По щучьему веленью и другие сказки русские сказки книга

По щучьему веленью русские сказки от а до я начинается сказка, начинается побаска сказка добрая, повесть долгая я читаю

Фото

ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ

Русские сказки от А до Я

Начинается сказка, начинается побаска —

сказка добрая, повесть долгая…

Фото

Я читаю сынишке такую историю:

«Собрался один глупый парень свататься. Сват ему советует:

— Ты, брат, с невестой-то как-нибудь покруглее говори. Пришли к невесте. Молчит парень, а как наелся-напился — говорит невесте:

— Колесо.

Молчал-молчал, потом опять ей говорит:

— Колесо.

Сват его толкает: „Ты чего мелешь?“. „Так ты мне сам велел: круглее, мол, говори! А колесо-то ведь круглое!“».

— Как думаешь, — спрашиваю я, — сказка это или нет?

— Конечно, нет, — отвечает мальчик. — Так ведь могло быть и на самом деле, верно?

— Хорошо. Теперь слушай другую:

«Летела ворона по-над морем, смотрит — рак ползет. Хап его! И понесла в лес, чтобы, усевшись где-нибудь на ветке, хорошенько закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит вороне:

— Эй, ворона, ворона! Знал я твоего отца и твою мать — славные были люди!

— Угу! — ответила ворона, не раскрывая клюва.

— И братьев и сестер твоих знаю, что за добрые были люди!

— Угу!

— Да всё же они хоть и хорошие люди, а тебе не ровня. Мне сдается, что разумнее тебя никого нет на свете.

Понравились вороне такие речи, каркнула она во весь рот и упустила рака в море».

— Ну, а это — сказка?

— Самая настоящая. Потому что рак и ворона не могут разговаривать.

Он прав.

Сказка это вымысел.

Только в сказках птицы и звери говорят человеческим голосом, только в сказках встречаются неведомые создания: Баба Яга, Змей Горыныч, Кот Баюн, Кощей Бессмертный, Жар-птица; волшебные приключения происходят с героями: Иваном-царевичем, Еленой Премудрой, Емелей-дураком, стрельцом-удальцом…

В старину сказочников на Руси называли бахарями. В те времена грамотный человек был еще большой редкостью, поэтому люди, обладавшие чудесным даром сочинять и рассказывать небывальщины, пользовались любовью и уважением детей и взрослых. Затем по деревням стали ходить собиратели сказок, они записывали те удивительные истории, которые жили в народе. От них сказки перешли в книги.

Книга, которую ты держишь в руках, называется «Русские сказки от А до Я». На каждую букву алфавита здесь есть своя сказка. А алфавит у нас, как известно, называется АЗБУКОЙ.

Первую славянскую азбуку разработали ученые люди, монахи КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ. По имени одного из них она и была названа КИРИЛЛИЦЕЙ. Впервые напечатали ее в Болгарии в девятом веке, больше, чем тысяча сто лет назад. До сих пор у нас и у болгар почти одинаковый алфавит.

Буквы в кириллице, чтобы их было легче учить, обозначались еще и словами. Например, А — АЗ, Б — БУКИ (отсюда — АЗБУКА), В — ВЕДИ, Г — ГЛАГОЛЬ…

Мы ввели кириллицу и в текст этой книги. Во-первых, чтобы тоже облегчить изучение букв тем, кто их не знает, а во-вторых — чтобы ребята узнали, откуда берет начало русская письменность.

С чего начинается сказка?

С присказки:

«Без присказки сказки — что без полозьев салазки.

Начинается сказка, начинается побаска — сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику…

Далеко от нас было — не видать, а только лишь от стариков было слыхать…

Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди…»

Фото

СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА

Фото

Фотоили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка.

Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки.

Пошла Аленушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.

— Сестрица Аленушка, я пить хочу!

— Подожди, братец, дойдем до колодца.

Шли-шли — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.

— Сестрица Аленушка, хлебну я из копытца!

— Не пей, братец, теленочком станешь!

Братец послушался, пошли дальше.

Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.

— Сестрица Аленушка, напьюсь я из копытца!

— Не пей, братец, жеребеночком станешь!

Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше.

Идут, идут — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.

Иванушка говорит:

— Сестрица Аленушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!

— Не пей, братец, козленочком станешь!

Фото

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком…

Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек.

Залилась Аленушка слезами, села под стожок — плачет, а козленочек возле нее скачет.

В ту пору ехал мимо купец:

— О чем, красная девица, плачешь?

Рассказала ему Аленушка про свою беду.

Купец ей и говорит:

— Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козленочек будет жить с нами.

Аленушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.

Стали они жить-поживать, и козленочек с ними живет, ест-пьет с Аленушкой из одной чашки.

Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись, приходит ведьма: стала под Аленушкино окошко и так-то ласково начала звать ее купаться на реку.

Привела ведьма Аленушку на реку. Кинулась на нее, привязала Аленушке на шею камень и бросила ее в воду.

А сама оборотилась Аленушкой, нарядилась в ее платье и пришла в ее хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся — и тот не распознал.

Одному козленочку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовет:

— Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…

Узнала об этом ведьма и стала просить мужа — зарежь да зарежь козленка…

Купцу жалко было козленочка, привык он к нему. А ведьма так пристает, так упрашивает, — делать нечего, купец согласился.

Читать дальше

Урок 2.

Тема  Вводный урок раздела. Рубрики «Что уже
знаем и умеем», «В мире книг». План действий «Как подготовить рассказ о книге»

Цели: в игровой форме познакомить учащихся с
миром литературного чтения; обобщить знания, полученные на уроках литературного
чтения в 1 классе; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь хорошо
ориентироваться  в учебнике, знать систему условных обозначе­ний, легко
находить нужную главу и нужное произведение в учеб­нике.

