов по программированию. Победа на первенстве — большой плюс к резюме. Но подготовка и участие — тоже ценный опыт. Например, на сборах можно прокачать навыки работы с новыми системами, инструментами и технологиями.
Интересный факт: в июне 2020 ICPC впервые пройдет в Москве — его организует МФТИ. Ещё один интересный факт — в 2000 и 2001 году победителем ICPC стал Николай Дуров, брат Павла Дурова, он отвечал за техническую разработку VK и Telegram. Во время финала работает специальная студия ICPC Live, освещающая на нескольких языках (в том числе и на русском) ход финала.
В преддверии финала ICPC обычно проводится двухдневный чемпионат по спортивному программированию Moscode Festival, организованный Центром развития IT-образования МФТИ. На фестивале за 5 часов нужно решить 12 алгоритмических задач по стандартам ICPC. Участие в фестивале бесплатное, а обучение и соревновательная часть проходят на английском, так что это отличная возможность попрактиковать язык накануне международных соревнований.
Студентам, а также выпускникам сообщества, также можно поучаствовать в OpenCup — открытом кубке им. Е.В. Панкратьева по программированию. Соревнования проводятся по трём категориям: SCHOOL для школьников, ACM для студентов и OPEN для всех остальных. За победу в этом сезоне борются команды из медалистов ICPC прошлых лет из Польши, США и России. Сезон OpenCup состоит из нескольких этапов, которые проводятся в двух дивизионах — основном и учебном, поэтому первенство подойдёт для программистов разного уровня. Соревнование проходит по секторной схеме с более чем 200 зарегистрированных площадок, а в связи с ограничениями из-за борьбы с коронавирусом командам рекомендовано участвовать в соревнованиях, не собираясь физически в одном месте, но общаясь между собой через средства коммуникации.
Для школьников
IOI
Что: ежегодная международная олимпиада по информатике среди школьников.
Среднее число участников: более 300 школьников из 87 стран.
Условия: возраст не старше 20 лет и отсутствие высшего образования. На момент участия в конкурсе программист не должен числиться в вузе. Тренировочные сборы перед IOI проходят дважды в год, с 2018 — на базе МФТИ. В качестве подготовки школьники участвуют в международных соревнованиях, например, ездят на турниры в другие страны.
Задачи: в течение двух дней нужно решить и запрограммировать несколько алгоритмических задач, составленных опытными разработчиками. Основные языки — C++ и Java. В отличие от соревнований ICPC, возможны частичные баллы — если задача проходит некоторый набор тестов, удовлетворяющий более слабым ограничениям, участник получает частичный балл.
Зачем участвовать: участие в крупнейшей школьной олимпиаде по информатике считается бонусом при поступлении в университет. В России сборную формируют по итогам Всероссийской олимпиады по информатике и другим заслугам, призёры которой автоматически попадают в вузы без экзаменов. Более того, они могут претендовать на президентскую стипендию.
Интересный факт: обычно не более 50% участников получают медали, а золото достается лишь 1/12 части школьников. В среднем соотношение золота, серебра, бронзы и отсутствия медалей составляет примерно 1:2:3:6
ВКОШП
Что: всероссийская командная олимпиада школьников по программированию.
Среднее число участников: более 300 команд по три человека в каждой.
Условия: участвовать могут только школьники, которые предварительно прошли отборочный тур. В остальном это командное соревнование по тем же правилам, что и ICPC.
Задачи: в течение одного пятичасового компьютерного тура нужно решить несколько задач. Используются языки программирования Pascal, C++14, C#, Java, Python, D и Kotlin.
Зачем участвовать: участие в ВКОШП — это первый опыт сопоставления своих навыков с навыками других начинающих программистов. При этом даже не придётся выезжать из страны.
