§ 54. Раздельное написание наречных выражений
1. Пишутся раздельно (в три слова) наречные выражения, состязание из двух повторяющихся существительных с предлогом между ними: бок о бок, с глазу на глаз и т. п. (по аналогии: один на один).
2. Пишутся раздельно (в два слова) наречные выражения с усилительным значением, образованные сочетанием двух одинаковых существительных, из которых одно имеет форму именительного падежа, а другое — творительного: дело делом, честь честью, чудак чудаком и т. п.
3. Пишутся раздельно (в два слова) употребленные в наречном значений сочетания существительных с предлогами:
без: без ведома, без запроса, без обиняков, без оглядки, без отказа, без просвета, без просыпу, без разбору, без спросу, без толку, без удержу, без умолку, без устали;
в: в дым, в лоск, (пьяный) в стельку, в подбор, в придачу, в складчину, в старину, в стык, в тупик, в тупике; в головах, в ногах;
до: до зарезу, до отвала, до отказа, до смерти, до упаду; за: за полночь;
на: на бегу, на весу, на виду, на лету, на скаку, на ходу, на вес, на вид, на вкус, на глаз, на глазок, на грех, на диво, на зависть, на ощупь, на редкость, на славу, на смех; на днях, на радостях, на рысях, на сносях, (стоять) на часах;
от: (поднять) от силы (три килограмма);
по: по старинке;
под: под стать, под уклон, под хмельком, под шумок;
с: с ведома, с кондачка, с маху, с наскока, (сбиться) с панталыку, с разбегу, с разгона, с размаху, с ходу и т. п.
Пишутся раздельно (в два слова) выступающие в функции наречия сочетания предлога на с неизменяемыми частями речи (частицами, междометиями): на авось, (свести) на нет, на ура, на фуфу; ср. также: на арапа, на шарап и др.
4. Пишутся раздельно (в два слова) употребленные в качестве наречия сочетания существительного с различными предлогами, если это существительное в определенном значении сохранило хотя бы некоторые падежные формы:
в насмешку, с насмешкой;
за границу, за границей, из-за границы (но: торговля с заграницей — от существительного заграница);
на дом, на дому;
на карачки, на карачках;
на корточки, на корточках; .
на цыпочки, на цыпочках;
на запятки, на запятках;
на поруки,, на поруках; :
на память, по памяти;
на руку, не с руки;
на совесть, по совести;
под мышку, под мышкой, под мышки, под мышками, из-под мышек;
под спуд, под спудом.
То же, если существительное употреблено в переносном значении: крикнуть в сердцах (‘в гневе’); ругать за глаза (‘заочно’).
5. Пишутся раздельно (в два слова) наречные выражения, состоящие из предлога в и существительного или прилагательного, начинающегося с гласной: в обмен, в обрез, в обхват, в упор; в открытую.
6. Пишутся раздельно (в два слова) некоторые наречные образования с предлогом на. (пойти) на боковую, на мировую, на попятную.
ЭТИ НАРЕЧИЯ И НАРЕЧНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО
без ведома
без запроса
без обиняков
без оглядки
без отказа
без просвета
без просыпа и без просыпу
без разбору
без спросу и без спроса
без толку
без удержу
без умолку
без устали
бок 6 бок
в виде
в головах
в диковинку
в добавление
в заключение
в конце концов
в корне
в лоск
в меру
в насмешку
в ногах
в ногу
в обмен
в обнимку
в обрез
в обтяжку
в обхват
в общем
во всеоружии
во всеуслышание
в одиночку
во избежание
во сто крат
в открытую
в отместку
в охапку
в прах
в противовес
в рассрочку
в розницу
вряд
в сердцах
в складчину
вслед за тем
в срок
в старину
в сторону
в струнку
в тиши
в три погибели
в тупик
в упор
до востребования
до зарезу
до крайности
до неузнаваемости
до отвала и до отвалу
до отказу и до отказа
до свидания
до сих пор
до смерти
до упаду
за глаза (‘заочно, в отсутствие’)
за границей
за границу
за полночь
за упокой
за что про что
из-за границы
из-под мышек
из-под мышки
из-под спуда
как раз
мал мала меньше
на авось
на бегу
на боковую
на веки веков
на веки вечные
на вес
на весу
на вид
на виду
на вкус
на время
на выбор
на глаз
на глазах
на глазок
на грех
на диво
на днях
на дом
на дому
на дыбы
на зависть
на запятки
на запятках
на излёте
на измор
на износ(е)
на исходе
на карачках
на карачки
на корточках
на корточки
на лад
на лету
на манер
на миг
на мировую
на нет
на отлёте
на отлично
на ощупь
на память 4
на плаву
на попятную
на попятный
на поруках
на поруки
на прицел
на редкость
на руку
на рысях
на скаку
на славу
на смех
на сносях
на совесть
на страже
на убой
на ура
на ходу
на хорошо
на цыпочках
на цыпочки
на часах (‘в карауле’)
на четвереньках
на четвереньки
не в духе
не в зачёт
не в меру
не в пример
не даром (‘не бесплатно’)
не за что
не к добру
не к спеху
не к чему
не по вкусу
не под силу
не по зубам
не по нутру
не по плечу
не прочь
не с руки
ни за что
ни за грош
ни на йоту
нога в ногу
один на один
от мала до велика
повременим
под боком
под вечер
под гору
по дешёвке
под исход
под конец
под ложечкой
под мышками
под мышки
под мышкой
под силу
под спуд(ом)
под стать
по двое
под шумок
под уздцы
под уклон
по крайней мере
по нутру
по одному
по очереди
по преимуществу
по совести
по старинке
по трое
про себя
с боку на бок
сбоку припёка
с ведома
с виду
с глазу на глаз
с кондачка
слово в слово
слово за слово
с маху
с налёта и с налёту
с наскока и с наскоку
с начала до конца
со всем тем
с панталыку (сбиться)
с разбегу и с разбега
с разгона и с разгону
с размаху и с размаха
с ходу
с часу на час
час от часу
ПОДЕЛИТЬСЯ
Что значит жить по совести? 3 готовых примера итогового сочинения 2021-2022 по литературе на данную тему для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.