Оборудование: жетоны с крестиками и ноликами по
количеству учащихся и, карточки с заданиями для игры; игровое поле, разделено
на 8 квадратов.

Ход урока

I Организационный момент

( Учащиеся
вытягивают 
 жетоны,
на которых нарисован кре
стик или нолик Таким образом
все делятся на 2 команды. Садятся
за два стола.) Сегодня
мы проводим информационно-развлекательную игру «Крестики-нолики». Число 8
является ее символом. В игре 8 конкурсов. Тема игры: «Самое великое чудо на
свете». Перед вами поле, где указаны номера конкурсов, в которых вы будете
участвовать. После каждого конкурса подводится итог, который отмечается на
игровом поле знаком команды. В игре победит та команда, чьих знаков окажется
больше.

II.
Работа по теме урока. Проведение конкурсов

Конкурс
1. «Угадай-ка»

Задания
дают каждой команде по очереди.

Задания
для 1-й команды

                             1.Сели птицы на страницу,

Знают быль и
небылицы [Б
уквы.)

      2.Еду по
грядам,

       Рву без
счету,

А все цело. (Чтение.)

      3.Шея
длинная такая,

     Хвост
крючком,

И не секрет:

Любит всех она
лентяев.

А ее летя и — нет!
(Двойка.)

     4.Белый
зайчик прыгает

по черному полю. (Мел 
и доска.)

     5.Хоть не
шляпа, а с полями

    Не цветок, а с
корешком 

     Разговаривает
с нами

Всем понятным
языком.

Задания
для 2-й команды

1.На странице
букваря

Тридцать три
богатыря.

Мудрецов
-богатырей

                        Знает каждый грамотей. (Алфавит.)

2.В школьной сумке
я лежу

                         Как ты учишься, скажу. (Дневник.)

3.Семя плоско,

Поле гладко;

 Кто умеет.

Тот и сеет

Семя не всходит,

                        А плод приносит.(Писать
на  бумаге.)

4.Скажи: кто дела
так боится ,

Как палки — пес,

                         Как камня — птица? (Лентяй)

5. Страну чудес
откроем мы

И встретимся с
героями.

В строчках

На листочках,

Где станции на
точках.
(Книга.)

Конкурс
2. «Бросай-ка»

Возьмите в руки
новый учебник по чтению. Как он назы­вается? («Литературное чтение».)

Назовите, кто
составил для вас этот учебник. (Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В.
Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.)

Назовите условные
обозначения учебника, объясните их. (Дети называют, что обозначают голубой,
зеленый и розо­вый прямоугольники, объясняют и другие знаки.)

Прочитайте, как
называется первый раздел учебника. («Са­мое великое чудо на свете».)

Как вы думаете,
что можно назвать самым великим чудом на свете? (Ответы детей.)

А сейчас пришло
время для взаимоиспытаний. Ваша зада­ча — прочитать текст на с. 5, рассмотреть
иллюстрации, со­ставить 4 вопроса по содержанию для команды соперников.

(Команда, задающая
вопрос, выбирает отвечающего и бросает ему мяч.)

Что такое
библиотека? (Это собрание книг, которые один человек или много людей собрали
и хранят.)

Конкурс
3. «Счастливый случай»

Самая первая книга ученика. (Букварь.)

У кого смерть на конце иглы? (У Кощея Бессмертного.)

Кто первый тянул репку? (Дед.)

Кто любил Красную
Шапочку, кроме мамы? В слове-отгадке 3 слога. (Бабушка.)

Кто жених Мухи-цокотухи? (Комарик.)

Столица нашей Родины. (Москва.)

Аппарат, на котором Баба-яга совершает полет. (Ступа.)

Продавец лечебных пиявок. (Дуремар.)

Конкурс
4. «Музыкальная пауза»

(Учитель включает песню
«Танец маленьких утят», а команды должны исполнить:

I -я команда — «Танец
маленьких котят», 2-я команда — «Танец маленьких щенят».)

Конкурс
5. «Заморочки из бочки»

(Каждой команде выдается
мешочек с контейнерами от киндер -сюрпризов, в которых есть задания.)

Задания
для1 -й команды

Жилище Бабы-яги. (Избушка.)

Сказочная скатерть. (Самобранка.)

Где хранится
смерть страшного долгожителя, героя русских народных сказок? (На
конце иглы.)

Кто из обитателей болота стал женой  царевича? (Лягушка.)

Папа Буратино. (Карло.)

Девичья краса- длинная … коса).

Имя мальчика, который
стал козленочком. (Иванушка.)

Задания
для 2-й команды

Сестрица Иванушки. (Аленушка.)

Деревянный мальчик. (Буратино.)

Необычным вид
транспорта, на котором герой русской на­родной сказки попал к царю во дворец.
(Печка Емели.)

Что мешало спать принцессе? (Горошина.)

В какой сказке
зимой собрали цветы»? («Двенадцать меся­цев».)

Самая « болтливая» птица. (Сорока.)

Верный друг Гены.
(Чебурашка.)

 Конкурс 
6_ «Ситуация»

Вам
будут предложены ситуации и ответы к ним. Выберите правильный ответ.

Задания
для 1 -й команды

Когда почтальон Печкин постучал в дверь, что ему ответили?

а)      «Дерни за
веревочку, дверь и откроется»;

б)      «Кто
там
?»;

в)      «У нас все
дома».

Кто
появлялся перед солдатом, когда он начинал высекать огонь с помощью огнива?

