Минпросвещения РФ обнародовало документ, который предлагает обновить правила русского языка, утвержденные в 1956 году.
В России собираются обновить правила орфографии русского языка, в том числе названий, связанных с религией. Соответствующий проект Министерства просвещения, новые правила и пояснительную записку опубликовали на портале проектов нормативных правовых актов.
Как отметили в Минпросвете, сейчас русский язык опирается на «Правила русской орфографии и пунктуации», утвержденные еще в 1956 году, то есть более 60 лет назад, и «за это время в формулировках правил обнаружился ряд существенных пропусков и неточностей. Кроме того, произошли изменения, расшатывающие правила правописания, появились новые слова, типы слов, конструкции, написание которых существующими правилами не регламентировано и поэтому испытывает колебания».
Свод новых правил, более полных и отвечающих современному состоянию русского языка, будет дорабатываться до конца 2021 года.
Правила написания названий, относящихся к религии, представлены с учетом «традиционных способов представления отдельных групп названий, сложившихся в церковно-религиозных и религиозно-философских текстах».
Так, с прописной буквы рекомендуется писать:
- слово Бог как название единого верховного существа (в монотеистических религиях), имена Бога в разных религиях (Иисус Христос, Иегова, Яхве, Перун и т.д.), собственные имена основателей религий (Будда, Заратустра), апостолов, пророков, святых. Но: слово бог в форме множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении пишется со строчной (боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны);
- слово Троица, имена Божии лиц Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой), слово Богородица, а также все слова, которые употребляются вместо слов Бог и Богородица (Господь, Создатель, Царица Небесная и т.д.);
- прилагательные, образованные от слов Бог, Господь (благодать Божия, храм Божий, Господня воля, Божественная литургия). Но: в переносном значении (напр. божественный в значении «восхитительный») и в устойчивых сочетаниях (божий одуванчик) – со строчной;
- слова, обозначающие важнейшие для христианской традиции понятия и употребляющиеся в значении собственных имен, например: Слово (В начале было Слово), Небо и Небеса, Крест Господень, Страшный суд, Святые Дары, Святые Тайны, Святой Дух (Но: святым духом – «неизвестно каким образом»);
- первое слово и собственные имена в названиях религиозных праздников (Пасха Христова, Рождество, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Ильин день, Прощеное воскресенье, Вселенская родительская суббота, Курбан-байрам, Рамазан, Навруз, Ханука, Шаббат и др.);
- названия постов и недель (седмиц), а также отдельных дней, относящихся к этим периодам (Великий пост, Петров пост, Страстная неделя, Чистый понедельник, Страстная пятница, Неделя Всех Святых и т.д.) и народные названия некоторых дней и периодов, связанных с церковным календарем (Масленица, Масленая неделя, Сырная седмица, Святки, Яблочный Спас);
- названия культовых книг (Библия, Священное Писание, Евангелие, Пятикнижие, Ветхий Завет, Новый Завет, Псалтырь, Коран, Тора, Талмуд, Веды) и памятников письменности (Остромирово Евангелие, Острожская Библия). Но: в переносном смысле такие слова, как библия («главная книга для кого-нибудь»), евангелие («правила, служащие руководством для чьих-нибудь действий, поведения; книга, содержащая такие правила»), талмуд, пишутся со строчной. Так же и слово псалтырь в значении «сборник псалмов для чтения вслух».
В названиях конфессий с прописной буквы рекомендуется писать только первое слово (Евангелическо-лютеранская церковь, Украинская грекокатолическая церковь, Армянская апостольская церковь. Римско-католическая церковь). Такое же правило распространяется и на названия высших органов церковной власти (Всемирный совет церквей, Вселенский собор, Священный синод). Усеченные однословные названия пишутся с прописной (Собор, Синод).
Прописные буквы употребляются в полных официальных наименованиях высших церковных должностных лиц (Патриарх Московский и всея Руси, Местоблюститель Патриаршего престола, Вселенский Константинопольский Патриарх, Верховный Патриарх-Католикос всех армян, Папа Римский и т.д.). Но: в неофициальных текстах наименования этих лиц, обычно неполные, – пишутся со строчной (благословение патриарха Алексия, резиденция папы). Наименования других церковных званий и должностей также пишутся со строчной (митрополит Волоколамский, архиепископ, кардинал, архимандрит, архиерей, епископ, игумен, дьякон, протодьякон)
В названиях религиозных сооружений (монастырей, храмов и т.д.), икон с прописной пишутся все слова, кроме родовых наименований (церковь, храм, собор, лавра, монастырь, семинария, икона, образ, мечеть) и служебных слов (Казанский собор, собор Парижской Богоматери, собор Святого Петра, Киево-Печерская лавра, храм Зачатия Праведной Анны, храм Всех Святых, икона Донской Божией Матери, образ Знамения Божией Матери, Московская соборная мечеть).
Названия церковных служб и их частей пишутся со строчной буквы (литургия, вечерня, утреня, месса, крестный ход, всенощная, повечерие).
Ранее СПЖ писал, что иерарх УПЦ прокомментировал инициативу секретаря СНБО о переходе на латиницу.