Что значит жить по совести? итоговое сочинение ЕГЭ:
Совесть – чувство ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Бывает так, что человек совершает плохие поступки против других ради своей выгоды. И даже если об этом не узнает общество, человеку будет совестно за то, что он сделал. А бывает так, что у человека есть чувство долга перед другим человеком или перед целым обществом. Это и значит — жить по совести.
В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв отправляется в ссылку, так как на него донёс Швабрин в пособничестве Пугачёву. Но Маша Миронова, которую спас главный герой от рук Швабрина, отправляется в Санкт-Петербург, чтобы подать прошение императрице. Героиня понимала, что никто не спасёт невиновного Петра, и она готова помочь ему всеми возможностями, как помог когда-то ей сам Гринёв. Это и есть то чувство долга перед человеком, ради которого Маша поехала к самой Екатерине II. И императрица поверила героине и не стала сомневаться в благородности Петра. Таким образом, Маша Миронова спасла Гринёва от заточения. Именно благодаря ей, справедливость восторжествовала.
Ф.М. Достоевский в произведении «Преступление и наказание» рассматривает вопрос человеческой морали. Родион Раскольников, молодой бедный студент, решает закрыть вопрос с нехваткой денег, но абсолютно бесчеловечным и незаконным путём. Он убивает старуху-процентщицу, чтобы забрать её сбережения. Но на место преступления неожиданно приходит сестра старухи, которую главный герой тоже убивает. После таких зверских поступков Родиона охватывает ужас. В конце концов, он не справляется с мучениями совести и раскаивается всем в убийстве. Он отправляется на каторгу в Сибирь. Главному герою стыдно за то, как он глупо загубил свою жизнь, и жизнь других людей.
На основании изложенного выше можно сделать вывод, что у каждого человека есть совесть, которая делает человека чувственным, порядочным, нравственным. Она заставляет человека делать правильным выбор в жизни и отвечать за свои поступки.
Пример сочинения ЕГЭ №2 с аргументами из литературы
В каждом обществе есть нормы: социальные, правовые, корпоративные, но особое место в нём занимают моральные. Говоря о них, человек рассматривает происходящее вокруг с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости. Очень часто мы прибегаем к помощи такого явления, контролирующего нас изнутри, как совесть. Так что значит «жить по совести»? Я считаю, что так живет тот, кому не чуждо чувство стыда, кто всегда руководствуется моральными нормами. Слова и действия должны укреплять самоуважение, а не подтачивать его – тогда и будет уместно использовать данное понятие. Для аргументации своей позиции приведу примеры из читательского опыта.
Вспомним рассказ Александра Грина «Зелёная лампа». Два богача, Стильтон и Реймер, замечают лежащего на улице человека. Этим беднягой был Джон Ив, выходец из Ирландии. Ему было около 25 лет, за которые он успел поработать и фермером, и матросом, и углекопом. Теперь он находился в Англии в поисках лучшей жизни. Стильтон предложил бездомному 10 фунтов в месяц, если тот сейчас же снимет в одной из центральных улиц квартиру с окном на улицу. Бродяга должен был каждый день с пяти вечера до двенадцати ночи зажигать лампу, покрытую зелёным абажуром, никуда не выходить и ни с кем не разговаривать. Джон от безысходности согласился на странную сделку. Так он и поступал каждый день, слыша под окнами гадкие фразы в свой адрес. Прошло 8 лет. В одну из больниц города доставили старика, которым был Стильтон, сломавший ногу на лестнице. Это был уже не тот богатый человек, который когда-то пил дорогое вино и ходил по клубам. Он уснул на койке, а после пробуждения увидел доктора, лишившего его правой ноги. Этим специалистом был Джон Ив, та самая «игрушка», над которой подшутил Стильтон. Он поведал историю своей жизни, рассказав, что унизительная шутка миллионера помогла ему найти себя. Сидя дома, он читал книги о медицине, а с экзаменами для поступления в колледж помог студент, живший с ним. Этот пример ярко показывает контраст двух людей. Стильтон – олицетворение бессовестного человека: в свои 40 лет он лишь ходил по клубам, ничего не желая в этой жизни. Он позволил себе унизительную «шутку» над человеком, однако для бродяги наказание стало подарком судьбы. Джон жил по совести, ведь честно учился и трудился во благо общества. И он не отказался помогать своему обидчику, а выручил его в трудную минуту. Его поведение соответствует моральным нормам.