а)      джин;

б)      три
собаки;

в)      двое из
ларца.

Что подарили эльфы Дюймовочке?

а)      пропеллер;

б)      крылышки,

в)      обручальное
кольцо.

Задания для 2-й
команды

Сергей
Михалков рассказывал о человеке огромного роста.

Как
его звали ?

а)      Емеля;

б)      Степан;

в)      Иван.

Как звали девочку
из сказки «Серебряное копытце»?

а) Машенька;

б) Настенька;

в) Даренка.

3.
Как называется одна из сказок Ш. Перро?

а) «Кот
в сапогах,

б) «Кошка
в сапогах»;

в)  «Курочка в
сережках».

Конкурс
7. «Называй-ка»

Выберите
одну из карточек. На обратной стороне написано название сказки. Вам за короткое
время нужно подготовить и по­казать пантомиму, чтобы соперники догадались,
какая это сказка. (Карточки: «Теремок», «По щучьему веленью».)

III.
Подведение итогов урока

         Давайте подведем итоги.

Вы немало
потрудились. Вот закончилась игра. Вы чему-то научились. Результаты знать пора!
(Оглашение результатов конкурсов.)Так что же мы считаем самым великим чудом на
свете?

Домашнее
задание

Подобрать пословицы о
книге, суметь объяснить их смысл.

Литературная
викторина по русским народным сказкам для детей старшей группы детского сада

 «В
гостях у сказки»

Цель:
закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:
• закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках;
• прививать любовь к устному народному творчеству;
• развивать память, мышление, наблюдательность, образную речь;
• воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество; дружелюбие, честность
в игре, справедливость;
• способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы;
• вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в
командных соревновательных играх развивающего характера;

Материал и оборудование:
• загадки о сказках и сказочных героях:
• разрезные картинки по сказкам;
• раздаточные карточки по сказкам
• фишки;
• книги со сказками для оформления

Предварительная работа: (с воспитанниками и воспитателя)
• чтение русских народных сказок;
• рассматривание иллюстраций;
• оформление выставки книг с русскими народными сказками.

Ход
викторины:

Ведущий: Мы все с
детства любим сказки. Сказки учат нас жизни, рассказывает о добре и зле. Сказка
помогает познать мир. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. А
какие вы знаете и любите сказки, мы сегодня проверим. А для этого наши
участники поделятся на 4 команды. Каждой команде будут заданы вопросы и даны
задания, за каждый правильный ответ будут выдаваться фишки. Победит та команда,
которая лучше справится с испытаниями, наберет наибольшее количество фишек.
Итак, начнём нашу викторину.
Для начала нашим командам надо будет угадать загадки о сказках, сказочных
героях или сказочных предметах.

1 Возле леса, на
опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя

2 На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился…
Колобок

3 Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
Баба Яга

4 Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый.
Конёк-горбунок

5 Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки….
Маша и медведь

6 Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
Волк и семеро козлят

7 Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя

8 Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
Царевна лягушка

9 Ах, ты Петя простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Кот, лиса и петух

10 Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко —
Слёзы льёт бедняжка.
Снегурочка

11 Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Мышка

12 Братца украли,
Себе на спину сажали,
Крыльями махали,
Бабе-Яге угождали.
Гуси-лебеди

13 Кто к проруби ходил,
Всех удивил,
Воду черпал —
Щуку поймал,
Дурачком звался,
На печке катался?
Не прошло месяца да недели —
На царевне женился кто?
Емеля

14 Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
Курочка Ряба

15 В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
Теремок

16 В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
Заюшкина избушка

Ведущий: Продолжаем нашу викторину. Сейчас нашим командам надо будет
вспомнить сказки, и ответить правильно на вопросы.

1. «Скоро сказка сказывается, да не скоро…» Что дальше?
Дело делается
2. От кого не ушёл Колобок?
От лисы
3. Попив водицы из копытца, братец Иванушка превратился в…
Козлёночка
4. Кто из этих зверей в сказках носит фамилию Топтыгин, отчество Потапыч,
а кличку — Косолапый?
Медведь…..
5. Сколько козлят слопал волк в сказке «Волк и семеро козлят»?
Шесть
6. Отчего растаяла Снегурочка?
Прыгнула через костёр
7. «Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло — …» Что дальше?
А в рот не попало
8. В какое время года происходили события в сказке «По щучьему веленью»?
Зимой
9. Куда упала стрела младшего сына из сказки «Царевна-лягушка»?
В болото
10. В сказке «Гуси-лебеди» девочка, разыскивая братца, сначала встретила на
пути…
Печку
11. Кто во всем помогал Крошечке -Хаврошечке?
Коровушка
12. «Битый небитого везет…». Из какой сказки эти слова?
«Лисичка-сестричка и серый волк»
13. Кто прогнал лису в сказке «Заюшкина избушка»?
Петух
14. Из какого инструмента мужик варил кашу?
Из топора
15. Кто сломал теремок?
Медведь
16. За какие леса несла лиса петуха?
За тёмные

Ведущий: Молодцы. Еще раз мы убедились, что все наши участники хорошо
знают сказки, но пора нам и отдохнуть. (Проводится физ.минутка «Сказочные
герои»)
Ведущий: А теперь мы проверим, смогут ли они угадать сказку по предметам.
Участники команд должны выбрать любой конверт. В конверте лежат изображения
предметов. Участники должны назвать сказку, по предложенному набору предметов.