Если на компанию обрушились отрицательные отзывы, не спешите разочаровываться в себе или сотрудниках. Возможно, негатив искусственный, а вас и клиентов пытаются сбить с толку недобросовестные пользователи, партнеры, сотрудники или конкуренты. Анастасия Пахоменкова, руководитель проектов отдела по управлению репутацией в «Ашманов и партнеры», рассказала, как выявлять фейк и правильно на него реагировать
Какие отзывы не являются подлинными и почему важно уметь их
распознавать
По правилам большинства площадок-отзовиков, включая «Яндекс» и Google,
настоящие отзывы — это те, которые написаны на основе личного опыта.
Подразумевается, что автор обращался в компанию, делал покупку, посещал
торговую точку, значится в списке клиентов и так далее. В противном случае
отзыв можно считать фейковым.
Отзыв также не считается подлинным в случаях, когда:
- реальный клиент пишет отзывы не от своего имени, а использует специально
созданные аккаунты, имитирующие отзывы других людей; - опыт, полученный в одном филиале, описывается на карточке другого;
- комментарии, оставленные на отзовиках, являются реакций на медийное событие
с участием компании, но не отражают клиентский опыт;
Искусственный позитив присутствует на многих площадках с отзывами в основном
с целью улучшения репутации продукта, компании, манипулирования спросом.
Исследование Which? говорит о том, что среди
респондентов, которым показывали положительные фейковые отзывы на определенный
товар, спрос на этот товар был на 136% выше, чем у контрольной
группы.
Фейковый негатив может быть направлен на то, чтобы очернить компанию,
понизить ее рейтинг, отпугнуть потенциальных покупателей, а с недавних пор и на
то, чтобы повлиять на позиции в поисковой выдаче. К подобным атакам
бизнес бывает не готов — они выбивают из колеи, вызывают возмущение.
Зачастую компании не распознают фейк и реагируют на него, как на жалобу
реального клиента: приносят извинения, парируют, демонстрируют озабоченность.
Однако количество отрицательных упоминаний не уменьшается, проблема остается, а
компания выглядит бессильной перед оппонентом и ситуацией.
Как понять, что вас атакуют с помощью фейка
Давайте разберемся, по каким признакам определить, что негативный отзыв
ненастоящий. Это поможет адекватнее отреагировать на ситуацию и аргументировать
обращение к площадкам-отзовикам с просьбой об удалении.
В отзыве упоминают конкурентов
Распространенная тактика среди мелких и средних компаний, когда в отзыве
приводят недостатки компании и плюсы конкурента. В крупном бизнесе ее
используют редко из-за высокого риска спровоцировать публичный скандал.
Пользователи не оставляют скрытую рекламу незамеченной и указывают на нее, а
карты, форумы и отзовики охотно ее банят.
Иногда отзывы, в которых упоминается конкурент, оказываются подлинными, что
не лишает вас возможности настоять на их удалении, о чем я расскажу ниже.
А пока перейдем к паттернам — закономерностям, которые помогут выявить
искусственный характер отзывов и аккаунтов. Они могут проявиться в частоте
публикации, содержании, внешнем виде аккаунтов, и иногда, чтобы заметить их,
достаточно отсортировать отзывы по дате.
Профили авторов выглядят похожими
Первый паттерн, на который стоит обратить внимание, — схожесть аккаунтов по
дате создания, активности и содержанию.
В нормальной ситуации пользователи пишут отзывы с разными целями, поэтому их
профили выглядят по-разному Одни зарабатывают очки рекомендациями, максимально
наполняют аккаунт и публикуются часто. Другие регистрируются для того, чтобы
разово высказать «фи» в адрес бренда, который их сильно расстроил, и минимально
заполняют профиль. Если же страницы с отзывами аккаунты авторов выглядят
единообразно — это повод задуматься.
Самый простой пример — профили без аватарок, созданные в один месяц, с
низким или отсутствующим рейтингом, ставящие одинаковые оценки, закрытые
аккаунты и т. д. Подозрительным будет и обратное, когда все аккаунты с высоким
рейтингом и максимально заполнены.
Я рекомендую выборочно проверять историю отзывов в профилях, если она
открыта. Так можно вычислить группы ботов, которые очерняют одни компании и
нахваливают другие на разных площадках — как на примере ниже.
Похожие никнеймы также выдают присутствие ботов в комментариях.
Отзывы публикуют «набегами»
Искусственные упоминания в основном пишут копирайтеры. Они выполняют
задание, в котором есть объемы, сроки, площадки, дедлайны и согласования. По
этой причине фейк часто публикуется «набегами», даты публикации отзывов
совпадают, и довольно четко вырисовываются промежутки без негатива.
Набеги бывают и органическими — например, если в популярном фитнес-клубе
неделю отключат горячую воду.
Стиль речи, грамотность, объем выглядят однообразно
Люди пишут по-разному: одни используют скобки и капс, другие ставят
многоточия в каждом предложении, третьи используют сленг, четвертые пишут
литературно и без ошибок.
Копирайтеры пишут так, чтобы охотнее одобрил заказчик, поэтому отзывы, скорее
всего, получатся более грамотными, развернутыми, похожими по стилистике и
объему.
Есть и менее заметные детали, которые позволят понять, пишет ли это один
человек или группа разных: наличие или отсутствие точки в конце предложений,
использование тире или дефисов, эмодзи, определенные обороты речи и, что очень
важно, эмоциональная окраска.
Сравнивайте отзывы друг с другом, отмечайте совпадения в стилистике и
грамотности. Если можете представить, что их говорит один и тот же человек, не
меняя тона, то, скорее всего, они ненастоящие.
Искусственные отзывы могут писать разные люди, но из-за требований к задаче
стилистика, объем и сюжет скорее всего будут выглядеть так, словно все пишется
одним человеком.