Прекрасный пример можно также найти в рассказе Андрея Платонова «Юшка». Ефим, человек лет сорока, явно похожий на старика, работал в кузнице. Все называли его Юшкой. Не только дети, но и взрослые обижали его. Каждое лето он уходил из деревни, но никто не знал куда. Однажды больного толкнул в грудь прохожий, и Юшка умер. Лишь спустя время в деревню приехала девушка, искавшая Ефима Дмитриевича. Не сразу кузнец вспомнил, что так звали его помощника. Оказалось, что Юшка каждое лето уходил в город помогать девушке-сиротке, которая теперь явилась проведать своего кормильца. Конечно, она не застала его, но, будучи врачом, продолжила добрые дела Ефима, бескорыстно помогая людям. Этот пример показывает, что Юшка жил по совести: он поддерживал сироту безвозмездно и вложил в ее душу моральные ориентиры, которые направили героиню на верный путь.
Таким образом, совесть – это внутренний контролёр, который, к сожалению, свойственен не всем людям. Она формируется в зависимости от социально-культурного окружения и является моральной основой личности. Если человек совестливый, его поступки будут соответствовать нормам морали. Жить по нравственным правилам — это значит уважать и себя, и других людей в равной степени.
Пример сочинения ЕГЭ №3 с аргументами из литературы
Совесть-это индикатор личных моральных ценностей человека. Ею можно, и нужно руководствоваться при выборе каким образом поступить в той или иной ситуации. Так что же значит выражение жить по совести? Для меня это означает быть честным к самому себе, не поступать вопреки своим принципам и нравственным ценностям. Для аргументации своей точки зрения приведу примеры из читательского опыта.
В произведении Быкова «Обелиск» повествуется о жизни сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. Всю жизнь Алесь преподавал своим ученикам не только науки, но и правила жизни. Когда началась война, ситуация в селе значительно ухудшилась, слабые духом люди перешли на сторону фашистских захватчиков и стали полицаями, в ежедневные задачи которых входило угнетение населения.
Например, Каин, бывший шеф полиции, будучи слабым человеком, почти сразу вступил в их ряды, не задумываясь о последствиях. Мороз же, не отступая от своих принципов, продолжал преподавать в школе. Когда полицаи забрали его учеников для многочисленных пыток и допросов за то, что они утопили машину, учитель, недолго думая, пошел к ним на помощь. Мороза никто у этому не принуждал, а даже наоборот, его отговаривали, ведь он мог скрываться от захватчиков и тем самым спасти себе жизнь. В совершенном детьми поступке не было его вины. Так, автор демонстрирует и самопожертвование героя. Он, зная, что идет на верную смерть, делает все чтобы спасти своих детей, руководствуясь своими внутренними ценностями.
Данный вопрос также нашел свое отражение и в произведении Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». В романе рассказывается о ситуации, которая произошла с плотником по имени Егор. Он всегда поступал не для одобрения со стороны общества, а так, как велела ему его совесть. Вступив в строительную бригаду, герой старался и дальше следовать своим принципам, но его постоянно торопили и заставляли оставлять работу некачественной. Егор сильно стыдился, глядя на результат. Мастер побывал на разных стройках, но нигде ему не позволяли подходить к делу ответственно и основательно, как он привык, потому что на предприятии таким образом понижалась производительность. Герой не смог смириться с муками совести от плохого выполнения работы, поэтому перестал работать в бригадах и пошел в разнорабочие. На этом примере мы видим, что Егор остался верен своим нравственным принципам, несмотря на давление окружающих его людей.
В заключение хочется сказать, что каждому следует быть тем, кем он является, и поступать в любой ситуации так, как велит совесть, придерживаться своих внутренних идеалов.
Для итогового сочинения 2021-2022 посмотрите:
-
Примерные темы итогового сочинения 2021-2022 ЕГЭ по литературе
-
Аргументы для направления «Кому на Руси жить хорошо?
Тезисы
- Для чего нужна совесть? Она играет роль морального и этического ориентира.
- Что значит «жить по совести»? Это выражение означает соответствие человека общепринятым нравственным критериям.