Интересный факт: в 2019 году отборочный тур на ВКОШП в Москве школьники писали одновременно и на тех же задачах, что и столичные студенты. Тогда как раз проходила первая ступень отбора на ICPC — соревнование Moscow Programming Contest. Всего в нём поучаствовали 2284 человека, мероприятие зафиксировали в Реестре рекордов России как самое массовое соревнование по программированию в стране.
Технокубок
Что: ежегодная олимпиада по программированию для учащихся 8–11 классов, организованная МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и компанией Mail.ru Group.
Среднее число участников: 7 500 человек, из которых более 550 доходят до финала.
Условия: допускаются только школьники. Для попадания в очный финал нужно пройти отборочный тур онлайн. Тур проходит по правилам раундов Codeforces.
Задачи: участникам нужно решить несколько алгоритмических задач. Основные языки программирования — Pascal, C#, C++, Haskell, Go, Java, Python, D, Kotlin, PHP, Perl, Ruby и Scala.
Зачем участвовать: олимпиада входит в перечень РСОШ и относится к соревнованиям первого уровня. Это позволяет победителям и призерам поступать в российские вузы без экзаменов. Участники «Технокубка» также получают привилегии при поступлении на образовательные проекты Mail.ru Group. А ещё можно выиграть iPad или AirPods.
Интересный факт: организаторы «Технокубка» креативно подходят к написанию задач. Например предлагают подсчитать разбросанные по комнате носки или помочь клонам выбраться из подземной лаборатории.
Как готовиться к контесту: 10 советов от МФТИ
- Определите, достаточно ли у вас базовых знаний для участия в соревнованиях. На раннем этапе необходимо:
- Знать хотя бы один язык программирования. Лучше всего подойдут С, С++ или Java. В некоторых случаях можно обойтись и Python, но этот язык медленнее других. Также обязателен опыт алгоритмического программирования.
- Обладать математической подготовкой: уметь решать нестандартные задачи и строить математические модели.
- Знать английский достаточно, чтобы понимать лекции и задачи.
- Организуйте индивидуальные тренировки. Даже если вы будете выступать на командных соревнованиях, уделите время самостоятельной прокачке навыков — как практических, так и теоретических.
- Изучите теорию. Почитайте справочник «Олимпиадное программирование», разберите материалы на бесплатном портале E–maxx — там собраны алгоритмы, электронные пособия и новости спортивного программирования.
- Решайте задачи — как можно больше и чаще. Ищите задания с прошлых чемпионатов и олимпиад. Их публикуют на Timus Online Judge, Codeforces, TopCoder, Spoj, CodeChef, Codingame и C Puzzles (для языка C). На русском языке доступен Сервис дистанционной подготовки к информатике.
- Для начала решайте задачи без учёта времени. Потом уже ставьте таймер. Не останавливайтесь на самых лёгких вариантах — постепенно двигайтесь от простого к более сложному.
- Организуйте командные тренировки. Это поможет наладить отношения в коллективе и определить сильные и слабые стороны каждого. Для этой цели подойдут как локальные тренировки, так и сборы по спортивному программированию. В России регулярно проводятся кэмпы для подготовки к крупным соревнованиям. География обширная: Москва, Петрозаводск, Ижевск, Иркутск, Уфа, Владивосток. Есть и международная программа Moscow Workshops, которая зародилась на кампусе Физтеха, а сейчас проводит сборы по всему миру — в Пекине, Сингапуре, Максате, Риге и других городах. В рамках проекта есть и лагерь для учеников 9–11 классов — Moscow Workshops Juniors. Он подойдет для уже прокачанных школьников. Участники каждый день тренируются, посещают лекции, но также занимаются спортом и участвуют в интеллектуальных играх, чтобы поддерживать баланс.
- Не забывайте про техническую подготовку компьютера. ICPC предоставляет устройства с установленным программным обеспечением. На региональных чемпионатах могут потребоваться свои ноутбуки — заранее уточните, какие требования к настройкам предъявляют организаторы.
- Не пренебрегайте пробным туром перед соревнованием. Это поможет протестировать систему, проверить базовую функциональность и оценить дополнительные возможности.