Город, страна и IP-адреса в отзывах не стыкуются
Одни сервисы отображают страну IP-адреса автора, другие позволяют
самостоятельно указать свое место жительства, на третьих площадках можно вообще
ничего не писать. Так или иначе, если адрес указан, всегда стоит обратить на
него внимание.
Если автор оставляет множество отзывов в разных уголках России — это
подозрительно. Вряд ли человек лечит зубы в Санкт-Петербурге, заказывает окна в
Новосибирске, покупает автомобиль в Казани и занимается танцами в Москве.
Иногда отзовики отслеживают IP-адреса авторов, сверяют их с выбранной
локацией или количеством написанных отзывов, как в примере ниже.
Сейчас авторы фейковых отзывов редко делают такие ошибки и покупают
IP-адреса, делают аккаунт закрытым.
Негатив появляется на определенной площадке
Чаще всего фейковые атаки имеют конкретную цель. Например, понизить оценку
компании на сайте, где она мешает конкуренту, опустить ее положение в отзовике
по категорийному запросу и так далее. Боты редко распыляются на несколько
площадок — это дороже — и атакуют там, где это проще сделать технически.
Бывают исключение, если речь об отзывах, например, на маркетплейсах или
магазинах приложений. Если у ваше приложение для iOS работает лучше, чем для
Android, логично, что негатива в AppStore будет в разы меньше, чем на
Google.Play.
Какие факторы провоцируют появление искусственного
негатива
Понимание того, кто и почему оставляет отрицательные отзывы, не содержащие
клиентского опыта, поможет выбрать оптимальный способ для борьбы с
ними.
Действия компании, привлекающие общественное внимание, и медийные
вбросы
Появление бренда в медийном пространстве, особенно с провокационной
повесткой, часто провоцирует комментарии со стороны общественности. Иногда
ругань или похвала в адрес бренда выходит за рамки социальных сетей и
видеоплатформ и публикуется на отзовиках, где от авторов, как я писала выше,
ждут личный опыт взаимодействия, а не эмоциональную реакцию на резонансное
событие.
Отметим, что необязательно инфоповод должен быть громким: аналогично
подпортить оценку на картах могут негативные обзоры на YouTube, посты крупных
блогеров в Instagram.
Реакция пользователей на уведомления отзовиков
Многие отзывы на «Яндекс.Картах» публикуют потому, что система решила, что
пользователь посещал локацию. Часто подобные отзывы бывают непозитивными, вроде
«Я там не был». Кроме этого, некоторые пользователи оставляют свои отзывы на
услуги/места, с которыми не взаимодействовали, просто чтобы поднять себе
рейтинг на площадках… или пошутить!
Это не носит массовый характер, но подобные отзывы могут подпортить рейтинг,
если у бренда немного оценок.
Происки конкурентов
Нечестная конкуренция с помощью отзывов чаще встречается среди небольших
бизнесов — кафе, салонов красоты, магазинчиков и чаще всего в регионах. Более
разумные конкуренты просто пишут гадости, менее — еще и зазывают к себе, делая
отзыв возможным для удаления.
Месть сотрудников или партнеров
Нерешенные конфликты с сотрудниками или партнерами — почва для негатива,
который иногда выходит за рамки HR-отзовиков и появляется на других площадках:
картах, социальных сетях, в комментариях к публикациям и так далее. Обычно
авторы повторяют тексты на разных площадках, пишут от лица несуществующих
людей, очень едко и развернуто.
Обида клиента
Очень похоже на прошлый пример, но с дополнениями — клиент настолько обижен,
что решил испортить репутацию компании множеством отзывов, привлекая своих
друзей, знакомых и иногда даже копирайтеров. Вычислить напрямую подобный
негатив бывает сложно — текст новых отзывов вряд ли будет относиться к
зачинщику. Иногда автор выдает себя заранее, уходя от вас с фразой: «Я вам еще
испорчу репутацию!».
Как бороться с фейковым негативом
Проверьте факты
- Многие виды бизнеса ведут учет клиентов и сделок. Уточните данные у автора
отзыва и поспрашивайте менеджеров, есть ли в базе такой клиент или заказ. Если
негатив принял массовый характер, попробуйте опросить клиентов на тему того,
каково их мнение о ваших услугах, и сравните результат опроса с картиной в
отзовиках. - Мониторьте медиа и социальные сети. Возможно, компанию ругают в социальных
сетях или в известном блоге. Для этого не обязательно подключать системы
мониторинга — можно для начала проверить теги, отметки, поискать по ключевым
словам в поиске нужной вам сети. Или использовать поисковик по социальным сетям
«Крибрум». - Проверьте отзывы конкурентов. Возможно, о них начали писать неестественные
позитивные отзывы в то же время, когда у вас возникли проблемы с
негативом. - Попробуйте установить источник негатива и договориться. Главное, не
поддавайтесь шантажу и постарайтесь все решить мирным путем (без
угроз).
Отвечайте корректно и настаивайте на удалении
- Подготовьте ответы
Понимая, что вас атакует бот, отвечать нужно не ему, а аудитории
потенциальных клиентов, которые увидят комментарий и вашу реакцию. В данном
случае вы решаете проблему не с клиентом, а с фейком, и это должно определять
содержание вашего ответа. Главное, сохранять вежливость, не уходить в
пассивно-агрессивный тон или троллинг, придерживаться конструктивного
общения.