- Проблема совести заключается в том, что она противоречит стремлению человека к легкой наживе и бесчестным способам достижения целей.
- Нужна ли человеку совесть? Она необходима для того, чтобы личность развивалась в нравственном отношении.
- Зачем человеку нужна совесть? Она помогает нам своевременно исправлять ошибки и совершенствовать себя.
- Совестливый человек — это тот, кто испытывает нравственные угрызения после совершенной ошибки.
- Человеку сложно действовать по соображениям совести, потому что они нередко идут вразрез с его интересами.
- Может ли совесть навредить человеку? Да, может, если чувство вины станет навязчивым и неотвратимым призраком, вынуждающим человека на отчаянный поступок — самоубийство.
Аргументы
«Война и мир» Л. Н. Толстой. Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – это поистине значительное произведение русской классической литературы. Кажется, в нём можно найти примеры на любую тему, аргументы к любым жизненным ситуациям. Проблема совести также не осталась незамеченной. Наиболее яркий эпизод, который подтверждает мысль о том, что совесть необходима каждому благородному и нравственному человеку, – это момент, когда Николай Ростов проигрывает в карты крупную сумму денег в тот момент, когда его семья испытывает материальные трудности. Юноша великолепно воспитан, у него есть собственные нравственные ориентиры, ему не чуждо такое понятие, как мораль. А потому в его душе моментально разгорается внутренний конфликт – борются страх и совесть. Первый стремится заглушить чувство вины, найти способ решить проблему, не сообщая ничего родным. Вторая же стоит на стороне правды, честности и искренности. Совесть побуждает героя признаться в содеянном родителям. Ему действительно стыдно перед ними, он прекрасно осознаёт свою ошибку и раскаивается в своём поступке. Читатель понимает это, когда Николай слышит пение и игру на фортепиано своей сестры – Наташи Ростовой. Музыка, связанная с детством, с добром, с семьёй, пробуждает в герое нравственную натуру, делает громче голос совести. Настоящее искусство и отличное воспитание помогли Николаю Ростову остаться честным и благородным человеком, который нашёл в себе силы признать свою вину и рассказать о своём неправильном поступке. Если бы он не совесть, Николай не нашел бы правильного выхода из этой ситуации и наверняка испортил бы отношения с родными.
«Челкаш» М. Горький. Рассказ Максима Горького «Челкаш» зиждется на антитезе. То есть на противопоставлении двух героев. «Заядлый пьяница и ловкий, смелый вор» Гриша Челкаш встречает бедного крестьянского парня Гаврилу. Первому как раз нужен был подельник для нового преступления, ведь старый товарищ Мишка угодил в больницу. Ночью новые знакомые совершают сделку «успешно» – если можно так выражать в адрес нелегальных действий. Но возникает проблема с тем, как поделить прибыль. Гаврилу не устроила та доля, которую отдал ему Челкаш. Жадность и алчность заглушили голос совести в душе крестьянского юноши. После того, как мирные просьбы и даже мольбы не увенчались успехом, он бросил в Гришу камень. Вначале страх от содеянного затуманил и без того неясный рассудок предателя – он было позабыл про деньги. Но мысли о них очень скоро подсказали ему оправдания чудовищного поступка: кто же будет жалеть о воре, кому он нужен? А вот Гаврила распорядится деньгами с умом. Но эти доводы не убедили Челкаша. Просить прощения было уже поздно – Гриша плюнул в лицо предателю и, презрительно оглядев его, швырнул деньги. М. Горькому удалось с помощью антитезы ярко и наглядно показать, что у Челкаша есть совесть. Несмотря на то, что выживать ему приходится воровством, он не утратил главного – человечности и нравственности. Жадность не застелила его глаза. Голос морали в нём звучит громче алчности, поэтому он бросает деньги и уходит, оставляя несостоявшегося убийцу наедине с корыстью. Вот к чему приводит Гаврилу отсутствие совести: он униженно собирает деньги, за которые чуть было не совершил смертный грех. Именно голос нравственности помогает людям сохранять достоинство и вести себя правильно.
«Смерть чиновника» А. П. Чехов. В рассказе «Смерть чиновника» Антон Павлович Чехов мастерски нарисовал гиперболизированную картину. Читатель знакомится с господином Червяковым. Сначала кажется, что он крайне хорошо воспитан, вежлив и чтит нормы морали. Однако впоследствии становится понятно, что его многочисленные извинения перед начальником, на которого он ненароком чихнул в театре, – это вовсе не вежливость и искреннее сожаление о столь неприятном казусе. На самом деле, это лишь страх наказания или даже увольнения, потери чина и должности. Червяков слушает отнюдь не свою совесть. Ведь в таком случае хватило бы одного искреннего извинения. Таким образом, А. П. Чехов проиллюстрировал ложное понимание совести и нравственности.