1 набор:
Миска, кровать и дом в лесу – 3 медведя
2 набор:
Лёд, петух, избушка – Заюшкина избушка
3 набор:
Избушка на курьих ножках, печка, река – Гуси-лебеди
4 набор:
Дом, лягушка, волк – Теремок
5 набор:
Рыба, прорубь, тесто – Лисичка – сестричка и серый волк
6 набор:
Лужа, купец, ведьма – Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
7 набор:
Поле, конь, царевна – Сивка – бурка
8 набор:
Печь, дрова, ведра – По щучьему велению

Ведущий: Молодцы. А сейчас проверим наши команды на внимание. Надо будет
найти ошибку.

Царевна-мушка
По кошачьему велению
Иван царевич и зеленый волк
Сестрица Аленушка и братец Никитушка
Петушок — золотой пастушок
Мальчик-с-ноготок
Суп из топора
Сивка-мурка

Ведущий: Хорошо. Все справились. А наша викторина продолжается.
Все нам нравится собирать пазлы. Сейчас мы посмотрим, у кого это лучше
получается. Нашим командам необходимо будет собрать картинки из сказок. Кроме
этого необходимо надо будет назвать эту сказку. Участники команд выбирают
конверты с разрезными картинками ( Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Маша и медведь,
Заюшкина избушка, По щучьему велению, Теремок, Кот,петух и лиса,Колобок).

Ведущий: Вот наша викторина подошла к завершению. А сейчас мы подсчитаем
количество заработанных фишек и узнаем, чья команда победила. (После подсчета и
объявления победителей команды награждаются призами).

Рефлексия:

Ведущий: Вот ребята мы с вами и вспомнили сказки. Но мы не перестанем их
читать, ведь благодаря им, мы набираемся мудрости и жизненного опыта.

В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло

Самые известные и популярные сказки русских и советских писателей, народные сказки.

Русские литературные сказки

skaz23

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) стал одним из родоначальников русской авторской сказки.
В сказках А.С.Пушкина (1799–1837) отразилось знакомство с разнообразными текстами, от народных сказок из собрания братьев Гримм до высокой литературы. Несомненное влияние на пушкинские сказки оказало и знакомство автора с русским фольклором.

Одна из лучших русских авторских сказок Черная курица, или Подземные жители. Волшебная повесть для детей (1829) написана Антонием Погорельским (настоящие имя и фамилия – Алексей Алексеевич Перовский, 1787–1836). 
Заметную роль в становлении русской литературной и авторской сказки сыграли Владимир Иванович Даль со своими вариациями на темы русской фольклорной сказки, Петр Павлович Ершов (1815–1869), автор стихотворной сказки Конек-Горбунок (1834), Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1862–1889), создатель многочисленных сатирических сказок.

Корней Иванович Чуковский (настоящие имя и фамилия – Николай Васильевич Корнейчуков, 1882–1969). создал ряд сказок, ставших классическими – Мойдодыр (1923), Тараканище (1923), Муха-цокотуха (1924), Бармалей (1925), Айболит (1929). 

Интересный авторские сказки в русле народной устной традиции создали отлично знавшие северный фольклор Борис Викторович Шергин (1896–1973,и Степан Григорьевич Писахов (1879–1960).
Этапной в развитии авторской сказки стала книга Юрия Карловича Олеши (1899–1960) Три толстяка (1924, выход в свет – 1928), его единственный опыт в детской литературе. 

Произведения Евгения Львовича Шварца (1896–1958)  Дракон (1944), Обыкновенное чудо (1954), демонстрируют прекрасное знание западноевропейской сказки, но являются неотъемлемой частью художественного мира драматурга.

Популярной стала Алексея Николаевича Толстого (1883–1945) Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)., где рассказывается о похождениях деревянного мальчика Буратино.

Лазарь Ильич Лагин (настоящая фамилия – Гинзбург, 1903–1979), создавая повесть Старик Хоттабыч (1938) строит повествование, описывая сказочное волшебство в социалистической стране, выработавшей новый тип человека..

С пересказа книги американского писателя Л.Ф.Баума «Мудрец из страны Оз»  начинал Александр Мелентьевич Волков (1891–1977), написавший  повесть «Волшебник Изумрудного города» (первое издание – 1939).  Вышедшие впоследствии Урфин Джюс и его деревянные солдаты, Семь подземных королей, Огненный бог Марранов, Желтый туман и Тайна Заброшенного Замка – оригинальные сочинения автора.

Переходный между литературной и авторской сказкой жанр представлен в сборниках Финист – Ясный Сокол (1947) и Волшебное кольцо (1949), собранных Андреем Платоновичем Платоновым (1899–1951). Русские народные сказки преображены настолько, что вряд ли верно называть это «обработкой».

В 50-х годах большую известность получили книги Виталия Георгиевича Губарева (1912–1981) Королевство кривых зеркал (1951), В Тридевятом царстве (1956), Трое на острове (1959). Подлинную популярность книге принес одноименный кинофильм режиссера А.А.Роу, вышедший на экран в 1963.

Триология Николая Николаевича Носова (1908–1976) Приключения Незнайки и его друзей (отдельное издание – 1954), Незнайка в Солнечном городе (отдельное издание – 1958) и Незнайка на Луне (отдельное издание – 1971) соединила  в себе различные стили, от утопии до памфлета.

Валерий Владимирович Медведев (род. 1923) в повести Баранкин, будь человеком! (1962) близок к жанру научной фантастики. Превосходную авторскую сказку Шел по городу волшебник…(1963) написал ленинградский прозаик Юрий Геннадьевич Томин (настоящая фамилия – Кокош, р. 1929).