Если вы обознались, кто-то из авторов негатива с вами свяжется и уже сможет
лично рассказать, что вообще происходит (в случае, если вы не ведете учет
клиентов, а менеджеры ничего не рассказали); кроме этого, ответы помогут со
следующим шагом.
На всякий случай добавим, отвечать как в примере стоит, если вы на 100%
уверены, что последние негативные отзывы — фейк.
- Попросите площадки удалить фейковые отзывы
На данном этапе вам необходимо собрать всю информацию, все свои подозрения,
а далее направлять жалобы. Площадки не любят искусственные отзывы так же
сильно, как и вы, на каждой из них есть форма обратной связи, в которую вы
можете обратиться по удалению. На некоторых у вас даже есть свой менеджер.
Обязательно почитайте правила площадок, изучите способы обращения на
сайте.
Про общение с представителями можно писать много. Например, для удаления на
otzovik.com необходимо составлять жалобы на официальном бланке, а в
Google.Maps, помимо жалоб на отзыв с нескольких аккаунтов, рекомендуется
обращаться на английском языке.
Компании могут долго не идти на контакт, могут не увидеть, в чем именно
проблема. Пишите еще раз и доказывайте правоту.
Отметим, что все удалить может и не получиться, особенно если под
искусственным отзывом автор начинает с вами спорить.
Будьте проактивными
Для небольшого бизнеса изменение оценки на отзовике с 4,8 до 2,3 может быть
критично, особенно если вокруг много конкурентов, а бизнес действительно часто
проверяют по отзывам или картам (стоматологические клиники, салоны красоты,
цветочные магазины и т. д.).
- Публикуйте отзывы
Единственным быстрым вариантом будет публикация новых позитивных упоминаний
на площадке, где просел рейтинг.
Обратитесь к постоянным клиентам — они вряд ли откажутся поддержать вас. Они
взаимодействовали с вашим бизнесом, значит, отзывы подлинные и помогут улучшить
ситуацию.
- Введите систему мотивации
Это более верный, но сложный способ поднять оценку на площадке после налета
фейкового негатива. Продумайте, что вы можете предложить клиенту: скидка на
услугу, что-то бесплатное? Необходимо также решить, как именно вы будете
просить клиента оставить отзыв. Некоторые компании отправляют SMS или письма на
почту после посещения, другие просят сотрудников сообщать о подобных акциях,
третьи — печатают материалы и размещают их на самых видных местах.
Суд
Решение проблемы через суд затратно с точки зрения времени и денег, а сам
процесс будет происходить не между вами и автором, которого, скорее всего, не
получиться опознать, а между вами и отзовиком. Необходимо будет собрать
множество доказательств, почему отзыв ложный, провести лингвистическую
экспертизу, найти юриста, в конце концов. Попробуйте вначале способы, указанные
выше.
Постскриптум:
Статья относится только к фейковому негативу, который точно и
стопроцентно не соответствует действительности. Бороться вообще со всем
негативом не надо (только если он не нарушает правила площадки): он будет
всегда, все делают ошибки. Просто работайте с ним: улучшайте сервис, продукт и
отношения внутри компании!
Автор: Анастасия Пахоменкова, руководитель проектов отдела по управлению репутацией в «Ашманов и партнеры»
На всем белом свете вряд ли сыщется человек, который ни разу не слышал о знаменитом ведьмаке — Геральте из Ривии. Фигура профессионального охотника на чудовищ весьма узнаваема и хорошо знакома современному миру, этому способствует массовая популяризация как самой франшизы, так и фэнтези в целом. Интернет пестрит новостями о расширяющейся вселенной «Ведьмака»: книги, игры, сериалы, анимация и, конечно же, настольные игры!
И сегодня ко мне в руки попала парочка диковинок чарующего и притягательного мира, полного опасностей и тайн, а именно — книга «Ведьмак. Дневник охотника на чудовищ» и ширма мастера «Ведьмак. Правители и земли».
И по традиции, хочется выказать должное уважение и поблагодарить команду «Hobby World» за предоставленные материалы и проделанную работу над печатным изданием. Книга выглядит просто великолепно: твердая глянцевая обложка с прекрасным артом Мартины Фачковой, красочное наполнение — яркие и сочные иллюстрации, удобный для чтения текст.
То же самое касается великолепно оформленной ширмы мастера игры: она весьма прочная и удобна в использовании, так как складывается под книжный формат серии и тем самым не выбивается из общего ряда. Внешняя сторона оформлена разнообразными иллюстрациями, на которых изображены доблестные герои и опасные противники — персонажи вселенной «Ведьмака».
За ширмой находится вся важная информация: на внутренней стороне можно обнаружить полезные таблицы и памятки по игровым состояниям персонажей и возможным действиям, по основным эффектам оружия и бытовым нуждам и их стоимости.
Но давайте рассмотрим бестиарий поподробнее.
Начнем с того, что «Дневник охотника на чудовищ» не является самостоятельным изданием и выступает дополнением к настольной ролевой игре «Ведьмак», созданной по мотивам культовой серии видеоигр польских разработчиков CD Projekt RED, прародительницей которой является одноименная книжная серия польского писателя-фантаста Анджея Сапковского.
Познавательной информацией для фанатов мира «Ведьмака» станет тот факт, что в разработке книги правил участвовали сами создатели видеоигры.
Таким образом, чтобы насладиться увлекательным приключением, игрокам помимо «Дневника» понадобится и основная книга правил.