«Матрёнин двор» А. И. Солженицын. Яркий пример отсутствия совести можно найти в произведении Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня – праведница Матрёна – бескорыстно помогает всем соседям, знакомым и даже незнакомым. Она с радостью приходит на помощь, часто забывая о собственных удобстве и желаниях. Однако в ответ она не получает не то что взаимности, но даже малейшей подмоги. Когда Матрёна заболевает или просто с трудом справляется одна с каким-то тяжёлым делом, никто не подставляет ей плечо и не подаёт руку. Добрая, искренняя и нравственная женщина оказывается в действительности очень одинока. Не приходят на помощь даже те, кому Матрёна не раз оказывала услугу. К сожалению, добро не всегда отзывается добром. Однако главную героиню не останавливало отсутствие совести у окружающих, ведь она была воспитана иначе. Благодаря собственным нравственным ориентирам, она не опускается до злобы, обиды, мести, а также не уподобляется бесчестным людям, которые не приходят на подмогу в ответ. Матрёна всё так же по-настоящему любит помогать другим. Она живет по совести, в отличие от своего окружения, поэтому автор называет ее «праведницей», без которой жизнь в убогой и нищей деревушке утратила бы всякий свет.
«Человек на часах» Н. С. Лесков. В рассказе Николая Семёновича Лескова «Человек на часах» читатель видит столкновение служебного долга и человеческого. Главный герой – солдат Измайловского полка Постников – занимал должность часового в ночь, когда услышал из темноты крики о помощи. Тема совести занимает в этом произведении важное место. Во-первых, Постников делает выбор в пользу совести и нравственности и бросается на помощь человеку, попавшему в беду. И это происходит, несмотря на то, что за оставленный пост герою грозит суровое наказание, ведь он нарушил Устав. Во-вторых, есть и другой персонаж в рассказе, у которого отсутствует совесть. Это офицер, который проезжал мимо на санях, когда Постников спасал человека. Офицер присвоил этот подвиг себе и сообщил об этом начальству. Впоследствии офицер получил награду за поступок, которого не совершал, а Постников – наказание за то, что покинул пост. В этом произведении очень четко расставлены акценты: Постников живет по совести, поэтому спасает человека, рискуя получить наказание, а вот офицер руководствуется только соображениями выгоды, поэтому лжет начальству и, конечно, никого не спасает, если в этом нет его материальной заинтересованности.
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский. Где искать пример на тему «совесть», как не в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»? Ведь главный герой – Родион Романович Раскольников – обременил свою совесть страшным преступлением – он убил старуху-процентщицу и ее беременную сестру. Если бы Раскольников был нравственно мёртв и не имел шанса на спасение души, то чувство вины его не терзало бы на протяжении всего произведения. Расследование шло всего несколько дней, но для Родиона они тянулись вечность. Он сильно заболел и ослаб из-за страшных переживаний, вызванных своим ужасным поступком. И, в конце концов, к Раскольникову приходит осознание, что он совершил страшную ошибку, представив, что имеет право распоряжаться чужой жизнью. Таким образом, герой искренне раскаялся в своём страшном поступке, потому что у него есть совесть, к которой он прислушивается. Он не полностью потерял нравственные ориентиры, а лишь временно и по ошибке отвернулся от них. На его примере каждый из нас точно поймет, зачем человеку дано чувство вины? Оно помогает нам исправиться и исцелить душу, даже если мы оступились и упали очень низко.
«Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков. В романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» переплетается несколько историй и даже миров. В одном из них герой по имени Понтий Пилат вынужден судить Иешуа. Понтий Пилат занимает должность римского прокуратора. На самом деле, он понимает, что осуждённый мужчина ни в чём не виноват, что его казнь будет несправедливой. Однако его звание, его чин берут верх над ним и над истиной. Приговор вынесен. Иешуа распят. Судью мучает нескончаемая головная боль, а что ещё хуже – совесть. За свой бесчестный поступок Пилат наказан бессмертием и вечными муками. Однако вспомним слова самого Михаила Афанасьевича Булгакова из того же произведения: «Рукописи не горят». Это значит, что правда навсегда останется правдой, как бы её ни пытались спрятать или уничтожить. В конце концов, Понтий Пилат раскаивается в своём несправедливо вынесенном смертном приговоре и освобождает свою душу от мук. Таким образом, даже у человека, который серьёзно оступился, нарушил нормы морали, есть шанс на духовное спасение, если он действительно искренне сожалеет о своей ошибке и раскаивается, просит прощения. Но на всё это способны только люди, у которых изначально есть совесть. Она спасает и выводит на правильную дорогу даже тех, кто идет на поводу у трусости — самого страшного порока.