Эдуард Николаевич Успенский (род. 1937). в книге «Крокодил Гена и его друзья» (1966) создает непривычную систему персонажей, делая главным героем изобретенное им существо. Его книга Вниз по волшебной реке (1979) построена на игре с формами и стереотипами народной сказки,  в данном случае фольклорное произведение приобретает черты авторской.сказки

▤ Дополняющие материалы: 100 лучших сказок мира. Гид по сказкам

ss196tr

70 лучших сказок русских и советских писателей

1 Александр Пушкин — Руслан и Людмила
2 Александр Пушкин — Сказка о рыбаке и рыбке
3 Александр Пушкин — Сказка о царе Салтане
4 Александр Пушкин — Сказка о попе и о работнике его Балде
5 Александр Пушкин — Сказка о золотом петушке
6 Александр Пушкин — Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
7 Василий Жуковский —  Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче,
о хитростях Кощея Бессмертного и
о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери
8 Василий Жуковский — Сказка о Иване-царевиче и сером волке
9 Иван Крылов — Ворона и Лисица
10 Иван Крылов — Мартышка и очки
11 Иван Крылов — Лебедь, Рак и Щука
12 Иван Крылов — Стрекоза и Муравей
13 Иван Крылов — Слон и Моська
14 Сергей Аксаков — Аленький цветочек
15 Петр Ершов — Конёк-Горбунок
16 Алексей Толстой — Золотой ключик, или Приключения Буратино
17 Алексей Толстой — Прожорливый башмак
18 Александр Островский — Снегурочка
19 Павел Бажов — Уральские сказы
20 Николай Некрасов — Генерал Топтыгин
21 Николай Некрасов — Сказка о добром царе, злом воеводе и бедном крестьянине
22 Николай Гоголь — Вий
23 Александр Грин — Бегущая по волнам
24 Самуил Маршак — Двенадцать месяцев
25 Николай Носов — Приключения Незнайки и его друзей
26 Николай Носов — Незнайка на Луне
27 Николай Носов — Незнайка в Солнечном городе
28 Алан Александр Милн — Винни-Пух
29 Эдуард Успенский — Дядя Фёдор, пёс и кот
30 Лазарь Лагин — Старик Хоттабыч
31 Корней Чуковский — Мойдодыр
32 Корней Чуковский — Доктор Айболит
33 Евгений Велтистов — Электроник — мальчик из чемодана
34 Аркадий Гайдар — Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове
35 Сергей Козлов — Сказки о ёжике и медвежонке
36 Виталий Бианки — Рассказы и сказки
37 Юрий Олеша — Три толстяка
38 Константин Паустовский — Сказки
39 Виталий Губарев — Королевство кривых зеркал
40 Александр Волков — Урфин Джюс и его деревянные солдаты
41 Виталий Бианки — Синичкин календарь
42 Евгений Шварц — Голый король
43 Валентин Катаев — Цветик-семицветик
44 Александр Волков — Волшебник Изумрудного города
45 Александр Волков — Жёлтый Туман
46 Александр Волков — Огненный бог Марранов
47 Александр Волков — Семь подземных королей
48 Борис Шергин — Волшебное кольцо
49 Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком
50 Юрий Томин — Шёл по городу волшебник
51 Лия Гераскина — В стране невыученных уроков
52 Сергей Абрамов — Выше радуги
53 Кир Булычев — Сто лет тому вперёд
54 Владимир Одоевский — Городок в табакерке
55 Владимир Одоевский — Мороз Иванович
56 Владимир Одоевский — Индийская сказка о четырех глухих
57 Вениамин Каверин — Песочные часы
58 Софья Прокофьева — Сказка о ветре в безветренный день (Пока бьют часы)
59 Всеволод Гаршин — Attalea princeps
60 Владимир Брагин — В Стране Дремучих Трав
61 Радий Погодин — Где ты, Гдетыгдеты?
62 Дмитрий Гайдук — Растаманские Сказки
63 Андрей Малышев — Елена Прекрасная
64 Софья Ролдугина — Ключ от всех дверей
65 Виталий Губарев — В Тридевятом царстве
66 Эдуард Веркин — Серия книг «Хроника Страны Мечты»
67 Тамара Крюкова — Кот на счастье
68 Елена Данько — Побеждённый Карабас
69 Степан Григорьевич Писахов —  Соломбальска бывальщина
70 Ованес Туманян.  Умный и глупый

BOOK24. САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ КНИГИ СО СКАЗКАМИ


Русские народные сказки

Фольклористы обычно выделяют 3 основных вида русских народных сказок: сказки о животных, бытовые, и волшебные сказки.
Среди русских народных сказок присутствует достаточно много сказок о животных («Лиса и Журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т. п.), у которых обычно простая мораль, и они отражают чаще всего отношения, существующие между людьми. Затем идут бытовые сказки, в которых прослеживаются реальные черты народной жизни («Кашица из топора», «Жена-спорщица» и т. п). Наконец, самые интересные – волшебные сказки, с необычными сюжетами, героями, превращениями и всевозможными чудесами («Марья Моревна», «Сивка-бурка» и т. п.).

Всем хорошо известны традиционные персонажи русских сказок: Баба-яга, Василиса Премудрая, Иван-царевич, волшебные помощники (утка, заяц, медведь и другие).
В народных сказках с незапамятных времен идет яростная борьба между Добром и Злом: юный Иван-царевич храбро сражается со Змеем Горынычем и побеждает его, простой крестьянин ловко одурачивает жадного попа и чертей, а Василиса Прекрасная берет верх над жестокой Бабой-ягой.
В русских сказках частым персонажем оказываются волшебные животные, которые могут разговаривать и помогать главному герою. Иногда такими животными оказываются заколдованные люди, которых необходимо освободить от власти злых чар. Наиболее часто в русских сказках присутствуют следующие животные: лягушки (Царевна-Лягушка), птицы (Гуси-лебеди, Жар-Птица), лисы (Лиса Патрикеевна), медведи (Мишка Косолапый), кошки (Кот-Баюн), волки (Серый Волк), козы (Коза-дереза), лошади (Сивка-Бурка).
Нередко персонажами становятся демонические существа (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудо-юдо, Змей-Горыныч).
Люди представлены либо мужскими (Иван-дурак, Иван-царевич, Емеля, Солдат), либо женскими (Марья Искусница, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Василиса Прекрасная) вымышленными персонажами.
Также персонажами могут стать ожившие артефакты (Терёшечка, Глиняный парень, Колобок).