- Помните о гибких навыках. Вы можете идеально знать язык программирования и великолепно решать задачи, но при этом не уметь планировать время или управлять процессами. Эти навыки нужно прокачивать точно так же, как навыки работы с Java. Изучите принципы тайм-менеджмента и командообразования. Тренируйте креативность, когнитивную гибкость и критическое мышление. Учитесь вести переговоры и решать конфликты, а также грамотно распределять ресурсы.
- Не геройствуйте — отсутствие сна и отказ от еды ещё никому не помогал победить.
Мой выбор!
Skillbox
Пройдите обучение по профессии спортивного журналиста в Skillbox! Вы научитесь находить актуальные инфоповоды и освещать спортивные события. Узнаете, как работать с аудио- и видео-техникой, монтировать сюжеты и писать тексты. По ссылке ниже — ваша скидка на оплату курса!
Получить скидку!
Skillbox – крупнейший онлайн-университет, главная миссия которого заключается в том, чтобы предоставить каждому человеку возможность получить востребованную профессию! Коллекция университета состоит более, чем из 400 курсов по самым разным направлениям: программирование, дизайн, маркетинг и управление, игры и мультимедиа, курсы для бизнесменов и предпринимателей.
Проходить обучение в Skillbox вы можете из любой точки земного шара. Необходим только стабильный доступ в интернет, а также ваше желание освоить новую специальность и начать свое развитие в профессиональном плане!
Сайт школы: https://skillbox.ru/
Телефон: 8 (800) 222-65-21
Почта: hello@skillbox.ru
КУРСЫ СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В SKILLBOX
ПРОФЕССИЯ СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛИСТ – Перейти на сайт
Информация о курсе
“Профессия Спортивный журналист” — курс для тех, кто хотел бы освоить актуальное и популярное направление в современной журналистике. Программа обучения подойдет опытным журналистам, решившим поменять специализацию, спортсменам, не желающим расставаться с профессиональным спортом после завершения карьеры, а также просто любителям спорта, стремящимся превратить увлечение в источник стабильного дохода. Курс рассчитан как на новичков, так и на профессионалов медиа-сферы.
Что входит в программу обучения:
- Изучение особенностей спортивного и медиабизнеса;
- Поиск и нахождение инфоповодов для интервью;
- Эффективное решение рабочих вопросов редакции;
- Адаптирование контента под любые площадки;
- Работа с разными жанрами контента;
- Монтаж видео, редактирование и верстка текста;
- Работа с аудио- и видео-техникой;
- Реклама и продвижение контента;
- Юридические нюансы работы с контентом.
Преподаватели
На курсе более 20 спикеров. Среди них ведущие спортивные журналисты, редакторы спортивных изданий, блогеры, музыканты, актёры и другие практикующие специалисты смежных областей, профессионалы своего дела.
Формат курса
Формат курса — 54 модуля, рассчитанные на 7 месяцев занятий. Всего 183 урока. Каждый модуль включает теоретические вебинары и практические занятия с обратной связью от кураторов.
Стоимость
До 25 ноября курс можно приобрести со скидкой всего за 80 080 рублей вместо 145 600 рублей. Доступна беспроцентная рассрочка на 2 года. Стоимость — 3 640 рублей в месяц.
Преимущества:
- Большое количество практики;
- Сильный состав преподавателей;
- Возможность приобрести обучение в рассрочку;
- Программа подходит для новичков;
- Обучаться можно в удобном режиме;
- Диплом Skillbox как дополнительный аргумент при трудоустройстве.
Недостатки
- Скидка действует ограниченное время;
- Количество мест на курс ограниченно.