А теперь о «внутренней составляющей».
Все знают Геральта, но до его становления ведьмаком мир знавал и других героев. Одним из таких героев является ведьмак Эрланд из Ларвика — один из основателей школы Грифона и ее первый гроссмейстер. Эрланд является действующим лицом и по совместительству рассказчиком обозреваемого бестиария. И если вы думали, что название книги «Дневник охотника на чудовищ» добавлено на обложку для красивого словца и не отражает ее внутреннего наполнения, то увы, издатель сделал все сознательно и был с читателем предельно честен: книга является не просто «типичным монстрятником», перечисляющим основных бестий игрового мира, но еще и мемуарами Эрланда, человека, стоящего у истоков ведьмачества, и описывает историю жизни ведьмака в качестве профессионального охотника на чудовищ Континента.
Главный герой родился в деревне Ларвик, что находится на острове Хиндарсфьялл, и с самого детства познал все тяжести жизни. Отца Эрланд не знал, а мать видела в сыне лишь обузу, и будь ее воля, то при первой же возможности избавилась бы от младенца, но была весьма набожной и побоялась гнева Великой Матери — богини Фрейи. Когда мальчику исполнилось десять лет и тот уже мог уверенно стоять на ногах, мать без раздумий продала сына богатому на вид магу, который, как выяснилось позже, собирал детишек для участия в «уникальном эксперименте».
На протяжении долгого времени детей готовили к предстоящему испытанию, пока страх, злость и боль не закалили их тела и волю, тем самым позволив пройти через мутацию и превратив выживших в первых ведьмаков.
Эрланд повествует о появлении Ордена, о золотом веке ведьмачества и его упадке, о единстве и расколе его приверженцев, и таким образом позволяет читателю ознакомиться с началом начал, если он ранее не слыхивал о мире «Ведьмака», либо глубже погрузиться в его историю и расширить свои знания, если читатель с ним уже знаком.
После вступительной части, раскрывающей нам историю возникновения Ордена ведьмаков, книга приступает к освещению непосредственно бестиария, поделив его на различные классы, коих в «Дневнике» двенадцать: трупоеды, духи, звери, проклятые, гибриды, инсектоиды, духи стихий, реликты, огры, дракониды, вампиры, а также исключительные чудовища. В книге содержатся новые виды монстров, ранее не встречающиеся в основной книге правил.
Каждый класс содержит свой перечень чудовищ и описывает их по различным параметрам, таким как: сложность, интеллект, чувства, навыки, защита, уязвимости и тому подобное. Интересной особенностью описания бестий является включение в него информации под названием «предрассудки простолюдинов», рассказывающей о людских суевериях, связанных с тем или иным существом.
В конце, после каждой из категорий содержится текст, повествующий о столкновении Эрланда с одним из чудовищ ранее описанного класса. В заключении находятся дополнительные материалы, описывающие основные компоненты и мутагены, использующиеся в игре, а также контракты, служащие завязкой сюжета. Приятным плюсом является наличие в книге проработанной системы расследований. Все это в общей сложности позволяет игрокам глубже погрузиться в атмосферу средневековья и разнообразить игру.
Подводя итог: «Дневник охотника на чудовищ» является приятным дополнением к основной книге правил, а ширма мастера создает необходимый антураж. Оба издания станут прекрасным подарком как для новичков, так и для фанатов серии, и будут прекрасно смотреться под елочкой в преддверии предстоящих праздников.
А почему нет прописной буквы в середине слова (*айфон)?
Дело в том, что слитное написание с прописной буквой внутри слова противоречит правилам русского правописания.
Почему по-английски pad и tablet, а по-русски – планшет?
В русском языке планшет как название гаджета – это сокращение словосочетания планшетный компьютер. То есть такой компьютер, работа с которым подобна работе с доской для составления плана местности (франц. planchette, букв. дощечка).
А вот как развивались значения слова планшет. В словаре В. И. Даля у этого слова два значения: «орудие для землемерной съемки», а также «стальная пластинка в корсетах». В XX веке, в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, у планшета уже четыре значения: «металлическая пластинка для застежки корсета», «составная часть мензулы (инструмента для топографических съемок) – доска с наклеенной на ней бумагой, на которую наносится план местности при съемке», «план, получаемый при съемке мензулой», «плоская сумка для ношения карт, на наружной стороне которой вставлена прозрачная пластинка из целлулоида с сеткой квадратов».
В так называемом Малом академическом словаре русского языка в 4 томах у планшета остается три значения: ‘доска’, ‘план’ и ‘сумка’. А вот значение ‘пластинка для застегивания корсета’ переходит к слову планшетка (которое, в свою очередь, также могло употребляться в разговорной речи и как название сумки, и как название доски).
В «Толковом словаре русского языка» под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (4-е изд., М., 1997) в качестве первого, главного значения слова планшет уже дается ‘сумка для ношения карт’. С тем же значением, согласно словарю, употребляется и планшетка. Значение ‘пластинка для застегивания корсета’ к концу XX века из словарей исчезает.
Как же произошел переход от доски и сумки к современному гаджету? Видимо, по ассоциации с закрепленной на доске картой, на которой можно делать пометки. Именно такой режим работы был предусмотрен для первых компьютеров с сенсорным экраном вместо традиционной клавиатуры и мыши.
«так ведь сапог в бою надежней!»
– Ты планшет когда-нибудь заведешь или тебе подарить?– Так ведь сапог в бою надежней.