«Пропала совесть» М. Е. Салтыков-Щедрин. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин известен как мастер сатиры. Из-под его пера вышла не одна сатирическая сказка. В этих произведениях многое гиперболизировано. Это сделано для того, чтобы ярче и нагляднее изобразить людские пороки. В творчестве этого выдающегося писателя есть и сказка, посвящённая чувству вины, – «Пропала совесть». По сюжету в самом деле люди лишились совести. Но никто и не заботится об этом – совести-то больше нет, зачем переживать? Кто-то начинает обманывать, кто-то строит козни, кто-то клевещет, кто-то льстит – бессовестные люди начинают регулярно совершать ужасные поступки, вредить друг другу. Но самое страшно то, что никого это не волнует. Ведь больше нет совести, которая заставляет задумываться, думать об окружающих, напоминает о нормах морали и нравственности. Сам автор пишет о произошедшем так: «Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть». Некоторое время совесть валялась, будто бы ненужная старая тряпка – все отшвыривали её, не желая забрать себе. Но однажды она попала в руки к пьянице. И с ним произошла удивительная метаморфоза: он протрезвел, к нему пришло осознание, как много ошибок и бесчестных поступков он совершал раньше, он моментально ощутил весь груз ответственности за совершённые деяния. Ему стало настолько тяжело и горестно, что он заплакал. От совести пьяница поспешил избавиться. После небольшого путешествия по людям разных чинов и званий совесть, наконец, обрела дом в сердце ребёнка. Теперь она растёт вместе с малышом, помогает ему принимать решения и жить честно. Таким образом, совесть – важная составляющая человеческой натуры и человеческой жизни. Без нее мир погружается во тьму коварства, насилия, лжи и бесчестия. Поэтому совесть нужно воспитывать с детства, ведь никто из нас не хочет жить в таком мире.
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов. Главный герой романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» – Григорий Александрович Печорин. В литературе этого персонажа называют «лишним человеком». Жизнь ему опостылела. Любое занятие кажется ему скучным и не может занять героя надолго. В своём внутреннем монологе Печорин признаётся, что ощущает себя «топором в руках судьбы», который приносит окружающим людям только боль, печаль и разочарование. Один из ярких эпизод – история с Бэлой. Эгоистичные желания и поступки Печорина губят бедную девушку. Читателю сначала кажется, что Григорий Александрович остаётся равнодушен и холоден даже после смерти Бэлы. Он не пустил ни одной слезы. Более того, он рассмеялся. Но это был вовсе не злорадный смех и не смех веселья или довольства. За этим смехом кроются страх и боль. Так странно герой реагирует на утрату и пережитый стресс. Впоследствии Печорин всё лучше раскрывается перед читателем. Тогда становится понятно, что Григорий Александрович не полностью утратил совесть. Всё происходящее приносит страдание не только другим людям, но и самому герою. Он глубоко несчастен, но у него не хватает духовных сил справиться со своей скукой и равнодушным отношением к жизни. Однако если мы восстановим правильную хронологию романа, то поймем, что Григорий не выдержал чувства вины и отправился на войну в Персию — погибать. Потому он и отдал свой дневник, дав понять читателю, что его жизнь кончена. Смерть Бэлы терзала его, не давала покоя, поэтому он решился на такой отчаянный шаг. Порой совесть может слишком сильно угнетать человека и вредить ему
«Бедная Лиза» Н. М. Карамзин. Обращаясь к теме совести, стоит обратить внимание на повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». В особенности на то, как Эраст – юноша-дворянин – реагирует на самоубийство крестьянской девушки Лизы. Ведь она бросилась в воду и утопилась из-за предательства Эраста. Между молодыми людьми вспыхнул роман, они сблизились, и Эраст даже обещал жениться на девушке. Но вскоре юноша сообщил, что его призывают на службу в армию. Там он промотал все деньги, а потом женился на старой богатой женщине, ведь не мог представить себе жизни без роскоши. Да и чувства к Лизе остыли. Когда обман раскрылся, героиня впала в отчаяние и убила себя. Однако Эраст не был злодеем – он был безвольным, слабым, эгоистичным, но не жестоким. Но он не желал причинить боль и вред. У него не было силы, зато была совесть. Так что до конца собственной жизни он почитал себя убийцей, глубоко раскаивался в своём поступке и так и остался несчастен.
«Гранатовый браслет», А.И. Куприн. Совестливый человек никогда не простит себе проступка или ошибки, всегда постарается исправиться и выйти на верный путь. Это доказывает пример из «Гранатового браслета». Вера Шеина была замужней женщиной, но с юности имела одного анонимного ухажера, который писал ей письма и даже присылал подарки. В ее семье к этому относились нормально, ведь женщина не давала поводов для подозрений, а ее поклонник не навязывал своего присутствия. Но однажды она получила в подарок на именины браслет от незнакомца. Ее брата, гордого и надменного военного, очень разозлило данное обстоятельство. Он вынудил мужа Веры вмешаться и найти загадочного дарителя. Им оказался телеграфист Желтков. Мужчины заставили его отказаться от написания анонимных посланий Вере. Не видя смысла в жизни без любви, герой совершил суицид. Героиня узнала об этом и винила себя в смерти Желткова. Конечно, более черствый человек не придрался бы к себе из-за гибели какого-то незнакомца, ведь не она к нему ходила, а ее брат и муж. Но чувство вины не оставляло Веру, несмотря на все доводы рассудка. Только прощальное письмо Желткова и звуки сонаты Бетховена немного успокоили ее, но, без сомнения, голос совести еще не раз напомнит ей о Георгии и его судьбе.