Отзывы
К сожалению, из-за травмы пришлось оставить спортивную карьеру, но расставаться со спортом категорически не хотелось. Друзья рекомендовали попробовать себя в спортивной журналистике. Я выбрал курс от Скиллбокс и ни на секунду не пожалел. В процессе начал создание собственного подкаста о футболе, который вы обязательно скоро услышите. Валерий Ковалевский |
Для меня, как для журналиста, плюс ещё одна узкая специализация в копилку. Спортивная журналистика — совершенно новое направление, благодаря которому я вышла на новый профессиональный уровень. Спасибо большое преподавателям за доступную подачу материала. Особенно хотелось бы выделить бонусные модули, в частности “Чувство юмора спортивного журналиста” просто бомба. Валерия Аксёнова |
Веду свой блог о спорте уже несколько лет, и могу сказать, что только после этого курса осознал, какие возможности дают современные технологии для погружения в любимое увлечение. Если раньше я занимался этим ради удовольствия, то теперь планирую превратить любовь к спорту в источник дохода. Отдельно хочется выделить преподавателей курса и выразить им огромную благодарность за поддержку 24/7. Анатолий Сазонов |
СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА – Перейти на сайт
Информация о курсе
Курс “Спортивная журналистика” от Skillbox идеально подойдёт тем, кто хотел бы освоить азы профессии: научиться комментировать футбольные матчи, делать яркие фоторепортажи, живые, интересные обзоры и проводить интервью. Программа обучения рассчитана на всех, кто увлекается спортом, независимо от опыта и журналистского образования. Этот курс — ознакомительный, и сможет стать отличным стартом для тех, кто только знакомится с профессией спортивного журналиста.
Что входит в программу обучения:
- Комментирование матчей;
- Проведение интервью;
- Написание интересных статей и постов о спорте;
- Ведение блога о футболе;
- Поиск новых интересных форматов и инфоповодов;
- Съемка спортивных событий на смартфон;
- Развитие канала на Youtube.
Преподаватели
Список преподавателей можно увидеть на официальной странице курса. Среди них главный редактор спортивного канала, футбольные комментаторы, журналист, фотограф и видеоблогер.
Формат курса
Курс состоит из 6 теоретических онлайн-занятий, на которых вы научитесь создавать разноформатный спортивный контент. Всего 2,5 часа материала. Обучаться можно в любое удобное время. Доступ к материалам курса — бессрочный.
Стоимость
Так как курс является ознакомительным, платить за него ничего не нужно — все занятия абсолютно бесплатны.
Преимущества:
- Бесплатный курс;
- Подходит для новичков;
- Пожизненный доступ к материалам курса;
- Можно обучаться в любое удобное время;
- Сильный состав преподавателей.
Недостатки:
- Количество мест на курс ограниченно.
Отзывы
Этот курс идеален для тех, кто любит спорт и хочет найти этой любви практическое применение. Я, например, обожаю футбол и, само собой, не смог пройти мимо этого курса. Спасибо огромное Скиллбокс: теперь я всерьёз задумался о создании своего блога или канала и продолжении обучения по направлению спортивной журналистики Алексей Ильин |
Отличный курс для тех, кто решил связать свою жизнь с журналистикой, но до конца не определился с направлением. Есть возможность прикоснуться к профессии, понять — твое или нет. За модули “особенности работы комментатора” особая благодарность — всегда мечтал познакомиться с этой профессией ближе. Виталий Поляков |
Я — фотограф и часто снимаю репортажи, в том числе и со спортивных событий. Поэтому курс изначально приобрел ради одного модуля про спортивную фотосъемку. Но, что могу сказать: все 6 уроков очень крутые. Теперь я думаю, что продолжу обучение на платформе Скиллбокс по направлению “Спортивная журналистика”. Андрей Велесов |
Погодаев Сергей
Спасибо, что делитесь своим опытом в комментариях. Есть вопросы, напишите на почту hello@pgdv.ru
Статистика:
- ВСЕГО: 153
- МЕСЯЦ: 0
- СУТКИ: 0
#1. Вы получили штрафные круги на маркированной дистанции. Кто должен считать их прохождение
B. сам участник
B. сам участник
C. тренер должен говорить участнику сколько кругов он прошёл
C. тренер должен говорить участнику сколько кругов он прошёл