(из кинофильма «В бой идут одни «старики»»)
9 сентября – презентация очередных новинок известного американского производителя гаджетов. В свет должен выйти новый айфон. Публикуем ответы на языковые вопросы, связанные и с этой технической новинкой, и с другими гаджетами.
Айпад или айпэд? а может, айпед?
Мы пишем айпад с буквой а после п по аналогии с другими словами, в которых есть английский элемент pad: геймпад и тачпад (такое написание этих слов зафиксировано в 4-м издании «Русского орфографического словаря РАН» под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой, М., 2021).
В чем разница?
Чтобы Вы поняли разницу, я просто напишу для вас два определения и все станет на свои места.
Девайс – это устройство, способное самостоятельно (без каких-либо дополнительных приборов) выполнять определенные задачи. С английского переводится как машина, устройство или техническое приспособление.
Гаджеты – всевозможные небольшие устройства, выполняющие определенные функции. Но работают они не автономно, а сопряженно с девайсом.
Чтобы стало еще более понятным приведу пример.
Фитнес-браслет.
Этот гаджет широко популярен не только среди спортсменов, но и среди людей, которые просто следят за своим здоровьем, физической активностью. Устройство похоже на наручные часы, подключается к телефону (поэтому это и гаджет, а телефон — девайс) и имеет множество функций.
Помимо сердечного ритма, шагомера и т.д., на браслет поступают уведомления о входящих смс и звонках.
Такой гаджет удобен, занимает мало места на руке, облегчает быт: на тренировке не нужно всегда держать телефон под рукой, чтобы не пропустить важный звонок. Телефон может находиться в раздевалке. Но для его полноценной работы нужно сопряжение с телефоном.
Еще пример: очки виртуальной реальности.
Сами по себе очки работать не будут, нужен либо телевизор, либо телефон. Значит, очки –гаджет. Телефон, телевизор – девайсы.
А теперь, внимание, интересный пример — смарт часы.
Можно, конечно, сравнить их с фитнес-браслетом: похожи и внешне и по некоторым функциям.
Но все же смарт-часы стоит отнести к девайсам. Им для работы не нужно дополнительного устройства.
Напомню, в случае с браслетом для фитнеса, без телефона гаджет превратиться в ненужную безделушку, максимум в электронные часы.
В смарт-часах сим-карта вставляется непосредственно внутрь, по ним можно даже разговаривать. Ну и ряд полезных функций они также способны выполнять. Это уже зависит от марки и производителя.
Простыми словами, девайс – это многофункциональное устройство, а гаджет- вспомогательное.
Гаджет и девайс
Если рассматривать французский вариант, означающий скобу, то логичным становится, что гаджет – это некая вещь, которая нам может в чем-то помочь.
Сразу хочу оговорится, что гаджеты – это обычно небольшие карманные устройства, весом не более 300-400 грамм.
А как же ноутбук, спросите вы? А никак. Это не гаджет. Ноутбук, смартфон – это девайс.
Часто люди принимают эти два слова за синонимы, но, разобравшись, становится ясным, что это совершенно разные вещи.
И даже в Википедии можно увидеть, что смартфон – это гаджет. Но здесь стоит принять во внимание, что информацию на данный сайт может загрузить любой пользователь. А настоящими профессионалами этого дела, информация будет проверена не так уж и быстро.
Гаджет или гаджит, как писать правильно?
Правильно – ВЕТРЕНО, только так, без вариантов.
Есть словообразующий суффикс -ЕНН-, способствующий появлению в языке нашем прилагательных от существительных. Пишется морфема -ЕНН- в этом случае с двумя Н:
- письменный от письмо,
- соломенный от солома,
- жизненный от без жизнь,
- свойственный от свойство,
- мысленный от мысль и пр.
Но вот если лексема ВЕТЕР образовала БЕСПРИСТАВОЧНОЕ прилагательное, то его необходимо писать с одной лишь буквой Н – ВЕТРЕНЫЙ. Это исключение из правила. Употребляется данное прилагательное в значении прямом, когда говорят о погоде, временах года, сопровождающихся ветром, и в переносном – «легкомысленный, с ветром в голове».
Но перед нами иная лексема: ВЕТРЕНО, а не ВЕТРЕНЫЙ. Определить её частеречную принадлежность можно лишь тогда, когда она в контексте, то есть предложении, ибо существуют омонимы / омоформы. Лексема ВЕТРЕНО может оказаться:
- кратким прилагательным в среднем роде: Поведение его ветрено и неразумно (поведение каково?);
- наречием: Ты рассуждаешь ветрено и неразумно (рассуждаешь как?);
- словом категории состояния: На улице прохладно, ветрено (как? каково?).
Если перед нами краткое прилагательное, пишем одну буквочку Н, ибо
Когда дело имеем с наречием и словом из особой группы наречий, называемой категорией состояния, применяем иное правило: в них
то есть, к какой бы части речи лексическая единица ВЕТРЕНО ни относилась, пишется она с одной Н.
Еще одно значение
Что, рассматриваемое нами слово значит, теперь должно быть понятным.
Но, так как, вам часто придется работать в Сети (ведь в целом мой блог посвящен заработку в интернете, помните об этом, да?), сталкиваться с различными программами и компьютерными терминами, то вероятно, вы столкнетесь и с другим значением слова гаджет.
В кругах компьютерщиков и программистов это слово может означать некую программу или приложение. Самый распространенный в данном случае гаджет – это приложение о погоде.