Звери и птицы принимают активное участие в событиях народной сказки. Часто герой спасает их, а они, в свою очередь, ему помогают – так в сказках утверждается связь человека и природы. Каждый зверь имеет в сказке определенное символичное значение. Так, ворон – птица мудрая, волк всегда зол и коварен, лисица хитра, а медведь глуп. Кроме того, сказители любят давать своим героям необычные имена: Котофей Иваныч (кот), Михаил Потапыч (медведь), Лизавета Ивановна (лиса). Приключения животных похожи на людскую жизнь.

65 лучших русских народных сказок

1 Гуси-лебеди 33 Два Ивана — солдатских сына
2 Иван-царевич и серый волк 34 Два Мороза
3 Сестрица Аленушка и братец Иванушка 35 Елена Премудрая
4 Василиса Прекрасная 36 Золотая рыбка
5 Царевна-Лягушка 37 Иван Бесталанный и Елена Премудрая
6 Иванушка-дурачок 38 Иван — коровий сын
7 Колобок 39 Казак и ведьма
8 Репка 40 Как лиса шила волку шубу
9 Курочка Ряба 41 Кашица из топора
10 Петушок – золотой гребешок 42 Коза — дереза
11 Баба-Яга 43 Кот — серый лоб, козел да баран
12 Сивка-Бурка 44 Кривая уточка
13 Теремок 45 Мальчик с пальчик
14 Морозко 46 Маша и медведь
15 Иван — крестьянский сын и чудо-юдо 47 Медведь и лиса
16 Финист — ясный сокол 48 Морской царь и Василиса Премудрая
17 Волк и коза 49 Мужик и медведь
18 Белая уточка 50 Никита Кожемяка
19 Бобовое зернышко 51 О Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове
20 Волшебное кольцо 52 О молодильных яблоках и живой воде
21 Журавль и цапля 53 Пастушья дудочка
22 Зимовье зверей 54 По щучьему веленью
23 Каша из топора 55 Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
24 Летучий корабль 56 Поп и батрак
25 Кот и лиса 57 Правда и Кривда
26 Лиса и волк 58 Семь Симеонов
27 Лиса и журавль 59 Фома и Ерема
28 Лиса и кувшин 60 Хаврошечка
29 Мужик и медведь 61 Хрустальная гора
30 Никита Кожемяка 62 Царевна — змея
31 Хаврошечка 63 Чернушка
32 Марья Моревна 64 Чудесная рубашка
    65 Яичко

Сказки. Купить книги


Русские народные сказки. Раздел в интернет-магазине Лабиринт
labirint.ru

Сказки отечественных писателей. Раздел в интернет-магазине Лабиринт
labirint.ru

Жанр «Сказки» в книжном магазине Литрес
litres.ru 

Почитать русские народные сказки 


Детская электронная библиотека «Пескарь»

peskarlib.ru/skazki

Сайт «Сказки»

l-skazki.ru 

Мульфильмы по руским сказкам


А

А в этой сказке было так…

Алёнушка и солдат (мультфильм)

Б

Баба Яга. Начало (мультфильм)

Бабка Ёжка и другие

Бурёнушка

В

Вернулся служивый домой

Волк и семеро козлят (мультфильм)

Волк и семеро козлят на новый лад

В некотором царстве…

Василиса Прекрасная (мультфильм)

Верлиока (мультфильм)

Вершки и корешки

Волчище — серый хвостище

Волшебная птица (мультфильм)

Г

Горе — не беда

Гуси-лебеди (мультфильм)

Д

Двенадцать месяцев (аниме)

Девочка и медведь

Дереза (мультфильм)

Ж

Жар-птица (мультфильм)

Жил у бабушки козёл

Жихарка (мультфильм, 2006)

З

Зимовье зверей (мультфильм, 1981)

И

Ивашко и Баба-Яга

К

Как поймать перо Жар-Птицы

Как старик наседкой был

Колобок (мультфильм, 1936)

Краса ненаглядная

Крылатый, мохнатый да масленый

Как грибы с горохом воевали

Каша из топора

Колобок (мультфильм, 1956)

Кот и лиса (мультфильм)

Кот Котофеевич (мультфильм)

Л

Лиса и дрозд (мультфильм)

Летучий корабль (мультфильм)

Лиса и Волк (мультфильм, 1936)

Лиса и волк (мультфильм, 1958)

Лиса и заяц

Лиса и медведь (мультфильм)

Лиса Патрикеевна (мультфильм)

Лиса, заяц и петух (мультфильм)

М

Машенька (мультфильм)

Межа (мультфильм)

Мороз Иванович (мультфильм)

Мальчик-с-пальчик (мультфильм, 1977)

Машенька и медведь (мультфильм)

Медведь — липовая нога

Молодильные яблоки (мультфильм)

П

Петушок — золотой гребешок (мультфильм)

Поди туда, не знаю куда (мультфильм)

Последняя невеста Змея Горыныча

Про деда, бабу и курочку Рябу

Петух и боярин

По щучьему велению (мультфильм, 1984)