A. судья должен считать и говорить сколько кругов осталось пройти
A. судья должен считать и говорить сколько кругов осталось пройти
#2. Что происходит с результатом участника, который потерял контрольную карточку или иное средство отметки
C. результат вносится в протокол, в зависимости от бегового времени
C. результат вносится в протокол, в зависимости от бегового времени
B. участнику даётся право повторного прохождения дистанции
B. участнику даётся право повторного прохождения дистанции
A. результат аннулируется
A. результат аннулируется
#3. Вы приближаетесь к КП и видите, что несколько участников бегут в том же направлении. Ваши действия
C. пойду на КП, не обращая на них внимания
C. пойду на КП, не обращая на них внимания
A. спрошу, на какой КП они бегут
A. спрошу, на какой КП они бегут
B. побегу за ними
B. побегу за ними
#4. На какой дистанции участник проходит КП в любом порядке
A. маркированная дистанция
A. маркированная дистанция
C. по выбору
C. по выбору
B. заданное направление
B. заданное направление
#5. Как проходится спортсменом дистанция в заданном направлении
B. по маркеру
B. по маркеру
C. в порядке, установленном судьями
C. в порядке, установленном судьями
A. в любом порядке
A. в любом порядке
#6. Выберите правильное значение выражения “Привязка КП”
C. сочетание ориентиров, влияющих на выбор пути
C. сочетание ориентиров, влияющих на выбор пути
A. сочетание ориентиров, влияющих на выбор КП
A. сочетание ориентиров, влияющих на выбор КП
B. конечный ориентир, с которого берётся КП
B. конечный ориентир, с которого берётся КП
#7. Истекло “Контрольное время”. Ваши действия
A. сразу идти на финиш
A. сразу идти на финиш
B. поискать следующий КП и потом пойти на финиш
B. поискать следующий КП и потом пойти на финиш
C. до конца пройти дистанцию
C. до конца пройти дистанцию
#8. Выберите правильное значение выражения “Легенда КП”
C. ориентир, на котором установлен знак КП
C. ориентир, на котором установлен знак КП
A. уточнение местоположения КП на объекте местности и относительно его
A. уточнение местоположения КП на объекте местности и относительно его
B. хорошо заметный ориентир
B. хорошо заметный ориентир
#9. Что такое масс старт
A. гонка с общего старта
A. гонка с общего старта
C. групповой старт на зимней дистанции
C. групповой старт на зимней дистанции
B. старт на эстафете
B. старт на эстафете
#10. Что такое азимут
B. угол, между направлением на север и направлением на предмет
B. угол, между направлением на север и направлением на предмет
C. краткое описание КП относительно его ориентира
C. краткое описание КП относительно его ориентира
A. конечный ориентир, помогающий выйти на КП
A. конечный ориентир, помогающий выйти на КП
#11. Что происходит с результатом участника, который на дистанции в заданном направлении не отметил один КП
A. результат записывается в общий протокол в зависимости от бегового времени
A. результат записывается в общий протокол в зависимости от бегового времени
C. результат зачитывается и записывается после результатов участников, прошедших всю дистанцию
C. результат зачитывается и записывается после результатов участников, прошедших всю дистанцию
B. результат аннулируется
B. результат аннулируется
#12. Что происходит с результатом участника, который на дистанции в заданном направлении отметил один лишний КП
B. результат засчитывается как правильный и вносится в протокол, в зависимости от бегового времени
B. результат засчитывается как правильный и вносится в протокол, в зависимости от бегового времени
C. из результата участника вычитывается часть времени, потраченного на поиск лишнего КП
C. из результата участника вычитывается часть времени, потраченного на поиск лишнего КП
A. результат аннулируется
A. результат аннулируется
#13. Вы отметились на “Чужом” КП. Ваши действия
B. бежать на финиш
B. бежать на финиш
C. продолжить искать нужный КП и отметить его в резервной клетке или отметить чипом
C. продолжить искать нужный КП и отметить его в резервной клетке или отметить чипом
A. бежать на следующий КП
A. бежать на следующий КП
#14. Выберите правильное значение выражения “Штрафное время”