«Станционный смотритель», А.С. Пушкин. Человек без совести порой совершает ошибку, которую уже невозможно исправить. Именно в этом состоит опасность, который подвергается каждый из нас, кто не чувствует свою вину. Это доказывает пример из произведения «Станционный смотритель». Главная героиня убежала из отцовского дома вместе с гусаром. Отец очень любил ее, никогда не обижал, но не мог обеспечить богатства и процветания дочери. Поэтому Дуня выбрала обеспеченную жизнь в столице, не посоветовавшись с родителем. Самсон Вырин долго искал беглянку, хотел спасти ее от разврата и беды, ведь не знал намерений Минского. Однако при встрече дочь упала в обморок от страха, и офицер выгнал Вырина вон. От горя герой запил и умер в одиночестве. Дочь даже не писала ему. Но спустя несколько лет после смерти смотрителя богато одетая дама с детьми приехала на его могилу и горько плакала. Дуня заглушила голос совести богатством и роскошью, а потому сделала ужасную ошибку, бросив отца. Когда она сама стала матерью и поняла горе Самсона, она раскаялась, но было уже слишком поздно: отец умер. Вот почему нам так необходима совесть: она помогает вовремя одуматься и принять правильное решение.
Смотреть что такое ПО СОВЕСТИ в других словарях:
ПО СОВЕСТИ
по совести нареч. 1) Честно, добросовестно. 2) Откровенно, чистосердечно. 3) Употр. как вводное словосочетание в экспрессивно-окрашенной речи, подчеркивая истинность сказанного; по правде.<br><br><br>… смотреть
ПО СОВЕСТИ
по совести
См. честный…
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999.
по совести
честный; как должно, как подобает, по правде, без обмана, по чести, правильно, чередом, как нужно, как у других, как у всех, по всей форме, порядочно, чин по чину, как у людей, честь по чести, как положено, честь честью, чин чинарем, как полагается, со всеми онерами, как следует, как надо, честно, чин чином, по-человечески, по-людски, должным образом
Словарь русских синонимов.
по совести
нареч, кол-во синонимов: 29
• без обмана (17)
• должным образом (26)
• как должно (25)
• как надо (27)
• как нужно (30)
• как подобает (26)
• как полагается (34)
• как положено (24)
• как следует (70)
• как у всех (24)
• как у других (23)
• как у людей (24)
• по всей форме (32)
• по правде (9)
• по чести (32)
• по чистой совести (2)
• по-людски (26)
• по-человечески (34)
• порядочно (45)
• правильно (84)
• со всеми онерами (22)
• справедливо (26)
• чередом (23)
• честно (84)
• честь по чести (26)
• честь честью (26)
• чин по чину (24)
• чин чинарем (25)
• чин чином (24)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
без обмана, должным образом, как должно, как надо, как нужно, как подобает, как полагается, как положено, как следует, как у всех, как у других, как у людей, по всей форме, по правде, по чести, по чистой совести, по-людски, по-человечески, порядочно, правильно, со всеми онерами, чередом, честно, честь по чести, честь честью, чин по чину, чин чинарем, чин чином… смотреть
ПО СОВЕСТИ
I• ПО СОВЕСТИ••
[PrepP; Invar]=====
1. по совести жить, поступать и т.п. [adv or, less often, subj-compl with copula (subj: abstr)]
⇒ (to live, act e… смотреть
ПО СОВЕСТИ
вводное слово и член предложения 1. Вводное слово. То же, что «честно говоря». Выделяется знаками препинания, обычно запятыми. Подробно о пунктуации п… смотреть
ПО СОВЕСТИ
ПО СОВЕСТИ. 1. Разг. Экспрес. Честно, справедливо (жить, поступать). Это был простой, самобытный искатель правды, обличитель лжи, который сам старался … смотреть
ПО СОВЕСТИ
1) Орфографическая запись слова: по совести2) Ударение в слове: по с`овести3) Деление слова на слоги (перенос слова): по совести4) Фонетическая транскр… смотреть
ПО СОВЕСТИ
Разг. Одобр. Честно, справедливо. ФСРЯ, 444.Синонимы:
без обмана, должным образом, как должно, как надо, как нужно, как подобает, как полагается, как… смотреть
ПО СОВЕСТИ
(честно, добросовестно)Синонимы:
без обмана, должным образом, как должно, как надо, как нужно, как подобает, как полагается, как положено, как следует… смотреть
ПО СОВЕСТИ
по с’овестиСинонимы:
без обмана, должным образом, как должно, как надо, как нужно, как подобает, как полагается, как положено, как следует, как у всех… смотреть
ПО СОВЕСТИ
com toda a sinceridadeСинонимы:
без обмана, должным образом, как должно, как надо, как нужно, как подобает, как полагается, как положено, как следует,… смотреть
ПО СОВЕСТИ
по совестиСинонимы:
без обмана, должным образом, как должно, как надо, как нужно, как подобает, как полагается, как положено, как следует, как у всех,… смотреть
ПО СОВЕСТИ
по совести честный, как должно, как подобает, по правде, без обмана, по чести, правильно, чередом, как нужно, как у других, как у всех, по всей форме, порядочно, чин по чину, как у людей, честь по чести, как положено, честь честью, чин чинарем, как полагается, со всеми онерами, как следует, как надо, честно, чин чином, по-человечески, по-людски, должным образом<br><br><br>… смотреть
ПО СОВЕСТИ
Ударение в слове: по с`овестиУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: по с`овести
ПО СОВЕСТИ ГОВОРЯ
по совести говоря <сказать>Разг. Неизм. Говоря откровенно, искренне (употребляется при подчеркивании правильности, истинности сказанного, утвержд… смотреть
ПО СОВЕСТИ ГОВОРЯ
по со/вести говоря/ (сказать), вводн. сл.