По щучьему велению (фильм, 1970)

С

Синеглазка (мультфильм)

Сказка о солдате (мультфильм)

Сказка сказывается

Снегурочка (мультфильм, 2006)

Старик и журавль (мультфильм)

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (мультфильм)

Сказка о глупом муже (мультфильм)

Сказка о Снегурочке (мультфильм)

Сказка про Емелю

Снегурка (мультфильм)

Т

Теремок (мультфильм, 1937)

Теремок (мультфильм, 1945)

Терем-теремок (мультфильм)

Три дровосека

У

Уважаемый леший

У страха глаза велики

Ц

Цапля и журавль (мультфильм)

Царевна-лягушка (мультфильм, 1954)

Царевна-лягушка (мультфильм, 1971)

Царь Дурандай

Ч

Чудесный колодец

Чудесный колокольчик

Чудо-мельница

ВИДЕО


Советские фильмы по мотивам литературных и народных сказок

www.ivi.ru

Советские и российские фильмы по мотивам сказок

www.youtube.com

60 любимых советских мультфильмов по мотивам сказок

kino.mail.ru

Литературное чтение

Карточки для
ознакомления с биографией писателя.

image001Агния Львовна Барто

Родилась в 1906 году в городе Москве.

Отец был ветеринарным врачом, а
мама занималась домашним хозяйством.

Начала писать стихи, когда училась в гимназии.
А.Л. Барто  с детства мечтала стать балериной, училась в балетной школе
и хореографическом училище. Но желание писать книги для детей оказалось
сильнее.

Первые стихи были напечатаны в 1925 году,
когда писательнице было всего 19 лет.

Во время Великой
Отечественной войны работала токарем. А когда ей дали премию, она отдала
её на строительство танка.

А.Л. Барто
написала такие сборники: «Игрушки», «Стихи детям», «Снегирь», «Я
расту», «У нас под крылом»
и другие.

_________________________________________________________________

Таблица
— опора А. Л. Барто

В каком
году родилась А.Л. Барто?

Кем
работал её отец?

Где
училась А. Барто, когда начала писать стихи?

Кем
мечтала стать А.Л. Барто?

Во сколько
лет напечатала свои первые стихи?

Кем
работала во время Великой Отечественной войны?

Какие
сборники стихов А.Л. Барто вы запомнили?

image002Николай Николаевич Носов

Родился в 1908 году в городе Киеве.

Отец был актером.

Николай Носов был разносторонним
человеком. Увлекался музыкой, пением, фотографией, химией и
шахматами.

В юности работал землекопом,
чернорабочим
, разносчиком газет.

Н. Носов много учился и стал режиссером.
Снимал мультфильмы и учебные фильмы.

Свои юмористические рассказы начал писать
еще до Великой Отечественной войны. В 1938 году вышел первый рассказ – «Затейники».

Всем
знакомы рассказы Н.Н. Носова: «Приключения Незнайки и его друзей», «Мишкина
каша», «Фантазеры», «Живая шляпа» и другие.

Таблица
– опора Н. Н. Носов

В каком
городе родился Н. Носов?

Кем был
его отец?

Чем
увлекался Н. Носов?

Кем
работал Н. Носов в юности?

Какую
профессию получил писатель?

Как
называется первый рассказ

Н.Н.
Носова?

В каком
году он был напечатан?

Какие
рассказы Н. Носова вы знаете?

image003Валентина Александровна Осеева

Родилась в 1902 году в городе
Киеве.

Отец был инженером, мать работала в
редакции газеты.

В юности мечтала стать актрисой,
даже поступила на актерский факультет.

В 21 год поняла, что её призвание – воспитание
детей. 16 лет отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних
правонарушителей.

Работая воспитателем, в свободное время
начала сочинять для детей стихи, сказки, короткие рассказы, пьесы. В. Осеева
любила придумывать разные игры для детей.

В 1937 году был напечатан её первый
рассказ — «Гришка».

Таблица
– опора В. А. Осеева

В каком
году родилась В. А. Осеева?

Кем
работал её отец?

Кем
мечтала стать в юности

В.
Осеева?

Сколько
лет воспитывала беспризорных детей?

Что
любила придумывать В. Осеева для детей?

В каком
году был напечатан её первый рассказ?

Как
назывался  первый рассказ В. Осеевой?

image004Борис Владимирович Заходер

Родился в 1918 году в Молдавии.

Отец был юристом, а мать работала переводчицей.

В детстве Б. Заходер был озорным ребенком.
Увлекался биологией, даже поступил на биологический факультет. Но тяга к
литературе оказалась сильнее.

Б. Заходер поступил в Литературный
институт и закончил его с отличием.

Свое первое детское стихотворение «Морской
бой»
опубликовал в 1947 году в журнале «Затейники».

В 1955 году была напечатана первая книга Б.
Заходера  — «На задней парте».

Кроме этого писатель занимался переводом
зарубежных сказок, стихов, народных песенок. Наиболее известны переводы
автора сказок Милна «Винни-Пух и все-все-все», Астрид Лингрен «Карлсон, который
живет на крыше», Л. Керрола «Приключения Алисы в стране чудес» и другие.

Таблица
– опора Б. В. Заходер

Где
родился Борис Заходер?

Кем
работал его отец?

Кем
работала мать писателя?

Чем
увлекался Б. Заходер?

Какой
институт Б. Заходер закончил с отличием?

Как
называется первое стихотворение Б. Заходера?

Как
называется первая книга автора?

Чем ещё
занимался Б. Заходер?

2.     Тексты для
расширения знаний учащихся о литературоведческих понятиях.