A. время, в течении которого участник может находиться на дистанции ориентирования
A. время, в течении которого участник может находиться на дистанции ориентирования
B. время, полученное участником на маркированной дистанции за ошибки в нанесении КП
B. время, полученное участником на маркированной дистанции за ошибки в нанесении КП
C. время, которое прибавляется к результату участника за опоздание на старт
C. время, которое прибавляется к результату участника за опоздание на старт
#15. Выберите правильное значение выражения “Молоко”
C. участок местности, не имеющий ориентиров
C. участок местности, не имеющий ориентиров
A. труднопроходимый лес
A. труднопроходимый лес
B. участок местности, с насыщенным мелким рельефом
B. участок местности, с насыщенным мелким рельефом
#16. Назовите вид дистанции, в котором порядок прохождения КП задан, а участник только выбирает путь до КП
A. заданное направление
A. заданное направление
C. по выбору
C. по выбору
B. маркированная дистанция
B. маркированная дистанция
#17. Выберите правильное значение выражения “Полигон”
A. участок местности со стационарными КП, на котором проводятся тренировки и соревнования
A. участок местности со стационарными КП, на котором проводятся тренировки и соревнования
B. перегон между двумя КП
B. перегон между двумя КП
C. место определения судьями точности нанесения КП на карту
C. место определения судьями точности нанесения КП на карту
#18. Какими картами пользуются ориентировщики
A. географическими
A. географическими
C. спортивными
C. спортивными
B. геодезическими
B. геодезическими
#19. С какого момента начитается отсчёт времени участника соревнований на дистанции в заданном направлении
B. с момента команды “СТАРТ”
B. с момента команды “СТАРТ”
A. с момента получения карты
A. с момента получения карты
C. с момента вызова участника
C. с момента вызова участника
#20. После финиша вы увидели, что ваш результат аннулирован. Ваши действия
C. сообщу тренеру ил представителю команды
C. сообщу тренеру ил представителю команды
B. никому не скажу
B. никому не скажу
A. пойду самостоятельно выяснять причины
A. пойду самостоятельно выяснять причины
Положение о мартовской образовательной программе по информатике
Образовательного центра «Сириус»
1. Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения мартовской образовательной программы Образовательного центра «Сириус» по информатике (далее – образовательная программа), ее методическое и финансовое обеспечение.
1.1. Образовательная программа по информатике проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех») с 7 по 29 марта 2021 года.
1.2. В образовательной программе могут принять участие школьники 7-10 классов из образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования, всех субъектов Российской Федерации.
При этом школьники из регионов, успешно осуществляющих самостоятельную подготовку к олимпиадам по информатике высокого уровня и имеющих на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по информатике 2020 г. не менее 10 участников (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Челябинская область), могут принять участие в программе только, если они не были приглашены на заключительный этап 2020 года.
1.3. Общее количество участников образовательной программы – не более 100 человек.
1.4. К участию в образовательной программе могут быть допущены только граждане Российской Федерации.
1.5. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех».
1.6. Научно-методическое и кадровое сопровождение образовательной программы осуществляют члены Центральной предметно-методической комиссии по информатике, сотрудники МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).
1.7. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда.
1.8. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.
1.9. В целях создания более широких возможностей посещения Образовательного центра «Сириус» допускается участие школьников в течение учебного года (с июля 2020 г. по июнь 2021 г.) не более чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.
Участие в перенесенных программах (апрель-июнь 2020 г.) не учитывается при подсчете количества посещений.