Синонимы:
должен признаться, каюсь, надо признаться, нечего греха таить, откровенно говоря, по правде говор… смотреть
ПО СОВЕСТИ ГОВОРЯ
• ПО СОВЕСТИ; ПО СОВЕСТИ ГОВОРИ <СКАЗАТЬ, ПРИЗНАТЬСЯ> all coll
[these forms only; sent adv (parenth)]=====
⇒ speaking openly, if one is to speak … смотреть
ПО СОВЕСТИ ГОВОРЯ
老实说; 凭良心说Синонимы:
должен признаться, каюсь, надо признаться, нечего греха таить, откровенно говоря, по правде говоря, по правде сказать, по совести с… смотреть
ПО СОВЕСТИ ГОВОРЯ
по совести говоря
нареч, кол-во синонимов: 15
• говоря откровенно (2)
• говоря чистосердечно (2)
• должен признаться (13)
• каюсь (15)
• надо признаться (16)
• нечего греха таить (14)
• откровенно говоря (15)
• по правде говоря (14)
• по правде сказать (15)
• по совести сказать (13)
• по чести сказать (15)
• признаться (13)
• признаться сказать (13)
• признаюсь (13)
• что греха таить (14)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
должен признаться, каюсь, надо признаться, нечего греха таить, откровенно говоря, по правде говоря, по правде сказать, по совести сказать, по чести сказать, признаться, признаться сказать, признаюсь, что греха таить… смотреть
ПО СОВЕСТИ ГОВОРЯ
По совести говоря, я его плохо знаю.Синонимы:
должен признаться, каюсь, надо признаться, нечего греха таить, откровенно говоря, по правде говоря, по п… смотреть
ПО СОВЕСТИ ГОВОРЯ / СКАЗАТЬ
вводное выражение Выделяется знаками препинания, обычно запятыми. Подробно о пунктуации при вводных словах см. в Приложении 2. (↑Приложение 2) По сове… смотреть
ПО СОВЕСТИ ПРИЗНАТЬСЯ
• ПО СОВЕСТИ; ПО СОВЕСТИ ГОВОРИ <СКАЗАТЬ, ПРИЗНАТЬСЯ> all coll
[these forms only; sent adv (parenth)]=====
⇒ speaking openly, if one is to speak … смотреть
ПО СОВЕСТИ СКАЗАТЬ
по совести говоря <сказать>Разг. Неизм. Говоря откровенно, искренне (употребляется при подчеркивании правильности, истинности сказанного, утвержд… смотреть
ПО СОВЕСТИ СКАЗАТЬ
• ПО СОВЕСТИ; ПО СОВЕСТИ ГОВОРИ <СКАЗАТЬ, ПРИЗНАТЬСЯ> all coll
[these forms only; sent adv (parenth)]=====
⇒ speaking openly, if one is to speak … смотреть
ПО СОВЕСТИ СКАЗАТЬ
по совести сказать
нареч, кол-во синонимов: 13
• должен признаться (13)
• каюсь (15)
• надо признаться (16)
• нечего греха таить (14)
• откровенно говоря (15)
• по правде говоря (14)
• по правде сказать (15)
• по совести говоря (15)
• по чести сказать (15)
• признаться (13)
• признаться сказать (13)
• признаюсь (13)
• что греха таить (14)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
должен признаться, каюсь, надо признаться, нечего греха таить, откровенно говоря, по правде говоря, по правде сказать, по совести говоря, по чести сказать, признаться, признаться сказать, признаюсь, что греха таить… смотреть