Басня как литературный
жанр и её характерные признаки.

Басня — это литературный жанр, героями которого
являются животные, наделенные чертами характера человека. Манера повествования
сюжета носит сатирический характер, где высмеиваются недостатки героев, их
неправильное поведение, дурные черты характера, а также результат, к которому
это может привести. Мораль басни — это прямое нравоучение.

По дошедшим до наших дней источникам, автором первых
басен был раб Эзоп с острова Самос. Эзоп прославился на века своим умом и тем,
что за свою мудрость и умение давать своему хозяину важные советы, ему была
дарована свобода.

Главным мастером русской басни в стихотворной форме
является Крылов Иван Андреевич. Его персонажи реалистичны, живы и узнаваемы.
Высмеиваемые пороки и недостатки присущи не только отдельному человеку, а
характерны для больших групп людей и даже всего общества в целом. Их мораль
наделена народной мудростью, что делает их понятными и актуальными для любых
времен и народов.

Сказка как литературный жанр и её характерные
признаки.

Сказка – это вымышленный рассказ о героях или
необычных, волшебных событиях и приключениях. Всё, что происходит в сказке –
это вымысел автора.

Сказки могут быть трех видов: о животных, о жизни или
о волшебстве. Сказка обязательно учит читателя чему-то. Обычно в сказке можно
встретить такие слова, как «жили-были», «долго ли, коротко ли» и другие.

В волшебных сказках героями могут быть Баба-яга,
Иван-царевич, Василиса Премудрая, и другие. Им помогают животные. Например, сказки
«Лягушка-царевна», «По щучьему веленью» и другие.

Бытовые сказки рассказывают о простых событиях из
жизни героев. Например, сказка «Каша из топора».

Сказки о животных рассказывают о необычных
приключениях Лисички-сестрички, Конька-Горбунка и других животных. Например, сказки
«Петушок – золотой гребешок», «Волк и семеро козлят» и другие.

Былина как литературный жанр и её характерные признаки.

Былины
– это древние сказания, которые дошли до наших дней. Поэтому они звучат так
необычно для нашего уха, поэтому в них так много слов, которые мы уже не
употребляем. Слова эти называются устаревшими.

Былины появились еще тогда, когда книжек не было.
Поэтому былины не читали, сказывали – пели. Во время пения подыгрывали на
гуслях. Исполнители былин назывались сказителями. Немногие умели сказывать
былины. Сказителей почитали и выражали им всяческое уважение.

Былины рассказывали о подвигах богатырей – могучих и
бесстрашных воинов, обладающих огромной силой. Они разъезжают в чистом поле на
богатырских конях. Кони у богатырей тоже не простые: они умеют чуять опасность
и разговаривать. Если два богатыря повстречаются, они меряются друг с другом
силой: это их богатырские забавы. И тогда земля трясется, будто столкнулись две
горы. Но когда родной земле грозит опасность, богатыри отправляются на битву с
врагом. Как бы ни был силен враг, какие бы несметные полчища ни привел с собой,
богатыри неизменно побеждают в бою.

Стихотворение как
литературный жанр и его характерные признаки.

Стихотворение — это одна
из форм литературного произведения. Как правило, оно отличается сравнительно
небольшим объемом и наличием рифмы. В каждом стихотворении заключен особый
смысл, передаваемый автором. Хорошее стихотворение — это произведение, в котором
выдержан ритм. Его можно пропеть, потому стихи накладывают на музыку.

Для поэта стихотворение —
это способ творческого самовыражения. Через стихи он доносит до читателя свои
чувства, эмоции и душевные порывы. Для людей творческих стихотворение — это способ
красиво рассказать миру о том, что у них на душе. Стихи пишутся о главном — о
любви, дружбе, родине, людях, детях. Стихотворение — это маленькое послание
миру от поэта.

Хорошие стихи похожи на
картины или даже на художественное кино. Они обладают таинственной магией и
способны переносить читателя в мир автора с помощью черных строгих букв на
белом фоне. Хорошие стихи хочется читать вновь и вновь, оживляя в сознании
образы, которые видел автор. Стихи развивают память, мышление, воображение.

Житие как литературный
жанр и его характерные признаки.

Житие — жанр церковной литературы. Житие 
литературное произведение, рассказывающее о жизни святых. Герои жития –
исторически существовавшие люди.

Рассказ как
литературный жанр и его характерные признаки.

Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение,
которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем. Большинство
рассказов написано в прозе, но бывают рассказы и в стихах.
В
рассказе события развиваются быстро. Всегда легко проследить действия героев.
Рассказ
как правило описывает события, происходящие в определенном месте.

В рассказе всегда есть тема, основная
мысль, то, что автор пытается передать читателям. Часто рассказ основывается на
личных наблюдениях автора.

Рассказы
отличаются интересными сюжетами. Эти произведения интересно читать.

Учащиеся начальной школы знакомятся со структурой
и жанровыми особенностями загадок, пословиц, сказок, басен, былин, рассказов,
стихотворений, сопоставляют их по сходству и различию. Литературоведческие
понятия вводятся, закрепляются и повторяются в ходе работы с произведением.
Введению любого нового литературоведческого термина предшествует наблюдение –
обращение к текстам произведений.

Данные выше тексты для расширения знаний
учащихся о литературоведческих понятиях предназначены для учащихся 3-4 классов,
так как содержат уже более полную информацию о литературных жанрах. В 1-2
классах могут быть использованы частями.

  • По щучьему велению сюжет сказки
  • По свободнее или посвободнее как пишется
  • По середке как пишется
  • По сверчиному как пишется
  • По радио передавали сказку 18 мин а концерт на 3 мин меньше