2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Образовательная программа ориентирована на подготовку учащихся к олимпиадам по информатике высокого уровня и организацию систематической работы с талантливыми школьниками, выявленными на региональных этапах Всероссийской олимпиады школьников по информатике 2020 года.
2.2. Задачи образовательной программы:
— подготовка к олимпиадам по информатике высокого уровня;
— развитие способностей учащихся в области информатики и расширение их кругозора;
— изучение структур данных и алгоритмов, использующихся при решении олимпиадных задач по информатике;
— развитие умения записи алгоритмов при решении олимпиадных задач на языке программирования, развитие навыков отладки программ;
— популяризация информатики как науки.
3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников образовательной программы осуществляется Координационным советом, формируемым руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также общих критериев отбора в Образовательный центр «Сириус».
3.2. Для участия в конкурсном отборе на образовательную программу необходимо пройти регистрацию на сайте Образовательного центра «Сириус». Регистрация будет доступна до 31 января 2021 года.
3.3. К участию в конкурсном отборе на образовательную программу приглашаются учащиеся 7-10 классов – участники регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике 2021 года, набравшие не менее 500 баллов – для учеников 10-х классов и не менее 400 баллов – для учеников 7-9 классов (рейтинги формируются отдельно для участников регионального этапа за 9 и 10 класс).
3.4. Отбор участников образовательной программы осуществляется на основании рейтинга участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике 2020/2021 учебного года (далее – Олимпиада).
3.4.1. Рейтинг участников Олимпиады формируется на основании итоговых протоколов проверки работ участников Олимпиады в параллелях 9 и 10 классов (далее – Протоколы), загруженных региональными организаторами Олимпиады в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, в срок до 2 февраля 2021 года.
3.4.2. Указанные в Протоколах результаты упорядочиваются в порядке убывания баллов, набранных участниками Олимпиады. В результате чего формируются отдельные рейтинговые списки участников Олимпиады для 9 класса и 10 класса.
3.4.3. По итогам анализа рейтингового списка Координационным советом определяется минимальный (пороговый) балл, необходимый для участия в образовательной программе.
3.4.4. Школьники из регионов, успешно осуществляющих самостоятельную подготовку к олимпиадам по информатике высокого уровня и имеющих на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по информатике 2020 г. не менее 10 участников (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Челябинская область), могут принять участие в программе только, если они не были приглашены на заключительный этап 2020 года.
3.5. Из подавших заявки на программу к участию будут приглашены все учащиеся 7-9 классов, удовлетворяющие критериям отбора и попавшие в число 75 лучших по совокупному федеральному рейтингу регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике для учащихся 9 классов.
3.6. Далее к участию в программе будут приглашены лучшие из подавших заявки учащихся 10 классов, удовлетворяющие критериям отбора и попавшие в число 80 лучших по совокупному федеральному рейтингу регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике для учащихся 10 классов.
3.7. Сформированный список участников 7-10 классов может быть дополнен – до 10 человек (по одному от региона) – путем приглашения победителей региональных этапов и набравших не менее 300 баллов.
3.8. На оставшиеся места приглашаются следующие в рейтинге регионального этапа учащиеся только 9-х классов, если они не участвовали в образовательных программах «Информатика.Регионы» (ноябрь 2020г.) и «Информатика.Юниоры» (июль и ноябрь 2020 г.).
3.9. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу учащихся 9-х классов. Решение о замене участников принимается Координационным советом программы.
3.10. Список кандидатов на участие в образовательной программе будет опубликован на официальном сайте Центра «Сириус» не позднее 9 февраля 2021 года.
4. Аннотация образовательной программы
Образовательная программа включает в себя теоретические и практические занятия по информатике, пробные туры олимпиад (не менее 10 туров), лекции и семинары ведущих педагогов, общеобразовательные, спортивные и культурно-досуговые мероприятия, экскурсии по Олимпийскому парку, в Красную Поляну, по историческим местам города Сочи.
5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда, пребывания и питания школьников – участников образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».