Уверен, почти все его активно используют. Ведь проще, когда нет надобности дожидаться прогноза погоды по новостям, или гуглить самому в интернете.
Достаточно пару кликов и прогноз на день, неделю, месяц перед вами. Что касается достоверности прогнозов, так это другой вопрос.
Но место такому гаджету однозначно есть, и оно занимает популярное место среди многочисленных владельцев смартфонов.
Чтобы Вы не удивлялись, добавлю еще, что в мире софта также можно встретить слово виджет, которое несет такое же значение.
Еще примеры
Если посмотреть вокруг, то вы увидите множество девайсов и гаджетов, которые облегчают нам жизнь, делают ее более яркой и интересной.
Многие из нас уже не представляют жизнь без фото, да не просто фото, а селфи. Когда-то в новинку была внутренняя камера в мобильном телефоне. А теперь селфи-палкой и селфи-кольцом мало кого удивишь. То, что эти предметы относятся к гаджетам, вы поняли.
Сюда же можно отнести и обычные телефонные наушники. Без телефона они бесполезны.
Совсем другое дело, если это наушники со встроенным плеером, картой памяти и поддержкой радио. В таком случае, это девайс.
Навороченная компьютерная мышь или игровая клавиатура — гаджеты.
Хотя, когда речь о компьютере, они скорее являются составляющими девайса. Ведь и компьютер без них не будет полностью функционален.
P.S.
Вопрос об отнесении к первому или второму варианту в некоторых случаях очень сложный. И, чтобы определиться, придется досконально разбираться в этом вопросе.
Чтобы отличать гаджет от девайса, следует помнить, что первый – это дополнение (расширение, продолжение) второго.
Самое распространенное заблуждение, что смартфон – это гаджет, надеюсь Вы запомнили, и при необходимости поправите своих друзей и знакомых.
А чтобы и они стали лучше в этом разбираться, не стесняйтесь дать ссылку на этот обзор.
На этом у меня все. Пока.
Как правильно писать кириллицей слово iphone?
Корректное написание: айфон. В орфографические словари русского языка это слово пока что не попало. Поскольку название торговой марки пишется латиницей, а кириллическое написание передает разговорное, бытовое употребление, не требуется писать слово айфон с большой буквы и заключать его в кавычки.
Каково значение слова гаджет?
Гаджет – любой небольшой высокотехнологичный (цифровой) прибор. Также гаджетом называют любое оригинальное, нестандартное техническое приспособление.
Мнения о появлении слова
Откуда появилось это слово в нашем обиходе, вопрос сложный и спорный.
Скорее всего это слово появилось от французского «gâche», точнее от его уменьшительно-ласкательной формы «gâchette», что означает «скобка» или «хомутик».
Вероятно, когда-то давно скоба или хомут могли здорово помочь человеку, облегчить его труд.
Или, соответствующее нашему времени, «gagée», что также с французского звучит как «небольшой аксессуар»
Есть сторонники, считающие, что слово имеет английское происхождение. Так «gadget» с этого языка переводится как «штуковина, приспособление».
В Шотландии это слово употреблялось в инженерном жаргоне. Поэтому они считают, что происхождение слова шотландское.
Но все-таки большая масса ученых и исследователей склоняются к французским корням.
Примечания
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
См. также
- Виджет
- Портлет
- Карманный цифровой проигрыватель
- Gadget — название первого ядерного заряда (ядерного устройства), взорванного в испытательных целях 16 июля 1945 года на полигоне Аламогордо, в ходе испытаний с названием «Trinity» («Троица»).
- В киноискусстве слово «гаджет» впервые встречается в кинофильме «Фантомас разбушевался», где комиссар Жюв (в исп. Луи де Фюнеса) представляет такие гаджеты, как фальшивая рука и сигара-пистолет, называя их там именно этим словом. В России слово «гаджет» начало устойчиво употребляться после показа в кинопрокате фильма режиссёра Дэвида Келлогга под названием «Инспектор Гаджет».[источник не указан 265 дней]
- В фильме «Янки при дворе короля Артура» (1949 г.), на 10 минуте, мастер Гаджет и его «штучки» упоминаются в песенке кузнеца. Пожалуй, всё таки, это и есть первое упоминание технических новинок, связанное словом «ГАДЖЕТ».
Сфера применения
Гаджеты широко распространены в самых разных сферах: спорт — фитнес-трекеры, смарт-браслеты, спортивные устройства, в том числе и «умная» одежда; медицина: электронные пластыри, квадрокоптеры.
В программном обеспечениигаджет (виджет) — небольшое приложение, предоставляющее дополнительную информацию, например, прогноз погоды или курс валют. Типичными примерами гаджетов как мини-приложений являются Google Gadgets (существуют варианты для боковой панели Google Desktop и для персональной страницы iGoogle), мини-приложения для боковой панели операционной системы Windows Vista и аналогичные для Windows 7/8, гаджеты для браузеров, а также гаджеты SideShow (англ.) на совместимых устройствах.
Наиболее проработана версия, связывающая слово гаджет с фр. gâche (скоба, хомут) и уменьшительной формой фр. gâchette (скобка, хомутик)[3].
Первоначально же gâche означало застежку (видимо, в виде шпенька) и происходит от нидерл. gesp, gespe (пряжка, застежка), что характеризует «пристёгиваемость» устройства.
#1. В каком предложении нарушено правило словоупотребления (слова использованы в несвойственных им значениях, нарушена сочетаемость слов, есть многословие)
B. Это очень способные стихи.
B. Это очень способные стихи.
A. Граждане! Не разоряйте гнезда!
A. Граждане! Не разоряйте гнезда!
C. Не слышно ни криков, ни свиста крыльев.
C. Не слышно ни криков, ни свиста крыльев.
#2. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква
B. бе…болезненно, бе…фокусный, в…бодрить
B. бе…болезненно, бе…фокусный, в…бодрить
C. пр…сечь, непр…хотливо, пр…суждение
C. пр…сечь, непр…хотливо, пр…суждение
A. дез…нтеграция, мед…нститут, по…скать
A. дез…нтеграция, мед…нститут, по…скать
#3. Какое слово нужно вставить на месте пропускаРанние стихотворения поэта … и доступны каждому современному человеку.
B. понятны
B. понятны
б) понятны
б) понятны
A. поняты
A. поняты
#4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И
B. брос…шь, увид…нный
B. брос…шь, увид…нный
C. усво…шь, независ…мый
C. усво…шь, независ…мый
A. встрет…шь, измер…нный
A. встрет…шь, измер…нный
#5. В каком предложении нет лишних слов
A. Спортсменке был присужден максимальный высший балл за выступление.
A. Спортсменке был присужден максимальный высший балл за выступление.
B. На осень был намечен ряд экспедиций на Урал.
B. На осень был намечен ряд экспедиций на Урал.
C. Дуэт двух гитар исполнил популярную мелодию.
C. Дуэт двух гитар исполнил популярную мелодию.
#6. В какой строке все прилагательные пишутся с -нн-
A. нечая…ый, искус…ый, бедстве…ый, восторже…ый
A. нечая…ый, искус…ый, бедстве…ый, восторже…ый
C. лицензио…ый, грациоз…ый, амбициоз…ый, соломе…ый
C. лицензио…ый, грациоз…ый, амбициоз…ый, соломе…ый
B. дискуссио…ый, горта…ый, искусстве…ый, революцио…ый
B. дискуссио…ый, горта…ый, искусстве…ый, революцио…ый
#7. В каком предложении с прямой речью пропущено тире
B. «Это невозможно», сказал он решительно.
B. «Это невозможно», сказал он решительно.
A. Девушка спросила «Как вы себя чувствуете?»
A. Девушка спросила «Как вы себя чувствуете?»
C. «Ну, что ж? Убит» – решил сосед.
C. «Ну, что ж? Убит» – решил сосед.
#8. В каком слове пропущен «ь»
A. привыч_ный
A. привыч_ный
C. призрач_ный
C. призрач_ный
B. приготов_тесь
B. приготов_тесь
#9. В каком ряду оба слова пишутся через дефис
B. выпукло(вогнутый), (полу)остров
B. выпукло(вогнутый), (полу)остров
A. (пол)лимона, северо(западный)
A. (пол)лимона, северо(западный)
C. (зоо)магазин, литературно(художественный)
C. (зоо)магазин, литературно(художественный)
#10. В каких словах пишется пре-
A. пр_лететь, пр_школьный
A. пр_лететь, пр_школьный
B. пр_думать, пр_землиться
B. пр_думать, пр_землиться
C. пр_датель, пр_дел
C. пр_датель, пр_дел
#11. Какой фразеологический оборот имеет значение «слишком много, в избытке»
A. хоть шаром покати
A. хоть шаром покати
C. хоть глаз выколи
C. хоть глаз выколи
B. хоть отбавляй
B. хоть отбавляй
#12. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук
A. отрОчество
A. отрОчество
C. нАверх
C. нАверх
B. клялАсь
B. клялАсь
#13. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом
B. Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.
B. Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.
C. Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!
C. Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!
A. Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.
A. Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.
#14. Укажите ошибочное суждение
C. В слове ПЕРЦЕМ две глухих согласных
C. В слове ПЕРЦЕМ две глухих согласных
B. В слове КУШАТЬ букв больше, чем звуков
B. В слове КУШАТЬ букв больше, чем звуков
A. В слове СДЕЛАЛА озвончение согласных
A. В слове СДЕЛАЛА озвончение согласных
#15. В каком случае ударение падает на «и»
A. жалюзи
A. жалюзи
C. комитет
C. комитет
B. император
B. император
#16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква О
B. ж…нглер, трущ…ба
B. ж…нглер, трущ…ба
A. бесш…вный, расч…ска
A. бесш…вный, расч…ска
C. ш…рох, ш…пот
C. ш…рох, ш…пот
#17. Укажите грамматически правильное продолжение предложенияПолучив начальное домашнее образование в Москве,
B. дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей.
B. дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей.
б) дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей.
б) дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей.
A. этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус в Петербурге.
A. этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус в Петербурге.
#18. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ь
B. ералаш…, наотмаш…
B. ералаш…, наотмаш…
C. стрич…, гореч…
C. стрич…, гореч…
A. сжеч…, стриж…
A. сжеч…, стриж…
#19. В каком предложении есть ошибка в склонении числительного
C. трое девушек
C. трое девушек
B. тысяча девятьсот первый год
B. тысяча девятьсот первый год
A. около восьмисот изделий
A. около восьмисот изделий
#20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква НИскусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решётки Петербурга – одно из украшений города.
A. 2, 3
A. 2, 3
б) 2
б) 2
B. 2
B. 2